Регрессия. Регрессия: значение и виды регрессии в психологии

Regression; Regression) - возвратное движение либидо к более раннему способу адаптации, часто сопровождаемому инфантильными фантазиями и желаниями.

"Регрессия, со своей стороны, выступает как адаптация к условиям внутреннего мира, вытекающая из жизненной потребности удовлетворять требованиям индивидуации. Человек - не машина в том смысле, чтобы постоянно поддерживать тот же самый рабочий выход. Он в состоянии обеспечивать идеальным образом требования внешней необходимости только тогда, когда он также приспособлен и к своему внутреннему миру, т. е. если он пребывает в согласии с самим собой. Соответственно, он может приспособиться к своему внутреннему миру и достичь гармонии с самим собой лишь тогда, когда он адаптирован к условиям окружающей среды" (CW 8, par. 75).

"То, что лишает Природу ее очарования и радости жизни - это привычка оглядываться назад ради чего-то, что пребывает вовне, вместо того чтобы вглядываться вовнутрь, в глубины депрессивного состояния. Такое оглядывание назад ведет к регрессии и оказывается первым шагом на пути к ней. К тому же регрессия является непроизвольной интроверсией, поскольку прошлое является объектом памяти и составляет психическое содержание, эндопсихичсский фактор. В сущности, это обратное впадение в прошлое, вызванное депрессией в настоящем" (CW 5, par. 625; СТ, пар. 625).

Юнг считал, что блокировка поступательного движения энергии возникает вследствие неспособности доминирующей сознательной установки адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. Однако тем самым активируются бессознательные содержания, несущие в себе семена новой прогрессии. Противоположная или подчиненная функция, потенциально способная модифицировать неадекватную сознательную установку, всегда "незримо присутствует за кулисами".

"Если мышление терпит неудачу в качестве функции приспособления, имея дело с ситуацией, в которой адаптация возможна лишь с помощью чувства, то бессознательный материал, активизировавшийся путем регрессии, будет удерживать недостающую чувствующую функцию, пусть даже и в неразвитой, эмбрионической, архаической форме. Аналогично, в противоположном типе регрессия будет активизировать мыслительную функцию, способную эффективно скомпенсировать неадекватное чувство" (CW 8, par. 65).

В отличие от фрейдовского, почти всегда отрицательного отношения к регрессии (регрессия для Фрейда то, что следует прогнать и преодолеть), Юнг считал, что регрессия энергии прежде всего ставит нас перед проблемой собственной психологии. Он настаивал на терапевтических и совершенствующих личность аспектах краткосрочной регрессии, не отрицая вреда продолжительной и непродуктивной регрессии. С телеологической (финальной) же точки зрения регрессия вообще оказывается столь же необходимой в процессе развития, как и прогрессия.

"Рассматриваемая причинно, регрессия определяется, так сказать, "фиксацией на матери". Но с финальной точки зрения либидо регрессирует в имаго матери, с тем, чтобы отыскать там ассоциации памяти, с помощью которых будет иметь место дальнейшее развитие, например из половой системы в интеллектуальную и духовную. Первое объяснение исчерпывается в подчеркивании важности причины и совершенно пропускает целевое назначение регрессивного процесса. Под этим углом зрения все здание человеческой цивилизации оказывается простым замещением невозможности инцеста. Но другое объяснение позволяет нам предвидеть то, что последует из регрессии, и в то же самое время помогает нам понять значение тех образов памяти, которые были реактивированы" (там же, par. 43f).

Юнг полагал, что за мирскими обывательскими симптомами регрессии лежит ее символическое значение, а именно потребность в психологическом обновлении. Последняя находит свое отражение в мифологии в форме путешествия героя.

"<...> в этом регрессивном страстном стремлении, которое Фрейд, как известно, рассматривал как "инфантильное закрепление" или "стремление к инцесту", заключены особая ценность и особая необходимость, выраженные, например, в мифах, когда именно самый сильный и лучший в народе, т. е. герой, следует за регрессивным страстным стремлением и умышленно подвергает себя опасности быть проглоченным чудовищем материнской праосновы. Но он - герой лишь потому, что не дает проглотить себя окончательно, а побеждает чудовище, и притом не просто один раз, а много раз. Только победа над коллективной психикой и выявляет истинную ценность - завладение сокровищем, непобедимым оружием, магическим защитным средством или еще чем-то иным, что миф считает благами, достойными стремления. Поэтому тот, кто идентифицирует себя с коллективной психикой, а выражаясь языком мифа, кто дает себя проглотить чудовищу и таким образом растворяется в нем, тот хотя и находится возле клада, который сторожит дракон, но отнюдь не по своей воле и к своему собственному величайшему ущербу" (ПБ, с. 232).

РЕГРЕССИЯ

Нем.: Regression. -Франц.: r?gression. -Англ.: regression. -Исп.: regresi?n. - Итал.: regressione. - Португ.: tegress?o.

o Если представить психический процесс как движение или развитие, то рецессией называется возврат от уже достигнутой точки к одной из предыдущих.

С точки зрения топики, по Фрейду, регрессия осуществляется в ходе смены психических систем, через которые обычно возбуждение движется в определенном направлении.

С точки зрения времени, регрессия предполагает определенную генетическую последовательность и обозначает возврат субъекта к уже пройденным этапам развития (либидинальные стадии, объектные отношения, (само)отождествления и пр.).

С точки зрения формальной, это переход к менее сложным, менее структурно упорядоченным и менее расчлененным способам выражения и поведения.

o Регрессия - это понятие, которое часто используется в психоанализе и современной психологии; обычно оно означает возврат к предыдущим формам развития мысли, объектных отношений, структуры поведения.

Поначалу Фрейд не интересовался возникновением регрессии. Впрочем, "регрессировать" - значит идти вспять, возвращаться назад, что можно себе представить как в логическом и пространственном, так и во временном смысле.

В "Толковании сновидений" (Die Traumdeutung, 1900) Фрейд ввел понятие регрессии для объяснения сущности сна: сновидные мысли предстают прежде всего в форме чувственных образов, которые преследуют субъекта почти как галлюцинация. Для объяснения этого феномена требуется подойти к нему с точки зрения топики*, чтобы психический аппарат имел вид ориентированной последовательности систем. В состоянии бодрствования возбуждения проходят сквозь эти системы, двигаясь вперед (т.е. от восприятия к движениям), тогда как во время сна мысли не способны разряжаться в движении и устремляются вспять, к системе восприятия (la). Таким образом, вводя понятие "регрессия", Фрейд понимал его прежде всего как понятие топики (а).

Временное значение регрессии, поначалу неявное, стало усиливаться в концепции Фрейда одновременно с выявлением новых моментов в психосексуальном развитии индивида.

В "Трех очерках по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905) термин "регрессия" не встречается, однако здесь мы уже видим указания на возможность возврата либидо на обходные пути удовлетворения (2а) и к прежним его объектам (2b). Заметим в этой связи, что те места текста, где речь идет о регрессии, были добавлены лишь в 1915 г. По сути, и сам Фрейд признавал, что мысль о регрессии либидо к предыдущему способу организации возникла лишь в более поздний период (За). В самом деле, для выработки понятия временной регрессии потребовалось (в 1910- 1912 г.) прояснить последовательность стадий детского психосексуального развития. В "Предрасположенности к. неврозу навязчивости" (Die Disposition zur Zwangsneurose, 1913), например, Фрейд противопоставлял те случаи, когда "...сексуальная организация, предрасположенная к неврозу навязчивости, раз возникнув, сохраняется до конца", и те случаи, когда "она поначалу замещается организацией более высокого уровня, а затем приходит в регрессивное движение - вниз от этой стадии" (4).

