Что такое агрессия определение в психологии. Определения и классификации агрессии. Другие классификации агрессии

Агрессия – опасная форма поведения. Это огромная, разрушающая сила. По крайней мере так привыкли считать. Однако агрессию можно использовать с пользой для себя и направлять в сторону достижения успеха, преодоления препятствий. Но чаще действительно бывает наоборот: агрессия использует человека.

С агрессией мы сталкиваемся практически на каждом шагу: агрессивные и грубые люди в транспорте или магазине, «стычки» на учебе или работе. Если не сами мы участники ситуаций, то становимся невольными свидетелями.

Зачем люди проявляют агрессию? Они защищают себя. З. Фрейд считал, что человек разрушает все вокруг для того, чтобы не разрушить самого себя. То есть причины агрессии имеют внутренний характер, но обо всем по порядку.

Агрессия – любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия – форма с выраженной эмоциональной окраской. При агрессивном поведении человек мотивирован на причинение вреда (морального или физического) или захват другого человека (людей).

В психологии существует несколько подходов к изучению проблемы агрессии:

  1. В основе агрессии лежат природные, врожденные инстинкты.
  2. Агрессивным поведение становится под влиянием биологических факторов (гормоны и психические расстройства).
  3. Агрессию побуждают внешние мотивы личности (социальные факторы, влияние среды).
  4. Агрессия – результат научения человека посредством чужого и собственного опыта, примера.
  5. Основа агрессии – сложное взаимодействие познавательных процессов ( , внимание, воображение и другое) и предыдущего опыта человека.

У животных агрессия – защитная реакция. Те же основы отмечаются и в человеческой психологии. Агрессия – признак слабости, неуверенности, беззащитности.

Без обучения, социализации человека агрессия так и остается животным инстинктом. Отчего можно заключить, что она свойственна незрелым, дезадаптивным личностям.

Начинается агрессия с раздражения, которое приходит, когда мы чувствуем, что кто-то покусился на нашу безопасность, личное пространство, физическое или ментальное «Я».

Причины агрессии у детей

У детей даже самого раннего возраста существует две формы агрессии: недеструктивная и врожденная деструктивность:

  • Недеструктивная агрессия – форма защитного поведения, направленная на достижение цели, самоутверждение, приобретение опыта.
  • Врожденная деструктивность – злобное и опасное для окружающих поведение. Что интересно, врожденная деструктивность не проявляется сразу после рождения, в отличие от недеструктивной агрессии. Врожденное поведение активируется после сильного стресса или боли.

Основная причина агрессии у детей – пример из окружения. Ни игры, ни фильмы не оказывают такого влияния. Особенно разрушающе влияет насилие над самим ребенком. Те, кто испытал на себе насилие и агрессию, становятся агрессивными в отношении других.

Причины агрессии у подростков и взрослых

К причинам агрессивности у взрослых людей относится:

  • агрессия в семье;
  • характер взаимоотношения со сверстниками.

Научно доказано негативное влияние наказаний на ребенка. Родительские наказания таят следующие опасности:

  • пример агрессии;
  • избегание родителей или оказание им сопротивления;
  • слишком эмоциональное для ребенка наказание со временем останется в памяти как беспричинное;
  • ребенок под страхом наказания может изменить свое поведение, но эти нормы вряд ли станут его внутренними убеждениями.

Вносят свою лепту и социальные факторы:

  • препятствия к удовлетворению , вызывающие фрустрацию;
  • провокации извне;
  • пропаганда жестокости и насилия в СМИ;
  • повышенное возбуждение и волнения в обществе;
  • чрезмерная эмоциональность человека, мешающая принимать адекватные решения и предугадывать результаты.

Как я уже говорила, по большому счету можно считать, что человек агрессивен по отношению к самому себе. Но иногда такая неудовлетворенность собой выливается на окружающих. Особенно на тех, кто по мнению агрессора виновен в его несостоятельности.

Виды агрессии

Можно выделить 5 видов агрессии:

  • физическая (прямое причинение морального или физического вреда);
  • вербальная (словесная агрессия);
  • экспрессивная (выражение через невербальные средства);
  • косвенная (направленная и ненаправленная агрессия в сторону не истинного объекта раздражения, а более доступного);
  • прямая (воздействие на сам объект раздражения);
  • раздражение (готовность проявить агрессию);
  • негативизм (оппозиция, пассивное сопротивление перед активной борьбой).

Существуют и другие классификации агрессии. Обобщенно их можно представить через описание ключевых свойств агрессии, вокруг которых построены классификации:

  • направленность (на себя, на предмет, на живой объект);
  • наблюдаемость (скрытая или открытая агрессия);
  • мера выраженности (частота, длительность);
  • пространство проявления (дом, улица);
  • характер психических действий (физическая, в мечтах, в словах);
  • по социальной опасности (юридически наказуемые или ненаказуемые агрессивные действия).

Кроме этого, агрессия может быть индивидуальной или коллективной. Ненависть, зависть, обида тоже вариант агрессии.

Также агрессия может быть направлена на внешний мир (гетероагрессия) или на , то есть самого человека (аутоагрессия). В зависимости от причины появления агрессия бывает реактивной (ответ на раздражение от ссоры, ) и спонтанной (неожиданные выплески в результате психических проблем или накопительного эффекта от терпения). По направленности агрессия бывает целевой (причинение вреда) или инструментальной (победа в соревнованиях, работа медика).

Психологическая агрессия

Отдельно хочу рассмотреть психологическую агрессию как самый популярный вид. К ней относится:

  • навязывание нам товаров, услуг, чьего-то общества, убеждений;
  • непрошеные советы;
  • перекладывание ответственности;
  • запугивание;
  • формирование зависимости;
  • эмоциональные лишения;
  • клевета;
  • побуждение чувства вины;
  • ущемление чувства собственного достоинства;
  • принуждение;
  • несправедливые требования;
  • назойливые просьбы;
  • оскорбления и хамство.

Иногда истинная цель не осознается даже самим агрессором. И нередко эта цель – самоутверждение, принуждение. Например, – та же агрессия с целью оказать влияние, добиться своего.

Формы агрессии

К формам агрессии относится ярость, раздражение, злость, ненависть.

  • Ярость – аффективное состояние, максимально близкое к агрессии. Агрессия без ярости невозможна.
  • Раздражение – слабое проявление агрессии, сигнал о ее потенциале.
  • Злость – более интенсивное, чем раздражение, чувство, но более частное. Предмет злости всегда более четко выражен по природе и содержанию.
  • Ненависть – самое тяжелое проявление агрессии. Чаще является чертой характера, быстрее приобретает хронический характер и укореняется.

