Программа кружка «Олимп» по географии. Географические кружки

Одной из наиболее широко распространенных форм внеклассной работы являются географические кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Организовать географический кружок можно с учащимися различного возраста, но все же наиболее приемлема эта форма работы для среднего звена школьников.

Активность учащихся возрастает в том случае, если работа в кружке имеет общественную значимость. Поэтому в работе кружка целесообразно это учесть и выбрать виды общественно полезной работы: организацию краеведческого уголка, музея, выставки, озеленение участка и т.д.

Важным этапом работы является составление конкретных заданий для отдельных кружковцев или группы учащихся с учетом интересов каждого ученика. В процессе разнообразной по содержанию и характеру деятельности работы учащиеся овладевают умениями и навыками, которые позволяют им проявить свою активность и интерес.

На кружковых занятиях можно проводить индивидуальную работу с учащимися, развивать их творческие способности, ориентировать на определенные профессии, связанные со знанием географии. Участники кружка должны стать активом при подготовке и проведении массовых мероприятий по предмету.

Географические кружки по содержанию можно разделить на группы:

Занимательные. Их основная задача - привлечение учащихся к изучению географии, привитие интереса к предмету.

Кружки этой группы формируют лишь поверхностный интерес к географии, без углубленного изучения каких-либо вопросов. При организации подобного кружка следует отличать занимательность от развлекательности. Занимательность, воздействуя на эмоциональную сферу учащихся, предполагает вовлечение их в аналитическую деятельность, способствует выявлению различных связей. Развлекательное ограничивается лишь эмоциональным воздействием на учащихся. Если школьников не привлекать к аналитической работе, то их интерес перейдет только в стремление к развлекательности, не развивая познавательный интерес, не углубляя знаний по предмету.

Однако чтобы сохранялся интерес к изучаемым географическим объектам и явлениям, необходимо во время занятий использовать элементы занимательности: проведение соревнований, игр, решение задач географического характера.

Кружки, на которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определенным вопросам (метеорологический, фенологический и т.д.).

Кроме практических умений и навыков, у учащихся формируются познавательные интересы. Такие занятия содержат, прежде всего, практическую задачу, которая должна быть обязательно значимой для учащихся.

Кружки, посвященные специальным вопросам географии, изучаемым на уроках, например, этнографический, по изучению глобальных проблем человечества и др. Эти кружки способствуют углубленному изучению какого-то узкого раздела географии.

Организация кружка начинается с выявления интересов, наклонностей и умений учащихся. Для этого целесообразно провести анкетирование. Количественный состав кружка не должен превышать 15-18 человек. Кружки имеют название, устав.

Сформулируем некоторые общие принципы работы географического кружка:

  • а) руководящая роль учителя,
  • б) применение исследовательского метода,
  • в) тщательная разработка темы, доведение начатого дела до конца,
  • г) обязательное оформление результатов кружковой работы.

Эффективная работа кружка возможна при четком планировании работы. В плане работы кружка необходимо отражать различные виды деятельности учащихся. Его обычно составляют вместе с активом кружка, а потом обсуждают и утверждают на первом заседании. Занятия кружка обычно проводятся 1-2 раза в месяц, в установленные администрацией школы дни и часы. Отчетно-выборное собрание кружка проводится в конце учебного года.

Особенностью методики проведения занятий географического кружка является сочетание коллективных и индивидуальных форм работы. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету, углублять знания учащихся по географии, следует чередовать теоретические и практические виды деятельности.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

CРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 Г.АЛАГИРА

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ№5

г. Алагира

А.С. Купеева

ПРОГРАММА КРУЖКА

«ЮНЫЙ ГЕОГРАФ»

Хацаева Людмила Хаджимуратовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОГРАММЕ КРУЖКА «ЮНЫЙ ГЕОГРАФ»

Изучение географии членами кружка «Юный географ» направлено на

достижение следующих целей:

ознакомление

учащихся

основными

географическими

понятиями,

географическими особенностями природы России и Республики Северная

Осетия-Алания во всем ее географическом разнообразии и целостности; об

окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из

«языков» международного общения – географическую карту, современные

геоинформационные технологии; применять географические знания для

объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие

познавательных

интересов,

интеллектуальных

творческих

способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды,

географических

самостоятельного

приобретения

воспитание

местности,

взаимопонимания

народами;

экологической

культуры,

бережного отношения к окружающей среде;

применение географических знаний и умений в повседневной жизни для

повышение

кругозора

учащихся,

заинтересованности

к предмету

география и подготовка к олимпиаде.

