Мы читаем не так, как наши предки: в чем разница? Как мы читаем. Мы понимаем себя

Когда-то давно каждый из нас научился читать. За годы тренировок, а у нас ни один день не обходится без чтения , этот навык настолько закрепился и автоматизировался, что мы просто не замечаем, как это делаем. Читаем и все.

Нам, взрослым, уже трудно вспомнить, как тяжело было и какие чувства мы испытывали, когда приходилось читать много непонятного текста. Мы просто не может себе представить, как это трудно – понять, какой же смысл спрятан в этих 8-10 словах, которые называются предложение.

Несмотря на то, что ни дня не проходит без чтения, мы, оказывается, многого о чтении не знаем.

Предлагаю Вам познакомиться с интересными фактами о чтении.

Какой может быть скорость чтения? Поверяя школе, учителя ориентируются на установленные министерством образования нормы чтения. В зависимости от возраста ребенка и программы обучения, нормы техники чтения изменяются, но на конец 4-го класса техника чтения должна быть 120-140 слов при чтении вслух. А сколько же может прочитать взрослый человек при чтении вслух?

Оказывается, что не намного больше, чем ученик 4-го класса. Максимальная техника чтения вслух составляет от 200 до 250 слов в минуту. Большинство людей читают очень медленно 180-220 слов в минуту.

При такой технике чтения, человек может прочитать и 500 слов в минуту, если будет читать молча. Причем, техника чтения при чтении молча может достигать и 10 000 слов в минуту и даже больше. Но так читать может только человек, владеющий скорочтением.

Вы задумывались когда-нибудь, как движутся наши глаза при чтении ? Вы думаете, что они скользят по строчке? Так все думают, но на деле совершенно по-другому. Наши глаза не двигаются плавно по строке, а совершают небольшие скачки по строке и остановки.

Глаза человека, читающего со средней скоростью, делают на одной строке 12-16 остановок, а быстро читающего – 2-4 остановки.

При медленном чтении глаза совершают возвратные движения по строке – регрессии. У школьников происходит 20 регрессивных движений на одну строку, у студентов - 15. За счет регрессий, глаза пробегают расстояние в 12 раз большее, чем необходимо.

Совершая скачки по строке, глаза делают остановку и фиксируются на каком-то объекте. Конечно, мы думаем, что во время фиксации глаза смотрят на одну и ту же букву. Но на самом деле это не совсем так.

Оказывается, что 53% времени глаза действительно смотрят на одну и ту же букву, а 47% - на разные.

Причем, даже в том случае, когда глаза смотрят на разные буквы, мозг все равно их объединяет и получает одну цельную картинку.

При быстром чтении глаза утомляются намного меньше, чем при медленном.

Традиционно у читающего человека объем одномоментной фиксации составляет 10 печатных знаков (1,5-2 слова одной строки). У быстрочитающего - 200-500 знаков (33-83 слова нескольких строк).

Исследования показывают, что 4–6 лет – . После 6–7 лет научить читать сложнее

Согласно исследованию Йельского университета, три четверти учеников, которые плохо умеют читать в третьем классе, останутся такими и в средней школе.

Эти факты не только для ознакомления. Зная их, мы можем в обучении ребенка чтению .

А какие Вы интересные факты о чтении знаете?

Динамика чтения

Возможно, вы уже знаете людей, которые могут прочитать за несколько минут газету и в течение какого-нибудь часа не только бегло просмотреть целую книгу, но и усвоить ее содержание. Вы, вероятно, подумали, что эти люди обладают такой врожденной способностью, а у вас ее нет. В действительности же быстрое чтение является результатом применения некоторых простых приемов, которые могут быть освоены, усовершенствованы и использованы всяким, кто захочет потратить необходимое время и усилия, чтобы овладеть этими так называемыми «секретами» и «фокусами». Теперь это уже не трюки, а вполне понятные и доступные руководства к быстрому и качественному чтению.

Быстрое чтение стало легким и доступным многим.

Однако, прежде чем перейти к быстрому чтению, давайте попробуем разобраться в том, что такое чтение вообще.

Одно из определений процесса чтения, предложенное учеными, следующее:

чтение - процесс использования наших глаз и сознания для понимания как буквального, так и скрытого смыслов, которые заложены в тексте его автором.

Данное определение не отражает еще многих других аспектов такого сложнейшего психологического и интеллектуального процесса, каким является чтение. Его изучение продолжается, и, видимо, можно согласиться с великим немецким поэтом Гете, который в одном из своих произведений писал:

«Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг цели».

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации - радио и телевидения, значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно.

Информационный взрыв, свидетелями которого мы являемся, ученые предвидели еще в прошлом веке. В наше время объем научно-технической информации огромен, но и он удваивается каждые 10-15 лет.

В условиях информационного взрыва и постоянного усложнения научно-технических проблем, решаемых специалистами всех отраслей знания, читать нужно все больше и больше. Например, специалистам в области вычислительной техники необходимо просматривать около 40 отечественных и зарубежных журналов ежемесячно. Совершенно очевидно, что без навыка быстрого чтения усвоить такой объем печатной продукции просто невозможно. Чтение текстов с экранов выводных показывающих устройств ЭВМ (дисплеев) также требует обучения. Проведенные исследования показали, что освоившие метод быстрого чтения значительно легче адаптируются к новым видам текстов и уже через некоторое время быстро читают и тексты на экранах дисплеев.

Гениальное создание природы - головной мозг человека формировался в эпохи, когда объем информации, поступающей из внешней среды, был ничтожен и выработанные в процессе эволюции скорости ее восприятия были достаточны.

В условиях современной цивилизации большинство людей оказалось уже не в состоянии усваивать потоки всех видов информации. Вместе с тем резервы головного мозга в этом отношении далеко не исчерпаны. Этим объясняется, например, и тот факт, что вычислительные машины, во многом еще проигрывая человеку, по некоторым параметрам его превосходят. Особенно очевидно это обнаружилось в системах, дающих возможность диалога «человек - машина».

Электронная вычислительная машина оперативно выдает на экран терминала - телевизионного показывающего устройства - результат вычислений, а человек-оператор на считывание результатов затрачивает очень много времени. А ведь иногда от того, насколько быстро принято решение, зависит бесперебойная и безаварийная работа механизмов и оборудования. За последние 20 лет емкость запоминающих устройств ЭВМ возросла более чем в 1000 раз, их быстродействие - более чем в 100 раз. А человек? Наблюдения ученых показывают, что большинство людей читают с такой же скоростью, как 50 и 100 лет назад: 600-900 знаков в минуту. Вот почему с особой остротой встает вопрос о повышении скорости чтения каждым членом нашего общества.

Особенно велика роль техники чтения в школе.

Проведенные в Харьковском пединституте исследования показали, что между скоростью чтения и успеваемостью учащихся существует прямая связь. Так, среди быстро читающих учащихся на «хорошо» и «отлично» учатся 53%, а среди медленно читающих-только 4%.

