Разрушительная сила гнева

Секреты царя Соломона. Как стать богатым, успешным и счастливым Скотт Стивен

Сила гнева

Сила гнева

Соломон сравнивает разрушительную силу гнева с ливнем и бурным потоком, неистовым и непреодолимым. Застигал ли вас когда-нибудь внезапный ливень? В прошлом году я ехал по трассе, когда неожиданно начался ливень. Несмотря на то что стеклоочистители работали в полную силу, я ничего не видел дальше пяти футов перед собой. Поэтому был вынужден съехать с дороги и переждать дождь. Одной из сотрудниц нашего колледжа повезло меньше. Ее машина потеряла управление и врезалась в бетонную стену, в результате чего она трагически погибла.

Ливневые потоки обладают разрушительной силой. Они могут, как говорится, смести с лица земли все, что встречается у них на пути: дороги, мосты, здания, и стать смертельно опасными для людей. Вот настоящая природа гнева. Он может начаться, как легкий дождь, и перерасти в сильнейший ливень. Как цунами, он приходит и сокрушает все на своем пути. А что можно сказать о вашем темпераменте? Возможно, вы думаете: «Да, я человек с характером, и мне нелегко уживаться с другими». Но в действительности даже самый мягкий характер может в мгновение ока разразиться гневным ливнем, вызывая полную потерю контроля над собой.

Что вы чувствуете, когда кто-то бичует вас плетью гнева? Решаетесь ли вы бежать или начнете бороться, став мишенью для гнева, но в любом случае это опыт не из приятных. Никто не хочет находиться рядом со злобным человеком. А как вы чувствуете себя, когда сами злитесь на кого-либо? Способны ли провести день в спокойном состоянии духа? А может, ваш гнев терзает вас, овладевая вашими чувствами и мыслями? Большинство людей не любят гневаться и тем более быть объектом чьих-то порицаний.

Из книги Ум человека автора Торсунов Олег Геннадьевич

Из книги Узнай лжеца по выражению лица автора Экман Пол

Опыт гнева Гнев, или злость, - это, возможно, самая опасная эмоция. Когда вы испытываете гнев, вы, вероятнее всего, умышленно причиняете вред другим людям. Если при вас кто–то испытывает гнев и вам известны его причины, то агрессивное поведение этого человека станет вам

Из книги Разбуди в себе исполина автора Роббинс Энтони

Интенсивность гнева Интенсивность гнева может отражаться в степени напряженности век или в том, насколько сильно выкачены у человека глаза. Она может также проявляться в том, насколько плотно сомкнуты губы. На рис. 37 губы сжаты достаточно сильно, мы видим вздутие под

Из книги Урок автора Богат Евгений

4. Системы убеждений: сила созидания и сила разрушения Под тем, что мы думаем, лежит то, во что мы верим, - это и есть верхний покров нашего душевного состояния. Антонио Мачадо Он был равнодушным и жестоким убийцей, алкоголиком и наркоманом, неоднократно доходившим до

Из книги "Я у себя одна", или Веретено Василисы автора Михайлова Екатерина Львовна

Из книги Мужские хитрости и женские уловки [Лучший справочник по распознаванию лжи! Книга-тренажер] автора Нарбут Алекс

ГРОЗДЬЯ ГНЕВА Жечь было наслаждением. Р. Брэдбери. 4510 по Фаренгейту Утешение "из ничего" - это еще простительно: окружающим так, пожа­луй, даже удобнее. Но вот скандал, открытое проявление гнева - это уже криминал. Назвать его истерикой - лучший способ сообщить, что и

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Микровыражения гнева Гнев – эмоция, которую (в той или иной степени) каждый человек испытывает несколько раз в день. Это самая распространенная эмоция, но в то же время ее невероятно сложно распознать. И это неслучайно. Гнев, или раздражение (что является начальной

Из книги Секреты царя Соломона. Как стать богатым, успешным и счастливым автора Скотт Стивен

Из книги Как избавиться от комплекса неполноценности автора Дайер Уэйн

Последствия гнева Гнев вызывает раздоры. Соломон утверждает, что «гневный человек порождает раздор». Если в вашей жизни много конфликтов, скорее всего, в их появлении виноваты не какие-то другие люди, а вы сами. Вероятно, вами владеет гнев, который вы никак не может

Из книги Новые размышления о личном развитии автора Адизес Ицхак Калдерон

Корни гнева По мнению доктора Гэри Смоли, гнев – это не первичная, а вторичная эмоция, которую вызывает душевная боль, чувство неудовлетворенности, страх или все эти причины одновременно. Если во время приступа гнева мы справимся с его истинными причинами, то он быстро

Из книги Руководство по выращиванию капитала от Джозефа Мэрфи, Дейла Карнеги, Экхарта Толле, Дипака Чопры, Барбары Шер, Нила Уолша автора Штерн Валентин

Многоликость гнева После рассмотрения отдельных характерных ситуаций, провоцирующих гнев, поговорим о формах его проявления. Словесные оскорбления или высмеивание супруга, детей, любимого человека или друзей. Физические действия – удары, пинки, бросание предметов

Из книги Приемы Джозефа Мэрфи и Дейла Карнеги. Используй силу подсознания и сознания для решения любых задач! автора Нарбут Алекс

Усмирение гнева Среди гуру Нового века по личностному развитию модно проповедовать переоценку своего детства и возврат к нему для того, чтобы вновь обрести интерес к жизни, любознательность и счастливую способность жить настоящим.Отчего детство было таким

