Самооценка. Виды и источники ее формирования. Самосознание: определение, критерии, уровни развития. Понятие образа-я и я-концепции. Проблема формирования самооценки Критерии самосознания

Самосознание рассматривается как процесс и как результат. Обычно самосознание противопоставляется предметному миру. Особое внимание при этом уделяется соотношению сознания и самосознания, решению вопроса о первичности сознания. С.Л. Рубинштейн критикует идеалистический взгляд на самосознание, согласно которому "наличие психического совпадает с его осознанностью; сущность психики в том, что она есть непосредственно знание о самом себе; психическое отождествляется с сознанием, сознание - с самосознанием. В результате психическое ограничивается сферой осознанного, его осознание и познание - содержанием непосредственно данного" (Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., Изд-во АН СССР, 1959. С. 145). Отстаивая свой взгляд на проблему сознания и самосознания, Рубинштейн утверждает, что самосознание включает самоотношение, но не прямое, а опосредованное жизненными проявлениями субъекта, всей жизнью личности. Не сознание вырастает из самосознания, а, наоборот, самосознание формируется через активность субъекта. "Объектом самосознания и самопознания является не "чистое" сознание, то есть сознание, обособленное от реального материального бытия человека, а сам человек в неразрывной цельности своего существа".

Различение самосознания как процесса и продукта было введено У. Джемсом. Он различал Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Я-сознающее - чистый опыт, процессуальная характеристика самосознания. Я-как-объект - содержание этого опыта. Эти два аспекта самосознания мы можем представить как относительно автономные лишь теоретически, поскольку в реальности они не существуют один без другого.

10.1.1. Самосознание как процесс

Процесс познания может быть представлен в виде нескольких параметров. Согласно К. Ясперсу, таких параметров четыре:

1) осознание себя в качестве активного деятеля,

2) осознание собственного единства,

3) осознание собственной идентичности,

4) осознание себя как отличного от остального мира (мира объектов и других людей).

  • ^ Осознание себя в качестве активного деятеля связано с пониманием, что процесс осознания сопровождается ощущением себя как источника активности. Сознание присутствует во всех областях психической жизни. В форме "Я мыслю" оно сопровождает все восприятия, представления, чувства и ощущения. Любое действие человека, будь то телесное, моторное, ментальное или любое другое, несет в себе аспект принадлежности Я. Нарушения этого процесса могут выступать в виде: 1) потери чувства собственного Я, либо 2) осознания проявлений психического как явлений, вложенных извне, управляемых другим человеком или людьми, силами, мировой волей.
  • Осознание собственного единства связано с пониманием, что в процессе самосознания участвует целостное, неделимое Я. Согласно этой форме осознания себя человек уверен в единстве свой личности в каждый данный момент времени. Этот процесс осуществляется благодаря существованию устойчивой иерархии мотивов и ценностей, соподчиненности отдельных аспектов Я. Нарушения чувства единства личности выражаются в феноменах раздвоения личности. Как кратковременное явление оно встречается у людей с нормальной психикой и означает стремление взглянуть на себя со стороны. Нарушение проявляется в устойчивом существовании двух или более независимых друг от друга личностей.
  • Осознание собственной идентичности характеризует этот процесс с точки зрения устойчивости представлений о себе во времени. Иными словами, на фоне изменений, которые происходят с человеком в течение его жизни, он остается верным самому себе, чувствуя, что он тот, кем был всегда. Нарушения чувства идентичности связаны с отвержением себя в прошлом, с разрывом между прошлым и настоящим образами Я.
  • Осознание себя как отличного от окружающего мира проявляется в отчетливом понимании Я и не-Я, в ощущении, что есть невидимые границы между своей личностью и объектами окружающего ее пространства. Нарушение границ проявляется в отождествлении себя с другими людьми или даже неодушевленными объектами, а также в конфликте приближения/отдаления, характерном для пограничной личности.

10.1.2. Самосознание как результат

Самосознание как процесс может находить свое завершение в результате познания и осознания себя. Безусловно, мы говорим о некоторой условности завершения, поскольку остановки и прекращения самосознания явление редкое и связано с экстремальными для человека событиями жизни. Самосознание как результат описывается в терминах Я-концепции.

По мнению Карла Роджерса, Я-концепция складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях взаимодействия с другими людьми и ценностных представлений, связанных с объектами и действиями.

Я-концепция - это существующая в сознании человека система представлений, образов, оценок, относящихся к нему самому. Она включает представления о том, как он выглядит в глазах других людей, а также то, каким бы он хотел быть и как он должен себя вести. Согласно этому определению Я-концепция - это реальный, идеальный образы Я и образ Я как результат отраженного самоотношения (Я в представлениях других людей, или зеркальное Я). Все три составляющие Я-концепции являются ее модальностями.

Кроме модальностей, Я-концепция представлена когнитивным (образ Я), эмоциональным (самооценка) и поведенческим (стратегии самоутверждения личности) компонентами.

Образ Я - это представление индивида о самом себе. Согласно Р. Бернсу, характеристики, которые приписываются себе, могут быть самыми разными - атрибутивными, ролевыми, статусными, психологическими качествами индивида, включая вещи, с которыми человек себя ассоциирует, типичные поведенческие стратегии, жизненные цели, близких и значимых людей и т.д. Все эти образы называются аспектами целостного Я и в более общем виде представляют собой физическое Я - образ, или схему, тела, социальное Я - роли, с которыми человек себя идентифицирует, возрастное Я - ощущение себя человеком определенного возраста, половую идентичность - все качества индивидуальных сочетаний мужских и женских черт, обусловленных биологическим полом и психологическими факторами, психологическое Я - неотъемлемые эмоциональные реакции и интеллектуальные качества, а также устойчивые потребности и мотивы.

