Житие и биография сергия радонежского самое главное кратко. Сергий Радонежский: краткая биография, житие, молитвы

8 октября православная церковь вспоминает одного из самых почитаемых на Руси святых — преподобного Сергия Радонежского. В Барнауле в сентябре 2017 года даже открыли памятник этому святому. Рассказываем, кто он такой и почему его так любят в России.

Кто такой Сергий Радонежский?

Сергий Радонежский – один из любимых на Руси святых. Известен как отшельник и чудотворец, основатель целого ряда монастырей, в том числе Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Также его называют духовным собирателем русского народа и русской культуры. Считается покровителем учащихся.

Когда родился и жил Сергий Радонежский?

Точная дата и год его рождения неизвестны. Исследователи говорят, что это могло произойти в 1314 либо в 1319 году.

Родителей будущего святого звали Кириллом и Марией. Мальчику при рождении дали имя Варфоломей. Кроме него в семье было еще двое детей. Старший – Стефан и младший – Петр. Семья жила в селе Варницы под Ростовом. Когда Варфоломей был подростком, его семья, спасаясь от голода, переехала в Радонеж.

Как он попал в монахи?

Как говорится в житии святого, еще ребенком Варфоломей "стал поститься строгим постом и от всего воздерживался, в среду и в пятницу ничего не ел, а в прочие дни хлебом питался и водой; по ночам часто бодрствовал и молился". Такое поведение сына не нравилось его родителям, и они взяли с него обещание, что в монахи он уйдет только после их смерти. Так и произошло. В 23-летнем возрасте Сергий позвал своего брата Стефана жить в пустыню. Но тот недолго пробыл с братом: жизнь в пустыне оказалась слишком трудной, и Стефан ушел. Варфоломей призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг, назвавшись Сергием, так как в тот день (7 октября) праздновалась память мучеников Сергия и Вакха.

Вскоре к нему стали примыкать ученики. Сергий запретил им просить подаяние и ввел правило, что все они живут своим трудом. За свою жизнь Сергий основал пять монастырей. Самый известный — Троице-Сергиева лавра, а также Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин рядом с Коломной, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме.

Почему Сергий Радонежский считается покровителем учащихся?

С именем этого святого связано много чудес. Одно из первых – удивительное обучение грамоте. Учиться Варфоломея отдали в семилетнем возрасте. Его братья быстро освоили чтение, а Варфоломей все никак не мог научиться. Родители ругались, учитель наказывал, а мальчик никак не мог выучиться и "со слезами молился Богу".

Однажды в поле Варфоломей увидел молящегося монаха-черноризца "старца…благообразного, подобного ангелу ", рассказал ему о своей беде и попросил за него помолиться Богу. После молитвы старец дал мальчику кусок святой просфоры и велел съесть ее, предсказав, что теперь он будет знать грамоту лучше всех своих сверстников. Так и произошло. Сергий был очень образованным человеком. Он знал несколько языков, много читал и многое знал. Свои знания он передавал своим ученикам. И сегодня считается покровителем учащихся.

Правда ли, что святой примирил русских князей и помог выиграть Куликовскую битву?

Считается, что Сергий действительно примирял враждующих князей. В житии говорится, что святой "тихими и кроткими словами" мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца. Именно благодаря ему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья перестали враждовать.

Сергий Радонежский имел дар предвидения. Он благословил князя Дмитрия на битву с татарским ханом Мамаем на Куликовом поле. Когда Дмитрий пришел к нему за советом, Сергий предсказал победу русскому войску. В помощь князю он отпустил двух иноков – Пересвета и Ослябю, хотя в те времена инокам запрещалось принимать участие в битвах. В итоге русское войско победило.

Какие чудеса совершил Сергий Радонежский?

Чудес он совершил очень много. Перечислим только несколько:

Источник. В одном из монастырей монахи оказались вынуждены приносить себе воду издалека, возник ропот, и тогда преподобный, "нашедши в одном рву немного дождевой воды, сотворил над нею усердную молитву", после чего открылся источник воды.

Воскрешение ребенка. Один местный житель принес Сергию больного сына. Но ребенок умер. Убитый горем отец ушёл за гробом. "Но пока он ходил, преподобный помолился над умершим, и дитя ожило".

Наказание за жадность. Богатый сосед забрал у бедного борова и "не хотел платить за него денег". Когда Сергий обратился с увещеванием, богач пообещал "заплатить за взятую у бедного соседа свинью, а также исправить и всю свою жизнь". Обещание не выполнил, и свиная туша, несмотря на то, что была заморожена, была изъедена червями.

Портал «Православие и мир» проводит конкурс на лучший рассказ-личную историю «Преподобный Сергий в моей жизни». Сегодня на наших страницах новый конкурсный материал.

«Дом Живоначальной Троицы всегда сознавался и сознается сердцем России, а строитель этого Дома, преподобный Сергий Радонежский, – “особым нашего Российского царствия хранителем и помощником”, как сказали о нем цари Иоанн и Петр Алексеевичи в 1689 году, особым покровителем, хранителем и вождем русского народа, может быть, точнее было бы сказать – ангелом-хранителем России».

