Рацион питания ребенка в 3. Потребность в воде. Полдник: Яблочный компот с булочкой

Основой питания ребенка в 3 месяца является материнское молоко или качественная адаптированная смесь (см. также: ). Можно услышать мнение, что в этом возрасте уже пора знакомить кроху с кашами, пюре и соками, особенно если он находится на искусственном вскармливании. Однако существует и другой взгляд: до полугода малышу не нужен подкорм взрослыми блюдами. Попробуем разобраться, какая точка зрения верна.

Грудное молоко - лучшая пища для младенца, в которой содержится все необходимое для роста ребенка

Естественное вскармливание

Грудное молоко – лучшая пища для ребенка. Оно содержит жиры, белки, углеводы, минералы, витамины, ферменты, гормоны и иммунные факторы. Все эти вещества необходимы младенцу для полноценного роста, а также для развития иммунной, пищеварительной и других систем организма.

Если удалось наладить естественное вскармливание, то после 3 месяцев необходимо обязательно его продолжать. Переводить сына или дочку на адаптированную смесь стоит только в случае крайней необходимости, когда нет возможности сохранить лактацию.

Как правило, у 3-месячного ребенка уже существует определенный режим дня, включающий 6-7 трапез. Общее количество грудного молока в сутки, которое выпивает малыш, – 850-900 мл. Чтобы пища приносила чаду наибольшую пользу, а лактация не угасла, следует учитывать несколько важных моментов:

  1. Гормон пролактин, отвечающий за выработку молока, синтезируется в ночное время. Основной стимул – сосание груди. Не стоит делать больших перерывов между кормлениями по ночам, а тем более – отказываться от них.
  2. Поскольку ночью женщина не потребляет пищу, утреннее молоко характеризуется невысокой энергетической ценностью. Значит, вскоре после раннего перекуса малыш может попросить грудь снова. Важно, чтобы мама успела позавтракать, дабы ближе к полудню ее молоко стало более сытным.

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:


При искусственном вскармливании важно подобрать качественную смесь

Выбор смеси

Современные адаптированные смеси способны обеспечить ребенка всеми необходимыми питательными веществами. Однако необходимо правильно подбирать продукт. Основные рекомендации:

  • При наличии у ребенка заболеваний требуется специальные смеси. Если есть аллергия на молоко – гипоаллергенные или безмолочные (на основе сои), непереносимость лактозы – низколактозные, выраженный дефицит веса – с высоким содержанием белка и так далее.
  • Желательно, чтобы смесь содержала пробиотики. К ним относятся различные полезные бактерии, которые поселяются на слизистой оболочке кишечника и помогают усваивать пищу. В результате предупреждаются такие проблемы, как запор, диарея, метеоризм и прочие. Кроме того, пробиотики помогают укреплять общий иммунитет.
  • Обязательно, чтобы в формулу искусственного заменителя входили минералы и витамины. Они необходимы для нормального роста и развития малыша.

Расчет количества

Сколько можно давать смеси трехмесячному малышу? Среднее количество – 180 мл за одну трапезу. Оптимальный режим – 5 приемов пищи в сутки. Точно рассчитать количество можно по следующему алгоритму:

  1. Разделить вес малыша 7. Полученная цифра – суточный объем смеси.
  2. Распределить общее количество на число кормлений. Так можно понять, сколько еды малыш должен потреблять за 1 раз.

Например, ребенок весит 5,7 кг: 5700÷7= 814 мл, 814÷5=163 мл. Разумеется, на практике приготовить именно 163 мл смеси сложно. Стоит поступать так: давать в течение дня по 160 мл, а «остатки» прибавить к последнему приему пищи перед ночным сном. Ребенок хорошо покушает и будет спать всю ночь.


Главным показателем при расчете смеси является вес ребенка

Если малыш родился с большим весом и активно его набирает, суточный объем рациона стоит рассчитывать иначе. Необходимо учитывать потребность в калориях. В 3 месяца на 1 кг массы тела необходимо 115 ккал. Схема расчета:

  1. Умножить вес ребенка на 115. Результатом будет суточный калораж.
  2. Провести расчеты по формуле – (общий калораж×1000 мл)÷калорийность 1 л смеси. Так можно узнать суточный объем смеси.
  3. Разделить полученную цифру на число кормлений. Итогом будет разовый объем пищи для ребенка с высоким весом.

Например, вес малыша 6,7 кг. Калорийность 1 л смеси – 650 ккал. Расчеты: 115×6,7=771 ккал, (771×1000)÷650=1186 мл, 1186÷5=237 мл.

Смешанное вскармливание

При смешанном питании, когда практикуется кормление грудью и подкармливание смесью, важно правильно выбрать искусственный заменитель молока. Стоит отдать предпочтение продукту с пониженным содержанием железа. Избыток этого элемента может привести к связыванию лактоферина – белка грудного молока, защищающего детей от инфекционных заболеваний ЖКТ.

Норму докорма смесью при смешанном питании определить непросто. Она может составлять от 25 до 120 мл за 1 трапезу. Обычно соблюдают такой режим: предлагают малышу одну грудь, затем – вторую, а после этого, если он все еще проявляет беспокойство, дают смесь. Как только кроха отворачивается от бутылочки, кормление прекращают.

К сожалению, в большинстве случаев смешанное вскармливание постепенно приводит к отказу от груди. Добыть пищу из бутылочки проще, чем из материнского соска. В результате малыш выбирает более легкий путь.