Коррекция агрессивного поведения

В психологии существует понятие «социализация агрессии». Это предполагает сознательное подчинение себе агрессии, обретения контроля над ней, выражение агрессии в допустимых и приемлемых в конкретном обществе формах. На успешность социализации агрессии влияет образец (пример) и подкрепление (похвала, поощрение).

Для коррекции агрессии нужно сознательно относиться к миру и себе, видеть причинно-следственные связи и уметь контролировать ситуации, знать свои возможности. Работать над собой не просто. Но побороть агрессию можно, если действительно этого захотеть.

  1. Обретите контроль над своей жизнью. Если вы будете уверены в себе, будете знать, что результат зависит только от вас, то сможете адекватнее реагировать на трудности.
  2. Определите, почему вы злитесь или раздражаетесь. Какая из ваших потребностей не удовлетворена? Как вы можете решить эту проблему?
  3. Подумайте: почему вы агрессируете? Чего вы этим хотите добиться? Какими еще способами вы можете получить желаемое?
  4. Найдите . У вас должен быть четкий жизненный план, мотивы. Тогда на агрессию просто не останется ни времени, ни сил, ни желания.
  5. Учитесь выражать гнев социально приемлемыми способами.
  6. Освойте техники .
  7. Если не можете сами совладать с агрессией, попросите близких помочь, обратитесь к специалисту.
  8. Не ищите виноватых, не тешьте себя надеждами и ожиданиями. Примите полную ответственность за собственную жизнь.
  9. Прощайте и забывайте .
  10. Практика и еще раз практика. Регулярно повторяйте освоенные техники саморегуляции, проводите рефлексию своего поведения и его результатов, применяйте на практике альтернативные способы достижения цели.
  11. Развитое самопознание и адекватное восприятие мира – ключ к психическому равновесию.

Агрессия оправдана только в том случае, если это единственный способ сохранить свою безопасность. В случае если агрессия – способ получения удовольствия, то речь идет о деструктивном, ненормальном чувстве, от которого нужно избавляться.

Агрессия (психология)

Агрессия (психология)

Иногда агрессию используют для запугивания и принуждения в условиях суровой физической подготовки. На фотографии инструктор по строевой подготовке (drill instructor) кричит на морских пехотинцев во время тренировки.

Агре́ссия (лат. aggressio - нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Подходы к определению агрессии

Существует различные подходы к определению данного феномена. Обозначим лишь некоторые из них:

  • Нормативный подход , означает, что в дефинициях агрессии особый акцент делается на её противоправности, «противоречивости» общественным нормам. О. Мартынова определяет агрессию как «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе». Термин «криминальная агрессия» также определяется в рамках нормативного подхода и обозначает «поведение, нацеленное на умышленное причинение физического и морального вреда другому живому существу, в силу чего действия агрессора вступают в противоречие с нормами уголовного права, хотя сам он не всегда становится объектом уголовно-правового воздействия» (Д. Жмуров,2005). Т. Румянцева высказывает мнение о том, что поведение может называться агрессивным при наличии двух обязательных условий: а) когда имеют место губительные для жертвы последствия; б) когда нарушены нормы поведения.
  • Глубинно-психологические подходы утверждает инстинктивную природу агрессии. В данном случае, агрессия представляется врожденным и неотъемлемым свойством любого человека. Наиболее яркими представителями данного подхода являются психоаналитическая и этологическая школы (К.Юнг , З.Фрейд , Г.Гартман, Е. Крис, К. Лоренц , Ардри, Моррис).
    • Представители психоанализа связывают агрессию с проявлением «инстинкта смерти» у человека (Танатос , Тень).
    • К.Лоренц считает, что «агрессия у людей представляет собой совершенно такое же самопроизвольное инстинктивное стремление, как и у других высших позвоночных животных». Кроме того, в своей работе «Агрессия» он отмечает, что у некоторых животных «агрессивное» поведение по своим проявлениям практически не отличается от сексуального.
  • Целевые подходы заключают в себе определения агрессии с точки зрения её функциональности. Так, агрессия рассматривается как инструмент успешной эволюции, самоутверждения, доминирования, адаптации или присвоения жизненноважных ресурсов. Шваб, Коэроглоу видят в агрессии «специфически ориентированное поведение, направленное на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или) психической целостности организма» (Shwab, Couroglou). Х. Кауфма] утверждает, что «агрессия - это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех в естественном отборе». Э. Фромм рассматривает злокачественную агрессию как инструмент доминирования, выражающегося в стремлении «человека к абсолютному господству над другим живым существом». Иногда агрессию рассматривают как неотъемлемую часть гомеостаза человека. Гомеостаз - это нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе и агрессия, в данном случае, представляет собой инструмент психической саморегуляции.
  • Подходы акцентирующие внимание на последствиях агрессии описывают её результаты. Уилсон обозначает агрессию как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи». Мацумото пишет, что «агрессию можно определить как любой поступок или поведение, которое причиняет боль другому человеку физически или психически». А. Басс, в рамках указанного подхода, предлагает несколько определений агрессии. «Агрессия - реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы». «Агрессия - это не свойство, а явление, реализованное в специфическом поведении, в конкретном действии - угроза, либо нанесение ущерба другим» (Buss). Зильман предлагает похожее определение. Он считает, что «агрессия - это нанесение или попытка нанесения телесных или физических повреждений».
  • Подходы основанные на оценке намерений агрессора (Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н). В данном случае агрессия понимается как «вид поведения, физического или символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому» (Л. Берковиц) или как «форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» (Р. Бэрон, Д.Ричардсон). В 9-м издании словаря Вебстера под агрессией понимается «активное действие или решительные меры, в особенности с намерением силой добиться господства или завладеть чем-либо».
  • Эмоциональные подходы уделяют особое внимание чувственной составляющей акта агрессии. Поэтому, агрессия понимается как «проявление в чувствах и действиях индивида (социальной группы) враждебности - антагонизма, недружелюбия, неприязненного отношения, ненависти…» (Трифонов Е. В.) Ю.Щербина понимает речевую агрессию как «обидное общение, словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений».
  • Многоаспектные подходы включают в себя все перечисленные выше подходы или их комбинацию, наиболее целесообразную с точки зрения отдельного автора. Приведем ряд примеров. Агрессия - это целенаправленное разрушительное, наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психический дискомфорт, отрицательные переживания состояния страха, напряженности, подавленности (Семенюк, 1991; Ениколопов, 1994). Агрессия (агрессивность) - системное социально-психологическое свойство, которое формируется в процессе социализации человека и которое описывается тремя группами факторов: субъективными (внутриличностными, характеризующими психологическую деятельность агрессора), объективными (характеризующими степень разрушения объекта и причинения ему вреда) и социально-нормативными, оценочными факторами, такими как морально-этические нормы или уголовный кодекс (Соловьева, 1995).
  • Недифференцированные подходы , как правило, отражены в частных психологических теориях и не объясняют сути агрессии, определяя её в узко-теоретических рамках. Бихевиоризм трактует агрессию «как драйв», «естественный рефлекс человека», «как следствие фрустрации» или форму отреагирования на физический и психический дискомфорт и тд. (Д. Доллард, С. Фишбах, Л. Берковиц). Представители когнитивных теорий считают, что «агрессия - это результат научения» (А. Бандура). Иные исследователи полагают, что агрессия - это «тенденция приближения к объекту или удаления от него» (Л.Бендер), или «внутренняя сила, дающая человеку возможность противостоять внешним силам» (Ф. Аллан). В рамках интеракционизма агрессия рассматривается как следствие объективного конфликта интересов, несовместимости целей отдельных личностей и социальных групп (Д. Кэмпбелл, М. Шериф). Подобные определения, как уже говорилось, представляют собой общие формулировки и не всегда понятно объясняют, что же такое агрессия.