«Троице-Сергиева лавра и Россия»

Священник Павел Флоренский

У всех на свете есть сердце. Даже у Кощея. Хотя оно лежало где-то в сундуке под замком за тридевять земель в сундуке. Если сердца нет, то так про человека и говорят – бессердечный. Это почти как мертвый, только хуже. Мертвые лежат и никому особого вреда не делают. А бессердечные ходят по земле и обижают других, бранятся и кляузничают. И при этом еще и себя оправдывают: раз сердца нет, откуда им знать, что делают другим больно?

Им, наоборот, кажется, что только этим они и должны заниматься – себя хвалить, другим выговаривать и делать все, что вздумается. Но к счастью, хороших людей на свете все же больше.

Сердце есть не только у людей. Сердце есть и у городов, и у народов, и даже у целых государств. Сердце города – это его храм. Где бы город ни появлялся, в нем обязательно строили храм. И на все праздники люди туда ходили. И все самые главные события: и рождение ребенка, и создание семьи, и победу, и урожай праздновали в храме. Да мало ли поводов, чтобы сердцу порадоваться?

Где сердце человека, там и его мысли и его дела. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Так говорится об этом в Евангелие. У нашей страны доброе, любящее, верующее сердце. И это сердце – православное. Это значит такое, которое верит в Бога единственно правильной, заповеданной самим Богом верой. Она потому так и зовется – православная вера. Вера, которая правильно славит Бога.

Что положишь в сокровищницу своего сердца, то и получишь: положишь золото – золото и возьмешь, положишь медь – медь и возьмешь, – как-то сказал наш святитель Феофан Затворник. В сокровищнице русского сердца положена истинная вера в Святую Троицу.

Сердце нашей страны – это Троице-Сергиева лавра. Отсюда, из радонежских лесов, вышла великая православная страна Россия. Москва – это голова. Там находится наш президент и наше правительство. Они целыми днями сидят и думают, как бы нам жить лучше. В голову приходят разные мысли – и плохие, и добрые. И только сердце может распознать, какие слушать, а какие нет. А то порой подумается что-нибудь с виду хорошее, а на деле оказывается – полная ерунда.

Например, пришла в голову мысль вместо трех килограммов картошки купить три килограмма конфет и угостить всех друзей во дворе. С виду мысль хорошая. И друзьям, безусловно, понравится. Но сердце тебе скажет: нет, брат, конфеты для друзей – это, конечно, хорошо, но картошка папе на ужин все-таки лучше.

Сердце России там, где преподобный Сергий Радонежский. Если бы не он, никакой России вообще, никогда бы не было. А было бы множество маленьких слабых княжеств, с которыми никто никогда не считается. А кому захочется считаться со слабаками, которые и толком-то постоять за себя не могут? С ними что хочешь, делай – хочешь, забирай велосипед, а хочешь мяч.

В те древние неспокойные времена слабые княжества сразу же захватывали враги и устанавливали там свои порядки. Заставляли местных жителей на себя работать и все у них отбирали. А сами жили в отобранных домах, и только на пол поплевывали. А чего такого? Убирать-то все равно не им.

Так и с Русью враги хотели поступить – русские князья жили каждый сам по себе, и их легко было захватить. Но был среди них один князь московский Димитрий, который не хотел, чтобы Русь захватывали. Наоборот, он хотел, чтобы все в нашей стороне жили свободными. Но соседние князья его не слушали, а только ругались и спорили. И не было никого, кто бы мог их вразумить. Они же князья.

Этим воспользовались монголы и захватили русские княжества. В отличие от русских, они жили дружно и если что, сразу объединялись. А когда они собирались вместе, против них не то, что княжества, никакое царство не могло устоять – такие они были организованные и жестокие. Монголы захватили русские княжества и многие царства на Востоке и Западе. Полмира захватили.

Почти триста лет хозяйничали жестокие монголы на русской земле. И так бы эти безобразия и дальше продолжалось, если бы не родился на русской земле святой Сергий Радонежский. Он был послушным и добрым, и решил посвятить свою жизнь Богу. С разрешения родителей, вместе со своим старшим братом он ушел в лес, где они построили Церковь, и стал служить Богу.

Узнав об этом, к нему отовсюду стали приходить люди, и вскоре в непроходимом лесу появился монастырь – Троице-Сергиева лавра. Людей, которые жили в монастыре называли братия, потому что они были ради друг друга готовы на что угодно и жили, как родные братья в согласии. А преподобный Сергий, которого за его святую жизнь братия выбрали своим наместником, работал и молился больше всех. Это в миру те, которые начальники, только командуют. Христиане наоборот – кто хочет быть первым, служат другим и помогают, как служил и помогал всем наш Господь Иисус Христос.

Люди любили и уважали преподобного за кроткий нрав, доброту и мудрость. И даже князья стали приезжать к нему советоваться. Как ласковый отец преподобный усаживал их за один стол и примирял, чтобы они никогда меж собой не сорились, а были между ними всегда мир и согласие, как подобает у христиан.

