Священное дерево в индии 5. Какие есть восемнадцать священных деревьев Индии? Почему они священные? Как появляется это растение

Дерево, означающее познание добра и зла, символ человеческого сознания - так обычно называют Великий баньян. Говорят, что он был первым деревом в райском саду - Эдеме. Но как бы там ни было, внешний вид и необычность этого удивительного растения не может оставить равнодушным каждого, кто увидит его. Оно поистине уникально, имеет самую большую крону из всех деревьев, которые вообще существуют на нашей планете. А все дело в том, что фикус бенгальский (это его научное официальное название) - не просто обычное дерево: баньян - дерево-лес, оно имеет в наличии не один, а несколько тысяч стволов.

Фикус Бенгальский, или баньян

Баньян - национальное дерево Индии - по виду похоже на многоруких танцующих божеств. В Индии с давнего времени почитали и уважали бенгальский фикус. Ветви баньяна отпускают вниз свои большие корни, некоторые из них прорастают прямо в землю, а в итоге наземную часть невозможно отличить от главного ствола.

Фикус бенгальский - из семейства тутовых, точно так же, как и хлебное дерево. Растет он в Индии, на острове Шри-Ланка и в Бангладеш. Спустя какое-то время саженцы этих растений завезли также в США (Флориду, Гавайи). Баньян представляет собой весьма необычные деревья, а их прелесть - не только в воздушных корнях, которые могут создавать потрясающие структуры. Они еще имеют уникальные свойства, которые несут пользу во всех отраслях как для человека, так и животного мира. Именно это и сделало баньян символом Индии. Живет это дерево долго: самому древнему из них на сегодняшний день около 400 лет. За это время оно разрослось вширь настолько, что под его кроной создается настоящий лес. Но не стоит забывать, что все это в совокупности одно дерево-роща.

Что такое баньян?

Несмотря на всеобщее ошибочное мнение, баньян - это не название вида деревца (как береза, клен, дуб или осина), а жизненная форма растения. Есть на земле трава, кусты, пальмы, лианы, а существуют необычные деревья - баньяны. Ими называют такие растения, на ветках которых создаются множественные воздушные корни. Спустя время, они постепенно доходят до земли, затем укореняются и становятся вторичными стволами, тем самым разрастаясь в большие рощи.

Как появляется это растение?

Свое жизненное развитие баньяны начинают невероятно интересно. Большое количество семян разносят птицы. Если зёрна попали в землю и проросли, значит, вырастет фикус в виде дерева. А если семя попало в трещину здания, например, или застряло в кроне другого дерева, тогда из него вырастет уже баньян. Таким способом оно запускает свой жизненный цикл как эпифит.

От опоры баньян не берет абсолютно никаких питательных веществ, развивается и живет благодаря атмосферной влаге и фотосинтезу. Когда вырастает до больших размеров, дает воздушные корни, которые добираются до земли и прорастают, тем самым формируя для баньяна первый ствол. Дальше на нем появляются новые ветки, которые в свою очередь выкидывают корни, и так происходит бесконечно. Второстепенных стволов на протяжении всей жизни дерева может быть огромное количество. Сам баньян растёт, скорее, в ширину, чем в высоту, а вот родитель этого дерева быстро погибает (буквально через пару лет), сдавливается фикусом. То же самое происходит и с человеческими постройками - корни и стволы баньянов разрушают различные перекрытия.

Баньяны относятся к роду фикусов и на земле существуют два вида этих растений:

  • Бенгальский баньян - эпифит. В начале своего развития прикрепляется к другому растению. Семена разносят на дерево-носитель птицы. Росток выпускает огромное количество воздушных корней, но некоторые просто засыхают, не успевая дорасти до земли. Ну а те, кто смог добраться до грунта, создает новые стволы.
  • Второй вид называется религиозный фикус. Он не является эпифитом и также отращивает воздушные корни, они в свою очередь упираются в землю и образуют большую крону. Обычно этот баньян выращивают для использования в садоводстве. Из него получается превосходный бонсай.

Какое самое большое дерево баньян?

