Скелет головы и туловища человека. Проверка домашнего задания. Просмотр содержимого документа «раздаточный материал»

§ 1 Скелет человека

«Движение - это жизнь», - заметил выдающийся французский просветитель Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвёртом месяце после рождения - тянуться, хватать различные предметы.

С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Клавдий Гален - древнеримский врач и естествоиспытатель - посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. В начале XVIII века Петр I закупал по высокой цене за границей коллекции по анатомии. Наука неустанно стремилась к познанию истины. Со временем много интересного и важного стало известно о скелете человека и животных.

Скелет - совокупность твердых тканей в организме, служащих опорой тела и защищающих его от механических повреждений.

В скелете человека различают осевой скелет и добавочный. Добавочный образован костями поясов конечностей и скелетом свободных конечностей. На этом уроке подробно рассмотрим строение осевого скелета. К нему относят скелет головы (череп) и скелет туловища.

§ 2 Строение скелета черепа человека

В черепе различают мозговой и лицевой отделы. В связи с развитием головного мозга у гомосапиенс размеры мозгового отдела преобладают над лицевым.

Верхняя часть мозгового отдела образована непарными лобными и затылочными костями и парными теменными и височными костями. Соединение костей мозгового отдела черепа неподвижное, при помощи швов. Вверх от глазниц поднимается, снабжённая буграми лобная кость, соединяющаяся в области крыши черепа с двумя теменными костями. Сзади расположена затылочная кость, а по бокам — весьма тонкие височные кости. Так как прочность их мала, удар в висок опасен. Кости мозгового отдела черепа плоские, служат для защиты головного мозга.

У новорожденных число костей черепа больше, чем у взрослого, и они соединены друг с другом соединительной тканью. Есть промежутки между отдельными костями, которые закрыты соединительной тканью, так называемые роднички. Череп новорожденного очень эластичен, что является приспособлением к прохождению по родовым путям женщины во время родов.

Лицевой отдел черепа образован шестнадцатью костями, которые связаны с органами пищеварения, дыхания и чувств. На лицевой части черепа есть крупные глазницы, под ними расположены парные скуловые кости. Чуть ниже глазниц лежат непарные верхнечелюстная и нижнечелюстная кости. В них имеются специальные ячейки для зубов - альвеолы челюсти. Нижняя челюсть единственная подвижная кость черепа. В связи с развитием членораздельной речи у человека появился подбородочный выступ. Наружное отверстие полости носа прикрывают сверху сросшиеся друг с другом носовые кости, благодаря чему нос у человека немного выдается вперед.

В нижней части черепа есть несколько мелких отверстий и одно крупное - большое затылочное отверстие. Через него головной мозг соединяется со спинным, а через мелкие отверстия в голову проходят кровеносные сосуды.

§ 3 Строение скелета туловища человека

Основу скелета составляет позвоночник, он является прочной и гибкой опорой для тела. Это обусловлено его строением:

1.позвоночник состоит из 33-34 позвонков. Если бы он представлял собой сплошной костный стержень, то наши движения были бы скованными, лишенными гибкости.

2.хрящевые прослойки между позвонками и сотни упругих межпозвонковых связок позволяют совершать сложные движения и вместе с тем создают надежную защиту спинному мозгу.

3.изгибы позвоночника, которые появились в связи с прямохождением, соответствуют нагрузке на ось скелета.

Кроме того, позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища.

Каждый позвонок состоит из тела и дуги с несколькими отростками. Тело и дуга позвонка формируют кольцо. Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг. А к отросткам позвонка крепятся мышцы спины.

В позвоночнике взрослого человека различают следующие отделы:

шейный (7 позвонков),

грудной (12 позвонков),

поясничный (5 позвонков),

крестцовый (5 сросшихся позвонков),

копчиковый (4-5 сросшихся позвонков).

В шейном отделе первые два позвонка отличаются от других по строению. Тело первого шейного позвонка - атланта срослось с телом второго шейного позвонка - эпистрофея, образовав зуб - ось горизонтального вращения головы. Позвонки грудного отдела имеют суставные поверхности для сочленения с ребрами. Позвонки поясничного отдела самые массивные, так как им приходится выдерживать основную тяжесть тела.

