Содержание рассказа каштанка. Чехов «Каштанка

Каштанка – это собачка помесь таксы и дворняжки. Как-то раз, она потеряла своего хозяина – Луку Александрыча, столяра. Поиски не давали результата, так что бедняжка уснула просто под незнакомым подъездом. Тогда один человек предоставил ночлег. Он был клоуном и имел псевдоним мистер Жорж. Задался целью дрессировать Каштанку. Ее стали называть Теткой. Друзьями и коллегами оказались циркачи гусь Иван Иваныч, кот Федор Тимофеич и свинья Хавронья Ивановна, хотя сразу они приняли гостью не доброжелательно. Совместному представлению не суждено было состояться. Лошадь наступает на гуся и тот трагически погибает. Это расстроило циркача. Обучая Каштанку, он отмечал, что у таксы есть талант. Но дебют Каштанки так и не удался. Во время пения под аккомпанемент клоуна ее узнают прежний хозяин и сын Федор. Так собачка вернулась домой.

Вывод (мое мнение)

Повесть показывает, как важно быть преданным. Нова жизнь у Каштанки была полной интересных событий, собака не испытывала голода, но она все же возвращается к хозяину, потому что любит. Рассказ несет в себе мысль взаимодействия людей и животных.

«Каштанка» рассказ об одной маленькой умной собачке написанный в 1887 году.

«Каштанка» краткое содержание для читательского дневника

Маленькая рыжая собачка, помесь таксы с дворняжкой жила у столяра Луки и его сына Федюши. Пойдя как-то раз с хозяином к заказчикам, Каштанка потерялась. Очень голодная и замерзшая, она легла на землю и заплакала. Вдруг какой-то человек, выйдя из подъезда дома, толкнул её дверью. Каштанка заскулила. Незнакомец оказался добрым и пожалел собаку, взяв ее жить к себе.
Из воспоминаний Каштанки мы узнаём, что прежний хозяин плохо с ней обращался. Мало кормил, ругал и мог ударить. Новый хозяин, наоборот, хорошо накормив собачку, положил её спать на мягкий матрасик. На следующее утро, обследуя квартиру, Каштанка нашла в соседней комнате интересных жильцов. Это гусь Иван Иванович и кот Федор Тимофеич. Новый хозяин оказался дрессировщиком животных и работал в цирке клоуном. Звали его мистером Жоржем. Каштанка понравилась ему, он дал ей новое имя Тётка.
Каштанку переселили жить в комнату к зверям, из которой выходить разрешалось только днём. Несмотря на сытую и спокойную жизнь, новых друзей и ласковое обращение мистера Жоржа, Каштанка грустила. По ночам ей снился Федюша и прежний хозяин Лука. Каждый день мистер Жорж учил зверей выделывать интересные трюки.
Через месяц, когда Каштанка стала сытой и ухоженной, мистер Жорж занялся её дрессировкой. Каштанка оказалась талантливой артисткой. Она с удовольствием танцевала на задних лапах, «пела» под музыку и училась ездить на Федоре Тимофеиче.
Однажды вечером мистер Жорж повез Каштанку с собой в цирк. На представлении случайно оказался столяр Лука с сыном Федюшей. Они узнали Каштанку и позвали её по имени. Маленькая преданная собачка бросилась на голос прежних хозяев. Зрители передавали её по рукам, пока она не попала к Луке. Каштанка вернулась домой, где приятно пахло опилками и деревом, и «выступала» она только перед одним зрителем - Федюшкой.
Может быть, её опять ждали голод и плохое обращение, но любящее и преданное собачье сердечко всё простило и надеялось только на хорошее будущее.

Молодая рыжая собака Каштанка – помесь таксы с дворняжкой, очень похожая мордой на лисицу – жила у столяра Луки Александрыча. Однажды поутру хозяин пошёл к заказчикам, взяв и Каштанку с собой. Столяр ходил по делам целый день. От радости, что ее взяли гулять, Каштанка вела себя крайне неприлично: прыгала, бросалась с лаем на вагоны конножелезки, забегала во дворы и гонялась за другими собаками. Уже вечерело, когда перед ней неожиданно загремела музыка. Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на нее шел полк солдат. От испуга она заметалась, завыла и бросилась через дорогу.

