Приметы на собор архангела гавриила. Праздник Собор Архангела Гавриила: описание, история и интересные факты

С давних пор на Руси вошло в традицию трижды в год (8 апреля, 26 июля и 21 ноября) отмечать праздник, именуемый Собором Архангела Гавриила. Установлен он был в честь бесплотного духа ─ служителя Божьего, принесшего Пресвятой Деве Марии весть о Её великом предназначении. В связи с этим становится понятно, почему одним из дней выбрана дата, следующая за праздником Благовещения, отмечаемым накануне. Слово же «собор», включённое в название праздника, подчёркивает его всеобщность и массовость. В этот день христиане собираются все вместе, чтобы славить Бога и Его верного посланника.

Архангел, именуемый «Божьей крепостью»

Прежде всего, отметим, что его имя ─ Гавриил, переводится с древнееврейского языка, как «Крепость Божья». Кроме того, принято считать, что среди архангелов, являющихся представителями второго чина небесных духов (всего их, как известно девять) он занимает позицию сразу за Архангелом Михаилом, держащим в руке огнепалящий меч, и охраняющим вход в райский сад Эдем.

Упоминание в Ветхом Завете

Всякий ангел является вестником чего-либо (заметим попутно, что именно так переводится слово «ангел» с греческого языка), на Архангела же Гавриила возложена особая миссия ─ раскрывать сокровенный смысл видений, и предвещать людям ход грядущих событий. Кроме этого, у него немало обязанностей. В частности, стоя у Престола Божьего, он возносит хвалу Творцу Вселенной и молится за живущих на земле.

В числе прочих высших сил бесплотного мира он повелевает Небесным воинством. Как явствует из 1-й главы ветхозаветной Книги Еноха, в числе прочих архангелов Гавриил был послан Создателем покарать падших ангелов. Он же вдохновил пророка Моисея на создание Книги Бытия и открыл ему будущее еврейского народа. Однако и это далеко не всё из того, благодаря чему Собор Архангела Гавриила входит в число наиболее почитаемых в народе праздников.

Первые новозаветные пророчества

Именно Архангел Гавриил явился праведной Анне, когда она предавалась скорби о своём бесплодии, и возвестил ей о том, что её молитва ко Господу услышана, и вскоре она родит Деву, через которую воплотится в мир Сын Божий. Его слова в точности исполнились, и по истечении должного срока праведная Анна произвела на свет Пресвятую Деву Марию.

Когда с церковного амвона звучит в день Собора Архангела Гавриила проповедь, то в ней, как правило, упоминается и о том, как посланник Божий незримо пребывал со святой Девой в Иерусалимском храме в период Её отрочества, а затем оберегал во все дни земной жизни. Не забывают в таких случаях упомянуть и о том, как Архангел Гавриил явившись священнику Захарии, возвестил о том, что в скором времени его жена Елисавета произведёт на свет сына ─ будущего Иоанна Предтечу. Когда же тот усомнился в истинности пророчества, архангел поразил его немотой.

Благовещение непорочной Деве

Однако главное его деяние, сделавшее праздник Собор Архангела Гавриила особенно дорогим для всех православных христиан, ─ это благая весть, принесённая им Пресвятой Деве Марии о зачатии в Ней Сына Божьего осенением и действием Святого Духа. Об этом событии повествуют два евангелиста: Матфей и Лука, причём если первый из них весьма краток, то второй даёт подробный рассказ.

Далее, чтобы избавить непорочную Деву от подозрений, возникших у её обручника (формального мужа) Иосифа, неспособного слабым человеческим разумом постичь божественную тайну, Архангел Гавриил явился ему во сне и возвестил о том, что Отроковица, зачав во чреве, осталась невинной, так как произошло сие от действия Святого Духа, меняющего человеческое естество. Этим он вселил мир и покой в душу праведного старца Иосифа, о чём также упоминается в праздник Собора Архангела Гавриила.