Потребность в воде


С трех месяцев ребенку можно уже давать пить воду

В 3 месяца малыша следует допаивать кипяченой водой или детским чаем. В напитки нельзя добавлять сахар. В будущем этом может привести к эндокринным нарушениям (сахарному диабету) и гипертонии. Стоит использовать очищенную бутилированную воду для детского питания. Перед каждым употреблением ее нужно кипятить и остужать.

Сколько должен пить малыш? Общая потребность в жидкости в этом возрасте – около 100 мл на 1 кг веса. Однако стоит учитывать, что грудное молоко и смесь содержат жидкость. Рекомендуется давать ребенку 1-2 чайных ложки водички в перерывах между трапезами, а также во время ночных пробуждений. Непосредственно перед кормлением поить кроху не нужно, так как это может привести к снижению аппетита.

Вводить жидкость (воду, чай) стоит с 1-2 капелек в день. Каждые сутки объем рекомендуется увеличивать в 2 раза. Желательно давать воду в маленькой ложечке из силикона или мягкого пластика. Ребенку будет комфортнее пить из нее, чем из металлической.

Необходимость докорма

Когда малышу исполняется 3 месяца, многие родители задумываются о том, что пора вводить в его меню каши, соки или пюре (рекомендуем прочитать: ). Это связано с двумя моментами. Во-первых, в советское время практиковался именно такой ранний прикорм, и большинство бабушек советует следовать традициям. Во-вторых, производители специализированного детского питания пишут на упаковках: «продукт разрешен с 3 месяцев».


Докорм в три месяца не обязателен и назначается лишь в исключительных случаях, например, при недоборе веса или анемии

Однако современные педиатры настаивают на том, что начинать подкармливать кроху взрослыми блюдами необходимо с 6 месяцев. Более ранний ввод прикорма может негативно отразиться на его здоровье.

При этом из правила существуют исключения. Ввод прикорма с 4-5 месяцев разрешен, если у ребенка обнаружен дефицит массы тела, рахит или анемия (см. также: ). Решение об изменении меню должен принимать педиатр на основании оценки состояния малыша. Он порекомендует, какие продукты можно кушать, а также даст нормы их потребления. Некоторые советы:

  • каши для первого прикорма должны вариться на воде и быть безглютеновыми, возможные варианты – рис, гречка, кукурузная крупа;
  • первые блюда необходимо готовить из низкоаллергенных овощей – тыквы, цветной капусты, брокколи.

Вред раннего прикорма

Что же будет, если начать кормить малыша кашами, пюре и соками слишком рано? Может произойти системный сбой в работе организма, который проявится сразу или спустя несколько лет. Следует понимать, что желудочно-кишечный тракт грудничка еще не готов переваривать разнообразную твердую пищу, поскольку в нем нет необходимого количества ферментов.


Ранний прикорм может вызвать аллергию у ребенка

Возможные последствия:

  1. Нарушения в работе ЖКТ – боли в животе, вздутие, запоры, поносы, рвота, срыгивания, беспокойное поведение. Зачастую в функционировании пищеварительной системы происходит настолько сильный срыв, что приходится проходить длительный курс лечения в стационаре.
  2. Аллергия. Возможные проявления – зудящая сыпь, покрасневшие участки, шелушение кожи. В старшем возрасте могут возникнуть симптомы атопического дерматита и бронхиальной астмы. Нередко негативные реакции вызывают не только высоко-, но и низкоаллергенные продукты, поскольку нарушается работа иммунитета.
  3. Хронические заболевания. Слишком ранний ввод прикорма приводит к повышенной нагрузке на ЖКТ, почки, печень. В школьном возрасте это обычно «выливается» в хронические воспалительные процессы слизистых оболочек кишечника и желудка (колиты, гастродуодениты), а также в приступы рвоты, болей в животе и так далее.
  4. Окончание грудного вскармливания. Из-за того, что малыш будет потреблять другие продукты, лактация неизбежно снизится. В итоге это может привести к ее полному угасанию. Ребенок окажется лишен ценных питательных веществ, присутствующих только в материнском молоке.

(9 оценили на 4,33 из 5 )

После того как ребенку исполнится год, мы можем постепенно переходить на четырехразовое кормление. Имеются в виду: завтрак, обед, полдник, ужин. В промежутке между завтраком и обедом можно дать ребенку один из фруктовых соков или яблоко.

Таким образом, ваш ребенок переходит уже на так называемый взрослый режим питания.

Основной прием пищи - в обычное время: в 8.00, в 12.00, в 18.00. Между этими приемами - дополнительный прием. Возможны вариации (с учетом того распорядка дня, который вы избрали).
От года до полутора лет суточный объем пищи ребенка должен составлять 1000-1200 мл. А от полутора до трех лет - до 1400 мл. Разумеется, указанные объемы не следует выдерживать слишком строго, поскольку многое зависит от вида пищи и питательности ее.

Режим питания ребенка от года до 3х

Вы можете предложить ребенку следующий рацион:

8.00 (завтрак) - 150 г молока, булочка; вместо булочки можно дать черный хлеб со сливочным маслом или белый хлеб с вареньем (с медом); витаминный препарат (D);
10.00 (второй завтрак) - пюре из фруктов или овощей или полстакана сока (яблочный, томатный, апельсиновый); если аппетит не страдает, можно дать ребенку хлеб с маслом;
12.00 (обед) - первое блюдо: суп (жидкое в обязательном порядке) - овощной или мясной или бульон - 60-100 мл; второе блюдо: если был мясной суп или бульон, второе блюдо дайте без мяса - каша, пудинг, картофель, лапша с творогом и т.д.; если суп был вегетарианский, второе блюдо может быть мясное или рыбное с гарниром из овощей или круп; общий объем порции - 150-200 г; компот, чай или кисель - от 100 до 150 мл;
15.00 (полдник) - молоко или кефир - 150-200 мл;
18.00 (ужин) - салат, каша, пудинг, творог; простокваша, сыр, хлеб с маслом, можно мелкие ломтики ветчины,
молоко и т.д. (всего от 250 до 350 г); компот чай или кисель (60-80 г).

