Ретенционное включение. Особенности развития и виды опухолевидных образований яичников. Как лечить жидкостное образование левого или правого яичника

Кистой яичника называется доброкачественное образование — полость, заполненную внутри жидкостью. Такие образования могут быть разными, и далеко не всегда они безопасны для здоровья. Принимать же решение о том, нужна ли пациентке медикаментозная помощь, должен специалист. Рассмотрим более подробно, в каких ситуациях может возникать кистозное образование правого яичника, какими симптомами сопровождается это состояние, как и когда его нужно лечить.

Разновидности и особенности образований

Чаще всего кисты правого яичника можно диагностировать у девушек и женщин детородного возраста. Причем некоторые из них могут возникать периодически, а потом сами собой рассасываться. Это касается, в частности, функциональной кисты, образующейся из структуры, которую правый яичник продуцирует в период овуляции. Сами по себе могут рассасываться функциональные фолликулярные кисты и кисты желтого тела. Остальные же разновидности образований, по словам специалистов, требуют лечения.

Достаточно опасной считается кистозная аденома, которая вырастает из клеток, входящих в состав внешней оболочки правого яичника. Требует лечения и дермоидная киста, которая заполнена не жидкостью, а разными видами ткани, и эндометриома, заполненная кровью. И это еще далеко не все варианты паталогических образований, с которыми может столкнуться женщина детородного возраста.

Причины их возникновения

Причины возникновения кистозных образований правого яичника бывают разными. К ним относятся:

  • воспалительные заболевания;
  • болезни, относящиеся к категории венерических;
  • аборты;
  • нарушения веса;
  • нарушения работы щитовидки;
  • неконтролируемые изменения гормонального фона.

То есть, появиться киста может практически у каждой женщины, и лишь после наступления менопаузы вероятность возникновения такого образования несколько снижается.

Признаки появления кисты правого яичника

По словам гинекологов, небольшая киста может образовываться и существовать в организме женщины бессимптомно. В таком случае помощь специалистов пациентке не нужна. Забеспокоиться же следует, если наблюдаются:

  • тянущие боли в нижней части живота справа;
  • нарушения менструального цикла;
  • болезненные ощущения в правой нижней части живота, связанные с половыми контактами, мочеиспусканием и т.д.;
  • необъяснимое повышение температуры тела;
  • асимметрия живота;
  • тошнота;
  • периодическое появление кровянистых выделений.

Все перечисленные явления могут стать поводом для незапланированного визита к гинекологу.

Специфика диагностики и лечения

Принимать решение о том, можно ли вылечить кисту яичника без операции или же женщине необходимо хирургическое вмешательство, должен специалист. При этом он будет основываться на результатах бимануального осмотра, УЗИ, разнообразных анализов и особенностей состояния здоровья пациентки.

Как правило, в случае выявления у женщины функциональной кисты врач занимает выжидательную позицию. Также ей может назначаться консервативное лечение посредством витаминов, гормональных и других препаратов. Однако если размеры образования во время лечения начинают увеличиваться или меняется ее характер, консервативное лечение может быть заменено хирургическим.

Операция показана также тем женщинам, у которых диагностируются не функциональные кисты. Причем осуществляются подобные хирургические вмешательства, чаще всего, по технологии лапароскопии. Это щадящий метод воздействия, который позволяет минимизировать негативное воздействие на женский организм.

В системе прав человека право на образование занимает свое особое место. Это право входит в международные (и, в частности, европейские) стандарты прав человека, что нашло свое отражение в ч.1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948) , ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966), ст.2 Протокола №1 (1952) к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) , ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах (2000) .

Небезынтересно отметить, что право на образование, как это ни покажется удивительным, особенно в наше время, когда идут интенсивные процессы сближения европейских государств в области образования,-единственное из социальных прав, присутствующее в упомянутом Протоколе 1 кевропейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод , и в отношении которого выстраивается целая система правозащитных мер. Этим фактом подтверждается исключительно важные место и роль права на образование в системе современных демократических ценностей. В ст. 2 данного Протокола № 1 говорится, в частности, о таких важнейших концептах данного права, как:

а) его всеобщность (никому не может быть отказано в этом праве),

б) обязанности государства в области образования и обучения 3 и

в) обязанности государства уважать религиозные и философские убеждения родителей при обеспечении их детям образования в соответствии с этими убеждениями. 4

В Конституции Российской Федерации (1993) общие вопросы права на образование закреплены в ст. 43, текст которой полагаем необходимым привести здесь полностью:

Прежде, чем дать характеристику собственно права на образование в соответствии с данной статьей Конституции Российской Федерации, следует определить его места и роли как элемента системы прав человека.

Понятие «права и свободы человека», несмотря на, казалось бы, его исключительно широкое распространение в современный период, не имеет, однако, единого и признаваемого всеми толкования. Тем не менее, есть некоторые такие моменты, которые при любой трактовке отражают природу и существенные свойства того, что находит отражение в данном понятии.

Первое. В этом понятии отражается факт наличия у людей (индивидов или их групп, объединений) определенных индивидуальных, групповых либо общественно значимых потребностей и интересов (личных (гражданских), экономических, политических, социальных, культурных).

Второе . Эти потребности и интересы характеризует, с одной стороны, осознание индивидами (социальными группами, общественными объединениями) своего социального места и той роли, которую он и грает (или может играть) в обществе, а с другой – признание обществом и его социальными институтами, прежде всего и главным образом, государством этих места и роли. Под таким углом зрения права и свободы естьодновременно и социальные притязания людей (групп, объединений), т.е. обращенные к обществу и государству требования по удовлетворению их тех или иных экономических, социальных и других потребностей и интересов (а), и своего рода политико и юридически оформленное посредством принципов и положений образовательной политики и норм законодательства государства согласие последнего с этими притязаниями и на их удовлетворение, защиту и охрану (б).