Весть о приходе в мир Спасителя

Святой евангелист Лука, описывая рождение в Вифлееме Сына Божьего ─ Иисуса Христа, упоминает о том, что именно Архангел Гавриил явился пастырям, стерегущим стада, и возвестил им о великой радости ─ явлении во граде Давидовом Спасителя, Которому суждено избавить всех людей мира от вечной смерти. Он же, в окружении Небесных воинов, первый воспел хвалу Всевышнему, вселяющему в сердца своих чад мир и благоволение.

Не оставил своим попечением посланник Божий Обручника и после рождения Иисуса. Посланный Господом, он вторично явился ему во сне и повелел вместе с Богородицей и её Предвечным Младенцем бежать в Египет, чтобы там найти спасение от козней нечестивого царя Ирода, замыслившего уничтожить их Святое Семейство.

Благовестник трёх главных евангельских событий

Но и это ещё далеко не все деяния Божьего Посланника, упоминаемые в акафисте Собору Архангела Гавриила, который читается во всех православных храмах России. В один из самых драматических моментов земной жизни Иисуса Христа ─ Его молитвы в Гефсиманском саду, ставшей преддверием крестных мучений, Господь направил Архангела Гавриила укрепить Своего Сына. Евангелист Лука подробно описывает в 22-й главе, как Посланник Божий неотлучно находился рядом с Иисусом, помогая ему сохранить присутствие духа.

Далее на этот раз уже все четыре евангелиста сообщают о явлении Архангела Гавриила Жёнам Мироносицам, явившимся ранним утром ко Гробу Господню, помазать благовониями Его честное тело. Несмотря на то что их свидетельства несколько расходятся в перечислении участниц этого события, все они единодушны в одном ─ у входа в пещеру благочестивых женщин встретил именно Архангел Гавриил, возвестивший о воскресении из мёртвых Сына Божьего. Таким образом, он явился благовестником трёх главных новозаветных событий, связанных с именем Иисуса Христа, ─ Его зачатия, рождества и воскресения.

И наконец, последний эпизод, связанный с Архангелом Гавриилом, и описанный в Новом Завете, ─ это его явление Пресвятой Деве Марии, пришедшей в конце жизненного пути на Елеонскую гору помолиться Своему Предвечному Сыну. Сообщив о приближении дня Её честного успения и вознесения на небо, он оставил Богородице светлую ветвь из

Чудо, явленное на Афонской горе

Всё, о чём было рассказано выше, известно со страниц Нового Завета, но рассказы о Божьем вестнике можно найти и в Священном Предании. И хоть они не звучат с церковных амвонов в день Собора Архангела Гавриила, христиане бережно хранят их на протяжении многих столетий. Вспомним лишь один из них.

Рассказывают, например, такой любопытный факт, имеющий прямое отношение к празднованию Собора Архангела Гавриила, ─ молитва «Достойно есть», читаемая ежедневно всеми воцерковлёнными людьми, оказывается, была принесена в мир именно этим Божьим посланником. Произошло это в конце XI века на святой горе Афон, где спасался тогда некий монах-отшельник со своим послушником.

Однажды, когда он отправился во храм ко всенощной службе, его келью посетил неведомый старец и научил остававшегося в ней отрока, приклонившего в тот час колени перед образом Богородицы, тексту этой новой, по тем временам, молитвы. Чтобы её слова не истёрлись из памяти юноши, ночной гость начертал их перстом на каменной плите, поверхность которой при этом сделалась мягкой, как воск. После этого он исчез также таинственно, как и появился, назвав лишь своё имя ─ Гавриил. Вернувшись от всенощной и выслушав рассказ послушника, монах понял, что в его отсутствие келью посетил Архангел Гавриил.

Впоследствии весть о чудесном происшествии распространилась по миру и достигла Константинополя. Туда, в подтверждение подлинности случившегося, была отправлена каменная плита с текстом молитвы «Достойно есть», читаемой с тех пор ежедневно и особенно торжественно произносимая в день Собора Архангела Гавриила. Икона же Богородицы, перед которой молились отрок и его ночной гость, с тех пор также получила название «Достойно есть». Её изображение приводится ниже.