Таким образом, судя по отрывку, добавленному к "Толкованию сновидений" в 1914 г., Фрейду пришлось провести в понятии регрессии внутренние разграничения: "Мы различаем регрессию трех видов: а) топическую, обусловленную функционированием психического аппарата; б) временную, при которой вновь вступают в действие прежние способы психической организации; в) формальную, заменяющую обычные способы выражения и образного представления более примитивными. Эти три формы регрессии в основе своей едины, поскольку более давнее во времени оказывается одновременно и более простым по форме, располагаясь в психической топике вблизи восприятия" (1b).

Топическая регрессия особенно ярко проявляет себя в сновидениях, где она осуществляется до конца. Однако ее можно обнаружить и в патологических процессах, где она распространяется не столь широко (галлюцинация), или в нормальных процессах, где она идет не столь далеко (память).

Понятие формальной регрессии реже использовалось Фрейдом, хотя оно охватывает многие явления, при которых происходит возврат от вторичных процессов к первичным (переход от тождества мысли* к функционированию сообразно с принципом тождества восприятия*). Здесь напрашивается сравнение того, что Фрейд называл формальной регрессией, с нейрофизиологическим "разложением" (поведения, сознания и т.д.) джексоновского типа. Предполагаемый при этом порядок связан "е с последовательностью этапов развития индивида, но скорее с иерархией функций и структур.

В рамках временной регрессии Фрейд различает несколько линий: регрессию по отношению к объекту, регрессию по отношению к либидинальной стадии и регрессию по отношению к эволюции Я (Зb).

Все эти различия связаны не только с заботой о строгости классификации. Дело в том, что в некоторых нормальных или патологических структурах различные типы регрессии не совпадают друг с другом; Фрейд отмечал, например, что "...при истерии систематически наблюдается регрессия либидо к первичным сексуальным объектам инцестуозного типа, хотя регрессии к предыдущим стадиям сексуальной организации при этом не происходит" (Зс).

Фрейд настаивал на том, что прошлое ребенка - индивида, а тем самым и всего человечества - навсегда остается в нас: "Первичные состояния всегда могут возникнуть вновь. Первичная психика в собственном смысле слова неуничтожима" (5). Фрейд повторяет эту мысль о возврате к прошлому применительно к самым различным областям - психопатологии, сновидениям, истории культуры, биологии и пр. На обновление прошлого в настоящем указывает также и понятие навязчивого повторения. Для выражения этой мысли Фрейд использует не только термин Regression, но и смежные по смыслу термины - R?ckbildung, R?ckwendung, R?ckgreifen и т.д.

Понятие регрессии прежде всего описательное, как считал и сам Фрейд. И потому его недостаточно для понимания того, каким именно образом субъект осуществляет возврат к прошлому. Некоторые разительные психопатологические состояния подталкивают нас к реалистическому пониманию регрессии: иногда говорят, что шизофреник становится грудным младенцем, кататоник возвращается в зародышевое состояние и т.д. Однако, когда применительно к человеку, страдающему неврозом навязчивости, говорят о регрессии к анальной стадии, это понимается не так, как в предыдущих примерах. В еще более ограниченном смысле можно говорить о регрессии при трансфере, когда речь идет о поведении субъекта в целом.

Хотя все эти фрейдовские разграничения и не позволяют дать понятию регрессии строгое теоретическое обоснование, они по крайней мере запрещают нам мыслить ее как нечто всеобъемлющее. В результате мы видим, что понятие регрессии связано с понятием фиксации, вовсе не сводимым к закреплению поведенческих схем. Если понимать фиксацию как "запись" (см.: Фиксация; Представление как репрезентатор влечения), регрессия может быть истолкована как повторный ввод в действие того, что уже было "записано". Тогда, скажем, "оральную регрессию" (в особенности при прохождении психоанализа) стоило бы понимать так: в своих высказываниях и установках субъект заново открывает то. что Фрейд некогда называл "языком орального влечения"(6).

РЕГРЕССИЯ

regression) Общий смысл - возвращение к более раннему состоянию или образу действия. В специальном значении - защитный процесс (см. ЗАЩИТА), при помощи которого субъект избегает (или пытается избежать) ТРЕВОГИ путем ластичного или полного возврата на более раннюю стадию ЛИБИДНОГО и ЭГО РАЗВИТИЯ. Стадия, на которую происходит регрессия, определяется наличием ТОЧЕК ФИКСАЦИИ. Теория регрессии предполагает, что, за исключением идеальных случаев, ИНФАНТИЛЬНЫЕ стадии развития преодолеваются не полностью, и поэтому более ранние паттерны поведения остаются как альтернативные способы функционирования. Регрессия, однако, не рассматривается как жизнеспособный и эффективный защитный процесс - напротив, часто это "из огня да в полымя", поскольку регрессия вынуждает индивида заново переживать тревогу, свойственную той стадии, к которой он регрессировал. Например, регрессия с ФАЛЛИЧЕСКОГО, или ЭДИПОВА, уровня на ОРАЛЬНЫЙ, предпринятая как защита от КАСТРАЦИОННОЙ ТРЕВОГИ, делает пациента беззащитным перед вновь переживаемой СЕПАРАЦИ-ОННОЙ ТРЕВОГОЙ. В результате регрессия обычно сопровождается дальнейшими защитными мерами, предназначенными уберечь ЭГО от ее последствий.

РЕГРЕССИЯ

1. Процесс и результат некоего регресса.

2. В общем плане - возвращение либидо к уже пройденным стадиям психосексуального развития. Согласно З. Фрейду, выделяются два типа регрессии:

1) возвращение к объектам инцестуального характера, кои были первыми захвачены либидо;

2) возвращение общей психосексуальной организации к пройденным ступеням развития. Оба вида встречаются при неврозах перенесения.

3. Некое движение вспять в явлениях сновидений, невроза и пр.

4. Регрессия поведения.

РЕГРЕССИЯ

лат. regredere - движение вспять) . Один из механизмов психологической защиты, при котором субъект возвращается к формам поведения, типичным для предшествующих стадий его развития. В трудных ситуациях человек, подобно ребенку, проявляет свою зависимость от окружающих, отказывается от самостоятельности в поступках, от приема собственных решений, от своей ответственности за что-либо. Это явление играет большую роль в развитии госпитализма, в уходе в болезнь, бегстве в мир мечтаний.

РЕГРЕССИЯ (REGRESSION)

Термин, обозначающий возврат к менее зрелому уровню психического развития. Кок правило, регрессия возникает в. ситуации, когда нарушаются процессы психической организации, соответствующие данной фазе развития. При этом регрессия рассматривается кок один из механизмов защиты. Концепция регрессии тесно связана с положением о том, что психологическое развитие индивида проходит ряд фаз, каждая из которых характеризуется специфическими особенностями проявлений влечений Я, Я-идеала и Сверх-Я. Становление каждой фазы зависит от: 1) способа разрядки инстинктивных влечений, 2) функционирования Я; 3) присущих индивиду идеалов и проявлений совести.

Обычно понятие регрессии принято рассматривать в двух аспектах. Либидинозная регрессия (регрессия либидо) представляет собой возвращение к ранним фазам организации инстинктивной жизни, возникающее в ходе нормального развития, когда индивид не способен справиться с требованиями биологически детерминированного процесса достижения большей зрелости. В таких случаях неразрешенные конфликты и тревога, исходящие из более ранних уровней развития, образуют в структуре психического аппарата "слабые место" (фиксации). Последние, как правило, и определяют тот уровень, к которому регрессирует психическая деятельность. В иных случаях регрессия проявляется в ответ на новые для индивида события и ситуации, возникающие в данной фазе развития, но оказывающие явно травматическое воздействие. В детском возрасте, когда развитие сексуальных влечений пока еще неустойчиво, либидинозные формы регрессии являются весьма распространенным механизмом. Так, например, пятилетний ребенок под влиянием стресса (соперничество с младшим братом или сестрой) прибегает к сосанию пальца, то есть к такому способу самоуспокоения, который он уже давно отбросил и позабыл.

