Как снять симптомы тахикардии дома. Учащенное сердцебиение: что делать в домашних условиях при большом пульсе. А также при…

В настоящее время фланелевые форменные рубахи, состоящие на обеспечении современного флота, синего цвета, а летние хлопчатобумажные форменки - белого цвета (с синим гюйсом, окантованным тремя полосками белого цвета).

Форменный воротник входит в состав парадно-выходной формы рядового состава ВМФ и носится с фланелевкой или форменкой.

Как появился гюйс

Украшением рубахи флотского костюма является большой воротник синего цвета с тремя белыми полосами по краю. История его возникновения весьма любопытна. В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах.

Бытует и другая версия: в матросский воротник трансформировался капюшон, которым моряки закрывались от брызг.

Форменный воротник также называют гюйсом.

Версия литературная

…Стояла темная ночь… Наш молодой юнга, после своего спасения на воде, так и не смог заснуть. Выскочив на палубу, он увидел боцмана, курившего свою трубку на корме.

— Ну что, юноша, не спится? Давно ведь была команда “Отбой”?; вопросительно посмотрел на него боцман.

— Нет, не спится!; ответил юнга.

— Я хотел бы Вас поблагодарить за моё спасение!; горячо и с благодарностью выпалил юнга. Вы меня вытащили из этого моря!

— Я тебя не из моря вытащил, а с того света!; ответил старый моряк.

Кстати, почему одет не по форме? Где твой гюйс?

Понурив голову, наш юнга нашелся:

— Я его – постирал, сию минуту!

Через некоторое время, он прибежал обратно, неся на руках свой гюйс.

— Ну что ж, похвально! А ты знаешь, что это такое?; спросил боцман.

— Я только слышал, что это – воротник…. А все же – что это, товарищ боцман?

Довольно хмыкнув, он пригласил юнгу в свою каюту.

— Ну, садись поудобнее и слушай!

Юнга весь обратился вслух.

Вот что рассказал боцман:

Существует несколько историй и легенд по поводу возникновения 3-х полосок на гюйсах моряков, или как ты выразился – воротников.

Поначалу, в далёком прошлом, на судах, это были действительно – воротники, которые использовались для защиты спин гребцов от палящих лучей Солнца и брызг.

Воротник также, намного позже, сначала появился как подкладка под волосы, предохраняющая мундир от осыпающейся с парика “пудры”, в иностранных флотах.

После отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления - в холодную ветреную погоду он заправлялся под бескозырку и заменял башлык.

Другая легенда повествует, что эти три полоски появились с появлением трех эскадр у Петра I. Именно в честь этих эскадр появились три полоски на гюйсе.

Также, бытовала история о трех победах нашего Флота, в честь трех полосок на современных гюйсах — у Гангута в 1714 году, Чесмы в 1770-м и Синопа в 1853-м.

То есть – эти победы действительно имели место быть, но к полоскам они относятся, как метод патриотического воспитания.

Однако, гюйс – это прежде всего – ФЛАГ, друг мой!

От нидерландского, “гюйс” — военно-морской флаг, а также флаг приморских крепостей. Он поднимается ежедневно на носу (на флагштоке на бушприте) кораблей 1-го и 2-го рангов, исключительно во время якорной стоянки, вместе с кормовым флагом, обычно с 8 часов утра до захода солнца”.

— Но, товарищ боцман, зачем же вешать флаг, или гюйс, на бушприт?; недоумевал юнга.

Версия историческая

Впервые в русском флоте воротник был введен в 1843 г.

Происхождение воротника имеет весьма интересную историю. В те времена матросы носили парики и намасленные косички из конского волоса. Косички пачкали одежду, а матросов за это наказывали, вот они и придумали одевать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник. Есть и другая версия: для защиты от морских брызг и ветра матросы носили капюшон, который потом трансформировался в воротник.

Форменный воротник изготавливается из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета, с тремя белыми полосками по краям. Подкладка синего цвета. На концах воротника по одной петле, посредине выреза горловины пуговица для пристегивания воротника к форменке и куртке рабочей флотской.

