В труде учении игре. Подготовка к егэ по обществознанию. Введение

Вариант 1

А1. Единичный представитель человеческого рода, носитель со­циальных и психических черт

а. Человек в. Личность

б. Гражданин г. Индивид

A2. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей, называется

а. Цель в. Мотив

б. Результат г. Способность

А3. Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, - это

а. Общение в творчество

б. Понимание г. познание

А4. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека является синонимом вседозволен­ности.

Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.

А5. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека преобразует окружающий мир и меняет самого человека.

Б. Человеку не всегда удается планировать и контролиро­вать свою деятельность.

а. верно только А в. верны оба суждения

б. верно только Б г. оба суждения неверны

А6. Теория происхождения человека, которая рассматривает про­цесс его возникновения и развития, называется

а. Социогенез в. Антропогенез

б. Эгоцентризм г. Дуализм

А7. Верны ли следующие суждения?

А. Вне общества индивид не может стать личностью.

Б. Новорожденный младенец является личностью.

а. верно только А в. верны оба суждения

б. верно только Б г. оба суждения неверны

А8. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает

а. земля в. выращиваемая культура

б. техника г. земледелец

А9. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обще­стве?

а. верно только А в. верны оба суждения

б. верно только Б г. оба суждения неверны

А10. Агентами первичной социализации являются

а. сотрудники телевидения в. коллеги по производственной деятельности

б. должностные лица г. родители

В1.Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исклю­чением одного, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека.

Биологические, физиологические, социальные, органические, естественные, первичные.

1) социальные установки

2) общение

3) интересы

5) потребности.

6) убеждения

В3.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

1. Авиценна, Моцарт, Бетховен, Шопен - это несколько имен вундеркиндов, гений которых с годами раскрылся в полную силу. 2. Уфологи считают появление вундеркиндов вмешательством инопланетян. 3. По мнению биофизиков , вундеркиндов «делают» геомагнитные волны, влияющие на плод. 4. Геомагнитное поле Земли бывает разным и его интенсивность зависит от Солнца и других планет.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений.

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

Простейшим, самым доступным видом деятельности является______________ (1). Она носит условный ___________(2) и реализует потребность ребенка в активности и в познании окружающего мира на основе усвоения человеческих форм поведения. Более сложным видом деятельности является __________(3), направленное на усвоение научного ______(4) и приобретение соответствующих навыков и умений. Наиболее важным видом деятельности считают___________ (5). Он обеспечивает не только существование человеческого __________(6), но является также условием его непрерывного______(7). Среди его видов различают предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй - умственным».

Ж) развитие

И) общество

К) признак

(Дайте развернутый ответ на задания части С.)

«Психические свойства - не изначальная данность; они форми­руются и развиваются в процессе деятельности личности. Подобно тому как организм не развивается сначала, а затем функционирует, а развивается, функционируя, так и личность не формируется снача­ла, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности. В деятельности личность и формируется, и про­является. Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом. <...> В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики. Но не все психическое содержание действия или поступка человека, не всякое психическое состояние в равной мере может быть отнесено к сколь­ко-нибудь устойчивым свойствам личности, которые характеризовали бы какую-нибудь сторону ее психического облика. Некоторые акты в своем психическом содержании характеризуют скорее обстоятельства какой-нибудь преходящей ситуации, не всегда существенной и пока­зательной для личности.

Поэтому особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства личности.

Психические свойства личности - ее способности и характе­рологические черты - формируются в ходе жизни. Врожденные особенности организма являются лишь задатками - весьма мно­гозначными, которые обусловливают, но не предопределяют пси­хические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства - способности и черты характера в зависимости от хода его жизни и деятельнос­ти не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется харак­тер. Этот образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик, личности».

СЗ. Какие два психических свойства личности называет автор? Укажите любые две особенности процесса их становления.

С4. Влияют ли, по мнению, объективные ус­ловия существования человека на его психический облик? Как автор обосновывает свое мнение? Опираясь на знания курса и собственный опыт, приведите два аргумента, подтверждающие мнение автора.

Итоговая работа по теме «ЧЕЛОВЕК»

Вариант 2

А1. Человека как личность характеризует

а. тип темперамента в. принадлежность к определенной расе

б. черты внешнего облика г. умение общаться с другими людьми

A2. Осознанный образ ожидаемого итога, на достижение которо­го направлена деятельность человека, называется

а. Цель в. мотив

б. Результат г. Потребность

А3. Самопознание направлено на

а. познание общественных норм и ценностей в. осознание своих возможностей

б. отражение объективной действительности г. познание законов прекрасного

А5. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обще­стве?

А. В человеке самой природой заложено умение жить в об­ществе.

Б. Личность может формироваться только в человеческом обществе.

а. верно только А в. верны оба суждения

б. верно только Б г. оба суждения неверны

А4. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в

а. Самосохранении в. самопознании

б. Самореализации г. самообразовании

А5.. Верны ли следующие суждения?

А. Социализация представляет процесс стихийного усвоения человеком определенной системы знаний, норм, ценнос­тей, позволяющих ему действовать в качестве полноправ­ного члена данного общества.

Б. Социализация выступает как процесс и результат включе­ния ребенка в общество.

