Краткосрочная стратегическая терапия джорджио нардонэ. Краткосрочная стратегическая психотерапия джорджио нардонэ - терапия изменений

В наш космический век жизнь несется на бешеной скорости. Развитие цивилизации достигло таких темпов, что за одну человеческую жизнь можно пережить несколько технических революций. Люди, которым сейчас 50-60 лет, к которым отношусь и я (ваш покорный слуга), прожили свое отрочество и раннюю зрелость во времена, когда мобильных телефонов еще не было в идее своей, а компьютеры занимали целые этажи зданий. При этом максимум, что умели эти компьютеры, - так это делать небольшие арифметические подсчеты.

Прошло тридцать лет. И на тебе. Интернет и мобильная связь перевернули все с ног на голову. Для людей больше не существует преград для связи, нет проблем получить нужную информацию, посмотреть видео, послушать музыку и т.п. Ушли одни проблемы, но появились новые. Все эти технологии создавались для облегчения человеческих усилий для того, чтобы жизнедеятельность людская была более эффективна. А это значит, чтобы результат достигался как можно меньшими усилиями. Именно эффективность является одним из важнейших мотивационных стимулов человеческой деятельности. Решать проблемы как можно результативней и при этом как можно меньшими затратами - вот одна из важнейших задач человеческого функционирования…. Ну не любят люди слишком напрягаться, да и зачем это нужно.

Психотерапия, как и любой другой процесс, также развивается с учетом этого условия - повышения эффекта или своего результата. Звучит это просто - избавьте меня от страданий как можно быстрее и дешевле, но непременно с требуемым качеством.

Начиная с Фрейда, к сегодняшнему дню уже насчитывается более тысячи известных методов психотерапии. Многие из них решают довольно узкие задачи. Но если брать во внимание те, которые претендуют на достаточно широкий спектр решаемых вопросов, можно увидеть интересную тенденцию. Тенденция эта заключается в том, что появление новых методов психотерапии все больше и больше «провоцирует» именно стремление повысить эффективность этого процесса. Чем метод эффективен, тем меньше усилий и ресурсов требуется для достижения качественного результата, тем большему количеству нуждающихся он доступен.

Безусловно, психотерапия - это не простая технологическая цепочка действий - делай раз, делай два, делай три … Здесь требуется профессионализм и творческие способности психотерапевта. Здесь важны желание и работоспособность клиента. Результат зависит от многих факторов. Но в целом, люди все больше понимают, что времени ходить годами к психоаналитику, чтобы в итоге понять, что причиной его жизненных проблем является задержка развития на «оральной стадии», например, особо ценного, с точки зрения эффективности, т.е. решения проблемы клиента, мало что дает. Потому что следующим будет вопрос - а как это исправить, как с этим бороться? А вот тут-то и начинается самое трудное и самое интересное.

Современная психотерапия, накопив более чем столетний опыт, научившись достаточно хорошо анализировать состояние клиента, все больше делает акцент на разработку техник, связанных с гораздо более сложной задачей - как сделать так, чтобы в человеческой психике произошли изменения, которые избавили бы его от страданий. Как сделать так, чтобы наладить нормальное функционирование его психического аппарата. Как сделать так, чтобы человек мог держать под контролем свои эмоции, а эмоции, в свою очередь, не застилали разум. Т.е. человек, как клиент психотерапевта, требует все более эффективного решения своих психологических проблем.

