Возможности и перспективы авиационного машиностроения россии

АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, одна из наиболее наукоёмких отраслей, создающая авиационную технику (АТ) как конечную продукцию, включающую составные части, созданные в самой авиационной промышленности и других отраслях (радиотехнической, электронной, металлургической, химической). Отрасль значительно стимулирует повышение научно-технического уровня всей промышленности.

К АТ относятся: пилотируемые и беспилотные летательные аппараты (ЛА), двигатели, системы, агрегаты и приборы, средства, обеспечивающие применение, управление и техническое обслуживание ЛА, учебно-тренировочные средства, средства ремонта. Создание АТ включает в себя их разработку (НИОКР, в том числе испытания), серийное производство и научно-техническое сопровождение в процессе эксплуатации.

В начале 20 века появились первые специализированные мастерские, заводы и фирмы, строившие как отдельные образцы ЛА, так и их малые серии. В годы 1-й мировой войны, благодаря использованию авиации в военных целях, авиационная промышленность переживала период интенсивного развития и к 1920 году уже представляла собой самостоятельную отрасль, существенно нарастившую свой потенциал к 1940 году. В годы 2-й мировой войны темпы роста авиационной промышленности были ещё выше. В послевоенный период развитие авиационной промышленности претерпело качественный скачок, который заключался в переходе авиации на реактивные двигатели, что потребовало освоения отраслью новых материалов, разработки и внедрения новых технологий. В дальнейшем авиационная промышленность развивалась по пути как наращивания темпов выпуска АТ для удовлетворения потребностей военной и гражданской авиации, так и повышения их технических и эксплуатационных характеристик.

В России авиационная промышленность возникла в 1909-11 годах, к 1917 году существовало 15 авиазаводов. (О авиационной промышленности в России смотри в статье Авиационно-космический комплекс в томе «Россия».)

За рубежом наибольшее развитие авиационная промышленность получила в США и европейских странах. В США она стала интенсивно развиваться в годы 1-й мировой войны. В 1914-18 годах было выпущено около 17 тысяч самолётов, в годы 2-й мировой войны - около 300 тысяч. После 1945 года активно развивается реактивная АТ. К числу самых значительных авиастроительных программ США в 1970-80-х годах относятся производство истребителей сухопутного и палубного базирования, штурмовиков, вертолётов, стратегических бомбардировщиков, малозаметных самолётов; в те же годы налажено массовое производство пассажирских самолётов. С 1990-х годов развёрнута программа создания истребителей нового поколения.

В Европе авиационная промышленность наиболее развита в Великобритании, Германии, Франции, Швеции. В Великобритании авиационная промышленность сформировалась в годы 1-й мировой войны (было выпущено около 56 тысяч самолётов). Начиная с 1940 года выпуск военных самолётов резко возрос; за годы 2-й мировой войны их было выпущено около 125 тысяч. После 1945 года авиационная промышленность Великобритании перешла на производство реактивной АТ, началась реорганизация и концентрация отрасли. В Германии авиационная промышленность до 1913 года была ориентирована на дирижаблестроение, однако уже в 1914 году было выпущено 1348 самолётов. Всего за годы 1-й мировой войны построено 48 тысяч самолётов. После войны военное авиастроение в Германии было запрещено, однако ослабление запретов позволило в 1926-32 годах выпускать до 500 самолётов в год. Милитаризация Германии в 1930-х годах ускорила развитие отрасли, и в годы 2-й мировой войны было выпущено свыше 100 тысяч самолётов.

Во Франции авиационная промышленность сформировалась в 1904-14 годах. За годы 1-й мировой войны было построено около 68 тысяч самолётов. В 1921-22 годах отрасль вышла на 1-е место в мире (около 3,5 тысяч самолётов в год), однако в последующие годы французская авиационная промышленность постепенно уступила ведущую роль Великобритании и США, и к 1939 году французские самолёты отставали от мирового уровня. После 2-й мировой войны была произведена реорганизация и национализация части авиастроительных фирм, в 1950-е годы развернулось производство реактивной АТ. В Швеции авиационная промышленность начала формироваться в 1920-е годы на базе филиала фирмы «Юнкерс» и нескольких государственных заводов, выпускавших лицензионную продукцию. После 1945 авиационная промышленность Швеции стала производить самолёты собственной конструкции и полностью обеспечивать свои ВВС.