Одним из самых крупных видов этого дерева, которое занесено в Книгу рекордов Гиннеса, называется Великий баньян, и произрастает он в Калькутте. Возраст его 250 лет, крона дерева в окружности имеет 350 метров, а площадь ее 1,5 гектара. На сегодняшний момент это самое огромное дерево-баньян в мире, растет оно в ботаническом саду в Хауре. За свой жизненный период оно не раз подвергалось крушению из-за мощнейших ураганов. Наибольший урон ему принесли циклоны в 1864 и 1867 годах, когда повредилось множество отростков, а главный ствол разделился на 2 части. В 1925 году в него ударила молния, и в результате этого основной ствол удалили. Но благодаря немалому количеству воздушных корней (их насчитывают около 3 280) дерево дальше растет и теперь больше похоже на лесную рощу.

Есть еще один огромный фикус, который может сравниться с Великим баньяном. Растет он недалеко от одного индийского городка, его возраст - примерно около 400 лет, а площадь составляет три акра.

Откуда появилось такое необычное название

Название дереву дали европейцы: путешественники из Португалии заметили, что местные торговцы-индусы (в переводе banias) часто выбирали место для общения и просто отдыха под этими большими деревьями, поскольку в их тени совсем не жарко. Так и пришло название banias tree, а немного позже слово «баньян» стало означать само дерево. До сегодняшнего дня сохранилась традиция приходить на встречи именно в тень большущего баньяна и наслаждаться тишиной и прохладой этого гостеприимного дерева. Для индийского народа этот фикус священный, а листья его - место отдыха бога Кришны. Существует большое количество способов использования этого дерева. Индусы научились извлекать полезность практически изо всех свойств удивительного растения:

  • Дерево можно использовать в качестве тени в большинстве поселений.
  • Каждая часть дерева имеет уникальные медицинские свойства.
  • Кору и семена можно применять как тонизирующее средство для поддержания температуры тела, а также лечения диабета.
  • Корень используют для укрепления зубов и десен.
  • Сок дерева может снимать отечность, синяки и кожные воспаления, а также лечит некоторые болезни кожи.
  • Добывают шеллак - природный лак для обработки разных поверхностей.
  • Кору используют для изготовления бумаги.
  • Женщины научились применять корень баньяна для ухода за волосами.
  • В качестве посуды нередко используют листья.

«Индийская Эйва»

Очень часто туристы при виде баньяна восклицают: «Это же Эйва!». И вправду, светящееся дерево Эйва из кинофильма «Аватар» Дж. Кэмерона напоминает с виду баньян как по облику, так и по смысловому значению. Эйва - дерево жизни планеты Пандоры, является также центром экосистемы и хранителем памяти душ.

Священное дерево

Баньян — это символ Индии, обозначающий вечную жизнь, гармонию и порядок. Это растение представляет собственную экосистему, здесь находят пропитание и убежище птицы, животные и насекомые. Людям под баньяном уютно, прохладно. По индийской легенде, именно под этим фикусом Сиддхартха Гаутама достиг просветления, став Буддой. Поэтому совсем не удивительно, что это растение является одним из главных символов Индии. Могучее раскидистое дерево с большим количество стволов и обширной кроной стало объектом поклонения с давних времен. По сей день люди устраивают настоящие священные алтари под этим деревом. Довольно часто индуизм сравнивают с баньяном за ее многогранность и спутанность. Кроме того, дерево символизирует бессмертие, вечную жизнь и несгибаемость. Вдобавок ко всему, его считают символом плодородия. В древнем писании оно значится как Мировое дерево, космическое растение - символ и образ человеческого сознания.

Дерево Баньян, которое находится в Корате (Таиланде), стало главным объектом для схождения туристов. По краям корней этого растения сделаны дорожки для людей, есть скамейки для отдыха, а также маленький храм. В реальности все это представить сложно, но это самое настоящее чудо природы. Здесь можно спокойно прогуливаться между корнями деревьев, люди отдыхают и молятся в буддийской часовне.

С давних времен индусы поклонялись священным деревьям, веря, что они приносят удачу в их жизнь. Вечнозеленые баньяны являются символами вечной жизни и процветанием. Это дерево сажают недалеко от индуистских храмов, считая, что в многочисленных корнях поселятся Божества и духи. Под кроной баньянов выполняются ритуалы, проводятся собрания, входят в транс мудрецы. В каждом селении есть такое дерево, под ним старейшины держат совет. Считается, что оно помогает принять мудрое решение. К баньянам приходят женщины с просьбой дать им потомство.

