Виды общения в психологии, их классификация и характеристика. Функции, виды, уровни, структура общения

Рис. 2. Функции общения

Функции общения, а также мотивы, потребности реализуются в видах общения.

По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно.

В зависимости от содержания , целей, форм, продолжительности, а также по форме отношений и характеру участников выделяют следующие его виды (рис. 3).

Рис. 3. Виды общения

Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Посодержанию общение представлено следующими видами.

При материальном общении субъекты, будучи заняты индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.

При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, направленное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние.

Мотивационное общение предполагает передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовность к действиям в определенном направлении.

Когнитивное общение - обмен знаниями.

Деятельностное общение - обмен действиями, операциями, навыками и умениями. Иллюстрацией двух последних видов может служить общение, связанное с познавательной или учебной деятельностью.

По цели общение делится на биологическое и социальное.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения служат средством удовлетворения разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и т.д.

Биологическое общение - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма, связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.


Личностное общение сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека (поиск смысла жизни, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.д.).

Инструментальное общение - это общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

Общение чрезвычайно разнообразно по своей форме . Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, массовом и межличностном. При этом под прямым общением понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (вербальное общение) и невербальных средств - жесты, мимика, пантомимика (невербальное общение), когда информация лично передается одним из его участников другому.

Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника или посредника, через которого происходит передача информации.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой.

Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (печать, радио, телевидение, компьютерная техника и т.д.).

Далее различают массовое и межличностное общение.

Массовое общение - это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.

В соответствии с установившейся традицией в отечественной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение - это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. Особенность императива в том, что конечная цель общения - принуждение партнера - не завуалирована.

Манипулятивное общение - это форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Общим с императивным является и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения, они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

Сравнение императивной и манипулятивной форм общения позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, мы можем характеризовать их как различные виды монологического общения, так как человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути, общается сам с собой, игнорируя своего собеседника.

Альтернативой такому типу отношений между людьми является диалогическое общение. Это субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению.

По продолжительности выделяют кратковременное и долговременное общение.

Время, в течение которого происходит общение, оказывает влияние на его характер.

Кратковременное общение - общение в пределах одной темы и отрезка времени в несколько часов.Кратковременное общение с незнакомым лицом развертывается в двух планах: с одной стороны, оно направлено на решение стоящей задачи, с другой - на познание этого лица. Познать человека в деталях за короткий срок не удается, но попытка постичь основные личностные качества постоянно существует.

Долговременное общение (в пределах одной или нескольких тем, прерывистое или непрерывное) предполагает не только решение стоящих задач, но и самовыявление каждой из сторон и познание таким образом друг друга. Длительный срок общения создает предпосылку либо для зарождения и укрепления положительных деловых и дружеских взаимоотношений и, следовательно, психологической совместимости, либо для возникновения конфронтации, противопоставления, т.е. психологической несовместимости.

По форме отношений, т.е. в зависимости от того, насколько ярко в общении проявляются отношения, различают такие виды, как социально-ориентированное, групповое предметно-ориентированное и личностно-ориен-тированное общение.

Социально-ориентированное общение - это общение реализует общественные отношения и имеет целью организовать социальное взаимодействие (например, лекция, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.).

Групповое предметно-ориентированное общени е - это общение, обусловленное совместной деятельностью. Цель такого общения - решение конкретных проблем, стоящих перед коллективом: в сфере труда - производственных задач, в сфере обучения - познавательных. Задачей предметно-ориентиро-ванного общения является организация коллективного взаимодействия.

Личностно-ориентированное общение - это общение одного человека с другим. Оно может быть деловое, т.е. направленное на совместную деятельность (по сути совпадающее с предметно-ориентированным) или иметь целью «выяснение отношений».

По характеру участников выделяют межперсональное и ролевое общение.

Межперсональное общение - общение, где участниками являются конкретные личности, обладающие уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.

Ролевое общение - общение, где участники выступают как носители определенных ролей (начальник - подчиненный, учитель - ученик и т.д.). Общение и поведение человека диктуются исполняемой ролью.

