Игры и упражнения на развитие слухового внимания, восприятия фонематического слуха умственно отсталых детей. Игры, направленные на развитие восприятия

Цели: учить различать громкие и тихие, а также характерные звуки; определять направление, откуда идет звук.

«Узнай по звуку»

Оборудование и материалы : игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (по выбору взрослого).

Описание игры . Ребенка посадить спиной к себе. Производить шумы и издавать звуки различными предметами: бросать на пол ложку, мяч, бумагу; ударять предметом о предмет, перелистывать книгу, рвать или мять бумагу и т.д. Если ребенок догадывается, чем произведен звук, он поднимает руку и, не оборачиваясь, сообщает об этом. За каждый правильный ответ наградить ребенка цветной фишкой или маленькой звездочкой.

«Кто внимательный?»

Оборудование и материалы : кукла, игрушечный мишка, машинка.

Описание игры . Игрушки положить на стол. Ребенка посадить на расстоянии 2 — 3 м от себя, предупредив: «Сейчас я буду давать тебе задания, говорить буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы все было слышно. Будь внимательней!»

Примерные задания:

Возьми мишку и посади в машину;

Возьми мишку из машины;

Посади в машину куклу;

Покатай куклу в машине.

Задания нужно давать краткие и простые, произносить их нужно тихо, но четко. Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды.

«Беги на носочках»

Оборудование и материалы: бубен.

Описание игры . Предложить ребенку выполнять движения соответственно звучанию бубна. Постучать в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно, под тихий звук ребенок идет на носочках, под громкий — полным шагом, под очень громкий — бежит.

«Где позвонили?»

Оборудование и материалы: звоночек.

Описание игры . Встать слева (справа, сзади) от ребенка (глаза у него закрыты) и позвонить в звоночек. Ребенок, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он указывает верно, констатировать: «Правильно!» Попросить ребенка открыть глаза, показать ему звоночек. Если ребенок ошибся, предложить ему отгадать еще раз. Игру повторяют 4—5 раз.

Примечание . Необходимо следить, чтобы ребенок во время игры не открывал глаза, а, указывая направления звука, повернулся лицом в ту сторону, откуда слышен звук. Звонить нужно не очень громко.

«Мы топаем!»

Описание игры. Предложить ребенку совершать описываемые в песенке движения.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой. (2 раза)

Мы ручки поднимаем,

Мы ручки отпускаем,

Мы ручки подаем

И бегаем кругом.

«Угадай, кто это?»

Оборудование и материалы : детские музыкальные инструменты (бубен, свистульки, дудочки).

Описание игры . Показать ребенку, как топает медведь под звуки барабана, как порхают птички под звуки свистульки, как летают комарики под звон колокольчиков. Затем по звучанию того или иного инструмента предложить ему угадать, кто пришел (прилетел), и изобразить этот персонаж.

Примечание. Во время игры менять высоту, громкость звуков, темп звучания.

Мария Василика
Игры для развития слухового восприятия.

Дидактическая игра «Где гремит?»

Цель: Формирование внимания к неречевым звукам. Развитие слухового восприятия.

Оборудование. Сюжетная картинка «Семья», погремушка.

Описание: Логопед демонстрирует картинку, показывает и называет изображение, а на ней людей: «Папа, мама, Катя, Вова». Затем задает детям вопросы: - где папа? Покажи, где мама?» И т. п.

Если дети могут, то они не просто показывают, но и называют изображенных на картинке. Логопед обращает внимание детей на Вову: «Вова маленький. У Вовы игрушка». Достает погремушку, показывает ее детям, дает послушать, как она гремит. Каждый ребенок должен подержать погремушку в руках и погреметь ею. Затем логопед ходит по кабинету и гремит погремушкой то у окна, то у двери, то рядом с детским столиком. Потом предлагает детям отвернуться, послушать и показать, где прогремела погремушка.

Где позвонили?

Цель. Развитие слухового внимания, умения определить направление звука.

Оборудование. Звоночек (колокольчик, дудочка и т. п.).

Описание игры. Дети сидят в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребёнок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» – и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встаёт и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Скажи, что ты слышишь

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали. Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Цели. Формирование внимания к неречевым звукам, различение двух звучащих игрушек. Оборудование. Сюжетная картинка «Семья», погремушка, собачка-пищалка, ширма. Описание. Логопед демонстрирует детям картинку, предлагает показать (и назвать) тех, кто на ней изображен. Отмечает, что у Вовы - погремушка, а у Кати - собачка. Достает погремушку и собачку-пищалку, предлагает детям рассмотреть, потрогать и послушать, как звучат игрушки. Затем убирает игрушки за ширму и гремит погремушкой. Дети показывают узнанную по звуку игрушку на рисунке. Аналогично проводится работа с собачкой-пищалкой.

Упражнение «Погреми так же».

Цели. Формирование внимания к неречевым звукам. Воспитание чувства ритма. Оборудование. Погремушки для всех детей.

Описание. Логопед достает уже знакомую детям погремушку и гремит ею в

разных ритмах.

Логопед объясняет, что погремушка гремит по-разному: долго и недолго. После этого детям раздаются погремушки. Логопед просит детей греметь погремушками так же, как он.

Упражнение «Где звучит?»

Цели. Формирование внимания к неречевым звукам. Развитие слухового восприятия.

Оборудование. Игрушка-пищалка.

Описание. Логопед демонстрирует детям резиновую игрушку - птичку или мышку. Предлагает каждому ребенку поиграть с нею, потом ходит по кабинету и «пищит» игрушкой. Дети отворачиваются, слушают и показывают, откуда раздается звук.

Тихо – громко!

Цель. Развитие слухового внимания, координации движений и чувства ритма.

Оборудование. Бубен, тамбурин.

Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

Кто что услышит?

Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, трещотка, молоток, шарманка, бубен и т. д.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Продавец и покупатель

Цель. Развитие слухового внимания, словаря и фразовой речи.

Оборудование. Коробки с горохом и различной крупой.

Описание игры. Один ребенок – продавец. Перед ним коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти, в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужна ему крупа или другой требуемый товар. Педагог, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает их в коробку, встряхивает каждую и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

Найди игрушку

Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла.

Описание игры. Дети сидят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребёнок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идёт к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребёнку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребёнок отгадывает к кому он должен подойти. После того как найдена игрушка, водящим назначается другой ребёнок.

УПРАЖНЕНИЕ «ХЛОПКИ».