В это время жестокий и жадный хан Мамай захотел взять еще дань от Руси и стал жечь русские города и деревни, грабя все на своем пути и уводя людей в рабство. Святой московский князь Дмитрий Донской смело выступил ему на встречу со своими дружинами. Перед решающей битвой, когда войска противников сошлись на Куликовском поле, Дмитрий Донской приехал к преподобному Сергию просить о помощи.

Святой ждал его. Не успел князь и рта раскрыть, как преподобный Сергий сказал, что русские непременно победят. Господь открыл ему, что они свергнут власть монголов и навсегда освободят свои земли от врагов. Преподобный дал Дмитрию Донскому свой святой крест и послал с ним двух любимых учеников-монахов – Ослябю и Пересвета, чтобы они защищали князя во время битвы. Они были монахи, ничего и никого не боялись, кроме Бога, и были готовы отдать за русскую землю свою жизнь.

В день решающей битвы из монгольского войска против русских выехал огромный и страшный воин Челубей. Он потрясал огромным копьем и хохотал, уверенный в своей быстрой победе. Многих и многих он победил и лишил жизни. Челубей был настолько лютым, что его боялись даже свои. На бой с ним вышел монах Пересвет. Он помолился, и перекрестившись, храбро бросился навстречу врагу.

Соперники столкнулись прямо посередине поля. Удар копьями был такой силы, что щиты треснули, и они поразили друг друга насмерть. Огромный монгольский воин упал в траву, а русский витязь остался в седле. Верный конь принес его к русскому войску. Инок Пересвет погиб за свою Родину, и душу его ангелы взяли на Небо. Нет пред лицом Божиим выше подвига, чем того, где душу свою человек положит за други своя.

Увидев, как страшный монгол оказался поверженным, русские поняли, что Господь за нас и стали биться насмерть. Весь день до глубокой ночи продолжалась битва, и, в конце концов, монголы отступили. Ведь если с тобой Бог, то тебя не победить. И вскоре вся наша страна была освобождена от захватчиков.

И уже ни у кого больше не было сомнений, как нам, русским, следует верить и кому поклоняться.

О конкурсе

ПРИЗ за лучший рассказ 1 место - 3000 рублей, 2 место - 2000 рублей.

Дорогие читатели, примите участие в конкурсе и поделитесь с нами своей историей помощи преподобного!!!

Сергий Радонежский - особо почитаемый в русском мире святой. Его деяния положили начало самому существованию понятия русской духовности. О жизни этого святого нам известно из рукописи Сергиева ученика, Епифания Премудрого, под названием “Житие Сергия Радонежского”. Краткое содержание этой книги и историю ее создания вы можете узнать из этой статьи.

Факты о рождении и первые чудеса

Все, что мы знаем о Сергии, известно из книги “Житие Сергия Радонежского”, которую записал Епифаний Премудрый. Эту рукопись нельзя назвать абсолютно верной с исторической точки зрения. Епифаний даже не приводит в "Житие Сергия Радонежского" год рождения святого, ограничиваясь упоминанием правящих в то время царей, из-за чего современные исследователи до сих пор спорят об установлении одной принятой даты. Фактически достоверно известна только дата смерти Сергия Радонежского - все остальные жизненные вехи окончательно не определены

Предполагаемый историками год рождения Сергия Радонежского - 1314 или 1322. Он родился в одной из ростовских деревень, название которой Епифаний также не указывает. Скорее всего, это была деревня Варницы - в ней теперь находится Троице-Сергиев монастырь в честь святого. Через какое-то время вся семья - родители и трое сыновей - перебралась в Радонеж, благодаря чему Сергий и получил свое прозвище. Родителей звали Кирилл и Мария, а братьев - Стефан и Петр. Это были благородные и набожные люди - гордыня, обычно настигающая зажиточных бояр, была им неведома.

Считается, что свое первое чудо Сергий совершил еще находясь в утробе у матушки. Будучи на сносях, мать Сергия Мария посетила службу в церкви - и в это время внутри нее три раза вскричал еще неродившийся сын. Испугавшись, Мария спросила священника, что же это значит? Тот успокоил ее и заявил, что это сам Господь отметил ее будущего ребенка - много славы он принесет русской земле.

Новорожденный сын продолжал творить чудеса: в те дни, когда Мария ела мясо, младенец отказывался от молока - осознав это, женщина стала поститься. И уже в более старшем возрасте мальчик отказывался от еды по средам и пятницам, а в остальные дни питался хлебом и водой.

Будущий Сергий при крещении получил имя Варфоломей. Вспомните картину художника Михаила Нестерова “Видение отроку Варфоломею” - она посвящена одному из эпизодов жития Сергия Радонежского. На картине изображен молодой, даже совсем юный Сергий-Варфоломей и ангел, явившийся ему в виде старца. Это событие значится в "Житие..." как Чудесное научение грамоте отрока Варфоломея.

