Качество жизни, связанное со здоровьем. Понятие «качество жизни связанное со здоровьем» и его оценка

Качество жизни, связанное со здоровьем

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, СВЯЗАННОЕ СО ЗДОРОВЬЕМ, КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ

Концепция качества жизни как ключевого фактора взаимодействия врача и пациента начала зарождаться в конце ХIХ в. Наиболее точно ее истоки отражены в известном принципе, сформулированном профессором Военно-медицинской академии С.П. Боткиным: "Лечить не болезнь, а больного". Эволюция парадигм клинической медицины ХХ в. протекала параллельно тенденциям изменения общественного здоровья. Академик Ю.П. Лисицын писал: "Примерно до середины ХХ века большинство медиков полагали, что большая часть заболеваний зависит от "внутренних факторов": наследственности, ослабления защитных сил организма и других - хотя уже к началу века складывалось убеждение о примате внешнесредовых факторов". В 1960-1970-х гг., когда приобрело популярность учение об эпидемиологии неэпидемических (неинфекционных, хронических) заболеваний, параллельно с обоснованием системы факторов риска для здоровья была обоснована концепция социальной обусловленности здоровья. В это же время ВОЗ расширяет понятие здоровья и определяет его как состояние физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней. Концепция социальной обусловленности здоровья положила начало развитию новой парадигмы клинической медицины - концепции качества жизни, вступившей в свои права в конце 1990-х гг. В этот период ВОЗ рекомендует рассматривать качество жизни как индивидуальное соотношение положения человека в жизни общества, в контексте культуры и систем ценностей этого общества с целями данного индивидуума, его планами, возможностями и степенью общего неустройства: "Качество жизни - это степень восприятия отдельными людьми или группами людей того, что их потребности удовлетворяются, а необходимые для достижения благополучия и самореализации возможности предоставляются". Другими словами, качество жизни - это степень комфортности человека как внутри себя, так и в рамках своего общества.

ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Интерес к исследованиям качества жизни в социологии возник в начале 1960-х гг., впервые у американских социологов, работавших над проблемой эффективности федеральных социальных программ. Одновременно качество жизни стало предметом изучения и других наук: психологии (прежде всего социальной), социологии и экономики. Для начального периода изучения качества жизни характерно отсутствие единого подхода как к самому понятию, так и к методологии исследований. Психологи прежде всего фокусировали внимание на аффективных и когнитивных структурных компонентах качества жизни. Социологи сосредоточились на изучении субъективных и объективных компонент, что привело к возникновению соответствующих методологических подходов. "Субъективные" подходы сконцентрировались на рассмотрении ценностных установок и переживаний, в то время как объективные - на таких факторах, как пища, жилье, образование. В первом случае элементами структуры качества жизни являются самочувствие и удовлетворенность жизнью, во втором - качество жизни определяется как "качество социальной и физической окружающей среды, в которой люди пытаются реализовать свои нужды и потребности".

Первая монография, предложившая отечественному научному сообществу врачей основы методологии исследования качества жизни в медицине, была опубликована в России в 1999 г. К одному из основополагающих принципиальных положений концепции качества жизни в медицине относился постулат о том, что для оценки состояния основных функций человека необходим универсальный критерий, включающий характеристику, как минимум, четырех составляющих благополучия: физической, психологической, социальной и духовной. Этот критерий и рассматривался как содержательное наполнение понятия "качество жизни".

В современной медицине широкое распространение получил также термин "качество жизни, связанное со здоровьем". Впервые он был предложен в 1982 г. для того, чтобы отличить аспекты качества жизни, относящиеся к состоянию здоровья и заботы о нем, от широкой общей концепции качества жизни. В 1995 г. была дана формулировка этого понятия, согласно которой связанное со здоровьем качество жизни - это оценка людьми субъективных факторов, определяющих их здоровье на данный момент, забота о здоровье и действия, способствующие его укреплению; умение достигать и поддерживать такой уровень функционирования, который позволял бы людям следовать своим жизненным целям и отражал бы уровень их благополучия.

По мнению российских авторов, связанное со здоровьем качество жизни подразумевает категорию, включающую сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического, социального благополучия и самореализации. Это комплекс психологического, социального, физического и духовного благополучия.

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, СВЯЗАННОЕ СО ЗДОРОВЬЕМ, В СОВРЕМЕННОЙ ПАРАДИГМЕ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ

Согласно современной парадигме клинической медицины, понятие "качество жизни, связанное со здоровьем", положено в основу понимания болезни и определения эффективности методов ее лечения. Качество жизни, связанное со здоровьем, оценивает компоненты этого качества, не связанные и связанные с заболеванием, и позволяет дифференцированно определить влияние болезни и лечения на состояние больного. Качество жизни является главной целью лечения при заболеваниях, не ограничивающих продолжительность жизни, дополнительной - при заболеваниях, ограничивающих продолжительность жизни, единственной - для пациентов в инкурабельной стадии заболевания. Изучение качества жизни, как указывают А.А. Новик и Т.И. Ионова, является общепринятым в международной практике высокоинформативным, чувствительным и экономичным методом оценки состояния здоровья как населения в целом, так и отдельных социальных групп. Исследование качества жизни в медицине в настоящее время особенно важно в таких направлениях, как фармакоэкономика, стандартизация методов лечения и экспертиза новых с использованием международных критериев, обеспечение полноценного мониторинга состояния больного, а также в проведении социально-медицинских популяционных исследований с выделением групп риска, обеспечении динамического наблюдения за этими группами и оценки эффективности профилактических программ.

Современная концепция качества жизни в медицине включает три главные составляющие:

) многомерность (качество жизни несет информацию о всех основных сферах жизнедеятельности человека);

) изменяемость во времени (в зависимости от состояния больного эти данные позволяют осуществлять мониторинг и в случае необходимости проводить коррекцию лечения и реабилитации);

) участие больного в оценке его состояния (оценку должен проводить сам пациент).

