Как найти свое занятие в жизни. Как найти занятие по душе. Как продолжать заниматься своим хобби и не бросать его

Приходя в новый коллектив, каждый рискует не вписаться в его текущую по определенным правилам жизнь, вызвав тем самым негативное отношение к себе коллег и начальства. Хорошо, если удается сразу же понять свои ошибки и исправить их, но если начавшееся противостояние по разным причинам заходит слишком далеко, новый работник может оказаться жертвой общей нелюбви, презрения, насмешек, а также мелких и крупных пакостей. Это явление в психологии носит название «моббинг». Что это такое и как можно противостоять ему, мы подробно обсудим далее в статье.

Различия между моббингом и рабочими конфликтами

Прежде всего, нужно точно понять, чем отличается моббинг от обычных склок, нередких в любом коллективе. Например, когда начальник отчитывает за разгильдяйство, потому что вы забыли переслать куда-то документы, а затем вам влетает еще и от его секретарши, напоминавшей об этом поручении несколько раз, - то это не травля, а реакция на вашу безалаберность.

А вот если придя на работу, вы, например, регулярно слышите фразу от коллег: «О, явился, а мы думали, под машину попал и, наконец-то, избавил нас от своего общества!» или обнаруживаете, что у вас в компьютере стерты важные файлы, перемешаны документы, а на столе лежат осколки любимой чашки и т. п., то, скорее всего, вы - жертва моббинга.

В некоторых коллективах подобное отвратительное явление может возникнуть и в отношениях между отдельно взятыми людьми. Например, начальник третирует кого-то из подчиненных, проявляя вроде бы необоснованную неприязнь. Такой психологический феномен носит название «буллинг».

Что может спровоцировать моббинг

Итак, буллинг и моббинг - что это такое? Что их провоцирует? Как выясняется, чаще всего причины возникновения этих явлений оказываются довольно понятными, и одной из них может стать элементарная зависть.

Представьте себе на миг - в коллектив, где самому младшему сотруднику давно перевалило за сорок, приходит молодой, полный сил и энергии работник. Вполне объяснимо, что его не примут сразу же с распростертыми объятиями. И его молодость, и здоровье, и возможность легко сделать карьеру будут вызывать у засидевшихся на своих местах «замшелых» коллег зависть.

А если среди сотрудников подбирается компания людей, давно мечтавших, но так и не сумевших вскарабкаться по карьерной лестнице, то они могут пойти и более легким путем удовлетворения личных амбиций: предпринять попытку полного подчинения себе кого-либо из коллег. В качестве объекта обычно выбирается самый слабый человек, и процесс его травли позволяет негодяям чувствовать себя значительными персонами.

Моббинг - признак безделья

В коллективах с неправильно организованными и распределенными обязанностями сотрудников также очень часто возникает моббинг. На работе, где люди просто маются от ничегонеделания и ищут любую возможность убить время, названное явление оказывается чем-то, что может их занять, всколыхнуть и сделать существование осмысленным.

В таких условиях любой трудоголик может оказаться изгоем. «Тебе что, больше всех нужно? Чего ты выслуживаешься перед начальником?» - вот аргументы общего недовольства. Кстати, особенно подвержены этому явлению коллективы, в которых невозможно продвинуться в карьере, если не являешься любимчиком босса.

Причины моббинга

Причиной моббинга может стать и жесткая конкуренция. Как правило, в таком случае к жертве даже не испытывают особой неприязни, просто она оказывается в какой-то момент помехой на пути к желанной должности или окладу.

Важно также знать, что моббинг на работе чаще всего оказывается направленным на людей с определенным складом характера. Как обратили внимание исследователи, его жертвами, как правило, становятся нытики, слабые и закомплексованные личности, а также слишком выделяющиеся на общем фоне (так называемые белые вороны), угрюмые и нелюдимые или странноватые одиночки. Все они способны вызвать у коллег и начальства раздражение и желание подмять и унизить.

Еще раз о том, кто может стать жертвой моббинга

О людях, оказавшихся под психологическим прессингом, нужно рассказать подробнее, так как, по большому счету, на месте жертвы моббинга может оказаться любой. И, кстати, в отличие от или травли одноклассника в школе, когда обычно преследуют цель покорить жертву и сделать ее безвольной, моббинг применяют к тому, от кого хотят избавиться, вынудить уволиться.

Моббинг в коллективе может проявляться в адрес как новичков, чем-то опасных для старожилов, так и компетентных опытных работников, заставляющих своих коллег мучиться

Любимчиков начальства будут травить из зависти, а начальников невысокого ранга попытаются «выдавить», чтобы поставить на их место более «удобных» и сговорчивых. Довольно часто моббингу подвергаются нагловатые, слишком самоуверенные и высокомерные сотрудники (жертва отнюдь не всегда является ангелом) из-за общей неприязни к их личности или люди, отвергнувшие предложенную дружбу, а иногда причиной являются и сексуальные домогательства со стороны начальства (как правило, это относится уже к буллингу).

Как развивается моббинг

Независимо от того, где развивается моббинг (в школе или в офисе), он проходит несколько фаз. И основой для появления этого психологического феномена служит, как правило, нездоровый климат в коллективе, который подпитывается высокой эмоциональной напряженностью. Длиться долго подобное не может, поэтому члены коллектива бессознательно ищут «виноватого», которым всегда оказывается кто-то, вызывающий всеобщее раздражение (выше мы уже говорили о личности жертвы).

В адрес выбранного «козла отпущения» начинают сыпаться насмешки и издевки. Со временем этого становится мало, и увлеченные процессом травли сотрудники или одноклассники уже вовсю стараются унизить жертву, образуя вокруг нее вакуум в виде отсутствия общения и поддержки, что, конечно же, не может не сказываться и на выполнении рабочих обязанностей.

Последнее, в свою очередь, вызывает недовольство начальства, особенно если оно не сильно интересуется жизнью своих подчиненных. В итоге этого жертве моббинга приходится уходить из коллектива.

Разновидности моббинга

В психологии различают два вида названного прессинга: так называемый белый и черный. Хотя понятно, что сущность моббинга не зависит от того, какого он "цвета" - он при любых условиях остается признаком нездоровых, а часто и просто садистских наклонностей определенных людей.

"Белый" (латентный) моббинг проявляется исподтишка. Давление, как правило, скрывается, а сотрудники старательно открещиваются от каких бы то ни было неблаговидных поступков. Они подчеркивают, что человек, чувствующий себя жертвой, попросту слишком обидчивый и мнительный.

Кстати, подобное поведение очень коварно, так как вынуждает попавшего под прессинг постоянно сомневаться в своих профессиональных и личностных качествах и безрезультатно пытаться наладить отношения с коллегами.

