Реактивное нарушение привязанности у сирот лечение. Как определить реактивное расстройство привязанности у ребенка? Лечение расстройств привязанности у детей

Большинство межличностных отношений строится на основе доверия. Когда у младенца или маленького ребенка возникает физическая потребность (при голоде или каком-то дискомфорте) или эмоциональная потребность (в нежной заботе, улыбке, объятиях, поцелуях), которая не выполняется, то ребенок начинает терять доверие к тем, кто за ним ухаживает. Без доверия он не в состоянии построить здоровые, позитивные и двухсторонние взаимоотношения с теми, кто за ним следит и это создает условия для формирования реактивного расстройства привязанности (РРП). Последствия этого могут быть многочисленными. Начните читать с шага 1 ниже, если вы знаете ребенка, который, возможно, страдает от этого расстройства.

Шаги

Часть 1

Диагностирование РРП у младенцев
  1. Посмотрите, как ребенок развивается. Если говорить откровенно, дети с РРП не будут - физиологически, эмоционально или умственно развиваться нормально. Когда они не развиваются должным образом, это выражается по-разному:

    • Физически. Они не набирают достаточно веса из-за плохого питания.
    • Эмоционально. Даже когда они расстроены, они не могут успокоиться, так как считают, что нет человека, у которого они могли бы получить помощь, поддержку и тепло.
    • Умственно. Исходя из предыдущего опыта, им удается сформировать довольно четкие представления о том, как их мать/основной опекун будут реагировать на них и их потребности.
  2. Посмотрите, как они участвуют в игре. Стоит повторить, что дети с РРП не участвуют в активных играх и других видах деятельности. Как правило, они выглядят как "хорошие дети", за которыми не трудно следить и которые не нуждаются в серьезном контроле и мониторинге. Они вообще не много что делают.

    • Как правило, такие дети проявляют заторможенность и вялость в физических движениях, а также мало играют с игрушками или не хотят исследовать мир вокруг них. Младенцы по своей природе любознательны, но дети с этим расстройством не такие.
  3. Обратите внимание, если ребенок не чувствует близости с матерью/основным опекуном. Дети с этим расстройством не делают различий между их основным опекуном и незнакомыми людьми. Они не проявляют привязанность к своей матери и на самом деле чаще ищут понимания и близости от незнакомых взрослых людей. Это отличается от того, как ведут себя здоровые дети, которые стремятся найти успокоение и поддержку у тех, кому они доверяют и любят.

    • Вы можете понять, к каким проблемам это приведет в дальнейшей жизни. Если ребенок или подросток ищет поддержки у незнакомых людей, готовьтесь к проблемам. Это проявление РРП приводит к импульсивному, радикальному поведению в дальнейшей жизни.
  4. Посмотрите на отношения между матерью/основным опекуном и ребенком. Правильные отношения между ребенком и тем, кто заботится о ребенке держатся на чувстве привязанности и общности. Это помогает малышу развить такие качества как сопереживание, социальные навыки и навыки, помогающие владеть своими эмоциями. Если отношения не такие, эти навыки не будут воспитаны в ребенке. Как воспитатель обращается с ребенком? Когда ребенок плачет, приходит ли он к нему? Положительный ли настрой царит в отношениях?

    • Вот, что сказал Фрейд об отношениях между ребенком и его матерью: "Отношения между матерью и ребенком являются прототипом для всех будущих отношений». В случаях с этим расстройством, он не ошибся. Эти отношения, скорее всего, определят все остальные взаимоотношения ребенка с другими людьми на протяжении всей его жизни.

    Часть 2

    Диагностирование РРП у детей и подростков
    1. Знайте, как проявляет себя "заторможенный" РРП. Дети с этим видом РРП не в состоянии инициировать, а также адекватно реагировать на социальные взаимодействия и склонны избегать социальных контактов.

      • Когда потребности ребенка не удовлетворяются, он чувствует, что лишен любви и привязанности и это заставляет его воспринимать себя как нелюбимого и недостойного того, чтобы получать надлежащий уход, внимание и любовь, когда ему это нужно. Это приводит к тому, что ребенок начинает чувствовать себя неуверенно и небезопасно, а когда вы не чувствуете себя в безопасности, вы не уверены в общении с другими. Это проецируется на самооценку, которая влияет на все сферы жизни человека.
    2. Знайте, как проявляет себя "раскованный" РРП. Тем не менее, некоторые дети с РРП чрезмерно и явно проявляют свою готовность к социализации и общению. Они пытаются искать комфорт, поддержку и любовь от практически всех взрослых независимо от того, знают они их или нет. Такое поведение в основном считается неразборчивым и может привести на неправильную дорогу в жизни.

      • Это тот тип ребенка, который научился не полагаться на тех, кому он по идее должен доверять, а вместо этого искать помощи и поддержки у незнакомых людей. Часто различия между заторможенным и раскованным РРП не станет ясно, пока ребенок не вырастет.
    3. Ищите признаки поведения, которые указывают на отсутствие самоконтроля и агрессию. Похожее поведение может быть ошибочно принято за СДВГ (синдром дефицита внимания). Тем не менее, при РРП будут наблюдаться следующие симптомы:

      • Неконтролируемая ложь и воровство
      • Неизбирательное стремление к вовлечению в общение с незнакомыми людьми и неуместное и рискованное сексуальное поведение
    4. Посмотрите на то, как ребенок учится в школе. Когда у малыша на первом этапе развития не происходит установление связи с человеком, заботящимся о нем, мозг - вместо того чтобы сосредоточиться на интеллектуальных аспектах роста - начинает концентрироваться на развитии навыков и стратегии выживания. Это объясняет, почему такие дети плохо учатся в школе. Мозг не в состоянии развиваться надлежащим образом во всех аспектах. И как следствие этого возникают проблемы с обучением.

      • Это медленное развитие мозга объясняет, почему ребенок с РРП проявляет такое поведение, как агрессия, манипуляции, неконтролируемую ложь, контроль и уход в себя. Это объясняет, почему такие дети агрессивны и плохо управляют своим гневом. Они прибегают к деструктивному поведению и даже не проявляют никаких угрызений совести за свое поведение, потому что они просто не знают, как нужно вести себя иначе.
    5. Посмотрите, как ребенок формирует дружеские отношения. По мере роста, у ребенка развивается острое чувство отрешенности и заброшенности и он также теряет все навыки доверия к самому себе и другим. Это приводит к его неспособности заводить друзей и строить длительные отношения. Чувство неполноценности, ощущение своей нежеланности и ощущение того, что он недостоин любви и заботы, которые начались с того момента, когда его физические и эмоциональные потребности были проигнорированы, продолжают расти и отражаются на его самооценке. Это огромный, порочный круг, который он не может остановить.