Дискуссии учёных

Среди церковных историков нет единого мнения по поводу официальной даты установления праздника Дня Собора Архангела Гавриила. Многие из них склонны полагать, что эта традиция берёт начало с освящения в XVII веке Константинопольского храма, воздвигнутого в его честь. Однако их оппоненты весьма резонно указывают на многочисленные свидетельства того, что история Собора Архангела Гавриила имеет гораздо более глубокие корни.

Первые два дня памяти Архангела Гавриила

Что же касается общепринятых дней памяти этого бесплотного духа, посланника Божия, принесшего в мир вести, ставшие основными вехами в его истории, то их, как было сказано в начале статьи, три. Первый из них ─ 26 марта (8 апреля), отмечается на следующий день после праздника Благовещения, так как Архангел Гавриил имеет к нему самое прямое отношение.

Следующая дата ─ 13 (26) июля установлена в честь, происшедшего четыре столетия назад, освящения в Константинополе храма, посвящённого Архангелу Гавриилу, об этом также шла речь выше. Заметим кстати, что в народе бытует поверье ─ если этот день выдастся, пусть даже холодным, но без дождя, значит, осень будет сухой и тёплой.

День воздания почестей всем бесплотным Небесным Силам

А вот 8 (21) ноября выбрано, поскольку в этот день чествуется а вместе с ним и все равные ему по чину бесплотные духи: Иеримиил, Иегудиил, Уриил, Варахиил, Селафиил и, разумеется, ближайший к нему ─ Архангел Гавриил. Кроме того, в этот день воздаётся честь всем Небесным Силам, обретающимся у Престола Всевышнего и исполняющим Его святую волю.

Особенности праздничного дня

С давних пор в народе сложилось множество поверий, определяющих, что можно, а что нельзя делать в праздник Собора Архангела Гавриила. Среди дел, признанных уместными, можно отметить общехристианские благочестивые поступки, такие как однодневный пост накануне праздника, посещение церкви с чтением подходящей случаю молитвы, а также оказание посильной помощи всем, кто в ней нуждается. В данном случае требования не выходят за рамки обычных норм поведения благочестивого христианина.

Дела, от которых лучше воздержаться

Перечень же запретов, налагаемых в этот день, достаточно своеобразен. Прежде всего, считается, что 8 (21) ноября нельзя делать две вещи: резать ножом и колоть топором. Это объясняется тем, что чествуемый в тот же день Архангел Михаил может обидеться, поскольку колоть и рубить является прерогативой его огнепалящего меча. Нельзя также ткать, хотя причину этому и трудно найти.

Впрочем, эти запреты, возможно, связаны с более древним поверьем, согласно которому в этот день человеку ещё при жизни может воздаться за совершённые им грехи, то есть произойти нечто непредвиденное и роковое, например, какой-нибудь несчастный случай. В связи с этим было принято избегать выполнения различных тяжёлых работ, при которых можно было, скажем, надорваться или тех, которые сопряжены с риском получить травму.

Разумеется, исключения составляли те виды деятельности, которые человек обязан был выполнять не по своей воле, например, служебные или производственные обязанности. Сюда же относились дела, хоть и сопряжённые с тяжёлой или опасной работой, но при этом направленные на совершение чего-либо доброго и богоугодного. Важно лишь, чтобы при этом не преследовались корыстные цели.

Общим же для трёх дней чествования Архангела Гавриила было требование совершать в них как можно больше добрых поступков, что, впрочем, относится и ко всей человеческой жизни.

Архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Сына Божия. Поэтому на следующий день после Благовещения, прославив Пречистую Деву, мы благодарим Господа и почитаем Его посланника Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения.

И поистине особого чествования достоин тот, кто послужил таинству нашего спасения, принес Пренепорочнейшей Деве весть о воплощении Бога Слова в пречистой утробе Ее. Если заслуженный посол и земного царя, принесший в какой-нибудь город царское милостивое слово, принят бывает всеми гражданами того города с особенной честью, то тем более должно почитать особым празднованием пречестнейшего посла Небесного Царя, величайшего князя ангельского, пришедшего ко всему роду человеческому с премногомилостивейшим словом, возвещающим вечное наше спасение.