"Черный" моббинг - это открытый конфликт. Моббер при этом дает жертве понять, что она чем-то не угодила, и прямо сообщает, что этому сотруднику не место в коллективе. В этом его поддерживают и остальные.

Инструменты моббинга

Моббинг и буллинг (сущность и способы противостояния мы рассматриваем в этой статье) проявляются в определенном наборе инструментов травли.

Чаще всего в результате которого работник становится просто невидимкой для своих коллег: с ним никто не разговаривает, не делится новостями, его не зовут на корпоративы и всячески игнорируют его присутствие.

Нередко к жертве применяют неоправданные придирки. Такое поведение особенно характерно для начальника по отношению к жертве-подчиненному.

К новичкам часто применяют и такое оружие, как дезинформирование. Например, если опытный сотрудник, которому поручили взять шефство над новеньким, почувствует в последнем явного соперника, то он может специально искажать какие-то сведения и вызвать в результате недовольство начальства профессиональным уровнем вновь принятого, вплоть до его увольнения.

Жертве моббинга могут портить и личные вещи, и те, за которые она несет материальную ответственность, а в некоторых случаях даже применять угрожающие здоровью методы (слабительное в чай или подножка - да мало ли на что у негодяя хватит фантазии!).

Что следует делать, чтобы не подвергнуться моббингу

Для того чтобы избежать возможного конфликта на новом месте работы, следует сразу же выполнять набор определенных правил:

  • Не нужно хвастаться. Успехи и явные достоинства одного из сотрудников могут сильно раздражать коллектив. Зависть, как вы знаете, способна толкнуть людей на самые нелицеприятные действия, поэтому не будите ее: не стоит хвалиться богатым поклонником, роскошно проведенным отпуском, автомобилем, полученным в подарок и т. п.
  • Старайтесь быстро перенять законы, по которым живет данный коллектив. В любом сообществе, существующем достаточно долго, неизбежно появление своеобразного корпоративного устава, которому подчиняются все его члены. Человек, игнорирующий его (совместное проведение вечеринок, запрет на макияж на рабочем месте, угощения в честь своего дня рождения или иных семейных торжеств и т. п.), рискует вызвать негативное отношение коллег и даже начальника.

Достойное поведение - способ избежать моббинга

Приведенные выше правила можно дополнить и еще несколькими пунктами, которые позволят предупредить моббинг:

  • В организации новичку очень важно сразу же определить ее чтобы заручиться его поддержкой.
  • Нужно быть сдержанными в высказываниях: не унижать коллег и не сплетничать о них.
  • Не реагировать и не обижаться на колкие замечания.
  • Быть со всеми доброжелательным и приветливым, но не заискивать и не унижаться.
  • Не позволять унижать себя, так как в любом коллективе не любят безответных и слабых.
  • Попытаться поговорить начистоту со своим обидчиком, но важно быть при этом спокойным и не переходить на оскорбления. Заданный в лоб вопрос: «Я чем-то вам не понравился?» даст понять мобберу, что вы разобрались в ситуации и молчать не собираетесь.

Последствия моббинга

Все перечисленные выше советы должны помочь избежать или хотя бы свести к минимуму конфликтную ситуацию. И это очень важно, так как моббинг и буллинг имеют весьма серьезные последствия для тех, кто подвергся гонению. Как и другие виды насилия, упомянутые не могут пройти бесследно: в Европе, например, подсчитали, что 10% людей, подвергшихся прессингу на работе, закончили жизнь самоубийством.

У многих жертв на почве постоянного стресса развивается бессонница, появляются невротические состояния и ослабевает иммунитет, что, конечно же, не может не сказаться на возможности выполнять свои рабочие обязанности.

Как правильно вести себя жертве моббинга

Вы, наверное, поняли из материалов статьи, где мы обсуждали моббинг, что это такое - проявление коллективной психологии, которое может привести к очень серьезным последствиям. Поэтому если простой способ избежать травли - увольнение - неприемлем, и жертва действительно ценит свое место работы, ей нужно приложить максимум усилий, чтобы названная роль стала недолговечной:

  • Сложившуюся ситуацию в первую очередь нужно рассматривать как возможность тренировки для выявления своих слабостей и усиления черт характера, помогающих противостоять стрессам.
  • Жертве стоит попробовать наплевать на нападки, если они достаточно безобидны, и это может принести результат. Моббер, обнаружив, что он не в силах больно ранить жертву, оставит свои попытки.
  • Всегда можно собрать команду из единомышленников, способную достойно противостоять тирану.
  • Найти покровителя, который сможет защитить от нападок.
  • Обратиться к психологу.

И самое главное - нужно научиться смеяться над собой и над моббером, который в любой момент может занять место жертвы (и никто не знает, как он справится с этой ситуацией!).

Несколько слов напоследок

Эмоциональное насилие на работе - это явление, которое тяжело сказывается не только на жертве, но и на всем коллективе. Ведь в нем уже не могут в полную силу отдаваться своим обязанностям - интересы и внимание людей теперь оказываются направленными на другое.

Поэтому руководителям следует оказывать особо пристальное внимание созданию нормальной рабочей атмосферы среди подчиненных, следя за тем, чтобы возникшие конфликты разрешались быстро и справедливо. Только такой подход не позволит сотрудникам на своем горьком опыте узнать, как жесток моббинг, что это такое.


Психологическая травля не является редкостью в наше время. Прессинг со стороны недоброжелателей, завистников или же просто моральных абьюзеров и неглектов ставит под вопрос благополучное пребывание в этом мире. Так что же делать, если вы стали жертвой морального давления и психологического прессинга?.

Моббинг и буллинг: сущность и способы противостояния

Моббинг - это психологическая травля в коллективе. Самым распространенным способом моббинга является психологическое насилие, а целью моббинга является последующее увольнение сотрудника, хотя вернее было бы сказать - самоувольнение, или увольнение по собственному желанию вследствие психологического прессинга или травли.

Что такое моббинг со стороны абьюзера и морального насильника? Психологический моббинг это специфическое и заранее спланированное поведение, как правило - группы людей, в виде психологического террора и травли в отношении какого-либо работника со стороны начальства, подчиненных и коллег, целью которого является провокация этого человека на последующее увольнение.


Чем моббинг отличается от буллинга?

По сути, моббинг и буллинг - довольно схожие понятия, буллинг означает преследование и травлю "тет-а-тет" (один на один), когда психологический моббинг, в свою очередь, означает преследование кого-либо из подчиненных со стороны начальника, руководителя или коллег, которое последовательно вовлекает других сотрудников в психологию и практику травли жертвы моббинга. Также стоит отменить, что когда мы говорим о моббинге, как правило, в этот процесс негласно вовлечено руководство, именно поэтому помощь жертве получить в такой ситуации крайне сложно.