      • Так как его самооценка очень низкая, он не понимает, почему кто-то будет дружить с ним и ведет себя так, как будто он и не нужен никому. Такое поведение отдаляет от него людей и мешает завести дружеские отношения. Чтобы заполнить пустоту, одиночество, снять депрессию и успокоить свои нервы, такие люди часто обращаются к алкоголю и наркотикам.
    6. Обратите внимание, насколько ребенок агрессивен. Эти дети склонны к контролирующему, манипулятивному и агрессивному поведению. Их мозг постоянно занят разработкой тактики и стратегии выживания, поэтому они теряют способность учиться, как разрешать конфликты без борьбы и использовать положительные взаимодействия для того, чтобы получить желаемое.

      • Этот ребенок не доверяет другим и их намерениям и считает, что поскольку договориться не получится, лучший способ получить то, что он хочет от других- быть агрессивным, манипулятивным и прибегать к шантажу. Они не знакомы с поведением, основанном на положительном подкреплении.
    7. Посмотрите на то, как ребенок контролирует свои импульсы. У ребенка будут наблюдаться симптомы синдрома дефицита внимания (СДВГ), что указывает на низкий контроль импульсов. Он, не колеблясь, делает вещи, которые обычно другие дети не делают (или, по крайней мере, серьезно подумают, прежде чем это сделать) и даже не думает о том, какие последствия такое поведение может иметь для него и для других.

      • Обратите внимание на недопустимое и рискованное сексуальное поведение. Дети с РРП иногда ведут себя распущенно. Их привлекают сексуальные отношения с незнакомыми людьми, часто с несколькими людьми одновременно.
    8. Обратите внимание на неспособность ребенка устанавливать зрительный контакт. Нормальный ребенок устанавливает зрительный контакт с первых дней жизни. Он учится этому у своей матери/опекуна, которые смотрят ему в глаза, выражая свою привязанность и любовь. Так как никто не вел себя с ним так, как нужно, он не понимает значимость поддержания зрительного контакта, который доставляет ему дискомфорт и приводит к перевозбуждению.

      • Все это переплетается с отсутствием социальных навыков и стремлением не развивать близкие отношения. Все, начиная от их мыслей и слов до маленьких непроизвольных привычек, будет указывать на то, что в их мире люди просто не заслуживают доверия.

    Часть 3

    Что из себя представляет это расстройство и что делать
    1. Поймите определение РРП. Реактивное расстройство привязанности наблюдается у младенцев и маленьких детей. Оно характеризуется текущими и постоянными нарушениями в социальных отношениях ребенка, которые связаны с эмоциональными расстройствами и изменениями в условиях окружающей среды. Дети с этим расстройством не показывают типичные для детского возраста ответы стимулы. Например:

      • Они часто отвечают на утешение страхом и гипербдительностью.
      • Дети часто могут проявлять интерес к взаимодействиям со сверстниками, но негативные эмоциональные реакции мешают любыми формами социальной активности.
      • Эмоциональное расстройство может проявляться отсутствием эмоциональной реакции, реакцией самоустранения или агрессии в ответ на негативное событие, участником или свидетелем которого стал ребенок.
      • Крайняя форма нежелания принимать или инициировать близкие отношения или привязанности, особенно при проблемных ситуациях, или чрезмерные и неизбирательные попытки получить любовь и утешение от любого взрослого, включая незнакомцев.
    2. Исключите глубокие нарушения развития. Так как реактивное расстройство привязанности является ответом на несоответствующую среду, в которой происходит развитие ребенка, такие дети на самом деле обладают нормальной способностью демонстрировать правильную социальную реакцию, в то время как дети с глубокими расстройствами развития этого не могут.

      • В то время как ненормальные модели социального реагирования являются ключевой особенностью реактивного расстройства привязанности, эти симптомы проходят, если в течение долгого времени ребенок находится в среде, где воспитатель последовательно правильно реагирует на ребенка. Такие улучшения не происходят при нарушениях развития.
      • Дети с реактивным расстройством привязанности могут проявлять языковые нарушения, однако это не означает, что они проявляют характеристики аномальных коммуникативных взаимодействий, как при аутизме.
      • Реакция детей с реактивным расстройством привязанности на изменения окружающей среды и симптомы не являются следствием постоянных и тяжелых когнитивных дефектов. При реактивном расстройстве привязанности нет стойких повторяющихся и стереотипных моделей поведения /деятельности /интересов (которые можно наблюдать при аутизме).
    3. Узнайте, как человек, заботящийся о вашем ребенке (воспитатель, няня, бабушка и т. д.) отзывались на его нужды. Хорошее понимание того, как воспитатель проявлял ответную реакцию, когда ребенок рос и развивался не требуется для диагностики реактивного расстройства привязанности, но рекомендуется, так как поможет врачам сделать обоснованные выводы.

      • Реактивное расстройство привязанности почти всегда возникает в ответ на экстремально недостаточное проявление заботы о детях. Оно может возникнуть из-за любой из перечисленных ниже причин или их комбинации, если они являлись постоянными спутниками процесса воспитания ребенка: #**Резкое разлучение ребенка с тем, кто о нем заботился, как правило, от шести месяцев до трех лет
        • Частая смена воспитателей
        • Отсутствие реакции воспитателя на коммуникационные усилия ребенка
        • Тяжелые формы пренебрежительного и жестокого обращения
        • Чрезвычайно неумелое воспитание
        • Постоянное игнорирование основных физических потребностей ребенка.
    4. Знайте что может привести к РРП. Это правда, что дети, как правило, устойчивы к любым изменениям условий и окружающей среды. У них довольно гибкий подход и они сделают все возможное, чтобы привыкнуть к изменившимся условиям и ситуациям. Однако следующие ситуации могут привести к РРП:

      • Если ребенок в течение значительного периода проживал в детском доме или приемной семье
      • Если ребенок вырос в доме, в которой придерживались невероятно строгих и жестких принципов и правил
      • Если он вырос вдали от родителей и других близких в общежитиях и интернатах
      • Если родители были слишком заняты, чтобы заботиться о своем ребенке, и он оставался на попечении воспитателей
      • Если ребенок жил/вырос/провел значительное время под присмотром воспитателя, который выступал в качестве основного опекуна и с кем ребенок очень сроднился, но с которым потом в силу различных причин ребенок был разлучен
      • Если ребенок являлся свидетелем многих ссор, драк и споров, происходящих между родителями
      • Если у родителей были проблемы с управлением гневом, если они страдали от стресса, депрессии, злоупотребляли алкоголем и наркотиками или страдали любым другим расстройством личности
      • Если в семье было физическое, сексуальное и эмоциональное насилие
        • Опять же, все это гипотетические ситуации. Нельзя с уверенностью сказать, что у ребенка в этих условиях разовьется РРП.
    5. Знайте, что делать, если вы думаете, что у ребенка есть РРП. Имейте в виду, что знание истории воспитания ребенка важно для постановки ребенку правильного диагноза и только потому, что ребенок испытал любую комбинацию из перечисленных выше жизненных ситуаций не означает, что у него будет реактивное расстройство привязанности. Если у вашего ребенка есть любой из вышеперечисленных симптомов, это также не означает, что он страдает этим расстройством.

      • Изо всех сил старайтесь не спешить с выводами. Если вы волнуетесь, лучше отведите ребенка к врачу, детскому и подростковому психологу или педиатру, который может лучше проинформировать вас об этом заболевании и вынести экспертное мнение, основанное на клинических данных. Ребенок может начать лечение и скоро будет на пути к здоровому, адаптивному поведению.
    • РРП обычно развивается у детей в возрасте до 5 лет и может продолжаться до подросткового и взрослого возраста.
    • Для справки, симптомы и поведение РРП похожи на другие расстройства, характерные для детей, такие как аутизм, СДВГ, тревожные расстройства, социальные фобии и посттравматические стрессовые расстройства. Будьте полностью уверены, прежде чем ставить какие-либо диагнозы.

Пессимизм, жалость к себе и отсутствие веры может быть симптомами состояния, которое называется расстройство привязанности. Оно начинается в детстве и становится частью своей личности в зрелом возрасте, если не избавиться от этого.

Реактивное расстройство привязанности у взрослых является проблемой, которое начинается в самые впечатлительные годы детства и проявляется в течение долгого времени взрослой жизни, в гораздо тяжелой форме. Причиной этого может быть пренебрежение родителями, отделение от родителей из-за смерти или развода, или физическое или сексуальное насилие в детстве. Из-за этих обстоятельств, у детей постепенно развивается чувство отрешенности.

Они не в состоянии сформировать длинные и прочные отношения и найти доверие даже среди близких. Если не устранить в нужное время, это будет продолжаться в зрелом возрасте, и в конечном итоге станет серьезным психологическим расстройством. К счастью, лечение возможно в определенной степени посредством консультирования и является чрезвычайно важным, просто потому, что это отношения, которые формируют важные связи в жизни.

Кроме того, симптомы этого расстройства могут стать достаточно серьезным в будущем, чтобы привести к опасному, самоубийственному поведению. Наличие всего одного симптома или симптома в течение короткого периода времени, не может быть достаточным доказательством на наличие этого условия.

Импульсивность: взрослые с расстройством привязанности предаются импульсивному поведению, о котором они могут сожалеть позже.

Отрицательное и провокационное поведение: это условие создает общий негативный настрой и приводит к провокационному поведению, что злит других вместе с собой.

Желание по контролю: лица имеют сильное желание контролировать свое окружение и манипулировать людьми и событиями вокруг себя. Они могут использовать средства, такие как ложь, обман, и даже кражу, чтобы контролировать.

Устойчивость к любви и руководству: естественный симптом расстройства привязанности является отсутствие возможности сопереживания или сочувствия к кому-либо. Люди, которые страдают от этого расстройства, также сталкиваются с трудностями в предоставлении и получении любви и привязанности от других. Они не в состоянии развивать чувства близости. Они также отказываются принимать общие советы и рекомендации от других.

Отсутствие доверия: наряду с отсутствием способности сопереживать, такие лица не в состоянии развить доверительные отношения с другими, независимо от их близости с человеком.

Гнев и агитации: взрослые, страдающие расстройством привязанности глубоко печальные и подавленные в течение какого-то времени и чувствуют себя изолированными. Они скрывают эти черты показывая гнев открыто или тайно. Гнев отображается через разрушительное, жестокое и враждебное поведение, и такие лица могут часто спорить с теми, кто не согласен с ними.

Поверхностные

Положительные черты: другая сторона медали в том, что, несмотря на вышеуказанные симптомы, с людьми, которые страдают от этого расстройства, можно интересно и занимательно поговорить.

Наркомания: взрослые, страдающие расстройством привязанности, могут баловаться токсикоманией — алкоголь и наркомания; они могут также страдать от пристрастия к азартным играм.

Беспомощность: из-за симптомов изоляции и депрессии, лица, чувствуют себя беспомощными.

Отсутствие ответственности: это означает, что они отказываются принимать на себя ответственность за их негативные действия и не в состоянии справиться с конфликтом.
Путаница: такие люди всегда путают, недоумевают и одержимы найти ответы на свои вопросы. Эта путаница приводит к общей нехватки концентрации.

Взрослые, которые страдают от расстройств крепления наиболее часто испытывают страх и печаль. Они глубоко желают любви и привязанности, но не в состоянии эффективно изобразить эти желания. Негативный опыт в детстве приводит их в отрицание, и они не в состоянии понять эмоции, такие как любовь и привязанность. Такие люди требуют передовых терапевтических методов.

психологический привязанность дружба контакт

Так, как проблема привязанности, а в особенности проблема нарушений привязанности ребёнка к родителям является не до конца изучен ной, я бы хотела предоставить методику коррекции данного нарушения.

