Военные трактаты. Сунь-цзытрактат о военном искусстве. Прикидываться безумным, сохраняя рассудок

Здравствуйте, Друзья мои!
Я давно вынашивал план написание статей, которые затрагивают не только здоровье тела, но и духа. Нашего внутреннего мира, психологического состояния и других аспектов духовного тела. Это всё взаимосвязано и здоровье одного невозможно без другого.

Думая над тем, как же начать эту статью, задался вопросом: «Что нужно человеку в жизни? К чему мы все стремимся?»

Вы, скорее всего, скажете, что это совсем просто. Да, как сам вопрос, так и ответы на него банальны. Все мы хотим быть любимыми и любить, быть счастливыми, иметь хорошую работу и достаток. Конечно, хотим быть здоровыми сами и желаем здоровья нашим близким и родным. И это всё правильно.

Но, по-моему, есть понятие, которое способно объединить эти наши желания. Вам не кажется, что всё это имеет одну основу – побеждать?

«Вся жизнь – борьба!» — мы знаем это с пелёнок, и мы все должны бороться для достижения результата. Если мы проигрываем, то это прибавляет нам опыта и знаний, готовности снова вступать в бой и идти до конца. До победного конца. Здесь главное, чтобы дух оказался достаточно силён для преодоления поражения и проигрыша и снова дал нам сил сражаться.

Мы все хотим побеждать. Во всём, везде и всегда. И наша жизнь – это череда побед и поражений. А наши действия и всё предпринимаемое нами в жизни – просто подготовка к очередному бою.

Когда рождается маленький человек, его уже можно поздравить – он одержал свою первую победу. Пусть инстинктивно, но он преодолел много трудностей, и наградой ему стала жизнь. Ребёнок учится ходить и когда ему это удаётся, он одерживает очередную победу, наконец, встав на ноги.

Пойдём быстрее. В школе мы боремся, проигрываем, учимся и одерживаем победы. Поступить в институт после школы – победа (да ещё какая). Победа над собой, над другими конкурентами. Мы устраиваемся на работу и сражаемся за лучшее место. Получили работу – победили.

Мы знакомимся с любимым человеком и снова сражаемся за него. Он ответил взаимностью – мы победили.

Когда мы заболеваем, то сражение носит наиболее важный характер, это уже победа за жизнь со смертью. А вы как думали? Если ваши иммунные войска достаточно сильны, вы одержите победу и даже без существенных потерь. Если же проблемы и невзгоды ваших главных защитников были вам безразличны, то не ждите блистательных побед на невидимом фронте. Так что, если преодолели болезнь – победили. И так далее. До следующего сражения.

Так можно расписать всю жизнь. Вот так и получается, что не только на поле боя и в войне нужно побеждать. Побеждать мы стремимся всегда и везде. В любой области своей жизни.

Я могу сказать, что, даже ведя этот блог и работая над его статьями, я сражаюсь. Если вы что-то искали и из списка ответов поисковиков выбрали мою ссылку, и вас что-то заинтересовало, а потом вы пришли на мой сайт – значит, я победил. Если вы стали читать мою статью – моя победа крупнее: я одержал победу среди другого множества подобных статей, сражаясь за ваше внимание и интерес. Если же вы дочитали статью до конца, да ещё и комментарий оставили, то моя победа полная и безоговорочная.
Это очень трудная победа, но и самая сладостная. Трудность и сладость этой победы в том, что вы проиграли добровольно, по собственной воле захотели сделать то, что мне требовалось. И это уже высший пилотаж искусства побеждать. Этот пример примитивен, согласен; а вот если вам удалось в жизни провернуть такую штуку, то эта победа может перевернуть вашу жизнь и изменить её.
Ну что же, надеюсь, что моя позиция вам понятна, и вы поддержите её. Не так ли?

Источников знаний, которые нас учат, подсказывают, наталкивают и объясняют, как жить и как побеждать, много. Как кто-то сказал, сейчас мы живём во времени, когда всё написано, всё объяснено и всё открыто, во всяком случае, во множестве областей жизни.
Книг по психологии, правилам успешной жизни, эффективному воздействию на других людей, объясняющих как ставить и добиваться целей, мотивировать себя и других, множество. Многие очень полезны и интересны. Они вносят свой вклад, по крупицам, в общую систему самообразования человека и становления личности.

Конечно, не все. Здесь тоже многое индивидуально. Одному помогло одно, другому другое. Чтобы найти что-то полезное именно для себя, для своей жизни и судьбы, надо перечитать кучу книг. А из этой кучи, лишь одна книга, лишь одна статья или даже одна строка будет способна зацепить, подсказать правильный путь или решение, найти выход из неразрешимой, как вам казалось ситуации. Но согласитесь, это стоит того.

Таких источников знаний множество, как современных, так и достаточно древних, настолько, что имена создателей, время и обстоятельства их появления неизвестны, окутаны тайнами и мистикой. Но именно эти знания и эта, прошедшая через тысячелетия мудрость, не теряют своей актуальности, а наоборот так же логично вписываются в новые обстоятельства нашей меняющейся жизни и снова и снова доказывают свою ценность.

Каждая цивилизация и народ оставляет после себя свой след на земле в виде накопленного багажа знаний и опыта. Иногда эти знания настолько уникальны и ценны, что перестают принадлежать одной культуре или народу, они становятся общечеловеческими ценностями и глупо отвергать опыт и знания, накопленные каким-то другим народом.

Возьмём китайскую культуру с её пяти тысячелетней историей. Можно по-разному относится к любой культуре, в том числе и китайской, но именно она дала очень много ценного для человечества. В конце концов, все мы люди и живём на одной планете, нашем общем доме в бескрайних просторах вселенной.

Одной из таких ценностей, принадлежащих китайской культуре, является книга, появившаяся много веков назад, неизвестно когда, где и кем созданная.

Это «Книга Тридцати шести стратагем » — китайский Трактат трёхтысячелетней мудрости об искусстве жить и побеждать . Его история появления и автор неизвестны за давностью лет.

Однажды появившись, эта рукопись пропала, что бы неожиданно появиться уже в прошлом веке во времена второй мировой войны. Тогда к ней присмотрелись уже более пристально. Вот так эта древняя рукопись стала шедевром китайской культуры, загадочным и анонимным, как и полагается истинному канону, своду знаний, норм и правил в различных областях деятельности и жизни человека.

Про эту книгу я узнал сравнительно недавно от своего тренера. Уже не помню о чём тогда шла речь, но он посоветовал прочесть её. Книгу искусства жить, выживать и побеждать. И ценность её в том, что все эти правила применимы не только на поле боя, как может показаться, но и в жизни, в любой её области: от семейных и личностных отношений до межгосударственной политики. Этим она и ценна. Именно поэтому, независимо на каком этапе развития находится человечество, мудрость этих китайских трактатов ведения боя не теряет своей актуальности и полезности и поныне.