Несмотря на большое число подходов, ни один из них не дает полного и исчерпывающего определения агрессии, отражая лишь ту или иную грань данного явления.

Причины агрессии

Агре́ссия - это форма деструктивного индивидуально людского, биологического или социального поведения.

Причины агрессии изучались многими исследователями - Карл Маркс абсолютизировал частную собственность, указывая причины войн. Есть весомые субъективные факторы - историческая память, обычаи мести, фанатизм и экстремизм в некоторых религиозных течениях, внедряемый через СМИ образ сильного человека и даже индивидуальные психологические этические черты политиков . Демократические общества имеют возможность противостоять социальной агрессии - мировое движение мира состоит из миллионов протестующих против насилия граждан.

Наблюдение её в подростковом возрасте по телевидению закрепляет агрессивную модель поведения, и в дальнейшем эффект усиливается.

См. также

Примечания

Литература

  • Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М., 1999.
  • Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997.
  • Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними: Пер. с нем. СПб., 2000.
  • Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1.
  • Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"): Пер. с нем. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994.
  • Х. Хекхаузен Агрессия.// Мотивация и деятельность. - М., 1986, т. 1, с. 365-405.

Ссылки

  • X.Хекхаузен. Агрессия (обзор психологических теорий агрессии)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Агрессия (психология)" в других словарях:

    агрессия - (от лат. aggredi нападать) целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или… …

    психология гуманистическая - одно из ведущих направлений современной западной, преимущественно американской психологии. Зародилась в 50 е годы. Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность как уникальную целостную систему, коя представляет собой не нечто… … Большая психологическая энциклопедия

    АГРЕССИЯ - – импульс или намерение, предопределяющие такое поведение человека, которое характеризуется разрушительностью и деструктивностью. В психоаналитической теории и практике уделяется значительное внимание агрессивности человека. Вместе с тем… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    А. сложное явление, обусловленное множеством причин, с трудом прогнозируется и часто не поддается контролю. Агрессия как инстинкт Убеждение в инстинктивном происхождении А. получило широкое распространение у рядовых американцев. В 1960 х гг. в… … Психологическая энциклопедия

    Психология половых различий - раздел психологии, изучающий различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью. Психология половых различий как область научного знания концентрирует свое внимание на изучении психологических характеристик, социальных ролей и… … Термины гендерных исследований

    Область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания. Подобно психологии труда, инженерной, военной или клинической психологии, эту область иногда относят к прикладным отраслям психологии, целью которых… … Энциклопедия Кольера

    АГРЕССИЯ - физическое или вербальное поведение, нацеленное на причинение вреда; отличается от социальной напористости. (Д. Майерс, Социальная психология, с.174) … Глоссарий по политической психологии

    трансперсональная психология - Этимология. Происходит от лат. trans сквозь, через + рersоna личность и греч. psyche душа + logos учение. Категория. Ряд психологических направлений. Специфика. Основными представителями трансперсональной психологии являются J.C.Lilly,… … Большая психологическая энциклопедия

    инструментальная агрессия - Этимология. Происходит от лат. aggressiо нападение. Категория. Форма агрессивного поведения. Специфика. Агрессивные действия не являются выражением эмоциональных состояний, а служат каким то позитивным целям. Психологический словарь. И.М.… … Большая психологическая энциклопедия

    физическая агрессия - Этимология. Происходит от греч. physis природа и от лат. aggressiо нападение. Категория. Форма агрессивного поведения. Специфика. Характеризуется использованием физической силы, направленной против другого лица или объекта. Психологический… … Большая психологическая энциклопедия

Первый шаг, который нужно сделать, чтобы понять сущность агрессии, состоит в том, чтобы найти ясную и точную формулировку этого термина. Вообще говоря, эта книга, как и многие другие ориентированные на исследование работы, определяет агрессию как любую форму поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб. Хотя все больше и больше исследователей используют такое определение, оно не является общепринятым, и сегодня термин «агрессия» имеет много различных значений как в научных трудах, так и в обыденной речи. См. →

Цели агрессии

Большинство исследователей настаивают на том, что подлинно адекватное определение агрессии должно соотноситься с намерением нападающего. Однако, хотя почти все теоретики согласны, что агрессия - это намеренное действие, отсутствует общее понимание целей, которые преследуют агрессоры, когда стремятся причинить вред другим людям. Хотят ли нападающие главным образом причинить ущерб своим жертвам или же стараются достичь еще каких-то целей? Это один из главных вопросов научного исследования агрессии, и ученые дают на него различные ответы. См. →

Желание причинить ущерб

Все агрессивные действия имеют нечто общее. Как считает большинство исследователей, целью агрессивного поведения всегда является намеренное причинение ущерба другому человеку. Эти исследователи по-разному формулируют свои определения, но имеют в виду одну и ту же идею. Великолепным примером может послужить определение агрессии, предложенное более полувека назад группой ученых Йельского университета, руководимой Джоном Доллардом и Нилом Миллером. См. →

Другие классификации агрессии

Агрессивные действия могут быть дифференцированы, например, с точки зрения их физической природы - какфизические действия , такие, как удар или пинок, или как вербальные суждения , которые могут подвергать сомнению ценность личности другого человека, быть оскорбительными или выражать угрозу объекту агрессии. Нас может интересовать вопрос, в какой степени действие является скорее прямой атакой агрессора на его первичную жертву (лицо, которому агрессор больше всего хотел бы причинить вред), нежели более косвенным путем к цели нанесения вреда этому человеку. См. →