Цели. Развитие слухового и зрительного внимания, пополнение словаря числительным один и наречием много.

Оборудование. По две предметные картинки на каждого ребенка, на одной картинке - рубашка с одной пуговицей, на другой - с шестью пуговицами

Описание. Логопед раздает детям картинки и обращает их внимание на то, что рубашки одинаковые, только на первой рубашке одна пуговица, а на второй рубашке - много. Далее логопед объясняет, что он будет хлопать в ладоши, а дети должны показать картинку: если хлопнет один раз, нужно показать рубашку с одной пуговицей, если хлопнет много раз, надо показать ту рубашку, на которой много пуговиц.

Где звенит?

Оборудование. Колокольчик или погремушка.

Описание игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

Где постучали?

Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Оборудование. Палочка, стульчики, повязки.

Описание игры. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает водить.

Жмурки с колокольчиком

Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик, повязки.

Описание игры. Вариант 1. Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком.

Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти и дотронуться до ребенка с колокольчиком, который теперь старается уйти (но не убежать) от водящего и при этом звонит.

Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит им. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

Цель. Развитие слухового внимания. Найти ребенка по голосу и определить направление звука в пространстве.

Оборудование. Повязки

Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат, петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОДНИМИ КАРТИНКУ».

Цели. Формирование фонематических представлений, обучение различению гласных [а], [у]. Развитие зрительного внимания.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями паровоза и куклы (по числу детей).

Описание. Логопед показывает детям картинки и предлагает вспомнить, как гудит паровоз (У-у-у, как плачет кукла (А-а-а). Затем все дети получают по паре аналогичных картинок, логопед произносит поочередно звуки [а], [у], а дети поднимают соответствующие картинки.

Дидактическая игра «Что звучит?»

Цели. Развитие внимания к неречевым звукам. Развитие слухового внимания при восприятии тихих и громких звуков.

Оборудование. Предметные картинки по числу детей с изображениями колокольчика, барабана, часов, дудочки. Небольшая ширма,

Описание. Логопед демонстрирует детям картинки и предлагает сначала показать. а потом назвать нарисованные предметы. Затем предлагает детям послушать:. какие тихие голоса у колокольчика и часов, какие громкие - у барабана и дудочки. Далее логопед экранирует рот ширмой и произносит тихие и громкие и. а дети поднимают соответствующие картинки.

Встречайте гостей!

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колпачок с бубенчиками для петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.)

Описание игры. Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Он выделяет трех ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка - шапочку с длинными ушками, а мишка – шапочку медведя. Педагог предупреждает детей, что мишка придет с погремушкой, петрушка – с барабаном, а зайка - с балалайкой. Дети должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, дети становятся в круг, а петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.

Ветер и птицы

Цель. Развитие слухового внимания и координации движений.

Оборудование. Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).

Описание игры. Педагог делит детей на две группы: одна группа – птички, другая – ветер, и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет «дуть ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо, дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.

Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п. С флажком (или с веточкой) ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок передается новому победителю.

Скажи, что звучит

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр.

Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку

Игры на развитие слухового восприятия с детьми с недостатками слуха


Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой – восприятие речевых звуков. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте.

Неречевой (физический) слух – это улавливание различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи).

С самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки: шум дождя, мяуканье кошки, гудки машин, музыка, человеческая речь.

Неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ.

Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой , даже если у ребенка хороший слух. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Именно поэтому мы предлагаем игры для развития слухового внимания и восприятия, которые научат малышей сосредотачиваться на звуке, улавливать и различать разнообразные звуки.

При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков советуем соблюдать следующую последовательность :

звуки детских музыкальных игрушек : колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.

звуки, которые издают различные звучащие игрушки : погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;

звуки, которые издают животные и птицы : лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и т. д.;

звуки, которые издают предметы и материалы : стук молотка, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, т. п.;

транспортные шумы : сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п.;

Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы, тексты. Умение сосредоточиться на звуках речи – очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить – произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать все возможности голоса.

Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, ее нужно развивать с первых лет жизни.

Очень важно не упустить возможности возраста и помочь ребенку в формировании правильной речи. При этом одинаково значимы как умение отчетливо выговаривать слова, так и дифференцировать звуки языка на слух.

При развитии речевого слуха работа продвигается от различения (слышу-не слышу) к восприятию (что слышу).

Слуховое восприятие проходит следующие стадии (от простого к сложному):

1.Восприятие со зрительной опорой : ребенок слышит название предмета и видит сам предмет или картинку.

2.Слухо-зрительное восприятие: ребенок не только слышит голос, но видит лицо и губы говорящего.

3.Чисто слуховое восприятие: ребенок не видит говорящего (а также предмет, явление, о котором говорят), а только слышит голос.

Усложнять задания по развитию слухового восприятия речи следует постепенно. Так, сначала мы предлагаем звукоподражания , затем короткие слова , далее можно предлагать слова более сложные (состоящие из нескольких слогов), а потом – короткие и длинные фразы.

Игры на развитие неречевого слуха.

Кто кричит?

Цель : развитие слухового внимания; восприятие на слух криков животных и птиц.

Ход игры : Игра проводится летом на даче или в гостях в деревне. Вместе с ребенком познакомьтесь с домашними животными и птицами, научите ребенка различать издаваемые ими звуки и соотносить звук с конкретным животным (лошадь, корова, коза, свинья) или птицей (утка, гусь, курица, петух, цыпленок, индюк).

Давай посидим во дворе. Закрой глаза и постарайся угадать, кто там кричит. Конечно, это петух прокукарекал! Молодец, угадал. А теперь? Да, это хрюкает свинья.

Звуки дома

Цель : развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы обихода.

Ход игры : Находясь в квартире, прислушайтесь вместе с ребенком к звукам дома – тиканью часов, скрипу двери, шуму воды в трубах, к звукам, которые издают различные бытовые приборы (жужжание пылесоса, шипение закипающего чайника, гудение компьютера и пр.). Лучше проводить такую работу, организуя различные игры:

« Найди, что тикает (звенит, жужжит и т. д.) ! » или соревнование:

« Кто больше звуков услышит? »

Постучим, погремим!

Цель : развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

Оборудование : различные предметы – бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.

Ход игры : Игра проводится в квартире. Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошелестите газетой, пошуршите пакетиком, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее и т. п.

После того, как ребенок научится внимательно слушать звуки предметов, предложите послушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал. Можно производить звук за ширмой или за спиной у ребенка.

