Запретный город пекин адрес. Запретный город – история, легенды, что посмотреть

– это древняя резиденция китайских императоров, сегодня превратившаяся в огромный музей. В настоящее время город называется просто Гугун или Бывший дворец. Это самый большой дворцовый комплекс на свете.

Он находится немного севернее площади Тяньаньмэнь и считается главной культурной и исторической достопримечательностью и всего . Сюда ежегодно приходят и приезжают туристы со всех концов света.

Главный дворец Запретного города стал резиденцией императора с момента постройки, т.е. с начала XV столетия. В те времена в царствовала династия Мин. А прекратил ею быть в 1912 году, когда свергли последнего императора династии Цин.

Строился дворец около 15 лет. В его возведении участвовали лучшие архитекторы, зодчие, мастера каменных дел, художники и миллионы простых безвестных строителей. Строительство осуществлялось из драгоценных пород деревьев и дорогих материалов.

В Запретном городе жил император с семьей и слугами. Никто иной под страхом смертной казни сюда не допускался. Дворцовый комплекс обнесён мощными стенами и широким рвом, наполненным водой.

Всего за все время империи в этом городе жили 24 императора династии Мин и Цин. Здесь проводились все значимые церемонии, это был политический центр Великой Минской империи и Империи Цин.

В 1912 году последний император из Цинской династии по имени Пу И был свергнут, но ему разрешили продолжать жить во Внутреннем дворце. А во Внешнем дворце был организован музей. Несколько лет спустя, Пу И был изгнан из своего дворца.

В 30-е годы прошлого столетия, когда Япония напала на Китай и захватила Пекин, драгоценности дворца пришлось спешно вывозить. Значительная их часть была захвачена японцами, но из уважения к бывшему императору сохранена.

Больше всего ущерба этому объекту принесла Культурная революция. В 50-60 годы XX века здесь были разрушены некоторые артефакты. Однако вандализм был прекращен, около Гугуна были выставлены армейские батальоны для защиты культурного наследия.

За весь период своего существования до того, как в 1925 году стать музеем, Запретный город претерпел множество изменений. Он постоянно расстраивался и укреплялся, в него вкладывались огромные деньги.

Весь комплекс дворцов – это образец китайской традиционной дворцовой архитектуры. В конце 80-х прошлого века он первым в Китае вошел в известный список ЮНЕСКО, как самое большое древнее деревянное строение.

Запретный город сегодня

Запретный город – центр древнего Пекина, который называется Имперский город. Сам Гугун разделен на несколько частей, окружен стеной длиной в 3,4 км и высотой почти 8 м и рвом, ширина которого составляет более 50 м.

С трёх его сторон произрастают великолепные императорские сады и знаменитые парки. Южнее от Гугуна расположено Святилище, где все без исключения императоры Китая поклонялись духу нации и своим предкам.

Также на юг находятся Ворота Небесного Спокойствия с портретом отца народа – Мао Цзэдуна. Эти ворота – связующее звено между древним Гугуном и современной площадью Тяньаньмэнь.

Весь дизайн этого прекрасного архитектурного шедевра наполнен символами китайской религии и философии, а также подчеркивает величие императорской власти и ее прямую связь с небесами. Планировка соответствует старинным традициям.

Этот дворцовый комплекс – настоящее чудо света, о котором рассказано в книгах и фильмах. В 1918 году о нем рассказывалось в одном из первых китайских художественных фильмов, в биографическом фильме о последнем императоре Пу И, сериале про Марко Поло и пр.

Современность

В настоящее время Запретный город посещают не менее 7 млн. туристов в год, особенно много их летом. Это наиболее известная китайская достопримечательность. Недавно Си Цзиньпин принимал Дональда Трампа во Внутреннем дворце.

Этот памятник истории и культуры находится под охраной государства. Все обязанности, связанные с реставрационными работами, полностью возложены на Дворцовый музей, существует государственный план реставрации.

Ворота имеют пять дверей – три по центру и две двери по бокам. Боковые двери использовались обслуживающим персоналом, и сейчас они закрыты. Из трех центральных дверей правая использовалась чиновниками, левая членами императорской семьи, а через центральную большую дверь мог пройти только сам император, но было два исключения.