Из книги Я всегда знаю, что сказать! Как развить уверенность в себе и стать мастером общения автора Буасвер Жан-мари

Техника аффирмаций: сила слова плюс сила воображения Еще один способ, при помощи которого можно давать действенные команды своему подсознанию – это техника аффирмаций.Аффирмации – это короткие, емкие фразы, в которых сконцентрирована сама суть вашего желания, того, что

Из книги автора

Техника аффирмаций: сила слова плюс сила воображения Еще один способ, при помощи которого можно давать действенные команды своему подсознанию – это техника аффирмаций. Аффирмации – это короткие, емкие фразы, в которых сконцентрирована сама суть вашего желания, того, что

Из книги автора

Как защититься от гнева Уметь защититься от чужого гнева бывает очень полезным. Иногда сделать это очень непросто. Главным образом надо сохранять спокойствие и показать собеседнику, что вы готовы обсуждать с ним все, что он хочет, но тогда, когда он успокоится и уменьшит

Из книги автора

Выражение гнева Гнев – негативная эмоция, ее трудно передать без обвинительных интонаций. Способ избежать этого состоит в том, что сначала надо выразить другую, более сдержанную эмоцию.Например, мать видит, как ребенок перебегает улицу перед движущимся автомобилем.

1. Что такое гнев?

Гнев - сильное, возбужденное состояние духа, негодование, которое может быть греховно или безгрешно, смотря по побуждению и по своей цели. Гнев благочестивых людей означает их крайнее отвращение и негодование против греха. В этом смысле праведники могут гневаться и не согрешать. Сам Господь всегда прогневляется деяниями нечестивых.

Гнев – это сила раздражительной части души . Он изначально дан был человеку Богом для сопротивления злу, для противодействия порокам. Но вследствие грехопадения гнев превратился в людях из благой силы в греховную страсть , которая никогда «не творит правды Божией» (Иак. 1, 20).

Пр. Иоанн Дамаскин объясняет:

"Будучи по своей природе чем-то средним между Богом и веществом, человек, если бы он отрешился от всякого естественного пристрастия к сотворенному бытию и соединился любовью с Богом, должен был бы через соблюдение заповеди непоколебимо утвердиться в добре. Но когда он вследствие преступления стал более тяготеть в сторону вещества и когда его ум отвратился от своего Виновника, т. е. Бога, то ему стало свойственно тление, он сделался из бесстрастного подверженным страстям, из бессмертного смертным, возымел нужду в супружестве и плотском рождении, по пристрастию к жизни привязался к удовольствиям, как к чему-то необходимому для жизни, а тех, которые пытались лишить его этих удовольствий, стал упорно ненавидеть. Его любовь вместо Бога обратилась на вещество, а его гнев вместо подлинного врага его спасения - на подобных ему людей".

Св. Иоанн Дамаскин пишет о видах, которые принимает страсть гнева:

"Существует три вида гнева: раздражение, злоба и мстительность . Раздражением называется гнев, начинающийся и возбуждающийся. Злобою – гнев длительный, или злопамятство; мстительность есть гнев, выжидающий случай для мщения".

Авва Серапион:

Три рода и гнева: первый пылает внутри, что по-гречески называется υυμός (ярость ), второй прорывается в слово и дело и называется οργή (гнев ), о котором апостол говорит: "теперь вы отложите все: гнев, ярость" (Кол. 3, 8); третий вспыхивает не на короткое время, но сохраняется через несколько дней, долгое время, что называется злопамятность .

2. Священное Писание о гневе


Греховное чувство гнева против ближнего порицается в Св. Писании . Напротив, Слово Божие учит гневаться на зло, чтобы не согрешать.

"Гнев человека не творит правды Божией".
(Иак. 1, 20)

«Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4, 31);

«гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26),

«всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф. 5, 22);

«желаю, чтобы на всяком месте произносили, молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим 2, 8).

Евангельский закон Христов говорит: "всякий, ненавидящей брата (ближняго) своего, есть человекоубийца" (Ин. 3, 15).

"Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь".
(Пс. 4, 5)

3. От чего рождается в душе страсть гнева?


Святые отцы учат, что страсть гнева рождается в душе от тщеславия, надмения, самолюбия, сребролюбия, объядения, и иногда – от блудной страсти.

Преп. Иоанн Лествичник

:

Итак, да свяжется гнев, как мучитель, узами кротости и, поражаемый долготерпением, влекомый святою любовию и, представши перед судилищем разума, да подвергнется допросу. Скажи нам, безумная и постыдная страсть, название отца твоего и именование злой твоей матери, а также имена скверных твоих сынов и дщерей. Объяви нам притом, кто суть ратующие против тебя и убивающие тебя? – В ответ на это гнев говорит нам: «Матерей у меня много и отец не один. Матери мои суть: тщеславие, сребролюбие, объядение, а иногда и блудная страсть. А отец мой называется надмением. Дщери мои суть: памятозлобие, ненависть, вражда, самооправдание. Сопротивляющиеся же им враги мои, которые держат меня в узах, - безгневие и кротость. Наветник мой называется смиренномудрием, а от кого он рождается, спросите у него самого в свое время».

4. Губительность страсти гнева

Св. Иоанн Златоуст предостерегает о гибельности этой страсти :

"Ничто так не помрачает чистоту души и ясность мыслей, как гнев необузданный и выражающийся с великою силою.