И как велик посланник, который сам прежде открыл достоинство свое святому Захарии: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом» (Лк. 1, 19), то есть стоящий ближе других ангелов к престолу Божию. Как в земном царстве приближеннейший к царю сановник, более осведомленный о тайнах царских, несравненно выше других сановников, более удаленных от царя, — подобно этому и в Царстве Небесном святые ангелы, ближе предстоящие перед Богом, яснее созерцающие тайны Божии, сияют большей честью и славой, чем другие ангелы низших чинов.

Священное Писание повествует, что перед неприступной славой Божией всегда предстоят 7 ангелов высочайшего чина, начальствующих князей ангельских. В книге Товита пишется, что спутник юного Товии возвестил о себе, что он один из семи святых ангелов, предстоящих перед Богом. И святой Иоанн Богослов в книге Откровения вспоминает об этих семи начальствующих ангелах, говоря: «Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его» (Откр. 1, 4). В числе этих семи Гавриил — второй по числу, а после Михаила — первый: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил.

Если же кто спросит: почему Бог не послал к Пречистой Деве первейшего по чину из своих ангелов — Михаила, но второго за ним — Гавриила, тому да будет известно, что эти семь высших ангелов все равны по своему достоинству, и Михаил — первый между ними только по числу. Каждый из них имеет особенное служение. Михаил — победитель супостатов; Гавриил — вестник тайн Божиих; Рафаил — врач недугов человеческих; Уриил, будучи сиянием огня божественного, есть просветитель потемненных; Селафиил — молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и людей возбуждающий к молитве; Иегудиил — прославляет Бога: его служение в том, чтобы укреплять людей, трудящихся в чем-либо ради славы Божией и ходатайствовать о воздаянии за их подвиги; Варахиил — ходатай, испрашивающий нам Божии благодеяния.

Итак, Михаил не был послан с благовестием к Пресвятой Деве потому, что его служение другого рода — держать всегда обнаженный меч, ополчаться против врагов и прогонять их. Послан же Гавриил, потому что его служение — возвещать таинства Божии.

Он возвещал святому пророку Даниилу об освобождении людей Божиих из плена Вавилонского и о времени пришествия Мессии; он же возвестил святому Захарии о рождении Иоанна Предтечи от неплодной матери. Он и святого пророка Моисея наставлял в пустыне при написании книги Бытия, передавая ему откровения Божии о первых родах и летах, начиная от создания мира. Благочестивое предание свидетельствует, что он благовестил святым праведным Иоакиму и Анне о зачатии Пречистой Богородицы и был Пренепорочной Отроковице ангелом хранителем от самого зачатия и рождения Ее, и пищу Ей приносил во «Святая Святых»; он же поэтому благовестил Ей и о зачатии Сына Божия. Кроме этого, Гавриил был послан с благовестием и потому, что в самом его имени заключен предмет благовествования.

Имя Гавриил значит: «крепость Божия», а также: «Муж-Бог». Итак, само имя благовестника означает, что Бог Крепкий, Владыка во утробе Девы соделывается совершенным человеком (мужем), то есть является совершенным Богом и совершенным человеком — совершенным не по возрасту телесному, а по крепости и разуму. Другие младенцы, зачатые во утробах матерей, ничего не разумеют, и нет в них никакой крепости, — напротив, Младенец, зачатый в девической утробе Преблагословенной Марии, с самого мгновения зачатия Своего обладал разумом неисповедимым и крепостью непобедимой, а потому и в малом теле был мужем совершенным.

Провидя это, пророк говорит: «И приступил я к пророчице, и она зачала, и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя Магер-шелал-хаш-баз (спешит грабеж, ускоряет добыча); Ибо, прежде нежели дитя будет уметь выговорить: «отец мой», «мать моя», богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским» (Ис.8,3-4). Это значит, что Младенец, еще не могущий говорить, будет уже иметь великую силу и крепость побеждать врагов Своих. Прообразом этого служило само имя Гавриила, которое значит: Муж-Бог, Крепкий Бог. И этот Бог в само время его благовещения наитием Святого Духа зачался в нетленной девственной утробе.