В подлинно правовом демократическом обществе обе эти стороны находятся в гармонии, т.е. в состоянии сбалансированности потребностей и интересов общества 5 и его членов, государства и его граждан, коллективного и индивидуального начал общественной жизни. 6

Третье. Притязания могут носить как естественный, так и социальный характер. В первом случае они отражают потребности и интересы, присущие каждому человеку как биосоциальному существу, во втором – потребности и интересы, присущие индивиду как гражданину конкретного государства. В этом плане становится понятным различие между правами и свободамичеловека игражданина. Что же, кстати говоря, касается прав и свобод личности, то в данном случае мы имеем дело со своего интеграцией первых двух аспектов, поскольку понятие личности так или иначе связано с особенностями сочетания «человеческого» и «гражданского» по мере социализации конкретного человека.

Четвертое. Права и свободы есть гарантированные действующим законодательством меры возможного, дозволенного и, тем самым, ограниченного в определенных нормативно-правовых рамках социально значимого поведения различных участников общественных отношений. В этом смысле понятие «права и свободы» находится в одной смысловой плоскости, и даже в известном отношении совпадает по своему содержанию, с понятием «юридические субъективные права», относящемуся к содержанию всякого правоотношения.

Пятое. Несмотря на свою смысловую близость, понятия «права» и «свободы» как центральные категории теории прав человека (Л.И. Глухарева, В.М. Капицын, Е.А. Лукашева, Р.А. Мюллерсон и др.) все же не являются равнозначащими.Права – это социальные притязания, предполагающиеактивную роль государства в их обеспечении, защите и охране (право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на жилище и т.п.).Свободы – социальные притязания, предполагающие, напротив,пассивную роль государства в реализации соответствующими субъектами своих потребностей и интересов (свобода слова, слова вероисповедания, свобода политических объединений и т.п.). 7 Иначе, государство как ведущий социальный институт общества не может и не должно произвольно, т.е. по своему личному усмотрению,незаконно вмешиваться в реализацию таких индивидуально и социально значимых актов. Другое дело, когда такие свободы используются в ущерб другим людям, обществу и государству т.е. имеет место злоупотребление этими свободами. В этом случае государство не просто может, но уже обязано действовать активно в интересах прав и свобод других членов общества, самого общества и своих собственных государственных –интересах. Но именно здесь и возникает исключительно важный, сложный и практически всегда актуальный вопрос о критериях и способах вмешательства государства в реализацию прав и свобод.

Проведенный краткий экскурс в теорию прав человека дает возможность раскрыть сущность и содержание понятия «право на образование» более предметно. Учитывая сказанное, характеристика понятия «право на образование» может быть представлена следующими положениями.

1. Каждый человек, независимо от его места рождения и проживания, национальности, пола и иных особенностей, характеризующих его социальный статус, с момента своего рождения может притязать (лично сам или же через своих родителей (либо иных законных представителей – опекунов, попечителей) на то, чтобы общество, в лице своих институтов и, прежде всего, государственных, оказало ему помощь в конструктивной социализации, т.е. во включении его в такие общественные (культурные, экономические, моральные, юридические и иного характера) связи, которые обеспечили бы ему занять определенное место в системе социальной иерархии и реализовать свои те или иные личные и социальные потребности и интересы.

2. Данные притязания выражаются, как можно сделать вывод из результатов буквального толкования слова «каждый», любым человеком, независимо от места его рождения и проживания, половых, расовых, рациональных, религиозных и иных особенностей. Это вполне понятно, поскольку такого рода притязания могут иметь место только в человеческом обществе. Вне его такие притязания бессмысленны. Применительно к праву на образование каждый человек каждый может притязать на обеспечение общественными институтами его конструктивной социализации через получение, усвоение и освоение определенного багажа знаний, умений и навыков.

В то же время, слово «каждый» имеет абстрактный характер, абстрактный в том смысле, что любой человек находится не только в «общечеловеческих» связях с другими людьми, но и, что особенно важно, в достаточно строго определенных политико-правовых связях с конкретных государством и его законодательством, являясь гражданином (подданным) такого конкретного государства. Тем самым, гражданину, имеющему в зависимости от типа государства, политического режима, господствующего в данном обществе, особенностей политико-правового статуса этого гражданина, различный «набор» прав и свобод, корреспондирует и набор обязанностей государства (а в его лице и общества) по гарантированию этих прав и свобод, как естественных, так и социальных.

Но может ли государство гарантировать то же «образовательное» притязание гражданину другого государства? Не вдаваясь в подробности этой темы, ограничимся лишь замечанием, что в Российской Федерации (как, впрочем, и в любом другом современном демократическом государстве) действительно каждый может реализовать свои потребности и интересы образовательного свойства, но только в том случае, если этот «каждый» проживает на территории Российской Федерации на законном основании. 8

3. Право на образование, точнее, его осуществление предполагает, как отмечалось, активную роль государства в гарантировании этого вида социального притязания. Конечно, само общество никак не отчуждено от своей роли, поскольку речь идет все-таки о социализации (общей или профессиональной), однако основная роль принадлежит все же именно государству как ведущему социальному институту, определяющему вектор исторического развития общества и его этнонациональную, культурную, социально-экономическую, политико-правовую целостность, «самость». И когда в средствах массовой информации порою ставится вопрос, кто же должен главным «ответственным» за образование – общество или государство – такая постановка вопроса, на наш взгляд, в корне неверна. Иное дело, что конкретное государство на том или ином этапе своего развития в лице конкретных своих представителей (Президента, правительства, высших органов управления образованием) проводит непродуктивную, непродуманную стратегию своей политики в области образования, с чем мы сталкиваемся в последние годы в нашей стране. Однако, это никоим образом не ведет к выводу что государство как ведущий социальный институт «должно» быть исключено из числа субъектов управления образованием.