Следует отметить , что границы между отдельными видами общения весьма условны. В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

Эффективность работы юриста во многом зависит от его умения общаться с другим человеком, осуществлять индивидуальный подход к нему. Высокая профессионально-психологическая подготовка по организации профессиональных контактов для юриста жизненно необходима. Успешность в профессиональной деятельности будет напрямую зависеть от знания психологических особенностей собеседника (подзащитного, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и т.д.), наличия конкретных психологических умений, позволяющих:

§ формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера по общению;

§ устанавливать и поддерживать межличностный и деловой контакт;

§ преодолевать психологические барьеры в общении;

§ использовать психологические приемы и методы для формирования успешных и эффективных взаимоотношений в профессиональной деятельности и межличностном общении.

Виды общения

Виды общения выделяются в соответствии с целями общения, предметом общения, условиями, в которых осуществляется общение, субъектами общения, средствами общения и другими критериями.

По характеру общения, т.е. по специфике психического состояния и настроения участников процесса общения, Б.Д. Парыгин выделял такие виды, как деловое и игровое, социально-ролевое и личностно-ориентированное, духовное и утилитарное, традиционное и инновационное общение.

В соответствии с предметом общения могут быть выделены такие виды, как политическое, экономическое, религиозное и другие виды. Например, предметом политического общения выступает сфера политики, взаимодействие политических партий или общественных объединений при решении тех или иных политических вопросов.

А.А. Леонтьев при классификации видов общения исходил из того, что общение всегда осуществляется в условиях социокультурной среды, определенной социальной общности. Общение всегда по своей сущности является социальным, даже когда целью общения выступает удовлетворение биологических потребностей.

А.А. Леонтьев выделяет три вида общения: социально-ориентированное, предметно-ориентированное (групповое) и личностно-ориентированное. Эти виды общения различаются, прежде всего, по своим целям: выполнение функций в соответствии с социальной ролью, определенной предметной деятельностью, межличностным познанием и понимание людей.

В зависимости от содержания, целей и используемых средств выделяют следующие виды общения :

1. По содержанию акта общения : материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное, деятельностное.

В процессе материального общения осуществляется обмен предметами и продуктами деятельности, в когнитивном - обмен знаниями, кондиционном - обмен психическими и физиологическими состояниями, мотивационном - обмен побуждениями, целями, действиями, интересами, мотивами, потребностями, деятельностном - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

2. По целям общения выделяют: биологическое, социальное, духовное.

Биологическое общение - это вид общения, в котором удовлетворяются необходимые для поддержания, сохранения и развития организма биологические потребности. Социальное общение – это вид общения, целью которого является расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностный рост индивида. Духовное общение - это вид общения, целью которого является удовлетворение высших, духовных потребностей человека. Существует столько частных целей общения, сколько можно выделить подвидов различных потребностей человека.

3. По средствам общения выделяют : непосредственное, опосредованное, прямое, косвенное, вербальное, невербальное.

Непосредственное общение – это вид общения, который осуществляется с помощью естественных органов, данных человеку природой (руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п.). Опосредованное общение – это вид общения, который осуществляется с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Прямое общение – это вид общения, при котором осуществляются личные контакты и непосредственное восприятие общающихся друг с другом в самом акте общения. Косвенное общение – это вид общения, при котором общение осуществляется через других людей, выступающих в качестве посредников. Вербальное общение – это вид общения, в котором используются преимущественно речевые средства общения. Невербальное общение – это вид общения, в котором используются преимущественно невербальные средства общения.

4. По видам социальной направленности человека выделяют : социально-ролевое, личностно-ориентированное, деловое.

Социально-ролевое общение - вид общения, в котором его участники предстают друг перед другом как носители социальных ролей, представители определенных социальных групп. Например: медсестра - пациент. Их отношения регламентированы устано­вившимися в обществе правилами поведения, которые отражают их права и обязанности.

Личностно-ориентированное - вид общения, цели и содержание которого определяются направленностью на познание личности партнера по общению. Участники общения предстают друг перед другом как личности, т.е. они открывают друг другу свои намерения, мотивы, мнения, пристрастия, индивидуальные особенности, привязанности. Предметом личностно-ориентированного общения являются психологические проблемы общающихся людей, их интересы и потребности. В процессе этого общения внимание общающихся сосредоточено вокруг проблем, которые глубоко затрагивают личность человека: проблема смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к происходящим в жизни значимым событиям и т.д.

