Презентация на тему "история открытия и исследования евразии". Кто открыл евразию скоко лет жил и как он открыл ее

Географические открытия и исследования Евразии. Территория Евразии с древнейших времен была населена разными народами. Освоение и изучение континента каждый из них проводил, руководствуясь своими целями и потребностями, постепенно расширяя круг известных ему территорий.

А вы знаете, что…
Древним китайцам (2-е тысячелетие до н. э.) были известны сопредельные земли Восточной, Центральной и Юго-Восточной Азии. Древние индийцы достигли Гималаев, вели торговлю со странами Месопотамии и Индокитая. Жители Междуречья (долины Тигра и Евфрата) - шумеры, вавилоняне, ассирийцы - исследовали и освоили Месопотамию, побережья Персидского залива и Аравийского полуострова. Благодаря мореходам-финикийцам, населявшим восточный берег Средиземного моря, западные цивилизации получили представление о существовании частей света - Азии и Европы. История освоения морей отражена в мифах Древней Греции. Древнегреческий ученый и путешественник Геродот (V в. до н. э.) посетил Западную Азию, Кавказ, Балканский полуостров, Северное Причерноморье. Благодаря военным походам Александра Македонского (IV в.до н. э.) европейцы проникли в Среднюю Азию и на Ближний Восток. Арабские ученые оставили сведения, рассказавшие европейцам о внутренних районах Аравии, об Иране, Средней Азии, Индии, Индокитае и Малайском архипелаге.

В конце II в. до н. э. сформировался Великий шелковый путь - сквозной внутриконтинентальный торговый маршрут, соединивший Китай, Индию, Ближний Восток и Европу. Эта разветвленная система караванных путей просуществовала более 1,5 тыс. лет (см. рис.).

Главными товарами на Великом шелковом пути были шелк-сырец и шелковые ткани. Китай экспортировал фарфор и чай.С Ближнего Востока и из Центральной Азии шли караваны с шерстяными и хлопчатобумажными тканями. Из Южной и Юго-Восточной Азии - со специями для консервации продуктов и изготовления лекарств. За восточные товары европейцы расплачивались золотом, и Великий шелковый путь действовал как канал «перекачивания» драгоценных металлов из Европы на Восток.

В VIII в. активное проникновение на север и запад Европы начали
викинги-норманны.
Путь «из варяг в греки», проходивший по рекам,
связал Балтийское и Черное моря и имел важное значение для развития
торговых отношений между странами материка (см. рис. справа).

Изначально пути использовались норманнами для грабительских набегов, затем стали важными торговыми маршрутами между Северной Европой и богатой Византией. По мере освоения путей варяги колонизовали прилегающие к ним земли, заселенные славянскими племенами.

Географические знания расширялись благодаря путешествиям дипломатов и купцов. Одним из них был русский купец Афанасий Никитин (XV в.),совершивший длительную торговую поездку в Персию и Индию.

В дневнике «Хожение за три моря» Никитин рассказывает о нравах индийцев, отмечает, где «родится шелк», где «родятся алмазы», описывает состояние армии, способ ведения войны. Никитин дивится: «…в Индии семьдесят четыре веры, а разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся».

Важнейшим этапом освоения континента стала эпоха Великих географических открытий . В это время европейцы открыли путь в Азию через Тихий океан, были созданы «чертежи» Восточно-Европейской равнины, начато изучение Средней и Восточной Сибири, северо-западного побережья Тихого океана, открыт пролив, разделяющий Евразию и Северную Америку.
Русское географическое общество долгое время возглавлял Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский - первый исследователь горной системы Тянь-Шань. Николаем Михайловичем Пржевальским были нанесены на карту хребты и озера Центральной Азии. Исследованием этого региона занимался и Владимир Афанасьевич Обручев. Велик вклад в исследование материка уроженцев Беларуси. Основоположником научного изучения озера Байкал стал Бенедикт Иванович Дыбовский . Андрей Ипполитович Вилькицкий исследовал северное побережье Евразии . Изучением озера Байкал и гор Прибайкалья занимался Иван Дементьевич Черский . Уроженец белорусской земли Отто Юльевич Шмидт исследовал ледники Памира, совершил несколько экспедиций на Землю Франца-Иосифа и на Северную Землю. В 1937 г. он организовал экспедицию на Северный полюс для создания там первой дрейфующей станции.

