Вещий сон татьяны. Сон Татьяны Лариной. Его значение в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин

Образ Татьяны является одним из основных в произведении «Евгений Онегин». Эта девушка, по мнению Пушкина, олицетворяет истинную женскую красоту. Немаловажную роль играет и сон Татьяны, приснившийся ей в ту ночь, когда она гадала вместе с другими девушками. Естественно объектом гадания был Онегин.

Девушке снилось заснеженное поле. Она перешла ручей, после чего появился медведь, схватил ее и утащил к какому-то странному дому. Внутри за столом сидели какие-то монстры и чудовища, а среди них был и Онегин. Более того, выяснилось, что он являлся хозяином этого дома. Татьяне стало страшно, и Евгений отвел ее в сторону от жутких уродцев. Откуда ни возьмись во сне появляются Ольга и Ленский. Евгений Онегин хватает нож и убивает своего товарища. Татьяна тут же проснулась и поняла, что это был всего лишь сон. Однако неприятный осадок остался на душе. Кроме того, сон приснился ей не просто так, он предвещал скорую беду.

По народным поверьям переход через ручей означал скорое замужество, а медведь - неожиданность. Вскоре после сна были именины Татьяны, где Онегин решил подшутить над Ленским и стал заигрывать с Ольгой. В результате этой шутки состоялась дуэль товарищей, на которой Онегин убил друга. После этого, ни о каком счастье Татьяны и Онегина и речи быть не могло. В результате сон стал в какой-то мере вещим. К тому же, он подсказал читателю о дальнейших событиях в романе.

Сон Татьяны имеет в тексте пушкинского романа важный смысл. Он выполняет композиционную роль, связывая содержание предшествующих глав с драматическими событиями шестой главы.
О, ней знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана!
Эти строки из баллады Жуковского «Светлана» взяты Пушкиным в качестве эпиграфа к пятой главе. Главное место в ней занимает сон Татьяны – вещий сон, который сбудется.
И снится чудный сон Татьяне.
Ей снится, будто бы она
Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена…
Сон и явь – все переплелось в сознании девушки. Природа во сне Татьяны живая, земная: бегущий ручей, мостик, сделанный из жердочек…
А насколько реально дана картина леса:
… недвижны сосны
В своей нахмуренной красе;
Отягчены их ветви все
Клоками снега; сквозь вершины
Осин, берез и лип нагих
Сияет луч светил ночных…
Татьяне страшно:
Снег рыхлый по колено ей;
То длинный сук ее за шею
Зацепит вдруг, то из ушей
Златые серьги вырвет силой…
И в этом реальном лесу с Татьяной происходят удивительные приключения. Ей встречается медведь. Почему именно он? Вспомните, а ведь одним из главных героев русских народных сказок является именно медведь. Да, Татьяна напугана, но почему-то вдруг опирается на «лапу с острыми когтями». Вообще сон Татьяны нужно читать с «Сонником». Ведь здесь за каждым образом – символ. Вот наша героиня перебирается через ручей. Ручей в толкователе снов – речь, чьи-то разговоры. Видеть медведя – к свадьбе, замужеству. Мохнатая лапа – намек на богатую жизнь. Да, потом в жизни Татьяны все это сбудется.
Но сон пока продолжается. Медведь приводит ее к таинственному шалашу, «где ярко светится окошко». Тут уж начинаются чудеса:
… за столом
Сидят чудовища кругом:

Другой с петушьей головой…
… Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльями трещит и машет.
По «Соннику» увидеть чудовищ – к неприятностям. А если приснится свадьба («за дверью крик и звон стакана, как на больших похоронах») – быть похоронам.
И вдруг появляется Онегин, «он там хозяин, это ясно». Во сне отражаются мечты Татьяны, ее надежды, ее любовь. Евгений ласков, нежен с нею. Во сне сбылись мечты о любви.
В конце сна Татьяна видит Ольгу и Ленского, возникает ссора.
Спор громче, громче; вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский…
Тонкий, хоть и суеверный ум подсказывает Татьяне, не объясняя причины, что будет ссора Онегина и Ленского. И повод для этого есть: Онегин слишком холоден и себялюбив, слишком наивен Ленский. Любящее сердце помогло ей понять и предугадать приближение несчастья.
Сон Татьяны – еще раз доказательство того, насколько поэзия Пушкина близка с народной жизнью, фольклором. Мы видим сплав сказочных и песенных образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов. Это доказывает и подбор лексики. Вот волнующая тайна святочных гаданий: «печальная мгла», «ярко светится окошко», «…ветер дунул, загашая огонь светильников ночных». Описание нечистой силы («шайки домовых») подчинено распространенному в культуре и иконографии средних веков и в романтической литературе изображению всякой уродливой нечисти:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой…
Подбор других выразительных средств так точен и продуман, что у читателя складывается впечатление, будто это он находится в чарующей мгле и видит этот сказочный сон. Сон у Пушкина – «чудный», мгла – «печальная», поток – «седой», липы – «наги», кусты – «глубоко в снег погружены». Чередование эпитетов, олицетворений позволяет воссоздать дивный, фантастический мир сказочного сна. Этому способствует прием антитезы. Так, образ природы контрастирует с уродливыми чудовищами:
… кусты, стремнины
Метелью все занесены,
Глубоко в снег погружены
***
… Копыта, хоботы кривые,
Хвосты хохлатые, клыки,
Усы, кровавы языки…
Найдем во «сне» и необычные сравнения: медведь – «лохматый лакей».
Отрывок, как и все произведение (за исключением нескольких строф), написан четырехстопным ямбом. Рифма – смежная и перекрестная. Синтаксический слой отрывка в основном определяют сложные конфигурации. Возьмем, к примеру, четырнадцатую строфу пятой главы:
Татьяна в лес; медведь за ней…
Она составляет четырнадцать строчек и представляет собой всего одно предложение.
При всей художественной ценности «сна», он, без сомнения, позволяет глубже проникнуть во внутренний мир Татьяны, еще раз подтверждая ее связь с народной жизнью, фольклором. Народная поэзия становится ключом к ее сознанию.

Задачи и тесты по теме "Сон Татьяны (Анализ эпизода из 5 главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)"

  • Состав слова - Морфемика, орфография 5 класс

    Уроков: 1 Заданий: 7 Тестов: 1

СОН ТАТЬЯНЫ ЛАРИНОЙ. ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

И снится чудный сон Татьяне. А. С. Пушкин Александр Сергеевич Пушкин - тонкий психолог, прекрасно понимающий душу человека. Его роман «Евгений Онегин» является достоверной картиной русской жизни начала XIX века. Включая в повествование сон героини, автор помогает читателю понять образ Татьяны Лариной и обстановку, в которой жили и воспитывались провинциальные барышни, подобные ей. Татьяна читает иностранные романы, русских тогда еще не создали, но снятся ей русские, даже простонародные сны. Ее вещий сон, пронизанный фольклорными образами и символами, вероятно, Вь1зван тоской героини по несбыточному счастью. Татьяна одержима мыслью о Евгении, его холодность страшит героиню, от-С1°Да и тревожный, полный страшных предчувствий сон. Любя, Татьяна и во сне видит... -будто бы она "дет по снеговой поляне, Печальной мглой окружена... Сон героини очень логичен и последователен, встречающие-я Трудности в виде незамерзающего ручья, длинного пути в сугробах ей помогает преодолеть «лакей косм^ТЬ1й». Тать замирает от ужаса, когда ее подхватывает медведь, но в ** страхе ощущает а блаженство. Упала в снег; м^ведъ проворно Ее хватает и несет; Она бесчувствецно.покорна> Не шевельнется, не дохнет. Увидя Онегина «предводителем» страшной ц^йки, Татьян пытается успококгься, но драматизм ситуации сохраняется. * Сидят чудовища кругом: Один в рогах с ^бачьей мордой, Другой с петуший головой, Здесь ведьма с к^зьей бородой, Тут остов чопорНЬ1и и гордый, Там карла с хво^иком, а вот Полужуравль и полукот. Ну чем ни нянюшкина сказка, но та обычно заканчивалась благополучно. Здесь же читатель ждет трагической развязки, и она незамедлительно наступает. Сон Татьяны повествует о трагедии. Онегин выступает «злодеем», убивающим «Дружку» Ленского. Спор громче, гро^е; вдруг Евгений Хватает длинны^ нож, и вмиг Повержен Ленский... Неподдельный ужас пробуждает Татьяну, теперь она старается осознать увиденное, так как верит в Гфедзнаменованье. Татьяна верила преданьям Простонародной старины, И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны. Сон героини, Достоверно и подробно рассказанный автором, настраивает читателя на то, что дальше последуют предсказанные события, поэтому «странное» поведение Онегина на бале Лариных, его ухаживания за Ольгой - логическая цепь, за которой последует катастрофа - дуэль недавних приятелей. Но сон имеет и второе толкование, его символы сулят Татьяне свадьбу, правда не с любимым. Медведь - это ее бУДУЩиймуж, генерал-Переход через ручей по мосткам сулит и свадьбу, и похороны-Недаром Татьяна слышит шум, как «на больших похоронах»-Сон, введенный в ткань романа, многое объясняет читателям, ждущим дальнейшего развития событий. И логичным предстает концовка произведения, когда вновь появляется Татьяна, У#е светская замужняя дама, но такая же несчастная, как преждесчастъе было так возможно, Так близко!.. Но судьба моя уж решена... а вышла замуж. Вы должны, Я вас прошу, меня оставить... я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна». Это ее судьба, против которой героиня не пойдет, сохраняя рдую покорность, выпавшую на ее долю. Она останется верна долгу, в этом ее суть.

Задачи и тесты по теме "Сон Татьяны Лариной. Его значение в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»"

  • Лексическая норма

    Уроков: 1 Заданий: 6

  • Синтаксис и пунктуация - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 3 Заданий: 8

  • Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы - Слово 2 класс

Сон Татьяны Лариной Предлагаю вашему вниманию статью " Достоверность вымысла. Возможности психологической интерпретации сна Татьяны из "Евгения Онегина" " Т.В.Барласа, к.психол.н., - - опубликованную в " Журнал е практической психологии и психоанализа ", N 4 декабрь 2001 г. Все мои доба в ления и комментарии выделены курсивом. Попытки "извлечь из художественного творчества материал для собственного исследования" (Леонгард, 1997, стр.253) не новы для психологов; их привлекательность и продуктивность определяется тем, что многие писатели являются превосходными психологами. В частности, "Евгений Онегин" уже подвергался анализу психолога (Теплов, 1971), который показал, что Пушкин нигде не "погрешил" против психологической достоверности, описывая эволюцию характера Татьяны Лариной. Поэтому вполне оправдана попытка проанализировать сон Татьяны - одно из самых подробных и ярких описаний снов в художественной литературе (146 стихотворных строк) - подходя к нему не как к продукту художественного творчества, а как к содержанию "реального" сновидения. Если рассматривать сон Татьяны как материал для анализа, то наиболее продуктивным путем представляется рассмотрение большинства его образов как символов и трактовка, основанная преимущественно на истолковании символов. При этом перед нами встал вопрос о выборе определенных "словаря" символов из их огромного многообразия в психологической и околопсихологической литературе. Использование двух источников символов оказалось вполне плодотворным. При этом следует сразу же отметить, что, придерживаясь определенных интерпретаций, нельзя забывать о принципиальной многозначности как конкретных символов, так и сновидения в целом (Фромм, 1992; Ротенберг, 2001); возможность многозначного истолкования символов соответствует как духу, так и букве обоих использованных источников. Многозначность, возможность извлечения все новых и новых смыслов, кстати, предполагает и даже делает целесообразным истолкование того же сна, исходя из других теоретических позиций. Желающие могут попробовать. (Что я и попробовала сделать, опираясь на предлагаем о е юнгианской школой понимание архетипических образов . ) Первый из использованных источников - "Словарь образов" Антонио Менегетти (1991) был выбран как вариант символики, хотя и разработанный в рамках строго очерченного теоретического подхода (онтопсихология), но достаточно обобщенный, пригодный для использования вне теоретического контекста и местами смыкающийся с толкованием символов "на уровне здравого смысла" (напр., "горение - потеря жизненной энергии, энергетический расход вхолостую" - стр.41). Второй источник - символы фольклора, преимущественно русского, обобщенные применительно к символике сна Татьяны Ю.М.Лотманом в его Комментарии к Евгению Онегину (1983). (Остается только гадать, в какой степени автор был знаком с психологическими работами по толкованию сновидений, но в книге, изданной при социализме, ссылаться на них он, естественно, не мог). Прежде чем приступить к анализу самого сновидения, следует отметить, что время, когда сон приснился (ночь с 5 на 6 января по старому стилю по датировке Лотмана) - это зимние святки: "время выяснения суженых и первых шагов к заключению будущих браков..., когда девушки, согласно фольклорным представлениям, в попытках узнать свою судьбу вступают в рискованную и опасную игру с нечистой силой" (Лотман, стр.262-265). Этот двойное значение сна - поиск жениха и одновременно взаимодействие с "нечистой силой" (со своими бессознательными инстинктами, скажет психолог) является ключом к анализу всего сновидения. Итак, Татьяне снится, "...будто бы она
Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена;
В сугробах снежных перед нею
Шумит, клубит волной своею
Кипучий, темный и седой
