Тема: «где живет здоровье?» конспект занятия по валеологии для детей старшего дошкольного возраста. Конспект по здоровьесбережению наше здоровье-в наших руках. Здоровье в иерархии потребностей человека

Светлана Абанина
Конспект занятия «Как сохранить своё здоровье»

Цель : учить детей заботиться о своем здоровье .

Задачи :

Обучающие : Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем , знать несложные приемы самооздоровления , рассказать детям о продуктах питания и о их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества» , «правильное» или «здоровое питание » .

Развивающие : развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания .

Воспитательные : воспитывать у детей отношение к своему здоровью и здоровью окружающих . Воспитывать желание вести здоровый образ жизни .

Оборудование : картинки с изображением продуктов питания : рыба, мясо, сметана, молоко, овощи, фрукты;

Разовые тарелки, кастрюля, муляжи : картофель, капуста, морковь, свекла, лук, яблоко, редиска, огурец, виноград;

Карточки с изображением витаминов А, В, С, и на них продукты, в которых имеется данный витамин.

Активизация словаря : «питательные вещества» , «правильное» или «здоровое питание » .

Ход занятия:

Воспитатель (В) : Ребята, сегодня мы с вами поговорим о здоровье . Кто хочет быть здоровым ? А почему вы хотите быть здоровыми ? В ваших силах не только сохранить свое здоровье , но и укрепить его. Об этом и мудрые пословицы говорят :

Есть ли большая беда, Я здоровье берегу ,

Чем болезни и нужда. Сам себе я помогу.

Как вы понимаете, что такое здоровье ? Здоровье – это сила , красота, когда настроение хорошее и все получается. А сейчас поговорим о том, как мы можем сами себе помочь укрепить здоровье . Как вы считаете, что вы можете сами сделать для своего здоровья ? Заниматься физкультурой, делать зарядку, закаляться, правильно питаться, соблюдать режим дня, следить за чистотой, употреблять в пищу витамины. Пальчиковая гимнастика «Утречко»

Утречко настало, солнышко встало.

Эй, братец Федя, разбуди соседей!

Вставай, большой! Вставай, указка!

Вставай, середка! Вставай, сиротка!

И крошка Митрошка! Привет, ладошка!

Все проснулись, потянулись! Молодцы!

А теперь проверьте, стали ваши пальчики крепче, послушнее?

Вы знаете, ребята, сегодня когда я пришла в детский сад, я нашла вот это приглашение от Смешариков и этот мешочек. Они ждут нас в гости, оставили вам вот этот мешочек предлагают поиграть

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены (мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для одежды) и рассказывают, для чего они предназначены и как ими пользоваться. Затем воспитатель читает загадки и предлагает найти ответ среди предметов, которые дети достали из чудесного мешочка.

Отгадывание загадок.

Ускользает, как живое, Хожу-брожу не по лесам,

Но не выпущу его я. А по усам, по волосам.

Белой пеной пенится, И зубы у меня длинней,

Руки мыть не ленится. Чем у волков, у медведей.

(Мыло) (Расческа)

Пластмассовая спинка, И сияет, и блестит,

Жесткая щетинка, Никому оно не льстит,

С зубной пастой дружит, А любому правду скажет –

Нам усердно служит. Все как есть ему покажет.

(Зубная щетка) (Зеркало)

Вытираю я, стараюсь, Хвостик из кости,

После ванной паренька. На спинке – щетинка.

Все намокло, все измялось – Эта вещь поможет нам

Нет сухого уголка. Чистить брюки и кафтан.

(Полотенце) (Щетка)

В. Сегодня наша беседа пойдет ещё и о вкусной и здоровой пище . Скажите, человек может прожить без еды?

Дети (Д) : Нет.

В : Какое-то время может, но совсем немного. Чтобы человек хорошо рос, развивался, ему необходимо каждый день кушать – питаться. А чем питается человек?

Д : мясо, рыба, суп, борщ.

В : А животные питаются?

Д : Да.

В : Правильно, ребята, питаются люди, животные, птицы. Любому организму от самого маленького до взрослого – требуется питание. Как только питание перестает своевременно поступать на завтрак, обед, ужин, наш организм слабеет. Почему же так происходит? Да потому, что в продуктах содержатся питательные вещества, которые помогают нашему организму расти и развиваться.

Ребята, а какие питательные вещества вы знаете?

Д : Витамины.

В : В продуктах содержится много разных витаминов. И у каждого витамина есть свое имя и домик, где они живут. И мы с вами сейчас вспомним где же и в каких продуктах живут витамины А,В, С.

Слайд №1Витамин «А»

Где же витамин «А» найти,

Чтобы видеть и расти?

И морковь, и абрикосы

Витамин в себе тот носят.

В фруктах, ягодах он есть.

Их нам всех не перечесть.

Слайд №2 Витамин «В»

Свекла, яблоко, картофель,

Репа, тыква, помидор…

Витамины «В» имеют

И отдать нам их сумеют.

«В» - в наружной части злаков,

Хоть он там неодинаков.

Это вовсе не беда,

Группа «В» там есть всегда.

Слайд №3 Витамин «С»

А вот «С» едим со щами,

И с плодами, овощами,

Он в капусте и в шпинате,

И в шиповнике, в томате,

Поищите на земле -

И в салате, в щавеле.

Лук, редиска, репа, брюква,

И укроп, петрушка, клюква,

И лимон, и апельсин

Он снова в действие запустит

Уставших клеток бодрый ряд.

Слайд № 4Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины. А В С

В : Ребята, у каждого человека есть своя любимая еда. Назовите ваши любимые блюда.

В : Ребята, как вы думаете, что будет, если мы будем, есть одни сладости, пирожные, мороженое, пить кока- колу?

Д : Заболят зубы.

В : Правильно, для того, чтобы вы росли крепкими и здоровыми , вам необходимо употреблять разную пищу, а не только сладкое и вкусненькое. Это называется «правильным» или «здоровым питанием » . Ребята, хотите побольше узнать о здоровом питании ? Тогда давайте отправимся в гости к Смешарикам, они, ведь, нас ждут. Ну что готовы, мы отправляемся на паровозике. Сядьте удобнее наш поезд отправляется.

