История тибетской медицины. Исполнение мантры Будды. Лечение Arrow down Arrow up


Буддизм – религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в VI-V в.в. до н.э. и превратившееся в ходе развития в одну из трех мировых религий. В настоящее время в мире насчитывается 400 млн. буддистов-мирян и примерно 1 млн. монахов и монахинь. Основными источниками буддистской веры выступают – Трипитака («три корзины», свод священных книг) и Лалитивистара (жизнеописание Будды). Основатель буддизма – индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, то есть «пробужденного, просветленного».

Отношение к биоэтическим проблемам диктуется философско-этическими положениями буддизма. Стержнем учения является проповедь Будды о «четырех благородных истинах»: существует страдание, причина страдания, освобождение от страданий и путь, ведущий к освобождению от страданий. Освобождение буддизм представляет себе, прежде всего, как уничтожение желаний, точнее – угашение их страстности, чем достигается особое состояние – нирвана.

Нравственный идеал буддизм представляет как абсолютное непричинение вреда окружающему, проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства, совершенной удовлетворенности.

Буддийская этика основывается на альтруизме и сострадании. Она содержит требования, близкие христианству: не отнимай ничьей жизни, будь то человек или животное; не кради; не пьянствуй; не произноси ошибочных, пустых или лживых речей; не прелюбодействуй. Если буддийские монахи руководствуются многочисленными (более 200) правилами, то мирянам рекомендуется следовать пяти вышеперечисленным заповедям.

По многим биоэтическим проблемам буддизм высказывается сходно с другими религиозными конфессиями (см.: Христианство, Ислам, Иудаизм). Но в некоторых вопросах позиция буддизма «мягче» позиции других религий. Например, христианство не допускает оплодотворение спермой донора в технологиях искусственного деторождения. Буддизм же считает, что подобная практика приемлема при условиях добровольного согласия супругов, соблюдения анонимности донора и без выплаты ему вознаграждения, так как в основе его участия (донора) лежит лишь желание помочь ближнему. Как и христианство, буддизм не исключает воспитания приемного ребенка, считая это более предпочтительным вариантом решения проблемы бездетности.

^ «ВРАЧ - ПАЦИЕНТ»

«Врач - пациент» – отношения, исторически складывающиеся с такими отношениями как «врач - врач», «врач - медсестра», «врач - родственники пациента», «врач - государство». Отношение «врач - пациент» является исторически первичным, основным и выступает ключевой проблемой биоэтики. Проработка юридических, этических, религиозных и др. прав, свобод и ценностей участников отношения «врач - пациент» создает прочную основу решения биоэтических проблем в различных областях медицины: реаниматология, трансплантология, психиатрия, генная инженерия и диагностика, репродуктивная медицина, пластическая хирургия.

Отношение «врач - пациент», включенное в систему прав, свобод и ценностей, позволяет выделить в нем ряд аспектов: медицинский, административно-организационный, правовой, этический, психологический, религиозный, экономический.

Медицинский. Стороны отношения («врач» и «пациент») выступают обобщением. Врач для пациента представляет медицину в целом, разнообразие врачебных специальностей, манипуляций, технологий диагностического, лечебного, профилактического характера. Пациент – это лицо, обратившееся за медицинской помощью, нуждающееся в ней, пользующееся ею на постоянной или временной основе. Пациент, в свою очередь, выступает в многоообразии нозологических форм, профессий, социального статуса, пола, этнического происхождения, отношения к закону (законопослушный или правонарушитель).

Отношение «врач - пациент» носит не столько дихотомический, сколько триадический характер. Встреча пациента и врача – это всегда (в большинстве случаев) по поводу заболевания. Поэтому это отношение можно представить в следующем виде: «врач – болезнь - пациент». Со стороны врача пациент ожидает медицинскую услугу, помощь, вмешательство. Под медицинским вмешательством понимается воздействие на организм человека медицинскими методами и средствами в целях профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, научного исследования. В соответствии со специальностью различается и тактика врачей: терапевт – тактика вопросов, психиатр – тактика исследовательская, психотерапевт – тактика сотрудничества, хирург – «анатомический» подход.

Медицинский аспект амбивалентен относительно биоэтических ситуаций и проблем. С одной стороны, в строгом смысле слова, медицинские технологии нейтральны относительно ценностей и прав пациентов. Сами по себе такие технологии как, например, забор, хранение, переливание крови, подготовка фракций крови, кровезаменителей не ассоциируются с вопросами этики, но эпидемия СПИДа способствовала выявлению ряда проблем в этой сфере. Есть случаи, когда больные, нуждающиеся в переливании крови, получали ВИЧ-инфицированные фракции крови.