Низкая скорость чтения школьников неблагоприятно сказывается на их учебе в институте. Специальные корреспонденты «Известий» Э. Максимова и И. Пресловская в «Письмах из кораблестроительного института» писали:

«Из института отчисляется приблизительно каждый четвертый, и показатель не меняется уже несколько лет. Школа подолгу жует материал, медленный темп расслабляет ум, а в вузе новой информацией набита каждая минута. Тем более на первых двух курсах». Школьная реформа, представляющая собой, как известно, долговременную программу совершенствования среднего образования, предусматривает активизацию работы школьников. Введение нового курса «Основы информатики и вычислительной техники» - первый шаг на этом пути.

Проведенное нами в ряде школ Москвы обучение методу быстрого чтения учеников старших классов показало их большую заинтересованность, благоприятно сказалось на активизации учебного процесса в целом.

Скорость чтения равна скорости мышления. А понимание того, что скорочтение - это синоним скоромыслия, повышает мотивацию к развитию этого навыка, не так ли?

Фрэнсис Бэкон говорил: «Некоторые книги следует пробовать, некоторые - проглатывать, и только немногие - пережевывать и переваривать». Мы же привыкли разжевывать каждую книгу, даже если не уверены, что она нам нужна или что мы в состоянии ее переварить, либо, напротив, не притрагиваемся к четырехтомнику, понимая, что процесс растянется надолго. Мы решили разобраться в технике чтения и понять, почему мы читаем медленно и как ускорить этот процесс, не потеряв в качестве.

700 слов в минуту: почему мы читаем так медленно

Чтение - одно из базовых умений, которые мы осваиваем в возрасте четырех-шести лет. Но научившись уверенно читать в первом-втором классе, мы почему-то решаем, что достигли высот, и больше не уделяем внимания развитию этого навыка.

Скорочтение и вовсе окутано множеством мифов. Страх того, что, увеличив скорость чтения, человек перестанет делать это вдумчиво, довольно наивен. Здесь можно привести аналогию со спортом, ведь скорочтение - это своего рода чтение спортивное.

И если умение быстро бегать не приводит к тому, что человек забывает, как ходить, то почему это должно произойти с чтением?

Словом, проблема - именно в восприятии нормы . Нормальной считается скорость в 200–250 слов в минуту. При этом подвох кроется уже в самой единице измерения - словах в минуту.

Скорочтение - это не чтение по словам как таковое, а, скорее, чтение смысловыми блоками, за счет чего во многом и удается увеличить объем прочитанного в пять-десять раз.

Так почему же мы читаем медленно и что мешает нам ускориться? Причин невысокой скорости чтения достаточно много: часть из них связана с психикой, часть - с физиологией. Однако любой барьер на пути к динамическому чтению можно преодолеть.

Внутренний суфлер

Самый распространенный враг скорочтения - субвокализация (проговаривание про себя). Замечали ли вы, что, даже читая уличные вывески, люди часто шепотом проговаривают новые названия?

Дублирование прочитанного текста про себя (иногда даже с артикуляцией) - одно из самых серьезных препятствий для скорочтения.

  • Во-первых, потому что, проговаривая прочитанное, мы снижаем скорость чтения до темпа устной речи,
  • а во-вторых, это привычка, которую мы неосознанно практиковали почти всю жизнь и отучиться от которой непросто.

Чтобы убрать внутреннюю артикуляцию, необходимо переориентировать своего внутреннего суфлера с проговаривания на узнавание.

Проговаривание включается в основном при столкновении с новой информацией, поэтому работать необходимо именно с незнакомой лексикой. Когда в тексте впервые встречается сложное слово, необходимо прочитать его медленно и внимательно. Если значение слова не вполне понятно, нужно обязательно его уточнить, чтобы произошло соотнесение зрительного образа и содержания.

«Фотографируйте» слова глазами. Каждый раз, когда вы спотыкаетесь взглядом о незнакомое слово, попробуйте закрыть глаза и представить, как оно пишется.

Хорошая новость в том, что узнавание - процесс автоматический: если вы однажды запомнили слово, после это будет происходить без усилий.

Например, медленно проговорив «дезоксирибонуклеиновая кислота», уточнив значение и «сфотографировав» словосочетание, в следующий раз ваш мозг поймет, что речь идет о ДНК, прежде чем вы физически успеете его дочитать.

Основным физиологическим ограничителем быстрого чтения является узкое поле зрения. Как уже было сказано, скорочтение - это чтение не по словам, а блоками.

Многие сталкиваются с невысокой зрительной способностью охватывать определенный объем информации за один раз. Но, опять-таки, хорошая новость в том, что периферийное зрение можно развить, и достаточно быстро.

  • Попробуйте остановить взгляд на каком-то предмете и сфокусироваться.
  • Затем, не перемещая взгляда и не меняя фокуса, попытайтесь зрительно охватить максимальное количество предметов вокруг вас. Если вы читаете газеты, то отличным упражнением для вас будет чтение колонок.
  • Старайтесь охватывать целиком строчку одной колонки: одна зрительная фиксация - одна строчка колонки.
  • На начальном этапе тренировок хорошим подспорьем будет вертикальная черта, проведенная посередине колонки. Это поможет быстрее приучить взгляд фокусироваться на середине строки.

Ценно не только и не столько знание конкретных приемов скорочтения, сколько понимание причин медленного чтения и привычек, мешающих увеличить скорость

Для тех, кто решил серьезно подойти к развитию бокового зрения, подойдут таблицы Шульте: можно изготовить их самим, а можно найти готовые в интернете или даже скачать себе соответствующее мобильное приложение.

Существует множество вариантов таблиц Шульте. Самый распространенный - квадрат 5×5, в клетках которого в хаотичном порядке расположены цифры от 1 до 25. Задача состоит в том, чтобы как можно скорее пройти взглядом от 1 до 25. А цель - делать это с постепенным увеличением скорости.

Однако для тренировки периферийного зрения необходимо соблюдать одно условие: взгляд должен быть зафиксирован на центральной ячейке таблицы, то есть искать цифры нужно без смещения фокуса.

Любопытно, что периферийное зрение развито у всех. Просто в одних случаях мы им пользуемся (например, за рулем автомобиля или когда в помещение вошел объект нашей любви или начальник), а в других (как в ситуации с чтением) у нас эта привычка попросту не развита. Если повысить для себя значимость чтения и распространить привычку и на эту сферу жизни, вскоре вы заметите результат.


Повторение - не всегда мать учения

У большинства из нас имеется не особо продуктивная привычка возвращаться взглядом на только что прочитанный текст: не успели дочитать до конца правую страницу, как уже снова что-то уточняем на левой.

Перечитывание отнимает довольно много времени. Такие «регрессии» в виде повторного чтения напрямую связаны с процессами запоминания информации, поэтому ключ к их решению - в развитии памяти.

Подойдут как знакомые упражнения вроде изучения иностранных языков или заучивания стихов, так и менее известные мнемотехники.

Например, попробуйте запомнить цепочку не связанных между собой слов. Постепенное наращивание числа звеньев способствует увеличению объема оперативной памяти.

После каждой прочитанной страницы придумайте ей образное название. Это поможет закрепить прочитанное и избавит от необходимости возвращаться.

Это задание больше подходит для детей, но взрослым оно также может пригодиться.

Самое простое упражнение, которое поможет избавиться от повторного чтения, - это отслеживание возвратных движений глаз.

