Ракурс и точка съемки в фотографии. Ракурс и фотография

Приветствую вас, уважаемые читатели! С вами вновь, Тимур Мустаев. Думаю, многие из вас знают, что для съемки качественных, запоминающихся фотографий мало обладать профессиональной техникой, также важно разбираться в некоторых нюансах постановки кадра.

Из сегодняшней статьи вы узнаете, что такое ракурс в фотографии и какова его роль в общей композиции.

Если верить сухой терминологии, ракурс – это видение какого-то объекта с определенной точки пространства.

Представьте себе любой предмет посреди комнаты, к примеру, пластиковый манекен, посмотрите на него спереди, сбоку, сверху, уверяю, в поле зрения попадут разные части модели – это видение и называется ракурсом.

Умение выбирать правильную позицию относительно предмета съемки, пожалуй, одна из самых главных задач фотографа.

Если недочеты, такие как пересвет и образование ненужных теней, можно с легкостью исправить во время обработки фотографии, внести коррективы в неудачный ракурс невозможно.

Виды точек съемки, ошибочно принимаемых за ракурс

Зачастую начинающие фотографы путают понятие «ракурс» и «точка съемки».

Точка съемки – это всего-навсего физическое расположение камеры относительно предмета.

На мой взгляд, самым популярным принято считать положение на уровне глаз, поскольку окружающая действительность, переданная таким образом, является привычной и обыденной.

Чаще всего данный прием используется во время портретной съемки, не искажая пропорции тела.

Положение камеры снизу-вверх, позволяет выигрышно фотографировать силуэты на фоне заката, динамичные сцены, например, во время танца или прыжка, а также архитектуру или природу.

В свою очередь, при создании портретов, стоит проявить некую осторожность к данному виду, поскольку результат может разочаровать своей комичностью, как фотографа, так и модель.

Фотосъемка с верхней точки наиболее часто применяется в отношении еды, различных предметов, строений, больших скоплений людей, природы, когда возникает необходимость «захватить» весь объект, показать его масштаб и фактуру. Она оставляет много свободного пространства в кадре, что важно, когда стоит цель передать величественность деталей.

Этот вид был открыт французским фотографом при съемке с высоты, до этого люди использовали только положение на уровне глаз. Открытие позволило по-новому взглянуть на привычные вещи.

Меняя точку на верхнюю или нижнюю можно без труда «переместить» линию горизонта в кадре, что в итоге поможет избежать деления объекта пополам — .

Направления съемки

Говоря о ракурсе, нельзя не упомянуть о важности направления съемки, которое помогает изобразить характерные особенности предметов.

Направление бывает трех видов: диагональное, центральное и боковое.

Если вести съемку из центра, фотографируемый объект лишится объема. Категорически не рекомендуется использовать данный метод во время съемки архитектуры.

Обратного эффекта можно добиться, смещаясь в левую или правую сторону от предмета.

  • Выбирайте перспективу, таким образом, чтобы натура привлекала внимание полностью на себя и доминировала в кадре.
  • Пользуйтесь правилом , для этого условно проведите три линии на равном расстоянии, как по вертикали, так и горизонтали, объект должен находиться в точках пересечения или вдоль этих линий. Помните, это правило зависит непосредственно от масштабов и типа объекта, а также общего замысла.
  • Избегайте таких нелепостей, когда предметы заднего фона вмешиваются в передний план. Например, дерево или фонарь, находящиеся за человеком, могут показаться «торчащими» из его головы. Во избежание этого, поэкспериментируйте с диагональными и боковыми направлениями.
  • Выбирая перспективу для портрета необходимо учитывать тип лица, которые классифицируются, как по форме, так и по общим чертам. К примеру, чтобы нос казался значительно меньше, фотографировать нужно в анфас или в пол оборота. Если модель имеет крупные глаза, следует оказаться от съемки сверху, потому как в результате можно получить инопланетные кадры. При фотосессии полных людей нужно, наоборот, использовать верхнюю точку съемки – это зрительно уменьшит габариты фигуры.

Эти правила не имеют жестких рамок: вы можете применять их на практике, а можете полностью игнорировать.

Поскольку создание композиции – это творческий процесс, в него следует вносить нотки идиотизма, чтобы результат не был похож на чужой.

Итак, сегодня вы узнали, что такое ракурс, точка и направление съемки.

Пользуйтесь полученной информацией, практикуйтесь и не бойтесь совершать ошибки, ведь от них никак не зависит чья-то жизнь.

Хотите больше узнать о своем зеркальном фотоаппарате? На что он способен? Научиться правильного его понимать? Тогда вы нашли, что искали. К вашему счастью, предлагаю вам курс – «Цифровая зеркалка для новичка 2.0 ». Волшебный видеокурс. Рассказывается и показывается все настолько понятно, что после его просмотра вы начнете полностью разбираться в своей фотокамере. Я его рекомендую всем, кто начинает развиваться в качестве фотографа!