Первое исключение делалось только для императрицы и только один раз – в день свадьбы. Второе исключение делалось один раз в несколько лет для победителей императорского экзамена. Туристам мы рекомендуем проходить именно через центральную дверь. Почувствуйте себя императором.

Туристам стоит обратить внимание на заклепки на дверях. Всего тут 9 рядов заклепок и 9 столбцов (можете посчитать самостоятельно на фото в галерее справа). 9 – это счастливое число императора, и в Запретном городе вы будете его встречать постоянно.

Полуденные ворота потрясают своими размерами – они 35 метров в высоту, что эквивалентно 11-этажному дому. Наверху расположены 5 башен, которые называются “башни феникса”. Вся конструкция действительно напоминает эту мифическую птицу.

На краях центральной башни были установлены главные колокола и барабаны Пекина. Колокола звенели каждый год, извещая об отбытии императора в , барабаны били при отбытии императора в Храм Предков. При самых важных церемониях колокола и барабаны звучали одновременно, извещая о коронации или свадьбе императора.

Полуденные ворота были местом “общения” власти и мира. Тут официально декларировались новые законы, император приветствовал подданных по праздникам, принимал парады и смотрел на наказания провинившихся чиновников.

Ворота Высшей Гармонии (Таихимэн) (2)

После Полуденных ворот вы попадете на большую площадь – Внешний двор Запретного города. Тут проходит водный канал “Внутренняя Золотая река”, через который наведено пять мостов. Правила прохода через эти мосты были полностью аналогичны правилам дверей в Полуденных воротах.

Этот канал имел несколько функций. Первая – источник воды на случай пожара, вторая – естественная преграда для атакующих в случае нападения на Запретный город. Туристам стоит обратить внимание на балюстрады мостов, украшенные фигурами драконов и фениксов – символами императора.

Еще один интересный момент на этой площади, на который стоит обратить внимание, – это кирпичи мостовой. Эти кирпичи выполнены по специальной технологии, они производят приятный звенящий звук, когда на них наступишь. Это свойство покрытия площади уже почти исчезло, но в некоторых местах этот звук еще можно услышать.

Главная достопримечательность площади – два гигантских бронзовых льва. Правый лев держит под лапой сферу, символизируя власть императора, которая распространяется на весь мир. Левая львица держит под лапой львенка, символизируя благополучие и плодовитость императорской семьи. Китайцы верят, что такие львы охраняют дом от злых духов и привлекают добрых. Естественно, эти львы самые большие в Китае.

За львами находятся сами Ворота Высшей Гармонии. Название “ворота” – это условность, в действительности, это настоящий павильон. Он использовался во всех случаях, когда кого-то не хотели пускать дальше, но встреча с императором была необходима. К примеру, приемы иностранных послов или императорский суд.

Зал Высшей Гармонии (Тайхидиан) (3)

Пройдя сквозь Ворота Высшей Гармонии, вы попадете на самую большую площадь в Запретном городе - 30 000 квадратных метров. За ней возвышается Зал Высшей Гармонии – главное здание Запретного города.

Это “сердце” Запретного города. Именно здесь император принимал чиновников и генералов, здесь устраивали все самые важные церемонии и празднования. Зал находится на мраморном основании в три яруса. Наверх ведут две большие лестницы. По центру находится мраморная плита весом 250 тонн, о которой мы уже рассказывали выше, украшенная барельефами с фениксами и драконами.

Высота здания – 37,5 метра, и долгое время Зал Высшей Гармонии был самым высоким зданием в Пекине. Законом было запрещено строить постройки выше него. Когда смотришь на Зал Высшей Гармонии, в голову даже не приходит мысль, что это строение высотой с 12-этажный дом.

Традиционная архитектура Китая никогда не стремилась к гигантизму. Гармония размера, формы и содержания – вот основная цель древних китайских архитекторов. И, признаться честно, у них это получилось великолепно.

На некоторых сайтах в интернете пишут, что Зал Высшей Гармонии – самое большое деревянное здание в мире. Конечно, это не так. Стадион “Одате Жукай Дом” в Японии имеет высоту 52 метра и площадь 25 000 квадратных метров. По сравнению с ним, Зал Высшей Гармонии – малютка.