Моббинг: способы противостояния

Жертва моббинга, как правило, начинает испытывать серьезный психологический дискомфорт. Стоит признать, что моббинг является одним из самых изощренный способов спровоцировать человека уйти с работы, ведь методы моббинга завуалированы и скрыты, в отличие от прямого конфликта, когда обе стороны открыто выражают свой негатив и претензии в адрес друг друга.

Методы психологической травли на работе (методы и способы моббинга) включают в себя запугивание, распространение слухов, социальная изоляция, игнорирование сотрудниками на работе. Последствия такого отношения не заставят себя ждать человека, который впервые столкнулся с моббингом: враждебное отношение, а что самое главное - скрытое враждебное отношение и завуалированное, приводит к ухудшению состояния физического и психического здоровья человека, который стал жертвой преследования.


Как правило, чтобы избавиться от моббинга и травли на работе, достаточно обратиться к психологу или HR-психологу, который есть во многих офисах и предприятиях. Тем не менее, если Вы столкнулись с травлей на работе, а психолога на месте Вашей работы нет, мы настоятельно рекомендуем Вам получить помощь психолога или психотерапевта нашего Центра - позвоните нам, и администратор подберет Вам психолога-конфликтолога, а также запишет на прием в любое удобное для Вас время, либо организует выезд к Вам на работу, либо встречу в кафе г. Москвы, комфортное для Вашего посещения. Также напоминаем, что Вы можете получить консультацию психолога-конфликтолога, а также HR-психолога в удаленной форме посредством Skype-консультации, а также имеете возможность вызвать психолога-конфликтолога или HR-психолога на дом.

Моббинг (от англ. mob - толпа) - форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его последующего увольнения. Также моббинг часто встречается в детской среде. Сверстники издеваются, высмеивают своих же ровесников, которые возможно не так, как принято в их среде, одеваются, ведут себя и т. п.

Виды моббинга:

  • Бойкот
  • Придирки
  • Насмешки
  • Предоставление ложной информации
  • Доносительство
  • Различные издевательства

Моббинг можно охарактеризовать как «психологический террор», который включает «систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного». Вариации поведения, типичных для моббинга: утаивание необходимой информации, социальная изоляция, клевета, непрекращающаяся критика, распространение необоснованных слухов, высмеивание.

В чём смысл и причина моббинга с психологической точки зрения?

Стимулов к возникновению моббинга не так и много. Один из главных - это страх, являющийся одной из самых сильных наших эмоций. Не секрет, что в коллективе проявляется настороженное отношение к тем, кто "не такой, как все", "чужак". При этом моббинг по причине такого страха не возникает в новых сообществах, где, по сути, еще нет разделения на "своих" и "чужих". А вот в устоявшемся коллективе реакция моббинга вполне вероятна, как только в группе появляется новичок с неординарным поведением или внешностью.

Другой причиной, запускающей механизм моббинга, является внутреннее напряжение всего коллектива. Оно возникает по самым разным причинам, но бесконечно копиться не может - требуется выход, разрядка. И как только один из членов группы спровоцирует негативный выплеск эмоций в свой адрес, то разовая агрессия, подогреваемая всеобщим напряжением, может перерасти в полновесную эмоциональную травлю.

Ещё одна причина моббинга - это безделье и скука. Когда члены группы заняты выполнением поставленных перед ними задач, им просто нет нужды тратить время и силы на психологический террор. А невостребованность вполне может быть компенсирована агрессией

Организационные причины моббинга (вожатым на заметку)

  • отсутствие обратной связи
  • попустительское отношение к любителям интриг и закулисных игр
  • плохая организация информационных потоков
  • расплывчатые границы ответственности и обязанностей
  • отсутствие системы и возможностей для введения в состояние успеха
  • превалирование личных (любимчики) или родственных связей между подопечными и взрослым
  • большая перегрузка отдельных детей.

Что из себя представляет типичный школьный моббер?

Один из распространённых мифов гласит, что зачинщиками моббинга являются неуверенные в себе личности. Но это совсем не так. Как правило, мoбберы - это физически сильные ученики с большим самомнением и высоким уровнем агрессии по отношению к детям и взрослым. У них отмечается выраженная тяга к насилию и низкий уровень эмпатии – они не испытывают чувства сопереживания и не в состоянии поставить себя на место своих жертв, чтобы пережить их ощущения. Результаты социологических исследований свидетельствуют, что дети-мобберы в четыре раза больше остальных рискуют быть втянутыми в сферу молодёжной преступности.

К этому следует добавить, что инициаторами травли необязательно бывают лишь школьные силачи. Если сильные дети измываются над другими от скуки или для собственного удовольствия, то слабые делают это, чтобы упрочить свое шаткое положение в школьной иерархии.

Можно ли составить обобщённый портрет жертвы моббинга?

Это будет трудно сделать. Преследованиям могут подвергаться любые дети, вне зависимости от их внешнего вида, физических недостатков, или положения в отряде. Более того - жертвами моббинга в равной степени становятся как мальчики, так и девочки.

Нельзя не упомянуть и о том, что в коллективе нередко есть дети-"рыцари", тайно или явно сочувствующие жертвам травли. Можно выделить три таких личностных типа. "Мини-рыцари" не высказывают своей поддержки прямо, но стараются ободрить и утешить жертву после очередного инцидента. Дети посмелее, так называемые "средние рыцари", активно пытаются препятствовать издевательствам, призывая остальных вмешаться в конфликт. Ну, а "макси-рыцари" не медлят с реакцией и, не раздумывая, бросаются на защиту слабого

Кто является объектом моббинга?

Естественно, тот, кого ровесники не признают «своим», считают странным или «не таким как все». Моббингу подвергаются некрасивые дети с дефектами лица, зрения, слуха, очень высокие или очень маленькие, имеющие дефекты движения, речи и пр. Это ребята, которые толще или худее, слабее, впечатлительнее, чем остальные, они обращают на себя внимание своим поведением или физическими особенностями. Многим детям сразу ставят клеймо: «не наш», так как он недостаточно знает язык, имеет акцент, путает слова, одевается не так как все, носит не ту обувь, не те джинсы, у него не такая причёска, не ту музыку слушает, не о том разговаривает и пр. Особенно страдают «звёздные дети», в семьях их «ставили на пьедестал», холили, лелеяли, а при попадании в жестокую среду своих ровесников они подвергаются унижениям и издевательствам. Пребывание в недружественной среде невозможность постоять за себя и защититься, а отсюда беспомощность, которую ровесники используют для насмешек и издевательств, - это серьёзная проблема и для детей.