Когда солдаты прошли, Каштанка опять перебежала на другую сторону, но хозяина там уже не было. Она везде искала своего столяра, но он как сквозь землю провалился. Стало темно, зажглись фонари. Не евшая весь день собака прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать.

«Каштанка». Мультфильм по рассказу А. П. Чехова, 1952

Чехов «Каштанка». Глава 2. Таинственный незнакомец – краткое содержание

Вдруг подъездная дверь отворилась и ударила Каштанку по боку. Вышедший человек в цилиндре и шубе сразу заметил взвизгнувшую собаку, стал её гладить и утешать. Каштанка лизнула ему руку и заскулила еще жалостнее. Незнакомец поманил её за собой.

Через полчаса собака уже сидела в большой и светлой комнате. В отличие от квартиры столяра здесь нигде не валялись стружки, не пахло клеем и лаком. Незнакомец стал ужинать. Бросая со своего стола лакомые кусочки, он вкусно накормил и Каштанку, а потом положил возле дивана маленький матрасик и позвал собаку ложиться на нём спать. Утомлённая Каштанка быстро заснула. Ей снились потерянные хозяева: Лука Александрыч и его сын Федюшка, который дёргал её за хвост, совал ей под нос табаку, давал ей кусочек мяса на ниточке, а когда она проглатывала, с громким смехом вытаскивал его обратно из её желудка.

Чехов «Каштанка». Глава 3. Новое, очень приятное знакомство – краткое содержание

Когда Каштанка проснулась, уже рассвело. В комнате никого не было. Она растворила лапами дверь и вошла в соседнее помещение. Увидев ещё одну дверь, Каштанка налегла на неё лапами и отпрянула: там, в маленькой комнатке с грязными обоями, оказались серый гусь и белый кот. Гусь пошёл на неё, растопырив крылья и шипя. Кот тоже зашипел, выгнул спину в дугу и ударил залаявшую Каштанку лапой по морде.

На шум прибежал вчерашний незнакомец в халате. Называя кота Фёдором Тимофеичем, а гуся Иваном Иванычем, он отругал их за то, что они устроили драку. Гусь и кот успокоились. Незнакомец призвал всех животных жить мирно и дружно, а Каштанке дал новую кличку – Тётка.

Чехов «Каштанка». Глава 4. Чудеса в решете – краткое содержание

Немного погодя незнакомец принес какую-то странную вещь, похожую на ворота и на букву П. На этой перекладине висел колокол и пистолет. Незнакомец стал дрессировать гуся Ивана Иваныча. По его приказам гусь делал реверансы, ложился, как мёртвый, дёргал за верёвку колокола, как будто возвещая о пожаре, и при помощи другой, привязанной за курок верёвочки стрелял из пистолета, изображая ювелира, в чей магазин ворвались грабители. Каштанке все эти фокусы очень понравились.

Незнакомец кликнул служанку Марью, и та привела со двора чёрную свинью Хавронью Ивановну. По знаку незнакомца животные стали делать «египетскую пирамиду»: гусь вскочил на спину свиньи, а кот, нехотя и лениво, вскарабкался сначала на свинью, потом на гуся – и стал на задние лапы. Потом Иван Иваныч ездил верхом на коте, а кот учился курить.

Чехов «Каштанка». Глава 5. Талант! Талант! – краткое содержание

Так Каштанка прожила у нового хозяина месяц. Здесь ее каждый вечер кормили вкусным обедом и звали Теткой. Дрессировки животных продолжались каждый день, а по вечерам незнакомец куда-то пропадал, унося кота и гуся с собой. Каштанке вечерами было одиноко, и она грустила, лёжа на матрасике.