Самооценка - отношение человека к себе, выражающееся в принятии или непринятии своей личности. Согласно У. Джемсу, самооценка складывается из двух составляющих - уровня притязаний и уровня реальных достижений. Уровень притязаний - это уровень трудности достигаемых целей. Если уровень притязаний будет очень высоким, а уровень реальных достижений - низким, то самооценка тоже будет низкой. При сочетании уровня притязаний и уровня достижений самооценка становится высокой и адекватной. Повышения самооценки, соответственно, добиваются двумя способами - путем снижения уровня притязаний или посредством улучшения реальных достижений. Самооценка - один из тщательно изученных психических феноменов.

Самоутверждение - поведенческий аспект Я-концепции. С нашей точки зрения, самоутверждение представляет собой одну из стратегий эго, это способ усиления Я, придания ему или поддержания силы, значимости. Для любого человека в большей или меньшей мере свойственна некоторая уязвимость в отношении того, кем он является и насколько ценным себя чувствует. Люди прибегают к разным способам поддержания значимости себя для того, чтобы чувствовать удовлетворение от собственной личности. Это могут быть идеализация и идентификация, в одном случае, проекция и обесценивание - в другом, самореализация - в третьем. В целом самоутверждение - это стремление к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение (Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000. С. 224.).

Образ Я, самооценка и самоутверждение личности - взаимно обусловленные и обуславливающие друг друга феномены, поэтому их исследование должно основываться на принципе системности.

Самосознание – психологическая реальность, состоящая в том, что человек способен сознательно воспринимать и относится к самому себе.

Рубинштейн: процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его сознания и самосознания. Личность, как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Ребенок не сразу осознает себя как Я. В течении первых лет он сам называет себя по имени, как называют его окружающие. Осознание себя как Я является результатом развития. Через взаимодействие с миром (предметный, социальный).

Попытки выделения критериев самосознания:

Бехтерев . Простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простой форме состоит в неясном чувствовании собственного существования.

Выготский, Рубинштейн. Самосознание есть этап развития сознания, подготовляемый развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с окружающими (2-3 года).

Психоанализ . Процесс зарождения самосознания – процесс субъективного отделения от матери; дискомфорт, вызванный теми или иными соматическими процессами, уменьшается у ребенка; соответственно ребенок начинает выделять из остального мира мать, а себя отделять от матери.

Кон, Шпрангер . Периодом возникновения сознательного Я как бы постепенно ни формировались его отдельные компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст. Феноменальные проявления самосознания – возникновение рефлексии, сознание своих мотивов, моральные конфликты, нравственная самооценка, интимизация внутренней жизни.

Уровни самосознания. Столин. Из предыдущих взглядов видно, что самосознание выступает для различных авторов на разных уровнях. Разные системы отношений, включающие человека как природное существо, как объект и субъект общественных отношений и человеческих деятельностей, порождает разные аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных и не сводимых друг к другу феноменах. Уровневое строение самосознания. На каждом уровне самосознание выступает как механизм обратной связи, необходимый для интеграции активности субъекта и его деятельности. Различно и содержание и функции на этих уровнях: 1. Отражение субъекта в сист. его органической активности. 2. Отражение субъекта в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношений. 3. отражение субъекта в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей. При ведущей роли личностного уровня возможны тем не менее сложные взаимоотношения между процессами и их результатами, относимыми к разным уровням. Соответственно этим трем уровням можно различать и единицы самосознания : 1. На уровне органического самосознания эта единица имеет сенсорно-перцептивную природу. 2. На уровне индивидного самосознания – воспринимаемая оценка себя и соответственно самооценка, возрастная, половая и социальная идентичность. 3. на уровне личностного самосознания эта единица – конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими, проясняющих для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующих об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе.

Самосознание личности

21.05.2015

Снежана Иванова

Самосознание личности представляет собой особую форму сознания, направленную на чувства и переживания самого человека.

Самосознание личности представляет собой особую форму сознания, направленную на чувства и переживания самого человека. Можно сказать, что самосознание дано нам для того, чтобы отслеживать свое психическое состояние. Самосознание тесным образом связано с эмоциональной сферой. Любое развитие не состоялось бы без самосознания. Ребенок, едва появившись на свет, начинает взаимодействовать с миром и постепенно у него складываются собственные индивидуальные представления о нем. То, что он переживает, становится субъективными ощущениями и во многом определяет его отношение к самому себе и окружающим людям. Только с помощью самосознания становится возможным оценивание своих и чужих поступков.

Нередко взрослый человек подстраивает свои действия под социальные ожидания, хочет выглядеть в глазах коллег и родственников в максимально выгодном свете. Формирование самосознания происходит в среднем по достижении 14 – 17 лет, а дальше только укрепляется под влиянием социума. Ребенок, находясь в определенной социальной среде, впитывает в себя ее обычаи, правила, порядки и старается вести себя таким образом, чтобы соответствовать им. У него есть свой внутренний мир, в котором царят свои законы, но они не всегда соотносятся с нормами общества, потому могут доставлять личности значимые переживания. С помощью самосознания человек также «слышит» голос совести.

Индивидуальный образ своего «я» складывается из трех составляющих: социальные ожидания, представление о самом себе и мнение окружающих о себе. В результате развития самосознания личность постепенно приходит к пониманию ценности (читать про ) и значимости своего существования(читать про ). Самосознание здесь выступает связующим звеном между влиянием общественных установок и собственными внутренними потребностями (читать про ).

