Способность чувствовать – главное богатство человека

Эмоции и чувства составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Все мы в каждый момент находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства. Эмоциональные проявления человека очень разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога, восхищение, презрение и т. д. Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны жизни: отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание. Одна из сфер человеческой деятельности – искусство – непосредственно обращена к эмоциям и чувствам человека.

Эмоции представляют собой пристрастное отношение субъекта к окружающему и к тому, что с ним происходит. Механизм возникновения эмоций тесно связан с потребностями и мотивами человека. Условия, предметы и явления, способствующие удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес, возбуждение. Напротив, ситуации, воспринимаемые субъектом как препятствующие реализации потребностей и целей, вызывают отрицательные эмоции и переживания: неудовольствие, горе, печаль, страх, грусть, тревогу и др.

Следовательно, можно констатировать двойную обусловленность эмоций, с одной стороны, нашими потребностями, с другой – особенностями ситуации. Эмоции устанавливают связь и взаимоотношения между этими двумя рядами событий, сигнализируют субъекту о возможности или невозможности удовлетворения его потребностей в данных условиях.

Таким образом, эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций.

Говоря о переживаниях человека, как правило, применяют два термина – «чувства» и «эмоции». В обыденной речи понятия «чувства» и «эмоции» практически не различаются. Некоторые психологи также склонны к их отождествлению. В то же время существует точка зрения, согласно которой чувства и эмоции – различные и во многом противоположные по отношению друг к другу субъективные состояния. Так, например, швейцарский психолог Э. Клапаред писал: «Чувства в нашем поведении полезны, тогда как эмоции целесообразными не являются».

Согласно традициям отечественной психологии, принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов. В отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут оставаться на всю жизнь. Например, можно получить удовольствие (удовлетворение) от выполненного задания, т. е. испытать положительную эмоцию, а можно быть удовлетворенным своей профессией, иметь к ней положительное отношение, то есть испытывать чувство удовлетворенности.

Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на определенный объект. Чувства выражаются через эмоции в зависимости от того, в какой ситуации находится объект их выражения. Например, мать, любя своего ребенка, переживает по отношению к нему в разных ситуациях разные эмоции: она может злиться на него, испытывать гордость за него, нежность к нему и т. д. Данный пример показывает, что, во-первых, эмоции и чувства – это не одно и то же, и, во-вторых, нет прямого соответствия между чувствами и эмоциями: одна и та же эмоция может выражать разные чувства и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Доказательством нетождественности эмоций и чувств является более позднее появление чувств в онтогенезе по сравнению с эмоциями.

Возникновение и проявление эмоций и чувств связаны со сложной комплексной работой коры и подкорковых структур головного мозга, а также вегетативной нервной системы. Эмоциональные проявления определяются комплексом мозговых структур входящих в так называемую лимбическую систему мозга, которая связана с вегетативной нервной системой и ретикулярной формацией, расположенной в стволовых образованиях мозга и обеспечивающей энергетическую регуляцию деятельности коры. Исследователи обнаружили в подкорковых структурах в гипоталамусе, особые образования, которые были названы центрами удовольствия, страдания агрессии и успокоения.

Сложная деятельность корковых и подкорковых отделов мозга обеспечивает многоуровневость и многокомпонентность эмоциональных реакций.

1. Физиологические компоненты эмоционального реагирования:

вегетативно-соматические реакции, сопровождающие эмоциональные состояния. Отмечаются такие изменения, как расширение периферических сосудов и ускорение пульса в состоянии гнева, и наоборот, сужение сосудов, замедление и ослабление пульса при переживании страха Эмоциональные состояния сопровождаются изменениями темпа и ритма дыхания, размера зрачков, уровня кровяного давления, секреторной и моторной динамики желудочно-кишечного тракта, потоотделения, кожно-электрическими и электроэнцефалографическими изменениями Связь эмоций с соматовегетативными реакциями была замечена очень давно и с тех времен широко используется с целью диагностики эмоционального состояния человека. Так, например, на изменении вегетативных реакций при эмоциогенных фразах основана проверка подозреваемых с помощью полиграфа («детектора лжи»);