Среди стран Азии авиационная промышленность наиболее развита в Китае и Японии. В Китае авиационная промышленность началась с авиаремонтных мастерских (1913), первые авиационные заводы были основаны японскими фирмами (1933) и в годы 2-й мировой войны серийно выпускали самолёты. Начиная со 2-й половины 1950-х годов с участием советских специалистов налажено крупносерийное производство (по лицензиям) ряда советских самолётов. В начале 21 века авиационная промышленность Китая производит АТ как по лицензиям, так и собственным разработкам. В Японии авиационная промышленность начала выпускать АТ в 1914 году, однако до 1920-х годов почти все самолёты строились по лицензиям. К 1934 году отрасль уже стала практически независимой. В годы 2-й мировой войны мощности авиационной промышленности Японии резко возросли (в 1944 году произведено около 3 тысяч самолётов). После войны авиационная промышленность была свёрнута и начала возрождаться в 1950-х годах Большая часть производимой АТ является лицензионной.

Важная тенденция развития авиационной промышленности — образование крупных, в том числе межнациональных, авиастроительных корпораций путём слияния более мелких. Корпоратизация обусловлена значительным усложнением АТ, а также технико-экономической нецелесообразностью или невозможностью создания новых образцов АТ силами отдельной авиастроительной фирмы. Объединение фирм в корпорации (в основном по видам АТ) позволяет снижать затраты на её изготовление, повышая конкурентоспособность данного образца и ослабляя тенденцию к падению спроса как на военный АТ, так и (в меньшей мере) на гражданскую. В России такими корпорациями являются Российская самолётостроительная компания «МиГ», Авиационная холдинговая компания «Сухой», «Аэрокосмическое оборудование», «Тактическое ракетное оружие» и ряд других; в США - «Боинг», «Локхид-Мартин», « Нортроп-Грумман» и др., в Европе - «Эрбас индастри».

Всё большее значение приобретает сервисное обслуживание созданной АТ фирмами-производителями в целях повышения безопасности полётов.

Лит.: Авиация: Энциклопедия /Гл. редактор Г. П. Свищев. М., 1994; Авиастроение России/Под редактор А. Г. Братухина. М., 1995.

Решить кроссворд по географии срочно надо. По вертикали: Крупное газовое месторождение на территории России (11 букв). Крупное нефтегазоконденсатное

месторождение на территории России(10 букв). Река, в верхнем течении которой располагается самая мощная в России ГЭС (6 букв). Город, прославившийся своими оружейными предприятиями и производством пряников (4 буквы). Город, в котором начинается транссибирская магистраль,крупный центр чёрной металлургии (9 букв). Один из важнейших магистральных газопроводов (6 букв).

1) Выберете город - центр передельной металлургии

а) Магадан;
б) Нижневартрвск;
в)Магнитогорск;
г) Комсомольск- на- Амуре;
д) Череповец.
2) Укажите город, в котором находиться наиболее мощный металлургический комбинат
а) Череповец;
б) Магнитогорск;
в) Липецк;
г) Новокузнецк;
д) Москва;
е) Комсомольск- на- Амуре.
3) Укажите город, в котором находиться единственный в России
электрометаллургический комбинат
а) Череповец;
б) Нижний Тагил;
в) Магнитогорск;
г) Старый Оскол;
д) Электросталь;
е) Владивосток.
4) Укажите крупнейшую по выпуску металлургическую базу России
а) Центральная;
б) Уральская;
в) Сибирская.
5) Крупнейший центр добычи медной руды и выплавки меди
а) Медногорск;
б) Кировоград;
в) Норильск;
г) Удокан.
5) Производство готового алюминия тяготеет
а) к районам добычи сырья;
б) к потребителю;
в) к источникам воды;
г) к крупным электростанциям.

1.По какому показателю Россия занимает I место в мире?А) численность населения; Б) площади территории;В) уровню жизни; Г)