Еще перед Залом Высшей Гармонии туристы увидят много всего интересного. Обратите внимание на огромные чаны для воды – еще одна мера противопожарной безопасности. Еще тут находятся главные в Запретном городе солнечные часы. Также тут можно посмотреть очень интересные каменные колонны, похожие на фонари, которые служили хранилищем эталонов мер и весов.

Зал Высшей Гармонии 64 метра в ширину и 37,2 метра в глубину, площадь - 2381 квадратный метр. Крышу держат 72 колонны – 6 рядов по 9 штук. Заметьте, и тут использовано число 9 – символ императорской власти.

Внутри находится главный императорский трон. Он называется Трон Высшей Гармонии. Туристам бывает сложно на него посмотреть, так как внутри помещения темно. В Зале Высшей Гармонии редко открывают больше четырех дверей, и света не хватает. Центральную дверь открывают очень редко, и на трон приходится смотреть под углом. Вдобавок, при таком ракурсе трон загораживают колонны. На фото справа вы можете посмотреть, как печально это выглядит.

Желающих посмотреть трон очень много, и к открытым дверям еще нужно “пробиться”. В будние дни это сделать вполне реально, но в выходной день – это эпический подвиг. Отсюда вывод: не ходите в Запретный город в выходные и праздничные дни. В выходные в Пекине лучше ходить на рынки или или пройтись по торговым центрам района . Культурные достопримечательности в эти дни всегда переполнены посетителями.

Кроме трона, внутри можно увидеть шесть золоченых колонн, украшенных барельефами с драконами. Эти колонны видно немного лучше (смотрите фото справа). На крыше прямо над троном находится большой золотой дракон, играющий с жемчужиной. Есть легенда, что если кто-то узурпирует трон, то эта жемчужина упадет на него и задавит насмерть. Этого дракона очень сложно разглядеть туристам, а сфотографировать подавно.

Зал Центральной Гармонии (Жонхедиан) (4)

Это небольшое здание с крышей в форме пирамиды. Этот зал служил для отдыха императора и переодевания перед церемониями. Внутри также есть трон, но гораздо скромнее, чем Трон Высшей Гармонии. Зал часто использовался как место разговоров императора с приближенными министрами и генералами.

Надписи около трона гласят: “Путь Небес глубок и загадочен, а путь человечества сложен. Только если составить точный и единый план и следовать ему, то можно править страной хорошо”. Эти слова тут оставил император Цяньлун из династии Цин. Он знал, о чем говорил, ведь он правил страной 60 лет.

Зал Сохраненной Гармонии (Баохедиан) (5)

Это последнее здание “внешнего дворца” – рабочей части Запретного города. После него вы попадете уже во “внутренний дворец” – место жительства императора и его семьи.

У Зала Сохраненной Гармонии было множество функций. Во времена династии Цин он чаще всего служил банкетным залом. В эпоху Мин он служил местом подготовки императрицы и принцев к церемониям.

По внешнему виду он похож на Зал Высшей Гармонии, но меньшего размера. Внутри также есть императорский трон, и также меньшего размера.

Все эти три зала стоят на едином основании из трех ярусов. Если во время вашего посещения Запретного города пойдет дождь, то не стоит сразу огорчаться. Это хорошая возможность посмотреть на потрясающую дренажную систему. Туристы замечают в основании каменные головы дракона, и кажется, что это просто декор, но это выходы труб, выводящих воду вниз. Всего тут 1412 таких драконьих голов.

Императорский дворец Гугун - это, в сущности, не дворец, а очень много деревянных теремов-веранд с красными загнутыми крышами и золотистой черепицей, собранных в одном месте. Это классика китайского домостроения, внесенная в 1987 г. в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Комплекс является одной из основных достопримечательностей КНР и его крупнейшим музеем.

Около миллиона экспонатов находится внутри, но для осмотра открыта лишь четверть его помещений и половина территории. Но и того хватает, чтобы отнять полдня при довольно беглом осмотре. Более 7 млн человек ежегодно посещают Гугун, и определение - Запретный город - только привлекает визитеров. Ибо с древности известно, что запретный плод всегда сладок.

Гугун в три раза больше Кремля - его площадь составляет 72 га (почти километр в длину и 750 м в ширину), он выровнен строго по оси с юга на север и насчитывает 9999 помещений. С этим все очень просто: девять - священное для китайца число, а повторенное четырежды оно вообще сакрально. Естественно, Запретный город огорожен от посторонних: он обнесен с четырех сторон 10-метровой стеной и рвом шириной 50 м.