В 1933 г . для проверки возможности плавания по Северному Ледовитому океану транспортных судов был снаряжен пароход «Челюскин» во главе с О. Ю. Шмидтом и В. И. Ворониным. В условиях необычно тяжелой ледовой обстановки лед разорвал борт, и «Челюскин» затонул. На льду оказалось 104 человека,в их числе 10 женщин и 2 детей. Эпопея жизни челюскинцев в ледовом «Лагере Шмидта» и их спасения летчиками потрясла весь мир. За рубежом писали, что имя О. Ю. Шмидта «начертано в золотой книге науки».

Современное географическое изучение Евразии ориентировано на освоение ее природных ресурсов. Проводятся наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей природной среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.

Географические открытия и исследования. Территория Евразии с древнейших времен была населена разными народами. Освоение и изучение континента каждый из них проводил, руководствуясь своими целями и потребностями, постепенно расширяя круг известных ему территорий.

Рис. 6. Регионы Евразии

Древним китайцам (2-е тысячелетие до н. э.) были известны сопредельные земли Восточной, Центральной и Юго-Восточной Азии. Древние индийцы достигли Гималаев, вели торговлю со странами Месопотамии и Индокитая. Жители Междуречья (долины Тигра и Евфрата) - шумеры, вавилоняне, ассирийцы - исследовали и освоили Месопотамию, побережья Персидского залива и Аравийского полуострова. Благодаря мореходам-финикийцам, населявшим восточный берег Средиземного моря, западные цивилизации получили представление о существовании частей света - Азии и Европы. История освоения морей отражена в мифах Древней Греции. Древнегреческий ученый и путешественник Геродот (V в. до н. э.) посетил Западную Азию, Кавказ, Балканский полуостров, Северное Причерноморье. Благодаря военным походам Александра Македонского (IV в. до н. э.) европейцы проникли в Среднюю Азию и на Ближний Восток. Арабские ученые оставили сведения, рассказавшие европейцам о внутренних районах Аравии, об Иране, Средней Азии, Индии, Индокитае и Малайском архипелаге.

В конце II в. до н. э. сформировался Великий шелковый путь - сквозной внутриконтинентальный торговый маршрут, соединивший Китай, Индию, Ближний Восток и Европу. Эта разветвленная система караванных путей просуществовала более 1,5 тыс. лет (рис. 7).

Рис. 7. Великий шелковый путь

Главными товарами на Великом шелковом пути были шелксырец и шелковые ткани. Китай экспортировал фарфор и чай. С Ближнего Востока и из Центральной Азии шли караваны с шерстяными и хлопчатобумажными тканями. Из Южной и ЮгоВосточной Азии - со специями для консервации продуктов и изготовления лекарств. За восточные товары европейцы расплачивались золотом, и Великий шелковый путь действовал как канал «перекачивания» драгоценных металлов из Европы на Восток.

В VIII в. активное проникновение на север и запад Европы начали викинги-норманны . Путь «из варяг в греки» , проходивший по рекам, связал Балтийское и Черное моря и имел важное значение для развития торговых отношений между странами материка (рис. 8).

Изначально пути использовались норманнами для грабительских набегов, затем стали важными торговыми маршрутами между Северной Европой и богатой Византией. По мере освоения путей варяги колонизовали прилегающие к ним земли, заселенные сла- вянскими пле менами.

Географические знания расширялись благодаря путешествиям дипломатов и купцов. Одним из них был русский купец Афанасий Никитин (XV в.), совершивший длительную торговую поездку в Персию и Индию.

В дневнике «Хожение за три моря» Никитин рассказывает о нравах индийцев, отмечает, где «родится шелк», где «родятся алмазы», описывает состояние армии, способ ведения войны. Никитин дивится: «…в Индии семьдесят четыре веры, а разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся».

Важнейшим этапом освоения континента стала эпоха Великих географических открытий . В это время европейцы открыли путь в Азию через Тихий океан, были созданы «чертежи» Восточно-Европейской равнины, начато изучение Средней и Восточной Сибири, северо-западного побережья Тихого океана, открыт пролив, разделяющий

Рис. 8. Путь из «варяг в греки» Евразию и Северную Америку.

