Здоровый образ жизни в профессинальной деятельности педагога

Доровый образ жизни - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальный социальный аспект, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) «здоровый образ жизни» рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной задачи - укрепление здоровья индивидуума. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни: «здоровый образ жизни - это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках попущенной Господом земной жизни». Элементы ЗОЖ Здоровый образ жизни - это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека. В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми: воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье; отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоядом, табакоядом) и нелегальными. питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов; движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей; гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи; закаливание; На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ: эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями; интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах; духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм. Формирование здорового образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях: социальном: пропаганда в СМИ, информационно-просветительская работа; инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические (спортивные) учреждения, экологический контроль; личностном: система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада. 10 советов здорового образа жизни Существует 10 советов, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни. Следуя им, можно продлить и сделать более приятной нашу жизнь. 1 совет: разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ. 2 совет: работа – важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет выглядеть моложе. 3 совет: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало. 4 совет: меню должно соответствовать возрасту. Печень и орехи помогут 30-летним женщинам замедлить появление первых морщинок. Содержащийся в почках и сыре селен, полезен мужчинам после 40 лет, он способствует разряжению стресса. После 50 лет необходим магний, который держит в форме сердце и полезный для костей кальций, а рыба поможет защитить сердце и кровеносные сосуды. 5 совет: имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь поможет как можно реже впадать в депрессию и быть подавленным. 6 совет: дольше сохранить молодость помогут любовь и нежность, поэтому найдите себе пару. Укреплению иммунной системы способствует гормон счастья (эндорфин), который вырабатывается в организм, когда человек влюблен. 7 совет: спать лучше в прохладной комнате (при температуре 17-18 градусов), это способствует сохранению молодости. Дело в том, что и от температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме и проявление возрастных особенностей. 8 совет: чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь. 9 совет: периодически балуйте себя. Несмотря на рекомендации, касательно здорового образа жизни, иногда позволяйте себе вкусненькое. 10 совет: не всегда подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже злокачественным опухолям, более подвержены люди, которые постоянно ругают самого себя, вместо того, чтобы рассказать, что их огорчает, а иногда и поспорить. Оптимальный труд и достаточный отдых также влияют на наше здоровье. Активная деятельность, не только физическая, но и умственная, хорошо действуют на нервную систему, укрепляет сердце, сосуды и организм в целом. Существует определённый закон труда, который известен многим. Людям занятым физическим трудом, необходим отдых, который не будет связан с физической активностью, и лучше, если во время отдыха будут проведены умственные нагрузки. Людям, работа которых связана с умственной деятельностью, полезно во время отдыха занимать себя физической работой. Такое понятие как распорядок дня всё реже встречается в жизни современного человека, но этот фактор тоже имеет немаловажную роль в сохранении здоровья. Ритм жизни человека обязательно должен предусматривать время для труда, отдыха, сна, и еды. Человек, который не соблюдает режим дня, со временем становится раздражительным, у него накапливается переутомление, такие люди чаще подвержены стрессу и заболеваниям. К сожалению, современному человеку сложно поддерживать хороший распорядок дня, приходится жертвовать временем, отведённым на сон, принимать пищу только тогда когда на это есть время, и т. д. Правильный распорядок дня поможет не только сохранить здоровье, но и лучше организует Ваше время. Также наше здоровье зависит от хорошего сна. Достаточный сон необходим для нормальной деятельности нервной системы. Потребность во сне у разных людей может быть разная, но в среднем рекомендуется спать не менее 8 ч. Регулярное недосыпание ведёт к снижению работоспособности и сильной утомляемости. Для того чтобы Вас не мучила бессонница необходимо за 1 ч. до сна прекратить физическую или умственную работу. Последний приём пищи должен быть не позднее, чем за 2 ч. до сна. Спать лучше в хорошо проветриваемой комнате, а также желательно ложиться спать в одно и тоже время. Физическая нагрузка является одним из важнейших средств укрепления здоровья. Даже небольшая каждодневная 20-минутная гимнастика приносит огромную пользу. Гимнастика, атлетика, подвижные игры очень полезны для сердечно-сосудистой системы, лёгких, укрепления опорно-двигательного аппарата. Занятия бегом оказывают положительное влияние на нервную и эндокринную системы. Ходьба помогает избавиться от лишнего веса. Подсчитано, что за 1 час быстрой ходьбы сгорает до 35 граммов жировой ткани. Не стоит забывать о здоровом образе жизни и людям старшего возраста. Даже пожилому человеку необходимы физические нагрузки оптимальные для его возраста. При недостаточной физической активности у пожилых людей развивается ожирение, болезни обмена веществ, возрастает риск сахарного диабета, нарушается деятельность желудочно-кишечного тракта. Стоит помнить о том, что физические нагрузки в таком возрасте должны быть дозированными и соответствовать возрасту. Всем желающим жить согласно здоровому образу жизни, важно придерживаться 12 жизненных принципов академика Углова.