Жители Индии называют баньян национальным деревом, оно олицетворяет обновление, возрождение и неисчерпаемый источник жизни. Родившись из семени, дерево вырастает, создает свой огромный мир. Баньян – символ гармонии, именно под таким деревом Будда постиг полного просветления. Присмотритесь к нему внимательнее, и вы увидите множество рук индийских богов. Деревья-баньяны символизируют длинную жизнь и являются воплощением божественного создателя Брахмы.

Было бы не правильно сказать, что баньян – это дерево, это особенность роста. Баньянами называют растения, которые имеют одну крону и множество стволов, точнее сказать, воздушных корней. Деревья баньян по праву можно отнести к самым необычным деревьям мира.

В Индии к баньяновым деревьям относят бенгальский и индийский фикус. На своей родине они достигают невероятных размеров. Семена этих растений разносят птицы. Начинает свою жизнь дерево с обычного ростка, он крепнет, тянется к солнцу. Побег оплетает соседнее дерево и по нему тянется к солнцу. Выбравшись ближе к свету, деревце отращивает объемную крону. Удержать ее одним стволом нельзя, тогда растение пускает многочисленные воздушные корни. Они тянуться к земле, а достигнув ее, укореняются. Проходит некоторое время, корни становятся мощными и уже больше напоминают ствол. Таких стволов – подпорок взрослое растение может отрастить несколько сот штук. Постепенно растение занимает всю свободную площадь. Фикусы-баньяны больше растут вширь, чем вверх. Их высота редко достигает двадцати пяти метровой отметки, зато по своей ширине растения могут занимать несколько гектаров. Они символизируют вечную жизнь и несгибаемость. Даже если у дерева отмирает главный ствол, оно продолжает питать свою крону за счет других стволов-корней.

Баньяны – долгожители, срок их жизни исчисляется сотнями лет. Индусы заботятся о своих священных деревьях. Чтобы растение и дальше развивалось, на свежие воздушные корни одевают рукава из бамбука, которые призваны защитить молодые корни от повреждений. Чтобы им было проще укорениться, землю под гигантами взрыхляют и удобряют.

У фикусов-баньянов крупные зеленые листья, деревья покрываются мелкими белыми цветочками в период с апреля по июнь. Мелкие, красные плоды по своему внешнему виду напоминают инжир. В них множество семян, это любимое лакомство для птиц и обезьян.

Взрослые баньяны образуют своеобразную экосистему. Тут образуют свои поселения обезьяны, птицы, множество насекомых и мелких животных. Огромная крона, многочисленные ветки и стволы дают им приют и чувство безопасности.

:) ***

У храма в Южной Индии значимых святынь - несколько. Помимо алтарей Деват, это тиртха - пруд для омовения, причем у него обязательно есть имя (например, в храме Каньякумари - это Патала Ганга тиртха, в Чидамбараме - Шива Ганга тиртха), и священное дерево - тоже у каждого храма свое. Постепенно я обнаружила для себя, что различные деревья - вообще очень важный элемент отношений индийцев с Высшим. Далеко не только лотос священен)

Дерево храма - или иначе, стхала врикша. В древности, когда вокруг святынь еще не строились храмы, лингам (если говорить о шиваитских местах) находился в пещере или под деревом, и дерево для святыни было защитником - чаитья врикша. Во многих легендах Риши и Деваты почитали сваямбху (самопроявленный) лингам под каким-либо деревом.

Многие храмовые комплексы и города вокруг них вырастали на месте лесов и поначалу носили имя деревьев. Например местность Мадурая носила имя дерева кадамба - Кадамбаванам. Дерево кадамба сейчас осталось как стхала врикша храма Минакши. Кадамба цветет просто невероятными цветами - они на фото ниже) на втором фото - священное дерево кадамба в храме Минакши.


Лесов, конечно, сейчас уже нет, но в храме, как правило, растет одно священное дерево. Так и в Чидамбараме - когда-то на этом месте были леса тиллаи (мангровые) - именно в лесу по легенде Шива совершил свой ананда-тандава танец. Храм появился намного позднее того, как появилась сама святыня, поначалу ее "охранял" лес) Сейчас берег реки отодвинулся от города на несколько километров, а с ним и мангровые леса (выглядят они так, как на фото ниже) . Но имя Тиллаи остается в названии храма, одно мангровое дерево растет на его территории как стхала врикша.