Когда она из тощей, костлявой дворняжки обратилась в сытого, выхоленного пса, хозяин однажды погладил ее и сказал: «Довольно тебе бить баклуши. Я из тебя артистку сделаю».

Он научил её стоять и ходить на задних лапах, выть под музыку, звонить в колокол и стрелять, как Иван Иваныч. Каштанка смогла и заменять Фёдора Тимофеича в «египетской пирамиде». «Талант! Несомненный талант!» – с гордостью говорил о ней хозяин.

Чехов «Каштанка». Глава 6. Беспокойная ночь – краткое содержание

В одну из ночей Каштанке почему-то плохо спалось. Ей снились кошмары. Вдруг раздался дикий, пронзительный крик. Это крикнул Иван Иваныч, и голос его был совсем не похож на обычный.

Забеспокоился и Фёдор Тимофеич, а на дворе в сарайчике хрюкнула свинья. Вошёл хозяин со свечой. Он с жалостью посмотрел на Ивана Ивановича и сказал: гусь умирает, потому что на него сегодня наступила лошадь. Хозяин называл Ивана Ивановича голубчиком и старым товарищем. Он поставил перед гусём блюдечко с водой. Но тот не мог пить, и голова его так и осталась лежать в блюдечке.

На рассвете пришёл дворник и унёс гуся, взяв его за лапы. Каштанке было грустно, она жалобно скулила.

Чехов «Каштанка». Глава 7. Неудачный дебют – краткое содержание

Через несколько дней хозяин сказал Каштанке, что сегодня он возьмёт её с собой, и она заменит в египетской пирамиде покойного Ивана Ивановича. Втроём с Фёдором Тимофеичем они поехали куда-то в санях и остановились около большого странного дома, похожего на опрокинутый супник. У дома было много народа, который заходил внутрь.

Зашли и они. Каштанка с удивлением и страхом увидела вокруг себя каких-то небывалых животных с рогами, длинными ушами – и одно огромное чудовище с хвостом вместо носа.

Хозяин зашёл в маленькую комнатку и стал разрисовывать себе лицо, а потом надел причудливый разноцветный костюм с широчайшими панталонами. Затем он положил Каштанку и кота в чемодан и куда-то пошёл.

Когда чемодан открылся, Каштанку ослепил яркий свет, оглушил рёв и хохот вокруг. Хозяин вдруг упал животом на песок и тоже стал хохотать, делая вид, что ему весело. Каштанке он велел сесть на стул, а Фёдору Тимофеичу – плясать камаринского.

Потом он заиграл на дудочке. Собака должна была выть под неё. Но лишь только она начала это делать, откуда-то сверху раздался пронзительный детский голос: «Тятька! А ведь это Каштанка!»

Собака глянула вверх и сразу увидела два знакомых лица: одно пьяное и ухмыляющееся, другое – пухлое, краснощекое. Прыгнув со стула, она с радостным визгом бросилась к этим лицам. Чтобы добраться до них, нужно было перескочить высокий барьер. Каштанка сама не смогла бы этого сделать, но людские руки стали передавать её выше и выше.

Спустя полчаса она уже радостно шла по улице за людьми, от которых пахло клеем и лаком.

На нашем сайте вы можете прочитать и полный текст рассказа «Каштанка» . Краткие содержания других произведений А. П. Чехова - см. ниже в блоке «Ещё по теме...»

«Каштанку», написанную в 1887 году, по праву можно считать одним из самых известных рассказов А. П. Чехова. По одной из версий, произведение было создано на основе реальной истории, произошедшей со знаменитым дрессировщиком В. Дуровым. Благодаря этой истории автор написал свою собственную, дополнив её множеством вымышленных деталей.

Концовка Чехова была совсем не такой, как в жизни. Дуров, в отличие от Мистера Жоржа, не хотел возвращать собаку прежним хозяевам. Дрессировщик считал, что имеет полное право оставить её у себя, так как потратил время на обучение собаки различным трюкам. За разрешением спора хозяева – прежний и новый – были вынуждены обратиться в суд. Дрессировщику удалось отстоять свои права и оставить животное у себя.