С другой стороны, реализуясь опосредованно, через медработников, медицинские технологии могут вступать в противоречие с правами и ценностями пациентов. Например, трансплантация крови – общепринятая технология. Но, если пациент является членом религиозной секты Свидетелей Иеговы, то переливание ему обычной крови – ущемление его религиозных ценностей. В этом случае возникает биоэтическая ситуация и проблема. Основное противоречие этого аспекта – противоречие между потребностью пациента в медицинской помощи и ее качеством.

^ Административно-организационный аспект состоит в том, что организация медицинской помощи гражданам закрепляется административно: - имеются районные, городские, областные и др. медучреждения; - работа медицинского персонала организуется в соответствии с графиками, отпусками. К тому же необходимо добавить, что распределение финансовых, технических материальных ресурсов проводится далеко неравномерно и не всегда по потребностям медучреждений.

Административно-организационный аспект сам по себе тоже не порождает биоэтических проблем, но может создать условия для них. Например, отсутствие специалиста, задержка выезда скорой помощи по вызову, опоздание врача на прием и т.д. Основное биоэтическое противоречие этого аспекта – противоречие между потребностью пациента в медицинской помощи и доступностью этой помощи.

^ Правовой аспект состоит в том, что отношения «врач – пациент» регламентируются нормами права. Выделяют личные, социальные, экономические, политические права и свободы граждан, гарантируемые Основным законом (Конституцией) государства. (См.: «Права врача», «Права человека», «Права пациента»).

Данный аспект включает в себя диалектику прав и обязанностей сторон. Если одна сторона заявляет права, то, тем самым, возлагает на противоположную сторону определенную обязанность. Так, если пациент выражает свое право на медицинскую помощь, то врач обязан оказать эту помощь. Если врачу дано право оказания помощи, то пациент обязан подчиниться предписаниям, назначениям врача.

Особенность действия правовой нормы состоит в ее принудительном и внешнем характере. Эта особенность сохраняется, несмотря на то, что в современной культуре происходят серьезные изменения судебно-правовой системы от карательного правосудия в сторону охранительного правосудия. Об этом свидетельствуют изменения Уголовного кодекса Российской Федерации (1997 г.), принятие «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993 г.), принятии ряда законов о защите здоровья и прав пациентов при оказании психиатрической помощи, трансплантации и др. В стадии разработки и обсуждения находятся проекты законов: «О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения», «Об эвтаназии и условиях ее применения».

Реализация прав, свобод врача и пациента тесно связана с ответственностью за нарушения норм, правил, законов (См.: «Ответственность медработников», «Врачебные ошибки», «Ответственность пациента»).

^ Этический аспект. Этика выступает ядром биоэтики. Вероятно, в название последней этика входит не случайно. Ведь с точки зрения гуманистической этики человек выступает самоценным, целостным существом. В этике человек выступает, прежде всего, как цель, а не как средство. В неэтических отношениях человек выступает преимущественно в качестве средства: в экономических – работника, в политических – электората в правовых - гражданина и т.д. Самоценность пациента закреплена в биоэтических принципах: конфиденциальность, информированное согласие, справедливость, не навреди, делай добро, уважение автономии личности. Врач, в свою очередь, реализуя вышеперечисленные принципы, сохраняет и себя на высоком этическом уровне.

Этический аспект не ограничивается только отношением «врач-пациент». Весьма важным является морально-этическое отношение пациента к своей болезни и к своему здоровью. Отечественная социология медицины использует понятие «самосохранительное поведение», выражающее наличие или отсутствие вредных привычек, информированность о болезнях, рисках, ценностях здоровья, степень активного поведения человека относительно своего здоровья. Социологические опросы свидетельствуют о том, что лишь 22% опрошенных считают здоровье самым главным в жизни, 68% уверены в том, что в некоторых обстоятельствах можно забыть о важности здоровья ради дополнительного заработка, учебы и пр., 10% ответивших предпочитают жить с риском, острыми ощущениями, ни в чем себя не ограничивая (Социологические исследования. – 1999. - № 5. – С.84,91).

Этические отношения «врач - пациент» регулируются этическими нормами и принципами. Если правовая регуляция носит внешне принудительный характер (судебные решения, законы, постановления), то моральная – предполагает свободное и добровольное выполнение нравственных норм.

В настоящее время отечественное здравоохранение регламентируется «Этическим кодексом российского врача» (1994г.), «Клятвой российского врача» (1994 г.). Наряду с национальными существуют и международные этические документы: «Международный кодекс медицинской этики», «Женевская декларация», «Хельсинско-Токийская декларация» и др. Необходимость в международных этических документах обусловлена трагическим опытом европейской истории (медицинские эксперименты нацистских врачей в концлагерях), взаимной заинтересованностью развитых государств в развитии медицинской науки и практики, совместной деятельностью по ликвидации очагов эпидемий, борьбой с опасными заболеваниями XXI века (СПИД, рак, диабет и др.).