Однажды отец отправил Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге мальчик встретил молящегося под деревом старца в одеждах монаха. Ему-то он и поведал о своих трудностях в одолении школьной науки. Старик же помолился за Варфоломея и дал ему отведать церковного хлеба - просфоры, пообещав, что отныне он будет знать грамоту лучше своих братьев. Нужно заметить, что в грамоте Варфоломей как раз отставал, хоть и старался прилежно учиться.

Под впечатлением от беседы отрок пригласил старца зайти к родителям. Старец охотно согласился и за ужином вел поучительные беседы, а затем попросил Варфоломея почитать писание. И о чудо - мальчик не просто хорошо прочел, а прямо-таки по-церковному пропел написанное. Удивились родители и поблагодарили старца. Когда же пришло время гостю уходить, тот ступил за ворота и… растворился в воздухе. Тут уже вся семья поняла, что их сыну и брату предстоит необычайная жизнь. Этот случай принято считать основополагающим в решение юного Варфоломея посвятить жизнь церкви и Богу.

Уход в монахи

После смерти родителей Варфоломей присоединился к своему старшему брату Стефану, который уже монашествовал в Хотьковском монастыре. Но братья оставались здесь недолго: младший горел желанием уйти в пустынь и вести отшельнический образ жизни. Вдвоем они основали небольшой скит и церковь в честь Троицы на реке Кончуре. Этому поселению суждено было превратиться в Троице-Сергиеву лавру - ныне главный мужской монастырь Русской православной церкви. А вокруг лавры, в свою очередь, вырастет город Сергиев-Посад, но все это случится на несколько столетий позже.

Стефан вскоре покинул брата - ему непривычно было жить в условиях полной изоляции - и отправился в московский Богоявленский монастырь. Но и Варфоломей недолго оставался один - к нему присоединился некий игумен Митрофан. Согласно “Житию Сергия Радонежского,” именно он принял Варфоломеев постриг. Через некоторое время пустынь перестала быть таковой - вокруг скита стали селиться другие монахи. Община самостоятельно обустраивала территорию и вела хозяйство, а Сергия почитала как основателя и слушалась как наиболее мудрого из всех.

Становление игуменом

Сергий со свойственной ему скромностью, поначалу не желал принимать на себя обязательства правления. Однако община полагала иначе - кто, как не основатель монастыря, должен стать игуменом? И Сергий получил благословение от епископа Афанасия из Переяславля-Залесского. Правила в монастыре были просты: трудиться на благо общины и не просить милостыню. Согласно “Житию Сергия Радонежского”, святой не гнушался тяжелой работы и поощрял других ею заниматься. Он самостоятельно занимался постройкой церквей и келий, шил одежды и всячески вел хозяйство.

Монастырь разросся и Сергий, по совету самого константинопольского патриарха Филарета, переменил устав, сделав его еще более строгим. Если до этого вещи, имеющиеся в распоряжении у иноков, считались личными, то теперь все принадлежало монастырю. Братия, услышав такой указ, начала роптать - и Сергий, не желая вносить сумятицу, самостоятельно удалился. Дорога привела его к реке Киржач, где он основал новый скит, впоследствии превратившийся в Благовещенский монастырь. Но родная Троицкая обитель без своего основателя начала приходить в упадок - и община вновь обратилась к Сергию. Тот покинул свое новое обиталище, оставив игуменом своего ученика Романа и вернулся в Троицкий монастырь.

Благословение на Куликовскую битву

В годы деяний Сергия Радонежского Русь начинала свое освобождение из-под татаро-монгольского ига. Великий князь Дмитрий Донской перед переломившей ход истории Куликовской битвой посетил старца и попросил у него благословения. Сергий напутствовал Дмитрия “идти против безбожных, потому что Господь поможет в борьбе против них”. Эти слова укрепили веру в победу у всего войска и, как известно, оказались пророческими.

Благословил Сергий на битву за Русь также и двух монахов, в миру бывших знатными воинами - Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Эти имена стали легендарными, а их носители - примером героев, сочетающих праведную веру и готовность умереть за родную землю. Пересвет пал в поединке с татарским богатырем Челубеем, выйдя на бой без доспеха, в одном лишь монашеском облачении. А Ослябя, по легенде, после того как Дмитрий был ранен во время боя, облачился в доспехи князя и повел войско вперед, благодаря чему не случилось замешательства.

Сергиевы Чудеса

Каждая “редакция” Сергиева жизнеописания монахами и религиозными деятелями обрастала все новыми чудотворными деяниями. В числе основных чудес, совершенных преподобным Сергием, обычно называют:

  • появление источника в монастыре, чтобы монахам не приходилось далеко ходить за водой;
  • исцеление знатного мирянина от бесов;
  • исцеление прихожанина от бессонницы;
  • воскрешение из мертвых сына одного из прихожан.

Большое значение в “Житие Сергия Радонежского” придают видениям святого. Однажды ему явилась сама Богородица в сопровождении апостолов Петра и Иоанна, пообещав, что отныне его монастырская обитель будет незабвенна в веках. В другой раз Сергий увидел огромную стаю птиц, пролетающих в небе над монастырем - и тотчас голос с небес возвестил о том, что учеников у Сергия будет столько же, сколько этих птиц. И точно так же разлетятся они по миру нести людям свет христианской мудрости.