Русское географическое общество долгое время возглавлял Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский - первый исследователь горной системы Тянь-Шань. Николаем Михайловичем Пржевальским были нанесены на карту хребты и озера Центральной Азии. Исследованием этого региона занимался и Владимир Афанасьевич Обручев . Велик вклад в исследование материка уроженцев Беларуси . Основоположником научного изучения озера Байкал стал Бенедикт Иванович Дыбовский. Андрей Ипполитович Вилькицкий исследовал северное побережье Евразии. Изучением озера Байкал и гор Прибайкалья занимался Иван Дементьевич Черский . Уроженец белорусской земли Отто Юльевич Шмидт исследовал ледники Памира, совершил несколько экспедиций на Землю Франца-Иосифа и на Северную Землю. В 1937 г. он организовал экспедицию на Северный полюс для создания там первой дрейфующей станции.

В 1933 г. для проверки возможности плавания по Северному Ледовитому океану транспортных судов был снаряжен пароход «Челюскин» во главе с О. Ю. Шмидтом и В. И. Ворониным. В условиях необычно тяжелой ледовой обстановки лед разорвал борт, и «Челюскин» затонул. На льду оказалось 104 человека, в их числе 10 женщин и 2 детей. Эпопея жизни челюскинцев в ледовом «Лагере Шмидта» и их спасения летчиками потрясла весь мир. За рубежом писали, что имя О. Ю. Шмидта «начертано в золотой книге науки».

Современное географическое изучение Евразии ориентировано на освоение ее природных ресурсов. Проводятся наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей природной среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.

Список литературы

1. География 9 класс/ Учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения/ Под редакцией Н. В. Науменко/ Минск «Народная асвета» 2011

Волосовский муниципальный район

МОУ « Беседская основная общеобразовательная школа»

Методическая разработка

ОТКРЫТОГО УРОКА

По предмету « География»

Тема

« Географическое положение Евразии.
История исследования»

Для учащихся 7 класса

Автор

Учитель Географии

Органова Оксана Ивановна

Беседа 2016 год

Географическое положение Евразии. История исследования.

Урок географии в 7-м классе

    Органова Оксана Ивановна учитель географии

Разделы: География

Тема урока: Физико-географическое положение Евразии. История исследования.

Тип урока: исследовательская работа

Цели урока:

    Закрепить понятие географическое положение материка и умение составлять характеристику географического положения.

Задачи урока:

    Изучить очертание Евразии, размеры и историю освоения материка. Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

1.Конспект урока, презентация

2.Компьютер, мультимедийный проектор.

3.Раздаточный материал – карточки с тестовыми заданиями.

4. контурные карты

5.Сообщения детей об исследователях и путешественниках.

6.Карта «Физическая карта мира», атлас

Ход урока

1. Организационный момент. (1 минуты)

2. Новая тема (15 минут)

Вот мы и подошли к открытию и исследованию последнего материка – Евразия. С сегодняшнего урока вы начнете открывать для себя этот материк. Узнаете о его природе, своеобразии органического мира, о странах и народах, населяющих Евразию.

А с чего мы начинаем изучение любого материка? Вено, с его географического положения, поэтому Тема нашего сегодняшнего урока «Географическое положение и история исследования Евразии»

Ваша основная задача на уроке – отработать умение определять географическое положение материка, сделать вывод о том, как географическое положение будет влиять на природу Евразии. Выявить такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков. Вы познакомитесь с именами исследователей, которые внесли большой вклад в изучение Евразии.

Итак, пришло время открыть для себя Евразию. Тем более, что вы уже умеете открывать для себя материки.

Какие материки вы уже открыли, изучили?

Я вам предлагаю игру: по характеристикам, определите о каком материке идет речь.

Экватор проходит почти посередине.
Занимает второе место по площади.
Самый жаркий материк.
АФРИКА (слайд 2)

Самый сухой материк
Самый удаленный материк.
Самый маленький по площади.
АВСТРАЛИЯ (слайд 3)

Самый влажный материк.
Здесь расположена самая длинная горная цепь на суше.
На материке протекает много полноводных рек.
ЮЖНАЯ АМЕРИКА (слайд 4)

Материк, покрытый слоем льда.
Этот континент открыли Лазарев и Беллинсгаузен.
Здесь нет ни одного государства.
АНТАРКТИДА (слайд 5)

Этот материк лежит в северном и западном полушарии.
Часть этого континента принадлежала России.
Здесь самая изрезанная береговая линия.
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (слайд 6)

Итак, отправляемся в путешествие по Евразии.

Евразия - материк, на котором мы живем. Это величайший материк Земли.

