Здоровьесберегающие технологии в работе школы. Школа и здоровье ребёнка

[гиена и санитария 3/2013

в сочетании с высокими показателями успеваемости можно характеризовать как существенный показатель оптимизации обучения студентов на основе требований

На основании анализа выполненных нами психофизиологических исследований определены основные показатели и разработаны критерии оценки эффективности занятий при изучении дисциплины: высокая успеваемость учащихся, полнота выполнения ими учебных заданий, положительная динамика умственной работоспособности (по количественным и качественным критериям оценки) в недельном цикле занятий, которые могут быть использованы при проведении комплексных физиолого-гигиенических и психолого-педагогических исследований в высшей школе.

Литер атура

1. Сыркин Л.А. К итогам дискуссии "О подготовке санитарных врачей". Гигиена и санитария. 1946; 4: 37-42.

2. Миннибаев Т.Ш., Тимошенко К.Т. Школа университетской гигиены Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова. Вестник РАМН. 2010; 11: 16-21.

1. Syrkin L.A. To discussion results "About preparation of health officers". Gigiena i sanitarija. 1946; 4: 37-42.

2. Minnibaev T.Sh., Timoshenko K.T. School of university hygiene of the I . M . Setchenov Moscow medical academy . Vestnik RAMN. 2010;11: 16-21.

Поступила 21.05.12

© а.и. Маркова, 2013

УДК 613.955:616-057.874-084

А.И. Маркова

ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ и ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)

НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 119021, Москва

Обсуждаются детерминанты снижения здоровья школьников, связанные с обучением. Рассматриваются образовательные учреждения как субъекты по формированию ЗОЖ и укреплению здоровья учащихся. Существует множество "школ здоровья", использующих в своей деятельности различные подходы и здоровьесберегающие методы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Показаны результаты деятельности этих школ.

Ключевые слова: школьники; здоровье; "школы здоровья"; педагоги; здоровьесберегающие технологии; концепции; программы; критерии оценки

A. I. Markova - HEALTH PROMOTING SCHOOLS AND HEALTH OF SCHOOLCHILDREN (ANALYTICAL REVIEW)

Scientific research institute of public health and healthcare management of the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, Russian Federation, 119021

The determinants of the decrease in health of the school age children, connected with their studies are discussed. The educational institutions are considered as the subjects of healthy way of life formation and strengthening of health of schoolchildren. There is a number of "health schools", using in their activity various approaches and health promoting methods for preservation and strengthening of health of schoolchildren. The results of activity of these schools are shown.

Key words: school age children; health; "health schools"; teachers; health promoting technologies; concepts; programs; criteria of an estimation

На протяжении последних десятилетий сохраняется негативная тенденция снижения уровня здоровья детей и подростков. Ежегодно увеличивается заболеваемость по обращаемости на 2-4%. Распространенность функциональных отклонений и хронической патологии продолжает увеличиваться, уменьшается число здоровых детей во всех возрастно-половых группах. Отмечается низкий показатель физического развития, физической работоспособности и подготовленности .

В декларации по охране здоровья школьников в Европе (Дубровник, Хорватия, 2005) отмечено, что болезни в детском и подростковом возрасте в Европейском регионе изменились. Социальные изменения привели к новым проблемам в состоянии здоровья школьников, обусловленным питанием (избыточная масса тела - ИМТ, нарушение обмена веществ и др.), а также повсеместными стали нарушения осанки, близорукость,

для корреспонденции: Маркова Алла Иннокентьевна, e-mail: alelakov@yandex. ru .

неврастения, патология эндокринной системы. Протестные формы поведения подростков наносят существенный ущерб здоровью. По данным Европейского регионального бюро ВОЗ, 24% подростков в возрасте 15 лет курят; 29% еженедельно употребляют спиртные напитки и большинство из них ведут малоподвижный образ жизни; нередки случаи беременности в подростковом возрасте; распространены инфекции, передаваемые половым путем . В проспективных исследованиях выявлена корреляционная зависимость таких поведенческих факторов, как курение и потребление алкоголя и рост частоты заболеваний сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной систем, ЛОР-органов у подростков к окончанию школы . Таким образом, школы как структурированные коллективы являются наиболее массовыми образовательными учреждениями, в силу чего показатели здоровья подростков выступают индикаторами санитарно-гигиенического неблагополучия среды жизнедеятельности .

Установлено, что детерминанты образования и здоровья школьников взаимосвязаны. Выявлены типичные

причины, провоцирующие снижение уровня их здоровья в процессе обучения . Реорганизация системы образования, сопровождающаяся интенсификацией учебного процесса и увеличением потока информации, следствием которых являются высокая утомляемость и высокая физиологическая стоимость школьных нагрузок, вносят существенный вклад в снижение уровня здоровья школьников .

Существенным фактором риска для здоровья подростков следует считать нарушение гигиенических норм поведения, непосредственно связанных с учебой, - это нарушения режима дня, питания, двигательной активности .

Серьезным недостатком системы образования является неадекватность гигиенического обучения по формированию прикладных жизненных навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), ценностного отношения к своему здоровью .

Значительным прорывом в идеологии школьного образования стало осознание наиболее передовыми педагогическими коллективами необходимости и своей причастности к охране здоровья учащихся. Овладение педагогами новой, не свойственной им функции при отсутствии методологической базы для реализации идей охраны здоровья учащихся создавало лишь иллюзию гигиенической деятельности в виде отдельных, даже разнообразных, но не связанных между собой мероприятий (т. е. бессистемная деятельность), которые не оказывали оздоравливающего эффекта (результата) . В то же время этот первый опыт явился стимулом для массового движения школ в направлении оздоровления учащихся.

Несмотря на то что многие "школы здоровья" декларируют свою деятельность в области здоровьесбережения учащихся, объективно существующие школьные факторы риска негативно отражаются на здоровье учащихся: стрессовая педагогическая практика, интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, несоблюдение гигиенических требований к организации учебного процесса, неадекватная система физического воспитания, отсутствие системы по формированию ЗОЖ . Комплексная работа по формированию ценности здоровья и ЗОЖ даже при наличии обучающих программ по формированию гигиенической культуры реализуется лишь в 20% школ. Во многих школах указанная работа проводится фрагментарно, бессистемно в виде бесед с учащимися (90,5%) и родителями (89%), выпуска газет, санбюллетеней (21-26%), проведения дней здоровья (70-77%) . В то же время школы как популяционные коллективы являются идеальной моделью для управления факторами, направленными на повышение резервов здоровья учащихся.

Интеграция проблем здоровья в образовательный процесс способствовала распространению в научной литературе таких словосочетаний, как "здоровьесберегающее образование", "здоровьеукрепляющее образование", "здоровьеформирующее образование". Часто эти понятия употребляются как идентичные и строго не дифференцируются. По мнению некоторых авторов, правильнее говорить о "здоровьеформирующем образовании", так как оно в большей степени соответствует смысловому содержанию деятельности (организовать, создавать) по обучению здоровью .

Концепция "здоровья" предполагает формирование культуры здоровья как составной части общей культуры человека. Культура здоровья - это виды деятель-

ности человека и их результаты в аспекте здоровья, представляющие ценность как для личности, так и для общества в целом. Культура здоровья, имеющая целью повышение уровня здоровья и его сохранение посредством здорового стиля жизни, базируется на усвоении и использовании медико-гигиенической информации в жизни. Воспитание культуры здоровья в условиях школы возможно при наличии "активных" носителей культуры здоровья, передающих ее своим ученикам. Такими носителями культуры здоровья должны быть педагоги (и другие взрослые) в качестве образцов (моделей), источников влияния . Однако желаемый образец педагога, сочетающий в себе профессиональные качества и пример культуры здоровья в широком смысле слова, в школьной среде пока еще не сформирован.

Эффективность обучения здоровью во многом зависит и от использования здоровьесберегающих технологий. Понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" (ЗОТ) появились в педагогической интерпретации в последние годы как система мер, включающих взаимосвязь и взаимодействие различных факторов на всех этапах обучения молодого человека. В качестве основополагающих принципов ЗОТ выделяют:

Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессовых ситуаций в ходе учебновоспитательного процесса и атмосферы доброжелательности;

Творческий характер образовательного процесса;

Обеспечение мотивации образовательной деятельности;

Рациональную организацию двигательной активности;

Обеспечение адекватного восстановления сил: смену видов деятельности, чередование напряженной работы и расслабление .