Структура самосознания

Структура самосознания включает в себя три основных элемента, которые оказывают друг на друга взаимовлияющее действие. Исходя из данной структуры самосознания, каждый человек имеет возможность отследить свое психоэмоциональное состояние, понять, что он делает ради других и самого себя.

  • «Я – реальное» Соответствует представлению личности о самой себе в настоящий момент времени. Самосознание личности помогает увидеть объективную картину собственного положения. Здесь человек оценивает себя с разных позиций. Единый образ формируется на основе всех социальных ролей: отец, сын, служащий, друг. Человек в буквальном смысле мысленно задает себе следующие вопросы: какой я родитель, хороший ли работник, талантливый ли руководитель? Мысленные ответы могут как удовлетворять личность, так и расстраивать ее. В случае явного несоответствия этих образов друг другу, возникают дополнительные переживания и страдания, появляется серьезный повод для глубоких размышлений.
  • «Я — идеальное» Является вторым компонентом структуры самосознания и свидетельствует о внутренних мотивах, стремлениях личности к самосовершенствованию. «Я – идеальное» включает в себя наши желания, мечты, цели относительно самого себя в будущем. Оно формирует представление о том, к чему необходимо идти, чтобы достичь желаемого результата. То, каким себя видит человек в будущем, отражает уровень его притязаний, уверенности в себе и наличие . Как правило, люди склонны идеализировать этот образ и недооценивать достижения в настоящем моменте, которые уже имеются. Представить можно все, что угодно, мечтать порой гораздо приятнее, чем предпринимать активные действия по изменению своей внутренней реальности. Самосознание личности обязательно предполагает наличие стремления к переменам.
  • «Я – прошлое» Представляет собой самую драматичную часть, которая оказывает сильное воздействие на то, как человек строит свою жизнь. Управлять самосознанием можно, однако, былое исправить нельзя. Если у личности имеется негативное прошлое, он будет опасаться активно действовать в настоящем, станет делать это с осторожностью. Прошлое – бесценный опыт, помогающий нам разобраться в собственных поступках и сориентироваться на будущие достижения.

Надо сказать, что все компоненты самосознания неразрывно связаны между собой. Структура самосознания – это целостная система, и если человек научился ценить настоящее, значит, ему станет проще реализоваться в будущем.

Функции самосознания

Среди основных функций самосознания принято выделять несколько важных составляющих. Функции самосознания играют роль становления личности, ее характерных особенностей.

Формирование индивидуальности

Каждый человек по-своему уникален. Для того, чтобы развить индивидуальность, необходимо осуществление колоссальной внутренней работы. Без самосознания тут не обойтись. Личность формируется под влиянием тех событий и переживаний, которые она испытывает. Если бы не происходило всех этих испытаний, человек остановился бы в своем развитии. Наша жизнь движется таким образом, что мы вольно или невольно всегда узнаем новое, прикладываем определенные усилия для реализации своих планов и мечтаний. Самосознанию принадлежит главная роль. Индивидуальность никому не обходится дешево, ее нужно отстаивать перед коллегами и даже близкими людьми, которые в некоторых случаях могут не понимать наших желаний.

Выстраивание собственного индивидуального образа, в свою очередь, помогает сформироваться «я – концепции», которая определяет то, каким будет человек, как именно станет достигать поставленных целей. И всего того не могло произойти без самосознания.

Формирование самозащиты

Живя в обществе, человек с первых лет жизни должен учиться выстраивать свое поведение таким образом, чтобы как можно меньше испытывать на себе негативное влияние. Не секрет, что в социуме не любят тех, кто хоть как – то выделяется из толпы, демонстрирует неординарные способности или имеет другой, отличительный взгляд на давно известные вещи. Функции самосознания были бы неполными без этого важного элемента. Внутреннее чувство покоя и защищенности способствует личностному созреванию, формированию представления об индивидуальных возможностях. Некоторые люди вправе гордиться своим самосознанием.

Какую личность можно назвать по – настоящему целостной? Лишь ту, которая может представить себя полностью самостоятельной, завершенной, и не последнюю роль в этом процессе играет самосознание. Психологи рекомендуют научиться воображать себя плотным «воздушным шариком», за который никто не может «зацепиться». Такой подход позволяет чувствовать себя счастливым.

Саморегуляция поведения

Только благодаря самосознанию человек вообще оказывается способен управлять собственным поведением. Самосознание регулирует внутренние механизмы и переживания личности. Человек обладает способностью сам улучшить себе настроение, изменить образ своих мыслей или концентрации внимания (читать про внимание ) на определенном объекте. Попадая в общество, ребенок учится управлять своим поведением, распознавать, что хорошо, а что плохо, как можно себя вести, а как не следует.

Социальные нормы этикета тоже должны быть выдержаны, поэтому личность вынуждена подстраиваться под них, прислушиваясь к своему самосознанию. Часто выполнение нужной деятельности носит обязательный характер, но это становится возможным только с внутреннего «разрешения» самой личности.

Самосознание все время находится в развитии, претерпевает значительные изменения. Если человек останавливается в чем – либо, он начинает двигаться назад.

Самосознание и самооценка

Вряд ли можно умалять значение самосознания для личности. От того, какой уровень притязаний человек себе ставит, зависит очень многое в его жизни: степень известности, уверенность в себе, стремление к новым достижениям. Немаловажную роль играет , которая, в свою очередь, формируется тоже благодаря самосознанию. Самосознание и самооценка личности оказывают взаимное влияние друг на друга.