Святой Прокл, патриарх Цареградский, так об этом рассуждает: «Само имя ангела чудесно по своему значению, ибо благовестивший Деве Марии называется Гавриилом. Этим именем он предвозвещал и прообразовал Богочеловека, пришедшего в мир. Гавриил значит: Муж Крепкий, или Муж-Бог, происходит от слова Гавир, что означает: крепкий, или Бог, а в совокупности обоих речений это слово означает: Муж-Бог. Издревле еще предвозвестил это Иеремия, говоря: «Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа» (Иер. 31, 22).

Итак, весьма высок этот посланник Божий и по значению своего имени, и по роду своего служения, а еще более по той тайне, от века сокровенной и ангелам неведомой, которую ему первому открыл Бог и которую он принес Пречистой Деве. И чем величественнее была эта тайна вочеловечения Божия, чем выше она других тайн, через Гавриила раньше открытых святым пророкам, тем большей чести с этого времени сподобился он в сонме самих ангелов почитаться ими как ближайшего зрителя внутреннейших и безвестнейших тайн Божиих.

Церковные учителя, особенно Дионисий Ареопагит, говоря о тех семи высших ангелах, считают, что они всегда неотступно предстоят Богу. Другие ангелы посылаются на различные служения, а эти, как приближеннейшие к Богу, всегда пребывают у престола Божия. Для возвещения высочайших тайн Божиих и для явления большей силы Божией и они также посылаются, как говорит святой апостол Павел: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение» (Евр. 1, 14). Но какое же явление силы Божией больше и какая тайна выше, как не тайна воплощения Христова, неведомого, непостижимого, несказанного.

Итак, для возвещения такой великой тайны подобало быть посланным и ангелу великому, неотступному предстоятелю престола Божия, ближайшему зрителю тайн Божиих, каковым и был святой Гавриил.

Достойно внимания и то, к какому из девяти чинов ангельских в трех иерархиях принадлежит Гавриил. Некоторые думают, что он находится в третьей, низшей иерархии, и является чиноначальником среднего чина между началами и ангелами, то есть архангельского, определенного на возвещение великих дел Божиих. Так думают отчасти потому, что он называется архангелом, отчасти потому, что, как говорит святой Дионисий, посылаются на служение не высшие ангелы, предстоящие близ престола Божия, но только низшие ангелы.

Но достовернее то мнение, что святой Гавриил принадлежит к самому высочайшему чину серафимскому и посылается для возвещения только величайших тайн Божиих. Такова была тайна воплощения Божия — и архангелом он называется от того радостного благовестия, которое принес Пречистой Деве и которым он исполнил радости не только Ее, но и всякое создание, не только дольнее (земное), но и горнее (небесное).

А то, что святой Гавриил должен быть причтен к серафимскому чину, узнаем из того, что никакой другой чин не восходит ближе серафимов к престолу неприступной славы Божией. По особому Божию распоряжению всякий чин ангельский имеет свое место: иные чины ближе, другие далее, а серафимский чин всех ближе к Богу: как говорит об этом Исаия: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном: Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл» (Ис. 6, 1-2).

А так как святой Гавриил — один из семи ближайших ангелов, предстоящих Богу, то он и должен быть чина серафимского, второй между серафимами. Согласно с этим святой Андрей Критский называет его одним из числа первейших ангелов, говоря: «Одному из первейших ангелов Бог повелевает возвестить таинство. Если же он был из первейших, то, конечно, из семи духов, всегда предстоящих Богу; и если из семи духов, то из серафимов. Ибо кто из ангелов выше серафимов? Кто ближе их к престолу Божию? Итак, Гавриил есть серафим, высший в этом чине».