Найди такую же коробочку

Цель : развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.

Оборудование : баночки с различными крупами.

Ход игры : Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы – горох, гречневую и манную крупы, рис. В качестве коробочек удобно использовать непрозрачные контейнеры, коробочек с одинаковой крупой должно быть по две. Помимо круп можно использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы, главное – чтобы издаваемый ими звук отличался от остальных. Чтобы звук в парных коробочках не различался, необходимо насыпать одинаковое количество сыпучего материала.

Один набор коробочек положите перед ребенком, другой оставьте себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию. Предложите ребенку найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.

Погремушки

Цель : развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.

Оборудование : звучащие игрушки – погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, трещотки и др.

Ход игры : Подберите набор разнообразных звучащих игрушек. Вместе с ребенком извлекайте из них звуки, пока малыш не научится четко дифференцировать их на слух. После этого можно организовать игру « Узнай по звуку »: спрячьте игрушки за ширму, пусть ребенок послушает издаваемые звуки и угадает, какая игрушка звучала (можно производить звуки за спиной у ребенка). В этой игре можно поменяться с ребенком ролями: он играет, а вы угадывайте игрушки и называйте их.

Весёлый Петрушка

Цель : развитие слухового внимания; обучение умению быстро реагировать на звук.

Оборудование : игрушка Петрушка; детские музыкальные инструменты – барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка.

Ход игры : Взрослый начинает игру с объяснения.

Сейчас к тебе в гости придет весёлый Петрушка. Он будет играть в бубен. Как только услышишь звуки – повернись! Раньше времени поворачиваться нельзя!

Взрослый располагается за спиной ребенка на расстоянии 2–4 м. Ударяя в бубен (или другой инструмент), быстро достает из-за спины Петрушку. Петрушка кланяется и снова прячется. Игру можно проводить, используя разные музыкальные инструменты.

Солнышко и дождик

Цель : развитие слухового внимания; восприятие и дифференциация на слух различных звуков бубна – звон и стук.

Оборудование : бубен.

Ход игры : В этом варианте игры « Солнышко и дождик » мы предлагаем научить ребенка переключать слуховое внимание, выполняя разные действия согласно различному звучанию бубна: звеним – легонько трясем бубен в руке; стучим – держим бубен в одной руке, ладонью другой руки ритмично ударяем по мембране бубна.

Давай пойдем на прогулку. Погода хорошая, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть – вот так! Если пойдет дождь, я буду в бубен стучать – вот так. Услышишь стук – беги домой!

Повторите игру, меняя звучание бубна несколько раз. Можно предложить ребенку попробовать позвенеть и постучать в бубен, а после этого поменяться в игре ролями.

Мишка и зайчик

Цель : развитие слухового внимания; восприятие и дифференциация на слух различного темпа звучания одного музыкального инструмента.

Оборудование : барабан или бубен.

Ход игры : В этой игре можно научить ребенка определять темп звучания музыкального инструмента (быстрый или медленный) и выполнять определенные действия в зависимости от темпа.

Давай поиграем! Мишка ходит медленно – вот так, а зайчик прыгает быстро – вот как! Когда я стучу в барабан медленно – ходи как мишка, когда стучу быстро – бегай (прыгай ) быстро, как зайчик!

Повторите игру, меняя темп звучания барабана – медленный, быстрый – несколько раз. Можно предложить ребенку попробовать постучать в барабан в разном темпе (темпы значительно различаются), а после этого поменяться в игре ролями.

Маленький барабанщик

Цель : развитие слухового внимания; восприятие и дифференциация на слух различного темпа, ритма и силы звучания барабана.

Оборудование : детский барабан.

Ход игры : В этой игре мы продолжаем знакомить ребенка с различными темпами, ритмом и громкостью звучания. В игре используется барабан с палочками.

Предложите малышу постучать в барабан медленно, быстро.

Предложите малышу постучать в барабан тихо, громко.

Предложите повторить за вами простой ритм (повторяя ритмические рисунки, можно также хлопать в ладоши).

После того, как ребенок научится различать на слух, а также воспроизводить различные удары по барабану, предложите ему определить на слух характер звука.

Я спрячусь и буду играть в барабан, а ты угадай и скажи, как я играю: медленно или быстро, громко или тихо.

Если речевые возможности ребенка не позволяют дать словесный ответ, предложите повторить звук – поиграть на барабане.

Игры на развитие речевого слуха.

Кто там?

Цель : различение на слух звукоподражаний.

Оборудование : игрушки – кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка и др.

Ход игры : В этой игре необходимы двое ведущих: один находится за дверью, держит игрушку и подает сигнал, другой ведет игру. За дверью раздается звук – крик животного или птицы (звукоподражания: « мяу », « ав-ав », « пи-пи », « и-го-го », « му », « ква-ква » и др.), педагог прислушивается и просит ребенка послушать и отгадать – кто там, за дверью. Ребенок может ответить любым доступным способом: показать на картинку с изображением соответствующего животного, назвать его словом или звукоподражанием. Требовать от ребенка определенной формы ответа следует в зависимости от его речевых возможностей.

Слышишь, кто-то там за дверью кричит. Послушай внимательно. Кто там? Собака? Давай посмотрим.

Взрослый идет к двери, открывает ее и приносит игрушку.

Молодец, угадал. Послушай, кто еще там кричит.

Игра продолжается с другими игрушками. Если нет второго ведущего, то можно проводить эту игру, пряча игрушки за ширмой.

Кто позвал?

Цель : развитие речевого слуха – различение на слух голосов знакомых людей.

Ход игры : Игра проводится с группой людей (мама, папа, дедушка, и т.д.). Ребенок поворачивается к остальным участникам игры спиной. Игроки по очереди называют имя ребенка, а ребенок должен слушать внимательно и постараться угадать, кто его зовет.

Покажи игрушку!

Цель : развитие речевого слуха – умения слушать слова.

Оборудование

Ход игры : Ребенок сидит на расстоянии 2–3 метров от взрослого, а на полу или на столе лежат различные игрушки или предметы. Взрослый объясняет задание:

Сейчас я буду называть игрушки, а ты внимательно слушай. Постарайся найти игрушку, которую я назвал, и дай ее мне.

