Самые опасные посадочные полосы мира. Взлётно-посадочная полоса

Для соизмерения частного самолета и взлетно-посадочной полосы надо знать и учитывать гораздо больше факторов, чем просто тип воздушного судна.

Как тип лайнера, угол подъема и погодные условия определяют соответствие частного самолета длине ВПП?

Производители воздушных судов совершают множество сложных расчетов, чтобы определить рекомендуемую длину взлетно-посадочной полосы для каждого частного самолета , и физический размер лайнера - всего лишь один из ряда факторов, которые рассматриваются специалистами. Когда речь заходит о частных суднах и длине ВПП, конструкторы в обязательном порядке учитывают высоту, на которой расположена воздушная гавань, вес самолета, а также географические и природные условия, например, температуру воздуха.

Какие авиационные факторы диктуют необходимую длину взлетно-посадочной полосы?

Тип самолета является самым большим фактором, определяющим, достаточно ли длины ВПП для взлета и посадки частного самолета ? Эмпирическое правило: чем больше лайнер, тем протяженней должна быть полоса.

Однако есть и другие факторы, которые также необходимо учитывать, когда речь заходит о соответствии воздушного судна длине взлетно-посадочной полосы. К ним относятся:

  • Максимальный взлетный вес самолета;
  • Тяга двигателя воздушного судна;
  • Как быстро лайнер достигает взлетной скорости.

Как высота над уровнем моря и угол подъема влияют на частный самолет и длину взлетно-посадочной полосы?

Если полоса находится на уровне моря и протяженность ВПП составляет 1,5 км, то этого достаточно для взлета и посадки турбовинтовых самолетов, легких, средних и тяжелых джетов. Каждые 500-600 метров высоты над уровнем моря к полосе необходимо прибавлять по 300 метров. Есть несколько самолетов, которые имеют прямые крылья, например, Citation V / Ultra / Encore и Falcon 50 - им достаточно полуторакилометровой полосы. Общее правило турбовинтовых лайнеров заключается в том, что им необходима протяженность 850 метров при нахождении полосы на уровне моря.

Что значит «высота по плотности» и почему пилотам важно знать угол подъема и высоту аэропорта?

Высота по плотности или плотность воздуха на определенной высоте — это то, что пилоты используют для определения характеристик судна, когда речь идет о взлете и посадке в аэропортах, расположенных на большой высоте. Три фактора, которые могут определять плотность воздуха, включают:

  • Температура;
  • Высота над уровнем моря;
  • Влажность.

Поскольку на больших высотах и в жарком климате воздух обладает меньшей плотностью, частный самолет будет поддерживать меньший объем воздуха, поэтому для взлета ему потребуется большая путевая скорость, а значит и более протяженная взлетно-посадочная полоса. Все эти факторы должны быть учтены, поскольку лётно-технические характеристики лайнеров в аэропортах ближе к уровню моря совсем не идентичны тем, которые наблюдаются в жаркий и влажный день в воздушных гаванях на большой высоте. Снижение плотности воздуха может снизить мощность двигателя, а также сократить аэродинамический подъем и сопротивление.

Как вес частного самолета влияет на лайнер и длину ВПП?

Вес и баланс судна важны для безопасного и эффективного пилотирования. Согласно данным Федерального агентства гражданской авиации, максимальный допустимый вес самолета основан на площади поверхности крыла, и какая вертикальная тяга будет сгенерирована. Чем тяжелее самолет, тем длиннее взлетно-посадочная полоса ему потребуется для взлета. Вес самолета может также влиять на скорость сваливания на крыло, прежде чем лайнер наберет или снизит высоту. Пилоты и экипаж должны быть осведомлены о добавлении слишком большого веса, например, в качестве багажа, поскольку это может отрицательно повлиять на набор высоты и пилотирование.

Шошина Ольга

Смотрите также:

  • О некоторых вопросах налогообложения и амортизации…
  • Сваливание и штопор — как их избежать
  • Самолеты малой авиации и пассажирские: все производители
  • Факторы, которые пилоты частных самолетов должны…
  • Подъемная сила и сопротивление
  • Кто есть кто на рынке бизнес-джетов
  • Сверхзвуковые пассажирские самолёты - вчера, сегодня, завтра
  • Аренда частного самолета. Что мешает Вам арендовать…
  • Повышение взлетного веса для легких самолетов в…
  • 15 причин не покупать частный самолет

От бескрайних льдов Антарктиды до песчаных пляжей Шотландии, радуйтесь, если вам не приходится приземляться в одном из этих аэропортов. Ниже представлены двадцать пять самых невероятных взлётно-посадочных полос в мире!