Опьянен также и одержимый гневом, у него и лицо раздувается, и голос делается хриплым, и глаза наполняются кровью, и ум помрачается, и смысл теряется, и язык трясется, и взор блуждает, и уши слышат одно вместо другого, потому что гнев сильнее всякого вина ударяет в мозг и производит в нем бурю и неукротимое волнение.

В отношении к гневу нужно гораздо большее старание: сильна эта страсть, часто даже внимательных увлекает в самую бездну погибели.

Ни о чем столько не будем стараться, как об очищении себя от гнева и примирении с теми, которые имеют на нас неудовольствие, зная, что ни молитва, ни милостыня, ни пост, ни участие в таинствах, ни другое что подобное не защитит нас в тот День (Суда), если мы будем злопамятствовать".

Св. Тихон Задонский пишет о том, как отвратительна страсть гнева:

"Посмотри на гневающегося: как он весь дрожит. Когда это заметно на теле, что уж в душе делается? Зависть, ненависть и злоба, как чахотка тело, съедают душу так, что и тело бледнеет и истаивает от этих злых болезней".

Гневающийся совершает грех против шестой заповеди: «Не убий».

Грешит против шестой заповеди тот, кто желает смерти другому человеку, кто не живет с другими мирно и согласно, а, напротив питает к другим ненависть, зависть и злобу, заводит с другими ссоры и драки, огорчает других. Грешат против шестой заповеди все злые и сильные, которые обижают слабых, что бывает и среди детей.

Очень близки к совершению убийства те, кто во гневе на ближнего допускает рукоприкладство, нанося ему побои, раны, увечья. Виновны в этом грехе родители, жестоко обращающиеся со своими детьми, избивающие их за мельчайшую провинность, а то и без всякого повода.

Мы убиваем ближнего не только руками или оружием, но и жестокими словами, бранью, издевательством, насмешкой над чужим горем. Каждый на себе испытал, как ранит и убивает душу злое, жестокое, язвительное слово.

5. Как бороться со страстью гнева

Святые отцы наставляют, что подавлять страсть гнева надо стараться сразу же, едва она возникла, - кротостью, молитвой, терпением, молчанием, самоукорением, смирением, любовью к ближнему:

Св. Иоанн Златоуст понимает слова апостола «гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26) буквально, в том смысле, что тотчас надо подавлять гнев, примириться с оскорбившим, нельзя продлять гнев до другого дня, чтобы он не обратился в злопамятность; следует немедленно подавлять гнев, а не значит, что гнев можно иметь только до заката солнца.

Св. Феофан Затворник :

"Гнев и обидчивость от самоцена, по которому мы признаем себя стоящими немало; потому, когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение… Постарайтесь делать так, чтобы, и минуты не пропуская, взяться за себя и разорить свой самоцен. Положите законом:

1) всякую минуту ждать неприятность и, когда придет, встречать ее, как жданную гостью;

2) когда деется что, готовое огорчить и раздражить вас, скорее бегите вниманием к сердцу и, сколько можете, напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам. Напрягайтесь и молитесь. Если не допустите породиться тем чувствам, всему конец; ибо всё от чувств;

3) не смотрите на обидчика и обиду; тут вы найдете только большую опору обидчивости и мести; но выбросьте это из головы. Это очень важно. Если не будет этого, чувство злости не может улечься;

4) ко всем молоткам сим приложите: держать любовный взор, любовный тон речи, любовное обращение и, главное, всевозможно избегайте чем-либо напомнить обидевшим вас о их несправедливости".

"Закон вменения в отношении к гневу тот же, что и относительно всех других страстных движений. Приражения страсти не вменяются в грех. Вменение начинается с того момента, как, заметив движение страсти, уступают ей, и не только не противятся ей, но становятся на сторону ее, раздувают ее и сами помогают ей взойти до неудержимости. Коль же скоро кто, заметив приражение страсти, вооружается против нее и соответственными приемами в мыслях и положениях тела старается прогнать ее, то это не в грех, а в добродетель вменяется. То же и в отношении к серчанию и гневу. В непрестанных столкновениях с другими поводам к раздражению числа нет. Но когда кто всякое возникновение гнева подавляет и прогоняет, то он и гневается, и не согрешает. Совсем не гневаться и никакого разогорчения никогда не чувствовать есть дар благодати и принадлежит совершенным. В обычном же порядке долг всех не поддаваться гневу, чтобы не согрешить им. Экумений и Феофилакт говорят: «Хорошо бы совсем не серчать, но уж когда прорвалось серчание, не допускай его до греха». Подавляй его внутри, чтоб оно не прорвалось в слово, в мину, в движение какое.

Но бывает иногда и так, что гнев мгновенно охватит, и прежде чем спохватится человек, он уже и в слово, и в движение вышел. И тут уместно невменение, но только до того момента, как спохватишься. Как же только сознана оплошность, надо спешить исправить дело братским примирением".

Св. Иоанн Лествичник говорит о пользе слёзного сокрушения о грехе:

"Как вода, мало по малу возливаемая на огонь, совершенно угашает его, так и слеза истинного плача угашает всякий пламень раздражительности и гнева".

Св. Иоанн Лествичник указывает степени борьбы со страстью гнева:

"Начало безгневия есть молчание уст при смущении сердца; средина - молчание помыслов при тонком смущении души; а конец - непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров".

