Как с ребенком выучить животных. Учим зверей: как правильно знакомить ребенка с миром животных. Быть как бревно

Ребёнок давно просит щенка, котёнка, хомячка? Замечательно! Однако такое приобретение ни в коем случае не должно быть спонтанным, эмоциональным. Прежде чем ребёнку составит компанию новый друг, подумайте о том, какие качества и навыки будут необходимы сыну или дочке для настоящей дружбы с животным, и как вы сможете их развить. Конечно, понимание ситуации, ответственность и обязанности у деток разных возрастов будут разными. Неизменно одно: в доме появится не игрушка, а живое существо, и это главное, что ребёнок должен осознать. Как приучить ребёнка ухаживать за питомцем

Готовимся к появлению питомца

Дети любопытны и склонны к подражанию. Любое встреченное домашнее животное, будь то соседский кот или собака друзей, вызовет живой интерес и желание, чтобы кто-то подобный появился дома.

Часто ребёнок не знает, какое именно животное хочет иметь. Помогите малышу определиться. Поинтересуйтесь, какие животные ему больше нравятся, и почему. С ребёнком постарше можно посетить тематические выставки. Там вы сможете понаблюдать за его реакциями и симпатиями к тем или иным представителям фауны. Это важно, так как интерес к будущему питомцу не должен быть временным, слишком краткосрочным. Как приучить ребёнка ухаживать за питомцем

Обязательно поинтересуйтесь особенностями породы выбранного животного. Это в равной степени относится и к собакам, и к кошкам, и к грызунам. Не все из них подходят для совместного проживания и общения с детьми. Постарайтесь подобрать не слишком большое, не агрессивное, а, напротив, дружелюбное животное. Некоторые породы считаются особенно подходящими для контактов именно с детьми. Важно также убедиться в том, что шерсть животного не вызовет у малыша аллергию.

Сделав выбор, как можно больше говорите с ребёнком о предстоящем появлении нового друга: в меру своего возраста он должен понимать, что и его жизнь, и жизнь всей семьи изменится. Тем, кто подрос, обязательно почитайте «Маленького Принца» и обсудите с ребёнком эту замечательную книгу: она поможет не просто настроить малыша на увлекательное общение, но и поднимет такую важную тему, как ответственность.

У ребёнка новый друг - животное

С первых дней появления в доме питомца как можно чаще указывайте на сходства в поведении и потребностях человека и животного. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что щенок или котёнок спит, ест и ходит в туалет так же, как и сам малыш. Объясните, что новый друг будет точно также страдать, испытывая голод или жажду. Ребёнок должен осознавать: отказывать животному в его естественных потребностях или забывать о них нельзя - это всё равно, что не покушать и не сходить в туалет самому.

На примере комнаты или кроватки малыша объясните, что у животного тоже должно быть своё место в доме, и что оно должно быть чистым. Котёнка или щенка придётся приучать к туалету, ребёнка - к тому, что собаку для этой цели надо выгуливать, а клетку хомячка или попугайчика нужно чистить. Все эти приятные хлопоты, безусловно, пойдут на пользу: малыш будет получать навыки общения с животным и больше времени проводить на свежем воздухе. Наверняка изменятся его отношения с друзьями, возможно, появятся новые знакомые среди владельцев собак, если ваш подросток гуляет с питомцем самостоятельно. Как приучить ребёнка ухаживать за питомцем

Обязанности ребёнка по уходу за питомцем

Главное, чтобы у ребёнка сформировалось чёткое понимание: жизнь и здоровье животного зависят от него - это и есть ответственность. Когда это понимание придёт, можно будет уже поручать чаду конкретные дела. Убедитесь, что ребёнок знает, что делать, и умеет это делать, а также помнит, где лежат нужные инструменты и аксессуары. Первое время делайте всё вместе, а потом предоставьте сыну или дочери возможность ухаживать за четвероногим другом самостоятельно. Однако не забывайте следить, что ребёнок хорошо справляется и не ленится.

