Психотерапия - это что такое? Методы психотерапии. Психотерапия медицинская и психологическая. Психотерапия – это лечение словом

Психотерапия - это использование методов психологического воздействия для лечения больного, для улучшения чувства психологического благополучия клиента.

Традиционные психотерапевтические методы разделяют на рациональную и суггестивную психотерапию.

Рациональная и разъяснительная психотерапия - самые распространенные психотерапевтические методы. Разъяснительная психотерапия проводится, как правило, в форме беседы с больным. Этот метод психотерапии был предложен П. Дюбуа в 1913 году. В отличие от других видов психотерапии, она построена не на внушении, а на логической аргументации. Больному в доступной форме рассказывается о причинах заболевания, с помощью убеждения изменяется его неправильное отношение к возникшему болезненному состоянию и психотравме.

В работе медицинского психолога сходный метод психологической помощи называется личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия. Она направлена на:

1) изучение личности больного, его эмоциональных реакций, отношений, выявление причин возникновения и сохранения невротического состояния;

2) помощь больному в осознании психологических причин заболевания, в изменении отношения к психотравмирующей ситуации;

3) коррекцию неадекватных реакций и форм поведения.

В процессе психотерапевтической беседы пациенту задаются прямые или косвенные вопросы, с больным обсуждается связь его состояний с различными ситуациями жизни, особенностями его системы отношений.

Данный метод психотерапии нередко проводится с группой больных. Главная форма взаимодействия - групповая дискуссия. Обсуждаются жизненные проблемы участников группы. При этом психотерапевтическое воздействие осуществляется группой больных на каждого участника группы под постоянным контролем врача или медицинского психолога. Цель групповой психотерапии состоит логическом убеждении, успокоении, разъяснении. В процессе групповой работы используются также и другие методы психотерапии: разыгрывание ролевых ситуаций, психогимнастика, рисуночные методы и музыкотерапия.

Суггестивная психотерапия - это воздействие на переживания больного путем словесного внушения. Внушение в бодрствующем состоянии тем эффективнее, чем более внушаем больной. Проводится суггестивная психотерапия в полузатемненной комнате. Больной находится в удобной позе сидя или лежа, в расслабленном состоянии, лучше с закрытыми глазами. При этом пациент должен иметь положительный настрой и слушать только психотерапевта.

Среди всех методов лечения нервно-психических заболеваний первой возникла гипнотерапия. Термин "гипноз", означающий в переводе с греческого "сон", был предложен в 1841 году английским хирургом Джеймсом Брэдом. Тем самым состояние гипноза определялось как сноподобное. В 1866 году выходит книга Амвросия Льебо "Сон и подобные ему состояния..." Автор также считает гипноз разновидностью сна - внушенным сном. С конца 70-х годов XIX века известный невропатолог Жан Мартен Шарко начинает изучать влияние гипноза на больных, страдающих истерией.

Внушение в состоянии гипноза значительно эффективнее, так как его действию не мешает "критика" со стороны сознания, которое в гипнотическом сне оказывается в значительной степени выключенным. Торможение, возникающее в большей части коры головного мозга, повышает возбудимость оставшегося незаторможенным пункта, куда и адресуются слова гипнотизера. Действие слов становится особенно эффективным. При этом важно, чтобы пациент не сопротивлялся гипнозу, был пассивен и склонен к подчинению, настроен на мысль о необходимости заснуть. Эффект лечения зависит от внушаемости больного. Практикой доказано, что внушение, проведенное в состоянии гипноза, наиболее действенно и сохраняется на длительное время. Сила внушения при гипнозе достаточно велика, поэтому его могут проводить только специально подготовленные врачи или клинические психологи при соответствующих показаниях и с большой осторожностью.

В качестве вспомогательного средства в лечебном процессе часто используются сеансы релаксации (нервно-мышечного расслабления). Основная задача занятий релаксацией - достижение полного расслабления мышечной и нервной системы, что способствует регуляции эмоционально-вегетативных функций, снижению нервно-психической напряженности и личностной тревожности. Существуют специально разработанные системы тренинга, способствующие более успешной релаксации. Наиболее известны методика прогрессивной мышечной релаксации Джекобсона и методика активной нервно-мышечной релаксации Гирдано и Эверли. Медицинские психологи обучают людей релаксации для того, чтобы они могли успешнее справляться с тревожностью и чрезмерной напряженностью.

Аутогенная тренировка также широко примеряется в психологической практике. Она представляет собой использование человеком приемов самовнушения. Аутогенная тренировка была предложена в законченном виде в 1932 году немецким психотерапевтом И.Г. Шульцем. В нашей стране получила распространение только в 1970-80-е годы. Психотерапевтический эффект аутотренинга связан с самовнушением, проводимым при мышечном расслаблении. Этот метод может использоваться для снятия нервно-психической напряженности, эмоциональной саморегуляции, психологической настройки, для самовнушения определенных мыслей и состояний. Аутогенная тренировка и релаксация считаются наиболее доступными методиками психотерапии.

Психоанализ - широко применяемый в мире метод психотерапии. Однако в России он не получил еще большого распространения. Открыл психоанализ австрийский врач Зигмунд Фрейд. Психоанализом были названы теория психической жизни, а также метод исцеления души, разработанные им. В процессе лечения психоаналитик помогает пациенту проникнуть в скрытые от сознания мысли и переживания. Он пытается снять симптомы пациента, освободив его от ненужных сомнений, неоправданного чувства вины, мучительных самообвинений, ложных суждений и неразумных порывов. Полный курс психоанализа - всегда продолжительный процесс, длящийся обычно не менее одного года при регулярных встречах с психоаналитиком (от трех до шести сеансов в неделю, каждый продолжительностью около часа).

Применяется психоанализ главным образом для лечения неврозов, хотя может использоваться и для решения жизненных проблем нормальных людей. В последние десятилетия психоанализ получил большое распространение. В то же время возникло множество его ответвлений, объединяемых понятием "глубинная психология".