Поток, не скованный зимой" "Поток - образ, символизирующий жизненный инстинкт, формирующий жизнь... Характер потока, полнота, чистота и т.д. обозначают поведение инстинктов" (Менегетти, стр.85-87). Какие же эпитеты характеризуют инстинкты Татьяны? "Кипучий, темный и седой" ("седой" можно понимать в значении "древний", я бы предложила - "пенный", т.е. белый от покрывающей его пены , в контексте жизни Татьяны это можно было бы понимать как жизненную энергию, расходующуюся напрасно на "пену" - мечты и грезы ). Комментарии, кажется, излишни... И этот поток - кажется единственное, что остается незамерзшим среди снега и холода... "Типичная природа окружающего ландшафта /вокруг реки/ характеризует общую ситуацию субъекта, личностные и социальные эффекты... Снег - символ непорочности, холодности, ригидности, сексуальной импотенции, фригидности... Образ человека, идущего по нетронутому снегу - отражение его желания полового контакта" (там же, стр.87-91)." Это утверждение мне кажется весьма противоречащим "кипучести " потока. Скорее " снежность ландшафта" следует отнести не к силе влечений самой Татьяны, а к их возможности реализ оваться и быть признанными в той ситуации, в к оторой она находится, вспомните хотя бы , как она металась в жару по постели, а няня "обесценивала" (как сейчас бы сказали) силу ее метаний. Пропустим несколько символов по сюжету сна, чтобы рассмотреть до конца "образ снега". По тому, как его описывает Пушкин, кажется, будто снег (метель, сугроб и пр.) - это какой-то живой одушевленный персонаж (что подтверж д ает мою гипотезу о "снеге" как о "мертвенном, холодно м и эмоционально дистантном" окружении Татьяны: "в семье родной казалась девочкой чужой") : с такой силой он стремится удержать героиню, стать препятствием на пути "кипучих и темных" инстинктов:
"...Дороги нет; кусты, стремнины
Метелью все занесены,
Глубоко в снег погружены...
Снег рыхлый по колено ей...
То в хрупком снеге с ножки милой
Увязнет мокрый башмачок...
И даже трепетной рукой
Одежды край поднять стыдится; Замечаем попутно: "одежда - поведенческие, культуральные образцы других" (там же, стр.77) - символ, который соответствует всему контексту толкования сна (страх нарушить общепринятые поведенческие стереотипы). Подобная борьба двух начал скорее всего является символическим отражением того, что пережила Татьяна в прошлом (относительно того времени, когда она видит сон): ее чувство к Онегину, письмо, нарушающее все социальные запреты и традиции, поведение перед свиданием с Онегиным. И вот, во сне, казалось бы, конец пути:
"...Упала в снег". "Падать обозначает потерю жизненной направленности под чьим-то влиянием /под влиянием сил, которые символизирует снег - Т.Б./... Если человек видит, что он падает - это отражение крушения его романтических устремлений или эротических страстей" (там же, стр.78-79)- и то, и другое Татьяна уже пережила наяву (услышав отповедь Онегина). А во сне вмешиваются другие силы. Чтобы их понять, вернемся немного назад по ходу действия сна. Итак, "дрожащий, гибельный мосток". "Образ моста может символизировать о потребности разрешить проблему... Способность решить создавшуюся ситуацию может быть представлена как продвижение по мосту и достижение противоположного берега" (там же, стр.69). Переход через мост тогда может быть сопоставлен с письмом Татьяны в сюжете романа. Название "проблемы", которую хочет решить Татьяна (хотя она уже и без этого очевидна) мы находим у Лотмана: "Переправа через реку - устойчивый символ женитьбы" (Лотман, стр.269). В этом случае сон представляет собой исполнение желания - почти классическое, фрейдовское. Вместе с тем, указывает Лотман, мир "нечистой силы" (бессознательных инстинктов), с которой устойчиво ассоциируется большинство символов сна и вся атмосфера святочных гаданий - "мир, по отношению к обыденному /сознательному - ? -Т.Б./, перевернутый... и лесная свадьба... могла быть истолкована как смерть, похищение нечистой силой" (там же, стр.267). В соответствии с этим "переход через реку является также символом смерти, /чему хорошо соответствует Пушкинский эпитет "гибельный мосток" - Т.Б./. Это объясняет двойную природу образов сна Татьяны... сближение влекущего и ужасного, любви и гибели" (там же, стр.270). Знакомые психологам идеи соединения противоположностей и многозначности символики сна во всей полноте представлены у Пушкина. К этому хотелось бы добавить, что "мост" может пониматься как соединение противоположностей, то , что в стихотворении говорится "мосток" , может свидетельствовать о хрупкости этого соединения, которое для сознания героини может действительно оказаться "гибельным", то есть велика опасность при контакте с бессознательными силами быть сметенн ой их аффективной силой. Еще одним многозначным символом, является медведь, который "хватает и несет" упавшую в снег Татьяну: "Медведя видеть во сне предвещает женитьбу или замужество... в свадебных обрядах в основном раскрывается добрая, "своя", человекообразная природа персонажа, в сказочных - представляющих его хозяином леса, силой, враждебной людям, связанной с водой (в полном соответствии с этой стороной представлений, медведь во сне Татьяны - "кум" хозяина "лесного дома", полудемона, полуразбойника Онегина, он же помогает героине перебраться через водяную преграду, разделяющую мир людей и лес)" (там же, стр.270-271). Медведь часто рассматривается как "одичавший" Анимус (animus , дух) - мужская сторона души женщины. В этом смысле мы видим, что когда изнемогает женская, приверженная традиционным взглядам и романтическим грезам сторона души Татьяны ("трепетно й рукой одежды край поднять стыдится ", "падает"), то инициатива переходит к сильн ой , буйн ой и "дик ой " сторон е ее натур ы , которая в первом эпизоде представлена силой бурлящего потока . Медведь - это как бы выделившаяся и уплотнившаяся "водяная фигура" этого бесформенного потока. Интересно, что либидо (желание-влечение) часто называют "драйвом", "потоком", говоря, например, о " перенаправлении " потока или о его "запруживании". С предположением о том, что медведь и поток - это глубинные силы самой Татьяны, с огласуется то, что она оказывается способна на "мужские " для того времени поступки: написать письмо и первой объясниться в своих чувствах. Однако при этом ее женская часть натуры оказывается подхваченной этим "медведем-потоком" и не в состоянии вообще как-то заявить о себе (в тот период жизни Татьяны, и совсем иначе будет в ее жизни после замужества) , опасность чего была представлена гибельностью "хрупкого" соединения ее сознательной, женской стороны души, и мужской, бессознательной, но аффективно несопоставимо более могучей. Описание происходящего в лесном домике "определено сочетанием свадебных обрядов с представлением об изнаночном, вывернутом дьявольском мире /мире образов бессознательного, где противоположности сходятся и соединяется несоединимое - Т.Б./... это дьявольская свадьба, и потому весь обряд совершается "навыворот" (там же, стр.271). Из всего сказанного понятно, что Онегин - герой сна Татьяны - это не просто жених, но и воплощение сил, живущих "в лесу", "за рекой". Описание "нечистой силы", "хозяином" которой является Онегин, не только "подчинено распространенному в культуре и иконописи средних веков и в романтической литературе изображению нечистой силы, как соединению несоединимых деталей и предметов" (там же, стр. 272), но и пример Фрейдовского сгущения как работы сновидения: Подобный образ жениха-разбойника по К.Г.Юнгу представляет собой один из вариантов архетипических образов Анимуса: к этому же диапазону архетипа относятся женихи-черепа и женихи-скелеты (как во сне Светланы из стихотворения Жуковского), женихи-вампиры, роковые любовники в черных плащах - ночные похитители женского спокойствия. Помимо этого спектра К.Г.Юнгом рассматриваются еще три: герой-активист (образы социально преуспевающих демагогов), герой-Тарзан (образы маргиналов, деклассированных личностей, полулюдей-полуживотных, куда попадают такие известные персонажи как Кинконг, Маугли, Тарзан, " генералы песчаных карьеров " и т.д.) и герой-гуру (образы разнокалиберных "духовных лидеров", обещающих духовное возрождение и т.