Подписывайтесь на обновления блога и делитесь ссылкой с друзьями, пусть любовь к фотографии станет заразительной.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Metropolis Lifestyle Guide - поток о жизни в современном городе. Четыре эксперта в области моды, фотографии, спорта и гастрономии ведут блоги и рассказывают о новых модных тенденциях, о том, как правильно подбирать вещи в свой гардероб, где и как заниматься спортом, как правильно устраивать вечеринки и ужины для друзей.



Фотографировать начал на недорогую мыльницу еще в университетские годы. В начале карьеры работал в Look At Me фотографом, когда на ресурсе только начинали рассказывать москвичам, что такое стрит-стайл-фотография. Сейчас снимает для десятка изданий, таких как «Афиша », Elle , холдинга Conde Nast , be-in.ru , работает со «Стрелкой» и «Солянкой». Активный участник мотосообщества Clevermoto . С друзьями устраивает мотопикники на берегу реки и путешествия в Петербург на мотороллерах, а на выходных любит кататься со своей девушкой по набережным и паркам.

Больше всего мне нравится снимать портреты. Своих друзей, приятелей и просто приятных людей на улицах. Мне представляется возможность передать настоящее настроение человека, то, кто он есть на самом деле. Его настроение, его чувства, самоощущение и связь с этим миром. Порой именно портрет раскрывает гораздо больше, чем любое интервью, и уж куда больше, чем просто стрит-стайл-фотография. Может быть, именно поэтому портреты снимать сложнее. Мне нравятся работы таких мастеров фотографии как Питер Линдберг , Юсуф Карш , Арнольд Ньюман , Джон Ранкин .







Если вы снимаете портрет - по заказу журнала или сайта, или же просто для себя и своего портфолио, существует определенный набор правил, важных для каждого фотографа. Я люблю естественный свет, отсутствие или минимальное присутствие макияжа, натуральность, и самая важная часть - непринужденное общение. Чем легче оно происходит, тем проще раскрыть человека и раскрепостить его, застать его в настоящем, живом состоянии, без масок и надуманных образов. Поэтому сразу же располагайте людей к себе, вы должны им понравиться, они должны вам доверять и чувствовать себя максимально комфортно, в каких условиях бы они ни находились. А приходится иногда бывать в таких, которые очень сильно отличаются от повседневных - и именно тогда на выручку должно придти ваше обаяние. Порой бывает сложно подступиться к какому-то напыщенному болвану с завышенной самооценкой, такие люди могут капризничать и вовсе отказываться сниматься. Но и к ним можно найти подход. Иногда не хватает времени поговорить и узнать хоть немного друг друга до съемки, и тогда приходится разговаривать во время. И это работает.




















Что касается самого процесса - возможно, стоит отойти от несколько банальных и зажатых поз вполоборота. Нужно постараться поймать правильный ракурс при помощи естественного света. Здесь важно обратить внимание на пространство съемки, изучить его, в первую очередь, самому. Оно должно быть комфортным для вас, тогда вы сможете сделать его комфортным для фотографируемого. Ему должно быть хорошо, комфортно и расслабленно, он должен чувствовать себя максимально уверенным в своем внешнем виде, даже если он в купальнике или белье перед толпой народа и когда он не профессиональная модель. Это главное. Тогда появляются те улыбки, которые обычно ловишь часами. Как правило, я не прошу повернуть голову влево-вправо, а ловлю удачную позу, удачный ракурс. Даже самый красивый человек может получиться неудачно, так как у всех есть не слишком удачные ракурсы. Важно найти естественную позу. Фотографы, которые снимают на пленку, говорят, что человек начинает сбрасывать оковы только к концу второй.

Из современных московских фотографов мне нравится, как снимает портреты Леша Киселев на свою пленочную мыльницу, Павел Самохвалов и то, что делает Макс Авдеев - как правило, это деловые портреты.
















Портреты, снятые на улице, можно встретить почти у всех модных блогеров, снимающих стрит-стайл. Например, у Ивана Родича есть отличный сайт, где он фиксирует свои перемещения по миру и включает куски своих будней, а также фотографии, которые не входят в его блог

Каждый фотограф мечтает о том, чтобы его снимки были интересными, чтобы они нравились зрителям. На качество фотографий влияет очень много факторов. Это и содержание снимка, так сказать, его информационное наполнение, и его идея, и композиция… Об этом можно говорить долго. Сегодня же мы поговорим с вами о таком факторе, о такой составляющей фотографии, как ракурс.