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, СВЯЗАННОЕ СО ЗДОРОВЬЕМ, КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Качество жизни, связанное со здоровьем, привлекает внимание не только медиков, поскольку его популяционные исследования - надежный и эффективный метод оценки благополучия населения. Целый ряд социальных наук, предметом изучения которых стало здоровье человека, ориентирован на изучение качества жизни как неотъемлемо связанного со здоровьем параметра.

Так, исследуя такую социологическую категорию, как удовлетворенность индивида здоровьем и жизнью в целом, И.В. Журавлева пишет: "Показатель удовлетворенности индивида своим здоровьем является интегральным психосоциальным эмпирическим показателем, поскольку, с одной стороны, он характеризует именно самооценку здоровья и отношение индивида к своей самооценке, с другой стороны, находится в сложном взаимодействии с оценками параметров качества жизни… Об этом свидетельствуют данные ВЦИОМа по исследованию качества жизни". Следовательно, качество жизни, связанное со здоровьем, может быть косвенно охарактеризовано посредством показателя удовлетворенности здоровьем. И.В. Журавлева подчеркивает также влияние гендерного фактора на показатели удовлетворенности здоровьем и составляющие качества жизни. Взаимосвязь показателя удовлетворенности жизнью со здоровьем показана и в работах И.Б. Назаровой (исследовано, в частности, занятое население). Автор утверждает: "Здоровье является одним из индикаторов качества жизни".

Взаимообусловленность качества жизни и здоровья объясняется социологическими теориями здоровья, такими как теория капитала (человеческого и социального), теория социального статуса, теория неравенства и социальной справедливости. Методологические подходы к исследованию качества жизни в его взаимосвязи со здоровьем в содержательном отношении весьма разнообразны.

Так, Назарова указывает, что в исследованиях Института социально-экономических проблем народонаселения РАН качественное состояние населения было "представлено в терминах потенциалов таких важных свойств человека, как здоровье (физическое, психическое, социальное), образование и квалификация (интеллектуальный уровень), культура и нравственность (социальная активность). Особое значение придается измерению способности к труду (трудового потенциала)". Следует заметить, что и в медицине именно факторы, связанные с утратой трудоспособности, являются основными в оценках социальной, медицинской и экономической эффективности здравоохранения.

Назарова также отмечает, что качество жизни может рассматриваться через поведение по сохранению здоровья (самосохранительное, здоровье- сберегающее поведение). Данное допущение основывается на созданной ею концептуальной модели взаимодействия поведения, статуса здоровья и качества жизни: поведение в отношении здоровья → статус здоровья → качество жизни. Как видим, модель связывает поведение по сохранению здоровья с уровнем здоровья, а уровень здоровья - с понимаемым качеством жизни.


ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В МОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ

Как уже было показано, качество жизни в целом, в том числе и связанное со здоровьем, является предметом изучения комплекса социальных наук. Обобщая методологические подходы к исследованию этой проблемы, следует вспомнить слова Боткина, что лечить надо не болезнь, а больного. Именно этот принцип, на время незаслуженно забытый и вновь ставший главенствующим во взаимоотношениях здравоохранения и населения в последние годы, наиболее ярко подчеркивает принадлежность качества жизни к предмету исследований социологии медицины. Ведь именно социологию медицины "интересует целостная личность в контексте ее медико-социального окружения". Близкая социологии медицины по предметному полю наука - общественное здоровье и здравоохранение - изучает прежде всего здоровье населения, популяционное здоровье. В то же время построить модель медико-социального поведения человека, групп населения по отношению к здоровью и здравоохранению, обосновать способы оптимизации такого поведения, предсказать социальные результаты применения новых организационных технологий, реформ в здравоохранении можно, только лишь изучая целостную личность в контексте ее медико-социального окружения.

Несмотря на разнообразие методик, единственным инструментом исследования качества жизни является опросник. Общим для содержательной стороны методик изучения качества жизни во взаимосвязи со здоровьем является объединение анализа условий, образа жизни и удовлетворенности ими . В то же время качество жизни - категория, характеризующая не столько интересы и ценности индивида и общества, сколько потребности. Так, Н.С. Данакин считает, что "качество жизни характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения". Немаловажное место в этой структуре составляют потребности, связанные со здоровьем. В свою очередь, потребности - регулятор поведения человека. Потому изучение качества жизни, связанного со здоровьем, должно неотъемлемо включать факторы образа жизни и поведения по отношению к здоровью (самосохранительного, здоровьесберегающего поведения). Таким образом, четыре компонента являются ключевыми в оценке качества жизни, связанного со здоровьем: условия жизни, образ жизни, удовлетворенность ими, поведение по отношению к здоровью. Поскольку социология медицины - это отрасль науки об обществе, основными методологическими принципами медико-социологического изучения качества жизни, связанного со здоровьем, очевидно являются следующие. Качество жизни, связанное со здоровьем, на индивидуальном уровне базируется на особенностях социального статуса и социальных отношений индивида; как комплексный показатель здоровья населения (групп, общества) формируется на основе социальных процессов, воздействующих на ценностные ориентации, установки, мотивации поведения в сфере здоровья. Социальное поведение в сфере здоровья (самосохранительное, здоровьесберегающее) посредством влияния на уровень здоровья регулирует качество жизни.

Институциональной формой организации отношений по удовлетворению потребностей общества в высоком качестве жизни, связанном со здоровьем, являются отношения в сфере охраны здоровья населения. В деятельности организационных структур медицины как социального института и системы здравоохранения как его инструмента реализуются регулирующие функции медицинской культуры общества.