Гнев, враждебность и агрессивность

Я обсуждал агрессию в общем и ее различные формы. А что сказать о «гневе» и «враждебности», других двух терминах, которые часто употребляются в связи с агрессией? Как они соотносятся с агрессией? Мой ответ на этот вопрос может вызвать удивление. Давайте еще раз обратимся к примеру рассерженного мужа. Он кричит на жену и затем бьет ее. Многие сказали бы, что он «гневается» и что его агрессия является проявлением гнева. Агрессивные действия мужа при этом не отделяются от его гнева. См. →

Неоднозначность и неточность обыденного языка препятствует развитию действительно адекватного понимания агрессии. Научное понятие агрессии (по определению Роберта Бэрона) означает «любую форму поведения, направленного к цели причинения ущерба или вреда другому лицу, не желающему такого с ним обращения». Если нет достаточных оснований полагать, что люди, о которых идет речь, намеренно стремились причинить вред другому лицу, это понятие не должно распространяться на «силовое давление», «ассертивность» или стремление подчинять других, даже если подобные действия в повседневной речи часто обозначаются как «агрессивность». Это понятие не обязательно также должно включать асоциальное поведение, даже если неспециалисты квалифицируют то или иное действие как агрессивное в связи с тем, что оно осуждается как «неправильное» («нехорошее»), ибо выдаваемые людьми оценки поведения других людей как «правильного» или «неправильного» часто бывают произвольными и относительными.

5. АГРЕССИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ

Невозможно представить себе такую газету, журнал или программу радио- или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим ближним.

¦ Около трети состоящих в браке американцев обоего пола подвергаются насилию со стороны своих супругов (Straus Gelles & Steinmetz, 1980). ¦ От трех до пяти тысяч детей в США умирают ежегодно в результате жестокого обращения с ними их родителей (Pagelow, 1984). ¦ Ежегодно 4% пожилых американцев становятся жертвами насилия со стороны членов своих семей (Pagelow, 1980). ¦ 16% детей сообщают, что их избивают братья или сестры (Straus et al., 1980). ¦ Ежегодно в США совершается свыше миллиона преступлений с применением насилия, среди которых более 20 тысяч убийств (Bureau of Census 1988). ¦ Убийство занимает одиннадцатое место среди основных причин смерти в Соединенных Штатах (Baker, 1986). ¦ Главной причиной смерти чернокожих американцев в возрасте от 15 до 34 лет является насильственная смерть (Butterfield, 1992).

Хотя чаще всего, взаимодействуя с другими людьми, мы не ведем себя жестоко или агрессивно, наше поведение все равно нередко оказывается источником физических и душевных страданий наших близких. Не исключено, что под впечатлением приведенных выше статистических данных у кого-то возникнет мысль о том, что именно на современном этапе исторического развития человечества «темная сторона» человеческой натуры как-то необыкновенно усилилась и вышла из-под контроля. Однако сведения о проявлениях насилия в другие времена и в других местах говорят о том, что в жестокости и насилии, царящих в нашем с вами мире, нет ничего из ряда вон выходящего.

¦ При взятии Трои в 1184 году греки-триумфаторы казнили всех лиц мужского пола старше десяти лет, а оставшиеся в живых, то есть женщины и дети, были проданы в рабство. ¦ В годы наивысшего подъема испанской инквизиции (1420-1498) многие тысячи мужчин, женщин и детей были сожжены заживо на кострах за ересь и другие «преступления» против церкви и государства. ¦ У бушменой племени Кунг, живущих на юге Африки, процент убийств в несколько раз превышает таковой же в США и, судя по сообщениям, часто жертвами убийств становятся ни в чем не повинные люди (Lea, 1979).

¦ Более 45% смертей среди представителей народности уарони, живущей на востоке Эквадора, составляют летальные исходы в результате копьевых ранений, полученных в ходе внутриплеменных стычек (Collins, 1983). ¦ У народности джебьюси (Gebusi) в Папуа-Новой Гвинее на убийства приходится более 30 % смертей среди взрослого населения (Knauft, 1985).

Конечно, даже и в тех случаях, когда люди увечат и убивают друг друга с помощью копий, луков, стрел, духовых ружей и другого примитивного оружия, их действия деструктивны и ведут к ненужным страданиям. Однако подобные побоища, как правило, происходят на ограниченной территории и не представляют угрозы для человечества в целом. Применение же современных, несравненно более мощных видов вооружения может привести к глобальной катастрофе. Сегодня некоторые государства имеют возможность смести с лица земли все живое. К тому же производство оружия массового уничтожения в наше время обходится довольно дешево и не требует особых технологических познаний.

В свете этих тенденций невозможно не признать, что насилие и конфликт относятся к числу наиболее серьезных проблем, перед которыми сегодня оказалось человечество. Хотя очевидно, что признание этого факта самый первый и, в некотором отношении, самый простой шаг из тех, что нам предстоит сделать в дальнейшем. Мы должны также задаться вопросом: почему люди действуют агрессивно и какие меры необходимо принять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение?

Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с различных позиций - с точки зрения философии, поэзии и религии. Однако только в нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, поэтому неудивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой агрессии, имеются ответы. В сущности, изучение этой темы часто порождало больше вопросов, чем ответов. Тем не менее налицо явный прогресс, и сегодня мы знаем уже довольно много об истоках и природе человеческой агрессии, во всяком случае, гораздо больше, чем даже десятилетие назад.

К сожалению, количество данных об агрессии так велико, что было бы неблагоразумно, если вообще возможно, рассмотреть весь имеющийся материал в настоящем издании, поэтому, обсуждая данную тему, мы обратимся к двум важным направлениям.

Во-первых, мы сосредоточимся прежде всего на проблеме человеческой агрессии, ибо она предполагает наличие многих факторов, присущих исключительно людям и обусловливающих поведение (например, мстительность, расовые или этнические предрассудки). Сходное с агрессией поведение представителей других видов будет иметь для нас второстепенный интерес.