Позвоночник человека имеет два изгиба вперед - лордозы (шейный и поясничный) и два изгиба назад - кифозы (грудной и крестцовый). Они играют роль амортизатора: благодаря изгибам смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений.

Грудная клетка образует костную основу грудной полости. Она защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц и некоторых мышц верхних конечностей. Она состоит из грудины и 12-ти пар ребер, подвижно соединенных с грудным отделом позвоночника. Первые семь пар ребер - истинные ребра, они с помощью хрящей прикрепляются к грудине. Следующие три пары - ложные ребра, которые с помощью хрящей прикрепляются к последнему истинному ребру. И еще две пары - колеблющиеся ребра, их передние концы свободно оканчиваются в толще мышц стенок живота. Такое строение грудной клетки позволяет ей изменять форму и объем при вдохе и выдохе.

Список использованной литературы:

  1. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Человек 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 272 с.
  2. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек 9 класс. - М.: Дрофа, 1997. – 304 с.
  3. Е.А. Резанова, И.П. Антонова, А.А. Резанов. Биология человека. В таблицах рисунках и схемах. – М.: «Издат-школа 2000», 1999. – 208с.
  4. М.З. Залесский. Занимательная анатомия. – М.: Росмен,1998. – 145с.
  5. Е.П. Сидоров. Анатомия для поступающих в вузы. – М.: Евразийский регион, Российский университет дружбы народов «Уникум-центр», 1998. – 224с.

Использованные изображения:

Саба қ 21. / Урок 21.

Тақырып / Тема: «Органы равновесия. Органы обоняния и вкуса. Осязание».

Мақсат / Цел ь : подробное ознакомление со строением и функциями органов обоняния, вкуса и осязания.

Ма қ саты / задачи обучения : познакомить учащихся со строением и функциями носа, языка.

:

Дамытушылы қ / задачи развития:

Сабақ түрі / Тип урока : комбинированный

Әдіс - тәсілдер / Методы :

Құрал – жабдықтар / Оборудование: Рабочая тетрадь, плакат «Обонятельный и вкусовой анализаторы»

Саба қ барысы / Ход урока:

1. Ұйымдастыру кезеңі / Орг. момент.

2. Үй жұмысын тексеру / Проверка домашнего задания.

Индивидуальный опрос:

? 1. Каково значение органа слуха?

2. Что относится к среднему уху, где оно располагается?

3. В чем заключается гигиена органа слуха?

4. Из каких отделов состоит ухо? Значение ушной раковины.

5. Где располагается барабанная перепонка?

6. Где находятся слуховые косточки?

7. Охарактеризуйте среднее ухо.

8. Почему во время полета закладывает уши? Когда это случается? Какие меры снижают неприятные ощущения?

3. Жаңа тақырып / Новый материал.

Обоняние – способность воспринимать запахи. Определение запахов имеет большое значение для выявления качества пищи и защиты организма при появлении отравляющих газов в окружающей среде.

Орган вкуса определяет вкус пищи. Вкус пищи возникает в результате раздражения вкусовых рецепторов специфическими веществами.

Осязание или кожная чувствительность определяет форму, плотность, температуру и др угие свойства предметов, а также боль.

Запись строения и особенностей данных органов чувств в виде таблицы:


4. Қорытынды / Закрепление . .

Работа с контрольными вопросами на стр. 91

5 . Үйге тапсырма беру / Домашнее задание: § 20 пересказ, стр. 87 вопр. 1,2 (А-С) устно

Саба қ 22. / Урок 22.

Тақырып / Тема: «Отделы скелета человека. Скелет туловища».

Мақсат / Цел ь : подробное ознакомление со строением и функциями опорно-двигательной системы.

Ма қ саты / задачи обучения : познакомить учащихся со строением и функциями опорно- двигательной системы, рассмотреть подробно строение скелета туловища.

Тәрбиелік / задачи воспитания : воспитывать сознательное отношение к процессу обучения, аккуратность, сосредоточенность, ответственность, призывать к ведению здорового образа жизни.

Дамытушылы қ / задачи развития: развивать умение анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки.

Сабақ түрі / Тип урока : комбинированный

Әдіс - тәсілдер / Методы : словесный, наглядный, практический.

Құрал – жабдықтар / Оборудование: Рабочая тетрадь -8, плакат «Скелет человека»

Саба қ барысы / Ход урока:

1. Ұйымдастыру кезеңі / Орг. момент.