Методологический аппарат социологии медицины, сочетая подходы социальных и медицинских наук, дает широкие возможности для того, чтобы наиболее полно обосновать концепцию социального управления здоровьем населения и медико-социальным поведением в рамках приоритета качества жизни, связанного со здоровьем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

качество жизнь медицина здоровье

1.)Лисицын Ю. П. Теории медицины ХХ века. М., 1999. C. 72.

.)Здоровье-21: Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ. Европейская серия по достижению здоровья для всех. 1999. № 6. С. 293.

.)См.: Ковынева О. А. Структура качества жизни и факторы его повышения // Экономика здравоохранения. 2006. № 8. С. 48-50.

.)См.: Нугаев Р. М., Нугаев M. A. Качество жизни в трудах социологов США // Социол. исслед. 2003. № 6. С. 100-105.

.)См.: Abbey A., Andrews F. Modeling the Psychological Determinants of Life Quality // Social Indicators Research. 1985. Vol. 16. P. 1-34.

6.)См.: Shuessler K. F., Fisher G.A. Quality-of-life research and sociology // Annual Review of Sociology. 1985. Vol. 11. P. 131.

7.)См.: Wingo L. The Quality of Life: Toward a micro-economic definition // Urban Studies. 1973. Vol. 10. P. 3-8.

8.)Нугаев Р. М., Нугаев M. A. Указ. соч. С. 101.

.)См.: Новик А. А., Ионова Т. И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. СПб.; М., 2002.

.)См.: Татькова А. Ю., Чечельницкая C. M., Румянцев A. Г. К вопросу о методике оценки качества жизни, обусловленного здоровьем // Пробл. соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2009. № 6. C. 46-51.

Тема: «Здоровье и качество жизни человека»
Здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благосостояния.

Качество жизни - многогранное понятие, охватывающее различные аспекты жизни человека, а не только непосредственно связанные с физическим состоянием здоровья.

С целью объективизации понятия, предпринимались попытки выявить "объективные" критерии качества жизни (уровень образования, финансовое благополучие, жилищные условия, питание и др.). Однако, при всей важности этих параметров, не меньшее значение имеют "субъективные" критерии - физическое, психическое и социальное благополучие, основанное на субъективном восприятии.

Высокая работоспособность невозможна, если у человека плохое здоровье. Только человек, здоровый как физически, так и духовно, может целиком отдаваться любому делу, быть творцом. Поэтому проблемы здоровья человека и его сохранения очень важны как для отдельного человека, так и для всего общества. Решением этих проблем занимается медицина, которая разрабатывает нормы безопасных пределов содержания в производственных помещениях пыли, газов, паров, поддержания оптимальных температур, влажности, шума, вибрации, степени ионизирующего излучения и т.д.

Проблемы здоровья и болезни человека особенно важны потому, что здоровый человек свободен в своих поступках, удовлетворении своих материальных и духовных потребностей (в рамках тех возможностей, которые предоставляются ему обществом). Болезнь же ограничивает человеческую свободу, добавляя к общественным ограничениям поступков человека ограниченные возможности его собственного тела. Поэтому отношение человека к своему телу не может быть просто отношением к некой природной, естественной объективности - человек встречается с необходимостью, ее языком и властью. И власть эта, запечатленная в телесной организации человека, отличается особой жестокостью и императивностью. Практически каждый человек имеет возможность убедиться в этом - достаточно вспомнить ощущение абсолютной беспомощности, которое охватывает человека, когда он тяжело болеет. Поэтому можно сказать, что телесность выступает как поток жизни, как жизнедеятельность человека в целом. А тело является статическим аспектом телесности, от которого человек никак и никогда не сможет избавиться, пока он живет. Ведь зачатием человек бросается в поток жизни помимо своей воли. Момент смерти также наступает независимо от желаний человека. Каждая стадия возрастных изменений принудительно ввергает человека в новую жизненную ситуацию. В силу указанных аспектов человеческой жизни вопросы здоровья человека также носят естественно-научный характер и составляют предмет медицины - науки, изучающей причины возникновения болезней человека, закономерности их развития, методы их распознавания и лечения, а также формы оптимальной организации медицинской помощи населению.

В отечественной медицинской науке здоровье человека определяется как нормальное психосоматическое состояние и способность человека оптимально удовлетворять свои материальные и духовные потребности.

Оно характеризуется биологическим потенциалом, физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех его задатков. В зависимости от того, кто является носителем здоровья (человек, группа, население, общество), выделяют следующие его типы:

Индивидуальное здоровье (человек, личность);

Здоровье группы (семья, профессиональная или возрастная группа);

Здоровье населения (популяционное, общественное).

В соответствии с типом здоровья в каждом обществе выработаны показатели, посредством которых дается количественная и качественная его характеристика.

В современной научной литературе существует более 100 определений понятия здоровья, из которых главным считается определение Всемирной организации здравоохранения, согласно которому здоровье - это объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального комфорта, а не просто отсутствие болезней. Поскольку ни одно определение здоровья не принято в качестве эталонного, то о состоянии здоровья человека ученые и медики судят на основании объективных данных, полученных в результате антропометрических, клинико-физиологи-ческих и лабораторных исследований, соотнесенных со среднестатистическими показателями возраста населения, профессиональной структуры и экологического состояния данного общества.

Физическое здоровье во многом определяется генетическим фактором. Также оно зависит от психического здоровья, которое, в свою очередь, тесно связано с социальным окружением человека, уровнем развития общества. Очень важную роль играет отношение человека к собственному здоровью, его образ жизни, наличие или отсутствие вредных привычек.

У каждого человека есть свои резервы здоровья. Это возможности максимальной работы органов нашего тела - сердца, легких, почек, печени и т.д., при которой они сохраняют свои функции.

Если здоровье - это нормальная жизнедеятельность организма, возможность свободного выполнения человеком всех своих обязанностей, а также осуществления его интересов, то болезнь - это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, потеря человеком своей свободы, что связано с потерей приспособительной функции и способностей организма. Чаще всего болезнь связана с нарушением согласованного течения обменных процессов в организме. Эти нарушения могут быть как количественными, так и качественными.