Нарушение привязанности - серьёзное, относительно стабильное эмоциональное и поведенческое расстройство у ребенка, чьи ранние отношения привязанности были ненормальны. Привязанность можно рассматривать как круг или цикл, в котором одно событие влечет другое событие. Цикл начинается, когда младенец испытывает дискомфорт или имеет потребность и выражает это криком. Когда мать удовлетворяет запросы младенца, он чувствует удовлетворение и начинает воспринимать мир как безопасное место, где другим можно доверять. Когда цикл нарушен вследствие того, что мать не удовлетворяет потребности ребенка или выполняет их непоследовательно или грубо, ребенок не ощущает удовлетворения и воспринимает мир как небезопасное место, где другим нельзя доверять. У ребенка имеется собственный потенциал злости, и он начинает осознавать, что должен сам удовлетворять свои потребности. Дети, испытавшие подобный опыт первые два или три года жизни, имеют большой риск развития слабой привязанности. Дети со слабой привязанностью наносят ущерб жизни своих семей и окружающих людей. Они способны жульничать, манипулировать и портить; у их родителей может создаться впечатление, что они не дают своим детям столько любви, как хотелось бы. Если вы -- приемный отец или мать, переносить это ещё труднее. Ведь вас считали хорошим родителем, а получается все наоборот. Специалисты наподобие социальных работников, психиатров часто усугубляют эти ощущения, обвиняя родителей в подобном поведении ребенка. Они полагают, что суть проблем ребенка заключается в браке родителей или в том, что они не сумели дать ребенку достаточно любви и понимания, или что они были слишком снисходительны или слишком строги, или что они по-прежнему жалеют о неродившихся детях. Дети с нарушениями привязанности имеют ряд общих черт, наиболее явная из которых стремление управлять людьми, присутствующими в их жизни. Это происходит потому, что эти дети считают жизнь крайне тревожной; они чувствуют, что если они не будут контролировать все происходящее вокруг, может произойти что-то очень плохое. Им кажется, что если они потеряют контроль, они могут умереть. Приняв этот момент за ключевой мотивирующий фактор жизни ребенка, его поведение становится объяснимым. Например, дети с нарушениями привязанности постоянно лгут. Они лгут в ситуациях, когда их застают за чем-либо, и в ситуациях, когда было бы легче и лучше сказать правду. Они делают это потому, что думают, что правда поможет родителям взять контроль над ними. Другая общая черта -- неумение или нехотение смотреть в глаза, за исключением тех случаев, когда они лгут. Они делают это потому, что не хотят дать родителям любую возможность сломать одержать верх. Дети с нарушениями привязанности редко вступают во взаимоотношения; им недостает умения уделять и привлекать внимание; у них нет сочувствия к другим людям, что является основой для подобного рода отношений. Поскольку они не ценят взаимоотношения и поскольку они воспринимают желание уделять им внимание и любовь как угрозу личной независимости, они отвергают любую попытку сближения с ними. Вот почему такие дети не отвечают на «нормальные» методы воспитания. Для этих детей нежной любящей заботы недостаточно.

Детям с нарушениями привязанности необходимо разбить врожденные убеждения о мире, для того, чтобы они видели его более положительным. Иначе они вряд ли станут нормальными взрослыми людьми и смогут сопереживать другим людям. По этой причине, пока дети не ценят взаимоотношения и рассматривают их как угрозу, они способны только расти и развиться в контексте взаимоотношений, в особенности, в контексте взаимоотношений с родителями, где они могут позволять своим родителям управлять, и где родители проявляют заботу и любовь.

Дети с нарушениями привязанности могут развивать взаимоотношения только тогда, когда понимают, что контроль над собой со стороны других людей не наносит вреда и им можно доверять. Поэтому не в лучших интересах ребенка управлять ситуацией: лучше, когда это делают родители, т.е., когда дети позволяют родителям быть родителями.

Их поступки нелогичны. Это означает, что попытка уговорить такого ребенка не всегда срабатывает. Таким образом, манипулируя чувствами родителей, дети берут над ними контроль. Более того, дети с нарушениями привязанности противоречивы. О чем бы вы их не попросили, они все сделают наоборот и приложат все усилия для того, чтобы сорвать все попытки родителей заставить их подчиниться.

Итак, что же делать, если вы не можете повлиять на ребенка? Ни в коем случае не наказывать. Это лучше всего понятно в контексте потерь, которые перенес ребенок: утрата родных матери и отца, потерянное детство, потеря детской невинности, потеря зашиты и веры, и т.д. и т.п. Никакие наказания не возымеют действия на ребенка, пережившего подобные потери. Кроме того, наказание ассоциируется со злостью и местью, - двумя вещами, с которыми дети с нарушениями привязанности уже достаточно знакомы. Фактически, такие дети вырастают на озлобленности; им нравится возбуждать в себе злость, клокочущую внутри, они чувствуют себя победителями, если им удается разозлить родителей. Таким образом, родители одерживают верх, если ведут себя не так, как ожидает ребенок, т.е. непредсказуемо и нелогично. Это срабатывает, поскольку вынуждает ребенка задуматься о своем поведении.

Дети с нарушениями привязанности недостаточно способны учиться нести ответственность за свои ошибки. Вместо этого они будут винить все и вся за то, что происходит в их жизни не так как надо. Родители часто попадают в ловушку, пытаясь уговорить ребенка или дать ему совет. Причина заключается в том, дети с нарушениями привязанности не рассуждают логически. Важно не учить ребенка тому, что такое хорошо и что такое плохо, а предоставить ему возможность самому понять это. Иными словами, мы должны предоставить ребенку свободу выбора. Как же это сделать? Нужно предоставить ребенку возможность совершать ошибки и учиться на них это имеет место, когда, совершив ошибку, ребенок в последствии не чувствует защиты родителей от своего поступка.

Поскольку детям с нарушениями привязанности ничего не стоит создать ситуацию, в которой они способны управлять своими родителями, родителям важно уметь противостоять детям таким образом, чтобы перехватить инициативу в свои руки. Однако в кризисной ситуации тяжело «переключиться» и взять контроль в свои руки. Вместо этого родители, как правило, уступают детям. Одним из способов предотвратить это состоит в том, чтобы иметь в своем распоряжении ряд реплик, которые можно использовать с целью управления ситуацией и, таким образом, не давать ребенку возможности провоцировать вас на рассуждения и объяснения. Эти реплики говорят сами за себя и указывают ребенку порядок действий. Также полезно иметь в распоряжении реплики более широкого назначения, которые можно использоваться в разных ситуациях.

Общие реплики Для большей эффективности реплики нужно произносить с симпатией, глядя в глаза, спокойным тоном и искренностью, т.е. «жаль, что...», а не «мне осточертело...». 1) «Чья это проблема?» - не несите ответственность за проблемы ребенка. 2)«Я знаю» или «Я согласен» - сочувствуйте ребенку, когда он жалуется. Таким образом, вы избегаете спора. 3)«Это правда». 4)«Я это запомню». 5)«Стыдно».