Что такое Евразия?
Это – Европа плюс Азия.
Из двух частей возник
Самый большой материк.

Евразия состоит из двух частей: Европа и Азия. Границей между Европейской и Азиатской частями являются Уральские горы. А теперь попробуем определить географическое положение материка. Вы уже умеете это делать. Поэтому сегодня вы будете работать самостоятельно с помощью карточек-модулей. При работе можно пользоваться текстом учебника, картами атласа, дополнительными источниками информации.

Учащиеся работают самостоятельно с помощью карточек-модулей. По этапам идет коллективное обсуждение поставленных задач. На контурной карте Евразии учащиеся подписывают крайние точки материка, океаны, омывающие материк. По физической карте Евразии показывают моря, проливы, острова, полуострова.

1 задание.

– Северная – …
– Южная – …
– Западная – …
– Восточная – … (слайд 8)

2 задание.

Какие океаны омывают Евразию?

– С севера – …
– С востока – …
– С юга – …
– С запада – … (слай 9, 10)

3 задание.

Какие моря омывают:


– берега Тихого океана – …

4 задание.

– от Африки – …
– от Северной Америки – …
– от Океании – … (слайд 12)

1 Суэцкий канал

2. Берингов пролив

3.Гибралтарский пролив

Физкультмтнутка (5 минут) – видеоролик

Обсуждение карточек – модулей (15 минут)

Говорить об открытии Евразии можно лишь условно – ведь именно из Европы отправлялись в путь первооткрыватели Америки, Австралии и Антарктиды. Не удивительно, что большая часть исследований пришлась на азиатскую часть материка. Наиболее известны путешествия Марко Поло, Афанасия Никитина, исследования Н.М. Пржевальского и П.П. Семенова - Тян-Шанского.

Более подробно об этих исследованиях нам расскажут заранее подготовленные учащиеся. Вашей задачей будет внимательно слушать одноклассников, и заполнять таблицу. (слайды 13, 14, 15)

На каждое выступление по 2 минуты (всего 6 минут)



3. Заключение.(1 минуты)

В заключении давайте сделаем вывод, доказав положение «Евразия – величайший массив суши». (Слайд 16)

4. Взаимопроверка (1 минута)

5. Рефлексия (1 минута)

6. Домашнее задание. Параграф 49, ответить на вопросы в конце параграфа. (слайд 17)

Задание № 1

Определите название крайних точек Евразии. Найдите, в каких странах находятся крайние точки материка (используйте атлас).

– Северная – …

– Южная – …

– Западная – …

– Восточная – …

Задание № 2

Какие океаны омывают Евразию?

– С севера – …

– С востока – …

– С юга – …

– С запада – …

Задание № 3

Какие моря омывают:

– берега Северного Ледовитого океана – …

– берега Тихого океана – …

– берега Индийского океана – …

– берега Атлантического океана – …

Задание № 4

Какими проливами Евразия отделена:

– от Африки – …

– от Северной Америки – …

– от Океании – …

Беринг (Витус, или Иван Иванович, как его звали на Руси) - капитан-командор, первый русский мореплаватель, именем которого назван пролив, отделяющий Азию от Америки (хотя первый посетил его в 1648 г. казак Дежнев) . Первый исследовал сев. берега Камчатки, вост. часть Азии, о. св. Лаврентия, о. св. Диомида; первый из всех европейских мореплавателей посетил моря Камчатское и Бобровское, названное впоследствии Беринговым, и открыл цепь о-в Алеутских, о-ва Шумагинские, Туманные, сев. западную часть Америки и св. Илии. - Беринг родился в 1680 г. в Ютландии, в русскую морскую службу поступил в 1704 г. , с чином унтер-лейтенанта. Приглашая его, Петр основывался на представлениях о нем Сиверса и Сенявина, заявлявших, что он "в Ост-Индии был и обхождение знает". По свидетельству Миллера, в 1707 г. Беринг был лейтенантом, а в 1710 г. - капитан-лейтенантом.

ДЕЖНЕВ Семен Иванович (ок. 1605–нач. 1673) — землепроходец-мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий . Родился в поморской крестьянской семье в Устюге Великом. В 1630 поступил на службу казаком и выехал с партией новобранцев в Тобольск. В 1630–38 служил в Тобольске и Енисейске. В 1639 послан на должность начальника острога в Оргутскую волость собирать ясак.
В 1641–43 участвовал в походах на север Сибири с целью открытия новых земель и поиска лежбищ морских животных, был на Оймяконском плоскогорье, проплыл по реке Яна, затем по реке Индигирка до устья, вдоль морских берегов дошел до реки Алазея, потом достиг реки Колыма, где казаки в 1643 основали Нижнеколымский острог.