Биоэтическими принципами являются: уважение моральной автономии личности, конфиденциальность, «не вреди», «делай добро», справедливость (См.: «Принципы биоэтики», «Медицинская этика»).

Законодательства развитых стран (в том числе и России) предусматривают в судебном порядке возмещение по иску пациента морального ущерба, наряду с возмещением за нанесенный вред здоровью. (См.: «Ответственность медработников»).

Нарушение профессиональных этических норм медицинским персоналом нередко выступает причиной появления особой группы психогенных заболеваний пациентов (См.: «Сестрогения», «Ятрогения»).

^ Религиозный аспект состоит в том, что в некоторых случаях поведение пациента, его согласие (или отказ) на медицинское вмешательство, выбор медицинских технологий и вообще отношение к здоровью, жизни, смерти зависит от его религиозных убеждений (См.: «Буддизм», «Ислам», «Иудаизм», «Христианство»). Для России этот аспект важен и потому, что она представляет собой многоконфессиональную страну. По некоторым данным, в России на 2002 г. зарегистрировано организаций: православных – 11130, протестантских – 3738, исламских – 3121, католических – 273, иудейских – 189, буддийских – 189.

Религиозная мотивация поведения пациента отличается не только от светского (атеистического) поведения, но и может различаться внутри самой религиозной мотивации (православие, католицизм, буддизм и др.).

Религиозное мировоззрение в целом не противоречит медицине с ее задачами об охране здоровья человека. Для христианина, например, важно не забывать слова из Библии: «Господь создал из земли врачевства, и благлразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сирах, 38). В более широком контексте имеется различие между Западом и Востоком. Так, если на Западе считается, что пациенту нужен покой, то на Востоке пациент – центр внимания, больной – это «кровать внутри гостиницы»; отношение к алкоголю на Западе лояльное, на Востоке – нетерпимое, а в отношении к наркотическим веществам – обратная кртина (Человек. – 2002. - № 6, - С.27).

Биоэтические проблемы возникают как результат противоречия между проведением медицинской технологии и религиозными ценностными ориентациями. Например, если христианство считает эвтаназию убийством, то восточные религии вполне допускают ее. Поэтому терапевтическое сотрудничество и эффективность лечения в некоторых случаях зависят от внимательного отношения медперсонала к выраженной мировоззренческой позиции пациента.

^ Психологический аспект состоит в том, что врач и пациент представляют собой лиц с разными темпераментами, характерами, настроениями, привычками. Такое различие может создать острую биоэтическую ситуацию, если оно будет проигнорировано участниками отношения «врач-пациент».

Психологический аспект отношения «врач – пациент» конкретизирует известное правило «лечить не болезнь, а больного». Именно психическое состояние пациента во многом представляет особенность его личности.

Для врачебного персонала весьма важно понять, например, предоперационное состояние больного. Клиническая медицина выявила следующие типы психического состояния пациентов: - синдром ипохондрической депрессии (нарушение сна, неопределенные боли в теле,…); - синдром тревожной депрессии (боязнь наркоза и желание местной анестезии, снижение настроения); - синдром апатической депрессии (чувство обреченности, потеря интереса к окружающим,…); - паранойяльная реакция (подозрительность, злобность, убежденность, что операцию будут делать студенты) (Деонтология в медицине: В 2-х томах: Т.1. – М., 1988. – гл. 6).

Лечащему врачу, прежде всего, важно уметь распознать отношение пациента к своей болезни и на этом выстроить терапевтическое сотрудничество. В отечественной медицинской литературе представлен перечень типов отношения пациента к своей болезни: - гармоничный (трезвая оценка своего состояния); - эргопатический (уход от болезни в работу); - анозогнозический (пациент гонит от себя мысль о заболевании, отказ от обследования); - тревожный (беспокойность, мнительность); - ипохондрический (сосредоточение на субъективных болезненных, неприятных ощущениях); - неврастенический (вспышки раздражения, особенно при болях); - меланхолический (неверие в выздоровление); - апатический (безразличие к исходу болезни); - сенситивный (озабоченность неприятным впечатлением); - эгоцентрический (болезнь напоказ); - паранойяльный (по мнению такого пациента, болезнь – результат чьего-то умысла, «сглаза»); - дисфорический настроение мрачное, озлобленное, ненависть к здоровым) (Врач. -2001. - № 12. С.37-38). Встречаются в медицинской практике утилитарное отношение к болезни (заболевание или фиктивное заболевание как способ решения жизненных проблем) и нозофильное (чаще пожилые одинокие пациенты).

Врачам, работающим в стационарах и клиниках педиатрического профиля, полезно знать и учитывать для установления терапевтического сотрудничества с родителями детей психологические «портреты» самих родителей: правильные, искатели несовпадений, педанты, истерики, скептики, эрудиты, энергичные, героические.