4. Всякое право, в том числе и право на образование является, в известном смысле, и обязанностью. Боле того, как свидетельствует и законодательство, и юридическая практика, и сама жизнь в целом, многие права у людей «появляются» лишь после того, как человеком выполнены некие общественные (и юридические) обязанности. В свою очередь исполнение прав приводит к возникновению новых обязанностей, те – к появлению других прав и т.д. В других случаях мы видим, что некоторые права просто сливаются с обязанностями (примером тому может служить реализуемое педагогом право преподавать определенную дисциплину и одновременно его обязанность этого преподавания, но после того лишь, как между ним и образовательным учреждением будет заключен трудовой контракт).

Именно к такому роду прав относится и право на образование. До определенного возраста (этот возраст различен в разных странах), до определенной ступени (уровня) системы образования (этот уровень также различен в разных странах), а также с учетом степени социально-экономической развитости общества, право на образование практически и юридически является обязанностью человека (гражданина) получить и освоить тот иной минимум знаний, умений и навыков, который (минимум) гарантирует необходимые и достаточные условия социальной коммуникации этого гражданина. Обычно данная обязанность получать «минимальное» образование связана с институтом школьного (общего) образования и юридически закрепляется в конституционных и других законодательных актах. Так, обязанность получения общего образования предусмотрена частью 1 ст.43 Конституции РФ (см. выше). Такая же обязанность предусмотрена, скажем, частью 2 ст. 53 Конституции Украины, частью 4 ст. 27 Конституции Испании, частью 2 ст.26 Конституции Японии и др. Другое дело, что обязательным в одних странах объявляется основное общее образование (Россия, Испания), в других – полное общее среднее образование (Украина), в третьих – начальное образование (Италия). А вот, например, по Конституции Польши обязательной является учеба для всех, не достигших 18 лет (часть 1 ст. 70). В той же части 2 ст. 26 Конституции Японии устанавливается обязанность всех, на чьем попечении находятся дети, обеспечить их образование, хотя о каком именно образовании идет речь, законом не оговаривается.

Анализ многочисленных текстов статей международных актов, конституционных актов различных государств, а также ст. 43 Конституции Российской Федерации, посвященных праву на образование, изучение различных научных исследований и комментариев к законодательству, дают основания выделить, помимо сказанного, еще ряд важных черт этого права на образование.

Первое. Право на образование естьинтегральное право , которое, пусть и в разной степени, но может быть отнесено к различным группам прав и свобод человека – социальным, культурным, гражданским (личным).Социальным (а именно к этой группе его обычно относят) право на образование является уже потому, что образование, как уже было показано, есть, с одной стороны, одна из ведущих социальных подсистем общества. Кроме того, право на образование как социальное право предполагает создание системы государственных гарантий получения образования каждым человеком, выступающее важнейшим условием его успешной социализации.

Право на образование есть одновременно икультурное право. Ведь именно через образование и посредством образования человек приобщается к различным аспектам культуры человечества вообще и национальной культуры, в частности. Именно образование есть определяющий фактор формирования у человека и им самим личной гражданской, политической, правовой, нравственной культуры, т.е. всего того, что и конституирует его как Личность.

Право на образование есть, наконец, игражданское ,личное право человека, которое реализуется им самостоятельно, по своему усмотрению после выполнения им (при помощи родителей или законных представителей) своей гражданской (общесоциальной) обязанности получить общее образование. Ведь человека, получившее общее образование, как известно, никто формально (юридически, в том числе Конституция РФ) не принуждает и не может принудить в обязательном порядке поступать в учреждения профессионального образования для продолжения учебы. Иное дело, что такое принуждение существует объективно в том смысле, что сама жизнь, потребности общества, потребности, наконец, самого человека, ставшим «зрелым», т.е. способным самостоятельно принимать социально значимые решения, гражданином после получения «аттестата зрелости», обусловливает необходимость выбора своего дальнейшего жизненного пути, а тем самым приобщения к конкретному виду профессиональной деятельности, ее критериями и требованиями. Тем самым человек оказывается в ситуациинеобходимости , т.е.обязанности выбора того или иногопрофессионального образования. Однако, законодательно, в т.ч. конституционно, гарантируется не обязанность, а именно возможность такого выбора, исходя из того, получение профессионального образования, равно как и общего, не является чьей-то привилегией: каждый человек, независимо от пола, национальности, социального происхождения, способностей, вправе (имеет законодательно обеспечиваемую возможность) получатьлюбое образование.

Как можно видеть, в данном случае имеет место определенная коллизия, несоответствие между законодательными возможностями и объективными, практически (жизненно) обусловленными реалиями в области реализации права на образование. Об этих коллизиях и некоторых других, связанных с ними моментах, ниже будет сказано более подробно.

Второе. Право на образование естьконституционное право. Это право закрепляется и, тем самым, гарантируется конституционными актами всех современных демократических государств. Уже одно это обстоятельство свидетельствует о том, что праву на образование государством и обществом посредством Основного закона придается исключительное значение. Помимо сказанного ранее, ст. 43 Конституции Российской Федерации, как и многие другие статьи, закрепляющие и гарантирующие иные права и свободы, подтверждает признаваемый частью 4 ст. 15 Конституции РФ примат международного права в российской правовой системе.