В настоящее время почти все психоаналитики - врачи. Самая большая опасность - это лечить пациента, находящегося на грани психоза, если аналитик не отдает себе отчета в его подлинном состоянии. Аналитик также должен соблюдать осторожность в различении неврозов от некоторых болезней мозга и гормональных расстройств, чтобы не лечить одними только психологическими методами пациентов, нуждающихся в хирургическом лечении или специальных лекарствах. Чтобы избежать подобных ошибок, от психоаналитиков требуется основательная подготовка по медицинской психиатрии. Психоаналитики без медицинского образования решают эту проблему, привлекая консультантов и требуя перед началом лечения тщательного медицинского обследования пациента.

Психоанализ в настоящее время широко признан обществом в Западной Европе и Америке, существуют учебные институты и факультеты в университетах, осуществляющие полноценную по времени профессиональную подготовку психоаналитиков. В течение многих десятилетий существуют Международная Психоаналитическая Ассоциация, а также создаются национальные ассоциации психоаналитиков. Особый авторитет психоанализ приобрел в США и Германии. В Германии, например, психоаналитическая терапия официально признается организациями, обеспечивающими общественное медицинское страхование, и аналитик, таким образом, получает в соответствии с определенной шкалой расценок вознаграждение за свой труд (Томэ, Кэхеле, 1996, с. 12).

В работе с пациентами используются и многие другие методы психотерапии: коллективная и групповая психотерапия, поведенческая, игровая, психодрама, арт-терапия, музыкотерапия, семейная психотерапия, транзактный анализ, гештальттерапия (Рожнов (ред.), 1979; Кар-васарский, 1998). Овладение каждым из этих методов требует специального обучения. Всего в настоящее время насчитывается более 400 самостоятельных методов психотерапии (Карвасарский (общ. ред.), 1998, с.449).

Психотерапевт должен знать психотерапевтические идеи и методы работы, созданные в разных психотерапевтических школах. Основные из них: психоанализ, аналитическая психология К.Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, телесная психология В. Рейха, гештальттерапия Ф. Перлза, бихевиоризм Б. Скиннера, гуманистический подход К. Роджерса, трансперсональная психология С. Грофа и К. Уилбера.

Каждый психотерапевтический подход претендует на эффективность при лечении почти во всех областях психопатологии. Уникальная для системы практического здравоохранения ситуация относительно психотерапии состоит в том, что больной обращается к врачу за помощью, а выбор терапии зависит не от диагноза или других объективных характеристик состояния пациента, а от того, к какой школе психртерапии причисляет себя врач. Поэтому важно, чтобы психотерапевты в своей работе умели опираться на идеи и методы, разработанные в разных психотерапевтических школах, или могли выбирать или комбинировать их самостоятельно.

Она является постмодернистской практикой, альтернативной академической психологии. Поскольку терапевты редко находят полезную для себя информацию в исследованиях, они вынуждены нарабатывать свой собственный багаж знаний. Они это делают не на основании умений, которые используются в академической психологии, и на наблюдениях за окружением, используя собственные схемы для конструирования системы знаний, которые могут найти практическое применение.

Психотерапия как теоретико-прикладное направление психологии

Психотерапия имеет следующие определения:

  • направление практической психологии, основанное на системе объективных (научных) знаний о возможности психологического влияния на ребенка и его взрослое окружение;
  • система активных мероприятий и воздействий, направленных на исправление (изменение) отклонений (расстройств, дефектов, нарушений) психического развития личности, сохранение ее индивидуальности, коррекцию поведения ребенка и взрослых членов его окружения;
  • метод работы с пациентами (клиентами) в целях предоставления им помощи по вопросам модификации, изменения, ослабления действия факторов, которые препятствуют нормальной их жизни.

Предмет, цель и задачи психотерапии

Предмет консультационной деятельности специалиста определяется симптомами и причинами отклонений в развитии и поведении клиента, поэтому психотерапия ориентирована на:

  • развитие человека (психомоторное, эмоциональное, познавательное, личностное, компетентностное, коммуникативное и т. п.);
  • поведенческие реакции, действия, акты, проявления;
  • усиление произвольной регуляции;
  • улучшение показателей адаптации к учебному заведению (в том числе готовности к школе, лицею или колледжу);
  • стабилизацию личного эмоционального состояния ;
  • структурирование мышления;
  • активизацию памяти;
  • развитие вещания;
  • регуляцию психомоторных функций и т. п.

Общая цель психотерапии - возвращение личности к внутреннему благополучию. Наиболее важная задача, которую подразумевает психотерапия, заключается в том, чтобы помогать людям, которые столкнулись с собственной неспособностью достигать целей и которые переживают в связи с этим фрустрацию, депривацию, уныние и тревогу, составить собственные активы и пассивы и учить эффективно использовать свои возможности, а именно:

  • распознавать собственный потенциал;
  • использовать его;
  • устранять препятствия на пути его реализации (в частности, отбрасывать то, что мешает жить с ощущением удовольствия, радости и счастья).

Задачи психотерапии можно представить в виде списка:

  • информирование об определенных психологических феноменах и особенностях психики и поведения;
  • обучение (тренинг) новым действиям, способам принятия решений, проявлению чувств и т. п. (это программы, ориентированные на активизацию жизненных навыков, коммуникативных умений в сфере человеческих отношений, решение проблем, оказание поддержки в выборе здорового образа жизни);
  • развитие деятельностного компонента личности: ее навыков, умений и способностей;
  • содействие формированию возрастных психологических новообразований (помощь в становлении идентичности и в личностном развитии);
  • коррекция эмоций и поведения;
  • оптимизация социальной ситуации развития;
  • устранение (снижение) тревоги, преодоление депрессии, стресса и их последствий.

История становления психотерапии

В древние времена первыми психотерапевтами были шаманы, маги и колдуны. Церемонии, ритуалы, танцы, гадания и т. п. помогали людям, чьи недуги имели не столько физический, сколько эмоциональный характер. В средние века господствовало убеждение, что душевные заболевания вызываются злыми демонами и дьявольскими силами, которые овладевают человеком. Зарождение психологической науки знаменуется появлением интереса исследователей к закономерностям функционирования психики, а впоследствии - возникновением представлений об эмоциях как о причине психических расстройств. Сначала ученых интересовало:

  • как обычный человек познает окружающий мир;
  • как личность планирует свои действия;
  • как она реально действует.

