Простые жизненные ценности. Ценности человека и их роль в жизни

2. Философия ценностей

3. Ценности в литературе

4. Ценности жизни и культура современной молодёжи (социологическое исследование)

Заключение

Библиографический список

Введение

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностного отношения, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.


1. Ценности: понятия, сущность, виды

Кибернетическое понимание общества заключается в представлении его как принадлежащего "к особому классу универсальных адаптивно-адаптирующих систем".

В известном ракурсе культура может рассматриваться как многомерная программа адаптивного управления, задающая основные параметры самоорганизации сообществ и координирующая совместную активность достаточно автономных индивидуумов. При этом культура может пониматься и как своего рода генератор структурности, присущей всякой высокоорганизованной системе: "Упорядоченность достигается ограничением разнообразия возможных состояний элементов системы за счет установления зависимости одних элементов от других. В этом отношении культура подобна биологическим и техническим программирующим устройствам".

Сама культура определяется аксиологически как совокупность материальных и духовных ценностей и способов их созидания и трансляции. Ценности как таковые неразрывно связаны с социокультурным контекстом и могут рассматриваться в качестве неких квантов общего культурного поля. Именно в этом смысле можно рассматривать ценности как структурные инварианты различных культур, определяющие не только содержательную специфику конкретной культуры как арсенала эффективных адаптивных стратегий, но и особенности ее динамики и развития. Чавчавадзе Н.З. так и определяет культуру как "мир воплощенных ценностей", различая ценности-средства и ценности-цели.

Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.

«Ценности, - писал В.П. Тугаринов, - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала».

Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.

Ценность относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно велико для педагогики. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, социологии, психологии и педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностных отношений, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.

Ценность как понятие определяет "…значимость чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик".

Существует огромное количество ценностей и их можно разделить на две большие группы: на материальные и духовные:

К материальным ценностям мы отнесли: автомобиль, аквариум, гараж, драгоценности, деньги, еду, дом, игрушки, косметику, музыкальные инструменты, книги, одежду, квартиру, магнитофон, компьютер, телевизор, телефон, мебель, спортивные принадлежности;

К духовным: активно-деятельную жизнь, жизненную мудрость, жизнь, семью, любовь, дружбу, смелость, труд, спорт, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красоту, милосердие, творчество, свободу, человека, мир, справедливость, самосовершенствование, здоровье, знания.

Материальные ценности мы можем потрогать, увидеть, купить и они зависят от того времени в котором живет человек. Например, 300 лет назад не существовало автомобилей и значит, такой ценности не было.

Духовные ценности в отличии от материальных мы не всегда можем увидеть и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей. Например, если для человека важна красота, то он будет стремиться создавать её вокруг себя, совершать красивые поступки. Таким образом, это более высокие ценности, которые являются общечеловеческими и значимы во все времена.

2. Философия ценностей

В философии проблема ценностей рассматривается в неразрывной связи с определением сущности человека, его творческой природы, его способности созидать мир и самого себя в соответствии с мерой своих ценностей. Человек формирует свои ценности, постоянно разрушает противоречия между сложившимся миром ценностей и антиценностей, использует ценности как инструмент поддержания своего жизненного мира, защиту от разрушающего воздействия энтропийных процессов, угрожающих рождаемой им реальности. Ценностный подход к миру требует рассмотрения объективной реальности как результата человеческого самоутверждения; мир при таком подходе, - прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры.

М.А. Недосекина в работе "К вопросу о ценностях и их классификации" (Интернет-ресурс) определяет ценностные представления, понимаемые как основания оценок и призмы целеориентированного видения реальности, как потребности и интересы, переведенные на язык мыслей и чувств, понятий и образов, представлений и суждений. Действительно, для оценки необходимо иметь развитые представления о ценностях, выступающих в качестве ориентационных критериев адаптивной и деятельностной активности индивидуума.

На основании своих ценностных представлений люди не только оценивают сущее, но и выбирают свои поступки, требуют и добиваются справедливости, осуществляют то, что является для них благом.

Е.В. Золотухина-Аболина определяет ценности как внерациональный регулятив. Действительно регулируемое обращением к ценностным критериям поведение в конечном счете ориентировано на достижение максимального эмоционального комфорта, являющегося психофизическим знаком достижения конкретной цели, связанной с утверждением той или иной ценности.

