Разделения психотерапии на виды в наше время существует только для удобства и становится всё более и более условным. Основная тенденция начала 21-го столетия - это интеграция дисциплин, направлений и школ, а не построение границ между ними. Объясняется такое состояние дел тем, что процесс познания давно уже вышел за границы каких-то научных изысканий в рамках одной дисциплины. Общее развитие психологии является одним из подтверждений правильности такого взгляда. Если вы ждёте, что возможна таблица видов психотерапии с чётким описанием того, что вот тут, мол, мы имеем дело со специалистами, которые что-то делают чисто своё, чего не делают другие специалисты, то ошибаетесь. Более того, название вида именно психотерапии может никак не относиться к этому понятию в науке.
Психотерапия разделяется на разные виды
Ярким примером является гештальт-психотерапия, которая имеет мало общего с гештальт-психологией . В качестве научного направления психология этого вида была едва не главенствующей на кафедрах Европы первой половины XX века. Этому направлению свойственно достаточно обширная база собственных концептуальных построений. Гештальт - это гносеологическая или онтологическая единица, представляющая собой целое, которое не является результатом совокупности отдельных фрагментов. Эти целостные структуры (гештальты) были взяты за основу познания человеческой психики.
У вас на кухне есть стол? Так вот сам по себе он не гештальт. А гештальт - это стол, скатерть на нём, солонка и салфетка, даже место нахождения стола и картинка, которая висит над ним . При этом рассматривается ещё и чётко обрамлённая контуром фигура, которая находится на фоне чего-то и является более важной, чем фон. Сумма же всегда имеет более высокий уровень, чем отдельно взятые фрагменты.
Исследования были прерваны приходом к власти нацистов в Германии. Почти все учёные психологи этого направления были евреями и эмигрировали в США, где не смогли продолжить работу в связи с тем, что господствующим направлением там был бихевиоризм. В результате гештальт-психология, в качестве научного теоретического направления, развитие не получила, а в 60-ые годы, после смерти последнего учёного представителя школы Вольфганга Келера, и вовсе прекратила своё существование.
Однако примерно в то же самое время появилась и начала своё бурное развитие гештальт-терапия. С гештальт-психологией она связана только в той мере, в какой описанный ещё в 30-ые годы способ восприятия связан с людьми. Существуют разные гипотезы того, почему в названии использован этот термин. Подозревают, что для того, чтобы подчеркнуть своё отличие от одномерности бихевиоризма и ограниченности фрейдизма, хотя какие-то небольшие вкрапления психоанализа в гештальт-терапии всё же прослеживаются.
Гештальт-терапия — это одно из гуманистических направлений в психотерапии
На самом деле это синтез выкладок гуманитарной психологии и её отдельного направления - экзистенциональной психотерапии, восточной философии и методов йоги, медитаций и многого другого . У направления есть своя теоретическая база и своё объяснение личности, которого не было в классической гештальт-психологии. Изначально большое внимание уделялось групповой терапии, но впоследствии, с началом 70-ых годов, от этого стали отходить. Для того чтобы полностью и без утомительного многословия показать роль гештальт-терапии - приведём классический пример. Жена моряка приходит к психологу и жалуется на булемию, на непомерный аппетит, на то, что каждую ночь она «атакует» холодильник и поедает очень много самых разных продуктов. Кто-то стал бы сразу «лечить» булемию, но не гештальт-психотерапевт. Тот основной упор делает не на то, что она много кушает и не может проконтролировать своё пищевое поведение, а на то, что она жена моряка, а тот постоянно в плаваниях. В результате у женщины не удовлетворённым остаётся основная потребность человека - потребность в сексе, а «глушит» она неудовлетворённость тем, что много ест. Задача терапевта в таком случае мягко подвести пациента к пониманию истинной причины и заставить её не убегать от вопроса о сексе и нормальной семейной жизни.
Казалось бы, тут всё замечательно… Правда, даже после развода и нового замужества у таких дам аппетит не снижается. А вот уж тут и разгадка загадки о том, почему так много намешано в школах и направлениях. Не исключено, что пациентку из этого классического примера придётся лечить ещё и гипнозом, даже использовать методы классического психоанализа. Вот так сложен человек и проблемы, которые связаны с ним.