Вот поезд наш едет колёса стучат,

В гости к Смешарикам везёт он ребят.

Пока мы едем, давайте немного займёмся зарядкой, она тоже нужна для того, чтобы быть здоровыми .

Физминутка :

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками :

Вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

В : Ну вот мы в гостях у Смешариков.

Появляется Копатыч

К : Здравствуйте, ребята, рад вас видеть! Зачем пожаловали?

В : Хотим, чтобы ты рассказал нам о правильном питании. Ведь наши дети хотят быть здоровыми и сохранить свое здоровье надолго .

К : С удовольствием это сделаю и мне помогут мои друзья. Вы думаете почему мы такие здоровые и никогда не болеем . Да потому, что правильно питаемся. Хотите узнать, чем я питаюсь?

Слайд № 5 В банане и йогурте,

В горстке малины-

Повсюду чудесные

Есть витамины.

Они берегут нас

От всяких болезней.

Чем больше их в пище,

Тем пища полезней.

Слайд № 6Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам-

И не только по утрам

Слайд №7 Лук, капуста и картошка,

Разных овощей немножко.

Ты в кастрюле их ищи.

Это суп с названьем. (щи

Не окрошка и не супчик.

Свекла в нем, морковь, огурчик.

Подают нам на обед

С постным маслом. (винегрет)

Что за белые крупинки?

Не зерно и не снежинки.

Скисло молоко - и в срок

Получили мы. (творог)

Слайд №10Догадайтесь, кто такая?

Белоснежная, густая.

Сливки взбили утром рано,

Чтоб была у нас. (сметана)

Слайд №11Что за белая водица

С фермы к нам в бидонах мчится?

Мы ответ нашли легко -

Это просто. (молоко)

Слайд №12 За окном зима иль лето

На второе нам - (котлета)

Слайд №13Ждем обеденного часа-

Будет отварное. (мясо)

Слайд №14Нужна она в каши, нужна и супы

Десятки есть блюд из различной (крупы)

Слайд №15Мясо, рыба, крупы, фрукты –

Вместе все они (продукты)

К : Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А, вы употребляете эти продукты в пищу?

В : Конечно, нам в детском саду повара готовят вкусную кашу, салаты, котлеты, щи. А еще наши дети знают, из каких овощей готовят борщ, и сейчас мы тебе покажем.

Игра «Юный кулинар» .

К : Молодцы, какой аппетитный борщ у вас получился. Давайте его попробуем.

(Доктор «наливает» борщ в разовые тарелочки).

В : Ребята, борщ горячий давайте его остудим.

Проводится дыхательная гимнастика «Остудим борщ» .

Набрать воздуха в грудь – вдох.

Выдыхая воздух выпятить живот – выдох.

При выдохе громкое произнесение звука «ф –ф –ф»

Повторить 3-4 раза.

В : Ой, какой вкусный борщ получился.

К : Да, я еще такой вкусный не ел. Ребята, а молоко вы любите пить? А знаете какие продукты можно сделать из молока?

Д : Сметана, творог, сыр, йогурт, кефир.

К : Ну, молодцы, ребята! Вы правильно питаетесь и сохраните свое здоровье надолго . А мне уже пора готовить себе обед, но на прощание я вам скажу Золотые правила питания, запомните их и вы всегда будете здоровыми :

1. Главное не переедайте.

2. Ешьте в одно и тоже время свежеприготовленную пищу.

3. Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать ее.

4. Воздерживайтесь от жирной, соленой и острой пищи.

5. Овощи и фрукты – полезные продукты.

6. Сладостей тысячи – а здоровье одно .

7. А вот, ребята, вам угощенье – яблочки наливные из моего сада. Кушайте на здоровье . До свидания, мне пор

В : Ребята, что нового вы узнали?

Д : Нельзя много есть жирного, соленого, нужно больше есть овощей и фруктов, есть нужно в одно и тоже время.

В : Ребята, а какие продукты любят есть Смешарики?

Д : Овощи, фрукты, рыбу, мясо, молоко, творог.

В :А сейчас, пока мы ждём паровозик, чтобы отправиться в назад в детский сад давайте поиграем в игру «Полезные и вредные продукты» (игра с мячом)

пирожное

В : Молодцы, ребята, чтобы расти здоровыми , крепкими и ловкими, нужно правильно питаться, заниматься физкультурой, соблюдать режим дня.

А сейчас нам пора отправляться в группу. Занимайте свои вагончики.

Елена Носова
Конспект на тему «Урок здоровья»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 96 общеразвивающего вида г. Сыктывкара»

(МБДОУ «Детский сад № 96» )

Конспект НОД

«Уроки здоровья »

для детей старшего дошкольного возраста

Составитель :

Воспитатель старшей группы № 8

Носова Е. В.

Сыктывкар, 2016

«Уроки здоровья »

для детей старшего дошкольного возраста.

Цель : формирование у детей представления о здоровье , чувства ответственности за укрепление и сохранение своего здоровья .

Задачи :

Образовательные :

Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем , знать несложные приемы самооздоровления , уметь оказывать себе элементарную помощь. Закрепить знания о полезной и вредной пище.

Воспитательные :

Содействовать воспитанию у дошкольников бережного отношения к своему здоровью .

Прививать и воспитывать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.

Развивающие :

Развивать разговорную речь детей, умение употреблять антонимы, понимать смысл пословиц.

Речевые :

Обогащать словарный запас по теме «Здоровье » (здоровье , закаливание, самомассаж) .

Материалы и оборудование : мешочек с предметами личной гигиены, картинки с изображением зубов, м\ф «Мойдодыр» , аудиозапись «Солнышко лучистое» , кукла Незнайка, картинки полезных и вредных продуктов.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций по теме «Здоровье » , чтение стихотворений о здоровом образе жизни .

Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель : Ребята, посмотрите, к нам в гости сегодня пришел Незнайка. Он совсем не знает, что такое здоровье . А вы знаете что такое «Здоровье » ? Давайте поможем Незнайке разобраться.

Но сначала ответьте на вопрос : Почему вы хотите быть здоровыми ? В ваших силах сохранить свое здоровье ?

