Расшифровка общего анализа крови у детей. Общий анализ мочи с микроскопией осадка Все знают, как готовиться к анализу

Расшифровка анализа крови у детей - это сложная задача, заниматься которой должен специалист. В нашей статье представлена только общая информация для ознакомления, не достаточная для постановки диагноза.

Общий анализ крови – наиболее распространенное лабораторное исследование, которое позволяет сузить результаты поиска предполагаемых заболеваний, вовремя распознать патологию, провести предварительную диагностику состояния органов и систем, сделать первые выводы о состоянии организма пациента.

Особенную роль результаты общего анализа играют в педиатрии, ведь дети часто не могут высказать свои жалобы. Существует ряд показателей, по которым можно выявить возможные нарушения в деятельности организма с помощью общего анализа крови.

Нормы общего анализа крови у детей зависят от возраста, поскольку в связи с ростом ребенка и становлением организма состав крови меняется. Для интерпретации полученных показателей можно свериться с таблицами расшифровки общего анализа крови у ребенка, в которых выделяют несколько возрастных групп, однако следует иметь в виду, что правильно оценить полученные результаты сможет только специалист. Нормы показателей крови различаются в зависимости от метода и единиц измерения, и поэтому в разных лабораториях могут отличаться.

Для общего анализа берут кровь из пальца. Кровь рекомендуется сдавать в утренние часы, натощак, через 8 часов после последнего приема пищи (допустимо днем, но не ранее чем через четыре часа после приема пищи).

Нормы показателей крови различаются в зависимости от метода и единиц измерения, и поэтому в разных лабораториях могут отличаться.

Общий анализ крови у ребенка включает определение состава и концентрации клеточных элементов крови – эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов, а также подсчет ряда индексов. Расшифровка анализа крови у детей позволяет определить содержание каждого вида элементов крови, оценить объемное соотношение клеточных элементов и жидкой части крови, получить представление о концентрации гемоглобина в организме ребенка.

Эритроциты

Эритроциты (от греч. erythros – красный и kytos – сосуд, клетка) – красные кровяные клетки, содержащие гемоглобин. Местом их образования и роста является костный мозг. Основная функция эритроцитов – транспорт кислорода и углекислого газа между легкими и тканями других органов. Расшифровка анализа крови у детей позволяет оценить показатели количества эритроцитов относительно общепринятой нормы:

  • новорожденные (до 2 недель) – 3,9–5,9 млн/мкл;
  • до месяца – 3,3–5,3 млн/мкл;
  • до 3 месяцев – 3,5–5,1 млн/мкл;
  • до 6 месяцев – 3,9–5,5 млн/мкл;
  • до 9 месяцев – 4–5,3 млн/мкл;
  • до 1 года – 4,1–5,3 млн/мкл;
  • до 2 лет – 3,8–4,8 млн/мкл;
  • до 5 лет – 3,7–4,9 млн/мкл;
  • до 6 лет – 3,8–4,9 млн/мкл;
  • до 10 лет –3,9–5,1 млн/мкл;
  • до 15 лет: девочки – 3,8–5, мальчики – 4,1–5,2 млн/мкл;
  • до 18 лет: девочки – 3,9–5,1, мальчики – 4,2–5,6 млн/мкл.

Понижение количества эритроцитов (эритропения) наблюдается при состояниях, сопровождающихся снижением их образования или повышенным разрушением, и может быть признаком анемии . Повышение концентрации эритроцитов у ребенка (эритроцитоз) чаще всего говорит о дегидратации детского организма, которая может развиться при рвоте, диарее, высокой температуре. Стойкое увеличение количества эритроцитов сопровождает заболевания легких, сердца, печени, почек.

Снижение количества лейкоцитов может быть симптомом гепатита, краснухи, ревматизма, красной волчанки, часто наблюдается при гиповитаминозах, общем истощении организма.

В общий (клинический) анализ крови входят эритроцитарные показатели:

  • абсолютное содержание эритроцитов – по числу эритроцитов можно провести предварительную оценку активности кроветворной системы. В клинической практике определяют общее количество эритроцитов в 1 микролитре или кубическом миллиметре крови;
  • СОЭ (скорость оседания эритроцитов) – эритроциты имеют способность склеиваться между собой и осаждаться под воздействием силы тяжести при сохранении крови в несвернутом состоянии. Скорость оседания эритроцитов зависит от многих факторов: вязкости крови, физико-химических свойств эритроцитов, содержания в крови желчных пигментов и кислот, от кислотно-щелочного равновесия, баланса холестерина и лецитина. Ускорение оседания эритроцитов сопровождает инфекционные заболевания, воспалительные процессы, развитие злокачественных новообразований. Замедление наблюдают при гипергидрозе , гастроэнтерите , столбняке , желтухе , энцефаломиелите, переутомлении. Повышенная СОЭ в анализах у новорожденных – физиологичное явление;
  • исследование уровня ретикулоцитов – предшественников эритроцитов, молодых незрелых клеток, количество которых отражает скорость образования эритроцитов. Расшифровка анализа крови у детей позволяет оценить насыщенность организма кислородом и определить, с какой скоростью происходит обновление состава крови;
  • уровень физиологического гемоглобина (Hb) – в состав эритроцитов входит дыхательный пигмент крови гемоглобин, состоящий из белка и атомов железа. При дефиците гемоглобина в крови нарушается обмен веществ, затрудняется транспорт кислорода. Высокий уровень гемоглобина в крови у ребенка может быть симптомом сердечно-легочной недостаточности, порока сердца , кишечной непроходимости , рака печени , сгущения крови, эритроцитоза, поликистоза почек. Повышение гемоглобина в крови происходит в результате ожогов , при чрезмерной физической нагрузке. Повышение уровня гликолизированного гемоглобина наблюдается при сахарном диабете и железодефицитных состояниях. Низкий гемоглобин может говорить о наличии хронических заболеваний, анемии, заболеваний крови, сопровождающихся разрушением эритроцитов, внутренних кровотечений. Расшифровка анализа крови у детей позволяет отследить обменные процессы в организме, определить содержание гемоглобина в системе красной крови, оценить риски осложнений сахарного диабета.
  • цветовой показатель – характеризует содержание гемоглобина в одном эритроците. Снижение цветового показателя сопровождает разные виды анемий, может наблюдаться при кровопотере. Повышение цветового показателя происходит при гиперхромной анемии, развивающейся при дефиците витамина В1.
Для интерпретации полученных показателей можно свериться с таблицами расшифровки общего анализа крови у ребенка, однако следует иметь в виду, что правильно оценить полученные результаты сможет только специалист.

Лейкоциты

Лейкоциты (от греч. leuko"s – белый и kytos – сосуд, клетка) – белые кровяные тельца, выполняющие иммунную функцию. Лейкоциты образуются в лимфатических узлах и костном мозге. При ряде патологий расшифровка анализа крови у детей показывает характерные изменения уровня лейкоцитов.

Снижение количества лейкоцитов может быть симптомом гепатита , краснухи , ревматизма , красной волчанки , часто наблюдается при гиповитаминозах , общем истощении организма.

Повышение уровня лейкоцитов сопровождает воспалительные и гнойные заболевания. У детей грудного возраста лейкоцитоз является нормальным этапом формирования и развития иммунной системы.

Лейкоцитарная формула говорит об относительном процентном содержании разных типов лейкоцитов в анализе крови. Соотношение лейкоцитов у грудных детей может колебаться в течение суток, для получения точного результата оценку результатов производят по абсолютным значениям. Лейкоцитарные показатели должны оцениваться вместе с другими показателями системы крови и общего состояния ребенка, поэтому верно расшифровать лейкоцитарную формулу может только врач.

Количество лейкоцитов в крови у ребенка в зависимости от возраста:

  • до года – 6–17,5 тыс/мкл;
  • до 3 лет – 6–17 тыс/мкл;
  • до 8 лет – 5–14,5 тыс/мкл;
  • до 10 лет – 4,5–13,5 тыс/мкл;
  • старше 10 лет – 4,5–11 тыс/мкл.

Существует пять подгрупп лейкоцитов, каждая из которых выполняет определенную функцию в организме.

Нейтрофилы

Нейтрофилы окружают микробных агентов, поглощают и расщепляют их внутри себя, защищая организм от бактерий, грибков и простейших. В зависимости от стадии созревания нейтрофилы делятся на подгруппы (палочкоядерные, сегментоядерные, миелоциты, метамиелоциты). Соотношение подгрупп нейтрофилов между собой называют нейтрофильной формулой, ее сдвиг влево с увеличением числа нейтрофилов является признаком воспалительного процесса. Резкое отклонение уровня нейтрофилов от нормальных показателей вызывает ослабление иммунитета, приводит к развитию бактериальных и вирусных заболеваний.

Нормы общего анализа крови у детей зависят от возраста, поскольку в связи с ростом ребенка и становлением организма состав крови меняется.

Лимфоциты

Лимфоциты отвечают за иммунный ответ и иммунную память. Они уничтожают больные клетки, пораженные вирусами, клетки опухолей, борются с хроническими инфекциями. Лимфоциты дифференцируются на подгруппы с разными функциями: Т-клетки, В-клетки, NK-клетки (натуральные киллеры).

Моноциты

Моноциты поглощают частицы чужеродных физических агентов и инородных клеток в крови, отвечают за очистку крови от чужеродных микроорганизмов. Снижение уровня моноцитов у ребенка может быть обусловлено развитием анемии, гнойных поражений, лейкоза . На снижение моноцитов может повлиять проведение хирургических операций, прием стероидных препаратов.