Для начала давайте разберемся, что же это такое - ракурс, и как его грамотно и правильно использовать в своей работе, то есть при фотографировании. В постобработке, как известно, ракурс уже не применить, так что правильно его выбирать нужно уметь уже на самом первом этапе создания фотографии, то есть собственно при съемке.

Что такое ракурс?

Итак, первым делом - определение ракурса. Как трактуют это понятие специалисты в своих учебниках. Ракурс - это точка зрения фотографа на тот объект в пространстве, который он намеревается сфотографировать. Также ракурс - это полученная в процессе фотосъемки проекция этого объекта в той или иной точке. То есть, проще говоря, это то зафиксированное на матрице цифрового фотоаппарата (на фотопленке, на холсте художника и прочих носителях) изображение, которое мы в итоге получаем тем или иным техническим способом.

Тем не менее, в современной фотографии под ракурсом обычно понимают точку съемки относительно положению снимаемого объекта.

Конечно, это второе определение не совсем точно отражает смысл и суть понятия ракурса, но для того, чтобы нам (и вам) было удобнее, давайте договоримся о том, что будем понимать ракурс именно так: точка и направление съемки.

Маленький экскурс в историю

Многие годы фотографы применяли в своей работе те же принципы и законы композиции, что и художники, которые создают свои произведения другими техническими средствами, например, живописцы, работающие красками на холсте.

Чаще всего на заре фотографии высота расположения довольно-таки громоздкой и тяжелой фотокамеры зависела не от творческой задумки фотографа, а от высоты имеющегося у него штатива, на котором, собственно, тогда и устанавливалась фотокамера. Не изменился этот принцип и немного позже, когда фотоаппараты заметно поубавили в своем размере и «массе тела». Снимки стали обычно делаться с высоты человеческого роста, и многое зависело от роста самого фотографа. Но вот как-то раз художник, писатель и фотограф из Франции Гаспар Феликс Турнашон взлетел над Парижем на воздушном шаре и создал фотографическую панораму города с высоты птичьего полета. Случилось это в 1858 году. Это была первая в мире фотография, сделанная с воздуха. А любимец парижского бомонда Гаспар Феликс Турнашон в один миг превратился в величайшего фотографа Надара, оставившего весьма и весьма заметный след в истории мирового фотоискусства.

Но, тем не менее, первоначально Надар некоторыми своими современниками был откровенно высмеян. Популярный парижский художник-карикатурист тех лет Домье создал карикатуру на Надара, на которой изобразил его летящим на воздушном шаре с фотоаппаратом в руках. Подпись к карикатуре гласила: «Надар поднял фотографию на высоту подлинного искусства». Эх, знал бы тогда Домье, что его слова станут настоящим пророчеством!

Да, фотография действительно перестала быть технической забавой обеспеченных людей того времени и стала высоким искусством. И Надар был одним из первых, кто способствовал этому. Ведь это именно он придумал изменить точку съемки. Он первым отошел от общепринятых стандартов и сделал снимок под ракурсом. И это стало своего рода революцией в изобразительном искусстве, ведь даже в живописи и то ракурс практически не применяли. Зато после Надара различными ракурсами стали весьма активно пользоваться художники-авангардисты разных толков и направлений.

Какие бывают ракурсы?

Небольшое изменение точки съемки относительно снимаемого объекта (так называемый легкий ракурс) этот объект изменяет совсем незначительно. То есть, если быть более точным, легкий ракурс изменяет лишь некоторые элементы кадра. А вот достаточно существенное смещение (явный ракурс) потребует от фотографа, то есть от вас, практически полной перестройки композиции всего кадра.

В некоторых случаях для того, чтобы добиться яркого и запоминающегося снимка вам придется весьма существенно изменить точку съемки, отойти от привычной съемки с уровня собственных глаз. Очень интересными выглядят фотографии, которые были сделаны с очень низкого или, наоборот, с очень высокого положения фотоаппарата.

Но, тем не менее, злоупотреблять ракурсом не стоит. Как верхний, так и нижний ракурс надо применять лишь тогда, когда ваша творческая задумка такое смещение точки съемки относительно снимаемого объекта себя оправдывает, когда оно действительно нужно. Проще говоря, сначала подумайте, а потом уж и меняйте ракурс.

Нижний ракурс

Фотографируя с нижним ракурсом, вы можете подчеркнуть высоту, размеры, грандиозность, значимость объекта. Снимая снизу вверх, вы визуально в несколько раз увеличиваете все эти параметры того, что вы фотографируете. Ну, например, часто можно видеть фотографии стройных сосен с нижнего ракурса. Так, что их кроны оказываются на фоне голубого неба. Или примерно так же сфотографированные высокие здания, например, храмы и колокольни. Но тут нужно быть очень осторожным - здания, сфотографированные с нижнего ракурса, могут получиться на снимке «заваленными», то есть падающими. В то же время эта «заваленность» придает снимку динамичность, эффект некоего движения. В этом случае композицию кадра лучше построить диагонально.