д.). Из этого перечня видно, что Анимус Татьяны находится где-то между самым нижним "уровнем" (Анимус-животное: медведь, большая обезьяна , д икий человек) и "теневым" образом любовника-убийцы опасного для благополучия женщины . Поэтому когда Татьяна задумывается, "не пародия ли" Евгений, мы могли бы перефразировать - "не проекция ли он?" ее собственного опасного, сильного, глубинного влечения, которое в действительности не только чуть было ее не деклассировало, но и не свело с ума. Евгению же, попавшему в водоворот этого "потока" , только и оставалось, что унести побыстрее ноги, ведь он хотя и оценил специфичность в разговоре с Ленским Татьяны, но уж никак не хотел становиться его убийцей, каковым ему, однако, пришлось стать. И тут мы сталкивается с драмой Евгения, попавшего в роковые сети семейства Лариных - такого душевного и безобидного на первый взгляд. Однако Евгений, сидя у них за ужином, чертил "карикатуры" в "душе своей" не только в силу столичной испорченности и цинизма, а еще и потому , что эти милые люди при определенных условиях (словно по волшебному слову "мутабор") действительно могли превратиться в ужасных созданий, и сон Татьяны лишь проявляет их "теневые" лица: "Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой..." и т.д. Итак, вот-вот состоится "свадьба" с Онегиным, "хозяином" "нечистой силы" - окончательная победа "кипучих и темных" инстинктов героини, свадьба, которая одновременно и гибель. Дальнейшее действие, согласно Лотману, хорошо соответствует фольклорным сюжетам, где либо старший разбойник убивает на пиру девицу-красавицу (вот она, гибель!), либо брата своей невесты (Ленский, будущий муж сестры Татьяны выступает в качестве такого брата). Однако последнюю часть сна интереснее интерпретировать, опираясь в меньшей степени на фольклор и символы, а в большей - на реалии, изложенные в романе. Финал сна - смерть Ленского - является предвосхищением будущего, то есть, сон оказывается "вещим". Возможно ли такое предвосхищение на самом деле или это всего лишь сюжетный ход Пушкина? На наш взгляд, предвидение Татьяны не выходит за рамки ситуации, когда сновидящий интуитивно сопоставляет информацию, зачастую воспринятую вне ведома бодрствующего сознания, которая и трансформируется затем в правильную оценку грядущих событий (Криппнер, Диллард, 1997). Следовательно, эта часть сна не содержит ничего невозможного с точки зрения современных представлений о механизмах сновидений. Резкая смена сюжета сна - переход от сцены "свадьбы-соблазнения" к сцене ссоры и гибели Ленского, относится к тому, что современные исследователи сна и сновидений называют "метафорами в движении" - ряды меняющихся образов, главное в интерпретации которых - именно их соотношение (Криппнер, Диллард, 1997). Однако еще Фрейд (1999) отмечал, что образы сновидений не имеют средств для изображения частей речи, показывающих логические отношения, поэтому здесь возможны разные варианты интерпретации. Добавим от себя: все они могут быть верны в многозначной реальности сна, где отсутствуют привычная нам четкая временная последовательность и однозначные причинно- следственные связи (см. Барлас, 2001). Итак, можем ли мы сказать, что Татьяна не смогла быть вместе с Онегиным, потому что тот убил Ленского? Или, наоборот, дуэль состоялась, потому что произошел разрыв Татьяны с Онегиным? Хронологической последовательности романа ("отповедь" Онегина в ответ на письмо Татьяны - сон - именины и ссора - дуэль) больше соответствует второй вариант. Однако исходя из "логики образов" сна, первый вариант представляется не менее, а может быть и более осмысленным. Можем ли мы считать его неким возможным вариантом развития событий реальности романа, то есть считать, что соединение Татьяны и Онегина могло бы состояться, если бы не дуэль и смерть Ленского? Или оставить подобный поворот событий лишь реальности сна? На этот вопрос, как и на многие, связанные со сновидениями, нет однозначного ответа. И все же... В событиях будущего по отношению к сну времени, на именинах Татьяны, Онегина сажают на почетное место против нее, в чем, согласно Лотману, все должны были усмотреть подтверждение возможности его сватовства. В тот же вечер
"...взор его /Онегина/ очей
был чудно нежен"
И на следующую ночь
"Погибну, - Таня говорит, -
Но гибель от него любезна." - та же самая двойственность любви-гибели, что и во сне. Так что и сцена сна, где
"Онегин тихо увлекает
Татьяну в угол и слагает
Ее на шаткую скамью
И клонит голову свою
Ей на плечо" - эта сцена имеет некоторые аналоги в дальнейшем развитии сюжета. Могло ли оно теоретически привести к свадьбе героев? Оставим этот вопрос без ответа. И все же хотя бы гипотетическую версию хотелось бы предложить. Мне кажется, что либидозное "течение" остается в образе "медведя-потока", т.е. дикого, неприрученного (не одомашненного семьей), не выведенного на свет Божий в силу двойных стандартов и ханжества семейства Лариных, где скучная супружеская жизнь родителей двух девочек дополняется тайными "книгами под подушкой" и буйной фантазийной эротизированной жизнью их матери. Их мать можно было бы назвать "сексуально неудовлетворенной" женщиной, и своим дочерям она передала неумение правильно и безболезненно вводить в реальную жизнь эти необузд а нные эротизированные порывы, неумение "разговаривать" со своим Анимусом. При этом более рефлексирующая и интровертированная Татьяна страдала от душевного разлада и снов, а более "бессознательная" и экстравертированная Ольга отыгрывала это т разлад на практике, став поводом проявиться этим смертельным течениям в реальной жизни, когда они "подхватили" в своем кружении Ленского и привели к его разладу с Онегиным . Эрос (в лице Татьяны) и Танатос (в лице Ольге) скрестились на двух юношах, которые были достаточно молоды (18 лет Ленскому и 26 - Онегину; благодарю за уточнение возрастов С.Сафронова, - Н.О.). Тут важно еще одно "юнгианское" замечание: две девушки и двое юношей - это число четыре. Это число для юнгианцев - символ целостной души, и мы видим, насколько смертелен и гибелен разлад этой "семейной" души. Вскормленные таким "ядовитым молоком", девочки не могли начать счастливую супружескую жизнь. И еще одно предвидение. Финал сна: "Страшно тени сгустились". Вновь обращаясь к Менегетти, читаем: "Тень - образ, символизирующий разочарование в человеке"(стр.101) - то есть, то самое, что произойдет с отношением Татьяны к Онегину в последующем. Неужели и это неслучайно? И тут для меня иначе уже звучат слова Татьяны о том, что она "другому отдана и будет век ему верна", они звучат как "блокатор" для того смертельного потока, который унес жизнь Ленского и сделал убийцей Онегина, словно она сознательно говорит себе "стоп", словно ее женская, приверженная условностям натура ставит предел "кипучему потоку". В этом видели и силу Татьяны и слабость, ее нравственность и ее предательство "великой любви". Мне кажется, что ее поведение - это поведение человека, который сидя на бочке с порохом голыми пальцами зажимает подожженный фитиль. Конечно, очень здорово получить большой "бум", но иногда тихая и "бесславная" жертва может быть все же достойнее роковых страстей? Таким образом, мы убедились, что сон Татьяны, соответствует целому ряду закономерностей языка сновидений, сформулированных гораздо позднее, чем они были использованы Пушкиным: использование символов, причем именно в тех значениях, которые позволяют установить соответствие между сном и сюжетом романа, многозначность символов и содержания сна в целом, механизмы сгущения и "метафор в движении", характерная для "реальности сна" запутанность причинно-следственных связей и временных соотношений, невозможных в действительности. Образы сна являются переплетением образов из прошлого и будущего героини; их интерпретация в соответствии с психологическими принципами анализа сновидений помогает находить новые смыслы в многозначной реальности Пушкинского романа. Но может быть еще одно "ответвление" этого сюжета о милых "русской душе" разбойниках и душегубах. В этой версии медведь - это образ будущего мужа Татьяны (медведь-генерал, медведь - подручный разбойника и сводник), который знакомит свою жену со своим другом - Онегиным, тем самым как бы "принося" ее ему (гипотеза А.И. Кобзева). Но для Татьяны Онегин - уже не "оригинал", а "пародия", пародия на настоящего "корсиканского разбойника" - Наполеона, образ которого тоже вполне соответствует образу вышеописанного Анимуса. Онегин не вышел масштабом, он, как Раскольников, оказался слишком моральным и долго мучился, убив своего приятеля, как Раскольников мучился убийством старушки, не желая себе в этом признаваться. Крупные разбойники же ни о ком не сожалеют. В этой версии "русская душа" Татьяны пленена Разбойником с большой буквы, который во французском оформлении был явлен фигурой Наполеона, а более абстрактно - Демонической Личностью (Демоном Лермонтова, Воландом Булгакова), так что ее фраза "другому отдана" может пониматься и так - что она отдала себя своему жениху из своего сна, Настоящему Разбойнику (хотя есть и прямо обратная версия, что "другой" - это Христос). (Подробнее о Разбойнике и Русской душе см. "Страшная русская сказка Юрия Быкова").

Действие пятой главы романа «Евгений Онегин» происходит на святки. В первой части главы центральное место занимает сон Татьяны. Здесь героиня оказывается как бы на грани двух миров: потустороннего и обыденного. Вообще, описание сновидения используется в литературе с древнейших времён. Это позволяет раскрыть душевный мир персонажа, в том числе, и те его стороны, которые относятся к миру чувств, интуиции, подсознания.

Сон Татьяны важен для понимания будущих событий романа. Важно отметить, что именно образ Татьяны Лариной теснее всего связан с народным миром, с фольклором, народными поверьями. Кроме того, на всю деревенскую природу, на красоту сменяющих друг друга времен года Пушкин смотрит глазами своей любимой героини.

Итак, что же снится Татьяне? Ей снится «печальная мгла», снег, она чувствует зимний холод. Героине видится «дрожащий, гибельный мосток», через который она непременно должна перебраться. Этот переход через реку символизирует, как мне кажется, перемещение в потусторонний мир, царство мёртвых. Не случайно проводником Татьяны по этому царству окажется медведь – хозяин леса. Именно в центре этого потустороннего мира будет стоять избушка со страшными чудищами, в предводителе которых Татьяна узнает Онегина:

За столом

Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой…

Там карла с хвостиком, а вот

Полужуравль и полукот.

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ!

Вся эта нечисть, увидев Татьяну, потянулась к ней. Но Онегин властно произнес заветное слово – «Моё!», и все чудища вмиг исчезли. Герой остаётся наедине с девушкой, но любовного свидания не получается - некстати появляются Ленский с Ольгой. Онегин убивает Ленского ножом.

Во второй части главы описывается праздник по поводу именин Татьяны. На него начинают собираться гости:

…целыми семьями

Соседи съехались в возках,

В кибитках, бричках и санях.

В передней толкотня, тревога;

…Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога,

Поклоны, шарканье гостей,

Кормилиц крик и плач детей.

Внимательный читатель сразу отметит перекличку этого описания с описанием шабаша в лесной хижине. «Уездный франтик Петушков», один из гостей Лариных, напоминает нам «петушью голову» из сна Татьяны. Рифма «мосье Трике» – «в рыжем парике» вызовет в памяти «рак верхом на пауке» – «вертится в красном колпаке». Стремительно войдут Ленский с Онегиным: «Вдруг двери настежь. Ленский входит / И с ним Онегин...». Так же, как во сне Татьяны, Ленский входит с Ольгой: «Вдруг Ольга входит, / С нею Ленский...».

Таким образом, можно уверенно сказать, что сцена именин Татьяны – воплощение ее таинственного вещего сна. Вторая часть пятой главы является как бы зеркальным отображением первой. И все, что предсказывалось и чудилось Татьяне во сне, притворится в жизнь.

Эпизод именин содержит в себе еще одну интереснейшую тему. Тема пира, бала, праздника возникает в романе неоднократно. Праздник в доме Лариных передает уют и атмосферу барских усадеб начала XIX века. Это уютный вечер, на который собираются только «свои» - провинциальные соседи. Этим именины Татьяны противопоставлены петербургским балам.

Кроме того, в сцене именин начинают развиваться два конфликта: внешний – дуэль Ленского и Онегина и внутренний – конфликта Евгения с самим собой. Мы видим главного героя, которому претит присутствие на этом празднике:

Чудак, попав на пир огромный,

Уж был сердит.

…Надулся он, и негодуя,

Поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

Евгению неприятно общество, пусть и провинциальное. Он хочет оградиться от него, стать от него свободным. Но герою это не удается. Убийство Ленского доказывает это лучше всего: Онегин в очередной раз пошел на поводу у мнения общества.

В сцене именин Татьяны мы видим большое количество бытовых деталей. Недаром В.Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Кроме того, данный эпизод во многом стал поворотным моментом в судьбе героев. Не будь именин, Онегин не поссорился бы с Ленским и не убил его на дуэли. Кто знает, может быть, и с Татьяной у героя все сложилось бы иначе. Но Онегин пошел на поводу у своего характера и совершил роковую ошибку.