биохимические изменения. Вегетативная нервная система осуществляет регуляцию биохимической динамики организма двумя в значительной степени различными, но взаимосвязанными компонентами – симпатическим и парасимпатическим. Деятельность симпатической нервной системы связана с выделением адреналиноподобных веществ. Симпатический нерв вызывает расширение зрачка, учащение сердцебиения, повышение кровяного давления, торможение деятельности кишечника, увеличение содержания сахара в крови, повышение мышечной работоспособности, усиление обмена веществ. Парасимпатический эффект, вызываемый другим веществом – ацетилхолином, характеризуется сужением зрачков, расширением сосудов, замедлением пульса и усилением перистальтики и секреции желудка, выделением обильного горячего пота, ослаблением обмена веществ. Экспериментальные исследования показывают, что в состоянии страха возрастает концентрация адреналина при незначительном изменении норадреналина, в состоянии гневного раздражения или тревоги резко возрастает количество и адреналина, и норадреналина, астенические эмоции (грусть, тоска) сопровождаются отчетливым снижением того и другого.

2. Экспрессивные компоненты эмоционального реагирования:

выразительные движения всего Пантомимические изменения в походке, осанке, жестах обычно возникают непроизвольно, как внешние проявления общего эмоционального состояния человека. Наиболее важным компонентом пантомимики является жест – выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевой коммуникации. Жесты подразделяются на иллюстративные, поясняющие и выделяющие какую-либо мысль, и выразительные, выявляющие эмоциональное состояние человека. Некоторые виды жестов в процессе общественно-исторической практики человека приобрели определенное символическое значение. Например, сложенные в кольцо большой и указательный палец – жест «О’кей» – означает «все хорошо»; он понимается и применяется представителями разных культур;

движения лицевых мышц – мимика. Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. Еще Леонардо да Винчи говорил, что брови и рот по-разному изменяются при различных причинах плача. П. Экман и К. Изард описали мимические признаки базовых эмоций, выделив три зоны лица: область лба и бровей, область глаз и нижнюю часть лица. Так, например в соответствии с их описанием в мимике страха брови подняты и сдвинуты, морщины только в центре лба; верхние веки подняты так, что видна склера, а нижние приподняты и напряжены; рот раскрыт, губы растянуты. Мимические проявления эмоций представляют собой синтез непроизвольных и произвольных способов реагирования, в большой степени зависящие от особенностей культуры, в которой воспитывается человек;

вокализация: тембр голоса и интонация, звуковые средства экспрессии. Из звуковых средств экспрессии наиболее характерными являются смех и плач. Смех является выразителем нескольких эмоций, в разных ситуациях он имеет неоднозначные оттенки и смысл.

В повседневной жизни именно благодаря экспрессивным компонентам эмоционального реагирования мы, как правило, достаточно точно воспринимаем и оцениваем изменения в эмоциональном состоянии, в настроении окружающих людей.

В психологии существует несколько теорий, объясняющих, почему возникают эмоции. Еще в опубликованной в 1872 г. книге «Выражение эмоций у человека и животных» Ч. Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций. Сравнивая эмоциональные проявления у людей и животных, он сделал вывод о том, что выразительные движения человека, связанные с эмоциями, являются эволюционно значимыми и представляют собой рудементы (остатки) ранее целесообразных реакций, выработанных в ходе борьбы за существование.

Американский психолог У. Джемс и датский анатом КГ. Ланге выдвинули периферическую теорию эмоций, основанную на парадоксальной идее о том, что эмоции есть результат физиологических изменений в различных системах По их утверждению, мы не потому смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся. Смысл этой фразы заключается в том, что произвольное изменение мимики и позы приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции, – например, изображение гнева приводит к тому, что человек начинает действительно переживать это чувство.

Несмотря на то что нельзя отрицать наличие условно-рефлекторной связи между переживанием эмоции и ее внешним и внутренним проявлением, содержание эмоции не сводится только к физиологическим изменениям в организме. Доказательством этому служат эксперименты, в которых были блокированы все физиологические проявления, и тем не менее субъективные переживания сохранились. Физиологические сдвиги происходят при многих эмоциях как вторичное приспособительное явление – например, для мобилизации резервных возможностей организма при столкновении с опасностью и порождаемом ею страхе. У. Кеннон и Ф. Бард одними из первых показали ограниченность теории Джемса – Ланге, предложив свою теорию эмоций, которая была названа таламической. Согласно этой теории, вегетативные изменения и мышечные реакции организма являются следствием переживания эмоций. Основным мозговым субстратом эмоций является таламус, связанный и с корой больших полушарий, и с вегетативной нервной системой.

П.К. Анохин рассматривал эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. С его точки зрения, эмоции важны для закрепления и стабилизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей ситуации могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного результата. Отрицательные эмоции уберегают от повторного совершения ошибок.

Интересную гипотезу о причинах появления эмоций выдвинул П.В. Симонов . Он утверждает, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоционального напряжения определяется силой потребности и величиной дефицита информации, необходимой для достижения цели. В нормальной ситуации человек ориентирует свое поведение на сигналы высоковероятных событий, т. е. на то, что чаще встречалось в прошлом. Благодаря этому его поведение в большинстве случаев бывает адекватным и ведет к достижению цели. В условиях полной определенности цель может быть достигнута и без помощи эмоций: оказавшись у цели, достижение которой заведомо не вызывало сомнений, человек может не испытывать ни радости, ни торжества. Однако в неясных ситуациях, при отсутствии точных сведений для организации поведения по удовлетворению потребности, необходима другая тактика реагирования на сигналы. При недостатке сведений, необходимых для достижения цели, по мнению П.В. Симонова, возникают отрицательные эмоции. Например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты.

Эмоции способствуют повышению чувствительности анализаторов, что в свою очередь приводит к реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов и улучшает извлечение информации из памяти. Вследствие этого при решении задачи могут быть использованы маловероятные или случайные ассоциации, которые в спокойном состоянии не рассматривались бы. Тем самым повышаются шансы достижения цели. Хотя реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых еще неизвестна, избыточно, оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

Вышеперечисленные теории эмоций объясняют лишь отдельные случаи их возникновения. Это подтверждает мысль о принципиальной невозможности объяснить механизм такого сложного явления, как эмоции, с позиции одной теории.


| |

Эмоции и чувства – это синонимы или же два разных понятия? Увы, даже психологи не сходятся в едином мнении, а нам «простым смертным» приходится томиться в догадках, пытаясь дать определение своим душевным потемкам. Итак, сегодня мы берем на себя непосильный груз – наша задача найти, чем отличаются чувства от эмоций, вопреки пассивной психологии.

Эмоции

Эмоции возникли гораздо раньше чувств, они древнее и во многом понятнее. Эмоции – ситуативны, они возникают в качестве оценки ситуации или же, как результат удовлетворения и неудовлетворения человеческих потребностей окружающими обстоятельствами. То есть, вы хотите пить и испытываете жажду. Вы выпили стакан воды и больше не испытываете жажду. Все зависит от обстоятельств.

Таким образом, если обстоятельства удовлетворяют наши «запросы», мы испытываем положительные эмоции: радость, возбуждение, удовольствие. Если окружающая среда не дает нам возможности реализовать свои потребности, возникают следующие эмоции: разочарование, горе, печаль, грусть.

Учитывая то, что даже в психологии эмоции и чувства неразрывны, продолжим с характеристики чувств.

Чувства

Чувства – вторичны, они возникли на основе эмоций в ходе эволюции. То есть, чувства – это приобретенные эмоции. Чувства не зависят от перемены ситуации, они могут существовать в нас всю жизнь неизменно. Но, при этом, чувства могут выражаться разными (кардинально разными!) эмоциями. Например, мать любит своего ребенка и это чувство длиною в жизнь. Ребенок может ее рассердить, обидеть, разочаровать, тогда она будет испытывать гнев, печаль и прочее – это проявление чувства любви посредством эмоций. Но в то же время, мать может гордиться ребенком, восхищаться, умиляться, тогда она будет испытывать эмоции восхищения, радости, умиления.

Демонстрация эмоций и чувств

Итак, с характеристикой эмоций и чувств мы разобрались. А теперь посмотрим, как распознать их проявление на окружающих людях.

Эмоции – осознанны, мы легко можем объяснить, почему испытываем ту или иную эмоцию. Что касается выражения, то чаще всего они проявляются в виде жестикуляций, интонаций и . Но не тут-то было. Хотите изучать эмоции – следите за детьми. Они еще не «отшлифованы» социумом, и все их эмоции заметны и не скрыты. А взрослые научились скрывать свои эмоции, а также делать вид, будто испытывают те или иные виды эмоций. Для изучения таких «скрытых» проявлений эмоций возникла наука физиогномика.

Чувства мы проявляем посредством слов, но никогда не можем толком объяснить, почему мы испытываем то или иное чувство. Спросите мать, почему она любит своего ребенка, или не надо так высоко, почему она не любит лук?

Виды чувств и эмоций

Для того чтобы легче определять грань между двумя понятиями, предлагаем вам ознакомиться с видами чувств и эмоций.

Чувства:

  1. Моральные или нравственные чувства – возникают в качестве результата соответствия моральных норм человека и общества. Во многом моральные чувства возникают на протяжении всей жизни под влиянием окружающей среды, людей. К нравственным чувствами относятся патриотизм, любовь, дружба, уважение, презрение, отчужденность, привязанность. Моральные чувства имеют социальный характер и многогранное проявление.
  2. Интеллектуальные чувства – это радости и разочарования познания, все то, что связанно с познавательной деятельностью.
  3. Эстетические чувства – это умение человека воспринимать и/или создавать прекрасное. Причем, чем больше человек познает прекрасное, тем больше он его способен воспринимать и понимать.

Эмоции:

Положительные:

«Эмоции» и «чувство» – очень близкие и чаще всего неотделимые друг от друга понятия, но все же они не тождественны.

Эмоции – это непосредственное переживание в конкретный промежуток времени. Чаще всего они связаны с врожденными реакциями человека, его мотивами и потребностями.

Чувство – это черта личности, относительно устойчивое отношение к окружающему миру.

Неразрывность эмоций и чувств выражается в том, что чувства проявляются в конкретных эмоциях.

Например, любовь к близкому человеку проявляется в радости за его успехи и достижения.

Значение эмоций в жизни человека велико. Они помогают ориентироваться в происходящем, оценивая его с позиций желательности или нежелательности, под их воздействием человек может совершать невозможное, так как происходит мгновенная мобилизация всех сил организма.

Эмоции представляют собой один из немногих факторов внутренней жизни человека, которые легко обнаруживаются и довольно тонко понимаются другими людьми. Даже, маленький ребенок, еще не научившись говорить, очень чувствителен к эмоциональному состоянию окружающих, особенно матери.

Эмоции выполняют функцию отражения не объективных явлений, а субъективного к ним отношения. Объект или событие может вызывать эмоцию, служить ее поводом, но не может являться образцом для ее анализа и описания. Именно поэтому объективного «эталона» при анализе эмоциональных явлений нет. Этот факт крайне затрудняет экспериментальное изучение эмоций и сводит его к исследованию того, что вызывает эмоции и как эти последние влияют на поведение, физиологию или другие психические процессы.

Однако существующие объективные ограничения в изучении эмоций не останавливают исследователей. Напротив, интерес к исследованию эмоций неуклонно растет. Это вызвано тем огромным значением, которое играют эмоции в жизни каждого человека.

Очень часто причиной неудач или ошибок в любой деятельности человека являются эмоции. Можно привести примеры, когда, наоборот, то или иное чувство, то или иное эмоциональное состояние помогает человеку справиться со стоящими перед ним задачами. Важнейшее значение имеют эмоции в личной жизни человека. Именно эмоции являются важнейшими слагаемыми интимно-семейного общения.

Эмоции – психические и/или физиологические реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Эмоция – это конкретная форма психического процесса переживания чувств. Например, чувство патриотизма, ответственности за порученное дело или чувство любви матери к детям проявляется в психической жизни людей как поток эмоциональных переживаний, разнообразных по силе, длительности, слож­ности и даже по своему содержанию.

Под чувством понимается особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым является субъективное отношение человека к предметам и явлениям реальности.

Структуру чувств составляют эмоции и понятия. Приведем пример: чтобы у человека возникло чувство любви к Родине, он должен владеть понятием Родины. Если у него нет этого понятия, он им не владеет, то нет смысла говорить о чувстве. У животных отсутствуют понятия, поэтому говорить о чувствах животных - полная бессмыслица, им присущи только эмоции. Наши чувства выполняют две основные функции: сигнальную и регулирующую.

Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Регулятивная функция чувств связана с тем, что переживания определяют поведение человека, становясь длительными или кратковременными мотивами его деятельности. Благодаря наличию регулятивного механизма у человека происходит снижение эмоционального побуждения или его нарастание. В первом случае сильнейшие эмоциональные переживания человека трансформируются в мышечные движения, смех, возгласы, плач. При этом происходит разрежение избыточного напряжения, длительное сохранение которого крайне опасно.

Обычно чувства подразделяются на положительные и отрицательные. Иногда выделяют и так называемые нейтральные чувства, например любознательность.

Принято выделять также низшие и высшие чувства.

Высшие чувства - это чувства, выражающие духовный мир человека и определяющие его личность.

Низшие чувства связаны с удовлетворением или неудовлетворением физических или физиологических потребностей человека.

Чувства также подразделяются на стенические и астенические.

Стеническими называются чувства, повышающие активность личности, астеническими - чувства, переживания, снижающие активность.

Одной из важнейших особенностей переживания чувств является амбивалентность (двойственность) – одновременное переживание противоположных эмоций и чувств (радости и горя, удовольствия и отвращения).

Амбивалентность объясняется конфликтными, сложными обстоятельствами, в которых приходится действовать людям.

В основе чувств человека лежат его потребности, которые порождают деятельность; с другой стороны, деятельность человека порождает новые потребности.

Физические потребности (в пище, питье, одежде, жилище) и духовные (в общении, труде, эстетические, моральные) тесно связаны друг с другом: одежда может быть одновременно как физической, так и эстетической потребностью. То же можно сказать о пище, жилье и т.п.

Удовлетворение или неудовлетворение этих потребностей вызывает соответствующие чувства, которые носят явно выраженный не только индивидуальный, но и общественный характер.

Эмоциональная сфера человека не так проста, как может показаться. Это сложное хитросплетение ряда элементов, которые в своей совокупности позволяют человеку переживать то, что с ним происходит в любой момент времени. Всего этих компонентов четыре: эмоциональный тон, эмоции, чувства и эмоциональные состояния. Далее рассмотрим каждый компонент в отдельности и более подробно поговорим о видах эмоций и чувств.

Итак, эмоциональный тон это такое реагирование в виде переживания, которое задает текущее состояние организма.

Можно сказать, что эмоциональный тон «информирует» организм об удовлетворении текущих потребностей по шкале приятно/неприятно. Если прямо сейчас Вы окунетесь в текущий момент, то наверняка сможете определить свой эмоциональный тон.

Эмоции же – это интенсивные субъективные переживания, которые касаются значимых для человека ситуаций и событий. В их основе – потребности, поэтому то, что человеку безразлично не затрагивает его эмоций. Как справедливо заметил Энгельс, человек без эмоций – это покойник в отпуске. Пока человеку что-то интересно и он в чем-то нуждается, его всегда будут сопровождать эмоции.

Чувства отражают устойчивое эмоциональное отношение человека к реальному объекту. Они всегда субъективны. Любые чувства вырастают из практики взаимодействия человека с окружающими. Сложно переоценить их роль в жизни человека.

Эмоциональное состояние от чувств можно отличить его слабой направленностью на конкретный объект, а от эмоций – большей устойчивостью и продолжительностью. При этом нужно сказать, что именно эмоции и чувства являются тем самым механизмом, который запускает эмоциональное состояние. Порой эта связь настолько очевидна, что эмоциональное состояние отождествляется с самой эмоцией. Вам наверняка приходилось слышать что-то типа «я сейчас в состоянии эйфории, гнева, радости и другое». Состояние, подавленности, отстраненности — отголоски одной мелодии.

Виды эмоций человека

Как уже отмечалось ранее, эмоции представляют собой такие реакции, которые напрямую связаны с текущим моментом. Это своеобразное ситуативное реагирование человека на изменения текущего состояния. Выделяют следующие виды эмоций человека:

эмоция радости как интенсивное переживание удовлетворенности ситуацией, которая значима для человека и содержит элементы необычности, неожиданности и нестандартности. О радости более подробно в статье «Радость это чувство или эмоция?».

эмоция страха является защитной реакцией организма в ситуации опасности для жизни, здоровья и благополучия человека. Об этой эмоции читайте подробнее в статье «Страх это эмоция или чувство?».

волнение является той самой эмоцией, которая сопровождает самые значимые моменты нашей жизни. Выражаясь научным языком волнение – это некоторая эмоциональная возбудимость, которая может быть вызвана как положительным, так и отрицательным переживанием. Эта эмоция участвует в формировании готовности человека к важному в его жизни событию, активизируя его нервную систему.

Для психически здорового человека состояние волнения вполне естественно. В психологии даже существует специальное понятие «предстартовое волнение». Чаще всего оно может быть следствием неуверенности человека либо его чрезмерного стремления выполнить всё в лучшем виде.

Назвать волнение другом или врагом однозначно невозможно. Каждый из нас имеет свой критический уровень этой эмоции. Можно ли побороть состояние волнения? Полная победа сомнительна, но попробовать стоит, особенно когда Вы четко понимаете, что это самое волнение мешает Вам!

Интерес или другими словами познавательный аспект эмоциональной сферы личности. Многие психологи придерживаются мнения о том, что интерес имеет врожденный характер. Подтверждением этому может быть хотя бы ориентировочный рефлекс («что такое?» по Павлову). Вспомните, как быстро мы реагируем на новые раздражители, будь-то открывшаяся дверь или сигнал о приходе сообщения.

Удивление – это переживание, которое отражает некое противоречие между имеющимся и только что полученным новым опытом. Знак этого переживания может быть как позитивным, так и негативным.

Доказано, что обида как эмоциональное состояние чаще переживается людьми с неадекватной самооценкой. Такие личности нередко сталкиваются с переживанием несправедливости по отношению к ним. Ответные реакции на обиды в наше время не похожи на дуэли, но чего хуже переживания, которые прочно оседают в душах людей. Уход в себя, «холодная война» до добра не доводят, разве что до психосоматики, когда эта самая обида начинает «болеть» в теле. А она непременно начнет «болеть» не сомневайтесь!

Гнев, ярость и злость одного поля ягоды. Эти эмоции представляют собой отрицательно окрашенные аффекты, которые направлены против ощущения несправедливости, которое испытывает человек. Эти переживания сопровождаются желанием устранить эту самую несправедливость. Динамика гнева и точки «кипения» у каждого свои, ровно, как и методы его преодоления.

Рассмотрим ещё один вид эмоций человека – смущение . Это переживание по поводу того, какое впечатление человек произвёл или произведёт собой и своими действиями на других значимых для него людей. В обыденной жизни смущение может проявляться в виде застенчивости, стыда или стеснительности. Ещё несколько веков назад эти характеристики были добродетелью особенно для женщин. А теперь люди готовы платить деньги, чтобы в тренинговых условиях обучиться бесцеремонности и нахрапистости. Не с чем поспорить – каждый выбирает для себя.

Жалость завершит список видов эмоций человека. Она представляет собой некий эмоциональный всплеск, причиной которого являются страдания другого человека, образно воспринимаемые как свои собственные. Чрезмерно увлекаться этой эмоцией пожалуй не стоит, но непременно нужно помнить о том, что каким бы сильным не был человек порой ему просто необходимы поддержка, сочувствие и сострадание, которые являются верными спутниками жалости.

Виды чувств человека

Ну и плавно перейдем с Вами к более тонким вещам таким, как чувства. Они ровно, как и эмоции являются неотъемлемым компонентом эмоциональной сферы человека. Чувства отличительны тем, что они имеют направленность. Это значит, возникают по отношению к чему-то или кому-то.

Перечислить абсолютно все виды чувств человека не представляется возможным. И не только потому, что их много, а ещё и потому, что многие из них схожи с эмоциями, психическими процессами и чертами личности. Условно виды чувств разделяют на нравственные и эстетические. К нравственным можно отнести любовь, доброжелательность, сострадание и тому подобное. Эстетические чувства отражают отношение человека к окружающей его действительности посредством тонкого реагирование. Взять хотя бы чувство прекрасного. Те, кто им обладает, понимают, о чем идет речь.

Начнем, пожалуй, с любви. Любовь – это все. И это всё, что мы о ней знаем.

Нередко многие задаются вопросом: зависть это чувство или эмоция? Так как мною уже отмечалось, что чувства возникают по отношению к чему-то или кому-то, Вы можете догадаться, что зависть рассматривают как один из видов чувств человека. Зависть, как правило, переживается в виде болезненного состояния желания того, что в конкретный момент времени по каким-либо причинам Вам недоступно. Я думаю, что больше у Вас нет поводов задумываться зависть это чувство или эмоция, потому как становится очевидным тот факт, что у неё всегда есть предмет или объект.

Чувство горя связано в первую очередь с переживанием утраты чего-то или кого-то. Как правило, такое переживание проходит ряд закономерных этапов, первым из которых является шок. Далее следует период, в течение которого человек находится в состоянии отрешенности и глубокой тоски, которые могут сопровождаться плачем, безразличием ко всему, чувством вины. В зависимости от значимости утраты раньше или позже человек постепенно возвращается к реальной жизни.

Наверняка каждый из нас в свое время имел опыт чувства вины , неотъемлемыми компонентами которого являются самообвинение и самоосуждение. В некотором роде чувство вины – это агрессия, которая направлена на самого себя. Очень часто «внутренний прокурор», который вынес приговор «все из-за тебя» упускает из виду то, что намерений причинить зло у Вас-то и не было.

Среди наиболее актуальных чувств можно также назвать чувство справедливости , чувство долга , чувство ответственности , чувство преданности , небезызвестное чувство стыда , чувство юмора , наконец. Но напоследок хотелось бы остановится на одном очень тонком чувстве … чувстве творческого вдохновения . Более 22 лет я прожила с мыслью о том, что далека от творчества. За это время я даже успела убедить себя в том, что оно, собственно, мне и не нужно.

Жизнь показала обратное. Творчество добавляет жизни во все, что с тобой происходит, если ты уходишь от рамок и шаблонов, которые тебе однажды подарило общество. Творчество это не только стихи и картины, но еще и необычно приготовленный завтрак, знакомство с кем-то или чем-то новым и даже вовремя сказанные теплые слова это тоже творчество.

Вокруг эмоций и чувств человека сконцентрировано огромное количество разнообразных мифов. Связано это с тем, что люди плохо представляют себе их разнообразие и важность. Чтобы научиться правильно понимать друг друга, необходимо разобраться, какие виды эмоций существуют, и узнать их характеристики. Кроме того, нужно научиться отличать подлинные чувства от простой показухи.

Что такое эмоции и чувства?

Эмоциональная сфера человека являет собой сложное хитросплетение элементов, которые вместе позволяют переживать всё происходящее с ним и вокруг него. Состоит она из четырёх основных компонентов:

  • Эмоциональный тон – это реагирование в форме переживания, которое задаёт состояние организма. Именно оно информирует организм о том, насколько удовлетворены его текущие потребности, насколько ему сейчас комфортно. Если прислушаться к себе, то можно оценить свой эмоциональный тон.
  • Эмоции – это субъективные переживания, касающиеся ситуаций и событий, важных для человека.
  • Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение человека к какому-то объекту. Они всегда субъективны и появляются в процессе взаимодействия с окружающими.
  • Эмоциональное состояние отличается от чувства своей слабой направленностью на объект, а от эмоции – большей продолжительностью и устойчивостью. Оно всегда запускается определёнными чувствами и эмоциями, но при этом как бы само по себе. Человек может быть в состоянии эйфории, гнева, подавленности, меланхолии и т.д.

Видео: Психология. Эмоции и чувства

Функции и виды эмоций

Эмоции в большей или в меньшей мере регулируют жизнь каждого из нас. Обычно за ними признают четыре основные функции:

  • Мотивационно-регулирующая, призванная побуждать к действию, направлять и регулировать. Нередко эмоции полностью подавляют мышление в регуляции поведения человека.
  • Коммуникативная отвечает за взаимопонимание. Именно эмоции сообщают нам о психическом и физическом состоянии человека и помогают выбирать правильную линию поведения при общении с ним. Благодаря эмоциям мы может понимать друг друга, даже не зная языка.
  • Сигнальная позволяет сообщать о своих потребностях окружающим при помощи эмоционально-выразительных движений, жестов, мимики и т.д.
  • Защитная выражается в том, что моментальная эмоциональная реакция человека способна в некоторых случаях спасти его от опасностей.

Учёными уже доказано, что чем более сложно организовано живое существо, тем богаче и разнообразнее та гамма эмоций, которую оно способно пережить.

Эмоции и чувства

Кроме того, все эмоции можно разделить на несколько видов. Характер переживания (приятное или неприятное) определяет знак эмоции – положительный или отрицательный. Также эмоции делятся на виды в зависимости от влияния на деятельность человека - стенические и астенические. Первые побуждают человека на действие, а вторые, наоборот, приводят к скованности и пассивности. Но одна и та же эмоция может по-разному влиять на людей или на одного человека в непохожих ситуациях. Например, сильное горе одного повергает в уныние и бездействие, а второй человек ищет утешение в работе.

Эмоции есть не только у людей, но и у животных. Например, переживая сильный стресс, они могут менять свое поведение - становиться более спокойными или нервными, отказываться от пищи или перестать реагировать на окружающий мир.

Также вид эмоций определяет их модальность. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость, а остальные являются лишь их своеобразным выражением. Например, боязнь, беспокойство, тревога и ужас являются разными проявлениями страха.

Главные эмоции человека

Как мы уже говорили, эмоции обычно бывают связаны с текущим моментом и являются реакцией человека на изменение его текущего состояния . Среди них выделяется несколько главных:

  • радость – интенсивное переживание удовлетворенности своим состоянием и ситуацией;
  • страх – защитная реакция организма в случае угрозы его здоровью и благополучию;
  • волнение – повышенная возбудимость, вызванная как положительным, так и отрицательным переживанием, принимает участие в формировании готовности человека к важному событию и активизирует его нервную систему;
  • интерес – врождённая эмоция, подстёгивающая познавательный аспект эмоциональной сферы;
  • удивление – переживание, отражающее противоречие между уже имеющимся опытом и новым;
  • обида – переживание, связанное с проявлением несправедливости по отношению к человеку;
  • злость, гнев, ярость – отрицательно окрашенные аффекты, направленные против ощущаемой несправедливости;
  • смущение – переживание за произведенное на окружающих впечатление;
  • жалость – всплеск эмоций, возникающий, когда страдания другого человека воспринимаются как свои собственные.

Большинство из нас легко отличает эмоции другого по внешним проявлениям

Виды чувств человека

Чувства человека часто путают с эмоциями, но они имеют много отличий. Для возникновения чувств необходимо время, они более стойки и реже изменяются. Все их делят на три категории:

  • Моральные (нравственные или эмоциональные) чувства возникают по отношению к поведению окружающих людей или самого себя. Их развитие происходит в ходе любой деятельности и обычно бывает связано с принятыми в обществе моральными нормами. В зависимости от того, насколько происходящее соответствует внутренним установкам человека, у него появляется чувство негодования или, наоборот, удовлетворения. К этой же категории относятся все привязанности, симпатии и антипатии, любовь и ненависть.
  • Интеллектуальные чувства испытываются человеком в ходе умственной деятельности. К ним относят вдохновение, радость от успеха и стресс от неудачи.
  • Эстетические чувства человек испытывает, создавая или оценивая что-то прекрасное. Это может относиться как к предметам искусства, так и к природным явлениям.
  • Практические чувства порождает деятельность человека, её результаты, успешность или неудача.