Воспитатель : Правильно! Даже народная мудрость об этом рассказывает :

«Есть ли большая беда, «Я здоровье берегу ,

Чем болезни и нужда». Сам себе я помогу».

Воспитатель : Давайте выучим наизусть вторую пословицу.

(Заучивание) .

Воспитатель : Как вы понимаете, что такое здоровье ? Здоровье – это сила , красота, когда настроение хорошее и все получается. А сейчас поговорим о том, как мы можем сами себе помочь укрепить здоровье . Как вы считаете, что вы можете сами сделать для своего здоровья ?

Дети : Заниматься физкультурой, делать зарядку, закаляться, правильно питаться, соблюдать режим дня, следить за чистотой, употреблять в пищу витамины.

Воспитатель : Сейчас мы с вами покажем Незнайке гимнастику для укрепления наших пальчиков :

Пальчиковая гимнастика «Веселый человечек»

Я – веселый человечек,

Я гуляю и пою.

Я – веселый человечек,

Очень я играть люблю. Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.

Разотру ладошки сильно, Растирают ладони.

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну. Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.

Руки я затем помою, Потирают ладони.

Пальчик к пальчику сложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу. Складывают пальцы в замок.

Воспитатель : А теперь проверьте, стали ваши пальчики крепче, послушнее?

Вы знаете, ребята, Незнайка принес с собой какой-то мешочек. И не знает для чего нужны предметы в нем. Давайте ему расскажем!

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

(Дети наощупь угадывают предметы личной гигиены (мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для одежды) и рассказывают, для чего они предназначены и как ими пользоваться. Затем воспитатель читает загадки и предлагает найти ответ среди предметов, которые дети достали из чудесного мешочка).

Воспитатель : А сейчас мы с вами посмотрим мультфильм о мальчике - грязнуле. (Просмотр м\ф «Мойдодыр» . Беседа по содержанию м\ф).

Воспитатель : Что-то мы с вами засиделись. Давайте немного разомнемся. Выполним гимнастику для нашего тела.

(Выполняют гимнастику под аудиозапись «Солнышко лучистое» )

Воспитатель : Посмотрите на картинки. Что изображено на них? Вот на этой картинке зубы белые, веселые. А здесь темные, грустные. Каково ваше мнение, что произошло с этими зубами? Белые зубы чистят, кормят полезной пищей, а за темными не ухаживают, не чистят, кормят пищей, которая разрушает зубы. Как вы думаете, какая пища разрушает зубы?

Дети : Конфеты, торты, шоколад, леденцы, мороженое разрушаю зубы.

Воспитатель : А какая пища полезна зубам?

Дети : Овощи, фрукты, творог.

Дидактическая игра «Полезно – вредно»

(На большом листе бумаги (доске) изображены различные продукты питания (овощи, конфеты, фрукты, чипсы, молоко, газированный напиток в бутылке, рыба, мороженое, яйца, черный хлеб и т. п.). Дети обводят зеленым маркером то, что полезно. Воспитатель объясняет почему нельзя есть чипсы и прочую вредную еду, почему сладости нужно есть умеренно).

Воспитатель : Вспомните и назовите, какими полезными продуктами вас кормят в детском саду.

(Дети перечисляют продукты из меню детского сада) .

Воспитатель : Вот вы ребята говорили, что надо закаляться. А как это, что нужно делать? Послушайте стихотворение про закаливание :

«Все, кто хочет быть здоров ,

Закаляйтесь вы со мной.

Утром бег и душ бодрящий,

Как для взрослых, настоящий.

Чаще окна открывать,

Свежим воздухом дышать.

Руки мыть водой холодной.

И тогда микроб голодный

Вас вовек не одолеет».

Воспитатель : А мы с вами как закаливаемся после дневного сна? (Ответы детей) .

Воспитатель : Есть еще один очень простой способ закаливания, который можно делать каждый день. Это самомассаж. Послушайте это слово. Что такое «массаж» ? (Ответы детей) .

Воспитатель : А первая часть слова «самомассаж» - «само» , что обозначает? (Ответы детей)

Самомассаж

Лобик мыли? Щечки мыли?

Ушки мыли? Ручки мыли?

Все помыли? Чистые теперь!

Открыть к здоровью дверь !

Воспитатель : Посмотри Незнайка, сколько мы тебе сегодня интересного рассказали и показали. Теперь ты знаешь, что такое здоровье и как нужно его сохранять. А вам, ребята, спасибо за помощь!

Публикации по теме:

«Насекомые» Урок по окружающему миру для учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями.

Ход развлечения: Вед: Я рада вас видеть в зале крепкими, веселыми, жизнерадостными. Впереди нас ждет холодная, коварная зима. И чтобы мы.

Конспект НОД по валеологии «Урок здоровья в лесной школе» Задачи: закрепить знания детей о способах оздоровления организма (закаливание, употребление витаминов, травяного чая); определить значение.

Конспект непосредственно образовательной деятельности На тему: «Урок дружбы» в средней группе. Воспитатель: Андреева Е. А. Цель: -Формировать.

Конспект урока здоровья в 4 классе.

Тема урока : Дружат с грязнулями только грязнули.

Цель : Формирование представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.

Задачи : выделить компоненты здоровья человека; по­знакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на дол­гие годы; выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки; воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью, к здоровью окружающих его людей.

Ход урока здоровья.

1.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья.

А что такое здоровье?

Слайд 3.
Учитель: По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Слайд 4.
Составляющие здоровья:
1. Состояние полного благополучия
2. Нормальная работа всех органов
3. Умение управлять своими чувствами
4. Уверенность в себе
5. Высокая работоспособность
6. Устойчивость к заболеваниям.

2. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 5.
Учитель : Сегодня мы с вами превратимся все в грязнуль, нерях и лентяев и посмотрим, понравится нам это или нет.

3. Работ над темой урока.

Учитель : Ребята, а что такое гигиена?

Ответы детей.

Слайд 6.

Учитель : Гигиена – это, прежде всего чистота лица, рук, тела и одежды человека.