Необходимо договориться с самим собой, что к прочитанному можно вернуться только после того, как текст будет дочитан до конца. Заодно потренируете дисциплину, так как сила привычки будет постоянно толкать вас на нарушение договора.

Второй момент, который очень важен: возвращаться к тексту нужно не механически, а осознанно, мысленно задавая себе вопрос, ответ на который нужно найти.

Что касается бытовых привычек, то можно сократить использование органайзеров и всевозможных устройств-напоминалок.

Начать можно с походов в магазин, когда список необходимых покупок есть только в голове. Помочь может визуализация вашего списка: сложите мысленно в пакет все, что собираетесь купить, образно представляя, как это выглядит.

Нередко бывает, что во время лекции или жаркого спора забывается фраза, сказанная пару минут назад. Вернуться на предыдущую страницу в такой ситуации чуть более проблематично, так что навык удерживать информацию в голове будет полезен во многих ситуациях и сэкономит ресурсы.


Слона-то я и не приметил

Невнимательность, рассеянность также являются серьезными препятствиями на пути к развитию скорочтения. Чтение само по себе требует от нас повышенного внимания, так как задействует многие отделы мозга одновременно.

При повышении скорости чтения возрастает и требование к концентрации. Это как при вождении транспорта: пешеходу при скорости 5 км/час требуется определенный уровень внимания и быстроты реакции, а водителю даже при минимальной скорости в 60 км/час нужно быть внимательнее в 12 раз!

Таким образом, одним из важнейших навыков для развития скорочтения становится способность удерживать внимание.

Повышению концентрации способствуют упражнения на подавление внутреннего диалога, снижение реакции на внешние раздражители, а также работа с психофизиологическими причинами невнимательности.

Эффективное упражнение на умение концентрироваться - чтение слов наоборот. Эту разминку можно делать в любом месте: по дороге на работу или занимаясь какими-то рутинными делами.

  • Выберите слово, представьте себе, как оно пишется, после чего прочтите его наоборот.
  • Начинать лучше с простых слов: молоко - околом, праздник - киндзарп и так далее, постепенно наращивая длину и сложность слов.
  • Важно ничего не записывать, а делать все в уме.

Если это занятие кажется вам скучным, приобретите развивающую настольную игру, в которую включены подобные задания, и совмещайте развитие внимательности с общением с друзьями.

В игре «Экивоки» например, есть задание «Адский наоборот», которое далеко не каждому по силам.

Чтение с метрономом также учит концентрироваться. Скачайте себе программу на телефон и выставите в настройках нужную вам скорость (число ударов в минуту).

Удобно использовать метроном при чтении газетных колонок (см. упражнения на развитие периферийного зрения ).

Подстройка скорости чтения под метроном помогает не только держать темп, но и на время отключить критическое мышление и сосредоточиться на процессе чтения.

Причиной невнимательности могут быть и сугубо психологические барьеры. Например, отсутствие интереса к чтению. Лучшим лекарством здесь, конечно, является выбор литературы, которая вам интересна.

Если же это текст из серии «очень надо», то интерес в себе можно разбудить: искать его нужно в том, зачем именно вам это нужно, что изменится в вашей жизни с приобретением нового знания.

Рассеянность также часто является следствием физической усталости, поэтому универсальным советом здесь являются перерывы каждые 20 минут хотя бы на одну минуту, желательно с релаксацией для глаз.

Развитие внимательности крайне важно, так как от этой способности во многом зависит объем усваиваемой информации.

Наращивать скорость чтения технически, не будучи готовым усвоить прочитанное, занятие бессмысленное.

Это как в ироничном высказывании Франца Кафки: «Жизнь все время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно».


Зрить в корень

Одна из базовых причин невысокой скорости чтения - неумение выделять главное.

Какая у вас любимая книга? Можете ли вы одним предложением пересказать ее идею? А идею недавно просмотренного фильма?

Если с этим простым заданием возникают сложности, то работа над умением выделять главное - еще одна ваша зона роста . Способность формулировать мысли можно развивать, тренируя логику и догадливость.

  • Подготовьте вертикальную полоску (для начала - 3–4 см шириной) из любого непросвечивающего материала (лучше однотонного, чтобы рисунок или текст не отвлекали от чтения).
  • Возьмите любой незнакомый текст, прикройте его этой полоской и читайте, пытаясь понять логику.
  • Когда усваивать текст с таким процентом закрытого текста станет легко, ширину полоски можно увеличить.

Навык выделения главного отлично прорабатывается конспектированием . Если вы студент, у вас подходящее поле для тренировки, а если уже нет, то можете потренироваться на кратком пересказе услышанного на собрании, конспектировании прочитанных статей или книг.

Для развития логики конспекты можно делать в виде схем. Переработка текста в схемы отлично развивает системное мышление и помогает видеть картину в целом.

Новичкам часто советуют метод пристрелки. Толковый словарь Ушакова объясняет слово «пристрелка» как «пробную стрельбу для определения расстояния до цели и установления правильного прицела». Именно это и требуется делать с книгой.

  • Откройте любую страницу незнакомой книги (идеально для этого упражнения подойдут научно-популярные тексты).
  • Посмотрите на текст в течение 30 секунд, после чего закройте его и попытайтесь представить три факта, которые вам запомнились.
  • Визуализируйте их и подумайте, чего не хватает, какую информацию вы хотели бы почерпнуть при следующем обращении к тексту.
  • Повторите это еще несколько раз, при каждом обращении к тексту отмечая что-то новое (в итоге в вашей голове должно остаться не менее 10 фактов о прочитанном, связанных между собой).

Кроме того, навык выделения главного может быть крайне полезен уже на этапе выбора материала для чтения.

Так как современные тексты избыточны не только в качественном, но и в количественном проявлении, выбор правильной книги, наиболее точно отвечающей вашей задаче, может существенно сократить временные затраты на изучение предмета.

Наличие цели напрямую влияет на скорость чтения , так как определяет степень вашей заинтересованности. Заранее сформулированная задача и ожидаемый результат помогают сделать чтение более эффективным.

Для тех, кому навык скорочтения необходим в профессиональных целях - для обзоров узкоспециальной литературы или для быстрого освоения новых сфер, - хорошим подспорьем станет рабочий словарик.

Наш мозг останавливается на незнакомых словах, и это стопорит процесс. Если вы микробиолог и вам нужно быстро погрузиться, скажем, в вопросы геодезии, то рассчитывать на общую эрудицию, наверное, достаточно смело. Составление же базового словаря и запоминание основных слов поможет в кратчайшие сроки освоить большие объемы информации и существенно увеличить скорость чтения.

Таким образом, скорочтение - это навык, поддающийся развитию. Но при этом очень важно осознать, что для эффективности необходима вся связка: скорость - понимание - запоминание.

Поэтому ценно не только и не столько знание конкретных приемов скорочтения, сколько понимание причин медленного чтения и привычек, мешающих увеличить скорость.

При этом не обязательно делать одинаково сильный упор на все навыки сразу.

