Ставят ли диагноз синдром двигательных. Перинатальные поражения ЦНС: синдром двигательных расстройств в периоде восстановления. Двигательные расстройства при ДЦП

Синдром двигательных нарушений у грудничка или ДЦП – это не одно заболевание, как думают многие. Это комплекс болезней, имеющих кое-что общее: повреждения головного мозга и нарушения работы нервной системы ребенка.

Признаки этих заболеваний проявляются еще в грудничковом возрасте.

Поражается та часть мозга, которая отвечает за движения мышц. Поэтому заболевшие детки с трудом справляются с целенаправленными движениями, плохо могут их координировать и значительно отстают в физическом развитии от сверстников. Часто у них имеются трудности со слухом.

Все проблемы в комплексе провоцируют основную – отставание психического развития и неполноценность интеллекта. Несмотря на то что у одних детей симптомы выражены очень сильно, а у других, напротив, очень слабо, выявить их необходимо.

Дело в том, что эта болезнь не прогрессирует: то есть при комплексном подходе к лечению результаты могут быть очень впечатляющими.

Какие причины вызывают синдром двигательных нарушений

Причины возникновения этого заболевания до сих пор остаются не совсем понятными для врачей. Известно, что приблизительно в 80% случаев нарушения появляются еще на стадии внутриутробного развития. А хронические заболевания и другие причины проявляют себя позже.

Основная причина возникновения ДЦП, как уже говорилось, это нарушение деятельности мозга. А вот почему она нарушается – это уже сложнее. Врачи к данному моменту выявили около 400 причин такой опасности. Но обычно новорожденный с СДН появляется на свет по причине кислородного голодания.

Именно из-за гипоксии погибают клетки мозга, отвечающие за различные мышечные процессы.
Кроме гипоксии, есть еще несколько основных причин, которые провоцируют этот страшный детский недуг.

Среди них:

  • отравления мамы в период беременности (причем не только химические, но и пищевые);
  • хромосомные нарушения;
  • инфекционные заболевания (уже у грудничка или ребенка 3 мес. и старше);
  • родовые травмы;
  • рентгеновское облучение.

Стадии развития заболевания

ДЦП развивается ступенчато и постепенно проходит через три стадии своего развития. Признаки ДЦП можно заметить уже на ранней стадии – у грудничков до 4-5 месяцев от роду. Если малыш в 3-4 месяца не поворачивает головку – это тревожный признак и повод для обращения к педиатру. Именно нарушения мышечного тонуса являются первым признаком заболевания.

Если же младенец вовсе не хочет тянуться за игрушками и страдает от судорог (которые родители часто принимают за чрезмерную двигательную активность), то идти к доктору нужно как можно скорее.
На 2-й стадии признаки становятся заметнее.

В период с 5 месяцев до 2-3 лет малыш должен освоить много движений. В это время родителям важно наблюдать не только за тем, что он делает, но и как это происходит.

Детки с ДЦП развиваются неравномерно – допустим, если их сверстники в 8-10 месяцев держат головку, то они этого не умеют, зато могут пытаться сесть или повернуться. Или, наоборот, сидят только с опорой, зато пытаются ходить и стоять, причем поза часто неестественная.

На поздней стадии (то есть после 3 лет) уже начинается деформация скелета, бороться с которой будет невероятно трудно. К этому моменту уже очевидны проблемы со слухом и зрением, речью, психическим и умственным развитием в целом.

Несложные симптомы

Иногда с задачей выявления верных симптомов не сразу справляется даже специалист, ведь первые признаки очень схожи, например, с рахитом.

Но в большинстве своем они довольно очевидны:

  • грудной малыш может быть вялым и при этом плохо спать;
  • часто смотреть в одну точку, что вообще не свойственно новорожденным;
  • страдать от судорожных подергиваний и вздрагиваний. Ножки он при этом не может раздвинуть не только сам, но даже с помощью мамы;
  • головку практически не поворачивает.

Очень частый признак, когда ребенок одну руку плотно прижимает к телу, а двигает только второй. Часто также наблюдается полная расслабленность или полная напряженность тела – именно так ярче всего и проявляют себя мышечные нарушения.

Следует также знать, что признаки болезни отличаются в зависимости от формы, которой страдает малыш.

Болезнь Литтла или диплегия

При этой форме страдают больше всего ножки. Ручки могут даже сохранить полную подвижность. Заметить ее несложно: ребенок вполне нормально двигается, но при этом «приволакивает» ножки. Ходить он начинает значительно позже сверстников.

Спастическая гемиплегия

Опасна тем, что практически незаметна у новорожденных, так как от нее страдает только одна половина тела. Двойная гемиплегия развивается достаточно редко, но зато ее невозможно не заметить: у пораженных ею деток нарушена даже функция глотания.

Также они не могут ползать и, конечно, стоять и ходить из-за поражения всех конечностей сразу. Часто у них не развивается речь и наблюдается очень сильное умственное отставание.

Атонически-астатическая форма

Это самая тяжелая форма, при которой больной ребенок практически недвижим. С возрастом он почти всегда становится олигофреном. Психика у таких детей крайне нестабильна.

Диагностика

Только доктор может поставить или опровергнуть диагноз, пользуясь не только историей беременности мамы и первых дней жизни малыша, но также лабораторными анализами, УЗИ, МРТ и энцефалографией мозга.

Часто родители, чьим деткам поставлен диагноз церебральный паралич, начинают волноваться о том, что он сократит время их жизни. На самом деле такой малыш повзрослеет и будет жить долго, а если форма легкая, то и совершенно полноценно. Здесь важно вовремя начать лечение и не пренебрегать даже самой простой возможностью улучшить ситуацию.

Терапия ДЦП

Родители должны осознать: остановок на этом пути не будет, потому что первая же из них приведет к ухудшению состояния малыша, и вернуться в колею с каждым разом будет все сложнее. Что радует – при правильном подходе многим деткам удается познать радость полноценной жизни.

Лучше всего, если расстройство обнаружено у новорожденного – в этот период детский мозг обладает способностью к восстановлению. Но даже если все произошло несколько позже, например, в 2-3 месяца от рождения, ситуацию можно максимально сгладить – с помощью препаратов, снижающих внутричерепное давление, а также добавлением витамина В, который будет активизировать мозговые процессы. По назначению врача применяются и другие специальные средства.