Древняя книга о секретах победы над любым противником и в любых обстоятельствах, вдруг появившись, имела хождение только среди посвящённых. Она была напечатана только для внутреннего секретного использования. Но после культурной революции в Китае эти загадочные тексты, окутанные ореолом таинственности, стали распространяться и в других странах. В России эта книга появилась в переводе трудов швейцарского учёного Харро фон Зенгера.

В настоящее время этот таинственный трактат воспринимается как ключ к успеху и руководство к эффективным действиям в деловых и личностных отношениях, как искусство понимания своего противника и победы над ним.

Эти стратагемы можно воспринимать по-разному. Многие понятия и выводы, делаемые людьми в жизни, расходятся в китайской и других культурах.
Военная стратегия, способы ведения борьбы и отношений строятся на обмане. От этого никуда не деться. В китайской культуре это воспринимается более естественно.
Мудрость стратагем в том, что обман может быть полной реальностью. Ведь когда нет ничего другого, то обман становится истиной. На этом и строится тактика стратагем.

Но и здесь проявляется сущность человека, а не его культура и воспитание. Просто китайская культура воспринимает это легче и естественней.
Другие, например, мы, возможно, более глубоко осознаём эту моральную сторону и для нас многое становится неприемлемым. Ведь это плохо, строить свой жизненный успех на обмане других. Но ведь это не значит, что мы не обманываем, признайтесь в этом.

Мы это делаем иной раз похлеще тех же китайцев, просто это не принято озвучивать и разглашать. Вспомните как больно становится, когда обманывают нас. Моральная боль и удар по самолюбию тяжелее перенести любой физической боли. А наши поговорки и изречения, которые очень даже нам присущи? Например, «достигать цели, идя по головам» или «цель оправдывает средства». Разве не поступают так люди сплошь и рядом? Ну и самая знаменитая, оправдывающая все наши поступки, — «победителей не судят». А можно и совсем оправдать себя и свои действия, мотивировав это тем, что если цель служит добру и правде, как нам кажется, то средства её достижения оправданы. А правда и добро у каждого свои. Вот так вот.

Так что, все мы одинаковы и лучше знать, как может повести себя ваш соперник, чтобы первому применить наиболее выгодный ход. Здесь мышление отталкивается от другого, от принципа, что побеждает сильнейший, и победа должна достаться достойнейшему. А убивает не оружие, а тот, кто им владеет. И как применить стратагемы зависит только от нас. Все эти стратагемы можно приспосабливать и применять в любой области и деятельности. Главное, как вы воспользуетесь этим оружием.

Что же такое стратагема?

Стратагема — это хитроумный план, оригинальный и обдуманный путь к достижению различных целей: личных, военных, политических, экономических, межличностных и, не сомневаюсь, что множества других тоже.

В истории Китая, как впрочем и любой другой страны, особенно во времена наиболее ожесточённых войн, стратагемы имели наибольшее применение, что и описано в примерах.

Трактат содержит 36 стратагем. Каждая стратагема представляет собой некое изречение, которое является её названием.
Объясняется принцип и суть стратагемы. Также даны комментарии к стратагеме, иногда странные и необычные, рассказывающие об исторических прецедентах успешного использования каждой из стратагем.

Основные принципы стратагем, которые надо учитывать:
— При любой тактике надо помнить, что основываться только на чувствах, интуиции и ощущениях нельзя, существенную роль имеет точный расчёт. Ничего нельзя делать на авось.
— Любое действие должно быть обдуманным и подкреплённым естественными жизненными условиями и обстоятельствами, а также значение имеют и наши человеческие чувства.
— Если действовать неумело и неловко, подвергая сомнению свои поступки, то это неизбежно приведёт к сомнениям и подозрениям. Ни одного приёма применить уже не получится.
— При каждом ходе и планировании стратегии боя или внедрения плана надо владеть фактами и точными расчётами. Надо знать сильные и слабые стороны своего противника, его окружение и его точки опоры, знать его жизнь и особенности. То есть точный расчёт и факты правят миром.

Ну, вот и вся вводная часть. В следующей статье о стратагемах мы начнём знакомство с , рассмотрим примеры и объяснения.
Таким образом, шаг за шагом мы с вами познакомимся со всеми тридцатью шестью стратагемами.

Я буду рад, если вы присоединитесь к обсуждению этого интересного вопроса. Возможно, что напишете свои истории побед, сознательных и тщательно выстроенных, а может и произошедших бессознательно и случайно. Вполне возможно, что и мы с вами сможем написать свою книгу искусства побеждать.

А мне только осталось посоветовать вам прочитать самим эту уникальную книгу, окунуться глубже в мир китайской мудрости.

Такая книга станет лучшим и, самое главное, полезным подарком как самому себе, так и другому, важному для вас человеку. Подарочное, красочное и солидное издание на русском языке Харро фон Зенгера познакомит вас с истинным величием культуры другого народа. Наиболее полно раскроет секреты тактик ведения боя и психологию искусства жить и побеждать.

36 стратагем. Сокровенная книга по военной тактике

Вы по достоинству сможете оценить мудрость, красоту и загадочность стратагем, представленных в виде иероглифов, красоту древней китайской живописи и познакомитесь с примерами применения стратагем.

При их умелом применении происходили завоевания городов и стран, переделывались границы государств, уничтожались и возникали целые династии.
И, наверное, надо помнить, что стратагема, это очень эффективное оружие, но только оружие. Самое главное, в чьих оно руках и кто им пользуется. И эти стратагемы, возможно, в какой-то ситуации или проблеме подскажут вам выход, натолкнут на решение и помогут одержать победу. Кто знает, может и самую главную в вашей жизни.

Подписывайтесь и следите за публикациями на моём блоге.

Давайте вместе учиться главному искусству жизни – искусству побеждать.

Всего доброго. Не болейте!

Тщательно подбирать слова ради осуществления своих планов – это ПРАВДИВОСТЬ. Действовать, не ведая сомнений, - это РЕШИТЕЛЬНОСТЬ

Китайский трактат Гуй Гу-цзы относится к числу тайных учений, раскрывающих утонченные секреты общения (в частности, дипломатические стратегии). Владение подобными навыками считалось привилегией Мастеров, владеющих сакральными знаниями.

10 цитат из Гуй Гу-цзы

1. Постигнуть настроение других – вот в чем секрет искусства убеждения.

2. Избрав для себя открытость в действиях, нужно быть осмотрительным. Избрав сокрытость в действиях, нужно уметь хранить тайны.