Во-вторых, обсуждение агрессии будет производиться прежде всего с социальной позиции. Мы будем рассматривать агрессию как форму социального поведения, включающего прямое или опосредованное взаимодействие как минимум двух человеческих индивидов. Для этого есть две причины. Как покажут следующие главы, природу наиболее важных детерминантов агрессии нужно искать в словах, действиях, присутствии или даже появлении других людей (Latane & Richardson, 1992). Глубокое понимание такого поведения требует также знания социальных ситуаций и факторов как способствующих, так и сдерживающих агрессию. Конечно, это не означает, что другие факторы не причастны к ее появлению. Наобо-

рот, многие дополнительные параметры внесоциального плана (например, гормональная перестройка), видимо, оказывают существенное влияние на агрессию. Тем не менее человеческое агрессивное поведение, по определению, осуществляется в контексте социального взаимодействия. В связи с этим представляется уместным и полезным рассмотреть агрессию прежде всего в этом ракурсе, который, с точки зрения современных авторов, наиболее плодотворен и информативен по сравнению с другими подходами, поскольку облегчает понимание «обычной агрессии». Несмотря на то что исследователи клинической или психиатрической ориентации предоставили большой объем информации об агрессии у людей с серьезными психическими нарушениями, они все же мало сообщили о тех условиях, в которых внешне «нормальные» индивиды могут подвергать других опасным нападкам.

То, что мы рассматриваем человеческую агрессию как форму социального поведения, отнюдь не ограничивает рамки наших исследований, а скорее помогает наиболее четко наметить сопутствующие темы при рассмотрении наиболее интригующих и принципиальных вопросов, к которым мы обратимся в следующих главах:

¦ Как влияет на агрессию сексуальное возбуждение? ¦ Действительно ли наказание является эффективным средством ослабления агрессивного поведения или контроля над ним? ¦ Как влияют на агрессию наркотики? ¦ В самом ли деле высокая температура воздуха связана с забастовками и нарушениями общественного порядка? ¦ Действительно ли демонстрация насилия по телевидению ведет к тому, что сами зрители начинают действовать агрессивно?

Как ни заманчиво сразу же приступить к обсуждению этих и других весьма интересных тем, для нас все же важно остановиться прежде на двух вопросах. Во-первых, нам необходимо четко сформулировать рабочее определение агрессии. Только таким образом мы сможем избежать возможных ловушек при обсуждении феноменов, точное значение которых пока не выяснено. Во-вторых, мы рассмотрим некоторые теоретические направления, с позиции которых изучаются природа и происхождение агрессивных действий. Это потому важно, что многие идеи, содержащиеся в данных теориях, стали настолько общеупотребительными, что все - от ученых до широкой общественности - считают их «общеизвестными» и используют без всяких оговорок. Между тем многие из подобных соображений, благодаря последним эмпирическим исследованиям, вызывают серьезные сомнения, и мы полагаем, что их следует прояснить.

6. Термином ″агрессия″ обозначают напористое, доминирующее, атакующее и вредоносное поведение, объединяя такие различные по форме и результатам акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийств. Само слово ″агрессия″ имеет корни в латинском ″adgradi″ (″ad″ - ″на″, ″gradus″ - ″шаг″), т. е. ″на-ступать″. ″Толковый словарь современного русского языка″ С. И. Ожегова дает следующее определение: ″агрессия - это открытая неприязнь, вызывающая враждебность″ . Словарь французского языка Поля Робера определяет агрессию как ″нападение на индивида с использованием силы″ . Оксфордский словарь английского языка″ - как ″не спровоцированное нападение на индивида″ . Исходя из смысла этих определений, можно сделать вывод, что в современном языке слово ″агрессия″ используется в значении, близком к первоначальному. К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из..." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/pp102001/PP011060.HTM]

7. Агрессия и девиантное поведение подростков издавна являлось одной из серьезных и трудно разрешаемых проблем как на предметном, так и на гносеологическом уровне. Любое общество на всем пути развития человеческой цивилизации пыталось ввести правовое регулирование агрессии и насилия. Но все попытки вооружить людей способами борьбы с этими явлениями не увенчались успехом. Наоборот, в последнее время увеличивается число девиантных подростков, совершающих агрессивные действия. Подобные социально опасные проявления, которые обычно связывают с понятиями «агрессии» и «агрессивности», уже давно стали предметом споров среди тех, кто занимается изучением этого феномена, и его профилактика и коррекция до сих пор является одной из серьезных и трудноразрешаемых проблем (Ю.М.Антонян, А.Бандура и Р.Уолтерс, И.Б.Бойко, Р.Бэрон, Д.Ричардсон, А.Гуггенбюль, С.Н.Еникалопов, Ц.П.Короленко, Т.А.Донских, Р.Кэмбелл,

A.Г.Лдцерс, Ю.Б.Можгинский, Г.Ниссен, Т.И.Пашукова, Г.Паренс,

B.Ф.Пирожков, А.А.Реан, Т.Г.Румянцева, Ф.С.Сафунов, Л.М.Семенюк, И.А.Фурманов и др.).

Тема подростковой агрессивности долгое время была закрыта и не получила должной разработки в отечественной психологии. Исследования последних лет показали, что агрессивные проявления у подростков, в подавляющем числе случаев связанные с отклонениями в развитии личности, чаще всего обусловлены не какой-либо одной причиной, а сложным взаимодействием множества факторов. В связи с этим в генезе отклоняющегося поведения исследователями анализируются закономерности соотношения фе-нотипических, индивидуальных и личностных факторов. Роль индивидуальных и фенотипических факторов на ранних стадиях развития личности доминирует, но на более поздних стадиях, начиная с подросткового возраста, вступают в силу те уровни регуляции поведения, в которых одну из важнейших ролей играют психологические характеристики личности, в том числе тендерные. Проблеме тендерных различий в последнее время уделяется большое внимание. Как свидетельствуют исследования в различных научных областях и направлениях, понимание жизни человеческого общества невозможно без признания существования стереотипов мужественности и женственности, отражающих различия в психике мужчин и женщин.

В психологии при изучении проблем развития и становления личности фактор полового деморфизма долгое время игнорировался, хотя его, по мнению Б.Г.Ананьева, следует относить к постоянным характеристикам онтогенетической эволюции человека. Социальная психология долгое время отказывалась признавать тендер как важную особенность взаимодействия людей в социуме. В настоящее время тендерный подход в социальной психологии делает акцент на изучении именно социальных (а не биологических) аспектов пола и ролевой дифференциации по половому признаку, имеющей место в различных социокультурных системах, в том числе и девиантных.