Начиная с Петра I

У Петра I во флоте было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй - по две, и у третьей, особо приближенной Петру - по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближенность к Петру гвардии флота. При этом первая эскадра носила белые фланелевые форменные рубахи, вторая эскадра имела рубахи синего цвета, а третья - красного.

Сначала гвардия

В 1881 году были введены три белые полосы на воротниках для матросов Гвардейского флотского экипажа. А в следующем, 1882 году, этот воротник был распространен на весь флот.

Полосы на нем означали организационную принадлежность. Русский Балтийский флот в то время был разделен на три дивизии. При этом матросы первой дивизии носили одну белую полосу на воротнике, матросы второй дивизии - соответственно две полосы, а матросы третьей - три.

Победы флота ни при чем

Широко распространено мнение, будто они были введены в память о трех победах русского флота:

  • у Гангута в 1714 году;
  • Чесмы в 1770-м;
  • Синопа в 1853-м.

Но оказывается, это не более чем красивая и высокопатриотичная легенда.

Несомненно, что количество полос не имеет никакого отношения к победам русского военно-морского флота. Просто при выборе рисунка возобладала чисто эстетическая сторона дела: воротник с тремя полосками оказался наиболее красивым и имеет простую законченную форму. Летом моряки нашего военно-морского флота носят полотняную белую форменную рубаху с тем же привлекательным синим воротником, обрамленным по краям тремя белыми полосками. Эти же три полоски имеются на синих обшлагах этих рубах.

Немного о лентах на бескозырках

Первые ленты в русском флоте появились на клеенчатых шляпах матросов в 1857 году и не позднее 1872 года на фуражках. До той поры на околышах матросских фуражек ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались желтым сукном. Точный размер, форма букв на лентах, как и сами ленты, были утверждены для всего рядового состава русского флота 19 августа 1874 года. В советском флоте шрифт на краснофлотских лентах был утвержден в 1923 году.

Особой лентой на бескозырках советских моряков является лента гвардейских кораблей, утвержденная вместе с гвардейским знаком в 1943 г. Лента гвардейских кораблей имеет расцветку ленты Ордена Славы из чередующихся полос оранжевого и черного цвета.

Некоторые исследователи высказывают предположение, что в русском флоте черно-оранжевый цвет георгиевской ленты повторяет бывшие династические цвета русской монархии. Это в корне неправильно. Старые геральдические цвета русской монархии — золото с черным или желтый цвет с черным. Об утверждении же черно-оранжевых полос георгиевской ленты существует определенное указание 1769 года, где сказано, что цвета даны чисто «военные»: оранжевый — цвет пламени и черный — цвет пушечного и ружейного порохового дыма.

Цитаты

— Но, товарищ боцман, зачем же вешать флаг, или гюйс, на бушприт?; недоумевал юнга.

— А затем, друг мой, что этот флаг обозначал порт приписки корабля!; ответил боцман.

Гюйс

ГЮЙСЪ , флагъ, поднимаемый въ носов. части воен. судовъ первыхъ двухъ ранговъ, когда они стоятъ на якорѣ, вмѣстѣ съ кормов. флагомъ т.-е. отъ 8 ч. у. до захода солнца. (Формы и рисунки
Г. разн. державъ см. на красоч. таблицахъ флаговъ при описаніяхъ
государствъ).

Гюйс - м.

1. Флаг, поднимаемый на носу военных судов первых двух рангов во время якорной стоянки.

2. Большой синий воротник на форменной матросской верхней суконной или полотняной рубахе (в речи моряков).

Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Общая оценка материала: 5

АНАЛОГИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ПО МЕТКАМ):

Глобальный контрудар — быстрый и глобальнай ответ на ПРО США Разрешение на взлет американцам и туркам придется просить у Москвы Смогут ли китайцы скопировать экспортный Су-35

Тельняшка, иначе называемая фуфайкой, тельником или вовсе романтичным словосочетанием «морская душа», начинает свою историю со времен появления европейского парусного флота. Считается, что бело-голубая или бело-синяя расцветка тельняшки помогала во время морских путешествий всегда видеть моряков на фоне белоснежных парусов, а также наблюдать их в воде, если они случайно выпали за борт.