Нижний ракурс можно применять и в репортаже. Очень хорошо этот прием работает в спортивной съемке. Например, прыгун в высоту или мотогонщик, взлетевший с трамплина во время мотокросса, сфотографированные с нижней точки, на снимке будут смотреться очень и очень эффектно.

Верхний ракурс

Фотографирование с верхнего ракурса, естественно, тоже визуально изменяет реальные размеры объекта съемки. Если вы снимаете объект с верхней точки, вы как бы придавливаете его к земле, или к той поверхности, на которой он располагается. Снимая с верхней точки, фотограф отображает на снимке довольно значительное пространство и расположенные в этом пространстве объекты. Таким нехитрым приемом можно подчеркнуть положение важного объекта в общем композиционном построении кадра.

Если вы фотографируете человека в студии, то верхний или нижний ракурсы позволят вам сделать весьма оригинальные, интересные и яркие кадры. Но при этом не забывайте и о том, что такие точки съемки в значительной степени искажают привычные нашему, человеческому, восприятию пропорции снимаемого объекта, а это не всегда приемлемо, и работать с этим нужно очень осторожно и аккуратно.

Направление съемки

Говоря о ракурсе в фотографии, нельзя не сказать и о направлении съемки. Оно может быть диагональным, центральным или боковым (то есть съемка со смещением). Посмотрите вот на этот рисунок. На представленной схеме буквой В обозначена фронтальная композиция кадра, то есть кадр, сделанный с центрального ракурса. В данном случае оптическая ось снимка совпадает с оптической осью объектива фотокамеры. Фотографируя в таком ракурсе, вы лишаете снимок глубины, в нем пропадает ощущение пространства. Объект съемки становится плоским и не интересным. Особенно неприемлемо так фотографировать здания и прочие архитектурные объекты.

Если же фотограф будет постепенно смещать точку съемки в правую или в левую стороны относительно снимаемого объекта, то получится так называемый боковой ракурс. На схеме он обозначен буквами Б, Г и Д. При съемке с боковым ракурсом объект приобретает объем, а пространство снимка - глубину.

Изменение бокового ракурса может происходить до тех пор, пока объект съемки не будет находиться по диагонали относительно точки съемки. Такой ракурс принято называть диагональным. На представленной схеме он обозначен буквой А. Диагональный ракурс опытные мастера фотографии с большим успехом применяют при съемке городских пейзажей и вообще в архитектурной съемке в целом. Рекомендуем и вам поэкспериментировать в этом направлении.

Фотография - одно из самых молодых визуальных искусств. Куда моложе, скажем, живописи или рисунка (согласно одной из датировок, древнейшим наскальным рисункам, найденным в испанских пещерах, больше 40000 лет, их создали еще неандертальцы). Что такое по сравнению с этими 40 тысячами 200 лет? Вполне логично, что и в смысле композиции фотография довольно долго - примерно первые сто лет, то есть половину срока своего существования - была как бы «младшей сестрой» живописи. Я имею в виду, что фотографы использовали ровно те же самые композиционные приемы, которые были разработаны задолго до них поколениями живописцев. Фотография как бы подражала живописи, стараясь добиться ее выразительности, и только в 20-х годах прошлого века фотографы (сначала несколько первооткрывателей, а вслед за ними и многие другие) стали пользоваться первым чисто фотографическим приемом компоновки изображения - использованием необычного ракурса.

Само по себе понятие ракурса, конечно же, использовалось в изобразительном искусстве и до появления фотографии, и означало оно «перспективное сокращение формы предмета, изменяющее его привычные очертания». В фотографии это значение слова тоже используется - все мы видели тысячи снимков человека с огромными ступнями и маленькой головой вдалеке, или наоборот. Но так сложилось, что в фотографическом языке прижилось еще одно значение слова «ракурс», возможно, не совсем точное - точка съемки.

В живописи (по крайней мере в классической) обычно используется одна точка зрения - естественная. Живописцы изображают мир таким, каким его видят глаза обычным образом ориентированного в пространстве (то есть стоящего или сидящего на стуле) человека. Во многом это объясняется техникой письма - если встать на голову (или лечь на пол, или вскарабкаться на пожарную лестницу), работать кисточкой будет не так удобно, как стоя или сидя перед мольбертом. Первые фотокамеры, как мы помним, были громоздки и от холста на мольберте в этом смысле не слишком отличались. Поэтому все фотографии того времени сделаны с одного и того же ракурса, или точки зрения - с уровня глаз. Только с появлением компактных камер фотографы начали экспериментировать с другими точками съемки - и то не сразу, многие продолжали по традиции снимать даже компактными «лейками» так, словно у них в руках гигантская неповоротливая, требующая гигантского штатива крупноформатная камера.