3.Всматриваясь назад, можно понять других; обращаясь к текущим делам, можно познать себя.

4. В речи есть образы, в поступках есть подражания, и в этих образах и подражаниях раскрывается порядок жизни человека.

5.Желающий знать начинает с себя и, лишь познав себя, может знать других.

6.В использовании людей, нужно уметь оценивать и знания, и умение, взвешивать их способности и силы, определять их наклонности.

Усвоив все это, можно управлять людьми каким угодно способом: привечать их и следовать их желаниям, быть с ними в согласии и угождать их мыслям.

Вот в чем секрет искусства "воодушевлять и подчинять".

7.В мире не бывает вещей навеки ценных, в делах не бывает одного правила годного на все времена.

8.Нужно уметь делать суждения в зависимости от обстоятельств. События в мире – что роящаяся мошкара, в них нет умысла кому-то помочь или навредить, они непрестанно претерпевают изменения. Каждое событие несет с собой утонченный образ силы.

9.Мудрый вынашивает свои планы втайне, оттого его и зовут "божественным"

10.Использовать заманчивые слова для того, чтобы возбуждать желания, - это коварство.

Украшать свои речи преувеличениями – это всеобъятность.

Тщательно подбирать слова ради осуществления своих планов – это правдивость.

Действовать, не ведая сомнений, - это решительность. опубликовано

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Древние китайские трактаты и бизнес Китая сегодня

Китайский менталитет - особый взгляд на мир. Непонимание специфики может привести к разрыву деловых отношений с партнерами из КНР. Обычай вести дела можно понять, если обратиться к древним философским трактатам.

Не секрет, что азиатский менталитет включает особое, далекое от привычного европейцам представление о моделях ведения бизнеса, деловых переговоров и так далее. Непонимание специфики «китайских церемоний» может привести как к неожиданному разрыву с восточными партнерами, так и (что ещё хуже) к обнаружению, что тебя, говоря по-русски, «кинули», притом безо всяких моральных терзаний!

Речь в данной статье пойдет именно о менталитете, о «впитанных с молоком матери» привычках, манерах, взгляде китайца на мир. Изложить все это системно зачастую трудно, да и просто невозможно для обычного, рядового китайца. Он так не думает – он так чувствует...

Пойми меня, если сможешь

Между тем, менталитет жителей Китая имеет конкретную историческую основу. Как правило, трактуя обычаи и манеру ведения дел ссылаются на древние философские китайские трактаты. Особенной популярностью пользуются «Искусство войны» Сунь-цзы и «36 стратагем».

На российском книжном рынке нетрудно найти бизнес-литературу, где стратагемы наглядно привязываются к тем или иным деловым ситуациям и подробно анализируются в контексте. Однако за популярным развлечением подчас утрачивается реальное, истинно китайское мироощущение. Ведь простые (да и не очень!) китайцы, скорее всего, вообще не читали древних трактатов! Для настоящих жителей Поднебесной стратагемы – не чеканные и осовремененные формулировки, как в наших переводных книжках, а сама реальность, обыденность жизни.

Восток-Запад

Трактаты хороши тем, что они объясняют сложные вещи. Если не увлекаться их шарлатанским (простите за каламбур) трактованием, там легко встретить емкие и многосторонние определения принципов, которые трудно самостоятельно «нащупать» нам, европейцам, пытающимся понять и предсказать поведение китайских партнеров.

Ниже приведен «топ-5» китайских трактатов, с одной стороны, сформировавших китайский национальных дух, а с другой – объясняющих этот дух.

№5. Книга перемен (И-цзин)

Легендарная «Книга перемен» (И-цзин»)– один из древнейших памятников китайской письменности. Это одновременно и сборник мифов, и философский трактат, и руководство к действию. Применение – ритуальное, а точнее – гадательное. В «Книге перемен» описываются отношения двух мировых первооснов – энергий инь и ян, а также даны 8 триграмм и 64 гексаграммы. Путем определенных манипуляций с этими символами гадающий получает ответ на заданный вопрос.

Конечно, никто не будет при помощи этого фолианта предсказывать взлеты и падения акций (хотя некоторые вовсю занимаются этакими «бизнес-тренингами» в России, не говоря уже о самой Поднебесной), а о том, что именно в «И-цзин» впервые было изложено мироощущение, позднее закрепившееся и в конфуцианстве, и в даосизме, и – шире – ставшее фундаментом китайского менталитета. Это убежденность в цикличности, гармоничности и правильности естественного течения дел, в ценности исконного порядка вещей.

Так, Конфуций, развивая эту идею, учил: «правитель должен быть правителем, чиновник – чиновником, отец – отцом, сын – сыном».

Если для западного человека естественно «нарисовать план», представить идеальный вариант развития событий и затем «подтягивать» реальность под этот план, то китаец живет иначе. Он «встраивается» в действительность, использует естественный ход событий, зная, что по-настоящему спелый плод сам упадет в руки.

«Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас» – совсем не китайская философия. Однако не стоит понимать эту установку как призыв к пассивности.

Знаменитая «мягкая сила» китайских дельцов, их умение и стремление вежливо, но неуклонно продавливать свой интерес, используя все доступные средства; заполнять любую незанятую экономическую нишу; упорство и трудолюбие коренятся именно в этом мифологическом мироощущении незыблемости и гармоничности мироздания, в котором каждый находит себе свое место. Следует только подождать, пока «труп твоего врага не проплывет мимо тебя по реке».

Так, в Китае бытует поговорка: «никто не ставит памятника хорошему стратегу». То есть, истинно успешный стратег не доведет дело до войны, насильственного силового решения проблем, а решит их заранее, тонко и незаметно, оставаясь в тени. Если проводить параллель с деловыми переговорами, тут уместно будет вспомнить японскую тактику «ньюмаваши » («окучивание корней») – стремление предопределить исход большого совещания кулуарными договорами в малых группах.

Не станем забывать также, что мифологическая, изложенная в «И-цзин» картина мира рисует Китай «Срединным Царством», окруженным варварами. Это значит, что даже гуманистические принципы конфуцианства автоматически «не работали» (и не работают!) для общения с «лаоваями» ­– иностранцами.

№4. Мэн-цзы

«Мэн-цзы» - трактат одноименного мудреца, ученика Конфуция. Именно из «Мэн-цзы» тянутся корни столь важной для китайского «экономического чуда» идеи «малого благоденствия». Сегодня эта идея в большей степени связывается с экономической политикой Тайваня, но фактически она проявляется и в действиях китайских лидеров. «Малое благоденствие» в соответствии все с тем же мифологическим принципом «каждому свое изначальное место» означает, что крестьянин должен обрабатывать поле, а его семья имеет полное физическое и моральное право благоденствовать с этого честного труда.