Не отвергая изложенное, с нашей точки зрения, ЗОТ непосредственно в учебном процессе включают прежде всего компетентность учителя в области охраны здоровья и его мастерство в преподнесении знаний. Однако обучение здоровью как направление деятельности образовательного учреждения, кроме общепедагогических приемов и методов, обеспечивающих учебный процесс, должно включать специфические подходы, методы и методики, ориентированные на формирование ценности здоровья, высокий уровень информированности о здоровье, формирование практических навыков здорового поведения. И только в этих случаях можно говорить о здоровьеформирующем образовании. Вместе с тем большинство педагогов не владеют такими методами, в силу чего качественно не осуществляется обучение здоровью .

Школы, выполняющие одновременно функции обучения, образования молодого поколения и управления его здоровьем, - принципиально новый тип образовательных учреждений и могут называться "школами здоровья" .

Укрепление здоровья базируется на теоретическом обосновании, разработке методологии и практическом решении вопроса, что было представлено в разработанной нами концепции "Здоровье в общеобразовательной школе" .

Модель здоровьесбережения субъектов школьного сообщества предполагает наличие программы укрепления здоровья, условий для организации самого процесса, менталитета и единства педагогического коллектива в реализации деятельности по укреплению и сохранению здоровья школьного коллектива. Программа здоровьес-

[гиена и санитария 3/2013

береження основывается на паритетности образования и здоровья, формировании ценностного отношения к здоровью н ЗОЖ, внедрении в учебный процесс здоровьес-берегающнх технологий на базе научных достижений.

Функции управления здоровьем учащихся должны выполнять центры здоровья на базе школы со штатом медработников, занятых на постоянной основе. Следует отметить, что в настоящее время такие школы, в составе которых имеются центры здоровья, скорее исключение, чем сложившаяся практика. Однако их опыт работы подтверждает нашу гипотезу о целесообразности приближения медицинской службы к детям и оказание им лечебно-профилактических услуг непосредственно в стенах учебного заведения. В этом плане показательна деятельность в Нижнем Новгороде и Нижегородской области, где с начала 90-х годов прошлого столетия начала разворачиваться активная деятельность по созданию оздоровительных центров на базе общеобразовательных учреждений. Так, в структуре школы № 8 г. Кстово Нижегородской области с 1992 г. функционирует центр восстановительного лечения, благодаря которому ей присвоен статус "школы здоровья". Направления оздоровительной деятельности в школе включают обеспечение оптимальных гигиенических условий, мероприятия по предупреждению переутомления, повышение двигательной активности, проведение лечебных процедур, организационно-педагогические воздействия. Комплекс всех мероприятий способствовал снижению числа детей, требующих диспансерного наблюдения, сокращению численности детей с обострением хронических заболеваний и длительно болеющих. Анализ заболеваемости школьников показал, что есть стабильное ежегодное улучшение состояния их здоровья .

Значительные успехи достигнуты в оздоровлении учащихся в школе № 33 Нижнего Новгорода. С 1996 г. при содействии детской городской поликлиники № 48 на базе школы функционирует школьный реабилитационный центр, в структуру которого входят 12 оснащенных современным оборудованием медицинских кабинетов (кинезитерапия, физические факторы воздействия, фитотерапия, психокоррекция и др.). Рациональная организация работы медицинского блока позволяет проводить всем учащимся школы 2 раза в год курсовые оздоровительно-восстановительные мероприятия. В рамках авторской программы "Учиться быть здоровым" в учебном процессе используются здоровьесберегающие технологии. Мониторинг состояния здоровья учащихся свидетельствует о положительной динамике по основным показателям здоровья: более чем в 2,5 раза увеличилось число практически здоровых детей, а число детей с хроническими заболеваниями сократилось на 10%, число учащихся, занимающихся в основной физкультурной группе, возросло на 14%, в 2,5-3 раза улучшились показатели, характеризующие уровень тревожности, умственную работоспособность, качество жизни; показатель знаний возрос в 1,4 раза .

В настоящее время нет государственных документов, регламентирующих деятельность "школ здоровья". Многие общеобразовательные учреждения инициативно взяли на себя функции оздоровления учащихся при поддержке департамента образования. Это объясняет разнообразие программ, методов и средств оздоровления, компетентность педагогов, участие медицинского персонала.

Создание в школе условий, не ухудшающих здоровье, а способствующих его сохранению и укреплению,

Основная задача школ. Ее реализация зависит от системы работы по формированию ценности здоровья, здорового образа жизни, профилактики рисков для здоровья, эффективного использования физической культуры. Определив приоритеты оздоровительной деятельности, коллектив школы здоровья "Самсон" (частная школа Москвы) включил все возможные резервы. Медицинское обеспечение школы позволяет контролировать здоровье учащихся (ежегодные осмотры), осуществлять профилактику простудно-вирусных заболеваний, санацию ротовой полости, массаж и физиотерапию, диетическое питание по показаниям. Значительное внимание уделяется формированию мотиваций к ведению ЗОЖ. Устойчивое развитие здоровьесберегающего образовательного пространства обеспечивается повышением компетентности учителей и медицинского персонала по проблемам охраны здоровья учащихся .

В области охраны здоровья детей и подростков наибольшую известность получила международная программа "CINDI-Дети", которая развивается с 1998 г. при участии 11 российских городов. Образовательные программы направлены на модификацию поведения для снижения факторов риска у детей и подростков. Эффективность программы "CINDI-Дети" в Оренбурге подтверждена результатами, свидетельствующими о позитивных сдвигах: информированность детей и подростков о факторах риска заболеваний пищеварительной системы возросла с 30 до 99%; в старших классах 87% подростков считают нежелательным курение. Среди поведенческих факторов риска в группе активного вмешательства отмечено снижение курения с 25 до 18%, низкая двигательная активность уменьшилась с 60 до 36%. В 10% случаев родители изменили привычки питания в сторону снижения потребления жира. Среди родителей и педагогов 54% женщин и 28% мужчин стали следить за своей массой тела . Положительный опыт применения данной программы имеется и в некоторых других городах.

Повышение информированности учащихся о факторах риска и качественные изменения поведенческих характеристик (курение, гипокинезия) следует рассматривать как позитивный результат проекта, как важный этап на пути достижения улучшения здоровья.

В Европейском регионе при поддержке ВОЗ, Совета Европы и Европейского комитета в 1991 г. создана Европейская сеть школ, содействующих укреплению здоровья (ENHPS). Опыт этих школ стал основой для сети "Школ здоровья в Европе". Были локальные проекты: "Школы здоровья", "Классы, свободные от курения" и др.

Школы укрепления здоровья - это учреждения, способствующие укреплению здоровья и обучению с использованием широкого диапазона программ и услуг в области медико-санитарного просвещения, пропаганды ЗОЖ и укрепления здоровья . Взяв за основу повышение успеваемости учащихся (нездоровые дети учатся хуже) и улучшение показателей образовательной деятельности школ, проект "Школы укрепления здоровья" (ШУЗ) базируется на расширении партнерских связей между секторами образования и здравоохранения, а школьные программы включают информационный блок, направленный на формирование ЗОЖ, стимулирующего мотивации и личную ответственность за здоровье. Среди показателей эффективности деятельности ШУЗ оценивались показатели здоровья учащихся как показатели образовательной деятельности. Однако мировой опыт показал, что положительный результат программ обучения здоровью и профилактических программ укрепле-

ния здоровья достигается при длительном и успешном опыте их внедрения .

В 1994 г. к Европейской сети "Школ укрепления здоровья" подключилась Российская Федерация. Цели и принципы сохранения здоровья учащихся в ШУЗ согласуются с целями и принципами сохранения здоровья детей в ШУЗ Европы: повышением академической успеваемости, формированием мотивации к ведению ЗОЖ путем повышения уровня осведомленности и формирования необходимых когнитивных, поведенческих навыков и навыков социального взаимодействия . Однако результативность деятельности ШУЗ в нашей стране оказалась неоднозначной. В одних школах отмечены значительные результаты, в других - более скромные.