6)«Спасибо, что рассказал мне» - просто панацея для детей, которые клянутся. Это их сильно обескураживает!!!

7)«Скажи мне, когда передумаешь».

8)«Почему бы не сделать это вместе?» - в случае истерики или бурного поведения.

9)«Когда станешь таким же умным, как я, - поймешь, что я прав».

10) «Интересный способ посмотреть на это».

11)«Жаль, что ты воспринимаешь это таким образом»

12)«Неплохо» - Когда они пытаются шантажировать ваших эмоции, например, «Если бы Вы меня любили, Вы бы дали мне...»

13)«А как ты собираешься поступить?»

14)«Когда вырастешь, у тебя будет возможность отвечать за это». По возможности попробуйте разбавить эти реплики юмором. Пробуйте тактику согласия с ребенком - это обескураживает его, уменьшает его способность спорить с вами или вовлекать вас в рассуждения и объяснения. Не угрожайте попусту. Вы должны выполнять всё, что обещаете. Если вы не сделаете этого, ребенок подумает, что он победил.

Занятно было бы испробовать эти реплики вне дома, прежде чем применять их на вашем ребенке.

Ложь - классический признак нарушения привязанности. Эти дети лгут не для того, чтобы избежать неприятностей, а чтобы попасть в них. Они врут, когда лучше сказать правду, они врут, даже когда факты кричат об их лжи. Они лгут, потому что так они управляют ситуацией или им этого хочется.

Нет прямого пути бороться с враньём ребенка и выигрывать, так что просто не тратьте время на аргументы, доказывающие, что ребенок говорит неправду.

Тем не менее, если вы считаете, что ваш ребенок врет:

Скажите ребенку, что вы знаете, что он врет, и что раз он постоянно врет, вы никогда не будете ему верить, и в будущем вы будете принимать решение -- врет он или говорит правду. Не рассказывайте ему, как им образом вы будете отличать правду ото лжи. «Верьте» ребенку, когда он врет, и не верьте, когда он говорит правду. Даже если он признался во вранье, все равно скажите: «Нет, милый, а я тебе не верю».

Попробуйте сами рассказывать небылицы. Это запутывает ребенка, а все, что запутывает его, заставляет его думать. Таким образом, вы будете на один шаг впереди.

Недостаток самоуважения - одна из основных проблем в жизни многих приемных детей. Приемные дети винят себя в том, что их настоящие родители не смогли за ними ухаживать, они винят себя за то, что их обижают или издеваются; многие дети думают, что их бросили или от них отказались, и поэтому их никто не ценит. Повысить самоуважение ребенка невозможно отдельно от других аспектов его поведения. Недостаток самоуважения затрудняет решение других вопросов; работа над другими вопросами влияет на самоуважение. Иными словами, чем выше чувство собственного достоинства у ребенка, тем лучше его поведение, и наоборот, чем лучше его поведение, тем выше степень его самоуважения. Позволить ребенку плохо себя вести -- значит повлиять на его самоуважение: вы не делаете ему блага, допуская недопустимое поведение из-за любви к нему.

1) Если ваш ребенок говорит, что он плохой, не соглашайтесь с этим. Возьмите лист бумага и напишите на одной половине все достоинства вашего ребенка (проявите изобретательность), а на другой - два или три явно негативных моментов. Скажите ребенку, что если он сможет сам дополнить вторую половину, то вы, возможно, поверите, что он плохой. А пока что вы видите перед собой хорошего человека, который иногда совершает ошибки. Вряд ли ребенок что-нибудь напишет.

2) Сконцентрируйтесь на поведении, а не на ребенке. Скажите ребенку, что не он плохой, а поведение неподходящее

3) Сообщите ребенку, что вы всегда будете верить, что он хороший человек, и что бы он ни делал, он не сможет убедить вас в обратном, потому что он не может проникнуть в ваш мозг и изменить ваши мысли.

4) Пошлите вашему ребенку открытку хорошими словами. Ребенок пронесет эту открытку через все негативные эпизоды. Материальные символы остаются материальными, в то время как слова - всего лишь слова.

5) Порадуйтесь за какую-нибудь безделушку, которую ребенок смастерил своими руками. Повесьте ее на видном месте, и увидите, как взбодрится ребенок. Не разрешайте никому уничтожить эту вещь по небрежности.

6) Тем не менее, не переусердствуйте с похвалой. Придерживайтесь обычных фраз, например:

7) «Молодец, хорошо получилось!», а не «Ты просто прелесть, ещё никому не удавалось это сделать». Так ребенок более вероятно примет похвалу и не саботирует свою «хорошесть». Помните, эти дети не видят себя хорошими, и, слыша ваши похвалы в свой адрес, они будут доказывать, что вы не правы. Хвалите поступки, а не их, - так они быстрее примут похвалу.

8) Работа над самоуважением - постепенный процесс, который не может быть выполнен за один день. Из маленьких кубиков сооружается большой фундамент для самоуважения.

Замкнутость. У большинства детей с нарушениями привязанности имеются большие трудности с прикосновением. Они чувствуют угрозу при любой попытке приблизиться к ним. Им кажется, что если они позволят вам прикоснуться к себе с теплотой, это причинит им боль или они потеряют контроль над вами. Это одна из основных причин, по которой многим родителям тяжело сблизиться с подобными детьми: ребенок не дает вам возможности быть родителем. Ребенок не позволяет вам проявить нежности из-за подсознательного страха.

Для детей, перенесших сексуальное насилие, прикосновение вдвойне тяжелее. Они боятся, что физический контакт причинит им боль, они могут неправильно интерпретировать вашу попытку приблизиться как попытку грубости. Несмотря ни на что, сближение с вашим ребенком жизненно необходимо. Это поможет, прежде всего, вам почувствовать себя родителем, а способность принять привязанность поможет сломать сопротивление ребенка.

Для начала ребенок может попробовать прикоснуться или погладить плюшевого медвежонка. Это не так опасно, чем прикасаться к людям.

Подоткните плед или одеяло вокруг себя и ребенка во время просмотра телевизора и т.п. Это имитирует утробу матери.