  • Максим Горький, например, книги просматривал крайне быстро, в совершенстве владея техникой чтения по диагонали (и обладая развитым умением выделять главное даже при беглом взгляде),
  • Теодор Рузвельт читал большими блоками, охватывая по два предложения одновременно (так как имел развитое периферийное зрение),
  • Оноре де Бальзак и вовсе фиксировал взгляд на целом абзаце, умудряясь восстанавливать смысл текста по одному-двум словам (за счет удивительно развитой догадливости),
  • Пушкин мог пересказывать биографии после их прочтения почти дословно (что было следствием как огромного словарного запаса, так и хорошо развитой памяти).

Приведенные упражнения можно делать в качестве утренней разминки. Ежедневная зарядка для мозга положительно отражается на многих жизненных сферах, позитивно влияя на качество мышления.

Специалист по скорочтению Ирина Ландо утверждает, что «скорость чтения равна скорости мышления». А понимание того, что скорочтение - это синоним скоромыслия , повышает мотивацию к развитию этого навыка, не так ли?

Ирина Ландо, доктор наук в сфере управления, специальность - управление знаниями (knowledge management):

Не могу согласиться с утверждением, что при высокой скорости падает качество чтения. Это происходит с теми, кто пытается бежать по тексту быстрее, чем их мозг понимает прочитанное.

Давайте использовать логику. Когда у вас возрастает внимание: когда информация подается быстро или медленно? В каком случае вы лучше поймете прочитанное: если читали с большим вниманием или с меньшим? При быстром чтении мозг вынужден обрабатывать информацию на большей скорости, так что внимание возрастает.

Другое дело, что скорость чтения не может превысить скорость мышления читателя. Поэтому первый ограничитель - это скорость, с которой человек может обрабатывать текстовую информацию, а второй - это количество слов, словосочетаний, предложений, абзацев, которые читатель способен увидеть в тексте.

Те, кто владеет навыком скорочтения, вовсе не читают быстро любую литературу. Они выбирают скорость чтения в зависимости от сложности текста и цели чтения.

Скорость чтения художественной литературы будет зависеть от скорости, на которой мозг читателя в состоянии перекодировать текст в фильм.

Достаточно много людей могут понимать художественную литературу абзацами. Не выхватывая только суть, а именно успевая прочувствовать происходящее. Это зависит от того, читали ли с ребенком в детстве. Это прекрасно развивает образное мышление.

Взрослые же люди все чаще сталкиваются с проблемой функциональной безграмотности: буквы знают, читать умеют, а понимать прочитанное - нет.

С появлением интернета возникли и новые привычки: не дочитывать до конца, хватать информацию частями и так далее.

Многие привыкают к тому, что, выхватив какие-то куски из текста, остальное можно додумать самому. Так может поступать, например, профессор университета, читая курсовые работы студентов первого курса по своей специальности. Но те же первокурсники не смогут по кускам сложить тексты из учебника четвертого курса и рассказать предмет, додумывая.

Найдите книги, которые вам будет интересно читать; когда хочется узнать, чем же все закончится.

Пока читаете, мозг учится перекодировать маленькие черные закорючки с листа бумаги в образы, картины, фильмы.

Во-вторых, читая сложную литературу, над которой приходится долго размышлять, задумываться над каждой фразой (например, философские труды), разбавляйте ее чтением литературы легкой, на которой можно разогнаться. Лучше, если это будет повесть, а не короткий рассказ.

  • Опытный читатель следит за ходом мысли автора, выделяя главную мысль и увязывая с ней остальные детали повествования.
  • Неопытного читателя выдает неумение отличать главное от второстепенного, когда вместо сути пересказывается только частный пример.

Важно также понимать, что чтение и прослушивание книг - это совершенно разные процессы и разные задачи для нашего мозга. При прослушивании аудиокниг работают височные, а при чтении - задние доли. И этой частью мозга отучаются пользоваться все больше и больше людей.

Очень надеюсь, что число читающих людей будет увеличиваться. Ведь именно чтение развивает здоровый скептицизм, умение анализировать и мыслить критически.опубликовано .

Мария Баранова

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Цифровая эпоха не уничтожила чтение, но сегодня мы читаем иначе, чем раньше, и чтение имеет для нас другой смысл, чем в прежние эпохи. Совместный проект Московского городского педагогического университета и ЧТД «Как мы читаем» открывает рассказ педагога-методиста Елены Романичевой об истории чтения.

Елена Романичева -

главный научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РФ, руководитель московского отделения Российской ассоциации чтения

Чтение как источник информации

Первой информационной революцией стало изобретение письменности. До этого носителем информации был только сам человек, его речь здесь и сейчас. Письменность подарила нам возможность передавать информацию не только в пространстве, но и во времени, следующим поколениям. Однако чтение на первых порах было доступно не всем и стало основным источником информации не сразу.

Вторая революция связана с книгопечатанием. Иоганн Гутенберг изобрел в 1440-х годах технологию, которая значительно упростила, удешевила и ускорила процесс производства книг.

Это совпало с началом эпохи Возрождения - ослаблением влияния церкви, развитием университетов и искусства. Книги стали более доступными и одновременно более востребованными, а чтение постепенно превратилось в более популярный источник новых знаний, чем устная речь.

Третью революцию совершили электронно-цифровые технологии. Компьютеры, смартфоны, другие гаджеты и интернет сделали распространение любой информации мгновенным, а саму информацию - доступной практически в любой точке мира.

Наша коммуникация ушла в письменную речь и чтение: для многих людей сейчас легче написать электронное сообщение, чем договориться устно.

Мы работаем, учимся и отдыхаем за компьютером и в интернете. В нашем информационном потреблении растет доля видео, но и чтение не исчезает. Тексты окружают нас везде - в реальном и виртуальном пространстве. Мы читаем, пожалуй, больше, чем прежние поколения. Однако процесс чтения стал другим.

Придворное чтение

Император Карл Великий (742-814) научился грамоте лишь под старость. Зато он вышколил своих придворных, чтобы те без запинки и без ошибок читали ему вслух священные и богословские книги. По воспоминаниям одного монаха, император добился того, что во дворце все читали бегло, но механически - совершенно без понимания прочитанного.

Как читали раньше и что изменилось теперь

При смене эпох менялся и процесс чтения. Представьте свиток из папируса или пергамента: он тяжелый, его надо придерживать обеими руками. Значит, чтец не мог заниматься параллельно чем-то еще - например, делать себе пометки.

Древние письменные тексты тоже трудны для чтения: знаков препинания еще не придумали, и даже пробелов между словами не делали из соображений экономии пергамента. Чтобы разобрать такой текст, требовалась сноровка. Большинство людей гораздо проще воспринимали и усваивали текст на слух, если кто-то читал им с выражением и паузами в нужных местах. Не говоря уже о том, что грамотными были немногие.

По этим причинам чтение свитков было коллективным занятием: один читает - остальные слушают. Мы и сейчас используем чтение вслух, но совсем в других обстоятельствах: когда есть свободное время, но нет возможности взять в руки книгу, потому что мы за рулем, занимаемся фитнесом или чем-то еще.

Но вот появились кодексы. Так называли первые книги (от латинского слова «codex» - «ствол»), то есть листы с текстом в переплете. Это стало первой революцией чтения. Страницы легко переворачивать, и книгу, в отличие от свитка, можно просто положить перед собой, не придерживая. Кодекс освободил руки: люди получили возможность не только читать, но и записывать.