а. верно только А в. верны оба суждения

б. верно только Б г. оба суждения неверны

А6. Качества личности проявляются в

а. чертах человека как биологического организма в. особенностях темперамента

б. наследственной предрасположенности г. социально-преобразующей деятельности

А7.Артисты музыкального театра играют классический спек­такль. Объектом этой деятельности являются

а. Декорации в. музыкальные инструменты

б. Исполнители г. зрители

А8. Агентами вторичной социализации являются

а. близкие родственники в. учителя

б. родители г. друзья

А9. Конструирование в уме желаемого результата деятельности

а. Фантазия в. мотивация

б. Интуиция г. воображение

А 10. . Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека по преимуществу носит созна­тельный характер.

Б. Деятельность человека всегда созидательна.

а. верно только А в. верны оба суждения

б. верно только Б г. оба суждения неверны

В1. Ниже приведен ряд качеств человека. Все они, за исключением одного, являются социальными качествами личности.

Порядочность, сообразительность, трудолюбие, гуманность, законопослушность.

Найдите и запишите название потребностей другого вида, «вы­падающее» из этого ряда.

В2.Найдите в приведенном ниже списке мотивы деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. социальные установки

2. общение

3. интересы

5. потребности.

6. убеждения

В3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение ко­торого пронумеровано.

I. Искусство использует для познания художественный образ и выражает эстетическое отношение к действительности. 2. Гесиод утверждал, что музы говорят ложь, которая похожа на правду. 3.Дело в том, что в художественном образе соединяются два начала: объективно-познавательное и субъективно-творческое. 4. Художественный образ представляет собой отражение действительности через субъективное восприятие ее самим художником и тем, кто воспринимает произведение искусства.

Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер; Б) характер оценочных суждений.

В4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слов(словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков

«Способности имеют природные предпосылки -_______(1), но их проявление зависит от индивидуального развития __________-(2). Многое зависит и от окружения, ведь одаренные дети могут часами заниматься любимым делом, которое является для них одновременно и трудом, и (3). Но взрослые иногда используют меры принуждения, которые вызывают лишь чувстве обиды и снижают ________(4) к данному занятию. Совокупность

умственных способностей человека и его умения применить их в разных ситуациях называют _____________(5). Если же личность достигла таких результатов в своей деятельности, которые повлияли на всю историю человечества, стали всемирно известными, составили целую эпоху в жизни общества или развитии культуры; то в таких случаях говорят о _________(6)».

A) Талант Б) задатки

B) Личность Г) человек

Д) гениальность Е) игра

Ж)интеллект 3) интерес

Часть С

Дайте развернутый ответ на задания части С.

«Каждый индивидуум Homo sapiens при рождении наделен конституцией животного, принадлежащего к приматам, но лишен какой-либо культуры. Культура приобретается в процессе индивидуального развития, в результате обучения в широком смысле. В первые годы развития каждый индивидуум из состояния человекообразного животного (при рождении) через стадию варвара (ребенок) переходит в человеческое состояние. И это умственное развитие индивидуума происходит в результате формирующего влияния социальных факторов и образования <...>

В свете эволюционной биологии человек - это млекопитающее, точнее примат, еще точнее - человекообразное, еще точнее - представитель антропоидов весьма высокоразвитого типа. Эти последовательные ступени, или грады, органической эволюции заложены в человеческом организме. Но человек - это нечто большее, чем животное; это продукт не только органической, но также и культурной эволюции. Культурная эволюция добавляет еще один слой, или, если угодно, ряд слоев, к природе человека. Двойственная конституция - частью биологическая, а частью культурная - закладывается в человечество процессом его эволюционного развития. Самый верхний слой стратифицированной конституции человека, слой, наложенный культурной эволюцией, и есть тот решающий слой, которым человек отличается от животного. Человек - это животное, наделенное культурой <...>

Культурное наследие, или унаследование традиций, - это вся совокупность знаний, представлений, искусств, обычаев и технологических навыков, которыми располагает данное человеческое общество в любой данный момент своей истории. Вся эта сумма знаний и традиций - результат открытий и изобретений, сделанные предшествующими поколениями. Она передается и будет передаваться из поколения в поколение путем обучения в широком смысле этого слова. Каждое поколение может вносить в культурное наследие что-то новое, и все эти вклады также будут передаваться последующим поколениям при помощи все того же процесса обучения <...>Различия между человеком двадцатого века и человеком каменного века по морфологическим признакам, в том числе и по емкости черепа, относительно невелики. Однако различия в их культуре огромны. Изменения, происшедшие с Homo sapiens со времен палеолита до нынешней стадии его развития, вызваны главным образом культурной эволюцией».

С2. Какие факторы, формирующие человеческое состояние, называет автор?

СЗ. Как определяет человека эволюционная биология ? Какое определение человеку дает автор?

С4. Какова роль обучения в становлении человеческого в человеке?

Ответы

социальные

сообразительность,

С - 1 вариант

С1. А) Личностью не рождаются.

§ личность не формируется снача­ла, а затем начинает действовать:

§ Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом

С2. «В деятельности личность и формируется, и про­является.»

«В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики.»

С3. Психические свойства: способности, характерологические черты

Особенности процесса :

· Способности людей складываются в работе, учении и труде

· Характер формируется в поступках и действиях

· Способности не являются врожденными, они формируются в ходе жизни

· Задатки развиваются в способности в процессе жизни.