Сообщение темы и целей урока, подготовка учащихся к восприятию новых знаний.

2. Үй жұмысын тексеру / Проверка домашнего задания.

Индивидуальный опрос:

? 1. Где находятся рецепторы обоняния и какую роль они выполняют?

2. Как расположены вкусовые рецепторы на языке?

3. Место расположения обонятельных клеток, их функция.

4. Что определяется прикосновением к коже?

5. Охарактеризуйте процесс вкусовой чувствительности.

6. Как определяются вкусовые качества?

3. Жаңа тақырып / Новый материал.

Значение опорно-двигательной системы. К опорно-двигательной системе относятся кости и мышцы. Соединяясь друг с другом при по­мощи соединительной ткани, кости образуют скелет человека. Он служит опорой тела. Мышцы обеспечивают двигательные функции орга­низмa. Кроме выполнения опорной функции, кости скелета защищают внутренние органы от механических повреждений. Например, мозг защи­щен прочно соединенными друг с дру­гом костями черепа. Кости грудной клетки защищают сердце и легкие, ко­сти тазового пояса - органы таза.

К костям скелета прикрепляются мышцы. Это активная часть опорно­-двигательного аппарата. Движения осуществляются за счет сокращения мышц, прикрепленных к костям. В ре­зультате как отдельные кости, так и все тело двигается.

В красном костном мозге, заполня­ющем губчатое вещество костей, образуются кровяные клетки. Так как в со­ставе костей много минеральных веществ (фосфор, кальций), они участву­ют в обмене веществ.

Скелет человека образован из отдельных костей, соединенных между со­бой. Он включает скелет головы, или череп, скелет туловища, скелет верхних 15 конечностей и скелет нижних конечно­стей (рис. 36 стр. 71) .

В составе скелета взрос­лого человека более 200 костей. Кости отличаются друг от друга по форме и строению. По строению выделяют три типа костей: трубчатые, плоские и смешанные (позвонки). Среди трубча­тых костей различают длинные (плече­вая, бедренная, кости предплечья, голени) и короткие (фаланги пальцев). Полость трубчатых костей у детей заполнена красным костным мозгом, который в течение жизни заме­няется желтым (жировой тканью). У плоских костей длина и ширина бывает различной. К ним относятся лопатки, кости черепа, грудина, тазовая кость. Плоские кости участвуют в образовании полостей тела, поясов конечностей и выполняют функцию защиты (кости черепа, гру­дина, ребра).

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.

Позвоночник образован 33-34 позвонками, соединенными между собой хрящами, суставами и связками. В нем различают 5 отделов: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5), копчиковый (4- 5) (рис. 37 стр. 73). Крестцовые и копчиковые позвонки срас­таются в крестец и копчик. Позвоночник человека имеет четыре изгиба (рис. 38 стр. 73) , два из которых обращены выпуклостями вперед, а два - назад. Бла­годаря им толчки и сотрясения ослабля­ются и не достигают черепа и, главное, моз­га. У новорожденного позвоночник прямой, изгибов не имеет. Только когда ребенок на­чинает держать голову, появляются грудныe изгибы. Когда ребенок начинает хо­дить, появляются поясничный и крестцо­вый изгибы.

Изгибы полностью формируются к 18-20 годам. Позвоночные изгибы увели­чивают размеры грудной клетки и таза, уравновешивают организм, увеличивают пластичность при прыжках и беге. Это обусловлено также хрящевыми соедине­ниями между позвонками (дисками), ко­торые увеличивают пластичность позво­ночника.

Строение позвонков.

Каждый позвонок имеет тело, дугу и ряд отростков.

Работа с учебником: чтение текста на стр. 93, беседа:

? 1. Какую роль играют шейные, поясничные, крестцовые, копчиковые?

2. Какими костями образована грудная клетка?

3. Какая функция у грудной клетки?

4. Қорытынды / Закрепление .

Стр. 97 задание С3, заполнить таблицу.

5 . Үйге тапсырма беру / Домашнее задание: § 21 пересказ, стр. 97 вопр. 1-3 (А-С) устно.

Скелет человека подразделяется на скелет туловища , скелет головы , скелет конечностей и их поясов.