Вышеперечисленные типы отношения пациентов к своей болезни, портреты родителей маленьких пациентов – результат длительного вдумчивого наблюдения врачей-клиницистов за поведением самих пациентов, их близких. Эмпирическое происхождение этих типов не снижает их значимости в повседневной работе медицинского персонала. Способствуя установлению терапевтического сотрудничества, знание этих типов тем самым предотвращают возникновение биоэтических ситуаций.

Психологический аспект проявляет себя неравномерно в разных областях медицины. Известная медицинская сентенция: слово лечит, слово и ранит, требует от врача чуткости, тактичности в речевом общении с пациентами. Реплики врача: «такая молодая, и такая больная», «ваше сердце старше Вас» и им подобные травмируют психику пациента и противоречат основополагающему принципу «не вреди». Особенно значим психологический аспект в психиатрии, психотерапии. Остро напоминает он о себе при лечении безнадежных больных, в медицине катастроф.

^ Экономический аспект состоит в том, что процесс лечения, препараты, техника, работа специалистов – все это имеет свою стоимость и цену независимо от того, в каких условиях осуществляется медицинская помощь – рыночных или нерыночных.

Биоэтические проблемы возникают в условиях дефицита препаратов, койко-мест, современного диагностического оборудования, времени, «совести» (факты взяточничества, коррупции). Возможность возникновения биоэтических проблем связана с удорожанием современной медицинской техники (томографы, лапароскопия, новые высокоэффективные препараты и т.д.). В этих условиях большую роль играет принцип справедливости (См.: «Принципы биоэтики»). Экономический аспект отношения «врач-пациент» является весьма актуальным, нередко «болезненным» для пациента. Это связано с тем, что отечественная медицина, как и здравоохранение в целом, вынуждено осваивать рыночные механизмы. На фоне низкого финансирования здравоохранения и невысокой платежеспособности большей части населения страны возникают серьезные проблемы со своевременной качественной медицинской помощью.

Экономическая сторона медицинской практики нередко является почвой, на которой произрастает криминал (незаконное усыновление, удочерение; продажа за рубеж человеческих органов и др.). Барьером злоупотреблению в медицине выступают не только этические принципы, но и ответственность медперсонала за их нарушение.

Вышеперечисленные аспекты отношения «врач – пациент» в медицинской практике взаимосвязаны, взаимообусловливают друг друга. Их роль в достижении эффективного лечебного результата неодинакова и зависит от многих обстоятельств. Однако пренебрегать ни одним из них нельзя, ведь за каждым из них кроются те или иные человеческие убеждения, характер, достоинство, надежда.

В отношении «врач – пациент», помимо аспектов, выделяются устойчивые формы взаимных связей, взаимных ожиданий врача и пациента. Такие формы в специальной литературе обозначаются типами, но чаще моделями. В нашем словаре мы рассмотрим ряд моделей, имеющих место в отечественной и зарубежной медицинской практике (договорная, коллегиальная, контрактная, патерналистская, информированного согласия, сакральная, техническая).

Буддизм – религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в VI-V в.в. до н.э. и превратившееся в ходе развития в одну из трех мировых религий. В настоящее время в мире насчитывается 400 млн.

Буддистов-мирян и примерно 1 млн. монахов и монахинь. Основными источниками буддистской веры выступают – Трипитака («три корзины», свод священных книг) и Лалитивистара (жизнеописание Будды). Основатель буддизма – индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, то есть «пробужденного, просветленного».

Отношение к биоэтическим проблемам диктуется философско-этическими положениями буддизма. Стержнем учения является проповедь Будды о «четырех благородных истинах»: существует страдание, причина страдания, освобождение от страданий и путь, ведущий к освобождению от страданий. Освобождение буддизм представляет себе, прежде всего, как уничтожение желаний, точнее – угашение их страстности, чем достигается особое состояние – нирвана.

Нравственный идеал буддизм представляет как абсолютное непричинение вреда окружающему, проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства, совершенной удовлетворенности.

Буддийская этика основывается на альтруизме и сострадании. Она содержит требования, близкие христианству: не отнимай ничьей жизни, будь то человек или животное; не кради; не пьянствуй; не произноси ошибочных, пустых или лживых речей; не прелюбодействуй. Если буддийские монахи руководствуются многочисленными (более 200) правилами, то мирянам рекомендуется следовать пяти вышеперечисленным заповедям.