Другой тип регрессии - регрессия Я- представляет собой отход от более развитых и зрелых стадий психической организации к способам деятельности, характерным для более ранних периодов жизни. Хотя регрессия Я проявляется чаще всего вместе с либидиноэной, первая из них сказывается прежде всего на вовлеченных в конфликт функциях Я. Регрессия Я проявляется в виде формальных характеристик процессов воображения, сопряженных с теми или иными дериватами конфликта влечений. Наиболее распространенными примерами регрессии этого типа являются утрата ребенком контроля над функциями мочевого пузыря, нарушения речи в ответ на выраженную стрессовую ситуацию и некоторые другие.

В определенных случаях (чаще всего у пациентов-мазохистов) может наблюдаться и регрессия Сверх-Я. Нередко регрессия этого типа являет собой специфический ответ но ситуацию, когда интернализированный авторитет родителей вновь экстернализируется, затем проецируется на аналитика, рассматриваемого пациентом в качестве садистской фигуры в процессе переноса.

Причины регрессии разнообразны. Некоторые ее формы встречаются в норме (как в детском, так и в зрелом возрасте) и рассматриваются как реакция на потребности индивида, которые подвергаются внешнему или внутреннему "давлению*. Будучи неотъемлемой частью "колебательного" процесса развития, регрессия может способствовать переработке и последующей реинтеграции психического материала на более высоком уровне. В зрелом возрасте некоторые состояния могут служить запускающими механизмами для проявления архаических инстинктивных и поведенческих аспектов душевной жизни. К числу подобных состояний принято относить сновидения, любовь и вражду. Регрессия является одним из наиболее важных элементов психодинамического процесса. Именно она, возвращая пациента в более ранние и тем самым менее зрелые фазы психической организации, позволяет ему заново перерабатывать при переносе неразрешенные конфликты. Проявления регрессии усиливаются при возникновении разных состояний и расстройств: в случае чувства тревоги, вины, стыда, при депрессии, фрустрации или нарциссической обиде, выраженной астении, физических перегрузках, соматических заболеваниях и пр. Патологическая регрессия встречается при неврозах, психозах и перверсиях. В качестве основного динамического фактора регрессии выступает неразрешенный эдипов комплекс в сочетании со страхом кастрации и/или бессознательными сексуальными либо агрессивными побуждениями, провоцирующими чувство вины.

РЕГРЕССИЯ

один из механизмов психологической защиты, при котором субъект возвращается к формам поведения, типичным для предшествующих стадий его развития. В трудных ситуациях человек, подобно ребенку, проявляет свою зависимость от окружающих, отказывается от самостоятельности в поступках, от приема собственных решений, от своей ответственности за что-либо. Это явление играет большую роль в развитии госпитализма, в уходе в болезнь, бегстве в мир мечтаний.

Регрессия

Regression). Защитный механизм, заключающийся в том, что индивидуум отступает на более раннюю стадию развития, более безопасную и приятную; использование менее зрелых ответов в попытке справиться со стрессом.

РЕГРЕССИЯ

regression) -1. В психиатрии - возвращение к более раннему, незрелому уровню функционирования организма из-за неспособности адекватно функционировать на более высоком уровне. Данный термин может применяться, например, по отношению к состоянию находящегося в больнице человека, который становится несдержанным и чересчур требовательным. Также он может применяться по отношению к какой-либо единичной психологической функции; например, психоаналитики считают, что либидо представляет собой регрессию к более ранней стадии развития человека. 2. Стадия заболевания, во время которой происходит убыль симптомов болезни и наступает полное выздоровление больного.

Регрессия

Словообразование. Происходит от лат. regressus - движение назад.

Специфика. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит возврат к более примитивным формам поведения и мышления, которые были свойственны более ранней стадии онтогенетического развития.

РЕГРЕССИЯ

Очень многозначный термин в психологии. Основное его значение - возвращение, движение назад, отступление; противоположность прогрессу. Таким образом: 1. Возвращение к более ранней, более примитивной или более детской модели поведения. Когда термин употребляется в этом смысле, индивид, характеризуемый таким образом, мог ранее демонстрировать проявляемое в настоящее время примитивное поведение, а мог и не демонстрировать; 12-летний ребенок может обнаруживать регрессию в сосании пальца, даже если он никогда не делал этого младенцем. Здесь это противопоставляется ретрогрессии (2). Кроме того, коннотация рецидива здесь всегда присутствует; понятие регрессии не относится к примитивным моделям поведения, которые никогда не утрачивались. Здесь оно противопоставляется фиксации. Необходимо учесть, что это значение термина имеет различные оценочные коннотации в различных сферах употребления: (а) в психоаналитических теориях оно имеет отрицательную импликацию, то есть представление о том, что стресс или тревога заставляют индивида бежать от действительности в более инфантильное состояние, но (б) в когнитивных теории развития это относится к временному возврату к более ранней форме мышления, чтобы начать изучать, как иметь дело с новой степенью сложности - это рассматривается как этап в целом прогрессивного когнитивного развития. 2. В статистике - отношение между отобранными знаниями одной переменной (х) и наблюдаемыми значениями второй парной переменной (у). Когда составляется уравнение регрессии для набора данных, может быть предсказано наиболее вероятное значение у для любого знания х. Термин в этом значении фактически является сокращенной формой те мина регрессия к среднему. 3. В генетике - закон регрессии потом 4. В чтении - любое движение глаза по уже прочитанному материалу. Частота таких регрессий связана с трудностью материала и умения читать индивида. 5. В исследованиях обусловливания - повторное возникновение приобретенной ранее реакции. Такая регрессия к реакции, находящейся ниже в иерархии привычек, чаще всего наблюдается при наказании доминирующих реакций. Многие бихевиористы рассматривают этот эффект как лабораторный аналог регрессии в значении 1. Прилагательное - регрессивный, регрессирующий, глагол - регрессировать.

Регрессия

Регрессия (от лат. движение назад) в наиболее распространенном значении – процесс, механизм, результат возвращения человека к ранее пройденным (возможно, детским) этапам, состояниям, формам и способам функционирования эмоциональной и интеллектуальной деятельности, объектных отношений, моделей поведения, психологических защит.

Регрессия

в общем плане возвращение к уже пройденным стадиям психосексуального развития, к более раннему состоянию или образу действий, в психологии - механизм защиты, посредством которого индивид избегает или пытается избежать тревоги, частично или полностью возвращаясь на более раннюю стадию либидозного развития.

Регрессия

Regression). Восстановление душевных функций, которые были характерны для психической деятельности индивида на более ранних фазах его развития. Примитивные формы душевной деятельности могут продолжать существовать параллельно ее более зрелым формам. Многие формы регрессии проявляются лишь в течение некоторого времени и не носят необратимого характера. То, является ли регрессия, сопровождаемая ослаблением контроля сознания, патологической и если является, то в какой мере, определяется степенью ее необратимости. Как правило, регрессия не представляет собой какого-либо единого явления; она может охватывать все субструктуры душевного аппарата и по-разному воздействует на отдельные составные части процессов Ид или функции Эго и Суперэго.

Источник: А.Хайгл-Эверс,Ф.Хайгл,Ю.Отт,У.Рюгер. Базисное руководство по психотерапии (термины) Интерес к проблеме регрессии проявился у З. Фрейда в связи с рассмотрением природы и специфики сновидений. В работе «Толкование сновидений» (1900) он выдвинул положение, согласно которому «регрессия является, безусловно, одной из важнейших психологических особенностей процесса сновидения». Образование сновидения как раз и соотносилось им с процессом регрессии внутри предполагаемого психического аппарата, когда все соотношения мыслей исчезают или находят смутное выражение, а представления превращаются обратно в чувственные образы, на основе которых они ранее сформировались. В понимании З. Фрейда в бодрственном состоянии возбуждения и раздражения ориентированы на последовательное прохождение систем бессознательного, предсознательного и сознания. Во время же сна они протекают обратным путем, устремляются к актам восприятия. Тем самым сновидение, в котором, как считал З. Фрейд, осуществляется желание человека, регрессивным путем сохраняет образец примитивной и отвергнутой в виду ее нецелесообразности работы психического аппарата. «В ночную жизнь как бы изгнано то, что некогда господствовало в бодрствующем состоянии, когда психическая жизнь была еще молода и неопытна».