Это задание можно усложнять в следующих направлениях:

увеличивать набор игрушек (начиная от 2–3), помимо игрушек использовать различные предметы;

слова-названия игрушек могут усложняться, быть похожими по звуковому составу (вначале следует подбирать игрушки с простыми названиями, резко отличными по звуковому составу);

называть любые игрушки и предметы в комнате, в дальнейшем – во всей квартире;

увеличивать расстояние между ребенком и вами;

произносить слова из-за ширмы.

Горячий – холодный

Цель

Оборудование : мячик.

Ход игры « холодный » и « горячий » – сравнить контрастные по температуре объекты. Например, зимой можно сравнить снег и горячую батарею. Лучше, если у ребенка будет возможность почувствовать температуру объекта – дотронуться до него.

Ну-ка, дотронься до оконного стекла – какое стекло? Холодное. А чай, который ты пил, какой? Правильно, горячий. Теперь давай поиграем в мяч. Я буду катить тебе мяч со словами « холодный » или « горячий ». Если я скажу « холодный » – можно трогать мяч. Если скажу « горячий » – мяч трогать нельзя.

Съедобное – несъедобное

Цель : развитие речевого слуха – умения внимательно слушать слова; развитие мышления.

Оборудование : мячик.

Ход игры : Перед началом игры необходимо уточнить представления ребенка о том, что значит « съедобный » и « несъедобный » – показать малышу продукты питания или блюда, а также другие предметы и предложить выбрать то, что можно есть, это съедобное, и то, что нельзя есть, это несъедобное. Такую подготовку удобно проводить дома на кухне – заглянуть в холодильник, в кухонные шкафы, во время еды.

Игра проводится на полу или за столом, взрослый сидит напротив ребенка.

Давай поиграем в мяч. Я буду катить к тебе мяч и говорить разные слова. А ты внимательно слушай: если я назвала съедобное – то, что можно кушать, лови мяч. Если я назвала несъедобное – то, что есть нельзя, – не трогай мяч.

Взрослый катит к ребенку мяч, называя: « пирожок », « конфета », « кубик », « суп », « ручка » и т. д. Ребенок должен внимательно слушать слова.

Слушай и выполняй!

Цель : развитие речевого слуха – умение правильно воспринимать словесную инструкцию.

Ход игры : Ребенок стоит на расстоянии 2–3 метров от педагога. Взрослый предупреждает ребенка:

Сейчас я буду давать тебе команды, а ты внимательно слушай и выполняй! Походи по комнате. Выгляни в окошко. Попрыгай. Садись на диван. Покружись. Похлопай в ладоши.

Правильно – неправильно?

Цель : развитие речевого слуха – умения внимательно слушать слова.

Оборудование : различные игрушки и предметы.

Ход игры : Взрослый выполняет роль ведущего.

Давай поиграем в такую игру: я буду показывать на предмет или игрушку и называть ее. Если назову правильно – сиди спокойно, если неправильно – хлопни в ладоши!


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

Ставропольский государственный университет

Кафедра клинической психологии

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «специальная психология»

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Метод исследования степени глухоты -- методика громкой и шепотной речи по Боскису И.М. Теоретико-методологическое обоснование -- теория восстановления психических функций путем растормаживания нервных центров по Л.С. Цветковой.

ЗАДАЧАМИ работы по развитию слухового восприятия дошкольников с нарушенным слухом являются: - развитие их остаточного слуха, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речи и неречевых звучаний;

Создание на базе развивающегося слухового восприятия качественно новой слухозрительной основы для восприятия устной речи;

Обогащение представления детей о звуках окружающего мира.

Знакомство детей со звучащими игрушками

Цель: вызвать интерес к звучащим игрушкам, учить извлекать их звучание.

Игра «Это барабан»

Оборудование: барабан, игрушечные барабанчики.

Речевой материал: будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, БАРАБАН.

Ход игры

Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом. Взрослый, заинтриговав детей, достает из коробки (мешочка...) барабан, играет на нем, произнося татата, предъявляет табличку БАРАБАН. Дети смотрят, дотрагиваются до барабана в момент звучания, чтобы ощутить вибрацию его корпуса. Педагог учит детей стучать деревянной палочкой по барабану, извлекая его звук. При этом один ребенок стучит по барабану, а остальные имитируют это движение: или стучат пальцем по игрушечным картонным барабанам, или по ладони. Педагог стимулирует детей к сопровождению движений произнесением слогов татата (как могут), но не настаивает.

Игра «Это бубен»

Оборудование: бубен.

Речевой материал: будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, БУБЕН.

Ход игры слух глухота растормаживание восприятие

Игра проводится аналогично описанной выше. По бубну можно ударять рукой, трясти его, произнося слогосочетания папапа (как могут).

Игра «Это дудка (гармошка, свисток,металлофон, шарманка)»

Оборудование: дудка (гармошка, свисток, металлофон, шарманка), бумажные дудочки, гармошки.

Речевой материал: будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, ДУДКА, ГАРМОШКА.

Ход игры

Игра проводится аналогично тому, как это описано выше. При этом детей учат извлекать звук из гармошки, металлофона, шарманки. Звучание дудки и свистка дети имитируют движениями, «играя» на индивидуальных бумажных дудочках и свистках, изображая игру на них руками. Педагог стимулирует детей сопровождать игру на звучащей игрушке или ее имитацию произнесением самых простых слогосочетаний (как могут), например:

гармошка, металлофон, шарманка -- ляляля,

дудка -- у ,

свисток -- и или пи .

Обучение детей умению реагировать на начало и конец звучания

Цель: учить детей выполнять определенное действие в момент начала звучания игрушки и прекращать его при завершении звучания.

Игра «Покажите игрушку (лялю, мишку...)»

Оборудование: барабан, небольшие игрушки (куклы, мишки, зайки...), большой экран или ширма.

Ход игры

Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом. У каждого ребенка в руках игрушка. У педагога та же игрушка. Она спрятана за спину. Педагог воспроизводит звучания на барабане, и в момент ударов игрушка появляется из-за спины и танцует. Педагог прекращает игру на барабане и прячет игрушку вновь за спину.

Педагог учит детей в момент начала игры на барабане показывать игрушку и убирать ее, когда звучание прекращается.

По мере того как дети овладевают этим умением, видя действия взрослого, звучания начинают предъявляться и только на слух. С этой целью педагог воспроизводит удары по барабану за экраном (ширмой).

По мере определения того, какие игрушки и на каком расстоянии слышат дети с помощью индивидуальных слуховых аппаратов (или без них), в данной игре в качестве источника звука могут выступать и другие звучащие игрушки, например, гармошка, дудка, свисток, металлофон, шарманка.