человека.

Обоснование: …» образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик, личности».

Аргументы: Маугли не могут развиваться как люди,

в неблагополучных семьях более значительны отклонения детей в психическом развитии.

С - 2 вариант

· «при рождении наделен конституцией животного»

· « это млекопитающее, точнее примат, еще точнее - человекообразное, еще точнее - представитель антропоидов весьма высокоразвитого типа»

Обоснование:

· «процесс инди видуального развития,

§ результате обучения в широком смысле.»

С2. Факторы:

· « Культура приобретается в процессе инди видуального развития, в результате обучения в широком смысле

· «умственное развитие индивидуума происходит в результате формирующего влияния социальных факторов и образования <...>

· «В свете эволюционной биологии человек - это млекопитающее, точнее примат, еще точнее - человекообразное, еще точнее - представитель антропоидов весьма высокоразвитого типа.»

· « Эти последовательные ступени, или грады, органической эволюции заложены в

человеческом организме.»

С4.предположения:

· позволяет накапливать знания, представления, развивать искусство, сохранять обычаи…

· Способствует передачи суммы знаний

· Обеспечивает обновление и пополнение культуры

«Психические свойства – не изначальная данность; они формируются и развиваются в процессе деятельности личности. Подобно тому, как организм не развивается сначала, а затем функционирует, а развивается, функционируя, так и личность не формируется сначала, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности. В деятельности личность и формируется и проявляется. Будучи в качестве субъекта деятельности её предпосылкой, она является вместе с тем и её результатом… В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики. Но не всё психическое содержание действия или поступка человека, не всякое психическое состояние в равной мере может быть отнесено к сколько-нибудь устойчивым свойствам личности, которые характеризовали бы какую-нибудь сторону её психического облика. Некоторые акты в своём психическом содержании характеризуют скорее обстоятельства какой-нибудь преходящей ситуации, не всегда существенной и показательной для личности

Поэтому особо встаёт вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства личности.

Психические свойства личности – её способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врождённые особенности организма являются лишь задатками – весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. Но основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства – способности и черты характера в зависимости от хода его жизни и деятельности не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер. Это образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливается образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик личности».

(С.Л. Рубинштейн).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

4. Влияют ли, по мнению, С.Л. Рубинштейна, объективные условия существования человека на его психический облик? Что пишет об этом автор? Опираясь на знания курса и собственный опыт, приведите два аргумента, подтверждающие слова автора.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

познание Задания по теме

В2. Ниже приведен перечень терминов… Все они, за исключением одного, связаны с понятием «методы научного познания». Наблюдение, классификация, абстрагирование, гипотеза, дедукция. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «рациональное познание». Обобщенность, непосредственность, абстрактность, опосредовательность, отражение.

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Если представление - это__________ (1) предмета, то понятие - это________ (2) о предмете. С помощью понятий человек проникает в суть познаваемого предмета, что недоступно (3), восприятиям и представлениям. Понятия существуют в голове человека не изолированно, а в связи друг с другом, т. е. в виде (4),которые можно вывести на основе________ (5), так и опосредованным путем - с помощью ______________(6)». А) концепция Е) наблюдение Б) мысль Ж) проблема В) ощущение 3) образ Г) умозаключение И) суждение Д) эксперимент

Проверяем: «Если представление - это_____ З __ (1) предмета, то понятие - это___ Б ___ (2) о предмете. С помощью понятий человек проникает в суть познаваемого предмета, что недоступно ___ В ____ (3), восприятиям и представлениям. Понятия существуют в голове человека не изолированно, а в связи друг с другом, т. е. в виде___ И ____ (4), которые можно вывести на основе____ Е ____ (5) , так и опосредованным путем - с помощью _______ Г _______ (6) ». ЗБВИЕГ

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое по­ложение которого пронумеровано. (1) По мнению древнегреческого философа Аристотель открытие начинается с удивления. (2) Там, где большинство людей видят обычные факты, исследователь замечает необычное. (3) Наука на каждом шагу рождает парадоксы - положения, которые противоречат обычным. сложившимся понятиям. (4) Представляется, что парадоксы позволяют по-новому формулировать вопрос, я самым способствуя научному познанию. Определите, какие положения текста носят А)фактический характер Б) характер оценочных суждений

С7. Нередко можно услышать мнение, что для изучения окружающего мира наибольшее значение имеет чувственное познание. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

В3.Установите соответствие между формой (видом) познания и ее особенностью: Вид познания особенность А) миф 1) знание является подобным продуктом практической деятельности Б) наука 2) знание существует в форме художественного образа В) обыденное знание 3)знание раскрывается в процессе повествования Г) искусство 4)знание является результатом целенаправленной деятельности 3412

В3. Установите соответствие между понятиями «абсолютная истина» и «относительная истина» и их существенными признаками: СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ понятия А) выражает изменчивость знания, его углубление, уточнение 1.абсолютная истина Б) характеризует ограниченность человеческого познания 2.относительная истина В) воплощается предел, к которому стремится знание Г) зависит от точности или совершенства средств наблюдения или измерения Д) не опровергается последующим развитием науки 22121

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (А) Многообразны пути познания. (Б) Большую роль в процессе познания, на наш взгляд, играет интуиция. (В) С точки зрения сторонников интуитивизма, она является первопричиной творческого акта, единственным средства познания. (Г) Интуиция представляет собой знание, возникающее без осознания путей и условий его получения. Определите, какие положения текста носят фактический характер характер оценочных суждений 1221

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «истина»? Составьте два предложения, содержащие информацию об истине.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «относительная истина»? Составьте два предложения, содержащие информацию об относительной истине.

