Виды психологической помощи: определение, структура. Подготовка психолога. Личностные качества психолога. Что такое психологическая помощь и ее виды. (0)

Повышению эффективности деятельности в экстремаль­ных условиях способствует правильно организованная психологическая поддержка. Под ней понимается заданное воздействие на человека в целях облегчения его деятельности, перевода сопровождающих ее переживаний из негативного в позитивный аспект, в результате которого следует ожидать повышения эффективности деятельности. Психологическая поддержка должна быть непрерывной, начинаться в период профессионального отбора и подготовки к деятельности и продолжаться при ее выполнении . В соответствии с этим и должны планироваться этапы поддержки, ее задачи, содержание и формы воздействия.

В процессе профессионального отбора (приема на работу) психологическая поддержка призвана в случае отклоне­ния чьей-либо кандидатуры уменьшить, смягчить воз­можные негативные переживания у данного человека. При этом следует не только объяснить ему причину otклонния, но тут же, на основе психологического анализа качеств и свойств его личности, указать те специальности, в которых он может добиться хороших результатов.

На этапе обучения психологическая поддержка заклю­чается в индивидуальном подходе к каждому человеку, к проектированию и уточнению процесса обучения в зависимости от конкретных психологических свойств каждого обучаемого.

Однако наибольшее значение психологическая поддержка имеет на этапе непосредственного выполнения деятельности. При этом для дифференциации и организации системы воздействий на человека выделяют три аспекта психологической поддержки в соответствии с источником негативных субъективных переживаний .

Первый аспект - деятельностный . Смысл психологичес­ких мероприятий в рамках данного аспекта заключается прежде всего в повышении эффективности деятельности, поддержании ее на должном уровне. В качестве основного критерия для оценки результативности поддержки целесообразно, использовать соотношение между показателями тяжести деятельности и субъективными переживаниями ее легкости. Чем больше тяжесть и больше субъективная легкость при сохранении прежней эффективности рабо­ты, тем эффективнее воздействие средств психологичес­кой поддержки. Для реализации этого аспекта можно использовать любые средства оптимизации деятельности, применение системы индикации об изменении условий деятельности (т.е. применение подсказки).

Другим аспектом, тесно связанным с первым, является контроль и управление функциональным состоянием человека, его коррекция . Под воздействием условий де­ятельности и результатов их субъективного отражения у человека могут возникать состояния, которые в объек­тивном и субъективном смысле можно рассматривать как негативные, снижающие эффективность деятельности и ухудшающие психическое здоровье. Воздействие средств психологической поддержки в этих случаях направлено на нейтрализацию негативных состояний с тем, чтобы предотвратить нежелательные последствия.



И, наконец, третий аспект - социально-личностный . К нему относятся вопросы, связанные с динамикой мо­тивов, уровнем притязаний человека, со спецификой межличностных отношений в коллективе, социальным статусом человека, уровнем его тревожности и склонности к страхам и риску, психологической удовлетворенностью работой и т. п.

Несмотря на различие указанных аспектов психологической поддержки, можно указать общий момент, в котором нахо­дят отражение и могут быть оценены влияния разных фак­торов на человека и его субъективные переживания. Этим моментом является стресс и его разновидности: эустресс и дистресс. Поэтому следует выделить те ситуации, в которых психологическая поддержка необходима и наиболее эффек­тивна. К ним относятся, например, срывы деятельности и психические срывы, значительные сдвиги функционального состояния, значительные отклонения параметров рабочей среды и т. п. Специфика подобных ситуаций заключается, как правило, в дефиците времени для организации подде­ржки. Поэтому важным является вопрос об их прогнозиро­вании и подготовке возможных мероприятий по проведению воздействий на человека. Эти мероприятия по возможности должны быть заранее оговорены, и человек должен предва­рительно обучиться для организации деятельности и пове­дения в критических ситуациях .

Психологическая помощь – система психологических воздействий, основанная на различных психологических теориях, ориентированная на повышение социально-психологической комеетентности людей.

Принципы психологической помощи:

1)Принцип системности

2)Принцип субъект-субъектных отношений

3)Принцип позитивного развития в деятельности

4)Принцип адаптации

5)Принцип безопасности и надёжности

Сферы анализа пчихологической помощи:

1)психическое развитие ребёнка

2)Брак и семья

3)Психическое здоровье человека

4)управленческое консультирование

Классификация видов психологической помощи. По времени лействия : неотложные, продолжительность, экстренной

По направленности: прямая, отоикающая, упреждающая

По пространственной органищации: контактное, дисталентное

По выполнению функций психологом: диагностическая, диспертическая, информационной, консультативная

По количеству участников: индивидуально, групповая

По вмешателтству психологов: директивное, не директивное.