Накопительство и зажиточность – национальные черты китайцев – во многом объясняются установками "малого благоденствия".

№3. Речи и рассуждения (Лунь Юй )

«Речи и суждения» - очень знаменитое сочинение Конфуция. В регионах Восточной Азии самой лестной характеристикой, неформальным «титулом», который нелегко заслужить, для бизнесмена, является «жу шан » – «конфуцианский предприниматель». Это можно сопоставить с модным западным понятием «социальная ответственность в бизнесе», однако возросшим именно на китайской почве.

«Жу шан» – соблюдающий традиции, поддерживающий государство, гуманный и справедливый предприниматель; не просто создающий себе состояние, но стоящий на страже канонов китайского общества.

№2. Трактат «36 стратагем»

В нём описываются различные тактические приемы. Эти принципы настолько широки, что могут использоваться не только в средневековых войнах, но и в современном бизнесе! Думать, что каждый китаец знает все 36 стратагем назубок и мыслит ими – неверно; однако в совокупности они дают представление о гибкости, прагматичности и направленности китайского мышления.

Говорящими являются сами экзотические названия стратагем: «Скрывать за улыбкой кинжал»; «Сделаться из гостя хозяином»; и их короткие тексты, вроде:

Даже малейшую слабость

Непременно нужно использовать.

Даже малейшую выгоду

Ни в коем случае нельзя упускать.

Маленькая слабость противника -

Это маленькое преимущество у меня.

(Стратагема называется «Легкой рукой умыкнуть овцу»).

№1. Сунь-цзы «Искусство войны»

Заслуженно и почетно первое место занимает трактат средневекового полководца. Сунь-цзы полностью разделяет ту точку зрения, что хорошему стратегу не ставят памятников, а доводить дело до необходимости военных действий глупо, когда можно обойтись шпионажем, подкупом, «развалом врага изнутри». Большая часть книги посвящена не технике ведения боя, а победным стратегиям в соревновательных ситуациях. К таковым, безусловно, относятся и деловые переговоры, и конкурентная борьба, а потому «Искусство войны» и по сей день с полным правом применяется бизнес-тренерами (а мы еще раз заметим, что дело не в тренингах: китайцу нет в них нужды, поскольку соответственный менталитет и стратегии поведения сформированы у него с детства).

Помимо этих пяти, конечно же, существует большое количество других книг и трактатов, каждый из которых, так или иначе, освещает одну из граней «китайской души». Выделять «главные» можно только условно. Идеи, изложенные в них, пронизывают друг друга, образуя – в течение тысячелетий! – устойчивую систему под названием «китайский национальный характер».

«Искусство войны» — один из первых трактатов, посвящённых военной стратегии, тактическим приёмам и самой философии войны. Автором книги был китайский полководец и философ Сунь Цзы, живший в VI веке до н. э. Его концепции и рекомендации легли в основу военной практики большинства азиатских стран. В начале XVIII века «Искусство войны» стали переводить на европейские языки. Известно, что трактат был настольной книгой Наполеона Бонапарта, также изложенные в «Искусстве войны» идеи заинтересовали руководство нацистской Германии. А в наши дни труд Сунь Цзы используется для обучения офицерского состава армии США.

Личность Сунь Цзы и история написания трактата

Вплоть до III века до н. э. Китай не был единым государством. На территории Поднебесной располагалось несколько независимых царств, находящихся в состоянии перманентной войны друг с другом. Сунь Цзы родился приблизительно в середине VI века до н. э. в царстве Ци. Он сделал блестящую военную карьеру и стал наёмным полководцем при князе Хэлюе, возглавлявшем царство У. При дворе князя Сунь Цзы прославился своей мудростью и прозорливостью. По просьбе Хэлюя полководец и написал «Искусство войны», где изложил все свои знания.

Однако Сунь Цзы прославился не только как теоретик, но и как практик. Благодаря его таланту, царство У сумело подчинить себе соседние княжества.

Ключевые идеи

Представления Сунь Цзы о войне отличаются своей целостностью. Его труд очень последователен и обстоятелен. Единые, законченные идеи пронизывают каждую главу текста. Основные мысли Сунь Цзы заключаются в следующем:

  • Война — это всегда убытки. Поэтому любой конфликт нужно решать, в первую очередь, дипломатически.
  • Спешка и эмоции — верный путь к гибели. Военачальник должен быть сдержан и полагаться только на здравый смысл.
  • Основная задача полководца — добиться управления противником.
  • Главное на войне — не удача, а владение информацией.
  • Боеспособная армия — это та армия, в которой солдаты обеспечены всем необходимым, чётко знают свою цель и строго подчиняются командирам.

«Искусство войны» состоит из 13 глав, каждая из которых рассматривает те или иные аспекты подготовки войны и ведения боя.

Предварительные расчёты

Сунь Цзы подчёркивает, что выиграть войну без тщательной подготовки невозможно. Прежде чем начинать войну, правитель и полководец должны проанализировать пять главных элементов войны.

  • Во-первых, нужно оценить «Путь» — то есть, состояние общества, отношение народа к власти и возможным военным действиям.
  • Вторая важная составляющая — это «Небо» — время, которым может располагать воюющая сторона.
  • Третий элемент — «Земля» — местность, на которой будет вестись война, время года и погодные условия.
  • Четвёртая составляющая — сам «Полководец». Необходимо понять, насколько талантлив человек, возглавляющий войско, способен ли он действовать разумно и беспристрастно.
  • И, наконец, пятый важный элемент — «Закон». Сюда относится всё, что касается непосредственно армии (уровень подготовки солдат и офицеров, провизия, вооружение, форма и многое другое).

Ведение войны

Полководец должен не только предугадать возможные тактические ходы противника, но также подчитать убытки, которые повлечёт за собой война, и потенциальные приобретения. Нельзя затевать войну без подробной сметы, где учитывались бы расходы на нужды армии. При этом талантливый военачальник сумеет избежать излишнего затягивания боевых действий и, тем самым, убережёт государство от дополнительных трат, а солдат — от голода, болезней и лишений.

Планирование нападения

Сунь Цзы советует полководцам не спешить с началом боевых действий. Битва — это самое последнее средство ведения войны. Прежде чем переходить к сражению, нужно испробовать дипломатию, подкуп, запугивание, дезинформацию и шпионаж. Противник должен быть лишён союзников и сбит с толку. Только после этого можно переходить к быстрой и решительной атаке.

Для того чтобы война окончилась победой, каждый человек¸ находящийся на поле брани, начиная от простого солдата и заканчивая правителем, должен преследовать общую цель.