Можно попробовать и другой рацион (обратите внимание, время приема пищи несколько иное):
8.00 (завтрак) - овощное пюре или одна из молочных каш, мясное или рыбное блюдо - всего 250-260 г; молоко или слабенький кофейный напиток - 120-150 мл;
12.00 (обед) - овощной салат - 40-50 г; овощной суп или мясной бульон - 60-100 мл; мясное или рыбное блюдо с гарниром (овощное пюре, каша) - общий объем 150-200 г; фруктовый сок - 120-150 г;
16.00 (полдник) - молоко или кефир - 150-200 мл; булочка, или коржик, или печенье - 20-40 г; свежие фрукты - 120-150 г;
20.00 (ужин) - каша или какое-нибудь овощное блюдо - 150-200 г; молоко или кефир - 120-150 мл; фрукты -50-70 г.

Мясо, из которого вы готовите блюда для малыша, должно быть непременно свежим. Также и блюда -не оставляйте их храниться до следующего дня. Даже если они в холодильнике, с течением времени питательность блюд снижается.
Не рекомендуется давать малышу таких изделий, как колбасы, сосиски, сардельки, поскольку они приготавливаются из мяса, которое бывает трудно назвать высокосортным.

Избегайте давать ребенку копчености. В них почти наверняка присутствуют перец и прочие добавки. Для ребенка это вредно. Кроме того, чувствительность вкуса у малыша много богаче, чем у взрослого. Продуктами с обилием пряностей вы можете испортить (притупить) ребенку вкус.

Если вы включаете в рацион рыбу, будьте очень внимательны в отношении мелких костей.

После полутора лет можно давать ребенку овощи не протертые, а нарезанные. Сначала нарезать следует помельче; со временем и крупно. Ребенок должен приучаться жевать. Полезно - давать нагрузку на зубы. Такая пища (не протертая) полезна и для желудочно-кишечного тракта: комочки неразжеванной пищи раздражают кишечник и стимулируют его скорейшее опорожнение.
В рационе ребенка должны в достаточной степени присутствовать продукты, богатые клетчаткой. Чем полезна клетчатка?.. Она не переваривается и служит как бы основой в формировании каловых масс. Когда в кишечнике много клетчатки, ему легче опорожняться. В большом количестве клетчатка содержится в плодах бобовых, в овощах и фруктах, в хлебе.

Горох, фасоль, бобы в неразмятом виде лучше не давать маленьким детям. После трех лет - давать осторожно.

Молоко и молочные продукты - один из важнейших источников строительного материала для ребенка, поэтому их в рационе должно быть в достаточном количестве. Ребенку в отличие от взрослого строительный материал нужен не только для того, чтобы восстанавливать изношенные клетки в тканях, но и чтобы наращивать новые. Кроме белка, в молоке и молочных продуктах содержится много минеральных солей, а также такие важные витамины, как А и В.

Молоко следует давать ребенку только свежее. Перед употреблением его обязательно нужно прокипятить. Объем молока, необходимый малышу в сутки, - 700-750 мл.

К концу второго года некоторые порции молока (например, на завтрак или на ужин) можно заменять молочными продуктами: простоквашей, кислым молоком, творогом, сыром. В твороге содержится много белков и жиров, поэтому творог особенно ценен. Сыры подходят не все - исключаются сыры острые. Дети очень любят творожные сырки.
Очень ценный продукт - сливочное масло. В масле содержатся такие важные витамины, как А и D.

Когда ребенку исполняется два года, он может есть уже любые фрукты. Пока ребенок мал, фрукты протираются через терку, со временем он получает фрукты, нарезанные на мелкие дольки. И только к трем годам можно давать ему фрукты целиком.
Предпочтительнее использовать сырые фрукты - в них значительно больше витаминов. Кроме витаминов, фрукты содержат весьма полезный фруктовый сахар и минеральные соли. Не следует увлекаться цитрусовыми; они хоть и полезны и содержат много витамина С, но могут вызвать аллергическую реакцию. Вообще некоторые авторы считают, что в отношении овощей и фруктов надо делать упор на те из них, которые произрастают в вашей местности. Они-де наиболее вам гармоничны и не вызовут таких аллергических проявлений, как многие экзотические плоды.

Некоторые фрукты и ягоды следует давать с осторожностью - понемногу. Например, груши в большом количестве могут вызвать расстройство желудка; сливы несколько слабят; яблоки вызывают повышенное образование газов...
Если не сезон и во фруктах ощущается недостаток, их можно с успехом заменить сырыми овощами. Очень полезна морковь, и дети ее любят.

Помимо витаминов, минеральных солей, клетчатки, в овощах и фруктах присутствует сахар. Он необходим организму ребенка как источник энергии. Но это не тот сахар, который лежит в вашей сахарнице, вообще, не рекомендуется искусственно подслащивать пищу ребенку до 3-х лет, а то и больше. Это обеспечит хорошее пищеварение и здоровые зубы. Сладости с сахаром и шоколадом также не рекомендуются, замените их сушеными фруктами и медом.

Солить или не солить пищу ребенку?