Но мы с вами ни о чём подобном не слышали. Не знаем что такое гигиена. В течение урока мы будем вести образ жизни грязнуль, нерях, лентяев. А в конце урока подведём итог и, скажем - нравится нам такая беспечная жизнь или нет.

Слайд 7.

Учитель : Представьте себе такую картину: девочки и мальчики, которые перестали заботиться о чистоте и порядке. Они перестали умываться, чистить зубы, следить за чистотой в квартирах. Мальчики и девочки по утрам не спешат к умывальникам, чтобы умываться. Ногти их « черным бархатом обшиты» . Дети перестали чистить свою обувь, следить за одеждой, разучились пользоваться чистым носовым платком. Перестали следить за волосами, перестали их подстригать. Ученые определили, что волосы живут в среднем от двух до четырех лет. За год они успевают отрасти на 12-15 сантиметров. Чтобы волосы были здоровыми, густыми, за ними нужно ухаживать, и прежде всего ежедневно расчесывать. При расчесывании волосы очищаются от грязи и пыли. Раз в неделю следует мыть горячей водой с мылом. А чтобы никому не пришлось пережить историю какая произошла с одним мальчиком, волосы необходимо регулярно подстригать.

(Дети читают стихотворение Э.Успенского « Страшная история»).

Слайд 8

Мальчик стричься не желает,

Мальчик с кресла уползает,

Кричит и заливается,

Ногами упирается.

Он в мужском и женском зале

Весь паркет слезами залил.

Парикмахерша устала

И мальчишку стричь не стала.

А волосы растут.

Год прошел, другой проходит…

Мальчик стричься не приходит.

А волосы растут, а волосы растут.

Отрастают, отрастают. Их в косички заплетают…

Ну и сын- сказала мать, надо платье покупать.

Мальчик в платьице гулял

Мальчик девочкою стал

И теперь он с мамой ходит

Завиваться в женский зал.

Учитель : Грязнули очень плохо относятся к своим вещам. Их портфели, книги и тетради находятся в ужасном состоянии. Да и сами дети неряшливы: одежда измятая, грязная, лицо и руки всегда в чернилах.

(Ученик читает стихотворение В. Лившица « Неряха»)

Слайд 9

Тротуар ему не нужен,

Расстегнувши воротник,

По канавам и по лужам.

Он портфель нести не хочет,

По земле его волочит.

Сполз ремень на левый бок,

Из штанины вырван клок.

Мне признаться, неприятно,

Что он делал? Где он был?

Как на лбу возникли пятна

Фиолетовых чернил?

Почему на брюках глина?

Почему фуражка блином

И расстегнут воротник?

Кто он- этот ученик?

Учитель : Люди, которые не чистят зубы- производят впечатление неопрятных людей. Постоянный неприятный запах изо рта, гнилые, кривые зубы – ник чему хорошему не приведут. Такие люди вызывают отвращение.
Как вы думаете, что надо делать, чтобы такого не произошло с нами?

Ответы детей.

Учитель : Поэтому с грязнулями рядом могут находиться только такие же грязнули, да может ещё и лентяи.
Грязнули и лентяи - дружные соседи, потому что между ними много общего. Как вы думаете, ребята, чем же они похожи?

Ответы детей.

4. Физкультминутка.

Учитель читает стихотворение, а дети имитируют движения:

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

(Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

(Поворот вправо)

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

(Поворот влево.)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

(Попорот вправо.)

Через левое плечо.

(Поворот влево.)

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце - руки и боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

5. Продолжение работы над темой.

Учитель : Грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках и, конечно же, плохо учатся. Лентяи не любят чисто писать в своих тетрадях, читать книжки. Они не воспитывают в себе привычку трудиться. Помогать своим родителям в домашних делах. Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один ученик.

(Ученик читает стихотворение «Знали все свои места»)

Если б мыло приходило Знали все свои места-

По утрам ко мне в кровать. Вот была бы красота!

И само меня бы мыло- Вот бы жизнь тогда настала

Хорошо бы это было! Знай гуляй да отдыхай!

Если б книжки и тетрадки Тут и мама б перестала

Научились быть в порядке, Говорить, что я лентяй…

Учитель: Некоторые девочки и мальчики забывают хорошее и очень важное правило: у каждой вещи должно быть свое место. К этому следует приучить себя на всю жизнь. Такая привычка помогает учиться, успевать сделать за день массу различных дел. Порядок необходимо соблюдать во всем: портфель не должен валяться на полу. В уголке школьника книги и тетради должны лежать в определенном порядке. Тогда не надо будет ничего искать- все всегда под руками.

(Ученик читает стихотворение И.Демьянова « Почему короткий день?»)

Почему короткий день

Ты искал с утра ремень.

А потом резинки, а потом ботинки!

Убирай все с вечера, искать будет нечего!

От себя прогонишь лень - и длиннее будет день!

Учитель : Как вы думаете, хорошо быть грязнулями, лентяями, неряхами?

Ответы детей.

Учитель : А почему нет?

Ну как, ребята? Понравилось вам быть грязнулями, неряхами, лентяями?

Нам странно и неприятно видеть таких школьников. Но среди вас, ребята, таких мальчиков и девочек нет. Потому что все мы знаем следующие правила.

Слайды 10,11,12

1-й ученик : Чистота - залог здоровья.

2-й ученик : Грязь и неряшливость в одежде - это пренебрежение к своему здоровью.

3-й ученик : Нечистоплотность - это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям.

Учитель: Помните: чистота – залог здоровья. Давайте отгадаем загадки на эту тему.

Слайды 13, 14,15

1. Мудрец в нем видит мудреца 4. Волшебною головкой

Глупец- глупца, баран- барана, В рот она влезает ловко

Но вот подвели к нему Федю Баратова, И считает зубы нам

И Федя увидел неряху лохматого. По утрам.
(зеркало) (зубная щетка)

2. Целых 25 зубков 5. Лег в карман и караулю

Для кудрей и хохолков. Реву, плаксу и грязнулю.

И под каждым под зубком Им утру потоки слез,

Лягут волосы рядком. Не забуду и про нос.

(расческа) (носовой платок)

3. Гладко, душисто, моет чисто, 6. Вроде ежика на вид.