Прогулки с животным

Что касается собаки, то, если ребёнок ещё мал, прогулки будут вашим общим занятием. Но ребёнку надо дать понять, что такая прогулка не просто забава, это - важное дело. На улице объясните малышу, какого внимания требует питомец, и почему. Расскажите об опасностях, угрожающих маленькому другу: это и машины, и другие животные, и любая «бяка» в траве, съев которую, щенок может отравиться, и битые стекла, о которые он может поранить лапы. Объясните, как важно следить, чтобы питомец не сбежал, не получил травму. И если выгуливать собаку самостоятельно ваше чадо пока не может, то уделить ей на улице максимум внимания - вполне. Это - уже обязанность по отношению к животному, важное дело, которое доверено малышу. Ребёнок обязательно будет гордиться тем, что он хозяин собаки, и с удовольствием возьмёт на себя ответственность. Как приучить ребёнка ухаживать за питомцем

Дрессировка питомца

Дрессировка - ещё одна обязанность, которая доставит особенную радость. Малыш должен усвоить, что воспитание друга требует доброты, терпения и снисходительности, что животное ни в коем случае нельзя бить и обижать, что дрессировка - это фактически помощь младшему и менее смышлёному другу. Ребёнку наверняка понравится чувствовать себя «взрослым, умным и добрым», и несложная дрессировка из игры превратится в ещё одну приятную обязанность.

Уход за животным дома

Если ребёнок понимает, что без его внимания животное может заболеть и даже погибнуть, то он и дома с удовольствием будет следить, чтобы не пустовали поилка и кормушка, чтобы место животного в доме или его клетка были чистыми. Если малыш ещё не готов следить за чистотой самостоятельно, пусть в гигиенических «ритуалах» у него будут свои небольшие обязанности. Например, подержать полотенце или щётку для питомца во время мытья, подать ватные палочки для чистки ушей.

Обязательно проговаривайте ребёнку, что все его действия важны для здоровья животного, что только большому по силам такое важное дело. Детям нравится быть «как большие», и малыш охотно поможет. Что касается уборки уголка или клетки, то хорошо выделить ребёнку собственную тряпочку, щётку или маленький веник. Как минимум часть уборки он сделает сам, ощущая себя «большим» и ответственным. А остальные необходимые навыки придут, пусть самое сложное пока и останется за вами. Как приучить ребёнка ухаживать за питомцем

Важно: чистка клетки или мытьё кошачьего туалета никогда не должно быть наказанием, равно как и приобретение животного - поощрением за хорошее поведение или школьные оценки ребёнка. Он должен знать: жизнь и здоровье животного не «разменная монета». Ни в коем случае не стыдите ребёнка за невыполнение своих обязанностей, но непременно укажите на то, что при этом испытывает животное. И предложите выполнить работу вместе.

Наслаждайтесь общением с детьми и животными! Будьте терпеливы и, вспоминая слова знаменитого героя книги М. А. Булгакова, профессора Преображенского, приучайте ребёнка добиваться своего «лаской - единственным способом, который возможен в обращении с живым существом».


Недавно мы со своей доченькой Машей (которой 1год и 4 месяца) гостили у бабушки. Я перебирала старые добротные издания советской типографии и наткнулась на книгу «Животный мир земли».

На одном из разворотов этой чудесной книги дружной толпой брели куда-то на фоне земного шара слоны, бегемоты, жирафы, львы… Всего около двадцати животных.

«Машуля, а где слоник?» — показываю я картинку дочери, зная, что слоника она наверняка найдет. А вот как с остальными? К нашему удивлению, маленький пальчик безошибочно указал всех животных, которых мы поочередно перечисляли.

Самое любопытное, что эту картинку Маша видела первый раз, а значит животных она не просто узнала, а научилась определять по соответствующим признакам.

Если кроме млекопитающих вспомнить птиц, насекомых и рыб, наберется ещё пара десятков узнаваемых Машей в любом виде (на улице, на картинке, в телевизоре) живых существ.

Откуда взялись эти знания? Может, я задалась целью сделать из годовалой малышки доктора биологических наук и круглыми сутками пичкала её соответствующей информацией?

Нет, всё получилось само собой, без напряжения и особых усилий с моей стороны, с искренним интересом и участием доченьки.

Итак, откуда малыш может получить знания о животном мире? Рассмотрим источники по порядку, в порядке убывания их значимости на субъективный взгляд автора.

Во-первых, из непосредственного общения с окружающим миром.

Этот неиссякаемый источник познания доступен малышу с самого рождения, если, конечно, Вы ему в этом поможете.