Главная

цель

работы

кружка

формирование

школьников

первоначальных знаний о своем крае и России, создание целостного образа

природы Северной Осетии-Алании и России; воспитание гражданственности

и патриотизма, уважение к истории и культуре народов своей республики.

При отборе содержания использовались подходы: комплексный,

разноуровневый,

личностно

ориентированный,

гуманистический,

экологический, культурологический.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

«Юный географ»

работает

в базовом обучении.

посещают учащиеся

5-7 классов. Кружок имеет направления работы по

подготовке к олимпиаде и ВПР. Занятия кружка в основном проходят в

кабинете географии, с использованием мультимедиума. На кружке учащиеся

знакомятся

материалом,

интересными

разрабатывают

тесты, делают олимпиадные задания. В работе кружка широко используются

электронные

проведении

используются

формы занятий как: беседа, защита проекта, игра, практическое занятие,

лекция, творческая мастерская.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РАБОТЫ КРУЖКА «ЮНЫЙ ГЕОГРАФ»

В результате работы кружка члены кружка должны усвоить следующие

умения и навыки:

о зн а ком и т ь с я

о с н о в н ы м и

ге о г р а ф и ч е с к и м и

п о н я т и я м и,

географическими особенностями природы России и родного края, мира;

применять

географические

объяснения

разнообразных явлений и процессов;

применять географические знания и умения в повседневной жизни для

сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в

повысить свой кругозор и применить полученные знания в олимпиаде по

географии;

применять компьютерные технологии в обучении;

знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических

проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своего

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни.

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ГЕОГРАФ»

ПРИРОДА РОССИИ.

Географическое положение. Проявление закономерностей формирования

рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей

местности. Красота гор и равнин России. Рельеф и геологическое строение

своей местности.

Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных

факторов. Смог. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения. Климат и

климатические

Агроклиматические

Явления, связанные с водами, предупреждение их действий. Внутренние

воды своего региона и своей местности.

компонент

национальное

богатство.

Закономерности в распространении почв. Почвенные ресурсы России, карта

мелиорации

Изменение

процессе

хозяйственного

использования, борьба с эрозией и загрязнением почв.

Особенности почв

своего региона и своей местности.

Биологические

Растительный

растительности. Животный мир. Биологические ресурсы и их рациональное

использование.

растительного

животного

Растительный и животный мир своего региона и своей местности. Красота

природы России. Красна книга России и Северной Осетии-Алании.

РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ – ОСЕТИЯ АЛАНИЯ .

Положение на Кавказе. Крупные элементы рельефа: Большой Кавказ,

Предкавказье, Закавказье. Речные долины и водораздельные (междуречные)

хозяйства.

Изменение

результате

хозяйственной

деятельности.

Полезные

ископаемые.

Основные

особенности

влияющие

Температура воздуха и осадки. Погода и причины ее изменений. Опасные

погодные явления. Влияние климата на хозяйственную деятельность человека.

Речная сеть республики. Питание и режим рек. Хозяйственное значение

рек. Реки, их происхождение и использование. Подземные воды. Источники.

Основные

растительности.

Распространение

особенности

смешанных,

широколиственных

лесостепи.

Хозяйственное

использование лесов в прошлом и настоящем. Изменение лесов в результате

хозяйственной

деятельности. Значение

Нелесные

растительности

их использование. Растения,

занесенные в Красную книгу. Основные типы почв: серые лесные, черноземы.

Их распространение, плодородие, распаханность. Эрозия почв и борьба с ней.

Фауна смешанных, широколиственных лесов. Животный мир. Объекты

охотничьего промысла. Северо – Осетинский заповедник.

История формирования сети особо охраняемых природных территорий.

Типы охраняемых территорий. Памятники природы: водные, зоологические,

ботанические и другие. Рукотворные объекты: парки, сады, дендрарии, рощи.

Правила поведения в заповедных территориях.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Количество часов

Практика

Природа России

Природа РСО -Алании

Решение олимпиадных заданий

П р а кт и ч е с к и е

н а в ы к и

олимпиадных

Работа по карте

Всего: 9 часов

ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «ЮНЫЙ ГЕОГРАФ».

Природа России

Географическое положение, рельеф и полезные ископаемые

Климат России.

Внутренние воды России

Почвы России

Природные зоны России

Растительный мир России

Животный мир России

Красная книга России

Охрана природы важнейшая задача современного человека.

Природа РСО –Алании

1.Северная Осетия на карте России.

2. Рельеф и полезные ископаемые республики.

3.Климат республики.