Эозинофилы

Базофилы

Самая малочисленная группа лейкоцитов. Помогают обнаружить и уничтожить чужеродные частицы в организме, регулируют свертывание крови и проницаемость сосудов. Несмотря на то, что лейкоцитарная формула у детей изменяется с возрастом, норма базофилов остается неизменной. Повышение уровня базофилов может произойти по разным причинам: ветряная оспа , миелолейкоз, нефроз, болезнь Ходжкина , гипотиреоз , туберкулез , язвенный колит , гемолитическая анемия, ревматоидный артрит . Причиной повышенных базофилов также может стать состояние после удаления селезенки, аллергические реакции, прием гормональных препаратов.

Соотношение лейкоцитов у грудных детей может колебаться в течение суток, для получения точного результата оценку результатов производят по абсолютным значениям.

Тромбоциты

Тромбоциты (греч. thrombos – сгусток и kytos – сосуд, клетка) – кровяные пластинки, поддерживающие работу кровеносных сосудов, отвечающие за свертываемость крови и обеспечивающие регенерацию поврежденных сосудов. Секретируются в красном костном мозге из плазмы его клеток (мегакариоцитов). Количество тромбоцитов характеризует способность организма останавливать кровотечение. Повышенное число тромбоцитов создает риск тромбообразования, наблюдается при острых и хронических воспалительных процессах, туберкулезе, онкологических заболеваниях, лимфогранулематозе , после перенесенных хирургических вмешательств. Высокий уровень тромбоцитов в анализе крови также может быть вызван приемом некоторых лекарственных препаратов. Снижение числа тромбоцитов приводит к хрупкости сосудов и повышенной кровоточивости.


Тромбокрит – доля объема крови, которую занимают тромбоциты в общем объеме циркулирующей крови. Тромбокрит определяет процентное содержание тромбоцитарной массы в объеме цельной крови. Этот показатель при расшифровке анализа крови у детей позволяет оценить степень риска возникновения тромбозов или кровотечений.

Нормальный показатель уровня содержания тромбоцитов зависит от возраста и пола ребенка:

  • новорожденные (до 2 недель): мальчики – 218–419 тыс/мкл, девочки – 144–449 тыс/мкл;
  • 2 недели–2 месяца: мальчики – 248–586 тыс/мкл, девочки – 279–571 тыс/мкл;
  • 2 месяца–полгода: мальчики – 229–562 тыс/мкл, девочки – 331–597 тыс/мкл;
  • полгода–2 года: мальчики – 206–445 тыс/мкл, девочки – 214–459 тыс/мкл;
  • 4 года–6 лет: мальчики – 202–403 тыс/мкл, девочки –189–394 тыс/мкл;
  • старше 7 лет – 150–400 тыс/мкл у девочек и мальчиков.

Видео с YouTube по теме статьи:

(Ответы в конце теста)

А1. Наука, изучающая функции организмов, называется

1) экология

2) морфология

3) анатомия

4) физиология

А2. Сущность клеточной теории точнее отражена в положении

1) все клетки многоклеточного организма выполняют одинаковые функции

2) все клетки многоклеточного организма одинаковы по строению

3) все организмы состоят из клеток

4) клетки в организме возникают из межклеточного вещества

А3. Основными химическими соединениями, определяющими индивидуальность организма, являютcя

1) вода и минеральные соли

2) жиры и углеводы

3) соединения серы, фосфора

4) нуклеиновые кислоты и белки

А4. Пример бесполого размножения – это

1) партеногенез у пчел

2) развитие растения из семени

3) образование гамет у птиц

4) размножение гидры почкованием

А5. Мезодермы нет у эмбрионов

1) лягушки

2) дождевого червя

3) черепахи

А6. Близнецовый метод исследования проводится путем

1) скрещивания

2) исследования родословной

3) наблюдений за объектами исследования

4) искусственного мутагенеза

А7. Среди растений, полученных от скрещивания особей с розовыми цветками, 25% растений было с красной окраской цветка и 25% с белой. Это пример

1) сцепленного наследования

2) неполного доминирования

3) анализирующего скрещивания

4) полигибридного скрещивания

А8. Кто из перечисленных животных может передать потомству мутацию, произошедшую в клетках покровной ткани?

4) скворец

А9. Общим свойством клеток бактерий, растений, грибов и животных является способность к

1) обмену веществ

3) движению

4) сократимости

А10. К однодольным растениям относится

1) капуста

2) картофель

3) кукуруза

4) крыжовник

А11. Семенами размножается

1) ламинария

3) мох кукушкин лен

А12. Возбудитель малярии переносится

1) клещами

3) комарами

4) простейшими

А13. Наиболее важным приспособлением млекопитающих к жизни в непостоянных условиях среды является способность к

1) сезонной линьке

2) охране потомства

3) терморегуляции

4) высокой плодовитости

А14. Желчь образуется в

1) желчном пузыре

2) двенадцатиперстной кишке

4) поджелудочной железе

А15. Серповидноклеточная анемия – это болезнь, связанная с нарушением функций клеток