Разработала: Турнаева Ольга Геннадьевна , Заместитель директора по воспитательной и методической работе МАУДО «Детский сад №10» Тюменская область, город Ялуторовск

Программа

«Культура здорового образа жизни»

(для педагогов и родителей (законных представителей)

Педагоги, родители не имеют права беспечно относиться

к своему здоровью:

они - пример для подражания и несут ответственность

за последствия копирования своего опыта.

Актуальность проблемы и обоснование программы

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Главная цель использования здоровьесберегающих технологий – здоровье детей, но без заботы о здоровье воспитателя эта цель труднодостижима.

Нездоровый педагог не может обеспечить воспитаннику необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья ребенка, так как в этой работе необходим личный пример. Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявления синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье детей.

Поэтому актуальным является и вопрос о состоянии здоровья педагогов, которые работают в детских садах и об отношении педагогов к своему здоровью. Может ли педагог быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения?

Пытаясь установить взаимосвязь между отношением педагога к своему здоровью, его потребности в соблюдении здорового образа жизни и реализацией соответствующего воспитательного воздействия на своих воспитанников, на практике мы сталкиваемся с тем, что сами педагоги говорят, открыто о том, что они не могут быть примером в ведении здорового образа в жизни для своих воспитанников. Чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на детей.

К сожалению, очень низок уровень валеологической культуры и грамотности в семье. Только просвещение родителей, пусть даже хорошо организованное, ещё не даёт желаемого результата. Знания по культуре здоровья нужно уметь применять.

Работ, посвященных этим проблемам, недостаточно. Поэтому мы взялись за создание собственной программы по обучению здорового образа жизни конкретно для педагогов своего образовательного учреждения, а так же родителей воспитанников.

Для начала было проведено тестирование педагогов и родителей: «Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым?», «Знаете ли Вы, как обезопасить свою жизнь и здоровье?» (приложение 1, приложение 2). Было выявлено, что среди педагогов осознанно относятся к своему здоровью- 69,7%, не в полной мере осознают необходимость в здоровом образе жизни – 30,3%.

Среди родителей, считающих, что у них есть достаточный минимум знаний, далеко не все извлекают из них практическую пользу: 26% пытаются, но не умеют применять знания на практике, 55 % не всегда применяют, а 19% не применяют вообще!

Результаты показали, что необходимо сформировать у родителей и педагогов:

§ осознанную мотивацию на сохранение собственного здоровья и здоровья других, изменить ценностные установки;

§ постараться добиться того, чтобы основные составляющие ЗОЖ (осознанное родительство, рациональное питание, двигательная активность, отсутствие вредных привычек, нравственный и духовный рост) стали действительно образом жизни человека.

В связи с чем, согласно предложениям, наметили план по работе с родителями, педагогами на учебный год,: консультации, беседы, стендовую информацию, собрания, круглый стол, семинар – практикум, дни здоровья и т.д.

В реализации программы будут принимать участие: заместитель директора, педагоги, родители (законные представители), медицинская служба, председатель профсоюзного комитета.

Необходимость программы очевидна и подтверждается потребностями современной жизни.

Целеполагание программы

Цель:

Ø Сформировать адекватное отношение к собственному здоровью, здоровью окружающих как к одной из составляющих ценностей человеческой жизни.

Ø Повысить уровень индивидуального психоматического здоровья педагогов и родителей.

Задачи:

Ø Овладение определёнными знаниями о здоровье и здоровом образе жизни;

Ø Освоение практических навыков, умений поддержания и приумножения собственного здоровья;

Ø Формирование индивидуального здорового стиля жизни в условиях реальной профессиональной деятельности

Система работы по реализации целевой программы приобщения к здоровому образу жизни


Ожидаемые результаты реализации программы:

§ Положительная динамика уровня соматического здоровья и психоэмоционального состояния - комплексное очищение организма;

Нормализация артериального давления;

Увеличение подвижности позвоночника и суставов;

Снижение избыточного веса;

Восстановление функций пищеварительного тракта;

Повышение сопротивляемости организма;

Повышение эмоциональной устойчивости;

Улучшение отношений с коллегами, в семье;

Стрессоустойчивость

§ Адекватное отношение к здоровью:

Активная жизненная здоровьетворческая позиция;

Активизация механизмов саморегуляции;

Развитие рефлексии педагогов и родителей

План мероприятий по приобщению к здоровому образу жизни педагогов и родителей (законных представителей)

Срок проведения

Мероприятие

Участники

Ответственные

сентябрь

Коллективный выезд на природу (за грибами)

педагоги

Директор

Анкетирование родителей и педагогов:

«Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым?»;

Родители,

педагоги

Зам. директора

«У книжной полки»

Выставка литературы по вопросам здорового образа жизни.