Открывается это еще из того, что для великого дела Божия надлежало и послать великого ангела. А так как воплощение Слова было величайшим из дел Божиих, то и послан был для возвещения его высший из ангелов, святой Гавриил, как пишет об этом святой Григорий Двоеслов: «Если некогда для прельщения Евы пришел главный князь тьмы, то надлежало также и к Пречистой Деве явиться для благовещения верховному князю небесного света, к пламенеющей серафимской любовью к Богу Марии надлежало и быть посланным серафиму».

Итак, будем усердно чтить Гавриила, как начальнейшего князя в ликах ангельских, как одного из ближайших к Богу семи серафимов, как всемирного архангела, возвестившего всему миру спасение; будем чтить его благоговейным поклонением и молитвенным пением, радостно совершая его память и воздавая ему благодарение за столь великие благодеяния его роду человеческому, какие он прежде и ныне оказывает, непрестанно моля о нас воплотившегося Бога. Молитвами святого архангела Гавриила да получим мы все оставление грехов!

Составлено с использованием «Четьих Миней» свт. Димитрия Ростовского

Дважды в год христиане отмечают день Архангела Гавриила. Первый праздник выпадает на 8 апреля и идет сразу поле Благовещения, а второй на- 26 июля. Он связан с освящением храма, воздвигнутого в Константинополе в честь Архангела.

В народе праздник имеет несколько наименований: День Гаврилы Летнего, Гаврилов день, Гавриил и прочие. Раньше в этот день кипели полевые работы, убирали урожай.

Собор Архангела Гавриила 26 июля что можно делать: традиции, приметы и обряды

Накануне праздника 25 июля с пяти часов вечера проходит всенощное бдение, а 26 июля с восьми часов утра – праздничная Божественная литургия.

В праздник Собора Архангела Гавриила церковь рекомендует присоедениться к молитве великому Ангелу. Верующие просят у него избавления от усталости и сил для сбора урожая. Также молятся Деве Марии.

26 июля в полях велись работы по сбору урожая. Люди убирали хлеб и заготавливали сено. Так как от влажности сено гниет, а урожай собирать становится невозможно, молятся о сухой и теплой погоде.

Существует ряд примет, определяющих погоду в будущем. Например, если при ясном дне облака темнеют- быть ненастью. Темные тучи посветлели- ненастье обойдет стороной. Также по погодным условиям на Гавриила предсказывали какой будет осень или зима.

Сухая погода говорит о сухой осени, а вот если в этот день льет дождь – быть ранней и холодной зиме. Смотрели и на поведение птиц. Когда грачи сбивались в стаи- это предсказывало раннюю осень, а низко летящие ласточки- затяжную.

На Гавриила заговаривали детский испуг, чтобы тот никогда не возвращался. Нельзя быо обливаться холодной водой до полудня, чтобы не утонуть в реке или озере.

Собор Архангела Гавриила 26 июля что можно делать: кто такой Архангел Гавриил

Архангела Гавриила в священном писании называют вестником Бога. Именно он поведал Деве Марии о скором рождении Иисуса Христа. Также он был вдохновителем пророков Моисея и Даниила.

Архангел защищал семью Иисуса. Он сообщил о намерении Ирода убить всех младенцев и велел бежать Богородице с сыном. Перед распятием Христа он является ему, чтобы укрепить дух. Также Гавриил принес весть о воскрешении Сына Божьего женщинам, идущим к его телу.

На следующий день после Благовещения и 26 июля по новому стилю православная церковь прославляет Архангела Гавриила. Архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Сына Божия. Поэтому на следующий день после Благовещения, прославив Пречистую Деву, благодарят Господа и почитают Его посланника Архангела Гавриила.

Имя Гавриил означает «крепость Божия» или «Божья твердыня» . На иконах Архангел Гавриил изображается с райской ветвью, принесенной им Деве Марии или со светящимся фонарем в правой и зеркалом в левой руке.

В эти дни вспоминаются все явления Архангела Гавриила: он вдохновлял Моисея при написании книги Бытия; пророку Даниилу возвещал он о судьбах еврейского народа; являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Девы Марии; священнику Захарии возвещал о рождении Предтечи Господня; неотступно пребывал с Богородицей во время Ее земной жизни; являлся святому Иосифу Обручнику.

