В поездах начали поощрять курение электронных сигарет. Минздрав уже предупредил

С 1 Июня 2014 года запрещено курение в поездах дальнего следования. РЖД с ужесточением закона о курении отказалась строить курилки в "своих" вагонах.

В Апреле 2017 года союз транспортников России предложил Минтрансу отказывать в продаже билетов тем, кто ранее был замечен в нарушении закона о курении в поездах дальнего следования.

Нередко можно видеть, как курильщики закрываются в туалетах и там курят, а потом идут по вагону, воняя своими сигаретными смолами. Но некоторые проводники (или большинство?), зачастую сами курящие или берущие "на лапу" от курильщика, просто закрывают на это глаза. Может, уже наступило время ставить анализаторы дыма в туалетах с подачей сигнала и его фиксацией; и если проводник в это время не отреагировал, увольнять с работы? Закон будет эффективно работать только тогда, когда будут следовать необратимые наказания для нарушителей и их пособников и укрывателей.

Ранее чиновники РЖД планировала вот что:
Для РЖД главное деньги, а закон, здоровье и комфорт людей (в допотопных вагонах) для этой компании ничто! Опять кажется законы, которые принимаются в России для блага человека, только очередная галочка и служат посмешищем для всего мирового сообщества!

Чиновники РЖД уже склоняются к выделению в поездах неких мест для курения! А почему бы сразу не выделять целые вагоны?
Никитин Олег Аникеевич, заместитель генерального директора "ОАО Федеральная пассажирская компания" заявил, что сейчас рассматривается, какие можно внести изменения в существующие конструкции вагонов и на сколько, это изменение будет нам по карману.

Вот тут остановимся насчёт "кармана", а собственно, что так беспокоится Олег Никитин, ведь карман этот будет не его и не "Пассажирской компании", а налогоплательщиков и тех же не курящих пассажиров, инвалидов и стариков, это на них ляжет бремя переделки конструкции вагонов, так как компания РЖД пока ещё государственная! А, значит, также кто-то из здравоохранения или школьного заведения или какой-то ребёнок нуждающийся в лечении, не получит этих денег, они пойдут на благоустройства VIP-комнат для курения и отравления некурящих пассажиров и детей в вагонах!

Также Никитин Олег Аникеевич, заявил, что "ко всему прочему, как ни цинично это звучит, но это конкурентное преимущество. Для курящего человека возможность курить в вагоне поезда - это конкурентное преимущество по сравнению с другими видами транспорта". Глядя на всю эту творящуюся вакханалию и другие компании начнут требовать и устраивать VIP ложе для желающих не расставаться со своей "дымящейся соской".
Такое "циничное" заявление чиновника ещё раз доказывает, что Россия - это страна где самое главное, это не здоровье нации, а деньги и новоявленной России всегда уготовано место на задворках истории! А теперь посчитаем, на что предположительно пойдут деньги населения при создании VIP комнат для курения в вагонах поездов, да, да, именно VIP-комнат, так как на эти коморки-сартиры будьте, уверены будут потрачены колоссальные деньги, миллионы долларов!
1.Откаты лоббистам, которые пихают эту идею!
2. Премии за рациональное предложение неким сотрудникам!
3. Реконструкция вагонов, ведь комнаты должны быть герметичны, но как в дырявых Российских вагонах, где везде щели и даже никакой звукоизоляции, достичь герметичности? Понятное дело, НИКАК, но нужно будет закупать якобы импортные материалы и, поверьте, выиграет тендер нужная компания!
4. Вентиляция в этих золотых VIP-сартирах для курения, а это ещё дополнительная нагрузка на электроэнергию и летом и зимой. Зимой, как известно холодно и при вентиляции тепло улетучивается, а значит пойдёт дополнительная нагрузка и на тепло, больной VIP курильщик ведь не может мёрзнуть! Но самое главное, сколько бы не потратили денег РЖеДэшники на VIP-курильни в поездах, из лёгких курильщика через рот и с его одежды будет тянуться шлейф вони, которую он будет нести за собой по всему замкнутому пространству всего вагона, а потом выдыхать эту вонь в купе, на едущих с ним пассажиров!
Вот здесь начальнички РЖД вам может ещё пристроить в вагонах дезинфицирующий кабинет и при выходе из VIP курильни, помещайте курильщика в VIP химчистку, продавайте тут же жевачку, вот где деньги потекут к вам рекой! Кто такой? Олег Аникеевич Никитин окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности "эксплуатация железных дорог".
Трудовую деятельность на Октябрьской магистрали начал в 1979 году дежурным по станции "Москва-пассажирская". Работал начальником департамента пассажирских сообщений, затем начальником департамента дальних пассажирских перевозок ОАО "Российские железные дороги".
В 2007 г. назначен заместителем начальника Октябрьской железной дороги по пассажирским перевозкам.
Получил второе высшее образование, окончив Московскую академию государственного и муниципального управления Российской академии государственной службы при президенте РФ по специальности "государственное и муниципальное управление".
В настоящее время является заместителем генерального директора ОАО "Федеральная пассажирская компания" (дочерняя компания ОАО "РЖД").