Впоследствии психология пришла к выводу о существовании индивидуальных различий (они - предмет дифференциальной психологии и психодиагностики). Дальше, с появлением учения об эмоциях как причине душевных расстройств, фокус внимания сместился в сторону уникальности и непредсказуемости человека, которые не подвергаются типизации. Потом сфера исследования от индивидуальных различий сместилась на различия в способах ведения людьми дискуссии и диалога. Следующий шаг - включение в контекст анализа социальной среды, в которой живет человек, а также общества, членом которого он является (предмет социальной психологии).

Индивидуальная терапия возникла одновременно с представлениями о диадном отношении врача и пациента («терапевтический альянс»). Консультативная психология появилась в середине 20-го века. На первых этапах ее становления естественным был интерес к той реальности, с которой сталкивается пациент и которая порождает проблемы и неурядицы, заставляющие его обратиться к врачу. Отсюда взяли начало организационная психология, семейная психотерапия и т. п. Акцентирование внимания на диаде "консультант - клиент" поставило задачу выработки норм и правил их взаимодействия.

Междисциплинарные связи психотерапии

Направления психотерапии (в том числе консультативной) базируются на следующих отраслях психологической науки:

  • общей, возрастной, детской;
  • социальной, клинической и дифференциальной;
  • психологии личности;
  • психодиагностике (в частности, тестологии);
  • консультативной психологии.

Согласно традиционным представлениям о психологическом влиянии на ребенка в контексте успешного онтогенеза, можно сказать, что психотерапия - это совокупность самих средств и методов, предназначенных для создания оптимальных возможностей и условий для полноценного и своевременного развития подрастающего индивида. В этом контексте деятельность специалиста представлена: психокоррекцией, психопрофилактикой, психогигиеной (сохранением и укреплением нервно-психического здоровья) психореабилитацией.

Консультативная психология как теоретико-методологическая подоплека и направление психотерапии

Теоретико-методологическая психотерапия - это консультативная психология, то есть отрасль системного научно-прикладного знания. Что до предоставления помощи в форме беседы, то она оказывается обычно:

  • лицам различного возраста, в т. ч. детям;
  • родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.

Психологическое консультирование чаще всего понимают как душевную помощь здоровым людям, которая оказывается с целью помочь им справиться с различными внутренними и межличностными трудностями, возникающими в процессе организованного взаимодействия. Как вид лечебной практики это система коммуникативного взаимодействия врача с лицами, которые обращаются к специалисту (по запросу администрации учреждения, родителей, педагогов), и процесс при этом может ограничиться помощью рекомендательного характера. Единого понимания своей сущности такое консультирование не имеет. Его разделяют на две группы. Это:

  • консультирование как влияние (директивная психотерапия);
  • консультирование как взаимодействие (недирективная психотерапия).

Психологическое консультирование, психотерапия включают: активность клиента, деятельность консультанта и результат этого процесса - психологические новообразования, активированные (сформированные) в личности обратившегося за помощью. При этом рассматриваются пять основных групп вопросов:

  • о сути процесса, который возникает между клиентом (человеком, который оказался в тяжелой ситуации и нуждается специализированной помощи) и терапевтом (человеком, который эту помощь предоставляет);
  • о личностных чертах, установках, знаниях, умениях врача;
  • о резервах, которыми являются внутренние силы клиента, при условии, что они могут быть активированы;
  • об особенностях ситуации, которая сложилась в жизни клиента и привела его к психотерапевту;
  • о приемах и техниках, которые будет использовать консультант для предоставления помощи клиенту.

Базовые модели психотерапии

В современной психотерапии существует два подхода к сущности терапевтического процесса - медико-биологический и психологический. Также есть и две базовые модели психотерапевтического влияния - медицинская и психологическая.

Медико-биологическая модель - это акцентирование внимания на соматических особенностях клиента. Предполагается, что ее имеет право использовать только специально подготовленный врач-психиатр или психотерапевт. Этому условию нужно следовать неукоснительно. Вот что включает в себя психологическая психотерапия:

  • центрацию на клиенте;
  • «сосуществование» (когда главное - не общее деятельностное взаимодействие терапевта и клиента в консультативном процессе, а обмен мыслями и эмоциями);
  • «внутреннее постижение» (когда клиент движется в своем личностном пространстве по траектории, которую сам определяет);
  • «безусловное принятие» (врач и пациент вступают в особые отношения близости, основанные на эмпатии, любви, уважении).

Особое значение придается методологии практической работы. Методы психотерапии (в частности те, которые используются по методологии психоанализа), знания (теория) становятся главными ориентирами консультативного процесса. Чаще всего врач может рассказать о пациенте все: об особенностях его отношений в детстве, процессах преодоления и защиты, его травме и т. д., но он не может передать его «жизненный дух».

Ориентированная на теорию поведенческая психотерапия становится лучшим средством достижения цели в рамках бихевиоральной модели. С другой стороны, эти знания о клиенте не гарантируют, что в нем произойдут внутренние изменения, не обещают «пробуждения» его внутренних процессов. Это возможно только в случае чего-то важного, такого, что не подвергается концептуализации, чему почти невозможно научиться, но без чего глубинная поведенческая психотерапия не может происходить.

Психологические модели

В пределах психологической модели, в свою очередь, выделяются:

  1. Социально-психологическая модель. Это тот подход, который основывается на общественном воздействии, в котором возможна отработка социальных форм поведения.
  2. Личностно-ориентированная модель (клиент-центрированная), которая предусматривает особое межличностное взаимодействие терапевта и клиента. Врач применяет при этом психологические теории и специальную коммуникативную технику для решения личных проблем клиента.