Нужно, чтоб у каждого было Но не просит пищи.

Что, ребята? По одежде пробежит-

(мыло) Она станет чище.

Учитель : От того что человек не умывается, не следит за волосами, ногтями, за чистотой одежды –очень часто болеет. А чтобы такого не случилось с нами надо знать следующие правила гигиены.

Правила гигиены :

Слайд 16.

Совет очень простой- руки мой перед едой!

Слайд 17.

От простой воды и мыла у микробов тают силы.

Слайд 18.

Очень важно это знать
Всем ребятам и тебе:
Ногти надо подстригать
И держать их в чистоте.

Слайд 19.

Обязательное правило
Соблюдать не забывай:
Рот при кашле и чихании
Ты платочком закрывай.

Слайд 20.

Зубы чтоб всегда блестели,
Никогда чтоб не болели,
Будет пусть тебе не лень
Чистить их два раза в день.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет.

Подведение итогов урока.

6. Итог урока.

Дети перечисляют компоненты здоровья, о которых говорилось на уроке.

Перечисляют правила личной гигиены.

Учитель делает вывод по уроку.

Слайд 21.

Кто зубы не чистит, не моется мылом,

Тот вырасти может болезненным, хилым.

Слайд 22.

Дружат с грязнулями только грязнули,

Которые сами в грязи утонули.

Слайд 23.

Из них вырастают противные бяки,

За ними гоняются злые собаки.

Слайд 24.

Грязнули боятся воды и простуд,

А иногда вообще не растут.

Слайд 25.

Будьте здоровы!

7. Домашнее задание.

Составить памятку по уходу за зубами.

8. Рефлексия.

В конце урока каждый ребенок подходит к доске и выбирает тот рисунок, который соответствует его ощущениям от урока (отлично, хорошо, удовлетворительно) и с помощью магнита прикрепляет его доске.

Развёрнутый план-конспект лекции №4 на тему:

«ЗДОРОВЬЕ И ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

План лекции:

1. Понятие «здоровье», его сущность и компоненты

Важнейшей ценностью для человека является здоровье . «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум» (Геродот). Великий Сократ на вопрос учеников «Что такое здоровье?» ответил: «Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто!».

В преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) указано: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

В медико-биологической литературе даются различные определения здоровья, каждое из которых подчеркивает важность того или иного аспекта в комплексной характеристике этого состояния организма. Из определений понятия здоровье очевидно, что оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Очевидно также, что состояние здоровья формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных факторов (наследственность, конституция, пол, возраст).

Наиболее полно характеристика понятия здоровья дана и в определении одного из основоположников науки о здоровье Виктора Порфирьевича Петленко: «Здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей».

Здоровье – многокомпонентное понятие. Целесообразно выделение следующих компонентов здоровья.

Соматическое здоровье –– текущее состояние органов и систем органов челове­ческого организма. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития чело­века. Эта программа развития опо­средована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой – обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье - важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы. Как биологическая система организм обладает интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.

Кроме того, организм обладает способностью сохранять индивидуальное существование за счет самоорганизации. К проявлениям самоорганизации относятся способность к самообновлению, саморегулированию и самовосстановлению.

Самообновление связано с постоянным взаимным обменом организма с внешней средой веществом, энергией и информацией. Организм человека – это система открытого типа. В процессе самообновления организм поддерживает свою упорядоченность и препятствует своему разрушению.

Физическое здоровье обусловливается способностью организма к саморегулированию. Совершенная координация всех функций – следствие того, что живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему. Саморегуляция составляет сущность биологической формы развития, т. е. жизни. Это общее свойство биологических систем позволяет устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиолого-биохимические или другие биологические показатели (константы), например, постоянство температуры тела, уровень артериального давления, содержания глюкозы в крови и т. д. Поддержание степени упорядоченности проявляется в относительном динамическом постоянстве внутренней среды организма – гомеостазисе (homeostasis ; греч. homoios – подобный, сходный + греч. stasis – стояние, неподвижность).

Следует иметь в виду, что самоорганизация биологической системы проявляется и в способности к самовосстановлению. Это качество обусловлено, прежде всего, регенерацией, а также наличием множественных параллельных регуляторных влияний в организме на всех уровнях его организации. Компенсация недостаточных функций за счет этих параллелей позволяет выжить организму в условиях повреждения, мера компенсации при этом отражает уровень жизнеспособности – его физическое здоровье.

Фактически физическое здоровье - это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

К основным факторам физического здоровья человека относятся: 1) уровень физического развития, 2) уровень физической подготовленности, 3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок, 4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Психическое здоровье –– состояние психической сферы человека. Основу пси­хического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обес­печивающее адекватную регуляцию поведения.

Сексуальное здоровье –– комплекс соматических, эмоциональ­ных, интеллекту­альных и социальных аспектов сексуального существо­вания человека, пози­тивно обогащающих личность, повышающих ком­муникабельность человека и его способность к любви.

Репродуктивное здоровье –– компонент здоровья, определяющий репродуктивную функцию организма.

Нравственное здоровье –– комплекс характеристик мотивацион­ной и потребно­стно-информационной основы жизнедеятельности чело­века. Основу нравст­венного компонента здоровья человека опреде­ляет система ценностей, уста­новок и мотивов поведения индивида в соци­альной среде.

Профессиональное здоровье –– состояние, определяющее эффективность профессиональной деятельности человека.

Вполне очевидно, что уровень здоровья человека в результате его взаимодействия с окружающей средой постоянно колеблется; здоровье – это динамический атрибут жизни человека: когда он заболевает, то уровень его здоровья понижается (иногда до нуля – смерть), когда человек выздоравливает – уровень здоровья повышается. Понятия здоровье и болезнь тесно связаны друг с другом. Казалось бы они противоположны: крепкое здоровье – отсутствие болезней и наоборот. Однако все гораздо сложнее. Измерить болезнь и здоровье трудно, границу между ними провести практически невозможно. Абсолютное здоровье и абсолютная болезнь немыслимы, между ними существуют разнообразные формы связей и взаимных переходов.