естественному приросту населения.2. Какие народы не имеют своих национально-территориальных образований в России (республики или округа)?А) корейцы; Б) адыгейцы; В) коми; Г) чуваши.3. Самая высокая доля горожан в:А) Центральном; Б) Северо-Западном; В) Центрально-Черноземном районе.4. Какой из перечисленных городов имеет наибольшее население?А) Волгоград; Б) Мурманск; В) Владивосток; Г) Воронеж.5. На Северном Кавказе проживают:А) карачаевцы; Б) коми; В) буряты; Г) татары.6.Буддизм широко распространен среди:А) марийцев; Б) татар; В) калмыков; Г) чеченцев.7.Башкортостан входит в Федеральный округ:А) Приволжский; Б) Уральский; В) Центральный; Г) Сибирский.8. Выберите верное утверждение о топливно-энергетическом комплексе России:А) по добыче газа Россия занимает первое, а по добыче нефти – второе место в мире;Б) крупнейшими запасами газа обладает Центральный экономический район;В) нефть используется в сыром виде;Г) бурый уголь превосходит каменный уголь, т.к. имеет в 2 раза больше теплоту сгорания.9. Ведущей отраслью растениеводства России является:А) картофелеводство; Б) кормопроизводство; В) зерновое хозяйство; Г) садоводство.10. Ко второму звену АПК относится:А) производство сельскохозяйственной техники; Б) растениеводство и животноводство;В) пищевая и легкая промышленность.11. Металлургический комбинат полного цикла расположен в:А) Челябинске; Б) Ставрополе; В) Петрозаводске; Г) Магадане.12. Более половины тканей в России выпускается в:А) Костромской обл. Б) Ярославльской; В) Владимирской; Г) Ивановской.13. Крупнейший центр медно-никелевого производства в Заполярье:А) Мурманск; Б) Анадырь; В) Архангельск; Г) Норильск.14. К техническим культурам относятся:А) сахарная свекла; Б) озимая пшеница; В) подсолнечник; Г) овес; Д) лен-долгунец; Е) рис.15. Буроугольными бассейнами являются:А) Печорский; Б) Подмосковный; В) Кузнецкий; Г) Канско-Ачинский; Д) Ленский.16.Центром атомного машиностроения в России является:А) Хабаровск; Б) Омск; В) Волгокамск; Г) Волгодонск.17. Российская « лесопилка» - город Архангельск расположен в:А) Северо-Западном; Б) Центральном; В) Северном; Г) Уральском районе.18. Самый большой экономический район в России по количеству субъектов:А) Дальний Восток; Б) Северо-Кавказский; В) Уральский; Г) Центральный.19. В Северный экономический район не входит:А) Республика Карелия; Б) Архангельская обл.; В) Мурманская; Г) Калининградская.20. Старейший завод «Красное Сормово», производящее речные суда находится в городе:А) Тольятти; Б) Самаре; В) Нижнем Новгороде; Г) Уфе.

1. Место и роль Авиационной промышленности в экономике России

Авиационная промышленность - отрасль промышленности, в которой осуществляются разработка, производство, испытания, ремонт и утилизация авиационной техники.

Говоря о роли и месте авиационной промышленности в экономике страны, Слюсарь Юрий Борисович, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации, отметил: "Мы подчеркиваем уникальную роль отрасли, как некоего мультипликативного паровоза, который будет вытаскивать за собой другие отрасли, интеллектуризировать структуру ВВП. По опыту наших коллег из Евросоюза и Америки, до четверти экономики и промышленности этих стран ориентировано на авиационные стандарты. То есть, авиация — это еще и некий эталон, который задает правила игры для значительной части экономики"…

Авиационная промышленность является одной из наиболее высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики. Традиционно при создании новых образцов авиационной техники в работу вовлекались десятки крупнейших научно-исследовательских институтов, опережающие исследования проводились институтами Академии наук.

По объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения Россия находится на 2-м месте в мире, вертолётостроения - на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов)

Машиностроительный комплекс играет важную роль в российской экономике. На долю машиностроения приходится около 20 % всей выпускаемой промышленной продукции и примерно 25 % основных промышленно-производственных фондов.

В ходе реформ российское машиностроение уступило лидирующее положение отраслям, производящим топливо, сырье и полуфабрикаты. Сократилась доля машиностроения в российской внешней торговле.

2. Основные места размещения

Главные факторы размещения производственных предприятий - удобство транспортных связей и наличие квалифицированной рабочей силы. А проектирование почти всех видов российских самолётов осуществляет КБ Москвы и Подмосковья. Единственное исключение - КБ имени Бериева в Таганроге, где производятся самолёты-амфибии.

Вообще производство авиационной промышленности подразделят на несколько подотраслей.

    Предприятия по производству авиационных двигателей (Пермь, Самара, Казань, Москва, Омск)

    Авиастроительные предприятия (Иркутск, Новосибирск, Воронеж, Ульяновск)

    Вертолетостроительные (Москва, Казань, Ростов)

Объединённая авиастроительная корпорация (в неё входят крупнейшие самолётостроительные предприятия) и Оборонпром (в неё входят крупнейшие вертолётостроительные и двигателестроительные предприятия). Эти компании включают в себя 214 предприятий и организаций, в том числе 103 - промышленные, 102 - НИИ и Оборонные конструкторские бюро. Общая численность занятых в российской авиационной промышленности - более 411 тыс. человек.

3. Основные факторы размещения предприятий авиационной промышленности:

Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии:

    Наукоемкость. Производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал – основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

    Металлоемкость. Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как, например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.

    Трудоемкость. машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры.

4. Проблемы и перспективы авиационной промышленности

    Острую нехватку финансовых средств.

    Heвозмещение затрат на незавершенное производство, которое приобрело хронологический характер корректировки государственного оборонного заказа.

    Ослабление кадрового потенциaлa и т.д.