Направления психотерапии

В консультативной практике подразумевается, что болезни, конфликты, стрессы, проблемы являются данностью жизни каждого человека, и это надо принимать и признавать. Позитивная психотерапия - направление поддержания, восстановления психического здоровья граждан. Главное ее назначение — это забота о социальном, физическом, духовном здоровье человека, семьи и социальной группы. В связи с этим нужно понимать, что люди наделены способностями, благодаря которым могут находить выходы из самых сложных проблем и ситуаций. Позитивная психотерапия подчеркивает целостное видение жизни личности и оптимистическое восприятие ее природы. Человеческое бытие — это единство тела, ума, духа и эмоций. Врач, который работает в этой области, не будет стремиться «поставить диагноз», а будет стараться понять пациента в его жизненных проблемах, по причине которых у него появились заболевания или нарушения.

Когнитивная психотерапия - направление, которое предусматривает улучшение представления человека об окружающем мире и о себе. Дело в том, что депрессия, например, иногда заставляет воспринимать реальность необъективно. По мнению практикующих специалистов, когнитивная психотерапия позволяет клиенту убрать от себя негативные мысли и всегда мыслить положительно. Поэтому исчезает тоска. На занятиях доктор выявляет негативные мысли и помогает оценить реальное положение дел. Он будет руководителем тренинга по освоению новых способов миропонимания, а также поможет закрепить умение по-новому оценивать то или иное событие.

Групповая психотерапия подразумевает проведение занятия в коллективе, где каждый его член имеет определенное отклонение. Например, такое направление используется при устранении пагубных зависимостей (употребления табака, алкоголя). При этом эффективность возрастает, так как, находясь вместе, пациенты усиливают влияние друг на друга стремления к лечению. Таким образом, групповая психотерапия предполагает, что группа становится не только объектом влияния со стороны терапевта, но и сама воздействует на каждого своего члена.

Семейная психотерапия использует комплекс приемов, которые ориентированы не только на проблемные семейные ситуации, но и имеют целью анализ прошлого клиентов, реконструкцию некоторых событий и структуры взаимоотношений и т. д. Актуальным направлением в развитии является наработка методологических основ, опора на которые поможет избежать случайности, фрагментарности и интуитивности.

Клиническая психотерапия - дисциплина, целью которой становится устранение различных расстройств и нарушений, соматических болезней. Это направление изучает душевно-моральные аспекты здоровья: индивидуальные различия, влияние окружающих факторов на состояние пациента и ход лечения, душевные особенности переживаний. Теоретические основы этой техники психотерапии: биопсихосоциальная концепция патологии; методы исследования медицинской психологии; понятие о континууме «болезнь - здоровье».

Особенности биоэнергетики

В прошлом веке телесная психотерапия пополнилась новым методом воздействия, который был назван биоэнергетикой. Один из учеников известного доктора Райха, Александр Лоуэн, разработал этот подход. Применив несколько иной понятийный аппарат, например, «биоэнергия» вместо понятия «орган», врач до известной степени нивелировал сопротивление других терапевтических направлений. Его система получила большее распространение в США, чем аналогичное учение Райха. В то же время он включил в свою концепцию теорию дыхания, разработанную учителем, и часть его техник, направленных на достижение эмоциональной раскованности путем применения ударов, крика, слез.

Телесно-ориентированная психотерапия, разработанная Лоуэном, ставит в центр понятие биоэнергии. Оно объединяет тело и психику в функциональном плане. Вторым важным определением, на котором основывается телесно-ориентированная психотерапия, является «мышечная броня». Она мешает спонтанному течению энергии по телу человека, поэтому существует комплекс упражнений, помогающих от нее избавиться.

Основные методы психотерапии

Обычный больной, который никогда не сталкивался с работой психотерапевтов, имеет очень смутное понимание того, что происходит на сеансе. Методов психотерапии много. Узнаем об основных.

  1. Арт-терапия. На сегодняшний день это очень востребованный метод. Арт-терапия подходит для установления психологической связи пациента и психотерапевта. Этот метод очень эффективен почти при любых отклонениях. Особенно часто его применяют при работе с малышами. При помощи арт-терапии больной открывает перед терапевтом все свои скрытые проблемы. В методике применяются различные техники, такие как динамический синтетический рисунок, метафорический рисунок, символическое уничтожение навязчивостей и многие др.
  2. Аутотренинг. Начало применения этого метода можно отнести к 30-м годам прошлого века, но основы заимствованы из древних восточных наработок. Применяется в лечении только взрослых людей.
  3. Внушение. Этот метод можно назвать основой лечения. Практически ни один случай в психотерапевтической практике не обходится без внушения. При применении суггестии консультант должен учитывать различные индивидуальные особенностей больного. Для детей есть особый метод, который именуется фиксацией.
  4. Самовнушение. Этот метод родственен многим религиозным обрядам и медитативным техникам. Перед тем как больной начнет практиковать самовнушение, с ним работает терапевт, применяя технику суггестии.
  5. Гипноз. Этот метод психотерапии вызывает наибольшие споры, но очень он действенный. Используется с середины 20-го века. В психотерапии есть разница между гипнотерапией и гипнозом. Существуют также классический и Эриксоновский методы. Гипнотерапия имеет достаточно широкий список противопоказаний.
  6. Игровая психотерапия. Игровую терапию чаще применяют для лечения малышей. При этом используют следующие игры: социокультурные, биологические, межличностные.
  7. Рациональная психотерапия. Это методика, при которой консультант убеждает клиента в чем-либо, применяя логические объяснения, приводя факты. Рациональная психотерапия иногда применяется вместо суггестивных методов. Действенность этой методики зависит напрямую от харизматичности доктора. Рациональная психотерапия чаще применяется при лечении взрослых больных.
  8. Разговорная терапия. В ходе сеанса больной вслух говорит о тех проблемах, которые вызывают у него сильнейшие переживания. В процессе произнесения речи идет переосмысление происходящего.
  9. Десенсибилизация. Этот метод психотерапии основывается на том, что выученные манипуляции заменяются другими. Для начала клиент осваивает технику расслабления. Затем он вызывает в уме изображение, которое его пугает. После этого, также в мыслях, представляется картина успокоения. Так проходит около 30 минут. Лечить методом десенсибилизации можно пациентов с 10 лет.