В 13-той главе "Невидимой брани" преп. Никодим Святогорец пишет:

"Предположим, что кто-нибудь оскорбил тебя чем-нибудь, большим или малым, и у тебя поднялись движения неудовольствия и раздражения с внушением отплатить. Внимай себе и спеши осознать, что эти движения хотят увлечь тебя не на доброе; потому стань в позу воюющего и защищайся:
1) Пресеки эти движения, не давай им хода далее внутрь и никак не допускай своему произволению стать на сторону их, будто правую. Это будет - воспротивиться им.
2) Но они все стоят в глазах, готовые опять к наступлению; восставь потому неприязнь против них, как против врагов, и разгневайся на них, по чувству самосохранения, пока можешь искренно сказать: «неправду возненавидех и омерзих» (Пс. 118:163) или: «совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми» (Пс. 138:22). Это сильный удар им, и они отодвинутся, но не исчезнут.
3) Взывай к Господу: «Боже, в помощь мою вонми; Господи, помощи ми потщися» (Пс. 69:2). И не переставай взывать, пока и следа не останется вражеских движений, и не водворится мир в душе.
4) Умирившись так, сделай что-нибудь оскорбившему тебя такое, что бы показывало твою к нему мирность и благорасположение слово дружеское, одолжение подручное и т. п. Это будет исполнением того, что заповедует св. Давид: «уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33:15).
Такого рода действия прямо ведут к навыку добродетели, противоположной тем страстным движениям, которые смущали, а навык сей есть поражение их в сердце или умерщвление. Такого рода действия потрудись предупредить или сопроводить, или заключить таким внутренним решением, которое навсегда делало бы невозможными подобные страстные движения, именно в предлагаемом примере, почетши себя достойным оскорбления всякого, произведи в себе желание оскорбления и всякого рода онеправдований, возлюби их и стань готовым с радостью встречать и принимать их, как спасительнейшие врачевства. В других же случаях другие соответственные старайся возбудить и утвердить в себе чувства и расположения. Это и будет - изгнать из сердца страсть и заменить ее противоположною ей добродетелью, что и есть цель невидимой брани".

Авва Дорофей говорит о побеждающей силе любви:

«Раздражительность, по словам св. Василия Великого, также называют острожелчием (вспыльчивостью). Если хочешь, можешь погасить и ее, прежде чем произойдет гнев. Если же ты продолжаешь смущать и смущаться, то уподобляешься человеку, подкладывающему дрова на огонь и еще более разжигающему его, отчего образуется много горящего уголья, и это есть гнев. Также сказал и авва Зосима, когда его спросили, что значит изречение: где нет раздражительности, там безмолвствует (отсутствует) вражда? Ибо, если кто-либо в начале смущения поспешит укорить себя и поклониться ближнему, прося прощения, прежде нежели разгорится раздражительность, то он сохранит мир. Но когда гнев закоснеет, то обращается в злопамятность, от которой человек не освободится, если не понесет здесь великие подвиги и труды. Раздражительность погашается наиболее любовью к ближнему, ибо, по словам святых отцов, любовь есть узда раздражительности ».

Преп. Нил Синайский наставляет основывать борьбу с гневом на камне любви:

Если твердое имеешь основание в любви, то ей паче внимай, нежели тому, что оскорбляет тебя.

Архимандрит Рафаил (Карелин) советует:

Как бороться со страстью гнева? Прежде всего, молчанием. Если гнев подступил к твоему горлу, то останови его, запри как пойманного скорпиона в банке, не вступай в это время в разговор, хотя бы это было так трудно, как не вскрикнуть при ожоге. В страстном состоянии нельзя ни сказать, ни сделать ничего доброго, кроме одного: успокоить самого себя.

Преп. Амвросий Оптинский предлагает такие средства борьбы со страстью гнева:

"Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью, - это происходит от гордости. А гнев мужа, по слову святого апостола Иакова, правды Божия не соделовает (Иак. 1, 20). Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться.

Раздражительное состояние духа происходит, во-первых, от самолюбия, что делается не по нашему желанию и взгляду на вещи, а во-вторых, и от неверия, что будто бы исполнение заповедей Божиих в настоящем месте не принесет вам никакой пользы.

Раздражительность постом не укрощается, а смирением и самоукорением и сознанием, что мы достойны такого неприятного положения.

Положи себе за правило не говорить ничего ни матери, ни сестре, когда бываешь возмущена их несправедливостью. Отойди и, что бы мать ни говорила, молчи, возьми Евангелие и читай, хоть ничего не понимая в эту минуту. Положи делать все только для Господа и делай, сколько можешь по силам. Возмущаешься же ты больше оттого, что делаешь не по силам, - много берешь на себя, да и не справишься. Сил-то мало, а хочешь делать много, почему и приходишь в раздражение, что будто бы не ценят твоих трудов и жертв. А делай по силам ради Господа, да и не огорчайся, когда люди не оценивают. Помни, что ты ведь ради их делала, а ради Бога, и награды жди от Господа, а не от людей.

Когда разворчишься, то укори себя, скажи: окаянная! что ты расходилась, кто тебя боится?"

Святые отцы наставляют, что любую неприятность, которую делают нам ближние, надо принимать со спокойствием и смирением, помня, что ничто не происходит с нами без воли Божией, и люди – лишь орудия Его воли о нас. А Господь Бог всегда и всё в нашей жизни устраивает ради нашего спасения.

Преп. Макарий Оптинский советует:

«Если будете помнить, что всякое слово друг от друга, трогающее и потрясающее вашу сердечную глубину, есть посланное от Бога обличение к познанию себя и исправлению, а к этому приложите смирение и любовь, то вместо залога немирства будете чувствовать благодарность друг к другу.