Деловое общение – это общение, которое включено как один из элементов в какую-то совместную продуктивную деятельность и служит средством повышения качества этой деятельности. Содержанием делового общения является содержание деятельности, которая выполняется совместными усилиями. Целью делового общения является сотрудничество. Оно предполагает не только использование уже готовых техник общения, организующих людей для выполнения совместной деятельности, но и является условием развития техники мышления и новых форм поведения.

Все элементы системы делового общения функционируют на основе передачи, переработки и усвоения этой многообразной социальной информации. Операция отбора информации, ее обработка и восприятие может быть ускорено за счет соответствующей организации направленной мыслительной деятельности участников делового общения, использования совещаний, семинаров, научных конференций, круглых столов и т.д.

Деловое общение обусловливает организацию мыслительной деятельности, заставляет его участников размышлять над той или иной проблемой, формировать свои взгляды и отношения, определять свое место и назначение в совместной деятельности. Воля и сознание людей в деловом общении подвержены воздействию других людей. Люди оказывают влияние друг на друга, воздействуя на многие психические процессы и состояния. Это влияние может осознаваться, а может и не осознаваться, причем, как тем, на кого влияют, так и тем, кто влияет.

В деловом общении наличие противоположных мнений по одному вопросу или проблеме является признаком нормального развития процесса совместной деятельности, отсутствие разных мнений является признаком застоя в процессе функционирования любой социальной группы.



Профессиональное общение является разновидность делового общения и осуществляется в процессе выполнения профессиональной деятельности, регламентированной определенной системой правил и норм. Профессиональное общение является основой для медицинской деятельности, т.к. вся деятельность медицинских работников осуществляется в постоянном контакте и взаимодействии с другими людьми – пациентами, их родственниками, коллегами, представителями различных организаций и служб, взаимодействующих с представителями системы здравоохранения.

Ритуальное общение - это вид социально-ролевого общения, в котором общающиеся соблюдают исторически сложившиеся, социально санкционированные, упорядоченные формы поведения. Способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей.

Ритуальное поведение имеет следующие характерные особенности: упорядоченность действий в ритуале, их стандартизированный набор, стереотипность, символический характер ритуальных действий, выражающих в стилизованной форме определенные ценности или проблемы группы или индивида; устойчивость во времени, повторяемость, воспроизводимость: слова и действия, влияющие на ритуал, определены очень точно и мало изменяются от одного случая совершения ритуала к другому; жесткие санкции в случае отклонения участников от правил поведения; отсутствие материально фиксируемого ритуала, непосредственной целесообразности в ритуале.

Особенности ритуального общения определяются социокультурными условиями, в которых находятся люди. Стиль приветствий, характер и форма вопросов, которые задаются, ответы, средства общения, которые используются. Ритуальные действия, особенности внешнего вида, нормы этикета определяют внешние параметры ритуального общения людей.

5. По характеру результата процесса общения людей друг с другом оно подразделяется на конструктивное и деструктивное.

В современной психологии общения выделяется особый вид общения – затрудненное общение, которое существует при возникновении различных трудностей, препятствий для осуществления полноценного, эффективного общения.

Затрудненное общение в широком смысле слова – это все виды общения (от межличностного до межгруппового), следствием которых являются:

Деструктивные изменения поведения партнеров и общностей;

Непрерывно-прерывные контакты между ними, вплоть до отказа от общения;

Снижение уровня осознания причин трудностей в общении;

Уменьшение или исчезновение попыток самостоятельного выхода из возникших затруднений;

Формирование тревожного отношения к любой ситуации общения.

В узком смысле слова затрудненное общение – это незначительные трения и сбои в сфере межличностного общения. Для такого общения характерны: сохранность, непрерывность контактов между партнерами, определенная степень осознания испытываемых трудностей, поиск причин, приводящих к осложнениям общения, попытки самостоятельного преодоления затруднений.

Существуют различные виды причин затрудненного общения:

1. осознаваемые, реально присутствующие в ситуации общения и неосознаваемые, субъективно не переживаемые личностью и группой; представленные в сознании личности, но реально не существующие;

2. ситуативные или устойчивые;

3. межкультурные или культурно-специфические;

4. общевозрастные и гендерные (маскулинность – фемининность), половые;

5. индивидуально-психологические, личностные, социально-психологи-ческие;

6. когнитивно-эмоциональные (представления, мнения, стереотипы, установки, настроения, превалирующие эмоциональные состояния, ценностные ориентации и т.д.), мотивационные и инструментальные (навыки общения, правила этикета, нормы, ритуалы, принятие в группе, способы обращения и т.д.);

7. компоненты структуры общения (социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные);

8. вербальные и невербальные.