По преданию, 9 тысяч 999 с половиной помещений там еще и потому, что небесный царь обладал 10 тысячами помещений, а император, называвший себя сыном небесного царя, равняться с ним не мог. Поэтому у него было на полкомнаты меньше.

Гугун обязан своим возникновением конкретно императору Чэнцзу - третьему из династии Мин. Твердо решив обосноваться в Пекине, он и озаботился о жилище. Прежние дворцы ненавистных Юаней были преданы огню совершенно безжалостно, от них ничего не осталось, и понадобился новый. Гугун строился 15 лет, с 1406-го по 1421 гг. Однако потом выяснилось, что дерево - материя недолговечная. Многочисленные пожары привели к тому, что при Цинах практически весь дворец был перестроен заново (постепенно, по мере возгорания теремов). Возводились в основном, конечно, копии сгоревших зданий, но факт тот, что основные постройки нынешнего Гугуна датируются XVIII-XIX вв. Да и легенды о павильонах Гугуна рассказываются тоже почти все о Цинах. Всего же в Гугуне успели поквартироваться 24 императора двух династий: Мин и Цин.

Лучшее время для самостоятельного посещения Гугуна - восемь утра, сразу после завтрака и наблюдения за церемонией поднятия флага на Тяньаньмэнь. Плата за посещение - 45 юаней. Немало, но того стоит. Касса находится у ворот Умэнь, к ним от Тяньаньмэнь нужно пройти по длинной аллее. Ворота Умэнь напоминают крепость - сразу видно, что ты приближаешься к чему-то основательному, тем более, что сбоку на аллеях стоят старинные пушки. Если знаешь английский, при посещении Гугуна проблем нет - все вывески, кроме иероглифов, снабжены достаточно грамотным английским текстом. За время экскурсии можно не только осмотреть павильоны, но и почувствовать себя минут на пять повелителем Поднебесной, примерив императорские одежды. Можно одеться стражником. Данный прикол стоит что-то около 20-30 юаней.

Первое, куда попадаешь в Гугуне - огромный каменный пустырь, который пересекается каналом, сделанным в форме стрелкового лука. Его видно, только когда переходишь через мостик, на котором стоят каменные факелы - символы маскулинности, намекающие сами понимаете на что. По бокам пустыря стоят павильоны с наглухо закрытыми окнами, а по периметру выставлены огромные медные чаны для воды с прикольными ручками - кольца их вделаны в драконьи пасти. Стоят они здесь давно на случай пожара. Вокруг ни одного деревца (там могли скрываться плохие парни, помышляющие убить императора). И первое ощущение от дворца - пустота и безжизненность. И эта пустота выполняла функцию некоего запугивания, подавления любого, кто оказывался здесь. А оказывались здесь в силу запретности дворца только евнухи, наложницы и прочие из императорской свиты. Впрочем императоры могли себе позволить такой неуют. Дело в том, что в Гугуне они жили только зимой, он и назывался Зимним дворцом. Для лета у них было припасены гораздо более живописные места.

Дальше вход в павильоны внешнего двора. Их всего три, и самый первый, главный и крупный - Тайхэдянь (Зал Высшей гармонии). Его охраняют жуткого вида каменные львы в количестве двух штук. Один из них - лев со скипетром под лапой, другой - львица, и под лапой у нее львенок. Перед залом небольшой подъемник, в середине которого - узкая дорожка с выгравированными на камне драконами. Над ней под паланкином несли стул императора, сами же слуги спускались по простым каменным ступенькам. И никто, кроме императора, не имел права там ходить. В самом павильоне стоит Драконовый трон императора. Тронный зал тоже был запретен для женщин, и даже всесильная Цыси не посмела нарушить этот запрет.