Ребенок кушает подсоленную пищу с большим аппетитом, чем пресную. Объясняется это не только вкусовыми качествами еды, при содержании соли около 10% происходит максимально эффективное расщепление пищи слюной, улучшается пищеварение и аппетит. В овощах и мясе как раз нужное содержание соли и если вы готовите их на пару - подсаливать не нужно. Если же вы отвариваете мясо, овощи в воде, необходимо посолить - детскую щепотку соли на 100 мл.

Чем кормить ребенка в 3 года, когда его пищеварительная система достаточно хорошо сформирована, но взрослую еду есть еще рано? Для тех ребят, которые ходят в детский сад, этот вопрос в течение недели решен – о рационе в дошкольном учреждении позаботится диетолог. Всем родителям будет полезно знать, чем кормить ребенка 3 лет не только можно, но и необходимо.

Режим и калорийность питания

В течение дня ребенок в том возрасте ест не меньше 4-5 раз. Это будут 3 основные приема пищи и один-два перекуса. Интервалы между ними в среднем составляют около 4 часов. Малышу требуются:

  • Завтрак;
  • Второй завтрак (при необходимости);
  • Обед;
  • Полдник;
  • Ужин.

Утром промежуток между сном и завтраком составляет около часа, за это время малыш успевает основательно проголодаться. Желательно придерживаться точного режима кормления, отклонения в ту и другую сторону допустимы в пределах 30 минут. Следование точному режиму приема пищи позволяет пищеварительным сокам вырабатываться заранее, а это обеспечивает более тщательное переваривание пищи.

За день, с учетом физиологических потребностей ребенка 3 лет, ему достаточно около 1,5 л пищи. Калорийность рациона составляет примерно 1540 ккал. Изменяется консистенция приготовленной пищи, ребенок хорошо жует твердую еду, поэтому нужно отучать его от протертой консистенции блюд. От взрослой еды пища ребенка 3 лет будет отличаться тем, что на вкус она нейтральная - не острая (противопоказаны уксус, горчица, кетчуп в качестве добавок), не слишком соленая или сладкая.

Чем кормить ребенка 3 лет: продукты

Практически все взрослые продукты питания могут быть включены в рацион малыша при условии их переносимости. Мясо – обязательный компонент меню, его количество в день не должно быть меньше 60-70 г. Чем кормить ребенка в 3 года из новых мясных продуктов:

  • Нежирной свининой;
  • Печенью;
  • Иногда – детскими молочными сосисками или сардельками, докторской колбасой.

Копченое мясо в любом виде вводить еще рано. Дважды в неделю на столе должна присутствовать рыба и блюда из нее.

Молочнокислые продукты – это то, чем кормить ребенка в 3 года следует обязательно. Они являются ценным источником легкоусвояемого белка и доступного кальция, так важного для растущего организма. Из новых блюд, если они еще не введены раньше, можно приготовить творожную запеканку, сырники, ленивые вареники, сырковую массу.

Каши и блюда из круп – вот чем кормить ребенка в 3 года на завтрак следует обязательно. Каши содержат полезные пищевые волокна, улучшающие работу кишечника, они хорошо насыщают ребенка, давая ему запас энергии на все утро, а также являются источником витаминов, микроэлементов и других полезных веществ. Самыми полезными для здоровья являются гречневая и овсяная каши, сваренные на молоке. С 3 лет в рацион можно вводить более грубые для переваривания каши – перловую, пшенную, ячневую.

Желток яйца ребенок пробует чаще всего еще на первом году жизни, в 3 года ему уже можно давать сваренные в мешочек яйца. А вот в сыром виде они еще противопоказаны.

Ежедневно малыш должен получать не меньше 300 г овощей, причем доля картофеля в этом количестве не превышает 50%. Оптимально, если в рационе каждый день присутствуют салаты из свежих овощей. Мучные изделия в виде клецок, хлеба, макарон, домашней выпечки и блинов, составляют примерно 100 г в сутки.

Постепенно с трех лет появляются в рационе питания ребенка мучные изделия: макароны, блины и оладьи, клецки. Суточная норма мучных изделий, включая хлеб и домашнюю выпечку, составляет около 100 г. Также в этом возрасте чаще всего происходит знакомство малыша со сладостями, если родители в принципе не против них. Главное, не давать конфеты в перерывах между приемами пищи, так как это может испортить аппетит. Перекус можно организовать, если дать малышу погрызть сухофрукты или свежие яблоки.