В современном обществе все большее распространение получает такой вид общения, как виртуальное общение. Оно является опосредованным и может выступать в форме социально-ориентированного или личностно-ориентированного, иметь различную степень доверительности, различные цели, черты затрудненного общения.

    Понятие и определение общения

    Три стороны общения

    Виды общения

    Вербальное и невербальное общение

    Виды общения в зависимости от его цели

Список литературы

1. Понятие и определение общения

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Другое определение заключается в понимании общения, как процесса установки и развития контактов между людьми, порождаемого потребностью совместной деятельности и включающего в себя:

    Обмен информацией;

    Выработку единой стратегии взаимодействия;

    Восприятие и понимание людьми друг друга.

Процесс общения состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух.

Коммуниканты должны совершать само действие, которое мы называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается).

При этом необходимо определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинестетико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У человека эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

    Три стороны общения

Обычно выделяют три стороны общения:

    Коммуникативная – обмен информацией:

Единый язык общения;

Единое понимание ситуации общения.

3. Перцептивная – создание на уровне восприятия психологического портрета партнера.

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между субъектами общения.

Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации.

2. Интерактивная – выработка единой стратегии взаимодействия (сотрудничество или конкуренция);

Интерактивная сторона общения - это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Конкуренция означает противодействие. Одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

3. Перцептивная – создание на уровне восприятия психологического портрета партнера.

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

    Виды общения

В зависимости от содержания, целей и средств Р.С. Немов выделяет следующие виды общения:

        Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

        Когнитивное (обмен знаниями)

        Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

        Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

        Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение делиться на:

    Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

    Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3. По средствам общение может быть:

    Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

    Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

    Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

    Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Кроме того, выделяют следующие виды общения:

В зависимости от цели:

    Деловое общение (цель выработка определенной стратегии);

    Личностное (ориентируется на образ);

    Конгитивное (получение информации(

    Фактическое (пустое, ник чему не приводящее)

В зависимости от стратегий:

1. открытое - закрытое общение - желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение это нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:

1. если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности "низкой стороны";

2. в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). "Одностороннее выспрашивание" - полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. "Истерическое предъявление проблемы" - человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек "войти в чужие обстоятельства", слушать "излияния".

2. монологическое - диалогическое;

3. ролевое (исходя из социальной роли) - личностное (общение по душам").

4. Вербальное и невербальное общение

В зависимости от средств общения выделяют:

Вербальное

Невербальное.

Вербальное общение включает:

    Значение и смысл слов, фраз ("Разум человека проявляется в ясности его речи"). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения разы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

    Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

Невербальное общение состоит из следующих систем:

Оптико-кинетические системы (мимика, жесты, поза, глазные сигналы доступа, изменение цвета кожи и т.д.);

Мимика движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние - способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова, так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

По своей специфике взгляд может быть: деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства; светским когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ) это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимным, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Лоб, брови, глаза, нос, подбородок эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес. печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции печаль, гнев, отвращение. Важно отметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова и предложения. Богатейший "алфавит" жестов можно разбить на несколько групп:

1. Жесты иллюстраторы - это жесты сообщения: указатели ("указывающий перст"), пиктографы, т.е. образные картины изображения ("вот такого размера и конфигурации"); кинетографы движения телом; жесты "биты" (жесты "отмашки"); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.

2. Жесты - регуляторы - это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жесты эмблемы это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях "здравствуйте", а поднятые над головой "до свидания".

4. Жесты-адапторы это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть:

а) почесывания, подергивания отдельных частей тела;

б) касания, пошлепывания партнера;

в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и др.).

Система организации времени и пространства (расстояние между собеседниками, наличие предметов между общающимися, соблюдение времени и т.д.)

Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

    интимная зона (15 45 см.) в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны характерно доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;

    личная, или персональная зона (45-120 см.) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

    социальная зона (120-400 см.) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, как правило, с теми, кого не очень знают;

    публичная зона (свыше 400 см.) подразумевает общение с большой группой людей в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Параэкстралингвистическая система (около-сверхсловесная) включает паузы, звуковые реакции, изменение интонации, изменения тембра и т.п.