25. Аэропорт Куршевель (Courchevel Airport) (Франция)

Эта взлётно-посадочная полоса, расположенная высоко во французских Альпах, была названа 7-ой по опасности в мире. Она находится на наклонной поверхности!

24. Международный аэропорт Кансай (Kansai International Airport) (Япония)


Да, вся эта синева, которую вы видите, является водой! Этот на самом деле представляет собой искусственный остров.

23. Взлётно-посадочная полоса Матекане (Matekane Air Strip) (Лесото)


Эта взлётно-посадочная полоса считается одной из самых страшных в мире, так как самолёты буквально слетают с утёса, пролетая над обрывом.

22. Аэропорт Принцессы Юлианы (Princess Juliana International Airport) (Синт-Мартен)


Возможно страшнее быть на пляже, чем в самолёте.

21. Аэропорт имени (Tenzing-Hillary Airport) (Непал)


Несмотря на то, что она расположена на высоте в почти 3000 метров, её длина составляет всего лишь несколько сотен метров.

20. Аэропорт Хуанчо Ираускин (Juancho E. Yrausquin Airport) (Саба)


Не долететь до этой взлётно-посадочной полосы или перелететь дальше, чем надо, может быть очень опасно.

19. Международный аэропорт имени Ибрагима Насира (Malé International Airport) (Мальдивы)


Это ещё одна взлётно-посадочная полоса без пространства для ошибки.

18. Аэропорт Барра (Barra Airport) (Шотландия)


Этот аэропорт подходит лишь для полётов в дневное время и вы, наверное, видите почему …потому что это пляж.

17. Аэропорт Гибралтара (Gibraltar Airport) (Гибралтар)


Если вы присмотритесь, вы заметите дорогу, пересекающую взлётно-посадочную полосу. Это не рулежная дорожка. На самом деле это Уинстон Черчилль авеню, относительно загруженная улица и её приходится перекрывать каждый раз, когда приземляется самолёт.

16. Ледяная взлётно-посадочная полоса Пегас Филд (Pegasus White Ice Runway) (Антарктида)


Эта взлётно-посадочная полоса обслуживает станцию Мак-Мердо (McMurdo Station).

15. Международный аэропорт Тонконтин (Toncontín International Airport) (Гондурас)


Этот аэропорт, окружённый горами, обладает несколькими очень короткими взлётно-посадочными полосами.

14. Аэропорт Каталина (Catalina Airport) (США)


Это ещё одна взлётно-посадочная полоса, которая заканчивается резким обрывом. Она расположена на острове Санта-Каталина (Catalina Island) у калифорнийского побережья.

13. Аэропорт Сен-Бартелеми (Saint Barthélemy Airport) (Сен-Бартелеми)


А это ещё одна взлётно-посадочная полоса, которая заканчивается пляжем, кроме того, она находится на наклонной плоскости и на ней установлен знак об опасности.

12. Международный Аэропорт Тюбу (Chubu Centrair International Airport) (Япония)


По-видимому, Япония любит строить свои аэропорты посреди больших водоёмов.

11. Международный аэропорт Мадейры (Madeira Airport) (Португалия)


Поскольку взлётно-посадочная полоса аэропорта была слишком короткой и опасной, правительство приняло радикальное решение, они поместили взлётно-посадочную полосу на мост. Их решение завоевало несколько инженерных наград.

10. Аэропорт Паро (Paro International) Airport (Бутан)


Этот аэропорт находится в Гималаях, здесь нельзя совершать посадку в ночное время или в туманную погоду.

9. Аэропорт Свальбард (Svalbard Airport) (Норвегия)


Построенная на слое вечной мерзлоты взлетно-посадочная полоса обслуживает архипелаг Шпицберген, самое северное поселение на Земле, имеющее постоянное гражданское население (по сути, это не научно-исследовательская станция).

8. Международный аэропорт Веллингтон (Wellington International Airport) (Новая Зеландия)


Несмотря на то, что он не выглядит опасным, этот аэропорт обладает репутацией турбулентных посадок из-за ветров, созданных эффектом пролива Кука (Cook Strait), находящегося поблизости.

7. Аэропорт Туфи (Tufi Airport) (Папуа - Новая Гвинея)


Грязь...грязь повсюду. Несмотря на эту небольшую обескураживающую деталь, в ближайшее время он на самом деле станет международным аэропортом с авиарейсами в Австралию.