Скелет туловища

Скелет туловища включает позвоночник и грудную клетку. образован 33–34 позвонками, расположенными друг над другом. Между телами позвонков находятся прослойки из хрящевой ткани, придающие позвоночнику гибкость и упругость.

Различают пять отделов позвоночника: шейный , состоящий из 7 позвонков, грудной - из 12, поясничный - из 5, крестцовый - из 5 и копчиковый (хвостовой) - из 4–5 сросшихся позвонков. Каждый позвонок состоит из тела , дуги и отростков . Между телом и дугой находится отверстие.

Позвоночные отверстия в совокупности образуют позвоночный канал , в котором залегает спинной мозг . Два первых шейных позвонка обеспечивают поворот головы. Наиболее массивные позвонки находятся в поясничном отделе, который выдерживает наибольшую тяжесть тела. Позвонки крестцового отдела срастаются в массивную кость - крестец . Копчиковые кости недоразвиты и представляют рудимент хвоста животных предков человека.

Скелет головы

Скелет головы - череп состоит из парных и непарных костей, большинство их плоские, соединены друг с другом неподвижно - швами . В черепе различают мозговой и лицевой отделы . Мозговой отдел состоит из восьми костей: четыре из них непарные - затылочная , клиновидная , решетчатая , лобная и две парные - теменные и височные .

Затылочная кость образует заднюю стенку черепа и его основание, имеет большое затылочное отверстие, через которое спинной мозг соединяется с головным. В центре основания черепа помещается клиновидная кость . Лобная кость лежит впереди теменных и входит в состав крыши черепа. Для нее характерны лобные бугры и надбровные дуги.

Решетчатая кость построена из тонких костных пластинок, между которыми находятся воздухоносные полости. Височные кости занимают переднебоковые стороны мозгового черепа. Теменные - образуют середину крыши черепа. Лицевой отдел черепа состоит из 6 парных и 3 непарных костей. Из них нижняя часть - единственная подвижная кость черепа - сочленяется двумя головками суставного отростка с нижнечелюстными ямками височной кости. Верхняя и нижняя челюсти содержат по 1б ячеек, в которых помещаются корни зубов.

Кроме челюстных костей, в лицевом отделе отмечаются носовые кости , сошник – непарная кость, участвующая в образовании перегородки носа, слезные кости , скуловые и небные .

Скелет верхних конечностей

Скелет верхних конечностей состоит из плечевого пояса и свободных конечностей - рук. Плечевой пояс образован двумя парными костями: лопаткой и ключицей . Две треугольные лопатки расположены на задней поверхности грудной клетки и сочленяются с плечевой костью и грудиной.

Скелет верхней конечности образован костями: плечевой , соединенной с лопаткой, предплечья (лучевая и локтевая) и кисти . Скелет кисти образован мелкими костями запястья , длинными костями пясти и костями пальцев . Кости предплечья вместе с плечевой составляют сложный локтевой сустав, а с костями запястья – лучезапястный сустав.

Кисть включает 8 небольших косточек запястья, расположенных в два ряда, пять косточек пястья, образующих ладонь и четырнадцать фаланг пальцев, из которых большой палец имеет две фаланги, а остальные - по три.

Скелет нижних конечностей

Скелет нижних конечностей делится па скелет тазового пояса и скелет свободных конечностей - ног.

Тазовый пояс состоит из двух массивных плоских тазовых костей, прочно сзади сращенных с крестцом, а спереди почти жестко соединенных между собой в ложном сочленении. Они имеют круглые впадины, куда входят головки бедренных костей.

Скелет нижней конечности состоит из костей: бедренной , голени (большой и малой берцовых) и стопы . Коленный сустав - место соединения бедра и голени — защищен спереди небольшим плоским надколенником. Скелет стоны образован короткими костями предплюсны, длинными костями плюсны и фалангами пальцев. В связи с прямохождением стопа человека приобрела сводчатую форму, что придает ей свойства рессоры и обеспечивает пружинистую походку.

Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью - 4 плавных изгиба позвоночника, широкая грудная клетка, массивность костей нижних конечностей, широкие кости таза, сводчатая стопа, преобладание мозговою отдела черепа над лицевым.

Ске-лет че-ло-ве-ка со-сто-ит из 3 от-де-лов: ске-лет го-ло-вы, ске-лет ту-ло-ви-ща, ске-лет ко-неч-но-стей и их по-я-сов.