Н.С. Розов выделяет несколько эволюционных типов развития мировоззрения сообществ: мифологическое сознание, религиозное сознание и идеологическое сознание. Такого рода классификация более чем очевидна. Однако мало кто отваживается отказаться от окончательности последней формы общественного сознания и хотя бы предположить возможность рождения новой, совершенно не похожей на предшествующие. Н.С. Розов это сделал: "На роль ведущей формы мировоззрения в наступающей исторической эпохе с наибольшей вероятностью претендует ценностное сознание". Ценности в рамках ценностного сознания как новой формы мировоззрения, во-первых, выходят из подчиненного положения, во-вторых, вбирают в себя и переосмысливают все разнообразие имеющихся мировоззрений, поскольку становятся уже насущно необходимы коммуникация и поиск продуктивных компромиссов между представителями этих разных мировоззрений… Понятие ценностного сознания не сводится к сочетанию значений двух слов, составляющих это название. Это понятие строится, прежде всего, нормативно: ценностное сознание - основанная на ценностях форма мировоззрения, которая удовлетворяет установленным выше требованиям.

Мир ценностей, телеологически детерминирующих свой объект, на который он изначально направлен, не висит в воздухе. Он укоренен в аффективной жизни психики не в меньшей степени, чем витальные потребности. Первое соприкосновение с ценностями происходит благодаря общению со значимыми лицами - родителями. С начальных ступеней онтогенеза они вмешиваются в спонтанное функционирование витальных потребностей, внося в них порядок, необходимый для всего социума. И если становящееся сознание черпает свою силу в основном из аффективных образов значимых лиц, то в дальнейшем оно освобождается от необходимости в такой поддержке и в стремлении к цели-ценности самоорганизует и продуцирует свои структуру и содержание, двигаясь в русле объективных закономерностей. Существующая иерархия ценностей, телеологически определяя свой предмет - человеческое сознание, может породить такие ценности, которые выводят из сферы непосредственных жизненных потребностей данного социума. Такова аксиологическая основа прогресса.

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, что для вас главное в жизни? Каждый из нас, отвечая на него, будет называть личные желания и потребности. Для одних главной целью является карьера, для других – власть и положение в обществе, для третьих во главе всего семья. И это вполне понятно, ведь у каждого свои жизненные приоритеты.

Однако нас, скорее, интересует, с чем связан этот выбор и чем руководствуется индивид при достижении поставленных целей. Давайте же вместе разбираться, что такое жизненные ценности человека и как они формируются.

Коротко о главном: понятия и типы

Говоря о том, что означает термин «жизненные ценности», стоит рассмотреть индивидуальную для каждого человека шкалу, посредством которой он оценивает свою жизнь и выбирает дальнейшее направление своего пути. На различных этапах развития и формирования социума такая шкала мер и оценок претерпевала изменения. Но во все времена в ней присутствовали определенные параметры, которые остаются актуальными до сих пор и являются, так сказать, постоянными величинами.

Система ценностей человека состоит из абсолютных индивидуальных факторов, которые имеют весомое значение в мировоззрении человека и являются основными ориентирами в его деятельности. И те направления, которые будут совпадать с жизненными принципами человека, станут для него приоритетными. Остальные же окажутся второстепенными.

Интересуясь, какими бывают жизненные ценности и что это такое в целом, не стоит забывать о том, что данное понятие является комплексным. Как правило, состоит сформированная система ценностей зрелого человека из трех основных «ингредиентов». И это:

  • Общечеловеческие ценности, обусловленные существующими в сознании человека понятиями о том, что может быть важным, а что – не достойным внимания (второстепенным).
  • Культурные, формирующиеся на основании общепринятых норм о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также особенностей культурного развития и среды воспитания.
  • Индивидуальные (или личностные) ценности – это индивидуальные особенности мировоззрения, которые являются сугубо субъективными для каждого отдельного человека.

Можно заметить, что на самом деле жизненных ценностей существует огромное множество. При этом все они могут делиться на разные виды ценностей и группы, в основе которых будет лежать классификация по конкретному признаку.