Наличие отчетливых нарушений образа Я в возрасте около одиннадцати лет, выявленное в исследовании R.Simmons et al. (1975), согласуется с данными D.Offer (1974), который изучал подростков более старшего возраста (четырнадцать - восемнадцать лет), но отмечал, что, по свидетельству как самих молодых людей, так и их родителей, пик «смятения» приходится на период от одиннадцати до четырнадцати лет. R.M.Osenberg (1965), S.Coopersmith (1967), J.G.Bachman (1970) ставили развитие образа Я в тесную взаимосвязь с социальными взаимодействиями индивида. Новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка, прежде всего - это повышенные требования к нему со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение которых определяется уже не столько успехами школьника в учении, сколько многими другими чертами его личности, взглядами, способностями, характером, умением соблюдать «кодекс нравственности», принятый среди сверстников, - все это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и сравнению себя с другими (Л.И.Божович, 1995). При этом часто возникают агрессивные реакции, особенно выраженные у девиантных подростков, которые нередко приводят к криминализации их личности и поведения. В настоящее время наблюдается тенденция к возрастанию противоправного поведения среди несовершеннолетних и тенденция «омоложения» преступников. В целом переходный возраст, как считает К.Нильсон (1982), является наиболее благоприятным для преступности. Но как показывают результаты исследований авторитетных ученых, причинами агрессивного поведения подростков - мальчиков и девочек - являются не только возрастные изменения. Пубертат сам по себе не действует на личность, но он повышает ее уязвимость перед лицом обстоятельств, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на ее самосознание (Мет-калф, 1978; Э.Берн, 1986; Ю.И.Фролов, 1997).

При этом агрессивность девиантных подростков выглядит неодинаковой у мальчиков и девочек. Это дает нам возможность рассматривать агрессивность девиантных подростков в своей совокупности в качестве их индивидуальной характеристики, своеобразной гаммы вариантов развития учащихся этого возраста: от конфликтного с ярко выраженными трудностями в поведении у девиантных асоциальных подростков, через целый ряд промежуточных форм, до относительно спокойного протекания у «нормативных» школьников. Это может свидетельствовать о том, что подростковый кризис может обходиться без особых трудностей в воспитании, что трудности определяются не внутренними процессами, в частности не находятся в прямой и непосредственной связи с половым созреванием. Трудности вызываются, с одной стороны, индивидуальными особенностями личности, сложившимися к началу подросткового периода, и, с другой, - конкретной ситуацией развития каждого отдельного ребенка.

Выявление факторов и условий, при которых возможно в подростковый период предотвратить и скорригировать агрессивность, асоциальность и криминализацию подростка, очень важно, ибо поможет найти такую систему воспитания, при которой этот период будет проходить с использованием тенденций развития при определенном исключении трудностей (Д.Б.Эльконин, 1995; В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, 1995).

Учитывая, что «внешние причины действуют лишь опосредовано через внутренние условия» личности (С.Л.Рубинштейн, 1989), а также мнение ряда исследователей (Н.Д.Левитов, 1977; Е.А.Рождественская, 1988) о влиянии психических состояний на формирование новых черт характера, возникает необходимость ранней диагностики, профилактики и коррекции агрессии как «слабого звена» в структуре личности девиантных подростков, обусловливающей их криминализацию (А.Е.Личко и др.).

Особое значение проблема агрессивности человека имеет, по утверждению И.Б. Бойко (1993), для мест лишения свободы, или для подростков -в учреждениях, заменяющих их (школах социальной адаптации), где весьма разнообразно и концентрированно представлены все известные формы проявлений агрессии.

Как известно, девиантное, асоциальное и преступное поведение мужчин отличается от такового у женщин. В современный период женская преступность, как и преступность несовершеннолетних, представляет одну из актуальнейших проблем в России. Изучением тендерных различий в агрессии, в том числе и криминальной, занимались Т.Румянцева, Д.Уайтс, П.Джекобс,

С.Чавкин и др. Анализ литературных источников показывает, что тендерные различия влияют на становление, протекание и демонстрацию агрессии. Уже давно установлен факт относительно высокого уровня убийств и других насильственных действий среди женщин, молодых девушек. Они стали совершать такие «мужские» преступления, как грабежи и разбойные нападения.

Традиционным было представление о только биологической заданности различий в агрессии мужского и женского пола. Но с недавнего времени начался переход к признанию роли социокультурных факторов при их изучении, от которых, как известно, непосредственно зависят и полоролевые предписания, и стиль жизни, и психологические особенности мужчин и женщин.

Изучение влияния биопсихологических особенностей пола, культурных традиций и стереотипов на поведение и сознание мужской и женской частей общества осуществляется в так называемых тендерных исследованиях. Введение в социальные науки в 70-е годы понятие «тендер», как утверждается, существенно обогатило теоретическую базу на Западе, внесло плодотворные изменения в психологические исследования и психотерапевтическую практику.

Тендерный подход в психологии - новое, бурно развивающееся направление, важным достижением которого можно считать то, что тендерная проблематика не замыкается рамками семьи или положениями мужчин и женщин в обществе, а имеет отношение ко всем сферам жизнедеятельности человека. Проанализировав типичные схемы психологических исследований, ученые выявили факторы, которые мешают получению объективных знаний: это изначальные теоретические посылки исследователей, строящихся на тендерных предубеждениях. К упомянутым фактам относятся игнорирование сходства или различия между мужчинами и женщинами, ошибки наблюдателя и экспериментатора, связанные с предубеждениями и стереотипами по поводу мужчин и женщин.

Исходя из мнения, что высокий уровень агрессивности в структуре личности девиантного подростка есть фактор риска развития криминального поведения, актуальное значение приобретает разработка научно обоснованных программ ранней идентификации, комплексной психопрофилактики и психокоррекции агрессивности и связанных с ней состояний у девиантных подростков в специализированных учреждениях (школах социальной адаптации). Практическая реализация программ, направленных на предотвращение «продуцирования» агрессивности и криминальности, должна быть тесно связана с семейным воспитанием и школьным обучением (И.Я.Иванова, О.Ю.Привалов, 1983; S.Rubenovitz, 1963; D.Shapiro, 1980).

Тендерный подход предоставляет возможность использовать схему анализа и механизмы коррекции, в основе которых лежат сформированные в результате биологических и социальных воздействий тендерные, индивидуально-психологические различия, необходимые в профилактической и реабилитационной работе с подростками.

Актуальность исследования проблемы агрессивности подростков вытекает из все чаще встречающихся в литературе указаний на то, что деструктивная агрессивность является неблагоприятным фактором, лежащим в основе нервно-психических расстройств. Более высокий уровень агрессивности в младшем подростковом возрасте коррелирует с более низким образовательным уровнем в последующем, что свидетельствует о прогностически неблагоприятной роли деструктивной агрессивности. Психокоррекция сопровождается определенным снижением агрессивности, что выражается, прежде всего, в повышении гибкости, динамичности, вариантности системы отношений, установок, позиций личности.