В храме Экамбарнатх стхала врикша - дерево манго; знаю, что некоторые из нашей группы прониклись тем местом, где оно в храме растет, медитировали рядом с ним). Это место - на фото


А еще мне нравится легенда, связанная с деревом джамбу - которое является стхала врикша в храме Джамбукешвар. Согласно этой легенде, Шива съел плод дерева джамбу и выплюнул его косточки. Преданный Шиве святой проглотил эти косточки, видя в них прасад. Позднее косточки проросли в святом, священное дерево выросло через его голову, и Шива даровал ему мокшу. Легенда о возможности видеть священное в незамысловатом и обретать через это милость. (на фото - плоды дерева джамбу, а также элемент гопуры храма Джамбукешвар, с эпизодом, где дерево уже проросло в святом и он милостью Шивы обрел мокшу).



Вообще, мне почему-то близко то, как в легендах растения естественно участвовали в возникновении святых мест. Есть легенда про возникновение лингама на том месте, где позднее образовался Сучиндрам. Когда-то там ведь тоже были леса) И одна пастушка каждый день ходила через бамбуковый лес (а лес носил имя Джнянаранья - лес знания) продавать молоко и курд. И каждый день она цеплялась стопами за заросли в неком месте и обязательно проливала молоко и курд. Однажды она пожаловалась на это своему мужу, и мужчины деревни отправились в то место, чтобы вырубить бамбук. Когда же они начали рубить, из стволов бамбука потекла кровь, и люди поняли, что место было святым, а разливаемые каждый день молоко и курд омывали его. На этом месте создали святилище. Возможно там даже обнаружили самопроявленный лингам)

В Индии есть еще немало священной символики, связанной с деревьями - обязательно об этом напишем)

С незапамятных времен некоторым деревьям и растениям в Индии приписывались божественные свойства. Индуисты поклонялись им и почитали их, веря, что это принесет им удачу в их собственной жизни. Вечнозеленые деревья считались символами вечной жизни. Рощи деревьев в лесах
рассматривались как жилища Богов...

Баньян гордо занимает свое место в числе священных деревьев Индии.
Его надземные корни врастают в землю, формируя дополнительные стволы. Именно поэтому его называют Бахупада – многоногий, символизируя долгую и являясь воплощением божественного создателя Брахмы.
Это дерево непременно сажают напротив индуистских храмов. Считается даже, что в его многочисленных стеблях живут Боги и духи. Именно под баньяном восседали в трансе индуистские мудрецы в поисках просветления, под ним проводились собрания и выполнялись священные .
Некоторые баньяновые деревья достигают более 100 футов в высоту и более тысячи футов в обхвате. Неудивительно, что существуют поверия, что под одним деревом могут укрыться десять тысяч человек.
Баньяновое дерево упоминается в записках многих путешественников.
Бишоп Хебер (1825 г.) был так потрясен видом этого дерева, что он воскликнул: «Какое прекрасное место для поклонения!» путешественников даже побудили великого английского поэта Милтона сослаться на баньяновое дерево в своем «Потерянном рае».

В индуистской мифологии тамариндовое дерево называют Калапврикша, т.е. дерево, выполняющее желания и дарующее материальные блага.
Это дерево также считается священным и в буддистских книгах.

Другим великим деревом в Индии является Пипул , произрастающий во всех частях страны.
Это дерево считается наиболее древним, упоминания о нем содержатся во многих индуистских скульптурах как о священном дереве, поклонение
которому считается возданием дани почтения Божественной Троице – Брахме, и Шиве.
Кроме того, это дерево связано древними ведическими ритуалами поджигания жертвенного огня с помощью ветки дерева Пипул.
В каждой деревне есть свое специальное дерево Пипул ис старейшины деревни держат свой совет под его священной листвой.
Самым знаменитым является священное дерево Пипул в Гайе, под которым сидел перед тем, как он получил просветление.
С тех пор дерево Пипул также называют деревом Бо или Бодхи.
Кроме того, это дерево также считается символом плодородия и приходят поклоняться ему, прося подарить им потомство.

Другими священными деревьями являются Билва или орехотворка и Ашока, связанные с разными божествами.
Дерево Ашока считается деревом поклонения Каме, Богу любви, и по преданиям, его почки открываются и начинают цвести, когда его корней касаются стопы прекрасной девушки.
О дереве Билва с его трехлистниками, напоминающими Тришул или трезубец, находящийся в руках у Бога Шивы, упоминается в индуистской мифологии. Его плод считается очищающим кровь.