Формы моббинга

Это насмешки над физическими недостатками, изоляция, отвержение, подразнивание, толкание (дети особенно любят поддевать другого плечом, делая это вроде бы походя, вроде незаметно, но обижаемый ребёнок всегда чувствует, что это делается специально), высмеивание одежды и пр. Моббинг может начаться и против ребенка (чаще подростка), который попадает в устоявшийся коллектив.

Меры борьбы с моббингом

  • вожатый должен внимательно следить за обстановкой в детской среде, чтобы вовремя вмешаться
  • в отряде должны быть разработаны обязательные для всех детей правила, как вести себя при общении друг с другом
  • в случае моббинга должна быть проведена беседа как с жертвой, так и с виновниками. Для этого должны быть привлечены дети, не замешанные в моббинге.

Прежде всего, в коллективе должна быть благоприятная психологическая обстановка, и его члены должны понимать что это зависит в первую очередь от них. Далее, не менее важно и поведение самого индивида: не стоит считать что моббинг есть желание лишь коллектива: каким-то образом он сумел направить его на себя, найдите и помогите изменить ему в себе то, что не устраивает окружающих.

Моббинг для ребёнка, особенно младших отрядов, - это постоянный стресс, приводящий к нервным заболеваниям. У детей, так же как и у взрослых, может возникнуть синдром «burn-out», синдром выгорания, когда наступает физическое и эмоциональное истощение, приводящее к различным соматическим заболеваниям. Причем эти болезни развиваются не сразу. Вначале переживания ребёнка (постоянно действующие микрострессы) какое-то время не приводят к явно выраженным нарушениям здоровья, однако они накапливаются и проявляются, на первый взгляд, совершенно неожиданно в серьезных нервных срывах. В этих ситуациях очень важны доверительные отношения ребёнка с вожатым, ведь зачастую ребенок сам не может разобраться в сложных отношениях с ровесниками, не чувствует, кто является зачинщиком моббинга, а кто исполнителем. Если ребёнок не просит вожатого вмешаться в ситуацию, а считает, что сам может разобраться, то не следует на него давить, выводить всех на чистую воду. Следует ненавязчиво расспрашивать ребёнка, быть в курсе его дел и, как говорится, «держать руку на пульсе». В то же время чрезмерное вмешательство и излишняя опека, особенно над подростком, может привести к самым неблагоприятным последствиям. Если вожатый видит, что ситуация с моббингом ребёнка его торяда зашла в тупик, следует незамедлительно вмешаться.

Сходное с понятием мобинга является буллинг. Как правило буллинг более жесткая форма, чем мобинг.

Понятие буллинга

Буллинг – это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам. Объясняется это обстоятельство прежде всего тем, что лагерь (как и, к примеру, школа) – это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся дома негативных импульсов.

В лагере складываются определенные ролевые отношения среди детей в диапазоне «лидер-изгой». Дополнительным фактором, способствующим живучести буллинга в пространстве детского коллектива, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов совладать с этой проблемой. Буллинг проявляется через различные формы физических и (или) психических притеснений, переживаемых детьми, со стороны других детей. Для одних детей – это систематические насмешки, отражающие какие-то особенности внешнего вида или личности пострадавших. Для других – порча их личных вещей, пинки, вымогательство. Для третьих – откровенные издевательства, унижающие чувство человеческого достоинства, например, попытка заставить публично просить прощения, стоя на коленях перед унижающим.

Можно систематизировать все проявления буллинга в две большие группы:

1-я группа – проявления, связанные преимущественно с активными формами унижения; 2-я группа – проявления, связанные с сознательной изоляцией, обструкцией пострадавших.

В то же время на разные по содержанию и интенсивности проявления буллинга разные дети реагируют по-разному.

Выявление и диагностика последствий буллинга

Выделим три ведущих фактора, наличие которых позволяет отнести ребенка к группе риска по буллингу:

  1. Множественный стресс. Речь идет о том, что жертвы травли обременены множеством проблем. Плохое здоровье, низкий социальный статус, неудовлетворительные отношения со сверстниками, выраженное социальное неблагополучие, а также низкие компенсаторные возможности – все это весьма характерно для жертв травли.
  2. Провоцирующие особенности жертвы. Так называемые провоцирующие жертвы (provocative victims) – это достаточно неоднородная группа детей и подростков, которые вследствие особенностей их личности на поведенческом уровне могут являться раздражающим факторам для большинства их условно толерантных ровесников. Фактически речь идет о феномене «инакости» в детских коллективах. «Необычная» манера речи, «необычный» смех, «необычный» юмор и т.д. уже, с точки зрения «обычных» детей, может явиться достаточным поводом для негативного отношения к «этим необычным». Провоцирующим поводом к началу травли может стать неосторожное (без злого умысла) поведение таких детей и подростков, например, гиперактивный ребенок случайно задел «спокойного» ровесника. Именно в этой группе наблюдается преобладание акцентуированных подростков, детей с познавательными и поведенческими нарушениями поведения, детей-невротиков и несовершеннолетних с расстройствами шизоидного спектра в рамках пограничной психопатологии.
  3. Стигматизация и физические особенности ребенка. Под последней подразумевают не только наличие явных физических аномалий, например, заячью губу или нейросенсорную тугоухость, но и некоторые фенотипические особенности. Рыжий цвет волос, необычный тембр голоса, форма ушных раковин и т.д. для определенной категории детей и подростков могут явиться побудительным мотивом к травле своих ровесников.

Большинству жертв травли чаще свойственно длительное время скрывать свою проблему, даже в случае явного физического насилия. Гораздо реже дети и подростки признаются в этом или же активно об этом сообщают.

Проблемы диагностики буллинга

Не существует определенного психологического портрета жертвы буллинга, который симптоматически смог бы помочь в диагностике проявлений этой травматической ситуации у пострадавших детей. Не существуют также и типичные характеристики жертвы и преследователя.

Не существует как таковых специфических психологических признаков буллинга. Тем не менее, при наблюдении за такими детьми могут проявиться следующие, характерные и для иных форм переживания буллинга, эмоциональные и поведенческие особенности.

Поведенческие особенности:

  • дистанцированность от взрослых и детей;
  • негативизм при обсуждении темы буллинга;
  • агрессивность к взрослым и детям.

Эмоциональные особенности:

  • напряженность и страх при появлении ровесников;
  • обидчивость и раздражительность;
  • грусть, печаль и неустойчивое настроение.