Сделайте Ваши прогулки созерцательно-познавательными, а не в-коляске-засыпательными.

Выносите малыша на прогулки на руках и рассказывайте обо всем, что видите вокруг: собачки у подъезда, голуби, которым вы насыпете семечек, синички в лесу «трень-трень»! Чернокрылые вороны каркают, ласковые киски греются на солнышке, над цветами порхают бабочки….

Не зависимо от того, зима сейчас или лето, в мире для малыша найдется столько интересного!

Если есть возможность показать малышу деревенских домашних животных, обязательно сделайте это!

Мы с шестимесячной доченькой ходили подкармливать бабушкину живность — кур, овечек, кроликов. Проезжая на машине мимо стада коров обязательно останавливались посмотреть и послушать. Я отмечала, что любят кушать животные, акцентировала внимание на том, как они «говорят», и Маша здорово копировала лай, мяуканье и мычание.

В большом городе возможностей увидеть корову в живую мало, но есть возможность отвести малыша в зоопарк, террариум, океанариум.

Поход в океанариум поразил нашу годовалую дочу, она до сих пор с удовольствием смотрит видео «про рыбок».

Во-вторых, как можно больше читайте малышу подходящих для него по возрасту книг.

Рассматривайте картинки, показывайте животных.

Раньше я старалась показывать доченьке только самые правдоподобные изображения животных. Меня смущали неузнаваемые компьютерные зайцы, гигантские мыши, синие лисы…

Но оказалось, что деткам легко даются определяющие признаки и даже в мало похожих изображениях они способны узнать кису или собаку.

В первый год жизни на ура пойдут книжки-картонки с русскими народными потешками про животных.

Сделайте чтение ярким. Читая потешку, показывайте каждого называемого героя на картинке, разыгрывайте небольшое представление, например, прячьте ладошкой малыша гусей от серого волка, показывайте жестами слова «ДА», «НЕТ», «БРЫСЬ», хлопайте, отбивайте ритм потешки.

Тень-тень-потетень
Села кошка на плетень
Налетели воробьи,
Хлопни им в ладоши!
Улетайте воробьи,
Берегитесь кошки!

Стишок «Где обедал, воробей?» Самуила Маршака познакомит малыша сразу со львом, лисой, моржом, слоном, носорогом, кенгуру, медведем, крокодилом. Чуть не забыла, и с воробушком, конечно! Особенно нравится малышам слушать этот стишок, когда каждый персонаж изображен отдельно.

Третий способ ненавязчиво познакомить малыша с фауной нашей планеты – развесить картинки с животными на стенах.

Тут уж можно расстараться и подобрать красивые фотографии зверей, птиц, насекомых, купить плакаты «домашние животные», «кто как говорит». Конечно, рассматривать всё это великолепие вы должны вместе.

Можно устроить на несколько недель выставку – «заповедник», прикрепив изображения животных в коридоре или в комнате. Пронося малыша мимо «заповедника», рассказывайте о его обитателях, их окраске, повадках.

Внизу повесьте плакаты и картинки, к которым малыш сможет подползать самостоятельно. Увидев интерес ребенка, подойдите и прочитайте ему забавный стишок про животных или спойте короткую песенку.

Козонька рогатая, козонька бодатая
Убежала за плетень,
Проплясала целый день.
Ножками коза – топ-топ,
Глазками коза – хлоп-хлоп.

Подберите качественные и интересные презентации про животных.

Сейчас в Интернете можно выбрать презентации на любой вкус. Список наших любимых презентаций про животных:

  • «Как спят звери»
  • «Как говорят животные»
  • «Птицы»
  • «Животные дома»
  • «На ферме»
  • «Дельфины»

При просмотре презентаций не забывайте рассказывать о животных и птицах, чтобы у малыша возникали чувственные ассоциации.

Например, когда мы смотрим презентацию «птицы», я попутно озвучиваю ворону, воробья. Показываю сложенными ладошками, какая «маленькая-маленькая» колибри. Рассказываю стишок про сову:

Совушка-сова, большая голова
На дереве сидела, во все стороны глядела.
Глазками сова луп-луп, (выразительно лопаем глазками)
Ножками сова туп-туп…

Играйте с малышом в игрушечных животных.