Начала развиваться практика вдумчивого аналитического чтения. Но книг еще мало, и они очень дороги, потому что переписываются вручную, так что индивидуальное чтение - удовольствие для избранных. Редкие обладатели книг хранили их как драгоценность и перечитывали по многу раз.

Вторая революция чтения, как и вторая информационная революция, связана с изобретением книгопечатания. Производство книг стало более быстрым и дешевым, их стало больше, теперь они были доступны большему числу людей. А значит, развивалась практика индивидуального чтения, появилась возможность читать много книг, а не две-три за всю жизнь. Вместе с тем становилось больше библиотек - возможности для чтения расширялись.

Третью революцию мы переживаем в нашу цифровую эпоху, переходя от бумажного текста к электронному. Мы можем скачать на цифровой носитель содержание целой библиотеки, не выходя из дома. Но главное - чтение с экрана настолько отличается от чтения с листа, что эти два процесса можно назвать принципиально разными техниками.

Как менялось отношение к чтению

В нашем распоряжении есть разные тексты для разных целей: для получения утилитарной информации, для образования, ради удовольствия. Если утилитарное чтение какой-нибудь вывески или рецепта доступно любому элементарно грамотному человеку, то чтение сложных научных текстов, как раньше, так и сейчас требуется далеко не всем, и справляться с этой задачей тоже способны немногие.

Что касается чтения ради удовольствия, то когда-то оно было почти безальтернативным досугом в уединении. В наше время альтернатив чтению более чем достаточно: стоит ли удивляться, что мы стали меньше читать художественной литературы?

У каждой эпохи своя философия чтения. Античная эпоха, несмотря на расцвет искусств и тягу к знаниям, к чтению относилась пренебрежительно. Речь оратора ценилась выше письменного текста.

Сократ, например, совсем не записывал свои мысли - он считал, что только живая речь способна передать идею автора. Аристотель полагал, что устная речь ближе к разуму, а письменная - лишь ее бледное отражение. Платон придерживался похожего мнения, хотя и записал свои знаменитые диалоги. Сенека предостерегал от чтения слишком большого количества книг и советовал ограничиваться лишь проверенными авторами, потому что «чрезмерное разнообразие яств не питает, а портит желудок». Процесс образования был преимущественно устным.

Средневековье - время богословских текстов для ограниченного круга. Церковь, опасаясь ереси, даже Священное писание разрешала иметь только клирикам, и то - исключительно на латыни, чтобы непроверенный перевод не исказил смысл.

Но Средние века - еще и время зарождения университетов. Преподавание в них сводилось как раз к чтению. Преподаватель читал студентам вслух книги, сопровождая своими комментариями. Так что фраза «прочитать лекцию» - не фигура речи. Их читали в прямом смысле. Постепенно проснулся интерес к переводам античной литературы, наряду с фольклором стали появляться романы и новеллы, но все это доступно еще очень немногим.

Начиная с эпох Возрождения и Просвещения образованный человек - непременно с книгой в руках. За книгой он учится, познает окружающий мир и размышляет о смысле жизни, отдыхает и развлекается.

Так было очень долго, но что мы видим теперь? Теперь вместо книг и газет у нас гаджеты. С их помощью мы читаем и смотрим видео. Популярность видеоформатов растет и в образовательной среде: мы смотрим видеолекции, вебинары, учебные и научно-популярные фильмы.

Но видео не в состоянии полностью заменить письменные тексты. Большие объемы сложной информации мы по-прежнему осваиваем только через чтение. Возможно, мы стали меньше читать ради удовольствия, но для глубокого познания чтение по-прежнему - главный инструмент.

Возможно, вы уже знаете людей, которые могут прочитать за несколько минут газету и в течение какого-нибудь часа не только бегло просмотреть целую книгу, но и усвоить ее содержание. Вы, вероятно, подумали, что эти люди обладают такой врожденной способностью, а у вас ее нет. В действительности же быстрое чтение является результатом применения некоторых простых приемов, которые могут быть освоены, усовершенствованы и использованы всяким, кто захочет потратить необходимое время и усилия, чтобы овладеть этими так называемыми «секретами» и «фокусами». Теперь это уже не трюки, а вполне понятные и доступные руководства к быстрому и качественному чтению.

Быстрое чтение стало легким и доступным многим.

Однако, прежде чем перейти к быстрому чтению, давайте попробуем разобраться в том, что такое чтение вообще.

Одно из определений процесса чтения, предложенное учеными, следующее: чтение - процесс использования наших глаз и сознания для понимания как буквального, так и скрытого смыслов, которые заложены в тексте его автором.

Данное определение не отражает еще многих других аспектов такого сложнейшего психологического и интеллектуального процесса, каким является чтение. Его изучение продолжается, и, видимо, можно согласиться с великим немецким поэтом Гете, который в одном из своих произведений писал:

«Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг цели».

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации - радио и телевидения, значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно.

Информационный взрыв, свидетелями которого мы являемся, ученые предвидели еще в прошлом веке. В наше время объем научно-технической информации огромен, но и он удваивается каждые 10–15 лет.

В условиях информационного взрыва и постоянного усложнения научно-технических проблем, решаемых специалистами всех отраслей знания, читать нужно все больше и больше. Например, специалистам в области вычислительной техники необходимо просматривать около 40 отечественных и зарубежных журналов ежемесячно. Совершенно очевидно, что без навыка быстрого чтения усвоить такой объем печатной продукции просто невозможно. Чтение текстов с экранов выводных показывающих устройств ЭВМ (дисплеев) также требует обучения. Проведенные исследования показали, что освоившие метод быстрого чтения значительно легче адаптируются к новым видам текстов и уже через некоторое время быстро читают и тексты на экранах дисплеев.

Гениальное создание природы - головной мозг человека формировался в эпохи, когда объем информации, поступающей из внешней среды, был ничтожен и выработанные в процессе эволюции скорости ее восприятия были достаточны.

В условиях современной цивилизации большинство людей оказалось уже не в состоянии усваивать потоки всех видов информации. Вместе с тем резервы головного мозга в этом отношении далеко не исчерпаны. Этим объясняется, например, и тот факт, что вычислительные машины, во многом еще проигрывая человеку, по некоторым параметрам его превосходят. Особенно очевидно это обнаружилось в системах, дающих возможность диалога «человек - машина».

Электронная вычислительная машина оперативно выдает на экран терминала - телевизионного показывающего устройства - результат вычислений, а человек-оператор на считывание результатов затрачивает очень много времени. А ведь иногда от того, насколько быстро принято решение, зависит бесперебойная и безаварийная работа механизмов и оборудования. За последние 20 лет емкость запоминающих устройств ЭВМ возросла более чем в 1000 раз, их быстродействие - более чем в 100 раз. А человек? Наблюдения ученых показывают, что большинство людей читают с такой же скоростью, как 50 и 100 лет назад: 600–900 знаков в минуту. Вот почему с особой остротой встает вопрос о повышении скорости чтения каждым членом нашего общества.

Особенно велика роль техники чтения в школе.

Проведенные в Харьковском пединституте исследования показали, что между скоростью чтения и успеваемостью учащихся существует прямая связь. Так, среди быстро читающих учащихся на «хорошо» и «отлично» учатся 53 %, а среди медленно читающих - только 4 %.