Девочки,спасибо всем тем кто не остался равнодушным и переживал в прошлой теме.Пишу чем дело закончилось.Пришли мы св школу,в кабинет продленки,стали ждать остальных родителей.Учитель сразу заявил что не особо верит словам дочки и она скорее всего придумывает.Но чтобы выяснить ситуацию она должна расспросить дочку.Я согласилась тк. она сказала что сначала нами и дочкой поговорит а потом с мальчиками и их родителями,по отдельности.Очень не понравилось что она пыталась надавить на ребенка,как прокурор.Были вопросы,где ты сначала сидела?куда потом пошла?В каком именно месте они начали ее трогать.Потом подошли еще 2 мамочки и подключились.Ребенок стоял один среди взрослых и пытался отвечать на довольно не приятные на ей вопросы в каком месте трогали и тд. При том было видно что учитель пытается ее запутать и говорит с дочкой в повышенных тонах.Я не выдержала и сделала ей замечание,сказав что ребенку и так не ловко и пуст вызывают психолога и он беседует со всеми отдельно.Мне сказали что психолог уволился.Но я настояла а в незаинтересованном лице пришел заучь. С ним дело пошло на много быстрее,она попросила всех успокоится,нам не заострять внимание дочери на этом чтобы не было психологической травмы а мамам мальчиков провести с ними беседу но не ругать.Допрашивать мальчиков она запретила и сказала что и дочку тоже не кто не имел право допрашивать.По моему самый разумный человек там.Мамы мальчиков конечно не верят что их дети могли такое сделать и настаивают на том что дочка не правду говорит,так как дети у них положительные и слов таких не знают даже,да и вообще они своих детей знают и они не могли. Оно и понятно что каждый заступается за своего ребенка.Я их услышала но предупредила что если еще раз что то подобное повториться то я уже не к учителю пойду а дальше.Больше всего в этой истории не понравилось поведение учителя продленки.Она мне высказала что своими жалобами я ее в неловкое положение ставлю,что она мол не за детьми следит а полы моет.Но блин так оно и есть.В общем обиделась она на меня.Классный руководитель обещала оказывать повышенное внимание детям и лучше следить.Она молодец я считаю.Ну а я с дочкой поговорила,сказала что мы решили этот вопрос и больше ее не кто не обидит и мы закрыли эту тему.После собрания поехали на гимнастику,в этом здании есть секция айкидо. Поговорили с тренером,он принял дочку,в понедельник начнет заниматься.Знаю что быстрых результатов ждать не стоит но я думаю это придаст ей уверенности в себе,да и через несколько лет она уже сможет за себя постоять если не дай Бог встретятся еще такие вот мальчики.В общем как то так. Извините за много букв.

166

Александра Гирш

Девочки, пишу на форум за советом, потому что уже не знаю что и как обдумать (заранее прошу прощения за много букв))). Ребенку 8 лет исполнится в мае, заканчивает первый класс в школе-лицей. Родился с гипоксией, откачивали сутки в реанимации, как итог: поздно пошел (1,5 года), поздно заговорил (отдельными словами в 4-4,5 года). Боялась что его вообще в обычную школу не примут, но в 0-ом классе выровнялась речь, научился читать, считать в пределах десяти и т.д. что обычно умеют дошколята (спасибо невропатологам, психологам и талантливому репетитору). Теперь собственно к сути:
Закончил третью четверть и имеет 3 "тройки" и 3 "четверки". Математика и английский - на "ура", остальное не очень. Но я внимания на этом не заостряю, меня смущает отношение его учительницы. Средних лет (45-50), как говорится "старой закалки", очень строгая, требовательная и жесткая. Мой ребенок (довольно скрытный) ни разу не пожаловался на нее, зато от нее я жалоб в первой половине года наслушалась: "он все время спит, не слушает, зевает, не активен, не отвечает, горох об стену и т.д.". Все это проговаривается таким тоном (может, я преувеличиваю), как будто он - самый распоследний дурак в классе (в котором 32 ребенка). Нагрузка в школе жетская: помимо общих предметов на дом задается до кучи (например прорешать по 1 странице в день из "3000 примеров по математике" Нефедовой и вести читательский дневник: прочитать рассказ и нарисовать к нему рисунок (в неделю по 5 штук)). Дабы подтянуть учебу я записала сына на доп. занятия к репетитору, который ежедневно 2 часа учит с ним уроки и еще 1 час готовит по отдельным предметам. Сын раскрылся, повеселел, завел себе новых друзей, каждый день рвется к этому своему репетитору как на праздник. Как итог через месяц занятий: две последние контрольные по математике написал на "отлично", с остальными предметами тоже неплохо - с "двойки" на "четверку". Русский язык только у него неважный, но я, помня о том, как он не мог ручку удержать и двух слов связать буквально год назад, радуюсь вообще тому что есть. Но когда я поинтересовалась у его учительницы, как у него продвигается учеба услышала что контрольные он списывает (ага, две контрольные подряд он списал), и вообще, "воз и ныне там". Короче, как был дурак так и остался.
Я воспитывалась в системе когда учитель и его слово - закон, а авторитет учителя непоколебим. Может просто мне самой везло с учителями. Но безапелляционность учительницы сына меня смущает. Я не признаюсь никому, но мне кажется сыну с ней не комфортно, скупая она на хотя бы поощрение. Если человека все время гнобить, то так и всякое желание можно отбить.
И атмосфера в классе какая-то нездоровая: все конкуренты, все на голову друг другу лезут (в первом классе!), все дети нервные, агрессивные какие-то. Друзей за полгода в школе сын себе не нашел, зато у репетитора (она преподает в частном учебном центре) в первый же день подружился со всеми. Да и мне кажется отношение учительницы отразилось на отношении отдельных детей в классе: весь год к сыну придирается одноклассник, на прошлой неделе испинал его, а учительница мне сказала: ваш сын сам его спровоцировал (как выяснилось потом, предложил поиграть в догонялки, так тот моего сына догнал и по ногам отпинал).
Теперь думаю: стоит ли переводить сына в обычную школу, не лицей? Или может это везде так? Или может я накрутила себя и слишком все драматизирую?
Оговорюсь сразу, особого отношения к сыну я у учителя не просила никогда, но перед началом учебного года честно предупредила что есть небольшие проблемы с речью. Да и учительница на первый взгляд не монстр, может у нее метода такая и было бы хуже если б она вообще ничего не требовала с него? Очень хочется услышать ваше мнение (с отцом сына в разводе, моя мама разводит руками и говорит что если переведу его то "научу убегать от проблем". В общем, наболело....

156

Ольга Морозова

Приветствую, форум. При среднем балле 3,75 должна быть по правилам 4, а выставлена за четверть 3 - правомерно ли?. Это у сына по физкультуре. У него всегда были проблемы с зимней физ-рой на лыжах, но все таки в основном четверки всю четверть,три 3,одна 2(исправленная на 4)есть, балл то вышел больше 3,5-значит должна быть 4 в итоге. Или это на усмотрение учителя? Блин, единственная 3 за четверть, обидно как то...