Так, например, все известные ценности делятся на две большие группы, в зависимости от того, каков их характер: материальные и духовные ценности. Люди, которые считают главной первую группу – это те, для кого приоритетны различные материальные блага, то, чем можно владеть (машины, квартиры, драгоценности, одежда и т.д.). Вторую группу ставят во главу угла люди, для которых более значимыми являются духовные понятия и человеческие качества, такие как милосердие, мудрость, свобода, знания, любовь и прочие.

Классификации психологов

Предложенная некогда Мюнстербергом классификация ценностей позволяет в психологии разделить приоритеты людей на два типа:

  • Жизненные, к которым можно отнести чувства человека: любовь, счастье, радость и пр.
  • Культурные ценности и нормы, которые объединяют не только материальные, но и духовные блага, имеющие огромное значение в культуре.

В то же время существует еще одна классификация приоритетных жизненных понятий, в которой за основу были взяты сферы реализации тех или иных структур, а также степень их духовности. Таким образом, выделить можно следующие ценности человека:

  • Витальные – это человеческая жизнь и ее качество, здоровье, безопасность экологическая и физическая.
  • Экономические — благоприятные условия для развития бизнеса, оптимальная среда для производства и продвижения продукции, одинаковые права для производителей.
  • Социальные ценности – положение в обществе, семья и дети, благополучие, равенство полов, индивидуальная независимость, трудолюбие, терпение, карьера.
  • Политические – мир, патриотизм, возможность выражения гражданской позиции, независимость.
  • Моральные ценности – любовь, справедливость, доброта, взаимоуважение, помощь, воспитанность, честь, преданность, забота.
  • Религиозные – вера в Бога и спасение, Библия, благодать.
  • Эстетические ценности – внутренний баланс, красота, ощущение прекрасного, стиль.
  • Нравственные ценности – смысл жизни, совесть, честность, ответственность, решительность, долг.

При том, что человеческие ценности подразделяются всего лишь на две основные группы, все люди делятся на три типа. Основным критерием для такой классификации людей служит то, что предпочитает тот или иной человек. То есть существуют люди-материалисты, которые интересуются исключительно вещественными и материальными благами (вещи, машины, дома, квартиры и прочие товары).

Духовные, следующий тип людей, – это те, кто отдает предпочтение понятиям и качествам невещественного характера. А есть еще один тип – духовные материалисты. К ним можно отнести индивидуумов, основные векторы развития которых направлены одновременно и к материальным, и к духовным ценностям.

Понятие «ценности» для всех людей на планете имеет разное наполнение, но в то же время они связаны с определенными явлениями из одних и тех же сфер жизнедеятельности. Система ценностей будет олицетворять собой лишь индивидуальную последовательность приоритетов.

Условная шкала жизненных приоритетов

Выделяют основные, вечные ценности, благодаря которым сформировалась общая система ценностей для всех людей на планете. Это:

1. Здоровье. Пожалуй, данный пункт для многих станет основным фактором, оцениваемым очень высоко. В свою очередь здоровье можно отнести как к категории духовного и физического благополучия, так и к категории социальные ценностей. Это объясняется тем, что для многих из нас разные кризисы, неудачи и неблагоприятные ситуации являются весомым показателем для оценки состояния здоровья.

2. Семья. Это одна из главных ценностей в жизни человека. Несмотря на то что существуют и те, кто отказывается от создания семьи или рождения ребенка, а также невзирая на пропаганду однополых браков, забота о близких остается основным направлением деятельности многих людей на планете.

Что такое семейные ценности? Это понятие, которое не может существовать отдельно от семьи, потому как под ним подразумеваются различные правила, идеалы, реликвии и воспоминания, которые накапливаются годами и передаются из поколения в поколение. И здесь можно привести массу примеров из жизни.

Например, старые фото и рассказы предков, эстетические нормы, правила поведения, представления об отношениях в семье, традиции и многое другое. То есть семейные (или традиционные семейные) ценности представляют собой совокупность представлений каждого члена семьи о сплоченном общими интересами сообществе, в котором каждый способен влиять на выбор жизненных целей и ориентиров, а также способов самореализации и организации будущего.

3. Успех в различных сферах жизнедеятельности и в жизни в целом. С развитием культурного общества все более приоритетными становятся престижное образование, высокая должность и приличный заработок, всеобщее признание и положение в обществе. В связи с этим успех и перспективная самореализация – это те ценности в жизни, которые находятся в почете у большей части населения.