Найдите любую причину, чтобы пробежать пальцами по волосам ребенка или ласково потрепать его по спине. Например, предложите вымыть или высушить волосы ребенка или сделать ему. Проведите «тщательную проверку».

Решительно поцелуйте его. Старший ребенок, возможно, рассмотрит это как вызов, но вы можете воспользоваться поцелуем для проявления привязанности.

Плавание - отличная возможность войти в контакт, особенно если ребенок не умеет плавать. Вам придется поддерживать его в целях безопасности.

Подвиньте свой диван как можно ближе к телевизору. Так вы сможете сидеть ближе друг к другу.

Поиграйте в игру, например, притворитесь больным, и пусть ребенок потрогает ваш лоб.

Скажите, что у ребенка якобы какое-то пятнышко на лице и его нужно вытереть.

Если вы пытаетесь обнять ребенка, а он сопротивляется этому, скажите, что он выглядит так, как будто его нужно обнять, и обнять крепко. Делайте это всякий раз, когда он отстраняется. В конце концов, ребенок согласится на более легкие объятия.

Играйте-боритесь с ним до счета «десять».

Всякий раз, когда вы находите возможность, пощекочите вашего ребенка. Это хорошее развлечение, оно утомит ребенка, но расслабит его.

Ребенок всегда позволит подойти поближе к нему, если он болен (с температурой, и т.д.).

Используйте эту возможность, чтобы приблизиться к ребенку насколько возможно. Вся эта тактика направлена на то, чтобы сломать сопротивление вашего ребенка и быть ближе к нему. Это один из наиболее важных способов помочь ребенку с нарушениями привязанности, и очень важно, чтобы вы отмечали любое положительное изменение в его чувстве собственного достоинства и объясняли причины его поведения. Гиперактивность. Это может являться либо причиной органического характера, либо эмоциональным расстройством. Многие дети с нарушениями привязанности проявляют гиперактивность. Таким образом, они намереваются управлять ситуацией, хотя это может быть проявлением расстройства внимания.

Возможно, вы уже не раз пытались подавить импульсивное поведение своего ребенка и, вероятно, обнаружили, что подобные попытки вызывают обратную реакцию. Возможно, вы увидите, что, поняв мотив подобного поведения, вам будет гораздо легче справиться с самим поведением, поскольку вы можете применить методику и снизить способность ребенка управлять ситуацией подобным образом.

Некоторые хитрости помогут вам справиться с гиперактивностью вашего ребенка:

Выработайте короткую команду, напоминающую ребенку о времени отдыха.

Возьмите ребенка на прогулку, чтобы он остыл, в прямом и переносном смысле.

Окуните его в прохладную ванну или затолкайте под холодный душ. Вода способна хорошо успокоить.

Попросите его сидеть тихо. Если он не в состоянии сделать это, сядьте с ним и держите его с усилием, достаточным для того, чтобы удержать его, пока он не успокоится.

Примените тактику телесного контакта, если вам кажется, что она поможет. Или наоборот:

Попросите ребенка стать ещё активнее и шумнее.

Попросите его попрыгать или поприседать, чтобы направить его энергию в полезное русло.

Зрительный контакт -- единственный самый важный из способов невербального общения. Глаза могут рассказать о том, рады ли вы, опечалены, расстроены, испуганы и т.д.; они - зеркало ваших чувств и мыслей. Дети с нарушениями привязанности убеждены, что мы не будем смотреть в это окно. Большинство людей смотрят в глаза, когда они хотят заговорить, и избегают смотреть в глаза, если говорят неправду или сказанное ими причиняет внутренний дискомфорт. В нашем случае -- как раз наоборот. Вот почему многим людям так тяжело воспитывать детей. Эти дети рассматривают зрительный контакт как потенциал, при помощи которого их родители могут показать свою любовь и привязанность, и ребенок чувствует, что если позволит родителям смотреть в глаза, то он потеряет над ними контроль. Поэтому дети избегают смотреть в глаза, но могут буквально буравить вас взглядом, когда лгут.

Зрительный контакт -- решающий бой, который родители должны принять и выиграть не для себя, а для ребенка, чтобы ребенок, таким образом, не сопротивлялся их любви. Родители должны использовать зрительный контакт, чтобы начать строить привязанность.

Терапия телесного контакта -- хороший способ для зрительного контакта с ребенком.

Скажите ребенку, что вы не разговариваете с людьми, которые не смотрят вам в глаза. Это особенно эффективно в тех случаях, когда ребенок хочет спросить вас о чем-то или хочет что-то из вас. Тем не менее, будьте внимательны: детям с нарушениями привязанности весьма эффективно удается трюк, когда кажется, что они смотрят в глаза, а на самом деле они смотрят мимо. Требуйте смотреть прямо в глаза.

Поиграйте в специальные игры: «Кто кого пересмотрит» со старшими детьми и в «Моргалки» с младшими. Скажите ребенку: «Гляди, куда я смотрю». Он автоматически посмотрит вам в глаза, если вы смотрите прямо на него. Если хотите, поцелуйте его после этого.

Скажите ребенку, что дети с нарушениями привязанности не могут смотреть в глаза. Он тут же продемонстрирует, что у него нет данной проблемы

Многие социальные работники говорят, что если ребенку не нравится обниматься, то вам не следует навязывать ему физический контакт. Мы вынуждены опровергнуть это мнение. Ребенок, который не желает привязанности, большего всего в ней нуждается. Не пользуйтесь подходом «мало-помалу». Скажите ребенку, что в вашем доме все делается только так, и что вы ждете от него того же.

Как наладить зрительный контакт и справиться с навязчивой привязанностью

Налаживаем зрительный контакт Попробуйте смотреть ребенку в глаза при любой возможности. Особенно полезно это делать во время кормления и убаюкивания.

«Где наш малыш?» (подглядывание сквозь щелочки пальцев) очень полезная игра с первых месяцев жизни.

«Где наш малыш?» может постепенно перейти в игру «прятки» по мере роста ребенка. Эта игра усиливает ощущения постоянства объекта (т.е. если вы спрячетесь, вас можно все равно найти и больше никогда не терять).

Когда ребенок сам сможет прятаться, у него начинается этап восприятия пространства и границ, так же как и чувства распознавания и восприятия тела (самопостоянство). Маленькому ребенку нужно помогать контролировать себя и убеждать в том, что вы все равно его найдете.