Основной сюжет произведения

У столяра Луки Александрыча была собака по кличке Каштанка, которая однажды потерялась. Дорогу домой Каштанка так и не нашла. Выбившись из сил, собака заснула у дверей подъезда какого-то дома, где её и нашёл новый хозяин – клоун, выступавший под псевдонимом Мистер Жорж. Каштанка попадает в цирк и получает новую кличку – Тётка.

У Мистера Жоржа были и другие животные: гусь Иван Иваныч, свинья Хавронья Ивановна и кот Фёдор Тимофеевич. Все эти животные были обучены различным трюкам, которым должна была научиться и Каштанка. Клоун подготовил новый номер с участием «Тётка». Но дебют Каштанки был сорван. Во время выступления собака узнала среди публики Луку Александрыча и его сына и бросилась к ним с радостным лаем. Каштанка вернулась к прежним хозяевам.

Проблематика произведения

Вопрос о том, почему Каштанка вернулась к прежним хозяевам, возникает у многих читателей. В начале рассказа автор даёт понять, что столяр и его сын Федюшка обращались с собакой достаточно жестоко. Лука Александрыч бьёт животное и обращается к нему не иначе, как «треклятая» и «холера». Федюшка, «играя» с Каштанкой, также причиняет ей много боли. Жизнь главной героини рассказа кардинально изменилась после того, как она попала в цирк. Новый хозяин Каштанки ласково обращается со всеми своими животными. «Тётку» хорошо кормят и не бьют. Тем не менее, собака скучает по прежней жизни у жестоких хозяев.

Основная идея
Основная цель рассказа состоит в том, чтобы показать какую важную роль в жизни живого существа, не имеет значения, человека или собаки, играет привычка и привязанность.

Привычный мир Каштанки рухнул в тот момент, когда она потерялась. Поведение её нового хозяина значительно отличается от поведения грубого Луки Александрыча. Собаке дали другую кличку. У «Тётки» раскрывается артистический талант, а впереди её ждёт блестящее сытое будущее. Однако новая жизнь оказывается настолько непривычной для Каштанки, что она, не задумываясь, вернулась к прежнему жалкому существованию при первой же возможности.

Автор прощает Каштанке её нелогичный выбор. Будучи животным, собака руководствуется инстинктами, а одним из характерных для собак инстинктов является преданность и верность своему первому хозяину. Животное может терпеть грубое обращение и оставаться преданной жестокому хозяину даже после его смерти. Подобное поведение, с точки зрения автора, категорически недопустимо для человека. Тем не менее, большинство людей сопротивляются переменам в своей жизни. Их вполне устраивает устоявшийся, хотя и не всегда счастливый быт. Даже попав в новую жизнь, человек, уподобляясь животному, стремится вернуться к привычному, оставив лучшее.

На выбор Каштанки можно посмотреть и с другой стороны. В цирке собаку окружают дрессированные животные. За ними ухаживают, их кормят, но они не свободны. Их поведение неестественно и является не более, чем результатом дрессировки. За хорошее обращение и вкусную еду нужно платить. Каштанка сделала свой выбор в пользу свободы, согласившись вернуться к побоям и голоду.

Художественные образы

В качестве главной героини своего рассказа А. П. Чехов выбрал собаку. Критики считают, что автор использовал аллегорию. В образе собаки нетрудно узнать «маленького человека», мелкого чиновника, мещанина, существа зависимого и не имеющего права голоса. Такому человеку обязательно нужен «хозяин», то есть, тот, кто будет управлять его действиями, его жизнью. Боль, причиняемая «хозяином», воспринимается не как наказание, а как внимание со стороны «господина», его участие в судьбе «раба».

Сама Каштанка, по словам автора, делит всех людей на хозяев и заказчиков. Первая, немногочисленная категория имела право её мучить. Вторую категорию людей собака могла кусать за икры. Таким образом автор намекает на то, что «маленький человек» также имеет возможность «отвести душу» и кого-нибудь «укусить».