В «Толковании сновидений» З. Фрейд обратил внимание также на то, что регрессия свойственна не только сновидению, но и нормальному мышлению, когда, например, намеренное воспоминание соответствует обратному ходу какого-либо сложного акта представления к более простому материалу восприятия. Различные видения психически нормальных людей тоже соответствуют регрессиям, не говоря уже о галлюцинациях при истерии и паранойе, которые действительно являются регрессиями и представляют собой мысли, превратившиеся в образы. В этом смысле З. Фрейд различал регрессию нормальной душевной жизни и патологические случаи регрессии.

Впоследствии он неоднократно обращался к осмыслению феномена регрессии. В одном из дополнений к переизданию «Толкования сновидений» в 1914 году З. Фрейд выделил три вида регрессии: топическую, связанную с функционированием психического аппарата со свойственными ему системами бессознательного, предсознательного и сознания; временную, включающую в себя регрессии по отношению к либидозным объектам и стадиям психосексуального развития; формальную, соотнесенную с заменой обычных, развитых форм и способов образного представления и мышления более примитивными, древними.

По мере углубления психоаналитических представлений о психосексуальном развитии человека и этиологии невротических заболеваний З. Фрейд стал уделять все большее внимание процессам регрессии. В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) он выделил два вида регрессии: возвращение к первым либидозным объектам нарциссического характера и возвращение общей сексуальной организации на более ранние ступни развития. Оба вида регрессии воспринимались им как типичные, характерные и играющие значительную роль в неврозах перенесения.

Рассматривая регрессию с точки зрения возвращения сексуальной организации на ранние ступени развития, З. Фрейд предостерегал аналитиков против того, чтобы они не путали регрессию и вытеснение. В общем плане, то есть в смысле возвращения на более раннюю, глубинную ступень развития психического акта, регрессия и вытеснение являются аналогичными друг другу процессами, которым он дал название топических. Но если понятия «регрессия» и «вытеснение» используются в специальном (психоаналитическом) значении, то следует иметь в виду, что между ними имеется, по мнению З. Фрейда, принципиальная разница, суть которой можно свести к следующему: регрессия – чисто описательное понятие, вытеснение – топически-динамическое; регрессия не является всецело психическим процессом, значительную роль в нем играет органический фактор, в то время как вытеснение – сугубо психический процесс, не имеющий «никакого отношения к сексуальности».

Подобные представления З. Фрейда о различии между регрессией и вытеснением носили не только теоретический характер, но и имели практическую направленность, связанную с пониманием этиологии неврозов и лечением невротических заболеваний. В частности, он исходил из того, что при истерии чаще всего наблюдается регрессия либидо к первичным инцестуозным объектам, но нет регрессии на более раннюю ступень сексуальной организации и, следовательно, при изучении истерии значение регрессии становится ясным позднее, чем роль вытеснения в этом заболевании. При неврозе навязчивых состояний, напротив, наряду с вытеснением регрессия либидо на раннюю стадию садистско-оральной организации является решающим фактором симптомообразования. «Регрессия либидо без вытеснения никогда не привела бы к неврозу, а вылилась бы в извращение».

В работе «Торможение, симптом и страх» (1926) З. Фрейд дал метапсихологическое объяснение регрессии, в соответствии с которым определяющую роль в ее образовании играют расщепленные, разъединенные влечения и выделенные эротические компоненты, с начальной фазы своего развития присоединяющиеся к деструктивным влечениям садистской фазы. В этой же работе он рассмотрел регрессию в качестве одного из защитных механизмов Я.

Фрейдовское понимание регрессии вызвало необходимость в дальнейшем изучении этого явления. Наряду с концептуальными разработками, лежащими в русле классического психоанализа, отдельными исследователями высказывались и такие соображения, которые свидетельствовали о пересмотре традиционно психоаналитического взгляда на феномен регрессии. Так, основатель аналитической психологии К.Г. Юнг (1875–1961) поставил вопрос о признании телеологического значения регрессии. Он считал, что возврат к инфантильному уровню – это не только регрессия, но и возможность нахождения нового жизненного плана, то есть «регрессия, по существу, есть также основное условие для творческого акта».

В современной психоаналитической литературе проблема регрессии обсуждается с точки зрения причин ее возникновения, этапов развития, глубины проявления, объекта и субъекта цели, результатов работы, целесообразности сдерживания или активизации в процессе аналитической терапии. Наряду с негативным значением регрессии, ведущей к симптомообразованию, рассматриваются и ее позитивные значения в качестве побуждения к восстановлению нарушенного равновесия, промежуточного состояния к осуществлению адаптивной переориентации. В центре внимания аналитиков оказывается также регрессия как механизм защиты Я, «плохая» регрессия как состояние дезинтеграции и «хорошая» регрессия как прогрессивный процесс, необходимый для жизнедеятельности человека.

Описание

В основе этой защиты лежит объективный факт, что маленького ребёнка люди обычно склонны защищать в большей степени, чем взрослого человека. Сохраняя воспоминания о чувстве безопасности, которое было у большинства из нас в детстве, мы, порой, бессознательно используем, на первый взгляд, парадоксальный способ защиты от неприятностей - начинаем проявлять детские, не адаптивные черты характера и модели поведения. Зачастую это действительно приводит к тому, что окружающие начинают защищать «беззащитного ребёнка», но не всегда: регрессия может срабатывать даже тогда, когда рядом попросту никого нет.

Демонстрация болезненности, ущербности и др. также относится к регрессии, так как содержит то же послание: «Я больной, я не способен о себе позаботиться, защитите меня». Как следствие, у некоторых людей, злоупотребляющих регрессией, это может действительно приводить к хроническим болезням и хронической неуспешности, перерастать в ипохондрию и сопровождаться соматизацией . Когда регрессия становится краеугольным камнем личности, жизненной стратегией преодоления проблем, такая личность называется инфантильной личностью.

Также регрессия характерна для истероидных личностей.

Виды нормальной детской регрессии

Выделяют следующие виды нормальной регрессии, проявляющейся у детей:

Литература

  • Мак-Вильямс, Нэнси . Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе = Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. - Москва: Класс, 1998. - 480 с. - ISBN 5-86375-098-7

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Регрессия (психология)" в других словарях:

    В Викисловаре есть статья «регрессия» Регрессия (лат. regressio «обратное движение, возвращение») многознач … Википедия

    регрессия - 1. Процесс и результат некоего регресса. 2. В общем плане возвращение либидо к уже пройденным стадиям психосексуального развития. Согласно З. Фрейду, выделяются два типа регрессии: 1) возвращение к объектам инцестуального характера, кои были… … Большая психологическая энциклопедия

    психология я - ПСИХОЛОГИЯ Я (эго психология) одно из направлений психоаналитической психологии, возникшее в середине 20 в., нашедшее свое отражение в работах А. Фрейд, X. Хартманна и ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    ПСИХОЛОГИЯ Я (ЭГОПСИХОЛОГИЯ) - – одно из направлений психоаналитической психологии, ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и отношений с другими процессами, имеющими место в психике человека. Психология Я характеризуется смещением акцента… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    У этого термина существуют и другие значения, см. Регрессия. Статистическая регрессия частный случай ошибки селекции, когда группы отбираются на основе крайних показателей. «Эффекты статистической регрессии означают дрейф крайних,… … Википедия

    Это статья о неакадемическом направлении исследований. Пожалуйста, отредактируйте статью так, чтобы это было ясно как из её первых предложений, так и из последующего текста. Подробности в статье и на странице обсуждения … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Проекция. Проекция (лат. projectio бросание вперед) психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как… … Википедия

    - (нем. Tiefenpsychologie), обозначение ряда направлений совр. зарубежной психологии, сделавших предметом своего исследования т. н. глубинные силы личности, её влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам, происходящим на… … Философская энциклопедия

    Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно Я Сверх Я Либидо Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос … Википедия

    - (нем. Tiefenpsychologie) обозначение ряда направлений современной зарубежной психологии, сделавших предметом своего исследования т. н. глубинные силы личности, её влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам, происходящим… … Большая советская энциклопедия

Психологические защиты. Регрессия.
С Регрессией знакомы все.
Родители замечают, когда их ребенок плохо себя чувствует, расстроен, голоден или обижен он «скатывается» к поведению и привычкам, присущим ему на более ранних ступенях развития.
Когда ваша девушка обижается, «надувает губы» и начинает вести себя, в лучшем случае, как 13-летний тинэйджер, а то и как капризная 5-летняя девочка – это регрессия.
Когда ваш молодой человек заболел и с легким насморком улегся в постель, заявив, что он, наверное, умирает, но при этом требует, чтобы вы суетились вокруг, готовили ему вкусности, гладили по голове и говорили, что он хороший мальчик – это тоже она, Регрессия.