Когнитивная терапия тоже многогранна
Не меньшую популярность в современном мире имеет и когнитивная терапия. Она пришла на смену бихевиоризму и является его логическим продолжением. Многие идеи бихевиоризма прослеживаются до сих пор. Сказать о том, что этот вид терапии под источниками проблем рассматривает ошибки мышления - это не сказать ничего. Пациенту предлагается :
- осознать, что мысли способны влиять на эмоции и строить какие-то поведенческие тенденции;
- обрести способность наблюдать негативные мысли;
- отнести такие мысли к автоматическим и проанализировать их;
- заменить ошибочные негативные мысли на позитивные и более рациональные;
- выявить в себе наличие негативных убеждений и заменить их на позитивные.
Когнитивная терапия предполагает отказ от негативных мыслей
Изначально когнитивная психология и очень похожая на неё рационально-эмоциональная терапия вошли в некий конфликт с психоанализом. Однако достаточно быстро сама практика показала, что процесс выявления различных когниций до боли психоанализ и напоминал. Может быть не фрейдистский, ну так его в чистом виде и не осталось. Когнитивная психология стала массовым достоянием в начале 90-ых годов, когда психоанализ получил такое сильное дальнейшее развитие и так слился с множеством психотерапевтических направлений и поднаправлений, что легко синтезировался и с когнитивной психологией. В результате между когнитивными психологами и психоаналитиками установилось взаимопонимание и все дружненько продолжили изучение внутреннего мира человека.
Как видим, виды психотерапии и их описание уже со второй половины 20-го столетия стремятся к синтезу и интеграции.
Самые разные школы и направления
Гештальт и когнитивность - это два «кита» современной психотерапии. Но есть «рыбёшки» и поменьше. Иногда соотнести их с каким-то видом просто не представляется возможным. К примеру, сказкотерапия или игровая терапия. С одной стороны у них вроде бы даже нет и претензий на выделение в разряд отдельного научного направления, но ведь всё зависит от того, как смотреть на вещи.
Терапия притч может быть очень результативной. Вспомните, сколько притч имеются в Евангелии . Эффективными они не перестанут быть никогда. Тоже самое можно сказать и про коаны дзен-буддизма, которые содержат в себе огромный потенциал внелогического познания природы собственного ума.
Существуют разные школы и направления психотерапии
Не всё целебное прописывают доктора
Отметим и ещё один важный аспект. Это неправомерность разделения на медицинскую и немедицинскую психотерапии с точки зрения самого процесса. Немедицинская психотерапия выделяется исключительно юридически. Дело в том, что сам термин «лечение» применительно к психическим или духовным проблемам имеет яркий, чёткий смысл только в случае психиатрии, а не терапии вообще. Психиатр - это узкий специалист, его задача выработка и контроль осуществления какой-то медикаментозной схемы лечения. В принципе ему никто и ни что не запрещает вступать в контакт с пациентами, но душеспасительные беседы - это не его профиль. С медицинской точки зрения это является задачей психотерапевта.
Однако это ограничение имеет смысл до тех пор, пока речь идёт про само обращение какого-то лица за официальной врачебной помощью . В действительности она может исходить ещё и от священников, буддийских лам или создателей каких-то автономных психологических школ, к примеру, такой как Симорон. Трудно сказать, сколько неврозов и психозов удалось забыть людям, которые стали работать по методике Петры и Петра Бурланов, но они не врачи, а театральные режиссёры, деятели искусства. Изначально система была разработана для молодых актёров, которым требовалась помощь перед выходом на сцену. Оказалось, что сам принцип может быть полезен в самых разных целях, в том числе и при необходимости лечения фобий, депрессии или других отклонений и расстройств.
Какой из видов психотерапии использовать — решать только вам и лечащему врачу
Если вы думали, что из списка видов современных направлений психотерапии можно выбрать какой-то подходящий для себя, а потом он поможет в любом случае, то просто были под властью стереотипа. Он заставляет смотреть на школы как на какие-то механические собрания методик, которые не связаны с человеком. Вот есть мол набор каких-то способов, и достаточно выбрать нужные, как они принесут пользу. Нет! Это полностью не соответствует действительности.