Форма

Полководец должен уметь найти ту точку, на которой он сможет закрепиться при неудаче. Как только его армия достаточно окрепнет, можно будет начать продвижение вперёд.

Мощь

Задача полководца — перехватить стратегическую инициативу и заставить противника двигаться в нужном направлении. Для того чтобы овладеть этой инициативой, военачальник должен уметь правильно вести бой и маневрировать. Каждый манёвр приближает противника к ловушке, всё больше запутывая вражескую армию.

Полнота и пустота

В этой главе Сунь Цзы вновь напоминает о важности предварительных расчётов. Победа будет гарантирована тому, кто первый придёт на поле боя. Опоздание же грозит катастрофой. Полководец должен успеть изучить местность, занять более выгодные позиции, возвести укрепления и дать отдохнуть своим солдатам.

Также главнокомандующий должен понимать логику, которой руководствуется противник, знать все слабые и сильные места врага. От этих сведений напрямую зависит план наступления и все последующие маневры армии.

Борьба на войне

Даже самые быстрые и мощные атаки ничего не дадут, если в стане врага царят порядок и дисциплина. Полководец должен уметь измотать и деморализовать своего противника. Только после этого наступление увенчается успехом.

Излишняя спешка на войне обычно приводит к гибели. Лучше потратить время на изучение дорог и общение с местными жителями, чем перейти к атаке, которая быстро разобьётся об укрепления противника.

В то же время полководец должен следить и за порядком в своём лагере. Только единство и дисциплина приведут к цели.

Девять изменений

В этой главе Сунь Цзы отмечает, что причинами поражения могут быть не только успешные действия противника или неудачное место дислокации, но и неумение полководца контролировать свои эмоции.

Некоторые военачальники ведут себя на поле боя слишком отчаянно и безрассудно, стремясь к смерти, а некоторые — трусят и в результате попадают плен. Часть полководцев слишком сурова к своим солдатам, а часть — обходится с ними слишком мягко. В обоих случаях армия перестаёт подчиняться своему командующему. Также губительно и чрезмерное честолюбие главнокомандующего. Это чувство может привести к тому, что полководец забудется во время боя и потеряет своё хладнокровие.

Поход

В этом сугубо практическом разделе Сунь Цзы, опираясь на свой опыт, рассказывает, как нужно вести военные действия на разных типах местности, правильно форсировать реку, двигаться по горам, какие точки следует выбирать для начала боя. Также он уделяет внимание поведению противника и поясняет, как следует трактовать те или иные действия врага.

Формы местности

Сунь Цзы немного дополняет предыдущую главу, рассказывая о ведении боя в тех или иных природных условиях. Но большая часть раздела посвящена отношениям между полководцем и солдатами. Сунь Цзы считает, что командир должен уметь поддерживать баланс при общении со своими подчинёнными. Обычно солдаты готовы умереть за полководца, который их любит и о них заботится. Но у слишком мягкого главнокомандующего армия может легко выйти из-под контроля.

Девять местностей

Данная глава раскрывает специфику ведения боя на своей и вражеской земле. Сунь Цзы рассказывает о том, в каких случаях лучше захватывать новые территории, а в каких — будет рациональнее отступить. Также в тексте присутствует описание местностей, наиболее подходящих для атаки, отступления или окружения.

Огневое нападение

В главе рассказывается об уничтожении складов, полей, припасов и вооружённых сил противника. При этом Сунь Цзы призывает руководствоваться не злобой и жаждой мести, а исключительно благоразумием.

Использование шпионов

Сунь Цзы подчёркивает, что даже самый лучший план тактического наступления не стоит ничего, если полководец не имеет сведений о противнике. Использование шпионов нужно не только для того, чтобы знать всё о стане врага, но и для того, чтобы сам противник получал ложную информацию.

Искусство войны в иллюстрациях. Классический трактат Сунь-Цзы в диаграммах и графиках

Джессика Хэги Древневосточная литература Отсутствует

«Искусство войны» – военный трактат китайского полководца и мыслителя Сунь-цзы. Издавна это произведение почиталось в Китае как главный военный канон, оно существенно повлияло на все военное искусство Востока, а сегодня входит в программы обучения военных академий многих стран.

Джессика Хэги смахнула пыль двадцати пяти веков с классического текста и перевела его на язык инфографики. «Искусство войны в иллюстрациях» – современное руководство, которое в корне изменит ваш подход к разрешению конфликтов. Она станет прекрасным подспорьем для предпринимателей, политиков, менеджеров, маркетологов, логистов и даже спортсменов – словом, для всех, кому нужны лидерские навыки.

Джессика Хэги – блогер и художник. Автор лучшего блога 2008 года по версии читателей журнала Time (thisisindexed. com). Работы Джессики часто появляются на разных сайтах, в галереях, книгах, журналах, газетах, телепередачах и рекламных кампаниях. На русском языке издается впервые.

Всю военную теорию Кутузов активно применял в действиях, что позволило ему одержать победу над несокрушимой армией Наполеона. Издание включает в себя трактат о пехотной и егерской служб е – блестящий образец произведения полководца, а также наиболее яркий отрывок из книги Ф.

М. Синельникова «Жизнь, военные и политические деяния его светлости генерал-фельдмаршала, князя М. И. Голенищева-Кутузова-Смоленского», посвященный войне 1812 года и последующим событиям.

О войне. Части 1–3

Карл фон Клаузевиц Политика, политология Отсутствует

Трактат «О ВОЙНЕ» , написанный еще в начале XIX века, в наши дни приобретает новое звучание, поскольку принципы ведения войны, стратегия и тактика военных действий прекрасно применимы в современной жизни. «Война – неотъемлемая часть борьбы человеческих интересов и поступков», – говорил Карл фон Клаузевиц.

Описанные им стратегические принципы одинаково подходят и для анализа военных действий, и для понимания природы конкурентной борьбы в бизнесе и политике. Это произведение вполне может стать настольной книгой для военных, политиков, бизнесменов.

Макиавелли

Жан-Ив Борьо Биографии и Мемуары Отсутствует

Макиавелли как исторический персонаж – фигура парадоксальная, и первый из парадоксов – в явном несоответствии между его политическим статусом и всемирной славой. Каким образом чиновник средней руки, не занимавший высоких должностей и не облеченный властью, сумел предложить универсальный анализ хаотичной картины мира, в котором он жил, и войти во всемирную историю политической мысли? Как случилось, что Макиавелли приобрел мгновенно и на века европейскую – и весьма скандальную – славу , а его мысль была обобщена, точнее, заключена в прокрустово ложе прочно устоявшегося термина «макиавеллизм», ставшего синонимом циничного лицемерия? Жан-Ив Борьо, профессор Нантского университета, специалист по эпохе Возрождения, переводчик многих великих сочинений итальянских гуманистов, в том числе трактатов Макиавелли «Государь» и «О военном искусстве», представляет в новом свете знаменитого «флорентийского секретаря», который в политике предпочел морали эффективность, был ценителем древних авторов, но не нашел признания ни у своего, ни у последующих поколений.