Первые морские появились на бретонском флоте еще в 16 веке. Тогда они имели ровно 12 черно-белых полос, по количеству ребер человека. Таким образом моряки хотели обмануть саму смерть. Она должна была принимать моряков за уже мертвых и не трогать их. И это не случайное поверье, ведь в те времена путешествия по морю были очень опасным занятием.

Традицию с 12 поперечными полосами переняли у англичан и голландцы. А вот французские моряки имели на своих тельниках уже 21 полосу, каждая из которых символизировала одну из крупных побед Наполеона. На русскую почву европейский опыт использования тельняшек был перенесен только 19 августа 1874 года, по приказу великого князя Константина Романова.

Первоначально тельник в бело-синюю полоску был принадлежностью исключительно моряков военного российского флота. И если в конце 19 века морская тельняшка состояла из белых и синих полосок, среди которых белые полоски были значительно шире, то в наше время этот предмет одежды содержит бело-синие полосы одинаковой ширины (примерно от 0,5 до 1,5 см). Ранее тельники изготавливали из хлопка и шерсти (в равных количествах), сейчас же в большинстве случаев используется 100% натуральный хлопок. Срок службы тельняшки в морском военном флоте составляет один год.

Во время Великой Отечественной войны немецкие солдаты и их союзники хорошо запомнили полосатые тельняшки морских пехотинцев (они имели черно-белые полосы). Недаром наших моряков прозвали «полосатыми дьяволами». И дело не только в мужестве и храбрости российских моряков. Европейцы прекрасно помнили, что ранее полосатую одежду у них носили палачи, отверженные, неизлечимо больные и прочие изгои общества, которым попросту уже нечего терять.

Зачастую морские пехотинцы во время боев для маскировки переодевались в форму сухопутных войск, но при этом тельняшку надевали всегда. Это был для них не только удобный предмет одежды, но и особый оберег. А еще русские воины издавна имеют традицию надевать перед боем чистую рубаху. И морские тельняшки отлично их заменили.

Тельняшка ВДВ

В наши дни ВДВ имеет на своем вооружении тельняшки со светло-голубыми полосами, чередующимися с белыми. А традиция награждать десантников, которые впервые провели прыжок с парашютом в воду, началась в 1959 году. Именно тогда, во время учений, полковник В.А. Устинович вручил десантникам морские тельняшки в качестве награды за хорошее выполнение поставленной задачи. Хотя идея внедрения в ВДВ тельняшек с бело-голубыми полосами проводилась командующим Воздушно-десантными войсками В.Ф. Маргеловым и ранее, еще в 1954-1959, а также в более позднее время.

В итоге все-таки было решено сделать тельняшку официальной частью военной одежды ВДВ, но только синие полоски заменить светло-голубыми, символизирующими цвет дневного неба в яркую погоду. И уже в 1969 году, во время конфликта в Чехословакии, все десантники носили форменные тельняшки. Официально же этот предмет военной одежды в войсках ВДВ был закреплен Приказом МО СССР в 1969 году.

Тельники для пограничных войск

Примерно с 1990-ых годов тельняшки различных цветов появились во многих родах войск, помимо ВМФ и ВДВ. Пограничники обзавелись тельниками в бело-зеленую полоску. Это связано с тем, что в 80-ых годах отдельная Витебская дивизия ВДВ была внезапно передана в ведение КГБ СССР, из-за чего светло-голубые полосы были перекрашены в зеленые.

Тогда десантники это восприняли как оскорбление и забвение их воинской чести, но уже после распада СССР, когда дивизия отошла Белоруссии и снова стала частью ВДВ, традиция ношения бело-зеленых тельняшек уже прочно укоренилась среди пограничников. И она не изменилась по сей день.