Для лечения болезней человек с давних пор стал применять различные лекарства, а также использовать различные процедуры. Первые лекарства, использовавшиеся человеком, имели в основном растительное или животное происхождение. Но по мере развития науки и техники в качестве лекарств все чаще стали использоваться вновь синтезированные органические и неорганические препараты. Доступность лекарств приводит к тому, что многие люди злоупотребляют ими, попадают в настоящую лекарственную зависимость. Результатом становятся широко распространившиеся лекарственные аллергии. Кроме того, многие лекарства наряду с полезным действием вызывают негативные побочные эффекты, среди которых нарушение обмена веществ, ослабление иммунитета, рост числа грибковых заболеваний и т.д. Бесконтрольное применение многих препаратов (в том числе, антибиотиков) приводит к привыканию организма к ним, он становится невосприимчивым к действию этих лекарств, поэтому болезнь не лечится, а переходит в хроническую форму.

Поэтому лекарства следует применять только в самом крайнем случае. Для поддержания оптимального самочувствия лучше обратиться к природным факторам. Ведь человек формировался среди естественной природы и связан с ней множеством нитей. Окружающая нас среда - леса, поля, парки, реки, ручьи и т.д. - содержит множество лечебных свойств и факторов, которые могут помочь нам лучше, чем многие лекарства.

Так, благотворно действует на человека умеренная работа на природе - в саду, огороде, на поле. Труд повышает обмен веществ, мобилизует силы, а также способствует психологической реабилитации человека. Очень полезны водные процедуры, особенно купание, избавляющее человека от заболеваний верхних дыхательных путей. Помогает лечение воздушными ваннами, особенно полезен зимний воздух, в котором отсутствует большая часть микробов. Раньше говорили о пользе загара, благоприятном воздействии солнечных лучей. Однако в последнее время в связи с разрушением озонового экрана на Землю проникает большее количество ультрафиолетовых лучей, что увеличивает риск заболеваний раком кожи.

В последнее время большой популярностью пользуется арома-терапия - лечение запахами. Давно известно, что запахи могут вызывать самые разнообразные эмоции. Приятные запахи поднимают настроение, повышают работоспособность, а неприятные могут вызвать головную боль, головокружение, повышение давления и т.д.

Поэтому уже врачи древности лечили некоторые болезни с помощью нюхательных солей. Сегодня известно, что растения выделяют сотни различных веществ, многие из которых полезны для человека. Поэтому популярностью пользуются различные ароматические масла, полезные в самых разных ситуациях.

Лечебным эффектом также обладает живописный ландшафт. Живописные картины природы поднимают настроение, снимают стресс, отвлекают от тяжелых переживаний. Может лечить тишина, наполненная звуками родной природы: пением птиц, шелестом деревьев, журчанием ручья. Особенно актуально это в условиях современных больших городов, жители которых постоянно подвергаются воздействию шумового загрязнения, способного вызвать не только легкие недомогания, но и тяжелые истощения нервной системы, язву желудка и пр.

Таким образом, для сохранения здоровья нужно чаще бывать на природе - в лесу, на лугу, у природных водоемов. Особенно важно это для горожан. Ведь намного проще предотвратить болезни, чем их лечить, а для этого важно вести здоровый образ жизни. Только так человек сможет полностью реализовать себя во всех сферах человеческой жизнедеятельности - в труде, быту, семейной жизни, социально-экономической и политической сферах, в сфере духовной культуры и образования.

Способность человека к самореализации и самоактуализации, прежде всего, определяется уровнем и качеством здоровья. Эти понятия введены в рамках новой науки - валеологии, ставящей своей целью сохранение здоровья души и тела человека. С точки зрения валеологии, больных людей нет. Все люди здоровы, но качество их здоровья - разное. Поэтому можно выделить семь валеологических уровней здоровья.

Последний, седьмой, уровень здоровья - реанимационный. Это состояние, угрожающее жизни человека. Спасти жизнь можно только в больнице.

Шестой уровень здоровья связан с состоянием, опасным для жизни человека. На этом уровне идет накопление различных болезней, сокращающих человеческую жизнь. К сожалению, большая часть городского населения находится на этом уровне.

На пятом уровне также накапливаются отдельные болезни, но и здоровье тоже накапливается. На этом уровне здоровья человек обладает низкой работоспособностью, он с трудом сохраняет внимание.

Четвертый уровень - уровень стабилизации, стадия ремиссии. У человека есть какие-то болезни, но они не проявляются, так как организму хватает собственных сил, чтобы справиться с ними и адаптироваться к окружающей среде. Человек обладает хорошей работоспособностью и антистрессовой защитой. Поэтому вывести большую часть населения на этот уровень здоровья - важнейшая задача современной медицины.

На третьем уровне здоровья человек способен к полной реализации своих планов и способностей.

Первый и второй уровни здоровья связаны с развитием у человека необычных способностей, например к целительству и пр.

Оценка качества жизни – это простой и надежный метод оценки общего благополучия человека. Можно оценить показатель качества жизни одного человека, группы людей, различных слоев населения и общества в целом. Можно проводить скрининг различных групп населения в различных регионах и осуществлять мониторинг общества в течение необходимого периода времени. Таким образом, исследование качества жизни является методом оценки социального благополучия населения.

Показатели качества жизни могут быть весьма полезными при оценке эффективности различных подходов к лечению, отработки оптимальных вариантов терапии того или иного заболевания. Изучение показателя качества жизни в динамике может дать весьма значимую информацию для оценки эффективности диспансерных мероприятий у лиц с хроническими заболеваниями. На наш взгляд периодическую оценку качества жизни необходимо проводить у пациентов получающих постоянную медикаментозную терапию (гипотензивную терапию у больных артериальной гипертензией, антиретровирусную терапию у больных вирусом иммунодефицита человека, гипогликемическую терапию у больных сахарным диабетом и др.).