Российский путешественник, исследователь Центральной Азии; почетный член Петербургской АН (1878), генерал-майор (1886). Руководил экспедицией в Уссурийский край (1867-1869) и четырьмя экспедициями в Центральную Азию (1870-1885). Впервые описал природу многих районов Центральной Азии; открыл ряд хребтов, котловин и озер в Куньлуне, Наньшане и на Тибетском нагорье. Собрал ценные коллекции растений и животных; впервые описал дикого , дикую лошадь (лошадь Пржевальского) , медведя пищухоеда или тибетского медведя и др.

Северная: мыс Челюскин – 77° с. ш. 104° в. д.

Южная: мыс Пиай –

1° с. ш. 103° в. д.

Западная: мыс Рока –

38°с. ш. 9° з. д.

Восточная: мыс Дежнёва – 66°с. ш. 169°з. д.

1 слайд

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ ЕВРАЗИИ УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ СВАО ГБОУ ЦО № 1490 КИСЕЛЕВА ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА

2 слайд

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ ЕВРАЗИИ Цели и задачи урока: 1. Познакомить учащихся с представлениями о Евразии в древности. 2. Знакомство с историей исследования материка. 3. Формирование умения самостоятельно работать с источниками дополнительной информации, делать доклады. 4. Уметь формулировать вопросы. 5. Отработка навыков самостоятельной работы на контурной карте. ОБОРУДОВАНИЕ: Портреты путешественников, раздаточный материал, карта Евразии, презентации учащихся.

3 слайд

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ 1. Исследования Евразии в Средние века. 2. Изучение Евразии в эпоху Великих географических открытий. 3. Вклад в изучение Евразии таких исследователей как: Марко Поло, Ибн Баттут, Афанасий Никитин, Ермак, С.Дежнев, Е. Хабаров, В.Атласов, П.П. Семенов - Тянь-Шаньский, Н.М.Пржевальский.

4 слайд

Исследования Евразии в Средние века Основные достижения географии в период средневековья сводятся к открытию новых земель. Рассмотреть все эти открытия за один урок нет возможности. С ними вы сможете познакомиться в дополнительной литературе. Мы лишь рассмотрим открытия ирландских мореходов, норманнов, арабов, Марко Поло и начало освоения районов севера первыми русскими путешественниками. Парусное судно 7 век

5 слайд

Исследования Евразии в Средние века В раннем средневековье наиболее искусными мореходами были ирландские монахи (6-8 вв.). Они открыли Гебридские и Оркнейские о-ва, Фаррерские острова и Исландию. С 7 века в развитии мировой культуры видную роль играли арабы, создавшие огромное государство. Арабские путешественники странствовали по Аравийскому полуострову, Ирану, Индии, Средней и Центральной Азии, Индонезии и многим другим странам, торговали с Китаем. Они описали свои путешествия в эти страны, составили карты. .

6 слайд

Путешествия арабов Абу Абдаллах Ибн Батута был одним из величайших путешественников средних веков. За 25 лет своих странствий он прошел по суше и по морю 130 тыс. км и посетил Египет, Аравию, Сирию, Иран, Крым и низовье Волги, плато Устюрт, долину Инда, Китай, Шри-Ланку и др. Описание путешествий известных арабских авторов становятся популярнейшим видом литературы, а карты созданные ими в дальнейшем использовали и другие путешественники, постоянно обновляя их и уточняя различные формы рельефа Евразии.

7 слайд

8 слайд

Путешествия викингов Скандинавские викинги имели связи с Византией по торговому пути «из варяг в греки» по рекам Древней Руси, повторно открыли Исландию (860г.) , Гренландию (985г.) , плавали к берегам Шпицбергена и Новой Земли и в районе 65-й параллели. Дракар викингов.

9 слайд

10 слайд

Мореплавания новгородцев В конце средневековья русские начали осваивать Европейский Север и северо-западную Сибирь. Особенно в этом отличились новгородцы. Они проникли на Кольский полуостров и Белое море, на Северную Двину и Печору, вышли на берег Карского моря. Новгородцы также достигли острова архипелага Шпицберген. Плавали до устья Оби. Новгородское судно.