Психотерапия - это действенный метод излечения многих болезней, в том числе и соматических. Избавляет она также и от проблем личностных и социальных. Однако человек, обратившийся за помощью к специалисту, должен понимать, что чудесного исцеления он не получит. Психотерапия - это не волшебная таблетка. Для того чтобы добиться желаемого результата, нужно работать над собой.

Что такое психотерапия? Первое, что хочется сразу сказать при этом вопросе — это достаточно широкое понятие, которое невозможно обозначить кратко и четко по той причине, что разные направления, коих довольно много, имеют свои яркие особенности и тонкости.

Так, в частности, классическое толкование этому понятию дает "Словарь клинической психологии ":

"Психотерапия, П. (от греч. psych — душа и therapeia — уход, лечение) — раздел медицины и клинической психологии , связанный с оказанием профессиональной психологической помощи больным и относительно здоровым людям при 1) душевных расстройствах (клиническая психотерапия, П.); 2) при разрешении возникающих у людей проблем и затруднений психологического характера (психологическая психотерапия, П. ); 3) при возникающих потребностях изменить отношение к социальному окружению и собственной личности, разрешить семейные проблемы, улучшить качество жизни (прагматическая психотерапия, П. ) ".

Подобная помощь оказывается в двух основных формах психотерапии: индивидуальной (консультирование) и групповой , основывающейся на групповых формах взаимодействия (играх, дискуссиях и т.п.).

Психотерапия может быть краткосрочной или длительной в зависимости от цели: корректирующей нарушение (решение проблемы) или ведущей к глубинному изменению личности. Однако психотерапия не только помогает изменить уже существующие нежелательные состояния, но и может служить профилактикой таковых, а также стать весомой поддержкой после перенесенных заболеваний и стрессов (поддерживающая психотерапия, П. ).

В отличие от медицинских наук психотерапия имеет очень широкий спектр средств и методов немедикаментозного лечения, прекрасно сочетаясь с последними и в разы усиливая их эффект. При этом психотерапия является легкодоступным методом лечения, не требующим ни особых помещений, ни аппаратуры — лишь специальные знания, умения и навыки специалиста-психотерапевта , который в процессе терапевтической сессии устанавливает глубокий личный контакт с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), как правило, применяя также другие специальные методы в зависимости от того или иного направления психотерапии .

Лечебный эффект достигается благодаря информации, которая исходит от психотерапевта. И все же основным инструментом психотерапевта является речь, поэтому часто психотерапию называют речевой терапией . Но это узкое определение, так как большое количество информации передается невербальным способом (без участия слов): жесты, мимика, интонация, образ психотерапевта в целом. В мире большое количество направлений психотерапии, но, по сути, отличие их заключается в видах ввода (подачи), переработки и / или действия информации. На сегодняшний день выделяют :

  • Гипноз;
  • Психоанализ;
  • Психодрама;
  • Гештальттерапия;
  • Телесная психотерапия;
  • Арт-терапия;
  • Недирективный гипноз (Эриксоновский гипноз, он же Новый гипноз);
  • Когнитивная психотерапия;
  • Экзистенциальная психотерапия;
  • Трансперсональная психотерапия;
  • Системная семейная психотерапия;
  • Нейролингвистическое программирование (НЛП);
  • Игротерапия;
  • Процессуально-ориентированная психотерапия;
  • Позитивная психотерапия;
  • Клиент-центрированная терапияи др.

В каких ситуациях зачастую обращаются за квалифицированной помощью к специалисту (психологу или психотерапевту)? Приведем лишь небольшой перечень таких ситуаций :

  • человек испытывает ощущение крайней подавленности ("все плохо ") и неудовлетворенности жизнью;
  • нарушение сна и синдром хронической усталости ;
  • измена партнера или неудовлетворенность отношениями;
  • нерешенная задача поиска партнера;
  • неудовлетворяющие отношения с детьми, родителями, коллегами, окружающими;
  • вопросы воспитания, а также решение таких трудностей у детей, как плохая успеваемость, скрытность, трудности в коммуникации со взрослыми и сверстниками, энурезы страхи, частые болезни, аллергии, иные психосоматические заболевания и т.д.;
  • вопросы самоопределения и реализации личности и многие другие актуальные для большинства людей жизненные ситуации.

Психотерапия - это психологические методы лечения психических расстройств. В психотерапии существует множество различных методов лечения, например, психоанализ, групповая или семейная терапия, поведенческая терапия. Конечной целью врача является оказание помощи в развитии личности, а не только в устранении симптомов болезни. Основой любой психологической помощи - является беседа врача и пациента. Кроме того, для лечения пациента могут применяться психотропные лекарственные препараты, различные приборы и другие вспомогательные средства.

В настоящее время психотерапия является признанным методом лечения, который не только эффективен, но и широко распространен. Хотя бы один раз в жизни в помощи психотерапевта нуждается 10-15% всех жителей Восточной Европы, а около 2-3% страдают тяжелыми психическими заболеваниями. К ним необходимо прибавить людей с болезненным влечением.

Классификация методов психотерапии

Психотерапия - это психическое воздействие на больного с лечебной целью. Сегодня психотерапия иногда дополняет соматическое лечение, а при неврозах является единственным средством лечения. В XX веке были созданы различные формы психологической помощи. Существует множество психотерапевтических методов, которые можно по-разному классифицировать.

Методы по способу лечения

По способу лечения психотерапевтические методы подразделяются на «обнаруживающие (вскрывающие) и не обнаруживающие (игнорирующие) причину болезни». К первой группе относится глубинная терапия, с помощью которой пытаются обнаружить глубинные причины болезни и одновременно лечить саму болезнь. Ко второй - поведенческая терапия, используя которую, лечат лишь симптомы болезни, сознательно не обращая внимания на причину заболевания. Другие методы лечения связаны с обучением, например, аутогенная тренировка или гештальт-терапия, когда проблемы моделируются, например, в процессе игры.