4.Внутренние воды республики

5.Почвы республики

6.Природные зоны

7.Растительный мир

8.Животный мир

9.Красная книга

Олимпиадные задания по географии.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Тема

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактически

раздаточный

материал

Технич- ое

оснащение

Географическое

положение, рельеф и

полезные ископаемые

Климат России

Внутренние воды

Почвы России

Природные зоны

Растительный мир

Животный мир

Красная книга

Охрана природы

важнейшая задача

современного

человека

10. РСО-А на карте

России. Рельеф и

полезные ископаемые

11. Климат

12. Внутренние воды

14. Природные зоны

15. Растительный мир

16. Животный мир

17. Красная книга

Комбинир-й

Комбинир-й

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Комбинир-й

Комбинир-й

Комбинир-й

Комбинир-й

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Комбинир-й

Практикум

Объяснит-нов

Иллюстрат-й

Объяснит-нов

Иллюстрат-й

Объяснит-но

Иллюстрат-й

Практический

Наглядно-

демонстрац-й

Практический

Наглядно-

демонстрац-й

Практический

Наглядно-

демонстрац-й

Практический

Наглядно-

демонстрац-й

Практический

Наглядно-

демонстрац-й

Практический

Объяснит-нов

Иллюстрат-й

Объяснит-нов

Иллюстрат-й

Объяснит-нов

Иллюстрат-й

Объяснит-нов

Иллюстрат-й

Наглядно-

демонстрац-й

Практический

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Электронный

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

География Республики Северная Осетия - Алания, Владикавказ, 2004.

Т.Н. Воробцова. Поурочные планы по учебнику В.А. Коринской и др.

«География материков и океанов». Волгоград, 2002.

Душина И.В., Летягин А.А., Пятунин В.Б.. Учебное электронное издание.

География.

Материки,

электронное

Мультимедиа

«География. Начальный курс». Республиканский мультимедиа центр, 2001.

Алексеев

электронное

Мультимедиа

«География России: природа и население». Республиканский мультимедиа

центр, 2001.

Максаковский М.Т.. Учебное электронное издание. Мультимедиа учебник

«Экономическая

социальная

география

Республиканский

мультимедиа центр, 2004.

Электронное

третьего

тысячелетия».

Республиканский мультимедиа центр, 2001.

Алексеев

электронное

Мультимедиа

«География

хозяйство

Республиканский

мультимедиа

Дословно география переводится как землеописание . Эта наука была известна еще до нашей эры. Все дело в том, что представители древних цивилизаций нуждались в пространственном ориентировании, открытии и освоении новых земель, идентификации себя в мире. Человечество знает массу выдающихся географов и дерзких, революционных, смелых географических открытий. «Золотые века» этой науки пришлись на XV-XVII века. Это время было названо эпохой Великих географических открытий.

География неразрывно связана с путешествиями и путешественниками, благодаря этому мы знаем имена Колумба, Кука, Афанасия Никитина, Марко Поло и многих других. Романтика, жажда новых знаний привлекает и ребят, живущих в нашем городе. Для них открыли свои двери специализированные клубы, кружки и студии, в которых можно узнать много нового о географии, своем крае, туризме. Теоретические занятия нередко совмещаются с «полевыми», что идет только на пользу ребятам.

Пожалуй, география является одной из самых увлекательных наук естественного цикла. Она позволяет получить не только знания в «чистом» виде — например, названия столиц, площадь и население государств, но и практические умения — свободное ориентирование на местности, туристические навыки и многое другое. Это современно, увлекательно и актуально для всех представителей нового поколения.

Несмотря на то, что школьный предмет «География» появляется у ребят не ранее 5 класса, родители могут познакомить детей с этой наукой еще в раннем возрасте. Конечно, неправильно «пичкать» мальчиков и девочек сухими фактами, требовать заучивать названия столиц, рек, морей. Важно заинтересовать ребенка и проводить занятия в игровой форме. Например, читая сказки о Карлсоне и Чипполино, можно одновременно задействовать карту или глобус и найти Швецию и Италию, рассказав немного о расположении и истории стран. На прогулке малышей можно познакомить со сторонами света, используя компас. Песни и стихи, в которых встречаются географические названия, также помогут узнать и запомнить много нового.