Опыт совместной работы экспертов России и Европейского Союза в пилотных ШУЗ Вологды на основе разработанного проекта демонстрирует процесс достижения модели образовательного учреждения, в котором учащиеся получают образование в соответствии с государственным стандартом наряду с формированием ценностных ориентаций на ЗОЖ . Проводился количественный анализ состояния здоровья учеников и работников школы и качественный анализ образа жизни школьников. В результате двухлетнего функционирования ШУЗ на основании проведенного исследования показано, что у школьников еще недостаточно сформированы привычки здорового питания (более 60% школьников недостаточно потребляют овощи, фрукты, молочные продукты); сохраняется на высоком уровне гипокинезия (занимаются физкультурой 1 ч в неделю более 50% учащихся); высока распространенность табакокурения (курят 30% мальчиков и 23% девочек) и потребления алкогольных продуктов (пиво - 67%, вино -41%, крепкие напитки - 25%).Выявлена неадекватность самооценки здоровья: 80% школьников оценили свое здоровье как отличное при наличии жалоб на здоровье (45-63%), приеме лекарственных препаратов (90%) и выраженных признаках нейротизма. В целом уровень здоровья школьников за 1998-2000 гг. не изменился.

Проект "Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации" (2003-2005), который финансировался Евросоюзом, осуществлялся в четырех пилотных регионах (Псковская и Ростовская области, Республики Татарстан и Чувашия). При сотрудничестве школ с региональными министерствами образования и здравоохранения разработана школьная программа по обучению здоровью, основанная на опыте европейских стран с учетом национальных особенностей нашей страны. Программа представлена в качестве модели для разработки школьных программ, ориентированных на возможности конкретных школ .

В процессе реализации образовательной программы проводился анализ знаний, умений и навыков (ЗУН) школьников, способствующих их физическому, психическому и социальному благополучию. Исследование проводилось методом социологического опроса по анонимной анкете, разработанной экспертами проекта с учетом ранее проведенных исследований в европейских странах и России. Анкета включала разделы: объективная оценка здоровья (наличие хронических заболеваний, избыточная масса тела), субъективная оценка здоровья (наличие ежедневных болевых симптомов, самооценка здоровья), умения и навыки здорового образа жизни, вредные привычки, школьная атмосфера. Выявлены достоверные различия по шкале субъективной оценки здоровья (ежедневные головные боли, боли в желудке,

плечевом поясе, усталость, напряженность), которые у учащихся пилотных школ выражены в меньшем проценте случаев, чем в контрольных школах .

Как отмечает региональный координатор проекта в Чувашской Республике , практически каждый выпускник общеобразовательных школ владеет в той или иной степени информацией о здоровье, принципах ЗОЖ, но далеко не всегда эти знания обеспечивают на практике адекватное здоровьесберегающее поведение. В то же время известно, что поведение находится под влиянием ценностей индивидуума, его убеждений и отношений к здоровью. По мнению автора, нездоровые проявления в жизни человека будут до тех пор, пока не сформируются ценностные ориентиры, а навыки здорового поведения не станут нормой жизни. В связи с этим школьный период жизни становится критическим временем по использованию возможности формирования положительных навыков и привычек.

В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации функционирует более 3,5 тыс. ШУЗ. Однако в научной литературе представлены единичные публикации об их деятельности. Вполне понятно, что результаты творческой деятельности ШУЗ на первоначальном этапе достаточно скромны и говорить даже о тенденциях в динамике состояния здоровья школьников преждевременно. В то же время повышение уровня информированности о здоровье и здоровом образе жизни, формирование навыков здорового поведения свидетельствуют о положительном влиянии ШУЗ на учащихся и являются этапами, без которых невозможно улучшение здоровья школьников.

Выбор приоритетных стратегий и направление программ интегрированной профилактики заболеваний у школьников с научной точки зрения должны базироваться на маркетинговых и эпидемиологических исследованиях конкретных возрастных групп в конкретных регионах с учетом традиций, возможностей, в том числе медицинской службы, культуры населения, менталитета административного аппарата. В течение ряда лет проводился мониторинг факторов риска и неинфекционных заболеваний школьников Оренбурга, который явился основой для разработки сотрудниками Госмедакадемии моделей профилактических программ, включая мониторинг факторов риска, образования всех представителей социального окружения детей вплоть до представителей СМИ и методов профилактического воздействия. Как отмечают Г.Ю. Евстифеева и С.Е. Лебедькова, преимущества программы заключаются в сочетании популяционного и индивидуального подходов, экономичности метода, возможности его внедрения без отрыва от процесса обучения. Оценка эффективности программы, действующей с 2007 г. в четырех школах города, проводилась по уровню информированности целевой группы о факторах риска, изменения поведения и распространенности факторов риска, улучшения здоровья школьников. Среди управляемых факторов снизилась распространенность ИМТ (с 18,6 до 12,8%), частота АГ уменьшилась на 2,5%, достоверно ниже стала распространенность дислипиде-мий, уменьшились число курящих школьников с 24,5 до 18,4%, а низкая физическая активность - с 60,3 до 36,4%. В целом снизилась распространенность заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, сколиозов, плоскостопия, миопий .

Базисные исследования и выявление определенных тенденций в образе жизни школьников явились предпосылкой для разработки концептуальной модели формирования здоровья в условиях образовательных учреждений "Здоровье в общеобразовательной школе" .

[гиена и санитария 3/2013

Стратегическое направление концепции определяет формирование здоровья и профилактику заболеваний школьного сообщества. Ядром этой деятельности как залога здоровья является образовательный блок, направленный на повышение информированности о факторах риска и мотивированном гигиеническом поведении учащихся и их воспитателей (учителей, родителей).

В методологическом плане за основу обучения здоровью был взят предмет ОБЖ (дисциплина в базовых школах преподается до настоящего времени). Раздел по ЗОЖ преподносился по авторской программе. Вопросы ЗОЖ рассматривались междисциплинарно, а также были интегрированы во внеклассную работу (работу кружков, проектно-исследовательскую деятельность учащихся, на праздниках, экскурсиях и т. д.), что позволило расширить спектр знаний о здоровье. Для освещения отдельных вопросов (половое воспитание, профилактика болезней, передаваемых половым путем, и в том числе ВИЧ-инфекции, потребление психоактивных веществ и др.) привлекались ученые из НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

Одновременно решались вопросы профилактики школьных факторов риска: переутомления и повышения работоспособности, увеличения двигательной активности, обеспечение горячим питанием, молоком, соками и фруктами.

Функционирование медицинского центра позволило проводить динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся и профилактические мероприятия, оказывать первую помощь. Составлялась и корректировалась индивидуальная программа лечения и профилактики на основе выявленных факторов риска. Обрабатывались навыки гигиенического поведения.

Повышение уровня гигиенических знаний, формирование мотиваций и практических навыков ЗОЖ мы рассматриваем в качестве критериев оценки комплексной программы по обучению ЗОЖ учащихся. Реализация комплексной программы в условиях образовательного процесса способствовала осознанию учащимися ценности (значимости) здоровья для жизнедеятельности (81,4%), взаимосвязи поведения и здоровья (83,8%).

Использование такого активного метода обучения, как обучающая компьютерная программа (в базовых школах № 523, 539, 1205, 1726), работающая как в режиме репетитора, так и в режиме экзаменатора, способствовала в 95-98% случаев значительному приросту знаний по профилактике наркомании. Уровень усвоения информации рассматривается как индикатор эффективности данного метода обучения . Уроки по профилактике табакокурения в 6-7-х классах (школа № 523) проводились в комплексе с вопросами по ЗОЖ не только на понятийно-мотивационном уровне, но и с вовлечением школьников в активные мероприятия и использованием интерактивных методов обучения. В процессе обучения выявлен достоверный прирост знаний у учащихся экспериментальных классов о влиянии табакокурения на здоровье по сравнению со сверстниками параллельных классов, обучавшихся по программе ОБЖ. Положительным моментом антитабачного воспитания является осуждение подростками курения сверстников (57,3% юношей, 64,0% девушек), что оптимизирует их активную позицию к неприятию курения в перспективе. Отмечены положительные тенденции в мотивации учащихся (убеждены во вреде курения). Среди старшеклассников после обучения 44,7% получили новую, а 23,4% - дополнительную информацию о вреде курения.