Родители,

педагоги

Зам. директора

Участие в дне здоровья.

«Осенний кросс».

Педагоги

родители

Зам. директора, воспитатели

Лекция «Здоровый образ жизни как составная часть социокультурной деятельности»

Родители, педагоги

Зам. директора,

медсестра

Тестирование «Знаете ли Вы, как обезопасить свою жизнь и здоровье?».

Родители,

педагоги

Зам. директора

Круглый стол «Профилактика – основа здорового образа жизни»

педагоги

Зам. директора, мед.сестра

Просмотр видеоматериалов «О здоровье всерьез»

родители

Зам. директора

Консультации по результатам.

педагоги

Мед. сестра

Распространение памяток «Что делать, если возникли незначительные проблемы со здоровьем»

Педагоги,

родители

Зам. директора, медсестра

Участие в дне здоровья

«Зимние забавы».

Смотр- конкурс плакатов «Мы выбираем здоровье».

Педагоги. родители

Зам. директора, воспитатели

Обмен опытом родителей, педагогов, ведущих З.О.ж.

Педагоги. родители

Зам. директора, воспитатели

Коллективный выезд на природу «Веселые горки» (на лыжах)

Педагоги

Председатель профкома

Консультация в уголке здоровья: «Основы правильного питания»

Педагоги,

родители

Мед.сестра

Семинар – практикум «Позаботьтесь о своем здоровье» (врач-эндокринолог)

Педагоги,

родители

Мед.сестры

Соревнования, посвященные Дню защитника Отечества:

«Рыцарский турнир» (с участием пап)

Родители

Воспитатели, муз.руководители

« Как предупредить весенний авитаминоз» (памятки)

Родители,

педагоги

медсестра

Участие в IV городской спартакиаде работников образования/

педагоги

Зам. директора, председатель профкома

Обзор новинок литературы по здоровому образу жизни

Родители,

педагоги

Зам. директора

Участие в Малой олимпиаде

«Веселые старты»

«Папа, мама, я – здоровая семья»

родители

Зам. директора, муз.руководители

Деловая игра «Помоги себе сам»

Педагоги,

родители

Зам. директора

Коллективная прогулка в весенний лес.

педагоги

Председатель профкома

Проведение профессиональных осмотров по возрастному календарю.

Консультации по результатам.

педагоги

Мед.сестра

Устный журнал «Отпуск – время дополнительных возможностей»

Педагоги, родители

Зам. директора

Медсестра

Тестирование «В хорошей ли Вы форме?»

Педагоги

родители

Зам. директора

Пояснительная записка

Здоровый образ жизни следует рассматривать как активную и целенаправленную форму поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья.

Понятие «здоровый образ жизни» включает в себя:

  • соблюдение рационального режима дня, чередование труда и отдыха;
  • следование правилам личной гигиены, закаливание;
  • рациональное питание;
  • оптимальную двигательную активность - занятия физическими упражнениями и спортом.

Именно эти элементы являются и благоприятными факторами, влияющими на здоровье человека. Двигательная активность - это естественная потребность человека в движении. Ученые установили, что если потребность в движении не удовлетворяется, наступает гиподинамия - недостаточная двигательная активность (Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. – М.: Знание, 2006). . Она отрицательно сказывается на деятельности всех органов и систем организма, на физической и умственной работоспособности.Систематические занятия разнообразными физическими упражнениями, воздействующими на различные группы мышц, оказывают положительное влияние на все системы организма, тем самым способствуют укреплению здоровья, профилактике и лечению различных заболеваний (Мотыльков Р.Е.и др. Двигательная активность - важное условие здорового образа жизни// Теория и практика физической культуры.-2007. №9. - С. 14 -19). .Сочетание физических упражнений с закаливанием повышает защитные функции организма.

Направленность программы: Формирование у учителей потребности в здоровом образе жизни.

Новизна: Программу следует рассматривать как новую и целенаправленную форму двигательной активности, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья.

Актуальность: Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.

Целесообразность программы: Занятия оказывают положительное влияние на все системы организма, тем самым способствуют укреплению здоровья, профилактике и лечению различных заболеваний.

Цель: Сформировать потребность в здоровом образе жизни.