Еще одна важная роль отводится лечебной физкультуре и специальному массажу. Страдающий ДЦП ребенок должен упорно учиться делать то, что обычные детки усваивают на уровне инстинкта.

И здесь терпение и упорство родителей играют решающую роль. Если у них получится правильно и ежедневно заниматься с ребенком, то он сможет делать все то же, что и здоровые дети, просто немного позже.

В последние годы изобретено немало приспособлений, которые помогают родителям. Например, экзоскелеты. Также стоит пользоваться давно проверенными бальнеотерапией и грязелечением. Можно чаще давать ребенку возможность общаться с дельфинами и лошадьми.

Своевременная диагностика синдрома двигательного нарушения позволяет раньше начать лечение. А поскольку ДЦП не прогрессирует, то можно спасти больше двигательных функций малыша, дав ему надежду на нормальную, долгую и счастливую жизнь.

Как вы думаете, какой диагноз в общественном сознании считается чуть ли не приговором, который априори делает лечение бессмысленным, а судьбу пациента грустной и трагической? Различные проблемы с сердечно-сосудистой системой? Онкологические заболевания? «Неизлечимые» наследственные патологии? Вряд ли. Подобные недуги, безусловно, способны испортить жизнь даже самому стойкому и уверенному в себе человеку, но при соответствующем подходе и грамотном лечении с проблемой так или иначе удается справиться (особо заметим, о полном выздоровлении в данном случае никто не говорит). Но когда у новорожденных детей или грудничков выявляется ДЦП, мир вокруг родителей внезапно сворачивается до размеров кабинета врача, который профессиональным, отсутствующим голосом сообщает страшный диагноз. Спросите, каким образом соотносится синдром двигательных нарушений с детским церебральным параличом? В том-то и дело, что никаким!

ДЦП, если отбросить сложную и малопонятную для обычного человека терминологию, - это комплекс двигательных нарушений, вызванный органическим поражением головного мозга во время внутриутробного развития. Синдром двигательных нарушений, о котором мы сегодня будем говорить, - гораздо более многогранное явление. Его признаки отечественные неонатологи и педиатры склонны видеть в любом мало-мальски заметном отклонении от абстрактных норм, принятых еще во времена развитого социализма. Обсуждать причины такого подхода мы сейчас не будем, но считаем своим долгом еще раз напомнить, что синдром двигательных нарушений и ДЦП - это (внимание!) совсем не одно и то же.

Помните характерный отрывок из пьесы сэра Уильяма Шекспира «Король Ричард III», в котором один из братьев короля Эдуарда IV описывал свое физическое состояние:

«Я, у кого ни роста, ни осанки,

Кому мошенница-природа

Взамен дала хромоту и кривобокость»?

Многие особо «продвинутые» педиатры, сталкиваясь с характерными клиническими проявлениями, ставят диагноз «ДЦП». Чем фактически обрекают детей (чаще всего новорожденных) на полную инвалидизацию. Родителям же расскажут о том, что рассчитывать на сколько-нибудь эффективное лечение в данном случае не приходится, а массаж, сеансы лечебной физкультуры и различные физиотерапевтические процедуры смогут лишь незначительно улучшить состояние малыша. И как бы между делом порекомендуют отдать грудничка в специальное учреждение.

Синдром двигательных нарушений (далее для простоты - СДН) - не приговор. Следовательно, при условии адекватного лечения малыши чаще всего полностью выздоравливают. Возможно, им в дальнейшем потребуются регулярные сеансы массажа, наблюдение у невропатолога и незначительное ограничение физической активности. Но это, согласитесь, совсем не то же самое, что ДЦП. И если родители не сдадутся, у ребенка все будет хорошо.

Симптомы

Прежде чем переходить непосредственно к проявлениям СДН, стоит заметить, что ни один из них нельзя назвать уникальным. Другими словами, подобные «симптомы» могут наблюдаться даже у абсолютно здоровых детей, потому «включать панику» и после каждого чиха бежать к врачу нет никакой необходимости. С другой стороны, упорное игнорирование прогрессирующей задержки в развитии может привести к самым печальным результатам (и один только массаж помочь пациенту вряд ли сможет). Следовательно, в данном вопросе необходимо проявить особенную гибкость, стараясь не впадать в крайности. Сами же симптомы СДН могут быть следующими:

  • монотонный плач без видимых причин;
  • замедленные зрительные и слуховые реакции на внешние раздражители;
  • малыш берет в ручки игрушки (часто ему для этого требуется несколько попыток), но плохо понимает, что делать с ними дальше. У детей с различными нарушениями в развитии (заметим, об СДН речи не идет) это случается довольно часто;
  • ограниченная мимическая активность;
  • явное выражение эмоций может быть запоздалым (первая улыбка в 3-4 месяца - не такая уж большая редкость);
  • неправильная артикуляция, из-за чего у детей наблюдается поздняя активизация речевых зон (так ожидаемые «ма», «па», «ба» и «да» родители могут услышать не в 6-8 месяцев, а гораздо позже);
  • затрудненное дыхание.

Отдельного упоминания заслуживает мнение, согласно которому папы и мамы должны внимательно наблюдать за малышом и почаще общаться с «коллегами» на специализированных форумах. С первой частью этого утверждения спорить глупо, а вот от чрезмерно активного обсуждения с родителями других детей мы бы советовали воздержаться. Адекватность некоторых постоянных посетителей детских форумов находится под большим вопросом, потому не удивляйтесь, если вам, к примеру, посоветуют лечить легкое расстройство или простуду ударными дозами антибиотиков.

Этапы психомоторного развития детей

  • таламопаллидарный (от рождения до 4 месяцев);
  • стриопаллидарный (до 10 месяцев): постепенное снижение мышечного тонуса, увеличение количества целенаправленных движений;
  • период проявления высших корковых функций, развитие речи и сложных условных рефлексов.

Фазы развития детской моторики

  • СДА: спонтанная двигательная активность (с первых дней жизни до 8-9 недели);
  • монокинетическая (2-5 месяцы): самостоятельное управление движениями конечностей;
  • дромокинетическая (5-12 месяцы): двигательное поведение малыша становится осознанным, а любые движения получают конкретную цель (дотянуться до игрушки, взять тот или иной предмет);
  • кратикинетическая (с 12 месяцев): окончательная нормализация мышечного тонуса, переход к «взрослой» моторике, значительное улучшение координации движений.

Виды двигательных нарушений при СДН

1. Гипотония (снижение тонуса) мышц. Проблема более всего распространена у новорожденных детей, хотя при серьезных нарушениях может быть диагностирована и у малышей постарше.

2. Гипертонус мышц, приводящий к значительному уменьшению двигательной активности. Наиболее характерное клиническое проявление - задержка в развитии хватательной способности (мы уже говорили об этом при обсуждении возможных симптомов СДН). Помимо этого, родители могут заметить, что ребенок не способен долго удерживать равновесие, а если его поставить на ножки, то он опирается не на всю площадь ступни, а только на пальчики. Также стоит понимать, что массаж при гипертонусе мышц (а его чаще всего и назначают педиатры) сам по себе не в силах помочь малышу и лечение в данном случае должно быть комплексным.

3. Ребенок (даже достаточно «взрослый») с большой неохотой принимает вертикальное положение, предпочитая передвигаться ползком, а когда это все же происходит, часто падает.

4. Мозжечковый синдром. Спонтанные нарушения координации могут время от времени проявляться у всех детей, но если проблема наблюдается намного чаще, чем это допускает теория вероятности, следует задуматься, насколько они «случайны». Ведь вполне возможно, что умильный малыш, раз за разом теряющий равновесие при ходьбе, серьезно болен.

5. ТЛР (тонический лабиринтный рефлекс) у детей. Он проявляется целым комплексом нарушений, среди которых наибольшую диагностическую ценность имеют следующие симптомы:

  • «взрослый» ребенок, лежа на спине, не в состоянии сесть, вытянуть руки вперед или наклонить голову;
  • малышу, который лежит на животе, сложно повернуться на бок или спину;
  • у детей с ТЛР наблюдается стойкое нежелание принять сидячее положение.

6. СШТР (симметричный шейно-тонический рефлекс). Опираясь на коленки, малыш не может перенести центр тяжести на руки. Это состояние получило в неврологии название «поза легавой собаки»: голова наклонена вперед, кисти сжимаются в кулачки, а руки согнуты. Все это приводит к тому, что у крохи значительно усиливается мышечный тонус в суставах ног. СШТР требует квалифицированного комплексного лечения (массаж, сеансы ЛФК, различные процедуры), и чем скорее оно будет начато, тем лучше.

Лечение

Профилактика

  • не забывайте о пользе лечебного массажа, ведь СДН гораздо проще предотвратить, чем потом бороться с ним;
  • предоставьте своему малышу «полную свободу» действий, не ограничивая его узкими рамками колыбели (разумеется, в пределах дозволенного);
  • если есть возможность, выделите ребенку отдельное помещение, где правила и порядки будет устанавливать он, а не вы.

Двигательные расстройства непременно формируются практически в половине случаев, когда неонатальная гипоксически-ишемическая энцефалопатия (НГИЭ) средней степени тяжести переходит в период восстановления. При этому у 70% пациентов формируется задержка психомтороного развития, а в 30% развивается эпилепсия.

Почему возникают двигательные расстройства?

Двигательные расстройства связаны напрямую с онтогенетическими этапами развития двигательной коры.

На сегодняшний день для двигательных расстройств (ДР) у малышей грудного возраста специально не разработаны стандарты и алгоритмы клинико-лабораторной диагностики. В этой статье мы приведём систематизированные данные, которые непосредственно касаются данной проблемы.

Клиническая диагностика

У детей грудного возраста особенностью двигательных расстройств является гипотонические изменения при центральных парезах. Самым ранним клиническим проявлением ДР является нарушение психомоторного развития. Таким образом, очень важно отследить историю моторных навыков, тщательно собрать анамнестические данные, проследить своевременность затухания врождённых рефлексов.

Для начала нужно собрать перинатальный анамнез, который может быть связан с инфицированием во время беременности, с гипоксией, нарушениями токсико-метаболического характера. Обязательно узнать о проводимом ранее лечении и реабилитации, а также об её эффективности. В анамнезе стоит обратить внимание на данные шкалы Апгар (плохой прогностический признак, если цифры менее 5 баллов), ИВЛ в остром периоде на срок более двух суток, сатурация кислородом крови менее 40 мм. рт. ст., судороги, неонатальный шок, угнетение сознания, кома. Могут также быть полезны и некоторые соматические симптомы: микро- или макроцефалия, более 3 стигм у ребёнка, летаргические состояния, рвоты, ангиоматозы, необычные запахи, пигментные аномалии.

При неэффективности терапии можно думать о дизгенезии мозга, хромосомном или генном синдроме. Прогрессирорвание двигательных расстройств способно подвести диагностику к роли нейрометаболического синдрома, как причины.

Когда врач проводит осмотр маленького пациента, необходимо обращать внимание на:

  • Ограничение движения в конечностях, изменение мышечного тонуса, нарушения рефлекторной деятельности. Эти моменты являются первичными неврологическими признаками;
  • Нарушены движения глаз, появляется нистагм, нет фиксации взора. У доношенных детей сохраняются шейно-тонические и лабиринто-тонические рефлексы более 3 месяцев от рождения. Задерживаются цепные рефлексы. Эти симптомы называются вторичными критериями неврологической патологии;

Двигательные расстройства в виде синдромов

  1. Гипотонический. Встречается наиболее часто у недоношенных детей, а также у пациентов с множественными инфарктами головного мозга. Этот синдром самостоятельно к полугоду трансформируется в спастический или атонически-астатический (объём движений снижен, сохранены минимальные моторные навыки, низкие рефлексы, мышечный тонус снижен);
  2. Спастический. Движения резко затруднены, тонус мышц повышен, мышечная сила снижена, клонус стоп, синкинезии и контрактуры, гиперрефлексия;
  3. Дистонический. Тонус мышц повышается при перемене положения тела. Это возникает из-за сохранения шейных-тонических и лабиринтных рефлексов. Часто протекает параллельно со спастическим синдромом;
  4. Гиперкинетический. Дистонии и атетоз, возникающие в возрасте 3-5 месяцев. Дебют связан с миелинизацией волокон стриарной системы. При двойном атетозе первое появление гиперкинезов наступает уже на первом месяце жизни;
  5. Восковая ригидность. Повышение тонуса мышц по пластическому типу, застывания в нефизиологичных позах, равномерное сопротивление при пассивных движениях, активные движения медленные.

Помимо данных синдромов существуют декортикации, которые встречаются при тяжёлых НГИЭ:

  1. Опистотонус. Спастический тип повышения тонуса мышц. Спина и шея в момент опистотонуса резко разгибаются;
  2. Шейный радикулярный синдром. Возникает при родовой травме и проявляется ригидностью мышц затылка с лёгким приподниманием плеч и лопаток;
  3. Синдром «гибкого ребёнка», или «вялого ребёнка». Проявляется при спинальной амиотрофии, органических ацидуриях, родовой травме, аплазии мозжечка. Симптомами является разведение ног, рагибание рук, отсутствие флексорной реакции на разгибание руки. Если ребёнка взять в руки и поднять, голова и конечности свешиваются, как плети;
  4. Доброкачественные моторные феномены. При вертикализации ребёнка происходит развитие дистонической реакции стоп на опору. Длится реакция около 1-3 минут, после чего стопа выводится. Также сохраняется повышение флексорного тонуса сгибателей коленных и локтевых суставов до 4 месяцев жизни.

Двигательные расстройства оцениваются проводят в соответствии с календарём критических сроков в 1,3,6,9 и 12 месяцы жизни. Существует стандарт психомоторных навыков, по которому и оценивается развитие ребёнка.

Лёгкой степенью нарушения моторного развития считается отклонение от календаря не более чем на 3 месяца; от 3 месяцев до полугода является нарушением средней степени тяжести. Средняя степень тяжести бывает в основном у пациентов с лейкомаляцией, перенёсших менингит, генных синдромах, эпилепсии. Более 6 месяцев отставания в развитии переводит ребёнка в группу тяжёлых нарушении психомоторного развития (ПМР). Эта степень соответствует таким заболеваниям, как врождённый гипотиреоз, лейкодистрофия, нарушение обмена органических кислот, некротическая энцефалопатия, внутриутробный энцефалит.

Лабораторно-инструментальная диагностика

Существует несколько методов, которые разделяются на подметоды. Сначала поговорим о нейрофизиологических методах:

  • Электроэнцефалография (ЭЭГ) с картированием в зависимости от расположения. С помощью этого метода можно проследить за развитием ЭЭГ ритмов. Дельта-активность исчезает с 2-месячного возраста и в это же время появляются сонные веретена;
  • Для определения слуха у малыша используется метод вызова слуховых потенциалов;
  • Состояние зрительного анализатора помогают определить зрительные вызванные потенциалы;
  • Нарушения нервной проводимости в мышцах выявляется при проведении электронейромиографии.

Из методов нейровизуализации основным является нейросонография, которая может выявить субкортикальный некроз, перивентрикулярную лейкомаляцию, грыжу спинного мозга. Помимо нейросонографии используется компьютерная томография и магнитно-резонансная томография. С их помощью можно диагностировать аномалии развития структур головного мозга, проявления энцефалита.

Лабораторные методики достаточно разнообразны:

  • Уремический аминокислотный тест на гистидинемию, фенилкетонурию, гипераланинемию, глицинемию, органические кислоты и т.д.;
  • Анализы на наличие внутриутробной инфекции, тесты лейкодистрофии, тиреоидные гормоны;
  • Цитогенетические исследования. Показаниями к даннойму методу являются дисморфии (наличие стигм более 3), микроцефалия, повторные мертворождения, отставание умственного развития.

Двигательные расстройства и нарушения ПМР: лечебные мероприятия

Для терапии применяются медикаментозные препараты и физиотерапевтические методы. Кинезотерапия зарекомендовала себя очень неплохо. Методика заключается в том, что в течение 21 дня у детей с гемипарезом по 6 часов производят пассивные движения в поражённых конечностях. В дополнению к данному способу добавляется массаж, сухой бассейн, лазеротерапия, лечебная гимнастика.

Синдромы двигательных расстройств

Двигательные нарушения у новорожденных и грудных детей принципиально отличаются от таковых у старших детей и взрослых. Поражение мозга на ранних стадиях онтогенеза вызывает в большинстве случаев генерализованные изменения, что крайне затрудняет топическую диагностику; чаще можно говорить лишь о преимущественном поражении тех пли иных отделов мозга.

Очень трудна в этот возрастной период дифференциация пирамидных и экстрапирамидных нарушений. Основными характеристиками в диагностике двигательных нарушений на первом году жизни являются мышечный тонус и рефлекторвая активность. Симптоматология изменения мышечного тонуса может выглядеть различно в зависимости от возраста ребенка. Это особенно касается первого и второго возрастных периодов (до 3 мес), когда у ребенка выражена физиологическая гипертония.

Изменения мышечного тонуса проявляются мышечной гипотонией, дистонией и гипертонией. Синдром мышечной гипотонии характеризуется снижением сопротивления пассивным движениям и увеличением их объема. Ограничена спонтанная и произвольная двигательная активность, сухожильные рефлексы могут быть нормальными, повышенными, сниженными или отсутствовать в зависимости от уровня поражения нервной системы. Мышечная гипотония - один из наиболее часто обнаруживаемых синдромов у новорожденных и грудных детей. Она может быть выражена с рождения, как это бывает при врожденных формах нервно-мышечных заболеваний, асфиксии, внутричерепной и спинальной родовой травме, поражении периферической нервной системы, некоторых наследственных нарушениях обмена веществ, хромосомных синдромах, у детей с врожденным или рано приобретенным слабоумием. В то же время гипотония может появиться или стать более выраженной в любой возрастной период, если клинические симптомы заболевания начинаются спустя несколько месяцев после рождения или носят прогреднентный характер.

Гипотония, выраженная с рождения, может трансформироваться в нормотонию, дистонию, гипертонию или оставаться ведущим симптомом на протяжении всего первого года жизни. Выраженность клинических проявлений мышечной гипотонии варьирует от легкого снижения сопротивления пассивным движениям до полной атонии и отсутствия активных движений.

Если синдром мышечной гипотонии нерезко выражен и не сочетается с другими неврологическими нарушениями, он либо не оказывает влияния на возрастное развитие ребенка, либо вызывает запаздывание моторного развития, чаще во втором полугодии жизни. Отставание идет неравномерно, задерживаются более сложные двигательные функции, требующие для своего осуществления согласованной деятельности многих мышечных групп. Так, посаженный ребенок 9 мес сидит, а самостоятельно сесть не может. Такие дети позже начинают ходить, и период хождения с поддержкой задер-живается надолго.

Мышечная гипотония может быть ограничена одной конечностью (акушерский парез руки, травматический парез ноги). В этих случаях задержка будет парциальной.

Ярко выраженный синдром мышечной гипотонии оказывает существенное влияние на задержку моторного развития. Так, двигательные навыки при врожденной форме спинальной амиотрофии Верднига - Гоффманна у ребенка 9-10 мес могут соответствовать возрасту 2-3 мес. Задержка моторного развития, в свою очередь, становится причиной особенностей формирования психических функций. Например, отсутствие возможности произвольного захвата предмета приводит к недоразвитию зрительно-моторной координации, манипулятивной деятельности. Поскольку мышечная гипотония часто сочетается с другими неврологическими нарушениями (судороги, гидроцефалия, парезы черепных нервов и др.), последние могут модифицировать характер задержки развития, определяемой гипотонией как таковой. Следует также отметить, что качество самого синдрома мышечной гипотонии и его влияние на задержку развития будут варьировать в зависимости от заболевания. При судорогах, врожденном или рано приобретенном слабоумии не столько гипотония, сколько задержанное психическое развитие является причиной отставания двигательного развития.

Синдром двигательных расстройств у детей первого года жизни может сопровождаться мышечной дистонией (состояние, когда мышечная гипотония чередуется с гипертонией). В покое у этих детей при пассивных движениях выражена общая мышечная гипотония. При попытке активно выполнить какое-либо движение, при положительных или отрицательных эмоциональных реакциях мышечный тонус резко нарастает, становятся выраженными патологические тонические рефлексы. Такие состояния называют "дистоническими атаками". Наиболее часто мышечную дистонию наблюдают у детей, перенесших гемолитическую болезнь в результате резус- или АВО-несовместимости. Выраженный синдром мышечной дистонии практически делает невозможным развитие у ребенка выпрямляющих рефлексов туловища и реакций равновесия из-за постоянно меняющегося мышечного тонуса. Синдром легкой преходящей мышечной дистонии не оказывает существенного влияния на возрастное моторное развитие ребенка.

Синдром мышечной гипертонии характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям, ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности, повышением сухожильных рефлексов, расширением их зоны, клонусами стоп. Повышение мышечного тонуса может превалировать во флексорных или экстензорных группах мышц, в приводящих мышцах бедер, что выражается в определенной специфике клинической картины, однако является лишь относительным критерием для топической диагностики у детей раннего возраста. В связи с незаконченностью процессов миелинизации симптомы Бабинского, Оппенгейма, Гордона и др. нельзя считать всегда патологическими. В норме они выражены нерезко, непостоянны и по мере развития ребенка ослабевают, но при повышении мышечного тонуса становятся яркими и не имеют тенденции к угасанию.

Выраженность синдрома мышечной гипертонии может варьировать от легкого повышения сопротивления пассивным движениям до полной скованности (поза децеребрационной ригидности), когда практически невозможны какие-либо движения. В этих случаях даже мышечные релаксанты не в состоянии вызвать мышечное расслабление, а тем более пассивные движения. Если синдром мышечной гипертонии выражен нерезко, не сочетается с патологическими тоническими рефлексами и другими неврологическими нарушениями, его влияние на развитие статических и локомоторных функций может проявиться в их легкой задержке на различных этапах первого года жизни. В зависимости от того, в каких мышечных группах больше повышен тонус, будет запаздывать дифференциация и окончательное закрепление определенных двигательных навыков. Так, при повышении мышечного тонуса в руках отмечают задержку развития направления рук к объекту, захвата игрушки, манипулирования предметами и т. д. Особенно нарушается развитие хватательной способности рук. Наряду с тем что ребенок позже начинает брать игрушку, у него длительное время сохраняется ульнарный захват, или захват всей кистью. Захват пальцами (пинцетный захват) формируется медленно, а иногда требует дополнительной стимуляции. Может задерживаться развитие защитной функции рук, тогда запаздывают соответственно и реакции равновесия в положении на животе, сидя, стоя и при ходьбе.

При повышении мышечного тонуса в ногах задерживается становление опорной реакции ног и самостоятельного стояния. Дети неохотно встают на ноги, предпочитают ползать, на опоре становятся на пальчики.

Мозжечковые нарушения у детей первого года жизни могут быть следствием недоразвития мозжечка, поражения его в результате асфиксии и родовой травмы, в редких случаях - как результат наследственной дегенерации. Они характеризуются снижением мышечного тонуса, нарушением координации при движениях рук, расстройством реакций равновесия при попытках овладеть навыками сидения, вставания, стояния и ходьбы. Собственно мозжечковые симптомы - интенционный тремор, нарушение координации, атаксию можно выявить лишь после развития произвольной двига тельной активности ребенка. Заподозрить расстройства кс ординации можно, наблюдая за тем, как ребенок тянется игрушке, захватывает ее, подносит ко рту, сидит, стоит, ходит.

Дети грудного возраста с нарушением координации при попытке захватить игрушку делают много лишних движений это особенно становится выраженным в положении сидя. Навыки самостоятельного сидения развиваются поздно, к 10-11 мес. Иногда и в этом возрасте детям трудно сохранить равновесие, они его теряют при попытке повернуться в сторону, взять предмет. Из-за боязни упасть ребенок долго не манипулирует предметами двумя руками; ходить начинает уже после года, часто падает. Некоторые дети с нарушение ем реакций равновесия предпочитают ползать, в то время когда они уже должны ходить самостоятельно. Реже при мозжечковом синдроме у детей первого года жизни можно наблюдать горизонтальный нистагм и речевые нарушения как ранний признак мозжечковой дизартрии. Наличие нистагма и частое сочетание мозжечкового синдрома с другими нарушениями черепно-мозговой иннервации может придавать определенную специфику задержке развития в виде более выраженного запаздывания функции фиксации взора и прослеживания, зрительно-моторной координации, нарушения пространственной ориентации. Дизартрические расстройства особенно влияют на развитие навыков экспрессивной речи.

Наиболее частой формой двигательных нарушений у детей первого года жизни является синдром детского церебрального паралича (ДЦП). Клинические проявления этого синдрома зависят от выраженности мышечного тонуса, повышение которого в той или иной степени наблюдается при любой форме ДЦП. В одних случаях у ребенка с рождения превалирует высокий мышечный тонус. Однако чаще мышечная гипертония развивается после стадий гипотонии и дистонии. У таких детей после рождения мышечный тонус бывает низким, спонтанные движения бедны, безусловные релексы угнетены. К концу второго месяца жизни, когда peбенок в положении на животе и вертикально делает попытки удержать голову, появляется дистоническая стадия. Ребенок периодически становится беспокойным, у него повышается мышечный тонус, руки разогнуты с внутренней ротацией плечах, предплечья и кисти пронированы, пальцы сжаты в кулаки; ноги разогнуты, приведены и часто перекрещены. Дистонические атаки длятся несколько секунд, повторяются в течение дня и могут провоцироваться внешними раздражителями (громкий стук, плач другого ребенка).

Двигательные расстройства при ДЦП обусловлены тем, что поражение незрелого мозга нарушает последовательность этапов его созревания. Высшие интегративные центры не оказывают тормозящего влияния на примитивные стволовые рефлекторные механизмы. Задерживается редукция безусловных рефлексов, происходит высвобождение патологических тонических шейных и лабиринтного рефлексов. Сочетаясь с повышением мышечного тонуса, они препятствуют последовательному становлению реакций выпрямления и равновесия, которые являются основой развития статических и локомоторных функций у детей первого года жизни (удержание головы, захват игрушки, сидение, стояние, ходьба).

Чтобы понять особенности нарушения психомоторного развития у детей с церебральными параличами, необходимо рассмотреть влияние тонических рефлексов на формирование произвольной двигательной активности, а также речевых и психических функций.

Тонический лабиринтный рефлекс. Дети с выраженным тоническим лабиринтным рефлексом в положении на спине не могут наклонить голову, вытянуть руки вперед, чтобы поднести их ко рту, захватить предмет, а позднее схватиться, подтянуться и сесть. У них отсутствуют предпосылки для развития фиксации и свободного прослеживания предмета во всех направлениях, не развивается оптический выпрямляющий рефлекс на голову, движения головы не могут следовать свободно за движением глаз. Нарушается развитие зрительно-моторной координации. У таких детей затруднен поворот со спины набок, а затем на живот. В тяжелых случаях даже к концу первого года жизни поворот со спины на живот осуществляется только "блоком", т. е. отсутствует торсия между тазом и верхней частью туловища. Если ребенок не может наклонить голову в положении на спине, повернуться на живот с торсией, у него отсутствуют предпосылки для развития функции сидения. Выраженность тонического лабиринтного рефлекса находится в прямой зависимости от степени повышения мышечного тонуса.

При выраженности тонического лабиринтного рефлекса в положении на животе в результате повышения флексорного тонуса голова и шея согнуты, плечи выдвинуты вперед и вниз, согнутые во всех суставах руки находятся под грудной клеткой, кисти сжаты в кулаки, таз приподнят. В таком положении ребенок не может поднять голову, повернуть ее в стороны, высвободить руки из-под грудной клетки и oneреться на них для поддержки верхней части туловища, согнуть ноги и встать на колени. Затруднен поворот с живота^ на спину для присаживания. Постепенно согнутая спина приводит к развитию кифоза в грудном отделе позвоночника. Эта поза препятствует развитию цепных выпрямляющих рефлексов в положении на животе и приобретению ребенком вертикального положения, а также исключает возмож-ность сенсорно-моторного развития и голосовых реакций.

Влияние тонического лабиринтного рефлекса в определенной мере зависит от первоначального типа спастичности. В отдельных случаях экстензорная спастичность настолько сильна, что может быть выражена и в положении на животе. Поэтому дети, лежащие на животе, вместо сгибания разгибают голову, запрокидывают ее назад, приподнимают верхнюю часть туловища. Несмотря на разгибательное положение головы, мышечный тонус в сгибателях рук остается повышенным, руки не создают опору для туловища, и ребенок падает на спину.

Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР)- один из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, АШТР возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. АШТР более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя.

АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной сторо-не; в результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея. сколиоз позвоночника.

Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания.

АШТР нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние АШТР на "затылочную" ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра.

Симметричный шейный тонический рефлекс. При выраженности симметричного шейного тонического рефлекса ребенок с повышенным флексорным тонусом в руках и туловище, поставленный на колени, не сможет разогнуть руки и опереться на них, чтобы поддержать массу своего тела. В таком положении голова наклоняется, плечи втягиваются, руки приводятся, сгибаются в локтевых суставах, кисти сжимаются в кулаки. В результате влияния симметричного шейного тонического рефлекса в положении на животе у ребенка резко повышается мышечный тонус в разгибателях ног, так что их трудно согнуть в тазобедренных и коленных суставах и поставить его на колени. Это положение можно ликвидировать, если пассивно поднять голову ребенка, взяв его за подбородок.

При выраженности симметричного шейного тонического рефлекса ребенку трудно сохранить контроль головы, а соответственно и удержаться в положении сидя. Поднятие головы в положении сидя усиливает разгибательный тонус в руках, и ребенок падает назад; опускание головы усиливает сгибательный тонус в руках и ребенок падает вперед. Изо-лированное влияние симметричных шейных тонических реф-лексов на мышечный тонус редко удается выявить, так как они в большинстве случаев сочетаются с АШТР.

Наряду с тоническими шейными и лабиринтным рефлексами в патогенезе двигательных нарушений у детей с церебральными параличами важную роль играют положительная поддерживающая реакция и содружественные движения (синкинезии).

Положительная поддерживающая реакция. Влияние положительной поддерживающей реакции на движения проявляется в нарастании экстензорного тонуса в ногах при соприкосновении ног с опорой. Поскольку при стоянии и ходьбе дети с церебральными параличами всегда вначале касаются опоры подушечками стоп, эта реакция постоянно поддерживается и стимулируется. Происходит фиксация всех суставов ног. Ригидные конечности могут удерживать массу тела ребенка, но они значительно затрудняют выработку реакций равновесия, для которых необходима подвижность суставов и тонкая регуляция постоянно реципрокно меняющегося статического состояния мышц.

Содружественные реакции (синкинезии). Влияние синкинезии на двигательную активность ребенка заключается в усилении мышечного тонуса в различных частях тела при активной попытке преодолеть сопротивление спастичных мышц в какой-либо конечности (т. е. выполнить такие движения, как захват игрушки, разгибание руки, сделать шаг и т. д.). Так, если ребенок с гемипарезом сильно сжимает мячик здоровой рукой, мышечный тонус может нарасти на паретичной стороне. Пытаясь разогнуть спастичную руку, можно вызвать усиление экстензорного тонуса в гомолатеральной ноге. Сильное сгибание пораженной ноги у ребенка с гемкплегией вызывает содружественные реакции в пораженной руке, которые выражаются в усилении сгибания в локтевом и лучезапястном суставах и пальцах кисти. Напряженное движение одной ноги у больного с двойной гемиплегией может усилить спастичность во всем теле. Возникнове-ние содружественных реакций препятствует развитию целенаправленных движений и является одной из причин образования контрактур. При церебральном параличе синкинезии наиболее часто проявляются в оральной мускулатуре (при попытке захвата игрушки ребенок широко открывает рот). При произвольной двигательной активности все тонические рефлекторные реакции действуют одновременно, сочетаясь друг с другом, поэтому изолированно их выявить трудно, хотя в каждом отдельном случае можно отметить преобладание того или другого тонического рефлекса. Степень их выраженности зависит от состояния мышечного тонуса. Ес-ли мышечный тонус резко повышен и преобладает экстензорная спастичность, тонические рефлексы выражены ярко. При двойной гемиплегии, когда одинаково страдают руки и ноги или руки больше, чем ноги, тонические рефлексы выражены ярко, наблюдаются одновременно и не имеют тенден-ции к торможению. Они менее выражены и постоянны при спастической диплегии и гемипаретической форме ДЦП.При спастической диплегии, когда руки относительно сохранны, развитию движений препятствует в основном положительная поддерживающая реакция.

У детей, перенесших гемолитическую болезнь новорожденных, тонические рефлексы появляются внезапно, приводя к повышению мышечного тонуса - дистоническая атака. При гиперкинетической форме церебрального паралича развитие произвольной моторики наряду с указанными механизмами затруднено из-за наличия непроизвольных, насильственных движений - гиперкинезов. Следует, однако, отметить, что у детей первого года жизни гиперкинезы выражены незначительно. Они становятся более заметными на втором году жизни. При атонически-астатической форме церебрального паралича больше страдают реакции равновесия, координации и статические функции. Тонические рефлексы можно на-блюдать лишь эпизодически.

Сухожильные и периостальные рефлексы при церебральном параличе высокие, однако из-за мышечной гипертонии они часто вызываются с трудом.

Двигательная патология в сочетании с сенсорной недостаточностью приводит также к нарушению речевого и психического развития [Мастюкова Е. М., 1973, 1975]. Тонические рефлексы оказывают влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата. Лабиринтный тонический рефлекс способствует повышению тонуса мышц в корне языка, что затрудняет формирование произвольных голосовых реакций. При выраженном АШТР тонус в артикуляционных мышцах повышается асимметрично, больше на стороне "затылочных конечностей". Положение языка в полости рта при этом также часто асимметричное, что нарушает произнесение звуков. Выраженность симметричного шейного тонического рефлекса создает неблагоприятные условия для дыхания, произвольного открывания рта, движения языка вперед. Этот рефлекс вызывает повышение тонуса в спинке языка, кончик языка фиксирован, плохо выражен и часто имеет форму лодочки.

Нарушения артикуляционного аппарата затрудняют формирование голосовой активности и звукопроизносительной oстороны речи. Крик у таких детей тихий, мало модулированный, часто с носовым оттенком или в виде отдельных всхли-пываний, которые ребенок производит в момент вдоха. Расстройство рефлекторной деятельности артикуляционной мускулатуры является причиной позднего появления гуления, лепета, первых слов. Гуление и лепет характеризуются фрагментарностью, малой голосовой активностью, бедностью звуковых комплексов. В тяжелых случаях истинное протяжное гуление и лепет могут отсутствовать.

Во втором полугодии, когда происходит активное развитие сочетанных руко-ротовых реакций, могут появиться оральные синкинезии - непроизвольное открывание рта при движениях рук. Ребенок при этом очень широко открывает рот, появляется насильственная улыбка. Оральные синкинезии и чрезмерная выраженность безусловного сосательного рефлекса также препятствуют развитию произвольной деятельности мимической и артикуляционной мускулатуры.

Таким образом, речевые нарушения у детей раннего воз-раста, страдающих церебральным параличом, проявляются задержкой формирования моторной речи в сочетании с раз-личными формами дизартрии (псевдобульбарная, мозжечковая, экстрапирамидная). Тяжесть речевых нарушений зависит от времени поражения мозга в процессе онтогенеза н преимущественной локализации патологического процесса. Психические нарушения при церебральных параличах обусловлены как первичным поражением мозга, так и вторичной задержкой его развития в результате недоразвития двигательных речевых и сенсорных функций. Парезы глазодвигательных нервов, задержка формирования статических и локомоторных функций способствуют ограничению полей зрения, что обедняет процесс восприятия окружающего мира и приводит к недостаточности произвольного внимания, пространственного восприятия и познавательных процессов. Нормальному психическому развитию ребенка способствует деятельность, в результате которой происходит накопление знаний об окружающей среде и формирование обобщающей функции мозга. Парезы и параличи ограничивают манипуляцию с предметами, затрудняют их восприятие на ощупь. В сочетании с недоразвитием зрительно-моторной координации отсутствие предметных действий препятствует формированию предметного восприятия и познавательной деятельности. В нарушении познавательной деятельности важную роль играют и речевые расстройства, которые затрудняют развитие контакта с окружающим.

Недостаточность практического опыта может быть одной из причин расстройств высших корковых функций в более старшем возрасте, особенно несформированности пространственных представлений. Нарушение коммуникативных свя-зей с окружающим, невозможность полноценной игровой деятельности, педагогическая запущенность также способст-вуют задержке психического развития. Мышечная гипертония, тонические рефлексы, речевые и психические расстройства при ДЦП могут быть выражены в различной степени. В тяжелых случаях мышечная гипертония развивается в первые месяцы жизни и, сочетаясь с тоническими рефлексами, способствует формированию различных патологических поз. По мере развития ребенка становится более отчетливой задержка возрастного психомоторного развития.

В случаях средней тяжести и легких неврологическая симптоматика и задержка становления возрастных психомоторных навыков не так резко выражены. У ребенка постепенно формируются ценные симметричные рефлексы. Двигательные навыки, несмотря на их позднее становление и неполноценность, все-таки дают возможность ребенку адаптироваться к своему дефекту, особенно если руки поражены легко. У таких детей развиваются контроль головы, функция захвата предмета, зрительно-моторная координация, повороты туловища. Несколько труднее и длительнее овладевают дети навыками самостоятельно сидеть, стоять и ходить, сохраняя равновесие. Диапазон двигательных, речевых и психических нарушений у детей первого года жизни с церебральным параличом может колебаться в широких преде-лах. Он может касаться как всех функциональных систем, составляющих ядро детского церебрального паралича, так и отдельных его элементов. Синдром ДЦП сочетается обычно с другими неврологическими синдромами: поражения черепных нервов, гипертензионно-гидроцефальным, церебрастеническим, судорожным, вегетативно-висцеральных дисфункций.

Синдром двигательных нарушений у грудничка – это болезнь, при которой у малыша наблюдается нарушения двигательной активности (снижение или повышение), ослабление силы мышц и мышечная дистония.

Чаще всего этому заболеванию подвержены грудные дети в возрасте от двух – четырех месяцев. Риск получить данное заболевание возрастает, если ребенок перенес гипоксию (кислородное голодание) или травму головного мозга. Как и многие другие заболевания, синдром двигательных нарушений (СДН) делится на несколько видов.

Виды СДН

  • Мышечный гипертонус – повышенный мышечный тонус. Ребенок не способен держать равновесие долгое время.
  • Мышечная гипотония – пониженный мышечный тонус. Этот вид СДН распространяется и на малышей более старшего возраста.
  • ДЦП – .
  • Мозжечковый синдром – расстройство работы и функций мозжечка. (Пьяная походка).
  • ТЛР- тонический лабиринтный рефлекс. Дети не могут перейти в сидячее положение, не могут перевернуться с одного бока на другой.

Причины

  1. Осложнения во время родов. Достаточно часто нетерпеливый акушер-гинеколог для ускорения процесса появления на свет ребенка начинает выталкивать малыша, применяя силу, что оказывает неблагоприятное воздействие на плод, травмирует его, вследствие чего, малыш получает СДН.
  2. Если мама во время беременности или ребенок во время родов страдали кислородным голоданием (гипоксией), то можно быть уверенным, что младенец получит СДН.
  3. Инфекция нервной системы. Источником этой инфекции является больная мама, которая заражает плод через плаценту.
  4. Неправильно сформированный аппарат опорно-двигательной системы.

Очень важно диагностировать СДН как можно раньше. Поэтому молодая мама должна с полной ответственностью следить за здоровьем и поведением своего ребенка особенно в первые месяцы его жизни.

Симптомы

  • Слабая мышечная сила является основным симптомом болезни. Все движения малыша происходят «в замедленном действии». Ребенок без посторонней помощи не может держать голову, шею, поднять ручки и ножки.
  • Малыш не в состоянии принимать патологические позы. Сложность, практически невозможность, в сгибании и разгибании верхних и нижних и верхних конечностей. Ребенок не может загибать пальчики.
  • Монотонность плача и криков-также характерный признак синдрома двигательных нарушений.
  • Мимика больного ребенка существенно отличается от мимики здорового. Она достаточно бедная, малыш поздно начинает улыбаться. Например, если здоровенький малыш начинает радовать родителей своей улыбкой в первый месяц жизни, то младенец, страдающий синдромом двигательных нарушений показывает улыбку в лучшем случае — в трёхмесячном возрасте.
  • Зрительно слуховые реакции значительно запаздывают.

Лечение

Остеопатия, массаж, лечебная физкультура, и рефлексотерапия занимают первое место по эффективности лечения синдрома двигательных нарушений у детей. В любом случае ребенок в обязательном порядке должен наблюдаться у врача-невролога и пройти назначенное им лечение.

Остеопатия – это альтернатива официальной медицине. Является более мягким способом лечения СДН у детей, нежели медикаментозное и инвазивное лечение. Лечебное действие оказывается с помощью массажа внутренних органов, в частности – воздействие на нужные точки тела.

Массаж и лечебная физкультура . Детям в возрасте до одного года обязательно нужно пройти не менее чем 4 курса лечебной физкультуры и массажа. Один курс состоит не менее чем из 20 сеансов, сеанс состоит из определенного комплекса лечебных упражнений. В промежутки между курсами родители должны самостоятельно делать массаж ребенку.

Для выполнения процедур массажа необходима использовать мази. Какую именно мазь вы должны приобрести для своего малыша, должен подсказать вам специалист.

Для получения желаемого результата особое внимание нужно уделять нижним конечностям. Перед началом выполнения упражнений-укутайте ноги малыша в одежду из шерсти. После окончания гимнастических упражнений можно сделать сапожки из парафина или ванночки с отварным овсом.

Лечащий врач вашего ребенка обязательно должен проводить специальную диагностику, которая способствует конкретному определению видов нарушений. (Сидение, ходьба, ползанье и др.)

Сделав на этой основе результаты, невролог может назначить ряд гомеопатических препаратов и сформировать рацион питания ребенка. В частности, при СДН малыш должен питаться продуктами, содержащими витамин B. Или же назначить уколы.

Рефлексотерапия . Этот вид лечения является наиболее результативным, если ребенок имеет задержку в развитии и созревании нервной системы.

Профилактика

Обеспечьте своему ребенку полную свободу в действиях (Не переусердствуйте. Правила безопасности никто не отменял.) Не ограничивайте его узкой колыбелькой. Если имеется возможность, неплохо было бы предоставить малышу отдельное помещение. Ребенок должен развиваться, иметь интерес к жизни, познанию окружающего мира. Предоставьте ему больше объектов для изучения: ярких игрушек, красочных картинок и т.п.

Еще одним важным и полезным для развития нервной системы детей является ходьба босиком, гимнастика, лечебный массаж в обязательном порядке. Занятия на большом мяче () также оказывают положительный эффект в профилактике СДН.

Как можно чаще играйте с ребенком в пальчиковые игры, прикасайтесь к нему, ходите по рельефным поверхностям.

Современные мамы воспринимают диагноз «синдром двигательных нарушений» как приговор, отчаиваются и опускают руки. Это неправильная реакция! Эта болезнь излечима, с ней нужно бороться. И если вы действительно любите свое чадо-вы ни за что не отступите, а будете бороться за здоровья ребенка до конца.