Методики по возрасту пациента

Методы, применяемые в психотерапии, во многом зависят от возраста пациента, поэтому существует психотерапия для детей, подростков и взрослых. Также выделяют психологическую помощь, индивидуальную и групповую терапии.

Методы, не анализирующие причину заболевания

Применяя эти методы, пытаются изменить представления человека и таким образом ему помочь. К этим формам психотерапии относится гетеросуггестия (т.е. внушение «со стороны»), аутоггестия (самовнушение) или гипноз. Не анализирующими эти методы называются потому, что при их использовании не пытаются обнаружить причину болезни. Такие методы могут быть особенно эффективными при лечении психосоматических заболеваний.

Обучение психотерапии

При применении этих методов выздоровлению больного должно помочь расслабление. Наиболее известный метод - аутогенная тренировка, во время которой человек полностью расслабляется. К другим методам относятся гимнастика, массаж и дыхательные упражнения. Эти методы рекомендуются людям, испытывающим большие нагрузки на работе или страдающим повышенной утомляемостью.

В жизни многие из нас попадают в ситуации, из которых без психологических последствий не выйти. И как правило сам человек не в состоянии разобраться в сложившейся ситуации, так как мысли и эмоции загоняют в угол. Победить чувство тревоги, переживания, избавиться от повышенной раздражительности, или сонливости вам помогут в центре психотерапии http://ego-lution.ru .

Методики, анализирующие причину заболевания

При применении этих методов пытаются обнаружить причину заболевания. Наиболее известный из этих методов - психоанализ. Цель психоанализа - помочь больному отыскать подсознательные корни своих проблем, порожденных подавленными конфликтами, для того, чтобы больной, освободившись от связанных с ними эмоций, смог воссоздать свою личность.

Гештальттерапия

По мнению основоположника гештальттерапии Перлса, психические расстройства у людей обусловлены тем, что их личность не составляет единого целого. Гештальттерапия стремится побудить человека переживать собственные фантазии, осознавать свои эмоции и т.п. Цель этого метода -формирование целостной гармоничной личности - индивидуума, сознающего, что он хочет сделать и способного принять любую ситуацию. Этот метод направлен на самостоятельность и свободу личности. При применении гештальттерапии больной с психическим заболеванием рисует, чертит, лепит или моделирует. Все что он выполнит, позже интерпретирует психотерапевт.

Поведенческая терапия

При применении любого из методов поведенческой терапии, прежде всего, важно обучение. Поведенческую терапию можно применять почти во всех случаях анормального поведения и неврозов. Она применяется как индивидуальная, партнерская, семейная и групповая терапии. Ее используют для лечения различных фобий, алкоголизма, а также для лечения больных с невротическими расстройствами.

Какой метод психотерапии выбрать?

Выбор методики психотерапии зависит от характера психического заболевания. Обучающие методы и поведенческая терапия часто дают быстрые результаты, но их применение чаще всего не способствует раскрытию причины и устранению психической болезни. Для этих целей больше подходит гештальттерапия, которая помогает выявить причины заболевания, однако лечение может длиться не один год.

Квалифицированную психотерапевтическую помощь могут оказать только специалисты, поэтому необходимо обратиться к врачу-психиатру или психотерапевту. Куда обращаться за помощью, порекомендует семейный врач или участковый доктор.

Эффективность психотерапии

Применяя психотерапию, можно вылечить даже тяжелые психические заболевания. Однако здесь не существует никаких гарантий, в отличие от медикаментозного лечения многих физических заболеваний. Дело в том, что психика человека очень сложна и многие ее области еще мало изучены. Психотерапевтические методы эффективны, но не всегда наступает полное выздоровление, обычно удается добиться только внешнего улучшения состояния пациента.

К сожалению, еще и сегодня существует предвзятое отношение к психотерапии. Люди, прошедшие курс психотерапии, обычно об этом никому не рассказывают. Многие не обращаются к помощи психотерапевта, боясь прослыть не вполне нормальными. Однако существуют проблемы, с которыми человек не может справиться сам. Бессонница, измена мужа или жены, проблемы молодой семьи, нервные срывы, истерики, фобии, страх смерти, эмоциональный стресс - в этом случае требуется помощь психолога, который поможет снять стресс, победить страх и вернуться к нормальной жизни.

При появлении различных психических нарушений (особенно, если эти нарушения постоянно повторяются) человек должен обратиться к врачу. Если врач, обследовав пациента, назначает психотерапию, то не следует откладывать лечение и необходимо обратиться к психотерапевту.

Некоторые методы психотерапии применяются для профилактики психических нарушений, одним из них является самовнушение. Организуются специальные семейные курсы, на которых родители вместе с детьми овладевают техникой аутотренинга, учатся сохранять спокойствие и внутреннюю гармонию.

Родители должны наблюдать за детьми, чтобы не пропустить появления нарушений развития или аномалий. При своевременно начатом лечении часто удается избежать тяжелых психических расстройств.

Депрессия, тревога и другие негативные психические состояния, которые портят нашу жизнь и снижают её качество, захватывают все большее количество людей.

Кто-то испытывает горе, кто-то страдает алкоголизмом, кто-то безуспешно борется со стрессом – все эти проблемы изматывают и превращают существование в страдание. Исправить эту ситуацию помогает психотерапия. Попробуем основательно разобраться, что такое психотерапия и какие проблемы она может помочь решить.

Психотерапия как наука сейчас находится в процессе становления. Точное определение психотерапии дать затруднительно, так как количество ее направлений, методов, школ огромно.

К примеру, Кратохвил определяет психотерапию как целенаправленное упорядочение нарушенных элементов в системе жизнедеятельности человека посредством психологического влияния. В общем, можно сказать, что психотерапия – тандем квалифицированного специалиста (психотерапевта) и человека, направленный на повышение качества жизни последнего, смягчение или избавление от психических расстройств и развитие личности.

История

Основы психотерапии заложили Брэд (впервые научно описавший ), Дюбуа (разработавший рациональную психотерапию), (основатель ), Павлов и Скиннер (обосновавшие бихевиористскую психотерапию). В конце XIX – начале XX века открывалось все больше фактов относительно психической природы реальности существования человека.