Тельняшки разных родов войск

Цвета военных тельняшек для разных родов войск, СпН (войск специального назначения) и ГРУ (разведка) были определены в Указе Президента РФ № 532 от 08.05.2005. В соответствии с этим документом были определены следующие виды тельняшек:

  • Военно-морской флот - тельняшки с белыми и темно-синими полосками. Такие же тельняшки носят и курсанты военно-морских, а также гражданских речных и морских училищ;
  • Воздушно-десантные войска - тельники с белыми и светло-голубыми полосками;
  • Пограничные войска - тельняшки в бело-зеленую полоску;
  • Спецназ ФСБ и Президентский полк - тельняшки с белыми полосами и полосами василькового цвета;
  • Министерство чрезвычайных ситуаций - тельняшки в бело-оранжевую полоску;
  • Спецназ внутренних войск МВД (Росгвардия) - тельники с белыми и краповыми (бордовыми) полосками.

Отдельно следует сказать о фуфайках с черно-белой полоской. Нередко можно прочитать, что такие тельняшки используются моряками-подводниками и даже морской пехотой. Однако это не так. На сегодняшний день указанные виды войск используют обычные тельники моряков с полосами белого и темно-синего цветов.

Одновременно с тельняшками разных цветов в войсках РФ используются и береты нескольких оттенков, от оранжевого до черного и зеленого. Зачастую береты являются частью парадной формы или выдаются военнослужащим за какие-либо заслуги (например, после сдачи спортивных нормативов). То есть право носить берет зачастую нужно заработать тяжелым трудом или каким-либо героическим поступком.

Хотя сейчас тельняшки используются для повседневного ношения многими войсками, все же классической морской тельняшкой можно назвать лишь ту, которая имеет темно-синие или светло-голубые полосы (такие тельники носят матросы ВМФ и десантники).

Тельняшка в России - это больше, чем просто предмет формы военнослужащих, это легенда, традиция, история. Ведь не зря тельняшка из типично морской форменной одежды расширилась на все рода войск современной России, приобретя при этом разнообразие цветов.

Морская нательная рубашка с синими и белыми полосами имеет давнюю историю еще со времен парусного флота. Известно, что она была введена в широкий обиход голландскими моряками. Голландская морская форма с коротким черным бушлатом, брюками клеш, синей фланелевой курткой с большим вырезом на груди и нательной рубашкой с синими полосами стала популярной во многих странах.

Однако тельняшка была «изобретена» не голландцами, а бретонцами еще в 16 веке. Бретонские моряки надевали вязанные трикотажные рубашки с 12 (по числу ребер в теле человека) черными полосами – так они пытались обмануть свою смерть, которая бы приняла моряков за скелетов и стала бы их трогать. Моряки в свободное от вахты время сами вязали для себя нательные рубашки, которые были практичны, удобны, не сковывали движений и защищали от холода.

В России тельняшка вошла в качестве элемента форменной одежды служащих Военно-морского флота во второй половине 19 века. В тот период в России производилась военная реформа с изменением структуры, вооружения и, конечно, обмундирования военнослужащих, в том числе и моряков. В 1874 императором Александром ІІ было утверждено «Положение о довольствии команд Морского ведомства по части амуниции и обмундирования», в котором, в частности, говорилось о форме для «нижних чинов кораблей и флотских экипажей» русского флота. Тельняшка определялась так: «Рубаха, вязанная из шерсти пополам с бумагою; цвет рубахи белый с синими поперечными полосами, отстоящими одна от другой на один вершок (4,445 см). Ширина синих полос – четверть вершка… Вес рубахи полагается не менее 80 золотников (344 грамма)…».

Матросы корабля Варяг

Поначалу тельняшки закупали за границей, и лишь потом было налажено производство в России. Массовое мануфактурное производство тельняшек впервые началось на фабрике Керстена (кстати, немец Фридрих-Вильгельм Керстен в 1870 году получил медаль Всероссийской мануфактурной выставки и звание потомственного почётного гражданина Санкт-Петербурга) в Санкт-Петербурге (после революции – фабрика «Красное знамя»).

Полоски тельняшки приобрели одинаковый размер и ширину около 1 см лишь в 1912 году а также был изменен и состав материала и тельняшку стали изготавливать из хлопка. В таком виде тельняшка осталась и до сих пор. Ее характеристики определены ГОСТ 25904-83 «Фуфайки и майки трикотажные морские для военнослужащих. Общие технические условия». Данный ГОСТ определяет как состав и качество трикотажного материла для пошива, тельняшек, так и ее «конструкцию».