139

И постепенно, с полутора лет до 3 рацион детей меняется, медленно приближаясь к привычному общему столу. Важно самим родителям подать пример ребенку в культуре питания, поведению за столом, а также, по возможности, пересмотреть свой собственный привычный рацион питания в пользу более полезной и здоровой пищи, сбалансированного и правильного меню.

К возрасту двух лет у ребенка должны прорезаться все 20 молочных зубов, что дает ребенку возможности полноценного откусывания, пережевывания и размельчения пищи. Жевание важно не только для того, чтобы непосредственно кусать и жевать пищу. Процесс жевания запускает выработку соляной кислоты и пепсина в соке желудка, смачивает пищевой комок слюной, запуская процесс частичного расщепления амилазой слюны углеводов. Это облегчает переваривание пищи.

Самой главной задачей в это время является обучение ребенка жеванию и потреблению более плотной пищи, требующей тщательного пережевывания, т.е. пищи кусочками, а не перетертой и размолотой:

  • нужно постепенно заменять полужидкие и жидкие блюда на более плотные (за исключение первых блюд, они должны быть в рационе ребенка обязательно).
  • постепенно в питание вводятся каши из разваренных круп
  • запеканки из овощей или крупы, творога
  • кусочки мяса и тушеных овощей.

Если дети в этом возрасте не научатся употреблять плотные блюда, которые требуют активного жевания, в дальнейшем они будут отказываться или неохотно есть необходимые им фрукты и овощи, которые нужно кусать и жевать, а также мясо, которое также нужно кусать и тщательно прожевывать.

Характеристика рациона питания детей от 1-3 лет

С 1 до 1.5 лет С 1.5 до 3 лет
Сколько раз в день прием пищи 5-раз 4-раза
Количество зубов у малыша передние резцы и жевательные премоляры, 8-12 шт. Возможно пережевывание мягкой пищи, откусывание 20 зубов, все группы зубов — и для пережевывания пищи, и для ее откусывания
Объем желудка и соответственно 1 приема пищи 250-300 мл 300-350 мл
Суточный объем пищи 1200-1300 мл. 1400-1500 мл.
Калорийность приемов пищи
  • 1 завтрак: 15%
  • 2 завтрак: 10%
  • Обед: 40%
  • Полдник: 10%
  • Ужин: 25%
  • Завтрак: 25%
  • Обед: 35%
  • Полдник: 15%
  • Ужин: 25%.

Питание ребенка в 2-3 года

После полутора лет постепенно можно переходить на четырехразовое питание:

  • Завтрак 8.00-9.00
  • Обед 12.30-13.30
  • Полдник 15.30-16.30
  • Ужин 18.30-19.00

При этом, на долю обеда должно приходиться не менее трети всего суточного рациона калорийности, это около 35%. Остальная калорийность распределяется между завтраком, полдником и ужином. Энергетическая суточная ценность продуктов должна достигнуть 1400-1500 ккал. Ребенок этого возраста должен получать за сутки:

  • Белков – не менее 60-70 г, при этом до 75% из них должны быть животного происхождения
  • Жиров — не менее 50-60 г, из них около 10 г растительных масел
  • Углеводов – не менее 220 г, из них большая часть должна отводиться сложным углеводам.

Крайне важным в этом возрасте должно стать соблюдение правильного режима питания, это будет очень значимым в любом возрасте, и особенно в этапе становления «взрослого» питания. Если строго соблюдается правильный режим питания, выдерживаются промежутки между основными приемами пищи, у детей будут постепенно вырабатываться пищевые условные рефлексы к данному времени.

Это будет обеспечивать правильную и слаженную работу всего пищеварительного тракта, начиная с ротовой полости, и заканчивая кишечником, где в свое время начнут отделяться пищеварительные соки к моменту поступления туда пищевых масс. Режим позволит максимально полно и правильно переваривать пищу и усваивать все ее компоненты.

При нерегулярном питании или беспорядочных приемах пищи данные рефлексы быстро угасают, это приводит к снижению выработки пищеварительных соков, в итоге пища будет усваиваться не полностью. Пищевые остатки в толстом кишечнике будут гнить и бродить, что приведет к запорам, расстройствам стула и нарушению общего состояния. И это же приведет к тому, что дети постоянно будут плохо кушать, говоря о том, что они просто не хотят есть.

Особенности питания в возрасте до 3 лет

В раннем детском возрасте объем желудка небольшой, он освобождается от пищи примерно за 3-4 часа, пища, богатая белком и жирами может задерживаться до 4.5-5 часов. Именно исходя из этих данных строится четырехразовое питание для детей. При этом интервалы между кормлениями должны составлять примерно 3.5-4 часа. С возраста после полутора лет при нормальном (а тем более избыточном) весе ребенка, важно отучить его от ночных приемов пищи. Исключением будут только дети, все еще находящиеся на грудном вскармливании и засыпающие с грудью.

Введение в ночное время какой-либо иной пищи, кроме грудного молока, может приводить к нарушениям процессов ночного сна, и будет создавать для самих родителей трудности в виде постоянной беготни с бутылочками и кружками.

Вне зависимости от того, сколько раз ваш ребенок будет принимать пищу, нужно чтобы время ее приема было постоянным. В установленном режиме времени питания отклонения допустимы не более 15-20 минут. Это связано с особенностями формирования условных пищевых рефлексов с отделением пищеварительных соков.