Собственно психологическая помощь направлена на поддержку личности в процессе ее развития, становления и роста, осуществляемую специальными психологическими методами. Эти методы стимулируют проявление способности каждого человека заботиться о себе, раскрывать и реализовать свои внутренние потенциалы, решать поставленные жизнью задачи.

Психологическая помощь как профессиональная деятельность включает в себя, прежде всего, такие ее виды, как психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия и психопрофилактика.

Психологическое консультирование направлено на ориентацию человека в возможностях решения им возникшей проблемы. Консультирование по степени воздействия может быть чисто информационное , ориентационное , а также направленное на изменение отношений личности к себе и к собственной жизненной ситуации. Психологическое консультирование чаще всего проводится при возникновении экзистенциальных кризисов, межличностных конфликтов, семейных или профессиональных проблем.

Существует определение психологической коррекции как направленного психологического воздействия на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. При этом следует отметить, что психологическая коррекция может реализоваться в различных областях человеческой практики: медицине, педагогике, социальной работе, где решаются и профилактические задачи.

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА направлена на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья. В последнем аспекте часто употребляется понятие «психогигиена». По вопросу целей и задач психопрофилактики и психогигиены существуют различные точки зрения. В целом же к видам психопрофилактической и психогигиенической работы могут быть отнесены и консультирование, и коррекция, и психотерапия. Виды психопрофилактики: первичная, вторичная, третиЧная.

В настоящее время существуют различия в пони­мании психотерапии, зависящие от теоретических науч­ных установок и практических подходов. В понимании психотерапии существует и общее признание того, что это особый вид профессиональной деятельности, основанный на межличностном взаимодействии и воздействии психологическими средствами при оказании помощи в решении проблем и затруднений психического характера и требующий специальной подготовки соответствующего специалиста

(0)

Почему-то в наших постсоветских странах принято разбираться с психологическими проблемами без посторонней помощи. Так уж приучили старшие товарищи, родители, педагоги. Обращение к психологу, психотерапевту, а тем более к психиатру безжалостно осмеивается.

Но когда у нас, к примеру, ломается стиральная машина, мы всегда вызываем специалиста. Тогда почему же психологическим проблемам не уделяется должное внимание?

Что такое психологическое и психическое здоровье, мы рассматривали в отдельной .

В данной статье мы попробуем рассказать о помощи, которую оказывают эти профессионалы - психологи, психотерапевты, и, конечно, психиатры - поговорим о психологической помощи.

Какие же виды психологической помощи бывают и что они из себя представляют?

Виды психологической помощи.

В первую очередь, это психологическое консультирование , под которым понимается непринужденная и легкая беседа со специалистом. Ее цель - решить появившуюся проблему (заниженную самооценку, ссору в семье, стресс или профессиональный кризис). Психотерапевт или психолог выслушивает пациента и дает практические рекомендации - своеобразное «домашнее задание».

В последнее время, с приходом эры информационных технологий и интернета, мы все чаще слышим об онлайн консультациях психолога, психотерапевта, психиатра. Фактически это то же психологическое консультирование, происходящее посредством возможностей интернета. Есть, конечно, в нем и свои плюсы, и минусы, однако в целом, в 21 веке - такой вид психологической помощи - это необходимость и дань нашему времени.

Консультация психолога, психотерапевта или психиатра онлайн доступна и на нашем портале в специальном разделе - Вопросы в записках , где вы абсолютно бесплатно сможете задать вопросы этим и другим специалистам.

Следующим видом помощи является психотерапия. Если человек не выздоровел на этапе консультации (а это, как правило, происходит чаще всего), то врач - психотерапевт, психиатр или психотерапевт - психолог применяет, так называемые психотерапевтические техники или приемы . Это может быть психоанализ, гипноз, различные виды поведенческой или когнитивной психотерапии, и множество других (на данный момент около 300 техник и методик). Обычно такими методами устраняются навязчивые идеи, фобии, депрессивные состояния, неврозы, межличностные и семейные проблемы и множество других состояний. Зачастую, наряду с проводимой психотерапией, проводится и медикаментозное лечение, которое имеют право проводить далеко не все психотерапевты (в широком понимании этого слова).

Кто такие психотерапевты, какими бывают и чем отличаются, мы рассказали в отдельной статье «Врач-психотерапевт или психолог-психотерапевт?». Не пропустите.