Низкая скорость чтения школьников неблагоприятно сказывается на их учебе в институте. Специальные корреспонденты «Известий» Э. Максимова и И. Пресловская в «Письмах из кораблестроительного института» писали:

«Из института отчисляется приблизительно каждый четвертый, и показатель не меняется уже несколько лет. Школа подолгу жует материал, медленный темп расслабляет ум, а в вузе новой информацией набита каждая минута. Тем более на первых двух курсах». Школьная реформа, представляющая собой, как известно, долговременную программу совершенствования среднего образования, предусматривает активизацию работы школьников. Введение нового курса «Основы информатики и вычислительной техники» - первый шаг на этом пути.

Проведенное нами в ряде школ Москвы обучение методу быстрого чтения учеников старших классов показало их большую заинтересованность, благоприятно сказалось на активизации учебного процесса в целом.

Когда и где используется быстрое чтение

«…Когда читаешь книгу, не торопись быстро прочитать до следующей главы, но подумай о том, о чем говорится в книге и в ее словах, и трижды возвращайся к одной и той же главе» - так рекомендовал читать «Изборник Святослава», вышедший в 1076 г. Наш современник английский юморист Д. Микеш в одном из рассказов писал: «…я был потрясен, узнав, что сенатор С. прочел „Историю двух городов“ Ч. Диккенса за тридцать минут… Оказывается, что на „Трех мушкетеров“ Дюма у сенатора уйдет не более 16 минут, в среднем по 5 минут 20 секунд на одного мушкетера».

Это два крайних взгляда на чтение. Некоторые авторы, обсуждая проблемы быстрого чтения, делают выводы о недопустимости ускорения процесса чтения вообще.

Вопрос о сферах применения быстрого чтения нельзя решать так категорично, как это делают некоторые критики. Сегодня мы еще очень далеки от познания всех механизмов чтения и предельных его возможностей. Поэтому, говоря о границах использования быстрого чтения, нужно прежде всего иметь в виду разумные пределы его применения в соответствии с возможностями конкретных читателей. Ни один исследователь и не предлагал использовать этот способ для чтения художественной литературы, хотя и ее можно читать продуктивно методом быстрого чтения. Вот как, по воспоминаниям А. С. Новикова-Прибоя, читал журналы М. Горький: «Взяв первый журнал, Алексей Максимович разрезал его и начал не то читать, не то просматривать: Горький не читал, а, казалось, просто скользил по страницам взглядом, сверху вниз, по вертикали». И Новиков-Прибой решил, что Горький читает в два приема и перед ним первая стадия, стадия предварительного просматривания журнала.

«Покончив с первым журналом. Горький принялся за второй, и все повторилось: он открывал страницу, сверху вниз, как по ступенькам, спускался по ней взглядом, на что у него уходило меньше минуты, и так снова и снова, пока не добирался до последний страницы. Откладывал журнал и принимался за очередной.

Взяв тогда один из журналов, Новиков-Прибой выбрал в нем рассказ, небольшую повесть, цикл стихотворений, литературно-критическую статью и внимательно их прочитал (на что, кстати, у него ушло несколько часов), а на следующий день устроил Горькому небольшую проверку - высказал свои впечатления о прочитанном. Как он и ожидал. Горький вскоре начал с ним спорить. Но вот чего никак не ожидал Новиков-Прибой, так это поразительной насыщенности горьковских возражений фактами: Алексей Максимович не | только помнил фабулу повести, ход мысли автора критической статьи, но и с поразительной легкостью приводил по памяти метафоры, эпитеты, сравнения и образы, которые встречались в ткани обсуждающихся произведений».

Зарубежные пособия по обучению быстрому чтению не дают рекомендаций по использованию метода быстрого чтения для художественной литературы. Вот, например, как выглядят выводы лаборатории развития образования в г. Хьюстоне (США): «Хороший читатель наслаждается чтением и читает с переменной скоростью в зависимости от того, что он читает. Поэта Мильтона нужно читать по словам и строчкам, историка Маколея - предложениями, писателя Теккерея - абзацами, а детективы Конан Дойля - страницами». Очевидно, избирательность чтения и есть та главная особенность использования быстрого чтения, которое позволяет владеющим этим методом на разной скорости одинаково хорошо усваивать тексты различного жанра.

Настоящее искусство чтения предполагает способность гибкого чтения в зависимости от его цели и задачи и характера текста. Задача нашей методики обучения - сформировать такой навык. Метод быстрого чтения может быть использован для чтения газет, научно-популярных книг, журналов и других текстов. Мы не рекомендуем читать быстро художественную литературу и любые другие тексты, понимание которых для вас затруднительно.

Что такое быстрое чтение

В одной из заметок «Литературная газета» писала: «Пять тысяч знаков в минуту - такова скорость чтения у инженера Блохина. Объясняя сущность своего метода, Блохин сказал: „Я никогда не задумываюсь над прочитанным“».

Выше мы уже говорили о сложности и многообразии процесса чтения. Есть и еще один взгляд на эту проблему.

Люди читают сотни веков, но только в наше время со всей остротой встала проблема повышения скорости чтения. В чем причина? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть те качественные изменения, которые произошли в процессах научной и массовой коммуникации, т. е. в процессах формирования и передачи печатной информации.

История развития человеческого общества - это прежде всего история развития формирования сокровищницы знаний путем переработки и сжатия информации. В обществе всегда циркулируют огромные потоки избыточной информации, не содержащей новых знаний. Не надо думать, что перепроизводство информации - следствие современного научно-технического прогресса. История хранит много подобных фактов и в прошлом. Древние египтяне зафиксировали в папирусах столько сведений о свойствах треугольников и правилах оперирования числами, что усвоение этого материала оказалось просто невозможным для их современников. Выход нашли путем замены знаний конкретных случаев знанием общих и регулярно повторяющихся положений - закономерностей. Так родилось новое направление в математике - алгебраические методы решения задач.

Из этого следует, что в условиях современного информационного кризиса, возникшего из-за избытка информации, чтение должно быть организовано таким образом, чтобы, отсеивая лишнее, мы умели выбирать лишь существенно новое, составляющее основу знаний, чтобы, используя инструмент мышления, закладывать в нашу память основы нового знания.

Изложенная здесь модель процессов обработки информации помогает объяснить, что такое быстрое чтение.

Итак, быстрое чтение - это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами. Таким образом, быстрое чтение - не поверхностное чтение «по диагонали» и не чтение кое-как, а активный созидательный понятийный процесс, в ходе которого читатель анализирует факты, суждения, приводит синтез отдельных понятий, в результате чего закладывается фундамент нового знания. Вот почему разработка методики обучения быстрому чтению требует не только решения задач управления анализаторами: речевыми, слуховыми, зрительными, но и разработки системы алгоритмов умственной деятельности, т. е. операций извлечения и обработки достаточной и необходимой для читателя информации, заложенной в тексте его автором.

Именно потому часто оказывается, что быстрое чтение, как это ни парадоксально, обеспечивает более высокое качество усвоения прочитанного, нежели чтение медленное.

Известный советский психолог Л. С. Выготский еще в 1931 г. писал:

«Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения».