Конечно, максимальная информация может быть получена в результате искренней беседы педагога и пострадавшего. Однако это возможно далеко не всегда и к тому же требует особой подготовки. «Вышибать» ответы ребенка или подростка на тему насилия категорически нельзя. С другой стороны, нужно быть готовым к адекватному, понимающему и сопереживающему отражению исповеди травмированного ребенка о травле другими детьми, если последний решил ему открыться. Особенно печально, когда ребенок или подросток (подросткам, как правило, это дается крайне тяжело) решается открыться взрослому, рассказать о своей беде, а взрослого по тем или иным причинам такие откровения не интересуют. Здесь может быть упущена драгоценная возможность узнать о серьезных проблемах в жизни детей и подростков, возможно даже не связанных с темой насилия. Дети в качестве доверенного лица во многих случаях склонны выбирать авторитетных взрослых. Крах детской надежды, если «его герой» грубо проигнорирует обращение к нему ребенка, находящегося в кризисе, может привести к фатальным последствиям. Для многих детей вожатый – это последний рубеж защиты, последняя надежда на помощь. Только тогда, когда взрослые становятся очевидцами явного насилия, они вмешиваются с разной степенью успешности для последующей безопасной жизни жертвы. На этом фоне «незначимые», «неочевидные» переживания пострадавших детей от травли для многих взрослых представляется неактуальными. Плюс к этому связанная с одним из предубеждений готовность многих взрослых реагировать на детей, и особенно на подростков, обращающихся к ним за помощью от травли, как на ябед и доносчиков.

В этом качестве анализ переживаний пострадавших от травли детей и подростков становится особенно сложным.

Для определения ситуации буллинга и его последствий необходим сбор соответствующей информации и проведение клинико-психологического обследования.

Сбор информации проводится по следующим направлениям:

  • от самого пострадавшего;
  • от возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей.

Следует самым тщательным образом провести анализ всей полученной информации. В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующие аспекты:

  • реальность самого буллинга;
  • его длительность;
  • его характер (физический, психологический, смешанный);
  • основные проявления буллинга;
  • участники (инициаторы и исполнители буллинга);
  • их мотивации к буллингу;
  • свидетели и их отношение к происходящему;
  • поведение жертвы (поcтрадавшего);
  • динамику всего происходящего;
  • прочие важные для диагностики обстоятельства.

Полученную информацию вожатый должен сопоставить с анамнезом жизни пострадавших детей. В анамнезе жизни особенно важными для нас станут любые данные о предшествующем негативном жизненном опыте таких детей в семье, в различных детских коллективах и среди ровесников в неформальных ситуациях, количество случаев и характер пережитого ими в прошлом насилия, в частности, буллинга. При этом учитывается вероятность оговора или ложной, ошибочной интерпретации межличностных отношений самим ребенком, равно как и отказ от обсуждения своей ситуации жертвой или диссимиляция (сокрытие) как самого факта буллинга, так и его последствий.

Считается, что постстрессовое расстройство (ПТСР) у ребенка проходит 5 фаз своего развития:

1. Отчаяние. Это немедленная реакция на травматическое событие. Ребенок еще не может осознать происшедшее. Выражается в острой тревоге.

2. Отрицание. Ребенок вытесняет происшедшее. Отказывается в это верить. Возможны: бессонница, амнезия, реакция отказа, бесчувственность, псевдо-лобная расторможенность, соматические симптомы.

3. Навязчивость. Ребенок смиряется с происшедшем. Иногда она еще называется фазой депрессии. Характерны: испуг, эмоциональная лабильность, постоянное возбуждение, нарушение сна, снижение настроения.

4, 5. Прорабатывание и завершение – заключительные фазы: ребенок осознает причины происшедшего и затем приобретает надежду и способность строить планы на будущее.

Важно иметь в виду, что на протяжении всего развития как ПТСР, так и адаптационного расстройства могут наблюдаться: оцепенение, когда дети снова и снова вспоминают в деталях травматическое событие; регрессивное поведение – энурез, болезненная привязанность к вожатым, потеря навыков гигиены и других ранее приобретенных навыков. Также встречаются фобии, тревога, диссоциация, тяжелые нарушения сна, раздражительность, вспышки гнева, антисоциальное поведение (например, воровство). Особенно опасно появление суицидальных тенденций.

Диагностика постстрессовых расстройств и адаптационных нарушений у детей

При диагностике ПТСР и адаптационных нарушений (АН) у детей важно выявить специфические особенности буллинга или насилия, которому подвергся ребенок, как то:

  1. Насколько реальна в представлении ребенка была угроза его жизни или опасность серьезных повреждений.
  2. В какой степени он был вовлечен в насилие, и какие аспекты травмы были наиболее пугающими.
  3. Насколько велика в представлении ребенка была опасность для значимых для него людей.
  4. Реальная степень опасности ситуации.
  5. Реакция значимых для ребенка людей на травматическое событие.

Предложите стандартизированное интервью, направленное на диагностику ПТСР и помощь ребенку в совладании с травмой.

Опыт показывает, что оно в целом может быть использовано и для диагностической работы с несовершеннолетними, пострадавшими от травли. При этом надо иметь в виду, что и оно будет даваться трудно как ребенку, пережившему насилие, так и специалисту, его проводящему, поскольку пострадавший может проявить длительное молчание и оцепенение. Также сам травматический опыт ребенку может оказаться слишком трудным и даже непереносимым.

Интервью проводится в 3 стадии:

  1. Начало: дать возможность ребенку сначала выразить травму через игру, фантазии, метафоры, используя проективный свободный рисунок и сочинение рассказа.
  2. Работа с травмой: терапевтическое исследование переживаний ребенка.
  3. Заключение: помощь ребенку в построении текущей жизни.

1 стадия

Фокусирование. Здесь важно дать ребенку или подростку понять, что вам важно то, что он пережил, что и другие дети, с которыми вы говорили, прошли через это.

Рисование и сочинение рассказа. Предложите ребенку или подростку нарисовать то, что он хочет, а затем составить по этому рисунку рассказ. Через ваш естественный интерес вы способствуете спонтанной активности ребенка (подростка). Важно уточняющие к рисунку и рассказу ваши вопросы: «А потом что случилось?», «А это что?», «Что это значит?». С первоклассниками и инфантильными детьми по этому принципу можно работать с помощью кукол. Например, специальный дидактический комплект тряпичных кукол производства Швеции.