Помимо священных деревьев, существует также ряд священных растений, среди которых особенно выделяется Тулси – , которое растет в песчаной и парующей местности. Древняя разновидность базилика Тулси считается символом жены Бога
Вишну и индуисты поклоняются ему.
В домашних условиях Тулси выращивается в горшках и ежедневно почитается. Считается, что простое прикосновение к этому растению очищает
человека, а подарить веточку Тулси кому-либо означает защитить его от опасностей и трудностей.
Помимо этого, Тулси обладает медицинскими качествами. Его листья имеют приятный запах и используются в качестве эликсира от кашля.
Его листья жуют, чтобы помочь пищеварению и предотвратить другие недуги, такие как простуда и лихорадка. Неудивительно, что
за его многочисленные полезные свойства индуисты обожествили это растение.
Фанни Паркс, первый индофил, писатель и художник, специально упоминает о поклонении растению «Тулси». Она описывает ритуалы и
церемонию проведения «пуджи тулсии» и то, как его сажали в несколько пустых сверху колонн в Бенаресе, а верующие ходили вокруг этих колонн, поливая водой священное растение.

Дарбха или Куша – это священная трава, без которой не обходится ни один ритуал.
Это растение произрастает во влажном болотистом грунте. Оно шершавое на ощупь и заострено на концах.
Древняя гласит, что оно было создано во время пахтанья океана Богами и демонами. Рассказывается также, что когда Боги пили
амриту или нектар бессмертия, они уронили несколько капель на эту траву, тем самым, сделав ее священной. Она упоминается в
индуистских скульптурах и эпосах и используется в различных религиозных церемониях, поскольку считается, что она обладает свойством очищения всего.

Автор – известный писатель.

«В долине Горы Трикуты был сад, называемый Ритуматом, этот сад принадлежал великому преданному Варуне и был местом увеселений для девушек полубогов. Цветы и плоды росли там во все сезоны. Среди них были мандары, париджаты, паталы, ашоки, чампаки, чуты, пийалы, панасы, манго, амратаки, крамуки, кокосовые деревья, финиковые деревья и гранаты… В этом саду было очень большое озеро, наполненное сияющими золотистыми цветками лотосов и цветами, известными как кумуда, кахлара, утпала и шатапатра… Благодаря возбуждающим движениям рыб и черепах, вода была украшена пыльцой, которая падала с лотосных цветков. Берега были также обильно украшены разнообразными деревьями, которые давали цветы и фрукты во все времена года. Таким образом, вся гора стояла славно украшенной». (Шримад-Бхагаватам. 8.2.)

Деревья и цветы в буддизме

«Осторожно, как масло в чаше, десять лунных месяцев носила Бодхисаттву царица Махамайя. Когда же ее время пришло, пожелала она навестить дом своих родителей в городе Давадаха. На пути расположена была роща из саловых деревьев, которую называли Лумбини – роща увеселений. В это время вся она, от корней до верхушек, была покрыта цветами, а среди ветвей жужжало множество пчел пяти разных цветов, и, сладко распевая, порхали птицы. Видя все это, царица почувствовала желание прогуляться по саду. Она приблизилась к высокому дереву сал и потянулась к одной из ветвей. Тогда эта ветка, словно гибкий тростник, сама наклонилась к ней и оказалась на уровне ее рук. Царица дотронулась до нее, и в тот же момент ее потрясли родовые муки. Так, держась за ветви, царица разрешилась от бремени». (История рождения Будды)

В буддизме особое место уделяется любви человека к природе, и немногие другие религии мира так тесно связаны с растительным миром. По преданию, Гаутама Будда был рожден под деревом ашока , достиг просветления под деревом пиппал , проповедовал свое новое учение в манговых рощах и в тени гигантских фикусов – баньянов , а умер среди зарослей деревьев сал . Связав такие деревья, как сал, ашока и плакша, с жизнью Будды, буддизм провозгласил их священными.

Важнейший буддийский символ – дерево Бодхи , или Бо , под которым Будда обрел просветление. «Бодхи» – один из основных терминов буддизма, обозначающий высшее состояние сознания, духовное просветление. Традиционно деревом Бодхи считается пиппал (фикус священный), но по некоторым источникам существует семь деревьев бодхи, связанных с титулом Будды – «бодхисаттва». Бодхи – это не название дерева, а его характеристика, подчеркивающая его роль в пути Будды. Считается, что достижение состояния бодхи возможно только под деревом Бодхи, поэтому оно является неотъемлемым атрибутом всех будд во все времена и во всех мирах.

