Значение прививок. Роль вакцинации в жизни человека. Кому назначается вакцинация

Цветков Андрей Васильевич (р. 1962) — кандидат медицинских наук, доцент кафедры микробиологии с вирусологией и иммунологией Ярославского медицинского университета.






Уважаемые участники, я обращаюсь к вам как к обычным людям, которым небезразлично собственное здоровье, и как к родителям, которым небезразлично здоровье детей.

В настоящее время в научном мире все чаще звучит важная мысль о том, что новые открытия базируются на уже имеющихся практических опытах и наблюдениях фундаментальной науки, известных общепринятых теориях, и формируются путем их грамотного сопоставления и анализа.

Вся история борьбы с инфекционными заболеваниями всегда сопровождалась спорами и противоречиями, но так уж повелось, что страх перед эпидемиями всегда был хорошим инструментом для манипулирования сознанием людей для достижения определенных целей. Вся эта забота о здоровье и благополучии людей приносит к тому же немалые прибыли ее организаторам. Поэтому все споры относительно сомнительной пользы многих направлений этой работы, в частности, вакцинации , сводятся к тому, что это "бредни малообразованных, неграмотных обывателей (невежд, сектантов, антипрививочников как приверженцев модной тенденции, безответственных родителей, ничего не понимающие в медицине, и прочих отщепенцев, примкнувших к ним)". Но я с полной ответственностью как специалист, работающий в области микробиологии с иммунологией и вирусологией уже 35 лет, могу со всех позиций обосновать несостоятельность современного принципа иммунопрофилактики.

Кроме того, в 1987 году, 30 лет назад, будучи аспирантом, я присутствовал на защите докторской диссертации заведующего кафедрой по теме "Побочное действие вакцин", что говорит об актуальности этой проблемы уже в то время. Это стало своеобразной мотивацией к изучению этой темы в последующие годы.

Мы очень благодарны организаторам этого мероприятия, которое позволяет начать конструктивную дискуссию по вопросам разумной вакцинации или, если можно так сказать, разумности вакцинации. Вакцинация не является единственным методом защиты от инфекционной патологии, тем более что весь календарь профилактических прививок направлен на 1-2% инфекционных заболеваний. Сам принцип вакцинации был сформулирован еще Луи Пастером, основоположником науки микробиологии. Он говорил: "Введение ослабленного заразного начала предотвращает истинное заболевание, то есть не исключает его, а лишь снижает истинные его проявления, способствуя более легкому течению". Вакцинация — это малая болезнь, и она как и любая болезнь может иметь свои осложнения. Количество этих осложнений неуклонно растет, и связано это со снижением общего физиологического здоровья популяции людей.

Никогда еще человечество не уходило так далеко от природы, не нарушало так грубо ее законов, как теперь. Первое наказание за это — множество неинфекционных болезней и быстро растущая хилость, переходящая в глубокое вырождение, даже вымирание рода человеческого. Официальная медицина сваливает все на инфекции и все силы направляет на борьбу с вредными микробами и вирусами, но это только мешает нам понять основную причину зла. Природа не ошибается, в ней нет ничего лишнего. Микробы всегда существовали и не мешали жить и совершенствоваться ни животным, ни людям. Скорее даже помогали, так как здоровому телу они совершенно не вредны, а добычей их становится только то, что уклонилось от естественной жизни. Эпидемии, возникавшие в Средние века, всегда были связаны с какими-либо социальными потрясениями (войны, стихийные бедствия, голод, разруха и т. д.) и всегда утихали, когда ситуация в обществе улучшалась. Сейчас мы живем в совершенно другом мире. Пора понять, что дело не в микробах, а в собственных наших пороках, и против них направлять все усилия. То есть более ответственно относиться к формированию, сохранению и поддержанию физиологического здоровья человека, его неспецифической резистентности, что требует в свою очередь определенных усилий, а также определенных знаний. Концепция сохранения здоровья нации, основанная на немедикаментозном оздоровлении и самооздоровлении, была сформулирована еще в 2003 году в приказе Минздрава под №113. Еще в те годы данная проблема возникла в результате критически низкого уровня состояния популяционного здоровья и особенно усилилась в связи с разразившимся демографическим кризисом и все более возрастающем потоком больных людей. Но нигде, к глубокому сожалению, до настоящего времени не наблюдается никаких эффективных направлений реализации этого закона. По данным Росстата, России пророчат новую демографическую яму. Материнский капитал себя изжил, за последние полгода число новорожденных стало меньше на 11,6%. С 1990 по 2016 годы наша страна уже потеряла 13 млн человек, подсчитал директор Центра стратегических исследований Михаил Бочаров.

Актуальность этой проблемы подтверждается тем, что по данным центра, изучающего демографическую ситуацию в РФ, наблюдается тенденция к ухудшению здоровья наших детей. Абсолютно здоровых детей в нашей стране всего около 12%. Каждый третий ребенок имеет серьезное отклонение от нормы. Чаще всего это связано с патологией органов дыхания и сахарным диабетом . Все мы прекрасно понимаем, что здоровье человека закладывается и формируется в детстве, являясь прочным фундаментом на последующие десятки лет. Что же мешает расти нашим детям здоровыми? Увеличивается частота детской онкопатологии, аутизма , ДЦП, рассеянного склероза , атопии и других серьезных патологий. В патогенезе большинства этих заболеваний участвуют аутоиммунные механизмы. Откуда берется аутоиммунная патология у наших детей? Уже несколько лет назад принята программа "Доступная среда", которая помогает детям-инвалидам адаптироваться в обществе в процессе получения образования и трудовой деятельности. Эта программа появилась именно потому, что количество детей-инвалидов неуклонно растет. Конечно, ухудшение экологии и влияние других неблагоприятных факторов не способствуют улучшению здоровья детей, но не стоит забывать об определенных факторах, связанных с медицинским вмешательством, направленным на иммунопрофилактику некоторых инфекционных заболеваний.

Теперь конкретно то, что касается принципа вакцинации. Я хочу высказаться как обычный человек, анализирующий реальную действительность. Я могу сравнить здоровье своих привитых и непривитых детей, могу сравнить их со здоровьем других детей в садиках и школах. Я понимаю, что их здоровье зависит от очень многих факторов, но в том, что вакцинация, проводимая по национальному календарю без индивидуального подхода, никаким образом не прибавляет им здоровья, я абсолютно уверен.

Переходя к медицинским микробиологическим и иммунологическим аспектам этой проблемы, я хочу сказать, что у меня сформировалось мнение, что вакцинация — это искусственно созданный отбор, поскольку осложнения как правило возникают у детей с уже имеющимися патологическими отклонениями. Вакцинация может не навредить здоровому организму, поэтому побочные действия вакцин наблюдаются не всегда. Но это совсем не означает, что если проблемы возникают не у всех, то нет никакой связи с вакцинными препаратами и их компонентами. Нельзя говорить о том, что вода не виновата, если один ребенок из сорока утонул, лишь потому что тридцать девять не утонули.

Все противоречия, на мой взгляд, возникают по причине одностороннего отношения к инфекционной патологии. Когда произносится слово "микроб", то у подавляющего большинства людей в первую очередь возникает представление о нем как о возбудителе инфекционных заболеваний. Но инфекционный процесс — это сложный многогранный процесс взаимодействия микроорганизма с макроорганизмом. Наука иммунология возникла именно потому, что несмотря на прочие равные условия возникновения инфекционной болезни, все люди болели по-разному, а некоторые не болели совсем. Это позволило понять, что многое в инфекционной патологии зависит от резистентности, или устойчивости, организма человека. Стоит вспомнить и расшифровать значение самих терминов: инфекция, инфекционный процесс, инфекционная болезнь. Инфекция переводится как "внедрение, проникновение", которое может не сопровождаться взаимодействием с организмом (транзиторные бактерии, транзиторная флора временно присутствует, удаляется). Инфекционный процесс — это уже процесс взаимодействия микро- и макроорганизма в определенных условиях внешней среды, имеющий две крайних степени проявления: инфекционная болезнь и бессимптомное носительство. Учитывая вышесказанное, по мнению большинства инфекционистов, ведущая роль в возникновении патологии отводится состоянию резистентности организма человека, которая называется видовым иммунитетом.

Главное, что необходимо помнить, что формирующийся специфический иммунитет — это не только система защиты от бактерий и вирусов, это система сохранения постоянства внутренней среды нашего организма (гомеостаз, видовая специфика). Это главная функция приобретаемого специфического иммунитета, предохраняющая от всего генетически чужеродного. При нарушении функции этого звена закономерно увеличивается риск онкопатологии, аутоиммунных процессов , системных ревматических заболеваний и аллергии (гиперреактивность).

От инфекционных болезней нас защищает прежде всего видовой иммунитет, или факторы неспецифической резистентности. К ним, в частности, относятся сами бактерии и вирусы. Вот такой интересный парадокс! Все бактерии и вирусы предопределены в нашем организме и будут проявлять свои патогенные свойства только при ослаблении общей устойчивости организма.

Специфический иммунитет формируется через неделю и более после начала заболевания и как правило приводит к благоприятному исходу процесса, предохраняя в некоторых случаях от повторной патологии. Таким образом, биологическая роль иммунитета, который формируется после заболевания, не предназначена для защиты от него. Именно такой иммунитет создается с помощью вакцин, что позволяет усомниться в эффективности этого вида иммунопрофилактики. Для снижения инфекционной заболеваемости необходимо помнить о поддержании видовой неспецифической резистентности и не надеяться на искусственный прививочный иммунитет.

Конечно, проще всего во всем обвинить плохую экологию, питание и т. д. По-видимому, не случайно 2017 год объявлен Годом экологии. На мой взгляд, причина многих проблем со здоровьем связана прежде всего с тем, что мы не знаем и не изучаем, что такое здоровье и как его сохранить. Медицина изучает только патологию и давно стала симптоматической, а не патогенетической. Мы не изучаем причины патологий, не устраняем их и не проводим соответствующюю профилактику.

Здоровье человека и крепкий иммунитет закладываются с детства, в первые годы жизни ребенка. Нельзя забывать и о правильном планировании и ведении беременности, родов, позволяющие женщине родить здорового ребенка и оградить его в дальнейшем от "неблагоприятных факторов внешней среды".

Организм человека устроен достаточно сложно. А мы, до конца не разобравшись в причинно-следственных взаимосвязях в патологии, пытаемся с ней бороться, в том числе с вирусами и бактериями, которые являются нашим защитным барьером.

Кроме того, мы забываем о биологической роли микроорганизмов в природе и представителей нормальной микрофлоры в организме человека. Основоположник иммунологии И. И. Мечников говорил, что "роль микроорганизмов надо рассматривать в диалектическом единстве пользы и вреда, приносимого ими". Число бактерий в организме человека составляет более ста триллионов клеток, что в десятки раз превышает количество клеток организма человека. При каждом поцелуе передается более 40 000 микробов, с каждым вдохом в наши легкие залетает около 15 000 микроорганизмов. Все представители микробного сообщества, входящие в состав заселяемых биотопов, существуют в виде сформировавшихся сложных многогранных взаимоотношений, которые называют "кворум сенсинг" (социальное, или коллективное, поведение бактерий). У них есть свой язык общения на основе сенсорного механизма путем выделения микромолекулярных соединений. Это явление было описано учеными уже более 30 лет назад.

Можно долго говорить о биологической роли микрофлоры кишечника, биомасса которой в среднем составляет от полутора до трех килограммов, принимающей участие в пищеварении, витаминном и минеральном обмене, выполняющих защитную и детоксикационную функцию, о роли микрофлоры кожи, верхних дыхательных путей и полости рта. Но главное, что мы должны помнить, это то, что все микроорганизмы генетически детерминированы, то есть предопределены в организме человека. В геноме человека присутствует более 65 000 секвентов, участков генов, гомологичных специфическим участкам генома бактерий. Как доказала наука гнотобиология, стерильные организмы без микробов долго не живут и быстро погибают. Если говорить об окружающей среде, необходимо помнить, что биомасса бактерий превышает биомассу всех имеющихся живых существ (растений и животных вместе взятых). Если исчезнут все микробы на планете, Земля превратится в безжизненную пустыню.

Учитывая это, может быть, стоит в Год экологии встать на защиту обитателей микромира (микрокосмоса), с которыми мы так упорно всеми возможными способами пытаемся бороться?

Луи Пастер писал, что "микробы — бесконечно малые существа, играющие в природе бесконечно большую роль". Все сказанное о бактериях в свете современных достижений можно сказать и о вирусах, с учетом открытий в генетике и исследований в вирусологии. После расшифровки генома человека выяснилось, что наши структурные и функциональные гены составляют всего около 10%, а остальные гены оказались сходны с генами червей, растений, животных, бактерий и вирусов. Все эти гены, в связи с неясностью их присутствия в геноме человека, были названы "генетическим мусором". До 20% генома большинства клеток являются неактивными и, по мнению ученых, являются геномом многообразных интегрированных провирусов, а не только аденовирусов и вирусов герпеса, имеющихся во всех клетках организма человека.

Эти научные открытия подтверждаются генетиками при изучением модели симбиотического существования бактериофагов (вирусы бактерий) с бактериями. Эта модель оказалась очень удобной и информативной для исследования наследственности и изменчивости. Она послужила основой для формирования в 1950-60-е годы эволюционного направления в генетике. Кроме того, выяснилось, что каждая бактерия лизогенна (то есть является носителем интегрированных в ее геном большего количества профагов).

Бактериофаги могут вызывать лизис, то есть гибель, бактерий в результате своей репродукции (размножения). Но если бы это было их биологической ролью, то учитывая скорость их размножения (несколько сотен или тысяч новых фагов за несколько часов), бактерий не осталось бы совсем. Кроме того, перестали бы существовать и сами фаги, поскольку без клетки они не смогли бы размножаться и превратились бы из существа в вещество.

Другим не менее важным свойством вирусов бактерий является способность переносить генетическую информацию из одной клетки в другую (рекомбинативная изменчивость). Изучение этой способности позволило реализовать эти свойства в генной инженерии и биотехнологии. Инструментом, с помощью которого генные инженеры переносят информацию из одной клетки в другую, являются векторные фаги. В настоящее время генетики проводят исследования и эксперименты по использованию вирусов человека (например, аденовирусов) в качестве аналогичных инструментов для внесения нужной информации в геном клеток человека.

Таким образом, учитывая все вышесказанное, отношение к вирусам может в корне измениться, и это отражено в статьях профессора К. Г. Уманского "Презумпция невиновности вирусов" и "Убийце — Нобелевскую премию", опубликованных более 30 лет назад. Будучи заведующим лабораторией опасных вирусных инфекций, он полностью соглашался с высказыванием Г. Селье о том, что многие болезни на самом деле являются скорее болезнями адаптации, то есть отклонениями общего адаптационного синдрома, чем результатом прямого повреждающего действия патогенных агентов.

Концепцию роли вирусных агентов в физиологических и патологических процессах можно сформулировать следующим образом: практически во всех клетках организма человека имеются интегрированные в геном многообразные вирусы. Выходя из этих клеток, они осуществляют процесс ускоренной регенерации тканей при ее физиологической несостоятельности. Они могут являться причиной этих же явлений и при попадании в другой организм, если в нем назрела проблема, а собственные генетические фрагменты еще не активизировались (инфекционность, заразность вирусов). Кроме того, параллельно они осуществляют перенос генетической информации из одной клетки в другую, необходимой для формирования новых адаптагенных механизмов (участие генетических программ вирусов в рекомбинативной изменчивости).

Бактерии, вызывающие инфекционную патологию, также выполняют важную индикаторную роль, свидетельствуя о физиологической несостоятельности тканей или органов. Вызывая воспаление, являющееся фактором неспецифической резистентности видового врожденного иммунитета, они способствуют обновлению клеток тканей, восстанавливая тем самым физиологическую норму.

Отсюда возникает вопрос, как лучше защититься от инфекции, если практически все инфекционные агенты предопределены в нашем организме. Таким образом, проблема вакцинопрофилактики в свете данной концепции в том виде, в котором она существует сейчас, исчезнет сама собой.

По-видимому, стоит заботиться о сохранении на должном уровне факторов неспецифической резистентности видового иммунитета, то есть естественной устойчивости, которая поможет существовать в гармонии с микромиром.

Я понимаю, что вступаю в конфликт с имеющимися взглядами и убеждениями, которые поддерживаются сложившимися стереотипами оказания медицинской помощи, то есть борьбы с проявлениями патологии, реализуемые в симптоматической терапии, но, по словам Декарта, "чтобы усвоить истину, каждый должен хоть раз в жизни освободиться от усвоенных им представлений и совершенно заново построить систему своих взглядов".

По непонятным мне причинам до сих пор мероприятия по профилактике ряда инфекционных заболеваний начинаются с первых дней жизни ребенка в родильном доме, хотя это не входит в перечень услуг акушерского стационара, занимающегося родовспоможением.

Необходимо помнить особенности иммунитета у новорожденного ребенка. Он рождается со всеми защитными антителами, имеющимися в организме матери к основному спектру циркулирующих микроорганизмов. Этот пассивный естественный иммунитет поддерживается с помощью грудного вскармливания с молоком матери. Поэтому никакая дополнительная защита в этот период ребенку не требуется. Кроме того, создавать искусственный иммунитет первые шесть месяцев малоэффективно в связи с физиологической толерантностью, связанной с отсутствием цитокино-медиаторного регулирования. Эта особенность детского иммунитета обусловлена тем, что малыш из тепличных, стерильных условий попадает во внешний мир, богатый различными микроорганизмами, попадающими к нему с воздухом, пищей и водой. Ему необходимо время, чтобы постепенно справиться с такой антигенной стимуляцией и сформировать нужные специфические механизмы иммунного ответа. Учитывая это, возникает вопрос о необходимости столь ранней профилактики таких заболеваний как гепатит В (первые 24 часа) и туберкулез (первая неделя после рождения).

Многочисленные исследования говорят о том, что к трем годам поствакцинального иммунитета к гепатиту В нет уже у 80-85% детей, а к пяти годам его уже нет совсем. Учитывая эпидемиологию этого заболевания, непонятна необходимость столь раннего применения этой вакцин. Гепатит В передается половым путем и при любых инвазивных манипуляциях — операциях, инъекциях, переливаниях крови и т. д. Какой риск у младенца заболеть гепатитом В?! Зачем необходима столь ранняя профилактика, учитывая, что осложнения многократно превышают количество детей, больных гепатитом в возрасте до 5 лет?!

По данным многих европейских и американских исследователей, рост аутоиммунных форм гепатита, рассеянного склероза, аутизма и других патологий, связан в том числе и с ранним применением этой генно-инженерной вакцины и ее компонентов. Детям в нашей стране по национальному календарю прививок в первые два года вводят до 20 вакцин. Учитывая, что многие из них комплексные и комбинированные, мы постоянно искусственно стимулируем иммунитет ребенка, не проверяя предварительно его состояние, и мешаем тем самым полноценному его развитию. Каждая из вакцин имеет побочное действие с учетом присутствующих в ней компонентов (препараты , гидроокись алюминия , фенол, формалин и т. д.), обладающие в частности общетоксическим и нейротропным действием. Несмотря на низкие концентрации этих компонентов, их действие в ослабленном детском организме может проявляться из-за многократности применения и кумулятивного эффекта. Осложнения могут быть также связаны с плохим качеством препарата и остаточной вирулентностью возбудителей.

Поэтому, по словам ведущих иммунологов, подход к иммунопрофилактике должен быть индивидуальным, с учетом особенностей конкретного человека. Родители должны знать всю информацию о возможных последствиях, противопоказаниях и побочных действиях каждой применяемой вакцины. Родители имеют право знать, что в результате применения вакцины от столбняка, дифтерии и коклюша их ребёнок может получить серьезные осложнения, одно из которых внезапная смерть!

Ведущие специалисты в области иммунологии всегда говорили о том, что необходим индивидуальный подход к иммунопрофилактике. Иммунитет у детей варьирует в очень широком диапазоне. Это необходимо учитывать перед началом вакцинации и это продиктовано принципом персонализации медицинских услуг по рекомендациям Минздрава.

Вакцинация — это малая болезнь, которая может иметь и свои осложнения, особенно в организме ослабленного ребенка. Ситуация с профилактикой полиомиелита обострила все накопившиеся за долгие годы проблемы. Именно в отношении этого заболевания существует официально признанный медицинский термин ВАПП. А в 1990-е годы частота ВАПП при использовании ОПВ могла достигать по критерям того времени 15%. Конечно, необратимые случаи патологии, приводящие к инвалидизации, связанные с введением живого ослабленного вируса естественным путем (перорально), были единичными, но тем не менее во многих странах Европы отказались от использования вакцины ОПВ, а нашей стране полный переход к ИПВ планируют осуществить к 2019 году.

Беспокойство родительского сообщества по всей стране вызвала активизация Федеральной службы Роспотребнадзора в отношении соблюдения СанПина в части, связанной с профилактикой полиомиелита. Любой здравомыслящий родитель после изучения информационных писем о порядке разобщения в период вакцинации ОПВ непривитых детей уже ни под каким предлогом не будет делать эти прививки, поскольку, изучив этот вопрос, понимают, что риск ВАПП в 3 раза больше у привитых детей. Кроме того, подливает масла в огонь то, что расписка родителей о том, что они берут ответственность за последствия на себя и претензий иметь не будут, руководителями образовательных учреждений не принимаются. В этом плане поднимается вопрос о мере ответственности родителей за здоровье своих детей. Насколько этичен этот вопрос, можно обсуждать с родителями и представителями аппарата уполномоченного по правам ребенка. И все это на фоне открытой информации о том, что случаев полиомиелита, например, в Ярославской области не отмечается с 1950 года, а Россия с 2002 года имеет сертификат страны, свободной от полиомиелита. По запросу в Роспотребнадзор с 2000-го года случаев ВАПП в Ярославской области не отмечалось. В связи с этим непонятна активизация борьбы с несуществующей проблемой. В связи с этим есть хороший анекдот: Мужик бьет длинной палкой по луже и кричит: "Уходите, крокодилы, уходите!" Его спрашивают: "Что ты делаешь?" — "Крокодилов гоняю". — "Но их же тут нет!" — "Потому и нет, что я их гоняю".

Эпидемии полиомиелита наблюдались в Америке в годы серьезного социального кризиса (Великая депрессия), а в Европе и России в конце 1940-х и в 1950-е годы. Снижение и полную ликвидацию этого заболевания в некоторых странах, конечно же, связывают с массовой вакцинацией. Но не надо забывать и об изменениях социально-экономической ситуации во всех странах и регионах в последующие периоды. Многие думают, что вирус полиомиелита смертельно опасен, но мало кто знает, что серьезные паралитические формы с необратимыми последствиями и смертельным исходом наблюдаются менее чем в 1% случаев. В период последней жестокой пандемии полиомиелита было установлено, что из 100 000 людей, заведомо получивших этот вирус, заболевают не более одного-двух человек, а подавляющее большинство даже не ощущают, что они инфицированы.

Возникает закономерный вопрос: почему мы огульно все вирусы называем убийцами? Ведь никому не придет в голову мысль назвать стотысячное население города убийцами, если в нем появился единственный убийца? Так может быть, стоит посмотреть на взаимоотношения вирусов с остальными представителями живой природы не со стороны единичного трагического исхода, а со стороны 99 999 благополучных? Возможно, мы поймем истинную биологическую роль вирусов и бактерий. Для профилактики полиомиелита применяются вакцины, содержащие живой ослабленный и убитый формалином вирус. В некоторых случаях использование таких препаратов приводит к формированию вакциноассоциированной (то есть возникшей после вакцинации) патологии. И это не единичные случаи, а сотни примеров, которые наблюдаются у детей с серьезными патологиями иммунной системы. Отсюда логический вывод: всех детей, которых мы собираемся вакцинировать, нужно проверить на состояние иммунной системы. Но этого не делается!

Применение любой из трех вариантов гриппозных вакцин может спровоцировать само заболевание. Использование живой паротитной (свинка), коревой, краснушной вакцины может вызвать сахарный диабет. Почему никто не учитывает в этих случаях статистику вакциноассоциированной патологии?!

Существуют и другие официально признанные нозологии, возникающие вследствие применения некоторых вакцинных препаратов, например, вакциноформный пустуллез Капоши после применения вакцины АКДС . Реактогенность данной вакцины связана с наличием в ней двух серьезных биологических токсинов, адсорбированных на гидроокиси алюминия, с химическим полисахаридным коклюшным компонентом, способным, по данным некоторых авторов, формировать аутоиммунную реакцию к клеткам мозга. При несвоевременной выработке антитоксических антител в организме некоторых детей и в результате нейтрализующего дезинтоксикационного действия печени, выводящей формалин, токсины могут оказывать свое прямое токсическое действие. Трудно также отрицать связь онкологии и вакцинации, если опухоль возникла в месте инъекции.

В практике работы детских противотуберкулезных стационаров и судебных медиков достаточное количество БЦЖитов и поражений лимфатических узлов, а также костных форм туберкулеза после применения живой вакцины БЦЖ . В Америке никогда не применяли БЦЖ вакцину в плановом порядке, но заболеваемость у них на очень низком уровне. Во многих странах Европы также отказались от применения этой вакцины для массовой иммунизации. По словам директора НИИ фтизиопульмонологии, бывшего главного фтизиатра РФ Яблонского Петра Казимировича, "данные о пользе и вреде БЦЖ-вакцины не в пользу БЦЖ".

В России БЦЖ вакцина применялась не с целью профилактики туберкулеза, поскольку не являлась гарантированной защитой, а с целью предотвращения туберкулезного менингита у детей. В нашей стране необходимо регулировать юридические вопросы по реализации закона о принудительном лечении больных открытыми заразными формами туберкулеза, а также окончательно разобраться в вопросах эпидемиологии и патогенеза этого заболевания, которое до сих пор носит социальный характер. Заболеваемость туберкулезом в десятки раз выше в местах лишения свободы. Значит, надо решать проблему именно там. Ведь каждый год сотни тысяч заключенных выходят оттуда, становясь рассадниками заболевания. А у нас здоровых детей не пускают в школу по причине того, что они не сделали пробу Манту . Отстраняют от школьных занятий ребят без прививки от полиомиелита. Хотя юристы понимают, что это полный абсурд, нарушение конституционных прав и федеральных законов. Даже прокуратура трактует это как "отсутствие согласованных правовых норм".

Механизм формирования аутоиммунной патологии, лежащей в основе многих серьезных патологий, может быть связан с чрезмерной искусственной антигенной стимуляцией с помощью вакцин у ребенка, иммунитет которого только формируется. Избыток циркулирующих антител и сенсибилизированных лимфоцитов в отсутствии мишени рано или поздно прореагируют с собственными антигенами. Особенно это касается вирусных антигенов, которые сходны или даже полностью комплементарны антигенам клеток, в которых они размножаются.

Мы в настоящее время живем в век информационных технологий. Любую информацию, в том числе и медицинскую, можно получить, не выходя из дома, было бы желание. Социальные сети позволяют родителям объединяться в целые сообщества по всей стране, не ограничивающие их рамками районов и регионов. По федеральным каналам показывают случаи серьезных поствакцинальных осложнений и дискуссии по данному вопросу.

На примере официально признанного ВАПП при полиомиелите можно объяснить поствакцинальные осложнения при использовании других живых вирусных вакцин. Например, применяемых для профилактики гриппа , кори , краснухи , паротита, ветрянки . Особенно хотелось бы обратить внимание на эпидемический паротит , осложнением которого является сахарный диабет. Все вышеперечисленные вирусы обладают способностью поражать железистую ткань. Использование этих вакцин по календарю прививок приходится на одно и то же время в течение первого года жизни ребенка.

Учитывая то, что создаваемый специфический поствакцинальный иммунитет не является стопроцентной гарантией защиты от соответствующей инфекции, необходимо обращать большее внимание на поддержание естественной неспецифической резистентности видового иммунитета у ребенка.

Достаточно провести несложное статистическое исследование общей заболеваемости привитых и непривитых детей на основе изучения их амбулаторных карт, чтобы понять, насколько важно учитывать индивидуальный подход к формированию здоровья у каждого ребенка.

Никогда не предпринималось официальной попытки сравнения вакцинированной популяции с невакцинированной, чтобы узнать, какое действие оказывают вакцины на детей и общество. Независимые частные исследования (голландские и немецкие) обнаружили, что привитые дети болеют гораздо больше, чем их непривитые сверстники.

Конечно, проще всего ввести обязательную поголовную вакцинацию, но тогда не потребуется добровольное информированное согласие и все последствия за осложнения будут возложены на государство. Главным результатом этого профилактического направления должно стать улучшение здоровья детей и взрослых. Но на фоне обратной тенденции этого вряд ли удастся достигнуть. Нельзя полностью отрицать принцип иммунотерапии и иммунопрофилактики. В некоторых случаях это единственный способ исключить или предотвратить патологию. Но подход к нему, как и к любому другому методу медицинского вмешательства, должен быть обоснованным, взвешенным и с учетом индивидуальных особенностей каждого пациента, что и требует принцип персонализации медицинских услуг по рекомендациям Министерства здравоохранения.

Очень жаль, что представители Департамента здравоохранения и Росздравнадзора, а также члены партии "Единая Россия" Челябинской области не смогли или не захотели принять участие в нашем мероприятии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

Введение

1. Национальные стандарты вакцинации в педиатрической практике

3. Утвержденные меры предосторожности и противопоказания при вакцинации

4. Правильное проведение вакцинации

Заключение

Введение

Иммунизация - это процесс, благодаря которому человек приобретает иммунитет, или становится невосприимчивым к инфекционной болезни, обычно, путем введения вакцины. Вакцины стимулируют собственную иммунную систему организма к защите человека от соответствующей инфекции или болезни.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно в мире иммунизируют более 1,5 млрд. человек (около 1/3 всего населения). Плановая иммунизация против таких болезней, как коклюш, полиомиелит, столбняк, дифтерия, корь, краснуха и эпидемический паротит, ежегодно спасает жизнь и здоровье примерно 3 млн. человек во всём мире и предупреждает инвалидность у более 750 тыс. детей.

Ежегодно в Казахстане против инфекционных заболеваний прививаются около 5 млн. человек, в том числе 1,3 млн. детей. Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, а в случае завоза извне - на локализацию и ликвидацию инфекционных заболеваний. Вакцинация населения проводится бесплатно, согласно Национальному календарю прививок против 21 инфекционного заболевания.

В республике для иммунизации населения применяются вакцины, которые прошли процедуру государственной регистрации в РК. Кроме того, в целях обеспечения детей вакцинами гарантированного качества, Министерством здравоохранения и социальной защиты РК закупаются вакцины, производство которых сертифицировано ВОЗ. С 2013 года введена обязательная сертификация каждой партии вакцин, ввозимой в РК, с оценкой их качества и безопасности.

1. Национальные стандарты вакцинации в педиатрической практике

· Медицинский персонал в популярной форме объясняет родителям или лицам, ответственным за ребенка принципы вакцинации.

· Медицинский персонал опрашивает родителей или лиц, ответственных за ребенка о противопоказаниях и, до проведения вакцинации ребенку, используя специальную терминологию, информирует их о риске и пользе вакцинации.

· Медицинский персонал учитывает только действительные противопоказания.

· Медицинский персонал вводит одновременно все вакцины, назначенные ребенку во время запланированного посещения.

· Медицинский персонал вносит все точные данные в карту вакцинации.

· Медицинский персонал следует утвержденной процедуре при проведении вакцинации

· Вакцины вводятся медицинским персоналом, прошедшим соответствующую подготовку

Гепатит B

· Доза №1 - от 1-го дня жизни ребенка до 2-х месяцев

· Доза №2 - от 1 до 4-х месяцев

· Доза №3 - от 6 до 18 месяцев

· «Туровая» трехкратная вакцинация - от 11 до 12 лет

Гепатит A

· Двукратная вакцинация - от 24 месяцев до 12 лет

Дифтерия, столбняк, коклюш

· Доза №1 - 2 месяца

· Доза №2 - 4 месяца

· Доза №3 - 6 месяцев

· Доза №4 - от 15 до 18 месяцев

· Доза №5 - от 4 до 6 лет

АКДС - Трехкратная вакцинация, начиная с двухмесячного возраста. Вакцина может быть введена начиная с 6-недельного возраста. Дети старше 7 лет вакцинации не подлежат.

АДС - препарат для детей. Назначается при наличии противопоказаний к коклюшному компоненту АКДС. Вакцина может быть введена начиная с 6-недельного возраста. Дети старше 7 лет вакцинации не подлежат.

АДС-анатоксин - препарат для взрослых. Назначается начиная с 7-летнего возраста.

Вакцина против ветряной оспы - однократная вакцинация проводится после первого года жизни. Если вакцинация проводится до года, то вакцинируют двукратно.

Вакцина против полиомиелита - Оральную полимиелитную вакцину более не рекомендуется включать в календарь иммунизации детей. Четырехкратно вводится инактивированная полиомиелитная вакцина в возрасте 2, 4, 12 месяцев и в 4 года.

Тривакцина (против кори/паротита/краснухи) - двукратная вакцинация. Не назначается до 1 года. При вакцинации до 1 года необходимо повторное введение вакцины.

Вакцина против гемофильной инфекции - Количество вакцинаций зависит от возраста ребенка при введении первой дозы. Однократная вакцинация проводится только при введении вакцины после 15-месячного возраста. Дети старше 5 лет вакцинации не подлежат.

Вакцина против Гепатита B - вакцинацию (трехкратную) желательно начинать сразу после рождения ребенка. Не возобновляйте вакцинацию. Проверьте справочную таблицу повышенного риска больших доз вакцины против гепатита В.

3. Утвержденные меры предосторожности и противопоказания при вакцинации

Общая информация по применению вакцин:

· Анафилактическая реакция на вакцину является противопоказанием для последующего введения вакцины

· Анафилактическая реакция на компонент вакцины является противопоказанием к использованию вакцин, содержащих этот компонент

· Наличие средней или сильной тяжести заболевания независимо от температуры

АКДС

· Энцефалопатия в течение 7 дней после введения предыдущей дозы АКДС

· Принять меры предосторожности при:

· Повышении температуры до 105є Ф (40,6є С) в течение 48 часов после введения вакцины

· Коллапсе или шокоподобном состоянии

· Судорогах, продолжающихся в течение 3 дней

· Постоянном, безостановочном плаче

Гепатит В

· Анафилактическая реакция на обычные хлебопекарные дрожжи

Тривакцина 1 (против кори/паротита/краснухи)

· Анафилактическая реакция на неомицин и желатин

· Беременность

· Установленный иммунодефицит

· Соблюдать меры предосторожности при недавнем введении иммуноглобулина

Инактивированная полиомиелитная вакцина (ИПВ)

· Анафилактическая реакция на неомицин и стрептомицин

· Соблюдать меры предосторожности при беременности

Поствакцинальные осложнения

Объективные признаки и симптомы:

· Покраснение

· Затруднения при глотании, разговоре или дыхании

· Бронхоспазм

· Анафилактический шок

4. Правильное проведение вакцинации

Проверка карты профилактических прививок

· Установить возраст ребенка

· Ознакомиться с записями в карте

· Выяснить имеются ли вопросы у взрослых, сопровождающих ребенка

· Проинформировать взрослых, сопровождающих ребенка о вакцине, которая должна быть введена

· Держать ребенка в безопасном положении при введении вакцины

· Провести вакцинацию

· Внести данные о проведении вакцинации в карту профилактических прививок

Заключение

вакцинация иммунизация эпидемия инфекционный

В развитых странах, как правило, охват населения вакцинацией достаточен для предотвращения вспышек и эпидемий инфекционных заболеваний. Вместе с тем в слаборазвитых странах отмечается низкий уровень охвата прививками и нехватка многих вакцин. Достижению высокой эффективности вакцинации препятствует низкий санитарно-гигиенический уровень в некоторых странах, слабость санитарно-эпидемиологической службы.

ВОЗ поставит задачу обеспечить безопасность вакцин, всех видов иммунизации и безопасное удаление отходов. ВОЗ рекомендует всем производственным компаниям поставлять вакцины вместе с самоблокирующимися шприцами, исключающими повторное их использование, и непрокалываемые боксы для безопасного удаления отходов.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Обзор национальных стандартов вакцинации в педиатрической практике. Профилактика заболеваний с помощью вакцинации. Утвержденные меры предосторожности и противопоказания при вакцинации. Диагностирование и лечение осложнений, развивающихся после вакцинации.

    презентация , добавлен 05.12.2014

    Иммунитет и анатомо-физиологические особенности лимфатической и иммунной систем у детей. Методы вакцинации, ее цели и виды. Анализ и оценка результатов профилактической деятельности фельдшера в процессе специфической профилактики инфекционных заболеваний.

    дипломная работа , добавлен 25.02.2016

    Основные показания к вакцинации против клещевого энцефалита. Клиническая картина заболевания, характеристика осложнений. Статистика результатов вакцинации на территории Российской Федерации. Принципы действия вакцин. Характеристика применяемых препаратов.

    презентация , добавлен 02.11.2015

    Вакцинация против туберкулеза в Республике Казахстан. Вакцинация новорожденных в родильном доме. Основные причины повторной вакцинации. Противопоказания к вакцинации и ревакцинации БЦЖ. Специфическая профилактика ВИЧ-инфицированных детей до 18 лет.

    презентация , добавлен 25.10.2011

    Биография Эдварда Дженнера и его гениальная догадка. Характеристика вакцинации как прививки чужеродной материей в целях защиты от конкретной инфекции. Метод создания искусственного иммунитета у людей и животных. Сущность активной и пассивной иммунизации.

    презентация , добавлен 29.03.2015

    Основные причины осложнений после вакцинации у детей. Нарушение правил и техники проведения прививок. Индивидуальные реакции, обусловленные вакциной. Нарушение условий транспортировки и хранения вакцины. Наиболее частые осложнения и методы их лечения.

    презентация , добавлен 20.09.2013

    Сущность и цели проведения вакцинации. Значение физико-химической природы вводимого антигена и дозы препарата для создания поствакцинального иммунитета. Способы введения медицинских иммунобиологических препаратов. Общие и местные реакции на прививку.

    реферат , добавлен 11.11.2012

    Флюорографическое исследование как главный диагностический критерий туберкулеза на современном этапе. Сроки специфической вакцинации и ревакцинации детей, противопоказания к проведению данных процедур. Типы реакций на введении вакцины. Проба Манту.

    презентация , добавлен 23.05.2013

    Оспа как одна из древнейших инфекционных болезней человека, сущность ее опасности. История, характеристика и локализация вируса, понятие вариоляции. Оспа и оспопрививание в России. Биологическое оружие на основе оспы и значение массовой вакцинации.

    презентация , добавлен 22.05.2012

    Понятие и история вакцинации. Сущность пассивной иммунизации и основные препараты, используемые при ее проведении. Риск возникновения осложнений при использовании иммунных сывороток. Препараты иммунотерапии при дифтерии, ботулизме, гриппе, полиомиелите.

Вакцина - это биологический препарат, который помогает иммунитету противостоять различным инфекционным заболеваниям. Медицинские центры иммунологии РФ советуют прививать детей с раннего возраста. Самая первая вакцинация (от гепатита) проводится в первые 12 часов жизни ребенка, а затем прививание происходит согласно графику прививочного сертификата, который имеет каждый человек.

Выделяются следующие виды вакцин:

  • живые;
  • инактивированные;
  • анатоксины;
  • биосинтетические.

Живые вакцины

В состав таких препаратов входят ослабленные микроорганизмы. К этой группе относятся вакцины от полиомиелита, свинки, туберкулеза, кори и краснухи. Недостатками является высокий шанс возникновения аллергической реакции, которая может привести к тяжелым осложнениям и последствиям.

Вакцины инактивированные

Они подразделяются на два подвида. К первым относятся те, в состав которых входят убитые микроорганизмы, например вакцины от коклюша, гепатита А или бешенства. Недостатком является то, что их действие длится не больше года. Причиной этого может стать технологическая денатурация антигенов.

Второй тип - это препараты, в состав которых входит компонент клеточной стенки или другие возбуждающие части организма. К ним относятся вакцины от коклюша или от менингита.

Анатоксины

В составе такого рода препаратов имеется яд (инактивированный токсин), вырабатываемый специальными бактериями. К этой категории принадлежат вакцины от дифтерии или столбняка. Действие данных вакцин может длиться до пяти лет.

Биосинтетические

Эти препараты получаются при помощи методов генной инженерии. Например, в данную категорию входят вакцины от гепатита В.

Стоит отметить, что производство вакцин является достаточно сложным и трудоемким процессом, который требует массу усилий и точных расчетов.

Различия вакцин

Выделяют виды вакцин по числу антигенов, которые находятся в их составе. Различают моновакцины и поливакцины.

Также имеются отличия и по видовому составу: бактериальные, вирусные и риккетсиозные вакцины.

В последнее время создаются новые вакцины, которые приобретают массовую популярность. Помимо этого много усилий у научных исследователей и разработчиков уходит на создание синтетических, антиидиотипических или рекомбинантных препаратов.

Фаги

Фаги - это вирусы, которые проникают в бактериальную клетку и репродуцируются там. Вследствие этого у больного лихорадкой снижается температура тела и наступает лизис.

На основе таких фагов ученые разработали бактериофаги, которые применяют для фагопрофилактики или фаготерапии. Преимуществом фаготерапии считается возможность избирательного лизирования большого числа микробов.

Бактериофаги имеют широкий спектр действия и излечивают следующие заболевания:

  • дисбактериоз;
  • панкреатит;
  • гнойные инфекции.

Значение вакцинации

Вакцинация - это процесс введения определенной дозы антигенных материалов в организм человека. Иногда людям вводят сразу несколько вакцин, которые имеют совместимость друг с другом. Вследствие этого были разработаны препараты, сочетающие в себе смесь из нескольких вакцин. Ярким примером может послужить прививка АКДС, которая производится детям в первые месяцы жизни. Она способна создавать иммунитет к коклюшу, дифтерии и столбняку одновременно.

Также имеются вакцины, которые проявляют свою эффективность сразу; другие же следует делать повторно. Такой процесс называется ревакцинацией (повторное введение определенной дозы антигенных материалов в человеческий организм).

Календари прививок

Для профилактической вакцинации существуют специальные календари прививок, которые имеются в прививочных сертификатах. Здесь фиксируются все проделанные прививки и названия вакцин. Однако в сертификат не вносят вакцинацию, которая производится перед путешествиями в экзотические страны или при планировании беременности.

Принцип действия

Принцип действия прививки заключается в том, что после введения вакцины в организме происходит распознавание ее компонентов, изучение, запоминание, а далее начинают вырабатываться вещества, которые уничтожают все обнаруженные антигенные материалы.

Целью вакцинации является тренировка иммунной системы и ее подготовка для борьбы с полноценной инфекцией в разгар эпидемии.

Заключительным этапом воздействия вакцины является то, что после попадания в организм настоящих вирусов иммунитет самостоятельно борется с возможным заболеванием и не дает ему развиваться.

Способ введения

Могут значительно отличаться. Наиболее распространенный и часто встречаемый способ вакцинации - это внутримышечная инъекция. Также прививки делают подкожно и накожно. Некоторые вакцины вводятся через рот или нос.

Противопоказания

У каждой вакцины имеются противопоказания. Самыми распространенными из них являются:

  • аллергическая реакция при введении предыдущей вакцины;
  • аллергия на один из компонентов вакцины;
  • высокая температура пациента;
  • гипертония;
  • тахикардия;
  • ревматические болезни.

Вакцина "Нобивак"

Как правило, прививки делают не только людям, но и животным. Для собак и кошек используется препарат "Нобивак". Такая вакцина - это профилактика у животных чумы, парагриппа, парвовирусного энтерита, панлейкопении, бордетеллеза и других заболеваний.

Вакцина "Нобивак" имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать.

  1. Возраст животного должен быть не менее трех месяцев, и оно должно быть здорово.
  2. Питомец не должен иметь блох, глистов, ушных клещей.
  3. Дозирование препарата не зависит от веса: одна доза рассчитана на одно животное.
  4. Такая прививка обязательна, если планируется путешествие на авиа- или железнодорожном транспорте. В противном случае кошку или собаку не пустят на борт самолета или в поезд.
  5. Иногда могут возникнуть последствия вакцинации. В таком случае нужно заранее подготовиться к неожиданному развитию событий (например, анафилактический шок) и приобрести таблетки «Супрастин». Также после прививания первые 40 минут следует провести в ветеринарной больнице.

Необходимость в вакцинации

Как уже говорилось, вакцина - это биологически активный препарат, который помогает иммунитету противостоять ряду тяжелых заболеваний. Однако прививание не является обязательной процедурой, и каждый человек имеет право выбора. Многие родители являются противниками вакцинации и не делают прививки своим детям. В этом случае оформляется официальный медотвод с указанием причины отказа.

Большинство людей не прививаются лишь потому, что боятся серьезных последствий, которые могут возникнуть. При отказе от вакцинации риск заболевания повышается во много раз. В таком случае течение болезни будет иметь ряд осложнений, которые в редких случаях приводят даже к смерти. К примеру, прививка АКДС защищает детей от дифтерии. Последняя, в свою очередь, приводит к летальному исходу за считаные минуты.

На сегодняшний день в арсенале врачей имеются только проверенные вакцины, которые считаются надежными и безопасными. Однако каждый организм имеет свои индивидуальные особенности, которые могут привести к отторжению прививки. Поэтому необходимо проводить подготовительные процедуры за несколько дней до вакцинации. Они значительно снизят риск отторжения и побочных эффектов.

Помимо этого, существуют ситуации, когда прививку противопоказано делать. Обычно это касается тяжелых заболеваний человека и сильно ослабленного иммунитета.

Вакцины для детей

Для детей самым безопасным видом прививок является инактивированная вакцинация.

В первые годы жизни малыша очень важно фиксировать все проделанные прививки в специальный календарь, так как данные о вакцинации могут понадобиться в различных ситуациях (посещение детского сада, бассейна).

Самой первой прививкой в жизни ребенка является вакцинация против гепатита B. Далее врачами выбирается схема дальнейшей вакцинации:

  1. Если при беременности был определен риск заболевания гепатитом В, то последующие прививки ребенку будут делать в 1 месяц, в 2 месяца, в 12 месяцев, и схема будет выглядеть 0-1-2-12 соответственно.
  2. Если ребенок не находится в зоне риска и при беременности не было никаких отклонений, то прививку будут делать в 1 и 6 месяцев (схема: 0-1-6).

На третий день жизни производится прививка от туберкулеза (чаще всего в роддоме). Ревакцинация происходит в 7 и 14 лет (зависит от желания родителей и явных потребностей). Более известна она как прививка БЦЖ, на которую должна быть отрицательная Прививку делают в верхнюю треть плеча. Свидетельством успешного завершения вакцинации станет небольшой шрам размером от 0,3 до 0,5 см. Перед тем как он появится, будет покраснение, гнойник, который затем превратится в корочку и отпадет.

Следующая - полиомиелит-вакцина. Ее делают 3 раза: в возрасте 3, 4,5 и 6 месяцев. Повторное введение препарата нужно проводить в возрасте 12,5 лет, а также в 14 лет. Чаще всего прививку делают в верхнюю часть бедра или ягодицы. Однако для маленьких детей имеется полиомиелит-вакцина в качестве капель, которая принимается перорально за 1 час до еды по 4 капли. При таком введении строго запрещается запивать препарат водой.

Далее следует прививка от коклюша, дифтерии, столбняка, общее название которой - АКДС. Поскольку ее назначение заключается в борьбе сразу с тремя серьезными заболеваниями, то она содержит в себе смесь вакцины от коклюша, концентрированный дифтерийный и столбнячный анатоксины. Делают эту далее в 4,5 месяца и в возрасте полугода. Следующие прививки идут в 2,5 года, 6 лет, 7 и 14 лет. После этого периодичность вакцинации составляет раз в 10 лет, но тогда прививка уже не содержит компонент от коклюша. После введения вакцины может быть трехдневная реакция в виде температуры.

Все вышеописанные прививки необходимо сделать ребенку в обязательном порядке. Однако если малыш перенес острые заболевания, то назначается медотвод.

Важно понимать, что вакцина - это препарат, способный защитить человека отболезни и поспособствовать стойкости иммунной системы. Поэтому если ребенок или взрослый человек не имеет ярко выраженных проблем со здоровьем, то следует провести вакцинацию и оградить себя и близких от возможных заболеваний, имеющих тяжелые последствия.

Почему важно делать прививки?
Профилактические прививки - медицинские процедуры, цель которых выработка в организме иммунитета против определенных инфекционных заболеваний.
Прививки не только защищают от заражения, но также являются существенным фактором в противоэпидемической борьбе с инфекционными заболеваниями. От срока проведения прививок зависит стойкое сни¬жение заболеваемости туберкулезом, дифтерией, столбняком, коклюшем, полиомиелитом. Благодаря прививкам полностью ликвидировано заболевание оспой.
Для успешного проведения прививок важны соответствующая техника изготовления прививочного материала, а также правильная методика их выполнения. Как противоэпидемический фактор прививки имеют значение только при своевременном проведении. В зависимости от эпидемиологической ситуации устанавливается очередность прививок, как и возрастные группы, подлежащие прививанию.
Прививочный материал против болезней, вызываемых бактериями или вирусами, состоит из живых возбудителей с ослабленными свойствами (аттенуированных) или из убитых возбудителей.
Живые вакцины вызывают более стойкий и длительный иммунитет, чем убитые. Длительность выработки иммунитета учитывается при установлении сроков повторной прививки - т. е. ревакцинации. Чтобы обеспечить достаточно высокий иммунитет, предохраняющий от заражения, прививки необходимо систематически повторять через определенные интервалы времени.
Исследования, проведенные во многих странах, показывают, что 6-8-недельные младенцы «умеют» вырабатывать иммунитет при проведении прививок. Уровень антител, образовавшихся в первые месяцы жизни, снижается в течение второго полуго¬дия, что приводит к необходимости прививок на втором году жизни ребенка.

На 3-4-й день жизни ребенку проводят прививку против туберкулеза (БЦЖ). Внутрикожно в левое плечо вводят 0,1 мл вакцины. В месте укола в течение нескольких минут должно появиться уплотнение по типу «лимонной» корочки диаметром около 8 мм. Через 2-3 дня после прививки образуется инфильтрат (т. е. уплотнение) на месте укола, превращающийся в пузырек, потом нагноение, которое через 3-6 недель, иногда дольше, заживает.
После него остается рубчик, свидетельствующий о наличии постпрививочной туберкулиновой аллергии. У детей 11 -12 месяцев середина рубчика должна быть не менее 3 мм. При контакте ребенка с больным туберкулезом в целях диагностики, помимо наличия рубчика, необходимо проводить туберкулиновую пробу.
У детей старше 32 месяцев после прививочный иммунитет подтверждается туберкулиновой пробой Манту. Ее проводят внутрикожно на внутренней поверхности предплечья. Вводят 0,1 мл разведенного туберкулина. Результат определяется через 72 часа. Размер покрасневшего пятна в среднем 6 мм и более. Ревакцинация проводится в возрасте 6-7 лет и 14-15 лет.
Детям, которые не имеют послепрививочного иммунитета, так же как и детям со снижением иммунитета, снова делают Прививку БЦЖ.
Ревакцинацию (повторную прививку) проводят через определенные интервалы времени, учитывая время проведения других прививок.
Прививки против столбняка, дифтерии, коклюша, полиомиелита и другие можно делать через 3 недели после прививки БЦЖ, прививку БЦЖ - через 2 недели после других прививок.

При правильной технике проведения прививки против туберкулеза осложнения бывают редко.
При глубоком уколе в месте прививки может образоваться изъязвление или гнойник, что сопровождается увеличением паховых лимфатических узлов. Исключительно редко доходит до размягчения узлов и образования свищей.
Остальные обязательные прививки делают в установленном порядке.

Профилактические прививки представляют собой метод иммунизации человека против определенных инфекционных заболеваний, в ходе которого в организм вводятся различные частицы, способные привести к выработке устойчивой невосприимчивости к патологии. Все профилактические прививки предполагают введение вакцины, которая представляет собой иммунобиологический препарат. Вакцина представляет собой ослабленные цельные микробы - возбудители, части оболочек или генетического материала патогенных микроорганизмов, или же их токсины. Данные составляющие вакцины вызывают специфическую иммунную реакцию, в ходе которой вырабатываются антитела, направленные против возбудителя инфекционного заболевания. Впоследствии именно эти антитела и обеспечивают защиту от инфекции. На сегодняшний день все профилактические прививки классифицируются на: 1. Плановые. 2. Проводимые по эпидемиологическим показаниям. Плановые прививки ставят детям и взрослым в определенное время и в конкретном возрасте, вне зависимости от того, выявлен эпидемический очаг инфекции в данном регионе, или нет. А вакцинацию по эпидемиологическим показаниям делают людям, находящимся в регионе, в котором имеется опасность вспышки опасного инфекционного заболевания (например, сибирской язвы, чумы, холеры и т.д.). Среди плановых прививок есть обязательные для всех - они входят в национальный календарь (БЦЖ, КПК, АКДС, против полиомиелита), а есть категория вакцин, которые вводят только людям, подверженным риску заражения инфекциями в силу специфики своей работы (например, против тифа, туляремии, бруцеллеза, бешенства, чумы и т.д.). Все плановые прививки тщательно проработаны, установлены сроки их постановки, возраст и время. Имеются разработанные схемы введения вакцинных препаратов, возможности сочетания и последовательность проведения иммунизации, что отражено в положениях и руководствах, а также в календарях прививок. Профилактическая вакцинация детей Для детей профилактические прививки необходимы, чтобы обезопасить уязвимых малышей от опасных инфекционных заболеваний, которые могут окончиться смертельным исходом даже при лечении современными качественными препаратами. Весь перечень профилактических прививок для детей разрабатывается и утверждается Министерством Здравоохранения России, а затем для удобства использования оформляется в виде национального календаря. Кроме означенных в национальном календаре, есть еще ряд профилактических вакцин, которые рекомендованы для введения детям. Рекомендацию поставить прививку дает лечащий врач ребенка на основании анализа состояния здоровья. В некоторых регионах также вводят свои прививки, которые необходимы, поскольку эпидемиологическая ситуация по данным инфекциям неблагополучна, и существует риск вспышки. Профилактические прививки детям - видео Значение профилактических прививок Несмотря на различную структуру возможных компонентов для конкретной вакцины, любая прививка способна сформировать невосприимчивость к инфекции, уменьшить заболеваемость и распространенность патологии, что и является ее главным назначением. Активные компоненты препаратов, в ответ на введение в организм любого человека, вызывают реакцию со стороны его иммунной системы. Эта реакция по всем параметрам подобна той, что развивается при заражении инфекционным заболеванием, но гораздо слабее. Смысл такой слабой реакции иммунной системы в ответ на введение препарата заключается в том, что формируются особые клетки, которые называются клетками памяти, обеспечивающие в дальнейшем невосприимчивость к инфекции. Клетки памяти могут сохраняться в организме человека различный промежуток времени - от нескольких месяцев до многих лет. Клетки памяти, живущие только несколько месяцев, являются коротко живущими, но вакцинация необходима для формирования клеток памяти иного типа - длительно живущих. Каждая такая клетка образуется только в ответ на определенный патогенный микроорганизм, то есть сформированная против краснухи клетка не сможет обеспечить невосприимчивость к столбняку. Для формирования любой клетки памяти - долго или коротко живущей, требуется определенный промежуток времени - от нескольких часов до целой недели. Когда возбудитель заболевания попадает в организм человека первый раз, то все проявления инфекции обусловлены именно деятельностью этого микроба. В этот период клетки иммунной системы "знакомятся" с патогенным микробом, после чего происходит активация В-лимфоцитов, которые начинают вырабатывать антитела, обладающие способностью убивать микроорганизм-возбудитель. Против каждого микроба необходимы свои, особенные антитела. Выздоровление и облегчение симптомов инфекции начинается только с того момента, когда наработаны антитела и начинается уничтожение патогенного микроорганизма. После уничтожения микроба часть антител уничтожается, а часть становится коротко живущими клетками памяти. В-лимфоциты, которые вырабатывали антитела, уходят в ткани и становятся теми самыми клетками памяти. Впоследствии, при попадании в организм такого же патогенного микроба, сразу мобилизуются имеющиеся против него клетки памяти, нарабатывающие антитела, которые быстро и эффективно уничтожают возбудитель инфекции. Поскольку возбудитель быстро уничтожается - инфекционное заболевание не развивается. Против инфекций, с которыми организм человека способен справиться, не имеет смысла делать прививок. Но если инфекция опасная, смертность заболевших людей очень высока - необходимо проводить вакцинацию. Прививки представляют собой просто носитель антигена микроба - возбудителя, на который и вырабатываются клетки памяти. При заболевании опасной инфекцией существуют два возможных исхода - выздоровление с формированием невосприимчивости, или смерть. Вакцинация же обеспечивает формирование данной невосприимчивости без смертельного риска и необходимости переносить тяжелое течение инфекции с крайне тягостными симптомами. Итак, на сегодняшний день в России в список профилактических прививок включены следующие вакцины, которые ставят детям и взрослым: против гепатита В; против туберкулеза - только детям; ... дифтерии; ... коклюша; ... столбняка; ... гемофильной палочки; ... полиомиелита; ... кори; ... краснухи; ... паротита (свинки); ... гриппа; ... менингококковой инфекции; ... туляремии; ... столбняка; ... чумы; ... бруцеллеза; ... сибирской язвы; ... бешенства; ... лептоспироза; ... клещевого энцефалита; ... лихорадки Ку; ... желтой лихорадки; ... холеры; ... тифа; ... гепатита А; ... шигеллезов. Данный список включает в себя и обязательные прививки, которые делают всем людям, и выполняемые по эпидемиологическим показаниям. Эпидемиологические показания могут быть различными - например, проживание или временное нахождение в очаге вспышки опасной инфекции, отъезд в регионы с неблагополучной ситуацией, или же работа с опасными микробами - возбудителями или со скотом, который является носителем ряда патологий. Национальный календарь профилактических прививок (2013, 2012, 2011) Календарь профилактических прививок составляется и утверждается на основании значимости инфекций, против которых проводится вакцинация, а также наличия препаратов. Календарь может быть пересмотрен при изменении каких-либо обстоятельств - например, появление новых вакцин, которые имеют другие правила применения, или риск вспышки инфекции, что требует срочной и неотложной иммунизации. В России утвержден календарь прививок для детей и взрослых, действующий на территории всей страны. Этот календарь не менялся последние годы, поэтому для 2011, 2012 и 2013 - он одинаков. Прививки, внесенные в данный календарь, выполняются всем людям. Вакцины из национального календаря отражены в таблице: Вакцина Возраст, в котором ставится прививка Против гепатита В Первые сутки после рождения, в 1 месяц, в 2 месяца, в полгода, в год, затем через каждые 5 - 7 лет Против туберкулеза (БЦЖ) Дети на 3 - 7 сутки после рождения, в 7 лет, в 14 лет Против дифтерии, коклюша и столбняка (АКДС) В 3 месяца, в 4 - 5 месяцев, в полгода, в полтора года, в 6 - 7 лет, в 14 лет, в 18 лет Против гемофильной палочки В 3 месяца, в 4 - 5 месяцев, в полгода, в полтора года Против полиомиелита В 3 месяца, в 4 - 5 месяцев, в полгода, в полтора года, в 20 месяцев, в 14 лет Против кори, краснухи и паротита В 1 год, в 6 лет Против краснухи С 11 лет каждые пять лет до достижения 18 дет юношам и до 25 лет девушкам Против кори В 15 - 17 лет, затем каждые пять лет до возраста 35 Против гриппа Детям с возраста 6 месяцев, прививка ставится каждый год Данные прививки ставят всем детям в указанные сроки. Если вакцинация не была осуществлена, то сроки переносят с учетом состояния ребенка, но схема процедур остается прежней.