6. Аэродром Агатти (Agatti Aerodrome) (Индия)


Этот аэродром находится на острове Агатти у побережья Индии и посадка на этом острове является очень непростой задачей.

5. Международный аэропорт Конгоньяс (Congonhas Airport) (Бразилия)


Этот аэропорт в центре Сан-Паулу, окружённый зданиями, создает уникальные проблемы для пилотов.

4. Международный аэропорт Макао (Macau International Airport) (Китай)


И снова аэропорт с водой в ужасающем месте.

3. Международный аэропорт Терренса Б. Леттсома (Terrance B. Lettsome International Airport) (Британские Виргинские острова)


И опять такой же аэропорт…

2. Уильямс Филд (Williams Field) (Антардктида)


Вторая взлётно-посадочная полоса на Антарктиде в этом списке. Чтобы приземлиться на этой полосе самолёты должны быть оборудованы лыжами!

1. Аэропорт Сендэйн (Sandane Airport) (Норвегия)


Этот аэропорт, расположенный между двумя крутыми склонами, которые ныряют во фьорды, также подвергается порывам сильного ветра. Его несколько раз называли обладателем одной из самых страшных взлётно-посадочных полос в мире.

ВЗЛЁТНО-ПОСА́ДОЧНАЯ ПОЛОСА́ (ВПП), часть аэродрома, входящая в состав лётного поля, специально подготовленная и оборудованная для взлёта и посадки воздушных судов. Она может быть с искусственным покрытием (гравийное, асфальтовое, железобетонные, металлические листовые полосы и палубы авианесущих кораблей) и грунтовой. В пределах ВПП расположены воздушные участки взлётной дистанции (расстояние по горизонтали, проходимое самолётом от линии старта до точки набора высоты) и посадочной дистанции (расстояние по горизонтали, проходимое самолётом от момента пересечения входной кромки ВПП и до полной остановки после пробега) с некоторым запасом по длине.

Длина ВПП определяется взлётно-посадочными характеристиками самолёта, при этом учитываются возможные отклонения в технике пилотирования при эксплуатации самолёта на конкретном аэродроме. ВПП аэродромов, находящихся в высокогорных регионах или в регионах с высокой температурой воздуха, имеют увеличенную длину, т. к. атмосферное давление и температура наружного воздуха являются факторами, влияющими на работу двигателей (тягу) и длину разбега. Для обеспечения безопасности при выкатывании самолёта за пределы ВПП при прерванном взлёте или аварийной посадке существуют примыкающие к ВПП концевые полосы безопасности. ВПП может быть оборудована радиотехническими средствами, которые в сочетании с бортовым оборудованием летательного аппарата (ЛА) обеспечивают успешное выполнение посадки в автоматическом режиме или при частичном участии пилотов. Потребная для базирования длина ВПП определяется как максимальная из суммы длин разбега и лётной дистанции и длин посадочной дистанции и пробега исходя из условия отказа одного двигателя. При отказе возможны два случая, связанных с решением пилота: продолжать взлёт или прервать его. В первом случае пилот применяет все средства для увеличения (форсирования) тяги работающих двигателей, чтобы выполнить продолженный взлёт. Во втором случае при решении о прекращении взлёта пилот использует все средства – аэродинамическое торможение, реверс тяги, тормозной парашют и т. д. для гашения скорости и реализует прерванный взлёт. Главным критерием выбора является скорость принятия решения, то есть скорость разбега, при которой в случае отказа одного двигателя возможно как безопасное прекращение, так и безопасное продолжение взлёта.

Размер ВПП зависит от лётно-технических характеристик (ЛТХ) воздушного судна, продольного уклона и сцепных качеств поверхности, состояния атмосферы (температура, плотность и давление воздуха) в районе аэродрома. Ширина ВПП определяется колеёй шасси и радиусами исходя из условий разворота на 180 о воздушного судна на ВПП. В технических описаниях воздушных судов параметры взлётно-посадочных дистанций даются применительно к международной стандартной атмосфере. ВПП имеют маркированный номер обычно согласно магнитному курсу, на котором они расположены. Значение градусов округляют до десятков. Если угол ориентации 42 о, а плюс 180 о будет 220 о, то обозначение полосы ВПП 04/22.