Психотерапевт, которые утверждает, что работает в рамках школы, которая вам почему-то не понравилась, может помочь, а другой, который говорит о пришедшейся по вкусу методологии, - нет. На 80% психотерапия связана с личностью терапевта и того смогут ли терапевт и пациент установить контакт между собой.
Психотерапия - это система лечебных воздействий на психическую сферу и весь организм пациента, его поведенческие реакции. В узко медицинском смысле психотерапия является одним из методов лечения наряду с физиотерапией, рефлексотерапией, лечебной физкультурой. В более широком смысле это понятие включает в себя коррекцию поведенческих реакций пациента, организацию его труда и быта, имеющие целью профилактику воздействия на человека психотравмирующих факторов. В этом случае психотерапия неразрывно связана с понятиями психогигиены и психопрофилактики.
Специфика такой терапии заключается в том, что результат достигается при помощи информационных и эмоциональных факторов воздействия на личность человека.
- конфронтация;
- разъяснение;
- уточнение;
- стимуляция;
- интерпретация;
- научение;
- тренинг;
- советы.
- искоренение страха публичных выступлений;
- тренировка памяти и внимания;
- тренировка определенных коммуникативных навыков; и т. д.
- Проблемно-ориентированное направление, задача которого - фокусироваться на анализе внешних причин проблемы и пути их разрешения.
- Личностно-ориентированное консультирование - анализ индивидуальных личностных причин возникновения конфликтов и других проблемных ситуаций, а также поиск пути профилактики их появления в будущем.
- Консультирование, направленное на установление наличия ресурсов для решения проблемы.
- склонности к паническим атакам;
- алкоголизма;
- ожирения;
- некоторых разновидностей депрессии.
- рациональная терапия;
- поведенческая терапия;
- классический транзактный анализ.
- семейная психотерапия;
- интегративный транзактный анализ.
- интегративный транзактный анализ;
- приемы классического гипноза;
- клиент-центрированная терапия по К. Роджерсу;
- рациональная психотерапия;
- психотерапия, имеющая когнитивно-поведенческое направление;
- использование сократической техники диалога;
- гештальт-терапия;
- дыхательные техники медитативного направления.
- изучение личности клиента, ее специфики, развития и возникновения нарушений с целью оптимизации психотерапевтических воздействий;
- учет особенностей личности при использовании любых психотерапевтических техник;
- ориентирование психотерапевтического воздействия на изменение личности.
- 1. Динамический - объясняющий все психические процессы с точки зрения взаимодействия и столкновения психологических сил. Эти процессы могут усиливать и подавлять, противодействовать друг другу или создавать компромиссное образование. В то же время они имеют определенную направленность. Наиболее мощно на психическую динамику влияют инстинктивные влечения.
- 2. Экономический принцип. Его основой стал количественный аспект ньютоновской механики. Фрейд часто подчеркивал значимость сохранения энергии в психологических процессах и приписывал выражениям инстинктивных влечений заряды определенного количества энергии.
- 3. Топографический (структурный) принцип. В работах Фрейда эго и суперэго приобретают ньютоновские параметры реальных объектов: протяженность, вес, движение и местоположение. Они могут воздействовать друг на друга, взаимодействовать или противодействовать.
- 4. Генетический. Психогенетический подход в психоанализе опирается на опыт и поведенческие реакции личности с точки зрения ее индивидуального развития и опыта.
- осознание патологии;
- добовольное решение к терапии;
- воля к выздоровлению.
Показать всё
Виды психотерапевтических техник
Как и любая терапевтическая методика, психотерапия имеет разновидности и модификации, каждая из которых применяется в строго определенных случаях, преследует конкретную цель.
Психотерапевтическое вмешательство
Синонимом названия этого метода является психотерапевтическая интервенция.
В различных контекстах термин “психотерапевтическое вмешательство”, имеющее характер техник, обозначает либо общую стратегию поведения и тактики психотерапевта либо отдельный психотерапевтический прием, используемый при работе с пациентом, например:
Группа приемов, называемых психотерапевтической интервенцией, гетерогенна и состоит из трех основных направлений: психоаналитическое, поведенческое и опытное (гуманистическое). Каждое имеет собственную концепцию болезни и здоровья, определенные терапевтические цели, а также плоскость и объем вмешательства и соответствующие средства и приемы.