Важно отметить, что психотерапия производится в большинстве случаев уже при личном контакте с психотерапевтом. Исключения составляют некоторые методики, позволяющие работать и без личного контакта, однако количество таких психотерапевтических методов воздействия ничтожно мало, а изученность, а значит и действенность их находится под большим вопросом.

Существует еще третий метод решения «внутренних» проблем. Речь идет о психодиагностике. Она помогает пациенту нарисовать собственный портрет индивида и понять самого себя. При этом психолог или психотерапевт использует различные инструменты - методики, задания, психологические тесты, опросники. В эру интернета психодиагностика получила новое развитие в виде психологического тестирования онлайн.

К сожалению, как говорится, «не все тесты одинаково полезны», а некоторые даже вредны. Об этом отдельная статья «»

Отдельным пунктом мы не можем не выделить уникальную концепцию психологического консультирования и помощи, предлагаемую проектом «Первая онлайн-система анализа вашего душевного здоровья».

Мы первыми на территории СНГ разработали и внедрили систему, которая комплексно объединяет психодиагностику (в виде лучших мировых методик психологического и психиатрического (клинического) тестирования) и психологическое консультирование, реализовав это в наших .

Для удобства пользователей и доступности психологической помощи мы также создали , клиник, психологических центров, тренингов, семинаров.

Если у вас возникла проблема психологического характера, не поддающаяся разрешению и мешающая вам жить, не откладывайте визит к специалисту (для начала можно попробовать проконсультироваться и через интернет).

Одна из важнейших проблем, которая решается в школе, это проблема социально-психологической адаптации подростков к школе и к современной жизни в целом. Существует 4 системы условий , реализация которых приводит к успешным результатам в этой области, в том числе:

1. Принятие себя: все без исключения дети, даже благополучные, нуждаются в психологической поддержке – специальной работе по принятию себя.
2. Навыки достойного поведения: детей, так же как и взрослых, нужно учить таким навыкам взаимодействия с окружающими людьми, которые характерны для партнерского поведения.

Один из основных навыков такого поведения – поддержка.

Поддержка – это психотехнический прием, являющийся основным мотивирующим фактором учения, т.е. этот навык помогает нам решить еще одну злободневную проблему – проблему школьной мотивации.

Подростки, стремясь к независимости, проявляемой в первую очередь во внешних формах поведения, сохраняют на глубинном уровне необходимость психологической поддержки , а ее отсутствие является фактором, повышающим личностную тревожность.

Таким образом, освоение навыка оказания и принятия психологической поддержки , является важным фактором в решении многих значимых для подростка проблем.

Я привожу сценарий занятий по данной теме, которые с интересом посещают учащиеся 9-11 классов. Программа рассчитана на 6-8 занятий. Здесь я привожу сценарий первых трех занятий, остальные встречи проводятся как психодраматические, число встреч определяется количеством участников группы, желающих быть протагонистами.

Тема: “Психологическая поддержка”

Цели занятий:

1. Познакомить с понятиями “знак внимания”, “комплимент”, “похвала”, “поддержка”.
2. Познакомить с видами психологической поддержки.
3. Освоить навык психологической поддержки в различных ситуациях с помощью различных психотехнических приемов.
4. Дать участникам группы возможность пережить опыт принятия знаков внимания.
5. Дать участникам группы возможность почувствовать эффект поддерживающего отношения со стороны партнера, указывающего на то хорошее, что есть в нем самом, и что именно эта его внутренняя сила и может стать источником его самоуважения и личностного роста.
6. Помочь участникам группы понять, что любую затруднительную ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны, и испытать на себе такой способ реагирования, при котором самоуважение не снижается.
7. Повысить уровень доверия членов группы друг к другу.

Занятие № 1

В практической психологической работе часто встречаются с тем, что многие подростки жалуются на то, что окружающие их люди, в том числе близкие и друзья, не высказывают в их адрес достаточного одобрения, любви и внимания. Давайте посмотрим, насколько удовлетворяется ваша потребность в знаках внимания.

Упражнение № 1: Напишите на листе бумаги все области вашей жизни, которые для вас значимы, и оцените каждый из перечисленных пунктов знаком “+”, “–“ или “0” по пятибалльной шкале.

“+” поставьте против тех пунктов, где, на ваш взгляд вы, получаете достаточно знаков внимания;
“–“ поставьте там, где, на ваш взгляд, вас недооценивают;
“0” поставьте против тех пунктов, где вы вообще не получаете или почти не получаете знаков внимания.

Посмотрите на список и определите свой баланс знаков внимания.

Что вы имеете в виду, когда говорите о знаках внимания со стороны окружающих?