Справедливости ради следует заметить, что первые снимки с необычной точки зрения были сделаны еще в 19-м веке как раз таки крупноформатными камерами. Это были фотографии Парижа и Бостона, снятые с высоты птичьего полета, точнее с высоты полета воздушного шара., соответственно французом Надаром и американцем Джеймсом Блейком:

Над Надаром даже издевались современники, «остроумно» замечая, что, мол, он поднял фотографию на высоту истинного искусства. Однако по-настоящему пионерами ракурсной фотографии следует все же считать людей, родившихся на полвека позже. Это советский фотограф и художник Александр Родченко и венгр (живший, впрочем, как и его предшественник Надар, в Париже) Андре Кертес.

Между этими двумя фотографами, как мы увидим, есть и огромная разница, и существенное сходство. Разница, прежде всего, в том, что Кертеса интересовала не только документальная фотография, а в документальной фотографии - не только поиск необычных ракурсов. Сказать нечто подобное про Родченко тоже было бы большим упрощением, однако в его наследии все же большая часть фотографий сделана с необычной точки зрения.

Кертес, хотя и не забирался так высоко, как Надар, тоже любил посмотреть на мир сверху:

Что можно в общем сказать про верхнюю точку съемки? Во-первых, сверху больше видно. Гораздо больше, чем снизу или с уровня глаз. По этой причине верхняя точка съемки была очень популярна у советских фотографов в 20-30 годы - как писал А. Вартанов в журнале «Советское фото» в 1985 году: «Ее мастера жаждали сделать свои снимки предельно насыщенными информацией: ведь предстояло рассказать о событиях, которые в большинстве своем можно было сопроводить надписью «Впервые в мире!»

Кстати, фотографии с точки зрения «строго перпендикулярно сверху», на которых люди превращаются в необязательные приложения к собственным теням, тоже были сделаны в то время «впервые в мире». Однако даже современным фотографам порой бывает трудно удержаться от искушения повторить этот ракурс, несмотря на то, что он, едва появившись, сразу же стал штампом. Сравним, например, фото Родченко и Кертеса:

Совершенно очевидно, что в 20-е годы это было ново и свежо, но эти два великих человека, открыв данную тему, тут же, в общем, ее и закрыли.

Нижний ракурс используется в фотографии совсем для других целей. Тут тоже первооткрывателем был Александр Родченко - вспомним хотя бы его «пионера»:

«Пионер», конечно, - особый случай, эта фотография не подпадает под общее правило применения нижнего ракурса. Это, скорее, вполне удавшаяся попытка найти новые средства художественной выразительности для изображения «нового» человека, вестника новой эпохи. Родченко удалось создать выразительный и запоминающийся образ; однако чаще всего использование такого ракурса чревато превращением персонажа в карикатуру на самого себя.

Общее же правило таково: точка зрения снизу чаще всего используется, чтобы показать, что объект съемки имеет большую значимость. Что-то (или, скорее, кто-то - мало кому придет в голову придавать слишком большую значимость неодушевленным объектам), снятое снизу вверх, выглядит гораздо монументальнее и внушительнее, чем если бы тот же объект был снят «нормальным» образом, то есть от уровня глаз или груди. Пример номер один можно найти у того же Родченко:

Очень любил фотографировать своих героев с такой точки зрения Роберт Капа:

В его знаменитейшем снимке «Смерть республиканца» тоже использован этот же прием. Можно сколько угодно сомневаться в документальности этого снимка, но в том, что автору удалось создать абсолютно монументальный образ, безупречно передающий пафос этого трагического момента, спорить трудно.

А вот еще одна фотография Роберта Капы. Момент на ней запечатлен не столь трагический - никто не умирает (во всяком случае, в кадре), просто плачет маленькая девочка. Из подписи мы можем узнать, что дело происходит в транзитном лагере для беженцев, но это не объясняет, почему девочка плачет. Может быть, у нее нет родителей, а может, ей только что просто-напросто не дали конфетку, или она элементарно устала. Неважно - точка зрения камеры, которая находится в момент съемки ниже лица девочки, превращает этот, возможно вполне обыденный момент, в символ лагеря для переселенцев - неустроенность, страх будущего, пустые надежды…

Говоря о том, как лучше фотографировать, мы имеем в виду - как делать ХОРОШИЕ фотографии. Ведь каждый, кто берет в руки фотоаппарат, хочет получить ХОРОШИЕ КАДРЫ. Как этого добиться? Увы, здесь нет универсального рецепта. Каждый сам находит и проходит свой путь, но можно этот путь сделать гораздо короче, если вместо того, чтобы учиться на собственном «горьком опыте», воспользоваться опытом и знаниями, накопленными многовековым опытом художников и несколькими поколениями фотографов. Наша задача - представить эти знания так, чтобы они наилучшим образом перешли в умения и навыки наших читателей.