Клинико-психологическое вмешательство
Данный метод касается сфер профилактики, лечения, реабилитации и развития.
Клинико-психологическое вмешательство состоит из комплекса средств, среди которых психотерапевт выбирает наиболее действенные. Они могут быть вербальными и невербальными. В большей степени эти средства ориентированы в сторону когнитивных аспектов либо на эмоциональную сферу.
Наиболее типичными психологическими средствами в рамках этого метода являются: тренинг (упражнения), беседа или межличностные отношения, влияющие на пациента. Задачи клинико-психологической интервенции: профилактика, лечение, реабилитация и развитие, например:
Психологическое консультирование
Традиционно используется несколько подходов к психологическому консультированию:
Условия эффективного использования психотерапевтических методик
Позитивное влияние психотерапии обусловлено не только наличием у специалиста академических знаний. Достижение положительного эффекта возможно при определенных условиях.
В таблице представлены предпосылки успешного применения психотерапевтических техник:
Предпосылки эффективности приемов психотерапии | Примечание |
Позитивное ожидание обеих сторон - психотерапевта и пациента | Установлено, что эффективность лечения находится в зависимости от ожидания пациентом положительного результата |
Установление прочного и надежного терапевтического альянса | Продуктивная работа с психотерапевтом основывается на взаимном доверии, уважении, а также искреннем интересе специалиста к человеку, обратившемуся за помощью, и понимании проблемы пациента |
Хоторнский эффект | Выявлена закономерность: особо активное внимание психотерапевта к пациенту и его проблемам влечет за собой улучшение состояния обратившегося за помощью человека |
Возможность раскрепощения эмоций и уменьшения эмоционального напряжения в ходе сеанса психотерапии | Пациент приобретает возможность подробно обсудить свою проблему с человеком, от которого он ожидает помощи |
Когнитивное научение | Интерпретации и объяснения психотерапевта дают пациенту основу для понимания причин возникновения его проблем. Это условие способствует и нахождению путей разрешения проблемы |
Суггестия (скрытая и явная) | Внушение - это фактор, присутствующий в любой из разновидностей психотерапии |
Идентификация | Основы идентификации - в бессознательном желании воспринимать психотерапевта как объект для подражания. Поэтому пациент постепенно перенимает некоторые ценности специалиста и его поведенческие реакции |
Оперантное обусловливание | Это разновидность развития условно-рефлекторных связей при помощи демонстрации психотерапевтом своего одобрения или неодобрения, поощрения или осуждения различных форм поведения и эмоциональных реакций пациента. Демонстрация бывает как явная, так и скрытая |
Корректирующий эмоциональный опыт | Специалист смотрит на проблемы пациента реалистичнее и объективнее, а зачастую и более эмпатично, нежели окружение пациента |
Приобретение новых поведенческих реакций (более адаптивных) и закрепление их для применения в реальной жизни | Для отработки способов реагирования используются своеобразные тренировки, репетиции и домашние задания |
Десенсибилизация (снижение чувствительности) по отношению к травмирующим обстоятельствам | Десенсибилизирующий эффект достигается путем многократного обращения к пережитым событиям, которые травмировали пациента. В результате острота негативных эмоций, связанных с отрицательным опытом, постепенно угасает |
Показания к психотерапии
Применение психотерапевтических установок помогает при комплексном лечении следующих патологических состояний:
Необходимость и адекватность психотерапевтического воздействия определяется степенью связи нарушения и ситуации с личностью пациента.
Методы и подходы
Современная психотерапевтическая практика использует ряд методов и подходов психокоррекции, начиная с классических:
Примерами наиболее современных, новаторских методик служат:
Классификация психотерапевтических техник:
Все многообразие психотерапевтических техник успешно применяется в рамках различных подходов в психотерапии. Так, личностный подход подразумевает восприятие обратившегося за помощью человека как единой целостной личности с учетом всех ее особенностей и имеет три основных направления:
Индивидуальный подход похож на личностный, но может иметь более ограниченные рамки, например, когда необходимо учесть только отдельные личностные или соматические особенности пациента.