РЕГРЕССИЯ - форма психологической защиты. Она характеризуется тем, что при ее реализации происходит возврат к более примитивным формам поведения и мышления, которые были свойственны для более ранней стадии развития. Развиваясь, ребенок переходит с одной ступеньки своего развития на другую. Во время регрессии он делает шаг-другой назад, на предыдущие ступеньки. Например, когда человек в экстремальной ситуации начинает вести себя как ребенок - можно говорить, что он регрессировал. По мнению психоаналитиков, регрессия присуща практически каждому человеку. Например, находясь в состоянии сильной усталости, многие из нас начинают хныкать, читай, слегка регрессируют.

Эта тенденция берет свое начало в Подфазе воссоединения (“репрошман”) в процессе сепарации-индивидуации,

Маргарет Малер описывала развитие ребенка как проходящее три последовательные фазы –фазу нормального аутизма, фазу симбиоза и фазу сепарации-индивидуации. В последней она выделяла четыре подфазы.

Аутистическая фаза (1-й месяц жизни ребенка).
Новорожденный описывается как, в основном, как биологическое существо обладающее рефлекторными реакциями на стимулы. Его Эго (Я) примитивно и неинтегрированно. Защитные механизмы не сформированы и функционируют на соматическом уровне (типа переполнение – разрядка). Поведение направлено на поддержание гомеостаза (равновесия во внутренней среде организма). Выживание ребенка целиком зависит от матери (или того, кто ее заменяет), т.е. от внешнего окружения. Ребенок помещен во «внешнюю матрицу материнской заботы», и его главная задача – войти в состояние некоего «социального симбиоза» с матерью.
На этой стадии ребенок не может различать внутренние и внешние стимулы. Нет разницы между тем, что происходи внутри и снаружи, младенец не выделяет себя из своего окружения.

Симбиотическая фаза (2-ой – 5-ый месяцы жизни).
Неспособный провести четкое различие между собой и матерью, ребенок переживает (видимо в виде галлюцинация) соматическое и психическое слияние с матерью. Мать «симбиотически» организует личность младенца.
Примерно на третьем месяце жизни первичный нарциссизм ребенка начинает уступать место идентификации с матерью. Возникает смутное осознание, что потребности удовлетворяются не потому, что мир таков, а удовлетворяются «внешним» объектом.
Термин «симбиоз» Малер употребляет скорее метафорически (не в биологическом смысле), описывая его как состояние всемогущего слияния с образом матери.

Фаза сепарации-индивидуации

Подфаза дифференциации (5 – 9 мес.).
Иногда называется стадией «вылупления». Ребенок как-бы «вылупляется» из скорлупы своего аутизма. Он начинает, пока физически, (еще не эмоционально) отделять себя от внешних объектов. Малыш становится более активным, его внимание направлено «вовне», он учится использовать собственное тело. Ребенок начинает ползать, делает первые попытки ходить, учится контролировать свои сфинктеры.
Ребенок покидает границы «двойного единства» с матерью, «прорываясь» в телесное чувство. В это время он вовлекается в процессы сравнивания и узнавания (характерный для 8-и месяцев «страх незнакомцев» и радостная улыбка, видя знакомое лицо).

Подфаза практики (10 – 15-16 мес.). Ребенок радостно исследует мир. Он тренирует свою «отдельность» и растущие моторные навыки. Нередко он удаляется от матери, вовлекается в самостоятельную деятельность, но всегда возвращается для очередной «эмоциональной подзарядки».
На этой стадии, как считает Малер, ребенок переживает пик своего нарциссизма. Он «очарован собственными способностями и тем, как влечет его окружающий мир». В обычном состоянии у него практически отсутствует страх потери объекта (например, матери). В негативных случаях, скажем, при случайном ударе или падении, возникает сепарационная тревога и ребенок ищет помощи у матери.

Подфаза воссоединения («репрошман») (16 – 24 мес.).
Ребенок все лучше понимает и оценивает реальность. Он научается дифференцировать (отделять) представления о себе (в психоанализе их называют «Я-репрезентации») от представлений о других людях - объектах («объектные репрезентации»).
Одновременно с этим ребенок перестает ощущать себя «хозяином мира», а чувствует себя маленьким, практически беспомощным существом. От этого растет сепарационная тревога и он, естественно, обращается за помощью и поддержкой к матери. Бывает, что делает это довольно навязчиво. Некоторые неопытные и неразумные мамочки не способны принять возросшую в этот период требовательность ребенка к их вниманию (у ребенка возникают «капризные приступы»). Некоторым матерям это сложно понять особенно после относительной самостоятельности и автономности их малыша в подфазе практики. С другой стороны, некоторые матери неспособны смириться с растущей самостоятельностью и отделением ребенка. Все это может стать источником проблем в процессе развития ребенка.
Внешне это выглядит так, что ребенок, который уже научился прилично ходить, убегает от матери, провозглашая этим свою отдельность и независимость, а затем бегом возвращается к ней и «прячется под юбкой».
Процесс развенчания собственного всемогущества и одновременного обретения самостоятельности непростой и болезненный. В это период ребенку нужна поддержка матери, а не драматическая борьба с ее непониманием.
Успешное преодоление этих сложностей – залог будущего нормального развития. Поддержка матери в этот период – неоценимый ресурс.

Подфаза консолидации объектов(24 – 36 мес.).

Постепенно психика ребенка развивается, он достигает «постоянства объектов» - его представления о себе самом и собственном Я (Я-репрезентация) и представление об окружающих (объект-репрезентации) структурируются, обретают четкую постоянную форму.
Ребенок все более независим от матери и активно интересуется другими людьми. Его Эго, личность, психический аппарат становятся цельными, более интегрированным. Ребенок уже умеет нейтрализовывать свои агрессивные импульсы, а не проецировать их на окружающих.
Если раньше образы родителей были расщеплены и состояли из «хороших» и «плохих» образов, теперь они становятся едиными и цельными.

которую описывала Маргарет Малер, как универсальную особенность ребенка, проявляющуюся в конце второго года жизни – малыш, провозгласивший свою самостоятельность и начинающий ходить, отбегает от матери и вскоре возвращается обратно и прячется под ее юбкой, тем самым возвращаясь к предыдущему уровню. По мнению психоаналитиков такой образ действий становится одной из тенденций, присущих каждому человеку - возвращение к знакомому способу действия после того, как был достигнут новый уровень компетентности.

Понятие регрессии тесно связано с фрейдовской идеей о том, что «примитивные» «ранне-детские» состояния могут проявиться в любой момент, что примитивная психика никогда и никуда не исчезает. Попятное движение, то есть регрессия происходит не абы куда назад, она стремится к.
Красивую метафору, описывающую фиксацию предложил З. Фрейд: Можно лучше понять эти взаимосвязи, воспользовавшись такой аналогией: армия пытается продвинуться на территорию врага. Наибольшее число групп оккупантов будет в тех местах, где они испытывают наименьшие трудности, или в наиболее безопасных местах, там, где им приятнее всего. Однако, поступая так, наступающая армия ослабляется и, стоит ей встретить трудности на своем пути, как она возвращается на те позиции, где она оставила самые сильные оккупационные группы.

