Жизнь после смерти. Факты и доказательства. Доказательства существования жизни после смерти от известных экспертов

Есть ли жизнь после смерти — Факты и доказательства

— Есть ли загробная жизнь?

— Есть ли загробная жизнь?
— Факты и доказательства
— Реальные истории клинической смерти
— Научный взгляд на смерть

Жизнь после смерти, или загробная жизнь - религиозно-философское представление о продолжении сознательной жизни человека после смерти. В большинстве случаев подобные представления обусловлены верой в бессмертие души, характерной для большинства религиозных и религиозно-философских мировоззрений.

Среди основных представлений:

1) воскрешение мёртвых - люди будут воскрешены Богом после смерти;
2) реинкарнация - душа человека возвращается в материальный мир в новых воплощениях;
3) посмертное воздаяние - после смерти душа человека попадает в ад или рай в зависимости от земной жизни человека. (Также читайте о .)

Врачи отделения реанимации одной из канадских больниц зарегистрировали необычный случай. Они отключили систему поддержки жизнеобеспечения у четырех терминальных пациентов. У троих из них мозг вел себя нормальным образом – вскоре после отключения перестал работать. У четвертого пациента мозг испускал волны еще 10 минут и 38 секунд, несмотря на то, что медики констатировали его смерть, воспользовавшись тем же комплексом мероприятий, что и в случаях его «коллег».

Мозг четвертого больного как будто находился в глубоком сне, хотя его тело не показывало никаких признаков жизни – ни пульса, ни кровяного давления, ни реакции на свет. Ранее мозговые волны были зарегистрированы у крыс после обезглавливания, но в тех ситуациях волна была всего одна.

— Есть ли жизнь после смерти?! Факты и доказательства

— Научный взгляд на смерть

В Сиэтле биолог Марк Рот ставит эксперименты, погружая животных в искусственный анабиоз с помощью химических соединений, которые замедляют сердцебиение и метаболизм до уровней, схожих с теми, которые наблюдаются во время спячки. Его цель - сделать людей, столкнувшихся с инфарктом, «немножко бессмертными», пока они не преодолеют последствия кризиса, поставившего их на грань жизни и смерти.

В Балтиморе и Питтсбурге команды травматологов под руководством хирурга Сэма Тишермана проводят клинические испытания, в ходе которых пациентам с огнестрельными и ножевыми ранениями понижают температуру тела, чтобы замедлить кровотечение на период, необходимый, чтобы наложить швы. Эти врачи используют холод с той же целью, что Рот - химические соединения: он позволяет на время «убить» пациентов, чтобы в конечном итоге спасти им жизнь.

В Аризоне специалисты по криоконсервации хранят тела более 130 своих клиентов в замороженном состоянии - это тоже разновидность «пограничной зоны». Они надеются, что когда-нибудь в отдаленном будущем, может быть, через несколько столетий, этих людей можно будет разморозить и оживить, а медицина к тому времени будет способна вылечить болезни, от которых они скончались.

В Индии нейробиолог Ричард Дэвидсон изучает буддийских монахов, впавших в состояние, известное как тукдам, при котором биологические признаки жизни исчезают, однако тело, кажется, не подвергается разложению неделю или дольше. Дэвидсон пытается зафиксировать в мозге этих монахов какую-то активность, надеясь выяснить, что происходит после того, как прекращается кровообращение.

А в Нью-Йорке Сэм Парниа с воодушевлением рассказывает о возможностях «отсроченной реанимации». По его словам, сердечно-легочная реанимация действует лучше, чем принято считать, и при определенных условиях - когда температура тела понижена, непрямой массаж сердца правильно регулируется по глубине и ритму, а кислород подается медленно, чтобы избежать повреждения тканей, - некоторых пациентов можно вернуть к жизни даже после того, как у них уже несколько часов не билось сердце, и часто - без долгосрочных негативных последствий. Сейчас доктор исследует один из самых таинственных аспектов возвращения из мертвых: почему так много людей, перенесших клиническую смерть, описывают, как их сознание отделялось от тела? Что эти ощущения могут поведать нам о природе «пограничной зоны» и о самой смерти?

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

У ученых есть доказательства существования жизни после смерти. Они обнаружили, что сознание может продолжаться и после смерти.
Хотя к этой теме относятся с большим скептицизмом, существуют свидетельства людей, переживших этот опыт, которые заставят вас задуматься над этим.
И хотя эти выводы нельзя назвать окончательными, возможно, вы начнете сомневаться в том, что смерть, на самом деле, является концом всего.

1. Сознание продолжается после смерти

Д-р Сэм Парния - профессор, изучавший опыт клинической смерти и сердечно-легочную реанимацию, считает, что сознание человека может пережить смерть мозга, когда в мозг не поступает кровь, и нет электрической активности.
Начиная с 2008 года, он собрал множество свидетельств об околосмертных переживаниях, которые произошли, когда мозг человека был не активнее буханки хлеба.
Судя по видениям, сознательное понимание сохранялось до трех минут после того, как сердце останавливалось, хотя мозг обычно отключается в течение 20-30 секунд после того, как останавливалось сердце.

2. Опыт вне тела


Возможно, вы слышали от людей о чувстве отделения от собственного тела, и они казались вам выдумкой. Американская певица Пэм Рейнолдс рассказала о своем внетелесном опыте во время операции на мозге, который она пережила в возрасте 35 лет.
Ее поместили в состояние искусственной комы, ее тело охладили до 15 градусов по Цельсию, а мозг практически был лишен кровоснабжения. Кроме того, ее глаза были закрыты, а в уши вставлены наушники, которые заглушали звуки.
Паря над своим телом она смогла наблюдать за собственной операцией. Описание было очень наглядным. Она слышала как кто-то сказал: «Ее артерии слишком малы», а на фоне играла песня «Hotel California» группы The Eagles.
Сами врачи были шокированы всеми подробностями, которые Пэм рассказала о своем опыте.