Практическая медицина выделяет три основных состояния человека:

1. Здоровье – состояние оптимальной устойчивости организма (адаптация удовлетворительная);

2. Предболезнь – состояние с возможным развитием патологического процесса в организме и снижением резервов адаптации;

3. Болезнь – процесс, проявляющийся в виде клинических (патологических) изменений в состоянии организма человека (срыв адаптации).

Здоровье может быть рассмотрено как биосоциальный потенциал жизнедеятельности человека. Могут быть выделены следующие компоненты потенциала.

П отенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья) – способ­ность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться.

Потенциал воли (личностный аспект здоровья) – способность чело­века к самореализации; умению ставить цели и достигать их, выбирая адек­ватные средства.

Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья) – способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно при­нимать чувства других.

Потенциал тела (физический аспект здоровья) – способность разви­вать физическую составляющую здоровья, «осознавать» собственную телес­ность как свойство личности.

Общественный потенциал (социальный аспект здоровья) – способ­ность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремле­ние постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности, выраба­тывать чувство принадлежности ко всему человечеству.

Креативный потенциал (творческий аспект здоровья) – способность человека к созидающей активности, творчески самовыражаться в жизнедея­тельности, выходя за рамки ограничивающих знаний.

Духовн ый потенциал (духовный аспект здоровья) – способность раз­вивать духовную природу человека.

Сущность здоровья – это жизнеспособность индивида, а уровень этой жизнеспособности желательно определять количественно. На необходимость такой количественной оценки не раз указывал известный хирург, академик Н.М. Амосов. По его мнению, количество здоровья можно определять как сумму резервных мощностей основных функциональных систем. Эти резервные мощности можно характеризовать так называемым коэффициентом резерва, который представляет собой соотношение максимального проявления функции к ее нормальному уровню (уровню покоя). Например. Возьмем сердце и предположим, что его минутный объем (объем крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту) в покое составляет 4 литра, а при самой энергичной физической работе – 20 литров. Значит «коэффициент резерва» равен 20: 4 = 5. Когда сердце дает 4 литра в минуту, это достаточно, чтобы обеспечить кислородом организм только в покое. Но при необходимости оно может дать и 20литров в минуту и обеспечить доставку кислорода мышцам, выполняющим тяжелую физическую работу, следовательно, и в этих условиях сохранится качественное условие здоровья – нормальные показатели насыщения крови кислородом. Теперь представим себе детренированное сердце. В покое оно тоже дает 4 литра в минуту, но его максимальная мощность всего – 6 литров. И если человек с таким сердцем вынужден будет выполнять тяжелую нагрузку, требующую, допустим, 20 литров, то уже через несколько минут ткани окажутся в условиях тяжелого кислородного голодания. Все показатели укажут на «патологический режим». Это еще не болезнь, но уже достаточно, чтобы вызвать приступ стенокардии, головокружение и т.д. Условия «статического здоровья» (нормальные показатели в покое) были соблюдены, но субъект явно неполноценный.

Учитывая, что уровень здоровья зависит от «резервных мощностей» или как говорят «резервов адаптации организма», сегодня для определения его уровня используются различные методы нагрузочного тестирования с оценкой ответных реакций организма (определение максимального потребления кислорода, индекс Гарвардского степ-теста, PWC-170 и т.д.). Для оценки здоровья в настоящее время стало возможным применение различных оценочных компьютерных программ.

2. Факторы, определяющие здоровье человека

Здоровье человека, возникновение тех или иных заболеваний, их течение и исход, продолжительность жизни зависят от большого числа факторов.

Все факторы, определяющие здоровье, делят на факторы, укрепляющие здоровье («факторы здоровья») и факторы, ухудшающие здоровье («факторы риска»).

В зависимости от сферы влияния все факторы объединены в четыре основные группы: 1) факторы образа жизни (50% в общей доле влияния); 2) факторы внешней среды (20% в общей доле влияния); 3) биологические факторы (наследственность) (20% в общей доле влияния); 4) факторы медицинского обслуживания (10% в общей доле влияния).

К основным факторам образа жизни, укрепляющие здоровье, относятся: отсутствие вредных привычек; рациональное питание; адекватная физическая нагрузка; здоровый психологический климат; внимательное отношение к своему здоровью; сексуальное поведение, направленное на создание семьи и деторождения.

К основным факторам образа жизни, ухудшающим здоровье, относятся: курение, алкоголь, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными средствами; несбалансированное в количественном и качественном отношении питание; гиподинамия, гипердинамия; стрессовые ситуации; недостаточная медицинская активность; сексуальное поведение, способствующее возникновению половых заболеваний и непланируемой беременности.

К основным факторам внешней среды, определяющим здоровье, относятся: условия обучения и труда, факторы производства, материально-бытовые условия, климатические и природные условия, степень чистоты среды обитания и т.д. К основным биологическим факторам, детерминирующим здоровье, относятся наследственность, возрастные, половые и конституциональные особенности организма. Факторы медицинской помощи определяются качеством медицинского обслуживания населения.

3. Образ жизни и здоровье

Образ жизни это определенный вид (тип) жизнедеятельности человека. Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения.

При анализе образа жизни обычно рассматриваются различные виды деятельности: профессиональная, общественная, социально-культурная, бытовая и другие. В качестве основных выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Будучи обусловленным в значительной степени социально-экономическими условиями, образ жизни находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.

Основными факторами, определяющие образ жизни человека являются: уровень общей культуры человека; уровень образования; материальные условия жизни; половые и возрастные особенности; конституция человека; состояние здоровья; экологическая среда обитания; характер работы, профессии; особенности семейных отношений и семейного воспитания; привычки человека; возможности удовлетворения биологических и социальных потребностей.

Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях.

Здоровый образ жизни выражает определенную ориентированность деятельности человека в направлении укрепления и развития здоровья. Важно при этом иметь в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредотачивать усилия лишь на преодоление факторов риска возникновения различных заболеваний: борьбе с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями (хотя это имеет большое оздоровительное значение), а важно выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые «работают» на формирование здорового образа жизни и содержатся в самых различных сторонах жизни человека.