Одним из свидетельств значительной роли деревьев в буддизме может служить замечательный храм, находящийся в Баруте. В скульптуре Баруты еще не встречается изображение самого Будды, – он представлен лишь символически: цветок лотоса означает его рождение, дерево пиппал – прозрение и т. д. Особое место среди скульптурных деревьев и растений занимают семь деревьев бодхи. Эти деревья дают густую тень, и не удивительно, что благодарные жители жаркой страны наградили их священным титулом. Изображение дерева пиппал с особой тщательностью вырезано на памятном столбе Празенаджит. Среди других деревьев, запечатленных в скульптуре Баруты, мы находим также баньян, или ньягродху, гулар, или фиговое дерево, известное также под названием удумбара, сал и манго.

Манговое дерево встречается чаще других, например, оно присутствует в рельефе, изображающем дароприношение в монастыре Джетавана. Согласно легенде, во время пребывания Будды в Магадхе его навестил богатый купец Анатапиндака и подарил ему парк Джетавана с прозрачными бассейнами, пышной зеленью и бесчисленными цветами. В этом парке Будда произносил свои проповеди, обращенные к народу. На одном из барельефов показана тала – широко известная пальма пальмира (Borassus flabellifer) . Изваяния храма Санчи в Центральной Индии также свидетельствуют о том, что в первые века священные деревья играли в буддизме важную культовую роль.

Обращая подданных в буддизм, царь Ашока (264–227 гг. до н. э.) отказался от насилия и не только поощрял насаждение лесов, но и сделал это частью своей государственной политики. Он призывал возделывать сады и превращать дороги в тенистые аллеи. На Шри-Ланке до сих пор можно увидеть дерево-потомок знаменитого священного дерева Бодхи. Считается, что оно выросло из ветви первоначального дерева, которую царь Ашока прислал из Индии в III веке до н. э. Священное дерево пользуется большой популярностью среди паломников, которые собираются тысячами, чтобы обратиться к нему со словами молитвы и почтительной благодарности.

Мифические растения

«Мировое древо»

Давным-давно в океане небытия плыл среди непроглядной тьмы Прантипуруша… Возжелав произвести из себя различные существа, прежде всего Он создал воды и положил в них семя. Семя это превратилось в Золотое Яйцо, сиявшее подобно Солнцу, в котором Он сам родился в образе Брахмы. Он провел целый год в Золотом Яйце, а затем разделил его мыслью на две части. Из двух половин скорлупы образовал Он Небо и Землю, а между ними поместил воздушное пространство, страны света и вместилище для воды. Так, расцвел Золотой Цветок. (Легенда о Золотом Яйце)

Мировое дерево в мифологической модели мира индоевропейцев является символом единства трех миров – верхнего (небесного), среднего (наземного) и нижнего (подземного). Согласно этим верованиям, крона Мирового дерева достигает небес, корни опускаются в преисподнюю, а ствол обозначает центр земли, ее ось. Относительно поверхности земли ствол Мирового дерева символизирует центр основных направлений: восток, запад, север и юг. Поэтому Мировое дерево окружают еще четыре бога со своими священными животными, обозначающие стороны света. В индийской мифологии ось трех миров – это гора Меру, однако символика Мирового дерева также присутствует во многих других мифах.

В индуистской мифологии часто упоминается дерево, растущее в Предначальном океане. Согласно некоторым источникам, это дерево Ветаса , выросшее при создании мира из осколков скорлупы Золотого Яйца. Видимо, у него существует реальный прототип, ибо деревья ветаса во многих источниках упоминаются как растущие в природе. По другим источникам, Нараяна, Верховный Бог, возлежит на листе дерева баньян, плывущего по предначальным водам (Нара), и сосет палец ноги, символизирующий вечность. В еще одном варианте этого мифа Нараяна в образе младенца возлежит на ветвях дерева баньян, растущего из Предначального океана.