Всем известно, что пристрастие к курению – занятие опасное, приводящее к печальным последствиям. Никотин и канцерогенный табачный дым провоцируют развитие у человека множества различных патологий, порой неизлечимых и быстропрогрессирующих. Именно поэтому многие современные курильщики переходят на альтернативу табакокурению – электронным сигаретам.

Но, теперь у вейперов (так называют потребителей этих модных курительных гаджетов) встает ряд иных, требующих разрешения, тем. Можно ли наслаждаться ароматным паром в местах, запрещенных для обычного курения? В частности, в дальних и ближних поездках. Можно ли курить электронную сигарету в поезде, не противоречит ли это закону? Давайте, разбираться.

РЖД с 2017 года вводит запрет на использование курительных парогенераторов в поездах

Жесткий антитабачный закон, запрещающий курить обычные сигареты в поездах, породил множество негативных моментов на ж/д дорогах. Лелея надежду подымить на остановках, почитатели табака превратили тамбур в места массового народного скопления, что затрудняло выход пассажиров из вагона.

Несмотря на строгие запреты, почитатели сигарет активно осаждали туалетные отсеки, не в силах дождаться заветные остановки. В результате туалеты оказывались полностью прокуренными, что превращало поездку для пассажиров с детьми и самих проводников в настоящий ад.

С 2014 года курение в поездах дальнего следования запрещено

После введения антитабачного закона некоторая часть заядлых курильщиков переквалифицировалась в вейперов. Казалось, что ситуация разрешилась. Парение не отравляло окружающий воздух, и любители вейпа могли в полной мере наслаждаться дальними поездками .

Руководством РЖД в начале 2016 разрешило курение электронных сигарет в поезде дальнего следования без каких-либо ограничений и даже выделило для парильщиков специально отведенные места.

Более того, в это «золотое» для вейперов время курительные электронные девайсы даже продавались у проводников, правда, несколько дороже, чем в обычных вейплавках. Такое решение руководство Российскими Железными Дорогами объяснило заботой о пассажирах и улучшением комфорта при передвижениях людей на далекие расстояния.

Но, время идет, меняются и взгляды. Текущий 2017 год расставил все точки в отношении курительных гаджетов и дал однозначный ответ на вопрос: можно ли курить электронные сигареты в поезде дальнего следования.

РЖД запретило в поездах дальнего следования использовать и электронные сигареты

Итак, с февраля текущего (2017) года в данного вида транспорте парение ЭС запрещено. Также представители РЖД пояснили, что запрещается и продавать курительные девайсы в поездах. Электронные сигареты были исключены из списка непродовольственных товаров, продаваемых в поездах.

Некоторые спикеры Госдумы относят использование электронных сигарет к «пропаганде курения», объясняя это схожестью самого курительного девайса и процесса парения с курением тачных изделий.

Эту инициативу поддержали остальные депутаты. Заодно представители Высшей власти вынесли запрещающее постановление, касающееся рекламы электронных курительных устройств и парительных аромасмесей.

Можно ли парить в поезде ближнего следования

На использование электронного курительного гаджета в электричках и поездах, идущих на недалекие расстояния, распространяется то же постановление, действующее в долгосрочных ж/д поездках. Запрещается курение сигарет с табаком в тамбурах, самих вагонах и даже на платформах станций.

Так как платформа относится к вокзальной территории, а курение в таких местах разрешается законом не ближе 15-ти метров от прилегаемой территории привокзальных и вокзальных строений.

Что касается вейпа, то электронная сигарета в поезде, идущим на близкие расстояния, пока не подпала под строгое табу. Но, стоит ожидать в нынешнем и будущем году ужесточение законов, которые касаются использования курительных электронных парогенераторов в ж/д путешествиях .

Опыт иных государств

В соседней Беларуси действует строгий запрет на использование обычных сигарет и электронных парогенераторов в поездах, идущих на недалекие расстояния. Здесь из всех вагонов и тамбуров даже бесследно исчезли пепельницы. У наших белорусских друзей разрешается курить и парить лишь в экспрессах международных, не принадлежащих Беларуси.

Медики доказали вред электронных сигарет

Белорусские законы гораздо строже и не так лояльны, как в России. За табакокурение и использование курительных девайсов в поездах ближнего расстояния (а в Беларуси иных и не имеется – страна не отличается большими размерами) здесь предусмотрены крупные наказания:

  1. Денежные штрафные санкции в размере 400 000 белорусских рублей.
  2. Безоговорочное снятие нарушителя с поезда со всеми вытекающими неприятностями.

Парение, так же как и табакокурение, полностью запрещено в местах общественного использования в ряде стран, которые с особой заботой относятся к человеческому здоровью и экологической обстановке. К данным государствам относятся Бразилия, Норвегия, некоторые штаты Америки, Дания и Австралия.

Такое же табу на парильщиков наложили и власти Британии. К изданию запрещающего закона привел факт, что многие граждане страны под видом использования вейпа курили обычные сигареты. Во избежание подобных попыток правительство Великобритании решило наложить запрет и на использования парогенераторов.

Использование вейпа в пригородных поездах

А как же электрички? За использование парогенератора в поездах пригородного назначения штрафные санкции пока не предусмотрены, но все идет к ужесточению законов и в этой области. Об этом задумываются представители Думы, исходя из резкого увеличения несчастных случаев, происходящих в электричках крупных городов. В некоторых мегаполисах законопослушных люди даже не рискуют передвигаться с помощью пригородных поездов в вечернее время.

По статистике всего за шесть текущих месяцев травмирование различной степени тяжести на выходе из электричек получило порядка 300 человек, погибших в результате несчастных случаев насчитывалось около 550 человек.

Все дело в большом количестве людей, которые купируют тамбуры и препятствуют свободному доступу людей в вагоны. Парильщики буквально до последних секунд до отхода электричек не выпускают из рук свои парогенераторы, которые продуцируют насыщенный пар в большом количестве.

Особенно опасными становятся поддельные электронные сигареты

Парение снижает видимость передвижения, поэтому многие люди просто падали на рельсы либо оказывались зажатыми закрывающимися дверями поезда. Поэтому с большой долей вероятности следует ожидать запрета на использование парогенератора и в пригородных электричках .

Почему использование ЭС начинает приравниваться к курению

Ведь по сути, электронные курительные девайсы не имеют ничего общего с табакокурением, за исключением лишь схожести гаджета с обычными сигаретами. Кстати, гонению подвергается и электронные кальяны. Объяснения медиков звучат следующим образом:

  1. При использовании парительных никотиновых смесей человеческий организм получает не меньший вред, чем при курении обычных сигарет.
  2. Входящие в состав аромажижи для парогенераторов глицерин и пропиленгликоль наносят вред здоровью.
  3. В состав аромажидкостей, используемых в курительных девайсах, включены различные канцерогенные вещества, токсины и ядовитые химические соединения. Их также сложно отнести к «здоровому увлечению».
  4. Уже доказано, что с помощью электронных сигарет человек не избавляется от табачной зависимости, а приобретает новую, такую же пагубную привычку.
  5. Электронные кальяны служат мощным рассадником патогенных бактерий и вирусов. Вредоносная микрофлора в больших количествах «гнездится» на мундштуках, фильтрах и трубках гаджетов.

Подтверждение фактами

Все вышеперечисленные обвинения в адрес курительных парогенераторов далеко не беспочвенны. Врачи с момента открытия электронных сигарет занимаются их изучением и влиянием на организм человека. В ходе экспериментальных исследований был выявлено, что в состав аромадобавок входят следующие ядовитые вещества:

  • циан;
  • пирен;
  • ацетон;
  • изопрены;
  • нафталины;
  • бензапирен;
  • нитрозамины;
  • ацетальдегиды;
  • сложные фенолы;
  • моноокись углерода;
  • полициклические углеводы.

Данные вещества относятся к опасным канцерогенам. При регулярном попадании в организм подобных смесей, парильщик рискует заработать множество опасных патологий, в числе которых:

  • ишемия;
  • стенокардия;
  • атеросклероз;
  • гипергликемия;
  • инфарктные состояния.

Что грозит нарушителям

Сейчас в нашем российском законодательстве предусмотрены пока штрафы лишь за использование парительных устройств несовершеннолетними гражданами (до 18-ти лет). Под наказание также подпадает вовлечение в парение несовершеннолетних взрослыми людьми . В данном случае нарушителя ждут штрафные санкции в размере до 3 000 рублей.

А вот, если пропагандой и рекламой курительных электронных девайсов займутся представители торговли – они рискуют столкнуться со штрафными выплатами до 600 000 рублей. Владельцы кинокомпаний, в фильмах которых будут демонстрироваться сцены парения и курения, также будут оштрафованы на крупные суммы.

Чем рискует нарушитель

Российское Законодательство гласит, что наложить штрафные санкции могут только представители полицейского управления. При фиксировании нарушения антитабачного закона (пока еще только в случае обычного курения) проводники по закону обязаны сдать нарушителя в полицейский участок на первой ближайшей станции.

Согласно статистическим данным за счет одной лишь Московской области после вступления в силу антитабачного закона казна государства всего за полгода пополнилась на более чем 6 500 миллионов рублей.

Это пока лишь касается обычных курильщиков. Но недалек тот час, когда штрафы придется выплачивать и любителям парения. Конечно, при нарушении закона. Стоит ли игра свеч? Может, лучше вообще отказаться от использования каких бы то ни было курительных устройств, чем опустошать собственные финансы? Подумайте об этом.

Пассажиры просят вернуть курилки на транспорте - в поездах дальнего и пригородного сообщения. Минздрав против.

Три года как в поездах, на вокзалах и в аэропортах нельзя курить. Но до сих пор в Федеральную пассажирскую компанию, к администрации аэропортов поступают жалобы на курящих. В 2016 году на железной дороге наказали более 800 человек.

А в будущем такие нарушители могут попасть в черный список дебоширов, так как нарушают закон. И им могут ограничить возможность покупки билетов. Столичные аэропорты уже бьют тревогу. Им не хочется терять пассажиров. И выступают за внесение поправок, разрешающих на усмотрение аэропорта организацию изолированных пространств для курения пассажиров при условии соблюдения заданных требований, отметили "РГ" в Шереметьево. Во Внуково также поддержали идею.

А вот Министерство здравоохранения России против создания курительных комнат в поездах или отдельных вагонов для потребления табака в их составах, сообщили "РГ" в пресс-службе ведомства. Как и в аэропортах.

Это обсуждали и раньше, но большинство экспертов заключили, что сохранение в поездах курилок нецелесообразно. Пассажиры поездов дальнего следования могут курить на платформах, уточнили в пресс-службе. Что касается электричек, то время в пути слишком мало, чтобы создавать условия для курения, считают в минздраве.

Политика ФИФА - некурящий чемпионат мира по футболу 2018 года

В США в свое время возникали аналогичные дискуссии, но в итоге курилки в поездах там давно запрещены, напоминает сопредседатель Российской антитабачной коалиции Дарья Халтурина. Но добавляет: "Возможно, железным дорогам не надо вносить людей, которые тайком курят в вагонах, в "черные списки", а достаточно их просто штрафовать. А введение курилок - это шаг назад". Что касается аэропортов и инициатив вернуть в них курилки к чемпионату по футболу, говорит эксперт, если Россия это сделает - ударит в грязь лицом, учитывая, что политика ФИФА - некурящий чемпионат. Вместо того, чтобы ратовать за возврат курилок, аэропорты и вокзалы могли бы предусмотреть продажу пассажирам средств никотинозаменительной терапии. А в аэропортах можно было бы оборудовать специальные террасы или балконы на открытом воздухе, где курильщики могли бы подымить. Исследования показывают, что, когда курилки открывают в закрытых помещениях, возле них всегда очень высокая концентрация вредных веществ, которые распространяются по всей площади.

В поездах других стран курить можно

Соглашением о международном пассажирском сообщении (СМПС), Соглашением между железнодорожными администрациями государств - участников Содружества Независимых Государств, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики об особенностях применения отдельных норм Соглашения о международном пассажирском сообщении (СМПС) - ОП СМПС, а также Регламентом от 23 октября 2007 г. № 1371/2007 Европейского Парламента и Совета Европейского союза "О правах и обязанностях пассажиров железнодорожного транспорта" и Конвенцией о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) не урегулирован порядок употребления табачной продукции в поездах дальнего следования международного сообщения. Регламентация данного вопроса осуществляется согласно национальному законодательству государства, по территории которого следует поезд. Особые условия международных перевозок (SCIC) для поездок по проездным билетам в сообщении Восток-Запад (EWT) устанавливают правило, согласно которому в местах, где запрещено курение, нельзя курить даже с согласия других пассажиров.

Таким образом, ответственность за курение в неустановленных местах определяется в соответствии с антитабачными законами отдельных государств. Так, во всех странах, с которыми у Российской Федерации имеется железнодорожное сообщение, курение в поездах дальнего следования запрещено.

Как пассажиры соблюдают антитабачный закон

В течение 2016 года Федеральной пассажирской компании (ФПК) поступило около 500 обращений по теме курения в поездах дальнего следования. В общем количестве обращений от пассажиров по теме курения, поступивших в компанию 2016 году, около 70 процентов содержат одобрение действующего запрета на курение в поездах дальнего следования, однако многие из них содержат жалобы на случаи курения в пути следования со стороны отдельных граждан.

В 2017 году, за период с января по май, поступило 161 обращение от пассажиров: 87 процентов жалуются на курение со стороны нарушителей, 10 процентов просят разрешить курить в поездах, 3 процентов связаны с различными вопросами на тему курения электронных сигарет, в том числе включают в себя разъяснения в связи с действующим запретом на курение.

С января 2017 года совместно в Шереметьево с правоохранительными органами проведено 54 рейдовых проверок по контролю за противопожарным режимом при курении в зданиях. В результате 14 человек привлечены к административной ответственности, 3-м нарушителям применены меры дисциплинарного воздействия.

В результате нарушения противопожарного режима при курении произошло 16 срабатываний пожарной сигнализации.

Что касается жалоб на курящих, то в 2014 год их было 131, В 2015 году - 141 жалоба, 2016 год - 127 жалоб. А в этом году только за первый квартал -114 жалоб.
114 жалоб.

Аэропорты - специфический объект транспортной инфраструктуры, в котором пассажиры, пройдя необходимые предполетные формальности, оказываются в т.н. "чистой зоне", откуда они не имеют возможности выйти до полета. В такой же ситуации находятся транзитные и трансферные пассажиры, для которых в ряде случаев пребывание в "чистой зоне" аэропорта оказывается многочасовым и безальтернативным, отметили там.