Соотношение с травматическим событием. Рисунок дает ключ к пониманию тревоги и механизмов совладания. Дети обычно справляются с тревогой сразу после травмы следующими способами:

  • Отрицание в воображении – придумывают другой исход травматического события.
  • Подавляют спонтанные мысли о событии, избегают напоминаний о нем.
  • Событие не отражается в воображении – ребенок рисует реальную сцену и дает неэмоциональный, «документальный» отчет о событии.
  • Ребенок возбужден, думает о возможных отрицательных последствиях, но не может сосредоточиться на актуальной теме.

2 стадия

Оживление переживания. Переход от рисунка и рассказа к обсуждению самого травматического события. Здесь можно ожидать взрыва эмоций, и ребенок должен чувствовать вашу поддержку, вы должны быть готовы защитить ребенка от избыточных эмоций. Терапевт должен быть готов разделить с ребенком горе и страх и обеспечить ему физический комфорт.

Воспроизведение травматического события. Но до этого нужно иметь гарантии, что пострадавший справится с сильными отрицательными эмоциями: «Теперь расскажи, что случилось, как это было». Восприятие травматического события. Здесь речь идет о переходе в разных сенсорных системах: «Это был стыд, сильный стыд!», «Где именно ты ощущал этот стыд?». Задача терапевта – создать безопасную обстановку для дальнейшего продолжения работы с пострадавшим.

Особые детали события. Здесь необходимо помочь ребенку разделить себя и жертву или себя и насильника.

Самый страшный момент насилия: психологические аспекты, физические аспекты.

Совладание с травматическим опытом. Важно обсуждать проблемы ответственности за насилие. Внутренний план действий. Обсуждение с пострадавшим того, как можно было бы не допустить насилия. Отреагирование всех фантазий пациента в связи с этим. Важно выявить, относит ли пострадавший вину за насилие в свой адрес.

Наказание или возмездие. Терапевт может поддержать идеи возмездия, чтобы помочь справиться с чувством беспомощности.

Страх продолжения насилия.

Контроль над импульсами. Если пострадавший связывает действия агрессора с яростью, ненавистью, безумием, можно с ним обсудить, что он сам делает, когда переживает подобные чувства. Часто он боится собственных неконтролируемых импульсов, особенно если они связаны с местью.

Страшные сны.

Ориентация на будущее.

Текущие проблемы

3 стадия

Резюме. Обсуждение интервью. вожатый дает понять пострадавшему, что он принимает его чувства как реальные и понятные для любого человека в такой ситуации. Здесь же: ребенок (подросток) не будет чувствовать себя одиноким и может рассчитывать на продолжение помощи и поддержку.

Реальные страхи. Дать понять, что совершенно нормально все эти чувства переживать в ситуации травмы.

Чего ожидать? Аккуратная информация о том, что еще из психологических и патологических феноменов пострадавший может ощущать. Динамика этих потенциальных или актуальных переживаний.

Смелость пострадавшего. Он нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость, похвалите за поведение во время интервью. «Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло».

Отзыв ребенка (подростка) об интервью. Мнение ребенка об интервью, что для него было полезным, что особенно трудным и неприятным.

Заключительные слова. Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями. Важно в процессе всего интервью безопасно задавать прицельные вопросы относительно прояснения психопатологического статуса пострадавшего. Здесь важно, чтобы «специфические» психиатрические вопросы не усугубили бы состояние ребенка и особенно подростка. Ребенок (подросток) может подумать, что вы беседуете с ним, как с сумасшедшим. В результате – обида на вас и отказ от дальнейшего интервью. Например, максимальное количество симптомов, связанных с нарушением восприятия можно прояснить, анализируя фантазии и страхи пострадавшего.

Все кому когда либо приходилось работать в коллективе, знает как жестоки могут быть люди, чаще всего без какой бы то ни было причины. Такая травля на работе , такое явление называется моббинг .

Моббинг

Моббинг - это целенаправленное интеллектуальное насилие работника организации со стороны группы людей. - пишет сайт knigalaguna.com.ua . В число нападок входят: чрезмерная и неоправданная критика, высмеивание, распускание ложных слухов, крики и т.д. Это делается с целью унизить человека, убить в нем чувство собственного достоинства и в конечном счете добиться его увольнения.

Неудивительно, что группа эмоциональных насильников чаще всего добивается своей цели. И правда, мало кто способен стерпеть подобные издевки которые несомненно влияют на качество труда. Такие акты насилия не непрерывны, перерывы могут длится неделями, что заставляет человека подвергшегося моббингу пребывать в постоянном нервном напряжении.

Весь процесс может продолжаться неделями, месяцами или даже годами пока, в конечном счете, жертва не сдается и не увольняется по собственному желанию либо ее увольняют по причине не профессионализма. Причем начальство чаще всего бывает в курсе подобного давления либо само же принимает в нем участие.

Впрочем увольнение не приносит жертве должного удовлетворения, как раз наоборот, у него проявляется так называемый посттравматический стресс. В последствии у жертвы начинаются неврозы, мигрень и многие другие заболевания на нервной почве.

Буллинг

Существует также понятие буллинг . Этот тип насилия очень похож на моббинг с одним лишь отличием - при моббинге сторону насильника занимает целая группа людей: начальство, коллеги, подчиненные, а буллинг - это эмоциональное давление со стороны одного единственного человека.

В книге именуемой «Насилие на работе» моббинг и буллинг приравниваются к убийству, насилию и другим особо тяжким преступлениям. Можете считать это несправедливым однако подумайте, сколько людей покончило жизнь самоубийством в следствии давления на работе, сколько из них слегло в психиатрические лечебницы, или совершали тяжкие преступления из мести либо из-за возникших психологических проблем?

Статистика печальна, в самом деле, когда люди не находят свое место в трудоустройстве, считают свою жизнь неудавшейся, и в предвкушении острой нехватки средств, не видят смысла жить дальше.

Самое удивительное это то, что жертвой может стать абсолютно каждый, специалистам занимающимся этой проблемой не удается разглядеть ни малейших закономерностей в выборе жертвы насилия. Здесь нет ни дискриминации по половому признаку, по расовому, по возрасту или вероисповеданию, нападкам со стороны коллег по работе может подвергнутся каждый из нас.

Как же все это начинается?

Чаще всего, для того чтобы коллектив вас не возлюбил достаточно самой мелкой ссоры с кем-то принадлежащим «прайду». С первого взгляда, через пару дней после конфликта все выглядит спокойно, и вроде бы проблема разрешилась сама собой, однако чаще всего это не так, страсти накаляются, конфликты становятся все более частыми, вплоть до того, что личная неприязнь коллектива становится необратимой.

Еще одним сценарием эмоционального насилия в организации может служить период всеобщего напряжения, обычно в период отчетов либо во время когда работа компании очень неэффективна. В таком случае работникам нужен «козел отпущения» , которым становится обычно самый спокойный, и на вид стрессоустойчивый работник, по причине личной неприязни или зависти. Хотя на сегодняшний день существует много программ защищающих права работников, моббинг и буллинг все равно имеют место в большинстве коллективов.