Борье восстанавливает справедливость, определяя подлинное место Макиавелли в истории западной политической мысли и давая читателю уникальную возможность узнать истинное лицо великого флорентийца.

Китайская медицина. Современное руководство по древней методике исцеления

Юнь Лун Медицина Народная медицина Востока Нет данных

Трактат «Искусство войны» Сунь-цзы вот уже 2500 лет считается классическим произведением военного искусства. Однако описанные в нем принципы впервые применила на практике (помимо военной стратегии и политики) именно традиционная китайская медицина. Приведенные в этой книге понятные практические рекомендации помогут исцелению и поддержанию вашего здоровья в любом возрасте.

Узнайте, в чем секрет здоровья и долголетия жителей Китая, и применяйте у себя дома.

Дэвид Чейз О бизнесе популярно Отсутствует

«Бизнесмены» древнего мира использовали искусство ведения войны для развития торговли. Но вот наши современники военные знания почему-то совсем не жалуют. Может быть, потому что самый известный трактат о военном искусстве, написанный еще в III–V веках до нашей эры китайским полководцем Сунь-Цзы, в СССР был под запретом и им могли пользоваться только спецслужбы? Книга познакомит вас с этим древним учением, расскажет, как великие древние техники ведения войны можно использовать в современном бизнесе; как построить переговоры, чтобы изменить убеждения партнеров; какими качествами полководца должен владеть бизнесмен.

Самые остроумные афоризмы и цитаты. Искусство войны

Сунь-цзы Древневосточная литература Отсутствует

Сунь-цзы – великий китайский стратег и мыслитель VI века до н. э. Автор знаменитого трактата о военной стратег ии «Искусство войны», написанный по просьбе по просьбе князя Хо Люя. Вэй Лао Цзы писал: «Был человек, который имел всего 30 тысяч войска, и в Поднебесной никто не мог противостоять ему.

Кто это? Отвечаю: Сунь-цзы».

Тактика победы

Михаил Кутузов Биографии и Мемуары Великие полководцы Нет данных

Все знают славное имя Михаила Илларионовича Кутузова (1745—1813). Для всякого русского человека имя Кутузова стоит в одном ряду с великими именами Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского. Всю жизнь он воевал для славы Россию, а в конце жизни выиграл битву за Россию.

Имя Кутузова связывают обычно с беспримерным сокрушительным разгромом величайшего военного гения – Наполеона (который еще в 1805 году назвал Кутузова «хитрым лисом» – за то, что тот перехитрил его). Между тем даже беглое знакомство с биографией будущего спасителя России позволяет утверждать: личностью он был необычайной.

Военную службу Кутузов начал в 19 лет. В молодые годы, не имея еще случая проявить свое стратегическое мышление, являл чудеса беспримерной храбрости во время многочисленных стычек с неприятелем. В первую Русско-турецкую войну, чудом выжив после тяжелейшего ранения (стоившего ему глаза), Кутузов использовал полученный от Екатерины II заграничный отпуск не столько для лечения, сколько для знакомства с Европой и расширения образования: учиться он продолжал всю жизнь.

А по возвращении был направлен в помощь Суворову – и блестяще, дипломатическими средствами завершил аннексию Крыма. Кстати говоря, великий Суворов из всех своих полководцев ценил Кутузова едва ли не выше всех – и это было широко известно: после 1800 года в армии Кутузова считали прямым наследником Суворова.

Не гонясь за славой, он предпочитал, чтобы она сама находила его. Во всех сражениях (а было их на его веку множество) Кутузов проявлял свои лучшие качества – необыкновенную твердость в сочетании с глубоким перспективным расчетом. Никакая опасность, даже самая близкая, не могла заставить его горячиться или паниковать.

Не одна лишь образцовая храбрость, но и громадное мужество выделяли его. Что же касается твердости, то именно непоколебимость Кутузова – вопреки давлению императорского двора и части его собственного штаба – позволила полководцу последовательно и до конца претворить в жизнь свой план длительного непрерывного контрнаступления, благодаря чему Россия была спасена, а от лучшей армии Европы под руководством военного гения того времени Наполеона не осталось почти ничего.

«Тактика победы» М. И. Кутузова – исторический, военный, литературный и книжный памятник, которым издательство «Эксмо» ознаменовало юбилей 200-летия великой победы России в Отечественной войне 1812 года. Великие испытания требуют великих исполнителей.

Чтобы победить Наполеона, мало было мужества, хитрости, опыта, таланта, терпения и удачи. Нужно было превзойти его в «человеческом измерении». И Кутузов справился с задачей, оставаясь самим собою: и без Наполеона он был великим человеком. В представляемой книге прославленный русский полководец открывается не только как военачальник, но и как уникальная личность.

Следить за движением его мысли и души так же захватывающе, как за ходом Бородинского сражения. Издание включает в себя трактат о пехотной и егерской службе – блестящий образец произведения Кутузова – военного теоретика, а также личные и служебные письма и документы, охватывающие всю жизнь полководца.

В приложениях даны воспоминания современников и соратников Кутузова. Из этого разнообразного и содержательного материала вырисовывается многогранный образ одного из самых славных русских полководцев и знаковых фигур истории России. Электронная публикация материалов жизни и деятельности М.

И. Кутузова включает полный текст бумажной книги и избранную часть иллюстративного документального материала. А для истинных ценителей подарочных изданий мы предлагаем классическую книгу. Как и все издания серии «Великие полководцы» книга снабжена подробными историческими и биографическими комментариями; текст сопровождают сотни иллюстраций из российских и , многие из которых современный читатель увидит впервые.

Прекрасная печать, оригинальное оформление, лучшая офсетная бумага – все это делает книги подарочной серии «Великие полководцы» лучшим подарком мужчине на все случаи жизни.

Оружие Китая. Развитие традиционного оружия

Эдвард Вернер Справочники Отсутствует Нет данных

Уникальная книга Эдварда Вернера посвящена формированию различных видов оружия в Китае. Вернер, основываясь на древних трактатах, исследует такие виды оружия, как дубины, булавы, боевые топоры, копья, пики, мечи, луки, арбалеты, баллисты, ружья, материалы, из которых они изготавливались, их применение в бою, а также защитные доспехи.

Искусство войны. Руководство для бизнеса

Дэвид Чейз О бизнесе популярно Отсутствует

Война и торговля сопровождали наших предков с древнейших времен. Между этими видами человеческой деятельности не было существенной разницы. Воин занимался торговлей, а купец часто бывал воином. На войне нет непроверенных и непродуманных методов. Каждый шаг, каждое действие четко расписано, так как слишком высоки ставки.