Классические школы психотерапии очень много сделали для создания основ изучения психологического функционирования человека. Но практически все они стоят на базовом принципе - чтобы решить проблему клиента в настоящем нужно обязательно дойти до истоков возникновения этой проблемы в прошлом. Ключевая точка классического психоанализа - достижение клиентом инсайта - такого состояния, когда у человека наступает «прозрение» и, как следствие, улучшение его психического состояния за счет «вытаскивания из подсознательного» забытых фактов и эмоциональных картин прошлого. Если такой инсайт не наступил, то это означает, что причины не найдены и надо "копать в прошлое" дальше. Этот процесс может и занимает годы, иногда десятки лет, для тех у кого есть силы и средства. Очень узок круг людей, рискнувших пойти на это. Беда в том, что даже осознав причины своей проблемы, человек зачастую не понимает, как от этой проблемы избавиться. Часто от клиентов, посещавших классических психоаналитиков, можно услышать разочарование - ходил несколько лет, все понял, но изменить ничего не смог. Устал, хочу результата - а именно, избавиться от проблемы или, по крайней мере, как-то управлять ей.

Развитие новых направлений психотерапии все больше основывается на системном анализе, который рассматривает человека как систему, который сам состоит из разных подсистем внутри, и является частью более глобальных систем, его окружающих. Эти направления стараются все больше обращать внимание на процесс взаимодействия человека как с другими людьми, так и с окружающей средой. Рассматривая какой-то сложный и динамичный процесс, и ставя перед собой цель - изменить этот процесс, просто невозможно найти причину его возникновения и зарождения. И даже потратив годы на эти поиски, все равно будет непонятно, как решить поставленную задачу, нацеленную на достижение изменений. Но если попытаться изучить вопрос - как функционирует процесс, как взаимодействуют между собой его составляющие - решение находится достаточно быстро.

Типичный пример, иллюстрирующий это утверждение, - человек случайно увидел по телевизору сообщение об аварии в метро, повлекшей тяжелые последствия с жертвами. Сообщение это пронеслось совершенно незамеченным, как и миллионы других, которые извергает наш зомбоящик. Через некоторое время в процессе поездок в метро у него стали проявляться признаки затрудненного дыхания, пелена окутывала глаза, нарастала тревожность, учащалось сердцебиение. Спустя еще какой-то срок он начал подвергаться паническим атакам - более мощным и серьезным приступам страха. Причем происходило это уже не только в метро, но и на работе, на улице, в транспорте. Человек все больше просил помощи у родственников сопровождать его в поездках. Затем уже не мог самостоятельно гулять, только с сопровождающими. В конечном итоге, заперся дома и перестал выходить на улицу вообще. Потерял работу, денег самостоятельно не зарабатывает, полностью зависим от родственников и т.п.

Так вот, работая с таким клиентом, даже если психотерапевт докопается до того злополучного факта, связанного с сообщением про аварию в метро. А у клиента будет инсайт, т.е. он осознает, что причиной его невзгод послужила телевизионная информация, которую он услышал два или три года назад. Все равно перед клиентом станет вопрос. Ну знаю я это, и что? «Профессор», скажите, что мне делать, как мне избавиться от моей напасти, как начать жить легко и радостно. Это, с одной стороны. А с другой, - сколько времени может уйти на то, чтобы этот инсайт произошел, и у клиента из бессознательного всплыли такие подробности прошлого. На это могут уйти годы.

Но если во главу угла поставить текущее состояние человека, разобраться, что с ним происходит сейчас, что он делает для того, чтобы справляться со своей проблемой, как происходит его взаимодействие с окружающими людьми, как он решает текущие задачи, психотерапевт более вероятно сможет ему помочь. Потому что здесь достаточно хорошо видно, что глубокое чувство страха полностью окутало его жизнь. Что человек, вместо того, чтобы бороться с этим страхом, убегает от него, прося помощи у окружающих, избегает тех ситуаций, где он может этот страх испытать. При этом загоняет свое общее положение до той стадии, когда не в состоянии выйти из дома и элементарно себя обслуживать.

Здесь, чтобы помочь человеку, терапевту не важно знать - почему человек попал в такое состояние. Важно понимать, что с человеком происходит, как он функционирует, какие попытки он предпринимает, чтобы самостоятельно избавиться от проблемы, какие из этих попыток эффективны, а какие нет. Наличие такой информации в значительно большей степени полезно для терапевта, чтобы выработать стратегии - указания для клиента - что ему необходимо делать, для того, чтобы перестать испытывать страх, для того, чтобы постепенно начать выходить из дома, начать работать и вернуться к полноценной жизни.