Задачи :

  • Приобретение необходимых знаний в области здорового образа;
  • Соблюдение рационального режима дня, чередование труда и отдыха;
  • Укрепление здоровья при помощи занятий физическими упражнениями.

Отличительные особенности Программа предназначена для учителей разного возраста. Систематические занятия разнообразными физическими упражнениями, воздействующими на различные группы мышц, оказывают положительное влияние на все системы организма, тем самым способствуют укреплению здоровья, профилактике и лечению различных заболеваний.

Возраст: В группе здоровья занимаются учителя от 20 до 46 и более лет.

Сроки: Программа рассчитана на один год.

Формы и режим занятий: Занятия проводятся после уроков два раза в неделю. Во время проведения занятий в группе «здоровья» применяются различные формы: игра, соревнование, беседа.

Ожидаемый результат: Улучшение уровня здоровья учителей. Потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Формы подведения итогов: Участие в научно-практических конференциях, фестивалях и конкурсах.

Учебно-тематический план для учителей


п.п.

Тема

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

№ 1 Основы знаний

Правила техники безопасности на Занятиях в группе «здоровья» по Аэробике, волейболу, баскетболу, бадминтону. Правильная осанка и ее значение

Умение определять ЧСС. Значение разучивоемых движений и упражнений на развитие основных физических особенностей. Умение правильного ведения дневника здоровья.

№ 2 Общая физическая подготовка

Ходьба с изменением длины и частоты шага, с высоким подниманием бедра

Бег с чередование обще развивающих упражнений

Бег с чередованием прыжков и метаний разной скорости и с переходом на ходьбу.

Бег с преодолением приптствий разной высоты с переходом на ходьбу

Упражнения для развития выносливости (все упражнения выполняются согласно возраста и учитывая индивидуальные способности)

№ 3 Аэробика

Комплекс обще развивающих упражнений с предметами и без предметов

Специальные танцевальные упражнения, степ аэробика

Творческая танцевальная композиция согласно возрастных особенностей учителя

Развитие координации движения (упражнения выполняются согласно возраста занимающихся)

№ 4 Баскетбол

Ловля и передача мяча с шагом и сменой мест

Ведение мяча с изменением направления

Бросок мяча двумя руками от груди с места и после ведения

Двухсторонняя игра по упрощенным правилам (все задания выполняются согласно возраста занимающихся)

№5 Пионербол и волейбол

Приемы и передачи мяча сверху и снизу

Нижняя прямая подача

Учебная игра в пионербол

Учебная игра в волейбол. (Все упражнения выполняются согласно индивидуальных способностей занимающихся)

№ 6 Шашки и шахматы

Правила игры в шашки и шахматы. Развитие мышления, внимания

Учебная игра в шашки

Учебная игра в шахматы

№ 7 Бадминтон

Основная стойка игрока при подаче, приеме, подачи

Стойка при ударах справа и слева, снизу и сверху.

Жонглирование воланом

Учебная игра в парах.

Игра согласно правила через сетку

ВСЕГО

Тема № 1. Основы знаний (2 часа)

  1. Правила техники безопасности на занятиях в группе «здоровье»: по аэробике, волейболу, баскетболу, бадминтону.
  2. Правильная осанка и ее значение .
  3. Умение определения ЧСС. Значение разучиваемых движений и упражнений на развитие основных физических особенностей. Умение правильного ведения дневника самоконтроля.

Тема № 2. Общая физическая подготовка.(20 часов)

  1. Ходьба: с изменением длины и частоты шага, с высоким подниманием бедра.
  2. Бег с чередованием обще развивающих упражнений, прыжков, метаний, бег с преодолением препятствий
  3. Развитие выносливости, скорости, быстроты, силы.

Дневник самоконтроля

Параметры

Самочувствие

Желание заниматься

ЧСС (утром после сна)

Тема № 3. Аэробика (16 часов)

  1. Комплексы обще развивающих упражнений с предметами и без предметов
  2. Специальные танцевальные упражнения, степ аэробика.
  3. Творческая танцевальная комбинация учителя.
  4. Развитие координации движения.

Тема № 4. Баскетбол: (10 часов)

  1. Ловля и передача мяча с шагом и сменой мест.
  2. Ведение мяча с изменением направления.
  3. Бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места и после ведения
  4. Двухсторонняя игра по упрощенным правилам.