Научную основу здорового образа жизни составляют основные положения валеологии. Валеология (от лат. valeo - здравствовать) представляет собой совокупность научных знаний о формировании, сохранении и укреплении здоровья. Это сравнительно новое научно-педагогическое направление, возникшее в связи с острой необходимостью оздоровления населения, в том числе и молодых людей. В настоящее время валеологические знания включены в программу учебной дисциплины «Физическая культура».

Согласно основным положениям валеологии, образ жизни человека представляет собой выбор способа жизни, сделанный самим человеком в отношении того, как ему жить.

По мнению В.П.Петленко, образ жизни человека должен соответствовать его конституции , при этом под конституцией понимается генетический потенциал организма, продукт наследственности и среды. Конституция всегда индивидуальна: образов жизни столько же, сколько людей. Определение конституции человека пока весьма затруднительно, но некоторые приемы ее оценки разработаны и начинают внедряться в практику (определение соматотипа, психотипа и т.д.).

К основным социальным принципам здорового образа жизни относятся следующие: образ жизни должен быть эстетичным; образ жизни должен быть нравственным; образ жизни должен быть волевым.

К основным биологическим принципам здорового образа жизни могут быть отнесены следующие: образ жизни должен быть возрастным; образ жизни должен быть обеспечен энергетически; образ жизни должен быть укрепляющим; образ жизни должен быть ритмичным.

Анализируя сущность социальных и биологических принципов здорового образа жизни, можно легко убедиться, что соблюдение большинства из них является непременным условием для формирования физически культурного человека.

Образ жизни студенческой молодежи также имеет свои специфические черты, связанные с особенностями возрастного характера, спецификой учебной деятельности, условиями быта, отдыха и ряда других факторов. Основными элементами здорового образа жизни студентов являются: организация режима труда (учебы), отдыха, питания, сна, пребывания на свежем воздухе, отвечающая санитарно-гигиеническим требованиям; стремление к физическому совершенству путем организации индивидуального целесообразного режима двигательной активности; содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность; исклю­чение из жизни саморазрушающего поведения (табакокурения, алкоголизма, наркомании, гиподинамии и т.д.); культура сексуального поведения, межличностного общения и поведения в коллективе, самоуправления и самоорганизации; достижение душевной, психической гармонии в жизни; закаливание орга­низма и его очищение и т.д.

Особое значение имеет оптимальная двигательная активность . Для организма двигательная активность является физиологической потребностью. Это объясняется тем, что человеческий организм запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность должна быть на протяжении всей жизни: с раннего детства до глубокой старости. Сотни и сотни веков человек следовал этим предначертаниям природы, а потом резко изменил образ жизни. Так, если еще в прошлом веке 96% всей затраченной на трудовую деятельность энергии приходилось на долю мышц, то сегодня 99% энергии приходится на долю... машин.

Здоровье и двигательная активность – это сближающиеся в настоящее время понятия. «Мышечный голод» для здоровья человека также опасен, как недостаток кислорода, питания и витаминов, что неоднократно подтверждалось. Например, если здоровый человек в силу каких-то причин даже всего лишь нескольких недель не двигается, то мышцы начинают худеть. Его мышцы атрофируются, работа сердца и легких нарушается. Сердце тренированного человека вмещает в себя почти в два раза больше крови, чем сердце не занимающегося физическими упражнениями. Не случайно все долгожители отличаются повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни.

Реально же сейчас сложилась такая ситуация, что в современном обществе, особенно у большинства горожанин, уже почти нет других средств для укрепления здоровья и искусственного повышения двигательной активности, кроме физической культуры. Физические упражнения должны восполнять недостаток в физическом труде, в двигательной активности современного человека.

Многие люди, оправдывая нежелание заниматься физическими упражнениями, ссылаются на то, что у них для этого не хватает времени. В этой связи уместно вспомнить изречение: «Чем меньше времени тратишь на спорт, тем больше его потребуется на лечение».

4. Окружающая среда и здоровье

ХХ век дал людям электричество, радио, телевидение, современный транспорт и много других благ. Медицина избавила человека от ряда инфекционных заболеваний, дала ему различные средства и способы лечения многих заболеваний. Вместе с тем текущий век принес уменьшение объема двигательной активности, увеличение нервно-психического и других видов стресса, химическое загрязнение окружающей среды и другие негативные явления. Произошли и существенные изменения в стиле и укладе самой жизни.

Тысячи поколений наших предков жили в тесном общении с природой, жили и работали синхронно природным ритмам. Вставали с утренней и засыпали с вечерней зарей. Каждое время года имело свой режим жизни. Теперь же люди живут в ритме производственного цикла одинаково в любое время года. И, несмотря на два выходных дня в неделю, значительная часть людей с трудом выдерживает рабочий ритм в течение 11 месяцев.

Еще сравнительно недавно все необходимое для жизни человек должен был заготовить сам (топливо, запасы пищи и т.п.). «Потребляя» свое здоровье в тяжелом физическом труде и в борьбе с силами природы, человек хорошо осознавал, что он сам должен позаботиться о его восстановлении. В настоящее же время здоровье не всегда и не в должной степени является предметом заботы самого человека. И человек становится только «потребителем» своего здоровья, но не его «производителем».

Породив своей производственной деятельностью экологическую проблему, обеспокоенный сохранением природы в планетарном масштабе, человек забыл, что он часть природы, и свои усилия направляет главным образом на сохранение и улучшение окружающей среды.

5. Наследственность и ее влияние на здоровье и заболеваемость

Наследственность –– присущее всем организмам свойство передавать потомству характерные черты строения, индивидуального развития, обмена веществ, а, следовательно, состояние здоровья и предрасположенности ко многим заболеваниям.

По наследству могут быть переданы признаки не только нормального, но и патологического, болезненного состояния организма. Известно более 2000 наследственных болезнейчеловека.