Урок фотографии "Построение кадра". Этот урок научит Вас правильно выбирать ракурс и получать хорошие, качественные снимки.

Итак, приступим ко второму уроку фотографии и первому практикуму в полном формате. В предыдущем выпуске из-за недостатка места нам не удалось поместить все, что было задумано. Начиная с этого номера журнала мы постараемся каждый практикум давать в трех частях:
· Завершение предыдущей темы, в этот раз «Точка съемки и ракурс» .
· Небольшой теоретический экскурс и максимально наглядное раскрытие основной темы -«Свет в фотографии» .
· Наглядный анонс основной темы следующего номера на примерах наиболее типичных ошибок начинающих фотолюбителей - «Выбор правильной экспозиции» .

Точка съёмки и ракурс

Говоря о точке съемки и ракурсе, мы понимаем, что неважно, кто перемещается, - объект съемки или фотограф. В любом случае, изменение взаиморасположения камеры и фотообраза позволяет построить кадр, главное - правильно выбрать момент нажатия на кнопку... Вчера, сегодня и всегда выбор точки съемки, ракурса, момента съемки и кадрирование - это процесс, обеспечивающий построение кадра и создание основы фотографии. Почему основы? Потому что еще есть свет - мощнейший инструмент, создающий изображение, и есть масса технических аспектов, обеспечивающих техническое качество фотографии.

Имея в виду построение кадра, часто говорят о линейном рисунке, о композиции, сюжете, образе… Есть масса подходов к изучению этого вопроса, каждый из которых по-своему хорош. Мы будем делать акцент на практическую сторону процесса фотосъемки, обращая внимание на важные психологические моменты и только при необходимости касаясь элементов «голой» теории. Прежде чем продолжить, давайте зададимся вопросом: чем хорошая фотография отличается от плохой? Почему одно изображение нравится, вызывает восхищение, а другое нет?

Условно можно выделить три уровня фотомастерства. Уровень первый - документальный, когда начинающий фотолюбитель просто фиксирует отпечаток действительности, которую он наблюдает. Это бытовая документалистика: «Я и мои друзья; мои близкие; я на фоне памятника; мы празднуем...; моя любимая кошка». Здесь, как правило, даже не стоит вести речь о построении кадра. Фотограф еще не задумывается о композиции и сюжете, задача - зафиксировать «на память». В таких снимках нет объема, они плоски и двумерны. Кусок жизни 10х15, интересный автору и участникам зафиксированных событий.
На втором уровне, образном, возникает понимание кадра. Понимание того, что для зрителя все зафиксированные на фотографии элементы находятся во взаимодействии друг с другом, создавая самостоятельный образ, и должны ВМЕСТЕ нести смысловую нагрузку. Фотограф не просто снимает интересные объекты, он создает композицию, в которой появляется новая красота, растворенная в пространстве и невидимая обычному глазу. Автор уже обдумывает ракурс, план, перспективу. В фотографии еще может не быть сюжета, который вызовет бурю эмоций, но изображение становится интересным как минимум с точки зрения: а как это сделано? Здесь, на плоском отпечатке, появляется третье измерение. И есть достаточно простые технические приемы, которые помогают добиться объемности фотографии.
Третий уровень - сюжетный. Когда в кадре есть не только интересный образ, но и появляется движение, рождающее яркие эмоции у большинства зрителей. В плоскости как бы появляется четвертое измерение - угадывается движение времени. Мы можем почувствовать, что было до момента снимка и что произойдет после него. Большая фотография - это маленькая жизнь. При этом фотограф, как правило, уже не задумывается о технических приемах, которые он использует. Его сознание свободно и сосредоточено только на образе. Его заботит «что», а не «как».

Естественно, что сразу попасть с первого уровня на третий невозможно. Путь к мастерству проходит через несколько ступеней: знание, понимание, умение, навык... Задача нашего практикума - помочь пройти первую и вторую ступени. Остальное - в ваших руках.

Итак, чтобы научиться фотографировать, нужно научиться использовать средства фотографии. Учитывая высокую интеллектуальность современных фотоаппаратов, избавляющих от многих хлопот, в первую очередь начинающему фотографу нужно понять, что поместить в кадр, а что в него не помещать: под каким углом, с какого ракурса, в каком масштабе? Все, что окажется в кадре, и будет составлять композицию фотоснимка (Композиция - от латинского - сочинение, составление, расположение, объединение отдельных элементов в единое гармоничное целое).