По многим биоэтическим проблемам буддизм высказывается сходно с другими религиозными конфессиями (см.: Христианство, Ислам, Иудаизм). Но в некоторых вопросах позиция буддизма «мягче» позиции других религий. Например, христианство не допускает оплодотворение спермой донора в технологиях искусственного деторождения. Буддизм же считает, что подобная практика приемлема при условиях добровольного согласия супругов, соблюдения анонимности донора и без выплаты ему вознаграждения, так как в основе его участия (донора) лежит лишь желание помочь ближнему. Как и христианство, буддизм не исключает воспитания приемного ребенка, считая это более предпочтительным вариантом решения проблемы бездетности.

С точки зрения буддизма, разум – творец как здоровья, так и болезни. В действительности, он же – источник всех наших проблем. Разум не имеет физической природы. Он, с точки зрения буддистов, бесформен, бесцветен, беспол. Его природа чиста, безгранична, всеобъемлюща, словно солнце, сияющее в ясном небе. Проблемы или болезни сравниваются с облаками, закрывающими солнце. Подобно тому, как облака временно загораживают солнце, не имея свойственной ему природы, наши болезни носят временный характер, а их причины могут быть устранены.

Пожалуй, едва ли можно найти человека, незнакомого с концепцией кармы (что буквально означает действие). Все наши поступки отпечатываются в потоке сознания и имеют потенциал к тому, чтобы «дать росток» в будущем. Эти действия\поступки могут быть как положительными, так и отрицательными. Считается, что «кармические семена» никогда не проходят мимо. Негативные вызревают в виде неудач и болезней, позитивные же приносят счастье, здоровье и успех.

Чтобы избавиться от уже существующей болезни, мы должны совершать положительные действия в настоящем времени. Буддисты верят: всё то, что происходит с нами сейчас, является результатом наших предыдущих действий не только в этой жизни, но и в прошлых.

Для стойкого исцеления нам необходимо не только лечить внешние симптомы заболевания при помощи медикаментов или натуральных трав, но и воздействовать на причину, которая берёт своё начало в разуме. Если мы не очищаем свой разум, то болезнь возвращается к нам снова и снова.

Главным корнем наших проблем и болезней является эгоизм, наш внутренний враг. Эгоизм порождает негативные действия и чувства, такие как ревность, зависть, злость, жадность. Эгоистичные мысли увеличивают нашу гордость, вызывая чувство зависти по отношению к тем, кто имеет больше нас, чувство превосходства перед теми, у кого есть меньше, чем у нас, а так же чувство конкуренции с теми, кто наравне. И наоборот, мысли и действия, направленные на благополучие других, приносят счастье и умиротворение.

Тибетская медицина является достаточно популярной и эффективной. Она основана на лечении травами, но её уникальность заключается в том, что во время приготовления лекарств произносятся молитвы и мантры, наполняющие их энергией. Благословленные лекарства и вода оказывают тем более мощный эффект, чем более духовно развит человек, выполняющий духовные практики во время приготовления. Имеют место случаи, когда просветлённый тибетский лама дует на поражённый участок тела, после чего наступает излечение или уменьшение боли. Сострадание – это сила, которая лечит.

Визуализация так же может быть мощным инструментом исцеления. Один из буддистских методов: визуализация светящегося белым светом шара над головой, который распространяет свет во всех направлениях. Представляйте, как свет распространяется через ваше тело, полностью растворяя болезни и проблемы. Такая визуализация ещё более эффективна в сочетании с воспеванием мантр. Важно отметить, что религиозные верования здесь не имеют значения.

В буддизме много говорится о вопросе восприятия. Если кто-то злится на нас, мы имеем выбор: сердится в ответ, либо быть благодарным за предоставленную возможность практиковать терпение и очистить карму. На это может уйти много времени.

Во второй половине второго века происходит дальнейшее развитие китайской медицины , в частности медицинских управлений при императорских дворах. Теперь они насчитывали 317 специалистов, среди которых 293 врача всех основных специальностей, в том числе и, пожалуй, единственная в Китае, женщина-врач Чунь Юй-янь - акушер-гинеколог.

Медицинское управление

Комплектуя свои штаты из числа лучших медиков путем отбора на специальных экзаменах, такое медицинское управление не только обслуживало императора и его приближенных, но и вело определенную работу по проверке знаний и установлению квалификационных категорий народных врачей . Оно же в какой-то мере осуществляло и контроль за их деятельностью в крупнейших городах. Здесь проводилось и редактирование важнейших медицинских книг. А эта работа приобретала особенно важное значение в то время и вот почему:

В 105 г. Цай Лунь из тряпья и древесной коры получил материал, которому суждено было остаться незаменимым до наших дней.