Главное о географическом атласе


Изучение географии прежде всего ассоциируется с географическими картами. По сути, на картах представлены материки и страны в миниатюре. Они отражают особенности рельефа и климата, национальный состав стран, экономическое положение. Атлас представляет собой комплекс географических карт, объединенных определенной темой. Например, всем известный Атлас России содержит максимально полную информацию о нашей стране. В нем можно увидеть и карту по областям, и ознакомиться со всеми граничащими с Российской Федерацией государствами, и найти отдельные города и даже автодороги. В тех или иных изданиях Атласа России представлена разная информация. Но все карты любого атласа должны быть объединены одинаковыми условными обозначениями, примерно равным масштабом, общими особенностями оформления. Составителем первого в мире атласа был древнегреческий астроном, математик и географ Клавдий Птолемей. Он подготовил сборник карт еще во втором веке нашей эры.

Кружок “Юный исследователь” рассчитан на обучающихся среднего и старшего звена (6- 11кл.), т.к. в начальной школе обучающиеся не имеют достаточных знаний в области географии, биологии, экологии и других дисциплин, необходимых для занятий исследовательской деятельностью.

Цель кружка: привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края, по изучению проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач.

Исследование предполагает применение различных форм и методов практической деятельности в природе, умение работать с метеорологическими, гидрологическими приборами и оборудованием.

Задача кружка : последовательное расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных на уроках природоведения, географии, биологии; развитие навыков исследовательской деятельности.

Важное место на занятиях кружка уделяется навыкам оформления исследовательских работ и умениям работать с научно- популярной и художественной литературой, со статистическими материалами. Данные навыки и умения обучающиеся могут применять на уроках.

Теоретическая часть программы состоит из 5 разделов:

I. Введение

II. Оформление исследовательских работ

III. Исследования в области экологии

IV. Исследовательская работа в природе

V. Изучение своего края

На занятиях кружка используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.

Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ на местности, проведение экскурсий, полевых практик. Результаты, полученные в ходе экскурсий, полевых практик и практических работ используются для написания исследовательских работ и во внеклассной работе по географии.

Программа кружка рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Однако руководитель кружка вправе вносить коррективы в программу в соответствии с учебно- методическими и материально- техническими возможностями образовательного учреждения, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ, экскурсий.

I. Введение (4 ч.)

Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы.

Экскурсия в библиотеку.

Учащиеся должны знать:

  • формы и методы исследовательской деятельности;
  • правила работы с источниками получения информации;
  • особенности чтения научно- популярной литературы;
  • особенности и приемы конспектирования.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать научно-популярную литературу;

2. Оформление исследовательских работ (11 ч.)

Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”.

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.

Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление.

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.

Практические работы: 1 . Оформление исследовательских работ для участия в районной экологической конференции и других конкурсах по проблемам охраны окружающей среды. 2. Выступление с результатами исследований перед обучающимися своей школы. 3 .Конспектирование научно- популярной статьи.

Учащиеся должны знать:

  • требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;
  • вклад каждого участника группы (если работает несколько авторов) в работу.

Учащиеся должны уметь:

  • оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;
  • логически выстраивать текстовой материал;
  • обрабатывать результаты экспериментальной деятельности.

3. Исследования в области экологии (18 ч.)

Предмет и задачи экологии. Экология- синтез естественных наук.

Краткая характеристика экологической ситуации в России, Смоленской области, Вяземском районе. Природоохранная деятельность как антропогенный фактор. Рациональное и нерациональное природопользование.

Нормативно- правовые документы, действующие на территории России в области экологии. “Красная книга” Смоленской области. Охрана редких растений, животных и мест их обитания.

Биосфера, границы биосферы. Основные формы организации жизни. Биосфера, биоценоз, популяции, организм - ступени организации жизни. Биосфера как среда жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы. Ноосфера.

Главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха.

Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности. Шум. Воздействие шума на биологические объекты. Меры предотвращения шумового воздействия на окружающую природную среду. Возможности появления новых видов загрязнений природы и меры по их предупреждению.

Особенности охраны природы в городах и сельской местности. Общность, различия природоохранных мероприятий в городе и сельской местности. Необходимость объединения совместных усилий городских и сельских организаций в области охраны природы.

Наблюдения, эксперименты, другие виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в области экологии. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

Практические работы:

1. Составление картосхемы предприятий своей местности, влияющих на окружающую среду.2 . Сбор материалов по охране природы своего края.

3. Загрязнение воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта.

4. Обмен опытом природоохранной работы между городскими и сельскими школьниками.

5. Проведение опытов и наблюдений по выявлению растений, наиболее и наименее устойчивых к загрязнению воздуха. 6 . Подготовка сообщений о растениях и животных “Красной книги”. 7 . Обработка результатов исследований.