Как и многие другие конституционные права человека и гражданина, право на образование представлено в Конституции РФ максимально обобщенном виде. Конкретизация этого права находит свое выражение в значительном образовательном нормативно-правовом массиве, в котором ведущее место занимаютзакон РФ «Об образовании» (1992) иФедеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996). Эти законодательные акты, равно как и подзаконные образовательные нормативно-правовые акты, выступающие источниками российского образовательного права, будут предметно рассмотрены в главе 4 настоящего пособия.

Третье. Право на образование естьправо относительное. В теории прав человека выделяютсяабсолютные (основные) права человека и праваотносительные. Критерием такого различения выступает возможностьограничения того или иного права федеральным законодательством, в том числе в условиях в условиях чрезвычайного положения (часть 3 ст. 55 и ст. 56 Конституции РФ).


Абсолютные права – это права, которые не могут быть ограничены (введение такого ограничения, повторим, возможно только федеральным законом) вообще и даже в условиях такого чрезвычайного положения. В соответствии с ч. 3 ст. 56 Конституции РФ к таким абсолютным правам относятся, например,право на жизнь, достоинство личности, свобода совести и вероисповедания и др.Относительные права – права, которые могут федеральным законом в условиях чрезвычайного положения (право на жилище, право на пользование родным языком и др.). В число таких относительных прав Конституция РФ включает и право на образование. Это означает, что данное правоможет быть ограничено в силу разных причин в различных масштабах и аспектах по усмотрению федерального законодателя.

Четвертое. Право на образование –право всеобщее. На данную особенность уже было обращено внимание. Здесь лишь подчеркнем, что право на образование распространяется не только на всех без исключения граждан Российской Федерации (и лиц, проживающих на территории РФ на законных основаниях), но и лиц различного возраста. Это обстоятельство в последние годы становится все более актуальным как за рубежом, так и в нашей стране. Скажем, все больше граждан среднего и, что характерно, особенно пожилого (после 55 лет и даже значительно старше) возраста проявляют реальный интерес к получению первого или второго или даже третьего высшего образования. Такой феномен представляет интерес, прежде всего, для социологической науки, хотя эдукологические, педагогические и правовые исследования тоже не могут обходить его.

Пятое. Право на образование предполагаетдоступность образования для каждого. Доступность образования – это, прежде всего, свобода получать как общее, так и профессиональное и послевузовское образование в соответствии с убеждениями родителей, собственными желаниями и возможностями. В этом плане доступность образования органически связана с всеобщностью соответствующего права. В то же время, как показывает практика, эта сторона права на образования является одной из наиболее проблематичных в силу самых разных причин. В современном мире отмечают целый ряд противоречий в развитии образовании, в том числе российского, с точки зрения обеспечения именно его доступности.


Одно из них состоит в увеличении числа учащихся и сокращении при этом государственных расходов на образование. Провозглашенное формальное равенство на образование сопровождается и другим противоречием - усилением неравенства в доступе к образованию в том плане, что государство должно хотя бы не создавать дополнительные финансовые трудности лицам, которые хотят получит или уже получают образование.

Другое противоречие тесно связано с предыдущим и отражает усиливающиеся финансовые трудности образовательных учреждений. Объективно увеличивающиеся запросы системой образования по финансированию своего развития сопровождается сокращением финансового обеспечения государством даже «своего» – государственного – сектора системы образования. Ярким тому примером может служить принятый 22 августа 2004 года Федеральный закон № 122-ФЗ, в соответствии с которым государство ясно дало понять, что оно все дальше, прежде всего, в финансовом отношении, отдаляется от нужд образования.

Более подробно доступность образования раскрывается в п.3 ст. 2 закона РФ «Об образовании» как принцип, на котором основана образовательная политика государства и общества. В этом законе, в отличие от Конституции РФ, доступность образования как принцип образовательной политики получила юридическое закрепление в иной формулировке, а именно какобщедоступность образования. В ст. 5 того же закона определено понятие общедоступности как независимости от расы, национальности, языка, пола, возраста и состояния здоровья; социального, имущественного и должностного положения; социального положения; места жительства; отношения к религии, убеждения; партийной принадлежности; наличия судимости. Не вдаваясь в детали логико-понятийного анализа, можно констатировать, что основное содержание обоих понятий – «доступность образования» и «общедоступность образования» – практически совпадает.

Как можно видеть, доступность образования в законодательном конституционном) смысле определяется двумя основными факторами, опосредующими функционирование системы образования: политикой государства в этой сфере, характеристика которой дается в следующем разделе, и уровнем материального благосостояния его граждан, которое в наше время является едва ли главным неюридическим ограничителем права на образования.

Опухоли и опухолевидные образования яичников – патология, которая встречается в медицинской практике с большой частотой. Согласно исследованиям, опухоли и опухолевидные новообразования яичников за последнее десятилетие диагностируются до 25 процентов чаще. Большинство из них носит доброкачественный характер, однако, ежегодно увеличивается количество женщин со злокачественными опухолями. Чаще всего диагностируется обычная киста, которая при несвоевременном лечении склонна перерастать в раковое тело. Из-за гистологической и анатомической структуры придатков, они чаще подвержены появлению различных образований. Причины таких патологических изменений на сегодняшний день остаются не до конца изученными, поэтому разногласия среди ученых по данному вопросу продолжают существовать.

Этиология заболевания

Опухолевидные образования яичника могут появиться из разных источников. Они формируются из-за патологического роста эпителия придатков, сбоев в развитии яйцеклетки на том или ином этапе созревания, нарушений в формировании тека-тканей, гранулезных и лейдинговых клеток, неспецифических соединительных тканей, нервов, сосудов и других элементов придатков. Опухоли и опухолевидные образования появляются у женщин всех возрастов, однако, больше заболеванию подвержены пациентки от 30 до 60 лет. В пятидесяти процентах случаев оно обнаруживается у женщин в постменопаузе. Будь то киста или другой вид образования, ее развитие начинается намного раньше, чем происходит диагностика.