Это происходит по нескольким причинам: по причине невнимательности или терпимости руководства к таким конфликтам в коллективе; также, моббинг и буллинг не входят в официальное число нарушений на рабочем месте, таких как сексуальное преследование или дискриминация; но чаще всего сама жертва утаивает от начальства подобное неэтичное поведение среди работников, по причине стыда либо полного морального истощения.

За последние несколько лет было проделано много работы направленной на уничтожение подобного явления. Были созданы специальные организации, помогающие людям подвергшимся эмоциональному насилию на работе, горячие линии, правительственные законы. Это явление все чаще обсуждают в средствах массовой информации и СМИ.

Как предотвратить?

Как бороться с моббингом? Что касается менеджеров организации, в их власти установить в компании правила поведения и общения. Создавая благоприятную атмосферу, они послужат хорошим примером для рабочих и таким образом появление насилия среди сотрудников сведется к минимуму. Тем же, кто подвергся моральному давлению на работе, можно посоветовать только поскорее уволиться, проявить благоразумие и спокойствие.

Лучше подождать некоторое время и ограничить себя в средствах чем терпеть нападки со стороны коллег которые со временем приведут к появлению проблем со здоровьем пресекающих на корню вашу работоспособность в целом.

Будьте рассудительны, деньги это всего лишь товар, они бесплодны и их всегда можно заработать если вы пребываете в добром здравии.

Наверное, в каждом школьном классе есть свой «козел отпущения». Как правило, им становится не похожий на других ученик. Причем не всегда коллективу нужна веская причина для издевательств. В моем классе, к примеру, травили девочку с большим размером ноги.
Офис - та же школа, только в условиях психологического давления находятся взрослые люди. Впервые исследование этого явления провел в Швеции в начале 1980-х психолог доктор Ханц Лейман. Он назвал такое поведение моббингом (от англ. mob - толпа) и охарактеризовал его как «психологический террор» на рабочем месте.

Мгновения, проведенные штатным «козлом отпущения» в офисе, «свистят, как пули у виска». Жертва моббинга каждую минуту ждет подвоха, подставы, нападения: со стороны руководителя компании, непосредственного начальника (вертикальный моббинг) или со стороны коллег (горизонтальный моббинг).

Рано или поздно в травлю, начатую одним человеком, втягиваются даже лояльно настроенные по отношению к жертве сотрудники: ведь ситуации, в которые ставят «чужого» изощренные мобберы, бывают действительно забавные. Усмешку не сдерживают даже добрые и порядочные: «Конечно, грех смеяться, но это действительно смешно».

Из-за моббинга снижается производительность: многие сотрудники начинают ходить на работу в первую очередь затем, чтобы узнать, что еще отмочит этот чудак-коллега, как он будет реагировать на новые каверзы и выбираться из свежевыкопанных ям. Моббинг сплачивает не трудовой коллектив, а офисную толпу, помогает людям почувствовать себя в безопасности.
Объектом моббинга может стать каждый, утверждают исследователи. Но пока офисные «остроумы» направляют огонь своих эмоций на изгоя, остальным травля не грозит. Неудивительно, что защищать изгоя никто не спешит. Работают принципы «моя хата с краю» и «от коллектива не отбивайся». Чаще всего закрывает глаза на на происходящее в коллективе и руководители. А некоторые даже поддерживают мобберов. Видела, как начальник в одном издательском доме в общем порядке отбивал воздушный шар от лица унижаемого подчиненного. Тот пытался улыбаться, стараясь показать, что дискомфорта не испытывает. В итоге его перевели на более низкую должность, и он все же уволился.



Однако не все предпочитают уход. Моббинг - это подлость и грязь, но испытание им нужно выдержать с достоинством, полагают многие. Люди не хотят признать себя побежденными, стремятся выстоять во что бы то ни стало. Сдаваться не в их правилах - так они ответят вам, если вы спросите их, почему они не уволились сразу. Другие же не уходят потому, что боятся не найти работу.
Понятно, что в последнем случае самооценка у человека близка к нулю. Но она опустится «ниже плинтуса», если тянуть с увольнением. Порочный круг иногда разрывают руководители: «выживаемого» сотрудника увольняют по какому-либо поводу, часто надуманному. «И не говорите мне, что файл с отчетом был удален из компьютера. Вы его просто не подготовили», - отчеканит начальник.

А псы-мобберы погрустят немного по поводу ускользнувшего «лакомства» и начнут озираться окрест в поисках новой жертвы. «По-моему, новичок ведет себя как-то странно? Да он просто презирает нас, поставим-ка его на место!» Вирус моббинга, однажды активизировавшись, будет проявлять себя снова и снова, добиваясь полного разложения коллектива.
Источники заражения
Чаще всего моббинг зарождается в коллективах при следующих условиях:
1. В коллективе имеются родственные/интимные связи.
2. Работают пожилые сотрудники, которые боятся потерять свое место.
3. Дублируются должности.
4. Попустительски относятся к интриганам и сплетникам.
5. Границы ответственности и служебных обязанностей - расплывачаты.
6. Неравномерно разделена работа (одни вкалывают, у других вечный обеденный перерыв).
7. Отсутствуют возможности карьерного роста.
8. Начальник - трус и слабак, которому раздоры в коллективе на руку: ему кажется, что так проще им управлять.

Жертвами моббинга может быть кто угодно, однако наибольшие шансы у нескольких групп:
1. Неординарные личности, те, кто выделяется из толпы.
2. Эмоционально открытые простаки.
3. Высокомерные индивидуалисты.
4. Новичок, воспринимаемый ветеранами как конкурент.
5. Те, к кому особо благосклонно относится начальство.
6. Сотрудник, назначенный начальником над своими бывшими сослуживцами.
7. Сотрудник, резко пониженный в должности.
8. Новый босс, скорым ходом внедряющий нововведения. Его задания могут единодушно саботировать, итог - увольнение как не справившегося с руководством.
9. Сотрудник, которого хотят «слить» из компании.
10. Коллега, с которым вдруг приходится делить работу.
11. «Удачливый» провинциал, представитель иной национальности.
12. Сотрудницы, противостоящие сексуальному преследованию шефа/коллеги.