Организм получает наследственные свойства (гены) от родителей: один ген отцовский, другой ген – материнский. Однако признаки каждого из родителей в организме ребенка проявляются неодинаково. Проявление наследственных болезней может происходить на протяжении всего периода индивидуального развития. Известно большое число наследственных болезней, проявляющихся не в раннем возрасте, а на более поздних стадиях развития. Наследственные болезни, а также предрасположенность к ряду заболеваний (язвенная, гипертоническая, желчно-каменная болезни, атеросклероз и др.) не так редки, как долгое время считали, однако многие из них можно предупредить. Поэтому молодым людям, имеющим в роду какие-либо наследственные болезни, рекомендуется проконсультироваться у врача о возможном риске возникновения наследственного заболевания у них и их потомства и, руководствуясь этим, проводить своевременную коррекцию возможных нарушений.

6. Здравоохранение и здоровье

Существующая ныне система здравоохранения не в состоянии сохранить и укрепить здоровье человека, приостановить или снизить рост заболеваемости. Как свидетельствуют материалы комиссии по охране здоровья населения Совета Безопасности Российской Федерации демографическая катастрофа в России стала свершившимся фактом. Во всех возрастных группах отмечается снижение уровня здоровья, рост частоты и тяжести течения болезней различных органов и систем, возникновение и распространение ранее неизвестных заболеваний и патологических состояний. Как следствие этого в настоящее время значительно сократилась продолжительность жизни, формируется неполноценное и ослабленное поколение.

Конечно, никто не умаляет роли медицины, она, несомненно, умеет лечить многие болезни и часто делает просто чудеса, спасая человека от преждевременной смерти. Она достигла больших успехов в предупреждении и лечении инфекционных заболеваний, однако излечение болезней приносит здоровье далеко не всегда. В организме человека нередко остается след не только от перенесенного заболевания, но и от самого лечения, насыщенного небезразличными для здоровья психическими (нервно-эмоциональный стресс), физическими (ионизирующие излучения, токи высокой частоты, ультразвук и пр.), химическими (химиотерапевтические, наркотические и пр., лекарственные препараты) и биологическими (вакцины, сыворотки) факторами.

Медицина уже не может удержать напора нарастающего вала патологии (старых и новых болезней). Медицина, сугубо лечебная, как отмечает основоположник валеологии И.И. Брехман – это не та дорога, которая ведет к храму здоровья, сколько бы средств ни ушло на лечение болезней, здоровья больше не будет. Если и дальше удовлетворятся только уровнем лечебной медицины и не заниматься здоровьем как таковым, то эффект будет таким, как при попытке заполнения водой бочки с дырявым дном. Недаром еще владыки древнего Востока платили своим врачам только за те дни, когда они были здоровы.

7. Здоровье в иерархии потребностей человека

Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к необходимому результату. Эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств, и прежде всего тем, что в нашем государстве еще не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья, что в человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека, что здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не стало на первое место в иерархии потребностей человека.

Так, особенно у молодых людей, различные материальные блага жизни, карьера, успех признается более важной ценностью. Однако в более старшем возрасте, большинством людей здоровье признается глобальной и важной ценностью. Известно, что основным мотивом, побуждающим посещать не обязательные занятия физической культурой является укрепление и сохранение здоровья. Таким образом, положение здоровья в иерархии потребностей человека в большой степени зависит от возраста человека и от уровня здоровья. Так, в состоянии физического и психического благополучия здоровье обычно воспринимается как нечто безусловно данное, потребность которого хотя и осознается, но ощущается лишь в ситуации его явного дефицита. Как говорил Н.М. Амосов: «Здоровье само по себе воспринимается как счастье, только когда его уже нет».

Существует ли положительная мотивация для сохранения здоровья у здоровых людей? Оказывается, что её явно недостаточно.

Во-первых, если человек здоров, то он воспринимает это как должное, и не ощущает своего здоровья, не знает величины его резервов, его качества и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. Вместе с тем, очень часто люди, отягощенные болезнями, тем не менее, не предпринимают действенных мер, направленных на их устранение. Очевидно, что забота человека о своем физическом и психическом благополучии определяется не столько уровнем здоровья, сколько личным отношением к нему человека.

Во-вторых, велико значение отношения окружающих, общественное мнение. К сожалению, у нас пока нет моды на здоровье и заботящиеся о своем здоровье рискуют прослыть чудаками, отличающимися от большинства людей, фатально безразлично относящихся к своему здоровью.

Таким образом, приходится констатировать, что положительная мотивация для здоровья явно недостаточна. Очень многие люди всем своим образом жизни идут не к здоровью, а от него. И главная причина – в сознании человека, его психологии.

Из этого вытекает необходимость воспитания (и в первую очередь и через физкультурное воспитание) у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности, а также разработка основных положений и условий здорового образа жизни, методология их внедрения, привития и освоения людьми.

8. Влияние культурного развития личности на отношение к здоровью

Велика ли связь между культурным развитием человека и отношением к самому себе, к своему здоровью? Больными могут быть люди разного уровня культуры. Но сохранение и воспроизводство здоровья находится в прямой зависимости от уровня культуры.

В последнее время появилось много публикаций о роли культуры в развитии человека. В них отмечается, что человек – субъект и одновременно главный результат своей собственной деятельности. Культуру с этой точки зрения можно определить как самосознание, самопроизводство человека в конкретных формах деятельности. Таким образом, под культурой более конкретно понимается особого рода отношение – отношение к самому себе, свойственное только человеку. Культура не только сумма знаний, это поведение и сумма нравственных начал.

Очень часто люди не знают, что они способны сделать с самими собой, какими огромными резервами здоровья обладают, что здоровым образом жизни можно вылечить и сохранить здоровье на долгие годы.

Таким образом, на фоне общей грамотности люди многого не знают, а если и знают, то не следуют правилам здорового образа жизни. Для здоровья нужны такие знания, которые бы стали бытием, привычками. Установка на здоровье категория субъективная, но она может иметь значение важного объективного фактора здоровья. Иногда человек думает только о болезни, раскрывается ей, впускает ее в себя. Фокусирование же на здоровье, наоборот, мотивирует поведение, мобилизует резервы здоровья. Как тут не вспомнить прекрасный девиз: «Вставайте поутру с мыслью о том, что вы здоровы, и засыпайте с той же мыслью». Так сколько же возможностей и резервов для долгой и здоровой жизни у здорового человека? Эти резервы, однако, далеко не всегда сохраняются и включаются сами по себе. Об этом человек должен позаботиться сам.