Древние ученые писали целые трактаты на тему войны. Они учили, как с наименьшими потерями добиться победы на поле сражения. Война и бизнес очень похожи. В обеих этих областях есть победители и побежденные, есть победы и поражения, есть атаки и переговоры, натиск и убеждения.

«Бизнесмены» древнего мира использовали искусство ведения войны для развития торговли. Но вот наши современники военные знания почему-то совсем не жалуют. Может быть, потому что самый известный трактат о военном искусстве, написанный еще в III – V веках до нашей эры китайским полководцем Сунь-Цзы, в СССР был под запретом и им могли пользоваться только спецслужбы? Книга познакомит вас с этим древним учением, расскажет, как великие древние техники ведения войны можно использовать в современном бизнесе; как построить переговоры, чтобы изменить убеждения партнеров; какими качествами полководца должен владеть бизнесмен.

Но вы можете ответить: «Мне это не интересно, я не бизнесмен». Не торопитесь. Если подумать, то каждому из нас, каким бы видом деятельности мы ни занимаемся, приходиться заключать те или иные сделки, следовательно, продвигать свои идеи, изменяя убеждения своих собеседников, партнеров, друзей, членов семьи.

Эта книга научит вас, как добиваться успеха в карьере, как наладить семейные отношения, влиять на людей, изменяя их идеалы, ну и, конечно, она незаменима для бизнесменов!

Менеджер якудзы

Ямамото Цунэтомо Древневосточная литература Отсутствует

Представляем вашему вниманию аудиоверсию двух наиболее авторитетных трактатов, посвященных бусидо – «Пути воина». Бусидо – изначально трактовавшееся как «национальный, особенно военный дух Японии», в последствии стало обозначать свод правил, регламентирующих поведение воина, как в военное время, так и в повседневной жизни.

Юдзан Дайдодзи и Ямамото Цунэтомо, два великих самурая, живших на рубеже семнадцатого-восемнадцатого столетий, предлагают молодым воинам свое напутствие, свой рецепт обретения себя. Написанные в период мирной жизни, когда многие самураи, потеряв привычный уклад жизни, стали предаваться развлечениям и пагубным страстям, «Будосёсинсю» и «Хагакурэ» призывали вернуть былую веру в чистоту и справедливость.

А в наши дни эти труды вполне могут послужить своеобразной разгадкой, ключом к успеху японских компаний и рассказать об истоках корпоративных отношений. И так, несколько золотых правил или «Ключ к успеху японских компаний» от самураев древней Японии, которые помогут вам реализовать себя в бизнесе и стать успешными в жизни: Образование: Нужно быть хорошо образованным, и глубоко понимать причины вещей.

Безграмотность сегодня непростительна. Дружба: Надежность – одно из необходимых качеств, но ни в коем случае не следует оказывать помощь без веских причин, ввязываться в дела, которые не имеют значения, или принимать на себя обязательства в том, что не касается тебя самого.

Служба: Долг всех, находящихся на службе, состоит в том, чтобы отдавать ей все свои силы. Лень: Находясь на службе, нужно жить сегодняшним днем и не заботиться о дне завтрашнем, ибо, если день за днем ревностно и усердно исполнять свой долг так, что ничто не остается несделанным, не о чем будет сожалеть и не в чем упрекать себя.

Разрыв отношений: На службе, вполне может оказаться кто-то, с кем по каким-то причинам нет желания иметь дела. Но если приказано служить вместе с таким человеком, нужно немедленно сказать тому: «Мне приказано служить вместе с тобой, и хотя мы отнюдь не близки, я верю, что мы будем помогать друг другу, чтобы лучше исполнить свой долг.

Клевета: Находясь на службе, никогда не нужно исподтишка осуждать ошибки своих товарищей, которые видел или о которых слышал. Ибо человеку не дано понять, насколько он может ошибаться в таких вещах или не понимать их. Это, а так же многое другое, вы сможете узнать, прослушав новую аудиокнигу серии «Семь ступеней совершенства», прочитанную для вас А.

Ф. Скляром. Мы уверены, что простые принципы, изложенные в этой аудиокниге, могут быть без труда применены на практике предпринимателями, менеджерами и руководителями всех уровней. Продюсер издания: Владимир Воробьёв © перевод Р. В. Котенко, А. А. Мищенко ©&℗ ИП Воробьев В.

А. ©&℗ ИД СОЮЗ.

Искусство войны

Сунь-цзы Древневосточная литература Отсутствует Нет данных

Древний китайский трактат «Искусство войны» написан более двух тысячелетий назад воином и философом Сунь-цзы (VI—V вв. до н. э.). Будучи первым из всех трактатов по военному искусству, это классическое руководство содержит четко сформулированные принципы ведения боевых действий и подготовки к ним, стратегии и тактики поведения военачальника и его армии в военных конфликтах.

Кроме того, автор дает краткие представления о человеческой природе, способах разрешения конфликтных ситуаций без грубого насилия, указывает, как можно побеждать еще до начала открытого противостояния. Труд Сунь-цзы, впервые переведенный французским миссионером около двух столетий назад, высоко оценил Наполеон.

И сегодня, спустя века, книга по-прежнему интересна, причем не только военным, но и политологам, бизнесменам, психологам. Издание сопровождается множеством уникальных иллюстраций.

Хагакурэ. Сокрытое в листве

Ямамото Цунэтомо Древневосточная литература Книга самурая

Представляет аудиоверсию наиболее авторитетного трактата, посвященного бусидо – «Пути воина». Бусидо – изначально трактовавшееся как «национальный, особенно военный дух Японии», в последствии в древней Японии стало обозначать свод правил, регламентирующих поведение и повседневную жизнь самураев – воинского сословия, определяющего историю своей страны на протяжении столетий.

Ямамото Цунэтомо, великий самурай, живший на рубеже восемнадцатого столетия, предлагает молодым воинам свое напутствие, свой рецепт обретения себя. Написанное в период мирной жизни, когда многие самураи, потеряв привычный уклад жизни, стали предаваться развлечениям и пагубным страстям, «Хагакурэ» – или иначе «Сокрытое в листве», рассказывает о том, как вернуть былую веру в чистоту и справедливость.

Призывает отказаться от прагматизма, уверяя, что лишь интуиция способна привести к первоосновам бытия, помочь в любых свершениях. Трактат учит жизни в мире, жизни именно в эту конкретную минуту, жизни, которая определяется одним: правильным ли будет твой следующий шаг.