Почему у одних людей самооценка занижена, а у других занижена? Все дело в том, какой опыт личность получала в детстве, подростковом возрасте от окружения, каким видел ее социум. Если маленького ребенка часто заставлять чувствовать себя виноватым, то во взрослом возрасте этот человек продемонстрирует крайнюю зажатость, у него останется страх что – то сделать неправильно, разочаровать своих близких. В том случае, когда малышу все позволяется и любые прихоти тотчас исполняются, в жизнь выходит личность, не научившаяся принимать отказы. Такой человек еще долгое время остается инфантильным и зависимым от других.

Самосознание личности прямым образом влияет на ее самооценку. Чем более уверен в себе человек, тем меньше он позволит обществу вторгаться в его частную жизнь, руководить ею. Тот, кто берет на себя ответственность за исполнение индивидуальных стремлений, почти всегда обладает адекватной самооценкой, то есть знает свои сильные и слабые стороны, но не занимается самобичеванием при каждом удобном случае.

Самосознание индивида и социальное поведение

Сознание и самосознание – верные помощники личности в познании окружающей действительности. От того, насколько сознательную жизнь ведет человек, насколько он откровенен по отношению к самому себе, зависит его взаимодействие с окружающими людьми. Многие люди не подозревают о своем самосознании. В социуме, как правило, любят людей открытых, расположенных к общению. Уважения добиваются доброжелательные личности, которые готовы делиться позитивными эмоциями, дарить радость.

То, как ведет себя человек в обществе, показывает, приятны ли ему окружающие люди, насколько он уверен в себе. Заметьте, когда мы имеем достижения, которые в социуме считаются похвальными, возникает желание чаще демонстрировать свои успехи. У человека, чувствующего себя на высоте, расправляются плечи, выравнивается осанка, становится громче голос.

Нарушение самосознания может проявляться в том, что личность не хочет брать на себя ответственность за свои поступки, не спешит взрослеть и совершать конструктивные действия. Когда человек не готов просчитывать свои шаги и не смотрит в будущее, его нельзя назвать зрелым. Сознание и самосознание личности – тема весьма глубокая, затрагивающая разные аспекты личности.

Профессиональное самосознание

Профессиональное самосознание представляет собой совокупность представлений личности о самой себе как специалисте в той или иной области. Крайне важно, чтобы у человека в ходе развития профессиональных навыков формировался положительный образ самого себя. Чувство удовлетворения способствует дальнейшему развитию. Этот образ единый и складывается из нескольких важных компонентов.

  • Создание эталона конкретной профессии. Помогает личности выстроить вполне четкое видение, каким должен быть профессионал определенной категории. Включает в себя нормы, правила, модели поведения. Скажем, обучаясь на врача, будущий специалист уже знает, что нужно быть внимательным к людям, стремится сделать все возможное для восстановления их здорового состояния. Часто молодой студент идеализирует свою профессию, ему трудно представить себе все ее аспекты, пока недостаточно практики. Но именно данный образ помогает ему продвигаться в обучении, узнавать новые значимые детали. Все это достигается в результате самосознания.
  • Осознание важных качеств. Имеется в виду, что посредством самосознания личности каждый, кто готовится стать профессионалом в своем деле, в определенный момент начинает примерять на себя роль специалиста. Человек осознает наличие или отсутствие у себя конкретных качеств характера, необходимых в профессии, сравнивает себя с другими коллегами. В результате этих сравнений происходит формирование профессиональной самооценки. При участии самосознания личность подготавливает себя к деятельности, стремится к профессиональному росту и совершенствованию.

Развитие самосознания

Самосознание личности начинается с открытия собственной индивидуальности. Этот процесс, разумеется, не происходит в один момент, а может длиться годами, пока не сформируется ясность самосознания. Так человек постепенно приходит к пониманию своей уникальности, неповторимости. С помощью самосознания увеличивается способность корректировать собственные поступки и действия. Ниже представленные элементы способствуют развитию самосознания личности.

  • Открытие своей индивидуальности. Начинается с выделения себя из окружающего мира. Ребенок, который растет в конкретной семье, со временем начинает понимать, что другие люди не всегда чувствуют то же самое, что и он сам. Осознание своей неповторимости ускоряется в случае обладания четкими талантами, которые можно продемонстрировать родственникам. В этом случае у малыша будет формироваться положительное мнение о самом себе. Самосознание личности начинается примерно с трех лет и полностью завершается к моменту вхождения в юношеский возраст.
  • Формирование отношения к себе. Во многом зависит от родителей ребенка. Развитие самосознания пойдет успешнее, если семья будет стараться замечать даже мелкие достижения своего чада, отмечать его успехи. Дети очень внимательны и чувствительны к любым оценкам на свой счет. Они неравнодушно относятся к критике и некоторые из них воспринимают ее слишком серьезно. Самосознание личности пробуждается постепенно, под влиянием стимулирующих факторов.
  • Пересмотр событий прошлого. С помощью самосознания можно иногда изменить свое отношение к тем событиям, которые невозможно исправить. О самосознании можно говорить, как чудодейственном лекарстве, которое способно врачевать израненные души. Что нужно сделать? Перестать концентрироваться на переживаниях, доставляющих сильное беспокойство и душевную боль. Собственным самосознанием можно преодолеть все.
  • Любовь к себе. Себя нужно ценить потому, что никто другой не сделает вас счастливым. Только вы сами можете принять такое решение. И во многом в этом вам посодействует влияние самосознания. Научитесь ценить себя просто за то, что вы есть, а не за какие – то большие достижения.
  • Развитие самосознания не может происходить безболезненно. Этот процесс всегда требует от вас целиком погрузиться в глубокие переживания. Говоря о развитии самосознания, стоит отметить, что ведущая роль здесь принадлежит самому человеку.