Мобберы могут преследовать самые разные цели. Так, для некоторых это возможность «разрядиться», скрасить скучные трудовые будни, поупражняться в остроумии. Другие хотят отомстить сослуживцу за успешность, непохожесть. А третьи считают моббинг хорошим способом наказать коллегу, отвергнувшую ухаживания. Кстати, отсутствие личной жизни у сотрудников - очень значимый фактор для появления моббинга.
Некоторые особенности могут усилить и без того негативный эффект моббинга на жертву. Ключевая из них - отсутствие интересов вне работы, зацикленность на офисе. Кроме того, серьезно усугубляет положение склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям.
Понятие «моббинг» синонимично понятию «буллинг» (от англ. bully – хулиган). Буллинг подразумевает также открытую агрессию со стороны гонителя. Иногда под этим термином подразумевают только вертикальный моббинг – то есть давление со стороны начальника.

Как бороться…
Если вы стали жертвой моббинга, нужно наблюдать за тем, что происходит в коллективе, замечать изменения в отношении к вам, анализировать причины. Не удивляйтесь, если объективных причин не обнаружится.
Важно найти тех, кто от моббинга воздержался, кому вы симпатичны, и попытаться переманить на свою сторону, не замыкаться, поддерживать дружеские отношения с теми, с кем это возможно. Можно отследить «вождя» мобберов, постараться поговорить, попросить о помощи (если, конечно, с ним вообще можно о чем-то говорить). Лучше также сразу обратиться за помощью в отдел по работе с персоналом.
Будьте скромным, спокойным и доброжелательным, но так, чтобы ваш высокий профессиональный уровень был очевиден. Избегайте открытых склок, истерик: это только вдохновляет мобберов. Но если моббинг находится на начальной стадии, можно разок дать агрессии выйти наружу.
Если ситуация запущена и ее переломить сложно, поберегите нервы - увольняйтесь.

22 БИЛЕТ:

1.Технология регулирования трудноразрешимых и неразрешимых конфликтов.

Регулирование - применяется в трудноразрешимых и не разрешимых конфликтах.Этот способ относится к управлению зрелых конфликтов(нормативные конфликты,в основе которого лежат ценности,мнения,убеждения)

В рез-те разрешения снижается острота предмета и структуры конфликта

Этапы регулирования:

1)Признание конфликта всеми сторонами

2)Объективное объяснение конфликта сторонам.

Объяснить,что конфликт,если его не решать,может привести к еще более ужасным последствиям.

Оппоненты должны признать,что надо решить конфликт и есть фактор психологической несовместимости.

3)Во взаимном обсуждении вырабатывается копромиссные нормы и правила конфликтного взаимодействия.Просить не в одностороннем порядке,а уступать что-то в ответ.

Институциализация - выработка норм и правил.

Легитимизация - возврат к обсуждению норм и правил для их закрепления и для превращения конфликта в организованный.

4)В некоторых ситуациях возможно разрешение:

а)Объединение сторон под влиянием внешней угрозы

б)Перевод конфликта на другой уровень.

Дополнение:Если в трудноразрешимом конфликте участвует группа,необходимо произвести структурирование(выделить лидера и попросить его провести переговоры)

2.Особенность и техника административных воздействий как способа управления конфликтом.

Улаживание деловых конфликтов может производиться при помощи сугубо административных способов, которые может применить руководитель коллектива.

Разъяснение требований. Руководитель стремится как можно более четко сформулировать условия выполнения задания: что конкретно необходимо сделать и кто персонально является ответственным за работу (эффективно в случаях, когда подчиненные обладают высокой квалификацией и большим опытом работы).

Выдача задания. При выдаче производственного задания необходимо учитывать, что подчиненные - люди с разными характерами, уровнями знаний и опыта с разным отношением к работе и руководителю.

«Прошу Вас». Руководитель формулирует задание в виде просьбы и пожелания, основываясь на объективной необходимости его выполнения (эффективно с высококлассными специалистами, добросовестно относящимися к своей работе).

«Я бы советовал поступить таким образом». Здесь применяется мягкая форма личного влияния на подчиненного (эффективна только у опытного руководителя, имеющего в коллективе непререкаемый авторитет). Так следует взаимодействовать с исполнительными подчиненными, имеющими недостаток опыта и профессиональных знаний.

«Вам поручается выполнить». В такой форме следует выдавать задание в ситуации высокой ответственности, ограничениях во времени выполнения задания.

«Я приказываю Вам...» (административное давление). Предполагается тщательный контроль (эффективно для необязательных работников, не склонных к соблюдению строгой дисциплины).

«Я категорически приказываю Вам выполнить данное задание. В случае невыполнения в отношении Вас будут приняты следующие меры...». Данная форма выдачи задания применяется для нарушителей трудовой дисциплины. Предусматривает жесткий регулярный контроль.

Система наказания и вознаграждения . В сфере деловых взаимодействий особенно эффективны распоряжения и приказы руководителя о лишении премии провинившегося сотрудника. А в качестве вознаграждения за успешную работу – благодарность, различные способы материального поощрения, повышение по службе.

Руководитель должен принимать во внимание, чтобы сотрудник получал адекватную оценку своего труда: поощрение и похвалу за успехи и конструктивную критику за ошибки и промахи.

Формула отрицательной оценки. С тем, чтобы отрицательная оценка действий подчиненного была эффективной, руководитель должен учитывать тот факт, что его высказывание должно содержать четыре основные части.

Первая часть: фиксация общей положительной оценки сотрудника как работника и человека.

Вторая часть: формулирование критической оценки.

Третья часть: признание того, что сотрудник является хорошим профессионалом, несмотря на то, что он допустил ошибку.

Четвертая часть: выстраивание позитивной перспективы на будущее.

Иерархия подчинения. Регулирование конфликта в деловых взаимоотношениях может быть эффективным при использовании реальной власти, соответствующей должному статусу руководителя. Подчиненные должны знать, чье распоряжение выполняют и кому должны отчитываться.

Принуждение относится к властным мерам управления. Подчинение и принуждение эффективны в тех случаях, если руководитель управляет сотрудниками, имеющими невысокий уровень квалификации и нарушающими дисциплину труда.

Выделяются три основных типа подчинения:

1.Подчинение при внутреннем протесте . Работник настроен против распоряжений руководителя. Подчинение как таковое ему неприятно и вызывает у него внутренний протест и раздражение. К подчиненным такого типа руководителю необходимо предъявлять требования, не подчеркивая своего вышестоящего положения.

2.Подчинение без самостоятельности. («Пусть думает начальство»). С целью развития у такого работника личной инициативы, желательно формулировать для него задание в виде проблемы и не предлагать ее готового решения.

3.Осознание объективной необходимости подчинения. Работник такого типа – наиболее ценный и надежный. Чувство подчинения не вызывает у него болезненных реакций, а рассматривается как необходимое условие во взаимодействиях с руководителем.