Тельняшка стала не только удобным и практичным предметом военного моряка, но и символом мужественности, доблести, стойкости, настоящего мужского характера. Люди, увольняющиеся из ВМФ и на «гражданке» продолжали носить тельняшку, как символ своей причастности к особого рода войскам. Со временем тельняшка была введена в состав формы и для Военно-десантных войск (ВДВ) в 1969 году, однако цвет полосок был небесный голубой. А история появления тельняшки служащими ВДВ такова.

Тельняшка в ВДВ

В 1959 году проводились учения по массовому десантированию на воду. Погода была очень дождливая и ветренная, с первого самолета прыгали офицеры штаба во главе с генералом Лисовым. Прыгали с высоты 450 метров. Последним прыгал полковник В.А.Устинович. После того, как он вылез из воды на берег, он достал из-за пазухи морские тельняшки и вручил участникам десантирования, как символ того, что десантирование проводилось на воду. С тех пор это стало традицией вручать тельняшки тем, кто кроме обычного десантирования, провел прыжок и на воду. В.Ф.Маргелов, командующий Воздушно-десантными войсками в 1954-1959 и 1961-1979 годах, стал продвигать идею введения тельняшки как элемента формы ВДВ. Только тельняшку для десантников было решено делать не с темно-синими полосками, а голубыми. Первыми их одели части и соединения Воздушно-десантных войск, принимавшие в 1968 году участие в событиях в Чехословакии. 26 июля 1969 года приказом МО СССР № 191 были введены очередные правила ношения военной формы одежды, в нем ношение тельняшки в войсках ВДВ было закреплено официально.

Десантники в голубых тельняшках


Тельняшка с зелеными полосками

С 1990-х годов тельняшки с полосками разных цветов стали появляться в других войсках. Так тельняшки с зелеными полосами стали носить пограничники. Рассказывают служившие в то время десантники, что в конце 80-х годов Витебскую дивизию ВДВ передали в КГБ СССР, в результате голубые тельняшки и береты «перекрасили» в зеленый цвет, что воспринималось бывшими десантниками как оскорбление их воинской чести. Впрочем после развала СССР в 1991 дивизия отошла Белоруссии, где она снова стала подразделением ВДВ. А традиция ношения пограничниками зеленых тельняшек осталась.

Тельняшки в вооруженных силах России

Указом Президента Российской Федерации № 532 от 8 мая 2005 года «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия» были, в частности, определены цвета тельняшек для различных родов войск Вооруженных сил России, а именно:

ВМФ – тельняшки темного-синего цвета

ВДВ - тельняшки голубого цвета

пограничные войска - тельняшки светло-зеленого цвета,

спецназ ВВ МВД - тельняшки крапового цвета,

спецназ ФСБ, Президентский полк - тельняшки василькового цвета

МЧС - тельняшки оранжевого цвета

Также морская тельняшка с полосами темно-синего цвета входит в комплект формы курсантов военно-морских и гражданских морских и речных учебных заведений.

Как видим, здесь ничего не указано о тельняшке черного цвета! Ее часто приписывают подразделениям подводного флота и морской пехоты, но в соответствии с Указом №532 у них такая же тельняшка, как и у обычных военнослужащих Военно-морских сил России, то есть с темно-синими полосами.

В общем введение тельняшек различных цветов для разных родов войск несколько принизил авторитет тельняшки, но, тем не менее, это не касается морских и десантных тельняшек с темно-синими и голубыми полосками.


Военторг "Патриот" предлагает тельняшки ВМФ, тельняшки ВДВ, тельняшки Морской пехоты и тельняшки ВВ оптом и в розницу. Вы можете купить тельняшки в Екатеринбурге или в Нижнем Тагиле, а также заказать их через наш интернет-магазин. Оптовикам и за групповые покупки - особые условия.

Каждый человек, считающий, что он знаком с историей российского флота скажет:

«Первая полоска знаменовала собой победу русского флота в Гангутском сражении.
В ознаменование победы в битве при Гренгаме на воротнике русских моряков появилась вторая полоска. Третья полоска на воротнике матросов появилась после победы в Синопской бухте».