Таким образом, самосознание личности в психологии – тема, приковывающая к себе много внимания. Самосознание личности тесно связано с психологией развития и возрастной психологией, затрагивает отдельные отрасли педагогики и социологии. Многие ученые современности обращаются к самосознанию, чтобы сделать научные открытия.

Самосознание – соответствующее представление человека о самом себе, которое характеризует его личность. Вместо самосознания используют термин Я-концепция. Когнитивная составляющая Я-концепции:Я-концепция – это совокупность значений человека о себе, как о личности (о темпераменте, социальных ролях, характере, жизненных целях). Методика свободного самоописания: по отношению к себе – описания себя в виде знаний. Испытуемым дают инструкцию: опишите себя в письменном виде так, чтобы было понятно, что вы за человек, что является наиболее преимущественным в вашей личности. Эти знания о себе могут быть двоякого рода: 1) знания, которые характеризуют личность человека такой, какой она есть в настоящий момент – Реальное Я. 2) характеризуют личность человека, как желаемое для него – Идеальное Я.

Самооценка – характеризует эмоциональное отношение человека к себе, к своему Я. Человек может любить, ненавидеть в себе какие-то качества, гордиться, расстраиваться. Из совокупности этих различных эмоциональных отношений складывается его самооценка. Она зависит: 1. От мнения других людей. 2. Степень несоответствия между Реальным и Идеальным Я.

Я-концепция – это совокупность знаний человека о себе как о личности, связанные с самооценкой.Функции Я-концепции: 1) обеспечивает согласование представлений. 2) интерпретация опыта. Каждый человек воспринимает мир в зависимости наличия у него тех или иных конструктов. 3) предвосхищение. Представление человека о себе могут изначально настраивать его на определённый исход.

Олпорт – направление развития сознания в онтогенезе. 7 основных аспектов Я, которые он обозначил как присущие, неотъемлемые его Я. Все аспекты даны от рождения, а возникают в определенном возрасте. Младенческий возраст : рождение-1 год. Самосознания нет, т.к. у ребёнка нет разграничений между Я и внешним миром.Раннее детство : 1-3 года. Появляется самосознание. Возникают 1,2,3 аспекты Я. 1,5 года –первый аспект – Телесное Я (отождествляется с собственным телом). Телесные ощущения связаны с работой внутренних органов, физиологическими нуждами. 2 года –второй аспект – чувство самоидентичности. Осознаёт себя как одного и того же субъекта в разных ситуациях, в разные периоды времени. 3 года –третий аспект – самоуважение. Самостоятельность, независимость, с мнением ребёнка должны считаться.Дошкольный возраст : 4-6 лет. 4 и 5 аспекты.Четвёртый аспект – расширение Я. В своё Я ребёнок включает другие объекты, окружающего мира, которые он воспринимает как свои собственные.Пятый аспект – образ Я. Сознательные представления о своей личности.Младший школьный возраст : 6-12 лет.Шестой аспект – Я как субъект рационального совладания. 12 лет – способность к формальному мышлению.Седьмой аспект подростковый возраст : после 12 лет. К достижению значимых целей. Далее самосознание взрослого.

Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связан­ную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.

Выделение описательной и оценочной составляющих

Применительно к Я-концепции эти три элемента установки:

    Образ Я - представление индивида о самом себе.

    Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция , т.е. те конкретные дей­ствия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в част­ности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и мно­жество других личностных проявлений, вклад которых в Я-концепцию мы рассмотрим в дальнейшем. А сейчас сосредоточимся на трех основ­ных составляющих ^-концепции.

Когнитивная составляющая Я-концепции. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.

Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи при­лагательных: «надежный», «общительный», «сильный», «совестливый» и т.д. Все это - абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его по­ведении, а с другой - избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся вы­разить основные характеристики нашего привычного самовосприятия.

Оценочная составляющая Я-концепции.

Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согла­ситься другие люди. В основном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, Я-концепция - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний.

Что­бы подчеркнуть наличие второй, оценочной составляющей, большинство ав­торов прибегают к термину «самооценка». Самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных ин­дивиду. С амооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрица­ние, негативное отношение к своей личности.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, как бы­ло показано, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, оп­ределяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представ­лениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д.

Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа ре­ ального Я с образом идеального Я , т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с ин териоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными слова­ми, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценива­ют другие. Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности.

Самооценка, независимо всегда носит субъективный характер.

(Роджерс) Я-концепция складывается из представлений о собственных харак­теристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную на­правленность.

Поведенческая составляющая Я-концепции

Всякая установка - это эмоционально окрашенное убеждение, свя­занное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплек­са установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае яв­ляется сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и ус­тойчивыми.

Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. С момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпрета­цию опыта и является источником ожиданий.

Суть развитой Фестингером теории когнитивного диссонанса заклю­чается в том, что индивид не может примириться с несогласованными об­разами Я и вынужден искать способ устранить возникающее противоречие, прибегая, например, к рационализации. Однако внутренние противоречия «Я-концепции достаточно часто становятся источником стресса, так как че­ловеку все же свойственна способность реально оценивать ситуацию.

Когда Джемс определил самооценку с помощью оригинальной формулы Самооценка = успех/ притязания. он, фактически, указал на два пути повышения самооценки. В самом де­ле, индивид может улучшить представление о себе, либо увеличивая чис­литель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для само­оценки важно лишь соотношение этих показателей. Как мудро заметил Джемс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от то­го, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить». Це­лый ряд социальных ролей или атрибутов не является для нас значимы­ми жизненными ориентирами и поэтому не особенно важен для нашей самооценки.