Или не будет. Может получиться просто набор отдельных элементов, пусть даже качественно технически снятых. Композиция, увы, не существует объективно и независимо от человека, она имеет смысл только в рамках мировосприятия, прежде всего эстетического. Поэтому возможно говорить о принципах и средствах композиции, базирующихся на физиологических основах восприятия и той части субъективного опыта, которая является общей для большинства людей.

Однако переходим к делу. Наша задача - построить что-нибудь из ничего. Для наглядности, простоты, а самое главное - для воспроизводимости наших практических изысканий мы в качестве объекта съемки выбрали некоторое количество монет и створку от устрицы (обычной ракушки). Произвольно положили все это на самый обычный стол. Картинка, как видите (снимок 1, вид сверху), не самая привлекательная.

Попробуем, ничего не двигая, найти точку съемки и ракурс, которые дадут в кадре хотя бы некоторую композицию.

СЕРИЯ 1. Первое, что нужно сделать, - «пристреляться», поискать лучший ракурс и точку съемки. Движемся вокруг натюрморта. Обычно такие снимки, конечно, не делаются, достаточно просто посмотреть в видоискатель, чтобы понять, что кадр «не строится».

Фотография 2 (лево - низ).

Получился, в общем, симпатичный снимок. Блеск монет, фактура раковины, теневой рисунок. В плюс фотографии идет расположение раковины. Она «держится» в одном из узлов в соответствии с правилом трех третей*.

Монеты занимают три остальных узла внимания. За счет этого снимок воспринимается как устойчивый и сбалансированный. Но дальше работать с этой фотографией бесполезно. Здесь нельзя построить многоплановый снимок. Раковина и монеты расположены по отношению к зрителю практически на одном уровне. Кроме того, такая композиция вызывает неприятные ощущения. Два объекта равновесны. Они спорят друг с другом. При этом вопрос: «кто же сильнее?» - остается без ответа. Сместимся еще.

Фотография 3 (право - низ).

Раковина заняла правый нижний угол. Согласно правилу левой руки** движение взгляда идет из левого верхнего угла в правый нижний и упирается в раковину. Она как бы тормозит взгляд. Кроме того, кадр становится неуравновешенным***.
Левый верхний угол пустой, а все внимание сосредоточено на раковине. Но раковина в этом ракурсе не настолько интересна, чтобы к ней приковывать внимание. Сюжет в снимке отсутствует.

Мы остановились на снимке, в котором раковина расположена в левом верхнем углу. Теперь попробуем усилить ощущение плановости, глубины снимка. Надо помнить: чем ближе угол зрения к перпендикуляру, опущенному на плоскость, тем меньше планов будет на фотографии. Нужно искать такую точку зрения, чтобы объекты находились на разном расстоянии друг от друга и от фотографа.

СЕРИЯ 2. Если до этого мы вращались вокруг объектов по часовой стрелке, то сейчас камера в основном будет двигаться по условной небесной сфере и приближаясь-удаляясь по отношению к объекту.

Фотография 1 (поиск глубины 1).

Плюс - снимок выполнен согласно правилу трех третей. Нижняя треть - столешница, которая создает ощущение «воздуха» на снимке. Две верхних трети - монеты и раковина. Монеты, если присмотреться, образуют две дуги, два фронта. В этом есть некий элемент ритма*.

* Ритм в фотографии - это гармоничное чередование геометрических форм, пятен и линий. Служит для выражения экспрессии.
Глубины стало чуть больше, чем в предыдущих снимках, но все равно недостаточно. Нет устойчивости, равновесия. Попробуем опуститься еще ниже.

Фотография 2 (поиск глубины 2).

Ощущение перспективы усилилось. На столешнице появился отблеск монет и тень раковины. Очевидные первый и средний план, и уходящие вдаль монеты - дальний план. Но теперь кадр не заполняется. Пробуем поменять масштаб.

Снимок 3 (нагромождение. Крупный план 1).

Приблизились, но, кажется, чересчур сильно. Явное доминирование раковины, и «свалка» монет на первом плане. Никаких эмоций этот снимок не вызывает. Но если задача показать громоздкость мелких, на первый взгляд, предметов, тогда точка съемки, ракурс, план - все выбрано хорошо. Однако мы к этому эффекту не стремились, поэтому попробуем уменьшить раковину в кадре и увеличить вес монет.

Фотография 4 (крупный план 2).

Раковина ушла немного вправо и смотрится как нос корабля, который рассекает «монетные волны». Это первое, что приходит в голову. Возможно, это не самая сложная ассоциация, но сам факт, что фотография заставляет работать воображение, - уже хорошо. Дальше искать здесь не будем. Попробуем найти новый ракурс

Фотография 6 (План крупнее).