Игра «Мы танцуем»

Оборудование: пианино, дудка, цветные ленточки, платочки, большой экран или ширма.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно.

Ход игры

Дети полукругом стоят перед педагогом, у каждого в руках ленточки или платочки. Педагог одной рукой начинает играть на пианино, а второй -- размахивать платочком (ленточкой) над головой. Он прекращает игру и опускает руку, пряча за спину платочек (ленточку).

Педагог учит детей в момент начала игры на пианино размахивать платочком (ленточкой) над головой и убирать его за спину, когда звучание прекращается.

По мере того как дети овладевают этим умением, видя игру педагога на пианино, звучания начинают предъявляться и только на слух. С этой целью педагог играет на пианино за экраном (ширмой) или дети поворачиваются спиной.

Вместо платочков у детей могут быть флажки (ленточки...), которые они поднимают в момент звучания и опускают, когда оно прекращается. Можно дать детям маленьких кукол, которые начинают танцевать под музыку и останавливаются (садятся) при ее прекращении.

Аналогично проводится игра, в которой в качестве источника звука используется дудка.

Игра «Похлопаем»

Оборудование: бубен, большой экран или ширма.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно.

Ход игры

Игра проводится аналогично играм, описанным выше. В ответ на удары по бубну дети хлопают в ладоши перед грудью (педагог стимулирует их сопровождать хлопки произнесением слогов папапа или татата /как могут/), а после их прекращения опускают руки.

Игра «Разбудим куклу»

Цель: развивать внимание детей к звукам окружающего мира.

Оборудование: кукла, часы-будиль-ник, пылесос, телефон, картинки с подписями: ЧАСЫ, ПЫЛЕСОС, ТЕЛЕФОН.

Речевой материал:будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, кукла (...) спит, кукла (...) не спит, ЧАСЫ, ПЫЛЕСОС, ТЕЛЕФОН.

Ход игры

Дети полукругом сидят перед педагогом. Перед ними в кровати спит большая кукла. У педагога будильник. Он говорит: «Кукла спит». Затем он включает будильник, от звука кукла «просыпается». Он повторяет это несколько раз. В то время как еще продолжает звучать будильник, педагог может спрашивать детей: «Что звучит?» и показывает картинку с подписью ЧАСЫ,которая прочитывается.

Затем детям раздаются маленькие куколки в кроватках. Педагог на глазах детей вновь заводит будильник и учит детей в момент его звучания показывать, что кукла проснулась, и отвечать на вопрос «Что звучало?» показом картинки с подписью и ее прочтением.

Когда дети начнут справляться с заданием «будиты> куклу по звонку будильника в условиях, когда они видят, как педагог его включает, звучание начинает предъявляться только на слух. В этом случае будильник заводится за экраном, ширмой.

В ходе последующих игр детей учат аналогично воспринимать звучания пылесоса, телефона или любых других бытовых шумов. В ответ дети показывают, как проснулась кукла (мишка, зайка...), а в ответ на вопрос «Что звучало?» демонстрируют соответствующую картинку с подписью и прочитывают ее. Вместо игрушки можно «будить» и одного из детей: он сидит или лежит перед детьми, изображая сон, и пробуждается по звуковому сигналу.

Когда дошкольники начинают уверенно «будить» игрушку при восприятии того или иного бытового звучания, можно усложнить игру: предложить детям различать, какой звук разбудил игрушку.

Педагог демонстрирует, как большая кукла просыпается от звонка будильника, затем ее вновь укладывают спать и будят, например, шумом пылесоса. Педагог каждый раз спрашивает детей: «Что звучало?» В ответ они показывают соответствующую картинку с подписью и прочитывают ее.

После того как данное упражнение становится им понятным, педагог за большим экраном то заводит будильник, то включает пылесос. Кукла просыпается, и дети показывают картинку

того предмета, который разбудил куклу. Вначале им предлагается выбор из двух картинок, например, будильник и пылесос, пылесос и телефон, телефон и будильник. В дальнейшем, если это доступно детям группы, можно предлагать выбирать и из трех картинок.

Обучение различению на слух звучащих игрушек

Цель: учить детей различать звучащие игрушки при постепенно увеличивающемся выборе: из 2 -- 4.

«Это барабан или гармошка?»

Оборудование: барабан, гармошка, большие зайка и кукла, маленькие зайки и куклы по количеству детей в группе или соответствующие картинки с подписями: БАРАБАН, ГАРМОШКА.

Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, БАРАБАН, ГАРМОШКА.

Ход игры

Дети сидят перед педагогом за столами. На столе у педагога сидят большой зайка и большая кукла. Около зайки -- барабан, около куклы -- гармошка. На столах у детей или маленькие зайка и кукла, или соответствующие картинки. Педагог ударяет в барабан и показывает, как зайка начинает прыгать, и побуждает детей повторить эти движения под звучание барабана. То же самое он проделывает и с гармошкой, под звук которой пляшет кукла.

Педагог на глазах детей играет в разной последовательности то на барабане, то на гармошке, не показывая при этом соответствующей звучанию игрушки. Дети самостоятельно выбирают нужную игрушку (картинку), т.е. барабан -- зайка, который прыгает, гармошка -- кукла, которая танцует. В подтверждение правильности выбора педагог также выполняет действия либо с куклой, либо с зайкой, продолжая стучать в барабан или играть на гармошке.

Когда дети начнут уверенно справляться с данным заданием, звучания начинают предъявляться им уже не на слухозрительной, а на слуховой основе. С этой целью педагог стучит в барабан или играет на гармошке за большим экраном или ширмой и побуждает детей выбрать нужную игрушку. Затем он, продолжая воспроизводить звучание, появляется из-за экрана (ширмы), оценивает правильность выбранной игрушки: показывает, как пляшет кукла, если звучит гармошка, или прыгает зайка -- барабан.

Аналогично проводятся игры-упражнения и с другими парами звучащих игрушек, например: барабан (прыгает зайка) и дудка (едет машина); металлофон (летают бабочка, маленькая птичка) и бубен (прыгает лягушка). В дальнейшем ребенку предлагают выбирать не из двух, а из трех звучаний: барабан -- дудка -- металлофон, гармошка -- бубен -- дудка.

Игра «Слушаем и показываем»

Цель: учить детей соотносить определенное действие со звучанием той или иной игрушки.