2) мышечных

3) нервных

4) костных

А16. Организм для своего существования использует, в основном, энергию

1) тепловую

2) химическую

3) электрическую

4) механическую

А17. К условным рефлексам относится

1) линька змеи

2) рытье кротом подземных ходов

3) вскармливание детенышей молоком

А18. Бурого медведя и очкового медведя ученые считают разными видами потому, что

1) они отличаются внешним видом

2) они живут на разных территориях

3) между ними существует репродуктивная изоляция

4) они питаются разной пищей

А19. Под действием естественного отбора преимущественно выживают и размножаются организмы

1) сильнейшие

2) наиболее приспособленные

3) наиболее сложно устроенные

4) самые плодовитые

А20. При мимикрии у животных наблюдается сходство

1) генотипов

2) фенотипов

3) поведения

4) особенностей питания

А21. Среди ныне живущих на Земле животных шимпанзе считают ближайшим родственником человека, о чем свидетельствует

1) сходство их геномов

2) сходство в строении ДНК

3) принадлежность к одному классу

4) строение митохондрий

А22. Роль редуцентов в экосистеме относят к факторам

1) абиотическим

2) биотическим

3) антропогенным

4) ограничивающим

А23. Примером конкуренции организмов могут служить отношения

1) повилики с другими растениями

2) сурепки и культурных растений на пшеничном поле

3) клубеньковых бактерий с корнями бобовых

4) гриба-трутовика и березы

А24. Живые организмы или следы их деятельности присутствуют

1) в любой точке биосферы

2) только в лито- и гидросфере

3) только в лито- и атмосфере

4) везде, кроме Антарктиды и Арктики

А25. После появления электронного микроскопа ученые открыли

1) клеточное ядро

2) вакуоли

3) хлоропласты

4) рибосомы

А26. Ускоряют химические реакции в клетке

1) гормоны

2) витамины

3) ферменты

4) секреты

А27. Какие гаметы образует в мейозе особь, имеющая генотип ААВв?

2) ААВ и ААв

А28. Высокая гетерозиготность популяции ведет к

1) увеличению ее численности

2) большей скорости размножения

3) сохранению одинаковых генотипов

4) разнообразию генотипов особей

А29. Результатом клонирования клубники становится организм, имеющий

1) исходный генотип

2) новый фенотип

3) новый генотип

4) новые генотип и фенотип

А30. К типу Плоские черви относится

1) аскарида

2) острица

3) планария

А31. В тонкой кишке человека рН среды является

2) слабощелочной

3) сильнощелочной

4) нейтральной

А32. Учение о второй сигнальной системе создал

1) П.К. Анохин

2) И.М. Сеченов

3) А.А. Ухтомский

4) И.П. Павлов

А33. Современный человек живет в периоде, который называется

2) палеоген

3) антропоген

А34. Сведения о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных России записаны

1) в Красной книге России

2) в Законе РФ об охране окружающей среды

3) в Правилах охоты и рыболовства

4) в Конституции РФ

В заданиях В1-В3 ответы записывайте цифрами без пробелов.

В1. Выберите процессы, происходящие в тонкой кишке человека:

1) белки перевариваются под действием пепсина

2) происходит переваривание растительной клетчатки

3) происходит всасывание аминокислот и простых углеводов в кровь

4) жиры эмульгируются до маленьких капелек под действием желчи

5) происходит обратное всасывание воды

6) белки и углеводы расщепляются до мономеров

В2. В отличие от естественной экосистемы, искусственная экосистема характеризуется

1) большим разнообразием видов

2) разнообразными цепями питания

3) незамкнутым круговоротом веществ

4) преобладанием одного – двух видов

5) влиянием антропогенного фактора

6) замкнутым круговоротом веществ

В3. К костно-хрящевым рыбам относятся:

3) стерляди

В4. Установите соответствие между особенностями строения простейшего животного и его видом

В5. Установите соответствие между характеристикой клеток крови человека и их видом

В6. Установите соответствие между характеристикой семейства растений и представителем этого семейства

В7. Проклассифицируйте медведя гималайского в правильной последовательности, начиная с наибольшей систематической группы.

А) гималайский медведь

Б) медвежьи

В) млекопитающие

Г) хищные

Д) животные

Е) хордовые

В8. Установите последовательность эволюционных процессов популяции, начиная с появления мутаций

А) формирование приспособленности к среде обитания

Б) борьба за существование

В) естественный отбор наиболее приспособленных

Г) размножение особей с новыми генотипами

Д) мутационный процесс

Е) фенотипическое проявление мутаций

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

А1, Б2, В1, Г2, Д2, Е1

А2, Б1, В1, Г1, Д2, Е2

А2, Б2, В1, Г1, Д2, Е1

БАЗОФИЛЫ

ЭОЗИНОФИЛЫ

НЕЙТРОФИЛЫ

ЛИМФОЦИТЫ

МОНОЦИТЫ

юные

палочко ядерные

сегментоядерные

0,01 – 1 %

1 – 5 %

1 – 5 %

45-70 %

20 – 35 %

3 – 8 %

11 – 12 мкм

12 – 15

10 – 12

4 – 10

18 – 20

Структурно – функциональные особенности крови у детей.