Убираем нагромождение с переднего плана, сдвигаем его в сторону. Чуть уменьшили масштаб, чтобы показать раковину. Вновь появилась многоплановость: монеты с переднего плана через средний уходят за раковину. Интересно по фактуре. Появляется уравновешенность: верхний левый угол и нижний правый заняты раковиной и монетами. Между ними образуется визуальный коридор, который уходит слева направо. При большом числе плюсов есть и существенный минус: снимок фактически распадается на две равные части. Раковина и монеты спорят между собой.

Фотография 7 (крупный план левее 2.).

Совершенно непонятно, что на снимке делает раковина. Существует простое правило: все, что можно, из кадра надо убрать. Если раковина исчезнет, ничего принципиально не поменяется. Но перед нами стоит задача снять и монеты, и раковину - чтобы все играло.

Фотография 9 (новый ракурс 2).

Увеличили присутствие раковины. Есть планы: передний с отражением, средний с предметами, задний - «воздух». Соблюдено правило трех третей. Появилось отражение в столешнице. У раковины образовалась некая «хищность». Она словно пожирает монеты. Доминирование раковины подчеркивается наклоном в ее сторону. Слегка увеличим этот эффект.

Фотография 10 (итог тандем 1).

Мы попробовали изменить кадрирование. Для этого подняли объектив, раковина, таким образом, опустилась вниз. Две три заняты предметами. На переднем плане - столешница с отражением. Кадр не кажется переполненным предметами. Он «дышит».

СЕРИЯ 3. В предыдущей серии снимков мы лишь незначительно использовали наклон камеры. Попытаемся поиграть с этой возможностью. Многие боятся вращать камеру. И совершенно напрасно. Иногда наклон может дать любопытные результаты.

Фотография 1 (наклон 1).

Предметы четко атрибутируются в кадре, но наклон совпадает с диагональю естественного движения взгляда (правило левой руки) и поэтому совершенно не читается. Отсюда нет динамики движения, есть сползание. Если бы мы хотели добиться ощущения сползания, нас бы этот снимок вполне устроил.

Фотография 3 (наклон 3. Намек на движение).

Чуть усилили наклон, усилился и эффект движения. Раковина превратилась в живое существо, которое стремится куда-то уползти и при этом оставляет за собой шлейф из монет. Нельзя сказать, что это шедевр, но некие ассоциации этот снимок уже вызывает. Здесь нет как таковых линий*, но они угадываются. Задействованы узлы внимания по правилу трех третей.

* Любые линии на снимке - хороший инструмент эмоционального воздействия на зрителя. Изогнутые линии успокаивают; ломаные действуют как раздражитель; вертикальные линии передают величие, силу, мощь; горизонтальные - спокойствие и безмятежность; диагональные - динамичность.
В принципе с итоговыми снимками второй и третей серии еще можно поработать. Например, поиграть со светом, с тенями, с интенсивностью отзеркаливания поверхности. Все это создаст дополнительную динамику. Работа со светом - следующая тема нашего практикума.
И, прежде чем поставить точку в этой теме, хотим дать совет: «Глядя в видоискатель, представьте себе то, что вы видите фотографией в рамке на стене вышего жилища. Если устраивает - смело, но аккуратно нажимайте на кнопку «спуск», если нет - продолжайте поиск ракурса.

* Правило трёх третей. По вертикали и горизонтали кадр условно делится на три равные части. Любые поверхности лучше располагать в отношении 1:2. К примеру, в одной верхней части снимка поместить небо. В двух нижних - землю. Или нооборот. Такое расположение позволяет определить, что доминирует на снимке, на чём делается акцент. Кроме того, на пересечении двух вертикальных и двух горизонтальных линий, которые условно делят снимок на части, образуются четыре «узла» внимания. Лучше всего располагать объекты именно в них.
** Правило левой руки. Большинство людей смотрит сначала в левый верхний угол изображения, а затем взгляд соскальзывает в правый нижний. Если, к примеру, нужно выделить на фотографии дорогу, то ее лучше пустить из левого нижнего угла в правый верхний. Таким образом, на пути естественного движения взгляда слева направо будет «спотыкаться» о границы дороги и выделять ее. В противном случае - дорога просто потеряется на снимке.
*** Равновесие снимка бывает двух видов: формальное и неформальное. Формальное равновесие достигается абсолютной симметрией слева и справа от оптического центра снимка. Уравновешенная таким образом композиция подчеркивает достоинство, стабильность и консерватизм образа. Можно добиться равновесия по-другому, если располагать элементы разных размеров, форм, цветовой интенсивности на разных расстояниях от оптического центра. Это неформальное равновесие. Оно делает фотографию более образной и эмоционально насыщенной.

Курс "Профессионально изучаем композицию" научит Вас правильно выбирать ракурс и получать хорошие, качественные снимки. Ссылка на курс: