Слушать музыку через палец: мифы и факты о костной проводимости звука. Гарнитура AfterShokz Bluez. Звук напрямую в мозг

Перед тем как перейти непосредственно к списку моделей, разберёмся, что представляют собой наушники с костной проводимостью звука, и в чём заключается особенность данной технологии.

Такие гаджеты позволяют передавать звуковые волны через костную структуру черепа к внутреннему уху напрямую, то есть минуя воздух и другие проводники. Такая технология получила своё развитие несколько веков назад. Самый яркий пример - это известный музыкальный деятель тех времён - Бетховен, взявший её на вооружение, когда у него начались проблемы со слухом.

Наушники с костной проводимостью не перекрывают внутреннее ухо и позволяют полноценно воспринимать внешний мир, в нашем случае - музыку и собеседника на другом конце провода.

Такая технология особенно востребована в спортивной сфере, позволяя владельцу контролировать окружающий мир и своевременно реагировать, к примеру, на предупреждающие сигналы машин или общаться с нужными людьми без потери концентрации. Кроме того, наушники с костной проводимостью пользуются завидной популярностью у водителей и работников крупных офисов в силу специфики этих работ. В общем, во всех местах, где нужно чёткое распределение между внешними шумами и нужной аудиоинформацией.

На рынке мобильных гаджетов можно найти уйму подобных устройств, но далеко не все они должного качества и как следует собраны. Поэтому попробуем обозначить список, куда вошли наиболее толковые наушники костной проводимости. Отзывы пользователей, мнения экспертов, а также достоинства и недостатки моделей будут рассмотрены в этой статье.

AfterShokz Bluez 2

Эту модель можно назвать чем-то средним между бюджетными изделиями бренда и премиум-классом. Модель Bluez 2 чуть скромнее, чем нашумевшие наушники AfterShokz Trekz Titanium с костной проводимостью, но и стоит заметно дешевле, ничуть не уступая, а где-то даже превосходя аналогичные гаджеты этого сегмента.

Вообще, бренд AfterShokz является неким эталоном для других производителей, выпуская исключительно качественные девайсы с 2001 года. Именно продукция этой компании стала отождествлять понятие «костная проводимость = спорт», несмотря на то, что сфера применения этой технологии гораздо шире.

Особенности модели

Наушники с костной проводимостью звука AfterShokz серии Bluez работают на частотном диапазоне от 20 Гц до 20 кГц с чувствительностью динамика в 100 Дб. Гаджет без проблем закрепляется на задней части головы и ничуть не мешает. Даже во время интенсивных тренировок устройство не соскальзывает и практически не ощущается, тем более весит всего 41 грамм.

Модель Bluez 2 - это с костной проводимостью, работающие по блютуз - протоколу версии 2.1. Диапазон связи с приёмником колеблется в пределах 10 метров, что очень неплохо для такого рода гаджетов. На одной зарядке в интенсивном режиме девайс легко проработает до 6 часов, а в режиме ожидания может находиться до десяти дней. Литий-ионная батарея заряжается за два часа от стандартной розетки в 220 В.

Владельцы очень тепло отзываются о модели. Они по достоинству оценили эргономичность гаджета, качественный звук на выходе, чувствительный микрофон и приятный глазу внешний вид. Некоторые пользователи сетуют на скромное время автономной работы, но чем-то нужно жертвовать в угоду эргономичности.

Damson Headbones

Наушники с костной проводимостью от Damson, да и вся гарнитура этого бренда, строго поделены на две категории - спортивную и для слабослышащих. Спортивная модель легко переживёт дождь, снег и потливость. Работает беспроводной гаджет по блютуз-протоколу версии 3.0 на расстоянии до 10 метров и крепится на скулах.

На корпусе есть удобная панель управления, которая отвечает за работу с основным функционалом. Кроме того, модель оснащена поддержкой голосового набора, что для некоторых спортсменов является критичным фактором во время покупки такого рода техники.

Отличительные черты гаджета

Колеблется в пределах от 50 Гц до 20 кГц, а звук на выходе получается вполне приемлемый. Для «тяжёлых» композиций модель, может быть, и не так хорошо подходит, но вот для поп-музыки и классических треков - самое то.

Гаджет оснащён аккумуляторной батареей на 320 мАч, поэтому можно сказать, что время автономной работы устройства примерно на уровне чуть выше среднего (8-10 часов).

Владельцы в основном положительно отзываются о модели. Здесь мы видим вполне демократичный ценник, неплохое звучание, хорошее время автономной работы и привлекательный внешний вид. Некоторые пользователи жалуются на эргономичность, а точнее, на вес устройства, но в противном случае аккумуляторная батарея садилась бы за считаные часы.

Beasun

Наушники с костной проводимостью Beasun можно купить исключительно на сайтах Поднебесной. Но несмотря на иногда возникающие проблемы со сроками доставки или комплектностью, покупка стоит того. Модель получилась на удивление качественной.

Кроме того, гаджет имеет сборную конструкцию, что очень удобно для тех, кто занимается спортом по дороге на работу или куда-то ещё. Наушники прекрасно помещаются в кармане или женской сумочке. В продаже можно встретить модели разных расцветок - от классических чёрных до «весёлых» тонов, поэтому выбрать есть из чего.

Особенности гаджета

Также наушники обладают функцией шумоподавления, что является незаменимым атрибутом для городских гаджетов. Частотный диапазон колеблется в пределах 20 Гц - 20 кГц, а максимальная чувствительность звука находится в районе 120 Дб.

Гаджет работает по беспроводному протоколу "Блютуз" третьей версии в радиусе 10-15 метров. Время автономной работы составляет до 8 часов в режиме разговора и до 6 - прослушивания музыки, что весьма неплохо. В комплекте идёт удобный матерчатый чехольчик и специальные заглушки для ушей.

Владельцы оставляют в основном положительные отзывы об этих наушниках. Пользователи оценили хорошее звучание, разнообразие расцветок, эргономичность модели, а также богатую комплектацию. Некоторые даже сетуют на отсутствие английского языка в руководстве по эксплуатации, но для такого рода гаджетов это не так критично.

YJKgroup

Удивительно то, что компания, которая занимается производством резиновых перчаток и водолазных ласт, серьёзно взялась за сферу наушников. Беспроводные модели гаджетов с костной проводимостью были подчистую скопированы с удачных серий именитой AfterShokz.

Естественно, что ценник на девайс, равно как и характеристики, соответствующие, то есть чуть ниже и чуть похуже. Но несмотря на откровенный плагиат модели компании YJKgroup пользуются завидным спросом у спортсменов, что называется, средней руки.

Максимальная чувствительность динамиков - в пределах 40 Дб, что немного по сравнению с предыдущими моделями, но этого более или менее хватает для обычной не сильно шумной улицы. Частотный диапазон колеблется от 20 Гц до 20 кГц.

Время автономной работы также не впечатляет, как и ёмкость аккумуляторной батареи - 6 часов разговоров/220 мАч. Но это заметно выше, чем у других менее удачных подделок.

Владельцы довольно тепло отзываются о моделях компании. Здесь главный расчёт в основном на низкий ценник, но даже несмотря на вполне демократичную стоимость, модель может похвастаться приемлемыми для рядового любителя спорта характеристиками. Кроме того, нечасто встретишь толковые подделки из Поднебесной, коими и являются модели от YJKgroup.

Подводя итог

В качестве итога можно сказать, что большинство моделей, которые представлены на китайском рынке, в той или иной степени копируют так называемый эталон - марку AfterShokz. Но этот момент не лишён и объективных причин, потому как любой дизайн спортивного гаджета с костной проводимостью очень замкнут, то есть здесь мы видим практически единственный вариант крепления - скулы, что, в свою очередь, жёстко диктует форму оголовья.

Отличие может быть только в расположении элементов управления и наличии каких-то дополнительных кронштейнов или прочих аналогичных «фишек».

Всем привет! Сегодня я хотел бы подробно рассказать о простой, но до сих пор для некоторых «удивительной» особенности нашего слуха и показать ввозимую нами продукцию. Речь пойдёт о костной проводимости звука.

В закладки

Два способа слышать

Говоря совсем примитивно, у человека «несколько ушей»: внутреннее, среднее и наружное. Они делятся визуально на «торчит» и «не торчит». Один из привычных способов воспринимать звук для нас - по воздуху, но есть и другие способы.

Звук способен распространяться в твёрдых телах: когда вы слышите соседей за стеной, это не значит, что дом строили кое-как, это значит, что бетон -неплохой проводник звука. Иными словами, мы можем получать звук, отправленный непосредственно к внутреннему уху, минуя воздушную проводимость. Это называется костная проводимость.

Бетховен

Считается, что самым ярким примером применения такой технологии, исторически значимым, было творчество композитора Людвига Бетховена. Если верить викиавторам, пишущим на английском, то толком неясно, чем именно Бетховен болел. Однако экспонаты в его музее намекают на то, что часть произведений «глухим» композитором была написана «через кость».

Экспонаты в музее Бетховена

Бетховен прикладывал к височной кости подобные трубки или закусывал их зубами, чтобы слышать звуки фортепиано. Достоверно утверждать, какую роль в усиление слуха сыграла именно костная проводимость, сложно, но без неё точно не обошлось.

Медики

Медицина довольно быстро открыла этот способ и на долгие годы присвоила его себе. При определённых нарушениях слуха, кондуктивной тугоухости, двусторонней артезии наружного прохода, микротии и некоторых других индивидуальных особенностях такой способ слышать, через кость, остаётся единственным.

Мальчик с микротией в наушниках Aftershokz

Долгое время проблемой оставалось то, что медицинские устройства с пассивной костной проводимостью как бы «не дотягивали» по качеству передачи звука.

Под пассивной костной проводимостью понимается «чрескожная» стимуляция, которая не требует хирургического вмешательства. Под активной - «транскожная», которая невозможна без операции. Несмотря на позитивную статистику операций, риски всё-таки были.

Имплантируемый аппарат с костной проводимостью

Операция по вживлению слуховых аппаратов с костной проводимостью проходила в несколько этапов: сперва вживлялся титановый штифт (титан в кости - открытие стоматологов, лучшая «приживаемость»). Затем какое-то время наблюдалась динамика (от месяца до полугода), потом интегрировался процессор и приёмник. Долго, дорого и относительно безопасно. Детям не рекомендуется!

Лишь в последнее десятилетия разработки в области пассивной костной проводимости позволили сделать ряд практичных, в том числе непосредственно детских слуховых устройств (ADHEAR, Oticon), которые по качеству и надёжности не уступают имплантам.

Зачем это читать, если нет проблем со слухом?

Зелёный свет на потребительском рынке для костной проводимости загорелся после представления Google Glass.

Динамик с костной проводимостью в дужке

Динамик на базе данной технологии был интегрирован в дужку очков, и многие подумали, а почему бы и нет, а как ещё? Тогда же наметились и первые лидеры: на рынке потребительских гарнитур с костной проводимостью - это компания Aftershokz, которая присутствует на отечественном рынке уже несколько лет нашими усилиями.

В первую очередь - это спортивные наушники. Основной тезис, с которым разработчики обратились к людям: костная проводимость - это способ повысить собственную безопасность во время тренировок. Фокус был направлен на велосипедистов и бегунов.

Главное преимущество таких гарнитур - они не закрывают уши, и пользователь слышит всё, что происходит вокруг, может реагировать на сигналы автомобиля, но при этом иметь музыку «на фоне» или ответить на звонок.

В дальнейшем из сугубо спортивной ниши, компания двинулась в сторону туризма, экстремального туризма, где может быть необходимость держать уши открытыми, оставаясь на связи с друзьями, коллегами, но при этом есть потребность в гарнитуре.

Что-то еще?

Везде, где нет задачи получать в конкретный момент эстетического наслаждения от музыки, использование таких гарнитур - большой плюс. Так слушать музыку безопаснее для слуха. Есть точка зрения, озвученная в учебнике «Компьютер для людей с ограниченными возможностями», что такие наушники создавались для людей, «зависимых» от музыки, чтобы глубокий бас не наносил ущерба слуху. Всё-таки наши кости куда более прочные, чем барабанные перепонки.

В городе, во время прогулок, - пожалуйста. За рулем автомобиля в качестве гарнитуры тоже можно. Просмотр сериалов, фильмов - отличное решение. Особенно для молодых родителей, которым важно не прослушать ребенка, который спит в соседней комнате. Можно послушать аудиокниги.

Также гарнитуры с костной проводимостью звука приживутся в офисе в качестве рабочего инструмента: удобно общаться по рабочим вопросам и оставаться на связи с коллегами, чтобы не прослушать позывной на обед.

Так как звук идёт не по воздуху, такую технологию "переложили" для дайверов для того, что загерметизировать костную проводимость. Используется она и в армии, где важно контролировать обстановку и принимать приказы.

Китч

Мимо не прошли юмористы от гаджетов: буквально недавно, на минувшей IFA несколько спорных проектов.

Sgnl

Браслет для часов с костной проводимостью звука, который позволит общаться по телефону с помощью пальца. Проще говоря, технологии превратит ваш палец в динамик.

ORII

Аналогичного назначения смарт-кольцо с интегрированным передатчиком на базе костной проводимости.

ZEROi

Бейсболка с полей краудфандинга, которая передаёт музыку через кости к внутреннему уху.

И целый ряд других «инновационных технологий», которые доказывают, что костная проводимость и полезный способ, и забавная особенность нашего организма.

Музыку через палец (даже через локоть) действительно слушать можно: наши кости хороший проводник, поэтому всё зависит только от мощности сигнала. Например, мощности Aftershokz хватает действительно до локтя. Вы просто прислоняете динамики к кости и через палец слушаете любимые треки. Ну а чем ближе, тем лучше звук.

Как это работает

На самом деле, всё просто. В основе гарнитур и других устройств с костной проводимостью звука лежит пьезодинамик, на него подается переменный ток в такт сигналу, и это вызывает колебания, что для нас - звук.

Самые примитивные пьезодинамики выглядят примерно так:

Наушник с костной проводимостью можно сделать за 10 минут, обладая такой пластинкой и свободным временем, Качество будет ниже среднего, но это же эксперимент.

У пьезоизлучателей есть ряд особенностей, которые тиражируются, судя по всему теми, кто редко пользовался наушниками. У них плохой звук, нет басов, плохая изоляция и так далее. Поэтому пришло время для мифов и фактов.

Мифы и факты о костной проводимости звука

Начнём со звука. Он действительно другой. Сравнивать с привычными наушниками - дело неблагодарное, так как он не хуже, не лучше - это просто другой способ передачи и восприятия.

Вероятно те, кто стремятся сравнивать звук, параллельно сравнивают и бумажные книги с электронными, и цифровые часы с аналоговыми, и всё остальное на общих основаниях. Звук в костях «затухает» быстрее, чем в воздухе, поэтому до слуха не всегда доходят низкие частоты, которые, к тому же, воспроизводят далеко не все пьезодинамики. Это правда.

Утверждение, что наушники на базе костной проводимости «не могут в басы» - это миф.

Мнение, что у всех наушников с костной проводимостью проблемы с утечкой звука - это не совсем правда. У всех наушников открытого типа такая проблема, если говорить справедливо. Утверждение, что все окружающие будут слышать, что у меня звучит - это миф.

Заявление, что такой способ небезопасен и «раздробит» кости черепа - это миф. Костная проводимость: безопасный способ восприятия звука, просто не самый привычный, на высоких громкостях ощутимы колебания (вибрация), однако сама по себе технология не опасна для человека.

Басы, утечка и Aftershokz

В отличие от большинства гарнитур на базе костной проводимости, даже внутри линейки, Trekz - лучшие по звуку. Они покрывают почти весь слышимый человеком диапазон.

Воспользовавшись «бытовыми» тестами наушников в сети, например, на YouTube , можно убедиться, что гарнитура начинает звучать между 30-35 Гц и затихает примерно на 17000. С басом в костной проводимости всё несколько сложнее: это не возможность услышать бас, а возможность его почувствовать. Глубокий бас будет отдаваться «ударами», вибрацией, и эта идея, кстати, не баг, а фича.

Ровно для того, чтобы дать возможность пользователю ощутить как бы присутствие на концерте, был создан, например, рюкзак SubPac, достаточно известный и дорогой проект.

Про утечку звука также есть что возразить. Потребительские тесты показывают, что звук неразличим для посторонних при комфортной громкости для слушателя - около половины. Например, в пригородной электричке сосед напротив не слышит то, что звучит в наушниках или не различает. Но так не везде. Даже Aftershokz шли к этому несколько лет. Сравните, как раздаёт звук первая беспроводная версия:

Первая версия беспроводных

И как звучит вторая:

Версия Aftershokz Bluez 2S с технологией LeakSlayer

В гарнитурах здорово резонировал корпус, и он был хорошо слышен окружающим. Однако позднее появилась технология LeakSlayer, которая также присутствует и в Trekz Titanium. Она заключается в том, что из специальных отверстий по бокам динамика идёт противофаза, образуя, формально «ноль звука».

Эти обратные колебания и гасят звук, который выдавал корпус раньше.

Компенсирует ли это утечку звука - безусловно. И эта находка до сих пор доступна не всем. Например, многие недорогие китайские гарнитуры по-прежнему этой особенностью не обладают. KsCat , к примеру, сегодня делает то, что Aftershokz делал несколько лет назад.

Решило ли это проблему утечки звука - нет. Наушники по-прежнему остаются наушниками открытого типа, но если сравнить их по этому параметру с другими устройствами, например, такими:

То утечка звука будет примерно на одном уровне. Некоторые пользователи формулируют претензию ещё более странно: мол, лежат на столе и всё слышать. Насколько целесообразно оценивать утечку не надетых наушников, - вопрос спорный, но тем не менее:

Другие беспроводные наушники

Модель Trekz Titanium остаётся флагманом по звуку и характеристикам изоляции, плюс первопроходцем внутри линейки в области проектирования корпуса - он гибкий и надёжный, практически неубиваемый.

Вы можете буквально завязать его в узел, но они вернутся в исходную форму. Модель имеет простое управление с вынесенными на корпус кнопкам и высокую автономию (до 7 часов непрерывного звука).

Гарнитуры давно успешно зарекомендовали себя в различных областях, оставаясь в первую очередь спортивными наушниками, которым доверяют и любители, и профессионалы. Одно время линейка была даже представлена в фирменных магазинах Apple, но это время давно миновало.

Написать

1. Периферический отдел – это рецепторный аппарат со вставочными образованиями.

2. Проводниковый отдел: от рецепторов нервные импульсы передаются на 1-й нейрон – спиральный ганглий, который залегает в базальной мембране. Аксоны этих клеток идут в составе предверно - улиткового нерва (YIII пара) и заканчиваются синапсами на клетках 2-го нейрона, который залегает вы продолговатом мозге (дно 4-го желудочка мозга – ромбовилная ямка). Из продолговатого мозга аксоны 2-х нейронов идут в средний мозг (нижние бугры четверохолмия) и медиальное коленчатое тело. До коленчатого тела происходит перекрест части волокон. Часть информации дальше не идет, а замыкается на двигательном пути безусловных рефлексов слуховой системы (двигательные реакции на слуховые раздражения).

3-й нейрон находится в таламусе (замыкаются простейшие рефлексы, выделяется главное, группируется информация).

3. Корковый отдел слухового анализатора – кора височной доли больших полушарий. Поступившие нервные импульсы преобразуются в виде звуковых ощущений.

КОСТНАЯ И ВОЗДУШНАЯ ПРОВОДИМОСТЬ ЗВУКОВ. АУДИОМЕТРИЯ

Воздушная и костная проводимость

Барабанная перепонка включается в звуковые колебания и передает их энергию по цепи косточек среднего уха перилимфе вестибулярной лестницы. Звук, передаваемый по этому пути, распространяется в воздушной среде – это воздушная проводимость.

Ощущение звука возникает и тогда, когда колеблющийся предмет, например камертон, помещен непосредственно на череп; в этом случае основная часть энергии передается через кости черепа – это костная проводимость. Для возбуждения внутреннего уха необходимо движение жидкости внутреннего уха. Звук, передаваемый через кости, вызывает такое движение двумя путями:

1. Области сжатия и разрежения, проходящие по костям черепа, перемещают жидкость из объемистого вестибулярного лабиринта в улитку и обратно («компрессионная теория»).

2. Косточки среднего уха обладают некоторой массой, и поэтому колебания косточек из-за инерции задерживаются по сравнению с колебаниями костей черепа.



Тестирование нарушений слуха

Наиболее важным клиническим тестом является пороговая аудиометрия (рис. 32) .

1. Испытуемому через один телефонный наушник предъявляются различные тоны. Врач, начиная с некоторой интенсивности звука, которая определена как подпороговая, постепенно увеличивает звуковое давление до тех пор, пока испытуемый не сообщит, что он слышит звук. Это звуковое давление наносится на график. На аудиографических бланках уровень нормального слухового порога выделяется жирной чертой и помечается «О дБ». В противоположность графику на рис. 31 более высокие значения слухового порога наносятся ниже нулевой линии (что характеризует степень утраты слуха); таким образом, демонстрируется, насколько поро­говый уровень для данного больного (в дБ) отличается от нормального. Отметим, что в этом случае речь идет не об уровне звуко­вого давления, который измеряется в деци­белах УЗД. Когда определено, на сколько дБ слуховой порог у больного ниже нормы, говорят, что утрата слуха составляет столь­ко-то дБ. Например, если заткнуть пальца­ми оба уха, снижение слуха составит при­близительно 20 дБ (при выполнении этого эксперимента не следует, по возможности, создавать шум самими пальцами). С по­мощью телефонных наушников тестируется восприятие звука при воздушной проводимо­сти . Костная проводимость тестируется сходным образом, но вместо наушников ис­пользуется камертон, который помещают на сосцевидный отросток височной кости с проверяемой стороны, так что колебания распространяются через кости черепа. Срав­нивая пороговые кривые для костной и воз­душной проводимости, можно отличить глухоту, связанную с повреждением средне­го уха, от вызванной нарушениями внутрен­него уха.

ОПЫТЫ РИННЕ И ВЕБЕРА

2. С помощью камертонов (с частотой 256 Гц) нарушения проведения очень легко отличить от повреждения внутреннего уха или от ретрокохлеарных повреждений в случае, если известно, какое ухо повреждено.

А. Опыт Вебера.

Ножка звучащего камертона помещается по средней линии черепа; в этом случае больной с поражением внутреннего уха сообщает, что он слышит тон здоровым ухом; у больного с поражением среднего уха ощущение тона смещается на поврежденную сторону.

Существует простое объяснение:

В случае повреждения внутреннего уха: поврежденные рецепторы вызывают более слабое возбуждение в слуховом нерве, поэтому тон кажется более громким в здоровом ухе.

В случае поражения среднего уха: во-первых, пораженное ухо подвергается изменениям вследствие воспаления, при этом вес слуховых косточек увеличивается. Это улучшает условия возбуждения внутреннего уха за счет костной проводимости. Во-вторых, т.к. при нарушениях проведения меньше звуков достигают внутреннего уха и оно адаптируется к более низкому уровню шума, рецепторы становятся более чувствительными, чем на здоровой стороне.

Б. Тест Ринне.

Позволяет сравнить воздушную и костную проводимость в одном и том же ухе. Звучащий камертон помещают на сосцевидный отросток (костная проводимость) и держат там, пока больной не перестанет слышать звук, после этого переносят камертон непосредственно к наружному уху (воздушная проводимость). Люди с нормальным слухом и те, у кого нарушено восприятие. Снова слышат тон (тест Ринне положительный), а те, у кого нарушено проведение – не слышат (тест Ринне отрицательный).

46. ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ СЛУХА И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Глухота – частая патология. Причины ухудшения слуха:

1. Нарушение проведения звука. Повреждение среднего уха – аппарата проведения звука. Например, при воспалении слуховые косточки не передают нормального количества звуковой энергии на внутреннее ухо.

2. Нарушение восприятия звука (нейросенсорная утрата слуха). В этом случае повреждены волосковые рецепторы кортиева органа. В результате нарушается передача информации из улитки в ЦНС. Такое поражение может произойти при звуковой травме при действии звука высокой интенсивности (более 130 дБ) или при действии ототоксических веществ (происходит поражение ионного аппарата внутреннего уха) – это антибиотики, некоторые диуретики.

3. Ретрокохлеарные повреждения. При этом внутреннее и среднее ухо не повреждены. Поражены либо центральная часть первичных афферентных слуховых волокон, либо другие компоненты слухового тракта (например, при опухоли мозга).

На основной мембране среднего хода улитки имеется звуковоспринимающий аппарат - спиральный орган. В его состав входят рецепторные волосковые клетки, колебания которых преобразуются в нервные импульсы, распространяющиеся по волокнам слухового нерва и поступают в височную долю коры большого мозга. Нейроны височной доли коры большого мозга приходят в состояние возбуждения, и возникает ощущение звука. Так осуществляется воздушная проводимость звука.

При воздушной проводимости звука человек способен воспринимать звуки в очень широком диапазоне - от 16 до 20 000 колебаний в 1 с.

Костная проводимость звука осуществляется через кости черепа. Звуковые колебания хорошо проводятся костями черепа, передаются сразу на перилимфу верхнего и нижнего ходов улитки внутреннего уха, а затем - на эндолимфу среднего хода. Происходит колебание основной мембраны с волосковыми клетками, в результате чего они возбуждаются, и возникшие нервные импульсы в дальнейшем передаются к нейронам головного мозга.

Воздушная проводимость звука выражена лучше, чем костная

Исследование костной проводимости каждого уха в отдельности затруднено, так как звуковые волны распространяются по всему черепу при наложении камертона на любом его участке. Поэтому некоторые авторы считают целесообразным устанавливать камертон не на область сосцевидных отростков, а на срединной линии черепа. При этом оба уха ставятся в равноценные условия.

Чтобы исследование производилось всегда в одних и тех же условиях, сила удара должна быть максимальной (для получения наибольшей длительности звучания камертона). Нажим камертона на кожу головы должен быть достаточно сильным.

Исследование костной проводимости обычно производится при открытых ушах больного; на полученные при этом результаты оказывает маскирующее влияние шумовое окружение и восприятие колебаний камертона через воздух. Чтобы избежать таких помех, Г. И. Гринберг сконструировал специально устроенные боксы - загораживатели ушей, которые представляют собой деревянные ящички, обвернутые снаружи и изнутри ватой.

В норме костная проводимость короче воздушной, так как звуковые волны встречают в костной ткани более сильное сопротивление, на что уходит часть звуковой энергии.

В начале исследования проводят три опыта: Вебера, Ринне и Швабаха.

1. Опыт Ринне заключается в сравнении воздушной и костной проводимости. Звучащий камертон С128 ставят на сосцевидный отросток исследуемого и, включив секундомер, замечают, сколько времени он звучал. По прекращении звучания на сосцевидном отростке подносят камертон к отверстию слухового прохода. У здорового человека проводимость через воздух больше проводимости через кость - это обозначают как «положительный опыт Ринне». При наличии же поражения в среднем ухе или вообще звукопроводящего аппарата опыт Ринне может быть отрицательным, т. е. звучание с кости будет продолжительнее звучания через воздух; обычно это указывает на заболевание звукопроводящего аппарата.


2. Опыт Вебера производится так. Звучащий камертон помещают на темя больного и спрашивают его, в каком ухе он слышит звучание. При здоровом состоянии ушей исследуемый слышит звучание в голове, не относя звук ни к одному из ушей. При нарушении звукопроводящего аппарата звук слышится в больном ухе, при нарушении звуковоспринимающего аппарата он слышен в здоровом ухе. Известно несколько попыток дать объяснение усилению костной проводимости при заболевании среднего уха. Некоторые указывают, что при здоровом состоянии ушей звуковые волны от звучащего камертона, беспрепятственно распространяясь по черепу, как бы выходят через уши в окружающую среду и не задерживаются в каком-либо ухе. При наличии препятствия в виде воспалительного процесса среднего уха или инородного тела (серная пробка) в слуховом проходе звуковые волны, отражаясь от препятствия, как бы снова ударяют в звуковоспринимающий аппарат внутреннего уха и звучат в больном ухе. При поражении же звуковоспринимающего аппарата звук может появиться только в здоровом ухе.
Так, Бецольд считает, что при заболеваниях звукопроводящего аппарата ограничение движений слуховых косточек создает условия для худшей передачи через воздух, чем через кость.

Г. Г. Куликовский, исследуя слуховую функцию больных в звуконепроницаемой камере, зарегистрировал незначительное укорочение костной проводимости при поражении звукопроводящего аппарата. Он считает, что наблюдающееся в обычных условиях исследования слуха удлинение костной проводимости у этого рода больных зависит от неблагоприятных в акустическом отношении условий восприятия звука.

При поражении мозга и его оболочек латеризации звука в опыте Вебера не наблюдается, если при этом нет нарушения слуховой функции.

3. Опыт Швабаха состоит в определении костной проводимости исследуемого путем сравнения с костной проводимостью здорового человека. С. этой целью звучащий камертон ставят на темя исследуемого и замечают время звучания. Получив на ряде здоровых людей длительность звучания камертона С128 на темени, сравнивают эту цифру с полученной у исследуемого и записывают в виде дроби: числитель - цифра, полученная у больного, знаменатель - цифра среднего звучания у ряда здоровых людей, например 15"/25". Эта дробь сразу укажет на состояние костной проводимости у данного больного - нормальная, удлиненная или укороченная. При нарушениях в проводящих сферах в спинномозговой жидкости, в оболочках и самих тканях мозга костная проводимость обычно укорочена. В редких случаях она удлинена - это чаще бывает при поражении в диэнцефальной области. Также она удлинена при отосклерозе, что отличает это заболевание от неврита слухового нерва. Механизм этих изменений еще не выяснен.

Опыт Желле (Gelle) состоит в следующем. К темени приставляют звучащий камертон и одновременно производят сгущение воздуха в наружном слуховом проходе резиновым баллоном - больной ощущает в этот момент ослабление звука, вызванное вдавлением стремени в нишу овального окна и вследствие этого повышением внутрилабиринтного давления. В случае анкилоза стремечка изменения звука не происходит, так же как не происходит повышения внутрилабиринтного давления. Этот опыт дает возможность диагностировать анкилоз стремечка. Но может случиться, что даже при нормально подвижном стремени сгущение воздуха в слуховом проходе не вызовет изменения звучания.

Костная проводимость — способ восприятия звука не ухом, а черепом, обычно для этой цели используются скуловые кости.

Человеческое ухо довольно сложный орган, его можно разделить на три части, на три функциональных элемента: внешнее ухо, среднее и внутреннее. Рецепторы, которые отвечают за улавливание вибраций и преобразование их в понятный нашему мозгу сигнал, находятся во внутреннем ухе. В обычном случае вибрацию воздуха во внутреннее ухо передаёт барабанная перепонка, которая находится во внешнем ухе. Но внутреннее ухо также способно преобразовывать колебания кости черепа в звуковые сигналы, именно так стало возможным создать наушники, которые не надеваются на уши и которые не издают привычный нам звук.

Как работает костная проводимость звука

Костная проводимость звука — это способность человека слышать вибрации черепа, с помощью внутреннего уха. Звук — это вибрация газа, т.е. окружающего нас воздуха и наш орган слуха прежде всего настроен на улавливание этих колебаний. Однако, наше внутреннее ухо не находится в изоляции от черепа, оно к нему крепится и с ним неразрывно связано, а раз оно регистрирует колебания, то и колебания кости воспринимает как звук. Особенности колебаний кости заключаются в отличных свойствах, так низкочастотные колебания через передаёт быстрее и эффективнее, чем воздух, а вот высокочастотные наоборот гораздо хуже. Именно поэтому нам наш собственный голос всегда кажется более низким и полным, чем как его слышат окружающие нас люди. В этом легко убедится, если послушать запись собственного голоса сделанную с помощью микрофона. Именно в этом заключается разница воздушной и костной проводимости звука. Конечно, есть и иные различия, однако для нас важно знать, что череп может создавать вибрации достаточной силы, чтобы мы слышали их собственным ухом.

Наше внутреннее ухо способно преобразовывать в звук не только колебание барабанной перепонки, но и вибрацию, которая доходит до неё через кости черепа. Удивительно тут то, что таким образом можно миновать барабанную перепонку и передавать звук непосредственно во внутреннее ухо, сразу на главный звуковой сенсор. Это позволяет слышать звук в довольно высоком качестве даже тем людям, у которых барабанная перепонка по тем или иным причинам перестала функционировать. Они не слышат обычные звуки, а вот если надеть наушники с костной проводимостью, они снова начнут слышать мир и окружающих людей.

Технология костной проводимости известна достаточно давно, но как и любая другая технология ей нужно было время для того, чтобы из экспериментальной превратиться в военную, затем в медицинскую и только потом появится на потребительском рынке.

Самые первые образцы приборов нуждались в хирургической операции по внедрению специального титанового импланта. Но довольно быстро от этой технологии отказались в виду её сложности, не универсальности и необходимости инвазивного вмешательства в организм человека, что всегда влечёт за собой определённые риски.

Сегодня наушники с костной проводимостью достаточно надеть на голову, как и любые другие, и включить их. Требований ни больше, чем от обычных моделей, зато эффект очень любопытный.

Где применяются наушники с костной проводимостью звука

Люди со слабым слухом. Конечно, прежде всего такие наушники нужны людям с повреждённой барабанной перепонкой. Наверняка вы видели много людей с ушными протезами или слуховыми аппаратами. Многие из них это видоизменённые наушники с костной проводимостью звука. Такие слуховые аппараты очень эффективны, а главное недорогие и практичные. С 1977 года, когда начали применять подобные слуховые аппараты и до наших дней более 100000 человек в США имеют подобные протезы и продолжают жить полноценной жизнью не чувствуя себя неполноценными.

Военные. Конечно, военные не могли пройти мимо столь заманчивой технологии. В первую очередь наушники военные применяют по прямому назначению — для радиосвязи между оперативниками во время боевых операций. Одним из главных преимуществ подобных наушников является возможность одновременно слышать что происходит вокруг и продолжать общение. К тому же громкие звуки выстрелов и взрывов почти не влияют на эффективность радиопереговоров, т.к. наушники с костной проводимостью минуют барабанную перепонку. Также военные ценят универсальность подобных наушников и их надёжность.

Спорт. Наушники с костной проводимостью звука отлично подходят для спортсменов во время тренировок. Во время бега, выполнения активных упражнений или даже игры в футбол главное преимущество заключается в том, что спортсмен продолжает отлично слышать то, что происходит вокруг ни в чём себя не ограничивая. Например, футбольные команды во время тренировок используют подобные наушники, чтобы слышать указания тренера, его рекомендации и критику ошибок каждого из игроков. Эта возможность значительно увеличила эффективность тренировок, их скорость и удобство проведения. Ну, а для обычных граждан, которые решили заняться вечерними пробежками или ездой на велосипеде такие наушники станут незаменимы, т.к. на улице могут возникнуть разные ситуации, на которые нужно реагировать мгновенно услышав подозрительный или предупреждающий звук. Например, звук приближающегося автомобиля или лай собаки.

Подводные операции.

Думаю, многие не задумывались о том как общаются водолазы между собой. До момента создания специальных подводных наушников с костной проводимостью единственной возможностью общения были жесты. Но теперь есть несколько моделей подводных наушников с помощью которых несколько водолазов могут сказать друг другу несколько слов. Конечно, звук будет нечётный из-за того, что человеку приходится говорить с шлангом во рту. Но если водолазы являются сработанной командой и договорились общаться краткими командами, возможности гаджетов и человека вполне достаточны, чтобы понять друг друга и действовать сообща. Наверное, это один из самых необычных способов применения костной проводимости звука.

Каким будет звук в наушниках костной проводимости

Как я уже писал, звук генерируется путём вибрации специальных генераторов, которые соприкасаются с вашей головой в местах, где прослойка кожи, мышц и жира минимальна, чтобы вибрация наиболее эффективна передавалась на кость и достигала внутреннего уха.

По этой причине звук будет иной, не такой к какому вы привыкли, но всё же он узнаваем. А если послушать такие наушники пару часов, вы привыкните к его особенностям и сможете использовать как обычные наушники. С той лишь разницей, что ваши уши не будут ничем закрыты и вы будете прекрасно слышать то, что происходит вокруг вас.

Обычно вибрацию создаёт специальный пьезодинамик, который способен создавать вибрацию необходимой частоты и амплитуды, чтобы ваши уши могли принять её за звук.

В целом эти наушники считаются более безопасными для слуха, чем традиционные модели, т.к. передать достаточную энергию через кости для того, чтобы повредить внутренее ухо текущие бытовые модели просто не способны. Поэтому такие наушники можно смело давать детям и пожилым людям, которые слабо разбираются в технологиях. Они просто не смогут себе навредить.

Однако, помните, что в будущем могут появится новые модели с более мощным пьезодинамиком, которые уже смогут при длительном прослушивании на максимальной громкости негативно влиять на слух.

Зачем нужны наушники костной проводимости, если вы не спортсмен, не военный и не водолаз?

Наушники с костной проводимостью дают одно большое преимущество перед любыми традиционными наушниками — они не перекрывают ваш слух для окружающего звука. А это значит, что их возможно применять в очень широком спектре видов деятельности.

  • В офисе. Вам нужно слышать собеседников через Skype, но при этом оставаться в курсе того, что происходит вокруг вас и быть доступным для сотрудников. Согласитесь, неприятно, когда вам кто-то нужен, он сидит в трёх метрах от вас, но вы не можете просто обратиться к нему, т.к. он сидит в обычных наушниках и вас не слышит.
  • Просмотр фильмов. Молодые родители должны особенно оценить эту возможность: вы можете смотреть фильм в то время, пока ваш ребёнок спит, но в то же время вы сразу же услышите если он проснётся.
  • Слушать музыку или разговаривать за рулём. Конечно, если вы за рулём, то лучше всего вообще не разговаривать по телефону, однако, не всегда наши желания совпадают с реальностью. Очень часто случаются срочные звонки на которые нужно ответить здесь и сейчас. Для таких случаев наушники с костной проводимостью подойдут отлично, т.к. вы будете слышать всё, что происходит вокруг вас и одновременно разговаривать по телефону так, словно ваш собеседник сидит рядом с вами на соседнем кресле. Руки свободны, уши свободны — безопасность максимальна.
  • Путешествие по городу. Гулять или кататься по улицам города приятно и весело, но всегда нужно помнить о том, что это может быть опасно. Вы должны слышать что происходит вокруг вас и подобные наушники это могут обеспечить. Вы слушаете музыку, подкаст или разговариваете по телефону, при этом слышите всё вокруг. На первый взгляд это кажется пустяком, однако, привыкнув к такому уровню свободы вы уже не сможете обходится без него.
  • Риск для слуха. Если слушать обычные наушники во время езды в общественном транспорте или в метро, есть риск ухудшить слух. Как мы обычно поступаем если музыку слышно плохо? Правильно, увеличиваем громкость. Так мы будем делать до тех пор, пока музыка не начнёт звучать приемлемо для нас, но в этом кроется опасность повреждения слуха, ведь в абсолютном значении подобная громкость может быть вредной для слуха. Наушники с костной проводимостью частично решают эту проблему — вы просто не сможете сделать их достаточно громкими для того, чтобы вызвать повреждение слуха.

Часто задаваемые вопросы о наушниках с костной проводимостью звука

  1. Помогут ли мне наушники с костной проводимостью, если у меня повреждён слух и обычные наушники я слышу очень плохо?

    Возможно, костная проводимость поможет, всё зависит от того какая часть уха была повреждена. Если повреждена барабанная перепонка или органы среднего уха, наушники могут значительно улучшить восприятие звука. Если же пострадало внутреннее ухо, такие наушники будут не сильно эффективнее обычных моделей. В любом случае нужно обратиться к врачу для получения более точного ответа.

  2. Какие наушники с костной проводимостью лучшие на данный момент?

    На момент написания статьи мы считаем, что для обычного слушателя с нормальным слухом, лучшей моделью станут AfterShokz Trekz Air.

  3. Будут ли наушники с костной проводимостью звучать также хорошо, как обычные наушники?

    Нет, они не будут звучать также хорошо. Звук будет другим, не хуже и не лучше, просто он будет восприниматься вашим слухом иначе. Например, низкие частоты вы будете слышать больше не как звук, а как вибрацию. Тяжело описать это чувство, но, фактически, вы будете все звуки слышать от вибрации кости, а потому все они будут звучать несколько иначе. Например, среднечастотные звуки будут звучать довольно похоже, а вот низкие и высокие частоты вы будете слышать иначе. Вообще, если рассматривать такие наушники с точки зрения аудиофила, они, конечно, не могут тягаться с обычными. Но у них есть множество других преимуществ, и качества их звучания вполне хватает для того, чтобы слушать музыку в фоновом режиме. Согласитесь, когда вы совершаете получасовую пробежку вас меньше всего будет волновать насколько чисто играют низкие частоты или насколько достоверно звучит вокал певицы. Вам просто нужна музыка, чтобы держать ритм и драйв, а для этого костной проводимости хватит.

  4. В чём разница между обычными наушниками и наушниками с костной проводимостью в техническом смысле для конечного пользователя?

    Вся разница в методе создания вибрации. Обычные наушники создают вибрацию воздуха, т.е. газа, которая улавливается барабанной перепонкой и уже её вибрацию воспринимает внутреннее ухо и переводит в сигнал для мозга. Эти наушники должны не просто сотрясать воздух, а наводить вибрацию на кость черепа, т.е. в них должен быть весьма мощный излучатель вибраций, который в свою очередь требует хороший источник питания. По этой причине все наушники с костной проводимостью имеют собственный источник питания, даже если они не .

  5. Могут ли наушники с костной проводимостью вызвать нарушение слуха?

    Теоретически, да, если слушать их продолжительное время на максимальной громкости, как и в случае с обычными наушниками. Но на наше счастье бытовые модели на это не способны, их максимальная громкость находится на нормальном уровне, злоупотребить которой просто не получится. Тем не менее, в будущем вполне могут выйти модели с очень высокой громкостью, поэтому вы должны знать, что очень громко слушать их тоже не стоит. Всё таки, ваш слух важнее, чем любая музыка, пусть даже та, которая очень вам нравится.

  6. Можно ли использовать наушники с костной проводимостью одновременно с слуховым аппаратом?

    Да, если конструкция слухового аппарата не мешает наушникам, их возможно использовать одновременно. В этом нет никаких трудностей.

Рейтинг Топ-10 самых лучших наушников с костной проводимостью звука

Хочу сделать небольшое отступление и объяснить почему о каждой модели в рейтинге написано довольно мало текста с описанием и свойствами. На текущий момент разница в звучании между наушниками, конечно, есть, но это совсем не та разница, которую мы оцениваем при прослушивании традиционных наушников, поэтому описывать характер звучания не имеет смысла. Просто запомните, что самый лучший звук у наушников компании AfterShokz, все остальные наушники звучат чуть хуже. Но даже у AfterShokz звук нельзя наградить такими эпитетами, как волшебный, потрясающий или невероятный. Он просто хороший для моделей с костной проводимостью и не больше. Отлично подойдёт для звонков и фонового прослушивания музыки, но никак для наслаждение музыкой сидя дома в удобном кресле с пледом и чашечкой горячего какао.

Дизайн почти всех наушников очень схож и отличается в небольших деталях, т.к. у них есть очень жёстко ограниченный просто для вариаций. Пьезодинамик должен плотно прилегать к кости и все современные производители сошлись на том, что удобнее и эффективнее всего прижимать его к выступающей части скулы. По этой причине форма и стиль наушников почти одинаков у всех производителей. Нельзя сделать квадратный самолёт, он просто не полетит вопреки законам аэродинамики, точно также и наушники с костной проводимостью — их внешний вид и стиль жёстко задан требованиями для возможности проигрывания звука.

Поэтому мы выстроили наушники в соответствиями с нашими личными впечатлениями от наушников, а не столько от объективных их свойств. Таковы реалии современного положения дел на этом рынке.

AfterShokz TREKZ Air

Мы долго думали какую модель от AfterShokz поставить на первое место, и решили, что это будут AfterShokz TREKZ Air. Это одна из последних моделей, в которой инженеры компании постарались учесть все пожелания пользователей и применить весь личный опыт полученный во время проектирования предыдущих моделей. Получились лёгкие, гибкие и красивые наушники.

Модель выпускается в трёх цветах:

  • Лесной зелёный;
  • Полночный голубой;
  • Насыщенный серый.

Наушники оснащены современным модулем Bluetooth 4.2 и поддерживает одновременное подключение с двумя устройствами, например, вы можете подсоединить наушники к ноутбуку и телефону в одно и тоже время.

Время автономной работы наушников до 6 часов.

Основным отличием от модели AfterShokz TREKZ Titanium, которая занимает второе место — наличие дополнительных микрофонов для шумоподавления при разговоре по телефону, чтобы ваш голос звучат ясно и чисто.

Плюсы:

  • Малый вес;
  • Хорошее качество звука;
  • 2 микрофона для шумоподавления;
  • Долгая автономная работа — до 6 часов;
  • Возможность одновременного подключения к нескольким устройствам;
  • Гибкий и надёжный корпус;
  • Защита от брызг и пота.

Минусы:

  • При длительном прослушивании в течении нескольких часов возможен дискомфорт в районе контакта пьезодинамика с головой.


Эта модель является ближайшим родственником победителя нашего рейтинга и его предшественником.

Наушники доступны в трёх цветах:

  • Океанский голубой;
  • Цвет плюща;
  • Насыщенно серый.

Наушники AfterShokz TREKZ Titanium имеют на борту модуль Bluetooth 4.1 и могут одновременно подключаться к двум источникам звука.

Крепление, конструкция и внешний вид наушников являются почти полным совершенством, существенных недостатков у модели нет. Можно, конечно, придраться к тому, что при использовании наушников неудобно задирать голову вверх, но вспомните хоть один случай когда вам это было необходимо? Даже во время занятий в тренажёрном зале эти наушники совершенно не мешают.

Когда вы только начнете использовать наушники у вас будут странные и непривычные ощущения от процесса прослушивания музыки, но уже через несколько дней вы к этому привыкните и совершенно перестанете замечать наушники на голове.

Плюсы:

  • Стильный внешний вид;
  • Защита от брызг и пота;
  • Высокое качество сборки и материалов;
  • Удобное управление;
  • Долгая автономная работа — до 6 часов.

Минусы:

  • Высокая стоимость;
  • Неудобно поднимать голову вверх при прослушивании наушников.

Vibrabeats Vidonn


Vibrabeats Vidonn это весьма достойные вашего внимания наушники с костной проводимостью звука.

Качество звука находится на уровне лидеров на этом рынке, возможно, оно чуть хуже, но заметно это лишь при прямом сравнении, а потому не стоит заострять на этом внимание.

Одной из главных особенностей модели является их внешний вид и очень лёгкий вес.

Любопытно, что в инструкции написано, что сигнал от Bluetooth может быть нестабильным, если вы держите телефон в левом кармане джинс, а если в правом, то всё будет в порядке. Однако, при личном общении с наушниками никаких проблем я не заметил, сигнал был стабилен из любого кармана. Возможно, производитель просто подстраховался.

В прошлом, когда наушники только выходили на потребительский рынок, они все страдали одной проблемой — большим весом из-за встроенных аккумулятором. Поэтому долго носить их было неудобным. Сегодня эта проблема уходит в прошлое, например эти наушники весят всего 28 граммов. Благодаря хорошей эргономике на голове Vibrabeats Vidonn почти не ощущаются.

Плюсы:

  • Хорошее соотношение цена/качество;
  • Приятный внешний вид;
  • Качественные материалы, хорошее качество сборки;
  • Защита от пыли, брызг и пота;
  • Долгое время автономной работы — до 6 часов;
  • Удобное управление музыкой.

Минусы:

  • Производитель предупреждает о нестабильном Bluetooth сигнале. В моём случае всё было в порядке, но предупредить об этом стоит.