«Шпроты» (игра, в которой прячутся все в одном месте) - интересный вариант «пряток».

Существует множество подвесных игрушек для колясок и кроваток, которые помогают стимулировать визуальное восприятие у ребенка. Однако помните, что лучшие стимулы - ваша улыбка и ваши глаза.

Справляемся с навязчивой привязанностью ребёнка

1) Главная задача, с которой вам придется столкнуться -- установить предел требованиям ребенка. Не нужно по первому требованию уделять внимание ребенку. Например, если ребенок хочет, чтобы вы постоянно гладили его и цепляется к вам, словно пиявка, скажите ему, что сейчас не время.

2) Установите время, когда объятия и ласки могут быть в неограниченном количестве, и даже требуйте аналогичной реакции от него, когда он занят! Таким образом, вы даете ребенку понять, что ласки и все такое -- здорово, но всему свое время. Возможно, вы хотите, чтобы ребенок от вас отстал, наконец (ввиду его поведения) но помните, что вы сами инициируете взаимоотношения.

3)Многие из этих детей также очень хороши в требованиях устного внимания, и готовы проникнуть во все наши мысли. Опять-таки, всему свое время. Помните, что у каждого из нас конкретные возможности, и не старайтесь превозмочь себя. Всему, что вы делаете, нужно сердце. Если ваше сердце не заполнено всем этим - не насилуйте его. Ваш ребенок почувствует разницу.

Чувство любви и привязанности считается основным (базовым) для личности и развития человека. Оно необходимо для формирования общечеловеческих ценностей, адекватной самооценки и семейных отношений. Это чувство развивается и у людей, и у животных, оно является инстинктивным и не требует практически никаких условий для своего появления (и дети, и детеныши животных привязываются к любому объекту, даже неодушевленному, который находится рядом с ними). Нарушение формирования такого чувства или реактивное расстройство привязанности у взрослых либо детей свидетельствует о наличие серьезных проблем с психикой. Взрослые с расстройством привязанности отличаются жестокостью и патологическим поведением, а у детей такое расстройство может свидетельствовать о наличие аутизма.

Реактивное расстройство привязанности или РРП у взрослых –это нарушение способности формировать близкие отношения с кем-либо. Такие люди, в силу разных обстоятельств, не пережили достаточную эмоциональную связь с родителями или близкими людьми и не научились выстраивать такие отношения с кем-то другим.

Выделяют 2 основные причины возникновения такого состояния:

  • – РРП может развиться у психически здоровых людей, у большинства взрослых с этой патологией были те или иные проблемы с окружением в детском возрасте.
  • Психологические особенности человека. – в этом случае РРП диагностируется у детей в раннем возрасте.

Чувство привязанности – одно из важнейших в детском возрасте, ребенок привязывается к любым людям, которые находятся рядом и заботятся о нем. Даже если его родители очень далеки от идеала, не любят или пренебрегают своими обязанностями, дети (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте) испытывают сильнейшее чувство привязанности по отношению к ним.

Формирование чувства привязанности начинается еще во внутриутробном периоде – ребенок чувствует свою связь с матерью, привыкает к ее голосу и запаху. Окончательно это чувство формируется в первые годы жизни ребенка, а полностью сформированным его можно считать только в подростковом возрасте.

Для формирования РРП в детском возрасте нужны особые условия, чаще всего оно развивается у детей, оставшихся без родителей в раннем возрасте. Дети, выросшие в детских учреждениях, чаще страдают от РРП разной степени тяжести. Если ребенок пережил потерю родителей в раннем возрасте и был помещен к такое учреждение, для формирования нормального чувства привязанности в будущем ему будет необходима помощь психолога или длительная и достаточно тяжелая реабилитация. Эта проблема знакома большинству приемных родителей, которые принимают в семью детей, никогда ни живших в семье.

Расстройство привязанности может быть у детей, выросших в асоциальных семьях, с родителями, страдающими от психических заболеваний, алкогольной или наркотической зависимостью или другими проблемами поведения.

Нормальное чувство привязанности не может сформироваться в таких условиях. Негативный опыт отношений между ребенком и значимым для него взрослым приводит к тому, что его потребности не удовлетворяются. Дети постоянно чувствуют себя брошенными, не нужными, отвергаемыми. Они ощущают себя в опасности, теряют доверие к взрослым, а через них – к миру.

Нарушение чувства привязанности в детском возрасте приводит к возникновению множества проблем в будущем. Взрослые, с нарушением привязанности, также считают мир – опасным, не верят окружающим людям и не могут испытывать к ним чувство доверия и любви. Это становится причиной развития различных патологических привязанностей и увлечений – от спиртного до экстремального спорта. У них могут быть смещены нравственные устои, таких людей часто отличает жестокость, агрессивность и эгоцентризм.

Отличительные черты человека с РРП:

  • Импульсивность – не умение и не желание сдерживать свои желания и порывы часто приводят к различным неприятным ситуациям или совершению правонарушений.
  • Недоверчивость – такие люди подвергают сомнению все, особенно чувства и намерения других людей. Они не могут поверить, что кто-то способен бескорыстно любить и заботиться о них, так как этого не делали их родители.
  • Отрицательное поведение – часто РРП приводит к тому, что люди стараются вести себя как можно хуже, они провоцируют окружающих на агрессию и другие негативные чувства в их адрес. Это помогает им подтвердить свою теорию – «все плохо относятся к ним».
  • Негативизм – все события и все окружающие видятся им исключительно в черном цвете.
  • Склонность к контролю и давлению – такие люди стремятся контролировать все и манипулировать окружающими. Это дает им мнимое чувство спокойствия.
  • Отсутствие доверия – невозможность выстроить доверительные отношения с кем-либо становятся причиной того, что такие люди часто остаются в одиночестве.
  • Лживость – отсутствие твердых моральных принципов приводит к тому, что люди используют любые приемы для достижения своих целей, в том числе и ложь.
  • Жестокость, агрессивность — характерные черты людей с РРП.
  • Беспомощность, безответственность – это оборотная сторона характера людей с нарушениями привязанности. Они не могут и не хотят брать на себя какую-либо ответственность и не выполняют взятые обязательства.

РРП у детей

У детей, развивающихся в нормальных условиях, реактивное расстройство привязанности может развиться из-за особенности психики.