8. В настоящее время не вызывает сомнений актуальность проблемы агрессивного поведения. Изучению этой стороны человеческой психики посвятили свои труды выдающиеся ученые двадцатого века (Фромм Э. , 1994; Лоренц К., 1994). Корни агрессивного поведения находят в психологических конфликтах и в инстинктивно-психологическом "влечении к смерти" (Фрейд 3., 1990), в биологически-эволюционных предпосылках (Лоренц К. , 1994), в нарушении одного из законов развития цивилизации - техно-гуманитарного равновесия (Назаретян А. П, 1995), в преимущественно индивидуально-генетической предрасположенности (Ломброзо Ч. 1 j^k), в нарушении ценностно-нормативных ориентаций личности (Ратинов А. Р. , СиткоЕская 0. Д., 1990). Систематически появляются обзорные работы по этой теме (Stonner D. М. , 1976; Baron R. А. , 1977; V

Румянцева Т. Г. , 1992; Berkowitz L. , 1993*, Бзрон Р., Ричардсон Д., 1997).

Структура и формы феномена агрессивности исследовались достаточно глубоко, что привело Г. Аммона к выделению нескольких (иногда внешне неочевидных, но являющихся таковыми по содержанию) форм агрессивного поведения (Аммон Г., 1990): по направленности это может быть гетеро- и аутоагрессия; по характеру деятельности и результату это - 1) конструктивная агрессия (Липнвдкий А. В. , 1996; Bach G. , Goldberg Н. , 1974) - ориентированная на созидание, общественно-одобряемую деятельность по социально-приемлемым каналам, что выразилось в термине "канализированная"; 2)деструктивная агрессия - направленная на активное с какой-то степенью осознанности разрушение чего-либо - живого или неживого объекта, собственного организма; 3)дефицитарная агрессия - выражающаяся в психосоматических заболеваниях, различных формах аддиктивного поведения. В данной работе исследуется только деструктивная гетероагрессия, т.е. социально-опасные формы агрессивного поведения преимушэственно в Биде преступлений против личности.

Исследование именно этой формы агрессивности имеет существенное прикладное значение (Столяренко A.M., 1988). Актуальность комплексных психолого-психиатрических экспертиз (Печерни-кова Т. П. , Гуль дан В. В. , 1985) обусловила совместное применение клини^о-психопатологического (собственно психиатрического) и клинико-психологического анализа, тем более, что комплементар-ность этих дисциплин не вызывает сомнений (Васильева Е В. , Горьковая К А. , 1997). По мнению профессионалов (Perry М. Е. , 1977) конструктивное значение имеет именно профилактика общественно-опасных деяний, а не карательно-ограничительный подход.

Несмотря на наличие к настоящему времени емких работ по проблеме агрессивности (РатиноЕ А. Р. , 1979; Anderson A. S. , 1982; Антонин Ю. М. , Бородин С. В. , 1987; Lewis D. 0. , Lovely К. et al, 1989; Незнанов Е Г. , 1994; Соловьева С. Л. , 1996; Антонин Ю, М. , 1997; Бэрон Р. , Ричардсон Д., 1997), данная тема не теряет актуальности. Статистические данные Министерства Юстиции о росте воорумэнной преступности - тому подтверждение (Корецкий Д. А. , 1994). Чрезвычайно возросла "привычная" (рецидивная) преступность - если в начале 80-х годов умышленных убийств было 25% от общего числа повторных преступлений, то в начале 90-х их число возросло до 50% (Побегайло Э. Ф. , Милюков С. Ф. , Мищенко А. А. , 1994).

9. В данной работе предложен подход к изучению агрессивности как качества личности, представляющего собой единство определенной мотивации и соответствующих форм поведения. Такое понимание агрессивности как качества личности позволило выявить ряд особенностей этого феномена в младшем школьном возрасте.

В исследовании выделены четыре группы детей, различающиеся по характеру мотивации и форме проявления агрессивности: «тотально агрессивные», «поведенчески агрессивные», «скрыто агрессивные» и «умеренно агрессивные». Полученные в исследовании результаты показывают, что для «умеренно агрессивных» детей характерны отдельные проявления агрессии, которые чаще всего ситуативны и носят инструментальный характер. У детей остальных групп агрессивность формируется как достаточно устойчивое личностное образование -качество личности.

Анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что у «тотально агрессивных», «поведенчески агрессивных» и «скрыто агрессивных» детей агрессивность как качество личности представляет собой особый тип, соответственно: «тотальная», «поведенческая» и «скрытая». Они характеризуются специфической мотивацией и формами проявления агрессивности. Дети с разными типами агрессивности различаются между собой строением мотивационной сферы, особенностями самооценки, отношением к окружающей действительности, положением среди сверстников, восприятием семейной ситуации, а также механизмами формирования агрессивности как качества личности.

У «тотально агрессивных» детей открыто демонстрируемая агрессия является выражением агрессивного отношения к окружающим. Детей этой группы отличает потребительская мотивация, предъявление повышенных требований к другим, ориентация на удовлетворение своих эгоистических интересов, незаинтересованность проблемами окружающих, враждебность и конфликтность в общении. Для них характерен четкий стандарт идеального Я, наделенного силой и могуществом, на который они ориентируются и которому стремятся соответствовать. Агрессивность у детей этой группы представляет собой результат присвоения агрессивной модели поведения, выступающей для них своеобразным идеалом.

У «поведенчески агрессивных» детей агрессивность проявляется на поведенческом уровне, являясь выражением фрустрированности значимых потребностей в любви и защищенности со стороны близких. Агрессия выступает у них защитной реакцией, закрепившейся и ставшей устойчивой формой выражения хронической неудовлетворенности в признании и внимании окружающих. Присущие этим детям способность брать вину на себя, самостоятельность, стремление к саморазвитию свидетельствуют о зрелости их личности, что создает благоприятные условия для личностного роста при правильном воспитании и направлении их активности в конструктивное русло.

Агрессивность «скрыто агрессивных» детей открыто не проявляется. Этих детей отличает рассогласованность представленной на сознательном уровне просоциальной мотивации и неосознаваемого агрессивного отношения к другим людям. Такая неосознаваемая установка на агрессию выполняет защитную функцию, направленную на сохранение ставшего привычным высокого уровня самооценки. Однако рассогласованность, дисгармоничность в структуре личности оказывает негативное влияние на развитие личности детей, приводя к дезадаптации и внутренней неудовлетворенности. Эти особенности личностного развития детей остаются незамеченными окружающими, прежде всего - педагогами и родителями.

Анализ полученных в исследовании результатов подтвердил выдвинутую гипотезу о различных механизмах формирования агрессивности в младшем школьном возрасте. Установлено, что агрессивность может быть результатом усвоения агрессии как своеобразного поведенческого идеала или выступать защитной реакцией, закрепившейся в условиях хронического неудовлетворения значимых потребностей ребенка.

В исследовании подтвердилась и гипотеза о том, что за фенотипически сходными проявлениями агрессивности могут лежать разные механизмы, а за фенотипически различными формами выражения агрессивности - близкие психологические механизмы.