5. Виды общения в зависимости от его цели

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. При характеристике психологических целей общения некоторые авторы выделяют следующие виды общения:

1. "Контакт масок" - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В стандартном ни к чему не обязывающем общении контакт масок иногда даже необходим, чтобы люди "не задевали" друг друга без надобности, чтобы "отгородиться от собеседника"

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Деловое общение руководствуется следующими принципами:

1. принцип кооперативности: "твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора";

2. принцип достаточности информации "говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент";

3. принцип качества информации "не ври";

4. принцип целесообразности "не отклоняйся от темы, сумей найти решение";

5. "выражай мысль ясно и убедительно для собеседника";

6. "умей слушать и понять нужную мысль";

7. "умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела".

5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Основные правила светского общения включают:

1. вежливость, такт: "соблюдай интересы другого";

2. одобрение, согласие: "не порицай другого"; , "избегай возражений";

3. симпатия: "будь доброжелателен, приветлив".

Если один собеседник ориентируется на принцип вежливости (из области светского общения), а другой на принцип кооперативности (из области делового общения), они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками коммуникации.

Список литературы

    Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 2006.

    Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М. ИНФРА-М, 2000.

    Годфруа Ж. Что такое психология. - М. Мир 1997.

    Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов-на-Дону, 2005.

    Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 2007.

    Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

Общение- это сложный многоплановый процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности. В процессе общения происходит передача и прием сообщений с помощью вербальных и невербальных средств. Процесс общения включает как прямую, так и обратную связь, в результате, чего происходит обмен информации между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга при взаимодействии. Стороны общения: 1. Коммуникативная сторона – обмен информации. 2. Интерактивная сторона – общение как взаимодействие. 3. Перцептивная сторона – восприятие и понимание партнерами друг друга. Выделяют фазы общения: 1) взаимонаправленность, 2) взаимотражение (психическое отражение партнера)3) взаимоинформирование (действие), 4)взаимотключение (свертывание контакта). Фазы 2 и 3 в процессе контакта могут повторяться.

Виды общения . содержание процесса ,: 1. Материальное – обмен предметами деятельности. 2. Когнитивное – обмен знаниями. 3. Эмоциональное – обмен эмоциональными состояниями. 4. Мотивационное – обмен всеми составляющими мотивационной сферы личности. 5. Деятельностное – обмен действиями. мотив общения : 1. Модальное – мотивы участников лежат в самом общении. 2. Диктальное - мотивы участников лежат вне пределов общения – инструментальное. средство общения : 1. Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. Оно осуществляется с помощью органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т. д.). На основе непосредственного общения на более поздних этапах развития цивилизации возникли различные формы и виды общения. Опосредованное общение, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения и обмена информацией.. 2. Прямое и косвенное – наличие личного контакта (прямое). Через посредника – косвенное. 3. Вербальное и невербальное . Существуют и другие виды общения: Деловое общение – вид социальных отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. цель - его организация и оптимизация совместной деятельности. Воспитательное общение - предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата. Диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.); интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений. В зависимости от участников общения называют лично-групповое , межличностное , и межгрупповое общение .Функции общения: (Б.Ломов) три функции: информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией) реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений (здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов)., регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия) феномены, свойственные сов. деятельности, в частности, совместимость людей, их сработанность, осуществляется взаимная стимуляция и коррекция поведения. Эту функцию выполняют такие феномены, как имитация, внушение и др. и аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.

Обратная связь в общении. Виды слушания.

Обратная связь - это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Цель обратной связи - помощь партнёру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.

В теории коммуникации понятие «обратная связь» относится к ответу получателя на сообщение – кивок, подразумевающий понимание вопроса, быстрый ответ по электронной почте и т.д. От того, насколько адекватна реакция, развиты умения слушать и обеспечивать обратную связь с отправителем, зависят правильность восприятия и понимания информации, эффективность коммуникации.

Значение обратной связи для процесса коммуникации часто недооценивают. Без обратной связи у отправителя сообщения отсутствует какая-либо возможность узнать, состоялся ли процесс коммуникации.

Сообщения не должны содержать больше информации, чем может воспринять получающий ее человек в определенный промежуток времени. Предпочтительнее осуществление обратной связи в тот момент, когда получатель информации готов к ней.