Председатель редакционного совета журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Комаров

Авиационная промышленность России

Авиационная промышленность России - отрасль российского машиностроения.

По объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения Россия находится на 2-м месте в мире (более 100 самолетов за 2010 год, вертолётостроения (267 вертолётов за 2011 год), план на 2012 около 300 вертолётов) - на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов).
В роли поставщиков для обеспечения бесперебойной работы авиационной промышленности выступают многие отрасли промышленности, например, электронная и радиотехническая промышленности.

Начало XX века считается моментом зарождения авиации, 17 декабря 1903 года в Соединенных Штатах Америки произошло знаковое событие – в небо на самолете отправились братья Райн, а в конце 1906 года произошел и первый европейский полет Сантоса-Дюмока.

С 1906 года по 1910 год в странах, где была развита промышленность, стали создаваться первые предприятия, имеющие авиационную специфику – заводы, мастерские и фабрики. Они занимались индивидуальным изготовлением самолетов, а также серийным выпуском некоторых отдельно взятых образцов.
В России авиационная промышленность возникла ближе к 1910 годам, первые самолеты отечественного производства, отправившиеся в небо, были сконструированы А.С. Кудашевым, И.И. Гаккелем и А.С. Сикорским.

Примечательно, что для первые летательные аппараты были созданы в кустарных условиях. В это же время в России были основаны первые авиационные заводы, например такие, как завод «Дукс», Русско-Балтийский завод в Петербурге и многие другие.

Наивысшая потребность России в выпуске авиационной техники была заметна во время «Первой мировой войны», тогда количество военной летающей техники приблизилось в цифре 263, по данному показателю страна была на первых местах среди участников военных действий.

В последующие годы авиационная промышленность России продолжает свое развитие, достигая больших результатов, причем, даже на мировом уровне.

Авиационная промышленность – это высокотехнологическая отрасль промышленности, основными задачами которой является проектирование, изготовление, испытание, починка и утилизация авиационной техники. Основными факторами ее размещения являются высокоразвитые транспортные связи, высококвалифицированные трудовые ресурсы, рядом расположенные научные центры.

Крупнейшими научными центрами авиастроения являются:
Национальный институт авиационных технологий (НИАТ);
Всероссийский институт авиационных материалов (ВИАМ);
Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ);
Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ);
Лётно-исследовательский институт (ЛИИ);
Обнинское НПО «Технология»;

Развитие авиастроения является одним из ключевых приоритетов российской промышленной политики. В 2005 году была принята Стратегия развития авиационной промышленности РФ на период до 2015 года. С 2004 по 2009 год объём государственного финансирования авиапрома России увеличился в 20 раз.

Начато строительство совместного итальянско-российского авиазавода по производству гражданских вертолётов (концерном Agusta Westland, входящим в группу Finmeccanica и ОАО «Вертолёты России»).

Авиационная промышленность относится к машиностроению. Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники.

Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения – облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.

Основные факторы размещения авиационной промышленности

Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии

Наукоемкость производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал – основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий

Металлоемкость Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как, например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале

Трудоемкость машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры.

Проблемы и перспективы авиационной промышленности

Авиапромышленный комплекс переживает общие для всего промышленного комплекса проблемы:
Острую нехватку финансовых средств,
Heвозмещение затрат на незавершенное производство, которое приобрело хронологический характер корректировки государственного оборонного заказа,
Превышение накопленной задoлжeнности заказывающих министерств годовых paзмepoв финансирования предприятий,
ослабление кадрового потенциaлa и т.д

Первый этап — "Стабилизационный" (2011-2013 гг.), включает в себя следующие мероприятия:
завершение организационной интеграции подотраслей;
окончательное определение продуктового ряда;
оптимизация существующих программ и взаимодействия партнеров;
формирование стабильного портфеля заказов.

Второй этап получил название "Рентабельность" (2013-2018 гг.), он подразумевает:
выход на рентабельность осуществляемых программ, в том числе за счет унификации, достижения сбалансированности их структуры;
разработку новых программ;
создание ключевых центров компетенции и специализации как основы формирования нового технологического уклада.

Третий этап — "Самодостаточность", включает в себя продвижение на рынок новых продуктов и модернизацию существующего продуктового ряда.

Самолетостроение — перспективное направление, находящееся под пристальным вниманием правительства РФ. На реализацию новаторских разработок отечественных конструкторов перечисляются немалые финансовые средства. За последние 15 лет российский авиапром порадовал выпуском современных летательных аппаратов гражданского и боевого назначения. И это только начало. На 2025 год намечено появление авиалайнера, который по экономической эффективности будет превосходить все существующие модели на 60%. Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, самолетостроение в России переживает подъем, обещающий появление новых учебных, военных и пассажирских самолетов.