С8. Составить план на тему « Многообразие путей познания мира»

Домашнее задание: С8. Составить план на тему « Многообразие путей познания мира». С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «мировоззрение»? Составьте два предложения, содержащие информацию о мировоззрении.

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка а, которые необходимо вставить на место пропусков. « Наука - (1) образования и накопления знания путем преимущественного использования рациональных_____ (2). При этом можно вспомнить и о неизбежно необходимой роли в ней иррационального, подсознательтельного - на примере, скажем, истории с_______ (З) Д. И. Менделеева. И хотя выработка научного знания сосредоточена на проблеме ______ (4), одновременно постоянно стимулируется стремлением к__________ (5) расширению сферы человеческого понимания. Поэтому образуется и накапливается научное знание не как угодно, а в ответ на человеческое ________ (6) ». А) творчество Е) недоумение Б) факт Ж) форма В) польза 3) процесс Г) изобретение И) открытие Д)способность ЗДИВАЕ

Предварительный просмотр:

Вариант 1

Часть А

А1. Единичный представитель человеческого рода, носитель со циальных и психических черт

  1. Человек в. Личность
  2. Гражданин г. Индивид

A2. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей, называется

  1. Цель в. Мотив
  2. Результат г. Способность

А3. Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, - это

  1. Общение в творчество
  2. Понимание г. познание

А4. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека является синонимом вседозволен ности.

Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.

А5. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека преобразует окружающий мир и меняет самого человека.

Б. Человеку не всегда удается планировать и контролиро вать свою деятельность.

  1. верно только А в. верны оба суждения
  2. верно только Б г. оба суждения неверны

А6. Теория происхождения человека, которая рассматривает про цесс его возникновения и развития, называется

  1. Социогенез в. Антропогенез
  2. Эгоцентризм г. Дуализм

А7. Верны ли следующие суждения?

А. Вне общества индивид не может стать личностью.

Б. Новорожденный младенец является личностью.

  1. верно только А в. верны оба суждения
  2. верно только Б г. оба суждения неверны

А8. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает

  1. земля в. выращиваемая культура
  2. техника г. земледелец

А9. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обще стве?

  1. верно только А в. верны оба суждения
  2. верно только Б г. оба суждения неверны

А10. Агентами первичной социализации являются

  1. сотрудники телевидения в. коллеги по производственной деятельности
  2. должностные лица г. родители

Часть В

В1.Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исклю чением одного, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека.

Биологические, физиологические, социальные, органические, естественные, первичные.

В3.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

1. Авиценна, Моцарт, Бетховен, Шопен - это несколько имен вундеркиндов, гений которых с годами раскрылся в полную силу. 2. Уфологи считают появление вундеркиндов вмешательством инопланетян. 3. По мнению биофизиков, вундеркиндов «делают» геомагнитные волны, влияющие на плод. 4. Геомагнитное поле Земли бывает разным и его интенсивность зависит от Солнца и других планет.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений.

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

Простейшим, самым доступным видом деятельности является______________ (1). Она носит условный ___________(2) и реализует потребность ребенка в активности и в познании окружающего мира на основе усвоения человеческих форм поведения. Более сложным видом деятельности является __________(3), направленное на усвоение научного ______ (4) и приобретение соответствующих навыков и умений. Наиболее важным видом деятельности считают___________ (5). Он обеспечивает не только существование человеческого __________(6), но является также условием его непрерывного______(7). Среди его видов различают предметно-практический и абстрактно-теоретический , или первый часто называют физическим, а второй - умственным».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Часть С

(Дайте развернутый ответ на задания части С.)

«Психические свойства - не изначальная данность; они форми руются и развиваются в процессе деятельности личности. Подобно тому как организм не развивается сначала, а затем функционирует, а развивается, функционируя, так и личность не формируется снача ла, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности. В деятельности личность и формируется, и про является. Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом. <...> В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики. Но не все психическое содержание действия или поступка человека, не всякое психическое состояние в равной мере может быть отнесено к сколь ко-нибудь устойчивым свойствам личности, которые характеризовали бы какую-нибудь сторону ее психического облика. Некоторые акты в своем психическом содержании характеризуют скорее обстоятельства какой-нибудь преходящей ситуации, не всегда существенной и пока зательной для личности.

Поэтому особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства личности.

Психические свойства личности - ее способности и характе рологические черты - формируются в ходе жизни. Врожденные особенности организма являются лишь задатками - весьма мно гозначными, которые обусловливают, но не предопределяют пси хические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства - способности и черты характера в зависимости от хода его жизни и деятельнос ти не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется харак тер. Этот образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик, личности».

(С. Рубинштейн)

СЗ. Какие два психических свойства личности называет автор? Укажите любые две особенности процесса их становления.

С4. Влияют ли, по мнению С. Л. Рубинштейна, объективные ус ловия существования человека на его психический облик? Как автор обосновывает свое мнение? Опираясь на знания курса и собственный опыт, приведите два аргумента, подтверждающие мнение автора.