Изобретение бумаги

Китайский ученый подарил человечеству бумагу (Цо-чень - «бумага из бамбука» и Му-чень - «бумага из дерева» употреблялись уже в 4 веке до н. э. А, примерно, в I веке до н. э. была изобретена хаши - «бумага из шелка». Для этого коконы шелковичного червя превращали в волокнистую массу, которая затем выливалась тонким листом. Но бумага из шелка (хаши) была, конечно, слишком дорога, чтобы стать широко доступной. В поисках более дешевого материала для ее изготовления Цай Лунь остановился на другом сырье волокнистой структуры. Он использовал во время первых своих попыток найти заменитель хаши кору деревьев, тряпки и старые рыболовные сети В 105 г. ему удалось создать «Цай хао-чжи» - «бумагу чиновника Цай» - именно то, что почти в неизменном виде обошло все страны мира и дошло до наших дней.


Это открытие имело поистине революционное значение для развития культуры. Книга из бумаги стала носителем прогресса, доступного широким кругам населения. Книге во многом обязана своим дальнейшим развитием и китайская медицина.

Период Троецарствия

В период Троецарствия , (подробнее: ) продолжаются непрерывные войны между княжествами Вэй, Шу и У. Частые вторжения гуннов за каких-нибудь 60 лет повергли страну в состояние глубокого экономического упадка. Ирригационные сооружения разрушались, поля запустели, были сожжены и разграблены многие города, нарушены традиционные торговые связи. Все это сказалось и на состоянии медицины, которая к тому же вскоре оказалась под сильным влиянием буддизма. Буддийские монахи появились в Китае еще до начала нашей эры и в первые ее века. Они принесли сюда и некоторые медицинские знания. На китайский язык ими было переведено много книг индийских врачей.

Роль буддизма в развитии медицины

Подобная активность объясняется тем, что в борьбе с даосизмом буддизм стремился, развивая медицинскую деятельность , привлечь на свою сторону народные массы. Соперничество за право распоряжаться душой верующего выливалось в соперничество и за «изгнание болезней» из его тела.

Медицинские теории буддизма

В противоположность национальному китайскому учению о двух противоположных началах «ин» и «ян», (подробнее: ) и пяти первоэлементах - «У-син» буддизм основывал свои медицинские теории на учении о «четырех больших», согласно которому мир состоит из четырех основных субстанций - земли, воды, огня и ветра. Их соотношением и взаимодействием объяснялось состояние человеческого организма: равновесие «четырех больших» определяло состояние здоровья, а его нарушение вызывало болезнь. При этом возможные отклонения одного из четырех «больших» влекли 101 болезнь, что в сумме давало число 404.


Авторы медицинских книг

Несколько забегая вперед, скажем, что под это количество подводились впоследствии данные некоторых авторов медицинских книг .

Тао Хуп-цзинь

Тао Хуп-цзиня, составил в 500 г. книгу «404 рецепта ».

Сунь Сы-мяо

По этому же пути пошел и Сунь Сы-мяо (живший в конце 6 и начале 7 веков врач Сунь Сы-мяо известен своим классическим описанием таких болезней, как гемералопия, бери-бери и рахит . Он предложил лечить «куриную слепоту» препаратами из печени животных . В книге «Ценнейшие рецепты» (или «Тысяча золотых рецептов»), насчитывавшей 60 томов, им описано лечение многих женских и детских болезней, отравлений. Отдельная глава посвящена методике иглоукалывания и прижиганий, автор книги «Ценнейшие рецепты», и Ван Тао , автор труда по диагностике и терапии ряда болезней.


Сунь Сы-мяо — известен классическим описанием таких болезней, как гемералопия, бери-бери и рахит

Ван Шу-хэ

Ван Шу-хэ , живший в период Троецарствия, творил еще до того, как мистические идеи буддизма о бренности тела и бессмертии духа, переселяющегося в другую оболочку, были восприняты представителями даосизма и получили широкое распространение.

Выходец из семьи императора Чжоу Сянь-вана из династии Чжоу, Ван Шу-хэ известен как крупный медицинский чиновник , автор большого классического труда о пульсе . Будучи глубоко и всесторонне образованным для своего времени человеком, он хорошо изучил все данные, которыми в то время располагала медицина в области практики и теории. Состоя на службе в качестве государственного медицинского чиновника, Ван Шу-хэ придавал большое значение предупреждению заболеваний и, в частности, горячо отстаивал точку зрения, согласно которой большинство болезней представителей господствующего класса имело причиной излишества в еде .

Ван Шу-хэ — автор большого классического труда о пульсе

Он придавал также большое значение укреплению организма , а поэтому предлагал целые системы мероприятий для закалки организма . Много работал Ван Шу-хэ также в области усовершенствования методов диагностики, в частности, методов исследования пульса , что послужило основой большого классического труда о «пульсовой диагностике», состоящего из десяти томов, разделенных на 98 глав. Обобщив в этом произведении все известное до него о пульсе, он внес многие данные из личных наблюдений и исследований.