Краткая история самолетостроения в России

Решающая роль в развитии истории самолетостроения в России принадлежит конструкторскому бюро С. В. Ильюшина. Штурмовик ИЛ-2 и бомбардировщик ИЛ-4 стали активными участниками Второй Мировой. В 1943 году Сергей Владимирович начинает работу над своим первым пассажирским самолетом. ИЛ-12 был запущен в небо в 1946.

Вслед за ним, в 1950 году, был создан ТУ-104. В 1957 появился АН-12. Детище Антонова О. К. предназначалось для транспортировки крупных грузов. Самолет стал незаменимым при возникновении чрезвычайных ситуаций и зарекомендовал себя как неприхотливый аппарат, способный работать в сложных условиях.

Конечно, на этом история самолетостроения в России не заканчивается. Нынешние авиаконструкторы продолжают начатое много лет назад — проектируют машины, которые, будем надеяться, совсем скоро покорят мир.

Самолетостроение в России: будущее

Российское самолетостроение переходит сегодня на качественно новый уровень развития. Важно подчеркнуть, наряду с продолжением работы над модернизацией старых проектов, появляются новые, представляющие немалый интерес.

Оригинальность разрабатываемых моделей самолетов заключается не столько в их конструкции, сколько в инновационном подходе к проектированию. Сначала проводится маркетинговое исследование, просчитывается экономическая эффективность, а потом создается трехмерный макет с максимально детализированной прорисовкой всех деталей.

Мечты, ставшие реальностью

Одной из таких нестандартных задумок можно считать «Сухой Суперджет 100». Проект стартовал в 2001 году. И уже в 2008 идея, претворенная в жизнь, поднялась в воздух. Коммерческое использование первого «цифровика» началось в 2011, после получения сертификата Авиарегистра МАК. Основные преимущества лайнера — продуманная система управления, надежные двигатели и экономичность. На данный момент построено более 30 подобных самолетов. «Суперджет 100» широко эксплуатируется в России, Мексике, Лаосе, Индонезии.

Не менее интересной можно считать идею о создании аэротакси, к воплощению которой в 2004 году приступила компания Dexter. Популярность этой услуги, ориентированной на бизнес-сегмент, растет сегодня в геометрической прогрессии. Отзывы свидетельствуют, полеты на 8-местном самолете Pilatus PC-12 пришлись по душе руководителям крупных компаний, чьи производственные ресурсы расположены в значительном удалении от центральных районов.

Будущие конкуренты Боинга и Эйрбаса

Еще один интересный проект — МС-21. Этот пассажирский самолет призван стать основным конкурентом Boeing 737 и Airbus A320.

Национальный центр авиастроения России

Разрабатывается он авиастроительным концерном «Иркут» и конструкторским бюро Яковлева. Старт коммерческой эксплуатации намечен на 2017 год. Узкофюзеляжные самолеты производятся из современных материалов, характеризующихся легкостью и повышенной прочностью. Использование инновационных решений в области двигателестроения и аэродинамики позволят новичку успешно конкурировать с самыми крупными поставщиками авиатехники — «Боингом» и «Эйрбасом».

Многие связывают будущее самолетостроения в России с еще одной примечательной разработкой. «Фрегат Экоджет» будет вмещать 380 пассажиров. При этом он будет короче Ила-86 и Airbus A-300. Если говорить о топливной эффективности, то по данному критерию «Фрегат Экоджет» будет превосходить А-310 на 25% (при полете дальностью до 3500 км). Эллиптический фюзеляж предоставит возможность разместить пассажирские кресла так, чтобы между ними образовалось 3 прохода. На данный момент закончено концептуальное проектирование, проведены испытания в аэродинамических трубах, создана бизнес-модель, подготовлено технико-экономическое обоснование запуска проекта.

Будущее у самолетостроения в России — есть. И если раньше столь смелое утверждение вызывало недоверие, то сегодня становится очевидно — разработки наших авиаконструкторов не останутся без внимания и общественного признания. Остается только немного подождать.

Что такое авиационная промышленность? Каждый из нас знает ответ на этот вопрос.

Авиационная промышленность – по-другому самолетостроение. Эта промышленность создает самолеты, вертолеты и прочие конструкции. Кстати, обратите внимание, что самолеты, как и морские суда, являются недвижимым имуществом.

Давайте рассмотрим экономическую ситуацию на рынке авиационной промышленности, отвечая на конкретные вопросы.

Есть ли перспективы у экономики авиационной промышленности?

Да, есть, безусловно. Для того чтобы аргументировать данный тезис, мы должны выделить каналы сбыта товара, который производится данной промышленной отраслью.

Для кого производятся воздушные суда? В первую очередь – производство самолетов для военных целей. Заказчиком в рассматриваемой ситуации выступает государство, а именно, Министерство Обороны. Заказы для авиационной промышленности есть всегда, государство их стабильно, без задержек оплачивает. Кроме этого, производить технику можно и на мировой . Некоторый процент техники скупается частными физическими лицами или крупными предприятиями. Все это обеспечивает стабильность и надежность развития авиационной промышленности, а также ее перспективу на будущее.

Существует ли между экономическими показателями авиационной промышленности?

Да, она существует, но на рынке государства это заметно не так сильно, как на мировом рынке. Постоянная гонка вооружений между крупнейшими мировыми державами заставляет национальные компании постоянно конкурировать за право выпускать товар на и получать основной процент покупателей. Вообще, причины конкуренции в экономике авиационной промышленности можно выделить довольно четко, вот они:

  1. Высокая наполненность рынка . Практически каждая страна, защищающая свой суверенитет, готова производить авиационную технику на мировой рынок. Стран очень много, кроме Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки есть еще Китай, страны Европы и многие-многие другие.

  1. Информационная незасекреченность как со стороны покупателей, так и со стороны производителей. На сегодняшний день, при выводе товара на мировой рынок, инновации сразу становятся доступны широкой общественности, в результате этого становится сложно обгонять конкурентов и занимать лидирующие позиции на мировых рынках.
  1. Как следствие незасекреченности инноваций, страны выравниваются по уровню технического мастерства.

В результате этих трех причин конкуренция остается достаточно высокой.

В чем актуальность развития авиационной промышленности?

На данный момент в Российской Федерации авиационная промышленность активно развивается, ее экономика пополняется все новыми и новыми инвестициями как со стороны частных, так и со стороны государственных предприятий. Факторы, которые делают развитие авиационной промышленности актуальным аспектом повестки дня, следующие:

  1. Развитие авиационной промышленности неизбежно приводит к инновационным разработкам и новым технологическим открытиям , которые потом можно будет использовать в других промышленных отраслях, например, в автомобилестроении, робототехнике и так далее. Поскольку простые инвестиции в науку окупаются только через продолжительный временной период, инвестировать не прямо, а косвенно (через развитие той или иной промышленной отрасли) гораздо выгоднее.
  1. Развитие авиационной промышленности необходимо для поддержания конкурентоспособности на относительно постоянном уровне или даже для опережения конкурентов. Поскольку с мировой авиационной торговли экономика любого государства будет получать неплохие доходы, оно готово всячески стимулировать разработки в сфере авиации.

Как спрос на авиатехнику сказывается на экономическом благосостоянии отрасли?

Для того чтобы любая отрасль экономики, в том числе и авиационная промышленность, процветала, нужно обеспечить стабильный и высокий спрос на производимую продукцию.

Как меняется спрос на авиатехнику и мнется ли он вообще?

Да, безусловно. Спрос меняется во всех отраслях авиационной промышленности: как в отраслях, производящих гражданскую продукцию, так и в тех, которые производят воздушные суда в военных целях. Гражданский спрос изменчив потому, что компании, которые осуществляют перевозку людей, закупают самолеты на длительный срок. Авиационных компаний-перевозчиков не так уж и много, поэтому после совершенной единовременной покупки работа рынка приостанавливается, что негативно сказывается на компании-производителе. Для получения большего числа покупателей приходится выходить на мировые рынки, но и там ситуация немногим отличается от существующей.

Если самолеты приобретаются государством, системное производство наладить очень сложно. Государство постоянно стремится к получению высокотехнологичных продуктов, а на их разработки нужно время. Из-за этих причин спрос на авиапродукцию нельзя назвать стабильным, что, безусловно, отрицательно сказывается на работе отрасли.

Можно ли производить авиатехнику, не обращая внимания на запреты экологического характера?

Нет. Если автомобильная техника, в Российской Федерации, по крайней мере, производится без учета экологических ограничений (в отличие от Европы), то контроль за авиатехникой куда более строгий. Несмотря на самую высокую быстроходность самолетов или вертолетов, их топливные максимально высокие, по сравнению с другими видами транспорта. Использование воздушных судов однозначно наносит вред экологии Земли, поэтому государства требуют производства экологичных видов топлива или особых конструкций, снижающих вредные выбросы. Можно с уверенностью сказать, что производить авиатехнику без учета запретов со стороны государства будет невозможно, а выйти с ней на мировой рынок – тем более.

Какое место по выпуску авиационной промышленности занимает Российская Федерация?

В 2011 году Российская Федерация занимала третье место на мировом рынке по объемам выпуска авиационной промышленности. На первом месте были Соединенные Штаты Америки, на втором – Евросоюз. Во многом превосходство конкурентов над российской промышленностью объясняется отсутствием инновационных технологий, которые позволили бы занимать лидирующие позиции на рынках и получать дополнительные доходы.