С 1998 г. в стране функционирует Национальный центр поддержки Российской сети школ, содействующих укреплению здоровья (РСШ СУЗ), на базе НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН.

Центр поддержки РСШ СУЗ координирует деятельность школ, содействующих здоровью детей и подростков, и в качестве стратегических задач предполагает расширить сеть ШУЗ до 2012 г. В Европейском регионе ШУЗы распространены широко и, по мнению экспертов ВОЗ, являются перспективными в работе с учащимися через содействие формирования у них социально позитивных потребностей и установок для построения своей жизнедеятельности. В нашей стране ШУЗы как модель деятельности по укреплению здоровья учащихся в настоящее время не являются массовыми и повсеместными. Анализ текущего состояния ШУЗ и проблемы изложены в руководстве для медицинских и педагогических работников школ "Школы здоровья в Европе и России" . Помимо указанных в руководстве, следует отметить и ряд других причин, тормозящих развитие сети ШУЗ.

Первостепенно следует отметить недооценку обществом кризисного состояния здоровья подрастающего поколения на уровне как политиков, руководителей органов и учреждений здравоохранения, так и населения. Одной из причин непонимания является то, что результаты профилактического вмешательства наблюдаются через много лет после принимаемых сегодня решений . Не создана нормативно-правовая база таких образовательных учреждений, что не способствует активности ни педагогов, ни медиков в этом направлении . Несмотря на то что педагоги являются высококвалифицированными специалистами в своей области, у них в значительном проценте случаев не сформирована мотивация к гигиеническому обучению и воспитанию учащихся по причине неподготовленности к этой работе, дефицита медико-гигиенической информации и отсутствия учебно-методических материалов .

Существенным фактором является отсутствие условий для реализации оздоровительной деятельности в школе. Большинство школ построено в 60-70-х годах прошлого века по типовым проектам, в которых не предусмотрены производственные цеха по приготовлению горячей пищи; имеется один спортзал, не обеспечивающий проведение трех уроков физкультуры в неделю; мебель в классах не соответствует возрастным параметрам учащихся средних и старших классов; отсутствуют помещения для тренажеров; медицинский блок представлен одним кабинетом и др. Система медицинского обеспечения учащихся массовых школ не ориентирована на активное участие образовательных учреждений и семьи в реализации мер по укреплению здоровья детей. Медицинские кабинеты не оснащены технологичным оборудованием для диагностики функциональных состояний и оценки уровня здоровья учащихся, на основе которых разрабатываются индивидуальные программы реабилитации и укрепления здоровья немедикаментозными средствами . Школьные врачи не владеют методами гигиенического обучения и воспитания учащихся. Ощущается острый дефицит медицинских кадров. Средняя укомплектованность штатными должностями педиатров в стране составляет 40,8%, медсестрами - 44,1% .

Указанные причины не позволяют школам в полной мере практически реализовать задачи по оздоровлению учащихся. Большинство современных школ, даже име-

ющих статус "школ здоровья", не соответствуют критериям школ, содействующих укреплению здоровья .

Интенсификация образовательного процесса является результатом общего технического прогресса, который будет продвигаться дальше. В этих условиях необходимо не только сохранять здоровье учащихся, но и укреплять, совершенствовать его для оптимальной трудовой деятельности в будущем. Именно гармоничное развитие школьников - физическое, психическое, интеллектуальное, социальное - может соответствовать понятию "здоровье". Чтобы эффективно осуществить педагогическую задачу в аспекте укрепления здоровья учащихся, необходимы долгосрочные программы, подготовленные педагогические кадры, технологии обучения в широком смысле.

Но и в существующих условиях, в которых учатся сегодняшние школьники, с педагогов не снимается ответственность за здоровье учащихся. Как показано в обзоре, только комплексная разнонаправленная деятельность специалистов, ответственных за здоровье подрастающего поколения, способна и в наше нестабильное время улучшить показатели их здоровья.

Международный опыт показал, что программа CINDI имела успехи и достижения (разной степени) благодаря активной работе врачей первичной службы здравоохранения. Наилучшие результаты получены в Финляндии и Канаде. Их позитивный опыт рекомендован в Декларации по охране здоровья школьников .

Концепция укрепления здоровья детей и подростков в школе получила свое продолжение и становится реальной на базе центров здоровья в государственных учреждениях здравоохранения - в условиях детских поликлиник (приказы Минздравсоцразвития России № 302-н от 10.06.09, № 597-н от 19.08.09).

Литер атура

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. М.: Научный центр здоровья детей РАМН; 2006.

2. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: Научный центр здоровья детей РАМН; 2009.

3. Гашкова С.Н. Здоровьесберегающие технологии в условиях школы здоровья. В кн.: Материалы 2-го Всероссийского форума "Здоровье нации - основа процветания России". Москва, 29 мая - 3 июня 2006 г. М.; 20о6: 69-72.

4. Евстифеева Г.Ю., Лебедькова С.Е. Профилактические программы в популяции детей 6-17 лет. В кн.: Мониторирова-ние состояния здоровья, качества и образа жизни населения России. Влияние поведенческих факторов риска на здоровье населения. М.; 2011: 115-7.

5. Усанова Е.П. Состояние здоровья школьников, новые формы организации медицинской помощи, профилактической и оздоровительной работы: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М.; 1997.

7. БарановА.А., КучмаВ.Р., ЗвездинаИ.В. Табакокурение детей и подростков: гигиенические и медико-социальные проблемы и пути решения. М.: Литература; 2007.

8. Коновалова Т.А., Талалаева А.А., Тибекин А.Т. Концептуальные основы создания системы обеспечения безопасности среды жизнедеятельности и охраны здоровья школьников. Здравоохранение Российской Федерации. 2001; 2: 16-8.

9. Безруких М.М., Сонькин В.Д., ред. Здоровьесберегающие

технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: Методические рекомендации. М.: Триада-фарм; 2002.

10. Маркова А.И., Ляхович А.В. О представлениях и реальном поведении по отношению к своему здоровью московских школьников: результаты социологического исследования. Вопросы современной педиатрии. 2010; 9 (6): 19-25.

11. Костович Л., Сенников С.А. Школы укрепления здоровья. Рекомендации по внедрению программы. М.; 2002.

12. Масленникова В.И., Салиева Г.И. Здоровьеформирующее образование как фактор оптимальной жизнедеятельности молодого поколения (концептуальные идеи). Казань; 2007.

13. Маркова А.И., Ляхович А.В. Готовность педагогов к работе по профилактике табакокурения в школе. Проблемы управления здравоохранением. 2010; 4: 72-9.

14. Бейс Г., Кучма В. Школы здоровья в Европе и России. М.; 2009.

15. Ляхович А.В., Здоровье в общеообразовательной школе. Здоровье детей. М.: Первое сентября; 2005; 13: 3-14.

16. Жиляева-ФоминаЕ.В., ЧекалинаН.Г., СилкинЮ.Р. Внедрение здоровьесберегающих технологий на базе интегрированной, индивидуальной, групповой, познавательно-оздоровительной детско-взрослого сообщества образовательного учреждения. В кн.: Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. 21-22 февраля 2008 г., Москва. М.; 2008: 67-8.

17. Вирабова А.Р. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе на ресурсной основе. В кн.: Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. 21-22 февраля 2008 г., Москва. М.; 2008: 39-40.

18. Глазунов И.С., Stachenko S., ред. Укрепление здоровья и профилактика неинфекционных заболеваний в России и Канаде. Опыт и рекомендации. Public Health Agency of Canada; 2006.

19. De Vries H. et al . The European Smoking Prevention Framework Approach (ESPFA) effects after 24 and 30 month. Health Educ. Res. 2006. 21 (1): 111-32.