У человека фиксации возникают в тех точках-периодах развития, когда он испытывал чрезмерное удовлетворение или фрустрацию.
1. От сильных удовлетворений мало кто отказывается, особенно если они дают ощущение безопасности. Например, если мамочка очень внимательна к своему малышу, ловит каждый его жест, буквально читает его мысли, угадывает каждый жест, нет смысла учиться говорить. Или ребенок, которого анально-эротически стимулирует мать своей чрезмерной заботой о его анальной деятельности, не только получает большое чувственное удовлетворение, но также и уверенность в расположении матери к нему.
Естественно, при стрессе, проблемах, фрустрации человек будет регрессировать к способам мышления и поведения, которые были присущи ему в периоды изысканного благополучия.

2. Другой точкой фиксации могут быть периоды стресса и чрезвычайной фрустрации. Все мы знаем в себе или в близких тенденцию, во время стрессовых ситуаций, сваливаться к привычным регрессивным способам поведения. И задаем риторический вопрос: Почему это случается со мной!? Или, отпускаем реплику: «Ну вот, как всегда!».

Данная тенденция очень ярко проявляется во время долгосрочной психотерапии и психоанализа. Например, пациент, который в процессе терапии, собрал все свои силы и мужество, чтобы вести себя по-другому (особенно, если это включает в себя новое поведение в отношениях с психотерапевтом – выражение страха, ненависти или критики, просьба изменить оплату или расписание с большим самоутверждением, чем допускалось в детстве), будет часто возвращаться к старым привычным способам принимать решения, к прежнему образу мыслей и поведению.

Психотерапевт должен быть готов к таким приливам и отливам в работе и в своем контрпереносе не превращаться в привычного для клиента разъяренного родителя. Надо знать, что несмотря на регрессивные тенденции в сопротивлении пациента, общее направление изменений – вперед.

Надо понимать, что просьба о помощи и поддержке или утешении – это не регрессия. Все это сознательные процессы и сознательное поведение человека. Для того, чтобы назвать этот процесс регрессией - защитным механизмом, он должен быть бессознательным. Так женщина, которая неосознанно впадает в заискивающий тон маленькой девочки, когда она просит кого-то об одолжении или услуге; или мужчина, который удивленно хлопает глазами, глядя на свою жену после того, как только что была достигнута новая степень близости с ней, демонстрируют регрессию в психоаналитическом смысле данного термина, если только эти действия не выбираются и осуществляются сознательно.

Некоторые люди «любят» использовать регрессию как защиту больше, чем другие. Например, некоторые реагируют на стресс тем, что заболевают и ложатся в постель. В психологии такое превращение психологических проблем в соматические называется соматизацией.
Некоторые ипохондричные люди, отвлекающие врачей монотонными неясными причитаниями и периодическими меняющимися жалобами на проблемы со здоровьем, причем, эти проблемы не поддаются лечению. Эти люди используют регрессию для того, чтобы находиться в роли слабого и беспомощного, а это самый ранний способ преодоления сложных жизненных аспектов, стоит заболеть – требования родителей снижаются, они получают ласку и заботу. Такой способ поведения длится годами и к тому времени, когда такие люди решают получить психологическую консультацию у психолога или психотерапевта, они уже выстроили дополнительную и фактически непроницаемую стену защит. Свое начало она берет в обращении с ними как с избалованными детьми или своенравными людьми, ищущими постоянного внимания (что характеризует их невроз). Помимо этого такое положение веще дает массу вторичных выгод. Например, вечно хандрящую и жалующуюся на здоровье женщину родственники везде возят на машине, а окружающие уступают места или пропускают без очереди. Естественно, от подобных выгод не так просто отказаться. Следовательно, психотерапевт, чей пациент использует регрессию в позиции слабого в качестве своей любимой защиты, должен обладать сверхчеловеческими резервами такта и терпения.
Вывод, что человек, жалующийся на физическую боль или сильную усталость, пользуется регрессией как главной защитной реакцией на эмоциональный стресс, не должен быть поспешным или неотрефлексированным. Стресс, наступивший в результате заболевания как такового, может обусловить регрессивную реакцию у страдающей личности. Люди нередко заболевают потому, что бессознательно испытывают депрессию. Но они могут также впасть в депрессию и потому, что больны в медицинском смысле этого слова. Однако широко известно, что соматизация и ипохондрия, как и другие виды регрессии, являющие собой беспомощность и детские модели поведения, могут служить краеугольным камнем в характере личности.

О том, что такое регрессия, знают и программисты, и врачи разных направлений, а особенно хорошо ориентируются в этом понятии психологи. Впрочем, математики и эзотерики тоже могут рассказать, что понимать под этим термином. Самое удивительное - тот факт, что представители каждой из перечисленных областей видят в слове свое значение! Действительно, регрессия - понятие многогранное и сложное. Попробуем разобраться с некоторыми его сторонами.

Общее понимание

Разобраться с тем, что такое регрессия, проще всего, если обратиться к психологической стороне вопроса. Термином принято обозначать такой защитный механизм, который позволяет на некоторое время сбежать от реальных сложностей, беспокоящих личность, к более простым вопросам. То есть фактически регрессия - упрощение решаемых задач. Регрессия применительно к развитию вида будет означать упрощение с поколениями, деградацию.

А вот в математике, программировании и других точных науках термин применяется в том же значении, но по отношению к исследуемой области. Если прогрессия предполагает развитие и увеличение, то регрессия - полная противоположность этого термина.

Когда и зачем?

Психологи считают, что регрессия - это отличительная особенность любой человеческой личности, столкнувшейся с новой, сложной, непонятной задачей. Реакция на новую обстановку, психическое или физическое состояние могут спровоцировать такой эффект. Узнать, что такое регрессия, на своем примере можно, если человек сильно устает или заболевает.

Теория и практика

В поведении регрессия - переход к прежней стадии. Особенное внимание этому явлению уделялось в работах Фрейда - известнейшего австрийского психоаналитика прошлого столетия. Он разработал онтогенетическую теорию, в рамках которой и рассматривается, что такое регрессия.

В соответствии с психотерапией, термином следует обозначать возвращение личности к такому времени, когда ощущалась удовлетворенность от обстановки. В настоящее время психоаналитика предпочитает понимать под регрессией такой неэффективный защитный механизм, который активируется при возникновении дискомфортной ситуации. Наибольшую практическую пользу принес бы поиск выхода из ситуации, но в реальности многие люди лишь стремятся упростить комплексную задачу, тем самым загоняя себя в еще более безнадежный тупик.

Где это наблюдается?

Лучше всего знают, что такое регрессия, психотерапевты, вынужденные работать с индивидуумами, страдающими невротическими расстройствами либо инфантилизмом. Регрессия - это одна из форм, помогающая человеку справиться с эмоциональным перенапряжением. Специалисты отмечают, что она довольно сильно отличается от альтернативных способов борьбы с проблемой. Замещение, генерализация помогают сохранить структуру деятельности, а вот рассматриваемое явление меняет потребности, мотивацию. Все это приводит к деградации качеств личности. Процесс протекает очень быстро, особенно в условиях отсутствия сторонней помощи.

В то же время известны случаи, когда явление приносило индивидуумам пользу. Так, в рамках когнитивного теоретического подхода принято говорить о значимости регрессии как методики обращения к упрощенным схемам, помогающим познать себя, проблему, пути ее решения. Отталкиваясь от простого понимания, можно со временем добиться прогресса личности.