Как Правительство Российской Федерации поддерживает экономику авиационной промышленности?

На развитие производства авиатехники Правительством Российской Федерации были или будут выделены следующие инвестиции:

на 2013 год - 4000300 тыс. рублей;

на 2014 год - 3928121,5 тыс. рублей;

на 2015 год - 4611950 тыс. рублей;

на 2016 год - 10198267,1 тыс. рублей;

на 2017 год - 9469938,2 тыс. рублей;

на 2018 год - 10515709,9 тыс. рублей;

на 2019 год - 12895454,7 тыс. рублей;

на 2020 год - 14864168,8 тыс. рублей;

на 2021 год - 16246887,8 тыс. рублей;

на 2022 год - 17359979,2 тыс. рублей;

на 2023 год - 14578044,8 тыс. рублей;

на 2024 год - 12722862,2 тыс. рублей;

на 2025 год - 10898110,8 тыс. рублей*

Как видно из представленных данных, авиационная промышленность в Российской Федерации поддерживается Правительством и развивается в курсе выхода на лидирующую позицию на мировом рынке.

Как авиационной промышленности сказывается на профессиях граждан?

После инвестирования указанных выше сумм в авиационную промышленность, совершается переворот в профессиональной подготовке будущих производителей и управляющих авиационных компаний. Совершенствуются технологии производства, а также технологии наблюдения за полетом и контроля за самолетом в воздухе. В результате этого в ВУЗах различных государств появляются совершенно новые узкие специальности. Совершенствование системы образования – еще один плюс от инвестирования в авиацию, поскольку улучшение какой-то одной образовательной сферы обязательно поведет за собой улучшение других, что повысит общее государства в целом.

Какие задачи ставит перед собой Правительство Российской Федерации, чтобы занять лидирующие позиции на мировом рынке авиастроения?

Задачи, которые ставит перед собой Правительство, вполне ясны и понятны. Разберем их основные положения:

  1. Создание производственных организаций на уровне мира , а не одного государства. Российская Федерация стремится выйти на производство авиатехники, которая будет нужна для мира в целом, которая будет соответствовать всем важным критериям воздушных судов на данный момент.
  2. Усиленные инвестиции в научные и инновационные разработки , которые позволили бы вывести авиационную промышленность на потенциально новый уровень развития. Предполагается, что разработки дадут возможность снизить затраты на производство и сделать конечные товары более качественными и максимально удобными в использовании.
  1. Внесение поправок в правовые документы и нормативно-правовые акты , касающиеся авиации. Правовая база касается самых разных отраслей производства воздушных судов, среди которых наиболее важные: безопасность пассажирского состава и соблюдение экологических норм. Естественно, правовые нормы в этом направлении будут становиться все более и более высокими, чтобы на рынок поступала только качественная и безопасная по всем критериям продукция.
  2. Обеспечить стабильный приток граждан в кадровые структуры . Этого момента мы уже касались выше, он затрагивает совершенствование программ обучения и подготовки будущих авиастроителей или управляющих, выведение на высокий уровень заработной платы.
  3. Использование в авиастроении передовых технологий – это еще одно следствие укрепления научной базы авиастроения.

Итак, мы рассмотрели основные положения экономики авиации в нашей стране и на мировом рынке. Авиационная промышленность – одно из наиболее перспективных направлений промышленности в мире, ее развитие требует хорошей научной базы, качественного кадрового состава. При наличии этих основополагающих элементов, авиационная промышленность может стать источником достойного дохода в бюджете государства.

*При написании статьи использовались материалы с сайта consultanat.ru

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Авиастроение - одна из ведущих отраслей машиностроения, которая существенно влияет не только на развитие машиностроения в целом, но и на темпы и направления научно-технического прогресса в других отраслях хозяйства.

Авиастроение является материальной основой технического перевооружения экономики. Научно-технический прогресс ускоряет накопление капитала, что в свою очередь способствует повышению спроса на способы производства, прежде всего на машины и оборудование. Одним из последствий научно-технической революции является быстрый моральный износ способов производства.

Технический прогресс побуждает все более частую смену типов и моделей изделий. Модели продукции стареют и меняются значительно раньше, чем изнашиваются орудия труда, специально спроектированные для изготовления этого изделия. Существенно растет удельный вес серийного, а иногда и мелкосерийного выпуска. Например, в США 85-90% наименований машин запускается в производство партиями не более 25 штук.

Большое значение в современной промышленности - и прежде всего в авиастроении - имеет проблема гибкости, которую можно причислить к первым рядам экономических проблем технического прогресса.