20. Федорова Н.В. Школьная команда здоровья - опыт, результаты, проблемы, перспективы. В кн.: Здоровые дети - здоровое будущее: Сборник докладов заключительной конференции 03.02-04.02 2005 г., Москва. М.; 2005: 37-8.

21. Сихвола Сейя, Петсонен Риикка, Якимович М., Зиганшина Г. Оценка знаний, умений и навыков учащихся в отношении здоровья. В кн.: Здоровые дети - здоровое будущее: Сборник докладов заключительной конференции 03.02-4.02 2005 г., Москва. М.; 2005: 28-9.

22. Ляхович А.В., Лозовская А.С. Методика разработки обучающей компьютерной программы с тестированием знаний по профилактике наркоманий. Проблемы управления здравоохранением. 2006. 4: 63-70.

23. Жданова А.А., Шишкова А.В., Бобошко И.Е. Перспективные направления совершенствования школьного здравоохранения. В кн.: Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. 21-22 февраля 2008 г., Москва. М.; 2008: 64.

24. Кучма В.Р., Ямщикова Н.Л., Рапопорт И.К. Перспективы подготовки школьных врачей в России. В кн.: Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. 21-22 февраля 2008 г., Москва. М.; 2008: 96.

1. Baranov A.A., Kuchma V. R., Suchareva L.M. Childrens health state estimation New approaches to the prevention and health promotion in schools. Мoscow; 2006 (in Russian).

2. Kuchma V.R, Suhareva L.M., Stepanova M.I. Hygienic problems of school innovations. Мoscow; 2009 (in Russian).

3. Gashkova S.N. Health preservation technologies in health pro-

[гиена и санитария 3/2013

moting schools. In: proceedings of the second All-Russian Forum "Health of the nation - a basis of prosperity of Russia. Moscow; 2006; 69-72 (in Russian).

4. Evstifeeva G.Ju., Lebedkova S.E. Preventive of the program in population of children of 6-17 years. In: Monitoring of a state of health, quality and a way of life of the population of Russia. Influence of behavioural risk factors on population health. Moscow; 2011; 115-7 (in Russian).

5. Usanova E.P. State of the schoolboys, new forms of the organization of medical aid, preventive and improving work. Diss. Moscow; 1997 (in Russian).

7. Baranov A.A., Kuchma V.R., Zvezdina I.V Tobacco smoking of children and teenagers: hygienic and mediko-social problems and decision ways. Moscow; 2007 (in Russian).

8. Konovalova T.A., Talalaeva A.A., Tibekin A.T. Conceptual of a basis of creation of system of safety of the environment of ability to live and health protection of schoolboys. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2001; 2: 16-8 (in Russian).

9. Health preservation technologies at comprehensive school: methodology of the analysis, the form, methods, application experience Methodical recommendations (under the editorship of Bezrukih M.M., V.D. Sonkin). Moscow; 2002 (in Russian).

10. Markova A.I., Lyakhovich А.В. About representations and real behaviour in relation to the health of the Moscow schoolboys: results of sociological research Voprosy Sovremennoy Pediatrii 2010; 9 (6): 19-25 (in Russian).

11. Kostovitch L., Sennikov S.A. Health promoting schools . Recommendations for program implementation. Moscow; 2002 (in Russian).

12. Maslennikova V.I., Salieva G.I. Health development as the factor of optimum ability to live of young generation (conceptual ideas). Kazan; 2007 (in Russian).

13. MarkovaA.I., LyakhovichA.V. Readiness of teachers to work on tobacco smoking preventive maintenance at school Problemy Upravleniya Zdravookhraneniem. 2010; 4 (53): 72-9 (in Russian) .

14. Beiss Г., Kuchma V Schools of health in Europe and Russia. Moscow; 2009 (in Russian).

15. Lyakhovich A.V. Health in the comprehensive school . Health of children. Moscow; 2005; 13: 3-14 (in Russian).

16. Zhiljaeva-Fomina E.V., Chekalina N.G., Silkin J.R . Introduction health preserving technologies on the basis of integrated, individual, group, is informative-improving the child-adult community of educational institution. In: First congress of the Russian society of school and university medicine and health. Moscow; 2008; 67-8 (n Russian).

17. Virabova A.R. Management of health preserving environment at school on a resource basis. In: I Congress of the Russian society of school and university medicine and health. Moscow; 2008; 39-40 (in Russian).

18. Strengthening of health and preventive maintenance noninphec-tion in Russia and Canada. Experience and recommendations (under the editorship of Glazunov I . S . and S . Stachenko) . Public Health Agency of Canada. 2006.

19. De VriesH. et al . The European Smoking Prevention Framework Approach (ESPFA) effects after 24 and 30 month. Health Educ. Res. 2006; 21 (1): 111-32.

20. Fjodorova N.V School a health command experience, results, problems, prospects. In: Healthy children - the healthy future. Moscow; 2005: 37-8 (in Russian).

21. Sihvola С., PetsonenР., YakimovichМ, Ziganshina G. Results of knowledge, skills of pupils concerning health. In: Healthy children - the healthy future. 3.02-4.02. 2005, Moscow; 2005: 28-9 (in Russian)

22. Lyakhovich A.V., Lozovskaya A.S. Technique of working out of the training computer programm with testing of knowledge on preventive maintenance of drug addition. Problemy Upravleniya Zdravookhraneniem. 2006; 29: 63-70 (in Russian).

23. Zhdanova А.А., Shishkova A.V., Boboshko I.E. Perspective of a direction of perfection of school public health services. In: I Congress of the Russian society of school and university medicine and health. Moscow; 2008; 64 (in Russian).

24. Kuchma V.R., Jamshchikova N.L., Rapoport I.K. Prospect of preparation of school doctors in Russia. In: I Congress of the Russian society of school and university medicine and health Moscow; 2008; 96 (in Russian).

Поступила 13.03.12

© л.п. Банникова, м.д. себирзянов, 2013

УДК 613.95:159.922.73]-07

Л.П. Банникова1, М.Д. Себирзянов2

УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ

психического развития, посещающих дошкольные образовательные организации компенсирующей направленности

1ГБОУ ВПО "Челябинская государственная медицинская академия" Минздрава России, 454092, Челябинск; 2ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть № 15" Федерального медико-биологического агентства России, 456770, Челябинск

Исследование посвящено изучению умственной работоспособности детей 6-7 лет с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях дошкольных образовательных организаций компенсирующей направленности. Под наблюдением находилось 160 детей, из них 87 - дети с ЗПР и 73 - дети, чье психическое развитие соответствует возрасту, - группа контроля. Выявлены особенности динамики умственной работоспособности у детей с задержкой психического развития в сравнении с детьми группы контроля. Установлено, что показатели их умственной работоспособности находятся в зависимости от организации воспитательнообразовательного пространства, что можно достичь только в условиях дошкольных образовательных организаций компенсирующей направленности. Выявлено, что ЗПР у детей в большей степени обусловлена соматогенными причинами.

Ключевые слова: дети с ЗПР; умственная работоспособность; заболеваемость

Забота о здоровье школьника от 7 до 12 лет. О распространенных проблемах в этом возрасте. Профилактика переутомлений в школе.

Школьная пора — серьёзный этап в жизни ребёнка. Юный школьник получает новые знания, активно посещает кружки и секции, расширяет свой кругозор. Но вместе с тем познавательный период несёт и ряд неприятностей. По данным соцразвития, именно в этот период начинают формироваться хронические недуги. Почему такое происходит?

Причины:

  • Переутомление

На домашнее задание у школьников уходит как минимум два часа. Прибавьте к этому многочисленные кружки и секции. Вот и получается, что ребенок лишен возможности нормально отдыхать, бывать на свежем воздухе.

Это ведет к хронической усталости, плохой успеваемости, близорукости, астигматизму вследствие нагрузки на глаза.

Профилактика

Составьте чёткий режим дня, как бы ни был загружен ребёнок после школы, в течение часа он должен поесть и отдохнуть (погулять на улице, поиграть с домашними питомцами, порисовать). Не стоит записывать кроху во всевозможные кружки и секции. Конечно, вначале ребёнок будет хвататься за всё, он ещё не понимает, насколько тяжело совмещать. Однако это чревато синдромом выгорания и отсутствием желания заниматься вообще. Выберите 1-2 секции, которые ребёнку больше всего по нраву. Пусть он втянется в учебный процесс.