Общее количество крови у новорождённого составляет 12,9 – 15,5 % от массы тела, у ребёнка от 1 года до 14 лет – 9,2 %, у взрослого 5 %.

При анализе крови новорождённого (в препарате мазке крови) следует помнить, что форменные элементы крови практически не отличаются от таковых у взрослого человека, за исключением того, что в течение 1-й недели постнатальной жизни (ранний неонатальный период) регистрируются феномены: полихромазия, пойкилоцитоз, анизоцитоз (макроцитоз), увеличено число ретикулоцитов (ретикулоцитоз), выявляются ядросодержащие предшественники эритроцитов, небольшое количество бластных форм кроветворных клеток.

ЭРИТРОЦИТЫ . В разные периоды детства количество эритроцитов в 1 мкл крови различно: у новорождённого – 6 – 8 млн. (может быть до 13 – 15 млн.), на 10 – 14 день жизни – 5,0 млн., в 5 лет – 4,9 млн. Снижение количества эритроцитов в первый год жизни, до минимального их содержания на 3 – 6 месяце жизни, рассматривается какфизиологическая анемия . После 1 года жизни количество эритроцитов постепенно увеличивается и в период полового созревания достигает нормы взрослых.

ГЕМОГЛОБИН . В первые месяцы жизни количествоHbА нарастает, аHbF– снижается, и к 8 месяцам он составляет лишь 1 %. КоличествоHbу новорождённых и у детей раннего возраста значительно выше, чем у взрослых, и приближается к показателю взрослых только к 8 – 15-летнему возрасту.

ЛЕЙКОЦИТЫ. У новорождённых количество лейкоцитов в 1 мкл крови колеблется в больших пределах – от 10 до 30 тыс. к 1 году жизни этот показатель снижается, устанавливается на верхней границе нормы взрослых (10,5 – 10,2 тыс. в 1 мкл) и держится на этом уровне до 6 – 8 лет. К периоду полового созревания количество лейкоцитов достигает нормы взрослых.

Соотношение лейкоцитов в разные периоды детства сильно отличается, в основном, за счёт изменения соотношения нейтрофилов и лимфоцитов. Это связано с этапами становления иммунной системы. У новорожденных соотношение нейтрофилов и лимфоцитов такое же, как у взрослых. К 4 – 6 дню жизни количество лимфоцитов нарастает, а количество нейтрофилов уменьшается, и содержание этих клеток уравнивается, то есть устанавливается первый физиологический перекрёст лейкоцитов . В дальнейшем количество лимфоцитов продолжает расти, а количество нейтрофилов – убывать. Максимальная разница в содержании этих клеток устанавливается в 1 – 3 года, кровь ребёнка становится «лимфоидной», та как лимфоциты составляют основную часть всех лейкоцитов (64 – 65 %). Это связано с наибольшей активностью центральных органов иммуногенеза (красного костного мозга и тимуса), которые в большом количестве продуцируют незрелые В – и Т – лимфоциты. Эти клетки по кровяному руслу мигрируют в органы периферического лимфоидного комплекса (лимфатические узлы, селезёнка, миндалины, лимфоидные фолликулы) и заселяют в них В – и Т – зоны. С 3-х летнего возраста количество лимфоцитов начинает постепенно уменьшаться, а количество нейтрофилов, соответственно, увеличиваться, и к 4 – 6 годам устанавливаетсявторой физиологический перекрёст лейкоцитов (содержание лимфоцитов и нейтрофилов становится одинаковым). После 6 лет уменьшение числа лимфоцитов и увеличение числа нейтрофилов продолжается, и к 13 – 16 годам соотношение этих форм лейкоцитов в крови становится таким же, как у взрослых.

В возрастной период от 1 года до 3-х лет среди лимфоцитов преобладают средние лимфоциты (незрелые Т – и В – лимфоциты) и вдвое больше, чем у взрослых, больших зернистых лимфоцитов, а зрелых эффекторных Т – В – лимфоцитов (малых лимфоцитов) очень мало. В связи с этим, в крови повышено содержание моноцитов, которые вместе с большими лимфоцитами, осуществляют иммунную защиту организма.

Повышенное содержание эозинофилов у новорождённых связано с переходом к существованию во внешней среде и с адаптацией организма к самостоятельному питанию (эозинофилы осуществляют дезинтоксикацию продуктов обмена и веществ, попадающих в организм из внешней среды).

Средние показатели форменных элементов крови у детей раннего возраста:

Лейкоцитарная формула у детей раннего возраста.