В группе риска представлен список пациенток с ранним или поздним началом менструации, поздним началом климактерического периода и нарушенным менструальным циклом. Объемное образование левого яичника, как и правого, может привести к снижению репродуктивных функций, невозможности зачать и выносить ребенка. Усложнить ситуацию могут хронические заболевания органов малого таза. В последние годы ученые уделяют особое внимание исследованию факторов генетического и эпидемиологического типа, которые влияют на формирование образования яичника. Согласно полученным данным, существенное влияние на эту патологию оказывают привычки и образ жизни женщины, окружающая среда, качество пищи и воды.

Разновидности новообразований

Чаще всего патологические процессы в придатках – киста того или иного типа. Однако, если обнаружено образование на яичнике, но не обычная киста, это может быть широкий спектр различных заболеваний. Их принято делить на несколько групп, которые объединяют патологии доброкачественного, злокачественного или пограничного характера. Существуют такие типы новообразований в придатках:

  • стромальные опухоли полового тяжа;
  • эпителиальные новообразования;
  • герминогенные;
  • редко образующие опухоли;
  • опухолевые процессы.

Согласно статистическим данным, чаще всего у пациенток встречаются:

  1. Опухолевые патологии стромы и поверхностного эпителия. К ним относятся простые серозные, папиллярные и папиллярно-серозные цистаденомы, а также муцинозные (псевдомуцинозные цистаденомы) и эндометриоидные новообразования (опухоль Бреннена и карциномы).
  2. Стромальные новообразования и опухоли полового тяжа. В данную категорию входят гранулезостромально-клеточные патологии, такие как гранулезоклеточные заболевания, фибромы и текомы, а также андробластомы.
  3. Новообразования герминогенного типа, такие как тератомы.

Это лишь небольшой список опухолевидных патологий, которые встречаются в современной гинекологической практике. Каждая из этих разновидностей может иметь доброкачественный или злокачественный характер. Бывают и пограничные стадии болезни, когда сформировавшееся патологическое тело отличается потенциально низкой злокачественностью.

Доброкачественные новообразования


Чаще всего образование яичника имеет доброкачественную природу и отличается клеточным ростом. Наибольший процент припадает на эпителиальные новообразования на яичнике. Такие патологии также называются цистаденомами или кистомами. Образуются они из-за разрастания внешней оболочки придатков. К ним относятся такие разновидности цистаденом:

  • муцинозные;
  • папиллярные;
  • эндометриоидные;
  • серозные.

Киста и кистома – патологии, которые часто путают. Такие жидкостные образования чаще всего протекают бессимптомно, однако, некоторые их виды становятся причиной постоянных тянущих болей внизу живота и увеличения брюшной полости. Подобные ощущения вызывает муцинозная цистаденома солидной структуры. Полость такой опухоли быстро наполняется густым слизистым веществом и достигает больших размеров.

Обратите внимание: К доброкачественным относится и оогенная опухоль, которая формируется из ооцитов. Самым сложным новообразованием такого типа считается тератома, которая формируется из яйцеклетки, содержащей в себе генетический материал. Ее внутренняя часть может быть заполнена зрелыми тканями и даже рудиментными органами, включая волосы, жировые ткани, зачатки костей и зубов. Она представляет собой не очень объемное образование яичника, но с двух сторон формируется очень редко.

Еще одной распространенной доброкачественной патологией придатков является текома. Она формируется из клеток, вырабатывающих эстрогены, и чаще всего появляется в период постменопаузы. Хотя текома за счет выработки женских гормонов, повышает либидо, улучшает внешний вид и самочувствие женщин в климактерический период, ее необходимо вовремя устранить. В противном случае может развиться гиперплазия и даже рак эндометрия.

Вирилизующие опухоли тоже относятся к доброкачественным. Формируются они из элементов придатков, которые аналогичны по составу клеткам гонад мужчины. В результате правый или левый яичник, он представлен солидной структуры. Женщина с патологией сталкивается с процессами вирилизации, включающие остановку менструации, атрофию молочных желез, увеличение клитора и другие изменения мужского типа.

Опухоли Бреннера встречается достаточно редко. Такие структуры имеют небольшие размеры, поэтому их очень сложно обнаружить при помощи УЗИ. Они в большинстве случаев диагностируются во время оперативного вмешательства, целью которого является гистологическое исследование тканей придатков. К доброкачественным относится и киста. Как правило, она не требует лечения, однако, если обнаружено солидное новообразование яичника, может потребоваться медикаментозная терапия или оперативное лечение. К редким заболеваниям относится также фиброма яичника, формирующаяся из соединительных тканей. По своей природе она является гормонально неактивной текомой. Чаще всего такие фибромы встречаются в климактерическом периоде. Они имеют солидные размеры и могут дорастать до 15 сантиметров. Данная патология сопровождается нарушениями цикла и генеративной функции. В одном и том же придатке возможно развитие фибромы и кисты.

Важно! Практический любой вид доброкачественного новообразования в яичнике может со временем перерасти в злокачественную опухоль. Поэтому рекомендуется регулярно проходить осмотры у гинеколога и тщательно следить за развитием любого патологического явления в придатках.

Методы диагностики

Как доброкачественные, так и злокачественные структуры в придатках нередко протекают без каких-либо симптомов. Чтобы не допустить осложнения или образования раковых опухолей, рекомендуется хотя бы раз в год посещать врача. При обнаружении новообразований или неприятных ощущениях внизу живота, сбоях в менструальном цикле либо появлении других жалоб, стоит проходить гинекологические осмотры раз в назначенный специалистом период. В большинстве случаев для диагностики опухолевых процессов в яичниках достаточно ультразвуковой диагностики. Образования с разной структурой имеют различную эхогенность. Бывают анэхогенные или гиперэхогенные структуры. Это может быть обычная киста либо опасное для здоровья новообразование, требующее лечения. Если врач сомневается в характере опухоли, назначаются дополнительные исследования.