Почему этот пункт оказался на последнем месте? Просто о нем как правило все родители помнят без подсказок в первую очередь.

На игрушечных зверьках хорошо изучать части тела (глазки, ротик, ушки, животик, спинка, хобот, шея). С игрушками хорошо разыгрывать представления, кормить их, мыть, укладывать спать…

К сожалению, сейчас трудно найти хорошие наборы с животными, похожими на настоящих. Обычно из пакета с резиновыми коровами ужасно пахнет краской и химией. Но, возможно вам удастся отыскать что-то стоящее и устроить на столе настоящую ферму, джунгли или саванну!

Веселых вам игр!

). Может ли это помочь нам понять, как эволюционировали другие животные – например, наши ближайшие родственники приматы – или мы сами? И чему нас могут научить животные?

На фото: человек и шимпанзе. Источник фото: https://blog.cirm.ca.gov

Как собаки помогают нам узнать больше о себе

В науке есть понятие «конвергентная эволюция». Мы уже знаем об эволюционном подходе к рассмотрению вопроса интеллекта людей и животных. А конвергентная эволюция – это процесс, в ходе которого возникает сходство между организмами разных видов, но обитающих в сходных условиях. В результате разные животные развиваются почти одинаково.

Если вы посмотрите на животных, являющихся дальними родственниками, вас может удивить, как много общего вы найдете. Например, взять сумчатых, обитающих лишь в Австралии, и плотоядных из Северной Америки – между ними очень много общего, хотя они сильно отличаются друг от друга.

Или, например, если мы берем Северную Америку, то там живут такие хищники как волки. Но если переместиться в Австралию, вы обнаружите, что там нет волков. Зато там есть сумчатые. И когда-то в Австралии обитало сумчатое, известное как тасманийский волк, или тасманийский тигр, также известный как тилацин, занимавшее ту же экологическую нишу, что и волки в Америке. К сожалению, это вымерший вид – благодаря усилиям человека.

Процесс конвергентной эволюции продолжается до сих пор. И благодаря этому то, что мы знаем о собаках, может помочь нам больше узнать о других видах. Например, это приводит нас к тому, что мы знаем о карликовом шимпанзе, или бонобо, а они, в свою очередь, помогут понять, как же развивался человек.

На фото: человек и бонобо. Источник фото: https://cosmosmagazine.com

Где берет начало гуманизм и чему нас могут научить обезьяны

Бонобо – одни из двух наших ближайших родственников, и их поведение во многом любопытно.

Попробуйте поставить себя на место бонобо. Например, вы выиграли в лотерею крупную сумму денег, и вам нужно решить, что вы с ней сделаете. Выбор: дать деньги другу или совершенно незнакомому человеку? Большинство людей, понятное дело, при таком раскладе выберет друга или члена семьи.

Но бонобо всех удивили.

Как же проходил эксперимент?

В помещение, где находилась обезьянка, клали еду – совсем немного. Важное дополнение – это происходило до того, как бонобо получали завтрак, то есть животные были голодны. А еда была очень вкусной – любимые фруктовые лакомства. В соседней комнате находилась еще одна обезьянка – хороший друг подопытного бонобо или совершенно незнакомое животное. Дверь между помещениями открывалась только со стороны подопытного бонобо, и он умел ее открывать.

То есть обезьянки бонобо вели себя как настоящие добрые самаритяне – так, как не повел бы себя человек.

Как можно это объяснить? Бонобо обладают высочайшим уровнем эмпатии (умения сопереживать), которое недоступно другим видам, в том числе большинству людей?

Чтобы проверить это, провели эксперимент с зеванием. Психологами доказано, что зевание в ответ на зевок другого существа – это признак эмпатии. И если, например, вы зеваете, а человек рядом с вами – нет, это повод задуматься, а обладает ли он эмпатией, способен ли сопереживать кому-то? И стоит ли общаться с ним дальше?

Так вот, исследователи показывали бонобо других зевающих бонобо: их друзей или незнакомцев. И подопытные бонобо тоже начинали зевать – как вслед за друзьями, так и за незнакомыми обезьянками. Так что можно сказать, что бонобо обладают эмпатией, то есть могут сопереживать другим.