Оборудование: барабан, бубен, дудка, гармошка, свисток, металлофон, шарманка, соответствующие картинки с подписями: БАРАБАН, БУБЕН, ДУДКА, ГАРМОШКА, СВИСТОК, МЕТАЛЛОФОН, ШАРМАНКА.

Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, ЧТО ЗВУЧАЛО?, БАРАБАН, БУБЕН, ДУДКА, ГАРМОШКА, СВИСТОК, МЕТАЛЛОФОН, ШАРМАНКА.

Ход игры

Дети стоят полукрутом перед педагогом. Перед ним три звучащих игрушки, например, барабан, дудка, гармошка. Он стучит в барабан и начинает шагать на месте, произнося татата, и побуждает детей к этому же. Педагог повторяет данное упражнение 2 -- 3 раза. После каждого выполнения упражнения он спрашивает: «Что звучало?», дети в ответ показывают соответствующую картинку с подписью и прочитывают ее. Затем аналогично предъявляются звучания гармошки -- танцевать (или руки на пояс, приседать, или поднять руки над головой и вращать, или кружиться и т.п.), произнося ляляля; дудка -- «играть» на воображаемой дудочке -- у .

Педагог в разной последовательности играет то на барабане, то на дудке, то на гармошке. Дети в ответ воспроизводят определенное действие. Если кто- то из детей ошибается, педагог в момент звучания также начинает производить нужное движение. Затем дошкольники показывают соответствующую картинку и читают подпись.

В течение нескольких занятий педагог проводит описанные упражнения с перечисленными игрушками: барабан -- шагать на месте, произнося, как могут, папапа, бубен -- хлопать в ладоши -- татато, дудка -- «играть» на дудочке -- у, гармошка -- танцевать -- ляляля, свисток -- поднимать руки вверх -- ли, металлофон --ударять кулачком о кулачок -- татата, шарманка -- «играть» на шарманке -- а -- а -- а .

Игра «Что звучало?»

Цель: обучение различению на слух звучащих игрушек.

Оборудование; барабан и дудка, соответствующие картинки с подписями: БАРАБАН, ДУДКА, картинки с изображением этих звучащих игрушек.

Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, ЧТО ЗВУЧАЛО?, БАРАБАН, ДУДКА.

Ход игры

Дети стоят полукругом перед педагогом. У педагога барабан и дудка. Он стучит по барабану, дети в ответ шагают на месте, произнося тотата. В ответ на последующий вопрос «Что звучало?» они показывают соответствующую картинку и прочитывают подпись. Аналогично предъявляется звучание дудки.

Педагог на глазах детей в разной последовательности играет то на барабане, то на дудке. Дети в ответ воспроизводят определенное действие, сопровождая его произнесением слогов. Если кто-то из детей ошибается, педагог в момент звучания также начинает производить нужное движение. Затем дошкольники показывают соответствующую картинку и читают подпись.

Педагог устанавливает большой экран или ширму, на глазах детей берет барабан и стучит по нему за экраном (ширмой). Дошкольники воспринимают звучание на слух, начинают шагать на месте, произнося татата. В это время педагог поднимается из-за экрана или выходит из-за ширмы, продолжая стучать в барабан. Он предъявил на слух образец звучания барабана. Аналогичная работа проводится и с дудкой.

Затем педагог за экраном (ширмой) в разной последовательности играет то на барабане, то на дудке. Дети в ответ воспроизводят определенное действие, сопровождая его произнесением слогов. Если кто-то из детей ошибается, педагог, продолжая извлекать звук из игрушки, показывается детям (они воспринимают звучание слухозрительно), дошкольники, допустившие ошибку, исправляются. Затем дети показывают соответствующую картинку и читают подпись.

Аналогично организуются игры-упражнения и для различения на слух других игрушек. Постепенно педагог начинает предъявлять игрушки, звучание которых не столь резко различается, например, барабан и бубен, дудка и гармошка и т.п. Он также постепенно увеличивает выбор, доводя его до выбора из 3 -- 4 и более звучащих игрушек.

Обучение различению на слух длительности звучаний

Цель: учить детей различать на слух и воспроизводить долгие и краткие зву-

Игра «Машина (поезд) едет»

Оборудование: игрушечные машинки или поезда по количеству детей, две дороги для машин (длинная полоска картона и короткая), таблички ДОЛГО, НЕДОЛГО (КРАТКО), под первой табличкой -- длинная черта, под второй -- короткая.

Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, машина, долго, кратко.

Ход игры

Дети и педагог полукрутом сидят на ковре (на полу). У каждого по одной машинке и по две «дороги», расположенные друг под другом. У педагога большая машина и две большие дороги, чтобы могла «проехать» машина: короткая и длинная.

Педагог везет машину по длинной дороге, произнося у___(долго), побуждает детей провезти свои машины по длинной дороге. Затем машина возвращается в исходное положение -- между двумя «дорогами». Педагог везет машину по короткой дороге -- у и побуждает к этому же и детей.

Педагог везет машину в разной последовательности то по длинной, то по короткой дороге, произнося гласный у кратко или долго; каждый раз после «поездки» машина ставится между «дорогами», Дети повторяют упражнение за педагогом, также произнося, как могут, у долго или кратко. Когда они начнут справляться с заданием уверенно, педагог после его выполнения спрашивает: «Как звучало?» и помогает с помощью табличек ответить детям -- ДОЛГО или НЕДОЛГО (КРАТКО).

Затем педагог ставит перед собой большой экран или ширму, переносит за него, например, длинную «дорогу», везет по ней машину, произнося протяжно у.Затем это же он проделывает с короткой дорогой. Теперь две дороги за экраном. Педагог везет машину в разной последовательности то по длинной, то по короткой дороге, произнося за экраном гласный у кратко или долго. Дети слушают и выполняют упражнение -- везут машину по длинной или короткой дороге, произнося у долго или кратко. Каждый раз после «поездки» машина ставится между «дорогами». Педагог после выполнения задания спрашивает: «Как звучало?» и помогает с помощью табличек ответить детям -- ДОЛГО или НЕДОЛГО (КРАТКО).

Полезно в этой игре использовать и «маленького учителя»: педагог показывает ребенку табличку, например, НЕДОЛГО (ДОЛГО), ребенок произносит без экрана или за ним протяжно а--, следит, чтобы дети нарисовали длинную линию.

Игра «Мы рисуем»

Оборудование: специально разграфленные листы бумаги, фломастеры, таблички ДОЛГО, НЕДОЛГО (КРАТКО).

Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, фломастеры, бумага, рисуйте долго, недолго (кратко).

Ход игры

Дети сидят за столами. Перед каждым, специально разграфленный лист бумаги: нанесены хорошо видимые 10-- 12 линеечек и четкие точки в начале строки. Такой же или несколько более крупный лист бумаги прикреплен на доске или на мольберте.

Педагог берет фломастер, устанавливает его в начало первой строчки, протяжно произносит а--и одновременно проводит длинную линию. Он предлагает детям взять фломастеры, установить их в начало строки, вновь произносит протяжно а-- и помогает детям нарисовать длинную линию 3 . Затем аналогично организуется, работа над кратким звуком а --, на следующей строчке рисуется короткая черта.

Педагог в разной последовательности произносит гласный о, то кратко, то протяжно; один ребенок рисует линию на листе бумаги, прикрепленном к доске (мольберту), остальные -- на своих листах, сопровождая проведение линии долгим или кратким произнесением звука. Когда дети начнут уверенно выполнять данное упражнение, педагог после того как линия уже проведена, спрашивает: «Как звучало?» и помогает детям с помощью табличек, или расположенных на доске (в наборном полотне), или на столе у каждого ребенка, ответить -- ДОЛГО или НЕДОЛГО (КРАТКО).

Педагог начинает произносить гласный а протяжно или кратко за экраном; дети различают звучание на слух. В ответ они рисуют линии соответствующей длины и характеризуют звучание с помощью табличек.

Обучение различению на слух слитных и прерывистых звучаний

Цель: учить детей определять на слух слитность звучаний.

Игра «Топайте-идите»

Оборудование: барабан, большой экран или ширма, таблички.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да. нет, верно, неверно, барабан, СЛИТНО, НЕ СЛИТНО.

Ход игры

Дети стоят полукругом перед педагогом. Он производит по барабану ряд ударов без пауз (слитно), шагает на месте, произнося татата, и побуждает к этому же детей. Затем он ударяет по барабану с паузами (не слитно), топает одной ногой, произнося то та та, и побуждает к этому же детей.

Педагог на глазах детей производит то слитные, то не слитные удары по барабану, которые сопровождаются соответствующим произнесением слогов: татата или яга та та. В ответ дети либо шагают на месте, произнося слоги слитно -- татата, либо топают одной ногой -- тат та (не слитно). Когда они начинают справляться с данным заданием, педагог, после того как дети уже отреагировали тем или иным движением на звучание, спрашивает: «Как звучало? » и помогает выбрать соответствующую табличку: СЛИТНО или НЕ СЛИТНО.

По мере того как дети научаются различать слитные и неслитные звучания на слухозрительной основе, они предлагаются педагогом на слух. С этой целью он стучит по барабану за большим экраном или ширмой. Дети воспроизводят услышанное звучание движениями и произнесением слогов, а затем показывают (или прочитывают) соответствующую табличку. В случае ошибки кого-то из детей звучание предлагается на слухозрительной основе, т.е. без большого экрана (ширмы), а затем повторяется за ним для восприятия образца на слух.

Стучать по барабану может и «маленький учитель» -- один из детей. В этом случае педагог может давать ему задания «Играй слитно (не слитно)».

Игра «Веселый круг»

Оборудование: таблички СЛИТНО, НЕ СЛИТНО.

Речевой материал: будем играть, слушайте, идите, да, нет, верно, неверно, СЛИТНО, НЕ СЛИТНО.

Дети и педагог стоят в кругу, держась за руки. Педагог произносит слитно слогосочетания, например, татата или па-папапа, в момент их произнесения начинает вместе с детьми плавно идти в центр круга, побуждая детей повторять слитно те же слоги. Затем педагог произносит слогосочетания прерывисто -- та та та или па па па и вместе с детьми идет по кругу приставным шагом.

Педагог произносит слоги то слитно, то прерывисто и учит детей двигаться или плавно в центр крута (или из центра назад, когда круг стал маленьким), или резко приставляя ногу, произнося слогосочетания соответственно слитно или не слитно.

Когда дети начали уверенно справляться с заданием вместе с педагогом, он встает в центр круга и вновь и вновь в разной последовательности произносит слогосочетания то слитно, то прерывисто. Дети в ответ воспроизводят движения -- плавные в центр круга или из него или по кругу, резко приставляя ногу, произнося соответственно или татата (папапа) или та та та (па па па).

И наконец, педагог предлагает различать слитное и прерывистое произнесение слогосочетаний на слух, т.е. они произносятся за маленьким экраном. В ответ дети воспроизводят те или иные движения, сопровождая их соответствующим произнесением "слогов. Можно просить детей охарактеризовать звучания с помощью табличек: Как звучало? -- СЛИТНО или НЕ СЛИТНО.

Различение на слух громкости звучаний

Цель: учить различать на слух громкие и тихие звучания.

Игра «Две собаки»

Оборудование: игрушки -- большая собака и маленькая собачка, таблички ГРОМКО и ТИХО.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, собака, большая собака, маленькая собака, громко, тихо.

Ход игры

Дети полукругом располагаются перед педагогом. Он, заинтересовывая детей, достает большую собаку и показывает, как она лает -- аф-аф-аф. Дети вместе с педагогом изображают большую собаку и ее громкий лай. Аналогично показывается и изображается маленькая собачка.

Педагог, не показывая ту или иную игрушку, изображает то большую, то маленькую собаку и «лает» соответственно или громко, или тихо 6 . Дети подражают педагогу, а затем показывают на собаку (большую или маленькую), которую они изображали.

Затем педагог демонстрирует детям только лай собак, т.е. он произносит звукоподражание аф-аф-аф громко или тихо. Дети в ответ изображают маленькую собачку, «лая» тихо, или большую, «лая» громко, и показывают на соответствующую игрушку. Педагог каждый раз после показа спрашивает: «Как звучало?» и помогает детям выбрать нужную табличку ГРОМКО или тихо. Для облегчения усвоения данных

терминов табличка ГРОМКО пишется крупными буквами, а тихо -- на такой же полоске бумаги мелкими.

Когда дети начинают справляться с данным заданием, педагог за экраном дает им образец громкого и тихого звучаний. С этой целью, изображая маленькую собаку, он тихо «лает», закрыв лицо экраном, и большую -- «лая» за экраном громко.