Когда будешь относить всё к Богу и принимать скорбные случаи с самоукорением, считая себя достойною оных, то удобно и легко понесёшь; а если, напротив, будешь укорять других и считать виновными своей скорби, то более на себя их навлечёшь и отяготишь свой крест… как мы познаем сокровенные в нас страсти? И как можем оные истребить? Не долготерпением к нам ближних, но от нашего к ним долготерпения. Они показывают нам лежащие в нас страсти, но каким образом? Смотрением Божиим, то есть Бог посылает их сделать нам что-нибудь неприятное и противное, чтобы от того узнали, что есть в нас страсти и попеклись бы о искоренении оных, а виновников сего считать благодетелями, по слову аввы Дорофея, «о еже укоряти себе, а не ближнего». Конечно, скоро невозможно уврачевать сии болезни, но, познав свою немощь и укоряя себя, получать будешь облегчение".

Если нам кажется, что в нашем гневе виноваты ближние , то стоит вспомнить рассказ из древнего патерика :

Некий брат, живя в общежительном монастыре и часто побеждаясь гневом, сказал сам себе: “Пойду в пустыню, может быть, там, не имея с кем ссориться, успокоюсь от страсти.” Он вышел из монастыря и стал жить один в пустыне. Однажды он наполнил водой сосуд и поставил его на землю. Сосуд внезапно опрокинулся. Во второй раз случилось то же самое. В третий раз кувшин также опрокинулся. Монах, рассердясь, схватил кувшин и ударил о землю. Кувшин разбился. Придя в себя, брат начал размышлять о случившемся и понял, что враг поругался над ним. Тогда он сказал: “Вот! Я - один, однако побежден страстью гнева. Возвращусь в монастырь: видно, везде нужна борьба с самим собой и терпение, в особенности же - помощь Божия”. Монах возвратился в свою обитель.
(Св. Игнатий (Брянчанинов) Отечник)

6. Гнев как благая сила души, вложенная в нас Богом

Святые отцы наставляют, борясь со страстью гнева, в то же время использовать во благо силу гнева, заложенную в душу человека Богом.

Древний патерик:

Брат спросил авву Пимена : что значит гневаться на брата своего всуе (сравн. Мф. 5, 22)? Всуе гневаешься, - отвечает старец, - если гневаешься за всякое лихоимство, которое ты терпишь от брата твоего, даже если бы он выколол у тебя правый глаз. Если же кто старается удалить тебя от Бога - на такого гневайся.

Св. Иоанн Златоуст , толкуя стих:

"...всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду" (Мф., 5, 22), говорит:

Этим Он уничтожил не всякий вообще гнев, а отверг только несвоевременный; своевременный же гнев полезен. Так бывает благовременным гнев против тех, которые живут вопреки заповедям Божьим, потому что мы гневаемся не для собственной защиты, но для пользы самих худо живущих из привязанности и братолюбия, с подобающим уважением. Гневайтеся, говорит, и не согрешайте (Пс.4,5), т. е. гневаясь, не заблуждайтесь, пользуясь гневом не так, как должно.

Ефимий Зигабен в толковании на стих «гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 26), обобщает учение святых отцов:

"Пророк убеждает нас, чтобы мы не согрешали, гневаясь, а это бывает тогда, когда мы, будучи увлечены пылом страсти, становимся чрезмерно раздражительными и... мстительными, между тем, как гнев насаждён в людях собственно для противодействия порокам. Так, когда кто-нибудь гневается из мести за нанесённую ему обиду, то согрешает, а когда гневается в видах исправления других, то не согрешает, как например отец гневается на своего испорченного сына".

Блаженный Диадох:

Иногда гнев приносит величайшую пользу... когда мы невозмутимо пользуемся им против нечестивых или каким бы то ни было образом нагло поступающих, дабы они или были спасены или пристыжены.

Авва Евагрий:

Разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного.

Преп. Варсануфий Великий и Иоанн:

…Брат вопросил... Скажи мне, отец мой, естественна ли раздражительность, или противоестественна, и какое в ней различие?
Ответ. Брат! Есть раздражительность естественная и есть раздражительность противоестественная. Естественная противится исполнению похотливых вожделений и она не требует врачевания, как здравая. Противоестественная восстаёт, если не исполняются похотливые вожделения. Сия последняя требует врачеваний сильнейших, чем вожделения.
(Ответ 242)

Преп. Иоанн Дамаскин:

Мы уже более не рабы, но сыны, не под законом, но под благодатью; не отчасти и не по страху служим Господу, но должны посвящать Ему все время жизни и раба, разумею, гнев и похоть, - всегда успокаивать от греха, и обращать свой досуг к Богу, непрестанно устремляя к Нему всякое пожелание, гнев же (свой) вооружая против врагов Божиих.

Преподобный Макарий Египетский:

Мудрые, когда восстают страсти, не слушают их, а изъявляют гнев на злые пожелания и делаются врагами самими себе.

Преподобный Исидор Пелусиот:

Страсть если найдет вас обессиленными и ослабевшими, то легко поборет; а если найдет трезвенными и разгневанными на нее, то немедленно оставит вас.