В образе Каштанки Чехов представляет не какого-то конкретного человека, а большинство жителей Российской империи. Автор рассказа видит перед собой мёртвую, инертную массу. «Маленькие люди» постоянно жалуются на свою тяжёлую участь, ругают обижающих их «хозяев», но никак не пытаются изменить свою жизнь. «Рабы» выбрали путь бесконечных страданий и унижений только потому, что он привычнее и не требует никаких особенных усилий с их стороны. Унижения не так страшны, как отсутствие руководителя. Ведь в таком случае ответственность за свою жизнь придётся взять на себя, а это слишком трудно для того, кто привык жить чужим умом.

Лука Александрыч

Первый хозяин Каштанки, Лука Александрыч, является типичным представителем разорившегося дворянства, переехавшим жить в город и ставшим столяром. Имя хозяина собаки – Лука – ассоциируется с глаголом «лукавить», то есть, «обманывать», «не говорить всей правды». Выбрав такое имя, автор решил показать недоброжелательное отношение к своему персонажу. Лука Александрыч олицетворяет собой того самого «хозяина», без которого не представляют своей жизни «маленькие люди». Он груб, жесток, нередко бывает пьян. Не имея особых радостей в жизни, столяр самоутверждается, унижая более слабого.

Под стать столяру и его сын Федюшка. Несмотря на то, что мальчику ещё не много лет, все его действия говорят о том, что в будущем он станет таким же жестоким и грубым человеком, как и его отец. В самом конце рассказа на Федюшке можно видеть картуз Луки Александрыча, что можно расценивать как намёк автора на то, что на смену старым «хозяевам» подрастает не менее деспотичное молодое поколение, уже успевшее «надеть отцовский картуз».

Мистер Жорж

В образе клоуна нетрудно рассмотреть представителей прогрессивной интеллигенции второй половины XIX века. Примечательно, что настоящее имя этого человека читатель так и не узнаёт. Имя не имеет для автора никакого значения. Таких людей в стране тысячи, и все они похожи друг на друга. Несмотря на то, что автор симпатизирует этому персонажу, указывая на его мягкий и добрый характер, он не может сдержать иронии по отношению к Мистеру Жоржу. Новый хозяин Каштанки работает клоуном. Почему же для положительного персонажа Чехов выбрал такую несерьёзную, не вызывающую особого уважения профессию?

Предлагаем вам прочесть краткое содержание “Смерти чиновника” Чехова . Это рассказ, в котором автор выразил свое негативное отношение к политической системе России того времени на примере одного самовлюбленного чиновника.

Наша , посвященная рассказу Чехова “Унтер Пришибеев”, повествующем об отставном унтер-офицере, старорежимном самочинном блюстителе порядка, считающем себя вправе во все вмешиваться, всем делать замечания.

Прогрессивная интеллигенция предлагала низшим слоям населения более достойную жизнь. Однако в глазах малограмотных мещан их деятельность выглядит как нелепая клоунада. «Клоунов» никто не ценит. Они нужны только для того, чтобы развлекать толпу, служа для неё весёлым незамысловатым зрелищем. Как только у Каштанки появляется возможность вернуться к прежнему хозяину, она немедленно оставляет клоуна и всю ту непонятную жизнь, которую он ей предлагает.

Второстепенные персонажи

К второстепенным персонажам относятся дрессированные животные, с которыми выступает Мистер Жорж. За этим образами автор «спрятал» подражателей интеллигенции. Эти люди не согласны с существующим режимом. При этом найти истину самостоятельно подражатели не способны. Им нужен лидер, «хозяин» нового типа, обладающий свойствами, противоположными свойствам лидеров старого типа. Следовательно, такие люди мало чем отличаются от каштанок, подчиняющихся старым «хозяевам».

К подражателям автор относится без симпатии. Они не имеют никакой ценности ни для невежественной толпы, ни для всего государства. Иван Иваныч умирает нелепой смертью, будучи убитым лошадью. Его место немедленно занимает Каштанка.