Учащиеся должны знать:

  • экологическое состояние природной среды в России, своем крае;
  • основные нормативно- правовые документы в области экологии;
  • растения и животных своего края, находящихся под охраной;
  • понятия “ноосфера”, “биосфера”, границы биосферы;
  • основные формы организации жизни;
  • влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы;
  • новые типы загрязнений;
  • особенности охраны природы в городах и сельской местности;
  • виды исследований;
  • главные источники загрязнения воздуха;
  • меры по предотвращению загрязнения воздуха;
  • роль растительности в охране и оздоровлении воздуха.

Учащиеся должны уметь:

  • давать характеристику экологической ситуации в России, своем крае;
  • приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
  • определять степень воздействия хозяйственной деятельности человека на биосферу;
  • прогнозировать возможности появления новых видов загрязнений;
  • осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края;
  • обладать навыками исследовательской деятельности;
  • выявлять растения, наиболее и наименее устойчивые к загрязнению воздуха.

3. Исследовательская работа в природе (22 ч.)

Исследования водных объектов. Водоем как замкнутая экологическая система.

Гидробиология как наука, изучающая водные организмы и биологические процессы, происходящие в водоемах. Методы гидробиологических исследований.

Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения.

Общее понятие о распространении водных организмов. Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности. Состояние численности водных животных на водоемах своего края.

Значение воды в круговороте веществ. Физические и химические свойства воды.

Изучение климата. Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы.

Метеорологические явления по сезонам года. Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Вскрытие и замерзание водоемов. Осадки, преобладающие виды осадков по сезонам года.

Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.

Особенности рельефа своей местности. Изучение горных пород окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. Влияние ветра, воды, температуры воздуха на разрушение горных пород. Образование почвы.

Практические работы:

1. Гидрологические исследования на водоемах своего края.

2 . Изучение физических и химических свойств воды.3 . Ведение дневника погоды. Обработка результатов наблюдений. 4. Изучение режима реки по сезонам года.

5. Построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур.6. Измерение климатических показателей с помощью приборов и подручными средствами.

6. Наблюдения за деятельностью природных факторов (воды, ветра, температуры воздуха) в местных условиях, их роль в формировании рельефа.7. Сбор образцов полезных ископаемых.

Экскурсии на местный водоем; на метеостанцию своего района, на производства по добыче и переработке горных пород.

Учащиеся должны знать:

  • гидрологические и гидробиологические методы исследования водных объектов;
  • меры по охране вод от загрязнения;
  • состояние численности водных организмов на водоемах своего края;
  • метеорологические явления по сезонам года, характерные для своей местности;
  • влияние температуры воздуха на жизнь растений и животных;
  • преобладающие виды осадков по сезонам года;
  • особенности рельефа своей местности;
  • свойства местных горных пород, их хозяйственное использование;
  • процесс образования почвы.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить гидрологические и гидробиологические исследования на водоеме;
  • определять физические и химические свойства воды;
  • давать краткосрочные прогнозы погоды;
  • проводить метеорологические исследования с помощью приборов и подручными средствами;
  • обрабатывать результаты наблюдений и измерений;
  • строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений;
  • определять свойства горных пород, добываемых в своей местности;
  • прогнозировать разрушение горных пород под действием природных факторов.

5. Изучение своего края (13 ч.)

Особенности географического положения и природы своего края. История заселения территории. Топонимика.

Изучение истории, культуры, своего края. Знаменитые земляки. Рекреационные (природные и антропогенные) объекты, мероприятия по их охране.

Население: численность, рождаемость и смертность, национальный, религиозный, половой и возрастной состав, причины, влияющие на эти показатели. Демографическая ситуация на современном этапе. Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта. Трудовые навыки населения в прошлом и в настоящее время.

Практические работы:

1. Участие в охране, восстановлении и озеленении исторических и природных памятников.

2 . Составление карты или плана местности с нанесением памятников природы (усадебные парки, растительные сообщества, устья рек, родники, отдельно стоящие деревья и др.).

3. Сбор материала и помощь в оформлении стендов для школьного краеведческого музея.

4 .Написание статей и заметок в районные периодические издания об истории, культуре, природе своего края.

5. Встречи со знаменитыми земляками (ветеранами войны и тыла, литераторами, руководителями предприятий).

Экскурсия в краеведческий музей.

Учащиеся должны знать:

  • особенности географического положения и природы своего населенного пункта;
  • состояние исторических, культурных, природных памятников своего края;
  • основные демографические характеристики населения своей местности;
  • традиции, обычаи, трудовые навыки населения своей местности.

Учащиеся должны уметь:

  • определять географическое положение своего населенного пункта;
  • принимать участие в мероприятиях по охране исторических, культурных, природных памятников.