Последние дни

Свою смерть преподобный Сергий предвидел заранее. За полгода до своей кончины Сергий передал управление монастырем и, соответственно, сан игумена своему верному ученику и соратнику Никону. Следующие месяцы он провел в полном молчании, и только когда почувствовал скорое приближение смерти, то созвал своих последователей для последней беседы. Эти заключительные наставления старца приводят во всех версиях “Жития Сергия Радонежского”. Краткая их суть в следующем - иметь душевную чистоту, следовать божественным заветам и пребывать в смирении перед Богом. Скончался святой Сергий 25 сентября 1392 года. Теперь этот день - церковный праздник.

Наследие Сергия Радонежского

Преподобный Сергий является одним из самых почитаемых святых Русской православной церкви - во всем мире ему посвящено около 800 храмов.

Сергий не оставил после себя никакого писания - все факты о его жизни и личности мы знаем из “Житие Сергия Радонежского” Епифания Премудрого и последующих переработок. Однако, это тот самый случай, когда деяния говорят больше, чем слова. Святой Сергий стал символом духовного единения Руси: рассказы о его беспрекословной вере в Бога и кротком смирении вдохновляли простой народ во всех уголках державы. Ученики Сергия стремились передать мудрость дальше и основывали все новые и новые монастыри. Духовная стезя России была предопределена на много веков вперед.

Явления образа Сергия Радонежского

Как говорится в "Житие преподобного Сергия Радонежского", он и после смерти продолжал совершать чудеса, являясь в облике бестелесного духа или приходя во сне:

  • при осаде города Опочки явился во сне одной из жительниц и указал на камни, которыми жители смогли отбить очередное наступление на стены;
  • проявился в Казани незадолго до ее завоевания Иваном Грозным и присоединения в состав России;
  • предупредил обитателей Троицкой лавры о будущей осаде поляками, придя во сне к ее насельнику Иринарху.

Образ Сергия неоднократно появлялся перед теми, кто усердно молился этому святому. Как правило, он исцелял людей от болезни или предупреждал их о возможной опасности. Также описан случай, когда Сергий вывел из церкви уснувшего в ней реставратора, пояснив это тем, что спать в божьем месте негоже. А одним из самых значимых посмертных явления Сергия считается обращение к Козьме Минину. Преподобный явился простому нижегородскому мяснику во сне и повелел собирать людей и готовиться отбивать Русь у супостатов. Так началась история Второго народного ополчения 1611-1612 годов.

Первая биография Преподобного Сергия

Первым трудом о святом Сергии считается “Житие Сергия Радонежского”, автор которого - тоже причисленный к лику святых Епифаний Премудрый, книжный писец и составитель еще нескольких жизнеописаний. Его произведение рассматривают не только как биографическую рукопись, но и как документ, фиксирующий нравы тогдашнего времени, подробно описывающий быт и культуру.

По словам самого Епифания Премудрого, “Житие Сергия Радонежского” писалось долго. Автор начал вести записи о старце Сергии еще при жизни того, а после смерти долго не решался взяться на труд, надеясь, что найдется кто-то более достойный для этого праведного труда. Тем не менее время шло, а о Сергии никто не писал. Тогда Епифаний переборол свои сомнения и решил собрать все свои заметки в книгу, понимая, что если он этого не сделает, то мир утратит сведения о таком важном и высокодуховном человеке, как Сергий. Считается, что полная рукопись была готова в первые годы XV века.

“Житие…” в переработке Пахомия Логофета

Следующим человеком, приложившим руку к содержанию “Жития Сергия Радонежского” был Пахомий Логофет по прозвищу Серб. Этот человек во многом определил дальнейший стиль жизнеописания святых и составления служб и канонов. При этом его тексты нельзя назвать полностью исторически достоверными, ведь наряду с жизнеописанием реальных событий он приводит и заметки о совершенных Сергием чудесах.

Потребность в переработке оригинального “Жития святого Сергия Радонежского” возникла в связи с его канонизацией в середине XV века - рукопись следовало переделать под формат церковной службы - добавить больше восхвалений и убрать не касающиеся жизни святого подробности про быт, политику и т.д. А предшествовало канонизации произошедшее в 1422 году событие, которое в церкви называют Обретение честных мощей Преподобного Сергия.

В это время Троицкая обитель, построенная самим Сергием, была сожжена во время очередного нашествия татар. Сначала Сергий явился во сне игумену Никону и успокоил его тревоги, рассказав, что монастырю предстоит восстать из руин еще краше прежнего. А когда опасность миновала, то монашеская братия принялась за постройку нового, каменного храма. И святой Сергий снова явился во сне одному из мирян с повелением достать его тело из гроба и перенести в церковь. На следующий же день после этого сна нетленные мощи Сергия были найдены там, где велось строительство нового собора - на месте прежней разрушенной церкви. Когда в 1426 году новый храм был освящен, туда перенесли и мощи Сергия. Сейчас этот собор является одним из важнейших памятников русского зодчества, а святыня до сих пор покоится внутри храма.