Работая над своим рассказом, Чехов, безусловно, предвидел будущие революционные потрясения. Однако Антон Павлович не ожидает от революции ничего хорошего. Когда старые «хозяева» уйдут, страна останется в руках трусливых каштанок и интеллигентов-клоунов.

4.6 (92.73%) 11 votes


Молодая рыжая собака — помесь такса с дворняжкой — очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась? Она отлично помнила, как она провела день и как в конце концов попала на этот незнакомый тротуар. День начался с того, что ее хозяин, столяр Лука Александрыч, надел шапку, взял под мышку какую-то деревянную штуку, завернутую в красный платок, и крикнул: — Каштанка, пойдем! Услыхав свое имя, помесь такса с дворняжкой вышла из-под верстака, где она спала на стружках, сладко потянулась и побежала за хозяином. Заказчики Луки Александрыча жили ужасно далеко, так что, прежде чем дойти до каждого из них, столяр должен был по нескольку раз заходить в трактир и подкрепляться. Каштанка помнила, что по дороге она вела себя крайне неприлично. От радости, что ее взяли гулять, она прыгала, бросалась с лаем на вагоны конно-железки, забегала во дворы и гонялась за собаками. Столяр то и дело терял ее из виду, останавливался и сердито кричал на нее. Раз даже он с выражением алчности на лице забрал в кулак ее лисье ухо, потрепал и проговорил с расстановкой: — Чтоб... ты... из... дох...ла, холера! Побывав у заказчиков, Лука Александрыч зашел на минутку к сестре, у которой пил и закусывал; от сестры пошел он к знакомому переплетчику, от переплетчика в трактир, из трактира к куму и т. д. Одним словом, когда Каштанка попала на незнакомый тротуар, то уже вечерело и столяр был пьян, как сапожник. Он размахивал руками и, глубоко вздыхая, бормотал: — Во гресех роди мя мати во утробе моей! Ох, грехи, грехи! Теперь вот мы по улице идем и на фонарики глядим, а как помрем — в гиене огненной гореть будем... Или же он впадал в добродушный тон, подзывал к себе Каштанку и говорил ей: — Ты, Каштанка, насекомое существо и больше ничего. Супротив человека ты всё равно, что плотник супротив столяра... Когда он разговаривал с ней таким образом, вдруг загремела музыка. Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на нее шел полк солдат. Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла. К великому её удивлению, столяр, вместо того, чтобы испугаться, завизжать и залаять, широко улыбнулся, вытянулся во фрунт и всей пятерней сделал под козырек. Видя, что хозяин не протестует, Каштанка еще громче завыла и, не помня себя, бросилась через дорогу на другой тротуар. Когда она опомнилась, музыка уже не играла и полка не было. Она перебежала дорогу к тому месту, где оставила хозяина, но, увы! столяра уже там не было. Она бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился... Каштанка стала обнюхивать тротуар, надеясь найти хозяина по запаху его следов, но раньше какой-то негодяй прошел в новых резиновых калошах, и теперь все тонкие запахи мешались с острою каучуковою вонью, так что ничего нельзя было разобрать. Каштанка бегала взад и вперед и не находила хозяина, а между тем становилось темно. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах домов показались огни. Шел крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков, и чем больше темнел воздух, тем белее становились предметы. Мимо Каштанки, заслоняя ей поле зрения и толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили незнакомые заказчики. (Всё человечество Каштанка делила на две очень неравные части: на хозяев и на заказчиков; между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры.) Заказчики куда-то спешили и не обращали на нее никакого внимания. Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать. Целодневное путешествие с Лукой Александрычем утомило ее, уши и лапы ее озябли, и к тому же еще она была ужасно голодна. За весь день ей приходилось жевать только два раза; покушала у переплетчика немножко клейстеру да в одном из трактиров около прилавка нашла колбасную кожицу — вот и всё. Если бы она была человеком, то наверное подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»