Проведенное исследование, посвященное изучению феномена агрессивности в младшем школьном возрасте, позволяет сделать следующие выводы:

1. Исследование подтвердило гипотезу о том, что агрессивность в младшем школьном возрасте является неоднородным явлением.

2. В исследовании выделены четыре группы детей, различающиеся по форме выражения агрессивности и характеру мотивации агрессивного поведения: «тотально агрессивные», «поведенчески агрессивные», «скрыто агрессивные» и «умеренно агрессивные» дети. Для «умеренно агрессивных» детей (73,9% испытуемых) характерны отдельные ситуативные поведенческие проявления агрессии, которые носят инструментальный характер. У детей остальных групп агрессивность является достаточно устойчивым личностным образованием, которое мы считаем возможным рассматривать как качество личности.

3. Основные различия между выделенными в исследовании группами детей затрагивают строение мотивационной сферы, способы преодоления детьми трудных ситуаций социального взаимодействия, особенности их самооценки, отношение детей к окружающей действительности, положение среди сверстников, восприятие детьми семейной ситуации.

4. «Тотально агрессивных» детей (5% испытуемых) отличает открытое проявление агрессии и враждебности, потребительское отношение к окружающей действительности, доминирование эгоистических мотивов. Их агрессивность является результатом усвоения агрессии как своеобразного поведенческого идеала.

5. У «поведенчески агрессивных» детей (8,9%) ярко выраженное агрессивное поведение выступает защитной реакцией, закрепившейся и ставшей устойчивым способом проявления хронического неудовлетворения значимых потребностей в признании и защищенности со стороны ближайшего окружения.

6. У «скрыто агрессивных» детей (12,2%) агрессивность не находит открытого проявления в поведении; она выполняет защитную функцию, направленную на сохранение привычного уровня самооценки.

10. В книге речь идет об агрессии, то есть об инстинкте борьбы, направленном против собратьев по виду, у животных и у человека. Решение написать ее возникло в результате случайного совпадения двух обстоятельств. Я был в Соединенных Штатах. Во-первых, для того, чтобы читать психологам, психоаналитикам и психиатрам лекции о сравнительной этологии и физиологии поведения, а во-вторых, чтобы проверить в естественных условиях на коралловых рифах у побережья Флориды гипотезу о боевом поведении некоторых рыб и о функции их окраски для сохранения вида, – гипотезу, построенную на аквариумных наблюдениях. В американских клиниках мне впервые довелось разговаривать с психоаналитиками, для которых учение Фрейда было не догмой, а рабочей гипотезой, как и должно быть в любой науке. При таком подходе стало понятно многое из того, что прежде вызывало у меня возражения из-за чрезмерной смелости теорий Зигмунда Фрейда. В дискуссиях по поводу его учения об инстинктах выявились неожиданные совпадения результатов психоанализа и физиологии поведения. Совпадения существенные как раз потому, что эти дисциплины различаются и постановкой вопросов, и методами исследования, и – главное – базисом индукции. Я ожидал непреодолимых разногласий по поводу понятия «инстинкт смерти», который – согласно одной из теорий Фрейда – противостоит всем жизнеутверждающим инстинктам как разрушительное начало. Это гипотеза, чуждая биологии, с точки зрения этолога является не только ненужной, но и неверной. Агрессия, проявления которой часто отождествляются с проявлениями «инстинкта смерти», – это такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественных условиях так же, как и они, служит сохранению жизни и вида. У человека, который собственным трудом слишком быстро изменил условия своей жизни, агрессивный инстинкт часто приводит к губительным последствиям; но аналогично – хотя не столь драматично – обстоит дело и с другими инстинктами. Начав отстаивать свою точку зрения перед друзьями-психоаналитиками, я неожиданно оказался в положении человека, который ломится в открытую дверь. На примерах множества цитат из статей Фрейда они показали мне, как мало он сам полагался на свою дуалистическую гипотезу инстинкта смерти, которая ему – подлинному монисту и механистически мыслящему исследователю – должна была быть принципиально чуждой. Вскоре после того я изучал в естественных условиях теплого моря коралловых рыб, в отношении которых значение агрессии для сохранения вида не вызывает сомнений, – и тогда мне захотелось написать эту книгу. Этология знает теперь так много о естественной истории агрессии, что уже позволительно говорить о причинах некоторых нарушений этого инстинкта у человека. Понять причину болезни – еще не значит найти эффективный способ ее лечения, однако такое понимание является одной из предпосылок терапии. Я чувствую, что мои литературные способности недостаточны для выполнения стоящей передо мной задачи. Почти невозможно описать словами, как работает система, в которой каждый элемент находится в сложных причинных взаимосвязях со всеми остальными. Даже если объяснять устройство автомобильного мотора – и то не знаешь, с чего начать. Потому что невозможно усвоить информацию о работе коленчатого вала, не имея понятия о шатунах, поршнях, цилиндрах, клапанах… и т.д., и т.д. Отдельные элементы общей системы можно понять лишь в их взаимодействии, иначе вообще ничего понять нельзя.

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:

    Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.(Bender L .)

    Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H .)

    Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (Buss A .)

    Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. (Uilson ) 1

    Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение. 2

Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:

1. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют осознанный мотив – причинение вреда или ущерба 3 .

2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р. Бэрон и Д. Ричардсон 4 дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

Жертва должна обладать мотивацией избежания подобного обращения с собой;

Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения 5 .

В 1939 г. Долларом была предложена теория фрустрации - агрессии, в которой утверждается что 6:

    Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

    Агрессия всегда является результатом фрустрации.

В свете теории социального научения, предложенной Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, “за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения” 7 . Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.

Итак, рассмотрев все основные теоретические концепции агрессии, мы примем за рабочее следующее обобщающее определение этого явления:

Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение подчеркивает, что агрессия - это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями - такими как злость; с мотивами - такими как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

Индивидуальные детерминанты агрессии имеют постоянный характер, они устойчивы. Человек склонен "тиражировать" удачные модели поведения, что в последствии закрепляется в довольно устойчивые черты личности, поэтому склонных к насилию лиц редко удается переделать с помощью широко используемых средств: усиления мер, увеличение срока наказания и т.д. Агрессия для них является средством достижения целей, а потому вполне приемлема. Она глубоко укоренилась в их личностной структуре и как модель поведения чрезвычайно устраивает, поэтому вряд ли они с готовностью откажутся отвечать ударом на удар. Ключом к решению этой проблемы может быть психотерапия, направленная на повышение уровня уверенности в себе, формирование более зрелого взгляда на жизнь и отношения с другими людьми.