Детям предлагается различать громкий и тихий «лай» на слух. При этом педагог произносит за экраном только звукоподражание то громко, то тихо, не демонстрируя игрушку. В ответ дети изображают большую или маленькую собаку, «лая» громко или тихо, а затем показывают на соответствующую игрушку. На вопрос педагога: «Как звучало?» дошкольники отвечают с помощью выбора таблички.

Игра «Громко -- тихо»

Оборудование: барабан или бубен, таблички.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, барабан (бубен), идите, ГРОМКО, ТИХО.

Ход игры

Дети стоят друг за другом. Педагог громко стучит по барабану (бубну) и показывает табличку ГРОМКО и, продолжая ударять в барабан, вместе с детьми идет по кругу, высоко поднимая ноги. Когда барабан звучит тихо, показывается табличка тихо, и педагог и дети идут на носочках.

Затем педагог встает в центр круга, ударяет по барабану то громко, то тихо и побуждает детей при тихих ударах идти на носочках, а при громких -- шагать, высоко поднимая ноги. В момент ударов педагог спрашивает: «Как звучало?» и помогает детям с помощью табличек ответить тихо или ГРОМКО.

Когда дети начинают уверенно справляться с заданием, видя, как педагог ударяет по барабану (бубну), т.е. на слухозрительной основе, он выходит из круга и переходит к предъявлению звучаний на слух, используя для этого ширму или большой экран.

Аналогичная игра может быть проведена и с использованием в качестве источника звука речевых сигналов -- слогов, которые произносятся громко и тихо.

Игра усложняется, когда педагог предлагает детям различать громкость звучаний при выборе из трех -- громко, негромко (средней громкости), тихо. В этом случае громкие удары по барабану (бубну) или произнесение слогов громким голосом сопровождаются движением по кругу, при котором высоко поднимаются ноги -- ГРОМКО, негромкие -- обычной ходьбой, а тихие -- ходьбой на носочках-- ТИХО.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности сюжетно-ролевой игры детей с недостатками слухового восприятия. Разработка программы работы по коррекции и развитию сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия, оценка ее практической эффективности.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2010

    Характеристика слова как единства звука и значения. Описание методов восстановления высших психических функций. Исследование зрительного и соматосенсорного гнозиса у детей с нарушением речи. Коррекция речи путем развития межфункциональных корковых связей.

    дипломная работа , добавлен 26.08.2011

    Понятие речи в психологической науке как формы общения, опосредованной языком. Неосознаваемость, уровневость и осмысленность восприятия речи. Основные модели восприятия речи в контексте психолингвистики. Психолингвистическая теория понимания речи.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2013

    Психо-физиологическая характеристика речевой деятельности. Закономерности, причины и характеристика задержки развития речи у детей, их логопедическое обследование. Методики исследования уровня речи. Опытная работа по развитию речи у младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 08.05.2009

    Анализ теоретической литературы по проблеме общения и эффективного восприятия речи у подростков. Психологические особенности установок, способствующих эффективному восприятию речи. Формы коммуникационной деятельности подростков, структура и виды общения.

    презентация , добавлен 16.03.2014

    Психологическая структура процесса восприятия и понимания речи. Методы исследования понимания речи (вопросы и конструкции). Особенности понимания речи ребенка с нарушениями речи. Психологическая структура и сравнительный анализ теорий порождения речи.

    контрольная работа , добавлен 31.10.2014

    Смысловое восприятие речи, проблемы понимания лексико-грамматических элементов: исследования отечественных и зарубежных учёных. Становление механизма смыслового восприятия речи как сложного мыслительного процесса, социально-интеллектуальное становление.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2011

    Становление понятия деятельности в истории научной школы Л. Выготского. Механизмы и законы культурного развития личности, развития ее психических функций (внимания, речи, мышления, аффектов). Роль внешних средств и интериоризации в развитии памяти детей.

    реферат , добавлен 09.01.2011

    Характеристика пластичности нервных и психических процессов младшего школьного возраста, как одной из психофизиологических предпосылок развития социального интеллекта. Психофизиологическое исследование нарушений механизма готовности к речи (заикание).

    реферат , добавлен 18.03.2010

    Основные положения и понятия культурно-исторической концепции Выготского. Воображение как высшая психическая функция. Соотношение и взаимосвязь высших и низших психических функций, мышления и речи, коллективного и индивидуального, аффекта и интеллекта.

Игры на развитие слухового восприятия Развитие речи ребенка является длительным и разносторонним процессом. Давайте сегодня поговорим о развитии слухового восприятия. Для того чтобы ребенок правильно произносил звуки, он должен их хорошо и четко слышать. Поэтому нужно развивать у малыша слуховое внимание и способность распознавать различные звуки. Ниже представлены игры на развитие слухового восприятия дошкольников.
  • Угадай, на чем играю
Приготовьте различные музыкальные инструменты: ксилофон, барабан, бубен, дудочку, гармошку, деревянные ложки. Пусть малыш отвернется и попробует угадать, на каком инструменте вы сейчас играете.
  • Игра «Солнышко или дождик»
Пусть малыш прогуливается по комнате «под солнышком». А когда вы заиграете в бубен – пойдет дождь. Услышав звуки бубна, ребенок должен спрятаться от дождя, например, под столом.
  • Игра «Громко или тихо»
Теперь играйте в бубен то громко, то тихо. При громком звучании ребенку надо хлопать в ладоши, а при тихом – топать ножками. Игра на развитие слухового восприятия
  • Игра «Черепаха и зайка»
Эта игра научит дошкольника менять темп своего движения в зависимости от изменения темпа звучания. Когда вы бьете в бубен медленно, ребенок должен идти медленно, как черепаха. А когда быстро – бегать быстро, как зайка.
  • Игра «Близко или далеко»
Дайте ребенку две картинки с изображением поезда. Крупное изображение будет означать, что поезд близко, а мелкое, что далеко. Теперь погудите то громко, то тихо. При громком звуке дошкольник должен показать крупную картинку, а при тихом – мелкую.
  • Угадай, кто так кричит
Возьмите несколько мягких игрушек или картинки с изображениями животных. Изобразите крик одного из этих животных. (Вам в помощь – статья «Какие звуки издают животные») А малыш пусть покажет, какое животное так кричит.
  • Угадай, что звучит
Это аналог первой игры, только вместо инструментов используйте любые предметы. Например, постучите ложечкой о стакан, молотком по деревяшке или гвоздю, карандашом по столу.

Придумывайте свои игры на развитие слухового восприятия ребенка и играйте в них со своим чадом.