Преп. Иоанн Кассиан Римлянин:

Можно гневаться и против самого гнева за то, что он возгорелся в нас на брата, и, разгневавшись за это, мы не предоставляем ему вредного укрытия в сокровенности нашего сердца. Так гневаться учит нас и пророк, который до того выгнал его из своих чувств, что не хотел мстить даже и врагам своим и, когда они были переданы ему Богом, говорил: "гневаясь, не согрешайте" (Пс. 4, 5).
...
Итак, повелевается нам гневаться с пользою на самих себя или на приходящие дурные помыслы и не грешить, т.е. не приводить их во вредное действие. Этот смысл лучше поясняется следующим стихом: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь (в славянском - умилитесь) (Пс. 4, 5), т.е. что вы думаете в сердцах ваших при внезапном нападении дурных помыслов, то, удаляя размышлением всякое смятение и смущение гнева, находясь как бы на ложе покоя, исправляйте и заглаживайте спасительным сокрушением. И блаженный апостол, воспользовавшись свидетельством этого стиха и сказав: гневаясь, не согрешайте, - прибавил: солнце да не зайдет во гневе вашем, и не давайте места диаволу (Еф. 4, 26, 27). Если в гневе нашем вредно заходить солнцу правды и, разгневавшись, мы тотчас даем дьяволу место в сердце нашем, то как уже выше он заповедал, чтобы мы гневались, говоря: гневайтесь, и не согрешайте? Не ясно ли он высказывает такую мысль: гневайтесь на пороки и ярость вашу, чтобы при вашем потворстве им не заходило солнце правды (Христос) в омраченных душах по причине гневливости вашей, и чтобы после удаления Его вы не дали дьяволу место в сердцах ваших.

Преп. Никодим Святогорец:

Всякий раз, как бессловесная воля чувственная, с одной стороны, а воля Божия, совестию изрекаемая, с другой, борят свободное твое произволение и влекут его к себе, ища препобедить его, надлежит тебе, если ты искренний ревнитель о добре, с своей стороны употреблять подобающие приемы, чтоб способствовать воле Божией одержать победу. Для сего:

А) как только ощутишь движения низшей чувственной и страстной воли, тотчас всеусильно воспротивься им и отнюдь не допускай, чтоб твое произволение склонялось на них, хотя мало, - подави их, отжени, отрей от себя сильным напряжением воли;

Б) чтоб это успешнее совершилось и принесло добрый плод, спеши возгреть вседушную неприязнь к такого рода движениям, как к врагам своим, ищущим похитить и погубить душу твою, - разгневайся на них;

В) но в то же время не забывай взывать к Подвигопомощнику нашему, Господу Иисусу Христу о помощи, ограждении и укреплении доброй воли твоей, ибо без Него не можем мы иметь успеха ни в чем;

Г) сии три внутренние действия, искренно воспроизведенные в душе, всякий раз дадут тебе победу над недобрыми движениями.

Преп. Амвросий Оптинский:

Особенно остерегайся гнева, который правды Божией не соделовает. Молись, и перечитывай мои письма, в которых не раз тебе было сказано: ежели не исполняем заповеди Божией - любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, благословляйте клянущия вы и молитесь за творящих вам напасть и изгонящия вы, то чем различествуем от язычников, которые только любящих любят! Ежели хочешь гневаться, то гневайся и негодуй на невидимых поджигателей, которыми ты была окружена, как видела в видении. Они-то всех стараются путать и запутывать под благовидными предлогами, как хищные и злобные волки в овечьих кожах. Поэтому будь благоразумна и осмотрительна и осторожна, чтобы не спешить огорчаться, чему последует душевредный гнев и негодование и прочее...

Св. Феофан Затворник:

"Положите себе законом действовать и в отношении к страстям: в каком бы маленьком виде они не появлялись, спешите выгонять их, и так безжалостно, чтобы и следа их не оставалось.

Как выгонять? Неприязненным к ним движением гнева, или рассерчанием на них. Как только заметите страстное, поскорее постарайтесь возбудить в себе серчание на него. Сие серчание есть решительное отвержение страстного. Страстное не может иначе держаться, как сочувствием к нему; а серчанием истребляется всякое сочувствие - страстное и отходит или отпадает при первом его появлении. И вот только где позволителен и благопотребен гнев. У всех святых отцов нахожу, что гнев на то и дан, чтобы им вооружаться на страстные и грешные движения сердца и прогонять их им. Сюда же относят они слова пророка Давида: гневайтеся, и не согрешайте (Пс. 4,5), повторенные потом и святым апостолом Павлом (Еф. 4,26). Гневайтесь на страсть - и не будете согрешать, потому что, когда гневом прогнана страсть, всякий повод ко греху сим пресекается.

Вооружитесь же так на страсти. Гнев на страсти у Вас должен быть вкоренен с той минуты, как Вы положили всеусердно работать Господу, творя благоугодное пред Ним. Тут у Вас заключен союз с Богом на вечные веки. Сущность же союза такова: твои друзья - мои друзья, твои враги - мои враги. А страсти что суть Богу? Враги.… Так вот, по порядку гневу на страсти следует воспламеняться в Вас, как только они покажутся. Но по причине нашего повреждения не всегда бывает так. Почему гнев на страсти требует особого свободного, намеренно на них направленного неприязненного действия, усилия, напряжения.

Чтобы успеть в этом, надлежит вслед за тем, как замечено в себе страстное, поспешить сознать и признать в нем врага себе и Богу. Почему поспешить нужно? Потому что с первого раза появление страстного всегда вызывает к нему сочувствие. … Так вот и надобно сочувствие это отбить и гнев возбудить.