Разумеется, любой человек, приложив определенные усилия, может перейти с более низкого на более высокий уровень здоровья. Для этого нужно вести здоровый образ жизни, придерживаться режима, получать регулярную физическую нагрузку, правильно (сбалансированно) питаться. И, конечно, человек должен поставить перед собой цель - улучшить собственное здоровье.

Список использованных источников
Дубнищева Т.Я.. Концепции современного естествознания. – Новосибирск: Изд-во ЮКЭА, 1997. – 832 с.

Дубнищева Т.Я., Пигерев А.Ю. Современное естествознание. – Изд-во ЮКЭА, 1998. – 159 с.

Дыбов А.М. Иванов В.А. Концепции современного естествознания. – Ижевск: «Удмуртский университет», 1999. – 320 с.

Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 208 с.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М.: «Высшая школа», 2001. – 334 с.

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, СВЯЗАННОЕ СО ЗДОРОВЬЕМ

В последние годы для оценки уровня социально-экономического благополучия в обществе все чаще стали использовать понятие «качество жизни» как интегральную оценку индивидуумом своего положения в жизни общества, соотношения этого положения со своими целями и возможностями. Другими словами, качество жизни отражает уровень комфортности человека в обществе и базируется на следующих основных компонентах:

условиях жизни - объективной, не зависящей от самого человека стороне его жизни (природная, социальная среда и др.);

образе жизни - субъективной, создаваемой самим человеком стороне жизни (общественная, трудовая, физическая, интеллектуальная активность);

удовлетворенности условиями и образом жизни.

Применительно к медицине используется оценка качество жизни, связанного со здоровьем, как интегральная характеристика физического, психологического и социального состояния больного, основанная на его субъективном восприятии действительности.

Исследования качества жизни, связанного со здоровьем, позволяют изучить влияние заболевания и результатов его лечения на показатели качества жизни больного человека в целом.

Самый эффективный метод оценки качества жизни - социологический опрос населения путем получения стандартных ответов на стандартные вопросы. Для этого применяют различные опросники (анкеты), которые бывают общие, применяемые для оценки качества жизни населения в целом, и специальные, используемые для оценки качества жизни при конкретных заболеваниях. Причем задача медицинской сестры (фельдшера, акушерки) научиться под руководством

врача правильной организации заполнения этих анкет пациентами и интерпретация полученных данных.

При изучении качества жизни, связанного со здоровьем, необходимо учитывать то обстоятельство, что имеются значительные несоответствия между показателями качества жизни, оцененными самими пациентами и «сторонними наблюдателями», например родственниками, друзьями. В первом случае, когда родные и близкие излишне драматизируют ситуацию, срабатывает так называемый «синдром телохранителя». Во втором случае проявляется «синдром благодетеля», когда они завышают реальный уровень качества жизни у больного. Именно поэтому в большинстве случаев только сам пациент может определить, что хорошо, а что плохо в оценке своего состояния.

Распространенной ошибкой является отношение к качеству жизни, связанному со здоровьем, как к критерию оценки степени тяжести заболевания. Нельзя строить заключения о влиянии какого-либо метода лечения на качество жизни больного, основываясь на динамике клинических показателей. Важно помнить, что качество жизни отражает не тяжесть течения процесса, а то, как пациент воспринимает свое заболевание.

Таким образом, исследование качества жизни, связанного со здоровьем, оказывается достаточно эффективным инструментом оценки состояния больного, планирования его лечения.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «здоровье», сформулированном в Уставе ВОЗ.

2. Перечислите показатели, которые принято использовать для оценки общественного здоровья.

3. Что такое фактор риска заболевания?

4. В какие группы объединяют факторы риска?

5. В каких направлениях ведется изучение народонаселения? Что изучает статика населения?

6. Что такое динамика населения? Какие виды движения населения выделяют в демографии?

7. Что такое рождаемость, как она рассчитывается? Какова динамика рождаемости в России?

8. Что такое коэффициент плодовитости, как он рассчитывается?

9. Как рассчитывается общий показатель смертности, в чем отличие смертности от летальности? Какова структура и динамика смертности в России?

10. Что такое естественный прирост (противоестественная убыль) населения, как он рассчитывается? Какая ситуация сложилась в России в конце прошлого - начале нынешнего века с естественным приростом населения?

11. Как ведется учет заболеваемости по данным обращаемости? Какие виды заболеваемости по этим данным обращаемости принято выделять в медицинской статистике?

12. Дайте определение понятия «первичная заболеваемость».

13. Дайте определение понятия «общая заболеваемость».

14. Какие показатели дополняют заболеваемость по данным обращаемости?

15. Что включает в себя исчерпанная (истинная) заболеваемость?

16. Какой документ используется во всех странах мира для изучения заболеваемости, аналитической обработки данных, проведения международных сравнений?

17. Что подразумевают под инвалидностью?

18. Сколько выделяют групп инвалидности? Охарактеризуйте каждую из них.

19. Какие виды стойкой потери трудоспособности принято выделять?

20. Дайте определения понятий «физическое здоровье», «гомео-стаз».

21. Какие существуют методы изучения физического здоровья?

22. Какие конституциональные типы физического здоровья принято выделять?

23. Дайте определение понятия «акселерация».

24. Перечислите существующие гипотезы акселерационных сдвигов. Какие проблемы перед медицинскими работниками ставит акселерация?

25. Что такое ретардация?

26. Дайте определение понятия «качество жизни».

27. Как проводится оценка качества жизни, какие бывают опросники?

Все однажды умрут. Но какую жизнь проживёт каждый? Будет с детства болеть, или болезнь настигнет в зрелом возрасте? Болезнь будет мучительной, человек будет страдать не вставая с постели, ходить по врачам и обследованиям, или же она настигнет в миг, уснул и не проснулся?