Труд этот, появившийся в 280 г. и называвшийся «Мэй-тин», в последующие периоды, послужил источником для перенесения учения о пульсе в другие государства, в частности, в 541 г. - в Корею, в 562 г. - в Японию; в XI веке знаменитый Абу Али ибн Сина использовал это произведение при изучении разновидностей и включил данные из него в свой знаменитый «Канон врачебной науки». Из 48 видов пульса, описанных им, 35 упомянуты в трудах китайских авторов, и Авиценна заимствовал их оттуда.

Сведения о пульсе проникли из Китая в Индию, где первые упоминания о характере пульса, о роли «пульсовой диагностики» появляются в 8 веке в медицинских книгах Шаэнгадра .

Труды Ван Шу-хэ о пульсе явились первоначальным источником для китайских (и не только китайских) ученых по этому вопросу. Все они базировались на данных Ван Шу-хэ, а многие главным образом только разрабатывали идеи, изложенные в «Мэй тин».

Небезынтересно отметить, что историки высоко ценят заслуги Ван Шу-хэ в сохранении для последующих поколений знаменитого труда Чжан Чжун-цзиня «Шан хань лунь». Единственный экземпляр этой древнейшей книги о лихорадочных заболеваниях составлял собственность Ван Шу-хэ, который размножил ее и предоставил возможность пользоваться ею медикам разных провинций, вопреки существовавшему тогда обычаю.

Хуан Фу-ми

Дальнейшей разработке оригинального китайского метода лечения иглоукалыванием и прижиганием посвятил себя другой выдающийся медик периода Троецарствия - Хуан Фу-ми . Родился он в 215 г., умер в 282 г. нашей эры. Являясь современником Ван Шу-хэ, он происходил, в противоположность последнему, из бедной крестьянской семьи, жившей в уезде Линтэ, провинции Каншу.

Хуан Фу-ми — разрабатывал китайский метод лечения акупунктурой и прижиганием

Он еще в начале своей деятельности заинтересовался акупунктурой (иглотерапией) и прижиганием, тщательно изучил и обобщил все, что было известно об этих методах терапии до 3 века. Значительным стимулом для изучения чженьцю («чженьцю» - так можно передать произношение иероглифов, обозначающих метод иглоукалываний («чжень») и прижиганий («цю»), оказалось какое-то хроническое заболевание самого Хуан Фу-ми, которое он лечил методами, рекомендованными даосскими монахами; но это лечение лишь усилило страдания, и тогда Хуан, занявшись еще более углубленно изучением национальной медицины, и испытал на себе действие метода чженьцю.

В результате тщательного изучения чженьцю Хуан Фу-ми написал свою знаменитую работу об этом методе под названием «Тя и тин». Труд Хуан Фу-ми «Тя и тин» был высоко оценен как его современниками, так и медиками последующих поколений. «Тя и тин» являлся основным литературным источником при изучении акупунктуры и прижигания , на основании данных из нее производились дальнейшие исследования в этой области. Книга была использована в 265 году китайским врачом Дзе Ценом для распространения метода акупунктуры и прижиганий в Японии. Японские медики высоко оценили как труд Хуан Фу-ми, так и сам этот метод терапии.

Имя Хуан Фу-ми было весьма популярно в Китае, и историки отмечают в биографии ученого, что император Цин У-ти неоднократно приглашал его занять должность медицинского чиновника при дворе, но Хуан отказывался от этой высокой чести, оставаясь жить и работать в своей деревне, где и умер на 68 году жизни.

Династия Цзинь

Пришедшая в 280 г. на смену Троецарствию в результате победы княжества Вэй над Шу и У династия Цзинь оказалась недолговечной. Попытки ее создателя Сыма Яня укрепить государственную собственность на землю вызвали сопротивление со стороны крупных феодалов, которые не были заинтересованы в строгой регламентации наделов, барщины и податей. Внутренними раздорами воспользовались западные соседи Китая. В междоусобной борьбе княжества часто прибегали к помощи гуннов, сяньби и тибетских племен. В 312 г. пал Лоян - первая столица империи Цзинь, а через пять лет и вторая - Чанань. Остановить кочевников китайские войска смогли только на реке Янцзы, южнее которой в 317 г. образовалось государство Восточных Цзиней.

В связи с завоеванием северных провинций сяньбийскими племенами тоба культурный центр Китая, начиная с четвертого века, переместился из бассейна реки Хуанхэ в бассейн реки Унцзыцзян.

В районе ее нижнего течения жил и творил великий фармацевт и медик , основоположник химии лекарственных средств Гэ Хун .