1. «Гангутское сражение - морское сражение Великой Северной войны 1700-1721 годов, состоявшееся 27 июля (7 августа) 1714 года у мыса Гангут (полуостров Ханко, Финляндия) в Балтийском море между русским и шведским флотами, первая в истории России морская победа русского флота.

Победа у полуострова Гангут стала первой крупной победой русского регулярного флота. Она обеспечила ему свободу действий в Финском и Ботническом заливах, эффективную поддержку русских войск в Финляндии. В Гангутском сражении русское командование смело использовало преимущество гребного флота в борьбе с линейным парусным флотом шведов, умело организовало взаимодействие сил флота и сухопутных войск, гибко реагировало на изменения тактической обстановки и погодных условий, сумело разгадать манёвр противника и навязать ему свою тактику. Гангутское сражение было одним из последних крупных сражений в истории флота, в котором решающую роль сыграл абордажный бой. За этот бой Пётр I был произведён в вице-адмиралы.

9 августа является Днём воинской славы России - День победы в Гангутском сражении первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут».

2. «Сражение при Гренгаме - морское сражение, произошедшее 27 июля (7 августа) 1720 года в Балтийском море около острова Гренгам (южная группа Аландских островов), явилось последним крупным сражением Великой Северной войны.

После Гангутского сражения Англия, озабоченная возрастанием могущества русской армии, образовала военный альянс со Швецией. Однако, демонстративное приближение объединённой англо-шведской эскадры к Ревелю не заставило Петра І искать мира, и эскадра отошла к берегам Швеции.

Когда 27 июля (7 августа) корабли русских приблизились к Гренгаму, флот шведов под командованием К.Г. Шёблада, имея 156 орудий неожиданно снялся с якоря и пошёл на сближение, подвергнув русских массированному обстрелу. Русский флот стал поспешно отступать на мелководье, куда и попали преследующие его шведские корабли. На мелководье более маневренные русские галеры и лодки перешли в атаку и сумели взять на абордаж 4 фрегата (34-пушечный «Стор-Феникс», 30-пушечный «Венкер», 22-пушечный «Кискин» и 18-пушечный «Данск-Эрн»), после чего оставшаяся часть шведского флота отступила.
Результатом сражения при Гренгаме стал конец безраздельного шведского влияния на Балтийском море и утверждение на нём России».

3. «Синопское морское сражение 18(30) ноября 1853 г. между русской и турецкой эскадрами в Синопской бухте во время Крымской войны 1853-56. Турецкая эскадра под командованием Осман-паши, пришедшая в порт Синоп из Стамбула, готовилась высадить крупный десант в районе Сухум-Кале. Русская эскадра Черноморского флота под командованием вице-адмирала П. С. Нахимова (3 линейных корабля) имела задачу воспрепятствовать активным действиям противника. Во время крейсерства в юго-восточной части Чёрного моря она 8(20) ноября обнаружила турецкую эскадру и заблокировала её в Синопской бухте. С прибытием подкреплений Нахимов, имея 6 линейных кораблей и 2 фрегата (720 орудий), решил атаковать турецкую эскадру (7 фрегатов, 3 корвета, 2 парохода-фрегата, 2 брига, 2 транспорта, всего 510 орудий). Преодолев плотный заградительный огонь турецких береговых батарей (38 орудий), 18 ноября русские корабли в строю кильватерных колонн прорвались в Синопскую бухту, встали на якорь и открыли артиллерийский огонь по кораблям и батареям противника. В течение 4 часов все турецкие корабли (кроме бежавшего парохода "Таиф" под командованием английского советника А. Слейда) и большинство береговых батарей были уничтожены. Потери турок составили свыше 3 тыс. человек, около 200 человек., в том числе раненый Осман-паша, было взято в плен; русские потеряли 37 человек убитыми и 235 ранеными. Победой в С. с. русский флот завоевал господство на Чёрном море и сорвал турецкие планы высадки десанта на Кавказе. В связи с поражением Турции её союзники - Великобритания и Франция в декабре 1853 ввели свои эскадры в Чёрное море. Синопское сражение явилось последним сражением эпохи парусного флота».

Кто читал мою статью «Где и когда состоялось Трафальгарское сражение?», наверное, догадался, что и Гангутское и Гренгамские морские сражения являются еще одними образами реальных морских сражений, произошедших у берегов Англии северо-западнее Ньюпорта в 1814 году. Когда русская имперская эскадра хотела высадить десант на берега Англии для наказания мятежников. Но успех не сопутствовал русским войскам. Это первое поражение имперских сил, которое стало важным звеном, приведшим в дальнейшем к гибели русской империи.

О Синопском сражении я написал статью с версией, что оно было в 1827 году. Это еще одна трагическая дата для русской империи - начало захвата Турции – одной из территорий, на тот момент еще контролируемой русской империей.

В результате разнесения реальных событий на бумаге во времени и пространстве, история диаметрально поменялась. Вместо того, чтобы эти события поминать днем молчания, русские люди празднуют их как великие праздники, и гордятся этим.

Какое извращенное у нас прошлое, такая же и извращенная сегодняшняя жизнь.

Легендарная морская фуфайка - как много вложено смысла в этих словах! Это история не одного поколения. Тельняшкой дорожат наравне со святыней. В России она стала не только частью пехоты и подводного ВМФ, но и воздушно-десантных вооружённых сил, МЧС, спецназа и внутренней армии МВД. Каждые российские воинства имеют свою тельняшку с уникальным цветом полос, критерии выбора которого, можно предположить, характеризуют поле деятельности каждого…

ВМФ

О моряках и морских пехотинцах времён Великой Отечественной говорили немецкие противники как о «полосатых дьяволах». Этот носит майки с чёрными полосками. Дело было не в цвете, не в том, сколько полосок на тельняшке, и даже не в крайне волевых качествах русских моряков. Корни такого прозвища уходят в историю Европы, где в прошлом очень длительное время полосатую одежду носили отверженные обществом еретики, прокажённые, палачи, не владеющие никакими правами. Когда немцы видели на суше морских пехотинцев - их обуревал страх на генетическом уровне. Матросы даже в боях на суше отказывались менять свои главные части формы: бескозырку и тельняшку с бушлатом. Именно это отличало их от солдат-пехотинцев.

Для маскировки морские пехотинцы переодевались в форму сухопутных войск. Но даже в ней тельняшка оставалась нательной рубахой. Если кто-то носил её в вещмешке, потому что хотел подольше сохранить, то перед боем она надевалась обязательно. Ведь ещё с древних времён есть русская традиция: облачиться в чистую нательную рубаху перед началом сражения. Кто-то думает, что мощь русских моряков сокрыта в особой фуфайке - её расцветке и в том, сколько полосок на тельняшке бойца.

Ведь в своё время на французском флоте был принят стандарт в 1852 году, согласно которому, на тельняшке должна быть 21 полоса. Это число побед великого Наполеона.

Бесстрашие

Моряки всегда отличались особым смелым духом. Бросая шинель и бушлат на землю, одетые в тельняшку, они со штыком в руках шли навстречу врагу. Первый бой на суше у моряков состоялся в июне 1941 года, 25 числа.

Старшина Просторов во главе балтийских корсаров, под крик «Полундра», с позором гнали немцев, которые слыли победителями в Европе. Из бойцов в тельняшках формировался ударный состав русской армии. Все дело не в том, сколько полосок на тельняшке, а во внутренней силе русского духа. Командование знало: эти воины не отступят! Они были там, где наиболее опасно воевать. Морская пехота Советского Союза повергала в панику и внушала страх врагу…

Происхождение

История самой тельняшки берёт начало во временах покорения географического пространства Земли - в семнадцатом столетии. Тогда морские профессии только развивались. Соответственно, был недостаток в кадрах. Большую часть флота Европы составили моряки из Бретани. Скорее всего, бретонцам было неважно, сколько полосок на тельняшке — они надевали чёрно-белые рабочие рубахи, которые играли роль оберега от морской нечисти.

Кроме того, в такой рубахе моряка на фоне окружающих пейзажей лучше видно. К тому же не так бросается в глаза грязь. Большая часть бретонских мореходных кадров оказалась на голландских кораблях. Здесь хорошо платили и не запрещали носить бретонцам полосатую спецодежду. К завершению XVII века она станет нательной формой моряков по всей Европе.

Распространение

Русские не были исключением. Достоверно неизвестно, сколько полосок на тельняшке моряка и когда конкретно она вошла в жизнь русского флота. Но, скорее всего, в Россию тельняшку завезли в середине семнадцатого века голландцы. Их торговые суда стали ходить в Архангельск и Холмогоры. Нидерландцы и англичане слыли законодателями модной морской амуниции. Поэтому Петр I перенял форму голландцев для русской флотилии, которая находилась на стадии зарождения.

Но она была ещё без бретонских полосатых рубашек. Более широко они распространились у русских моряков второй середины XIX века. Существует легенда о том, что в 1868 году князь Константин Романов, будучи ещё и адмиралом, принимал экипажный состав фрегата. Все моряки пришли на встречу в европейских полосатых фуфайках.

Они так расхвалили их достоинства, что через некоторое время князь подписал у императора указ на официальное включение тельняшки в амуницию русских моряков (1874).

Культовой одеждой она стала позже — после русско-японской войны. Когда была демобилизация, матросы заполняли города. Кругом слышны были ритмы морских танцев и рассказы о храбрых сражениях за Порт-Артур.

Они искали приключений. Это и есть время, когда в народные массы широко вошла культура флотилии, появилось понятие «морская душа», символом которой была тельняшка.

ВДВ и полосатая фуфайка

Когда и как культовая одежда флота стала нательной атрибутикой голубых беретов и сколько полосок на тельняшке десантника России? История гласит, что ещё в 1959 году они вручались парашютисту за прыжок в воду, который считается одним из самых опасных.

Тогда тельняшки и появились в обмундировании десантников (неофициально). Но ключевым лицом, сделавшим морскую фуфайку стал легендарный командующий Совершенно неважно, было сколько полосок на тельняшке ВМФ — это не имело значения для десантников. Внедрению «морской души» в голубые береты противостоял Сергей Горшков — главнокомандующий ВМФ СССР. Он говорил, что это анархические проявления в войсках десантников.

Но Маргелов жёстко проговорил, что он воевал в морской пехоте. А поэтому знает, что заслуживают и нет десантники!

Официально тельняшка с голубыми полосами дебютировала на пражских событиях в августе 1968 года: советские десантники, одетые в полосатую фуфайку, оказались решающей силой в прекращении Пражской весны. Голубые береты получили боевое крещение, обойдя все бюрократические моменты - по благословению Маргелова.

Новая форма не была прописана ни одним официальным документом. И не суть важно, сколько полосок на тельняшке ВДВ (количество просто зависит от размера фуфайки) - она стала символом мужественности и особого духа бесстрашия. Даже будущие бойцы имеют честь ходить в полосатой фуфайке.

Современность

Сегодня русские войска разного рода носят тельняшку. В комплект курсантов военно-морских, гражданских речных и морских учебных заведений входит морская тельняшка как обязательный элемент формы. Хотя пограничники, благодаря созданию пограничной флотилии Белого, Балтийского и Каспийского морей, надели её ещё в 1893 году, а в 1898 году она стала с зелёными полосами. В 90-е годы XX столетия официально разработали тельняшки для пограничников - зелёные, спецназу ВВ — краповые, спецназу ФСБ и президентскому полку — васильковые, МЧС — оранжевые.

Конечно, можно просто сосчитать, сколько полосок на морской тельняшке, но это ничего не даст. Ещё с периода СССР количество полосок зависит от габаритов каждого военного, будь то пехотинец или пограничник. Условно: сорок шестой размер вмещает 33 полоски, пятьдесят шестой - 52.

Проблематика количества полос имеет корнем символическую нумерологию в тельняшках французов. Этот же символизм был у голландцев с англичанами. Они отдавали предпочтение рубахам с 12 полосами, как число человеческих рёбер, таким образом желая обмануть судьбу: как будто это не человек, а призрак-скелет умершего...