Реактивное расстройство привязанности детского возраста или психогенный аутизм диагностируется у детей в возрасте до 5, первые симптомы могут проявиться еще в младенчестве. Их причиной могут быть аутизм, тревожное расстройство, некоторые другие психические расстройства.

Первыми симптомами реактивного расстройства может быть равнодушие и вялость ребенка, он не пытается общаться с окружающими: не агукает, не следит глазами за игрушкой, не плачет, не пытается привлечь к себе внимания. Иногда таких детей считают очень «удобными», они не кричат, не плачут, тихо играют в игрушки или целыми часами сидят, уставясь в стену. Могут не реагировать на голод, испачканную и мокрую одежду и другие неудобства. В более легких случаях у детей наблюдаются отдельные симптомы расстройства – отсутствие выраженной привязанности к родителям, вялость или нежелание общаться с окружающими.

В старшем возрасте при РРП формируется 2 основных типа поведения:

  • Замкнутый
  • Чрезмерно общительный.

В первом случае дети избегают общения, они не разговорчивы, стремятся избежать тактильного контакта. Также их отличает заторможенность, погруженность в себя.

Чрезмерно общительные дети отличаются доверчивостью, у них как будто «смазаны» или отсутствуют свои границы и они не чувствуют границы других людей. Они свободно обращаются с незнакомыми, могут рассказать любую информацию о себе и своей семье, навязчивы и не понимают, о чем можно и нельзя говорить с посторонними.

Лечение

Диагностировать это заболевание, особенно во взрослом возрасте, достаточно сложно. Для этого требуется длительное наблюдение, сбор анамнестических сведений и проведение специальных тестов.

В детском возрасте основой лечения должны стать стабильные, безопасные отношения с родителями или опекунами. Требуется длительное время (несколько лет) для формирования таких отношений и еще несколько лет работы для формирования нормальной привязанности.

– это чувство близости, которое в норме формируется у младенца по отношению сначала к матери, а затем к другим значимым взрослым, в первую очередь как привычка, как результат длящегося контакта, повторения значимых переживаний. Именно близость с матерью помогает ребенку строить отношения с другими людьми в дальнейшей жизни. Но как формируется чувство привязанности у детей, оказавшихся в приёмных семьях? Давайте разбираться вместе.

В ребёнок пока ещё не осознаёт себя отдельной личностью, а воспринимает себя частью матери. Только с прохождением кризиса 1-го года малыш начинает чувствовать себя отдельным человеком. Безусловно, в ситуации, когда малыш с самого рождения не имел контакта с родной матерью, у него возникают определённые проблемы с формированием чувства привязанности.

Бывают ситуации, когда ребёнок родился и жил в родной семье, но потом по каким-то причинам её лишился. Если эта семья была неблагополучной – родители жестоко обращались с малышом, были алкоголиками, не ухаживали за ребёнком, то чувство привязанности могло и не сформироваться вовсе. Такие дети отличаются агрессивностью по отношению к тем, кто слабее их, а в общении со взрослыми людьми обычно заискивают.

Если же ребёнок жил в благополучной семье, то , но с потерей родителей оно претерпело некоторые изменения. Последствия такого перерыва в формировании привязанности могут быть сглажены быстрой заменой фигуры привязанности на новую (устройство ребенка в семью). Если ребенка помещают в приют или детский дом с «обезличенным» типом воспитания, то это только усиливает отрицательные последствия. На нарушение привязанности также может повлиять частая смена взрослых, ухаживающих за ребенком (воспитателей или нянь в доме ребенка, либо переводы из группы в группу внутри одного учреждения, либо перевод из одного учреждения в другое). Есть еще вариант развития событий: боясь испытать боль потери снова, ребёнок общается со взрослыми осторожно и не допускает близости.

В зависимости от возраста ребёнка, в котором он попадает в приёмную семью, специфики нахождения его в предыдущих местах пребывания (родная семья, детский дом, интернат), личностных особенностей и многих других факторов, формирование может протекать по-разному.

Особенностью всех приёмных детей является настороженность по отношению к новым родителям: дети не доверяют взрослым, боясь нового предательства. Часто родители жалуются на вызывающее и провоцирующее поведение ребёнка, говорят о том, что малыш не ценит их усилий, не относится к ним с благодарностью, а только шкодит и хулиганит. Такое поведение ребёнка объясняется тем, что он проверяет новых родителей на прочность – смогут ли они выдержать, а любят ли они его любого, не предадут ли?

Приемный ребенок, попав в семью, в лучшем случае будет проявлять беспокойство при отсутствии новых родителей или их попытках отлучиться из дома. Но это не значит, что привязанность нельзя сформировать. Для этого приемным родителям важно хорошо понимать истоки нарушения привязанности, а также владеть методами «терапевтического воспитания». Подобные методы есть у педагога-психолога КГАОУ ЦПМСС г. Чайковского (Пермский край) Шамардановой Е.А.

Основные принципы "терапевтического воспитания":

    Главное правило «терапевтического воспитания» для родителей - сначала позаботьтесь о себе!

    Не ждите проблем, но предвосхищайте их, действуйте на опережение.

    Все взрослые в семье, в школе, на терапии должны работать в команде. Не позволяйте ребенку с нарушением привязанности настраивать вас друг против друга.

    Обстановка в вашем доме должна быть безопасна для ребенка как в эмоциональном, так и в физическом плане.

    Чтобы помочь ребенку извлечь действенные уроки из своих проступков, создавайте "естественные последствия". Но когда такие последствия "наступают", проявите сочувствие к вашему ребенку.

    Избегайте саркастичности и раздражения в общении с ребенком, говорите с ним в доброжелательной, даже когда не довольны его поведением. Даже если ругаете, используйте слова, побуждающие ребенка к размышлению, а не оскорбляющие его достоинство.

    Поощряйте ребенка выражать любые свои чувства словами, а не разрушительными поступками.

    Телевизор должен быть очень редким явлением в жизни вашего ребенка.

    Предлагайте ребенку на выбор только такие варианты, из которых для вас приемлем каждый.

    Будьте последовательны.

    Избегайте споров с ребенком о том, «кто главнее».

    Не теряйте чувства юмора.

Воспитание ребенка с нарушением привязанности требует особого настроя, стойкости, творчества и сил. Конечно, приемный родитель не несет ответственности за те проблемы, с которыми ребенок появился в его семье, но именно он отвечает за то, чтобы создать условия для исцеления своего ребенка.

Екатерина Сафонова