2. Скелет головы

Ске-лет го-ло-вы на-зы-ва-ет-ся череп. Глав-ная функ-ция че-ре-па - за-щи-та го-лов-но-го мозга и ор-га-нов чувств от по-вре-жде-ний. Он со-сто-ит из плос-ких ко-стей, со-еди-нен-ных непо-движ-ны-ми со-еди-не-ни-я-ми. Череп со-сто-ит из ли-це-во-го и моз-го-во-го от-де-ла.

Моз-го-вой отдел со-сто-ит из лоб-ной, за-ты-лоч-ной, 2 те-мен-ных, 2 ви-соч-ных ко-стей.

Ли-це-вой отдел со-сто-ит из 2 ску-ло-вых, 2 слез-ных, но-со-вых ко-стей, кли-но-вид-ной кости, ре-шет-ча-той, верх-не-че-люст-ной кости (все они со-еди-не-ны непо-движ-но) и ниж-не-че-люст-ной кости (об-ра-зу-ет по-движ-ное со-еди-не-ние).

Также к ко-стям че-ре-па от-но-сят-ся слу-хо-вые ко-сточ-ки (мо-ло-то-чек, на-ко-валь-ня, стре-меч-ко), рас-по-ло-жен-ные в по-ло-сти сред-не-го уха в ви-соч-ной кости (см. Рис. 1).

В по-зво-ноч-ни-ке че-ло-ве-ка вы-де-ля-ют 5 от-де-лов. Так, вы-де-ля-ют 7 шей-ных по-звон-ков, 12 груд-ных, 5 по-яс-нич-ных, 5 крест-цо-вых (срос-ши-е-ся), 4-5 коп-чи-ко-вых.

Пер-вый шей-ный по-зво-нок на-зы-ва-ет-ся Ат-лант, вто-рой - Аксис, или Эпи-стро-фей.

Рис. 3. От-де-лы и из-ги-бы по-зво-ноч-ни-ка (Ис-точ-ник)

По-зво-ноч-ник имеет 4 из-ги-ба: шей-ный лор-доз, груд-ной кифоз, по-яс-нич-ный лор-доз, крест-цо-вый кифоз.

Лор-доз - это изгиб по-зво-ноч-ни-ка впе-ред.

Кифоз - это изгиб по-зво-ноч-ни-ка назад.

По-яв-ле-ние из-ги-бов свя-за-но с пря-мо-хож-де-ни-ем, они амор-ти-зи-ру-ют при ходь-бе, за-щи-щая внут-рен-ние ор-га-ны от со-тря-се-ния.

3.2. Грудная клетка

Груд-ная клет-ка об-ра-зо-ва-на гру-ди-ной и 12 па-ра-ми ребер, ко-то-рые со-еди-не-ны с груд-ны-ми по-звон-ка-ми.

Вы-де-ля-ют 3 вида ребер:

1. Ис-тин-ные ребра - со-еди-ня-ют-ся с гру-ди-ной с по-мо-щью хря-щей (7 пар).

2. Лож-ные ребра - со-еди-не-ны с по-след-ним ис-тин-ным реб-ром (3 пары).

3. Ко-леб-лю-щи-е-ся ребра - пе-ред-ние концы сво-бод-ны, очень ко-рот-кие (2 по-след-них пары).

Такое стро-е-ние груд-ной клет-ки поз-во-ля-ет уве-ли-чи-вать ее объем при вдохе и умень-шать при вы-до-хе. По-это-му хо-ро-шо раз-ви-тая груд-ная клет-ка спо-соб-ству-ет хо-ро-шей ра-бо-те серд-ца и лег-ких. Груд-ную клет-ку раз-ви-ва-ют фи-зи-че-ские на-груз-ки и спорт (пла-ва-нье, греб-ля).

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/8-klass/bopornodvigatelnaya-sistemab/skelet-golovy-i-tulovischa

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=DQadVx4Fvpc

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=nCnOunkue4I

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Cqm1lxS9AK4

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=UlEuBuUbrJg

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=QKHEEfH3ZF0

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Rk7JJm9E_2g

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=GNTLxAeixX4

источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/

источник презентации -http://ppt4web.ru/biologija/skelet-cheloveka.html

источник теста - http://testedu.ru/test/biologiya/8-klass/skelet.html