Смерть это естественный физиологический процесс, наступающий в результате болезни, несчастного случая или естественным образом (старость организма). Все однажды умрут.

Но какую жизнь проживёт каждый?

Будет с детства болеть, или болезнь настигнет в зрелом возрасте?

Болезнь будет мучительной, человек будет страдать не вставая с постели, ходить по врачам и обследованиям, или же она настигнет в миг, уснул и не проснулся?

Диагноз будет один или как букет полевых цветов, с разными запахами, оттенками, формами и размерами?

Человек умирает в 90 лет. По сегодняшним меркам он считается долгожителем. Но, при этом, последние лет 10-20 был прикован к постели и можно сказать, что не жил, а доживал свой срок.

В чем суть такого доживания, ведь не факт, что долгожитель был в твёрдом уме, а то и того подавно - мог быть без сознания. Или, к примеру, человек погибает в авиакатастрофе, при этом ни разу в своей жизни ни чихнув.

Качество жизни – это то, что нужно ценить прежде всего. Человек, испытывающий боль, как бы он не старался выглядеть счастливым, проецирует ее во внешний мир. Окружающим его людям не составляет труда считать эту информацию.

В современном мире принято перекладывать ответственность за качество своего здоровья, а значит и качество жизни, в руки профессионалов, по сути в руки незнакомых вам людей.

Которые видят вас впервые и понятия не имеют о том, что с вами происходило до прихода к ним и им, в бóльшей степени, безразлично, что с вами будет после. Такое отношение к своему здоровью считается нормой. Они учились – они знают, значит помогут мне победить недуг.

А знают ли, а помогут ли?

Есть крылатое выражение Н. Амосова «Не надейтесь, что врачи сделают вас здоровыми».

Скажу по секрету – не все врачи со своим то здоровьем могут справиться, сами ищут помощи у своих же коллег. А человек привык врачам доверять.

Я не ставлю задачу обесценить вклад и работу врачей. Я всего лишь хочу обратить внимание читателя на то, что ни кто не слышит ваш организм лучше вас самих. Только вы можете услышать и распознать сигналы своего тела.

Здоровый образ жизни – что это значит?

Следить за своим здоровьем не равно БЫТЬ здоровым.

Ходить в спортзал, бегать трусцой, придерживаться неимоверно правильного питания - совсем не означает знания и чувствование своего тела, органов и систем. Ко мне приходят разные пациенты.

Кто-то влюблён в свою боль и ни при каких условиях, на подсознательном уровне, не хочет с ней расставаться.

Им выгодно болеть. Своей болезнью они легко могут манипулировать другими, получать любовь и внимание к себе.

От меня им нужна якобы волшебная таблетка, от которой боль пройдёт. А на самом деле им нужно мое время, внимание и моя энергия.

Кому-то выгодно постоянно лечиться, тем самым создавая себе мнимую занятость: я сегодня сдал такие-то и такие-то анализы, прошёл тех-то и тех-то врачей.

Такие товарищи приходят стабильно раз в неделю, при этом сами ни чего не делают для себя любимого, хотя все карты я открыла. Но есть пациенты, которым выгодно быть здоровыми.

Им нужна от меня информация «как сделать так, чтобы не болеть». На приёме я знакомлю пациентов с их организмом, рассказываю органные и системные взаимосвязи, учу слышать себя и находить причину недугов. А уж на сколько пациент готов сам справляться (под моим контролем) это зависит от его приверженности, таланта, мотивации и стремления. Вылечить пациента – это для меня не самоцель.

Научить пациента улучшать качество своей жизни – в этом моя задача. Ведь это великое дело не зависеть от доктора, таблеток, медосмотров.

Жить лёгкой жизнью в лёгком теле. Не думать о насморке, головной и менструальной боли, и боли в спине, не скрипеть коленями и быстро засыпать крепким сном, а просыпаться со свежим видом и светлой головой.

Последние годы люди перестали отдавать себе отчёт в том, сколько денег они оставляют в аптеке: витамины, иммуностимуляторы, спазмолитики, противочихины, противокашлины и ещё что-нибудь, на всякий случай, чтобы было, а то вдруг - а у меня клизмы нет, или что-нибудь «от сердца».

И вот, вы уже счастливый обладатель «полаптеки», запихиваете в себя что-то упаковками, не понимая что это такое и зачем все это нужно. Бывает и такое, слушаю пациента и чувствую себя как на лекции по фарме.

Меня в такие моменты удивляет то, как пациентам удаётся все это держать в своей голове, зачем им все эти знания и, самое главное, если вам все эти таблетосы не помогают зачем вы их с завидной старательностью изучаете, покупаете и в себя толкаете?

Видимо, человек старается быть здоровым. Но, разве в таких случаях можно говорить о качестве жизни? Качественная жизнь – это когда не болит, а если болит, то ты знаешь как без аптеки с этим справиться.

Качество жизни – это когда женский пол не оставляет тысячи денег в косметических магазинах (потому, что крем ночной закончился) и кабинетах (потому что мне 30, а я выгляжу на 35 и у меня подростковые прыщи).

Качество жизни – это когда мужчину 35-ти годов от роду не забирают на скорой с инфарктом, потому что у него ни когда, ни чего не болело.

Качество жизни – это когда в семье рождается ребёнок и родителям не нужно собирать огромные суммы денег ребёнку на срочную операцию в Израиле.

У здоровых родителей не рождаются дети инвалиды. Роди – тебе полегче со здоровьем будет, сегодня «луна в козероге» мне нужно срочно забеременеть, поедем в Индию и там заделаем ребёночка потому что там место силы, но при этом у женщины букет болячек – пища не усваивается, прыщи не только на лице, мужчина жесткий сыроед и инфантил.