Итоговая работа по теме «ЧЕЛОВЕК»

Вариант 2

Часть А

А1. Человека как личность характеризует

  1. тип темперамента в. принадлежность к определенной расе
  2. черты внешнего облика г. умение общаться с другими людьми

A2. Осознанный образ ожидаемого итога, на достижение которо го направлена деятельность человека, называется

  1. Цель в. мотив
  2. Результат г. Потребность

А3. Самопознание направлено на

  1. познание общественных норм и ценностей в. осознание своих возможностей
  2. отражение объективной действительности г. познание законов прекрасного

А5. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обще стве?

А. В человеке самой природой заложено умение жить в об ществе.

Б. Личность может формироваться только в человеческом обществе.

  1. верно только А в. верны оба суждения

б. верно только Б г. оба суждения неверны

А4. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в

  1. Самосохранении в. самопознании
  2. Самореализации г. самообразовании

А5.. Верны ли следующие суждения?

А. Социализация представляет процесс стихийного усвоения человеком определенной системы знаний, норм, ценнос тей, позволяющих ему действовать в качестве полноправ ного члена данного общества.

Б. Социализация выступает как процесс и результат включе ния ребенка в общество.

  1. верно только А в. верны оба суждения
  2. верно только Б г. оба суждения неверны

А6. Качества личности проявляются в

  1. чертах человека как биологического организма в. особенностях темперамента
  2. наследственной предрасположенности г. социально-преобразующей деятельности

А7.Артисты музыкального театра играют классический спек такль. Объектом этой деятельности являются

  1. Декорации в. музыкальные инструменты
  2. Исполнители г. зрители

А8. Агентами вторичной социализации являются

  1. близкие родственники в. учителя
  2. родители г. друзья

А9. Конструирование в уме желаемого результата деятельности

  1. Фантазия в. мотивация
  2. Интуиция г. воображение

А 10. . Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека по преимуществу носит созна тельный характер.

Б. Деятельность человека всегда созидательна.

  1. верно только А в. верны оба суждения
  2. верно только Б г. оба суждения неверны

Часть В

В1. Ниже приведен ряд качеств человека. Все они, за исключением одного, являются социальными качествами личности.

Порядочность, сообразительность, трудолюбие, гуманность, законопослушность.

Найдите и запишите название потребностей другого вида, «вы падающее» из этого ряда.

В2.Найдите в приведенном ниже списке мотивы деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

В3 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение ко торого пронумеровано.

I. Искусство использует для познания художественный образ и выражает эстетическое отношение к действительности. 2. Гесиод утверждал, что музы говорят ложь, которая похожа на правду. 3.Дело в том, что в художественном образе соединяются два начала: объективно-познавательное и субъективно-творческое. 4. Художественный образ представляет собой отражение действительности через субъективное восприятие ее самим художником и тем, кто воспринимает произведение искусства.

Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер; Б) характер оценочных суждений.

В4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слов(словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков

«Способности имеют природные предпосылки - _______(1), но их проявление зависит от индивидуального развития __________-(2). Многое зависит и от окружения, ведь одаренные дети могут часами заниматься любимым делом, которое является для них одновременно и трудом, и (3). Но взрослые иногда используют меры принуждения, которые вызывают лишь чувстве обиды и снижают ________(4) к данному занятию. Совокупность

умственных способностей человека и его умения применить их в разных ситуациях называют _____________(5). Если же личность достигла таких результатов в своей деятельности, которые повлияли на всю историю человечества, стали всемирно известными, составили целую эпоху в жизни общества или развитии культуры; то в таких случаях говорят о _________(6)».

  1. Талант Б) задатки
  2. Личность Г) человек

Д) гениальность Е) игра

Ж)интеллект 3) интерес

Часть С

Дайте развернутый ответ на задания части С.

«Каждый индивидуум Homo sapiens при рождении наделен конституцией животного, принадлежащего к приматам, но лишен какой-либо культуры. Культура приобретается в процессе индивидуального развития, в результате обучения в широком смысле. В первые годы развития каждый индивидуум из состояния человекообразного животного (при рождении) через стадию варвара (ребенок) переходит в человеческое состояние. И это умственное развитие индивидуума происходит в результате формирующего влияния социальных факторов и образования <...>

В свете эволюционной биологии человек - это млекопитающее, точнее примат, еще точнее - человекообразное, еще точнее - представитель антропоидов весьма высокоразвитого типа. Эти последовательные ступени, или грады, органической эволюции заложены в человеческом организме. Но человек - это нечто большее, чем животное; это продукт не только органической, но также и культурной эволюции. Культурная эволюция добавляет еще один слой , или, если угодно, ряд слоев, к природе человека. Двойственная конституция - частью биологическая, а частью культурная - закладывается в человечество процессом его эволюционного развития. Самый верхний слой стратифицированной конституции человека, слой, наложенный культурной эволюцией, и есть тот решающий слой, которым человек отличается от животного. Человек - это животное, наделенное культурой <...>

Культурное наследие, или унаследование традиций, - это вся совокупность знаний, представлений, искусств, обычаев и технологических навыков, которыми располагает данное человеческое общество в любой данный момент своей истории. Вся эта сумма знаний и традиций - результат открытий и изобретений, сделанные предшествующими поколениями. Она передается и будет передаваться из поколения в поколение путем обучения в широком смысле этого слова. Каждое поколение может вносить в культурное наследие что-то новое, и все эти вклады также будут передаваться последующим поколениям при помощи все того же процесса обучения <...>Различия между человеком двадцатого века и человеком каменного века по морфологическим признакам, в том числе и по емкости черепа, относительно невелики. Однако различия в их культуре огромны. Изменения, происшедшие с Homo sapiens со времен палеолита до нынешней стадии его развития, вызваны главным образом культурной эволюцией».