Противоречия и общий подход

Как было упомянуто выше, значение слова «регрессия» психологами, психотерапевтами определено еще с прошлого столетия. Современные методологи, однако, отмечают, что экспериментальных исследований было организовано всего несколько, поэтому каких-то реальных подтверждений теоретических выкладкок нет и по сей день, а механизмы, через которые реализуется личностная регрессия, вовсе не изучены. Еще только предстоит ознакомиться с проявлениями этого явления, сформулировать, насколько оно значимо. Позиции, которых придерживаются ведущие психоаналитики современности, во многом противоречат друг другу.

Можно сказать точно, что все виды регрессии предполагают возвращение к прошлому, в детство, к усвоенным ранее моделям поведения. То есть фактически человек с текущей ступени развития возвращается на уже пройденную им ранее. В психологии о таком явлении говорят как о понижении организационного уровня. Фактически наблюдается примитивизация.

Регрессия в онкологии

Этот термин как для врачей, работающих с онкологическими больными, так и для самих людей, столкнувшихся со злокачественными новообразованиями, исключительно важен. Чаще всего о возможности регрессии говорят, если опухоль развилась на веке либо поблизости от этой области человеческого организма. Медицина знает несколько случав, когда злокачественность была установлена и подтверждена, тем не менее, спустя некоторое время наблюдалось самостоятельное излечение больного - регрессия. Значение слова в медицине действительно важно, так как дает надежду многим больным.

Такое явление применительно к раковым заболеваниям наблюдается, если опухоль не трогать, не беспокоить. Возможность самостоятельного излечения есть только у развивающихся медленно новообразований. Процесс протекает следующим образом: сперва наблюдается медленный рост, затем его прекращение и начало обратного процесса. Происходит это обычно неожиданно и непредсказуемо. Что это такое простыми словами? Регрессия - ситуация, когда опухоль рассасывается без малейшего следа. Ни на коже, ни поблизости не будет даже намека на злокачественный процесс. В официальной литературе есть упоминания о нескольких подобных случаях, наблюдаемых квалифицированными врачами.

Официальная позиция

О том, что это такое - регрессия простыми словами - можно узнать, обратившись к работам Закса, Лиша. Именно они особенно детально рассматривали явление применительно к онкологическим больным. Как удалось выяснить в ходе экспериментального исследования, здоровый организм имеет возможности, ресурсы, позволяющие активизировать обратный рост новообразования. Это характерно не только для ранних стадий. В медицинской практике Лиша был такой случай, когда рецидив, спровоцированный слабой эксцизией, останавливался в развитии, а затем самостоятельно развивался обратно.

Как видно из опубликованных работ, метод регрессии применительно к онкологическим больным может сработать совершенно непредсказуемо. Если некоторая часть опухоли не была удалена при операции, преобразованные клетки самопроизвольно могут погибнуть. Такое наблюдалось и у больных, у которых рак проявил себя видимым участком, и на этапе лишь появления ракового комплекса в структурах ткани.

Как это работает?

Многие исследователи, обратив внимание на указанное уникальное явление, предложили объяснять его с точки зрения учения Павлова, рассматривавшего значимость головного мозга, в частности, коры этого органа как центра, регулирующего весь живой организм. Как следует из известной в настоящее время информации, это может быть фактором регрессии в силу возможности применения нервных механизмов для обеспечения различных участков тела защитой. На мозг возлагается еще и компенсаторная функция.

Как видно из онкологии, важные параметры регрессии еще только предстоит открыть, чтобы найти механизмы, активизирующие природный защитный процесс. Уже сейчас известно, что влияние нервной системы провоцирует некроз больных тканей, появление язв, рубцов. Альтернативный вариант - инкапсулирование клеток, потенциально не имеющих более возможности роста. В таком состоянии они со временем гибнут. Каким образом можно стимулировать этот механизм, пока неизвестно.

Значений множество!

Но не только в психологии, регрессия рассматривается еще и в эзотерических учениях. Характерно это в первую очередь для тех, что посвящены погружению в прошлые жизни. Как рассказывают специалисты этого направления, под термином принято понимать трансвизуализацию.

В некоторой степени явление это сходно с осознанным сновидением, в то же время имеет специфические отличия. Человек, переходя в такое состояние, полностью сохраняет под контролем собственное сознание, но может выйти из него без особенных усилий. Погружение для такого состояния характерно относительно слабое. С одной стороны, нет ощущений, деталей, присущих классическому полноценному сну, в то же время общее представление человек получает. Можно сравнить это с подсматривающим через щелку. Многие считают, что степень восприятия определяется количеством, качеством тренировок.

Можно пройти регрессию как самостоятельно, в одиночестве, так и в группе заинтересованных лиц, собравшихся в одном месте и с одной целью. В крупных городах регулярно организуют такие мероприятия для желающих. Используются специальные звуки. Принято деление на уровни, каждый из которых подбирается к конкретной ситуации на усмотрение самого ответственного и опытного участника группы или тренера.

Что это такое?

Пытаясь объяснить суть регрессии, некоторые сравнивают ее с информационным потоком, в который появляется возможность включать свое сознание. В то же время неясно, откуда берет начало этот поток. Одни считают, что из воображения, другие убеждены в его в связи с прошлыми жизнями. Кто-то готов отстаивать мнение о том, что все сведения поступают из параллельных миров, а иные убеждены, что дело лишь в памяти.

Одна из теорий гласит, что наш мир - это всего лишь симуляция. Такой подход делает наиболее вероятной правильность идеи реинкарнации, а также дает неплохое объяснение устройству вселенной. Фактически разумные сущности могут словно блуждать меж мирами, и регрессия помогает включиться в этот процесс, осознать его, стать элементом информационного потока, в рамках которого и происходят все передвижения.

Регрессия и воспитание детей

Это явление знакомо не только врачам, известным ученым, эзотерикам и стремящимся к духовным практикам, просветлению и познанию мира людям. Самые простые родители, активно воспитывающие маленьких детей, также нередко сталкиваются с регрессией. Этим термином принято обозначать такое поведение ребенка, когда уже обучившийся чему-либо малыш внезапно словно бы возвращается на ступеньку назад. К примеру, еще недавно умевший самостоятельно пользоваться горшком ребенок вдруг писает в штанишки.

Психологи объясняют это следующим образом: никаких отклонений в развитии нет, чадо вполне может пользоваться туалетом так, как его учат родители. Дело в том, что малыш, когда обучается чему-то новому, одновременно испытывает испуг от своей самостоятельности. Стремясь вернуться в тепло и безопасность родительской опеки, он пытается отринуть новое знание, умение. Со временем, если родители ведут себя правильно, малыш осознает, что страшного и опасного в пользовании новыми навыками ничего нет, и применяет их на практике. Поэтому родители, столкнувшиеся с такой проблемой, должны максимально внимательно относиться к своему чаду, поддерживать его и доказывать свою любовь и заботу.

Подводя итоги

Не зря филологи гордятся богатством русского языка. Действительно, можно встретить такие уникальные термины, значение которых исключительно богато и разнообразно. Рассмотренный пример регрессии - хорошее доказательство постулата о многообразии и многозначительности русского языка. Само слово пришло к нам из латыни, но было применено к разным областям жизни и в современности обширно используется и специалистами разных сфер, и обывателями. Сохранилось значение "обратное движение", в то же время расширилась область применения.