В освоении техники быстрого чтения весьма важном является понятие навыка. Что такое навык? Психология определяет навык как автоматизированный действия, выполняемые как бы без всяких усилий. Человек уже с детства формирует у себя систему навыков. Мы без усилий передвигаемся, ездим на велосипеде, плаваем и т. п.

Важным является также то обстоятельство, что навык, будучи сформирован и закреплен однажды, действует уже всю жизнь. Например, если вы научились плавать, то умение держаться на воде сохранится у вас в любой ситуации. Оказавшись в воде случайно, например когда вас толкнут приятели с пристани, даже в одежде и обуви вы будете все же держаться на поверхности, не захлебнетесь, не пойдете ко дну, в отличие от людей, не обладающих таким навыком.

Нечто подобное происходит и в нашем случае. Освоив метод быстрого чтения, вы будете быстро читать всегда, всегда удерживаясь на поверхности океана информации, не позволяя ему захлестнуть вас. Вместе с тем вы не становитесь рабом скорости чтения. Каждый раз вы регулируете скорость своего чтения в зависимости от вида текста и цели чтения.

Таблица 1. Нормативы скорости чтения

Курс быстрого чтения позволяет в среднем увеличить скорость чтения в 3 раза по сравнению с первоначальной; как правило, учащиеся достигают скорости чтения в 3000 знаков и более в минуту (3000 знаков - это примерно 500 слов). Такой темп позволяет прочесть за час около 100 книжных страниц среднего формата.

Ну, а теперь настало время определить начальную скорость чтения.

Определение начальной скорости чтения

Что такое скорость чтения?

Мы определяем ее как количество знаков, прочитанных в единицу времени с учетом качества усвоения прочитанного. Ее можно подсчитать по формуле: V=(Q/T)*K .

где V - скорость чтения; О - число знаков в тексте (объем); Т - время, затраченное на чтение текста (в минутах); К. - коэффициент понимания.

Под знаком понимается каждая буква и цифра текста (кроме знаков препинания). В некоторых пособиях скорость чтения измеряется в словах. От одной единицы измерения к другой можно легко перейти, зная соотношение между ними.

Известно, что в русском языке слова в среднем состоят из шести букв. Если, например, скорость чтения равна 600 знакам в минуту, то скорость чтения в словах будет 100 слов в минуту (600:6). Время чтения можно измерять секундомером, в крайнем случае часами с секундной стрелкой.

А что такое коэффициент понимания? Нам уже известно, что быстрое чтение - это осмысленное чтение при глубоком усвоении прочитанного. В процессе обучения нужно постоянно измерять не только время чтения, но и качество усвоения. Как следует из приведенной формулы, скорость чтения неразрывно связана с пониманием прочитанного. Коэффициент понимания определяется анализом ответов на 10 вопросов по содержанию прочитанного. При правильном ответе на все 10 вопросов К равняется 1, на 8 вопросов - 0,8 и т. д. А теперь, внимание!

Приготовьте секундомер, тетрадь, ручку. Сейчас вы будете читать приведенный ниже текст № 1 (объем 800 знаков), а затем отвечать на вопросы. Запишите время начала чтения или включите секундомер.

Контрольный текст № 1 Объем 800 знаков

МЕДАЛЬОН… ОТ КОМАРОВ

Пластмассовый предмет, названный «медальоном», скорее напоминает продолговатую зажигалку, чем украшение. Пользуясь им в лесу или на рыбалке, можно не опасаться комаров. Будто невидимая рука отгоняет назойливую мошкару.

Устройство, созданное в студенческом конструкторском бюро Рижского института инженеров гражданской авиации, представляет собой импульсный излучатель ультразвука. Вставленная в его корпус микросхема по заданной программе варьирует частоту и амплитуду колебаний. Они настолько слабы, что не причиняют какого-либо вреда человеку, но насекомые их ощущают и побаиваются. Это подтвердили экспериментальные исследования.

Необычный прибор, заменяющий химические репелленты, весит около 50 граммов, питается от батарейки «Крона» и способен непрерывно действовать несколько суток. Сейчас разработчики подыскивают партнеров, готовых наладить серийный выпуск новинки.

Время начала чтения - - - - -

Время окончания чтения - - - - -

Время чтения текста - - - - -

При переводе количества секунд в десятичные доли минуты пользуйтесь приведенной ниже табл. 2.


Таблица 2

Теперь запишите в тетради ответы на все 10 вопросов, приведенных в приложении 5.

Текст больше не читайте.

По окончании проверки правильности ответов на вопросы определите свой коэффициент понимания и подсчитайте скорость чтения. Например, вы читали текст 45 сек. (0,75 мин.), правильные ответы даны на 6 из 10 вопросов:

V = (800/0,75)*0.6= 640 знаков в мин.

Запишите свою начальную скорость чтения в плане вашей работы (см. приложение 1) и отметьте ее на графике результатов обучения (см. рис. 1).

Итак, вы измерили свою скорость чтения. Сравните ее с нормативами, приведенными в табл. 1. Ваша скорость чтения очень низкая. Не огорчайтесь. Посмотрите кругом. Ваши друзья-одноклассники читают так же, возможно, многие еще медленнее. Давайте разберемся, почему мы так медленно читаем.

Особенности традиционных методов чтения

Можно выделить пять основных особенностей чтения.

1. Регрессии - это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространенный. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст - как легкий, так и трудный, как бы для верности. При медленном чтении количество регрессий составляет от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Понятно, что столь частые возвратные движения глаз резко снижают скорость чтения. Большинство людей читают одинаково медленно и сложные и легкие тексты. Вот что писали американские исследователи, анализируя эту особенность чтения: многие читают одинаково медленно и квартальный отчет о расходовании горючесмазочных материалов, и статью в научном журнале о новом автомобильном двигателе, и художественный текст: роман А. Хейли «Колеса», тогда как отчет требует краткого взгляда, чтобы увидеть итоговые цифры, научный текст требует другого подхода, так же как и художественный.

Из этого следует, что та или иная скорость и техника чтения должны подчиняться прежде всего целям, задачам и тем установкам, которые читатель ставит перед собой. Именно отработка соответствующих программ умственных действий до автоматизма, умение гибко использовать в нужный момент любую из них и определяет способность читать быстро.

2. Отсутствие гибкой программы чтения вредит многим. Уже первые эксперименты показали, что путем использования простейшей установки - интегрального алгоритма - удается повысить скорость чтения в два раза и почти вдвое улучшить усвоение прочитанного.

3. Артикуляция . Движения губ, языка и других органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне. На самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микродвижений артикуляторов зависит прежде всего от уровня развития чтения и сложности текста.

Как было установлено, привычка проговаривать слова присуща большинству читателей. Формируется она в детстве, когда учатся читать. Сначала ребенок произносит слова по буквам, потом по слогам и, наконец, читает вслух слово целиком. В результате между видимым и произносимым словом устанавливается прочная рефлекторная связь и формируется привычка проговаривать текст сначала вслух, позже шепотом, а затем про себя. И, как всякая привычка, она очень устойчива.