Давайте введем понятие “знак внимания” и входящие в него понятия “комплимент” , “похвала”, “поддержка”.

“Знак внимания” – высказывание или действие, обращенное к человеку и призванное улучшить его самочувствие и вызвать радость.

“Комплимент” – знак внимания, выраженный в вербальной форме без учета ситуации, в которой человек находится в данный момент.

“Похвала” – оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его пользу.

Обратимся к толковому словарю: “Поддержать – придержать, не дать упасть”.

“Поддержка” – знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен, сделанный в форме прямого речевого высказывания и касающейся той области, в которой у него в данный момент затруднения. Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого.

Упражнение №2: “Комплименты”.

Все участники группы образуют два круга (внутренний и внешний), стоя лицом друг к другу. Стоящие лицом друг к другу образуют пару. Первый член пары оказывает искренний знак внимания партнеру, стоящему напротив, т.е. говорит ему что-либо приятное. Тот отвечает: “Да, конечно, но, кроме того, я еще и …” (называет то, что он в себе ценит, и считает, что заслуживает за это знаков внимания). Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево и таким образом образуют новую пару. Все повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Упражнение №3: “Похвала”

Все участники группы образуют два круга (внутренний и внешний), стоя лицом друг к другу. Участники, стоящие лицом друг к другу, образуют пару. Первый член пары оказывает искренний знак внимания партнеру, стоящему напротив, т.е. хвалит его за что-либо. Тот отвечает: “Да, я знаю, а еще я лучше, чем другие …” (называет то, что он в себе ценит, и считает, что заслуживает за это знаков внимания). Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево и таким образом образуют новую пару. Все повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Упражнение № 4: “Сильные стороны”

Участники делятся на пары. Первый член пары в течение минуты или двух рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме. Второй, выслушав, должен проанализировать описанную ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать о них. Потом партнеры меняются ролями. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Упражнение № 5: “Все равно ты молодец, потому что…”

Упражнение выполняется в парах (это – другие пары по сравнению с предыдущим упражнением). Первый участник пары начинает рассказ со слов: “Меня не любят за то, что…”. Второй, выслушав, должен отреагировать, начиная словами: “Все равно ты молодец, потому что…”. Затем участники меняются ролями. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Упражнение № 6: “Поддержка”

Участник группы рассказывает сидящему слева от него о своей проблеме или затруднении, можно о том же, что и в предыдущем упражнении. Его партнер говорит что-то, что считает нужным, чтобы оказать поддержку говорящему, далее все повторяется до тех пор, пока все участники группы не побывают в роли оказывающего поддержку и принимающего ее. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Шеринг.

Занятие № 2

Упражнение № 1: “Свечка”

Все участники группа становятся в круг. Один из участников становится в центр круга и, закрыв глаза, падает на руки партнеров, а те подхватывают его и передают от одного к другому. Упражнение выполняется молча. Желательно, чтобы в центре круга побывали все участники группы. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Упражнение № 2: “Ладошка”

Положите на лист бумаги ладонь и обведите ее. На каждом пальчике напишите, пожалуйста, по одной положительной черте характера, присущей вам. Подпишите листочек и передайте по кругу. Получив листочек участника группы, на ладони напишите одну положительную черту, которая, на ваш взгляд, наиболее характерна для этого человека. Листочек, обойдя круг, возвращается к хозяину. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Тема нашей встречи: “Виды поддержки ”. Давайте обсудим, какие, на ваш взгляд, существуют виды поддержки.

В результате обсуждения составляется следующая таблица.

Виды поддержки

Вид поддержки

Псих. механизм

Возможные ошибки

Признание объективной сложности ситуаций.

– Да, это сложно.

– Как мне тебя жалко.

Снятие ответственности.

Драматизация ситуации

Уверенность в положительном исходе.

– Это пройдет.

– Это надо пережить.

“Свет в конце тоннеля”.

Снижение значимости проблемы; поспешные обобщения.

Присоединение.

– Я тебя хорошо понимаю.

– Я тоже через это прошел.

Защищенность; уменьшение чувства вины.

“Перетягивание одеяла на себя”.

Признание сильных сторон личности.

– Я вижу в тебе…

– Я знаю тебя…

– Ты сможешь, так как…

Повышение уверенности, самооценки. Расширение взгляда на собственную личность.

Лесть; комплимент (разговор о незначимых для данной ситуации качествах).

Безусловное принятие (любовь).

– Несмотря ни на что…

– Я все равно тебя люблю, ценю…

Защита. Признание своей ценности.

Неискренность.

– Может быть, могу помочь?

– Может быть, для тебя что-то сделать?

Лишение инициативы

(– Отойди, я все сделаю сам).

Указание на сильные стороны ситуации.

– Зато ты теперь…

Признание роста, расширение взглядов.

Снижение значимости ситуации.

Упражнение №3: “Виды поддержки”

Изобразите графически по десятибалльной шкале (вертикальная ось), какие виды поддержки (горизонтальная ось) более значимы для вас? Какие вы чаще оказываете другим? После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Шеринг.

Занятие 3

Упражнение №1: “Визуализация”

Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте одну из своих проблем в виде горы. Какие ваши сильные стороны помогут решить эту проблему? Представьте себе, что эти качества – это уступы в вашей горе. Поднимайтесь к вершине, опираясь на уступы. И вот вы на вершине. Вы – победитель. Побудьте в этом состоянии, насладитесь этим чувством. Откройте глаза. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Упражнение №2: “Трон”

В круг ставится стул-трон (желательно его оформить соответствующим образом). Каждый участник группы по очереди садится на трон, а остальные члены группы подходят к нему по одному кладут правую руку на плечо и “восхваляют” сидящего. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Упражнение №3: “Волшебники”

При вашем рождении не присутствовали “Волшебники”, сейчас мы это исправим. Приглашается один из участников группы – “новорожденный”. Он выбирает еще шестерых человек, которым он доверяет. “Новорожденный” садится на стул в центре круга, психолог сидит сзади, “Волшебники” – вокруг.

– Психолог: “Мы, “Волшебники”, дали тебе…(называет реальные положительные качества подростка).

– Психолог: “Мы дали тебе качества, которые, может быть, уже проявились, а может быть, еще проявятся в твоей жизни: мудрость, терпение, выносливость…"

– “Волшебники” произносят свои слова и поглаживают “новорожденного”.

– Психолог: “(имя), если у тебя есть конкретное желание и ты делаешь конкретные шаги для его исполнения, то оно обязательно исполнится. Главное - этого очень, очень хотеть. Побудь в этом состоянии. Насладись этим состоянием. Когда сможешь, открой глаза”.

Примечания

1. Слова “Волшебников”

– 1-й “Волшебник” (для девочек): “Как хорошо, что у нас родилась такая красивая девочка”.
(для мальчиков): “ Как хорошо, что у нас родился такой смелый и умный мальчик”.
– 2-й “Волшебник”: “Мы ждали именно тебя”.
– 3-й “Волшебник”: “Мы будем принимать тебя таким (ой), какой ты есть. Если даже ты совершишь ошибку, мы поймем тебя”.
– 4-й “Волшебник”: “Пусть тебе сопутствует удача”.
– 5-й “Волшебник”: “Бог улыбнулся, когда ты появился (лась) на свет”.
– 6-й “Волшебник”: “Когда ты окажешься в трудной ситуации, вспомни о нас, “Волшебниках”, о наших напутствиях”.

2. “Новорожденный” во время упражнения делает якорь.

3. Обязательно спрашиваем у “новорожденного”, до каких мест можно дотрагиваться. Движения “Волшебников” должны быть уверенными, носить поддерживающий характер.

4. “Волшебники” говорят в форме пожелания, нельзя говорить – придавливать.

Упражнение №4.

Все участники группы образуют два круга (внутренний и внешний), стоя лицом друг к другу. Стоящие лицом друг к другу, ладони к ладоням, образуют пару и начинают борьбу. Первый член пары произносит слова: “Ты не сможешь!”, обращенные к партнеру, стоящему напротив, тот отвечает: “Я смогу!” Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево и таким образом образуют новую пару. Все повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Упражнение № 4: “Дракон”

Обозначьте три проблемы, связанные с тем, что вы не можете что-либо сделать.

Я не могу…..
Я не могу….
Я не могу…

В круг приглашается один из участников группы. Он выбирает еще одного члена группы, которому он доверяет. Этот подросток будет играть роль Поддержки. В круг приглашается еще три участника группы на роль Дракона. Проводится черта. Головы дракона первоначально располагаются на расстоянии 2–3 метров от черты, затем одновременно ползут к черте, произнося каждый свое “не могу”. Дойдя до черты, головы встают и нападают на первого участника группы. По другую сторону от черты находится первый участник группы, за его спиной стоит Поддержка и всячески помогает в борьбе с Драконом: не дает отступить; произносит следующие фразы: “Борись с Драконом!”, “Ты смелый (ая), ты…” (называет качества, необходимые для решения указанных проблем).

В круг приглашается каждый участник группы. После этого члены группы обмениваются переживаниями.