Основные факторы, которые влияют на размещение предприятий авиастроения. Повышение эффективности авиастроения определяется не только внедрением в производство новых типов машин и оборудования, усовершенствованием его отраслевой структуры, реконструкцией и техническим перевооружением. Большие возможности скрыты в усовершенствовании территориальной организации отрасли, лучшем размещении ее предприятий.

На это существенно влияет традиционный уровень авиастроения и использования производственных мощностей, а также разнообразные региональные факторы и условия, потребность районов в продукции отрасли, обеспеченность топливом, электроэнергией, транспортом, наличие полигонов для испытания новой продукции и т.д. Кроме того, важным условием рационального размещения отрасли является наличие трудовых ресурсов, в частности квалифицированных кадров.

Усложнение авиастроительного производства способствовало разделению стран на производителей массовой и наукоемкой продукции. Это сберегло высококвалифицированные производства в странах с высоким уровнем научно-технического прогресса, где имеют место большие затраты на научные исследования при освоении новых видов продукции.

Следует подчеркнуть немалую роль специализации и кооперирования в авиастроении. Специализация производства предусматривает концентрацию выпуска конструктивно и технологически подобных изделий, а также концентрацию отдельных операций в отдельных отраслях, на предприятиях. Преимущество специализации выражается в широкой механизации и автоматизации производства, возможности усовершенствования конструкций и технологических процессов. Она способствует увеличению производительности труда за счет использования более производительного оборудования.

Предметная специализация предусматривает сосредоточение использования конструктивно похожих машин и оборудования на специализированных предприятиях.

Еще одной разновидностью является подетальная, или узловая, специализация, что означает сосредоточение на отдельных предприятиях производства ограниченного количества деталей, узлов, агрегатов для использования их на предметно специализированных предприятиях. Примером подетально специализированных предприятий могут быть подшипниковые заводы, заводы двигателей реактивных самолетов и т.д.

Развитие специализации (особенно подетальной и технологической) определяет распространение кооперирования как формы производственных связей между предприятиями, которые принимают участие в совместном изготовлении продукции. Благодаря кооперированию появляется возможность сократить производство большинства сложных машин, ускорить внедрение новой техники.

Не в каждой стране есть условия для развития прогрессивного специализированного производства, рассчитанного на массовый или серийный выпуск авиастроительной продукции. Препятствует недостаток вместительного внутреннего рынка, способного использовать продукцию большого предприятия, сырья, кадров ученых и специалистов. Между тем чрезвычайно развита внутренне- и межотраслевая специализация в США, где предприятия, которые выпускают сложную продукцию, часто являются всего лишь собирательными, которые получают детали и узлы от многочисленных субподрядчиков.

Особенности размещения авиастроения в мире. Для того, чтобы разместить на своей территории предприятия такой отрасли машиностроения как авиастроение, необходимо, чтобы государство имело мощный экономический и ресурсный потенциал, так как авиастроение требует огромных финансовых средств, высоко квалифицированных кадров, возможность транспортировки недостающих материалов из дальних участков страны либо из других стран, полигоны для испытания новой продукции и многое другое. Таким мощным потенциалом обладают США, Великобритания, Германия, Испания, Франция, Россия, Швейцария. Отдельные конструкции для фирм вышеперечисленных стран производятся в Италии, Украине, Греции, Болгарии и других странах.

Рассмотрим размещение крупных предприятий в мире.

США. США - экономически высоко развитое государство, занимающее лидирующие позиции в мировом авиастроении. Крупные авиастроительные предприятия здесь расположены в таких городах как Индианаполис, Кливленд, Су-Фолс, а также в окрестностях Нью-Йорка и Вашингтона. Советский энциклопедический словарь, стр. 1238 Такое размещение предприятий в США объясняется тем, что территория благоприятствует размещению крупных предприятий: имеется место для размещения мощных заводов вдали от населения, для полигонов и т.д.

Западная Европа. Такие страны Западной Европы как Франция, Германия, Испания и Великобритания свои авиастроительные компании объединили в мощную компанию «Эйрбас Индастри», заводы которой расположены в Эссене, Франкфурте, Берлине (Германия), в Париже (Франция), Милане (Италия), Берне (Швейцария), Лондоне, Эдинбурге (Великобритания). Такое расположение объясняется мощным экономическим потенциалом и устойчивым экономическим положением вышеуказанных стран, а также наличием территории для размещения крупных предприятий.

В Украине авиастроительный комплекс расположен в основном на востоке государства (Харьков, Запорожье и т.д.). Это объясняется сосредоточением машиностроительного комплекса в целом именно на востоке Украины из-за наличия множества природных ресурсов, нужных для создания экономически выгодного комплекса предприятий.