4. Время. Многие считают время бесценным ресурсом, который нельзя купить, продать или обменять. И те имеющие значение духовные структуры, которые накапливаются с течением времени, зачастую формируют ценности семьи, опыт и воспоминания.

5. Финансы (деньги). Это весьма немаловажный пункт, который высоко оценивает каждый второй человек, что совсем не удивительно, учитывая экономическую ситуацию в мире. Деньги для многих – это средство успешного, счастливого существования, полноценного развития.

6. Отдых и возможность путешествовать. Не удивительно, что многие из нас считают для себя данный пункт приоритетным, ведь возможность отдыхать и путешествовать не только приносит бесценный опыт, новые знания и эмоциональную разрядку, но и делает вклад в шкатулку семейных ценностей.

Все вышеперечисленные пункты представляют базовые ценности. Помимо них есть и другие, которые являются не менее распространенными в современном обществе: это творчество, ближайшее окружение (друзья и родственники), духовное развитие, свобода, авторитетность, общение и т.д.

Говоря про жизненные ценности, нужно понимать, что они являются «внутренним маяком», к которому должен привести нас каждый последующий шаг и поступок. И если реальность не соответствует внутренней модели вашего мира, это может выражаться в периодически возникающих проблемах, стрессовых ситуациях и ухудшении состояния здоровья. Когда вы поставите перед собой конкретную цель и правильно определите приоритеты, то сможете обрести уверенность в себе и станете успешным, а главное – счастливым человеком. Автор: Елена Суворова

Для каждого из нас жизненные ценности являются основополагающим ориентиром в различных видах деятельности. Они способствуют личностному росту, созданию комфортной жизни, формированию творческого мышления и т.д. Все достигаются человеком благодаря выстроенной им иерархии ценностей, которая определяет, что из приоритетов стоит на первом месте. Это мерила человеческого счастья.

Одни ставят на первое место семью, другие не мыслят своего благополучия без третьи отдают интересам, увлечениям. Некоторые представители человечества, отказываясь от материальных благ, видят свое счастье лишь в духовном самосовершенствовании. В общем, жизненные ценности - это цели и приоритеты, которые, управляя жизнью человека, определяют его сущность. Выбор основополагающих ориентиров осуществляется людьми в зависимости уровня развития их сознания. Однако или материальные, не должны являться крайностью, так как это неизбежно приведет к чрезмерной заматериализованности или, наоборот, иллюзорности. Поэтому очень важно добиться равновесия в системе жизненных приоритетов.

Существуют общечеловеческие жизненные ценности, которые одинаково важны для всех людей. Каждая эпоха устанавливает для индивида свою систему приоритетов. В современном обществе к ценностям относится здоровье, семья, работа и образование. Реализация значимых для человека приоритетов очень важна для его признания и самоутверждения.

Начиная формироваться в семье, жизненные ценности в дальнейшем определяют образ и их мировоззрение. Проанализировав их, можно определить скудность или богатство внутреннего мира человека, разнообразие его интересов и индивидуальность. В формировании ценностных установок личности значительную роль играет его близкое окружение (друзья, семья), религиозные воззрения, а также национальные и социальные традиции.

Основные жизненные можно разделить на несколько групп:

  • Семья. Предполагает длительные отношения (с родителями, детьми, партнером по браку, близкими и друзьями), которые рассматриваются как ценность. Благодаря совершенствованию человека в паре, его личностный рост происходит более результативно. А теплые взаимоотношения с родными позволяют ощутить всю полноту счастья.
  • Карьера. Предполагает целенаправленные действия, направленные на достижение определенного благодаря которому перед человеком открываются новые возможности и сферы влияния.
  • Любимое дело. Способствует раскрытию внутреннего мира человека. При разумно выстроенной иерархии жизненных ориентиров, любимое занятие, хобби и многие другие интересы будут содействовать укреплению состояния душевной гармони и счастья.
  • Деньги, комфорт. Упорядоченный быт рассматривается как ценность, которая требует определенных финансовых затрат.
  • Образование. Повышение профессионального мастерства способствует личностному развитию и представляет собой определенную ценность. Благодаря приобретению определенных знаний и умений возможно качественное и грамотное выполнение работы, карьерный рост.
  • Здоровье и красота. Ценности тела (подтянутая фигура, развитая мускулатура, ухоженная кожа) рассматриваются как важный компонент здорового образа жизни, требующий систематических занятий.
  • Личностный рост. Включает в себя определенные социальные и психологические навыки, способствующие формированию зрелости во взглядах, внимания к окружающим людям, проявление мудрости, владение своими чувствами и эмоциями.

Таким образом, жизненный ценности - это способ самоутверждения человека, регулирующий его поведение.

Мы редко задаем себе вопросы типа «Зачем мы живем», «Что для нас является жизненной ценностью» и т.п. Не говоря об этом, мы, тем не менее, руководствуемся определенными принципами, выбираем для себя самое главное, если невозможно сохранить все. Например: «любовь», «свобода» или «работа» для кого-то ценнее «семьи». Если не нужно выбирать между ними, всё мирно сосуществует. А если требуется сделать определенный выбор? Он будет сделан в пользу того, что для человека важнее всего, как бы ни казалось со стороны это неправильным или необдуманным решением. Конечно, не исключено, что со временем человек обвинит себя в том, что когда-то сделал «неправильный» выбор. Только выбирает он всегда в настоящем, а в этом настоящем уже другие ценности.
Есть ли такие жизненные ценности, которые одинаково важны для людей независимо от их возраста, пола и того, в какой стране мира они живут? Конечно, есть. Это семья, здоровье, работа. Помимо этого, люди называют и другие ценности, как-то: образование, любовь, дружба, самоуважение, карьера, власть, деньги, секс…
Интересно было бы сравнить ценности «отцов» и «детей», ведь их различие может мешать взаимопониманию между поколениями.
Что же выбирают наши подростки, мы узнали их ответов 130 учеников 5-х и 9-х классов из школы №3 г. Конаково. 45% опрошенных поставили «счастливую семью» на 1-е место среди других 17 жизненных ценностей. 85% детей включили «семью» в число пяти наиболее значимых ценностей. На 2-м месте оказалась «дружба» (58%). Хотя отношения со сверстниками в подростковый период играют важнейшую роль, только 6% отвели ей почетное первое место. Действительно, семья продолжает играть важнейшую роль в процессе взросления подростка. Он нуждается в мудром наставничестве со стороны взрослых, но не показывает этого и бунтует против родителей, стремясь к общению на равных.

Далеко не все, а только 54% школьников, считают «образование» жизненной ценностью. Среди пятиклассников только 45% разделяют это мнение. Еще меньшее число школьников (всего 18%) стремится к высоким достижениям в спорте или искусстве.
Некоторые юноши и девушки выстраивают такой ряд ценностей:
Образование – работа, карьера – деньги, богатство. Или еще «круче»: работа, карьера – деньги, богатство – слава, восхищение и уважение окружающих.
Среди подростков 10-11 и 15-16 лет одинаково небольшое количество тех, кто начинает осознавать как ценность «благополучие государства». «Наука как познание нового» занимает в списке ценностей чуть ли не самые последние места (с 9-го по 17-е). Только один юноша считает «науку» приоритетной для себя ценностью, наряду с такими как «власть» и «успех».
36% подростков выбирают такую ценность, как «счастье близких людей».
Ответы взрослых (а их было опрошено 30 чел.) отличались большим разнообразием. Практически все перечисленные в анкете ценности были ими названы, за исключением такой ценности, как «пища». А для 13% подростков пища стоит того, чтобы о ней говорить как о ценности. Собственно, давно известно, что есть иерархия потребностей, и первое место в этой пирамиде занимают физиологические потребности. К ним относятся пища, одежда, сон, отдых. Человек способен думать и стремиться к удовлетворению более высоких потребностей только тогда, когда удовлетворены его первичные (физиологические) потребности. Недаром есть поговорка: «Пустое брюхо к ученью глухо».
У 13% взрослых в качестве аналогичной первичной потребности выступает жилье: собственная квартира или дом.
Главными ценностями опрошенных мужчин и женщин в возрасте от 22 до 52 лет являются «семья» и «здоровье». На втором месте оказывается «работа». Для 66% респондентов очень значима категория «счастье близких людей». На порядок ниже число выборов в пользу «любви» и «дружбы». 26% людей называют их в качестве важных жизненных ценностей. Не очень высок рейтинг у образования. Только 20% взрослых считают образование важной жизненной ценностью. Примерно столько же (20-25%) выбирают «благополучие государства», стремятся к самоуважению. Для 15% взрослых людей необходимо уважение окружающих. К карьере, власти стремится не более 5 %. Отношение к деньгам, как некоей жизненной ценности, выявилось у 20 % подростков и 10% взрослых.
Получается, что ценности «отцов» и «детей» очень похожи, хотя в каждом конкретном случае это далеко не так. А как именно, вы можете обсудить после прочтения этого материала. Желаю приятных открытий.

Жизненные ценности – это категории моральных и материальных аспектов, являющиеся ведущими в выборе жизненной стратегии, путей достижения и ориентации в смысловом пространстве. Во многом именно ценности определяют возможность человека принимать решения, а также склоняют его деятельность в определенную сторону.

Наличие стрессовых факторов, проблемных ситуаций и прочих неурядиц способно заставить личность изменить свои позиции или начать прикладывать усилия к отстаиванию своей точки зрения. Можно сказать, что все трудности, встречаемые на пути, проверяют человека на прочность в собственных убеждениях, дают возможность доказать, что выбранные категории представляют именно жизненные ценности человека, а не сиюминутные потребности.

Что это такое

Жизненные ценности человека являются судьбопреобразующими и судьбореализующими факторами и непосредственно влияют на принятие всех жизненных решений. Они затрагивают все сферы жизни, включая высшее предназначение личности и души, взаимоотношения с близкими и поверхностно знакомыми людьми, отношение к материальным благам.

Разнообразие пространства жизненных ценностей уникально в той же мере, в какой уникальна каждая личность. Именно сплетение важности отношения к той или иной категории позволяет увидеть индивидуальный рисунок смыслового и ценностного пространства. Большинство людей используют сиюминутные побуждения для построения жизненной концепции, без глубокого осознавания своих приоритетов, которые работают на подсознательном уровне.

Частые мучительные раздумья, невозможность сделать выбор, поступить правильно или последующим укорам самого себя за допущенную оплошность – привычные следствия отсутствия явной позиции. Если же повысить уровень осознанности, понять досконально свою градацию ценностей, то можно избежать значительной доли сомнений и сложностей выбора.

Дорога облегчается тем, что путь уже выбран, даже если ради длительной перспективы придется поступиться временным комфортом. Так, человек, поставивший семью на первое место, не будет долго сомневаться, как реагировать на предложение начальства о полугодовой командировке в другой стране, а непонимающий, что является для него приоритетным в контексте всей жизни, может так и не решиться на кардинальные изменения или совершить ошибку.

На определение наиболее значимых ценностей влияет множество факторов, как внутреннего устройства психики человека, так и внешних событий окружающего пространства. На первых порах фундамент закладывается особенностями личности и системой воспитания – множество ценностей имеют биологическое основание (потребность в активном или пассивном образе жизни, количестве контактов, медицинском обеспечении), а также интериоризируются от ближайшего окружения в самом раннем возрасте.

По мере взросления основные ценности формируют полученный жизненный опыт, личные эмоциональные переживания от некоторых ситуаций, складывающих общее отношение к жизни. В итоге появляется своеобразная конструкция, отделяющая важные вещи и события от второстепенных.

Когда человек строит свою жизнь, опираясь на глубинные истинные ценности, то ощущает себя наполненным энергией и счастливым. Действует и обратный закон – чем больше жизнь отходит от внутренних потребностей, тем меньше в ней счастья, в эмоциональном фоне личности начинает преобладать и неудовлетворенность. Необходимо определиться со своими первостепенными приоритетами, не забывая при этом, что наиболее гармонична та жизнь, в которой развиты все сферы. Даже если человек определяет для себя важность двух или трех ценностей, необходимо поддерживать на должном уровне все остальные, чтобы избежать дисбаланса и дисгармонии личности.

Базовые ценности жизни человека

Под базовыми ценностями понимаются категории общечеловеческих ценностей, представляющих неоспоримую важность для всех людей, в планетарном масштабе и индивидуальном уровне. Важна ценность собственной жизни, любовь к любым своим проявлениям. Отсюда вытекает забота о физическом и духовном здоровье, умение расставлять приоритеты и в первую очередь обеспечивать свое выживание. Во многом этот наиболее важный пункт регулируется , однако только на физическом уровне, психологическая жертвенность все чаще проявляется среди людей и пагубно влияет на жизнь и состояние психики.

Являясь социальным существом, человеку свойственно высоко ценить взаимоотношения, а также их качество. Потребность быть принятым и оцененным по достоинству способствует выживаемости и лучшей реализации в жизненном пространстве. Следующим после важности социальных отношений или вместо них можно считать ценность семейных отношений, включающих родительскую семью и построение собственной.

Интимные отношения, романтические проявления также можно отнести к данному пункту. Развивая данную категорию, появляется ценность любви к детям и потребность в их наличии. Тут может реализоваться сразу несколько дополнительных моментов, например реализация своей социальной функции, предназначения, способности передавать знания и прочее.

Важность родных мест, тех, где человек родился, вырос, провел большую часть своей жизни, может граничить с патриотизмом. В глобальном понимании место нашего рождения и воспитания напрямую формирует личность – именно там можно почувствовать себя принятым и понятым. На родине и среди людей с таким же менталитетом легче адаптироваться и легче дышится, есть возможность ярче и многогранное проявить все свои возможности. Во многих культурах сохранены традиции поддержания связи с родной землей, из интуитивного понимания важности количества энергии, получаемой человеком из привычного пространства.

Профессиональная и общественная деятельность, реализация себя как специалиста или достижение новых результатов в своих увлечениях становится практически необходимым фактором в современном мире. При этом затрагивается , которая наступит без материального обеспечения и стремление к развитию и признанию, как основные движущие механизмы деятельности человека. Столь сильные факторы в итоге заставляют многих ставить работу в приоритет, в итоге получается серьезный перекос в одну сторону.

Неотрывно от ценности работы есть ценность отдыха, позволяющего восстановить ресурсы, переключиться. Во время отдыха человек может открыть новое видение прошлой ситуации, почувствовать вкус жизни, реализовать непрактичные, но душевно значимые желания. Все это в итоге позволяет гармонизировать всю остальную жизнь.

Примеры из жизни

Чтобы понимать нагляднее, как проявляются ценности, имеет смысл рассмотреть несколько примеров каждой из них. Так ценность семьи и отношений проявляется заботой, способностью прийти на помощь и предоставить ее даже тогда, когда об этом прямо не просят. Человек, выделяющий время всем важным в его судьбе людям явно ценит данную категорию. Сюда же стоит отнести способность всегда уважительно обращаться к людям, быть отзывчивым, толерантным и терпимым. Отсутствие данных проявлений в скором времени способно разрушить любые отношения и человек остается один. Безусловно, он может жертвовать подобным, направляя энергию не на внимательное отношение к другим, а на развитие собственной карьеры или навыков, но тогда в приоритетах у человека прописаны совершенно иные идеалы.

Когда у человека основной ценностью является материальное благосостояние, то это проявляется в постоянном саморазвитии в своей профессиональной области, поиске новых возможностей и должностей.
Ярким примером является пропустить семейный ужин или совместный ужин из-за важного совещания или потребности доделать сверхурочную работу. В погоне за финансовой состоятельностью люди могут брать дополнительную работу, устраивать фрилансерами помимо основной деятельности, жертвовать рабочими отношениям, подставляя сотрудников, чтобы занять привилегированное место.

Когда пошатнулось здоровье, то первый план среди всего перечня ценностей выходит именно эта категория, поскольку иначе человек не может нормально функционировать, а возможно и вообще попрощается с жизнью. Во многих ситуациях потребность заботы о физическом состоянии возникает именно на фоне проблем, но существуют люди, поставившие себе эту ценность в одну из наиболее высоких, стремясь поддерживать постоянное хорошее самочувствие. Это проявляется в регулярных обследованиях, соблюдении подходящей диеты и физической нагрузки, прохождении периодических реабилитационных и восстанавливающих процедур.

Ценность саморазвития и духовности может выглядеть выбором вместо пляжа паломничества или эзотерический фестиваль, вместо новых туфель предпочитается психологический тренинг. Все, что имеет для человека важность, требует времени и внимания, поэтому только осознавание поможет спланировать время таким образом, чтобы не пострадали остальные жизненные сферы.