11 слайд

Исследования Евразии в Средние века. Марко Поло (ок.1254-1324). Венецианский купец Марко Поло с 1271 по 1295 гг. совершил путешествие по Китаю и посетил Индию, Цейлон, Бирму, Аравию. Он написал книгу «О разнообразии мира» или как ее обычно называют «Книга Марко Поло», которая вошла в золотой фонд мировой литературы и была одной из первых печатных книг Европы. Марко Поло открыл для европейцев Восточную Азию.

12 слайд

Великие географические открытия Васко да Гама Корабль Фернана Магеллана Плавание Колумба считается началом Великих Географических Открытий – это 15-17 века. Не жажда знаний была главной причиной этих путешествий, а сказочные богатства Индии, Китая, Японии, которые буквально будоражили воображение путешественников. В Европе ценились восточные ткани, благовония и пряности, золото и серебро. Поиски морского пути в Индию становятся главной целью путешествий, повлекших за собой самые важные географические открытия: 1. Знаменитое путешествие португальского мореплавателя Васко да Гамы в Индию,когда он обогнул Африку и по Индийскому океану достиг Индии. 2. В 1512 г. Для поиска новых путей в Индию была направлена испанская экспедиция Фернана Магелана, который совершил первое кругосветное плавание, обогнул Южную Америку, вышел в Тихий океан, достиг островов Индонезии и Филиппинских островов, где и погиб в стычке с местными жителями

13 слайд

14 слайд

Афанасий Никитин Первым русским путешественником, побывавшим в далекой стране Индия, а на обратном пути и в Турции, был тверской купец Афанасий Никитин (?-1474/75 гг.). Он оставил достоверное описание – «Хождение за три моря»,- в котором рассказал о природе и жизни индийцев. Свое героическое путешествие Никитин совершил в одиночку, за 30 лет до португальского «открытия» Индии.

15 слайд

16 слайд

Ермак Тимофеевич (1540-1585) – завоеватель Сибири Крупные открытия были сделаны русскими землепроходцами на востоке Азии. Ермак Тимофеевич - предводитель похода в Сибирь, положил начало ее присоединению к России. В 1582 году разбил на берегу Иртыша главные силы сибирского хана Кучума. Началось быстрое продвижение казаков к рекам Лене и Вилюю. Иван Москвитин вышел к берегам Тихого

17 слайд

Экспедиции Н.М.Пржевальского В изучении Центральной Азии велика роль Николая Михайловича Пржевальского. Итогом его экспедиции стало создание карты Центральной Азии, на которую впервые были нанесены горные хребты, уточнена северная граница Тибета, исследованы верховья великих китайских рек Хуанхэ и Янцзы, разгадана тайна озера Лобнор, где повстречали животных, которых знали только одомашненными,- диких верблюдов и диких лошадей

Евразия - крупнейший из материков Земли, его площадь составляет $54 млн км^2$, или чуть более трети всей площади суши на планете.

Материк составляют две части света: Европа и Азия, По одной из версий, названия этим частям света даны по древним ассирийским словам, имеющим значения «запад, закат» и «восток, восход».

Существует также версия о том, что названия материков связаны с греческой мифологией. По преданию Европа – это дочь финикийского правителя Агенора. Ее в обличии быка похитил Зевс и отвез на остров Крит, где Европа ступила в первый раз на эту часть света. Азией называли провинцию между Эгейским и Каспийскими морями, где проживали скифские племена азианы.

Граница между Европой и Азией исторически условно проводится по Уральскому горному хребту (восточные склоны), р.Эмба, побережью Каспийского моря (северо-западному), р.Кума, Кумо-Манычской впадине, р. Маныч, Чёрному морю.(восточное и южное побережья), проливу Босфор, Мраморному морю, проливу Дарданеллы, Эгейскому морю, Средиземному морю и Гибралтарскому проливу. Резкой природной границы между частями света нет, а суша непрерывна на протяжении всего континента. Единство континента обеспечивается также консолидированностью тектонических и климатических процессов. Площади Европы и Азии соотносятся как $1:4$. Из площади материка около $3 млн км^2$ приходится на острова.