3. Встреча с умершими


Одним из классических примеров околосмертного опыта является встреча с умершими родственниками по ту сторону.
Исследователь Брюс Грейсон (Bruce Greyson) считает, что то, что мы видим, когда находимся в состоянии клинической смерти – это не просто яркие галлюцинации. В 2013 году он опубликовал исследование, в котором указал, что число пациентов, которые встречали умерших родственников, намного превышало число тех, кто встречал живых людей.Более того, было несколько случаев, когда люди встречали мертвого родственника по ту сторону, не зная о том, что этот человек умер.

4. Пограничная реальность


Всемирно признанный бельгийский невропатолог Стивен Лорейс (Steven Laureys) не верит в жизнь после смерти. Он считает, что все околосмертные переживания можно объяснить через физические явления.
Лорейс и его команда ожидали, что околосмертные переживания окажутся похожими на сны или галлюцинации и со временем станут стираться из памяти.
Однако он обнаружил, что воспоминания клинической смерти остаются свежими и яркими вне зависимости от прошедшего времени и порой даже затмевают воспоминания о реальных событиях.


Во время одного исследования ученые попросили 344 пациента, которые пережили остановку сердца, описать свой опыт в течение недели после реанимации.
Из всех опрошенных людей 18 % могли с трудом вспомнить свой опыт, а 8-12 % привели классический пример околосмертных переживаний. Это означает, что от 28 до 41 людей, не связанных друг с другом, из разных больниц вспоминали практически один и тот же опыт.

6. Изменения личности


Голландский исследователь Пим ван Ломмел (Pim van Lommel) изучил воспоминания людей, переживших клиническую смерть.
Согласно результатам, многие люди лишились страха смерти, стали счастливее, позитивнее и общительнее. Практически все говорили о клинической смерти, как о положительном опыте, который еще больше повлиял на их жизнь с течением времени.

7. Воспоминания из первых рук


Американский нейрохирург Эбен Александр провел 7 дней в коме в 2008 году, что изменило его мнение об околосмертных переживаниях. Он заявлял, что видел то, во что сложно поверить.
Он рассказал, что видел свет и исходящую оттуда мелодию, он наблюдал нечто похожее на портал в великолепную реальность, наполненную водопадами неописуемых цветов и миллионами бабочек, пролетающих по этой сцене. Однако его мозг был отключен во время этих видений до такой степени, что у него не должно было быть никаких проблесков сознания.
Многие подвергли сомнению слова д-ра Эбена, но если он говорит правду, возможно, его переживания и опыт других людей не нужно игнорировать.

8. Видения слепых


Авторы Кеннет Ринг и Шэрон Купер описали, что люди, родившиеся слепыми, могут вернуть себе зрение во время клинической смерти.
Они опросили 31 слепых людей, которые пережили клиническую смерть либо внетелесные переживания. При этом 14 из них были слепы от рождения.
Однако все они описывали визуальные образы во время своих переживаний, будь то туннель света, умерших родственников или наблюдения за своим телом сверху.

9. Квантовая физика


Согласно профессору Роберту Ланца (Robert Lanza) все возможности во Вселенной случаются одновременно. Но, когда «наблюдатель» решает посмотреть, все эти возможности сводятся к одной, которая и случается в нашем мире.Читайте также: Существует ли жизнь после смерти? Квантовая теория доказывает, что «да»
Таким образом, время, пространство, материя и все остальное существует только благодаря нашему восприятию.
Если это так, то такие вещи, как «смерть» перестают быть неопровержимым фактом и становятся лишь частью восприятия. В действительности, хотя может показаться, что мы умираем в этой Вселенной, согласно теории Ланца, наша жизнь становится «вечным цветком, который вновь расцветает в мультивселенной».

10. Дети могут помнить свою прошлую жизнь


Доктор Ян Стивенсон (Ian Stevenson) исследовал и записал больше 3000 случаев детей в возрасте до 5-ти лет, которые могли вспомнить свою прошлую жизнь.
В одном из случаев девочка из Шри-Ланки помнила название города, в котором она была, описала в подробностях свою семью и дом. Позже 27 из 30 ее утверждений подтвердились. Однако никто из ее семьи и знакомых не были никаким образом связаны с этим городом.
Также Стивенсон задокументировал случаи детей, у которых были фобии, связанные с прошлой жизнью, детей, у которых были врожденные дефекты, отражающие то, каким образом они умерли, и даже детей, которые впали в ярость, узнав своих «убийц».

Каждый человек, который столкнулся со смертью близкого, задается вопросом существует ли жизнь после кончины? Сейчас данный вопрос приобретает особую актуальность. Если несколько веков назад ответ на данный вопрос был всем очевиден, то в настоящее время, после периода атеизма, решение его больше сложно. Мы не можем достаточно легко верить сотням поколений наших предков, которые на личном опыте, столетие за столетием, убеждались в наличии у человека бессмертной души. Мы хотим иметь факты. Причем, факты научные.

Нас со школьной скамьи пытались убедить что нет Бога, нет бессмертной души. При этом нам говорили, что так говорит наука. И мы верили… Заметим, что именно верили в то, что нет бессмертной души, верили в то, что это якобы доказала наука, верили в то, что Бога нет. Никто из нас и не пытался разобраться в том, что же говорит беспристрастная наука о душе. Мы легко доверяли неким авторитетам, особо не вдаваясь в подробности их мировоззрения, объективности, и интерпретаций ими научных фактов.

Мы чувствуем, что душа у умершего вечна, что она жива, но с иной стороны старые и внушенные нам стереотипы о том, что никакой души нет, тянут нас в пропасть отчаяния. Данная борьба внутри нас весьма тяжела и очень изматывает. Мы хотим правды!

Так давайте посмотрим на вопрос существования души через настоящую, не идеологизированную, объективную науку. Услышим мнение настоящих исследователей по этому вопросу, лично оценим логические выкладки. Не наша вера в существование либо не существование души, а только знание может погасить данный внутренний конфликт, сохранить наши силы, придать уверенности, посмотреть на трагедию с иной, реальной точки зрения.