Необходимо обеспечить: объективность (беспристрастность) обратной связи; целенаправленность обратной связи; своевременность обратной связи.

Виды обратной связи : Сознательная – это когда мы сознательно посылаем сигналы слушателю и воспринимаем сигналы от него, интерпретируя тем или иным образом. Бессознательная – это та информация, которая проходит вне сознательного разума (дыхание, поза, тон и тембр голоса и другие).

Виды слушания.

Можно выделить следующие виды слушания:

1. Критическое слушание – слушание при имеющейся заранее критической установке к говорящему, теме или тому и другому вместе. При этой предустановке вся информация оценивается как сомнительная и основной задача слушающего - найти в ней уязвимые, слабые места.

2. Эмпатическое слушание – слушание при котором большее внимание уделяется не информационной составляющей послания, а эмоциональной, как позитивной так и негативной, а так же собственным эмоциональным реакциям на говорящего и/или тему. Информационная составляющая отодвигается на второй план и либо оценивается в соответствии с эмоциональным восприятием или не воспринимается вовсе.

3. Пассивное (нерефлексивное) слушание – внимательное слушание собеседника, сосредоточение на восприятии информационной части его послания и трезвом анализе его эмоциональной составляющей и своей реакции. Это слушание проводится без какого либо корректирующего вмешательства в речь говорящего, но с сохранением и демонстрацией своего полного внимания. При таком слушании информация имеет наименьшее количество искажений, слушающий наиболее объективен.

4. Активное (рефлексивное) слушание – внимательное слушание собеседника при активном личном интересе к теме и/или говорящему. Восприятие информации идёт параллельно с её активной обработкой в результате акт общения приобретает черты совместной работы над некой задачей. Характеризуется наличием обратной связи: уточняющие вопросы, парафразы (повторяющие последнюю фразу говорящего с перефразировкой или без, утвердительно или вопросительно), резюмирование. 4 вида: выяснение, перефразирование, резюмирование и отражение чувств говорящего. Разъяснение - просьба к говорящему уточнить то или шое положение, раскрыть его полнее, детальнее. Таким образом не только лучше понимается содержание сообщения, до и показывается подлинный интерес к нему. Перефразирование - изложение отдельных услышанных фраз своими словами. Повторяя услышанные мысли, оппонент показывает, что боится исказить, неправильно истолковать то, что ему сообщают, демонстрируя любопытство, увлечение, заинтересованность воспринимаемой информацией. Резюмирование - краткое изложение услышанного, помогающее слушателю узнать, правильно ли он понял, удачно ли воспринял мысли говорящего.


1. Понятие общения

Общение (А.В.Батаршев) - это сложный многоплановый процесс, установление и развитие контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включают в себя обмен информации, выработку единой стратегии взаимодействия,восприятия и понимания другого человека.

Структура общения включает три его стороны :

1. коммуникация - состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;

2. интеракция - заключается в организации взаимодействия между общающимися, то есть обмене действиями;

3. перцепция - означает процесс восприятия и понимания другого человека.

2. Аспекты общения. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью. В общении выделяют следующие аспекты:

2. Цель общения;

3. Средство общения;

Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Один человек может передавать другому информацию о наличии потребностей, рассчитывая на участие в их удовлетворении. Через общение передаются данные об эмоциональных состояниях: радость, гнев, печаль ит.п. Содержание общения животных не выходит за рамки, событий "здесь, сейчас" т.е они не могут сообщать друг другу о прошлом и будущем.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных цели общения не выходят за рамки, удовлетворения биологического потребления.

Средства общения- у человека кроме данных от природы (мимика и жесты), есть и другие средства общения, главным из которых является речь. Средство общения - это способы кодирования передачи, переработки и расшифровки информации передаваемой в процессе общения от одного существа к другому (радио, письменность, электронные носители, интернет и т.п.).

3. Виды общения:

1. По средствам общения выделяют: прямое или непосредственное и косвенное или опосредованное.

2. По участию речи в общении- вербальное и невербальное.

3. По количеству участников общения: Межперсональное -деловое и личностное общение. Массовое- прямое массовое и опосредованное, массовое.

Прямое общение - осуществляется "лицом к лицу", и является наиболее полноценным, т.к индивиды получают мах информацию, и могут правильно оценить, не только содержание сказанного, но и отношение к нему говорящего.