Тема № 5. Пионербол и волейбол: (10 часов)

  1. Верхняя и нижняя прямая подачи
  2. Приемы мяча сверху и снизу
  3. Учебная игра

Тема № 6. Шашки и шахматы: (5 часов)

  1. Правила игры в шашки и шахматы
  2. Учебная игра
  3. Развитие мышления, внимания

Тема № 7. Бадминтон: (5 часов)

  1. Основная стойка игрока при подаче, приеме подачи, при ударах справа, снизу
  2. Жонглирование воланом
  3. Развитие ловкости, быстроты, координации движения

Список литературы

  1. Агранян Н. А. Познай себя, человек.- М.; Астрахань, 2005.- С. -12-16
  2. Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. – М.: Знание, 2004
  3. Литвинова Н. А., Панина Т. С. Особенности психологической адаптации детей // Актуальные проблемы управления инновационной школы М., 2006. –С.26-34
  4. Крючков В.А., Мусакаев М.Б., Туленков С. А. Программа по физической культуре М.: Знание, 2006
  5. Мотыльков Р. Е.и др. Двигательная активность - важное условие здорового образа жизни. //Теория и практика физической культуры. –2007 № 9. –С. 14-19.

Ольга Сидоренкова
«Формирование культуры здорового образа жизни педагогов ДОУ». Методическая работа с педагогическим коллективом

Актуальной проблемой сегодняшнего дня является поиск новых подходов профессиональной самореализации работников , получение качественных результатов в педагогической деятельности .

Еще основатели педагогической психологии в число приоритетных направлений самовоспитания относили укрепление здоровья . Здоровье педагога имеет самое прямое отношение к его работе , оно представляет и чисто профессиональную ценность. Физическое самообразование - есть самый первый и важный вид самообразования вообще (Каптерев П. Ф.)

К сожалению, и сейчас еще не всеми педагогами эта истина осознается в полной мере. А требуемая от воспитателя детского сада высокая работоспособность , активность, выдержка, оптимизм и ряд других профессионально значимых качеств во многом обусловлено его физическим, психическим и психологическим здоровьем .

Во многом здоровье воспитанников определяется педагогом , его здоровьем - не только физическим, но и психологическим. Преобладание тех или иных эмоций в жизни человека ведет его к здоровью или болезни . От самочувствия воспитателя напрямую зависит здоровье детей , которые находятся рядом с ним. Поэтому, чтобы достичь успехов в воспитании и обучении детей и при этом сохранить их здоровье , мы решили обратить внимание на здоровье и душевное благополучие воспитателя.

Многие из нас не понаслышке знают, насколько неблагополучна ситуация со здоровьем современного педагога , он страдает от тех же проблем, что и остальные его сограждане. Но есть в его деятельности специфика : воспитатели, как и учителя, «постарели» , так как молодежь все реже идет работать в детские сады и школы. Профессию педагога можно отнести к группе риска по частоте нарушений здоровья и серьезности заболеваний, главные причины которых – стрессы и психическое перенапряжение.

Таким образом , цель методической работы – формировать культуру здорового образа жизни педагогов ДОУ .

Задачи :

Содействовать укреплению здоровья педагога путем пропаганды основ здорового образа жизни ;

Создавать условия для повышения профессионального здоровья педагога ;

Развивать мотивацию у педагогов к освоению основ здорового образа жизни .

В нашем детском саду для решения этой проблемы, помимо традиционных мероприятий с педагогами по вопросам формирования ЗОЖ , такими как, деловые игры, круглые столы, мозговой штурм, совместные досуги на свежем воздухе и прочие, которые проводятся ежегодно, в этом учебном году для педагогов были организованы следующие мероприятия :

Утреннее приветствие «Подари улыбку» . Ежедневно по утрам педагоги собираются на 5 минут поприветствовать друг друга, пожелать хорошего дня, успехов в работе . Студентки-психологи подбирали специальные упражнения.

- «Подзарядка» - во время тихого часа на 15 минут все педагоги собираются на небольшую гимнастику. Каждый педагог готовит свой комплекс упражнений и проводит его со всеми педагогами .

- «Психологическая разгрузка» - 1-2 раза в неделю наши педагоги -студентки проводили релаксационные упражнения с педагогами .

- «Педагогическое кафе » - беседа, обсуждение проблемных вопросов по ЗОЖ в неформальной обстановке за чашечкой чая.

Особенно значимым было также создание клуба «Здоровый педагог » , в ходе которого основное внимание уделялось необходимому условию оздоровления детей – самочувствию самого педагога . В ходе «мозгового штурма» , педагогами было принято решение проводить его в форме телевизионной передачи первого канала «Жить здорово , чтобы поддерживать интерес педагогов в течение всего периода работы клуба .

Во время каждого «эфира» , который проходил раз в месяц, воспитатели (в роли специалистов-экспертов) знакомят друг друга с полезными советами и рецептами по оздоровлению , проверенными собою на практике, обсуждают и рассматривают проблемы, которые интересны всем. Это различные методы и способы , позволяющие диагностировать состояние своего здоровья , сохранить и улучшить его.

Каждый «эфир» проходит по заранее разработанному сценарию самими педагогами , темы выбирались исходя из запросов и интересов педагогов . В ходе первой части эфира педагоги , выступающие в роли специалиста-эксперта, изучали вопросы по теме «эфира» глубже, с научной точки зрения, а во второй части - студия (остальные педагоги , которая делилась своим практическим опытом. Каждую встречу в клубе начинает ведущий телепередачи - старший воспитатель под музыкальное сопровождение, заимствованное из оригинальной программы.

На первом занятии клуба мы вели разговор о здоровье и ЗОЖ , персональной ответственности человека за состояние своего здоровья . О том, что укрепление и сохранение здоровья требует личного труда. Научиться быть здоровым - важнейший жизненный урок , который каждый должен пройти на Земле. Спланированы следующие темы «эфиров» :

№ Тема эфира Срок

1 «Здоровье и ЗОЖ современного человека» , на котором рассматривались общие вопросы по формированию ЗОЖ , факторах, влияющих на здоровье , способах ЗОЖ Сентябрь

Серия эфиров (2-5) «Копилка народных традиций ЗОЖ»

2 «Кладовая ягод» , разговор о лечебных свойствах ягод РК, обмен рецептами ягодных коктейлей, желе Октябрь

3 «Растения как средство оздоровления » – естественные лечебные (и наоборот) свойства комнатных цветов и других растений Ноябрь

4 «Как повысить иммунитет» - способы и средства поддержания и укрепления здоровья Декабрь

5 «Секреты красоты» - способы ухода за кожей лица, волосами, ногтями, проблемы омоложения и похудения Январь

6 «Оздоровительный массаж » - влияние массажа на организм человека, элементы самомассажа Февраль

7 «Влияние настроения на наше здоровье » : борьба со стрессом, навыки разрешения проблем, значение цвета и т. д. Март

8 «Основы здорового питания » - рациональное питание Апрель

Такие встречи помогают воспитателям узнать много нового, интересного и полезного, способствуют сплочению коллектива . Раскрывая тему «Кладовая ягод» педагоги поведали о том , какие витамины содержатся в ягодах, и как они влияют организм человека. Оказывается, что малина поднимает настроение («народный антидепрессант» , черная смородина – средство для профилактики онкологических заболеваний, морошка оказывает противомикробное, потогонное, спазмолитическое действие. Особый интерес вызвало обсуждение темы о ягодах Годжи. В практической части педагоги угощались разными видами ягод и знакомились с выставкой литературы по теме, поделились способом приготовления масок из ягод, состоялась дегустация ягодных коктейлей.

Во время эфира «Растения как средство оздоровления » разговор шел о том, какую неоценимую услугу в очищении воздуха оказывают комнатные растения. Многим было интересно узнать, что некоторые растения обладают специфической экологической значимостью и могут положительно или отрицательно влиять на здоровье человека . В ходе разговора выяснилось, что наиболее полезным растением является хлорофитум : он поглощает формальдегид , выделяемый теплоизоляцией из синтетических материалов, защищает воздух от различных патогенных частиц. Выделяемые геранью биологически активные вещества уничтожают стрептококки и стафилококки. С помощью герани народные целители определяют наличие у человека болезни центральной нервной системы. Если ему нравится аромат растения – пора начинать лечение.

Актуальной оказалась тема эфира «Влияние настроения на наше здоровье » . Во время встречи педагогов заинтересовали методы су-джок-терапии , применяющиеся как для профилактики, так и для лечения широкого круга заболеваний. Его сущность состоит в том, что на кистях и стопах человека располагаются системы высокоактивных точек, соответствующих внутренним органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. И элементы су-джок-терапии с использованием грецких орехов и массажных ковриков практикуются в нашем детском саду. Педагоги (студентки психологического факультета ) рассказали о значении и влиянии цвета на организм человека, его настроение, раскрыли способы борьбы со стрессом, познакомили с доступными методами релаксации . Психическое здоровье , наряду с физическим, является составляющей общего здоровья . Один из признаков здоровой личности предполагает умение регулировать свои поступки и поведение в границах социальных норм, способность к саморегуляции, т. е. умение свободно управлять своими мыслями, эмоциями, настроением.

Такая форма проведения занятий заинтересовала педагогов , способствовала не только получению новой информации о нетрадиционных способах оздоровления , но и помогла раскрыть личные интересы членов коллектива , поддерживать практический интерес на протяжении всего цикла работы клуба .

Таким образом , учитывая взаимосвязь воспитателя и воспитанника, привлекая различных специалистов к данной проблеме, мы стараемся не только у детей, но и у педагогов укреплять здоровье и формировать желание быть здоровым и привычку вести здоровый образ жизни . Уверены, что здоровье является одним из условий успешной профессиональной деятельности педагога , составляет основу общего благополучия человека. Основу профессионального здоровья педагога составляют такие механизмы, процессы и качества : овладение психологической культурой ; самовоспитание, саморазвитие; способность и умение сохранять, укреплять, активизировать защитные, компенсаторные, регуляторные механизмы; работоспособность и эффективность . Стараемся прислушаться к словам французского философа и писателя Мишель Монтенсью : «Здоровье - это драгоценность и при том единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни , поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной». Здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей , наших воспитанников. Здоровый педагог - здоровые дети .

ЛГ МАДОУ ДСОВ№2 "БРУСНИЧКА"

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Здоровье дошкольника в наших руках!»

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

Бисярина И.А

Цель:

Систематизировать знания педагогов по вопросам оздоровления дошкольников.

Задачи:

1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры.

Принципы деловой игры:

Практическая полезность;

Гласность;

Демократичность;

Максимальная занятость;

Перспективы творческой деятельности каждого педагога.

Критерии оценки деятельности в деловой игре:

Уровень активности участников;

Педагогическое мастерство;

Умение находить оптимальные или наиболее простые и действенные решения;

Творческий подход к решению задач игры.

Ход деловой игры.

Приглашаю поиграть

И проблемы порешать.

Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.

Наша игра командная, в начале творческого часа каждый из вас получил жетон. Путешествовать мы будем на поезде. Команда, получившая красный жетон – это первый состав, команда с синим жетоном – это второй состав. Задача каждой команды пройти нелегкий путь и добраться до конечной станции. Путь нам предстоит длинный, от станции до станции разное расстояние. Чем успешнее и быстрее вы справитесь с заданием, тем больше шансов у вас попасть в пункт назначения.

Максимальная оценка всех конкурсов - 3 балла.

Станция 1: «Приветственная»

Придумать название и девиз команды, приветствие и пожелания команде соперников.

Станция 2: «Разминочная»

1.Назовите формы организации здоровьесберегающей работы:

    физкультурные занятия

    самостоятельная деятельность детей

    подвижные игры

    утренняя гимнастика

    физические упражнения после дневного сна

    физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами

    физкультурные прогулки

    физкультурные досуги

    спортивные праздники

Используются следующие методические приёмы :

рассказы и беседы воспитателя;

заучивание стихотворений;

моделирование различных ситуаций;

рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

сюжетно-ролевые игры;

дидактические игры;

игры

Тренинги;

подвижные игры;

пальчиковая и дыхательная гимнастика;

самомассаж;

физкультминутки.

2. Назовите виды здоровьесберегающих технологий

(дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз самомассаж, пальчиковая гимнастика, гимнастика бодрящая после сна, коммуникативные игры, сказкотерапия, динамические паузы).

Воспитателям предлагаются незаконченные пословицы о здоровье. Задание: закончить пословицы.

Хмель шумит,… а ум молчит.

Дали вина,… так и стал без ума.

Пьяному море по колено,… а лужи по уши.

И худой квас … лучше хорошей водки.

Кто вино любит,… тот сам себя губит.

Работа денежки копит,… хмель их топит.

Вино полюбил… – семью разорил.

Кто чарки допивает,… тот век не доживает.

Невинное вино,… но проклятое пьянство.

Баня - мать наша: кости распаришь, все тело поправишь.

Береги платье снову, а здоровье с молоду.

В здоровом теле здоровый дух.

Вечерние прогулки полезны, они удаляют от болезни.

Дал бы бог здоровья, а счастье найдем.

Двигайся больше - проживешь дольше.

Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - многое потерял, здоровье потерял - все потерял.

Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

Добрым быть - долго жить.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Если хочешь быть здоров - закаляйся.

Есть скоро - не быть здоровым.

Если не бегаешь пока здоров, придется побегать когда заболеешь.

Закаляй свое тело с пользой для дела.

И старым и молодым вреден табачный дым.

Крепок телом - богат и делом.

Кто не курит, кто не пьет, тот здоровье бережет.

Кто спортом занимается, тот силы набирается.

Кто много лежит, у того бок болит.

При частой горести придут и болести.

Пешком ходить - долго жить.

После обеда полежи, после ужина походи.

(Выбрано много пословиц воспитатель сам определяет и выбирает пословицы)

Станция 3: «Ситуативная»

На обсуждение командам предлагаются ситуации.
Для решения каждой ситуации отводится по 3 мин. За правильный, точный и полный ответ команда получает 3 балла.

Ситуация 1. На занятиях по физической культуре (утренней гимнастике) детям раздают цветные султанчики. Дима не хочет брать желтый султанчик, а хочет как у Саши красный (все султанчики разного цвета). Ваши действия в сложившейся ситуации.

Ситуация 2 . - Ситуация такая: воспитатель приглашает детей, переодевшихся в спортивную форму, построиться и идти в спортивный зал на физкультурное занятие. Дети готовы идти в зал, но в группу приходит опоздавшая девочка. Воспитатель просит её быстро переодеться. Выясняется, что у ребенка нет спортивной одежды и обуви, она идет в спортивный зал в обычной одежде. Одно из заданий на занятии – ползание по скамейке. Зацепившись за край скамейки, девочка случайно рвет платье. Ребенок садится на скамейку, больше не занимается, плачет, чем отвлекает остальных детей. Порвано платье, прервано занятие. Испорчено настроение ребенка. Вечером родители объявляют воспитателю, что платье дорогое, и они будут требовать компенсацию за него.

А теперь вопросы:
- Виноват ли воспитатель в порче платья?
- Имеют ли право родители требовать компенсацию за испорченное платье?
- Каким должен быть выход из сложившейся ситуации?
- Пострадали ли в этой ситуации остальные дети?

Ситуация 3. Очень часто в детских садах, играя в подвижные игры, некоторые дети постоянно просятся быть ведущими. Если их не выбирают – слезы, обиды. Ваши действия в данной ситуации?

Ситуация 4 . - Воспитатель собирается с детьми в спортивный зал, на занятие по физической культуре. Дети все переоделись в спортивную форму, построились. До занятия остается несколько минут. Заходит мама с ребенком. У неё множество вопросов, на которые она желает получить ответы незамедлительно. Воспитатель пытается дать ответы на поставленные вопросы, но разговор не получается, так как дети начинают шуметь и баловаться. Разговора не получилось, а время ушло. Воспитатель с детьми с большим опозданием заходит в зал. Начинается занятие. В середине занятия открывается дверь, и мама заталкивает очередного опоздавшего ребенка. Он не хочет идти на занятие, сопротивляется, своим поведением отвлекает детей и педагога. Пока педагог пытается наладить контакт с опоздавшим ребенком, в зал приходит следующая группа. Занятие сорвано. Дети уходят в группу.

А теперь вопросы:
- Кто виноват в случившейся ситуации?
- Пострадали ли в данной ситуации остальные дети группы?
- Что делать, если ребенок опоздал на занятие?
- Можно ли было отправить детей одних в спортивный зал, а воспитателю продолжить разговор с мамой?
- Когда, в какой форме родители могут получить необходимую информацию от воспитателей про своих детей

Станция 4: «Поэтическая»

К началу предложения нужно придумать рифму:

«Чтобы детям сладко спать… Нужно музыку включать».

«Лук, чеснок – вот это чудо… Ох, боится их простуда».

«Чтобы кашлем не страдать… Надо правильно дышать».

«Раз фасоль и два фасоль… Массажируем ладонь».

«Чтобы смелым быть и в школе, у доски ответ держать…

Нужно в садике почаще роль в спектакле исполнять»

«Днем поспали и проснулись, потянулись, улыбнулись…

Ручки, ножки мы подняли, здоровей намного стали»

Станция 5: «Капитанская»

Капитан проводит с командой - соперницей подвижную игру, одной из основных задач которой является воспитание у детей: - выдержки; - смелости.

Станция 6: «Душевная»

Длинный путь мы с вами проделали и оказались в двух шагах от заветной станции. Мы сегодня много говорили о здоровье детей, но ведь и от здоровья педагога тоже многое зависит. Существует много причин, разрушающих наше здоровье и основная из них – неумение противостоять стрессам. Наш педагог-психолог познакомит вас с несколькими способами борьбы со стрессом (релаксация).

Поздравляем, каждая команда прибыла на пункт назначения. За окнами температура воздуха самая комфортная, небо безоблачное, давление в норме. Просьба при выходе из поезда не забывать хорошее настроение.

Подведение итогов, награждение.

Рефлексия: я попрошу каждого из вас высказаться: что в процессе нашей сегодняшней встречи вам понравилось больше всего, что вызвало трудности, какие эмоции вы получили?

А закончить нашу сегодняшнюю встречу хочется словами Александра Дементьева

Берегите здоровье друг друга,

Мы – природы малая часть,

Вы кому- то ответили грубо –

Чью-то жизнь сократили на час.