Освещение ВПП. Основная задача светового оборудования взлётно-посадочной полосы – обеспечивать безопасную посадку и взлёт воздушных судов в тёмное время суток и в сумерках, а также в условиях ограниченной видимости. Освещение ВПП (огни высокой интенсивности) представляет собой световую полосу чаще всего белого цвета. Светосигнальное оборудование аэродрома состоит из различных групп огней, располагающихся в определённой последовательности и легко различимых при установлении визуального контакта пилота с землёй. В состав группы сигнальных огней входят: огни приближения постоянного и импульсного излучения, огни световых горизонтов, входные огни, огни знака приземления, ограничительные огни (красный свет), огни зоны приземления, боковые огни, глиссадные огни, посадочные огни (жёлтый), огни концевой полосы безопасности (осевые и центральные огни излучают белый свет, а боковые огни – красный), осевые огни ВПП, огни быстрого схода, боковые и осевые рулёжные огни (синий свет, а осевые – зелёный), стоп-огни (красный), предупредительные (жёлтый), заградительные огни (красный), аэродромные световые указатели.

Длина ВПП является определяющим элементом при установлении класса аэродрома. В соответствии с руководящими документами Международной организации гражданской авиации (ИКАО) классификация аэродромов осуществляется по кодовому обозначению. Кодовое обозначение состоит из двух элементов. Элемент 1 является номером, основанным на длине лётной полосы, а элемент 2 является буквой, соответствующей размаху крыла самолёта и расстоянию между внешними колёсами основного шасси в соответствии с таблицами 1, 2:

Таблица 1. Кодовый элемент 1

Таблица 2. Кодовый элемент 2

Кодовая буква Размах крыла Колея основного шасси
A < 15 м < 4,5 м
B 15 – 24 м 4,6 – 6 м
C 24 – 36 м 6 – 9 м
D 36 – 52 м 9 – 14 м
E 52 – 60 м 9 – 14 м

Например, самолёт Ил-96-300 с расчётной длиной взлёта при стандартных атмосферных условиях 2380 м, размахом крыла 57,66 м и расстоянием между внешними колёсами основного шасси 10,0 м соответствует по классификации аэродрому 4Е.

Классификация аэродромов в России отличается от международной.

По длине ВПП и несущей способности покрытия аэродромы разделяются на 6 классов: А – 3200 × 60; Б – 2600 × 45; В – 1800 × 42; Г – 1300 × 35; Д – 1000 × 28; Е – 500 × 21.

По взлётной массе принимаемых самолёто в: вне класса (без ограничения массы) – Ан-124, Ан-225, А380 и т. п.; 1-го класса (75 т и более) – Ту-154, Ил-62, Ил-76 и т. п.; 2-го класса (от 30 до 75 т) – Ан-12, Як-42, Ту-134 и т. п.; 3-го класса (от 10 до 30 т) – Ан-24, Ан-26, Ан-72, Ан-140, Як-40 и т. п.; 4-го класса (до 10 т) – Ан-2, Ан-3Т, Ан-28, Ан-38, Л-410, М-101Т и т. п. У аэродромов вне класса длина ВПП составляет обычно 3500 – 4000 м, 1-го класса – 3000–3200 м, 2-го класса – 2000–2700 м, 3-го класса – 1500–1800 м, 4-го класса – 600–1200 м. Гражданские аэродромы 3-го и 4-го класса относятся к аэродромам местных воздушных линий (МВЛ). Таким образом, 1-й класс примерно соответствует классу А; 2-й класс – Б; 3-й класс – В и Г; 4-й класс – Д. К классу Е относятся полевые и временные аэродромы, посадочные площадки.

Самые длинные ВПП в мире: грунтовая ВПП 17/35 на авиабазе Эдвардс (США), расположенная на поверхности высохшего озера Роджерс – 11 917× 297 м; ВПП в аэропорту города Чамдо (КНР) – 5500 м; ВПП на аэродроме Раменское (ЛИИ им. М. М. Громова, Россия) – 5403× 120 м; на аэродроме Ульяновск-Восточный (Россия) – 5000× 105 м, т. е. в лётно-исследовательских комплексах.

Самые короткие используются для самолётов вертикального взлёта и посадки; по размерам площадь такой ВПП соизмерима с плановой проекцией самолёта.

В одном аэропорту может быть одна (Благовещенск, Байконур– Крайний), две (Шереметьево, Домодедово, Внуково, Сочи), три (Цюрих), четыре (Владивосток, Франкфурт-на-Майне, Париж– Шарль-де-Голь), шесть (Чикаго О"Хара) ВПП. Полосы располагают так, чтобы взлёт и посадка осуществлялись максимально против ветра и имели свободные подходы.

Независимыми являются ВПП, обеспечивающие безопасность одновременного использования полос в режиме чередующихся взлётов и посадок. Как правило, это две параллельные ВПП на расстоянии не менее 1300 м, с расположенным между ними аэровокзальным комплексом. Максимальной пропускной способностью обладает компоновка четырёх попарно параллельных полос.

Зависимыми считаются ВПП, одновременная лётная работа на которых допускается лишь с учётом увязки взлётов и посадок на обоих ВПП по времени.

Специализированными считаются ВПП, предназначенные для выполнения однотипных лётных операций, т. е. только взлётов или только посадок.

Минимальный интервал времени между последовательными взлётами или посадками называется временем занятости ВПП (например? менее 45 с).

Активная полоса (рабочая полоса) – это взлётно-посадочная полоса, используемая для взлётов и (или) посадок воздушных судов в данный момент времени (рис.)

Разметка ВПП необходима для точной и безопасной посадки самолёта на полосу и включает: концевую полосу безопасности (предназначена для защиты поверхности земли от обдувания мощными струями выхлопов реактивных двигателей, а также для случаев выкатывания за ВПП; летательным аппаратам запрещено находиться на КПБ, потому что её поверхность не рассчитана на их вес); перемещённый порог, либо смещённый торец (зона ВПП, где разрешено руление, разбег и пробег летательных аппаратов, но не посадка); порог, либо торец (начало ВПП, обозначает начало места, где можно приземляться; порог сделан таким образом, чтобы быть заметным издалека, количество линий зависит от ширины ВПП), маркированный номером (если необходимо, буква Л/L – левая, П/R – правая, Ц/С – центральная); зона приземления (начинается в 300 м от порога ВПП); отметки фиксированного расстояния (располагаются через 150 м, при идеальной посадке пилот глазами «удерживает» зону приземления, и касание происходит непосредственно в зоне посадки.), осевая и иногда боковые линии.

Несущая способность искусственного покрытия, предназначенного для воздушных судов с массой на перроне (стоянке) более 5700 кг, определяется по методу классификационное число воздушного судна – классификационное число покрытия (АСN-РСN) с представлением всех следующих данных: классификационное число покрытия (РСN); тип покрытия для определения АСN-РСN; категория прочности грунтового основания; категория максимально допустимого давления в пневматике или величина максимально допустимого давления в пневматике; метод оценки АСN воздушного судна определяется в соответствии со стандартными процедурами, связанными с методом АСN-РСN. Представленное классификационное число покрытия (РСN) показывает, что воздушные суда с классификационным числом воздушного судна (АСN), равным представленному РСN или менее, могут использовать это покрытие с учётом любых ограничений на давление в пневматике или полную полётную массу указанного типа воздушного судна (указанных типов воздушных судов).

Боитесь летать? Психологи считают страх полетов одной из самых сложных психологических проблем: некоторые содрогаются даже от одной мысли о том, чтобы сесть в самолет и оторваться от земли. Порой этот страх становится для таких людей серьезной преградой к тому, чтобы свободно передвигаться по миру и увидеть множество чудесных дальних стран. Согласно некоторым исследованиям, страх полетов усугубляется, когда дело доходит до вопросов безопасности, в том числе в аэропорту.

В этом выпуске мы расскажем вам про 25 самых ужасных аэропортов мира, в которых ужас зарождается задолго до того, как сядешь в самолет.

1. Международный аэропорт Веллингтон, Новая Зеландия.

Приземление в этом аэропорту может быть очень опасным, потому что здесь всего одна - да и то короткая - взлетно-посадочная полоса, которая к тому же заканчивается… в море. Несмотря на это, здесь очень живописно, так что этот аэропорт можно назвать не только одним из самых опасных, но и одним из самых красивых.

2. Аэропорт Агатти, Лакшадвип, Индия.

Этот аэропорт со всех сторон окружен Индийским океаном, из-за чего, естественно, возникает вопрос: что произойдет, если во время посадки что-то пойдет не так или пилоту просто не хватит места для торможения? Аэродром длиной в 1219 м настолько маленький, что похож на фрагмент более крупной взлетно-посадочной полосы, часть которой как будто ушла под море. Из-за опасностей, которые несут в себе короткие полосы, не раз предлагалось растянуть ее, но пока что полеты продолжаются в нормальном режиме, т.к. это единственный аэропорт Лакшадвипа - индийской территории, состоящей из 36 роскошных экзотических островов.

3. Международный аэропорт Саванна / Хилтон Хед, США.

Конечно, это не такой «опасный» аэропорт (по сравнению с другими в данном списке), но в нем есть кое-что необычное. Если вы когда-нибудь будете проезжать на такси вдоль взлетно-посадочной полосы 10 в этом аэропорту, вы сможете увидеть кое-что жуткое. Дело в том, что на полосе 10 выгравирована пара… могил. Они принадлежат бывшим владельцам земли, на которой сейчас находится аэропорт - их последним желанием было, чтобы их похоронили здесь.

4. Аэропорт Нарсарсуак, Гренландия.

Приземление в этом красивом благодаря окружающей природе аэропорту и одном из самых удаленных на планете может быть либо потрясающим, либо самым страшным опытом - в любом случае, незабываемым. А вот для пилотов это, без сомнения, сущий кошмар, т.к. для того, чтобы приземлиться здесь, нужно лететь вдоль фьорда в постоянном страхе попасть в турбулентность, которая бывает даже в казалось бы безветренные дни.

5. Международный аэропорт Кансай, Япония.

Размеры искусственного острова Кансай составляют 4 км в длину и 2,5 км в ширину - говорят, он даже виден из космоса. С инженерной точки зрения местный аэропорт - один из самых внушительных в мире, но, к сожалению, частые землетрясения, мощные циклоны и нестабильное морское дно делают этот шедевр инженерии одним из самых опасных аэропортов в мире.

6. Международный аэропорт Донмыанг, Таиланд.

Это «обманчивый» аэропорт, в котором с первого взгляда нет ничего необычного. Однако, если присмотреться, вы заметите довольно странную вещь: прямо в центре двух взлетно-посадочных полос кто-то умудрился втиснуть… гольф-поле на 18 лунок. Это делает данный аэропорт не только одним из самых опасных, но и одним из самых странных.

7. Аэропорт Паро, Бутан.

Тот факт, что лишь 8 пилотов во всем мире достаточно квалифицированны, чтобы приземляться здесь, уже должен сказать вам о многом. Но если этого мало, вам наверняка также будет интересен тот факт, что аэропорт Паро находится в 2,4 км над уровнем моря и окружен острыми вершинами-пятитысячниками, а взлетно-посадочная полоса - всего 1980 м длиной. И наконец, ходят слухи, что пассажиры, отважившиеся приземляться в этом крошечном аэропорту в Гималаях, обычно закидываются успокоительными таблетками, чтобы привести в порядок нервишки.

8. Аэропорт Кайтак, Гонконг.

Многие пилоты считали это место самым страшным аэропортом, и именно поэтому его и закрыли в 1998 году. Сильные боковые ветра и окружающие горы лишь добавляли сложностей во время приземления, и одно время это место было самым непопулярным для местных жителей. Не зря ведь этот аэропорт зовут «отцом всех самых страшных аэропортов».

9. Международный аэропорт Барра, Шотландия.

Это поистине уникальный аэропорт на планете, ведь там вместо взлетно-посадочной полосы используется… пляж. Да-да, вы все правильно прочитали: на пляже установлено три ВПП в форме треугольника, а отмечены они деревянными шестами на концах.

10. Аэропорт Конгоньяс, Бразилия.

Самое опасное и в то же время странное в этом аэропорту - тот факт, что он находится всего в 8 км от центра города. Если вы часто путешествуете, то должны знать, что самые густонаселенные и крупные города в мире обычно строят свои аэропорты на окраине или даже в нескольких километрах от границ города по причинам безопасности, но, видимо, жители Сан-Паулу про такое не слыхали. В результате каждое приземление самолета в этом аэропорту становится настоящим испытанием в плане безопасности.

11. Аэропорт Гисборн, Новая Зеландия.

Может, это прозвучит как преувеличение, но это, наверное, один из самых безумных аэропортов в мире. Почему? Да потому что прямо поперек главной взлетно-посадочной полосы проходит железная дорога. Да-да - настоящая железная дорога! Диспетчеры должны координировать взлеты и приземления с прибытием поездов. И даже несмотря на то, что недавно дорога закрылась после повреждений в результате урагана, аэропорт все еще работает, хотя и осуществляет только грузовые рейсы с 2001 года.

12. Аэропорт имени Тэнцинга и Хилари, Непал.

В 2010 году канал History Channel назвал этот аэропорт самым опасным в мире. Он находится на высоте 2900 метров, а его взлетно-посадочная полоса обрамлена высокой горой с одной стороны и глубочайшей пропастью с другой. Идеальные условия для приземления, правда?

13. Международный аэропорт Лос-Анджелеса, США.

Лос-Анджелесский аэропорт не раз называли самым опасным в США. В нем проходит «интенсивная программа обучения» для пилотов, диспетчеров и операторов транспортных средств по вопросам ситуативных опасностей и другим аспектам безопасности на взлетно-посадочной полосе.

14. Аэропорт Куршевель, Франция.

Это один из самых опасных аэропортов в мире, несмотря на то что он обслуживает богачей, прилетевших покататься на лыжах во Французских Альпах. Чтобы добраться до одноименного курорта, нужно сначала пережить захватывающее дух приземление в аэропорту. Взлетно-посадочная полоса всего 518 м в длину, но самый лучший «сюрприз» - это холм где-то на середине полосы.

15. Международный аэропорт Олд Марискал Сукре, Эквадор.

Это был настоящий кошмар даже для самых опытных пилотов. Для начала, аэропорт находился на большой высоте, в самом сердце густонаселенной столицы Эквадора, что сильно повышало фактор риска. Более того, горная местность, активные вулканы и долина, которую постоянно затягивало туманом, лишь усложняли приземления и взлеты в этом аэропорту. Но это еще не все: взлетно-посадочная полоса была неровной, на ней было много кочек. К счастью, аэропорт наконец закрыли в прошлом году и отстроили новый.

16. Международный аэропорт Тонкотин, Гондурас.

В списке самых опасных аэропортов мира канала History Channel этот занял второе место, причем не без причины. Его ВПП находится в долине, окруженной горами, причем «вход» и «выход» для самолетов находится в одном месте, что, конечно же, повышает риск возникновения трагедии. Как это ни удивительно, несмотря на это, даже Boeing 757 каждый день приземляются в этом аэропорту и вылетают из него.

17. Аэропорт Гибралтара.

С первого взгляда может показаться, что аэропорт вполне обычный, но стоит присмотреться, и вы поймете, что это не так. Несомненно, самым исключительным фактом является то, что главная ВПП проходит через главную улицу города. Да-да. То есть каждый раз, когда должен приземлиться самолет, автомобили должны остановиться и пропустить поезд… то есть мы хотели сказать самолет, конечно же.

18. Аэропорт Мадейры, Португалия.

Этот небольшой международный аэропорт на прекрасном острове Мадейра имеет очень короткую ВПП. И это при том, что в 2003 году ее длину увеличили вдвое. Кроме того, океан окружает ее с одной стороны, а горы - с другой. Аэропорт считается одним из самых опасных в мире.

Чтобы приземлиться в этом одном из самых оживленных аэропортов Карибского бассейна, пилоты пролетают над пляжем, пересекают забор, пролетают над дорогой, а потом наконец приземляются.

20. Ледяной аэропорт, Антарктида.

Это одна из трех главных ВПП, используемых для доставки провизии и исследователей на станцию Мак-Мердо в Антарктиде. Она разработана с расчетом даже на Boeing 757 и тяжелые грузовые самолеты. На данный момент главными опасностями аэропорта являются погодные условия, а не расположение самого аэропорта.

21. Международный аэропорт Король Фахд, Саудовская Аравия.

Это крупнейший аэропорт в мире в плане площади суши - он тянется на 300 кв. миль пустыни. Здешний аэропорт настолько огромен, что - хотите верьте, хотите нет - сами пилоты порой затрудняются сказать, где он начинается, а где заканчивается, т.к. с большого расстояния он сливается с окружающей его пустыней.

22. Международный аэропорт Кливленда Хопкис, США.

В техническом плане с месторасположением или планом этого аэропорта нет ничего плохого, но здесь работает самый безответственный персонал в мире. Однажды ночного авиадиспетчера обвинили в том, что он смотрел фильм, вместо того чтобы направлять самолеты. А в другой раз администраторы жаловались, что диспетчеры ночной смены спят в перерывах или играют в электронные игры, если график рейсов не слишком плотный.

23. Аэропорт Гастаф III, Сент-Бартелеми.

Этот аэропорт имеет невероятно короткую ВПП, которая обычно обслуживает мелкие самолеты вместимостью не более 20 пассажиров. Находится полоса у основания склона, который заканчивается на пляже. Кроме того, самолеты представляют опасность уже на подлете из-за холмистой местности, а взлет вообще происходит практически над головами у отдыхающих на пляже.