Важно! Нередко трансвагинальное УЗИ сочетается с допплерометрией, позволяющей отличить опухоль от аваскулярных кист. Злокачественные тела в основном имеют кровеносные сосуды, а доброкачественные – только полость, заполненную жидкостью.

При необходимости пациентке назначается магниторезонансная томография или КТ. Такие методы дают возможность более точно установить характер образования в яичнике, поставить диагноз и определиться с необходимым объемом оперативного лечения. На сегодняшний день все чаще применяются современные способы обнаружения маркеров, свидетельствующих о развитии раковых клеток. Такие онкомаркеры позволяют не только выявить уже существующие злокачественные процессы, но и заранее определить вероятность перерождения доброкачественных тканей в раковые очаги.

Довольно часто после посещения гинеколога женщин фертильного возраста направляют на ультразвуковое исследование органов малого таза, и врач УЗИ выставляет заключение – «ретенционное образование яичника». О чем говорит этот диагноз, и опасным является это образование?

Ретенционное образование может возникнуть в любом паренхиматозном или железистом органе, если есть препятствие к нарушению оттока секретируемой жидкости. Может встретиться киста в слюнных железах, или в молочной железе. С гистологической точки зрения, ретенционная киста — это объемное образование, которое внутри заполнено жидкостью.

Обычно киста – образование тонкостенное, и при УЗИ содержимое можно хорошо рассмотреть. Эта жидкость продуцируется внутренним слоем клеток, которые выстилают внутреннюю полость. Есть и альтернативный путь — это пропотевание жидкой части крови (плазмы) из близлежащих кровеносных сосудов. Наиболее часто подобные образования встречаются у женщин фертильного периода, несколько реже они наблюдаются в период менопаузы и в постменопаузальный период, и еще реже кисты обнаруживаются у девочек в возрасте до года, и даже у плода.

Иногда ретенционную кисту врачи могут называть функциональной. Откуда появилось такое название? В норме ткани, попавшие внутрь образования, продуцируют нужный секрет. Это их функция. Просто случайно создались условия, препятствующие нарушению оттока этой жидкости, поэтому и начался формироваться кистозный пузырёк. После того как жидкость начала накапливаться в полости кисты, она постоянно растёт и увеличивается в размерах. Вследствие повышения давления эпителий, изнутри выстилающий полость, постепенно начинает перерождаться, и продукция жидкости постепенно прекращается.

В зависимости от условий возникновения, киста яичника бывает фолликулярной, эндометриоидной и кистой желтого тела. Иногда бывают параовариальные феномены и другие их разновидности. Фолликулярные кисты возникают после разрыва фолликула, после того, как вышла созревшая яйцеклетка, и часто появляются при гормональном дисбалансе, если овуляция отсутствует. Часто наличие множественных фолликулярных ретенционных кист является признаком бесплодия.

Если образовалась киста, продуцирующая прогестерон после овуляции, и она не регрессировала, то ее именуют кистой желтого тела.

Наконец, если женщина болеет эндометриозом, и он имеет эктопическую локализацию, то эндометрий может также отторгаться в яичнике, как и в матке, и в случае замкнутого пространства возникает эндометриоидная киста. Ее еще называют шоколадной.

Нет никакой разницы, возникло ретенционное образование правого яичника, или другой стороны. Оно может вырасти до 10 см и даже больше, но на практике размеры редко превышает 6 – 8 см.

Причины

Данная патология возникает в том случае, если существуют определенные нарушения. Самыми частыми причинами, являются:

  • воспаление органов малого таза, особенно хроническое, яичников и матки, такие нозологии, как аднексит и сальпингит, оофорит;
  • оперативное гинекологическое вмешательство;
  • аборты;
  • венерические инфекции, и заболевания, передаваемые половым путем;
  • при самолечении гормональными препаратами, при назначении оральных контрацептивов без показаний;
  • при неграмотном лечении бесплодия, при котором стараются добиться овуляции любой ценой;
  • вследствие переутомления, недоедания.

У ещё не рождённых девочек кисты возникают, например, при стимуляции материнскими гормонами, либо при общем повышении концентрации гормонов в предродовом периоде. Ретенционные кисты фолликулярного генеза исчезают у половины новорождённых девочек за первые два-три месяца жизни.

В чем опасность?

Опасность любой ретенционной кисты состоит не в том, что она существует, и существует бессимптомно, а в том, что с ней может произойти. А произойти могут следующие события:

в том случае, если образование находится на длинной ножке, это ножка может перекрутиться. В результате возникает омертвение живых тканей вследствие некроза сосудов, что вызывает возникновение острой хирургической патологии;

  • Киста постоянно увеличивается, и в конце концов, разрывается.
  • В абдоминальную полость изливается содержимое. Если это содержимое было стерильно, а его объем небольшой, женщина может самостоятельно поправиться. Если содержимое кисты было значительного объема, может возникнуть угроза инфицирования с развитием тазового перитонита, что приводит к непосредственной угрозе жизни. При разрыве нужна срочная операция.
  • Наконец, исходом любой кисты может быть массивное внутрибрюшинное кровотечение, особенно если при разрыве произошло повреждение сосуда среднего или крупного калибра.

Симптоматика

В каком случае женщина может заподозрить наличие ретенционных кист? Конечно, они часто никак не проявляются, особенно если образования ещё не достигли значительного диаметра. Но к гинекологу нужно обратиться, если имеет место следующая симптоматика:

  • общая слабость или недомогание, связанное с месячными;
  • субфебрильные цифры температуры в предменструальный период;
  • появление болевого синдрома во вторую фазу женского цикла;
  • усиление боли во время секса, при повышенной физической нагрузке, при резких движениях;
  • если справа или слева в животе есть чувство распирания, который усиливается во вторую фазу;
  • возникают незначительные кровотечения между месячными, либо переходят в месячные;
  • Наконец, самым главным признаком образований может явиться задержка менструации, а также увеличение объема живота, если киста выросла до очень больших размеров.

В том случае, если возникла одно из осложнений, то симптоматика может быть совершенно иной — это появление резких болей в животе, коллапс, падение артериального давления, явления геморрагического шока при кровотечении, либо симптоматика острого живота при перитоните через несколько суток после разрыва кисты.

Признаки ретенционного образования левого яичника могут симулировать воспаление левого мочеточника, а с противоположной стороны точной диагностике может помешать желчная колика, либо болевой синдром, связанный с растяжением капсулы печени.

Диагностика

Полноценный гинекологический осмотр является основной процедурой, которая позволяет направить в дальнейшем женщину на различные обследования, для того чтобы подтвердить или исключить наличие ретенционной кисты яичника. Во время осмотра врач определяет предварительную локализацию образования, а также может прощупать болезненные яичники.

Основным способом диагностики является ультразвуковое исследование органов малого таза, как трансабдоминальное, так и трансвагинальное. При УЗИ можно не только определить точные размеры и локализацию кисты, но и предположить особенности происхождения образования.

В сложных случаях используется магнитно-резонансная томография и компьютерная томография, а также определяются различные опухолевые маркеры.

Иногда, когда нельзя исключить внематочную имплантацию плодного яйца, проводится тест на беременность.

Оперативная диагностика осложненных состояний включает в себя обычно лапароскопическую операцию, а также пункцию дугласова кармана, или заднего свода влагалища. Пункция показывает скопление свежей крови в брюшной полости, либо выпота, который говорит о начавшемся перитоните.

В том случае, если наличие выпота сопровождается значительным лейкоцитозом и повышением СОЭ в общем анализе крови, то нужно срочно оперировать пациентку. Ретенционное образование левого яичника диагностировать несколько легче, поскольку слева находится селезенка и почка, а справа – почка, печень и аппендикс.

Лечение

В некоторых случаях можно только наблюдать пациентку под контролем УЗИ, не предпринимая никаких действий, так как небольшие фолликулярные кисты могут самостоятельно рассосаться, спустя 2 или 3 месяца после возникновения.

Консервативная терапия предусматривает нормализацию менструального цикла: применяются сосудистые препараты, и средства, улучшающие микроциркуляцию, иногда назначаются оральные контрацептивы, под наблюдением гинеколога-эндокринолога.

Оперативное вмешательство в настоящее время является щадящей и малоинвазивной процедурой. Она проводится при помощи лапароскопа, без больших разрезов. Эндоскопическим способом можно не только хорошо осмотреть яичник, не только выполнить пункцию образования, но и удалить его с минимальной травматизацией.

Лапароскопический способ удаления кист практически не вызывает никаких ранних и поздних послеоперационных осложнений, не вызывает появления спаек, и максимально сокращает послеоперационный период. После лапароскопии на коже живота остается небольшой след длиной не более сантиметра. При ретенционной кисте яичника диаметром 5 см, обнаруженной лапароскопически, производится удаление, поскольку лапароскопия позволяет это выполнить.

В том же случае, если пациентка взята в отделение оперативной гинекологии по экстренным показаниям, то иногда не обойтись и без лапаротомии, то есть широкого разреза на передней брюшной стенке. Это может быть сделано для того, чтобы провести ревизию органов малого таза, убрать кровь, излившейся в брюшную полость, либо выполнить резекцию яичника или даже овариоэктомию при наличии показаний.

В заключение нужно отметить, что своевременное регулярное прохождение осмотра у гинеколога позволяет диагностировать кистозные процессы, протекающие в яичнике, максимально рано. Это, в свою очередь, позволяет своевременно лечить их, практически не прибегая к оперативному вмешательству.

Некоторые женщины получают примерно следующие результаты УЗИ: «обнаружено жидкостное образование в яичнике». Такое заключение означает, что в придатке образовалась , которая может исчезнуть в течение нескольких циклов или нуждается в лечении. Жидкостное образование правого яичника возникает чаще, чем левого.

Чаще всего жидкость в яичнике обнаруживается у женщин после 40 лет, но может появиться в любом возрасте. Большинство ученых считает, что патология возникает из-за гормонального дисбаланса. Причем киста в малом тазу может сформироваться как в результате естественной перестройки организма, так и на фоне приема гормональных средств.

Сбои в репродуктивной функции в большинстве случаев обусловлены ранним вступлением в период полового созревания, а также многократными абортами. От кист яичников с жидким содержимым нередко страдают женщины, у которых имеются отклонения в работе эндокринной системы.

Жидкостное образование левого яичника может появиться в результате нарушения овуляции, когда пузырек, наполненный жидкостью, не разрывается, его содержимое не попадает в брюшную полость, а остается в фолликуле, в результате чего формируется фолликулярная киста яичника. Такая патология, как правило, проходит сама. В большинстве случаев с ней сталкиваются женщины детородного возраста. носит доброкачественный характер, увеличивается в размерах вследствие растяжения стенок (за счет скопления внутреннего содержимого) и чаще всего случайно выявляется во время УЗИ.

Жидкостные образования в придатках могут появиться на фоне длительно протекающего воспалительного процесса, обусловленного переохлаждением. Если женщина страдает от слабого иммунитета, то патология, как правило, протекает с осложнениями. Киста в малом тазу нередко формируется вследствие эндометриоза.