Донаучный период психотерапии представляет собой смесь мифов, шаманизма и веры в некие тайные силы, управляющие людьми. Если можно говорить о наиболее распространенных в те времена методах, то это были внушение и самовнушение в пограничных состояниях сознания (гипноз, транс). Мистический аспект понятия о душе и сознании господствовал тысячи лет.

Правда, расцвет греческой и римской культуры породил интерес к процессам, которые происходят в нашем сознании. Впрочем, Средневековье снова отбросило представление о внутренней жизни человека на уровень шаманов, а душевнобольные стали восприниматься как одержимые бесами, что совсем не способствовало повышению качества их жизни.

Постепенно отношение к душевнобольным менялось. А в конце XVIII века возникли первые наивные попытки описать внушение (через животный магнетизм). Затем Брэд открыл гипноз и исследовал его, а через сорок лет гипноз впервые применили для лечения больных психиатрического отделения.

Так первый камень лег в фундамент, на котором в дальнейшем построят здание психотерапии. Второй камень – рациональная психотерапия, она возникла именно в противопоставление гипнозу и сейчас входит практически во все виды психотерапии.

Основными из видов воздействия, которыми она оперировала, были: работа над коррекцией убеждений, рассуждения с пациентом насчет его представлений, анализ их противоречивости, нейтрализация неопределенности. Дальше началась критика этого вида психотерапии, рождались новые стратегии работы с пациентом, формулировались основные техники, необходимость эмоциональной поддержки и многое другое, что сейчас составляет неотъемлемые элементы современных представлений психотерапии.

Цели и задачи

Связь психотерапии и психологии состоит в том, что любое психотерапевтическое направление в качестве научной опоры использует психологические теории. Таким образом, психотерапия невозможна без психологии, то есть лечение «души» не может происходить без знания закономерностей её развития и существования.

Школы психотерапии разделяются по используемым психотерапевтом техникам, количеству сеансов, числу присутствующих пациентов, по условиям, теоретическим направлениям, лежащим в основе процесса. У каждого из видов свои методы психотерапии, но любой психотерапевт стремится к одной цели – помочь пациенту сделать его жизнь богатой, содержательной, творческой и сбалансированной. Таким образом, задачи психотерапии состоят не только в избавлении от деструктивных моделей поведения, но и в выработке позитивных, продуктивных моделей мышления и действия.

В связи с этим возникают подцели в психотерапии. Макаров выделяет ряд целей, которые преследует психотерапевт:

  • Воспитание гибкости, способности искать и использовать эффективные стратегии поведения.
  • Научение накапливать и рационально использовать энергию.
  • Разобраться с тем, как стоит искать и развивать состояния, которые приносят нам энергию и радость жизни.
  • Обеспечить внутренние возможности человека быть активным, воодушевленным, оптимистичным, направленным на поддержание своего здоровья и развитие личности.

Впрочем, какими бы ни были цели, основной упор в психотерапии делается на методы и средства их достижения. Технологий довольно много.

Если говорить о конкретных приемах, которые часто используют терапевты, то к ним будут относиться следующие техники психотерапии: разъяснения, советы, научение, конфронтация, уточнения, стимулирование, проговаривание внутренних состояний и другие. Но относительно стратегий, которые выступают ведущими в процессе взаимодействия клиента и психотерапевта, выделяют всего три основных направления психотерапии:

  • Психодинамическое.
  • Гуманистическое.
  • Поведенческое.

Три главных пути

Поговорим об основных направлениях психотерапии подробнее. Виды стратегий работы с пациентами развивались параллельно психологическим теориям. Когда возник психоанализ, появился и психодинамический подход, психология личности дала гуманистический и так далее. Как только в науке появлялся новый взгляд по упорядочению психики человека – появлялась обычно и психотерапевтическая практика, базирующаяся на этом взгляде.

1. Психодинамический подход отличается тем, что рассматривает сущность развития и нарушений в контексте сознательного и бессознательного. Психотерапия при неврозах таким образом работает с конфликтами, порожденными столкновением сознательных и бессознательных содержаний. Во время психотерапии осознание конфликта происходит путем свободных ассоциаций. В основе лежит теория психоанализа.

В последнее время на постсоветском пространстве начинает активно развиваться телесная психотерапия. Отчасти свои основы телесно-ориентированная психотерапия почерпнула из психодинамического метода. Как пример – биоэнергетический анализ, он утверждает, что в результате бессознательных процессов в теле возникают зажимы, сняв которые человек почувствует прилив энергии и радость жизни.

2. Поведенческий подход характеризуется восприятием поведения как единственного аспекта бытия человека, который явно дан, с ним и ведется основная работа. Неврозы и другие расстройства понимаются как результаты «неправильного» научения, приведшие к тому, что человек ведет себя неадекватно, реагирует на окружающий мир несообразно величине стимулов, их характеру. Процесс психотерапии направлен на то, чтобы помочь клиенту заменить «неправильные» модели на «правильные» (адаптивные). В основе подхода лежит .

3. подход базируется на представлениях об уникальности человеческой личности, основные потребности которой состоят в самореализации и самоактуализации. В русле этого направления развивается экзистенциальная психотерапия.

Неврозы возникают в результате невозможности самоактуализации, блоком, который стоит на этой ключевой потребности человека, в свою очередь последнее происходит от проблем в самопонимании и принятии себя. Главной целью психотерапии является создание условий, которые помогут осознать и принять себя, обратить внимание на «как я делаю то, что я делаю?» В этом русле терапевты оперируют терминами «смысл», «осознанность», «выбор».

Каждый подход породил множество школ психотерапии. При этом каждая из школ отличается той или иной корневой идеей, а иногда и суммой идей, выраженных в рассмотренных подходах. С другой стороны, этапы и факторы психотерапевтического процесса не зависят от направления или школ, сформировавшихся в его контексте. Практически во всех системах присутствуют следующие факторы:

  • Наблюдение и работа с эмоциональной сферой.
  • Развитие самопонимания.
  • Обмен информацией.
  • Поддержка веры клиента в выздоровление.
  • Накопление нового позитивного опыта.
  • Работа с выражением эмоций.