Бихевиоральный (поведенческий) подход заключается в коррекции нежелательных поведенческих стереотипов. Специалист детально анализирует поведенческие реакции пациента, затем анализируются факторы, запускающие нежелательный симптом. После этого совместно с пациентом составляется пошаговый план действий по изменению или ликвидации данных факторов и закреплению измененного образа поведения. Подход явно директивен.
Когнитивный - опирается на представление, что механизмы возникновения проблем и образования симптомов обусловлены мыслительной деятельностью пациента, внутренней организацией психических процессов. Задача психотерапевта - изменение ответа на внешние обстоятельства путем перепрограммирования мышления.
Классификация психотерапии
В зависимости от принципа классификации выделяют следующие виды психотерапии:
Психотерапия Фрейда
Зигмунд Фрейд является разработчиком принципов психотерапевтического вмешательства. Ему же принадлежит разработка метода свободных ассоциаций и определение основных механизмов многих эмоциональных расстройств, в том числе психоневрозов. В русле психоанализа Фрейда существует 4 основополагающих принципа подхода:
З. Фрейду принадлежит еще одно определение в психотерапии: "ситуация ребенка". Больной приравниается к ребенку, от "выходок" которого страдают окружающие. В такой позиции отсутствует все, что кажется нормальным взрослому:
Психотерапия Адлера
Система Альфреда Адлера называется индивидуальной психологией.
Подобно психоанализу Фрейда, данная методика психокоррекции ограничивается биографическим уровнем.
Отличие состоит в следующем: если Фрейда интересовали история происхождения неврозов и причинно-следственные связи, вызвавшие болезнь, то Адлер интересовался в большей степени результатом, к которому приведет патологический процесс, и целями, которые движут больным. По его мнению, основным принципом формирования невроза является стремление “стать совершенным человеком”.
Индивидуальная психология большое внимание уделяет морфологическим и(или) функциональным нарушениям различных органов. Именно они являются препятствиями в стремлении к превосходству. И они же становятся стимулами к преодолению трудностей. При благоприятном исходе наблюдается преодоление дефекта и восстановление функции; в менее удачных случаях - формирование невроза.
Юнгианство
Аналитическая психология Юнга утверждает, что бессознательные сферы человека всегда находятся в равновесии и сами поддерживают себя в этом состоянии. Психологические нарушения и расстройства, согласно теории, - следствие нарушения равновесия. Распознав свои комплексы (с помощью терапевта) и установив контроль над ними, пациент сможет в результате терапии избавиться от своих проблем.
Позитивная психотерапия Пезешкиана
Одной из важнейших черт человеческой личности, согласно определению позитивной теории Пезешкиана, являются способности, как врожденные (базовые), так и сформированные в процессе развития.
От специалиста-психотерапевта требуется стимулирование резервов психики пациента и его способностей, а не устранение расстройств и отклонений. Позитивная психотерапия базируется на содержательной оценке конфликта и поэтапном лечении, в основе которого лежит самопомощь пациента.
- В.Г. Кондрашенко, Д.И. Донской, С. А. Игумнов, Общая психотерапия;
- С. Гингер, Психотерапия: 100 ложных убеждений;
- Б.Д. Карвасарский, Энциклопедия психотерапии.
В иды психотерапии , как в них разобраться? Существует заблуждение, что направлений психотерапии великое множество и разобраться в них весьма сложно. На деле все обстоит не так. Основных направлений всего 6, а вот различных ответвлений внутри этих направлений действительно множество.
Вот основные направления психотерапии
1. Психоаналитическое
2. Когнитивно-бихевиоральное (поведенческое)
3. Системное
4. Гуманистическое или экзистенциальное
5. Трансперсональное
6. Интегративное
Психоаналитическая или психодинамическая терапия
Психоанализ (греч. psyche - душа +analysis – расчленение, разложение) своими корнями уходит в конец XIX века. Основатель психоанализа - Зигмунд Фрейд. В рамках психоанализа психика рассматриваетсякак трехуровневая система, состоящая из сознательного, подсознательного и бессознательного слоев.