Я-концепция как интерпретация опыта

Еще одна функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Два чело­века, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его со­вершенно по-разному. Когда в автобусе молодой человек уступает место женщине, она может увидеть в этом поступке проявление доброты и хоро­шего воспитания, может заподозрить обидный намек на свой возраст, а мо­жет воспринять это как попытку флирта. Каждая из этих интерпретаций теснейшим образом связана с ее Я-концепцией.

Я-концепция как совокупность ожиданий

Итак, Я-концепция определяет, во-первых, то, как будет действовать индивид в конкретной ситуации, а во-вторых, то, как он будет интерпретировать действия других. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, т.е. его представ­ления о том, что должно произойти. Мак-Кэндлес рассматривает Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к раз­личным областям поведения, с которыми эти ожидания связаны.

(Столин «Самосознание как объект психодиагностики») Самосознание - это прежде всего процесс, с помощью которого чело­век познает себя и относится к самому себе. Но самосознание характери­зуется также своим продуктом - представлением о себе, Я-образом или Я-концепцией 2 . Это различение процесса и продукта в психологический обиход было введено У. Джемсом в виде различения «чистого Я» (позна­ющего) и «эмпирического Я» (познаваемого). Познает, конечно, не сознание, но человек, обладающий сознанием и самосознанием, при этом он пользу­ется целой системой внутренних средств - представлений, образов, поня­тий, среди которых важную роль занимает представление человека о себе самом: о своих личностных чертах, способностях, мотивах. Представление о себе, таким образом, являясь продуктом самосознания, одновременно яв­ляется и его существенным условием, моментом этого процесса.

«Я-концепция» не просто продукт самосознания, но важный фактор детерминации пове­дения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление его деятельностей, поведение в ситуациях выбо­ра, контакты с людьми.

Анализ Я-образа позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представ­лений о себе - его Я-концепции.

Самосознание имеет уровневое строение. Эта идея не раз выска­зывалась в отечественной и мировой литературе. И.С. Кон формулирует уровневую концепцию Я-образа, используя понятие установки. Основа­ния для этой концепции И.С. Кон находит в теории диспозиционнои регуляции социального поведения В.А. Ядова. В целом Я-образ понима­ется как установочная система; установки обладают тремя компонента­ ми : когнитивным, аффективным и производным от первых двух по­веденческим (готовность к действиям в отношении объекта). Нижний уровень Я-образа «составляют неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с "самочувствием" и эмоциональным отношением к себе; выше располо­жены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и наконец, сам этот Я-образ вписывается в общую систему ценностных ориентации личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнеде­ятельности и средств, необходимых для достижения этих целей» 4 .

И.И. Чеснокова предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления Я и «другого человека». Сначала некоторое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем оно переносится на себя. Соот­ветствующими внутренними приемами самопознания являются преиму­щественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я». Человек оперирует уже готовыми, сформированными знаниями о себе. В качестве специфического внутреннего приема само­познания указываются самоанализ и самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего развития самосознание на этом вто­ром уровне достигает при формировании жизненных планов, жизненной философии, своей общественной ценности, собственного достоинства.

(Столин) В цикле проведенных нами исследований была сформулиро­вана концепция уровневого строения самосознания, основанная на учете характера активности человека, в рамках которой формируется и дей­ствует его самосознание.

В качестве исходного принимается различие содержания Я-образа (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки вы­раженности тех или иных черт) и самоотношения. Последнее - это пе­реживание, относительно устойчивое чувство, пронизывающее самовос­приятие и Я-образ.

1) знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объеди­няют субъекта с другими людьми, - присоединяющая образующая Я- концепции или система самоидентичности и 2) знания, выделяющие Я субъекта в сравнении с другими людьми, - дифференцирующая образу­ющая Я-концепции. Это последняя образующая придает субъекту ощу­щение своей уникальности и неповторимости.

Вертикальное строение самосознания раскрывается как уровневое строение. Уровни самосознания определены уровнями активности чело­века, одновременно являющимся биологическим индивидом (организ­мом), социальным индивидом и личностью.

На уровне организма активность субъекта определена системой «организм-среда», имеет прежде всего двигательный характер и вызы­вается потребностями в самосохранении, нормальном функционировании, физическом благополучии организма. В недрах этой активности форми­руется обратная связь в виде ощущений о положении тела и его органов в пространстве, которые слагаются в «схему тела». Схема тела - это, фигурально выражаясь, Я-образ организма, который надо отличать от физического Я субъекта, обладающего более сложной, биосоциальной природой. В схеме тела не разделены дифференцирующая и присоеди­няющая составляющие. На уровне организма формируется также само­чувствие - итог процессов, отражающих состояние внутренних органов, мышц, активации организма в целом. Самочувствие - биологический аналог самоотношения, отражающий степень удовлетворенности пот­ребностей организма в благополучии, целостности, функциональном сос­тоянии.

На уровне социального индивида активность человека подчинена иной потребности - потребности в принадлежности человека к общности, в признании этой общностью. Эта активность регулируется социальны­ми нормами, правилами, обычаями, технологическими предписаниями, ус­тавами и т.д., которые усваиваются индивидом. Я-образ облегчает чело­веку ориентацию в системе этих активностей прежде всего за счет фор­мирования своей присоединяющей образующей - системы социальных самоидентичностей: половой, возрастной, этнической, гражданской, соци­ально-ролевой. В рамках этих идентичностей субъект сравнивает себя с эталонами соответствующих общностей и через эти эталоны - с другими людьми. Эти сравнения образуют базу для «дифференцирующей» образующей Я- образа, которая, следовательно, вторична на этом уровне по отношению к присоединяющей составляющей.