Но все уверены, что их Бог любит и подарит им здоровое дитя, а в итоге рождаются несчастные чебурашки.

И это считается качественной жизнью?

Говорят, что больные дети даются родителям за их грехи. Да, это так. Прежде чем подарить жизнь другому, приведите свою в порядок. Научись себя знать, слышать свой организм.

Научись останавливать развитие патологии и восстанавливать своё тело. Научись легко справляться с простудой без таблеток и тогда жизнь засверкает другими лучами и красками.

Тогда и можно будет сказать: «Я живу качественную жизнь благодаря качественному здоровью».

Анна Клюева

Здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благосостояния. Качество жизни - многогранное понятие, охватывающее различные аспекты жизни человека, а не только непосредственно связанные с физическим состоянием здоровья. С целью объективизации понятия, предпринимались попытки выявить "объективные" критерии качества жизни (уровень образования, финансовое благополучие, жилищные условия, питание и др.). Однако, при всей важности этих параметров, не меньшее значение имеют "субъективные" критерии - физическое, психическое и социальное благополучие, основанное на субъективном восприятии. Высокая работоспособность невозможна, если у человека плохое здоровье. Только человек, здоровый как физически, так и духовно, может целиком отдаваться любому делу, быть творцом. Поэтому проблемы здоровья человека и его сохранения очень важны как для отдельного человека, так и для всего общества. Решением этих проблем занимается медицина, которая разрабатывает нормы безопасных пределов содержания в производственных помещениях пыли, газов, паров, поддержания оптимальных температур, влажности, шума, вибрации, степени ионизирующего излучения и т.д. Проблемы здоровья и болезни человека особенно важны потому, что здоровый человек свободен в своих поступках, удовлетворении своих материальных и духовных потребностей (в рамках тех возможностей, которые предоставляются ему обществом). Болезнь же ограничивает человеческую свободу, добавляя к общественным ограничениям поступков человека ограниченные возможности его собственного тела. Поэтому отношение человека к своему телу не может быть просто отношением к некой природной, естественной объективности - человек встречается с необходимостью, ее языком и властью. И власть эта, запечатленная в телесной организации человека, отличается особой жестокостью и императивностью. Практически каждый человек имеет возможность убедиться в этом - достаточно вспомнить ощущение абсолютной беспомощности, которое охватывает человека, когда он тяжело болеет. Поэтому можно сказать, что телесность выступает как поток жизни, как жизнедеятельность человека в целом. А тело является статическим аспектом телесности, от которого человек никак и никогда не сможет избавиться, пока он живет. Ведь зачатием человек бросается в поток жизни помимо своей воли. Момент смерти также наступает независимо от желаний человека. Каждая стадия возрастных изменений принудительно ввергает человека в новую жизненную ситуацию. В силу указанных аспектов человеческой жизни вопросы здоровья человека также носят естественно-научный характер и составляют предмет медицины - науки, изучающей причины возникновения болезней человека, закономерности их развития, методы их распознавания и лечения, а также формы оптимальной организации медицинской помощи населению. В отечественной медицинской науке здоровье человека определяется как нормальное психосоматическое состояние и способность человека оптимально удовлетворять свои материальные и духовные потребности. Оно характеризуется биологическим потенциалом, физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех его задатков. В зависимости от того, кто является носителем здоровья (человек, группа, население, общество), выделяют следующие его типы:
    индивидуальное здоровье (человек, личность); здоровье группы (семья, профессиональная или возрастная группа); здоровье населения (популяционное, общественное).
В соответствии с типом здоровья в каждом обществе выработаны показатели, посредством которых дается количественная и качественная его характеристика. В современной научной литературе существует более 100 определений понятия здоровья, из которых главным считается определение Всемирной организации здравоохранения, согласно которому здоровье - это объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального комфорта, а не просто отсутствие болезней. Поскольку ни одно определение здоровья не принято в качестве эталонного, то о состоянии здоровья человека ученые и медики судят на основании объективных данных, полученных в результате антропометрических, клинико-физиологи-ческих и лабораторных исследований, соотнесенных со среднестатистическими показателями возраста населения, профессиональной структуры и экологического состояния данного общества. Физическое здоровье во многом определяется генетическим фактором. Также оно зависит от психического здоровья, которое, в свою очередь, тесно связано с социальным окружением человека, уровнем развития общества. Очень важную роль играет отношение человека к собственному здоровью, его образ жизни, наличие или отсутствие вредных привычек. У каждого человека есть свои резервы здоровья. Это возможности максимальной работы органов нашего тела - сердца, легких, почек, печени и т.д., при которой они сохраняют свои функции. Если здоровье - это нормальная жизнедеятельность организма, возможность свободного выполнения человеком всех своих обязанностей, а также осуществления его интересов, то болезнь - это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, потеря человеком своей свободы, что связано с потерей приспособительной функции и способностей организма. Чаще всего болезнь связана с нарушением согласованного течения обменных процессов в организме. Эти нарушения могут быть как количественными, так и качественными. Для лечения болезней человек с давних пор стал применять различные лекарства, а также использовать различные процедуры. Первые лекарства, использовавшиеся человеком, имели в основном растительное или животное происхождение. Но по мере развития науки и техники в качестве лекарств все чаще стали использоваться вновь синтезированные органические и неорганические препараты. Доступность лекарств приводит к тому, что многие люди злоупотребляют ими, попадают в настоящую лекарственную зависимость. Результатом становятся широко распространившиеся лекарственные аллергии. Кроме того, многие лекарства наряду с полезным действием вызывают негативные побочные эффекты, среди которых нарушение обмена веществ, ослабление иммунитета, рост числа грибковых заболеваний и т.