В первую очередь о том, что вообще такое Сознание. Над этим вопросом люди думали всю историю человечества, но до сих пор не могут придти к окончательному решению. Нам известны лишь некоторые свойства, возможности сознания. Сознание - это осознавание себя, своей личности, это великий анализатор всех наших чувств, эмоций, желаний, планов. Сознание - то, что нас выделяет, то, что обязывает нас ощущать себя не предметами, а личностями. Другими словами, Сознание чудесным образом обнаруживает наше принципиальное существование. Сознание - это осознание нами своего «Я», но в тоже время Сознание есть великая тайна. У сознания нет измерений, формы, нет цвета и запаха, вкуса, его нельзя потрогать, повертеть в руках. Не взирая на то, что мы сильно мало знаем о сознании, мы абсолютно достоверно знаем, что мы его имеем.

Одним из главных вопросов человечества является вопрос о природе этого самого Сознания (души, «Я», эго). Диаметрально противоположные взгляды по этому вопросу имеют материализм и идеализм. На взгляд материализма человеческое Сознание есть субстрат головного мозга, продукт материи, порождение биохимических процессов, особого слияния нервных клеток. На взгляд идеализма Сознание это - эго, «Я», дух, душа - нематериальная, невидимая одухотворяющая тело вечно существующая, не умирающая энергия. В актах сознания всегда принимает участие субъект, который собственно все и осознаёт.

Если интересоваться чисто религиозными представлениями о душе, то никаких доказательств существования души религия не даст. Учение о душе является догматом и не подлежит научному доказательству.

Нет совершенно никаких объяснений, а тем больше доказательств и у материалистов, считающих, что они беспристрастные исследователи (впрочем это далеко не так).

А как же большая часть людей, которые равно далеки от религии, от философии, да и от науки тоже, представляет себе это Сознание, душу, «Я»? Давайте зададимся вопросом, что такое «Я»?

Первое, что большинству приходит в голову: «Я - человек», «Я - женщина (мужчина)», «Я - бизнесмен (токарь, пекарь)», «Я - Таня (Катя, Алексей)», «Я - жена (муж, дочь)» и.тому подобное Это, конечно, забавные ответы. Свое индивидуальное, неповторимое «Я» нельзя определить общими понятиями. На свете несметное количество людей с такими же особенностями, но они же не ваше «Я». Половина из них женщин (мужчин), но они тоже не «Я», люди с такими же профессиями вроде имеют свое, а не Ваше «Я», тоже самое можно сказать и про жен (мужей), людей различных профессий, социального положения, национальностей, вероисповедания и.так далее Никакая принадлежность к какой или группе не объяснит Вам что представляет Ваше индивидуальное «Я», потому что Сознание всегда лично. Я - не качества (качества только принадлежат нашему «Я»), ведь качества одного и того же человека могут изменяться, но его «Я» при этом останется неизменным.

Психические и физиологические особенности

Некоторые говорят о том, что их «Я» - это их рефлексы, их поведение, их индивидуальные представления и пристрастия, их психологические особенности и.тому подобное

Вообще-то это не возможно ядром личности, которое называют «Я» По какой причине? Потому что на протяжении жизни меняется и поведение и представления и пристрастия, и уж тем больше психологические особенности. Нельзя же сказать, что если ранее эти особенности были другими, то это было не мое «Я». Понимая это, некоторые приводят следующий аргумент: «Я - это мое индивидуальное тело». Это уже интереснее. Разберем и это предположение.

Всем также из школьного курса анатомии известно, что клетки нашего организма постепенно в течение жизни обновляются. Старые умирают, а новые рождаются. Некоторые клетки совершенно обновляются почти каждые сутки, но есть клетки, которые проходят свой жизненный цикл намного дольше. В среднем же каждые 5 лет обновляется все клетки организма. Если считать «Я» обыкновенный совокупностью клеток человека, то получится абсурд. Получится, что если человек живет, к примеру, 70 лет. За это время минимум 10 раз у человека поменяются все клетки в его теле (то есть 10 поколений). Может ли это значить, что свою 70-летнюю жизнь прожил не один человек, а 10 различных людей? Не правда ли, это довольно глупо? Делаем вывод, что «Я» не может являться телом, потому что тело не непрерывно, а «Я» непрерывно.

Значит, что «Я» не может являться ни качествами клеток, ни их совокупностью.

Материализм привык раскладывать на механические составляющие весь многоаспектный мир, «гармонию проверять алгеброй» (А.С. Пушкин). Самым наивным заблуждением воинствующего материализма в отношении личности является представление, что личность есть совокупность биологических качеств. Впрочем совмещение безличных предметов, будь они хотя бы атомами, хотя бы нейронами, не может породить личность и ее ядро - «Я».

Как возможно этим сложнейшим «Я», чувствующим, способным на переживания, любовь, сумма специфических клеток организма наряду с протекающими биохимическим и биоэлектрическими процессами? Каким образом эти процессы могут формировать «Я»???

При условии, если бы нервные клетки составляли бы наше «Я», то мы бы ежедневно теряли часть своего «Я». С каждой умершей клеткой, с каждым нейроном, «Я» становилось бы меньше и меньше. С восстановлением клеток, оно бы возрастало в размерах.

Научные исследования, проведенные в различных странах мира доказывают, что, что нервные клетки, как и все остальные клетки человеческого организма, способны к регенерации. Вот что пишет серьезнейший биологический международный журнал Nature: «Сотрудники калифорнийского Института биологических исследований им. Солка нашли, что в мозгу взрослых млекопитающих рождаются совершенно работоспособные молодые клетки, которые функционируют наравне с уже существующими нейронами. Профессор Фредерик Гэйдж и его коллеги ещё пришли к выводу, что ткани мозга быстрее всего обновляются у физически активных животных»

Это подтверждает публикация в также одном авторитетнейшем, реферируемом биологическом журнале - Science: «В течение двух последних лет ученые установили, что нервные и мозговые клетки обновляются, как и остальные в человеческом организме. Организм способен сам восстанавливать нарушения, относящиеся к нервному тракту», - говорит ученая Хелен М. Блон».

Таким образом, даже при полной смене всех (включая нервные) клеток организма, «Я» человека остаётся прежним, следовательно, оно не принадлежит непрерывно меняющемуся материальному телу.

По какой-то причине сейчас настолько трудно доказывать то, что было очевидно и понятно ещё древним. Живший ещё в III веке римский философ-неоплатоник Плотин писал: «Нелепо предполагать, что, раз ни одно из частей жизнью не обладает, то жизнь можно создать их совокупностью,.. к тому же абсолютно невозможно, чтобы жизнь производило нагромождение частей, и чтобы ум порождало то, что ума лишено. Если кто-или возразит, что это не так, а вообще-то душу образуют сошедшиеся совместно атомы, т.е. неделимые на части тельца, то он будет опровергнут тем, что атомы сами по себе только лежат один подле другого, не образуя живого целого, ибо не может получиться единства и совместного чувствования из нечувствительных и не способных к объединению тел; а душа-то - чувствует сама себя»1.

«Я» - это неизменное ядро личности, которое включает в себя многие переменные, но само не является переменным.

Скептик может выдвинуть последний отчаянный аргумент: «А возможно «Я» - это мозг?»

Сказку про то, что наше Сознание является деятельностью мозга, многие слышали ещё в школе. Необычайно широко распространено представление, что мозг - и есть по сути человек с его «Я». Большая часть думает, что именно мозг воспринимает информацию из окружающего мира, перерабатывает её и решает, как действовать в каждом конкретном случае, думают, что именно мозг делает нас живыми, дает нам личностность. А тело - не больше чем скафандр, обеспечивающий деятельность центральной нервной системы.

Но данная сказка не имеет отношения к науке. Мозг сейчас глубоко изучен. Давно и прекрасно изучены химический состав, отделы мозга, связи этих отделов с функциями человека. Изучены мозговая организация восприятия, внимания, памяти, речи. Изучены функциональные блоки мозга. Несметное количество клиник и научных центров изучают человеческий мозг более сотни лет, для чего разработана дорогостоящая эффективная аппаратура. Но, открыв любой учебники, монографии, научные журналы по нейрофизиологии либо нейропсихологии, Вы не встретите научных данных о связи мозга с Сознанием.

Для людей далеких от данной области знания это кажется удивительным. Вообще-то ничего удивительного в этом нет. Легко никто и никогда не обнаружил связи мозга и самого центра нашей личности, нашего «Я». Конечно, исследователи-материалисты этого всегда хотели. Проводились тысячи исследований и миллионы опытов, на это были затрачены многие миллиарды долларов. Усилия исследователей не прошли на халяву. Благодаря этим исследованиям были открыты и изучены сами отделы мозга, установлена их связь с физиологическими процессами, весьма многое удалось сделать для понимания нейрофизиологических процессов и феноменов, но самого главного сделать не удалось. Не удалось найти в мозге то место, которое и является нашим «Я». Не удалось даже, не взирая на крайне активную работу в этом направлении, сделать серьезного предположения, о том, как мозг возможно связан с нашим Сознанием.

Откуда же пошло предположение о том, что Сознание располагается в мозге? Одним из первых, такое предположение выдвинул в середине 18 века знаменитый электрофизиолог Дюбуа-Реймон (1818-1896). По своему мировоззрению Дюбуа-Реймон был одним из ярких представителей механистического направления. В одном из писем своему другу он писал, что «в организме действуют исключительно физико-химические законы; если с их помощью не все можно объяснить, то необходимо, применяя физико-математические методы, или найти способ их действия, или принять, что существуют новые силы материи, равные по ценности физико-химическим силам».

Но с ним не соглашался живший в одно время с Реймоном иной выдающейся физиолог Карл Фридрих Вильгельм Людвиг, возглавлявший в 1869-1895 годах новый Физиологический институт в Лейпциге, который стал крупнейшим мировым центром в районе экспериментальной физиологии. Основатель научной школы, Людвиг писал, что ни одна из существующих теорий нервной деятельности, включая и электрическую теорию нервных токов Дюбуа-Реймона, не может ничего сказать о том, как вследствие деятельности нервов становятся возможны акты ощущения. Заметим, что здесь речь идет даже не о сложнейших актах сознания, а о намного больше простых ощущениях. Если нет сознания, то ничего чувствовать и ощущать мы не можем.

Очередной крупнейший физиолог XIX века - выдающийся английский нейрофизиолог сэр Чарльз Скотт Шеррингтон, лауреат Нобелевской премии, говорил, что если не понятно, как психика появляется из деятельности мозга, то, естественно, столь же мало понятно, как она может оказывать какое-нибудь воздействие на поведение живого существа, управление которым производится посредством нервной системы.

В результате и сам Дюбуа-Реймон пришел к такому выводу: «Как мы сознаем - мы не знаем и никогда не узнаем. И как бы мы ни углублялись в дебри внутримозговой нейродинамики, моста в царство сознания мы не перебросим». Реймон пришел к неутешительному для детерминизма выводу о невозможности объяснить Сознание материальными причинами. Он признал, «что тут человеческий ум наталкивается на «мировую загадку», позволить которую он никогда не сможет».

Профессор Московского университета, философ А.И. Введенский в 1914 г сформулировал закон «отсутствия объективных признаков одушевленности». Смысл этого закона в том, что роль психики в системе материальных процессов регуляции поведения совершенно неуловима и не существует никакого мыслимого моста между деятельностью мозга и областью психических либо душевных явлений, включая Сознание.

Крупнейшие специалисты по нейрофизиологии, лауреаты Нобелевской премии Дэвид Хьюбел и Торстен Визел признавали, что для того чтобы можно было утверждать связь мозга и Сознания, надо понять, что считывает и декодирует информацию, которая приходит от органов чувств. Исследователи признали, что это сделать невозможно.

Существует интересное и убедительное доказательство отсутствия связи между Сознанием и работой мозга, понятное даже людям, далеким от науки. Вот оно:

Предположим, что «Я» является результатом работы мозга. Как наверняка известно нейрофизиологам, человек может жить даже с одним полушарием мозга. При этом он будет иметь Сознание. У человека, который живет только с правым полушарием мозга, несомненно присутствует «Я» (Сознание). Соответственно можно сделать вывод, что «Я» не располагается в левом, отсутствующем, полушарии. У человека с единственным функционирующим левым полушарием тоже есть «Я», следовательно «Я» не располагается в правом полушарии, отсутствующем у данного человека. Сознание остаётся вне зависимости от того, какое полушарие удаляется. Это значит, у человека нет области мозга, отвечающей за Сознание, ни в левом, ни в правом полушарии головного мозга. Приходится делать вывод, что присутствие сознания у человека не связано с определенными областями мозга.

Профессор, д.м.н. Войно-Ясенецкий описывает: «У молодого раненого я вскрыл огромный абсцесс (около 50 кубич. см, гноя), который, безусловно, разрушил всю левую лобную долю, и решительно никаких дефектов психики после данной операции я не наблюдал. То же самое я могу сказать о другом больном, оперированном по поводу огромной кисты мозговых оболочек. При широком вскрытии черепа я с удивлением увидел, что почти вся правая половина его пуста, а все левое полушарие мозга сдавлено, почти до невозможности его различить».

В 1940 году доктор Августин Итуррича сделал сенсационное заявление в Антропологическом обществе в Сукре (Боливия). Он и доктор Ортиз долго изучали историю заболевания 14-летнего мальчика, пациента из клиники доктора Ортиза. Подросток находился там с диагнозом «опухоль мозга». Юноша сохранял Сознание до самой смерти, жаловался только на головную боль. Когда после его кончины произвели патологоанатомическое вскрытие, то доктора были изумлены: вся мозговая масса оказалась совершенно отделена от внутренней полости черепной коробки. Большой нарыв захватил мозжечок и часть головного мозга. Осталось абсолютно непонятно, каким образом сохранялось мышление у больного мальчика.

Факт, что сознание существует независимо от мозга, подтверждают и исследования, проведенные относительно недавно голландскими физиологами под руководством Пима ван Ломмеля. Результаты широкомасштабного эксперимента были опубликованы в авторитетнейшем биологическом английском журнале «The Lancet». «Сознание существует даже после того, что мозг перестал функционировать. Иными словами, Сознание «живет» само по себе, совершенно самому. Что же касается головного мозга, то это вовсе не мыслящая материя, а орган, как и любой иной, выполняющий строго определенные функции. Сильно возможно, мыслящей материи, даже в принципе, не существует, заявил руководитель исследования известный ученый Пим ван Ломмель».

Очередной аргумент, доступный для понимания неспециалистов приводит профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий: «В войнах муравьев, не имеющих головного мозга, явно обнаруживается преднамеренность, а следовательно и разумность, ничем не отличающаяся от человеческой»4. Это и правда, удивительный факт. Муравьи решают довольно сложные задачи по выживанию, строительству жилья, обеспечению себя питанием, то есть обладают определенной разумностью, но не имеют мозга вообще. Обязывает задуматься, не правда ли?

Нейрофизиология не стоит на месте, а является одной из самых динамично развивающихся наук. Об успехах изучения мозга говорят методы и масштаб исследований Изучаются функции, участки мозга, все подробнее и подробнее выясняется его состав. Не смотря на титаническую работу по изучению мозга, мировая наука в наше время также далека от понимания того, что из себя представляют творчество, мышление, память и какова их связь с самим мозгом. Придя к пониманию того, что Сознания нет внутри тела, наука делает естественные выводы о нематериальной природе сознания.

Академик П.К. Анохин: «Ни одну из «мыслительных» операций, которые мы приписываем «разуму», до сих пор не удалось прямо связать с какой-то частью мозга. Если мы в принципе не можем понять, как именно психическое появляется вследствие деятельности мозга, то не логичнее ли думать, что психика вообще не есть по своей сущности функция мозга, а представляет проявление каких-то иных - нематериальных духовных сил?»

В конце XX века создатель квантовой механики, лауреат Нобелевской премии Э. Шредингер писал, что природа связи некоторых физических процессов с субъективными событиями (к которым относится Сознание) лежит «в стороне от науки и за пределами человеческого понимания».

Крупнейший современный нейрофизиолог, лауреат Нобелевской премии по медицине Дж. Экклз развил мысль о том, что на основе анализа деятельности мозга невозможно выяснить происхождение психических явлений, и данный факт просто возможно истолкован в том смысле, что психика вообще не является функцией мозга. По мнению Экклза, ни физиология, ни теория эволюции не могут пролить свет на происхождение и природу сознания, которое совершенно чуждо всем материальным процессам во Вселенной. Духовный мир человека и мир физических реальностей, включая деятельность мозга, - это абсолютно самостоятельные независимые миры, которые лишь взаимодействуют и в какой-то мере влияют друг на друга. Ему вторят такие массивные специалисты, как Карл Лешли (американский ученый, директор лаборатории биологии приматов в Ориндж-Парке (шт. Флорида), изучавший механизмы работы мозга) и доктор Гарвардского университета Эдвард Толмен.

Со своим коллегой, основоположником современной нейрохирургии Уайлдером Пенфилдом, выполнившим свыше 10 000 операций на мозге, Экклз написал книгу «Тайна человека». В ней авторы прямо заявляют, что «нет никаких сомнений в том, что человеком управляет НЕЧТО, находящееся за пределами его тела». «Я могу экспериментально подтвердить, - пишет Экклз, - что работа сознания не возможно объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него извне».

По глубокому убеждению Экклза, сознание не возможно предметом научного исследования. По его мнению, возникновение сознания, также как и появление жизни, является высшей религиозной тайной. В своем докладе нобелевский лауреат опирался на выводы книги «Личность и мозг», написанной вместе с американским философом-социологом Карлом Поппером.

Уилдер Пенфилд в итоге многолетнего изучения деятельности мозга тоже пришел к выводу, что «энергия разума имеет отличия от энергии мозговых нейронных импульсов»6.

Академик Академии медицинских наук РФ, директор Научно исследовательского института Мозга (РАМН РФ), нейрофизиолог с мировым именем, профессор, д.м.н. Наталья Петровна Бехтерева: «Гипотезу о том, что мозг человека лишь воспринимает мысли откуда-то извне, я первый раз услышала из уст нобелевского лауреата, профессора Джона Экклза. Конечно, тогда это показалось мне абсурдным. Но затем исследования, проводимые в нашем Санкт-Петербургском НИИ мозга, подтвердили: мы не можем объяснить механику творческого процесса. Мозг может генерировать лишь самые простые мысли типа, как перевернуть страницы читаемой книги либо помешать сахар в стакане. А творческий процесс - это проявление новейшего качества. Как верующий человек, я допускаю участие Всевышнего в управлении мыслительным процессом».

Наука постепенно приходит к выводу, что мозг является не источником мысли и сознания, а самое большее - их ретранслятором.

Профессор С. Гроф так говорит об этом: «представьте, что у вас сломался телевизор и вы вызвали телемастера, который, покрутив различные ручки, его настроил. Вам же не приходит в голову, что все эти станции сидят в этом ящике».

Так же в 1956 г. выдающейся крупнейший ученый-хирург, доктор медицинских наук, профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий считал, что наш мозг не только не связан с Сознанием, но и даже мыслить не способен самому, поскольку психический процесс вынесен за его пределы. В своей книге Валентин Феликсович утверждает, что «мозг не орган мысли, чувств», и что «Дух выступает за пределы мозга, определяя его деятельность, и все наше бытие, когда мозг работает как передатчик, принимая сигналы и передавая их к органам тела»7.

К таким же выводам пришли английские ученые Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии и Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона. Они обследовали пациентов, возвратившихся к жизни после остановок сердца, и установили, что некоторые из них наверняка пересказывали содержание разговоров, которые вел медицинский персонал, пока те пребывали в состоянии клинической кончины. Прочие давали точное описание произошедших в данный временной отрезок событий. Сэм Парния утверждает, что мозг, как любой иной орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Впрочем он может трудиться как устройство, обнаруживающее мысли, то есть как антенна, при помощи которой становится возможен прием сигнала извне. Исследователи предположили, что во время клинической кончины действующее независимо от головного мозга Сознание использует его как экран. Как телеприемник, который вначале принимает попадающие в него волны, а после чего преобразует их в звук и изображение.

Если мы выключаем радио, то это не это означает, что радиостанция прекращает свое вещание. Т.е. после кончины физического тела Сознание продолжает жить.

Факт продолжения жизни Сознания после кончины тела подтверждает и академик РАМН, директор НИИ Мозга человека, профессор Н.П. Бехтерева в своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни». Помимо дискуссии сугубо научной проблематики, в этой книге автор приводит так же и свой личный опыт столкновения с посмертными феноменами.

Наталья Бехтерева, рассказывая о встрече с болгарской ясновидящей Вангой Димитровой, весьма точно высказывается по этому поводу в одном из своих интервью: «Пример Ванги абсолютным образом убедил меня в том, что существует явление контакта с умершими», и также цитата из её книги: «Я не могу не верить тому, что слышала и видела сама. Ученый не имеет права отвергать факты только потому, что они не вписываются в догму, мировоззрение».

Первое последовательное описание посмертной жизни, основанное на научных наблюдениях, было дано шведским ученым и естествоиспытателем Эммануэлем Сведенборгом. После этого эту проблему серьезно изучали известнейшая врач-психиатр Элизабет Кюблер Росс, не менее знаменитый психиатр Раймонд Моуди, добросовестные исследователи академики Оливер Лодж, Уильям Крукс, Альфред Уоллес, Александр Бутлеров, профессор Фридрих Майерс, американский врач-педиатр Мелвин Морз. Среди серьезных и систематических ученых вопроса умирания следует указать профессора медицины при университете Эмори и штатного врача в госпитале для ветеранов в городе Атланта д-ра Майкла Сабома, весьма ценно ещё систематическое изучение психиатра Кэннета Ринга, занимался изучением данной проблемы доктор медицины врач - реаниматолог Мориц Роолингз, наш современник, танатопсихолог А.А. Налчаджян. Много работал над пониманием данной проблемы на взгляд физики знаменитый советский ученый, крупнейший специалист в районе термодинамических процессов, академик Академии Наук Республики Беларусь Альберт Вейник. Значительный вклад в исследование околосмертного опыта внес известный во всем мире американский психолог чешского происхождения, основатель трансперсональной школы психологии д-р Станислав Гроф.

Многообразие накопленных наукой фактов неоспоримо доказывает, что после физической кончины всякий из ныне живущих наследует иную реальность, сохраняя свое Сознание.

Не взирая на ограниченность нашей возможности в познании данной реальности с помощью материальных средств, в наши дни существует ряд её характеристик, полученных с помощью экспериментов и наблюдений исследователей, исследующих эту проблему.

Эти характеристики были перечислены А.В. Михеевым, научным сотрудником Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета в его докладе на международном симпозиуме «Жизнь после кончины: от веры к знанию» который проходил 8-9 апреля 2005 года в Санкт-Петербурге:

1. Существует так называемое «тонкое тело», являющееся носителем самосознания, памяти, эмоций и «внутренней жизни» человека. Это тело существует… после физической кончины, являясь на время существования физического тела его «параллельной компонентой», обеспечивающей вышеуказанные процессы. Физическое тело - лишь посредник для их проявления на физическом (земном) уровне.

2. Жизнь индивидуума не заканчивается текущей земной смертью. Выживание после кончины - естественный закон для человека.

3. Следующая реальность разделена на большое количество уровней, различающихся по частотным характеристикам их составляющих.

4. Местоназначение человека при посмертном переходе определяется его настройкой на определенный уровень, являющейся суммарным результатом его мыслей, чувств и поступков при жизни на Земле. Аналогично тому, как спектр электромагнитного излучения, испускаемого химическим веществом, зависит от его состава, определенно ещё посмертное местоназначение человека определяется «составной характеристикой» его внутренней жизни.

5. Понятия «Рай и Ад» отражают две полярности, возможные посмертных состояний.

6. Помимо аналогичных полярных состояний, имеет место ряд промежуточных. Подбор адекватного состояния автоматически определяется мыслительно-эмоциональным «паттерном», сформированным человеком при земной жизни. Именно поэтому плохие эмоции, насилие, стремление к разрушению и фанатизм, чем бы они не оправдывались внешне, в этом отношении крайне губительны для дальнейшей судьбы человека. Это является твердым обоснованием для персональной ответственности и следования этическим принципам.

Все вышеприведенные аргументы удивительно точно совпадают с религиозными знаниями всех традиционных религий. Это повод отбросить сомнения и определится. Не правда ли?

Мысль, что смерть - это не конец, а жизнь имеет продолжение, известна еще из древности: первобытный человек поклонялся духам своего рода и племени и совершал особые ритуалы захоронения.

Что за этим стоит? Ученые и психологи уверены, что причина такого видения - бессознательный страх смерти. То есть на уровне подсознания живет идея: мой предок не умер, а стал духом, значит, и я не умру. Философы-теисты утверждают, что мысль о бессмертии заложена в самой природе человека. Что физическое тело - это лишь сосуд для вечной души, нерожденной и не способной умереть. Как костюм, который снимают, когда он износился. “Хозяин” костюма - та самая бессмертная душа - либо получает другую “одежку” (реинкарнация), либо отправляется в духовный миры (рай, чистилище и т.д.).

Феномен жизни и смерти исследуется учеными и философами сотни лет, но на сегодняшний день человечеству так и не удалось получить все ответы. Хотя прогресс, безусловно, есть.

Например, поражает одно из свежих открытий. В феврале 2017 года американский ученый Питер Нобл выступил с сенсационным докладом. Его команде удалось обнаружить, что после смерти в организме активируются особые гены. Причем эти гены проявляются только в организме плода во чреве матери и после смерти. Кроме того, было обнаружено, что в то время как одни клетки умирают, другие, наоборот, рождаются.

Некоторые из “родившихся” даже пытались оживить другие клетки, угнетая стрессовые и усиливая иммунные процессы. Другими словами, ученый доказал, что после смерти тело пытается восстановиться… Но пока выводы делать рано. Возможно, это исследование, как и тысячи других, так и не откроет нам завесу тайны о смерти. А может, это и есть тот самый шаг к увеличению продолжительности жизни или даже бессмертию.

Жизнь после смерти. Факты

С другой стороны, науке известны тысячи случаев оживления человека после смерти. После клинической. Ее признаки - это полная остановка биологических процессов: дыхания, пульса, реакции зрачков на свет. Кома тоже относится к признакам клинической смерти. Это состояние, когда нет реакции организма на внешние раздражители, но биологические процессы еще происходят.

Только опытный врач со специальным оборудованием отличит клиническую и биологическую смерть. Кстати, именно из-за недостаточного оснащения больниц и нехватки профессиональных врачей в прошлом не могли распознать это состояние, и бывали случаи, когда пациенты приходили в себя уже будучи похороненными...

Но почему “оттуда” возвращаются? Потому что несмотря на то, что дыхание и пульс останавливаются, мозг все еще сохраняет способность работать. Пациента в состоянии клинической смерти можно “оживить” в среднем в течение 3-6 минут. Потребуются реабилитационные мероприятия: непрямой массаж сердца, укол адреналина или другого специального препарата, разряд дефибриллятора.

Бывают случаи, когда клиническая смерть длится дольше. Но это большая редкость. Как правило, через 6 минут в клетках начинается кислородное голодание, и они отмирают. К сожалению, этот процесс необратим.


Реальные истории пациентов, переживших клиническую смерть

Если говорить не об ученых, а о простых людях, о нас с Вами, то куда интереснее биологических процессов другой вопрос: есть ли СОЗНАНИЕ после смерти?

Этого не измеришь приборами и единственное, что можно предоставить в качестве доказательства существования потустороннего мира, это реальные истории тех, кто оттуда вернулся. Пациенты, пережившие клиническую смерть, рассказывают похожие истории. В основном говорят, что видели себя, операционную и врачей со стороны. А самое удивительное, большинство из них с поразительной точностью повторяют фразы и описывают в деталях действия, происходившие в операционной.

Эти инциденты заставляют сомневаться даже ученых, которые строго разделяют религиозные толкования о душе и науку. Профессор кардиологии США Михаил Сабом, доктор Раймонд Муди, доктор Кюблер-Росс, доктор Майкл Ньютон и другие известные медики - всех их объединяет кардинальная смена взглядов на человеческую жизнь после общения с “воскресшими” пациентами.

Доктор Майкл Ньютон.

М. Ньютон психо- и гипнотерапевт посвятил себя работе с людьми, пережившими клиническую смерть. Оказывается, далеко не все пациенты помнят, что с ними происходило, или помнят частично. Гипноз помогает собрать пазл.

Из архива доктора Ньютона, рассказ пациента под гипнозом:

“Я вижу свою жену. Она стоит в палате и плачет, прижимая руки к лицу. Я хочу успокоить ее, но не могу. Я увидел себя и понял, что умер. Страха нет, наоборот, мне спокойно, но немного жаль жену.

Я чувствую, как будто поднимаюсь над землей. Чем выше я поднимаюсь, тем холоднее и темнее становится. Я перестал подниматься и увидел свет. Я оказался в темном тоннеле, в конце которого горит яркий свет, он манит меня. Я начинаю идти к свету.”

Этот тоннель описывают многие, в конце пути одни видят облака и ослепляющий свет, другие - небесных ангелов. Ученые пытаются объяснить эти феномены. Например, холод и ощущение полета объясняют остановкой физиологических процессов, а пресловутый свет в конце тоннеля - особой реакцией мозга. Но это лишь догадки. Возможно, материальные знания человечества, наука и техника - не самые подходящие инструменты, чтобы разгадать эту тайну.

Есть ли жизнь после смерти — этим вопросом задается каждый человек, не зависимо от своих убеждений. Практически все известные религии мира утверждают, что после смерти физического тела жизнь человека продолжается. Абсолютно все верования убеждают – душа человека бессмертное тело.

Всех нас в течение жизни интересует занимательный вопрос, что же находится там, … после смерти? Многие люди пережившие клиническую смерть рассказывают об удивительных видениях: они наблюдают себя со стороны, слышат, как врачи констатируют их смерть. Чувствуют, как несутся с огромной скоростью сквозь длинный тёмный тоннель к яркому источнику света.

Медики, в том числе и реаниматологи, весьма сильно сомневаются в реальности описываемых видений, которые якобы переживают посетившие загробный мир находясь в состоянии клинической смерти. Причиной таких околосмертных видений называют световое пятно, которое последним попадая в головной мозг из сетчатки глаза, откладывает снимок на центр мозга отвечающий за анализ увиденного.

Однако приборы, фиксирующие деятельность мозга в момент смерти человека, показывают его нулевую активность. Иначе говоря, мозг и соответственно воображение не могут обрабатывать информацию в этот момент, а яркие образы человека все-таки существуют и берут где-то начало.

Нет ни одного человека, для которого опыт клинической смерти прошёл бесследным происшествием. Многие из них начинают обладать сверхъестественными способностями. Кто-то видит будущее, кто-то начинает исцелять, некоторые видят параллельные миры.

Некоторые рассказывают фантастические вещи, утверждая, что в момент смерти видели свою душу, отделяющуюся от тела в виде небольшого облачка, в середине которого находилась как бы искра. Всё имеет сфероидальную форму от атома до планет, в том числе и человеческая душа, утверждает женщина, испытавшая на себе клиническую смерть, и после чего она стала замечать множество светящихся шаров вокруг себя и на улице.

Исследователи предполагают, что душа человека представляет собой сгусток энергии сферической формы размером 3-15 см и сверхчувствительные приборы способны зафиксировать такие светящиеся шары. На этом основании родилась гипотеза о параллельных мирах и якобы в самых тонких границах соприкосновения этих миров с нашим миром и можно наблюдать такие вот явления с шарами.

Гипотез обилие, но самое интересное в том, что все испытавшие клиническую смерть, утверждали в своём желании лететь дальше к свету, что какая-то не земная любовь находится там, где свет. Однако не все видят свет в момент смерти, некоторые утверждают, что они наблюдали мучения людей и очень неприятные запахи. Там было очень страшно.

В этом случае теория учёных о последнем световом пятне с сетчатки глаза ничем не подкрепляется. Все, кто испытал клиническую смерть, прошли духовную трансформацию и пришли к Богу. Сегодня они по-другому смотрят на мир, не боятся смерти, хотя и не всё могут описать словами, но для них уже многое ясно и никакие доводы учёных не смогут переубедить их.

Сегодня многие учёные сомневаются в истинности своих предположений, и не отрицают духовного происхождения того, что рассказывают очевидцы и всё же продолжают исследования в этой области. У нас нет приборов измерить божественные величины, но кто знает может быть появятся технологии, мы сможем узнать с помощью приборов, что там, в конце таинственного тоннеля!

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Смерть извечная спутница человека с самого рождения. Она неизменно преследует человека и с каждым мгновением подбирается всё ближе и теснее. К счастью, никто не знает, когда Смерть совершит свой стремительный прыжок, поскольку человеку не положено знать причину и время своего ухода в царство мертвых.

Кем бы в жизни не являлся человек, завершение жизненного пути для каждого одинаково. Об этом событии знает каждый, но глубокая тайна лежащая за гранью жизни, притягивает тысячи лет заглянуть за потайную дверь Смерти.

Немного о загадках происходящего поведал в 1970-тых американский профессор Раймонд Моуди в книге ставшей бестселлером «Жизнь после смерти». Автор собрал в издании истории 150 человек, переживших клиническую смерть.

Пациенты приобретшие чрезвычайно опасный опыт заглянули в Царство мертвых, но получили шанс вернуться к жизни и рассказать о своих видениях.

Люди, испытавшие ужас клинической смерти после возвращения, ощущают себя теперь более жизненно активными, уверяют пережившие собственную смерть. Гораздо полнее чем обычно, они принимают всё происходящее и ощущают окружающее более насыщенно, чем это было ранее.

По словам опрошенных большинство из них слышали, как медицинские работники констатировали их смерть, но продолжали бороться за их жизнь. В эти пугающие мгновения они якобы безболезненно покидали собственное тело и воспаряли к потолку палаты или операционной.

Нам трудно в это поверить, поскольку хорошо известно, что в состоянии клинической смерти мозг человека не получает необходимого кислорода, без которого может функционировать считанные минуты. Клиническая смерть – полное прекращение кровообращения, и после этого восстановление нормальной работоспособности мозга дело скорее божественных сил и огромной удачи.

Большинство медицинских специалистов согласны с тем, что опыт околосмертных видений создается в воображении в момент потери жизненных функций. В тоже время имеются серьёзные противоречия относительно того, что именно следует понимать под жизненными функциями и их прекращением.

По версии исследователей околосмертных видений, не все картины в минуту «мнимой смерти» являются плодом фантазии, ряд из них представляет истинную картину загробной жизни.