Вот несколько советов, которые дает автор «Хагакурэ» тем, кто стремится постичь нечто таинственное, скрытое от обычного взора и доступное только тому, кто стремится к постижению избранного им Пути воина. «К важным делам следует относиться легко». «Высказывать людям свои мнения и исправлять их ошибки – очень важно.

В этом проявляется сострадание, которое больше всего помогает в вопросах суждения». «О том, хорош человек или плох, можно судить по испытаниям, которые выпадают на его долю». «Всю свою жизнь прилежно учись. Каждый день становись более искусным, чем ты был за день до этого, а на следующий день – более искусным, чем сегодня».

«Говорят, что, совершив ошибку, нужно тут же ее исправить. Если это сделать без промедления, она скоро будет забыта». Непоколебимая готовность к смерти, все заполняющее чувство долга, забота о чести – как о высочайшем достоинстве, мужество и решительность – являющиеся оружием самурая, любовь – понимаемая в смысле высочайшей романтики, снисходительность и сострадание к людям – это и есть Хагакурэ.

Постепенность и сиюминутность, мгновение и вечность, поиск ответов на вопросы «Как мы живем?», «Как мы умираем?». Обо всем этом в аудиокниге Хагакурэ (Сокрытое в листве) в замечательном прочтении А. Ф. Скляра. Продюсер издания: Владимир Воробьёв © перевод Р.

В. Котенко, А. А. Мищенко ©&℗ ИП Воробьев В. А. ©&℗ ИД СОЮЗ.

Черчилль и древняя тайна «Заговора рептилий»

Ольга Грейгъ Биографии и Мемуары Власть и мистика

Исследователи уверяют, что миром управляют… «рептилии». По их версиям, представители королевских династий Западной Европы и элиты США являются потомками инопланетной рептилоидной цивилизации. Их хищнические гены объясняют захватническую политику англосаксов и американцев, направленную на разжигание войн, революций, разрушений экономик других стран во имя собственного блага.

Теория заговора рептилий выглядит безумной, но не торопитесь с выводами. Предания многих народов, в том числе древние трактаты Индии рассказывают, что предками людей были наги – раса змееподобных существ, обладавших уникальными знаниями и умевшими принимать человеческий облик.

Потомки этих странных существ во имя своей цели – управления миром – создали тайные общества иллюминатов, масонов… они до сих пор скрываются среди нас. Согласно генеалогическому древу, составленному американским профессором Хорном, британским писателем Дэвидом Айком и другими исследователями, династия британских монархов, английский премьер Черчилль, мультимиллиардеры Ротшильды и Рокфеллеры, президенты США, среди которых Рузвельт, Клинтон и семейство Буш, связаны родственными линиями.

«Сеть секретных обществ и эти линии крови правят странами и руководят всей постановкой мирового представления. И эпицентр опять оказывается в Лондоне…» А, значит, дело убежденного русофоба Уинстона Черчилля набирает новый оборот… Чтобы получить ответы на вопросы о странных сущностях и Мировом правительстве, автор политических бестселлеров Ольга Грейгъ ведет беседы с самыми известными в стране и за рубежом писателями, историками, военными аналитиками, сотрудниками спецслужб.

Книга также вышла под другим названием: «Черчилль-Мальборо. Гнездо шпионов».

Фридрих Шиллер Поэзия Отсутствует

ШИЛЛЕР Иоганн Кристоф Фридрих фон – немецкий поэт, драматург и мыслитель, один из основоположников немецкой классической литературы. Родился в городке Марбах, в семье офицера на службе у герцога Вюртембергского. Учился в военной школе, затем изучал медицину и юриспруденцию, в 1780 г.

был прикомандирован в качестве врача к пехотному полку, расквартированному в Штутгарте. Еще студентом писал стихи и пьесы; первое же произведение – драма «Разбойники» (1781), поставленная на сцене Веймарского национального театра, привлекла всеобщее внимание к новому имени в немецкой литературе.

Впрочем, тут же на Шиллера обрушились неприятности – он был арестован за то, что самовольно покинул расположение полка, чтобы присутствовать на премьере пьесы; кроме того, ему запретили впредь заниматься драматургией. В декабре 1782 г. Шиллер бежал из тюрьмы и следующие десять лет скитался по Германии, продолжая, под различными псевдонимами, писать и ставить пьесы.

По протекции Гёте, с которым он был знаком по переписке, Шиллер в 1790 г. был назначен профессором истории Йенского университета. Личная встреча Шиллера и Гёте состоялась в Йене два года спустя; с той поры началась их дружба. Под влиянием Гёте Шиллер от философских трудов и политических трактатов, над которыми работал во время своих скитаний, вернулся к поэзии и драматургии.

Последние годы жизни оказались наиболее плодотворными для его творчества: были написаны трилогия «Валленштейн» (1797–1799), а также драмы «Мария Стюарт» (1801), «Орлеанская дева» (1801), «Вильгельм Телль» (1804). В конце 1799 г. Шиллер поселился в Веймаре и уже не покидал город до самой кончины.

Как поэт Шиллер прославился своими балладами, а также гимном «К радости», положенным на музыку Людвигом ван Бетховеном. В России Шиллер приобрел популярность в начале XIX в. благодаря многочисленным переводам (в частности переводам В. А. Жуковского) и постановкам на сцене трагедий «Разбойники» и «Коварство и любовь».

В аудиокнигу вошли наиболее известные стихотворения Ф. Шиллера в переводах знаменитых русских поэтов – В. А. Жуковского, А. C. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Григорьева, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и многих других.

Время государя: с комментариями и объяснениями

Никколо Макиавелли Европейская старинная литература Философия на пальцах до 1527 г.

Никколо Макиавелли часть своей жизни посвятил государственной службе. Его опыт и наблюдения за методами управления политиков стали основой трактата «Государь», известного сегодня во всем мире. Макиавелли в нем выступил сторонником сильной власти, ради укрепления которой допускал и коварство, и предательство, и насилие.

Конечно, подобное вызвало противоречивые мнения, а Католическая церковь внесла его труд в списки запрещенных книг. И тем не менее идеи этого историка и философа о методах управления, о способах получения власти, о том, какими качествами должен обладать правитель и от чего зависит успех проводимых им реформ, нашли свое применение в области политики и актуальны по сей день.

Нет данных

Сунь-цзы – китайский стратег и мыслитель, предположительно, живший в VI веке до нашей эры. В течение двух тысячелетий трактат «Искусство войны», написанный Сунь-цзы, оставался самым важным военным трудом в Азии, где даже простые люди знали его название.

Сегодня военные и философские концепции Сунь-цзы применяют руководители, предприниматели и менеджеры, совершенствуя методы управления людьми. Трактат издан с комментариями и объяснениями Владимира Малявина.