Каждый слой отличается разной степенью осознанности:
сознательный -ощущения и переживания осознаваемы;
подсознательный – ощущения и переживания не осознаваемы на данный момент, но могут быть извлечены на свет из недр психики;
бессознательный , глубокий слойпсихики, содержит в себе неосознаваемые ощущения и переживания и является хранилищем наших примитивных инстинктов и переживаний, связанных с ними. Именно в инстинктивной части лежат силы, побуждающие человекак действию.
Причиной нарушений в поведенческой и эмоциональной сфере считается конфликт между сознательными устремлениями и бессознательными импульсами. Осознавание сторон этого конфликта является путем разрешения проблемы клиента. Психоанализ относится к длительным видам психотерапии и длится в среднем от 3 до 15 лет.
Когнитивно-бихевиористская терапия (КБТ)
Основная идея заключается в следующем - поведение клиента с одной стороны, и его чувства и мысли с другой стороны, являются взаимосвязанными.
В рамках терапии клиент приводится к пониманиютого, как он истолковывает и объясняет свою реальность, следуя привычным когнитивным схемам и убеждениям.
Убеждения, сформированные в соответствии с ранним прожитым опытом, теряют свою актуальность в новых жизненных обстоятельствах,становятся помехой в развитии и в движении к цели.Во время работы терапевт либо приглашает клиента в союзники (давай вместе подумаем над этим), дабы уменьшить его защитные процессы, либо показывает его убеждения в преувеличенном виде. Метод «холодных» объясняющих когниций (мыслей) малоэффективен и не способствует изменениям.
КБТ относится к краткосрочным видам терапии, часто применяется врачами для лечения фобий и компульсивных расстройств (компульсия - это навязчивое повторяющиеся действие, например, бесконечное мытье рук). Основной целью является уменьшение симптоматики без углубления в причины.
Системные терапии
В рамках этой терапии изучается взаимоотношение элементов целого, которое рассматривается в виде системы, функционирующей согласно неким законам.Самым простым примером такой системы является семья.
На терапиирассматриваются взаимодействие членов внутри семейной системы, роли, которые они выполняют, схемы общения внутри семьи (прямые или опосредованные) и т.п.
Члена семьи, носителя симптома (поведенческого или психосоматического) рассматривают как индикатор семейного неблагополучия.
Есть две особенности:
1. Психотерапия чаще всего проводитсяс полной семьей.
2. Во взаимодействии с семьей участвуют, как правило, два терапевта.
Встречи происходят один - два раза в месяц, где семья получает рекомендации и задания для выполнения. Примерный курс от 12 встреч.
Гуманистическая или экзистенциальная терапия
К данному направлению относятся клиент-центрированная терапия Роджерса, гештальт-терапия , трансактный анализ, психосинтез, эриксоновский гипноз и некоторые виды телесно-ориентированной терапии.
Это направление уравновесило влияние двух предыдущих – психоанализа и бихевиоризма. Фокус данной терапии наконец то на самом человеке, на его пяти основных характеристиках – физических, эмоциональных, поведенческих, познавательных, социальныхи духовных. Это своеобразное движениеза освобождение человеческого потенциала.
Трансперсональная терапия
Трансперсональная терапия заняла определенную нишу в психотерапии, не занятую до этого другими направлениями, и коснулась зоны мифов, религиозности и т.п.
В отличие от предыдущих направлений, уделяющих внимание внутренним и межличностным проблемам, работает с надличностным опытом и выходит за границы внутренней душевной жизни человека, исследуя зонубессознательного целого рода или даже человечества. С помощью особых техник (таких как холотропоное дыхание, ребефинг и т.п.) трансперсональная терапияпозволяет достигать измененного состояния сознания, помогая пережить неудовлетворенные желания и освободить заблокированные эмоции и энергию. Отношение к трансперсональной терапии в научных кругах до сих пор спорное.
Интегративная терапия
Интеграnbвная терапия представляет собой объединение методов сразу нескольких видов терапий. Например. Гештальт-терапия прекрасно объединяется с некоторыми телесными практиками, с психодрамой, психоанализ своебразно перекликается с клиент-центрированной терапией Роджерса и т.п.
Литература: