Лечебные травы полезные свойства. Названия трав. Травы дикорастущие: названия. Лечебные травы: названия с фото. Применение целебных трав

Икона святой Великомученице Анастасии Узорешительнице

В помощь православным христианам дается множество средств. Так, важной частью духовной жизни является почитание икон. Икона - это образ, который относит наш ум к первообразу, к святому, Господу, Богородице. Молитвы перед чудотворными иконами поистине творят чудеса, чему есть множество свидетельств верующих христиан. Так, одной из очень почитаемых является икона святой Анастасии Узорешительницы. Кому она помогает и когда нужно перед ней молиться?

Помощь святой Анастасии

Святая Анастасия - мученица первых веков христианства, которая пострадала от жестоких гонений императора-язычника Диоклетиана. Родилась она в Риме, в семье отца-язычника и матери, которая была тайной христианкой. Именно мать и посадила в душе дочери зерно истинной веры, которое со временем дало свои плоды.

Получив хорошее образование, Анастасия прослыла как умная и благочестивая девушка. У нее был духовный наставник, правденик Хрисогон, который поддерживал стремление своей ученицы к христианскому благочестию. Однако отец праведницы решил выдать ее замуж за язычника. Но мученице удалось сохранить чистоту даже в браке, ссылаясь на неизлечимую болезнь, которая препятствовала супружеской жизни.

Во времена императора Диоклетиана римские тюрьмы были переполнены христианами, поскольку истинная вера в Бога жестоко преследовалась. Анастасия выбрала для себя высокое служение - она тайно пробиралась в тюрьмы, где по мере сил помогала и поддерживала узников. Она их кормила, лечила, обрабатывала их раны после пыток и истязаний. Но самое главное - она поддерживала заключенных в стоянии за веру и Христа. Благодаря ей множество мучеников того времени получили облегчение в своем тюремном заточении.

Интересно! Умерла святая Анастасия тоже как мученица, будучи казненной за свою веру и помощь другим последователям веры Христовой. С тех пор она предстоит перед Престолом Божиим и возносит к Нему наши молитвы, помогая всем верующим, как и при своей земной жизни.

Молитва перед иконой святой Анастасии Узорешительницы помогает:

  • переносить тяготы заключения осужденным в тюрьме;
  • обрести уверенность и силы перед судом;
  • избежать несправедливого осуждения;
  • не потерять веру в самых сложных жизненных ситуациях.

Поскольку в своей земной жизни угодница Божия много помогала заключенным, перед ее иконой принято молиться о тех, кто отбывает сроки в местах лишения свободы. Особым почетом ее образ пользуется у верующих заключенных, в каждой тюремной церкви служат ей молебны.

Как правильно молиться перед иконой святой Анастасиии Узорешительницы

Пожалуй, самый важный момент, который стоит понимать - помогает вовсе не икона. Не доска с краской или бумага с печатью творят чудеса, исцеляют и приносят помощь. Все это дает нам только лишь Господь Бог по своей великой любви к каждому грешному человеку.

Икона - это образ праведника, которому мы молимся. Это помощь нашему уму, который распыляется на все земное даже в молитве. Глядя на образ, человеку проще сосредоточиться на главном и не отвлекаться. Поэтому не стоит наделять православные иконы какими-то волшебными магически свойствами. Образ угодника в нашей церкви почитаем, но именно потому, что он несет изображение человека, который пребывает с Богом в лучшем мире. Именно личность прославленного праведника имеет значение, а не факт нанесения изображения на бумагу или дерево.

Кроме того, совершенно бессмысленно молится перед иконой, не имея веры в Бога. Святая Анастасия не сможет помочь человеку, который обращается к ней за помощью в мирских делах, совершенно забывая об Отце Небесном. Такое часто встречается в сегодняшней жизни - люди бегут к божьим угодникам, как к неким волшебникам, способным исполнить то или иное желание.

Приступать к образу Анастасии Узорешительницы нужно с твердым упованием на Промысел Божий и с чистым сердцем. Тогда она обязательно услышит и поможет. Если человек находится в заключении справедливо и несет наказание за действительно совершенное зло - нужно каяться и просить у святой помощи в искуплении греха.

Важно! Совершенно недопустимо стоять перед иконой и просить помощи в каком-то нечестивом деле, например, в сокрытии своей вины и желании уйти от заслуженного наказания.

Если человек ищет Божьей помощи нечестно, обманывая других людей, причиняя им вред - такая помощь никогда не придет. Более того, такой человек еще сильнее отяготит свою душу грехом, поскольку просить Бога помочь в злом деле - это кощунство.

Где лучше молиться перед иконой Анастасии Узорешительницы - дома или в храме?

Большой разницы нет, где припадать к образу, если человек делает это с верой. Другой вопрос, что для верующего христианина посещение церкви - неотъемлемая часть духовной жизни. И если жизненные обстоятельства сложились так, что нужна помощь святой Анастасии, то, конечно же, без посещения храма не обойтись.

Найдя в храме икону Анастасии, можно купить свечу и поставить на подсвечник. Можно также приложиться к святыне и помолится своими словами, рассказать свою беду и попросить помощи и утешения. Кроме того, можно заказать молебен именно этой святой, на котором желательно присутствовать лично.

Помимо посещения храма, можно просить помощи у иконы Анастасии Узорешительницы и дома. Для этого нужно стать перед домашним иконостасом, где есть и образ любимой святой, и попросить ее о помощи. Следует не забывать, что помогает Анастасия Узорешительница не сама собой, а только лишь путем ходатайства за каждого человека перед Богом. Поэтому важно, чтобы в домашнем иконостасе помимо икон любимых праведников на первом месте были иконы Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери Девы Марии.

Кроме того, всегда можно взять небольшой образочек с ликом Божьей угодницы с собой в дорогу, или отправляясь, например, в суд. Если человек готов переносить трудности, отдав себя в руки Божьи и всецело предавшись Его воле, то помощь святой обязательно будет, и человек это почувствует.

В чем помогает Анастасия Узорешительница?

Анастасия Узорешительница родилась в Риме в семье, в которой отец был язычником, а мать – тайной христианкой. Святая приняла сторону матери и посвятила свою жизнь Богу. Прежде чем узнать, в чем помогает молитва к святой Анастасии Узорешительницы, предлагаем вспомнить некоторые факты из ее жизни.

Девочке с детства рассказывали о Боге, и она с радостью познавала законы христианства. Анастасия была красивой девушкой, но, ни один жених не смог добиться ее, поскольку она дала обет девства. В один прекрасный момент язычники узнали о том, что Анастасия проповедует христианство и поставили ее перед выбором либо отречение от веры, либо смерть. Девушка, не раздумывая, выбрала мучения, но перед этим палач решил надругаться над ней. В итоге он ослеп и умер, не сумевши даже дотронуться до Анастасии. После этого девушку долго мучили, а затем, заживо сожгли над костром, но ее тело осталось нетленным.

В чем помогает Анастасия Узорешительница?

Еще при жизни святая прославилась тем, что оказывала помощь христианам, которые пострадали за свою веру и оказались за решеткой. Она помогала людям не только делом, но и словом, поскольку многие именно теряли внутренние силы. Анастасия для каждого находила слова поддержки, помогая избавиться от существующих переживаний, страхов и отчаяния. Именно поэтому ее впоследствии назвали «Узорешительницей».

Перед образом святой можно молиться заключенным об освобождении, но только в том случае, если они не совершили смертельный грех. Обращаться к Анастасии могут не только узники, но и родственники, которые хотят добиться освобождения близкого человека. Говоря о том, в чем помогает икона Анастасия Узорешительница, стоит заметить, что к ней могут возносить молитвы люди, которые хотят укрепить веру или же обрести душевное равновесие. Помогает святая найти правильный путь в жизни и решить многие проблемы. Возносить прошения перед ликом святой можно и для исцеления от разных недугов.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона и молитвы святой Анастасии Узорешительнице

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Великомученнице Анастасии Узорешительнице выпала нелегкая доля – защищать от уз тоски и горести заключенных в темницах тюремных, от чего сама и пострадала. Явилась свету Святая Анастасия в обычной семье. Мыть была тайной христианкой, чему и учила дочь. Была самой способной ученицей Хрисогона Аквилейского. Славилась своей добротой и умением сочувствовать и большим желанием помогать людям.

Икона Анастасии Узорешительницы

Приблизительно в III веке нашей эры, в темницах Рима находилось большое количество заключенных христиан. Анастасия тайно пробиралась в комнаты темницы и кормила заключенных, делала перевязки их ран, умывала, ухаживала за совсем немощными. Когда муж узнал о деяниях своей жены – он жестоко избил ее и закрыл в комнате, приставив стражу к двери.

Много нехорошего настигло Великомученицу, но она смогла преодолеть все невзгоды и стала странствовать по миру, чтобы служить людям, которых заключили в темницы. Тогда ее надел Всевышний даром врачевания. Своим трудом, словом добрым Святая делала легче жить многих заключенных, помогала им избавиться от уз отчаяния и беспомощности, именно поэтому ее и назвали Узорешительницей.

Анастасия помогала людям и считала это своим призванием в жизни, но сама претерпела муки в наказание за помощь. Ее растянули между четырьмя столбами и сожгли. Огонь не смог повредить тело Святой. Вскоре ее забрала женщина Апполинария и похоронила со всеми почестями в своем винограднике. Так и отмечен в истории страдальческий подвиг Анастасии.

Образ Великомученицы Анастасии – это лик женщины, которая держит крест в правой руке, а в левой – небольшой сосуд со святым елеем. Как известно, святой елей – самое лучшее лекарство для хворающих. В Греции Святую называют – Целительница, так как она на самом деле исцеляла:

  • раны душевные,
  • снимала узы страха,
  • избавляла от тоски и горести,
  • лечила от болезней телесных.

Икона Анастасии Узорешительницы, в чем помогает

Святая Анастасия Узорешительница, в чем помогает людям ее образ – можно говорить бесконечно. К Великомученице праведной обращаются:

  • за помощью жаждущие избавиться от уз греховных;
  • за избавлением от страха та от тяжести душевной;
  • восточные славяне молятся Анастасии во время родов, так как считают ее покровительницей беременности;
  • незаконно осужденные, дабы их оправдали;
  • заключенные молятся пред ее иконой о скорейшем освобождении.

По сегодняшний день, во многих тюремных камерах по всему миру стоят иконки с ликом Святой: осужденные преклоняются перед ней и просят прощения за свои грехи мирские, вымаливают через нее прощение Господнее.

Молитва от тюрьмы Анастасии Узорешительнице

Сильнейшая православная молитва от тюрьмы придает моральной силы, и дает веру в скорейшее освобождение. Обращаются с молитвенными словами именно к Анастасии, ведь одно время она сама была узницей в собственном доме.

Чтобы призвать к помощи Анастасию – нужно с чистыми помыслами просить Святейшую, дабы она обратилась к Иисусу и вымолила у него волю для незаконно заключенного под стражу.

Молитва Святой Анастасии Узорешительнице

«Победоноснаго Воскресения истинноименитая наречена еси, мученице Христова, победы на враги поставила еси мук терпением, Христа ради, Жениха твоего, Егоже возлюбила еси. Того моли спасти души наша» .

Так же, к образу Спасительницы прибегают православные, которые уже находятся в заключении и молятся ей об освобождении такими словами:

«О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же данною тебе благодатию различная совершавши исцеления; призри убо милостивно на предстоящия люди и молящияся пред иконою твоею, просящия твоея помощи, простри ко Господу святыя молитвы о нас и испроси нам оставление согрешений наших, помощи в трудах милосердных, укрепления духа в служении, кротости, смирения и послушания, недужным исцеление, скорбящим, во узах сущим скорую помощь и заступление, умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Судищи Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Молитва Анастасии Узорешительнице об освобождении из тюрьмы

«Святая Анастасия, Узорешительница! Помоги мне в моей горести, не оставь своей милостью. Душой на небесном престоле стоящая, вкушающая Господнюю милость! Ликом святым почий на стенах мрачного узилища и дай мне, рабу Божьему (рабе Божьей)(имя), вкусить наслаждение славы Божьей. Призри своим оком на стоящего перед тобой, протяни к Господу мои молитвы и испроси душе моей оставление согрешений. За беззаконие своё не смею я вознести очи к высоте небесной, потревожить Всевышнего своей мольбой. Будь же моей заступницей, призываю тебя как молитвенницу за мои прошлые грехи. Ты приняла благодать от Богородицы страсти исцелять и горести изгонять, так склонись же над узником, будь ему в печалях утешительницей, в недугах лютых врачевательницей и в нападениях защитницей. Не презирай меня, недостойного, ходатайствуй у Бога благодати для возлюбившего тебя. Во имя Бога единого в Троице Святой Славимого Отца, и Сына, и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аминь. Аминь»

Дни почитания образа

Святейшую почитают как православные, так и католики. Православные христиане проводят молитвенные богослужения в память о Спасительнице 22 декабря но новому стилю (4 января по старому стилю). Католики почитают Анастасию 25 декабря.

Святая Анастасия - одна из семи женщин, помимо Девы Марии, которая внесена в канон мессы.

Где расположены мощи Святейшей

Изначально, мощи Святой хранились в Сирмиуме, там, где была она и похоронена, потом их передали в Константинополь. Спустя время, мощи Спасительницы разлетелись по всей Европе. Самые почитаемые места с мощами:

  • монастырь Бенедиктбойерн;
  • монастырь на Святой Горе Афон;
  • собор Св.Анастасии в Ховатии.

Помните, когда одолевают всякого рода хвори: будь то душевные, или телесные – обратиться за помощью к Святым не зазорно. Верующему в помощь Господню снизойдет Его благодать.

Храни Вас Господь!

Смотрите еще и видео о Великомученице Анастасии:

Житие Анастасии Узорешительницы и молитва к ней

Как часто бывает в жизни, что неожиданная беда может настигнуть человека «на ровном месте». Мир несправедлив, и осудить способны невиновного за не совершенное им преступление. Нередки случаи, когда кто-то становился жертвой неправедного суда по нелепой случайности, оговору или невольно превращался из свидетеля в обвиняемого.

У кого же искать помощи, если на земле правды не найти? Один путь – обращаться с молитвой к Анастасии Узорешительнице, просить у нее поддержки и заступничества.

Кто она такая?

Отец будущей святой, богатый и знатный римлянин, был язычником, а мать тайно исповедовала христианство. Потому под ее влиянием Анастасия с детства овладела азами христианской веры, а в юности стала ученицей благочестивого и весьма образованного христианина Хрисогона.

Когда мать девушки умерла, отец выдал ее замуж за некоего Помплия, который тоже был язычником. Не желая быть оскверненной, Анастасия сослалась на вымышленную болезнь и сохранила девственность.

Она решила посвятить всю свою жизнь служению заключенным, томившимся в тюрьмах, среди которых находилось много христиан. Это было начало IV века – время царствования императора Диоклетиана, гонителя приверженцев христианской веры.

Девушка переодевалась в нищенские лохмотья и, сопровождаемая одной служанкой, отправлялась в темницы, куда приносила пищу и питье, перевязывала раны, а иногда с помощью выкупа освобождала единоверцев .

Неизвестно из каких соображений, но служанка рассказала об этих визитах Помплию, и тот, жестоко избив Анастасию, запер ее в доме. Духовной поддержкой пленнице служила тайная переписка с учителем . Хрисогон наставлял ее терпению, мыслям о Кресте Христовом, подготавливающим к безбоязненному служению Ему.

В одном из писем он предсказал, что муж Анастасии вскоре погибнет в море. Через какое-то время так и произошло: Помплий, который плыл на корабле в составе посольства в Персию, и в самом деле утонул.

Это развязало руки молодой вдове, и Анастасия щедро помогала нуждающимся, особенно узникам-христианам.

Язычников всегда поражало, насколько стойко переносят христиане все пытки и истязания . Об этом поставили в известность Диоклетиана, который в ярости повелел за одну ночь казнить всех последователей христианского учения, находящихся в римских тюрьмах, Хрисогона же – отправить к нему. И Анастасия поехала следом за духовным наставником.

Император во время личного допроса потребовал от Хрисогона отречения от Христовой веры, но, не достигнув желаемого, повелел обезглавить его , а останки бросить в морскую пучину. Однако волны вынесли их на берег, где их нашел благочестивый пресвитер Зоил. Уложив останки мученика в ковчег, он сокрыл их в своем жилище.

Хрисогон и после смерти пророчествовал. Так, он явился Зоилу и предупредил, что опасность грозит трем жившим неподалеку юным христианкам, и велел отправить к ним Анастасию, чтобы та духовно укрепила их перед грядущими испытаниями . А святой Анастасии в это же время указал в видении путь к Зоилу.

После смерти трех девушек, похоронив их во исполнение завещания учителя, Анастасия отправилась в странствие. В эти годы она освоила врачебное искусство, что помогало ей еще более самоотверженно служить находящимся в узилищах. Именно этот ее каждодневный подвиг и даровал святой имя Узорешительница, т.е. «облегчающая узы» – оковы, кандалы.

Верной помощницей Анастасии стала молодая благочестивая вдова Феодотия . Они вместе посещали тюрьмы, а затем вместе подверглись преследованиям.

Когда в очередной раз по приказу Диоклетиана в одну ночь в темницах были уничтожены все узники, исповедующие Христа, Анастасия, придя в тюрьму и никого там не найдя, разрыдалась, оплакивая их. Тюремные служащие догадались, что и она христианка, и, схватив, отвезли к правителю этой области .

Сценарий всех допросов у язычников был одинаков: сначала пытались склонить к отречению угрозами или, наоборот, посулами, а затем прибегали к пыткам. Так было и с Анастасией. Не добившись результата, правитель передал ее Ульпиану, капитолийскому жрецу.

Коварный жрец решил «сыграть на контрастах»: с одной стороны он положил драгоценности, золото, роскошные одежды, а с другой – устрашающие орудия для пыток, предлагая христианке такой выбор.

Стойкая в своей вере Анастасия не позарилась на богатство и выбрала пытки. Однако время ее еще не пришло, и Господу было угодно продлить ее бескорыстное служение страждущим. Красота девушки не осталась без внимания жреца, и он возжелал ее. Но, еще не успев прикоснуться к ней, мучитель тут же был лишен зрения.

Охваченный отчаянием и болью, капитолийский жрец бросился бежать к святилищу язычников, умоляя идолов о помощи, но добежать не успел – упал на дороге и скончался.

Выйдя на свободу, Анастасия вместе со своей верной соратницей Феодотией продолжили свою подвижническую деятельность . Но вскоре Феодотия вместе с ее тремя сыновьями были схвачены и после долгих истязаний, которые они вынесли с мужеством, брошены в раскаленную печь.

Во второй раз была арестована и Анастасия. Приговором ей была назначена голодная смерть. Два месяца она провела в темнице без еды . Каждую ночь духовные силы узницы укрепляла являющаяся ей Феодотия. Увидев, что эта казнь не принесла Анастасии вреда, судья вынес новый приговор: вместе со 120 настоящими преступниками утопить и святую. Среди осужденных был гонимый христианин Евтихиан.

Казнь происходила таким образом: корабль с приговоренными к смерти вывели в открытое море. Воины-стражники, предварительно просверлив в его днище и бортах отверстия, перебрались в лодку. Однако и этому приговору не было суждено исполниться: осужденным явилась Феодотия и направила корабль к берегу, которого тот благополучно и достиг .

Пораженные этим чудом, все узники уверовали в истинность христианства, и Анастасия и Евтихиан крестили их . Но им еще предстояло прославить себя новыми испытаниями. Через какое-то время все новообращенные были схвачены, подвергнуты пыткам и приговорены к мученической смерти.

Святая Анастасия была растянута в виде креста между четырьмя столбами, а снизу был разложен костер. Однако тело ее огонь не повредил, и оно было похоронено в саду благочестивой женщиной по имени Аполлинария.

В V столетии нетленные мощи великомученицы Анастасии перенесли в Константинополь . Здесь был построен храм в ее имя. Позже неподалеку от Святой горы Афон был создан монастырь Анастасии Узорешительницы, и туда передали ее главу и правую руку.

О чем ей молятся?

Уже исходя из фактов жития святой можно предположить, что ей молятся в ситуациях, когда нужна помощь, связанная с разрешением от уз:

  • Находящиеся в заключении просят облегчения этих самых уз.
  • Благочестивые христиане – об обращении к Спасителю тех, кто совершил тяжкое преступление, а также заблудших.
  • Те, кто осознал свои поступки и раскаиваются в них, могут просить о скорейшем освобождении.
  • О справедливом суде – перед судебным процессом, во избежание тюремного заключения.

Благополучного «разрешения от уз» могут просить и беременные , поскольку будущие матери тоже находятся под покровительством святой. Ей молятся во время вынашивания ребенка и при родах.

Обращаются к великомученице Анастасии во всякой нужде, молясь за родных и близких, о здоровье телесном и душевном.

Икона и молитвы

О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на небеси у престола Господня предстоиши, на земли же данною тебе благодатию различная совершаеши исцеления. Призри убо милостивно на нас, недостойных (имена), просящих твоей помощи: простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас, и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь; умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем суде Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Если суд уже состоялся, приговор оглашен или человек уже отбывает срок, узникам полезно читать такую молитву:

Святая Анастасия, Узорешительница! Помоги мне в моей горести, не оставь своей милостью. Душой на небесном престоле стоящая, вкушающая Господнюю милость! Ликом святым почий на стенах мрачного узилища и дай мне, рабу Божьему (рабе Божьей)(имя), вкусить наслаждение славы Божьей. Призри своим оком на стоящего перед тобой, протяни к Господу мои молитвы и испроси душе моей оставление согрешений. За беззаконие свое не смею я вознести очи к высоте небесной, потревожить Всевышнего своей мольбой. Будь же моей заступницей, призываю тебя как молитвенницу за мои прошлые грехи. Ты приняла благодать от Богородицы страсти исцелять и горести изгонять, так склонись же над узником, будь ему в печалях утешительницей, в недугах лютых врачевательницей и в нападениях защитницей. Не презирай меня, недостойного, ходатайствуй у Бога благодати для возлюбившего тебя. Во имя Бога единого в Троице Святой Славимого Отца, и Сына, и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аминь. Аминь.

Святая Анастасия, покровительница заключенных (год смерти - 304) родилась в знаменитом городе Риме. Она отличалась своим благородством, душевною и телесною красотою, благим нравом и кротостию. Отец ее, по имени Претекстат, был сенатором и исповедывал эллинскую языческую веру. А мать ея, именем Фавста, веровала во Христа. В девическом возрасте Анастасия была поручена своею матерью для обучения одному достойному мужу, известному своею ученостию, а еще более своим благочестием. Его звали Хрисогоном. Он был христианином, хорошо знал Божественное учение Христа, и впоследствии стал мучеником. От этого святого мужа Анастасия научилась не одной только грамоте; она научилась также познавать Того, Кто есть начало всему видимому и невидимому, цель всех сердечных благочестивых желаний, Единый истинный Бог Создатель и Совершитель всего. И стала она прилежно читать христианские книги, поучаясь в закон Господнем день и ночь и утверждая свое сердце в любви к Богу. Когда Анастасия закончила свое учение у Хрисогона, её негласно стали прославлять, как мудрую и прекрасную деву.

Между тем, отошла от этой жизни блаженная мать Анастасии, Фавста. Отец же святой против ее желания выдал её за некоего Помплия, происходившего также из сенаторского рода и исповедавшего эллинскую веру; и была Анастасия отведена в дом к жениху, верная к неверному, агница Христова к волку. Но Бог, к Которому возносились ея рыдания, пред Которым она молилась день и ночь, сохранил ее. Святая не лишилась своего девства, и нечистый муж не осквернил ея чистого тела. Анастасия притворилась, что у нее постоянная и неисцелимая женская болезнь, и говорила, что не может быть женою своему мужу. Иногда муж насильно, борьбой, хотел добиться от нее удовлетворения своей похоти; но Анастасия, с невидимою по мощию ангела-хранителя, вырывалась из его рук,-и так осталась она непорочною девой.

Часто, сняв свои роскошные одежды и драгоценные украшения и надев тайно нищенское рубище, Анастасия выходила из дому, неведомо для всех, кроме одной рабыни, которая неотлучно сопровождала ее. С этой рабыней Анастасия обходила все темницы, золотом покупая себе у стражи вход в них, посещала страждущих ради Христа, служила им с благоговением и усердием, сколько могла. Она умывала руки и ноги заключенных, очищала их спутанные волосы, полные сора, отирала кровь их, обвязывала их раны чистым полотном, подавала каждому пищу и питье, Потом, достаточно послужив им, она возвращалась домой.

В этих занятиях часто приходилось ей выходить из дому и не скрылось это от ея мужа. Он узнал, что Анастасия посещает узников, и еще больше разгневался на нее, тем более что и прежде он был раздражен на святую за ея отказ вести с ним супружескую жизнь, и много ей за то досаждал. А о делах Анастасии он узнал от сопровождавшей ее рабыни; эта вероломная женщина рассказала ему все.

Жестоко избив Анастасию, беззаконный муж ея заключил святую в отдельной комнате, приставив к ней стражу, так что она не могла выйти из комнаты. И скорбела духом святая, об узниках за Христа, что не посещает их, не служит им, не снабжает их всем нужным. Особенно же болело сердце Анастасии по учителе ея святом Хрисогоне, что не видит она его. Уже два года святой Хрисогон претерпевал много различных мук, пребывая в темнице. Находясь на свободе, Анастасия часто приходила к нему. Теперь же, пребывая в заключении и под бдительным надзором, она не могла навещать своего учителя.

Особенно стал притеснять Анастасию ея муж, когда умер отец сей благочестивой жены, Претекстатъ; все значительное имение Претекстата перешло по наследству к Анастасии, как к единственной дочери, ибо у него не было больше ни детей, ни родственников. И тогда Помплий, воспользовавшись смертью своего тестя, из ненависти к Анастасии за ея несогласие к его плотским желаниям, замыслил уморить ее, чтобы наследовать все ея имение и жить с другой женою на чужие деньги. Обращаясь со святою, как с пленницею и рабою, он ежедневно истязал и мучил ее. Это известно из письма ея, тайно написанного ею Хрисогонy и посланного чрез одну старицу. Вот это письмо: "Святому исповеднику Христову Хрисогону от Анастасии". "Мой отец был идолопоклонник; но мать моя Фавста жила всегда чистою и благочестивою христианскою жизнью. И она сделала меня христианкою с самых младенческих пелен. После ея кончины, я приняла на себя тяжкое иго супружества с язычником. Но, по милосердию ко мне Бога, я успешно уклонялась от ложа его, притворяясь больною, и теперь во дни и в ночи объемлю стопы Господа моего Иисуса Христа. Муж же мой с недостойными скверными идолопоклонниками растрачивает мое наследие, похваляясь богатством моим, как бы своим; а меня, как волшебницу и противницу его языческой веры, он томит в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою. Конечно, я должна радоваться, что, пострадав за Господа, умру исповедуя Его; но я глубоко скорблю о том, что вижу, как все мои богатства обещанные Богу, расточаются руками людей нечестивых, и богопротивных. Поэтому прошу тебя, человек Божий, помолись прилежно Владыке Христу, чтобы Он мужа моего или оставил живым, если ведает, что тот когда-нибудь уверует, или, если он будет все продолжать пребывать в неверии, то да повелит ему выйти из среды живых и дать место тем, кто чтит Бога. Лучше ему умереть, чем не исповедывать Сына Божия и препятствовать тем, кто исповедует Его. Призываю Христа во свидетели, что, если я буду свободна, то проведу жизнь мою в служении святым и буду прилежно о них заботиться, как я уже и начала делать... Спасайся, муж Божий, и помилуй меня".

На это письмо к святой Анастасии пришел такой ответ: "Хрисогон-Анастасии. К тебе, смущаемой бурею и волнениями мира сего, скоро придет Христос, ходящий по водам, и единым словом Своим утишит вздымающиеся на тебя ветры наветов вражьих. Находясь посреди возмущенного моря, терпеливо ожидай Христа, Который придет к тебе, и неустанно взывай словами пророка: "что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? уповай на бога; ибо я буду ещё славить его, спасителя моего и бога моего.(Псалом 41, ст. 6.)" Ожидай от Бога двойного воздаяния. Ибо тебе будет возвращено и временное наследство и даровано будет небесное: Господь затем по временам попускает злое и замедляет свои благодеяния, чтобы мы не воздремали в без опасности. Не смущайся, когда видишь, что 6еды постигают людей, живущих в благочестии. Господь не отвергает тебя, но испытывает. Знай и то, что не прочна защита, подаваемая рукою человеческой, по слову Писания: " проклят человек, который надеется на человека и Благословен человек, который надеется на Господа (Кн. пр. Иеремии, гл. 17, ст. 6). Крепко и бодро охраняй себя от всех грехов и ищи утешения от Единого Бога, соблюдая святые заповеди Его. Скоро вернется к тебе мирное время. Как после ночной тьмы возсиявает светозарный день, и как после жестокой зимы наступает теплая весна, так придут к тебе золотые и ясные дни, и тогда ты подашь всем страждущим ради имени Христова временное утешение, а сама, несомненно, сподобишься вечного блаженства... Спасайся о Господе и молись обо мне".

Вскоре Анастасии суждено было испытать от безжалостного нечестивого мужа своего новые смертельные обиды, и она опять написала святому Хрисогону письмо. Вот что было написано в нем: "Исповеднику Христову Хрисогону от Анастасии. Помяни меня и помолись за меня, чтобы Господь, по любви к Коему я терплю муки, о которых разскажет тебе посланная к тебе старица, принял мою душу".

Святой отвечал ей: "Хрисогон-Анастасии. Свету всегда предшествует тьма, и после болезней часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь. Один и тот же конец для всякого, как для счастливца, так и для страдальца, чтобы скорбящими не овладевало отчаяние, и чтобы в радости люди не предавались самомнению. Одно море, на котором пускаются в путь челны жизней наших, и с единым Кормчим души наши совершают свое плавание. Корабли одних болъе крепки и без вреда проходят чрез волнения, а у других-утлые челны, которые и в затишьи близки к потоплению. Близко время гибели тех, которые не думают придти к спасительному пристанищу. А ты, непорочная служительница Христова, прилепись всею мыслию ко Кресту Христову и приготовь себя к делу Господню; и когда ты послужишь Христу по собственному твоему желанию, то от мучений с торжеством перейдешь в блаженную жизнь ко Христу". Этим письмом святый Хрисогон пророчествовал о скорой гибели жестокого мужа ея Помплия. И действительно, последний вскоре был отправлен в Персию послом к Персидскому царю. Отправляясь в путь, он должен был плыть по морю; корабль, на котором он плыл, во время внезапной бури пошел ко дну и утонул. Так погиб этот окаянный человек. Святая же Анастасия, сохранив свое девство, как птица избавилась от сети ловца.

Вместе со свободой своей она получила и все наследство, оставшееся ей от родителей. И начала она, уже без помехи от кого бы то ни было, обходить заключенных в темницах. Она служила святым страстотерпцам Христовым не одним только имением своим. Наряду с этим она утешала их, своими благоразумными речами возбуждала их к мужественному терпению и к безбоязненной смерти за Христа. В то время царь Диоклитиан находился в Аквиле и направлял все свои заботы на то, чтобы ни одному христианину не удалось тайно уйти из его рук. Ему донесли из Рима, что темницы наполнены великим множеством христиан, что они, несмотря на разнообразные мучения, не отрицаются от своего Христа, и что во всем этом их подкрепляет христианский учитель Хрисогон, которому они покорны, во всем следуя его наставлениям. Царь приказал предать всех христиан мукам и смерти, а Хрисогона послать к нему. Он размышлял, что, если одолеет его упорство, то легко осилит и прочих христиан.

Когда Хрисогона вели к царю на испытание, издалека следовала за своим учителем и Анастасия. Увидев святого мужа, царь начал сперва беседовать с ним, с кротостью увещевая его отречься от Христа.

-"Прими, Хрисогон, мой добрый совет, - говорил беззаконный властитель, - присоединись к нашей вере, сделай угодное богам и выбери себе приятное вместо скорбного, полезное вместо неполезного. Знай, что не только ты избавишься от мук и получишь столь желанную свободу, но сверх того сделаешься начальником великого города Рима". Святый отвечал на это: -"Я познал Единого Бога, и Он для меня дороже всякого света и вожделеннее всякой свободы. Он мне дороже всей жизни, полезнее всех сокровищ. В Него одного верую я сердцем, исповедую Его устами, чту Его душою и перед очами всех преклоняю Ему мои колена. Чтить же многих твоих богов, в которых живут бесы, я не буду; я мыслю о них так же, как и Сократ, который говорит о них: "нужно всячески удаляться от них, потому что они соблазняют людей и суть известные душегубцы". Дары же и честь, которые ты мне предлагаешь, я ценю не больше, чем сон и мракъ".

Не мог больше слышать царь таких свободных речей Хрисогона, и повелел воинам взять его и, заведя в пустынное место, отрубить ему голову. Тело святого было брошено на берегу моря, недалеко от жилищ одного пресвитера Зоила, мужа святой жизни, и трех девиц-сестер телом и духом, Агапии, Хионии и Ирины. Этот пресвитер по откровению от Бога узнал о теле святого Хрисогона, взял его вместе с усеченною главою, и, вложив в ковчег, скрыл у себя дома. По истечении же тридцати дней явился ему в видении святый Хрисогон и сказал: -"Знай, что в течение предстоящих девяти дней три живущие близ тебя девицы Христовы будут взяты на мучения. Ты же скажи pa6е Господней Анастасии, чтобы она заботилась о них, возбуждая их к подвигу мужества, пока они не увенчаются мученическими венцами. Будь и ты в благом уповании, что восприимешь сладкие плоды твоих трудов. Вскоре и ты освободишься от здешней жизни и будешь отведен ко Христу с пострадавшими за Него".

Такое же откровение было и святой Анастасии. И вот, вдохновляемая Духом Божиим, она пришла к дому пресвитера которого никогда не знала, и спрашивала у него: -"Где те девицы, о мученической кончине которых ему было открыто в видении".

Потом, узнав место их обитания, она пошла к ним и провела с ними ночь, беседуя с ними о любви к Богу и о спасении души. И своею речью увещевала их мужественно, до крови, стоять за Христа, Жениха их. У пресвитера же Зоила она увидела мощи святого мученика Христова Хрисогона, своего дорогого учителя, и много плакала над ними теплыми слезами, поручая себя его молитвам. Затем она возвратилась в Аквилею.

Вскоре после того предсказание святого Хрисогона пресвитеру Зоилу исполнилось. Этот пресвитер, по истечении девяти дней, перешел к Господу, а святые девы Агапия, Хиония и Ирина были взяты и приведены на допрос к царю Диоклитиану. Долго увещевал он их принести жертву идолам, прибегая то к ласкам, то к угрозам, но не успел в том и, наконец, заключил их в темницу.

Святая же Анастасия, посещая по обычаю своему заключенных, пришла к тем святым девам и утешала их, возбуждая в них упование на неотступную помощь Христову и надежду на славную победу над врагами Господа. Между тем царю надо было, по государственным делам, отправиться в Македонию; поэтому святые девы были поручены мучителю Дулькицию, который их пытал и мучил, а затем передал их на истязание одному комиту, Сисинию. Последний бросил святую Агапию и Хионию в огонь. Здесь они и предали дух свой Богу, оставив тела свои в огне целыми и неповрежденными. А святую Ирину один из воинов Сисиния ранил стрелою из тугого лука, после чего святая скончалась. Чистые тела их взяла святая Анастасия, обвила белыми плащаницами с ароматами и благоговейно положила на избранном месте, ублажая их страдания.

Потом Анастасия стала переходить из города в город и из страны в страну; святая везде служила христианам, содержимым в узах, доставляла на свои средства узникам пищу и питье, одежду и все необходимое и оказывала больным врачебную помощь. Она была отрадою для всех тяжко испытуемых и изнемогающих телом людей, и золотом покупала им облегчение от долговременных тяжких уз. Вот поэтому Анастасия и была названа Узорешительницею, так как своим тайным попечением она многим разрешила узы. Одним она принесла облегчение; другим, врачуя собственными руками, она вылечила от неисцелимых ран, иных, бывших полумертвыми, оживила своим уходом, дав им здоровье и силы на ожидавшие их новые мучения.

Желая помогать больным и несчастным, она выучилась врачебному искусству и сама лечила раненых. Не гнушалась она на руках своих носить тех, которые не могли владеть ни руками своими, ни ногами, перебитыми или изъявленными за Христа,-и сама влагала им в уста пищу, поила их, обчищала их гной, обвязывала струпья. И в том только было ея веселье и радость, чтобы послужить Самому Христу в лице тех, кто страждет за исповедание сладчайшего имени Христова. Об этом заботилась она всеми силами, к этому стремилась всеми способами и, трудясь в этом деле всею душой, она побеждала природную немощь свою, отличаясь великодушием и мужественностью, любовью к Богу и ближним и заботами о святых страдальцах, которые всегда близки к Богу и о которых она говорила вместе с Давидом: "как возвышены для меня помышления твои, боже, и как велико число их! (Псалом 138, ст.17.)

Будучи в Македонии и занимаясь там обычным своим делом, святая Узорешительница Анастасия познакомилась с одною очень молодою вдовою Феодотиею, которая была родом из страны Вифинской, из города Никеи. По смерти мужа она осталась с тремя младенцами-сыновьями и жила в Македонии, проводя дни своего вдовства в усердном исповедании христианства и в благочестивых подвигах. Блаженная Анастасия часто жила у той вдовы, любила ее, как верную рабу Христову, и утешалась сладкою беседой с нею о сладчайшей любви к Богу, из-за которой столько святых положили свои души. С течением времени о Феодотии узнали, что она христианка, и честная вдова была схвачена и приведена к царю на допрос.

Когда она стояла на этом нечестивом судилище, один из окружавших царя, именем Левкадий, прельстился ея красотой, так как она была красива и благолепна. Он просил царя не убивать Феодотию, но дать ее ему, чтобы он мог на ней жениться. Царь согласился, надеясь, что муж скорее обратит ее в идолопоклонство.

Левкадий взял Феодотию с детьми к ce6е в дом, и чего только ни делал и ни говорил, упрашивая ея, увещевая, лаская и грозя, чтобы она отверглась Христа и стала его женою. Феодотия отвечала ему: -"Если ты хлопочешь, чтобы я была твоей женой, из-за того, что желаешь моих богатств и ИМЕНИЙ ТО я добровольно отдаю тебе все; оставь же меня работать Христу, чтобы мне вместо всех богатств наследовать одного Христа. Если же ты желаешь меня из влечения к красоте моей, и думаешь отвратить меня от моего Христа, то знай, что ты стремишься к невозможному. Ибо легче ты обратишь красоту мою в безобразие и жизнь в смерть, чем отторгнешь от Христа мой ум и вынудишь у меня согласие на брак с тобою".

В то время Левкадию нужно было сопровождать царя, который куда-то отправлялся. И он уехал, оставив Феодотию в своем доме, и долго не возвращался. Феодотия же, несколько облегченная, служила, вместе со святою Анастасиею узникам, исцеляла больных, погребала мертвых, укрепляла живых к большим подвигам. И вот Диоклитиану снова доносят, что темницы по городам наполнены христианами, и что негде помещать других узников. Тогда нечестивый мучитель велел умертвить всех заключенных различными казнями, чтобы темницы, освободившись, могли вместить других христиан. Была назначена для того одна ночь, во время которой великое множество мучеников было призвано к немерцающему Дню-Христу Господу. Одни скончались от меча, других потопила вода, некоторых сожгли огненные печи, а других живыми приняли недра земли: глубокие рвы и ямы были наполнены людьми и засыпаны землею и камнями.

На утро христолюбивая и блаженная Анастасия, по обычаю своему, пришла в одну из темниц и, не найдя никого из честных страдальцев, наполнила воздух жалостными криками и рыданиями. Когда случившиеся там воины спросили ее, за чем она так рыдает, она отвечала:

- "Ищу рабов Бога моего, которые вчера были в этой темнице, а теперь - не знаю, где находятся".

Воины, видя, что она христианка, тотчас взяли ее и отвели к начальнику Иллирийской области Флору. Когда святую привели к игемону, тот спросил ея: -"Ты христианка" Святая Анастасия отвечала: -"Воистину я христианка. Что тебе кажется мерзостным, то мне дорого. А имя христианки, которое у вас считается позором, для меня честно и славно". Тогда игемон стал расспрашивать Анастасию об ея происхождении и, узнав, что она из известного римского рода, с удивлением спросил: -"Что побудило тебя к тому, что ты, оставив Рим, славное отечество твое, пришла сюда?" Святая отвечала ему: -"Не что иное, как только глас Господа моего, призывавшего меня к Себе. Внимая этому гласу, я оставила отечество и друзей, взяла Крест Христа моего и бодро и радостно пошла вслед за Христом". Игемон сказал на это: -"Где тот Христос, Которого ты исповедуешь?" Анастасия отвечала: -"Нет места, в котором бы не было Христа. Он - на небе, в море, и на земли, Он пребывает во всех призывающих и боящихся Его, просвещая их разум и всегда находясь с ними". Игемон спросил: -"Где же находятся люди, боящиеся твоего Христа, о которых ты говоришь? Скажи нам, чтобы мы узнали их". Святая отвечала: -"Доселе они были с нами на земле, живя в тий, теперь же, оставив дольний мир, они на небе и с высоты смотрят на нас. Это блаженство доставила им смерть, принятая за Христа. И я желаю быть в их числе и пойти тем же путем, что и они". Игемон ничего не мог сделать со знатною римлянкою, прежде чем о ней не узнает царь, и потому он, описав все касающееся Анастасии, отправил это в особом донесении Диоклетиану. Диоклетиан знавал родителей Анастасии и мужа ея, равно как и ея самое. Поняв, что она тратит на бедных христиан свое имение, полученное ею от родителей, он приказал привести святую к себе и, увидев ее, стал расспрашивать об ея состоянии, так как больше любил богатство, чем своих богов. -"Где твои богатства, оставшиеся тебе после отца?" Святая мужественно отвечала: - "Если б у меня оставалось еще что-нибудь из сокровищ и имения, которыми бы я могла еще послужить рабам моего Христа, то я не предала бы себя в руки людей, ищущих христианской крови. Но теперь я уже истощила все имущество свое, которое принесла в жертву Христу, и у меня осталось одно лишь мое тело; поэтому я стремлюсь и его принести в дар моему Богу". Видя, как святая свободно говорит, и провидя ея мужество, царь потерял надежду одолеть ея словами и получить что-нибудь из богатств ея, об истощении которых он только что слышал. Он боялся вступать с нею в дальнейшую беседу, чтоб она не пристыдила его своими премудрыми словами, и велел отвести ея к областеначальнику, сказав при этом: -"Не подобает царскому величеству беседовать с безумной женщиной". Областеначальник ласково спросил святую Анастасию"): - Зачем не хочешь ты принести богам жертвы, как приносил их твой отец; зачем оставила их и почитаешь Христа? Ведь ты не знаешь Его: Он родился среди иудеев и ими же убить как злодей". Анастасия отвечала: -"И у меня в доме были боги и богини, золотые, серебряные и медные. Я видела, как они праздно стояли, служа только седалищем для птиц, жилищем для пауков и мух. Поэтому я бросила богов и богинь в огонь, освобождая их от безчестия, которые им наносили птицы, пауки и мухи. И из огня они вышли у меня монетами золотыми, серебряными и медными. На их деньги я напитала многих голодных, одела нагих, помогла немощным, удовлетворила нуждающихся. И так из тех богов, которые стояли без дела и без пользы, я извлекла пользу для многих". Услышав такие слова областеначальник с яростью воскликнул:

-"Я и слышать не хочу о твоем безбожном поступке". Тогда святая с усмешкой ответила: -"Удивляюсь твоему разуму, судья. Как ты можешь называть мой поступок - безбожным поступком. Если б в тех бездушных идолах было хоть одно чувство или одна какая-нибудь сила, то что помешало бы им освободиться из рук разрушителей их, или отомстить разрушителям, или, наконец, кричать и просить помощи от вас? А они даже не знают сами о себе, не знают, что с ними делается". Прерывая речь святой, судья сказал: -"Божественный царь наш повелел тебе - отложив все лишние разговоры, сделать одно из двух: или согласиться на жертвоприношение богам или погибнуть злою смертью".

Святая отвечала на это, что умереть за Христа не значит погибнуть, но - войти в жизнь вечную. Увидев, после долгого разговора, что святая непреклонна, областеначальник доложил об этом царю. Диоклетиан в великом гневе стал раздумывать, что бы сделать со святою Анастасиею. Кто-то из приближенных посоветовал царю передать ее Ульшану, жрецу Капитолискому, чтобы он уговорил ее отречься от Христа, или принудил муками, или, если она не покорится, казнил бы ее смертно, и если после нее останется какое имущество, взял бы его в Капитоли. Этот совет понравился царю, и он передал святую Анастасию Ульшану, верховному жрецу всех богов.

Ульшан с честью привел ея к себе в дом, рассчитывая уловить ее скорее лестию, чем угрозами. После долгих ласковых уговоров он предложил ей на выбор противоположные предметы, заключавшее в себе все великолепие мира и всевозможные орудия мучений, разместив все это друг против друга: с одной стороны драгоценные камни, а с другой обоюдоострые мечи; здесь-золотые ложа, украшенные драгоценной хрустальной отделкой, а там-железные раскаленные одры, наполненные горящими угольями; здесь- монисты, серьги, разные золотые и жемчужные уборы, а там оковы, вериги и железные узы. Здесь светлые зеркала и всевозможные женские наряды, а там железные гребни и рогатины, назначенные для того, чтобы рвать тело. С одной стороны драгоценные одеяния, с другой осколки и деревянные опилки, которыми мучители обыкновенно растравляли раны, нанесенные мученикам. К чему поступил так этот коварный и лукавый человек? К чему положил он против предметов роскоши - предметы истязаний и мук, против радующих - наводящие уныние и против ласкающих - предметы ужасные? Для того, чтобы одними прельстить или другими устрашить невесту Христову. Но она ни на что не обращала внимания: не желала она ничего, что грешит, не боялась и не хотела бежать от предметов, наводящих скорбь и уныние, и с большею охотою смотрела на орудие мучительства, чем на женские уборы. Таким образом, с окаянным случилось то, что говорить пророк: коварный жрец, не предчувствуя, устроил все на свое посрамление и стыд; ибо Анастасия показала тогда еще большее мужество и любовь ко Христу, так что обнаружилась вся суетность коварного умысла языческого жреца, и тщетность его лукавства. Когда он сказал святой: "выбери себе с обеих сторон то, что хочешь",-она, посмотрев на разложенные пред нею предметы роскоши и драгоценности, сказала: -"Все это, диавол, твое и работающих на тебя, с которыми ты и будешь предан вечной погибели". Посмотрев же на вериги и орудия мук, святая Анастасия произнесла: -"Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему-Христу. Это я выбираю, а то отвергаю, это люблю ради возлюбленного Господа моего, а то ненавижу". Тогда жрец, щадя ее и не теряя надежды, что она изменить свое желание, дал ей три дня на размышление. Но мученица, опечалившись, сказала: -"Зачем отлагать? Отчего ты не хочешь мучить меня теперь же? Ничего другого ты от меня не услышишь, как только то, что я говорю теперь: я не принесу жертвы твоим богам не исполню воли твоей и твоего царя; а принесу жертву хвалы Царю веков. Единому безсмертному Богу моему, за Которого я полагаю мою душу. Мучения же, которыми ты грозишь, презираю, так как ничего не желаю приобрести, как только одного Христа, в Котором жизнь вечная". Жрец спросил ее: - "Неужели и ты избираешь себе смерть, подобную Христовой?" Мученица, услышав о смерти Христовой, исполнилась радости и сказала; -"Аминь, аминь! да будет так со мною, Христос, Царь мой!" Жрец спросил: -"Что значить это слово - "аминь"? Святая отвечала: -"Ты не достоин ни понимать, ни произносить это слово. Никто из разумных людей не вливает драгоценное миро в гнилой сосуд". Тогда Ульшан приказал отвести святую Анастасию на три дня к знакомым ей женщинам, бывшим когда-то ея соседками и подругами, чтобы они уговорили ее вернуться к отеческим богам. Чего только ни делали те лукавые и нечестивые женщины! Каких советов, каких ласковых и приятных для женщин слов не нашептывали они Анастасии, напоминая ей о красоте и сладости мира! Но святая была как глухая, которая не слышит, и как немая, не отверзающая уст своих. В те три дня она не приняла ни пищи, ни пития в уста свои, но непрестанно в сердце своем взывала к Жениху своему Христу. Через три дня верховный жрец Ульшан, видя, что святая Анастасия была тверда в исповедании веры, как столп непоколебимый и гора неподвижная, осудил ея на муки. Но сперва этот окаянный человек, уязвленный ея красотою, желал осквернить чистую голубицу Христову своею нечистотою. Однако, когда сей нечестивец хотел прикоснуться к ней, он вдруг ослеп, страшная боль сжала ему голову и, как безумный, он вопил и взывал к своим богам, прося помощи. Он приказал нести себя в идольский храм, надеясь получить помощь от тех, кому служил, но, вместо помощи, получил больший вред, и вместо жизни - смерть; ибо он изверг свою злобную душу и переселился к своим богам - в ад. Слух об этом чуде распространился среди многих, а святая мученица Анастасия осталась свободною. Выйдя оттуда, она отправилась к вышеупомянутой духовной сестре своей Феодотии, все еще пребывавшей в доме градоначальника Левкадия, и рассказала ей подробно обо всем, что она претерпела, и о том чуде, которое чрез нее совершил Бог, показав над ней милость Свою. Вскоре после того возвратился и Левкадий из Виеинш. Он опять принялся за старое и по прежнему старался то ласками, то угрозами склонить Феодотию к двум беззакониям - поклониться его нечестивым богам и вступить с ним в постыдный и ненавистный для нее брак. Наконец, истощив все свои усилия и видя, что ни в чем успеть не может по причине пребывания здесь Анастасии, жестокий воспылал еще большим гневом: он сковал и предал Анастасию суду, а Феодотию с ея детьми послал связанной в Виеишю к аноипату Никитию, рассказав ему в письме все касающееся Феодотии. Когда блаженная Феодотия была приведена к этому проконсулу, то последний, при допросе, стал грозить ей муками. На это старший сын Феодотии, по имени Евод, небольшой мальчик, сказал проконсулу: -"Мы, судья, не боимся мук, которые дают телу нетление, а душе безсмертие. Боимся же мы Бога, Который может и душу и тело погубить в геенне огненной". Судья, услышав такие речи, приказал тут же, при матери, бить отрока розгами до крови. Мать, смотря на это, радовалась и укрепляла своего сына Божественными словами, убеждая его мужественно претерпевать всякое страдание. После этого истязания Феодотию отдали одному безстыдному человеку, по имени Гиртаку, чтобы тот осквернил ея. Но едва тот, приблизясь к целомудренной рабе Божией, хотел прикоснуться к ней, как увидел стоящего возле нее светлого юношу, который, грозно на него посмотрев, ударил его в лицо так сильно, что он был окровавлен. Это чудо ясно видел и аноипатъ; но вместо того, чтобы познать Бога, хранящего чистоту целомудренных он обезумел еще больше, приписывая это чарам волхвования. Он велел разжечь как можно жарче печь и бросить в нее мать с тремя детьми. И святая Феодотия с благословенными плодами чрева своего сделалась жертвою благоприятною Богу: она скончалась в огне. В это время святая Анастасия содержалась в оковах у иллиршскаго игемона. Этот человек был корыстолюбив, и услышав, что Анастасия владеет большим богатством, велел тайно привести ее к себе и сказал ей: - "Я знаю, что ты богата и имеешь много денег и имений. При этом ты держишься веры христианской, чего и сама не скрываешь. Исполни же заповедь своего Христа, Который повелевает вам презирать все богатства и быть нищими. Уступи мне богатство твое и сделай меня наследником твоего имения. Сделав так, ты получишь двойную выгоду: исполнишь заповедь Христа и, освободившись из наших рук, будешь безбоязненно и невозбранно служить своему Богу". Премудрая Анастасия благоразумно ответила на это: - "Кто будет настолько безумен, чтобы дать тебе, богатому человеку, то, что принадлежит нищим? Кто будет настолько не рассудителен, чтобы дать тебе, утопающему в роскоши и живущему в сладостях и в самоуслаждении, пищу нищих? Если я увижу тебя алчущим и жаждущим, нагим и больным и брошенным в темницу, тогда я сделаю для тебя, как надобно, все повеленное нам Христом: напитаю тебя, напою, одену, посещу, послужу, помогу, подавая тебе все нужное". Разгневался игемон на эти слова и в ярости повелел заключить святую в мрачную темницу и морить ее тридцать дней голодом. Но она питалась надеждою своею - Христом Господом: Он был ей сладкою пищею и утешением в скорби. Всякую ночь являлась ей святая мученица Феодотия, наполняла радостно ея сердце и укрепляла ее. Анастасия о многом говорила с блаженною, о многом расспрашивала ее. Между прочим, она спросила ее: -"Как ты приходишь ко мне по смерти?" Феодотия объяснила ей, что душам мучеников дарована от Бога особая благодать, чтобы и по своем отшествии от земли, они могли приходить, к кому пожелают, беседовать с ними и утешать их. По истечении тридцати дней, игемон, видя, что Aнacтacия не изнемогла от голода, и остается здоровой и светлой лицом, разъярился против стражей, думая, что они доставляли ей пищу. Наконец, он приказал посадить ее в более крепкую темницу, запечатал вход в нее своею печатью и, приставив самую верную стражу, морил святую Анастасию голодом и жаждою еще тридцать дней. И святая мученица за это время день и ночь питалась одними только слезами и усердно молилась Богу. По истечении других тридцати дней, игемон вывел Анастасию из темницы и, увидев, что она опять не изменилась лицом, осудил ее на смерть вместе с другими приговоренными к казни за различные злодеяния. Всех их определено было потопить в море.

Среди приговоренных был один благочестивый муж, именем Евтихианъ; лишенный ради Христа всего своего имения, он осужден был на ту же смерть. И вот их всех посадили на корабль и отплыли с ними в море. Достигнув глубины, воины просверлили несколько отверстий в корабле, а сами пересели в лодку, нарочно для того приготовленную, и поплыли к берегу. И когда корабль уже должен был погрузиться, внезапно находящееся на нем увидели святую мученицу Феодотию, управляющую парусами и ведущую корабль к берегу, которого он вскоре и достиг. Все осужденные, видя свое спасение от потопления, изумились и, припав к ногам двух христиан Евтихиана и Анастасии, умоляли просветить их в веру Христову.

Выйдя на берег неврежденными, они приняли учение веры от Евтихиана и Анастасии и крестились. Всех душ, спасшихся от потопления и уверовавших во Христа, было сто двадцать. Игемон, вскоре узнав об этом, разгневался и издал приказ схватить их и казнить всевозможными казнями, мученицу же Анастасию растянуть между четырьмя столбами и сжечь. Так блаженная Узорешительница совершила страдальчески свой подвиг: разрешилась от уз плоти и отошла к желанной небесной свободе. Честное же тело ея, неповрежденное огнем, было выпрошено у жены игемона одною благочестивою женою, Аполлинариею, которая похоронила его с честью в своем винограднике. Со временем, когда гонение на Церковь прекратилось, она воздвигла над могилою мученицы церковь. Прошло еще много лет, и честные мощи святой Анастасии прославились. Тогда с великою почестью они были перенесены в царствующий город Константинополь, на защиту и спасение городу, во славу Христа Бога нашего, со Отцем и Святым Духом, во едином Божестве прославляемого во веки. Аминь.

Память святой Анастасии совершается 22 декабря, по новому стилю - 4 января. Считается покровительницей заключенных.

Неподалеку от города Салоники в живописной гористой местности Халкидики находится один из древнейших православных монастырей. Он был основан в честь святой Анастасии Узорешительницы в 888 году царицей Феофанией, также прославленной в лике святых. Она повелела принести в обитель святые мощи Анастасии.

1) Хвощ полевой (Equisetum arvense L.)

Многолетнее травянистое растение с очень развитым корневищем. Растет как сорняк на полях, особенно на глинистых почвах, на лугах, по берегам рек, в изреженных лесах.

Собирают надземную часть – зеленые летние побеги – в июне – августе. Сушат на чердаках с хорошей вентиляцией.

Препарат применяют как мочегонное средство при сердечных и других заболеваниях, сопровождающихся застойными явлениями.

2) Первоцвет весенний (Primula veris L.)

Многолетнее травянистое растение. Цветет ранней весной. Растет в лесах, среди кустарников, по склонам.

Собирают листья в начале цветения, когда они содержат наибольшее количество витаминов, и сразу же сушат. Корни выкапывают осенью или ранней весной, сушат на чердаке или открытом воздухе.

Настойки из листьев применяют при авитаминозах, отвар из корней – как отхаркивающее средство.

3) Хмель обыкновенный (Humusuls lupulus L.)

Многолетняя травянистая лиана. Растет по сырым местам, по берегам рек, на опушках, среди кустарников, иногда в лесах.

Заготавливают соцветия («шишки») хмеля в августе – начале сентября. Сушат сразу же – на воздухе или на чердаках. Настой применяют при неврозах, бессоннице, гастритах, циститах.

4) Любисток лекарственный (Levisticum officinale Koch)

Также относится к многолетним травянистым растениям с прямым цилиндрическим разветвленным стеблем высотою до 2 м. Растет преимущественно на Украине, культивируется как лекарственное, декоративное и пряное растение.

Все части растения приятно пахнут. Собирают в сентябре – октябре. Отвар применяют при водянке, нервных и сердечных заболеваниях.

5) Фенхель обыкновенный (Foeniculum vulgare Mill)

В основном двухлетнее, иногда многолетнее травянистое растение, высотою до 2 м. Распространено в Крыму, на Кавказе и в Средней Азии, культивируется на Украине; в Крыму дичает.

Собирают плоды фенхеля в начале созревания, когда они приобретают зеленовато-желтую окраску. Сушат в тени при хорошей вентиляции. Отвар применяют как возбуждающее аппетит и улучшающее пищеварение средство. Используется в пищевой промышленности и в парфюмерии.

6) Можжевельник обыкновенный (Juniperus communis L.)

Кустарник или невысокое деревцо. Растет в сосновых лесах, на опушках. Собирают шишкоягоды можжевельника осенью (сентябрь – октябрь), стряхивая их с куста на подстилку.

Сушат на воздухе или на чердаках. Препараты применяют как мочегонное средство. Используется в пищевой промышленности.

7) Барбарис обыкновенный (Berberis vulgaris L.)

Растет среди кустарников, на опушках, в низинах и в предгорьях. Заготовляют корни ранней весной или поздней осенью (октябрь). Собирать дальше от корня не более ¼ корневой системы растения. Сушат на чердаках или под навесами.

Кору собирают в период сокодвижения, листья – после цветения. Препараты применяют как желчегонное средство, а также при кровотечениях, связанных с воспалительными процессами. Настой из листьев применяют как кровоостанавливающее средство.

8) Вереск обыкновенный (Calluna vulgaris (L.) Hill)

Вечнозеленый, ветвистый кустарничек, высотою 30-70 см. Растет на бедных почвах, в лесах, сыроватых местах, в горах, на опушках, горных пастбищах. Встречается на территории России и Украины.

Собирают надземную часть (траву) в период цветения (июль – сентябрь). Сушат в тени на воздухе, на чердаке, в помещениях, раскладывая тонким слоем. Отвар или настой применяют при желчно-каменной болезни, простуде, ревматизме, подагре и как мочегонное и потогонное средство.

9) Дягиль лекарственный (Archangelica officinalis (Moench.) Hoffm.)

Это травянистое двухлетнее растение высотою до 2м. Растет на болотах, по берегам рек. Культивируется как лекарственное и пряное растение.

Собирают корень весной и осенью. Сушат на чердаках, в помещениях. Настой применяют как мочегонное и ветрогонное средство, а также для усиления перистальтики кишечника.

10) Пустырник обыкновенный (Leonurus cardiaca L.)

Многолетние травянистые растения, высотою до 1 м. Растут по сорным местам. Распространено в лесостепных и степных районах.

Собирают траву пустырника (верхние части стеблей) во время цветения. Сушат на чердаках. Препараты применяют как сердечное успокаивающее средство.

11) Копытень европейский (Asarum europaeum L.) (варагуша, волосняк)

Многолетнее травянистое растение, зимует с зелеными листьями, напоминающими отпечаток конского копыта. Растет в широколиственных и смешанных лесах.

Собирают корневище (с корнями) и листья весной (апрель – май). Настой травы применяют при сердечно-сосудистых заболеваниях для нормализации кровообращения.
12) Омела белая (Viscum album L.) (чертово помело)

Собирают листья и однолетние побеги осенью и зимой. Сушат в помещении или в печи при невысокой температуре. Препараты применяют как средство, понижающее артериальное давление (при атеросклерозе с повышенным давлением и связанными с ним явлениями).

13) Наперстянка пурпурная (Digitalis purpurea L.)

Двухлетние растения с высотой стебля до 1.2 метра. Собирают листья с растений второго года жизни, иногда и розеточные листья первого года (с июля до осени).

Сушат немедленно после сбора в помещении при температуре 40-60 градусов. Препараты применяют как тонизирующее и регулирующее деятельность сердца и сосудов средство, при хронической недостаточности и других заболеваниях сердца.

14) Эфедра двухколосковая, хвойник (Ephedra distachya L.) (хвойник, кузьмичева трава)

Кустарник с желто-зеленоватыми тонкоребристыми веточками. Внешне похож на хвощ. Растет на каменистых местах, песках, особенно на приморских и степных склонах. Распространена эфедра в лесостепной и степной части Украины.

Собирают тонкие ветки, называемые «травой», в августе-сентябре. Сушат в помещении или на воздухе. Препараты применяют как тонизирующие нервную и сердечно-сосудистую системы, при бронхиальной астме, шоке, кровотечениях.

15) Рута пахучая (Ruta hortensis Mill.)

Многолетний кустарник с очень сильным запахом. В диком виде обитает в Крыму.

Собирают из руты только верхние части стеблей во время цветения. Сушку производят в тени или на чердаках. Препараты применяют как стимулирующее, антисептическое, антиспазматическое средство.

На этом у меня все ребятки, первая подборка завершена.

Как и говорилось, это только мини представление о лечебных травах. Готовятся посты, которые расскажут вам полезные и лечебные свойства каждого растения, как применять, в каких дозах и при каких заболеваниях.

До встречи в новых постах . Успехов, счастья и здоровья вам.

Большая группа растений, части которых служат сырьем для получения лекарства. К ним относятся те, у которых хотя бы одна из частей содержит лечебное средство.

Лекарственные растения используют в народной и традиционной медицине в профилактических и лечебных целях.

Существует ошибочное мнение, что лекарственные растения используют исключительно в народной медицине, но если посмотреть состав любого из препаратов, в большинстве из них присутствуют натуральные компоненты. На сегодняшний день известно более 350 тыс. видов растений признанные как лечебные.

Применение лекарственных трав

Лекарственное растение должно содержать одно и более полезных веществ, но не всегда оно распределено равномерно в самой культуре. Необходимо знать, какая из частей растения используется для лечения и чем полезна. Также ряд трав обладают полезными свойствами только в определенный период, например в период цветения, или еще до цветения нужно собрать и высушить листья.

Травы используют в качестве сырья для изготовления препаратов для внутреннего и внешнего применения.

Для внутреннего применения готовят отвары, настои, настойки на основе эфирных масел и спирта. Растение используют как в свежем та и в сухом состоянии.

Для внешнего лечения готовят мази, настойки, компрессы, различные травяные ванны.

Некоторые травы используют в качестве приправ в кулинарии, готовят салаты, употребляют в сыром виде. Все это приносит полезный эффект для организма.

В медицине часто используют сок из свежо выжатых листьев и стебля.

В зависимости от сорта полезными могут быть как все части растения, так и некоторые (семена, корень, стебель, листья, цветки).

Классификация лечебных растений

Лечебные растения классифицируют по 3-м основным группам.

Официальные лекарственные растения - сорта, которые разрешено в стране для приготовления лекарственных препаратов.

Фармакопейные - официально разрешено, но при соблюдении особых требований.

Растения народной медицины - виды растений, лечебные действия которых официально не подтверждены на уровне страны, или виды мало изучены наукой. Но это не значит, что растение не обладает лечебными свойствами, возможно в другой стране оно официально подтверждено. В данную группу входит самое большое количество видов и требует индивидуального подхода в каждом отдельном случае.

Химический состав лекарственных растений

В состав различных трав входит ряд тех, или иных полезных веществ, которые крайне необходимы для человеческого организма. Для положительного эффекта, в растении должно содержаться биологически активные вещества.

Важные активно полезные вещества:

Отдельную группу занимают витамины: С (аскорбиновая кислота), группа витаминов В (В1, В2, В3, В6, В9, В12), витамин D, А, Е.

Сбор и заготовка сырья

Для положительного эффекта, необходимо знать, когда и как собирать травы для дальнейшей сушки и заготовки. Необходимо собирать только здоровые растения, в период активного созревания. Молодые неразвившиеся виды, малоэффективны, как и старые из-за большого количество волокна. Большое значение имеет место сбора. Выбирайте максимально экологически чистые зоны, не собирайте цветы вдоль железных дорог и автомагистралей, возле мегаполисов и больших предприятий. Выбирайте дикорастущие травы вдоль леса и на берега рек. Лечебными считаются растения, растущие в дикой природе, а не выращенные в ботанических садах.

Основные правила при заготовке трав:

  • Срывайте спелую и здоровую траву без корней.
  • Срывайте только часть листьев с одного растения, иначе это приведет к его гибели.
  • Корни срезайте только с рубленых деревьев и кустов.
  • Для каждого лекарственного растения существует свой период сбора и определенных частей.
  • Почки собирают в период их созревания ранней весной, как только они начинают набухать, до начала роста.
  • Кору срезают весной в период движения соков.
  • Цветения и листья срывают в период активного цветения.
  • Семена и плоды собирают осенью после созревания культуры.
  • Корни срезают поздней осенью, когда растение переходит в период покоя.

При сборе обязательно используйте перчатки и остерегайтесь попадание сока или пыльцы в глаза, на открытые участки кожи и слизистую.

Сушку проводят в хорошо проветриваемом и сухом помещении, оберегая от попадания прямых солнечных лучей. Подробно о заготовке и сушке вы найдете в статьях к определенному виду растений.

В разделе рассказывается о лекарственных растениях - местах их произрастания и целебных свойствах, правилах сбора и хранения. Вы узнаете о том, как беречь эти растения, какую роль играют они в жизни человека. Ниже представлен перечень по названиям в алфавитном порядке основных, с точки зрения применения в медицине, лекарственных растений с подробными описаниями, картинками и рекомендациями по применению для лечения различных болезней.

Лекарственные растения - обширная группа растений, применяемых в медицинской и ветеринарной практике при различного рода заболеваниях с лечебными или профилактическими целями. Лечебные свойства лекарственных растений обусловлены наличием в них определенных химических соединений - так называемых действующих веществ.

Лекарственные растения используют в виде сборов, или чаев, порошков и прочих или же после обработки (см. , Лекарственные формы). Особые группы лекарств, приготовляемых из лекарственных растений на химико-фармацевтических заводах, составляют продукты их первичной переработки (жирные и эфирные масла, смолы и прочие), чистые (без примеси балластных веществ) суммы действующих веществ, индивидуальные химические соединения и их комбинации. Действующие вещества распределены в лекарственных растениях неравномерно. Обычно используются лишь те части растения, где накапливается максимальное количество действующих веществ. Состав и количество действующих веществ в лекарственных растениях изменяется в течение года, с возрастом растения и в зависимости от условий его местообитания, температуры, освещенности, воздуха, почвенных условий и др. Многие лекарственные растения представляют только исторический интерес, так как в настоящее время в медицине не используются.

Перечень важнейших дикорастущих и культивируемых лекарственных растений

Номенклатура лекарственных растений, разрешенных для использования в медицинской практике, содержит около 160 названий. Препараты или сырье 103 из этих растений описаны в десятом издании Государственной СССР (ГФХ). Запросы в сырье лекарственных растений примерно наполовину по тоннажу и около 75% по номенклатуре удовлетворяются за счет сбора дикорастущих растений, а остальное - за счет культивированных лекарственных растений.

Также дано морфологическое описание однолетних лекарственных растений, интродуцированных в Ботанический сад Академии наук Киргизской ССР, приведено содержание в них биологически активных веществ, описана жизнеспособность растений в новых условиях и рассмотрены некоторые вопросы агротехники выращивания.

В последнее время возрос интерес к лечению травами, что в свою очередь увеличило число сборщиков. Однако применять лекарственные растения, не зная их свойств и химического состава, нельзя. Многие лекарственные растения, их распространение и применение описаны в популярных изданиях. Химический состав, способы получения тех или иных биологически активных веществ из растений рассмотрены в научных работах. Несмотря на казалось бы обилие известных лекарственных трав, открываются новые, которые проходят первичные испытания в ботанических садах и на опытных станциях. Ботанические сады, расположенные в различных климатических зонах земного шара, имеют коллекции тех или иных лекарственных растений для изучения биологических особенностей, лекарственных свойств и способов выращивания этих трав. Благодаря этому в промышленность вводятся все новые виды лекарственных растений. Семена являются основным материалом для обмена с другими ботаническими садами и прочими организациями. Подобные работы проводятся в Ботаническом саду Академии наук Киргизской ССР.

В разделе изложены некоторые сведения об однолетних лекарственных растениях, выращенных на опытном участке, приведены данные по некоторым давно известным растениям, но по каким-либо причинам забытым. Большая часть растений синтезирует полезные вещества в надземной массе - в траве (ромашка аптечная, череда, змееголовник, дымянки), у многих видов ценность представляют семена, (кориандр, анис, дурманы, лен, мак снотворный, подорожник большой и др.). У некоторых растений лекарственным свойствами обладают цветки (календула лекарственная, василек синий и др.).

Наши многолетние исследования показывают, что многие интродуцированные растения не изменяют химического состава, нередко и количественное содержание действующих веществ не уступает содержанию в дикорастущих. Изучение химического состава лекарственных растений проводилось совместно с лабораторией Института физиологии и экспериментальной патологии высокогорья и лабораторией природных соединений Института органической .

Все растения разделены на две группы: 1) введенные в научную медицину и включенные в фармакопеи Советского Союза; 2) используемые в народной медицине.

Лекарственные растения - виды растительных организмов, используемых для изготовления лечебных и профилактических препаратов, которые находят применение в медицинской и ветеринарной практике. Растительные лекарственные средства составляют свыше 30% всех лекарственных препаратов, обращающихся на мировом рынке. В СССР около 40% применяемых медицинских препаратов изготовляется из растений.

Около 2500 видов растений из флоры СССР, включая применяемые в народной медицине, имеют лекарственное значение.

Разнообразие почвенно-климатических условий СССР позволяет интродуцировать на его территории многочисленные виды иноземных лекарственных растений холодного, умеренного и субтропического поясов.

В качестве сырья для химико-фармацевтической промышленности, в аптечной сети и для экспорта могут найти применение более 600 видов растений. Из этого количества, если не считать второстепенных лекарственных растений, практически употребляются в медицине лишь около 200 видов, относящихся к 70 семействам (главным образом сем. сложноцветных, розоцветных, бобовых, губоцветных, зонтичных, пасленовых, гречишных, крестоцветных, лютиковых). Около 70% используемых лекарственных растений применяется в галеновом производстве, остальные виды используются в аптечной сети, гомеопатии и идут на экспорт.

При заготовке дикорастущих и культивируемых лекарственных растений, как правило, собирают отдельные органы или части растения.

Сбор лекарственного растительного сырья производят в определенные сроки - в периоды максимального накопления действующих веществ. Собранное сырье обычно сушат.

В СССР ведется разностороннее изучение уже известных в медицине лекарственных растений (выявление их запасов, введение в культуру, повышение урожайности и изыскание путей снижения стоимости сырья, установление лучших сроков сбора, условий сушки и хранения сырья, приготовление новых препаратов и лекарственных форм).

Идут поиски новых и более дешевых источников растительного сырья для замены ими уже известных импортных или дефицитных лечебных препаратов, а также лекарственных растений с новым фармакологическим и терапевтическим действием (изучение их химического состава, фармакологической активности и терапевтической ценности, разработка технологии производства препаратов и изготовление их).

Новые лекарственные растения и физиологически активные вещества растительного происхождения выявляют путем сплошного или выборочного химического и фармакологического изучения флоры отдельных районов СССР. При этом учитывают сведения об использовании тех или иных лекарственных растений в народной медицине.

При направленных поисках определенного соединения изучают в первую очередь виды и роды, филогенетически близкие к растению, из которого уже было ранее выделено это соединение.

Так, к настоящему времени на содержание алкалоидов предварительно изучено свыше 6000 видов растений, на наличие эфирных масел - свыше 4000, на наличие гликозидов сердечного действия изучено около 2000, сапонинов - около 3000, флавоноидов - около 1000, кумаринов - около 1000 видов.

В результате выделено большое количество индивидуальных химических веществ и на их основе создано много новых лечебных препаратов.