…Он трясется от злобной радости, когда кто попадается в сети греха и остается в них. Сообрази все сие и возбуди в себе неприязнь к этому человеконеновистнику и делам его.

Когда таким образом будешь втеснять в сердце одно за другим сокрушающие и умягчающие чувства -- то ужас и страх, то печаль и жалость, то отвращение и ненависть,-- оно будет мало-помалу согреваться и приходить в движение".

Старец Паисий Святогорец:

Человек порабощается страстям, дав диаволу права над собой. Запусти всеми своими страстями диаволу в рожу. Этого и Бог хочет, это и в твоих же собственных интересах. То есть гнев, упрямство, тому подобные страсти обрати против врага. Или, лучше сказать, продай свои страсти тангалашке (такое прозвище старец дал диаволу), а на вырученные деньги накупи булыжников и бросай ими в диавола, чтобы он к тебе даже не приближался. Обычно мы, люди, невнимательностью или гордыми помыслами сами позволяем врагу делать нам зло. Тангалашка может воспользоваться одним только помыслом или словом. Помню, была одна семья - очень дружная. Как-то раз муж в шутку начал говорить жене: "Ой, разведусь я с тобой!", а жена ему тоже в шутку: "Нет, это я с тобой расторгну брак!" Просто так говорили, без задней мысли, но дошутились до того, что этим воспользовался диавол. Он устроил им маленькое осложнение, и они уже всерьез готовы были на развод - ни о детях не подумали, ни о чем другом. К счастью, нашелся один духовник и поговорил с ними. "Вы что же, - говорит, - из-за этой глупости разводитесь?"

Вы спокойно ведете машину, и вдруг кто-то совершенно бессовестно вас подрезает. В тот же момент ваши щеки начинают гореть, тело напрягается, мышцы твердеют... вы разгневаны! «Гнев – это одна из самых древних и самых сильных эмоций, – рассказывает психотерапевт Маргарита Жамкочьян. – Она мгновенно и в несколько раз усиливает энергетику нашего организма, мы чувствуем прилив сил, уверенность в себе». В гневе наши древние предки черпали силы для победы над соперником. Нам же, их потомкам, он вряд ли так же жизненно необходим! Впрочем, умело управляя гневом, мы все же обеспечиваем себе (на время) душевный покой. Но чаще мы воспринимаем эту эмоцию как нежелательную и стремимся ее сдерживать. А когда теряем контроль над собой, поддаемся власти гнева, чувствуем неловкость и вину.

Чему мы гневаемся

«Вспышки гнева возникают внезапно. Самая древняя часть нашего мозга, ответственная за эмоции, активизируется в тот момент, когда что-то или кто-то мешает нам добиваться цели, ограничивает нашу физическую или психическую свободу, – говорит Маргарита Жамкочьян. – При этом неважно, кто именно это делает, – человек, к которому мы испытываем откровенную неприязнь, либо наш собственный ребенок, разбросавший игрушки или не сделавший уроки. Более того, порой мы злимся... непонятно почему». Гнев умножает наши силы: в этом состоянии мы готовы совершать такие поступки и действия, на которые ни за что не решились бы в другой момент. «Неудивительно, что эта эмоция становится разрушительной, если мы не умеем с ней обращаться, – предупреждает Маргарита Жамкочьян. – Когда мы сдерживаем свой гнев, он копится где-то внутри нас, разогревается, словно в паровом котле, до тех пор пока наконец какая-нибудь мелочь не срывает крышку... И тогда нас уже не остановить!» Мы срываемся на каком-нибудь пустяке, истинная причина остается непонятной окружающим, а наше поведение кажется неадекватным.

Сердиться по правилам

Как же управляться со своим гневом? «Прежде всего воздерживаться от оскорблений, – говорит Маргарита Жамкочьян. – Когда вас обидели, желание обидеть в ответ кажется вполне естественным. Но в отличие от животных мы, люди, не можем так поступать. Мы владеем разумом, речью, а значит, прежде всего должны сказать о том, что чувствуем: «Я сейчас в таком гневе, что готова вас просто убить!» По силе эта фраза сродни той (оскорбительной), которая обычно срывается с языка в момент выплеска эмоций. Однако, говоря так, вы никого не обижаете». Так же можно поступить и в другой ситуации: к примеру, ребенок не сделал то, о чем вы его попросили. Можно назвать его лентяем, обманщиком, но попробуйте иначе выразить свое эмоциональное состояние, скажите: «У меня все кипит внутри, от обиды мне хочется выбросить в окно все твои игрушки!» Как только эта фраза прозвучит, ваше напряжение спадет, и вы будете готовы вести конструктивный разговор.

Все мы по-разному реагируем на происходящее вокруг. Некоторые годами терпят то, на что другие реагируют моментально. Но в любом случае с гневом не стоит бороться, лучше стремиться его приручить. Ведь одна из основных задач эмоций (в том числе и тех, которые считают отрицательными) – помочь нам оставаться живыми людьми.

Когда человек зол, он слаб. В зависимости от того, как он реагирует на ситуацию, злость имеет потенциал вытащить самое худшее, что есть в нем. Тот, кто пребывает в состоянии злости, теряет самообладание, он говорит и делает вещи без участия своего разума. И реальность такова, что мы не можем переиграть и стереть случившееся, поэтому ничего, кроме сожалений, злость не приносит. Со злостью и вспышками гнева, которые провоцируют в нас ситуации и другие люди, нужно бороться ради самого себя, так как негатив в первую очередь сказывается на самом человеке.