4. Малое поле зрения. Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются буквы, слова, в лучшем случае два-три слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много скачков и фиксаций (остановок). Такой прием можно назвать способом чтения с дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше этих остановок, а в итоге - эффективнее чтение. Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринимать не два-три слова, а всю строку, целое предложение, иногда и абзац.

5. Уровень организации внимания. Внимание - катализатор процесса чтения. Скорость чтения большинства читателей намного ниже той которую они могли бы иметь без ущерба для понимания. У медленно читающего внимание быстро переключается на посторонние мысли и предметы и интерес к тексту снижается. Поэтому большие фрагменты читаются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания. Такой читатель, заметив, что думает о посторонних вещах, часто бывает вынужден перечитывать отрывок заново. Умение управлять своим вниманием - важнейшее свойство, которое тренируется в процессе освоения техники быстрого чтения.

Изучение объема читаемого текста и бюджета времени

Проведите в течение недели анализ чтения. Фиксируйте ежедневно все, что вы читаете, замечайте время, которое затратили на чтение. Занесите результаты наблюдений в табл. 3.


Таблица 3. Анализ объема чтения

Итого за неделю прочитано: текстов книжно-журнальных всего - знаков, в том числе газет - штук, журналов - штук, книг - штук. Общее время чтения - час.

Примечание. Объем прочитанного приводится в знаках, время чтения в минутах, итоговое время за неделю в часах.

Как работать с этой таблицей?

Вам может показаться вначале задача ее заполнения очень сложной и трудоемкой. Однако это не так.

Конечно, непросто фиксировать каждую минуту своего времени. Однако, как вы скоро убедитесь, польза от этого очень большая. Тем более что делать это нужно всего одну неделю. Хотелось бы напомнить вам, что есть примеры людей, которые всю жизнь фиксировали каждую минуту своей деятельности и вследствие этого достигали многого.

Пример такого человека описан в книге Д. Гранина «Эта странная жизнь»., Советуем вам найти эту книгу в библиотеке и прочитать ее, заметив время начала и конца чтения и подсчитав затем среднюю скорость чтения всей книги.

При работе с таблицей у вас, возможно, появятся и другие вопросы. Один из них: как определить объем читаемого текста? Как вы уже знаете, мы определяем объем текста в знаках, под которыми понимается каждая буква текста. Контрольные тексты, которые мы будем предлагать вам в книге, всегда сопровождаются данными об их объеме. Но вы должны уметь определять объем любого текста самостоятельно. Делать это очень просто. Приведем примеры.

Как определить объем книжной или журнальной страницы? Самый простой способ следующий. В конце книги, в так называемых выходных данных, содержатся сведения о ее объеме в учетно-издательских листах. Каждый учетно-издательский лист содержит примерно 40000 знаков. Таким образом, зная объем книги и количество страниц, всегда можно подсчитать количество знаков на одной странице.

Для примера возьмем учебник: Цветков Л. А. Неорганическая химия. - М., 1983. Его объем 13,1 учетно-издательского листа, количество страниц 206. Объем одной страницы равен:

(13,1*40000) /206 = 2544 знака.

Аналогично ведется подсчет объема текста и в журналах. Количество знаков в газетной статье подсчитывается следующим образом. Нужно определить количество знаков в одной-трех строчках и взять среднее арифметическое, затем подсчитать количество строчек и подвести общий итог. Например, в газете «Комсомольская правда» в одной строчке, как правило, 25 знаков. Зная количество знаков, можно подсчитать объем текста: объем текста == 25 X количество строчек.

Как вы читаете

Изучив основные особенности процесса чтения и свои недостатки в его реализации, полезно провести более детальный анализ своего чтения. Для этого предлагаем ответить на 10 вопросов приведенной здесь анкеты, причем ответы оцениваете вы сами соответствующим числом баллов, обводя карандашом одну из приведенных справа цифр.

1. Всегда ли вы, начиная чтение, имеете четкую цель и мотив?

Всегда очень четкую и чтение мотивировано……….. 10

Всегда приблизительно и без мотива……..………….. 6

Иногда …………….……………………………………… 4

Лишь изредка …………………………………………….. 2

Никогда…………………………………………………….. 0

2. Меняете ли вы скорость чтения на протяжении одной статьи?

Постоянно меняю…………………………………………………. 10

Иногда ……………………………………….……………. ……….6

Скорость определяю перед началом чтения заранее…… 4

Всегда читаю со средней скоростью………………………. 2

Всегда читаю очень медленно…………..………………….. 0

3. Удается ли целиком сосредоточиться на тексте?

Удается всегда…………………………………………………… 10

В основном удается…………….………………………….. 6

Лишь в случае, если материал очень интересный……… 4

В редких случаях…………….……………………………… 2

Не удается………………..………………………………….. 0

4. Можете ли вы быстро понять структуру читаемого текста?

Построение текста чувствую всегда …………………………..……….…… 10

Понять, какие разделы наиболее важны, мне удается быстро ……………. 6

После прочтения небольшой части уже представляю себе структуру …… 4

Разбираюсь в структуре только после того, как прочитаю весь текст. … 2

На структуру не обращаю внимания…………. ………………………………0

5. Можете ли вы понять сразу смысл целого предложения или хотя бы его части?

Могу всегда……….………………….. 10

Могу, если текст легкий……………. 6

Иногда ………………………………… 4

Изредка………………..………………. 2

Не могу………………..……………….. 0

6. Возвращаетесь ли вы повторным взглядом к уже прочитанному тексту?

Никогда………………….. 10

Если есть незнакомые места, то возвращаюсь………. 6

Изредка возвращаюсь из-за непонимания слов………. 4

Иногда, если не понимаю смысл текста…………. 2

Возвращаюсь часто по различным поводам……….. 0

7. Водите ли вы по строке пальцем либо карандашом или следите за текстом движением головы?

Голова и руки всегда без движения………….. 10

Иногда двигаю головой……………… 6

При чтении важных мест вожу пальцем по тексту……… 4

Часто…………………… 2

Всегда так делаю……………….. 0

8. Проговариваете ли вы вслух или про себя то, что читаете?

Всегда читаю молча и думаю, что не проговариваю…….. 10

Не могу ответить точно………….. 6

Произношу отдельные (трудные) слова………… 4

Часто ловлю себя на том, что проговариваю читаемый текст….. 2

Всегда читаю с артикуляцией…………….0

9. Возникают ли у вас образные представления того, что читаете?

Возникают всегда……………….. 10

Иногда ………………….. 6

Затрудняюсь ответить……………… 4

Очень редко…………………. 2

Никогда………………….. 0

10. Как двигаются ваши глаза при чтении?

Вертикально, плавно и быстро посередине страницы…….. 10

Зигзагообразно, от строчки к строчке…………. 6

По диагонали………………… 4

С остановками на каждой строчке………….. 2

С остановкой на каждом слове…………… 0

Общее число баллов………………. -

Опыт проведения анкетирования дает следующие результаты: профессиональный читатель получает общее число баллов, равное 100; обученный навыкам быстрого чтения - от 70 до 80; эрудированный (но не обученный быстрому чтению) - от 40 до 50; большинство читателей получают от 20 до 30 баллов. Запомните этот тест. Время от времени вы будете возвращаться к нему и проверять, насколько продвинулись в овладении навыками быстрого чтения.