Косвенное общение - связано с использованием специальных средств, для организации общения, для обмена информации. Этот вид общения происходит тогда, когда люди отдалены друг от друга временем или расстоянием.

Вербальное общение - присуще только человеку и в качестве обязательного условия, предполагает усвоение языка.

Невербальное общение - не предполагает использование звуковой речи, естественного языка, в качестве средства общения (при помощи мимики, жестов).

Межперсональное общение:

Личностное - сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко интимно затрагивают личность человека.

Деловое общение - обычно включено, в какую либо совместную продуктивную деятельность и служит средством повышения качества этой деятельности.

Массовое общение - представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникации через СМИ.

Прямое массовое - происходит на различных митингах, демонстрациях, т.е во всех больших социальных группах.

Опосредованное массовое - связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации: пресса, радио, TV, Интернет.

4. Типы общения. Бахтин разрабатывал идею диалогичности как принципа взаимодействия, означающего равноправие. Если такое равноправие существует при взаимодействии людей, то их общение может определяться как диалогическое. Общение субъектов друг с другом может быть диалогическим или монологическим. Диалогическое и монологическое общение рассматривается социальной психологией как типы общения. Деление общения на диалогическое и монологическое определяется, соответственно, по критерию равноправия партнеров. Взаимодействие может осуществляться на субъект-субъектном уровне (диалогическое общение) и на субъект-объектном уровне (монологическое общение).

Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные отношения. Монологическое общение может быть императивным и манипулятивным .

Императивное общение проявляется в стремлении одного из общающихся доминировать над другим, принуждать его к определенным действиям, контролировать его поступки. При императивном общении один из субъектов считает, что он имеет право или даже обязан управлять поведением другого. Такие отношения можно встретить в семье, если преобладают авторитарные модели воспитания. Диктат родителей проявляется в их стремлении принимать решения за своего ребенка и навязывать их ему в категоричной форме. Иногда императивное общение проявляется при формальных отношениях на уровне "начальник - подчиненный". Нормативным императивным общением следует считать общение в армии, где жесткая субординация определяет качество военной дисциплины. В то же время следует иметь в виду, что императивное общение на уровне нефор-мальных отношений является неблагоприятным показателем. При императивном общении человек не скрывает, что принуждение и подчинение партнера - его основная задача. В качестве средств выступают: указы, требования, предписания.

Манипулятивное общение также характеризуется субъект-объектным отношением, однако манипулятор стремится использовать партнера в качестве объекта таким образом, чтобы тот этого не заметил, прибегая к игре, притворству, лицемерию и т.д. Самому манипулятору весьма важно, чтобы ему доверяли, ведь только в этих условиях он способен достичь своей цели.

Е.Л.Доценко, исследуя психологию манипуляции, выделил ее основные признаки:

Стремление и умение психологически воздействовать на других людей;

Отношение манипулятора к другому человека как к средству достижения собственных целей;

Стремление получить односторонний выигрыш;

Скрытый характер воздействия;

Использование психологической силы, игра на слабостях;

Приемы манипуляции:

1. Подразнивающее высказывание.

2. Преувеличение своей слабости, неосведомленности, неопытности, для того, чтобы пробудить у адресата стремление помочь, сделать за манипулятора его работу.(девушки).

3. "Невинный шантаж" - дружеские намеки на промахи, ошибки допущенные адресатом в прошлом, шутливое напоминание старых грехов.

Диалогическое общение осуществляется тогда, когда собеседники позитивно настроены по отношению друг к другу и воспринимают себя в качестве равноправных партнеров. При диалогическом общении каждый собеседник воспринимает другого как человека, имеющего право на собственное мнение, хотя не означает полного согласия общающихся.

Диалогическое общение всегда личностно ориентировано на собеседника и персонифицировано, т.е. оно ведется индивидами от своего собственного имени. При этом истинные чувства и желания субъектов являются открытыми. Общающиеся настроены на актуальное состояние друг друга в актуальный момент времени. Вполне понятно, что такое общение позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия и самоактуализации. Поэтому оно может быть еще определено (и часто определяется) как гуманистическое . Диалогическое общение исключает игры, позы, неестественное поведение и способствует развитию доверия людей друг к другу и к самим себе.

Общение с самим собой является S-S, так как «Я идеальное» и «Я реальное» общаются на равных.