Родился Гэ Хун в 281 г., умер в 341 г. в уезде Цзян Су (на нижнем течении реки Янцзы). Будучи весьма образованным для своего времени человеком, он начал изучать медицину у известных медиков Цэн Инь-шэ и Бау Шен-шэ , но затем увлекся изучением растительных и химических лекарственных форм . До начала деятельности Гэ Хуна лекарства, в основном, были лишь растительного происхождения, а Гэ Хун занялся изучением лекарств минерального происхождения, а также приступил к изготовлению их химическим способом. Так им было создано несколько химических препаратов ртути, в том числе окись ртути, препараты меди, железа, свинца и проч. Препараты эти были испробованы автором в медицинской практике, и на этом основании им были выработаны показания и противопоказания к их применению .

Гэ Хун написал две книги. Одна из них - «Тин кун фон», что значит: «Рецептура золотого сейфа» (то есть, наиболее ценные рецепты), и вторая - «Цоу хоу пей ти фа» («Подручные средства для спасения жизни в острых и опасных для жизни случаях», или «Настольная книга по рецептуре»).

Гэ Хун предложил два вида препаратов, для применения в хирургической практике «Сын» и «Тянь», что в буквальном переводе значит «подниматься» и «опускаться». Эти средства, возбуждающие и успокаивающие, по-видимому, нервную деятельность, применяются в клинике китайской медицины и в настоящее время, и действие их высоко оценивается.

Гэ Хун верил в безграничную силу лекарств, но полагал, что самые действенные лекарства еще не найдены, а поэтому в течение всей жизни создавал множество химических средств во всевозможных сочетаниях. Эти средства он превращал в пилюльные формы и экспериментировал с ними вначале на животных, а затем и на своих пациентах. Ему удалось таким образом, предложить множество ценных препаратов и собрать точные сведения об их действии (Пока оценок нет)

Значительно позднее, чем ведизм, в Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то, что Будда реальное историческое лицо - это факт.

Буддизм в своих истоках связан не только с брахманизмом, но и с др. религиозными и религиозно - философскими системами Древней Индии. Анализ этих связей показывает, что появление буддизма было обусловлено и объективными социальными процессами, подготовлено идейно. Буддизм не был порожден "откровением" достигшего божественной мудрости существа, как это утверждают буддисты, или личным творчеством проповедника, как обычно считают западные буддологи. Но буддизм не явился и механическим набором имевшихся идей. Он внес в них много нового, порожденного именно общественными условиями эпохи его возникновения.

Первоначально элементы нового религиозного учения, как утверждает буддийская традиция, передавались изустно монахами своим ученикам. Литературное оформление они начали получать сравнительно поздно - во 2-1 вв. до н.э. Сохранился палийский свод буддийской канонической литературы, созданный около 80 г. до н.э. на Шри-Ланка и названный позднее "типитака" (санскр. - "трипитака") - "три корзины закона".

В 3-1 вв. до н.э. и в первых веках н.э. происходит дальнейшее развитие буддизма, в частности создается связное жизнеописание Будды, складывается каноническая литература. Монахи - теологи разрабатывают логические "обоснования" главных религиозных догм, нередко именуемые "философией буддизма". Теологические тонкости оставались достоянием сравнительно небольшого круга монахов, имевших возможность отдавать все свое время схоластическим спорам. Одновременно развивалась другая, морально - культовая сторона буддизма, т.е. "путь", который может привести каждого к прекращению страданий. Этот "путь" и был собственно тем идейным оружием, которое способствовало в течение многих веков удержанию трудящихся масс в повиновении.

Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области индивидуального культа. Имеется в виду такая форма религиозного поведения, как бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как “чань” и “дзен”. Многие исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации. Так последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами распространения религии.

К периоду Маурьев в буддизме оформились два направления: стхавиравадины и махасангики. Последнее учение легло в основу Махаяны. Древнейшие махаянские тексты появляются еще в первом веке до нашей эры. Одним из важнейших в доктрине Махаяны является учение о Бодхисатве-существе, способном стать Буддой, приближающемся к достижению нирваны, но из сострадания к людям в нее не вступающие. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И Будда и Бодхисатва являются объектами почитания. Согласно Махаяне, достижение нирваны происходит посредством Бодхисатвы и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего. Разделение Буддизма на две ветви: Хинаяну (“малая повозка”) и Махаяну (“большая повозка”) было вызвано, прежде всего, различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира - монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.

Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь. В Махаяне важную роль культ бодхисатв - индивидов, уже способных войти в нирвану, но скрадывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мира призывом к воздействию на него.

Ранний Буддизм отличается простотой обрядности. Её главным элементом является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гуатамы, поклонение ступам - культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодхисатв, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.

Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении - в буддизме она именуется «нирваной». Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь - страдание, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать «восьмеричному пути» - праведным взглядам, праведному поведению, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. В буддизме огромную роль играла этическая сторона. Следуя «восьмеричному пути» человек должен полагаться на самого себя, а не искать помощи извне. Буддизм не признавал существование бога творца, от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его личном ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного «я» можно достичь нирваны.