Образование в яичнике у женщин может появиться на фоне застойных явлений в области малого таза, обусловленных неправильной работой почек. Пусковыми факторами для развития патологии, при наличии склонности к ней, часто становятся: нервные потрясения, несбалансированное питание, нарушение режима труда и отдыха и т. д.

Виды жидкостных посторонних включений в яичниках

Когда говорят, что в придатках имеются жидкостные образования, то речь идет кистах, которые могут длительное время никак себя не проявлять. Существуют следующие их виды:

  1. Дермоидная киста яичника нередко развивается при беременности матери. Это постороннее включение заполнено жидкостью и зачатками кожи, волос и других тканей ребенка. Иногда оно появляется в течение жизни.
  2. Фолликулярное образование формируется на фоне гормонального сбоя, при котором овуляция осуществляется не полностью, а фолликул наполняется жидкостью, постепенно увеличиваясь в размерах.
  3. Муцинозная — заполнена слизистым содержимым. Ее опасность заключается в возможности злокачественного перерождения. В большинстве случаев такое постороннее включение формируется в период климакса.
  4. Параовариальная киста представляет собой тонкостенное новообразование, которое является малоподвижным и чаще всего никак себя не проявляет, имея небольшие размеры.
  5. Лютеиновое новообразование возникает сразу после овуляции вследствие нарушения процессов кровообращения в тканях придатка. Факторами, провоцирующими ее развитие, являются строгая диета и существенные физические нагрузки.
  6. Эндометриоидное жидкостное новообразование формируется из-за внедрения в ткань придатка клеток эндометрия, и иногда приводит к развитию бесплодия. Среди других жидкостных образований яичников она встречается довольно часто.
  7. Многочисленные кисты яичников, которые обусловлены . Гормональные отклонения приводят к нарушениям репродуктивной функции и появлению в придатках указанных образований, заполненных жидкостью.
  8. Серозная цистаденома с водянистым прозрачным содержимым светло-желтого цвета. Она редко трансформируется в раковую опухоль и встречается довольно часто.

Признаки жидкостного новообразования

Помните! Рассказать, что это такое жидкостное образование правого или левого яичника и как его лечить, может только врач. Однако своевременно пройти УЗИ, позволяющее обнаружить кисту придатка, под силу каждой пациентке. К сожалению, небольшие посторонние включения в малом тазу никак себя не проявляют, поэтому заподозрить их сложно.

По мере развития патологии у женщины, как правило, появляются следующие симптомы:

  • кровотечения из половых путей вне менструаций;
  • болезненность в животе;
  • рвота и/или тошнота;
  • ановуляция;
  • чувство вздутия живота;
  • боли во время интимной близости;
  • нарушения цикла;
  • проблемы с опорожнением кишечника;
  • учащенные позывы к мочеиспусканию;
  • болевой синдром в области бедра или в нижнем сегменте спины.

Указанные проявления не всегда указывают на наличие жидкостного образования и довольно часто выступают проявлениями других гинекологических патологий, например, миомы матки.

Если появились боли во время интимной близости и/или после физической активности, тошнота и другие неприятные симптомы, то следует как можно скорее обратиться к врачу. Такая клиническая картина может указывать на развитие кисты.

Диагностика патологии

Жидкостное включение в правом или левом яичнике часто обнаруживается во время УЗИ. Для выявления причины патологии проводится исследование крови на гормоны. Это позволяет назначить эффективную терапию лекарственными препаратами. Чаще всего у пациенток, страдающих от кист придатков, имеются нарушения цикла.

Если врач полагает, что образование может самопроизвольно рассосаться в течение нескольких месяцев, то он рекомендует женщине сделать в динамике, чтобы проконтролировать развитие патологии. Однако при появлении неприятных симптомов, осложнений, если имеется риск развития злокачественного процесса, осуществляется лечение.

Чтобы исключить наличие онкологии, пациентке необходимо сдать кровь на онкомаркеры С-125 и СА-19-9. Следует помнить, что положительные результаты таких анализов не всегда говорят о раке яичников и могут указывать на злокачественное поражение других органов. Наиболее достоверным исследованием для выявления рака придатков считается .

Как лечить жидкостное образование левого или правого яичника

Если речь идет о функциональной кисте, то с большой долей вероятности она может исчезнуть сама в течение нескольких менструальных циклов. Тогда, когда образование не регрессирует, осуществляется его лечение, тактика которого определяется возрастом пациентки и другими факторами.

Как правило, период, в течение которого проводится динамическое наблюдение, составляет 3 месяца. Чтобы ускорить процесс исчезновения кисты, гинеколог может назначить гормональные средства, а при болевом синдроме – обезболивающие препараты. Посторонние включения больших размеров, или обладающие вероятностью трансформации в раковую опухоль, удаляются хирургическим путем.

Жидкостное образование левого яичника (или правого) иссекается лапароскопическим или лапаротомическим путем. Операция показана и тогда, когда у женщины, которая хочет забеременеть, имеется СКПЯ, а консервативное лечение неэффективно. Срочное хирургическое вмешательство проводится при яичника, а также при других осложнениях.

Если пациентка находится в менопаузе и страдает от серьезных заболеваний сосудов, сердца, метаболических нарушений, а киста имеет диаметр не более 5 см и не может переродиться в злокачественную опухоль, то операция не проводится. В этом случае применяется консервативная терапия с помощью лекарственных средств.

Тогда, когда в яичниках имеются жидкостные образования, это свидетельствует о наличии кист (например, при СКПЯ). Единичное постороннее включение может указывать на функциональный характер патологии. Комплексное обследование позволяет поставить точный диагноз и назначить пациентке правильное лечение.