24. Аэропорт Бамда, Тибет.

Тибет находится в самых высоких горах мира - Гималаях, так что неудивительно, что аэропорт Бамда - один из самых высоко расположенных в мире, он находится на высоте более 4000 метров. Самое интересное, что длина ВПП - почти 5 км, т.е. это самая длинная взлетно-посадочная полоса в мире. Низкое содержание кислорода на таких высотах может вызвать дискомфорт у новичков этой местности, а также снижает производительность двигателей самолета, из-за чего посадка здесь - настоящее испытание.

25. Аэропорт на острове Саба.

Путь до этого прекрасного Карибского острова может стать для вас сущим кошмаром, т.к. аэропорт представляет собой одну взлетно-посадочную полосу длиной в 396 м. Окруженная высокими утесами, эта коротенькая полоса (которая, наверное, стала бы отличным местом для проведения соревнований по скейтбордингу) почти обрывается в океане. Понятно, что крупные самолеты попросту не смогут приземлиться здесь, однако это непросто даже для кукурузников.

Взлетно-посадочная полоса - важнейшая часть аэродрома. Это специально оборудованная земная поверхность, позволяющая проводить взлеты и посадки всевозможных

Каждая взлетно-посадочная полоса (далее ВПП) имеет определенный магнитный курс (МК). Значение МК округляется и делится на десять. К примеру, магнитный курс аэропорта, расположенного в Толмачево, равен 72°, поэтому взлетно-посадочная полоса в таком случае будет обозначена, как ВПП-07. Однако это лишь половина обозначения. Любая взлетно-посадочная полоса одновременно имеет два направления (в обе стороны). Следовательно, значение противоположного курса будет равняться 252°. Получаем полное обозначение аэропорта: ВПП 07/25.

Некоторые аэропорты строят несколько ВПП (преимущественно в городах крупных). Зачастую их располагают параллельно (для удобства и безопасности одновременно). Тогда к обозначению числовому добавляются еще и буквы: L, C, R (начальные буквы английских слов "лево", "центр", "право"). К примеру, довольно крупный аэропорт Мидуэй имеет три ВПП, курс которых 133°/313°. Каждая взлетно-посадочная полоса в упомянутом аэропорте имеет свое название: или ВПП 13R/31L, или ВПП 13L/31R, или ВПП 13C/31C.

Разные аэропорты принимают различные самолеты. Поэтому покрытия у полос тоже отличаются. Они могут быть бетонными, асфальтовыми, гравийными и грунтовыми.

Отличаются и размеры ВПП. Зависят они опять-таки от уровня аэропорта и принимаемых им самолетов. Самые маленькие ВПП (продолжительность 300 м, а ширина 10 м) используются преимущественно для спортивной (малой) авиации. Однако есть солидные аэропорты, известные миру, взлетно-посадочная полоса которых не слишком превышает эти размеры. Кстати, они числятся в десятке наиболее опасных аэропортов (из всех существующих).

К таковым относится аэропорт Тэнцинга. Взлетно-посадочная полоса ютится в «воротах» Эвереста. Она проходит по склону горы и имеет продолжительность 475 м. Для приземления у пилота есть только одна попытка, поскольку окружающий рельеф не дает возможности сделать второй круг.

Если самолет уйдет вдруг вниз, остановить его не сможет даже опытнейший пилот, а если при взлете шасси не оторвутся вовремя, машина устремится в пропасть, и пассажирам останется уповать лишь на чудо.

Самые крупные ВПП (их продолжительность до 5000 м, а ширина до 80 м) строятся на территории авиазаводов и в международных аэропортах.

Самая длинная взлетно-посадочная полоса принадлежит авиабазе Эдвардс. Местом для ее прокладывания стало дно высохшего озера в Калифорнии. Длина бетонного покрытия тянется на 4572 м, общая протяженность - 11917 м, а ширина взлетно-посадочной полосы - 297 м.

В России самая длинная взлётно-посадочная полоса была открыта в мае 2013 г в Ахтубинске (летно-испытательный центр ГЛИЦ). Первый взлет с нее совершили военные бомбардировщики. "Взлетку", имеющую протяженность 4 км и ширину 60 м, планируется использовать для взлета и всех модификаций и габаритов, причем при любых погодных условиях. Само покрытие ВПП сравнимо с восьмислойным пирогом толщиной в 1,8 м. Эта полоса является стратегическим объектом ВВС. В ближайшем будущем здесь будут проходить испытания новейших самолетов.