А вот когда проводились эксперименты с шимпанзе, еще одним нашими ближайшим родственником, результаты были другими. Шимпанзе присуща эмпатия, если это касается членов их стаи, однако сопереживание отсутствует по отношению к незнакомцам.

У бонобо есть еще одна интересная особенность помимо эмпатии к незнакомцам. Они разбивают стереотип о том, что самое большое животное является доминантным. В отношениях между членами стаи маленькая самка может быть главнее, чем большой самец. К тому же, бонобо менее агрессивны, чем шимпнзе. Например, никто не видел, чтобы один бонобо убил другого – а у шимпанзе такое встречается. И самки бонобо предпочитают не самого брутального, а самого миролюбивого самца в стае.

На фото: карликовые шимпанзе бонобо. Источник фото: https://www.iflscience.com

А теперь мы можем вернуться к вопросу о том, кто из животных умнее и является ли человек венцом мироздания.

Конечно, если мы возьмем космонавта как представителя Homo Sapiens, и поставим его рядом с обезьяной, вопрос может показаться глупейшим. Или если мы вспомним о достижениях человеческого разума, обо всех технических приспособлениях, которыми мы пользуемся, об огромном пласте культуры.

Но помните ли вы о том, что интеллект имеет разные составляющие? И если мы задумаемся о «темной стороне», люди как вид уже не будут выглядеть так впечатляюще.

Мы убиваем друг друга, эксплуатируем других людей, играем в азартные игры, гробим себя наркотиками и совершаем множество других столь же неприглядных поступков. В этом смысле шимпанзе похожи на нас, но вот бонобо кажутся куда более развитыми.

Причем же здесь собаки?

В ходе эксперимента с одомашниванием лис выяснилось, что они меняются – не только с точки зрения психологии, но и с точки зрения физиологии. Вероятно, то же происходило и с собаками по мере одомашнивания. И если мы сравним шимпанзе и бонобо, то увидим похожие изменения.

Череп стал меньше, скелет – более изящным, самцы бонобо не агрессивны, и в целом эти обезьяны более заинтересованы в общении с другими и дружелюбны. Им практически не свойственны проявления «темной стороны натуры», свойственные шимпанзе (и людям). То есть можно сказать, что бонобо пошли по пути «самоодомашнивания». Как и собаки, и многие другие виды.

А что же люди? Удастся ли нам когда-нибудь преодолеть "темные стороны" своей натуры?

Что значит «любить животных»

Для начала разберёмся, что же обычно подразумевают под словосочетанием «любовь к животным». Это поможет понять, о воспитании каких качеств нужно думать в первую очередь, так как любовь детей к животным, как и у взрослых, выражается в поступках.

Для каждого животного важно бережное отношение и забота. Именно так проявляется любовь человека к четвероногим, пернатым и пресмыкающимся. Поэтому ребёнку, каким бы маленьким он ни был, нужно объяснять, рассказывать и показывать, как заботиться и ухаживать за животными.

Любовь с пользой

Общение с питомцами дарит нашим детям радость, но это далеко не единственный положительный результат. Дети, которые с малых лет начинают помогать взрослым заботиться о животных, раньше учатся ответственности и умеют правильно рассчитывать свои силы. Кроме того, им знакомо понятие долга, а значит, им легче выполнять задания и поручения, даже если делать их вовсе не хочется. Срабатывают навыки, полученные при уходе за питомцами.

Кроме того, дети, растущие в семьях, где держат домашних животных, учатся выражать свои чувства и показывать их. Наблюдая, как ласкается кошка, и как собака прыгает от радости, когда хозяин вернулся, дети понимают, как важно демонстрировать любовь близким людям.

Нельзя не сказать и о терапевтическом действии общения с животными. Домашние питомцы помогают взрослым снимать стресс, а детям — переживать свои первые разочарования. Существуют целые направления лечения и реабилитации детей, в которых главным лекарством выступают не таблетки и аппараты, а лошади и дельфины.

Так что решать, стоит ли учить малыша обращению с животными, не нужно — польза таких знакомств слишком очевидна, чтобы от неё отмахиваться.

Когда дома живут питомцы

Если Ваш малыш родился, когда в дома уже были животные, то объяснять ребёнку, что их нужно любить, не нужно. Ваш пример будет лучшим рассказом о любви.

Конечно, примерно до двух лет придётся очень внимательно контролировать процесс общения ребёнка и питомцев. Ведь малышам так интересно, как ведёт себя щенок или кролик. Но дети не понимают, что перед ними — живое существо, которому может быть больно или неприятно, и с которым нужно правильно обращаться.

Если вдруг Вы заметили, что малыш проявляет агрессию по отношению к домашнему животному, то это тревожный звоночек для родителей: в Вашем подходе к воспитанию есть серьёзные пробелы! Не пытайтесь решить вопрос наказаниями, это не поможет. Лучше всего обратиться к детскому психологу, который укажет на Ваши ошибки и поможет исправить их, а заодно подскажет, как привить ребёнку любовь к животным.

Учить обращению с животными нужно личным примером. Возьмите ручку ребёнка в свою, покажите ему, как аккуратно прикасаться к питомцу, как его гладить. Объясните, что за хвост тянуть щенка или котёнка нельзя, что пушистые или пернатые члены семьи тоже могут испытывать чувства.

Как можно раньше придумайте, какую обязанность по уходу за питомцами сможет разделить Ваш малыш. Например, наполнять миску для питья водой смогут дети, которые только научились переливать жидкости из одной ёмкости в другую. Также малютки справятся с сухим кормом и протянут листик капусты черепахе.

Каждый раз общайтесь с питомцем, разговаривайте с ним. Будет полезно придумать ответы, которые могли бы принадлежать Вашему домашнему животному, если бы оно могло говорить. Так Вы покажете ребёнку, что звери тоже хотят общаться и могут выражать свои эмоции.

Когда дома нет животных

Если Ваш малыш с рождения не контактирует с животными, в этом нет ничего страшного. Научиться любви к животным можно в любом возрасте.

Начните показывать ребёнку зверей на прогулках. Наверняка Вы встретите соседскую собаку или кошку, когда выйдете во двор подышать свежим воздухом. Даже если Ваш малыш едва научился сидеть, покажите ему животное и расскажите о нём. Если ежедневно Вам встречается одна и та же собака, не забывайте повторять маленькие уроки, рассказывать и показывать.

Показать животных будет несложно: детские книжки, сказки, игры и раскраски посвящены самым разным животным.

Когда придёт время, покажите малышу мультфильмы, рассказывающие о дружбе животных и человека. Например, мультик про котёнка Гава, который вместе со щенком находит себе хозяйку, очень нравится даже самым маленьким зрителям.

Когда малыш уже может ходить, кормите птиц. Летом — на водоёмах, зимой— в вашем дворе.

Помогите ребёнку сделать простую кормушку. Пусть он обязательно участвует в её создании. Когда довольные птицы будут клевать пшено и семечки, не забудьте похвалить малыша за то, что он помог воробьям и синичкам.

А вот вопрос, стоит ли заводить домашнего питомца, не так прост. Пока малыш ещё не ходит в детский сад или посещает младшую группу, он вряд ли может осознать, насколько хочет завести животное. И даже если сын или дочка просят купить собаку, это не значит, что через пару дней их воображение детей не займёт другая идея.

Кроме того, в раннем возрасте дети просто не могут полноценно ухаживать за животными, так что заботы о них полностью ложатся на плечи родителей.

Но категорически отказываться от домашнего питомца не стоит. Ведь положительные эмоции, которые дарят животные людям, с лихвой компенсируют все неудобства, связанные с прогулками и уборкой. Кот и пёс могут стать настоящими друзьями Вашего малыша, особенно, если они будут вместе расти.

Как быть аллергикам?

Иногда общение с животными ограничено в силу объективных причин — у малышей возникают аллергические реакции от контакта с шерстью или кожей животного. Обратите внимание на тех питомцев, которые безопасны с этой точки зрения. Возможно, черепашка поможет малышу прикоснуться к природе — в буквальном смысле.

В любом случае, аллергику нужно объяснять, как общаться с животными, только дополнительно рассказать о правилах и о безопасности.

Зоопарки и природа

Зоопарки остаются отличным способом знакомства детей с животными. Если Вы будете рассказывать ребёнку о том, как разнообразен мир и какие в нём водятся звери, будете показывать их особенности и говорить, что у каждого животного есть свои привычки и повадки, ребёнок это запомнит. И будет стараться найти подход к каждому животному.

Впрочем, в зоопарках многие взрослые предпочитают смотреть на экзотических животных, забывая о домашних питомцах, которые кажутся нам привычными: козах, курах, коровах. Для современного городского ребёнка все эти животные — такая же диковинка, как лев или бегемот, хотя в народных сказках это главные действующие лица.

Так что, если у Вас есть такая возможность, свозите малыша в деревню и покажите, как выглядят и как живут овечки, свинки, гуси и утки. Только помните, что все они отличаются от домашних кошек и дрессированных собак, а значит, обращаться с ними нужно осторожнее.

Если в деревню ехать не к кому, зайдите в контактный зоопарк. К счастью, небольшие загоны, в которых дети могут погладить козлёнка и покормить кролика, стали широко распространены. Узнайте, есть ли поблизости контактный зоопарк, и запланируйте посещение на выходной день.

Помните о безопасности

Если Вы держите животных, сообщите об этом педиатру, он расскажет Вам правила безопасного общения ребёнка и питомца.

Не увлекайтесь общением с уличными животными. Обязательно спрашивайте у хозяев разрешения подойти к кошке или собаке.

Есть способы, которыми вы можете помочь детям быть добрыми и заботливыми ко всем другим существам.

Будьте хорошим примером

Дети учатся, наблюдая за тем, что делают взрослые и другие люди вокруг них. Один из лучших способов помочь детям начать уважать животных - это самим моделировать поведение, которое вы хотите получить от своих детей. Никогда не пинайте питомцев, даже в раздражении, не кричите на них.

Не говорите ничего негативного о животных

Часть моделирования уважения к животным включает в себя не говорить о них ничего плохого . Если уличная собака бросается вам под колёса автомобиля, не кричите: "Глупое животное! ". Это может для вас ничего не значить, но ваши дети услышат это и подумают, что это нормально. Вы можете услышать от них те же слова в другой ситуации.

Проявляйте доброту ко всем животным

Быть добрым ко всем животным может быть проблемой. Это означает не только подкармливать кошек и собак, но даже использовать гуманные ловушки для мышей и грызунов. Это может быть менее удобно для вас. Это дороже. Но это сообщение детям, что важно уважать всех живых существ.

Отведите детей в приют для животных

Один из способов научить ваших детей уважать животных - сводить их в приют для бездомных собак и кошек. Ваша семья может ввести такие "походы помощи" в привычку. А помощь в местном приюте для животных наверняка требуется. Правда, не все приюты принимают юных добровольцев, поэтому обязательно позвоните и уточните. Но помощь в виде кормов и игрушек для животных у вас, скорее всего, примут.

Отведите детей к ветеринару

Посещение ветеринара с детьми, когда вы ведёте к нему своего домашнего любимца, может помочь им узнать больше о том, почему важно быть добрым и уважать животных. Ветеринар может дать семье советы по уходу за животными и помочь детям понять больше о проблемах животных, их болезнях, о том, что нужно животному, а что нет.

Посещение зоопарка или фермы

Современные зоопарки намного лучше, чем зоопарки прошлого. Они фактически не препятствуют животным наслаждаться имитированной естественной средой обитания, и это может помочь малышам больше узнать о том, как живут животные.

Наблюдайте животных в природе

Часть обучения уважению животных учит детей уметь оставлять животных в покое , не трогать и не беспокоить их, не шуметь. Наблюдайте за животными в естественной обстановке. Это может быть на заднем дворе, в близлежащем парке или в походе. Детям будут интересны даже самые обычные белки.

Помогайте бездомным животным

Вы можете построить скворечник или кормушку для птиц (или белок), можете подкармливать собак и кошек во дворе, кормить голубей или уток на пруду в парке. Сделайте такую помощь постоянной, важной для вашей семьи.

Не делайте ничего, что вредит животным

Не ходите и не смотрите программы, которые не уважают животных. Цирки, которые до сих пор используют диких животных, являются примером того, куда ходить не стоит. То же касается и дельфинариумов.

На природе убирайте за собой мусор

Убирайте мусор, который может нанести вред животным. Отведите детей в парк, на пляж или в другую общественную зону и проведите день, собирая мусор. Хорошо, если вам удастся собрать единомышленников. Объясните детям риск некоторых типов мусора. Утки могут застрять в пластиковых кольцах пробок от бутылок, маленькие птицы могут жевать и глотать кусочки пластика. Это приводит к их гибели.