(В. Грант)

С2. Какие факторы, формирующие человеческое состояние, называет автор?

СЗ. Как определяет человека эволюционная биология? Какое определение человеку дает автор?

С4. Какова роль обучения в становлении человеческого в человеке?

Ответы

С- 1 вариант

С1. А) Личностью не рождаются.

  1. личность не формируется снача ла, а затем начинает действовать:
  2. Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом

С2. « В деятельности личность и формируется, и про является.»

«В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики.»

С3 . Психические свойства: способности, характерологические черты

Особенности процесса :

  1. Способности людей складываются в работе, учении и труде
  2. Характер формируется в поступках и действиях
  3. Способности не являются врожденными, они формируются в ходе жизни
  4. Задатки развиваются в способности в процессе жизни.

Человека.

Обоснование : …» образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик, личности».

Аргументы: Маугли не могут развиваться как люди,

В неблагополучных семьях более значительны отклонения детей в психическом развитии.

С- 2 вариант

С1.

  1. « при рождении наделен конституцией животного»
  2. «это млекопитающее, точнее примат, еще точнее - человекообразное, еще точнее - представитель антропоидов весьма высокоразвитого типа»

Обоснование:

  1. «процесс индивидуального развития,
  1. результате обучения в широком смысле.»

С2. Факторы:

  1. « Культура приобретается в процессе индивидуального развития, в результате обучения в широком смысле
  2. «умственное развитие индивидуума происходит в результате формирующего влияния социальных факторов и образования <...>

С3.

  1. « В свете эволюционной биологии человек - это млекопитающее, точнее примат, еще точнее - человекообразное, еще точнее - представитель антропоидов весьма высокоразвитого типа.»
  2. « Эти последовательные ступени, или грады, органической эволюции заложены в

Человеческом организме.»

С4.предположения:

  1. позволяет накапливать знания, представления, развивать искусство, сохранять обычаи…
  2. Способствует передачи суммы знаний
  3. Обеспечивает обновление и пополнение культуры

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Тест № 1. Общество как динамичная система. Общество и при рода

Вариант 1

ЧАСТЬ А

A1 Какой признак характеризует общество как систему?

А2 Один из признаков, характеризующих общество как дина мическую систему, -

A3 Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество как динамическая система характеризуется постоянным изменением элементов общества и связей между ними.

Б. Общество в широком смысле - это весь материальный мир, окружающий человека.

А4 Какой пример иллюстрирует связь общества и природы?

А5 Что из перечисленного непосредственно иллюстрирует связь общества и природы?

А6 Какую сферу общественной жизни непосредственно пред ставляет процесс производства материальных благ, необ ходимых обществу?

А7 Верны ли следующие суждения о взаимодействии обще ства и природы?

А. Общество выступает творцом "второй природы", как бы

надстроенной над природой естественной.

Б. Общество возникло одновременно с природой.

А8 К какой к сфере жизни общества относится проведение оче редных выборов главы государства?

А9 Организация и проведение международного театрального фестиваля "Черешневый лес", на котором представляют свои работы молодые режиссеры, иллюстрирует, прежде всего, взаимосвязь сфер общественной жизни

А10 Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер обще ственной жизни?

А. Спад производства, как правило, вызывает снижение уровня жизни большинства населения.

Б. Политическая власть может оказывать влияние на эко номическое развитие страны.

ЧАСТЬ В

В1 Установите соответствие между фактом и сферой обще ственной жизни: к каждой позиции, данной в первом столб це, подберите позицию из второго столбца.

ФАКТ СФЕРА ЖИЗНИ

ОБЩЕСТВА

  1. изобретение радио А) экономическая
  2. оказание медицинских услуг Б) духовная
  3. рост инфляции
  4. выставка произведений искусства

В2.Найдите в приведенном списке примеры, иллюстрирующие экономическую (хозяйственную) деятельность людей, и обведите цифры, под которыми они указаны.

Тест № 1. Общество как динамичная система. Общество и природа

Вариант2 ЧАСТЬА

А1 Общество характеризуется учеными-обществоведами как

А2 | Природа и общество тесно связаны между собой. Приме ром конструктивного взаимодействия между природой и обществом является

A3 | Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество в широком смысле - это определенный исто рический этап в развитии нации.

Б. Общество включает в себя всю совокупность взаимо связей и взаимодействий людей.

А4 | Общество, как динамическая самоорганизующаяся систе ма, характеризуется

А5 Что из перечисленного непосредственно иллюстрирует связь общества и природы?

А 6 Верны ли следующие суждения о взаимодействии обще ства и природы?

А. Современное общество способно контролировать при родные процессы и регулировать силу землетрясений и цунами.