В Гефсиманском саду, где Иисус Христос молился, являлся Архангел и укреплял Его перед страданиями. Жены-мироносицы первыми услышали радостную весть о Воскресении Христовом также от Архангела Гавриила.

Архангел Гавриил входит в сонм высших Ангелов – бессмертных бесплотных духов, служителей Божиих, сотворенных Богом раньше человека. Священное писание не рассматривает особо жизни ангелов, сообщая лишь об их явлениях людям; вера Христова, направляющая все силы человеческого ума и сердца к Богу, также не углубляется в область ангелологии. Ангелы были сотворены Богом свободными существами. Часть ангелов воспользовалась этим, чтобы отпасть от Бога (падшие ангелы, демоны). Прочие сохранили верность Творцу и остались Ангелами Света.

Церковь учит, что ангельский мир состоит из девяти чинов (Рим. 8:38; Еф. 1:21, 3:10; Сол. 4:9), различающихся своей близостью к Богу и нисходящих от Бога к роду человеческому: Херувимы, Серафимы, Престолы, Начала, Господства, Силы, Власти, Архангелы и Ангелы. Постижение иерархического строения ангельского мира промыслительно сокрыто от людей в нынешнем веке, но откроется в будущем «сынам воскресения», которые, по слову Господа, будут «равны ангелам» (Лк. 20:36).

Силою любви своей к Триипостасному Богу святые Ангелы приобщаются к жизни Святой Троицы, а силою любви к миру и людям – к жизни мира. Они служат ей, оставаясь незримыми существами. Таким образом, между Небом и землею непрестанно восходят и нисходят Ангелы Божии. Церковь Христова особенно выделяет и чтит двух высших Ангелов – Архангела Михаила и Архангела Гавриила, в виду их особого участия в судьбах человечества.

Служение Архангела Гавриила промыслительно направлено Богом на спасение рода человеческого, на возвращение отпавших от Бога людей к Творцу и Вседержителю. Как в ветхозаветные, так и в новозаветные времена Архангел Гавриил сообщает людям спасительное знание свыше, возвещает о главных событиях в духовной истории человечества.

Архангел Гавриил научил в пустыне праотца Моисея книжному писанию, сообщил ему о начале мира и создании первого человека и научил всякой премудрости. Пророку Даниилу Архангел Гавриил явился и открыл таинственное значение пророчества о семидесяти седминах, сообщив о времени освобождения иудеев из вавилонского плена, а также о времени Боговоплощения (Дан. 8:16; 9:21). По церковному преданию именно Архангел Гавриил возвестил праведным Иоакиму и Анне о рождении от них Пресвятой Девы Марии, а священнику Захарии – о рождении святого пророка Иоанна Предтечи (Лк. 1:5-25).

Будучи послан Богом в Назарет, Архангел Гавриил явился Пресвятой Деве, обрученной праведному Иосифу, и возвестил Ей зачатие Сына Божия осенением и действием в ней Духа Святого (Лк. 1:30-35). Полагают, что именно Архангел Гавриил явился во сне праведному Иосифу для уверения того в безгрешности Девы Марии (Мф. 1:20-21), а когда Господь Иисус Христос родился в Вифлееме, Архангел Гавриил явился пастухам и возвестил им о рождении Спасителя (Лк. 2:8-11).

Полагают также, что именно Архангел Гавриил укреплял Господа в Его молитве на горе Елеонской (Лк. 22:43) и сообщил женам-мироносицам о Воскресении Христовом (Мк. 16:5-7). Архангел Гавриил предстал также и Матери Божией, когда Она молилась на Елеонской горе и возвестил: «Сын Твой и Бог наш ждет Тебя со всеми Архангелами и Ангелами, Херувимами и Серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных, чтобы взять Тебя, Матерь Свою, в горнее Царство, где ты будешь жить и царствовать с Ним вечно!». В знамение торжества Благодатной над телесной смертью Архангел Гавриил вручил Ей райскую ветвь от финикового дерева.