  • Тесный контакт

Школа — общественное место с большим количеством детей. Ограничить или минимизировать контакт детей друг с другом невозможно, да и не нужно, ведь дети учатся общаться и осознанно выбирать себе друзей по интересам. К тому же с началом школьной поры дети приносят не только дневник с оценками, но и частые респираторные заболевания.

Профилактика

Чтобы сохранить здоровье принимайте профилактические меры. Утром предлагайте отвар шиповника с мёдом, морсы с малиной и клюквой, смазывайте ноздри оксолиновой мазью. Положите школьнику в рюкзак антибактериальные салфетки, чтобы он мог вытереть руки. По приходу из школы приучайте мыть руки с мылом и промывать нос соляным раствором. С наступлением холодов давайте ученику больше овощей и фруктов. Следите, чтобы ребёнок гулял на свежем воздухе хотя бы час в день, не кутайте его. И не водите в школу с симптомом недомогания. Ребёнок должен лечиться и восстанавливать силы, а не заражать других детей.

  • Гиподинамия

После школы многие дети вместо того, чтобы идти гулять, просиживают время в Интернете или перед телевизором. Плюс свою негативную роль играют неправильное сидение за партой в школе и за письменным столом дома.

Ребёнок рискует набрать лишний вес. Эта проблема бич современной школы. У ребёнка могут появиться такие дуги, как сколиоз, лордоз, асимметрия лопаток

Профилактика

Домашнее задание ребёнок должен выполнять только за столом. Дабы не сформировалась неправильная осанка. Следите, чтобы ребёнок не сутулился при ходьбе, не опускал голову и не выпячивал живот вперёд. Такие правила должны прочно войти в привычку школьника. Учитывайте, что наряду с пассивными секциями (рисование, пение) ребёнку нужно посещать активные, которые развивают физику. На перемене малыш не должен оставаться за партой, обязательно нужно размяться: попрыгать, побегать, сделать лёгкую гимнастику. А дома ограничьте время просмотра телевизора и занятий у компьютера до часа в день. Стресс — провокатор болезни.

Нередко дети, даже сами не осознавая, испытывают в школе переживания и волнения. Ребёнок постоянно торопится: ждёт окончания уроков, выходных, каникул. Из-за эмоционального перенапряжения снижается иммунитет, начинают «цепляться» респираторные заболевания.

Совет: помогайте выполнять домашнее задание, объясняйте, направляйте, проверяйте. Приучите кроху ложиться и вставать в одно и то же время, рюкзак и школьную форму готовьте вечером. Приходите в школу раньше, чтобы не бежать в класс. Такие нехитрые рекомендации сведут на нет лишние волнения и суету.

  • Быстрая еда

Многие дети утром отказываются завтракать. Ближе к обеду они успевают проголодаться, но идут не в столовую, а в буфет — любимое место всех школьников. Там покупают то, что захочется, ведь рядом нет родителей. Зачастую это отнюдь не полезная еда: чипсы, батончики, сухарики, хотдоги, бургеры.

Такая еда провоцирует воспаление в ЖКТ (гастрит), ведёт к увеличению веса.

Профилактика

Дети с интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой, обязательно должны хорошо завтракать. Это важно и для полноценной работы мозга, и для здоровья желудочно-кишечного тракта. Овсянка, гречка с молоком, омлет — всё это послужит хорошим началом школьного дня. Чтобы ребёнок не тянулся к буфету, давайте с собой полезный перекус (йогурт, банан, яблоко). И, конечно, школьник должен получать горячее блюдо либо в школьной столовой, либо дома, если учится в первую смену.

Также ваш семилетка должен знать, что быстрая еда вредна. Не надо сюсюкать, говорите с ребёнком честно, можете показать ему в Интернете научно-популярный фильм о вреде бургеров, чипсов, газировки, акцентируйте его внимание на важных моментах. В конце скажите, что вы доверяете ему, считаете взрослым и смышлёным. Это поможет привить малышу навыки здорового питания.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а непросто отсутствие болезней или физическихдефектов.
(Всемирная организация здравоохранения)

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения.

Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).

Здоровьесберегающая деятельность в нашей школе осуществляется в соответствии с планом по оздоровлению и формированию здорового образа жизни, критериями СанПиНа, нормами утомляемости, нормами учебного плана, принципами здорового образа жизни и включает в себя следующие пункты:

Соблюдение гигиенических требований
Соблюдение качества питьевой воды и питания учащихся
Физическая активность школьников в период их пребывания в школе
Организация образовательного процесса по принципам здоровьесбережения
Создание благоприятного психологического климата в школе
Создание благоприятного экологического климата на территории школы
Снижение заболеваемости школьников и педагогов
Грамотность школьников и педагогов по вопросам здоровья
Внеклассная и внеурочная работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Здоровьесберегающая среда

В рекреации второго этажа расположен прекрасный зелёный уголок, созданный руками учителей, учеников и их родителей. Начинали с малого - с нескольких растений. Постепенно уголок разрастается, ребята ухаживают за растениями. Зелёный уголок является излюбленным местом отдыха учащихся нашей школы.

Рекреации в школе используются для реализации двигательного режима, коридоры украшены тематическими стендами, детскими рисунками, растениями.

Музыкальные звонки оказывают позитивное воздействие на нервную систему ребёнка.

Для обеспечения питьевого режима в классных комнатах установлены кулеры для экологически чистой бутилированной воды.

Деятельность по совершенствованию медицинского обслуживания

В школе имеются медицинский, процедурный кабинеты. Медицинская служба решает следующие задачи:

Контроль за нормами и требованиями школьной гигиены;
ранняя диагностика и профилактика заболеваний;
диспансеризация учащихся в районной поликлинике;
доврачебная помощь;
пропаганда здорового образа жизни;
проведение профилактических прививок.

Медицинский, процедурный кабинеты оснащены необходимым инвентарём и лекарственными средствами.

В школе постоянно действует санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим - регулярно проводятся влажные уборки, генеральные уборки, соблюдается режим проветривания.

Сотрудники медицинского кабинета систематически проводят беседы с детьми и родителями о необходимости прививок, соблюдении мер гигиены, закаливания: для родителей - «О пользе прививок», «Об аллергии у детей»; для учащихся - «О личной гигиене», «О правильном и рациональном питании», «О санитарно-эпидемиологическом режиме».

Ежегодно проводятся диспансеризация в поликлинике № 44. Диспансеризация проводится согласно графику и по возрастам: 2 класс - 8 лет; 4 класс - 10 лет; 6 класс - 12 лет; 9, 10, 11 класс. В случае необходимости отдельные учащиеся школы направляются на консультации к специалистам. По результатам полученного заключения проводится разъяснительная работа с учащимися и их родителями, контролируется выполнение рекомендаций специалистов.
Для каждого ребёнка создан Паспорт здоровья.

Организация рационального питания

Сотрудниками школы разработана и реализуется программа производственного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации школьного питания.

Энергетическая ценность и сбалансированность рациона питания в соответствии с возрастными особенностями развития рассчитывается технологом ГУП ОКШП СВАО и утверждается главным врачом. Питание в школе двухразовое (завтрак, обед); оно полноценное и сбалансированное. Основное требование к содержанию питания - соотношения белков, жиров и углеводов, что соответствует энергозатратам детей и нормам СанПиН.

Осуществляется постоянный медицинский контроль за соблюдением личной гигиены и современном прохождении медосмотров сотрудниками пищеблока. Строго соблюдается питьевой режим.

Разнообразие в питание вносит работа школьного буфета с широким ассортиментом соков, выпечки.

В школе реализуется программа «Чистая вода», соблюдается питьевой режим, используется адаптированная для детского питания вода. Кулеры расположены в классных комнатах школы, в спортивном зале, столовой.

Физическое воспитание и двигательная активность

помогают формировать у учащихся здоровый образ жизни, устойчивый интерес и тягу к физическому самоусовершенствованию. Успехи зависят от правильного сочетания различных форм занятий, средств и методов. Улучшение физического здоровья возможно посредством цикла мероприятий физкультурно - оздоровительного, общеукрепляющего, спортивного характера. Всё это способствует повышению функционального состояния мышечной системы, формированию здоровой осанки, увеличению резервов сердечно - сосудистой системы, органов дыхания и закалённости организма.

Физическое воспитание и двигательная активность в школе в режиме учебного дня осуществляется в самых разнообразных формах. Центральное место занимает урок физической культуры; в него включаются разнообразные упражнения, оказывающие разносторонне коррекционное воздействие на организм детей, широко используются строевые, общеразвивающие, коррекционные упражнения, разновидности бега и прыжков. Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни проводится на каждом уроке в виде бесед.

В школе созданы условия для удовлетворения потребности детей в движении, организованы физкультурно - оздоровительные мероприятия:

1. УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

проводится перед началом учебных занятий, в 8.20. Это одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Она заряжает ребёнка энергией и бодростью на предстоящий день. Зарядка мобилизует внимание занимающихся, повышает дисциплину (прививает гигиенический навык заниматься). Систематически проводимая зарядка служит хорошим средством укрепления здоровья.

2. ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КРУЖОК

бальные танцы;

3. ДНИ ЗДОРОВЬЯ

в их подготовке и организации активное участие принимают ученики, родители и педагоги.

4. ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПРАЗДНИКИ.

5. СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ

внутри школы проводятся по графику.Большое внимание в школе уделяется мониторингу здоровьесберегающей деятельности - комплексному системному изучению состояния здоровья школьников, и в частности, ведётся работа по мониторингу физической подготовленности обучающихся. Программа мониторинга позволяет отслеживать динамику уровня физической подготовленности каждого ученика, учебной группы. Предложенные технологии позволяют также объективно и регулярно оценивать здоровьесберегающую направленность учебной дисциплины физическая культура и её динамику изменений, на основе которой обеспечивается дифференцированный подход в обучении.

Психолого-педагогические факторы в формировании здоровьесберегающего образовательного пространства

Отсутствие учебных перегрузок:

Основные объекты внимания администрации и учителей школы в аспекте здоровьесбережения - учебная нагрузка учащихся (предотвращение перегрузок), создание условий для получения учащимися достаточной физической и двигательной нагрузки, грамотное использование ТСО, содействие рациональной организации режима для школьников.

Показатели рациональной организации учебного процесса в ГОУ СОШ N 297:
объем учебной нагрузки - количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий в соответствии с возрастом учащихся;
нормирование нагрузки от дополнительных занятий в школе: факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору (их частота, продолжительность, виды и формы работы);
занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, подвижные игры на переменах, прогулки, уроки физической культуры; спортивные занятия (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).

Отсутствие психологических перегрузок, обеспечение психологической безопасности

Психологические перегрузки у ряда детей могут быть связаны с особенностями индивидуального развития. Для того, чтобы предупредить подобные ситуации, в нашей школе проводится психологическая диагностика по выявлению данных групп учащихся для последующей педагогической коррекции учебного процесса.
Формирование эмоционально благополучной среды в урочной и внеклассной деятельности поддерживает спокойные отношения между учащимися и педагогами.
Физкультминутки на уроках
Урок в первом классе длится 35 минут в соответствии с низкой устойчивостью детского внимания.

Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе

Деятельность педагогического коллектива школы на протяжении ряда лет ориентирована на изучение, разработку и внедрение здоровьесберегающих технологий.
В результате многолетней работы педагогического коллектива ГОУ СОШ N 297 по здоровьесбережению, выработан ряд гигиенических показателей, характеризующих урок:
оптимальные гигиенические условия в классе;
средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
разнообразие видов, форм и методов преподавания;
наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы творческого самовыражения учащихся;
место и длительность применения технических средств обучения;
физкультурные минутки и оздоровительные паузы;
наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
психологический климат на уроке;
темп и особенности окончания уроков.

Дополнительное образование

Физкультурно - оздоровительное направление
Все программы данного направления позволяют решать задачи физического воспитания, формируя у учащихся целостное представление о физической культуре, её возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное - воспитывают личность, способную к самостоятельной творческой деятельности.

Художественно – эстетическое направление
Учебные программы направлены на развитие нравственных и эстетических качеств личности, творческих способностей.

Научно – техническое направление
Цели и задачи проектной деятельности - осуществлять межпредметные связи в процессе обучения; расширять знания детей по темам окружающего мира, истории, москвоведения; развивать пространственное воображение детей, мелкую моторику кистей рук; воспитывать трудолюбие, старательность, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Всемирный День здоровья

Ежегодно в апреле в нашей школе проводится «Месячник здоровья». Традиционно он начинается с «Всемирного Дня здоровья» - общешкольной зарядки и хорошего настроения. В программу включены классные часы, беседы, выпуск стенгазет, спортивные игры, работа с Паспортом здоровья, конкурсом рисунков. А заканчивается «Веселыми стартами», победами, грамотами и призами!

Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.

Каковы же причины, негативно влияющие на здоровье учащихся? Что должен делать учитель, чтобы сохранить здоровье детей, укрепить его, а не ухудшить на протяжении всех лет обучения в школе?

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. От того насколько органичен образовательный процесс, насколько педагоги учитывают специфику возможностей ребенка того или иного возраста, насколько полно учитываются все отрицательно влияющие на здоровье ребенка факторы обучения, напрямую зависит, сумеем ли мы сохранить здоровье современного школьника.

Задумываясь о здоровье школьников, нужно признать, что традиционная классно-урочная система организации учебного процесса устарела, она неблагоприятно влияет на здоровье детей. Особенно отрицательно влияют на физическое и психическое здоровье детей следующие факторы:

  • интенсификация учебного процесса;
  • нерациональная организация процесса обучения;
  • несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников.

С негативным влиянием данных факторов специалисты связывают до 40 % детской патологии. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья. Сохранить и укрепить здоровье школьников помогает умение применять здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. Применение этих технологий способствует созданию специальных условий, обеспечивающих развитие сильных, знающих о своем здоровье, умеющих его беречь и подготовленных для жизни личностей.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

  • Цель здоровьесберегающего сопровождения - создание безопасного для здоровья образовательного пространства на уроках, а также создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья.

Требования к учителю просты и естественны: не допускать переутомления учащихся на уроках и перегрузки их домашними заданиями. Одним из факторов, содействующих утомлению детей, являются однообразные организационные формы обучения. Пусть даже передовые формы, но если они повторяются из урока в урок, из месяца в месяц, то они, безусловно, «приедаются», детям становится неинтересно, а это верный путь к повышенной утомляемости. Домашняя подготовка к одному уроку не должна занимать в среднем более 20 минут, т.е. более половины времени урока. Этого можно добиться, если полностью и эффективно использовать для обучения всё время урока.

Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного дня без учета возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм физкультурно-оздоровительной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.

Рациональный режим, прежде всего, предусматривает четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию разных видов деятельности. Подавляющее число функциональных отклонений в организме учащегося за время обучения в школе связано с увеличением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, особенностями построения уроков.

Каждый учитель должен видеть главную свою задачу в том, чтобы инициировать, продвигать вперёд и контролировать учебный процесс так, чтобы учащиеся учились искусству учёбы. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей-практиков и родителей. Хорошее здоровье только благоприятным образом способствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.

Сбережение и укрепление здоровья тесно связано с применением в школе информационно-коммуникативных технологий обучения, при которых дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Однако внедрение компьютерных технологий в нашу жизнь неминуемо сказывается на здоровье. Что должен сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером? В первую очередь, создать соответствующие условия работы. На уроках нужно учить строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья, развивать интерес к занятиям и мотивацию учения, ведь они привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их желанными, комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. А все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего поколения.

Основной путь к здоровью - воспитание культуры здоровья, формирование убежденности ребенка в том, что нет другого правильного образа жизни, кроме здорового. Задача системы образования - добиться, чтобы здоровый образ жизни стал основой нового мировоззрения нового времени.

По пять-шесть часов почти неподвижно сидеть за партой. Перед этим носить на плечах десятикилограммовые рюкзаки. На переменах перекусывать булочками и шоколадками. «Мел» и поговорили с детскими врачами об основных проблемах, с которыми сталкиваются школьники, и главное - о том, как их избежать.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Сутулость, сколиоз и слишком прямая спина (да, это тоже проблема)

Больше половины школьников во всём мире страдают от функциональных изменений позвоночника. Всё не так страшно: функциональные изменения можно исправить, а вот необратимых не так много - всего 8%. Правда, отличить одни от других и помочь ребёнку может только специалист. Обычно это сутулость, гиперкифоз («круглая спина»), гиперлордоз (чрезмерный изгиб в пояснице) и, наоборот, «прямая спина» (когда позвоночник недостаточно гнётся). Со всеми этими проблемами справиться можно. К необратимым изменениям относится идиопатический сколиоз , внешне он выглядит как асимметрия плеч.

В чём причина

Тяжёлые рюкзаки и неудобные парты, за которыми приходится сидеть часами. Ещё современные дети почти не делают зарядку и много времени проводят с гаджетами. Из-за этого у большинства слабо развиты мышцы спины и пресса, и даже небольшие нагрузки приводят к искривлению позвоночника.

Как распознать

Ребёнок жалуется на боли в спине, иногда на боли в плече или руке (особенно если вместо ранца носит сумку на одном плече). Могут появиться головные боли. Ребёнку сложно держать спину прямой, а ещё он вечно чувствует себя уставшим.

  • Правильно подберите ранец. Пустой ранец не должен быть тяжелее 700 граммов, а при полной загрузке его вес не должен превышать 10-15% от веса ребёнка . Спинка - с твёрдым внутренним каркасом, лямки - широкие и мягкие, регулируемые по длине. Ранец нужно носить обязательно на обеих лямках, при этом спинка должна плотно прилегать к спине ребёнка. Порядок вещей в сумке тоже важен. Научите школьника правильно укладывать вещи в рюкзак, чтобы правильно распределять вес.
  • Поставьте мебель, которая подходит ребёнку по высоте. Для дома лучше выбрать «растущие» стол и стул и со временем регулировать их высоту. Угол наклона столешницы должен быть 15 градусов. Это позволяет держать голову прямо и разгружает шейный отдел позвоночника.
  • Поставьте хороший монитор. Дети много времени проводят за компьютером, в том числе по учёбе. За ноутбуком ребёнок сидит сгорбившись (кто-то даже пользуется им, лёжа в кровати), а у многих старых мониторов не получается регулировать уровень наклона. Монитор HP 24fw можно наклонить на пять градусов вперёд и на 25 - назад. Так в него удобно будет смотреть и детям, и взрослым.
  • Укрепляйте мышечный корсет ребёнка. В этом помогут спорт и подвижные игры на свежем воздухе. При долгой работе устраивайте перерывы. Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, не подсовывая ногу под себя. И не забывайте о ежедневной зарядке. О правильных упражнениях расскажут педагоги в дошкольных учреждениях, преподаватели физкультуры и педиатры.

Школьная близорукость (да, такая бывает)

Ещё одна проблема у школьников - близорукость. Ей страдает почти каждый третий школьник, с каждым годом количество детей растёт. Выделяют даже так называемую школьную близорукость - ту, которая развивается из-за интенсивной нагрузки на глаза в годы обучения. Проблемы начинаются примерно в 4-5 классе.

В чём причина

Полностью причины возникновения близорукости не изучены, но известно, что развивается заболевание при напряжении зрения на близком расстоянии: чтении, письме, работе с ноутбуками, компьютерами, а теперь ещё и гаджетами.

Наибольшую нагрузку глаза испытывают при работе с маленькими экранами: то есть при чтении с телефона или планшета напряжение выше, чем при работе за компьютером. Ещё одна опасность гаджетов в том, что при чтении с них постоянно меняется расстояние, на котором ребёнок держит устройство от глаз. Это вызывает перенапряжение - именно поэтому не рекомендуется читать в транспорте или лёжа.

Как распознать

Часто дети молчат о том, что им плохо видно то, что написано на доске. В результате их считают невнимательными, а проблема со зрением усугубляется. Когда зрение начинает падать, ребёнок может щуриться и испытывать головные боли.

Что делать, чтобы этого избежать

  • Откажитесь от маленьких экранов. Выбирайте ребёнку телефон с максимально большим экраном, ограничивайте время пользования гаджетами. Монитор компьютера тоже должен быть большим и с хорошим разрешением. Не обязательно покупать что-то дорогое. Постарайтесь выбрать модель с оптимальным соотношением цены и качества - и она прослужит вам не один год. Например, HP 24fw с экраном 24 дюйма и Full HD. А ещё ребёнок скажет вам спасибо за большой монитор, когда вновь сядет за компьютерные игры после длинного учебного дня. Всё-таки на ноутбуке игры выглядят не так эффектно.

Мониторы HP 24fw

  • Следите за наклоном книги и монитора. При чтении книгу ребёнку можно ставить на подставку и читать за столом. Нельзя читать лёжа, в транспорте. При работе за компьютером взгляд должен быть направлен чуть вниз.
  • Гуляйте и смотрите вдаль. Детям нужно регулярно гулять на свежем воздухе: когда ребёнок смотрит вдаль, его глаза отдыхают. При работе дома или в школе каждые 20 минут нужно прерываться на 20-30 секунд и смотреть, например, в окно.
  • Регулируйте яркость монитора. Чем меньше подсветка, тем лучше для глаз. Но не стоит делать экран совсем тёмным: ребёнок не должен напрягаться при чтении. У HP 24fw есть режим Low Blue Light, который снижает нагрузку на глаза.
  • Используйте мониторы с антибликовым покрытием . Оно рассеивает солнечный свет и не искажает цвета. Поэтому, даже если вы поставите монитор возле окна, ребёнку не придётся вглядываться в экран.

Ожирение и гастрит

Именно в школьном возрасте у детей начинаются проблемы с питанием. Вместо полноценных обедов - фастфуд, шоколадки и газировки. Это может привести к детскому ожирению и развитию болезней желудочно-кишечного тракта: например, хронический гастрит и синдром раздражённого кишечника. Ещё это повышает риск развития сахарного диабета второго типа, проблем с сердцем и сосудами и апноэ (остановки дыхания до двух-трёх минут) во время сна. К тому же ожирение, приобретённое в подростковом возрасте, в четырёх случаях из пяти остаётся с человеком на всю жизнь . Помимо таких серьёзных проблем со здоровьем, фастфуд ещё и плохо сказывается на успеваемости. В нём не хватает микроэлементов, влияющих на когнитивное развитие, например, железа. Высокое же содержание жиров и сахара приводит к ухудшению памяти.

В чём причина

В школе родители уже не могут полностью контролировать рацион ребёнка. Кроме того, у детей появляются карманные деньги, которые они тратят на сладости, выпечку и фастфуд. А ещё школьники перестают завтракать.

Как распознать

Боли в желудке, изжога, отрыжка, чувство тяжести после еды, расстройства дефекации.

Что делать, чтобы этого избежать

  • Готовьте перекусы в школу. Если ребёнок плохо ест школьную еду или она плохого качества, давайте ему с собой любимые блюда для перекусов.
  • Ограничьте доступ к вредной пище. Не держите дома сладости и напитки с сахаром. И тем более, не ешьте фастфуд при ребёнке. Банально, но вы - главный пример.
  • Больше двигайтесь. Гуляйте на свежем воздухе и делайте зарядку.
  • Контролируйте вес ребёнка. Вовремя обратитесь к врачу, если ребёнок поправился или, наоборот, похудел.
  • Обратитесь к психологу. Если вы понимаете, что никак не можете повлиять на ребёнка, тогда стоит обратиться за помощью к специалисту. В случаях нарушения пищевого поведения у подростков помогут только специалисты.

Благодарим за помощь в подготовке материала офтальмолога Елену Сироту, детского ортопеда Валерию Крошкину и педиатра Ольгу Евсейчик.

Иллюстрации: Shutterstock (Nobelus, kondratya). Фото: Shutterstock (Karlova Irina, Africa Studio, Olexandr Panchenko, Imcsike)