В промежутках между основными приемами пищи не стоит баловать ребенка калорийными продуктами и сладостями. Стоит убрать из перекусов такие блюда как булки и печенье, неразбавленные фруктовые соки и молочные продукты, конфеты и шоколад. Это будет приводить к снижению аппетита и может привести к тому, что во время очередного приема пищи ребенок просто не захочет есть приготовленные мясные овощные или крупяные блюда, необходимые для его питания.

Что можно давать ребенку в 2-3 года

Так же, как и в предыдущий период, после полутора лет питание ребенка должно быть разнообразным и полноценным. В него должны быть включены полезные продукты:

  • молоко и молочные продукты
  • мясные, рыбные и блюда из птицы
  • крупяные гарниры и каши
  • хлебобулочная продукция
  • овощи и фрукты
  • полезные сладости и десерты.

Молочные продукты

После полутора лет детям необходимо употреблять достаточное количество кисломолочных продуктов, а с двух лет можно постепенно вводить в рацион и цельное коровье молоко. Молочные продукты будут для ребенка источниками:

  • легко усваиваемого животного белка
  • кальция и фосфора, необходимых для роста скелета
  • животного жира и жирорастворимых витаминов, в частности витамина Д
  • полезной микробной флоры, которая стимулирует рост и развитие собственной, укрепляет иммунитет и стимулирует пищеварение.

Общее суточное количество молочной продукции в этом возрасте должно составлять не менее 500-600 мл, с учетом объема молока для приготовления блюд. В рационе детей ежедневно должны быть такие продукты как кефир или йогурт, биолакт. Несколько раз в неделю применимы такие продукты как творог и изделия из него, творожные изделия, сырки, неострые несоленые сорта сыра, сливки, сметана. Они могут употребляться как в цельном виде, так и используются для приготовления и заправки первых и вторых блюд.

В возрасте до трех лет допустимо употребление:

  • 50-100 г творога жирностью от 5 до 11%
  • 5-10 г сливок жирностью 10-20%
  • 5-10 г сметаны жирностью 10-20%
  • йогурты, кефир или биолакт жирностью от 2.5 до 4%
  • после двух лет молоко жирностью от 2.5 до 3.2 %

Молочные продукты можно использовать для приготовления или заправки сырников, вареников, запеканок или десертов.

Мясные продукты и птица

В рационе питания детей до трех лет постепенно увеличивается количество мяса, к двум годам оно достигает 110 г, а к возрасту трех лет достигает 120 г. Для детского питания в этом возрасте применяют такие сорта мяса, как:

  • нежирная говядина
  • телятина
  • мясо кролика
  • нежирная свинина
  • ягненок
  • конина.
  • печень
  • сердце.

Мясные блюда готовят в виде рагу с кусочками мяса, паровых или духовых котлет, фарша, тушеного мяса мелкими кусочками. До трех лет стоит отказаться от колбасных изделий и разного рода мясных деликатесов. Все они пресыщены солью и специями, красителями и прочей пищевой химией, что совершенно не полезно ребенку. Если невозможно ограничить детей от мясных полуфабрикатов промышленного производства, раз в две недели можно позволить ребенку детские молочные сосиски, но изделия должны быть высокого качества.

Полезными будут блюда из птицы – курицы, перепелки, индейки. А вот утиное и гусиное мясо в таком возрасте не дается, оно плохо усваивается и очень жирное для детей.

К сожалению, сегодня на прилавках супермаркетов качество молочной продукции, свинины, кур не всегда соответствуют нормам, допустимым для детей. В России нет жесткого контроля и ограничений в использовании антибиотиков и гормонов роста при выращивании птицы и мяса, как в некоторых развитых странах, поэтому проверки Россельхознадзора регулярно выявляют те или иные нарушения производства мяса и птицы (см. ), что не прибавляет здоровья нашим детям.

Яйца

Куриные яйца будут являться одними из основных источников белка для ребенка, они должны присутствовать в питании детей часто – ежедневно или через день. Яйца даются детям сверенными вкрутую, в блюдах или в виде омлетов. Запрещено использование яиц в мешочек или всмятку из-за опасности сальмонеллеза. При непереносимости куриных яиц можно использовать перепелиные яйца, а вот яйца водоплавающих птиц (утки, гуси) в питании детей до трех лет запрещены.

Рыба и рыбные блюда

  • При отсутствии аллергии и других противопоказаний, в меню детей один-два раза неделю стоит использовать рыбу речных и морских сортов.
  • При этом рыбные блюда должны быть из нежирных сортов, исключены из питания детей лосось, осетрина, палтус или семга.
  • Количество рыбы в сутки достигает 40-50 г.
  • Можно предложить детям вареную или тушеную рыбу без косточек, биточки или котлеты из рыбы, детские специализированные консервы.
  • А вот консервы из рыбы для взрослых, а также копченая, соленая и вяленая рыба детям запрещена.
  • Также не стоит давать детям и икру рыбы, она относится к сильным аллергенам.

Овощи

Свежие или термически обработанные плоды в своем составе содержат большое количество клетчатки и балластных веществ, проходящих по кишечнику транзитом и не переваривающихся. При этом данные вещества стимулируют перистальтику кишечника, таким образом — противодействуя запорам. Но это далеко не единственный плюс овощей, ягод и фруктов. Они за счет своего состава помогают в стимулировании аппетита, так как способствуют отделению пищеварительных ферментов. А также во фруктах и овощах много витаминов и минеральных компонентов, которые пополняют постоянно расходующиеся запасы.