д. Бесконтрольное применение многих препаратов (в том числе, антибиотиков) приводит к привыканию организма к ним, он становится невосприимчивым к действию этих лекарств, поэтому болезнь не лечится, а переходит в хроническую форму. Поэтому лекарства следует применять только в самом крайнем случае. Для поддержания оптимального самочувствия лучше обратиться к природным факторам. Ведь человек формировался среди естественной природы и связан с ней множеством нитей. Окружающая нас среда - леса, поля, парки, реки, ручьи и т.д. - содержит множество лечебных свойств и факторов, которые могут помочь нам лучше, чем многие лекарства. Так, благотворно действует на человека умеренная работа на природе - в саду, огороде, на поле. Труд повышает обмен веществ, мобилизует силы, а также способствует психологической реабилитации человека. Очень полезны водные процедуры, особенно купание, избавляющее человека от заболеваний верхних дыхательных путей. Помогает лечение воздушными ваннами, особенно полезен зимний воздух, в котором отсутствует большая часть микробов. Раньше говорили о пользе загара, благоприятном воздействии солнечных лучей. Однако в последнее время в связи с разрушением озонового экрана на Землю проникает большее количество ультрафиолетовых лучей, что увеличивает риск заболеваний раком кожи. В последнее время большой популярностью пользуется арома-терапия - лечение запахами. Давно известно, что запахи могут вызывать самые разнообразные эмоции. Приятные запахи поднимают настроение, повышают работоспособность, а неприятные могут вызвать головную боль, головокружение, повышение давления и т.д. Поэтому уже врачи древности лечили некоторые болезни с помощью нюхательных солей. Сегодня известно, что растения выделяют сотни различных веществ, многие из которых полезны для человека. Поэтому популярностью пользуются различные ароматические масла, полезные в самых разных ситуациях. Лечебным эффектом также обладает живописный ландшафт. Живописные картины природы поднимают настроение, снимают стресс, отвлекают от тяжелых переживаний. Может лечить тишина, наполненная звуками родной природы: пением птиц, шелестом деревьев, журчанием ручья. Особенно актуально это в условиях современных больших городов, жители которых постоянно подвергаются воздействию шумового загрязнения, способного вызвать не только легкие недомогания, но и тяжелые истощения нервной системы, язву желудка и пр. Таким образом, для сохранения здоровья нужно чаще бывать на природе - в лесу, на лугу, у природных водоемов. Особенно важно это для горожан. Ведь намного проще предотвратить болезни, чем их лечить, а для этого важно вести здоровый образ жизни. Только так человек сможет полностью реализовать себя во всех сферах человеческой жизнедеятельности - в труде, быту, семейной жизни, социально-экономической и политической сферах, в сфере духовной культуры и образования. Способность человека к самореализации и самоактуализации, прежде всего, определяется уровнем и качеством здоровья. Эти понятия введены в рамках новой науки - валеологии, ставящей своей целью сохранение здоровья души и тела человека. С точки зрения валеологии, больных людей нет. Все люди здоровы, но качество их здоровья - разное. Поэтому можно выделить семь валеологических уровней здоровья. Последний, седьмой, уровень здоровья - реанимационный. Это состояние, угрожающее жизни человека. Спасти жизнь можно только в больнице. Шестой уровень здоровья связан с состоянием, опасным для жизни человека. На этом уровне идет накопление различных болезней, сокращающих человеческую жизнь. К сожалению, большая часть городского населения находится на этом уровне. На пятом уровне также накапливаются отдельные болезни, но и здоровье тоже накапливается. На этом уровне здоровья человек обладает низкой работоспособностью, он с трудом сохраняет внимание. Четвертый уровень - уровень стабилизации, стадия ремиссии. У человека есть какие-то болезни, но они не проявляются, так как организму хватает собственных сил, чтобы справиться с ними и адаптироваться к окружающей среде. Человек обладает хорошей работоспособностью и антистрессовой защитой. Поэтому вывести большую часть населения на этот уровень здоровья - важнейшая задача современной медицины. На третьем уровне здоровья человек способен к полной реализации своих планов и способностей. Первый и второй уровни здоровья связаны с развитием у человека необычных способностей, например к целительству и пр. Оценка качества жизни – это простой и надежный метод оценки общего благополучия человека. Можно оценить показатель качества жизни одного человека, группы людей, различных слоев населения и общества в целом. Можно проводить скрининг различных групп населения в различных регионах и осуществлять мониторинг общества в течение необходимого периода времени. Таким образом, исследование качества жизни является методом оценки социального благополучия населения. Показатели качества жизни могут быть весьма полезными при оценке эффективности различных подходов к лечению, отработки оптимальных вариантов терапии того или иного заболевания. Изучение показателя качества жизни в динамике может дать весьма значимую информацию для оценки эффективности диспансерных мероприятий у лиц с хроническими заболеваниями. На наш взгляд периодическую оценку качества жизни необходимо проводить у пациентов получающих постоянную медикаментозную терапию (гипотензивную терапию у больных артериальной гипертензией, антиретровирусную терапию у больных вирусом иммунодефицита человека, гипогликемическую терапию у больных сахарным диабетом и др.). Разумеется, любой человек, приложив определенные усилия, может перейти с более низкого на более высокий уровень здоровья. Для этого нужно вести здоровый образ жизни, придерживаться режима, получать регулярную физическую нагрузку, правильно (сбалансированно) питаться. И, конечно, человек должен поставить перед собой цель - улучшить собственное здоровье.

Список использованных источников

    Дубнищева Т.Я.. Концепции современного естествознания. – Новосибирск: Изд-во ЮКЭА, 1997. – 832 с. Дубнищева Т.Я., Пигерев А.Ю. Современное естествознание. – Изд-во ЮКЭА, 1998. – 159 с. Дыбов А.М. Иванов В.А. Концепции современного естествознания. – Ижевск: «Удмуртский университет», 1999. – 320 с. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 208 с. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М.: «Высшая школа», 2001. – 334 с.