В православной иконографии святой Архангел Гавриил обычно запечатлен в образе Ангела-Благовестника с оливковой ветвью в руках – символом примирения Бога и творения. Этот образ помещают в храме над Царскими вратами. Святая Церковь, вспоминая многократные явления Архангела Гавриила в истории Ветхого и Нового Завета, возносит горячие молитвы к этому неусыпному ходатаю, заступнику и благодетелю рода человеческого.

Празднование Собора Архангела Гавриила происходит 2 раза в году - 8 апреля и 26 июля .

Храм Гавриила Архангела , великомученника Феодора Стратилата находится в Архангельском пер.,15а (м."Чистые пруды").

26 июля в Православной Церкви принято отмечать торжество, которое называется Собором Архангела Гавриила. Данное событие собирает большое количество людей в стенах храмов, которые молятся и благодарят многих святых за их деятельность и заслуги перед христианской религией.

Всё же, некоторые задаются вопросом, почему в честь Архангела Гавриила было утверждено два события в году (8 апреля и 26 июля)? Дело в том, что он был изначально выбран Господом Богом для того, чтобы рассказать людям о чудеснейшем событии – рождении будущего Спасителя всего человечества. Поэтому, Архангела Гавриила благодарят и на следующий день после праздника Благовещения, ведь именно он донес удивительную новость всем верующим христианам. В его честь также был сооружен и освящен патриархом храм, который достроился в середине семнадцатого века. Относительно имени посланника Господа, то оно переводится, как «крепость Бога», или же «твердыня Господа».

На сегодняшний день можно увидеть большое количество церковных икон, где есть изображение Архангела Гавриила. На всех образах у него в руках веточка из Рая. Согласно церковной версии, она была преподнесена Пресвятой Богородицы, во время благой вести. Есть и некоторые иконы, где Гавриила изображают с фонарем и зеркалом в обеих руках. Это объясняется тем, что святой являлся не только Пресвятой Богородице. Также его видел и Моисей, которого Архангел вдохновил на написание Книги Бытия, или же пророк Даниил, узнавший про судьбу еврейского народа. Стоит отметить и явление священнику Захарию, который первым узнал о рождении Предтечи Господа. Вся жизнь Божией Матери проходила под защитой и покровительством Гавриила, который защищал Её от злых людей, и их помыслов. После рождения Спасителя, Архангел всегда находился рядом с Ним, опекая незримым присутствием будущего Мессию. Были времена, когда Иисус Христос испытывал страдания, а потому молился об укреплении духа именно Гавриилу. А уже после распятия, через некоторое время он известил двух женщин о Благой Вести.

Когда христианин приходит на службу, посвященную Архангелу Гавриилу, то иногда даже не знают, как выглядит данное божество. Примечательно, что в православной религии существует всего четыре Архангела, разных по своему рангу. Гавриил, в свою очередь стоит на самой высокой ступени среди них, наряду с Архангелом Михаилом. Они единственные, которые описывались только по имени в писаниях Ветхого Завета. Смысл имени божества в некоторых трактатах отличается, но большинство из них гласят о такой цитате самого Гавриила: «Господь – моя сила». Это и есть утверждение, которое полностью характеризует его наименование. Когда была написана летопись парси, то упоминаний о Гаврииле не было вообще, беря во внимания тот факт, что в ней было написано про 119 ангелов. В летописи он был описан, как необычное существо, со 140 тысячами парами крыльев. Также говорилось о его важности в Эдеме, и покровительством над Херувимами. И, только спустя тысячелетия, Архангела Гавриила стали отожествлять с Воскрешением Иисуса Христа, как вестника Благой Вести и покровителя святых. На сегодняшний день он является символом счастья, радостных мгновений, искренности и всепрощения. Считается, что Архангел Гавриил приносит только положительные новости людям, а поэтому ему молятся о том, чтобы в жизни было как меньше негативных моментов. Также ему молятся за родителей, или же в те моменты, когда пара желает завести ребенка.