Однако, не стоит сильно налегать на употребление картофеля, как одного из ведущих овощей в рационе, его количество ограничивают в сутки 100-120 г, остальной объем должен добираться за счет других овощей. В среднем в рационе должно быть не менее 200-250 г овощей в свежем или приготовленном виде. Овощи используются для приготовления первых и вторых блюд, салатов и даже десертов и выпечки. Особенно полезными в питании детей до трех лет будут такие овощи, как:

  • морковь, лук
  • томаты, огурцы
  • кабачки и патиссоны
  • тыква, свекла
  • цветная, белокочанная, капуста брокколи

В питание детей после полутора лет необходимо включение огородной зелени в свежем виде – в салаты, первые и вторые блюда.

  • можно также давать ребенку в небольших количествах зеленый лук и чеснок для придания блюдам более пикантного вкуса
  • расширение рациона происходит за счет постепенного введения в рацион после двух лет репы, редьки, редиса, бобовых (горох, фасоль).

Важна правильная предварительная и термическая обработка овощей, чтобы в них сохранялось максимум витаминов и минеральных компонентов. При очистке овощей нужно срезать тонкий слой кожицы, так как в области кожуры наибольшие запасы витаминов. В салаты или винегреты овощи рекомендовано отваривать в кожуре, отваривая их на пару или в небольшом объеме воды. Очищенные овощи нельзя длительно держать в воде, чтобы витамины и минералы не вымывались. Овощной отвар при варке очищенных и промытых овощей стоит использовать при приготовлении пищи. Варить овощи нужно определенное время:

  • шпинат и щавель не более 10 минут
  • свекла – до 90 минут (в мультиварке 20 мин.)
  • картофель – до 25 минут
  • морковь – до 30 минут
  • капуста – до 30 минут

Для салатов и винегретов сырые овощи очищают и нарезают или трут на терке сразу перед приемом пищи, так как действие кислорода воздуха разрушает в очищенных и мелко нарезанных продуктах витамины, особенно страдает витамин С и группа В.

Фрукты и ягоды

Фрукты должны в обязательном порядке входить в рацион детей до трех лет, количество фруктов в сутки не должно быть менее 200 г, а ягод около 20 г. Особенно полезными для детей могут стать яблоки, сливы, груши, вишня, бананы, апельсины . Учитывая то, что цитрусовые и экзотические фрукты могут давать аллергические кожные реакции, нужно вводить их в рацион ребенка потихоньку и только маленькими кусочками, отслеживая реакцию.

Не менее полезными будут в рационе детей и ягоды по сезону – детям можно давать клюкву, бруснику, крыжовник, и черноплодную рябину, смородину, клубнику, землянику . Не стоит давать много ягод, первоначально можно ограничиться одной горстью, так как избыток ягод тоже может навредить. Любые новые фрукты и овощи нужно вводить понемногу, и отслеживать на них реакции со стороны кожи и пищеварения.

За счет фруктов и ягод можно также влиять на пищеварение и регулировать стул.

  • Черника, груши, черноплодная рябина, черная смородина способны закреплять стул, при запорах этих плодов много давать не стоит.
  • Послабляющим эффектом обладает киви, слива, абрикос или просто избыток свежих ягод или фруктов, съеденных натощак.

Крупы, макароны

В питании детей стоит использовать разного рода крупы, особенно полезными для детей после полутора лет будут гречневая и овсяная каши, они более всех остальных богаты полноценным растительным белком, минералами и витаминами. Не менее полезными в рационе будут такие крупы и каши из них как перловка, пшено или ячневая крупа.

В этом возрасте вполне допустимо использование в качестве гарниров лапши, вермишели в виде гарниров или молочных супов, но их стоит употреблять не более двух раз в день – они богаты углеводами и калорийны. Среднем, детям до трех лет нужно в сутки не более 20 г крупы и не более 50 г макарон.

Сладкое

В рацион питания детей может входить и сахар, за счет него улучшается вкус приготовленных блюд, но при его избытке возникает нагрузка на поджелудочную железу и лишний вес, снижается аппетит, нарушается обмен веществ (см. о вреде рафинированного сахара в статье ). В возрасте до трех лет допустимо не более 40 г сахара в сутки, в это количество будут включаться и глюкоза в соках, сладком или напитках.

Глюкоза полезна для работы мозга, но продукты питания с углеводами сложного характера (крупы, картофель, макароны, хлеб) в рекомендуемых количествах не дают всего объема глюкозы. Объем питания за счет особенностей пищеварения ребенка увеличить не получится, поэтому детям в этом возрасте нужно пополнять запасы глюкозы для мозга за счет легких углеводов – сладостей. Они дают быстрое повышение уровня глюкозы крови, и она быстро доставляется к мозгу, печени и почкам.

Но сладостей нужно в меру, избыток их не успевает расходоваться и дает лишний вес. К полезным сладостям можно отнести мармелад, пастилу, повидло, фруктовые карамельки и зефир. Шоколад, конфеты с шоколадом и какао не рекомендованы детям за счет их возбуждающего эффекта на нервную систему и высокой аллергенности.

Примерное меню для детей от полутора до трех лет

Меню ребенка 2 лет на один день

  • Завтрак : овсяная каша с бананом, булочка с маслом, половинка вареного яйца, компот из сухофруктов
  • Обед : винегрет, щи со свежей капустой, биточки мясные с макаронами, половинка банана, чай с мятой
  • Полдник : запеканка творожная, плюшка, молоко кипяченое, груша.
  • Ужин : овощное рагу с капустой и картофелем, хлеб, кисель с малиной, яблоко.
  • На ночь – йогурт.