В упанишадах в качестве метафоры творения выступает ашваттха (пиппал), «корень которого – вверху, а ветви растут вниз». В мифологической символике «Махабхарата» в качестве эквивалента «мирового древа» фигурирует дерево ньягродха (санскр. nyag-rodha – «вниз растущее»). Название объясняется спецификой строения этого растения: его ветви-корни, уходят вниз и врастают в землю. Ашваттха, пиппал, баньян, ньягродха – названия растений из рода фикусов, о которых будет рассказано в дальнейшем.

Дерево Париджата

«Когда боги-суры из-за проклятия Дурвасы-Муни лишились бессмертия и ослабели, на них напали асуры, многие из богов расстались со своими жизнями и не смогли ожить вновь. Тогда они решили пахтать предвечный океан, чтобы добыть амриту – напиток бессмертия. В числе чудесных вещей и существ, получившихся в результате пахтания океана, было дерево париджата, которое украшает небесные планеты и исполняет желания».(Шримад-Бхагаватам. 8.8.)

Добытое при пахтании океана дерево Париджата посадил в своем саду бог Индра, царь богов и владыка райского мира Индралоки. Кора дерева была из золота, украшали его пробивающиеся молодые листочки цвета меди и ветви с многочисленными гроздьями ароматных плодов. Риши Нарада принес цветок этого дерева в подарок своему другу Кришне, а тот подарил его одной из своих жен – Рукмини. Нарада сообщил об этом другой жене Кришны – Сатьябхаме, удивившись, что цветок не был преподнесен ей как любимой жене. Сатьябхама, конечно, расстроилась, и тогда Нарада посоветовал ей попросить у Кришны в подарок само дерево Париджата, с тем чтобы посадить его возле дома. Но дерево принадлежало Индре, который не расстался бы с ним добровольно, и Кришне пришлось бы похитить Париджата. Дав такой совет, мудрец полетел к Индре и предупредил его, чтобы тот построже охранял дерево, после чего стал ждать развития событий.

Сатьябхама удалилась в «комнату гнева», где уединялись жены, чувствовавшие себя несчастными. Когда Кришна пришел к ней, она в доказательство любви попросила подарить ей дерево Париджата. Прокравшись в сад Индры, Кришна начал выкапывать Париджата, чтобы унести дерево с корнями и посадить у дома Сатьябхамы. Тут появился Индра, однако, увидев, кто был похитителем – ведь Кришна являлся аватаром бога Вишну – он великодушно разрешил унести дерево. Кришна доказал свою любовь обеим женам: посадил дерево в саду Сатьябхамы, но ветви его простирались над садом Рукмини, роняя туда свои цветы. После смерти Кришны город Дварака, где он жил, погрузился в океан, а дерево Париджата возвратилось на небеса.

Вероятно, прежде чем «возвратиться на небеса», это замечательное дерево успело расплодиться, поскольку деревья париджата, или хар сингхар, до сих пор растут в Индии. Цветы их напоминают жасмин, однако трубочки венчика окрашены в оранжевый цвет. Асвагоса, духовный наставник царя Канишки, при описании джунглей нижнего пояса Гималаев упоминает немало прекрасных деревьев, в том числе и париджата, сияющие в своем величии и царственно возвышающиеся над другими деревьями, обремененными пышным цветением. Широко распространены они в садах восточного Раджастана.

Кальпа-врикша

«Во время полуденного зноя кроны деревьев сомкнулись, словно зонтик над головой Кришны, укрыв Его в тени. Увидев это, Господь обратился к Своим друзьям: «Только посмотрите на эти великолепные деревья, которые отдали свою жизнь служению другим! Не думая о себе, они защищают нас от ветра, дождя, зноя и снега. Только подумайте, как замечательно эти деревья заботятся обо всех живых существах! Они родились не зря. Они подобны великим святым, ибо каждый, кто обратится к ним в нужде, никогда не уйдет разочарованным». (Шримад Бхагаватам 10.22)

В индийском эпосе часто упоминается Кальпа-врикша , в переводе «дерево желаний», образ которого запечатлен в древнеиндийских скульптурных украшениях. Согласно легенде, надо встать под ветви дерева, и оно даст все, что у него попросят. Кальпа-врикше посвящено одно из самых ранних скульптурных изображений растительности в Индии. Оно было создано в Беснагаре в III веке до н. э. и сейчас находится в музее Калькутты. М. Радхава описывает это дерево как баньян, у подножья которого изображены кувшины и раковина, из которой сыплются монеты и цветки лотоса. Кальпа-врикшей нередко называют и кокосовую пальму.

Считается, что в лесу Вриндавана, любимом месте игр Кришны в детстве, раньше росли кальпа-врикши, но какие именно это были деревья, установить не удалось. По убеждению кришнаитов, эти деревья исполняли желания далеко не всякого человека, подходившего к ним с просьбой. Сначала просящий должен был стать преданным Господа Кришны. Дерево желаний беспристрастно и свободно от материальных привязанностей. Оно одаривает исполнением желаний только того, кто заслуживает такой милости.

Индийский ботаник К. М. Вайд склонен считать прототипом этого волшебного дерева баобаб, однако баобабы в Индии не растут. Возможно, Вайд имел в виду шемал (шалмали) – хлопковое дерево из рода Bombax, виды которого часто также называют баобабами. Хлопковое, или шелковое, дерево (B. malabaricum или B. ceiba ) – одно из самых крупных деревьев Индии. Хлопковым это дерево называют потому, что его плоды содержат массу тонких волосков, которые используют вместо ваты. Весной его длинные ветви покрываются алыми чашеобразными цветами, «что делает дерево похожим на многорукую богиню Лакшми, которая держит на своих ладонях красные лампы» (М. Рандхава).

Дерево Джамбу

В пуранах рассказывается о семи мифических материках, внутренним из которых является наш мир. Этот мир именуется Джамбудвипа (материк Джамбу) по названию мифического дерева Джамбу , которое растет на одной из гор. Плоды этого дерева размером со слона, созревая, они падают на гору, и их сок образует реку Джамбу, воды которой несут здоровье и жизнь.

Существует и реальное дерево джамбу, или «розовая яблоня» , которое вполне можно вырастить.

В буддийской космогонии Джамбудвипа – один из четырех материков мироздания, мир людей, расположенный с южной стороны горы Сумеру. На севере материка, между горами Снежной и Благовонной, находится жилище царя драконов и четырехугольное море Мапама, на берегу которого и растет дерево Джамбу. Дерево получило название от звука «джамбу», с которым его созревшие плоды падают в море. Часть их служит пищей царю драконов, а часть превращается в золото реки Джамбу, которую называют «златоносной». Еще севернее обитает царь деревьев Сала.

Растение Тулси – супруга Вишну

«Tы предстал перед нами в Своей вечной форме, которую украшает чудесный венок из листьев туласи.» (Шримад Бхагаватам)

Тулси , или туласи , – базилик священный (Ocimum sanctum) . Это растение посвящено Вишну и олицетворяет его любимую супругу – Тулси. Существует легенда, что сначала Тулси, которая тогда звалась Вриндой, была женой асура Джаландхары, воплощенного гнева Шивы. Джаландхара при помощи аскезы получил дар непобедимости, действенный до тех пор, пока жена останется ему верна. Тулси-Вринда славилась в трех мирах своей верностью, поэтому асур не беспокоился за себя. Он отправил послание Индре, требуя сокровища, полученные при пахтании океана. Между Индрой и Джаландхарой началась война, но справиться с непобедимым противником не мог даже Индра, поэтому он обратился за помощью к другим богам. Бог Вишну принял облик Джаландхары и вошел в покои его жены. Тулси изменила своему настоящему мужу, не распознав подмены, и Джаландхара был повержен Индрой. Когда обман был раскрыт, Тулси в гневе прокляла Вишну, отчего бог превратился в камень шалаграм. Оскорбленный Вишну тоже проклял ее, и она превратилась в растение тулси. Однако впоследствии Тулси стала считаться женой Вишну.

Тулси - многолетнее травянистое растение или кустарник родом из Индии.

Цветы туласи выращивают для подношения богам в каждом доме и храме. Без туласи не может совершиться ни ежедневная пуджа, ни любой другой религиозный ритуал. Оно источает сильное благоухание, которое по индийским верованиям излечивает от многих болезней. Высушенные растения применяются при изготовлении священных ожерелий (туласи-мани). Туласи для пуджи собирают перед восходом солнца (но не в середине дня), вечером или ночью, кроме того его нельзя срывать при помощи ногтей. Растения туласи выращивают в горшках, имеющих форму пьедестала и называемых «Бриндаван». Обычно туласи располагают в северо-восточном углу участка и оказывают ему ежедневное почитание.