Спасибо за ответ. Да, я посещала частного психотерапевта, я не сразу распознала что у меня депрессия, но когда у меня появились суицидальные мысли-я незамедлительно обратилась к специалисту. Всё началось в ноябре. Но знаете, я не могу сказать, что он оказал мне какую-то помощь. Я пришла к нему с депрессией и суицидальными мыслями, а он, вместо того, чтобы помогать мне справляться с этими состояниям, от которых я мучилась, сразу взялся за мою личность, за детские травмы, то есть загрузил меня ещё больше проблемами, о которых я и не подозревала, из-за чего мне стало ещё хуже, после первого сеанса по крайней мере, ну что-то там я осознавала конечно, что менялось внутри меня, но депрессия то оставалась, и он будто игнорировала этот факт, никакого медикаментозного лечения также не было, да и он всегда делал акцент на что-то другое, а не на то, что я испытывала в данный момент, меня это смущало,но терапию продолжала. Сама я тоже конечно не сидела сложа руки, и пыталась вылазить из этого сама, читала литературу, смотрела видео, многое узнала и стала использовать. Через недели 3-4 стали происходить изменения, стала прекрасно себя чувствовать, какая-то эйфория даже постоянная, хотя вспоминая это состояние сейчас, мне не кажется оно таким прекрасным. Это продержалось неделю где-то и потом началась тревога постоянная, я не могла расслабиться, ни сидеть, ни лежать, потом начали появляться страхи какие-то, и навязчивые мысли, я стала боятся того, что у меня может быть шизофрения, я ничего не могла делать, только постоянно проверяла себя на симптомы, читала про это, сама себя накручивала, в одну ночь случилась паническая атака, думала все, точно шиза, дереал/деперс, все было, потом я стала разубеждать себя сама, что никакой шизы у меня нет, и в общем получилось, я успокоилась, терапевту сказала про это все, он мне сказал прочитать одну книгу, дал какие-то методики как справляться, ну тут была польза, после этого всего стала снова восстанавливаться, занималась йогой от тревожности, не лезла в интернете лишний раз, избегала триггеров, сконцентрировалась на здоровье, все нормально, иногда находили ещё какие-то приступы тревоги, но получалось быстро устранять. Потом произошёл срыв из-за ссоры, и я снова вышла из себя, наступила апатия, несколько дней не выходила из дома, наплевала на себя, потом становилось хуже, дереал, мне это надоело, я начала опять, взялась за питание, за спорт, все снова восстанавливалось, и за все это время, не могу сказать, чтобы врач как-то мне помогал, я все делала сама. Дальше снова срыв на маму, очень сильный приступ ярости был, меня вывели,я всегда пыталась держать себя в руках, быть спокойной, медитировать, но атмосфера в семье нездоровая и поэтому постоянно случаются срывы, я всегда на нервах, потому что ни поддержки, ни заботы, хотя все знают через что я прохожу. И уже после этого всего все стало совсем плохо, у меня очень затяжной невроз на фоне этих ссор, и вообще из-за всей семьи. Мне 18 лет, кстати. Новый год я встретила в ужасном состоянии, испытывая только злость, обиду, ненависть, агрессию ко всей семье, хотя с мамой помирилась, но все же это я чувствовала. Дальше у меня снова стали появляться суицидальные мысли, иногда мне становилось лучше, я могла даже испытывать искренне хорошие эмоции, но все равно проблемы всегда висели надо мной и к вечеру начинали давить. Лучше себя чувствовать начинала когда была одна, вне дома, с кем-то, когда подрабатывала, но ближе к вечеру состояние всегда портилось. Я больше не могла уже оплачивать терапевта, но он предложил мне проводить бесплатные встречи по скайп, я согласилась, мне казалось все это бесполезным, все, что он говорил. С начала года все стало только ухудшаться с каждым днём и я уже стала неспособна справляться со всем, что меня беспокоило и началось что-то совсем странное, я думала, что начала выздоравливать и чувствовать себя лучше, хотя на самом деле, мне было крайне тяжело даже следить за своим здоровьем, но я заставляла себя заниматься, кушать, медитировать. Но проблемы со сном серьёзные были, я стала очень долго спать, позитивное мышление угасало, и тем не менее, я была уверена, что иду на поправку, я стала странно себя ощущать, чувствовала себя вроде как раньше себя, когда у меня все было хорошо, но у меня по утрам была сильная тревога, каждый день, мысли иногда появлялись суицидальные, и я не понимала почему, стала ощущать одиночество и безысходность, я сказала как-то маме, что мне становится лучше, она снова отреагировала отрешенно и наплевательски и мне было обидно после этого, и я стала ощущать ещё и это. Потом мои друзья уехали, и я осталась совсем одна, когда я проводила время с ними, я прекрасно себя чувстовала, забывала обо всём. И ко всему прочему появились ещё и чувства брошенности, покинутости. Меня стала съедать обида, злость, ненависть, одиночество и те самые мысли совсем мною овладели и я оказалась в тупике, помощи ждать не откуда и это ощущение регрессии было очень мучительно, я оказалась в какой-то ловушке, это именно уже не просто чувства и эмоции, а что-то большее, у меня стало очень суженное сознание и это мучительно больно, на следующий день меня трясло от тревоги, я не могла есть, у меня было удушье, болело сердце, моё тело будто содрогалось от каждого вздоха и я оказалась на грани самоубийства, потому что я думала только о том, что я вообще никому не нужна, я вообще по жизни нигде, у меня нет ничего, и что я не могу больше даже получать никакой помощи и это состояние было настолько мучительным, что мне хотелось только умереть и я понимала, что всем будет плевать, если я умру, но на самом деле умирать мне не хотелось, я просто не видела выхода, я не могла больше справляться, у меня кончились силы и это так больно и ощущалось все как помутнение сильное в сознании. Я не знаю, как я это пережила, перетерпела это было всегда несколько дней назад. Я вела себя очень неадекватно, я снова накручивала мыслями о шизе, из-за этого тоже хотелось покончить с собой, я в этом состоянии рассказала маме, она нифига не поняла, начала на меня орать, читать лекции, от чего моя тревога ещё сильнее усилилась, хотя я уже думала хуже не могло быть, и то, что она говорила, заставляла меня ещё сильней это сделать, я просто сидела в ужасе, хватало за голову, безысходность полнейшая, потом лихорадочно ходила, меня трясло, пыталась ещё что-то объяснить маме, что это серьёзно, что я не знаю, что мне делать, я думала либо убьюсь, либо окажусь в психушке, она сама нервничала, орала и у меня просто паника и ужас, я дала ей читать как предотвратить суицид, она читала и только после этого успокоилась и поняла что это серьёзно и потом уже успокоилась и я. Это был не просто нервный, а какой-то психически срыв, если такое есть конечно. Я потом была в странном состоянии, когда успокоилась, не могла понять, что только что было, как я докатилась до такого. В эту ночь я легла спать с мамой, я была опустошена, но никакого облегчения я не почувствовала. В следующие дни после этого приступа или как это назвать, я пребывала опять таки в ненормально состоянии, сознание было также сужено, хоть и не так как во время этого приступа, я чувствовал себя будто в другой какой реальности, другом измерении, одной ногой на том свете, действия мои были автоматические, в голове ничего, я ни о чем не думала, реагировала на что-то извне очень отрешенно, но критичность оставалась, я понимала, что надо делать что-то с этим, я не могу так, очень мучительное ощущение, я позвонила своему терапевту сказала про это все, ему вообще плевать было видимо, не воспринял это всерьёз даже и более того, когда я ему позвонила, она даже не узнал меня, хотя я ему сказала, кто я, он меня переспросил потом, это был шок, я разозлилась, и думала вот до чего довели меня, а теперь сама справлялся. Мама более внимательно ко мне стала относится, но я вообще ничего не чувствовала от неё, все равно, ни обеспокоенности, ни заботы, ни любви, все было у неё как на автоматизме, не чувствовал что её это как беспокоит, а я вообще уже в другой реальности какой-то нахожусь, было ещё что она срывалась и начинала орать на меня снова и я уже просто не знала как реагировать. Короче, вчера только мы нашли, что это называется психогения, типо затяжного невроза у меня или депрессивный эпизод, и мне стало спокойно от этого, потому что легче знать, что с тобой, и я успокоилась, когда поняла что это лечится, если не затягивать. Всё, сейчас мне уже лучше, я более мене ощущаю себя ЗДЕСЬ, и реагирую хоть на что-то, а оглядываясь на то, что мои мной происходило в те дни, я странно себя чувствую, будто я реально не в себе была, и все как-то размыто, но даже тогда я понимала, что что-то со мной не так, и хотела помощи, и время как-то сильно растянулось, будто это уже годы длится. Наверное, лучше идти к психиатру, да? Думаете, тут без медикаментов не обойтись?