Симптомы, причины и методы лечения бронхиальной астмы у детей. Как начинается бронхиальная астма у детей и как ее лечить

Все эти темы - про признаки беременности, про чихание, зуд в левой пятке, токсикоз через 3 часа после ПА, схватки на следующий день после ПА - авторы этих тем не прикалываются? Они правда существуют на свете? Т.е. у людей напрочь отсутствуют хотя бы общие познания в области физиологии?????
Это правда, что рожать нужно точно в срок ПДР и любое отклонение - это паталогия? Это правда, что девушки с точностью до минуты знают время зачатия?

И самый главный вопрос - у этих мамочек дети такие же?))))
Пы.сы - смайлики не ставятся.
Давайте коллективным разумом составим список со всеми признаками беременности)))

194

Альфа Самка

Всем привет большой большой!)
Девочки и немногочисленные мальчики, прошу совета и взгляда со стороны.
Есть у меня друг, встречаемся с июля, многие на форуме в курсе моей личной жизни. Старше на 14 лет, холостой, обеспеченный, заботливый, иногда кажется что любящий. Следит за моим здоровьем и благополучием, опекает, проявляет чувства, которые можно было бы принять за любовь, если бы не одно но - общением с другими женщинами он себя не ограничивает.
Отрицает этот момент, конечно, но я воробей стреляный и меня не так легко обмануть.
И тут на горизонте появляется молодой человек, младше меня на 12 лет. Спортсмен, хоккеист основного состава нашей областной команды высшей лиги. Не даёт мне прохода, молод, горяч и все такое. Я с ним два раза сходила на матчи и один раз в кино.
Нравится. Но разница в возрасте (((
Момент такой, что надо или отшивать или идти дальше.
Своего мужчину я уважаю, влюблена в него. Но эта его свобода... Я ничего с этим не поделаю. Предлагает замужество, но намекает, что физическая измена ничего не значит. А для меня ох как значит!
И хоккеист этот ещё. Пишет и звонит постоянно, на работу ко мне приезжает по надуманным поводам.
Запуталась я. Сдается мне, что оба этих варианта не такие уж и подходящие для меня.
Помогите. Не сплю ночами.

188

Мария Проскурина

Очень давно я собиралась написать, может кто что дельное посоветует. Потому что просто уже просто не знаю, что предпринять.
Мы с мужем вместе уже 13 лет, двое детей. У мужа от первого брака есть взрослый сын, когда мы познакомились, ему было 12 лет, он с 7 лет живёт с папой. Мать есть, но в воспитании ребёнка с тех самых 7 лет не участвовала, они совсем не общаются, у неё своя семья. Они даже впоследствии её родительских прав лишать собирались, но не получилось, т.к. она не алкаш и не асоциальный элемент.
Сын мужа соответственно воспитывался папой, и лето проводил у бабушки в деревне. Когда я появилась в их жизни, то сразу заняла позицию друга, потому что папа был для него и мамой, и папой, да и вообще я тогда была слишком молода даже для рождения своих детей, да и глупо было бы «строить из себя мачеху», у нас ним разница в возрасте меньше, чем с его отцом.
Так уж получилось, что о существовании взрослого сына я узнала, уже «крепко увязнув» в этих отношениях. Тогда я даже не думала об отношениях с разведённым мужчиной, но так сложилась жизнь.
В общем я ещё тогда замечала, что мой тогда ещё не муж склонен к гиперопеке. У него всегда в голове сидел этот комплекс, что у сына нет мамы. Я всегда считала, что это идёт ему во вред, нечего подростку формировать «комплекс сиротки». Ещё и бабушка (мама мужа) масла в огонь подливала, он от неё всегда приезжал с позицией, что он бедный сирота, и ему все должны. Гиперопека, как я считаю, всегда шла ему во вред. Например, лет в 14 он хотел с одноклассниками подрабатывать, газеты разносить, но муж «задушил» эту инициативу на корню, типа сиди дома, так безопаснее, а то по башке дадут, да у тебя и так всё есть. В результате в свободное от учёбы время он сидел за компом, играл в игрушки. Потом подсел на онлайн-игры.
Муж, с одной стороны, был достаточно строг с ним, всё время проводил какие-то беседы, но компьютер никогда особо не ограничивал, предпочитая чтобы он сидел дома, а не шлялся где попало. В результате сын стал врать, где-то начиная со старших классов. С трудом сдал ЕГЭ и поступил на бюджет, не без финансовых вливаний со стороны мужа. Учился с горем и враньём пополам. Каждую сессию я звонила в деканат, и выясняла, что то его да экзаменов не допустили, то у него курсовая не написана. Муж ругался, сын слёзно уверял, что всё осознал, что врать больше не будет, но всё повторялось вновь. «От сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год». Потом из-за несданных зачётов его отчислили, мы этот момент упустили, потому что он врал, что у него всё хорошо, да и просто стыдно было уже в деканат звонить, чай не мальчик уже. Но потом стараниями мужа его всё-таки восстановили, но пришлось взять академ, потому что пришла повестка за время отчисления. Отслужил год в армии, муж принципиально не стал отмазывать, надеялся, что армия что-то изменит. Всё это время мы жили все вместе, потом мы расплатились с ипотекой, и муж купил сыну однушку неподалёку. Пока он был в армии, дом был достроен, в квартире сделали ремонт. У нас уже и дочка родилась. Вернулся из армии. За год он возмужал, ему даже предлагали остаться служить по контракту, но решили, что надо «добить диплом». Ещё год он проболтался, но уже в отдельной квартире, а потом даже на защиту диплома не пошёл. Если бы я тогда не спохватилась (я всегда чувствовала его враньё более чутко, чем муж, видимо потому, что он мне не родной человек). Оказалось, что он даже презентация не сделал к написанному с горем пополам диплому. И вот комиссия ждёт, муж в экстренном порядке подъехал, все уже защитились, а муж краснея им стол накрывает и просит подождать, пока они презентацию подготовят. Комиссия ждёт, а они в свободной аудитории слайды клепают. Позорище, муж чуть со стыда не сгорел, прибить его там хотел. Но комиссия смягчилась, в общем защитился. Диплом в кармане, хотя знаний объективно ноль.
Потом начались поиски работы. Было несколько попыток устроиться, но больше двух месяцев нигде не держался. Ещё и врал постоянно, что устроился, а сам дома сидел и в онлайн-игры играл.
Потом мы с мужем переехали в новый дом, у нас сын родился, а квартиру нашу, которая досталась с потом, кровью и ипотекой, он сдавать не хотел. В результате я его уговорила переселить сына в нашу трёшку, и хоть эту однушку сдать, чтоб хоть деньги капали.
Ну и вот итог сыну в этом году исполняется уже 26 лет. Не работает можно сказать как с армии пришёл, то есть уже 4 года. Ну были попытки, но неудачные. Я ему вакансии присылаю, он иногда даже ходит на собеседования, но у него как у детсадовцев сразу срабатывает психосоматика, он заболевает, либо что-то ему там не нравится, либо зарплата не та. Муж хотел его пристроить в Росгвардию со спецификой по его диплому, проходили полгода медкомиссию, всё это время он даже не пытался устроиться, болтался. Поработал неделю, а потом на него начали вешать материальную ответственность, ну и муж разрешил ему уволиться. Уговариваю мужа, чтобы он его к себе пристроил, но не хочет, типа его ребята будут ему поблажки делать. В итоге живёт такой завидный жених в трёшке, и девушки на него так и липнут. Сейчас вот живёт с постоянной девушкой уже год (начинали ещё в однушке). Она девчонка неплохая, работает, но она приехала из другого города, снимала комнату, а сейчас ей снимать не надо, но и условия диктовать она ему не может, т.к. живёт на его территории. А он такой весь из себя крутого строит при ней, аж смешно.
Папа коммуналку оплачивает, продукты мешками ему возит, ну или денег на карту переводит. А большего ему и не надо, потребностей никаких. Еда, жилье и секс бесплатный. Но папе он звонит, когда деньги заканчиваются, и всё мозги пудрит, как он «ищет» работу и как тяжело устроиться молодому специалисту. Муж даже комп у него отобрал, так что теперь он не играет, и я даже не знаю, чем он целыми днями занимается, может в телевизор пялится и телефон тыкает. Вакансии я присылаю, он меня вежливо благодарит, и так день за днём. Работы вокруг море, я не понимаю КАК может молодой не парень даже уже, а мужчина сидеть целыми днями дома! И вот собственно вопрос в заголовке: как убедить, как заставить его найти работу??? Лишить содержания не вариант, муж не готов его без еды оставить, потому что тогда его девушка просто будет тратить все деньги на еду (такое уже было). К тому же был случай, муж разозлился, не давал ему денег, и он продал дорогое золотое украшение, подарок мужа. Он когда узнал, был очень обижен на сына, это было как предательство, но, цитата «не оставлять же его с голоду помирать». К слову, конечно, сейчас у нас дела идут хорошо, и содержание великовозрастного детины не сильно ударяет по бюджету, но я просто не представляю, как можно в 25 лет сидеть на попе ровно и ничего не делать. Да я даже в декрете за пять лет так умаялась, что с радостью воспринимаю возможность поработать, помочь мужу или родителям с бизнесом, хотя и нет реальной необходимости, но так скажем для души, для самореализации. Но ему нормально, он всё ждёт работу своей мечты. Хотел бы быть видеоблогером игровым или типа того. Я ему предложила начать, записать пробный ролик или что-то подобное. Но он говорит, что эта ниша уже занята. Ну а как же ещё свою лень оправдать?
Отношения у нас хорошие, он добрый и вежливый, но патологический лгун и лентяй. Но я всё-таки надеюсь, что что-то может его замотивировать. Только вот что????

184

Бронхиальная астма у детей – самая частая хроническая болезнь дыхательной системы. Диагноз до пятилетнего возраста у детей чаще ставится мальчикам. Родителям сложно распознать первые тревожные симптомы, обращение к врачу запаздывает на несколько лет. Нередко сразу оформляется инвалидность.

Этиология заболевания обширна. Возможные причины:

  • пылевые клещи;
  • шерсть животных;
  • плесневые грибки;
  • пыльца растений;
  • табачный дым;
  • антибиотики (пенициллин).

Курение матери во время беременности – риск развития у ребенка бронхиальной астмы.

Среди причин особую роль играет психосоматика: дети, сильно привязанные к маме эмоционально, чаще болеют. Здоровый образ жизни во время беременности – профилактика данного заболевания для малыша. Иначе, ребенку может потребоваться инвалидность.

Прием аспирина может спровоцировать приступ аспириновой астмы, которая относится к неаллергической форме.

Патогенез

Патогенез состоит из стадий, которые протекают последовательно:

  1. Сенсибилизация – первая встреча с аллергеном. Клетки иммунной системы вырабатывают иммуноглобулин Е в ответ на проникновение аллергена. Он оседает на тучных клетках, которые находятся в бронхах. Иммунные клетки дыхательной системы запоминают аллерген и готовы с ним бороться.
  2. Патохимическая. Развивается при повторном контакте с аллергеном. Он связывается с иммуноглобулином на поверхности тучных клеток. Последние в ответ на воздействие выделяют медиаторы воспаления, которые взаимодействуют с клетками бронхиальной стенки.
  3. Патофизиологическая. Медиаторы воспаления вызывают клеточный ответ. Развивается , отек стенки бронха и продукция вязкой мокроты. Просвет бронха сильно уменьшается и воздух проходит по нему с трудом. Развивается приступ. Клиника основана на изменениях в бронхах.

Формы

Обострение заболевания, в большинстве случаев, у детей сменяется ремиссией. Этиология болезни позволяет различать атопическую (аллергическую) и неаллергическую формы. Патогенез их различается, но клиника одинаковая.

Инвалидность оформляется при любой из форм и позволяет получать льготы.

Атопическая

Атопическая форма устанавливается в том случае, если выявлена аллергическая этиология болезни. К ним относятся:

  • аллергия в анамнезе у ребенка;
  • приступ при контакте с аллергеном;
  • повышение иммуноглобулина Е в анализе крови;
  • аллергические заболевания у братьев, сестер, родителей и других ближайших родственников.

Неаллергическая

Протекает так же, как и аллергическая, но при тщательном обследовании невозможно обнаружить причины. Факторами, провоцирующими приступ могут быть физическая нагрузка, вдыхание холодного воздуха, резкие запахи. Уровень иммуноглобулина Е и остается в норме. Патогенез не изучен.

Симптомы

Главные симптомы – это удушье и чувство нехватки воздуха. У детей иногда единственные признаки – частые простудные заболевания дыхательной системы и кашель в течение длительного времени, особенно по ночам. Частые ОРВИ, протекающие без температуры должны насторожить родителей. Атопическая астма развивается при контакте с триггером.

Иные характерные симптомы:

  • затрудненное дыхание, особенно выдох;
  • сухие свистящие хрипы, слышные на расстоянии;
  • ребенок опаздывает в росте или развитии от сверстников;
  • синюшность кожи.

Как снять приступ

Приступ развивается чаще всего ночью или в предутренние часы. Важную роль играет психосоматика: приступ развивается при стрессе. Патогенез (если астма атопическая) основан на том, что пылевые клещи обитают в матрасе и ночью происходит тесный контакт с аллергеном.

Развиваются следующие симптомы:

  • удушье;
  • ребенок испуган, возбужден;
  • выдыхает с трудом;
  • слышны свистящие хрипы;
  • кожа его синеет.

Приступ снимается с помощью назначенного врачом ингалятора. Если приступ не купировать, разовьются осложнения.

Диагностика

Диагноз бронхиальная астма до пяти лет у детей ставится, учитывая симптомы и анализы на иммуноглобулин Е, чувствительность к аллергенам. Диагноз ставится у детей старше пяти лет с использованием инструментального исследования. Диагностика проводится в стационаре.

Самый простой и распространенный метод – пикфлоуметрия.

Небольшой прибор определяет скорость выдоха ребенка. Признаки заболевания – снижение этого показателя на 20% и более. Приступ вызывает максимально выраженное снижение силы и скорости дыхания.

Степени тяжести

Бронхиальная астма у детей протекает с разной тяжестью. Оцениваются: клиника, как часто возникает приступ, тяжесть обострений, признаки осложнения и результаты пикфлоуметрии. Классификация:

  • Легкая интермиттирующая (непостоянная). Обострения кратковременные. Показатели пикфлоуметрии 80% от нормы и выше. Прогноз благоприятный. Инвалидность не оформляется.
  • Легкая персистирующая (постоянная). Дневные симптомы несколько раз в неделю. Обострения нарушают активность ребенка и сон. Скорость выдоха 80% и более. Прогноз благоприятный.
  • Средняя персистирующая. Дневные симптомы ежедневно, ночные приступы несколько раз в неделю. На пикфлоуметрии 60–80% от нормы. Инвалидность 3 группы, при наличии тяжелых сопутствующих заболеваний. Прогноз сомнительный.
  • Тяжелая персистирующая. Часто задействована психосоматика. Приступы каждую ночь, дневные симптомы ежедневно. Сон и активность ребенка значительно нарушены. Скорость выдоха меньше 60% от нормального. Прогноз неблагоприятный. При такой тяжести дается инвалидность 2–3 группы.

Классификация позволяет изменять степень тяжести при изменении состояния ребенка.

Первая помощь

Ребенка в первую очередь надо успокоить. Психосоматика играет важную роль в развитии приступа.

  1. Снять стесняющую одежду, открыть окно для поступления свежего воздуха в помещение (избегать холодного).
  2. Дать ребенку ингалятор или небулайзер, можно дополнить таблеткой эуфиллина.
  3. Желательно сделать теплую ванночку для рук и ног.

Если эти меры не купируют приступ в течение получаса, вызвать скорую помощь. Дальнейшее ожидание может привести к остановке дыхания!

Лечение

Лечение зависит от формы, причины и степени болезни. Госпитализация требуется при тяжелых обострениях и если развились серьезные осложнения – астматический статус, . В иных случаях ребенок лечится дома, под присмотром родителей.

Профилактика основана на удалении аллергена из окружения ребенка. Для этого проводится ежедневная влажная уборка, на матрац можно надеть непроницаемый чехол – это облегчает состояние ребенка, если у него аллергическая форма.

Препараты

Применяют ингаляционные формы препаратов. Большинство из них содержат глюкокортикоиды в комбинации с бета-адреномиметиком. Такое сочетание дает выраженный противовоспалительный эффект и облегчает дыхание. Ингалятором дети могут пользоваться с возраста пяти лет. До этого препараты вводятся через небулайзер или спейсер.

  • Читайте также:

Ингаляторы назначаются врачом. Возможно их применение только при возникновении приступа или на постоянной основе. Чтобы купировать признаки приступа чаще всего используется сальбутамол.

Противоаллергические препараты зафирлукаст, монтелукаст, кромогликат натрия назначаются в виде таблеток. Используются, как профилактика и лечение обострений. Иногда назначаются на постоянный прием, если эффект от ингаляций недостаточный.

Есть льготы на препараты, если оформлена инвалидность.

Народные средства

Может использоваться как вспомогательный метод или профилактика. Лечение проводится с использованием настоев трав, имбиря, препаратов прополиса. Из трав наиболее эффективен «Грудной сбор», корень солодки, ромашковый отвар.

  • Обязательно почитайте:

Лечение народными методами противопоказано при наличии аллергии на компоненты средства — это может вызвать очень тяжелый приступ астмы, серьезное обострение и последующую инвалидность.

Обострение

Случаи обострения часто возникают у детей во время ОРЗ. Патогенез – усиление воспаления в дыхательных путях. Если этиология – пыльца растений, то атопическая астма обостряется во время их цветения. Классификация обострений учитывает многие факторы. Симптомы обострения:

  • проблемы с кормлением из-за одышки;
  • ребенок менее активный, предпочитает сидеть или лежать;
  • при тяжелом обострении говорит только отдельными словами;
  • малыш возбужден;
  • свистящие хрипы становятся громче, дыхание частое и поверхностное.
  • Читайте также:

Патогенез периодов обострения требует увеличения дозы лекарств. Профилактика обострений включает в себя вакцинацию против гриппа, пневмококка и гемофильной палочки. Тяжелые обострения – повод оформить инвалидность и льготы.

Реабилитация

Реабилитация детей с бронхиальной астмой включает в себя лечебную физкультуру, закаливание, дренирующий массаж. Проводится, когда отсутствует клиника. Значительно улучшает прогноз, предупреждает осложнения.

Санатории

Чистый воздух, минеральные воды, оздоровительные процедуры, климат – эффективная профилактика обострений при диагнозе бронхиальная астма у детей. Льготы на получение путевки возможны, если оформлена инвалидность. Перед поездкой обязательно вылечить острые заболевания и осложнения хронических.

Бронхиальная астма – это иммунное заболевание дыхательных путей. В его основе лежит повышенная реактивность бронхов, что проявляется периодами затрудненного дыхания. Имеет хроническое течение. Природа заболевания полностью не изучена. Приступы бронхиальной астмы чаще всего провоцируют причинные аллергены: бытовые клещи, пыль, перхоть домашних животных, пыльца и пр. Часто заболевание передается по наследству.

Вконтакте

Первые признаки бронхиальной астмы у детей

  • Кашель, затруднения дыхания на резкие запахи;
  • в раннем возрасте – атопический дерматит (высыпания на коже);
  • частые бронхиты с развитием обструкции бронхов;
  • частые простудные заболевания без повышения температуры, с последующим развитием бронхита;
  • упорный .

Основные признаки астмы

Чаще всего признаки астмы появляются при контакте с аллергенами : животные, домашняя пыль, пыльца и пр. Так же они могут появляться при простуде, при появлении в воздухе резких запахов (дезодоранты, табак, другие резкие запахи). Провоцируют приступ и физические нагрузки, смех, плач, резкая смена температуры окружающего воздуха. Имеет значение семейная предрасположенность.

Итак, к признакам астмы относятся:

  • Периоды затруднения дыхания, одышки;
  • свистящие хрипы;
  • простуда постоянно сопровождается кашлем, свистящим, затрудненным дыханием;
  • другие признаки аллергии – , зуд, чихание, «закладывание» носа.
  • свистящие хрипы;
  • кашель, который становится сильнее ночью и ранним утром.

Признаки астмы в грудном возрасте

Определить развивающиеся признаки астмы в раннем возрасте человеку без специальной подготовки весьма затруднительно, однако, родителей должны насторожить следующие моменты:

  • Кашель приводящий позывам к рвоте;
  • затруднено кормление – ребенок дышит тяжело, стонет, слабо сосет;
  • свистящие хрипы;
  • увеличение частоты вдоха и выдоха.
В норме дыхание в возрасте до двух месяцев должно быть в пределах 60 дыхательных движений в минуту. С двух месяцев до года норма — не более 50 в минуту.

Особенности развития у детей

Развитие болезни начинает прослеживаться в младенческом возрасте, когда в связи с ранним введением прикорма, искусственным вскармливанием происходит повышение чувствительности организма к аллергенам. Проявляются первые признаки астмы в виде высыпаний на коже, периодической заложенностью носа. начинают сопровождаться , появляются элементы обструкции, затруднения дыхания. Затем кашель, хрипы, приступы удушья появляются и после контакта с провокатором (аллергеном).

В связи с частыми эпизодами недостатка кислорода в крови, незрелостью органов и систем, у детей часто наблюдаются и общие признаки бронхиальной астмы: утомляемость, плохие оценки в школе, отставание в физическом развитии.

Первая помощь при приступе астмы у ребенка

Первая помощь должна включать в себя следующие этапы:

  1. Убрать фактор, являющийся пусковым для развития приступа, если это возможно – пыльца, домашнее животное, табачный дым и пр.;
  2. обеспечить свободный приток воздуха ребенку – убрать стесняющую одежду;
  3. помочь ребенку принять положение тела, при котором дыхание наиболее эффективно – положение сидя с наклоненным корпусом тела вперед с опорой на руки;
  4. дать теплое питье;
  5. эффективно так же упражнение с задержкой дыхания на выдохе;
  6. использование аэрозоля через спейсер из дозированного ингалятора (вентолин, сальбутамол) или через небулайзер (вентолин, сальгим). При необходимости 3-4 ингаляции каждые 20 минут. При отсутствии эффекта в течение часа ребенок должен быть госпитализирован;
  7. при приступе средней тяжести, при отсутствии эффекта от 2-3 ингаляций вышеуказанных препаратов, рекомендуется Пульмикорт или дексаметазон. В отсутствие эффекта в течение часа — госпитализация.

Вы беспокоитесь о том, что детские воспалительные процессы в лёгких приведут к более сложным заболеваниям? Профессиональная информация о возможных осложнениях после пневмонии у детей даётся .

Что делать если нет ингалятора?

  • Обеспечить ребенку приток воздуха, снять стесняющую одежду;
  • ввести внутримышечно, в виде инъекции эуфиллин (5мг/кг), дексаметазон (0,6 мг/кг);
  • при отсутствии эффекта и развития признаков астмы рекомендована госпитализация.

Лечение у детей

Лечение назначается только врачом. Помимо исключения контакта больного с аллергеном так же рекомендуются:

  • Вспомогательные методы — физиолечение, солевые пещеры, методы регулируемого дыхания, иглорефлексотерапия, психотерапия, АСИТ-терапия (инъекционная);
  • базисная терапия – ингаляционные глюкокортикостероиды. Принимаются ежедневно и длительно. Это Фликсотид, Пульмикорт, Кленил. Из комбинированных препаратов это Серетид и Симбикорт . Кроме того, рекомендуется применение монтелукаста, зафирлукаста;
  • у детей старшего возраста так же в качестве компонента базисной терапии может применяться Омализумаб, который относится к препаратам, связывающим в крови компонент пускового механизма аллергических реакций (IgE);
  • если стандартные дозы ингаляционных глюкокортикостероидов не позволяют контролировать бронхиальную астму, их сочетают с Формотеролом, Сальметеролом;
  • средства неотложной терапии при необходимости – сальбутамол (Вентолин). Так же применяются фенотерол, эуфиллин, дексаметазон, преднизолон.

Прогноз

На сегодняшний день бронхиальная астма не поддается полному излечению. Однако, большой спектр препаратов позволяет свести к минимуму ее признаки и значительно улучшить качество жизни пациента. У некоторых детей признаки астмы исчезают с возрастом самостоятельно.

Используемая литература:
1.Аллергология и иммунология / под ред. А.А. Баранова и Р.М. Хаитова: Союз педиатров России. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Союз педиатров России, 2011. – 256 с. – (Клинические рекомендации для педиатров).
2.Справочник педиатра / Под ред. В.О. Быкова, А.С. Калмыковой. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 573 с. – (Медицина).
3.Справочник педиатра. 2-е изд. / Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб.: Питер, 2009. – 720 с. – (Серия «Спутник врача»).

Бронхиальная астма – хроническое заболевание, развивающееся на почве аллергического воспалительного процесса в воздухоносных путях ребенка. Возникает острый спазм бронхов и усиление выделения слизи. Скопление слизи в бронхах на фоне их спазма приводит к бронхиальной обструкции (непроходимости бронхов).

Бронхиальная астма – достаточно опасное заболевание; оно может развиться в любом, даже младенческом, возрасте.

Различают атопическую (аллергическую) и неатопическую (неаллергическую) формы бронхиальной астмы. Атопическая форма преобладает, она отмечается у 90% детей с этой болезнью. Заболевание имеет хроническое течение с чередованием обострений и межприступных периодов.

Причины возникновения бронхиальной астмы

Аллергические заболевания ребенка повышают вероятность развития у него бронхиальной астмы.
  • Наследственная предрасположенность к атопической форме заболевания: если бронхиальной астмой страдает один из родителей – вероятность возникновения астмы у ребенка составляет 25-30%, если оба родителя – до 75-80%.
  • Наличие у ребенка или членов его семьи аллергического заболевания (атопический дерматит, поллиноз, пищевая или медикаментозная аллергия) является сигналом: может развиться бронхиальная астма. У 60% детей с бронхиальной астмой родственники страдают аллергическими заболеваниями.

В первый год жизни детей аллергены чаще проникают в организм через желудочно-кишечный тракт (пищевая аллергия), а у более старших детей преобладают поллинозы. Зачастую причиной возникновения этого заболевания становится патологическая реакция на домашнюю пыль, пыльцу растений, лекарственные препараты и пищевые продукты. Аллергены из пыльцы трав и деревьев могут оказывать сезонное аллергизирующее действие (с мая по сентябрь).

Наиболее выраженной способностью провоцировать спазмы бронхов обладают микроскопические клещи, обитающие в домашней пыли, коврах, мягких игрушках и постельных принадлежностях. Высокую сенсибилизирующую роль играют также пух и перо птиц в одеялах и подушках, плесень на стенах сырых помещений. Шерсть и слюна домашних животных (собак, кошек, морских свинок, хомячков), сухой корм для аквариумных рыбок, пух и перья домашних птиц также часто способствуют аллергизации ребенка. Даже после удаления животного из помещения концентрация аллергенов в квартире снижается постепенно, на протяжении нескольких лет.

  • Экологический фактор: вдыхание с воздухом вредных веществ (выхлопных газов, сажи, промышленных выбросов, бытовых аэрозолей) – частая причина развития астмы вследствие иммунных нарушений в организме.

Немаловажным фактором риска развития астмы является курение (для маленьких детей – пассивное курение, или нахождение вблизи курящего человека). Табачный дым – сильный аллерген, поэтому если хоть один из родителей курит, риск возникновения у ребенка астмы значительно (в десятки раз!) возрастает.

  • Вирусы и бактерии, вызывающие поражение респираторных органов ( , ОРЗ, ОРВИ), способствуют проникновению аллергенов в стенки бронхиального дерева и развитию обструкции бронхов. Часто повторяющиеся обструктивные бронхиты могут стать пусковым механизмом для бронхиальной астмы. Индивидуальная повышенная чувствительность только к инфекционным аллергенам вызывает развитие неатопической бронхиальной астмы.
  • Факторы физического воздействия на организм (перегревание, переохлаждение, физические нагрузки, резкая перемена погоды с перепадами атмосферного давления) могут спровоцировать приступ удушья.
  • Астма может стать следствием психоэмоционального напряжения ребенка (стресс, испуг, постоянные скандалы в семье, конфликты в школе и др.).
  • Отдельная форма заболевания – «аспириновая» астма: приступ удушья возникает после употребления аспирина (ацетилсалициловой кислоты). Сам препарат не является аллергеном. При его применении выделяются активные биологические вещества, они и вызывают спазм бронхов.

Возникновению приступов может способствовать прием нестероидных противовоспалительных средств и ряда других лекарств, лекарственных препаратов в цветных капсулах. а также продуктов, содержащих пищевые красители.

  • Усугублять тяжесть бронхиальной астмы могут заболевания пищеварительного тракта: , . Возникновение приступа астмы в ночное время может быть связано с забросами желудочного содержимого в пищевод (дуодено-гастральный рефлюкс).
  • Причиной возникновения астмы в первые месяцы жизни малыша может быть курение женщины при вынашивании ребенка, избыточное употребление ею аллергизирующих продуктов (меда, шоколада, рыбы, цитрусовых, яиц и т.д.), инфекционные болезни во время беременности и применение лекарственных средств.

Симптомы бронхиальной астмы

Заболевание может начинаться незаметно, с проявлений , плохо поддающегося лечению. Развивается бронхиальная астма чаще у детей до трехлетнего возраста, чаще болеют мальчики.

Насторожить родителей и заставить предположить развитие у ребенка бронхиальной астмы должны такие проявления:

  • периодически возникающее свистящее дыхание;
  • появление кашля, преимущественно в ночное время;
  • появление кашля или свистящего дыхания после контакта с аллергеном;
  • кашель со свистящим дыханием после эмоциональной или физической нагрузки;
  • отсутствие эффекта от противокашлевых препаратов и эффективность противоастматических средств.

Основное проявление бронхиальной астмы – приступ удушья. Обычно такой приступ появляется на фоне ОРВИ. Вначале затруднение при дыхании может возникать при высокой температуре, кашле (особенно в ночное время), насморке. Затем приступы затрудненного свистящего дыхания становятся чаще, возникают вне связи с простудными заболеваниями – при контакте с животным или при физической нагрузке, вблизи растений с резким запахом или при перемене погоды.

При возникновении приступа бронхиальной астмы у детей затруднен выдох. В норме продолжительность вдоха и выдоха одинакова по времени, а при астме выдох вдвое длиннее вдоха. Дыхание учащенное, свистящее, шумное, слышное на расстоянии. Грудная клетка во время приступа несколько раздута, лицо приобретает багровый оттенок.

Ребенок принимает вынужденную позу: сидит, слегка наклонившись вперед, опираясь на руки, голова втянута, плечики приподняты (так наз. «поза кучера»). Вдох короткий, не обеспечивающий поступление достаточного количества кислорода. При длительном приступе может появиться боль в нижних отделах грудной клетки, причиной которой является повышенная нагрузка на диафрагму. Приступ может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Кашель при этом вначале сухой, мучительный, а затем может выделяться густая, вязкая мокрота.

Порой развивается и нетипичная разновидность бронхиальной астмы – кашлевой вариант: классический приступ удушья при этом не возникает, симптомом болезни является мучительный кашель с густой и вязкой мокротой, возникающий преимущественно в ночное время.

Дети старшего возраста жалуются на нехватку воздуха, а малыши плачут, проявляют беспокойство. Приступ чаще развивается очень быстро, мгновенно после контакта с аллергеном. Но у некоторых детей ему могут предшествовать «предвестники»: заложенность носа, жалобы на зуд в горле, кашель, высыпания на коже и кожный зуд, а также раздражительность, сонливость или беспокойство.

Кислородное голодание тканей (в том числе и головного мозга) способствует отставанию ребенка, страдающего бронхиальной астмой, в интеллектуальном, физическом и половом развитии. Такие дети эмоционально лабильны, у них могут развиваться неврозы.

Классификация

Согласно классификации бронхиальной астмы у детей различают легкое, среднетяжелое и тяжелое течение заболевания в зависимости от частоты возникновения приступов, их тяжести и необходимости применения противоастматических лекарственных средств.

Легкая степень:

  • симптомы возникают эпизодически;
  • приступы астмы кратковременны, возникают спонтанно и купируются приемом бронхолитиков;
  • ночью проявлений болезни нет или они редки;
  • физическая нагрузка переносится нормально или с незначительными нарушениями;
  • в период ремиссии функция внешнего дыхания не нарушена, проявлений болезни нет.

Среднетяжелая степень:

  • приступы возникают раз в неделю;
  • приступы среднетяжелые, часто требуется применение бронхолитиков;
  • ночные симптомы носят регулярный характер;
  • отмечается ограничение переносимости физических нагрузок;
  • без проведения базисной терапии ремиссия неполная.

Тяжелая степень:

  • приступы отмечаются несколько раз в неделю (могут возникать и ежедневно);
  • приступы имеют тяжелый, затяжной характер, необходимо ежедневное применение бронхолитиков- кортикостероидов;
  • ночные проявления повторяются каждую ночь, даже по несколько раз за ночь, сон нарушен;
  • резко снижается переносимость физической нагрузки;
  • отсутствуют периоды ремиссии.

Если приступ не удается купировать в течение нескольких часов – это уже астматический статус, требующий немедленной госпитализации ребенка.

Лечение


Прежде всего необходимо выявить аллерген, провоцирующий приступы бронхиальной астмы, и попытаться исключить или хотя бы свести к минимуму контакты ребенка с ним.

Для начала следует установить аллерген (провоцирующий фактор) и полностью исключить любой контакт ребенка с ним:

  • регулярно проводить влажную уборку помещения (при необходимости с противоклещевыми средствами); при уборке использовать пылесос с водяным фильтром; применять воздухоочистители для фильтрации воздуха;
  • приобрести для ребенка подушки и одеяла с гипоаллергенными синтетическими наполнителями;
  • исключить игры с мягкими игрушками;
  • разместить книги в застекленных шкафах;
  • убрать лишнюю мягкую мебель, а необходимую зачехлить тканью без ворса;
  • в случае значительного загрязнения воздуха поменять место проживания;
  • в период цветения провоцирующих астматические приступы растений свести до минимума пребывание ребенка на свежем воздухе – только вечером, после выпадения росы, или после дождя; навесить на окна специальную сетку;
  • при «астме физических усилий» значительно снизить нагрузки, в том числе прыжки и бег;
  • при «аспириновой» астме исключить применение провоцирующих приступ медикаментов.


Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение бронхиальной астмы делится на две группы: симптоматическое лечение (купирование приступа удушья) и базисная терапия.

Лечение бронхиальной астмы у детей весьма сложный процесс: медикаментозное лечение может подобрать только врач. Нельзя заниматься самолечением, так как неправильное применение препаратов может усугубить течение заболевания, привести к более продолжительным и частым приступам удушья, развитию дыхательной недостаточности.

Симптоматическое лечение включает препараты, оказывающие бронхорасширяющее действие: вентолин, беротек, сальбутамол. При тяжелом течении используются также кортикостероидные препараты. Важным является не только выбор препарата, а и способ его введения.

Наиболее часто используемый метод – ингаляционный (лекарство поступает в легкие в виде аэрозоля). Но маленьким детям трудно пользоваться баллончиком-ингалятором: ребенок может не понимать указания и неправильно вдыхать препарат. К тому же при таком способе введения большая часть лекарства остается на задней стенке глотки (не более 20% препарата достигает бронхов).

В настоящее время существует ряд приборов, позволяющих улучшить доставку медикамента в легкие. Для лечения детей эти приспособления оптимальны: они позволяют использовать лекарство в меньшей дозе, что снижает риск возникновения побочных эффектов.

Спейсер – специальная камера, промежуточный резервуар для аэрозоля. Лекарство в камеру поступает из баллончика, а из нее уже вдыхается ребенком. Это позволяет сделать несколько вдохов, в легкие попадает 30% лекарства в виде аэрозоля. Спейсер не используется для введения лекарства в виде порошка.

Вместе со спейсером используется система «легкое дыхание»: ингалятор включается автоматически (нет необходимости нажимать на баллончике-ингаляторе на клапан в момент вдоха). Облако аэрозоля при этом выбрасывается с меньшей скоростью и лекарство не оседает в глотке, в легкие проникает в два раза больше лекарства.

Циклохалер, дискхалер, турбухалер – это такие же, как спейсер, приспособления, только уже для введения порошка.

Небулайзер (ингалятор) – аппарат, позволяющий перевести лекарство в аэрозоль. Существуют компрессорные (струйные и пневматические) и ультразвуковые небулайзеры. Они позволяют проводить ингаляцию лекарственным раствором в течение длительного времени.

К сожалению, препараты для симптоматического лечения оказывают временный эффект. Частое, неконтролируемое применение бронхорасширяющих препаратов может спровоцировать развитие астматического статуса, когда бронхи уже не реагируют на препарат. Поэтому у старших детей, которые самостоятельно могут пользоваться ингаляторами, следует четко контролировать дозу лекарства – дети из-за страха развития приступа могут передозировать бронхорасширяющий препарат.

В качестве базисной терапии применяется несколько групп препаратов: антигистаминные средства (тавегил, супрастин, кларитин, лоратадин и др.); препараты, стабилизирующие мембрану клеток (кетотифен, тайлед, интал и др.); антибиотики (для санации хронических очагов инфекции). Могут назначаться и гормональные препараты для лечения воспаления в бронхах и предупреждения обострения астмы. Базисную терапию также подбирает врач индивидуально с учетом особенностей организма ребенка и тяжести течения астмы.

Применяются также ингибиторы лейкотриенов (аколат, сингулар) и кромоны (кетопрофен, кромогликат и др.). Они не влияют на просвет бронхов и не купируют приступ. Эти лекарственные средства снижают индивидуальную чувствительность организма ребенка к аллергенам.

Назначенную поддерживающую терапию или базисную терапию родители не должны отменять самостоятельно. Не следует также произвольно менять дозировку препаратов, тем более, если назначены . Снижение дозы проводится тогда, когда не было ни одного приступа в течение шести месяцев. Если ремиссия наблюдается в течение двух лет, врач отменяет препарат полностью. Если после прекращения приема препарата возникает приступ – лечение начинают заново.

Важным является своевременное лечение хронических очагов инфекции ( , синуситы), заболеваний органов пищеварительного тракта.

Немедикаментозное лечение

Из немедикаментозных способов лечения следует указать на физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, массаж, иглорефлексотерапию, различные методики дыхания, закаливание ребенка, использование специального микроклимата гор и соляных пещер. В период ремиссии применяется санаторно-курортное лечение (сезон и вид курорта согласуется с врачом) на курортах Южного берега Крыма, в Кисловодске, Приэльбрусье и др.

Существует еще один вид борьбы с бронхиальной астмой: аллерген-специфическая иммунотерапия (АСИТ). Ее могут получать дети в возрасте старше пяти лет. Сущность метода: вводят в организм очень маленькую дозу аллергена, который вызывает приступ астмы у ребенка. Постепенно дозу вводимого аллергена увеличивают, как бы «приучают» организм к аллергену. Курс лечения длится 3 и более месяцев. В результате лечения приступы астмы прекращаются.

Фитотерапия дополняет и повышает эффективность традиционного лечения медикаментами, способствует более длительному периоду ремиссии. Используются фитосборы из листьев крапивы и мать-и-мачехи, травы багульника, корней солодки и девясила. Свежие отвары следует готовить ежедневно. Принимают отвары длительно, применение и дозы согласуют с лечащим врачом. Родители не должны апробировать альтернативные методы лечения самостоятельно!

При обострениях и при приступах бронхиальной астмы применять можно отвары и настои из растений с отхаркивающим действием (подорожник, хвощ, ромашка, одуванчик, спорыш, календула, крапива, тысячелистник, зверобой, корень солодки, мать-и-мачеха). В период реабилитации можно принимать настой корня солодки, глицирам, пертуссин на протяжении месяца.

Для ароматерапии можно порекомендовать аромалампу по 10 минут в день. Эфирные масла (лаванды, чайного дерева, тимьяна) использовать очень осторожно, в микродозах. Можно, например, 5 капель эфирного масла добавить на 10 мл массажного масла и растереть грудную клетку ребенка.

Гомеопатическое лечение также используется в лечении бронхиальной астмы. Грамотный врач-гомеопат подбирает ребенку индивидуальную схему лечения. Самостоятельно же родителям давать препараты, купленные в гомеопатической аптеке, нельзя!

В России открыты специальные астма-школы, в которых обучают и больных детей, и родителей: учат правильному оказанию помощи во время приступа, объясняют суть реабилитации, правила массажа и лечебной физкультуры, рассказывают и о нетрадиционных методах лечения. Детей учат правильно пользоваться ингалятором. В такой школе с детьми работают психологи.

Ребенку, страдающему бронхиальной астмой, необходимо обеспечить диетическое питание:

Овощные и крупяные супы надо готовить на говяжьем втором бульоне;

Крольчатина, нежирная говядина разрешены в отварном виде (или на пару);

Жиры: подсолнечное, оливковое и сливочное масло;

Каши: рисовая, гречневая, овсяная;

Картофель в отварном виде;

Свежие фрукты и овощи зеленого цвета;

Кисломолочные однодневные продукты;

Хлеб белый.

Следует ограничить употребление углеводов (кондитерских изделий, сахара, выпечки, сладостей). Рекомендуется исключить из рациона продукты-аллергены (мед, цитрусовые, клубнику, шоколад, малину, яйца куриные, рыбу, консервы, морепродукты). Лучше также обойтись без жевательной резинки.

Родители могут вести пищевой дневник, где фиксируются все съеденные ребенком в течение дня продукты. Сопоставляя полученное питание и появление приступов, можно выявить пищевые аллергены ребенка.

Бронхиальная астма, возникшая в детстве, даже тяжелая ее форма с частыми приступами, может в подростковом периоде полностью исчезнуть. Самоизлечение наступает, к сожалению, только в 30-50% случаев.

Своевременно диагностированная бронхиальная астма у ребенка, четкое выполнение всех лечебных и профилактических мероприятий – залог успеха.

К какому врачу обратиться


От употребления аллергенных продуктов ребенку, страдающему бронхиальной астмой, следует отказаться.

При появлении у ребенка затрудненного дыхания необходимо обратиться к педиатру. Он направит малыша к аллергологу или пульмонологу. Дополнительно будет полезна консультация диетолога, специалиста по лечебной физкультуре, физиотерапевта, иммунолога, ЛОР-врача, стоматолога (для устранения очагов хронической инфекции). При длительном приеме глюкокортикостероидов, даже в ингаляционной форме, необходимо периодически консультироваться у эндокринолога, чтобы не пропустить угнетение функции собственных надпочечников ребенка. (голосов - 1 , среднее: 5,00 из 5)

Бронхиальной астмой называется особое состояние бронхов ребенка, когда они готовы реагировать спазмом на попадание определенного аллергена или различных их видов. Чаще всего патология обусловлена генетически, поэтому может проявляться в различном возрасте, даже у детей до года, но чаще регистрируется в 2-5 лет.

Бронхиальная астма у детей протекает со сменой периодов обострения и ремиссии, при этом длительность каждого из них будет отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей, условий проживания и принимаемых медикаментов. Ею нельзя заразиться от другого человека. Если ребенок начал кашлять или у него появилось свистящее дыхание после контакта с человеком, имевшим подобные симптомы, это говорит о бронхообструкции, возникшей как результат столкновения стенки бронхов с вирусом.

Диагноз ставится после проведения некоторых инструментальных и лабораторных исследований. Будучи установлен, он не делает ребенка инвалидом, но для поддержания достаточного качества жизни требует наложения множества ограничений на характер питания, регион проживания, физическую активность, прием медикаментов или возможность обзавестись домашними питомцами.

К сожалению, на данном этапе бронхиальная астма неизлечима и «перерасти» ее нельзя. С помощью препаратов и режима можно только длительно поддерживать ремиссию болезни.

Немного о бронхах

Бронхи – это хрящевые трубочки, являющиеся продолжением трахеи. Главные бронхи отходят от последней на уровне 5-6 грудных позвонков в количестве 2 штук – правого и левого. Далее они разветвляются на долевые, которых справа два (так как в правом легком всего 2 доли), а слева – три. Каждый из долевых делится на сегментарные, проводящие воздух к сегментам (кусочкам) доли, а те, в свою очередь, на субсегментарные, затем – междольковые и внутридольковые. Конечным этапом считаются дыхательные бронхиолы – трубочки, подходящие непосредственно к тем структурам, где происходит получение из воздуха кислорода и проведение последнего непосредственно в кровь.

Стенка бронхов состоит из трех оболочек:

  1. Внутренней, слизистой. Под ней находится рыхлый подслизистый слой, в котором находятся нервные окончания, лимфатическая ткань, сет лимфатических капилляров, конечные отделы желез, вырабатывающих бронхиальную слизь (если эти железы погибают, слизистая пересыхает и воспаляется).
  2. Средней, состоящей из трех видов тканей: фиброзной, хрящевой и мышечной. Чем меньше калибр бронха, тем меньше в нем хрящевой ткани и наоборот, чем он больше, тем плотнее хрящ. С уменьшением диаметра бронхов увеличивается толщина лежащих косо-циркулярно мышечных волокон.
  3. Адвентиции, наружной оболочки. Она состоит из рыхлой соединительной ткани.

В слизистой оболочке находится множество разных клеток. Это:

Вид клеток Функция
Бокаловидные Они вырабатывают слизь, которая схватывает частички пыли и микробы, попавшие в бронхи с воздухом. Выводится эта пыль с помощью реснитчатых клеток. Располагаются бокаловидные клетки неравномерно: в одних участках соотношение реснитчатых и бокаловидных клеток составляет от 4:1 до 7:1, в других же – 1:1. С удалением от главных бронхов этих клеток становится все меньше
Реснитчатые Они выводят слизь, в которой содержится пыль и обезвреженные микробные частицы
Промежуточные Эти клетки удлиненной формы, которые находятся между разными типами клеток
Базальные Из них формируются бокаловидные и реснитчатые клетки слизистой оболочки:
Клетки Клара Вырабатывают ферменты, которые расщепляют сурфактант, то есть вещество, которое препятствует спаданию альвеол. При этом они вырабатывают часть сурфактанта. В бронхиолах они заменяют бокаловидные клетки
M-клетки Они захватывают микробные клетки и сообщают о них иммунным клеткам, чтобы те могли выработать специфические, направленные только против данных микробов антитела
Клетки Кульчицкого Вырабатывают гормоноподобные вещества, влияющие на просвет бронхов
Иммунные клетки: плазматические, тучные, лейкоциты и эозинофилы В норме их немного. Они формируют иммунологическую защиту на антигены и микробы, попадающие с воздухом

Когда ребенок рождается, основная часть его бронхиального дерева уже сформирована, но оно продолжает разветвляться. Размеры бронхов интенсивно развиваются на первом году и во время полового созревания.

На первом году только развиваются реснитчатые и другие клетки слизистой оболочки, поэтому в бронхах немного защитной слизи, и она недостаточно хорошо выводится. Это обусловливает более легкое инфицирование нижних дыхательных путей.

Хрящи бронхов у детей до года более мягкие и эластичные, что дает им возможность смещаться. Бронхиальные мышцы тоже недостаточно развиты, в результате кашлевой рефлекс срабатывает плохо, и мелкие бронхи при воспалении легче закупориваются слизью.

Что происходит при астме

При астме развивается воспаление бронхиальной стенки: в ее подслизистом слое повышается количество иммунных клеток. В основном, это клетки, количество которых увеличивается при аллергии: эозинофилы, базофилы, тучные клетки, T-лимфоциты. При попадании аллергенов они выбрасывают наружу большое количество биологически активных веществ. Это приводит к отеку слизистой оболочки и выработке ее железами большого количества слизи. Результатом становится затруднение дыхания, кашель, свистящие хрипы, слышные на выдохе.

Вещества, высвобождаемые эозинофилами и тучными клетками, а также субстанции, синтезируемые другими иммунными клетками в ответ на их выделение, запускают реакции хронического воспаления бронхиальной стенки, что приводит к появлению под слизистой оболочкой рубцовой ткани. Из-за этого бронхи становятся гиперреактивными, то есть впоследствии моментально спазмируются в ответ на попадание аллергенов.

Классификация заболевания

Выделяют такие формы бронхиальной астмы:

  1. Преимущественно аллергическая (атопическая). Она может протекать в виде:
    • бронхита (то есть с кашлем и выделением мокроты);
    • сочетания одновременно астматических симптомов и насморка с выделением обильного количества светлых соплей;
    • сочетания симптомов астмы с чиханием, заложенностью носа, отделением светлых соплей;
    • экзогенная астма: когда симптомы появляются в ответ на контакт с аллергенами (шерсть животных, пыльца растений, продукты питания, бытовая химия и декоративная косметика).
  2. Неаллергическая астма. Она возникает при контакте с безбелковыми веществами, которые не могут быть аллергенами. Это вещества, вырабатываемые промышленными производствами, лекарственные препараты. Неаллергические формы астмы возникают также в ответ на нервно-психические перегрузки, эндокринные заболевания, физическую нагрузку, попадание любого микроорганизма.
  3. Смешанная астма, когда характерные симптомы могут возникать в ответ как на какой-то внешний аллерген, так и на инфекционное, эндокринное или нервно-психическое заболевание.

Астмой может заболеть ребенок любого возраста, но наиболее часто ее обнаруживают у детей 2-5 лет.

Причины развития патологии

Повышенная реактивность бронхов может вследствие:

  • Наследственной предрасположенности (около 60% детей имеют родственников, страдающих бронхиальной астмой). Заболевание может не проявиться, но если:
    • ребенок появился на свет в результате тяжелых родов или после тяжело протекающей беременности;
    • когда он родился недоношенным;
    • если он живет в экологически грязном городе, его шансы, что астма проявится в раннем детском возрасте, сильно увеличиваются.
  • Факторов внешней среды:
    • пыль: производственная и домашняя;
    • слюна животных;
    • перья и пух птиц;
    • средства бытовой химии;
    • аллергенные вещества, содержащиеся в пищевых продуктах;
    • микробные частицы: бактерии, грибы, вирусы, которые не обязательно должны запустить болезнь (например, ОРВИ или гайморит), но могут спровоцировать приступ бронхиальной астмы;
    • табачный дым;
    • лекарственные препараты (есть даже диагноз «Аспириновая астма» и «Стероидная астма»);
    • парфюмерные средства;
    • поллютанты, содержащиеся в воздухе;
    • изменение условий внешней среды: холода, грозы, высокой влажности воздуха.

    Чаще всего астму провоцирует сочетание нескольких аллергенов.

  • Внутренних факторов: эндокринных, инфекционных, нервно-психических заболеваний, большого веса ребенка.
  • Некоторых других факторов, например, физической нагрузки.

Течение астмы усугубляется заболеваниями внутренних органов. Основная «вина» ложится на желудочно-кишечный тракт, где могут развиваться: дисбактериоз, гастриты, гастродуодениты, запоры, дискинезии желчевыводящих путей. Кишечник – отличный резервуар для токсинов. При его заболеваниях они могут там длительное время сохраняться и постепенно попадать в кровь.

Симптоматика

В течении бронхиальной астмы выделяется три периода:

  1. Ремиссия . При этом ребенок чувствует себя абсолютно или почти здоровым; у него не отмечается ни кашля, ни свистящего дыхания, ни иных симптомов. Если астма проявилась в раннем возрасте или имеет тяжелое течение, то из-за постоянного недополучения мозгом кислорода ребенок отстает в нервно-психическом развитии, становится плаксивым, эмоционально лабильным.
    Ремиссия бывает:
    • полной: ребенка ничего не беспокоит;
    • неполной: тяжело выполнять какие-то действия, реже хочется играть в подвижные игры;
    • фармакологической: добиться отступления болезни можно только применением медикаментозной терапии.
  2. Обострение . Это временные интервалы, во время которых отмечаются приступы. По длительности этих интервалов и характеру их проявления проводится диагностика степеней тяжести бронхиальной астмы.
  3. Приступ бронхиальной астмы. Так называется состояние, когда возникает основной симптом – затруднение выдоха и свистящее дыхание на выдохе. Возникает этот статус обычно ночью или вечером; у детей его часто предваряют особые предприступные признаки.

Симптомы, по которым можно заподозрить бронхиальную астму у детей – это именно проявления приступа. Начинаться это может с появления предприступных признаков, которые наблюдаются от нескольких минут до трех суток. Это:

  • плаксивость;
  • повышенная раздражительность;
  • нарушение сна;
  • плохой аппетит;
  • поначалу – выделение обильных слизистых соплей, затем – навязчивый сухой кашель, головная боль, через несколько часов кашель усиливается, становится немного более влажным.

Сам приступ начинается вечером или ночью, когда появляются следующие симптомы:

  • сухой кашель, который может уменьшиться, если ребенка посадить или поставить на ножки;
  • дыхание становится свистящим, хриплым, особенно затруднен вдох;
  • испуг;
  • ребенок мечется в постели;
  • температура тела нормальная, может немного повыситься;
  • кожа бледная, влажная, с синевой вокруг рта;
  • учащение сердцебиения.

Приступ поначалу может проходить сам в течение от нескольких минут до нескольких суток. Не стоит ждать, что ситуация разрешится сама по себе, ведь это опасно недополучением кислорода головным мозгом и другими жизненно важными органами. В этом случае нужна помощь: оптимально – ингаляция препаратов-бронхолитиков (лучше всего – негормонального «Беродуала»).

После того, как приступ прошел, кашель становится влажным, то есть откашливается бронхиальная слизь. У детей старше 5 лет видно, что мокрота при астме вязкая, стекловидная.

Течение приступа в зависимости от варианта астмы

При развитии такого подвида, как астматический бронхит, который развивается обычно на фоне ОРЗ, появляются следующие симптомы:

  • влажный кашель;
  • одышка;
  • затрудненный выдох.

Отличием аллергической астмы является быстрое развитие приступа. Если помощь в виде ингаляционных бронхолитиков начата сразу, приступ быстро отступает.

Неаллергическая астма характеризуется постепенным развитием приступа. Оказываемая помощь не приводит к моментальному эффекту.

Классификация приступов по их тяжести

Вид приступа Легкий приступ Среднетяжелый приступ Тяжелый приступ Астматический статус – тяжелое состояние, которое может развиться как само по себе, так и в результате передозирования расширяющих бронхи препаратов
Дыхание Небольшое затруднение дыхания Шумное, свистящее, в дыхании участвуют крылья носа, мышцы между ребрами Дыхание и более частое, чем в норме, и шумное, и требует включения всех мышц в акт насыщения крови кислородом Частое, шумное
Кашель при астме Сухой, как будто спазмами Приступами, после которых плохо отходит густая, вязкая мокрота Может не быть В этом случае кашель и рвота – признаки улучшения состояния
Речь Не нарушена Разговаривают отдельными фразами или словами, с трудом Говорить не может, с трудом произносит отдельные слова Невозможна: вся энергия организма тратится на акт дыхания
Общее состояние Хуже, чем в состоянии здоровья, но в общем неплохое

Ребенок капризен, беспокоен.

Кожа бледная, губы синюшные

Ребенок очень беспокоен.

Кожа бледно-синюшная; на голове холодный пот, губы синюшные

Очень тяжелое, может сопровождаться потерей сознания или неадекватным поведением

Степень тяжести в зависимости от течения обострений астмы

От этой классификации зависит терапия астмы у ребенка. Основные критерии, на которых она основывается, может оценить любой родитель. Часть из них определяется врачом, и описаны в разделе «Диагностика».

Признак Астма легкого, эпизодического течения Легкая степень астмы Средняя степень астмы Тяжелая астма
Как часто появляются симптомы удушья Реже 1 раза в неделю, кратковременные 1 раз/7 дней или чаще, не каждый день Ежедневно Постоянно
Обострения Длятся несколько часов – несколько дней. Между обострениями ребенок чувствует себя хорошо, дышит нормально Приводят к нарушению физической активности и сна Нарушают физическую активность и сон Частые, значительно ограничивают физическую активность
Частота ночных симптомов 2 раза в месяц или реже Чаще 2 раз в месяц Чаще 1 раза в неделю Частые
Пиковая скорость выдоха (ПСВ) или ОФВ за 1 секунду Более 80% от нормы Более 80% от нормы 60-80% от нормы Менее 60% от нормы
С суточными колебаниями менее 20% Суточные колебания: 20-30% Суточные колебания – более 30%

Особенности проявлений астмы у детей разного возраста

Бронхиальная астма в разных возрастных группах проявляется по-разному. Родителям нужно обратить внимание на особенности симптомов, чтобы вовремя оказать ребенку помощь, диагностировать заболевание, а потом добиться полной и стойкой ремиссии путем постоянного или курсового приема препаратов.

Особенности течения у грудничков

В возрасте до 1 года астму наиболее трудно диагностировать, так как проявления ее отличаются от «обычных», классических, описанных выше:

  • обязательно есть продромальный период с выделением из носа жидкой слизи, постоянным чиханием, сухим кашлем;
  • единственные определяемые врачом признаки – это отечные миндалины, единичные сухие хрипы над легкими;
  • ребенок становится беспокойным, раздражительным;
  • плохо спит;
  • со стороны ЖКТ может быть или запор, или понос;
  • дыхание становится «всхлипывающим», вдохи – частыми и короткими, выдох – со свистом и шумом.

Особенности у детей 1-6 лет

До 2 лет это может быть всего лишь учащение и прерывистость дыхания во сне, при подвижных играх, занятиях физкультурой.

У детей 2-6 лет – это:

  • беспокойный сон;
  • периодическое покашливание, которое может проявляться только во сне;
  • сухой кашель, а иногда и чувство сдавливания груди появляются при физической нагрузке, подвижных играх;
  • если дышать ртом, возникает сильный сухой кашель.

У школьников

Признаки астмы у детей этого возраста – это:

  • кашель во сне;
  • кашель после физических нагрузок;
  • дети стараются меньше бегать и прыгать;
  • во время приступа кашля ребенок старается занять сидячее положение, при этом сгибается, подается вперед.

Астма у подростков

Обычно к этому возрасту диагноз астмы давно установлен. Ребенок уже знает, что может спровоцировать у него приступ и должен иметь при себе ингалятор. Часто бывает, что к подростковому возрасту астма как будто проходит, но на самом деле повышенная реактивность бронхов сохраняется, «ожидая своего часа». Зачастую регистрируются случаи, когда прошедшее у подростка заболевание возвращается в пожилом возрасте.

Диагностика

Обратиться к врачу-пульмонологу для постановки диагноза астмы нужно родителям детей, у которых:

  • практически любая простуда сопровождается кашлем и сухими хрипами, дающими право врачу ставить диагноз «Бронхообструктивный синдром»;
  • когда приступы свистящего дыхания или сухого, непродуктивного кашля возникают:
    • а) в теплое время года, во время цветения определенных растений;
    • б) после физических нагрузок;
    • в) на фоне приема определенных лекарств (особенно если они содержат ацетилсалициловую кислоту);
    • г) во время испуга, стресса, сильной эмоции.

Основной метод диагностики – это пикфлоуметрия. Выполняется она с помощью портативного прибора пикфлоуметра, напоминающего трубочку, в которую ребенку нужно будет выдохнуть воздух с максимальной скоростью. Это позволит оценить максимальную скорость выдоха, благодаря которой можно судить о проходимости бронхов.

Пикфлоуметрия проводится начиная с 5 лет, когда с ребенком уже можно сотрудничать. Ее выполняют 2 раза в день: вначале в условиях стационара, затем – дома, фиксируя параллельно режим дня малыша, график приема лекарств. Так можно проанализировать, что влияет на возникновение приступа, эффективность принимаемых препаратов.

Пикфлоуметрию проводят стоя, в одно выбранное время, до приема препаратов. Если нужно оценить результативность ингаляционных бронхолитиков, то измерения проводят до ингаляции, а потом – через 20 минут после приема лекарства. Оценка проводится по номограмме, которая учитывает не только полученные показатели, но и рост ребенка.

Норма пиковой скорости выдоха (ПСВ) – 80-100%, с суточными отклонениями менее 20%. «Предопасность» - ПСВ 60-80%, суточные колебания 20-30%. В этом случае нужно увеличивать дозировку тех препаратов, которые составляют «базисную терапию».

Если же ПСВ составляет менее 50%, а суточные колебания – более 30%, нужна срочная помощь при бронхиальной астме, которую нужно начать оказывать дома с последующей госпитализацией.

Терапия заболевания

Лечение бронхиальной астмы у детей начинается с исключения из жизни ребенка тех вещей, которые могут спровоцировать приступ. Во-первых, это гипоаллергенный быт, во-вторых – гипоаллергенная диета.

Гипоаллергенный быт

Чтобы к ребенку попадало как можно меньше аллергенов, соблюдайте следующие правила:

  1. храните книги в закрытом шкафу;
  2. одежду, особенно шерстяную, не храните в детской комнате, и уж тем более не брызгайте в них средствами от моли;
  3. не покупайте детям мягких игрушек, подаренные экземпляры чистите пылесосом, предварительно обернув влажной марлей;
  4. стирайте мягкие игрушки и постельное белье гипоаллергенными порошками с добавлением акарицидных средств, чтобы убить возможных домашних клещей;
  5. уберите из дома домашних животных;
  6. если есть рыбки, кормите их «мокрым», а не сухим кормом;
  7. постоянно проветривайте помещение, пользуйтесь воздухоочистителями типа НЕРА-фильтра, который будет удалять шерсть, пыль, споры грибов;
  8. во время уборки ребенок не должен находиться в помещении;
  9. ванная и туалет должны быть очищены с помощью уксуса от спор плесневых грибов;
  10. оптимальное покрытие для туалетов и ванных – кафель, а не линолеум.

Медикаментозное лечение

Она включает 2 аспекта:

  • базисную терапию;
  • препараты для неотложной помощи.

Так называется медикаментозное лечение, направленное на подавление аллергического воспаления и предрасположенности к спазмированию бронхов. Прием лекарств базисной терапии длится не менее 3 месяцев, в тяжелых случаях их приходится употреблять круглогодично.

Средства базисной терапии могут быть:

  • гормональными;
  • негормональными;
  • дополнительными.

Негормональная терапия

Сюда относится несколько групп препаратов. Рассмотрим их подробнее.

Стабилизаторы мембран тучных клеток

Как говорилось выше, в подслизистой оболочке бронхов содержатся так называемые тучные клетки. Они содержат гранулы с различными веществами – медиаторами воспаления. При столкновении с аллергеном мембрана клетки становится проницаемой, и вещества из гранул выходят наружу, запуская спазм бронхов, кашель, выделение слизи.

Если «закрепить» мембраны тучных клеток, то можно избежать отека слизистой бронхов, их спазма. С помощью данных препаратов не купируется приступ, но – что гораздо важнее – он профилактируется, удлиняет промежутки между возникающими симптомами удушья и кашля.

К сожалению, действие данных препаратов не наступает сразу; они обладают накопительным эффектом, поэтому принимать их нужно не менее 3 месяцев. Начинают «работать» они через 2-12 недель, их действие продолжается еще некоторое время после окончания курса.

К стабилизаторам мембран относят следующие препараты:

  • «Тайлед» в виде ингаляционного аэрозоля;
  • «Кромоген» – аэрозоль для ингаляций;
  • «Интал» (кромогликат натрия) и «Интал плюс» – капсулы с порошком для ингаляций;
  • «Тайледминт» – ингалятор с особым приспособлением, создающим облачко с мелкодисперсными частицами лекарства перед ртом, что в 1,5 раза улучшает доставку препарата к бронхам мелкого калибра;
  • «Кетотифен» – препарат в таблетках.

Начинать применять их нужно за 10-14 суток от начала цветения, если приступы вызываются пыльцой сезонных растений.

«Интал» назначается 4 раза в сутки, «Тайлед» и «Тайледминт» – дважды. Если на фоне применения лекарства возник нетяжелый приступ, вместо «Интала» можно применить «Интал плюс», который содержит не только стабилизатор мембран, но и бронхолитик. Применяется «Интал+» коротким курсом, по окончании обострения нужно вновь перейти на «Интал» или «Тайлед».

Применяют ингаляторы с «Инталом», «Кромогеном» или «Тайледом» следующим образом:

  • чтобы вещество попало к тучным клеткам бронхов, перед применением этих ингаляторов рекомендуется проингалировать ребенка бронхорасширяющих препаратов;
  • из одной капсулы нужно постараться сделать как можно больше вдохов;
  • вдыхать лекарство нужно, запрокинув голову, чтобы лекарству было легче дойти до места назначения;
  • у некоторых детей «Интал» может вызывать раздражение бронхов, поэтому в начале лечения может понадобиться применение бронхорасширяющих лекарств («Беродуал», «Сальбутамол»);
  • если, несмотря на применяемый стабилизатор тучных клеток, у ребенка возникают частые приступы, необходима отмена этого препарата с заменой его на другое средство пролонгированного действия;
  • при сочетании астмы с аллергическим насморком или пищевой аллергией, дополнительно применяются капли в глаза («Оптикром») или ингалятор в нос («Ломузол») с подобными препаратами.

Такие препараты не отменяются резко, их «убирают» постепенно, под контролем показателей пикфлоуметрии.

Преимущества этих препаратов – это:

  • облегчение приступов удушья;
  • легкость применения;
  • безопасны;
  • отсутствует привыкание;
  • оптимально применять у ребенка с бронхиальной астмой при вирусной инфекции вместо привычных интерферонов или других средств.

Антигистаминные препараты

Задача этих препаратов – отключить рецепторы, с которыми связывается основное внутреннее аллергенное вещество, гистамин.

К препаратам первого поколения относят: «Супрастин», «Димедрол», «Диазолин», «Тавегил», принимаемых 2-3 раза в день. Они вызывают сонливость и действуют короткое время. Сейчас их применят только во время купирования приступа, в виде внутримышечных уколов.

Для профилактики состояния удушья в настоящее время назначаются блокаторы гистаминовых рецепторов второго-третьего поколений. Это «Фексафенадин» («Телфаст»), «Эриус», «Цетрин», «Эбастин». Эти же препараты применяются и во время обострений астмы. Применяют их еще после этого в течение месяца.

Антагонисты рецепторов к лейкотриену

Препараты с действующим веществом зафирлукаст («Аколат») или монтелукаст («Сингуляр») выпускаются в таблетках. Они особенно эффективны в случае астмы физического усилия и аспириновой астмы. Также эти препараты эффективны, если возникла необходимость в применении ингаляционных гормональных средств: антагонисты лейкотриеновых рецепторов помогают избежать повышения дозы гормонов.

Специфическая иммунотерапия

Так называется лечение, когда в организм ребенка микродозами вводятся те аллергены, которые вызывают приступ астмы, с постепенным увеличением дозы.

Применяют СИТ с 5 лет. Начинают лечение в период ремиссии. Наиболее оно эффективно при сочетании астмы с аллергическим ринитом или при аллергии на одно вещество.

Гормональная базисная терапия

Она назначается при частых обострениях заболевания, когда без применения этих средств возможно развитие астматического статуса. Данная терапия эффективнее любой другой подавляет отек, высвобождение гистамина и других веществ, содержащихся в тучных клетках. Благодаря этому:

  • возрастают показатели пикфлоуметрии;
  • уходят дневные и даже ночные астматические приступы;
  • не требуется применение бронхолитиков;
  • уменьшаются шанс того, что понадобится неотложная помощь.

Огромный минус гормональной терапии в том, что она вызывает привыкание и часто требует увеличения дозы. Кроме того, она может вызывать развитие грибкового стоматита.

Наиболее часто назначаются препараты: «Бекотид», «Серетид», «Симбикорт».

Альтернативные виды терапии

В лечении астмы применяются и другие виды лечения: физиотерапия, лечение травами, эфирными маслами, гомеопатическими препаратами.

Фитотерапия

Этот вид лечения можно применять после консультации с лечащим врачом и только во внеприступный период, под контролем ПСВ. Используются такие рецепты:

  1. Взять 3 части листьев крапивы, 2 части – листьев мать-и-мачехи, 5 частей травы багульника, перемешать. Выделить из смеси 4 ст.л., залить литром холодной воды, оставить на ночь настояться. Утром прокипятить на маленьком огне в течение 7-10 минут, остудить, процедить. Давать по 1-2 раза в сутки; дозировки указаны ниже.
  2. Смешать 10 ч.л. листьев мать-и-мачехи, 12 ч.л. травы багульника болотного, по 4 ч.л. корней солодки и корневищ девясила, 6 ч.л. листьев крапивы. Перемешать все травы, отсыпать 4 ст.л. в эмалированную посуду, залить литром воды комнатной температуры, настоять 8 часов. Далее настой поставить на маленький огонь, дать закипеть и кипятить 10 минут. После остывания и процеживания можно употреблять 1-2 раза в сутки.
  3. Взять в равных частях порошок корня солодки, спорыша, крапивы и календулы, перемешать. Далее нужно 3 ст.л. смеси, которую залить 0,5 л кипятка, ставят на водяную баню, где она настой находится в кипящей воде еще 15 минут, после чего его процеживают и остужают.

Дозировки:

  • грудничкам - 1 ст. л. на прием;
  • детям 1-3 лет - на прием 2 ст. л.;
  • с 3 по 10 лет – по 3 ст.л.;
  • 10-12-летним – по 50 мл;
  • старше 12 лет, как и взрослым – по полстакана.

Гомеопатия

В качестве вспомогательной терапии можно использовать препараты, приготовленные непосредственно врачом-гомеопатом. Некоторые гомеопаты рекомендуют проводить устранение чувствительности к аллергенам препаратами нового поколения от итальянской лаборатории Гуна. Это, например, Allergy Plex 31 - Fur (АЛЛЕРГОПЛЕКС 31 – Шерсть животных) или Allergy Plex 29 - Pollens and dust (АЛЛЕРГОПЛЕКС 29 - Пыльца и пыль).

Эти препараты назначаются после консультации с аллергологом и выяснения тех веществ, которые вызывают у ребенка приступ. Подбираются они совместно с врачом этой лаборатории.

Физиотерапия

Для профилактики обострений астмы у детей используют такие физиотерапевтические методы:

  • дыхательную гимнастику (например, по методу Бутейко или );
  • иглорефлексотерапию;
  • лечение горным воздухом, в том числе и в санаториях, находящихся на высокогорье: в Кисловодске, на Южном берегу Крыма, в Приэльбрусье;
  • массаж – просто мануальное воздействие и с добавлением эфирных масел, на которые у ребенка нет аллергии (это, к примеру, тимьян, лаванда, чайное дерево).

Помимо использования различных терапевтических воздействий родители не должны пренебрегать посещением астма-школ, в которых производится тщательное обучение родителей и детей правилам поведения во время приступа, методами его своевременного распознавания и профилактики, альтернативными методиками самопомощи во время приступа. В астма-школах с больными детьми работают психологи.

Помощь при приступе

Неотложная помощь при астме у ребенка заключается в следующем:

  1. Придайте ребенку сидячее положение.
  2. Обеспечьте приток свежего воздуха.
  3. Вызовите «Скорую помощь».
  4. Постарайтесь успокоить ребенка.
  5. Освободите ребенка от сдавливающих элементов одежды.
  6. Выполните ингаляцию бронхорасширяющих средств. Оптимально, если это будет «Беродуал» в виде раствора для ингаляций, который будет ингалироваться с помощью компрессорного ингалятора (небулайзера) в возрастной дозировке. Можно применять и «Беродуал» в виде готового ингалятора, и «Вентолин» («Сальбутамол») в виде раствора или ингалятора. «Беродуал» предпочтителен, он вызывает меньшую тахикардию.
  7. Если «под рукой» нет ингалятора, можно дать «Эуфиллин» в таблетках, чтобы доза составила 3 мг/кг на один прием.

Очень важно не передозировать бронхолитик, иначе можно вызвать астматический статус – опасное для жизни осложнение, требующее обязательной госпитализации. Количество ингаляций – не более 5 раз в сутки. За 1 введение на головку ингалятора можно нажимать 3-4 раза. Оптимальнее – использовать спейсер, в который вводится 1-2 впрыскивания препарата. Если нет готового спейсера, его можно сделать, обрезав 2 пластиковые бутылки. Далее выбрасываете их нижние части и прикладываете верхние друг к другу так, чтобы с каждой стороны наружу было обращено горлышко. В этом случае 1 горлышко ребенок берет в рот, во второе вставляется ингалятор.

Из спейсера, самодельного или произведенного в промышленных условиях, нужно производить ингаляцию бронхорасширяющего препарата в течение минимум 5 минут.

Для препаратов, выпускаемых в виде порошковых ингаляторов, используются устройства под названием «турбухалер», «дискхалер». Если приступы астмы частые, для ребенка стоит приобрести систему «легкое дыхание». Это устройство, подсоединяемое к спейсеру, которое дает возможность синхронизировать дыхание ребенка и поступление препарата в бронхи. Так не нужно будет ждать, пока малыш соберется сделать вдох, чтобы впрыснуть препарат, да и большая часть лекарства не останется в глотке, а будет попадет в бронхиальное дерево.

Осложнения астмы

Выделяют 2 типа осложнений данной патологии: со стороны легких (легочные) и со стороны других внутренних органов.

Со стороны легких – это:

  • эмфизема легких (они становятся более «воздушными», но те участки, в которых происходит обмен кислородом между воздухом и кровью, работают хуже);
  • ателектаз – выключение части легкого из дыхания вследствие закупорки бронха;
  • пневмоторакс – попадание воздуха в плевральную полость;
  • дыхательная недостаточность – состояние, когда кислорода в кровь попадает недостаточно.

Со стороны сердца – это или повышение давления крови в его правых отделах, которые «обслуживают» легкие, или сердечная недостаточность с появлением одышки, отеков тканей.