Два других павильона: Зал Средней гармонии (Чжунхэдянь) и Зал Сохранения гармонии (Баохэ-дянь) - рангом поменьше. Первый - как бы императорская подсобка. Здесь император оглашал указы своим отпрыскам, готовился к обрядам, переодевался. Что же касается Баохэдяня, то там устраивались новогодние банкеты с удельными князьями. И тоже стоят троны, примерно такие же, что и в Тайхэдяне. Ныне зал превращен в музей древнекитайского искусства (в основном бронзовые и керамические изделия от XI в. до н. э. до XIII в.). Признанной достопримечательностью является керамический конь, сделанный в натуральную величину и извлеченный из усыпальницы Цинь Шихуан-ди. Далее идем все тем же курсом на север, к внутренним покоям императора. Здесь тоже все симметрично: в центре три терема, по бокам выставлено по шесть павильонов. Наложниц и жен было огромное множество, так что такое количество теремов совсем нелишнее.

Первый внутренний павильон Цяньцингун - по сути, рабочий офис императора, где, перефразируя на современный лад, владыка Поднебесной «работал с документами». Сейчас здесь организована выставка придворных вещей - конские сбруи, одежда, ритуальные вещи, все в основном цинского времени.

Второй павильон Цзяотайдянь служил тронной комнатой императрицы и поэтому откровенно мал, по сравнению с остальными (женщина, знай место!).

И, наконец, третий павильон Куньнин-гун (Дворец Земного спокойствия) - святая святых, императорская спальня. В обязательном порядке именно здесь император проводил первую брачную ночь и первую ночь нового года. Причем обязан он был спать в эту ночь с женой, а не с какой-нибудь наложницей. Последним распечатал здесь девичью невинность Пу И, уже не будучи императором, в 1922 г. Обстановка спальни сохранилась неизменной со времен Канси (конец XVII в.): ложе окружено черепахами и журавлями.

Заслуживают безусловного посещения боковые павильоны внутреннего двора. Шесть Западных дворцов похожи друг на друга, но выделяются два. Первый - самый ближний, под названием Зал Взращивания ума (Янсиньдянь), - еще один рабочий кабинет с маньчжурской мебелью XVIII в.

В самом дальнем павильоне, Чусюгун, жила императрица Цыси. Это самый поздний образец имперского строительства (конец XIX в., на обустройство было потрачена уйма бюджетных денег).

Шесть Восточных Дворцов сейчас являются хранилищами сокровищ и предметов искусств XV-XIX вв. Отдельного внимания заслуживает выставка часов (импортные образцы XVIII в., за их осмотр нужно дополнительно заплатить 5 юаней). В следующих павильонах расположился музей драгоценностей (все 25 императорских печатей, мечи, отделанные драгоценностями, и т. д.).

В самом дальнем углу Гугуна находится так называемый Колодец Чжэн Фэй, в котором была убита возлюбленная племянника Цысы.

Ну и, собственно говоря, все. Заканчивается Гугун императорским садиком Юйхуаюань (его еще называют Тайный сад Цяньлуна). В него попадаешь, выходя из императорской спальни Куньнин-гун. Это классика садово-паркового жанра Китая, с причудливыми горками камней, искусственной скалой с беседкой наверху, двориками, тропинками, галереями, бронзовыми урнами странного вида - творение все того же императора Цяньлуна. Популярное место для фото - «деревья влюбленных». Это два дерева со странно переплетенными стволами, которым черт знает сколько лет.


Запретный город (Императорский дворец Гугун в Пекине) - самый обширный дворцовый комплекс в мире. Задуманный еще в 1406 году, он на протяжении веков был закрытым для простых смертных (отсюда происходит и название дворца). С этого места Поднебесной правили 24 императора династий Мин и Цин. Но даже сегодня, спустя 75 лет после того, как дворец покинул последний китайский император, он все еще остается запретным, половина города по-прежнему закрыта для любопытствующих туристов и окружена ореолом таинственности. Этот Дворец был первым из китайских объектов занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества (в 1987 г.).

Императорский дворец Гугун был построен в 1406-1420. Его общая площадь - 720 тыс. кв. м; дворцовый комплекс насчитывает 9999 комнат. Окружен стеной длиной 3400 м и рвом с водой, который называется «Золотая вода». В его возведении принимали участие миллион строителей и 100 тысяч других специалистов - мастеров резьбы по камню, дереву, художников и т. д. Ведут в него Врата Небесного Спокойствия.