Полет и ожидание полета - повышенный стресс для пассажира. В силу этого дискомфорта ряд пассажиров идут на нарушения и используют для курения туалетные помещения, предназначенные для других целей. Мы ежедневно фиксируем случаи задымления в туалетных комнатах и комнатах матери и ребенка, уведомляем полицейские органы. Это не только делает пребывание в этих комнатах невыносимым для некурящих пассажиров, для женщин с детьми, но и связано с пожарной безопасностью. В результате, мы фиксируем тысячи жалоб от пассажиров на задымленность туалетов и дискомфорт.

Международная практика показывает, что в большинстве аэропортов эти проблемы решаются либо за счет выделения специально оборудованных, изолированных комнат для курения, либо за счет открытых пространств (внутренние дворы, крыши, балконы).

Аэропорт Шереметьево уже презентовал концепцию и стандарты курительных комнат в "чистых зонах”. Согласно проекту курительные комнаты должны быть изолированы от всех помещений, связанных с обслуживанием пассажиров, иметь непрозрачные стены, а также быть оборудованными современными мощными вентиляционными системами. Важным является и размещение внутри информации о вреде данной привычки и возможностях реабилитации.

Забота о здоровье граждан является абсолютным приоритетом аэропорта Шереметьево. Аэропорт использует свои каналы коммуникации для пропаганды здорового образа жизни. При этом мы стремимся учитывать интересы всех пассажиров и создавать условия и для некурящих и курящих авиапутешественников.

Позиция Международного аэропорта Шереметьево совместно с руководителями отраслевых компаний и экспертов консолидирована - ЗА внесение поправок, разрешающих на усмотрение аэропорта организацию изолированных пространств для курения пассажиров при условии соблюдения заданных требований.

Мы надеемся, что будут внесены изменения в законодательство, которые позволят курящим гражданам чувствовать себя комфортно, наравне с комфортом для некурящих в "чистых зонах" аэропортов, где нет альтернативной возможности, добавили в воздушной гавани.

Точнее сказать - в поездах никогда и не запрещалось курить. Формально, конечно, закон о курении и все такое. Но по факту, если станция нескоро, а никотиновый голод вытягивает душу и заставляет лезть на стенку вагона - можно и покурить. Причем не украдкой, а вполне себе открыто, при проводнике. Потому что новое правило введено.

Правило простое - нужно у проводника что-нибудь купить, такое сувенирное, из фирменной линейки РЖД. Чай, кстати, не подходит. Потому что на чай план проводникам не установлен, а вот на фирменную продукцию - очень даже. Поэтому, если вы человек никотиново зависимый, смело подходите к проводнику и заявляйте свои права на отравление окружающих. Причем вам разрешат делать это не в обычном тамбуре в конце вагона, а в «рабочем», на входе.

Давайте посмотрим, что маркетинговые службы РЖД заставляют проводников впаривать пассажирам.

Кстати, обратили внимание на стоимость кофе? 22 рубля. А с сахаром (3 рубля - ого!) - получается 25. Но проводники озвучивают почему-то 30. Бизнес - ничего личного.

Кроме кофе-чай-лапша, можно купить одноразовый дорожный набор (от 80 до 265 рублей) и тапочки (215 рублей).

Кучу разной сувенирки для взрослых…

… и детей.

Я попросил проводника показать мне все это поближе, и оказалось, что этим барахлом завалено все служебное купе.

Насколько я понял, купить можно все, что захочешь. Нравится тебе постельное белье - пожалуйста, покупай. Нравятся легендарные подстаканники - да не вопрос.

Цены, конечно, огого. Но с другой стороны - может вы коллекционируете всякую фигню. А теперь у вас будет еще всякая фигня с логотипом РЖД. Но вообще заметил тенденцию: в поездах и на станциях стало в разы меньше торговцев, потому что централизованным рынком сбыта товаров в дорогу стали сами проводники.

У проводницы я так ничего и не купил. Курить она разрешила за 100 рублей. На маленьких станциях нас таких набиралось пятеро. Сувенирку никто из нас не брал, но проводница, похоже, не сильно расстроилась - план можно сделать и на других пассажирах, а деньги есть деньги. И мало ли, чего там этот ваш Медведев напридумывал с курением...