Другие версии “Жития…”

Каждое проходящее столетие вносило что-то свое в первоначальную версию “Жития Сергия Радонежского”. Краткое затишье в XVI веке сменилось бурным интересом к трудам святого в XVII столетии. В эти годы “Житие…” переписывали, дорабатывали и дополняли книжник Троицкого монастыря Герман Тулупов, монах-писатель Симон Азарьин, епископ Димитрий Ростовский. В XVIII веке жизнью святого интересовались митрополит Платон и даже Екатерина II, а в XIX веке уже возникла необходимость существенно адаптировать “Житие Сергия Радонежского” для детей и взрослых языком тогдашних читателей. Этим занимались митрополит Филарет и архиепископ Никон Рождественский, чья переработка “Жития..” до сих пор переиздается.

Житие Сергия Радонежского: краткое содержание в пересказе Бориса Зайцева

Жизнеописание деяний святого Сергия нам известно не только благодаря деятелям церкви. Один из пересказов “Жития преподобного Сергия Радонежского” принадлежит писателю Борису Зайцеву. Фактически он является представителем Серебряного века, но работать и творить ему пришлось в эмиграции - после революции писатель выехал из России и так туда и не вернулся. Кроме “Жития Сергия Радонежского”, Зайцев также описал свои поездки на Афон и Валаам.

Образ Сергия Радонежского в культуре и искусстве

Личность и образ Сергия ярко врезаются в память - неудивительно, что художники, скульпторы и литераторы продолжают воспроизводить в своих работах сюжеты из “Жития…”.

Вышеупомянутый художник Михаил Нестеров в своих работах неоднократно возвращался к теме отшельничества и пустынничества. Эпизоды из жизни Сергия несколько раз появились на холстах художника и вошли в целый цикл из пятнадцати картин. На них - практически вся жизнь Сергия, от юности до момента благословения Дмитрия Донского.

Отдельно стоит заметить, что эпизод с Дмитрием Донским стал излюбленной темой для художников. Известно около десяти картин с подобным сюжетом.

Рисовал портрет святого Сергия и Николай Рерих. На картине “Преподобный Сергий Радонежский” он изобразил старца в монашеском одеянии с маленьким храмом в руках. Позади фигуры - очертания церквей, а рядом - икона с ликом Христа. Под изображением - надпись, гласящая о том, что Сергий дважды уже спасал Россию - во времена Дмитрия Донского и во времена Минина и Пожарского - и предстоит ему спасти отечество и в третий раз. Символично, что эта картина была написана незадолго до Второй мировой. Кроме нее, Рерих также написал еще несколько полотен, посвященных Сергию. Полотна “Сергий-строитель” и “Святой Сергий” обыгрывают легенду о том, что в годы уединения святому удалось приручить медведя - на картине рядом с работающим Сергием изображен этот зверь.

Изучение "Жития..." в школах

Этот фундаментальный труд в общеобразовательных школах изучают в рамках курса литературы. Зависит от программы - как правило, ознакомление с древнерусской литературой обычно приходится на 7-8 класс. "Житие Сергия Радонежского" представляет не только типичный образец жития святых как литературного жанра, но и взращивает в юных душах все благородные качества преподобного Сергия. Из глубины веков нам доступен пример безоговорочной любви к Родине, постоянного смирения, ежедневного кроткого труда ради общего блага и постоянного внутреннего развития. Не стоит бояться излишней религиозности произведения - в восприятии школьника это такой же исторический документ, как и "Слово о полку Игореве", которое продолжают изучать в школах.

Сергий Радонежский –это имя знает каждый школьник, каждый взрослый человек, каждый верующий и атеист, историк и обычный крестьянин. Сергий Радонежский родился в 1314 году по одной версии, а по другой в мае 1322 года. Его мирское имя было Варфоломей. Преподобный Сергий являлся игуменом, собирателем земель русских, основателем большого количества монастырей, среди которых знаменитая Троице-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад. Именно с именем преподобного Сергея связано возникновение российской духовной культуры, которая должна была победить татаро-монгольское иго, что и стало делом всей жизни Сергия Радонежского. Отличался способностью придавать практически любому человеку духовную силу с помощью своих наставлений.

Утверждается, что с помощью своих наставлений, Сергий Радонежский мог мирить враждующих между собой князей, уговаривал всех князей подчиняться Московскому княжеству. Именно благодаря этой деятельности удалось собрать к 1380 году сильное войско, в котором были войны почти всех княжеств, для битвы против татаро-монгол на Куликовом поле. Благодаря этой битве Сергий Радонежский стал называться одним из собирателем земель русских.

Перед Куликовской битвой князь Дмитрий Донской, как гласит легенда, приехал к Сергию Радонежскому в его обитель. Получив благословление преподобного Сергия, Великий князь Московский Дмитрий Донской отправился в путь. Когда войско практически наткнулось на войско татаро-монгол и когда русские войны увидели огромное войско Мамая к ним прискакал гонец от преподобного Сергия Радонежского с письмом, где говорилось про то, что войско должно отважно сражаться и ничего не бояться. Согласно легенде, преподобный Сергий Радонежский отправил на помощь великокняжеской дружине двух монахов, которые были опытны в военном деле, Пересвета и Ослябю. После битвы и победы русских войск в ней авторитет преподобного Сергия вырос еще больше.

В 1382 году во время нашествия Тохтамыша покинул монастырь и отправился под защиту тверского князя. Согласно легендам жизнь Сергий Радонежского сопровождалась многочисленными чудесами среди которых были многочисленные видения, помощь больным и их дальнейшие выздоровление. Сергий Радонежский желал быть погребен за пределами церкви вместе с другими монахами, но по просьбе монахов и с разрешения митрополита Каприана было получено разрешение на погребение в церкви. По одной из версии такое желание монахов было вызвано тем, что они хотели увековечить память о своем наставнике.

Сергий Радонежский, без сомнения, вошел в историю России. Он почитается христианами как покровитель учащихся, он являлся одним из самых умнейших и мудрейших человеком своего времени, человеком, чьи наставления помогли начать объединение Руси и освободить Русь от татаро-монгольского гнета, от издевательств и уплаты дани. Как гласит легенда, в детстве Сергий увидел под дубом старца, который усердно молился, после того, как старец закончил молится Сергий спросил его будет ли он грамотным человеком на что старец ответил, что Сергий будет умнее своих братьев и сверстников.

Так и произошло. Без сомнения, те успехи, которых достиг преподобный Сергий Радонежский были бы невозможны без усердной работы над собой и на благо Родины, без всей самоотдачи, без молитв за родную землю. Сергий Радонежский мог находить общий язык со всеми князьями, мог убеждать их в необходимости объединения для борьбы с единым врагом и для защиты православия и независимости Руси. Сергий Радонежский навсегда записал свое имя в историю России.

4 класс для детей

Краткая биография Сергия Радонежского о главном

Многим знакомо имя Сергия Радонежского, игумена, чудотворца, основателя великолепной Троице-Сергиевой лавры в г. Сергиев Посад. За свои достижения он был причислен к лику святых, но когда именно, точно не известно. По одним данным в 1448 г. по решению Великого князя, по другим – в 1452 г. Многое в биографии Сергия неоднозначно. К примеру, день и место рождения иеромонаха. Принято считать, что это 3 мая 1314 г. в селе Варницы, Ростовская область, но не все историки согласны с этим.

Еще в детстве Варфоломей (именно такое имя носил Сергий в миру) изучил Писание, заинтересовался церковной жизнью и начал поститься. Около 1328 г. он с родителями, братьями Петром и Стефаном переезжает в г.Радонеж. Смерть родителей сильно повлияла на Стефана и Варфоломея, и они ушли жить в дикие места, не населенные людьми. Здесь на холме Маковец ими был заложен храм, посвященный Троице. Около 1337 г. 7 октября Варфоломей постригся в монахи под именем Сергий. Год от года количество людей, ставших его учениками, росло, а на месте небольшой церкви сформировалась обитель. Епископ Афанасий посвятил Сергия в сан игумена и пресвитера обители. Новый игумен изменил порядок жизни в обители: запретил просить подаяние, ввел в монастыре форму совместного проживания монахов - общежитие, требовал, чтобы иноки жили своим трудом. Жизнь была сложной, часто голодали.

Преподобный также основал несколько монастырей. За свою долгую жизнь (по мнению ученых, Сергий прожил 70 или 78 лет) он совершил множество чудес, даже воскресил человека, стал очень почитаем Великими князьями и боярами. Митрополит Алексей хотел, чтобы Сергий стал митрополитом после него, но Сергий отказался. Перед Куликовской битвой преподобный Сергий Радонежский виделся с князем Дмитрием Донским и благословил его, а также иноков Троице-Сергиевой лавры Пересвета и Ослябю, которые будучи с миру опытными воинами решили сражаться за родину, несмотря на официальный запрет участвовать в бою под угрозой отлучения от Церкви.

Дни памяти святого Сергия Радонежского верующие празднуют 25 сентября (великий иеромонах скончался 25 сентября 1392 г.) и 8 июля (мощи святого были обретены 8 июля 1422 г.). В нашей стране и за рубежом ему посвящено более 780 храмов. Перед его иконой люди просят о даровании сил в решении сложных ситуаций, выздоровлении.

4 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

Последняя глава из скрытой правды о жизни Святого

Сергий Радонежский. Правда которой панически боится христианская церковь. Святой был Язычником.

Надругательство над мощами Сергия Радонежского

Святой подвижник Сергий Радонежский всю жизнь прятался в дремучих лесах от преследований… православной церкви. Да, именно так, он молился Богу, и считал, что отношение к Богу должно быть безо всякого начальства и сценария, ибо человек - создание Божье и только Бог может утверждать святые каноны, но не церковники со своим церковным уставом, то есть библией. Так же христианские гонители его очень боялись, ибо он сам был чудотворцем, которых мир не видел. «Как река многоводная течёт и не умиляет струй своих, так и чудеса от святых мощей Преподобного Сергия не иссякают. Но если все эти чудеса, бывающие по его святым молитвам, и рассказы о них записывались, то не хватит чернил и бумаги, да и не какого усердия человеческого» (из летописи).
То есть это о том, как люди исцелялись на могилке Святого первые 30 лет, усердия бы не хватило все дела чудотворные записать (и никто без ответа не уходил). Церковники его боялись и старались подкупить, предлагали ему высокие должности, но Святой Сергий им отвечал, что он не имеет ничего общего с Христианством и Иисусом Христом, и отношение его с Богом не имеет каких-то названий и молится он Сердцем и Душою. Там, где проходил Сергий, там начинала жизнь бурлить, и после смерти Сергия
лета 6900 СМЗХ (1392 год), его сподвижники разошлись по Руси, и возникло более 40 монастырских обителей, а церквей ещё больше, с монастырскими землями и крестьянами. Территория и народ уходили к Сергиевым церквям, и христиангская церковь могла остаться и без людей, и без земли. А на могилу к Святому шли и шли люди, и никто без помощи святого не возвращался.
Да, Вера Сергия была проста и чиста без библий и имён Бога, они просто молились Богу, не называя его имени. Через тридцать лет после смерти Святого Сергия лета 6930 СМЗХ (1422 г.) церковникам всё же удалось раскопать могилу святого, якобы потому, что он был похоронен против его воли, и мощи занесли в храм, но после этого мощи перестали исцелять, ибо, скорее всего, были подменены другими, чьими-то костями. А сами мощи святого были перезахоронены (если можно так сказать), и в тело был вбит осиновый кол, из-за страха наказания от Святого (это одна из версий). И конечно, если мощи перестали исцелять, то они принадлежали другому человеку.
«Печатники, служившие на Печатном дворе, многие чудеса Преподобного оставили в небрежении. Пренебрегли чудесами святого, потому что некоторые из них сами проводили жизнь свою в небрежении. Истину они называли ложью, и чудеса считали случайностью. Так об источнике новоявленного колодца, они не стали печатать всю правду (источник исцелял все болезни), а добавив некую ложь, по своим домыслам… Не знаем, по какой причине, остались в небрежении книги и были утеряны печатниками» (из летописи). Но они не только написали ложь о житии Святого, но и уничтожили многочисленные духовные сочинения Святого. Сам же Сергий после таких процедур не смог помогать последователям своей новой русской религии. Таким образом, через тридцать лет земли и крестьяне из Сергиевых монастырей были отобраны христианами, которые уговорили царя применять царскую армию в уничтожении Сергиевой русской религии, церкви Сергиевы переименовали в христианские, а самого Сергия руская правоверная христианская церковь сделала своим Святым, то есть канонизировала в лето 6960 СМЗХ(1452 г.), чтобы присвоить его духовные подвиги. Вот вам лицо христианства — всегда Сергия христианство преследовало, многократно пытались его убить церковники, от которых он прятался всю жизнь в дремучих лесах, сделали своим Святым. Разве можно так гнусно и подло обманывать народ?.. «Быть может, кто-нибудь засомневается и сочтёт это ложью, то пусть не удивляется этому. Сергиев монастырь имеет множество вотчин, и много ссор затевается соседями. А если кто-нибудь все-таки захочет убедиться в том, что у Сергиева монастыря действительно много спорных земель в разных городах и уездах, пусть прочтёт, взяв списки - не менее сотни статей найдёт и узнает, как обитель Преподобного страдает от обид» (из летописи). Но это ещё не всё, в 1919 году, по приказу Ленина, Олсуфьев, Кропид, Флоренский, Ваиханен, и т.д. (снимал это кинооператор Дзига Кауфман), вскрыли святые мощи (и ещё 58) и осквернили. Они забрали голову Сергия, и положили туда череп графа Трубецкого, хотя, скорее всего, это были уже давно не мощи Святого. Такие ужасные действия без лютой ненависти к русскому народу сделать невозможно. К сожалению, люди еще пока живут в невежестве, и по нашим древним пророчествам скоро найдут истинные чудотворные мощи Святого и откроется чудотворный всеисцеляющий колодец, и найдутся сочинения и духовные труды Святого и будет Сергий Радонежский на Руси, как Буда в Индии.

С уважением,
Михаил Левадный
.

Это последняя, 28 глава из истинного жизнеописания пророка Руси Сергия Радонежского, которое было напечатано полностью в украинской газете «Дедушка». Благо, что мне удалось найти истинную правду и теоретически восстановить эту удивительную, необыкновенно могучую и благодатную Веру, созданную Сергием Радонежским, которую чуть не стерла с лица земли русской чужое христианство. Но Святой Сергий оставил послание вам, дорогие соотечественники: «Я ЕЩЕ ВЕРНУСЬ,ЧТОБЫ СПАСТИ ВАС» .
P.S. К сожалению, на иконах изображен не Святой Сергий, он никогда не носил ряс и всегда одевался в простую, льняную крестьянскую одежду, был небольшого роста и со светлым, очень выраженным славянским лицом.

Велемудр