На уровне личности активность субъекта вызывается прежде все­го потребностью в самореализации - в труде, любви, спорте и т.д. и реа­лизуется с помощью ориентации на свои собственные способности, воз­можности, мотивы. Поэтому в Я-образе ведущее место начинает занимать дифференцирующая составляющая Я-концепции, обеспечивающая неслу­чайность самоопределения личности. Основой самоотношения становится потребность в самоактуализации; собственное Я, собственные черты и качества оцениваются в отношении к мотивам, выражающим потреб­ность в самореализации, и рассматриваются как ее условие.

Самоотношение в свою очередь, как показывают результаты фактор­ного анализа, оказывается структурно-сложным образованием, включаю­щим как общее, глобальное чувство за или против самого себя, так и бо­лее специфические измерения: самоуважение, аутосимпатию, самоинтерес или близость к самому себе, ожидаемое отношение других.

Одной из базовых в учении о личности является проблема самосознания. Оно и неудивительно, ведь понятие это очень сложное и многогранное. Научные исследователи немало трудов посвятили Самосознание в психологии - это процесс осознания и оценивания себя индивидом в качестве субъекта разных видов деятельности и в качестве личности, которая обладает набором собственных интересов, мотивов, идеалов.

Определение понятия

Психологи утверждают, что не только человек отличается самосознанием, но и социум, класс, нация или любая другая социальная группа, но лишь в том случае, если эти элементы достигают понимания и осознания системы взаимоотношений, совместных интересов, общей деятельности. Самосознание в психологии - это когда происходит выделение человеком себя из всей внешней среды и определение своего места в бурной природной и общественной жизни. Этот феномен имеет тесную связь с таким понятием, как рефлексия, теоретическое мышление.

Критерий и исходный пункт того, как человек относится к себе, - это окружающие люди, то есть возникновение и развитие сознания происходит среди себе подобных, в обществе. Социальные психологи утверждают, что в трех областях возможно становление и формирование индивида как личности, а именно: в деятельности, в общении и в осознании себя.

Теория В. С. Мерлина

Процесс социализации предусматривает расширение и углубление связей и взаимоотношений личности с другими людьми, определенными группами, социумом вообще. Образ «Я» развивается и становится более устойчивым. Формирование самосознания, или того самого «Я», происходит постепенно, в течение всего жизненного пути, а не сразу, от рождения. Это сложный процесс, подверженный многим социальным воздействиям. В связи с этим В. С. Мерлин выделил компоненты самосознания:

  • Первый - человек осознает свои отличия и выделяет себя из внешнего мира.
  • Второй - индивид осознает себя как активного субъекта, способного изменять окружающую его реальность, а не как пассивного объекта.
  • Третий - личность осознает собственные процессы и эмоциональные состояния.
  • Четвертый - у человека формируются социально-нравственные аспекты, уважение к себе в результате полученного опыта.

Самосознание: три направления в науке

Современная наука имеет самые разные взгляды на возникновение и развитие В традиционном подходе это понятие рассматривают как исходную в генетическом плане первичную форму в основе которой лежит самоощущение и самовосприятие. Оно развивается в детском возрасте, когда ребенок знакомится со своим телом, осознает его, отличает свое «Я» от «Я» других, смотрит в зеркало и понимает, что это он.

Такая концепция указывает, что особым и универсальным аспектом того, что мы называем этническое самосознание, является самопереживание, которое и порождает его.

Но ученые не остановились, и С. Л. Рубинштейн предложил противоположный взгляд. Для него проблема самосознания иная и лежит в другой области. Она заключается в том, что этот феномен обладает самым высшим уровнем и является как бы продуктом и результатом развития сознания.

Есть еще и третья точка зрения, которая предполагает, что сознание и психика, а также и самосознание характеризуются параллельным одновременным развитием, единым и взаимообусловленным. Получается, человек познает мир с помощью ощущений, и у него складывается некая картинка внешнего мира, но помимо этого он переживает самоощущения, которые формируют его представление о самом себе.

Развитие феномена

Самосознание в психологии - это процесс, который состоит из двух основных этапов:

  • Первый предусматривает построение схемы своего физического тела и формирует чувство «Я».
  • Второй этап начинается тогда, когда совершенствуются интеллектуальные возможности, понятийное мышление и развивается рефлексия. Индивид уже способен осмысливать свою жизнь. Но как бы нам ни хотелось мыслить рационально, даже рефлексивный уровень все равно имеет связь с аффективными переживаниями, по крайней мере, так утверждает В. П. Зинченко. По мнению ученых, мозга отвечает за ощущение себя, а левое - за рефлексию.

Составляющие понятия

Структура самосознания характеризуется несколькими составляющими. Во-первых, индивид выделяет себя из окружающего мира, сознает себя субъектом, независимым от среды - и от природной, и от общественной. Во-вторых, происходит осознание собственной активности, то есть управление собой. В-третьих, человек может осознавать себя и свои качества через других (если вы замечаете какую-то черту в знакомом, значит, она у вас есть, иначе вы бы не выделил ее из общего фона). В-четвертых, личность оценивает себя с моральной точки зрения, для нее характерна рефлексия, внутренний опыт. Такую структуру имеет и русское самосознание.

Человек ощущает себя единым благодаря непрерывности переживания времени: память о прошлых событиях, переживание настоящих и надежды на светлое будущее. Поскольку именно это явления непрерывное, личность интегрирует себя в целостное образование.

Структура самосознания, а именно динамический ее аспект неоднократно подвергался анализу. В результате появилось два термина: «текущее Я», обозначающее определенные формы того, как человек осознает себя в данный период, «здесь и сейчас», и «личностное Я», что характеризуется стойкостью и является ядром для всех остальных «Я текущих». Получается, что любой акт самосознания отличается как самопознанием, так и самопереживанием.

Еще одна структура

Поскольку этой проблемой занимались многие ученые, большинство из них выделяли и называли свои компоненты самосознания. Вот еще один пример:

  • Мы можем осознавать близкие и отдаленные цели, мотивы своей деятельности, хотя часто они могут быть скрытыми и завуалированными («Я действующее»).
  • Мы способны понять, какие качества реально нам присущи, а какими только желаем обладать («Я реальное», «Я идеальное»).
  • Происходит процесс осмысления своих когнитивных установок и представлений о себе.
  • Эмоциональное отношение к себе, измерить которое поможет тест на самооценку.

Согласно вышеизложенной информации, самосознание включает в себя самопознание (интеллектуальный аспект) и самоотношение (эмоциональный).

Учение К. Г. Юнга

Большую популярность в психологической науке, в учении «Сознание и психика», получила теория К. Г. Юнга, австрийского врача-психиатра. Он утверждал, что в основе самосознания лежит противопоставление сознательной и бессознательной деятельности. По К. Юнгу, психика обладает двумя уровнями самоотображения. На первом из них находится самость, которая берет участие и в сознательных, и бессознательных процессах, тотально проникая во все. Второй же уровень являет то, как мы думаем о себе, например, «Я чувствую, что скучаю», «Я люблю себя», и все это - продление самости. Субъектность и объектность в одном флаконе.

Взгляды гуманистов-психологов

Ученые гуманистического направления в психологии воспринимают самость как целенаправленность всей человеческой сущности, которая поможет осуществить максимальный потенциал возможностей.

Критерием того, как индивид будет к себе относиться, становятся другие личности. В таком случае развивается этническое самосознание, а социальные контакты, несущие новый опыт, изменяют представление о том, какие мы, и делают его более многогранным. В сознательном поведении проявляется не столько то, каков есть человек на самом деле, сколько результат стереотипов, интроектов о себе, сформировавшихся в результате общения с другими людьми.

Для личности важно стать самой собой, оставаться такой и обладать умением поддерживать себя в трудные минуты, чтобы самоотношение к себе не менялось, а тест на самооценку показывал стабильные результаты.

Уровни самосознания

Психологи выделили четыре уровня самосознания. Первый - непосредственно-чувственный, который владеет информацией обо всех физиологических процессах, желаниях организма, состояниях психики. Это уровень самоощущений и самопереживаний, которые обеспечивают самую простую идентификацию человека.

Второй уровень - личностный, или целостно-образный. Индивид осознает себя деятельным, и проявляются самоактуализирующие процессы.

Третьим можно назвать уровень ума, ведь здесь личность осмысливает содержание своих интеллектуальных форм, рефлексирует, анализирует, наблюдает.

Ну и четвертый уровень - целенаправленная деятельность, что представляет собой сочетание трех предыдущих, благодаря чему личность адекватно функционирует в мире. Самоконтроль, самовоспитание, самоорганизация, самокритика, самооценка, самопознание, самоусовершенствование и еще много других само - все это характеристики четвертого синтезированного уровня.

Структурные компоненты самосознания отличаются информационным наполнением и имеют связь с таким механизмами, как уподобление, то есть отождествление индивида с объектом или субъектом, и интеллектуальный анализ (речь идет о рефлексии).

Категория отношений

Самосознание в психологии - это комбинация отношения к себе и к окружающим и ожидания того, как другие люди будут относиться к человеку (проективные механизмы).

В связи с этим отношения подразделяются на виды:

  1. Эгоцентрические - индивид себя ставит в центр и считает, что именно он является самоценностью. Если люди делают так, как он хочет, значит, они хорошие.
  2. Группоцентрические - это отношения в референтной группе. Когда ты в нашей команде, ты - хороший.
  3. Просоциальные - в таких отношениях царит уважение и принятие друг друга, так как любой человек считается самоценностью. Делай то, что хочешь получить взамен.
  4. Эстохолические - это уровень духовных отношений, где приветствуются такие благородные черты, как милосердие, честность, справедливость, любовь к Богу, к ближнему.

Патологические формы феномена

При патологических проявлениях самосознание подвержено поражению в первую очередь, после него уже идет обычное сознание.

Рассмотрим, какие бывают расстройства:

  • Процесс деперсонализации - характеризуется утратой собственного «Я». В таком случае человек воспринимает внешние события и происходящие внутри как посторонний наблюдатель, а не активный субъект.
  • Процесс расщепления основы личности. Это дисоциация. Ядро делится на два, иногда три и больше начал, имеющих чуждые свойства, которые могут конфликтовать друг с другом. Известный науке случай, когда в одном человеке уживалось 24 (!) личности, у которых были свои воспоминания, интересы, мотивы, темперамент, ценности и даже голос. Каждое из этих начал утверждало, что именно оно истинное, и другие просто не существуют.
  • Бывают нарушения идентификации собственного тела. Его части люди могут воспринимать как чужие, отдельные.
  • Самая патологическая форма - дереализация. Человек теряет контакт с реальностью, начинает сомневаться в существовании не только себя, но и всей внешней среды. Очень тяжелое нарушение личности.

Заключение

Описанное в статье понятие важно для понимания различных процессов жизни человека. Самосознание имеет отношение ко многим аспектам личности, отличается разнообразными проявлениями, может находиться как в норме, так и в патологическом состоянии. Разные ученые выделяют свои компоненты, структуру, уровни и этапы. Этот феномен является надстройкой над человеческой психикой, сознанием и зависит от окружающих индивида людей, влияющих на него. Самосознание имеет свои особенности развития и формирования в онтогенезе. Хотя область эта уже достаточно изучена, но еще много чего сокрыто и ожидает исследования.