Не всем нравятся книги. Тогда смотрите телешоу или фильмы, включая документальные, мультики о животных. Это вызывает интерес к природе.

Может быть, вы можете завести питомца?

Если вы имеете пространство, время и желание, заведите питомца, потому что это поможет вашим детям любить и уважать животных. Это не обязательно должна быть собака или кошка. Рыбка или хомяк тоже могут быть отличным вариантом, если у вас мало места. Ребёнок научится ухаживать за животным и и заботиться о нём, как за ещё одним членом вашей семьи.

Ненастоящий питомец

"Притворный" питомец может быть отличной заменой, когда вы не можете взять домой настоящее животное. Приучите ребёнка заботиться о притворном домашнем животном (например, о плюшевой собаке, обратите внимание на игрушки Hansa , они в точности как живые), как за настоящим. Если он справится, вы можете подумать о настоящем питомце. Если же вы точно никак не можете завести животное в доме, предупредите малыша об этом, чтобы он даже не надеялся вызвать своим хорошим поведением какие-то перемены. Пусть он сразу понимает, что для него именно эта игрушка - альтернатива. Её тоже можно полюбить, как живую, и научиться ухаживать за животными на её основе.

Игрушечный чихуахуа от Hansa.

Дайте ребёнку обязанности по уходу

Если у вас есть питомец, дайте детям обязанности по уходу. Даже самые маленькие дети могут позаботиться о заполнении чаши для воды кошки или поиграть с собакой. Это поможет им увидеть, как их действия влияют на благополучие животного.

Учите, как обращаться с животными

Дети не знают, как погладить котёнка, чтобы ему не навредить, или как играть с собакой или кошкой, таких врождённых инстинктов у нас нет. Вам нужно показать, как и что делается, потому что это новый навык. Различайте грубую и нежную игру с домашними животными, чтобы ребёнок понимал, что правильно, а что нет. Не надо тянуть за хвост, гладить против шерсти: малыши этого не понимают изначально. Не ругайте, а показывайте.

Животным нужно пространство. Дети не должны приставать к спящему питомцу или беспокоить маму-собаку, которая находится со своими щенками.

Наблюдайте

Даже если ваши дети стали старше, важно следить за их взаимодействием с животными. Таким образом, вы сможете вмешаться и исправить их ошибки, если это необходимо. Например, ребёнок может начать играть с кошкой мягко, но затем может начать дразнить её. В этом случае вы можете быстро вмешаться.

Хвалите

Хвалите детей, когда они добры к животным. Если ваш ребёнок правильно играет с домашней кошкой или собакой, похвалите его за хорошую работу. Также хвалите, когда он вовремя кормит кошку или выгуливает собаку.

Фигурки Schleich , точные копии настоящих животных.

Чужие животные

Наряду с обучением ваших детей, как взаимодействовать с дикой природой и собственным домашним животным, важно научить их, как взаимодействовать с домашними животными других людей. Поскольку вы не знаете, что это за животное и какой у него характер, научите детей всегда сначала спрашивать , прежде чем пытаться погладить чужого питомца. Некоторые животные пугливы с незнакомцами или не любят, когда их гладят. Некоторые владельцы не любят, если к их питомцу подходят другие люди.

Ощущение страха

Ребёнок не должен бояться зверей. Но он должен знать, что делать с животным, которое начинает представлять угрозу. Научите детей стоять на месте и не бежать, если они вступают в контакт со странной или страшной собакой. Также важно, чтобы они знали, что нельзя смотреть собаке в глаза.

Быть как бревно

Иногда собаки могут слишком заиграться. Если у вас большая собака и маленький ребёнок, научите ребёнка, что нужно делать, если собака сбивает с ног. Нельзя отбиваться, нужно быть как бревно : перевернуться на живот, прикрыть шею руками и лежать неподвижно, пока собака не успокоится или пока вы не придёте на помощь.

Умение любить и уважать животных начинается с раннего возраста. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок любил кошек, собак и других существ, познакомьте его с животными уже в раннем детстве. И помните, что важно быть добрым ко всем , а не только к пушистым, пернатым или чешуйчатым существам.