Почти 500 лет Запретный город был сердцем Китая. В нем жили императоры династии Мин (1368-1644) и династии Цин (1644-1912). Он расположен к северу от площади Тяньаньмэнь, от которой отделен одноименными воротами, и к востоку от озера Чжуннаньхай, где расположены резиденции современных китайских руководителей, известные также как «Озерный квартал». На каждом из четырех углов стены стоят сторожевые башни, которые видны далеко за пределами Пекина. Попасть в Запретный город можно с помощью прохода в одном из четырех ворот, которые находятся с каждой стороны стены.

Когда император Юнлэ (1360-1424) начал строительство Запретного города в 1406 году, он хотел создать «государство в государстве», «внутреннюю империю», которая бы никак не зависела от Пекина. Это была впечатляющая мощная крепость, ставшая центром власти императора. Здесь он был в полной безопасности от внешних и внутренних врагов, отсюда он мог править своей страной. Никто не имел права входить в город, а войдя, не мог выйти наружу. Город разделялся на две части - Внутренний дворец, предназначенный для императора и его семьи, и Внешний дворец, служивший для церемониальных целей, в котором жили многочисленные слуги и другие жители, не принадлежавшие к императорской фамилии. Это гарантировало самодостаточность города, который даже имел свои рынки и школы.


Внутренний дворец был предназначен исключительно для императора, членов его семьи и высших чиновников страны. Чтобы занять столь высокую должность, чиновник должен был потратить много лет на обучение и сдать тяжелейшие экзамены. Хотя жители Внутреннего дворца могли вести полноценную жизнь - работали магазины, рынки, дети ходили в школы - члены императорской семьи вели исключительно изолированную жизнь. Только император и высшие должностные лица имели постоянную связь с внешним миром. Каждый член семьи императора находился под постоянным наблюдением евнухов и слуг. Естественно, ни о какой личной жизни в таких условиях не могло быть и речи. Император и его родственники имели многочисленные обязательства перед государством и народом, отчего их жизнь была наполнена многочисленными церемониями и была регламентирована древними обычаями и традициями. Этот уклад существовал в течение многих столетий, пока в 1912 году в Китае не была ликвидирована монархия.


После Синьхайской революции 1912 года Запретный город утратил свою функцию политического центра страны. Последний китайский император Пу И, которому было всего 6 лет, потерял власть и должен был остаться в стенах города. В 1924 году новое правительство Китая выслало Пу И из столицы и превратило Запретный город в музей. Сегодня самое распространенное в Китае название города - «Гугун» - бывший дворец.


После падения монархии для Запретного города настали смутные времена. Во время гражданской и Второй Мировой войн было украдено или уничтожено множество артефактов и произведений искусства. Многие предметы были перевезены на Тайвань, где были выставлены в созданном специального для этого Музее Императорского Дворца в Тайбэе. Также пострадали стены и постройки Запретного города, которые становились мишенями для повстанцев и японской армии. Однако наибольший ущерб городу был нанесен в годы культурной революции, и лишь усилия премьера КНР Чжоу Энлая, организовавшего оборону Запретного города от Красной гвардии, спасли этот уникальный комплекс от полного разграбления. Лишь после смерти Мао Цзедуна в 1976 году для этого исторического памятника настали спокойные времена и началось его полноценное функционирование в качестве музея для китайского народа и гостей Пекина.


На Западе Запретный город получил широкую известность после выхода фильма Бернардо Бертолуччи «Последний император», основанном на биографии Пу И. Бертолуччи стал первым западным режиссером, которому было разрешено проводить съемки на территории комплекса. Фильм отлично показал внутреннее устройство и быт Запретного города, а также стал символом значительного потепления отношений между Китаем и западным миром.


Примечательно, что несмотря на то, что Запретный город открыт для посетителей, туристов не допускают во внутренние помещения зданий. Их размеры, как, например, размеры Зала Высшей Гармонии, слишком малы, чтоб вместить в себя желающих. Поэтому китайские власти решили оставить двери и окна зданий открытыми, так что любой желающий может заглянуть внутрь и насладиться красотой убранства и мебели.


Запретный город, безусловно, заслуживает того, чтоб называться одним из самых прекрасных мест Китая. Здесь все дышит стариной, богатой историей, которую вы сможете ощутить сразу, как только вы ступите на его территорию. Архитектура ошеломляет и впечатляет, а роспись дворцов и залов красочна и подробна. Это место обязательно для посещения всеми, кто интересуется китайской историей и ценит подлинную древнюю красоту.