Несколько практических советов

… для возвращения самообладания в моменты агрессии и вспышек гнева:

1) Поминание Аллаха и страх перед Аллахом. Страх перед Аллахом должен вести человека к Его послушанию, проявлению покорности и смиренности.

2) Избежать/выйти из ситуации, которая провоцирует злость. Человек должен подумать о том, к каким последствиям может привести его злость. В моменты злости он не понимает, что делает, и идет на поводу у своих эмоций, но не раз уже он убеждался, что в итоге он испытывает раскаяние, сожаление и стыд.

3) Помнить о награде за прощение людей и проявление терпения; и в стремлении обрести эту награду заставьте себя преодолеть свою злость и избежать наказания за нее.

4) Помнить, что люди любят и уважают вас, и нам не следует рисковать этим из-за злости. Прощение только увеличивает уважение людей к нам.

Уважайте свой гнев!

А вот мнение Аси Гагиевой: «Уважайте свой гнев!» Каким образом, спросим мы? Возможно ли такое?

«Многие из нас привыкли принимать гнев как негативное чувство, как что-то, что нужно подавить, от чего нужно избавиться. Особенно это распространено среди верующих, которые склонны приравнивать гнев к греху. Известный многим хадис «Не гневайся» понимается так, будто посланник Аллаха запретил само чувство гнева. Но как можно запретить чувство? Разве человек может контролировать возникновение тех или иных чувств. Они появляются скорее, чем вы успеете подумать, и что можно с ними можно сделать, так это подавить… Или выразить. Почему опасно подавлять гнев? Наверно, каждый, кто хоть раз пытался подавить свой гнев, в глубине все равно понимал, что он с этим чувством не справился. Гнев относится к числу стенических эмоций, побуждающих к действиям, мобилизующих ресурсы человека. Поэтому гнев «заводит» нас на действия, на поступки. Это сила, которая рвется наружу, на дело. Если мы обратим эту силу внутрь, подавим ее, мы тем самым не избавимся от нее - пройдет некоторое время и нам придется «лицезреть» ее в болезнях души или тела. Нельзя не сказать о том, какое пагубное влияние оказывает подавленный гнев на отношения. Гнев, который мы не выразили партнеру открыто, вскоре разорвет наши отношения по любой другой незначительной причине. Как часто бывает, человек долго терпит, а потом либо уходит из отношений, либо подставляет так, что дальнейшее их развитие представляется невозможным. Скрывая свои истинные чувства, мы часто рискуем чем-то большим, чем парой минут ясности, которой мы избегаем. Например, человек не сказал прямо, что те или иные поступки причиняют ему дискомфорт, нарушают его границы, но потом он может «случайно» подставить нас, сделать что-то, что нас расстроит и т.д. Подавленный гнев не уходит, он принимает другие, более извращенные «маскировочные» формы. Гнев — это «эмоция силы». Это энергия. Но мы часто думаем, что ее можно направить только в русло агрессии и нанесения другим или себе вреда. Нет. Гнев — это энергия, которая может быть полезна в делах, где требуется воля. Гнев — это «топливо» воли. Это может показаться странным, но когда мы добиваемся своих целей, усердствуем и упорно идем к намеченному, мы используем как раз силу гнева. Это может показаться странным, потому что мы привыкли воспринимать гнев только в негативном свете. Большинство из нас видят в гневе врага, а не помощника, не источник ресурсов, которые нам так нужны. Всевышний не создает ничего просто так: «Он сотворил всякую вещь и придал ей соразмерную меру» (Коран, сура «Аль-Фуркан», аят 2). Нельзя также не отметить, что это инструмент защиты наших границ — эмоциональных, физических и др. Известно, что посланник Аллаха, как и любой из нас, не был лишен чувства гнева, но его гнев был направлен на защиту религии, законов Всевышнего. Так что силу гнева можно использовать не только для агрессии и причинения вреда, а для защиты и проявления (и поддержания) воли. Если от гнева нельзя избавиться, его надо использовать… Гнев может стать нашим союзником, когда мы научимся управлять им. Он подобен зверю, охраняющему наши границы. И чтобы он стал помощником, а не вредителем, нужно его воспитывать, ухаживать за ним и дрессировать. Другими словами, «одомашнить» его, чтобы он не бросался на других при первых подозрениях, а использовал свою силу только при явной необходимости и в той мере, в какой ее будет достаточно. Понимать степень опасности и выстраивать адекватную защиту — вот в чем секрет «цивилизованного выражения гнева». А проявление благочестия, к которому стремятся верующие, — не в том, чтобы подавлять естественный импульс гнева, а в том, чтобы научиться использовать его на благо, на жизнь».

«Приводить к пользе, а не вреду»

Пророк обладал наилучшим нравом и никогда не злился и не гневался, за исключением того, когда нарушались предписания и заповеди Всевышнего. Есть любовь и ненависть ради Аллаха. Человеку должно быть ненавистно то, что нелюбимо Аллахом, и злить то, что нарушает заповедь Аллаха. Только в этом случае гнев оправдан. Но в этом случае верующий должен быть осторожен от гнева из-за себя или наших интересов. Гнев ради Аллаха не должен выводить нас из себя и лишать самообладания, нужно сохранять умеренность и не совершать неправомерных действий. Гнев ради Аллаха должен вызывать стремление к изменению лучшему, к мягкому наущению, он должен приводить к пользе, а не вреду.