базофилы

эозинофилы

нейтрофилы

лимфоциты

моноциты

Новорождённый

4 сутки жизни

первый перекрёст

«лимфоидная» кровь

второй перекрёст

Общий анализ мочи - это совокупность различных диагностических тестов, направленных на определение общих свойств мочи, а также физико-химического и микроскопического ее исследования. При этом определяются такие показатели, как цвет, запах, прозрачность, реакция (рН), плотность, содержание в моче белка, глюкозы, кетоновых тел, билирубина и продуктов его метаболизма. В осадке мочи определяется наличие клеточных элементов, а также солей и цилиндров.

Синонимы русские

Клинический анализ мочи, ОАМ.

Синонимы английские

Complete Urinalysis.

Метод исследования

Метод "сухой химии" + микроскопия.

Единицы измерения

Клет./мкл (клетка на микролитр).

Какой биоматериал можно использовать для исследования?

Среднюю порцию утренней мочи, первую порцию утренней мочи, третью порцию утренней мочи.

Как правильно подготовиться к исследованию?

  • Исключить прием мочегонных препаратов в течение 48 часов до сбора мочи (по согласованию с врачом).
  • Женщинам рекомендуется сдавать мочу до менструации или через 2-3 дня после ее окончания.

Общая информация об исследовании

Моча – конечный продукт работы почек, который является одним из основных компонентов обмена веществ и отражает состояние крови и метаболизма. Она содержит воду, продукты метаболизма, микроэлементы, гормоны, слущенные клетки канальцев и слизистой мочевыводящих путей, лейкоциты, соли, слизь. Совокупность физических и химических параметров мочи, а также анализ содержания в ней различных продуктов метаболизма дает возможность оценить не только функцию почек и мочевыводящих путей, но и состояние некоторых обменных процессов, а также выявить нарушения в работе внутренних органов. Эту информацию помогает получить расшифровка общего анализа мочи.

Микроскопия осадка мочи – это качественное и количественное определение в моче ряда нерастворимых соединений (органических и неорганических). Доступные для изучения показатели позволяют получить дополнительную информацию, касающуюся обмена веществ, а также инфекционных и воспалительных процессов.

В основе метода "сухой химии" лежит эффект изменения окраски реакционной зоны тест-полоски в результате реакции красителя, присутствующего в реакционной зоне с молекулами белка мочи. Реакционная зона представляет собой пористую полоску, пропитанную раствором реагентов и высушенную. В состав реагентов входят вещества, обеспечивающие стабилизацию рН (буфер), и краситель. Когда реакционная зона пропитывается мочой, сухие компоненты растворяются и происходит реакция с компонентами мочи. Если в моче отсутствует белок, то реакционная зона остается бесцветной либо слегка желтоватой, поскольку молекулы красителя поглощают свет в синей области спектра. Если в пробе мочи, которой пропитывается реакционная зона, присутствуют молекулы белка, то молекулы красителя образуют комплексы с последними и их спектр поглощения сдвигается в красную сторону, что позволяет осуществить оценку реакции и составить отчет по анализируемым показателям.

Необходимо помнить, что результаты общего анализа мочи может правильно интерпретировать, оценить их соответствие нормам только лечащий врач с учетом клинических и лабораторных данных, данных объективного осмотра и заключений инструментальных исследований.

Для чего используется исследование?

  • Для комплексного обследования организма.
  • Для диагностики и дифференциальной диагностики заболеваний почек и мочевыводящих путей.
  • Для того чтобы оценить эффективность лечения заболеваний органов мочевыделения.
  • Для диагностики заболеваний обмена веществ, нарушений водно-электролитного баланса.
  • Для диагностики заболеваний желудочно-кишечного тракта.
  • Для диагностики инфекционных и воспалительных заболеваний.
  • Для оценки и мониторинга клинического состояния пациента в период хирургического и/или терапевтического лечения.

Когда назначается исследование?

  • При комплексном обследовании и мониторинге пациентов различного профиля.
  • При профилактическом обследовании.
  • При симптомах заболевания мочевыделительной системы (изменение цвета и запаха мочи, частое или редкое мочеиспускание, увеличение или уменьшение суточного объема мочи, боли в нижней части живота, боли в поясничной области, повышение температуры, отеки).
  • Во время и после курса лечения патологии почек и мочевыводящих путей.
  • На фоне приема нефротоксичных лекарственных препаратов.

Что означают результаты?

Расшифровка общего анализа мочи:

Референсные значения (показатели нормы)

Цвет: от соломенно-желтого до желтого.

Прозрачность: прозрачная.

Белок: не обнаружено или менее 0,1 г/л.

Глюкоза: не обнаружено.

Билирубин: не обнаружено.

Уробилиноген: не обнаружено или следы.

Кетоновые тела: не обнаружено.

Нитриты: не обнаружено.

Реакция на кровь: не обнаружено.

Удельный вес: 1.003 - 1.030.

Реакция: 5.0 - 7.5.

Лейкоциты: не обнаружено или следы.

Исследование осадка мочи

  • Бактерии: не обнаружены или небольшое количество.
  • Эпителий плоский
  • Лейкоциты
  • Эритроциты: 0 - 11 клет./мкл.
  • Цилиндры: не обнаружено.
  • Слизь: небольшое количество.
  • Кристаллы (оксалаты): отсутствуют.

Цвет

Цвет мочи в норме колеблется от соломенного до насыщенного желтого. Он определяется присутствием в ней красящих веществ – урохромов, от концентрации которых в основном и зависит интенсивность окраски. Насыщенный желтый цвет обычно указывает на относительную высокую плотность и концентрированность мочи. Бесцветная или бледная моча имеет низкую плотность и выделяется в большом количестве.

Изменение окраски мочи иногда связано с рядом патологических состояний. Темный цвет может свидетельствовать о присутствии билирубина или высокой концентрации уробилиногена. Различные оттенки красного могут появляться при выделении крови с мочой. Некоторые лекарственные средства и пищевые продукты тоже придают моче различные оттенки красного и желтого. Белесый цвет мочи может быть обусловлен примесью гноя, выпадением в осадок солей, присутствием лейкоцитов, клеток и слизи. Сине-зеленые оттенки мочи могут быть следствием усиления процессов гниения в кишечнике, что сопровождается образованием, всасыванием в кровь и выделением специфических красящих веществ.

Реакция

Кислотно-щелочная реакция (рН), как и некоторые другие показатели общего анализа мочи, зависит от пищи и некоторых метаболических процессов. Животная пища вызывает закисление мочи (рН менее 5), молочно-растительная – способствует ее защелачиванию (рН более 7). Почки тоже могут влиять на кислотность мочи.

Кроме того, к закислению мочи приводит нарушение солевого баланса крови (гипокалиемия) и некоторые заболевания (сахарный диабет, подагра, лихорадки и др.).

Чрезмерная щелочная реакция мочи может возникать при воспалительных/инфекционных заболеваниях почек и мочевыводящих путей, массивной потере солей (из-за рвоты, поноса), нарушении почечной регуляции кислотности мочи или примеси крови в ней.

Удельный вес

Удельный вес мочи (относительная плотность) отражает способность почек к концентрированию и разведению мочи. Он существенно зависит от объема потребляемой жидкости.

Удельный вес мочи превышает норму, например, при ухудшении фильтрации крови через почки (заболевания почек, ослабление работы сердца), больших потерях жидкости (понос, рвота) и накоплении в моче растворимых примесей (глюкозы, белка, лекарств, а также их метаболитов). Снижаться он может из-за некоторых заболеваний почек и нарушений гормональной регуляции процесса концентрации мочи.

Прозрачность

В норме моча должна быть прозрачной. Мутнеть она может из-за примеси эритроцитов, лейкоцитов, клеток эпителия мочевыводящих путей, жировых капель, кислотности и выпадения в осадок солей (уратов, фосфатов, оксалатов). При длительном хранении моча иногда становится мутной в результате размножения бактерий. В норме небольшая мутность обусловлена присутствием эпителия и слизи.

Цвет

Цвет мочи в норме колеблется от соломенного до насыщенного желтого и зависит от содержания урохромов. Насыщенный желтый цвет обычно указывает на относительно высокую плотность и концентрированность мочи. Бесцветная или бледная моча имеет низкую плотность и выделяется в большом количестве. Темный цвет может свидетельствовать о присутствии билирубина или высокой концентрации уробилиногена. Различные оттенки красного появляются при выделении крови с мочой. Некоторые лекарственные средства и пищевые продукты тоже придают моче различные оттенки красного и желтого. Белесый цвет мочи бывает обусловлен примесью гноя, выпадением в осадок солей, присутствием лейкоцитов, клеток и слизи. Сине-зеленые оттенки бывают следствием усиления процессов гниения в кишечнике, что сопровождается образованием специфических красящих веществ, их всасыванием в кровь и выделением.

Белок

Причины протеинурии:

  • Нарушение фильтрационного барьера – потеря альбуминов (гломерулонефрит, нефротический синдром, амилоидоз, злокачественная гипертензия, люпус-нефрит, сахарный диабет, поликистоз почек)
  • Уменьшение реабсорбции – потеря глобулинов (острый интерстициальный нефрит, острый почечный некроз, синдром Фанкони)
  • Увеличение продукции способных к фильтрации белков (множественная миелома, миоглобинурия)
  • Изолированная протеинурия без нарушения функции почек (на фоне лихорадки, физических упражнений, длительного пребывания в вертикальном положении, застойной сердечной недостаточности или идиопатических причин)

Билирубин появляется в моче при патологии печени, нарушении проходимости желчевыводящих путей.

Уробилиноген окрашивает мочу в желтый цвет.

Причины повышения:

  • гемолитические анемии,
  • энтериты,
  • нарушение функции печени.

Причины понижения:

  • снижение печеночной функции (уменьшение продукции желчи),
  • механическая желтуха,
  • кишечный дисбиоз.

Нитриты

Причины повышения: присутствие бактерий в моче.

Глюкоза

Причины повышения:

  • Сахарный диабет, гестационный диабет
  • Другие эндокринные нарушения (тиреотоксикоз, синдром Кушинга, акромегалия)
  • Нарушение канальцевой реабсорбции в почках (синдром Фанкони)

Кетоновые тела в норме отсутствуют в моче. Повышаются при сахарном диабете и указывают на ухудшение состояния больного. Могут появляться в моче при голодании, резком ограничении употребления углеводов, продолжительных подъемах температуры (лихорадке).

Реакция на кровь. В норме моча не содержит кровь или продукты ее распада (гемоглобин). Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты и др.) могут попадать в нее из сосудистого русла через почечный фильтр (например, при заболеваниях крови или токсических состояниях, сопровождающихся гемолизом) и при фильтрации эритроцитов из крови (при заболевании почек или при кровотечениях из органов мочевыделения).

Плоский эпителий в норме встречается в виде единичных клеток. Увеличение их числа указывает на воспалительный процесс мочевыводящих путей.

Эритроциты в норме присутствуют в моче в незначительном количестве.

Причины гематурии:

  • Подострый инфекционный эндокардит
  • Доброкачественная семейная гематурия, доброкачественная рецидивирующая гематурия
  • Туберкулез почки
  • Травма, повреждение уретры мочевым катетером
  • Тромбоз вен почки
  • Васкулиты
  • Инфаркт почки
  • Поликистоз почек
  • Инфекция (цистит, уретрит, простатит)
  • Новообразования (рак почек, рак простаты, рак мочевого пузыря)
  • Мочекаменная болезнь, или кристаллурия
  • Системная красная волчанка, люпус-нефрит
  • Гломерулонефрит

Лейкоциты в моче здорового человека встречаются в незначительном количестве.

Причины лейкоцитурии:

  • Лихорадка
  • Туберкулез почки
  • Гломерулонефрит
  • Интерстициальный нефрит, пиелонефрит
  • Инфекция мочевыделительного тракта

Цилиндры (указывают на нарушения функции клубочка и канальцев). Высокочувствительный метод, применяемый при общем анализе мочи, может выявить минимальное количество цилиндров в моче здорового человека.

Причины появления появления цилиндров в моче:

  • Инфаркт почки
  • Гломерулонефрит
  • Нефротический синдром и протеинурия
  • Тубуло-интерстициальный нефрит, пиелонефрит
  • Хроническая почечная недостаточность
  • Застойная сердечная недостаточность
  • Диабетическая нефропатия
  • Злокачественная гипертензия
  • Лихорадка с обезвоживанием, перегрев
  • Интенсивные физические нагрузки, эмоциональный стресс
  • Отравление тяжелыми металлами
  • Амилоидоз почек
  • Туберкулез почки
  • Отторжение трансплантата почки
  • Липоидный нефроз
  • Парапротеинурия при миеломной болезни

Слизь выделяется клетками, выстилающими внутреннюю поверхность мочевыводящих путей, и выполняет защитную функцию, предотвращая химическое или механическое повреждение эпителия. В норме ее концентрация в моче незначительная, однако при воспалительных процессах она повышается.

Кристаллы появляются в зависимости от коллоидного состава мочи, рН и других свойств, могут указывать на нарушения минерального обмена, наличие камней или повышенный риск развития мочекаменной болезни, нефролитиаза.

Бактерии указывают на бактериальную инфекцию мочевыделительного тракта.

Что может влиять на результат?

    Несоблюдение правил сдачи материала (например, невыполнение гигиенических процедур, сдача анализа в период менструации).

  • Диагностика аутоиммунного поражения почек
  • Антитела к базальной мембране клубочка

Кто назначает исследование?

Врач общей практики, терапевт, педиатр, уролог, нефролог, гастроэнтеролог, кардиолог, невропатолог, хирург, акушер-гинеколог, эндокринолог, инфекционист.

Литература

  • Морозова В. Т., Миронова И. И., Марцишевская Р. Л. Исследование мочи. – М.: РМАПО. – 1996, – 84 с.
  • Fischbach F.T., Dunning M.B. A Manual of Laboratory and Diagnostic Tests, 8th Ed. Lippincott Williams & Wilkins, 2008: 1344 p.
  • Hauss O. Bringing Urinalysis into the 21st Century: From Uroscopy to Automated Flow Cytometry. Sysmex Journal International Vol. 18 No.2 (2008).
  • Wilson D. McGraw-Hill Manual of Laboratory and Diagnostic Tests 1st Ed. Normal, Illinois, 2007: 666 p.