Географическое положение

Материк Евразия расположен между $9$ и $169 ° з. д.$ преимущественно в Северном полушарии. В Южном полушарии размещаются некоторые острова, относящиеся к этому материку. Крайние западная и восточная точки Евразии находятся в Западном полушарии, а материк преимущественно размещен в Восточном. Протяженность Евразии с востока на запад составляет около $18 тыс. км$ и около $8 тыс. км$ с севера на юг. В общей площади материка $54 млн км^2$ около $3 млн км^2$ приходится на острова.

Крайние точки Евразии

Крайними материковыми точками Евразии являются:

  • Мыс Челюскин ($77°33’ с. ш.$) - самая северная материковая точка, которая располагается на территории России;
  • Мыс Пиай ($1°16’ с. ш.$) - самая южная материковая точка, расположенная в Малайзии;
  • Мыс Рока ($9°31’ з. д.$) - самая западная материковая точка, расположенная в Португалии;
  • Мыс Дежнёва ($169°42’ з. д.$) - самая восточная материковая точка, которая также расположена на территории России;

Островными точками материка являются:

  • Мыс Флигели, ($81°52" с. ш.$) - крайняя северная островная точка, расположенная в России;
  • Южный остров ($12°4" ю. ш.$) - крайняя южная островная точка, являющаяся территорией Кокосовых островов;
  • скала Моншик ($31º16" з. д.$) - крайняя западная островная точка, расположенная на Азорских островах;
  • Остров Ратманова ($169°0" з. д.$) - крайняя восточная островная точка, на территории России.

Полуострова Евразии

Береговая линия Евразии сильно изрезана, образуя большое количество заливов и полуостровов.

Крупнейшими полуостровами Евразии являются:

  • Аравийский полуостров (площадь $3 250 тыс. км^2$);
  • полуостров Индокитай ($2 410,612 тыс. км^2$);
  • полуостров Индостан ($2 000 тыс. км^2$);
  • Скандинавский полуостров (около $800 тыс. км^2$);
  • Пиренейский полуостров ($600 тыс. км^2$);
  • полуостров Малая Азия ($560 тыс. км^2$);
  • Балканский полуостров ($505 тыс. км^2$);
  • полуостров Таймыр (около $400 тыс. км^2$);
  • полуостров Камчатка ($270 тыс. км^2$);
  • полуостров Корея ($220,8 тыс. км^2$);
  • полуостров Малакка ($190 тыс. км^2$);
  • Апеннинский полуостров ($149 тыс. км^2$);
  • полуостров Ямал ($122 тыс. км^2$);
  • Чукотский полуостров ($110 тыс. км^2$);
  • Кольский полуостров (около $100 тыс. км^2$);
  • Крымский полуостров (Полуостров Крым) ($27 тыс. км^2$).

Евразия омывается сразу $4$ океанами – Северным Ледовитым на севере, Атлантическим на западе, Индийским на юге и Тихим на востоке. Это также отличает Евразию от остальных материков. Моря океанов, омывающих Евразию, наиболее глубоки на юге и востоке материка.

История открытия и исследования Евразии

Евразия является наиболее заселенным и исследованным из всех материков. В частности, многие закономерности и процессы были обнаружены на примере территории Евразии.

На территории материка сформировались и развивались древнейшие цивилизации планеты. Многие регионы (Индия, Китай, Ассирия, Месопотамия) являются колыбелями знаний современного мира. Основные направления географических исследований сформировались в Древней Греции и Древнем Риме.

В средние века путешествия европейцев в Китай, Индию, Сибирь и Центральную Азию, а также поиски морских и сухопутных путей в далекие страны существенно расширили знания о географии и природе Евразии. В последующие столетия экспедиции способствовали приращению знаний о континенте.

Наиболее известными вехами в истории изучения Евразии являются путешествия Марко Поло, Семена Дежнева, Афанасия Никитина и др. Тибетское нагорье и другие труднодоступные районы Центральной Азии были описано в экспедициях П. П. Семёнова Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, В. И. Роборовского, П.К. Козлова. С. П. Крашенинниковым была описана природа полуострова Камчатка в $XVIII$ веке. Не менее интенсивно, чем далекие уголки материка, изучались и различные уголки Европы – Карпаты, Альпы, Скандинавские горы, Вострочно-Европейская и Среднеевропейская равнины.

Замечание 1

Несмотря на многие века экспедиций и совершенствования технологий, многие труднодоступные районы, например, внутренние территории Тибета и Аравии, гор Гундукуш и Каракорум, полуострова Индокитая и островов Индонезии, являются малоизученными.