Популярная и многообещающая школа

На Западе большую популярность получила КПТ – когнитивно-поведенческая терапия. Это краткосрочная психотерапия, направленная как на поведение, так и на убеждения, установки, мысли человека.

Как видно из названия, она соединила в себе две школы, эта комплексная психотерапия на сегодняшний день показывает в большинстве исследований лучшие результаты по сравнению со всеми остальными видами психотерапии. Разберем входящие в КПТ когнитивную и поведенческую составляющие.

В основном в процессе психотерапии ведется работа с классическим и оперантным обусловливанием и научением. Классическое связано с теорией рефлексов Павлова.

Классический условный рефлекс – это связка стимул-реакция. Реакции могут возникать на условные или безусловные раздражители. – врожденный, а условный – приобретенный. Причем приобретается он довольно просто – когда (пока) нейтральный раздражитель действует на человека (или животное) чуть раньше безусловного раздражителя (врожденного, на который уже есть реакция), и это повторяется многократно. Таким образом, поведение вызывается определенным стимулом.

Это очень легко проверить в домашних условиях: достаточно закрывать полностью один глаз на минуту и включать при этом музыку, а затем в одно время выключать музыку и смотреть на яркий свет (при этом второй глаз должен все время быть под воздействием яркого света).

Повторив процедуру несколько раз (с одним и тем же глазом, с одной и той же музыкой!), надо включить музыку, но уже не закрывать глаз рукой – зрачок расширится, как если бы он был в темноте. Чтобы заметить разницу, и нужен второй глаз, постоянно смотрящий на яркий свет, – он расширяться не будет, и разница между ними покажет эффект научения.

Потом это пройдет, и никаких последствий не будет, если не увлекаться подобным экспериментом и не повторять его вновь и вновь. Собственно, то, что это пройдет, иллюстрирует феномен научения-угасания. Если связь между условным и безусловным стимулом рвется – а рвется она, когда условный стимул перестает хотя бы иногда поддерживаться безусловным, – реакция на стимул перестает быть ожидаемой.

Еще один феномен научения – генерализация стимулов. Иными словами, когда условная реакция закрепилась, её начинают инициировать стимулы, которые не являются полностью сходными с тем, что был в процессе научения, достаточно только похожих. А за различение похожих стимулов отвечает стимульная дискриминация.

Скиннер и Торндайк подарили бихевиоризму принцип оперантного обусловливания. Первый показал, как влияние среды детерминирует человеческое поведение. Как это происходит? Через подкрепление. Сделал хорошо человек, по правилам – люди его похвалили; несколько повторов – вот и научился. Именно так действует воспитание.

Модифицировать поведение возможно посредством влияния на последствия и результаты. Если человек сделал хорошо, а его не похвалили, и так несколько раз, скорее всего, он делать это перестанет. Впрочем, это упрощенный вариант трактовки, совсем не обязательно, что действует именно похвала. Под подкреплением или наказанием может иметься в виду как негативное, так и позитивное. Негативное подкрепление – негативные стимулы удаляются, позитивное – награда. Позитивное наказание – лишить приятного стимула, негативное – дать неприятный стимул.

Еще один важный вид научения – социальное. Над ним работал Бандура. Суть в том, что мы можем учиться не только непосредственно, но и просто наблюдая за действиями и результатами действий других людей.

Что же такое болезнь, по мнению поведенческих психотерапевтов? Болезнь – это проблема отсутствия конструктивных моделей или присутствия деструктивных моделей поведения. Устранение последних является основной целью поведенческой психотерапии. Патологичным (деструктивным) поведением является любое неадаптивное поведение. Все эти модели формируются, естественно, в процессе научения. К примеру, ребенок, которого замечали лишь тогда, когда он плакал, – в этом случае подкреплялось явно неадаптивное поведение.

Комплексный подход

Мейхенбаум пытался связать когнитивную и поведенческую психотерапию, и в дальнейшем они начали сливаться. Специалисты по КПТ во время психотерапии нацелены на анализ поведения, изменение представлений, работу с неадаптивными моделями поведения, развитие ресурсов человека для успешной социальной жизни. Они анализируют и помогают клиенту не только правильно понимать мысли и работать с ними, но и действовать правильно, выбирать новые модели поведения, при этом акцент ставится на конкретные ситуации и действия.

Благодаря тандему когнитивной и поведенческой психотерапии клиент определяет негативное внутреннее содержание, учится работать с ним, закрепляя поведением новое содержание, ищет наиболее оптимальные пути. Работа ведется «на двух фронтах», при этом понимание себя растет, и изменение себя закрепляется на практике.

Особо выделяют индивидуальную и групповую психотерапию. Последняя обладает не меньшей эффективностью, а иногда и более необходима, чем непосредственно индивидуальная психотерапия, но чаще всего их совмещают. На индивидуальных сеансах психотерапии пациент проясняет свои проблемы, а на групповых учится работать с ними, смотреть им в лицо и отслеживать негативные сценарии во взаимодействии с людьми.

Системная – разновидность групповой, направленная на раскрытие внутреннего мира каждого члена семьи друг другу и формирование неискаженной обратной связи, понимание и принятие. Системность здесь представляет собой включение терапевта внутрь системы семьи, он помогает устанавливать связи между элементами – подсистемами, путем управления их активностью.

Психотерапия при депрессии, тревоге, социофобии, алкоголизме, психозах и других расстройствах обязательна для человека, но не только болезни могут стать поводом обратиться к специалисту. Психотерапия направлена на достижение в её процессе значительных личностных изменений, способствующих лучшей адаптации человека к реальности. Эти изменения составляют суть психотерапевтического процесса.

Все этапы сопровождаются «поводырем» – психотерапевтом, поддерживающим человека в деле познания своего «Я» и изменений взглядов, мыслей и поведения. Поэтому если есть желание поближе познакомиться с собой, то психотерапия – один из лучших вариантов. Автор: Екатерина Волкова