Б. Общество в процессе своего развития обособилось от природы.

А 7 Какую сферу общественной жизни непосредственно пред ставляет процесс регуляции общественных отношений?

А8. К какой сфере жизни общества относится внедрение новых технологий и повышение производительности обществен ного труда?

I Д9 J В современном обществе основное место занимают "сред ние слои". Именно они наиболее активны в создании партий и движений, отстаивают идеи контроля общества за дея тельностью властей. Пример иллюстрирует, прежде всего, взаимосвязь сфер общественной жизни

А10 Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер обще ственной жизни?

А. Ошибочные политические решения способны прервать рост экономики и привести общество к кризису.

Б. Наиболее обездоленные и депрессивные слои населе ния, как правило, уклоняются от участия в политической жизни.

ЧастьВ

В1. Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни:

Факт Сфера жизни общества

  1. принятие закона о выборах А) политическая
  1. обесценивание национальной валюты Б) экономическая
  2. учреждение нового общенационального движения
  1. продажа туристических путевок

В2. Найдите в приведенном списке примеры, иллюстрирующие политическую деятельность людей, и обведите цифры, под которыми они указаны.

А.Г.Спиркин

Часть С. Прочитайте текст и выполните задания.

Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и природой…

Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, то есть все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и производится независимо от воли ее членов…

Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми… Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и так далее.

Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей как общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка…

Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей…

А.Г.Спиркин

  1. Найдите в тексте два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества.
  2. Ученые называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других слова, которыми автор характеризует общество как систему.
  3. Автор считает, что «более или менее нормальное бытие и развитие людей» возможно только в обществе. Подтвердите его мнение тремя аргументами.
  4. Опираясь на содержание текста и знания, приведите три доказательства того, что в основе общества «конечном счете лежит человеческий труд».

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв и перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания и пе ренесите в бланк ответов (без пробелов и других симво лов).

Ответ:

ЧАСТЬС

С1 Английский философ Г. Бокль писал: "Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обиль на; ныне богатейшие страны - те, в которых человек наибо лее деятелен". Как это высказывание отражает эволюцию человеческого общества? Оно было произнесено полтора столетия назад. Как с тех пор изменилось общество? Ка ковы, на ваш взгляд, основные ценности современного об щества? Укажите две любых ценности. Ответ запишите на отдельном листе или на обратной сто роне бланка.

Назовите любые два социальных последствия научно-технического прогресса в современном мире и проиллюстрируйте каждое из них примером.

Психические свойства – не изначальная данность; они формируются и развиваются в процессе деятельности личности. Подобно тому как организм не развивается сначала, а затем функционирует, а развивается, функционируя, так и личность не формируется сначала, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности. В деятель­ности личность и формируется, и проявляется. Будучи в каче­стве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вме­сте с тем и ее результатом.<...> В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики. Но не все психическое содержание действия или поступка человека, не всякое психическое состояние в равной мере может быть отнесено к сколько-нибудь устойчивым свойствам личности, которые характеризовали бы какую-нибудь сторону ее психи­ческого облика. Некоторые акты в своем психическом содержа­нии характеризуют скорее обстоятельства какой-нибудь прехо­дящей ситуации, не всегда существенной и показательной для личности.

Поэтому особо встает вопрос о том, как формируются и за­крепляются относительно устойчивые психические свойства личности.

Психические свойства личности – ее способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врожденные особенности организма являются лишь задатками – весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства – способности и черты характера в зависимости от хода его жизни и деятельности не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются спо­собности людей; в жизненных деяниях и поступках формирует­ся и закаляется характер. Этот образ действий в единстве и вза­имопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психичес­кий облик, личности.

(С.Л. Рубинштейн)


3. Влияют ли, по мнению С.Л. Рубинштейна, объективные условия существования человека на его психический облик? Как автор обосновывает свое мнение? Опираясь на знания курса и собственный опыт, приведите два аргумента, подтверждающие мнение автора.


4. Какие два психических свойства личности называет автор? Укажите любые две особенности процесса их становления.




С помощью такого критерия общественного развития, как успехи науки и техники, можно показать прогрессивный характер Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, является характеристикой его Что свойственно и человеку, и животному? Какой из примеров иллюстрирует новаторство в развитии культуры?

Наблюдая за близнецами, выросшими в разных семьях, ученые сделали вывод: наследственность обусловливает от 25 до 50% разновидностей личностных черт. А под влиянием каких факторов формируются остальные личностные качества? Опираясь на знания курса, укажите любые три фактора.

Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют социальную природу.

Свобода, наследственность, интересы, убеждения, сознание, ответственность .

Найдите и укажите качество, «выпадающее» из общего ряда.

Артисты музыкального театра играют классический спектакль. Объектом этой деятельности являются

Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни, под влиянием общения с окружающими. Конкретизируйте это утверждение с помощью трех примеров влияния социального окружения на человека. (В каждом из трех случаев назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформировалось).


Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. «Понятие «_____В_____(1)» получило распространение с конца 1960-х гг. Так принято называть проблемы, носящие ______Ж____(2) характер. Они затрагивают интересы каждого народа и каждого человека, их решение возможно только совместными усилиями всех людей. От того, в каком направлении будет осуществляться их решение, зависит _____А_____(3) человечества как биологического вида. В этих проблемах также проявляется ______И____(4) социальных и природных основ жизни общества и отдельного человека. Одна группа проблем связана с отношениями между государствами. Устранение ___Д_______(5) экономического развития, сохранение мира – это одновременно и решение проблемы здоровья людей, и проблемы качества освоения природных ресурсов. Остановка ____Г/______(6) также предотвращает загрязнение природной среды в планетарном масштабе». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «искусство».

Творчество, образность, доказательность, яркость, эмоциональность.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

В телевизионном ток-шоу с участием родителей, детей, ученых и журналистов обсуждали тезис: «Массовая культура вредна для детей». С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт приведите три аргумента в опровержение данного тезиса.


Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о диалоге культур.


Истина – это знание, Верны ли следующие суждения об ответственности личности? Духовная культура включает в себя О какой тенденции развития образования свидетельствует внимание к реализации права людей с ограниченными физическими возможностями на получение общего и профессионального образования? Проявлением экономической жизни общества является Какой из признаков свойственен постиндустриальному обществу в отличие от общества другого типа? Эмпирический и теоретический уровни знания присущи Установите соответствие между социальными фактами и сферами общественной жизни, к которой этот факт относится: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты денежных купюр от подделки?

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

В труде, учении, _____ (1) формируются и проявляются все стороны психики.

Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства _____ (2) – ее способности и характерологические черты — формируются в ходе жизни. Врожденные _____ (3) организма являются лишь _____ (4) – весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства _____ (5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и _____ (6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей, в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

а) особенность,

б) способности,

в) личность,

д) общество,

е) задатки,

ж) общение,

з) деятельность,

и) группа.

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Ответ: ______________________________________________________

Часть С. Напишите развернутый ответ на вопрос.

С5. Назовите любые три группы потребностей человека.

биологические (физиологические),

социальные,

идеальные,

экзистенциальные,

престижные.

Максимальный балл – 2.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «потребности человека»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о потребностях человека.

под потребностями человека понимается состояние объективной нужды организма в чем-то, что составляет необходимое условие его нормального функционирования,

потребности не должны противоречить нравственным нормам общества,

разумными являются те потребности, которые помогают развитию в человеке подлинных человеческих качеств

Максимальный балл – 2.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о человеческой деятельности.

под деятельностью понимается специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования,

деятельность человека, в отличие от активности животных носит продуктивный, творч е ский, созидательный характер,

человеческую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании

Максимальный балл – 2.

С6. Раскройте на примере изучения любого школьного предмета три основные характеристики учения как вида деятельности.

наличие субъектов деятельности (учитель и ученики),

наличие объекта деятельности (изучаемого предмета – физики),

нацеленность на приобретение новых знаний и умений,

использование комплекса методов учения (решение задач, лабораторные работы) и препод а вания (проблемный подход, лекции),

использование средств обучения (учебник, рабочая тетрадь).

Максимальный балл – 3.

С7. Сравните три ситуации:

1) ураганный ветер валит в лесу деревья,

2) животное подрывает корни дерева, чтобы добраться до плодов,

3) лесорубам дано задание с помощью современной техники расчистить делянку.

К какой из этих ситуаций можно применить понятие «деятельность»? Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.

Понятие «деятельность» применимо только к третьей ситуации. Аргументы:

именно в этой ситуации имеет место целеполагание (наличие идеального образа ожидаемого результата),

лесорубы целенаправленно применяют искусственно созданные объекты – орудия труда.

Максимальный балл – 3.

С7. Широкую известность приобрели исследования Дж. Лавик-Гудолл жизни шимпанзе в естественных условиях. По ее наблюдениям, шимпанзе используют соломинки или палочки для извлечения термитов; этими орудиями они протыкают отверстия в термитниках, заделанные мхом. Разжевывая массу прошлогодних листьев, обезьяны делают своего рода «губки», с помощью которых достают воду из углублений в деревьях.

Используя свои знания и учитывая наблюдения Лавик-Гудолл, сформулируйте существенные отличия трудовой деятельности человека от орудийных действий животных. Укажите три отличия.

изготовление человеком орудий труда с помощью другого орудия,

общение людей в процессе труда с помощью языка и речи,

осознанность и целесообразность трудовой деятельности человека,

накопление и передача опыта в виде традиций или предметов материальной культуры сл е дующим поколениям.

Максимальный балл – 3.

С7. Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности.

Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.

В ответе могут быть названы следующие виды деятельности и приведены пояснения:

игра (способствует развитию фантазии, творческого воображения, что влияет на умение принимать нестандартные решения),

учебно-познавательная деятельность (предполагает поиски способов и вариантов решения учебных задач, переноса полученных знаний со знакомых ситуаций на незн а комые).

Максимальный балл – 3.

С7. Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи характеризуют ее как стихийную, вечно обновляющуюся, изменяющуюся, модернизирующуюся.

С опорой на курс обществознания и социальный опыт приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности.

В ответе могут быть даны следующие подтверждения:

с развитием общества меняются и игры (например, родители сегодняшних школьников не и г рали в детстве в компьютерные игры),

игры можно придумать, то есть игра как проявление творчества,

можно менять правила игры, в результате чего игра фактически меняется,

в игре может проявляться выдумка и фантазия в выборе средств, целей игры.

Максимальный балл – 3.