Безусловно, знание информации о прошлом важно . Без него невозможно сделать достаточно точный анализ текущей ситуации. С этим никто не спорит. Но ставить во главу угла разрешение текущей проблемы в жесткую зависимость от погружения в прошлое - это зачастую непродуктивно .

Именно такие основополагающие принципы лежат в основе метода краткосрочной стратегической терапии (КСТ), разработанного итальянским профессором Джорджио Нардонэ.

Одним из ключевых понятий этого подхода является понятие эмоционально-корректирующего опыта. Суть этого понятия можно просто объяснить на примере.

Видный ученый и психиатр Микаэль Балинт в своей книге «Базисный дефект» упоминал такой случай.

Он работал с одной пацией, «привлекательной, живой, скорее кокетливой девушкой тридцати лет, главным страданием которой была неспособность достигнуть какой-либо цели». Это отчасти вызывалось ее «парализующим страхом и неуверенностью, которые овладевали ею, когда ей приходилось брать на себя какой-либо риск, как, например, в случае принятия решения». Балинт описывает, как после двух лет психоаналитического лечения «...девушке объяснили, что, по всей видимости, ей было очень важно сохранять совершенно прямую осанку и хорошую опору ступней на землю. На что она ответила, что никогда, начиная с раннего детства, ей не удавалось перекувырнуться через голову , хотя в течение жизни она многократно пыталась это сделать. Я спросил ее: «А теперь?» : и тогда девушка поднялась с дивана и, к своему большому удивлению, сделала совершенный кувырок без всяких затруднений.

Это оказалось настоящим прорывом . За ним последовали многие изменения в ее эмоциональной, социальной и профессиональной жизни, все — в сторону большей свободы и пластичности. Кроме того, она смогла подготовиться и успешно выдержать очень трудный экзамен по профессиональной специализации, нашла себе жениха и вышла замуж».

Говоря совершенно обыденным языком, этот пример наглядно показывает, что для того, чтобы в терапии произошли реальные положительные изменения, зачастую нужно не рассуждать, а нужно просто делать . А вот после того, как необходимое сделано, и человек прочувствовал свое новое состояние, в которое раньше он никак не мог попасть, можно будет и порассуждать.

Общий процесс работы с клиентом в краткосрочной стратегической терапии строится на том, что сначала терапевт собирает информацию, связанную с проблемой клиента. В первую очередь выясняется, что к моменту встречи клиент уже предпринимал для того, чтобы разобраться со своей проблемой. Какие-то из предпринятых им попыток его действий были эффективны и приносили положительные результаты, а какие-то - нет. Блокировка неэффективных попыток, предпринятых клиентом, - важнейшая часть терапии по методу Джорджио Нардонэ .

За счет различных упражнений (стратегий) , которые клиент должен выполнять буквальным образом , правда иногда эти упражнения могут казаться странными и несуразными, достигается получение того необходимого эмоционально-корректирующего опыта, о котором мы говорили выше.

И только после этой стадии клиенту разъясняется, что дают те или иные упражнения, на что они направлены, как и за счет чего достигается производимый упражнениями эффект.

Краткосрочная стратегическая терапия

Краткосрочная стратегическая терапия базируется на социальном конструктивизме. Не существует единой реальности, а существует множество индивидуальных реальностей. Каждый человек во взаимодействии

1) с самим собой,

2) другими людьми и

3) с окружающим миром

выстраивает свою модель, картину реальности, и действует в соответствии со своей моделью.

Когда у человека возникает проблема и когда он начинает страдать от каких-то аспектов своего поведения: от взаимодействия с другими людьми, мыслей и эмоций, то задача терапевтического вмешательства внести какие-то изменения в систему его представлений. Сделать так, чтобы в результате терапевтического процесса система его представлений слегка перестроилась, чтобы были внесены изменения, которые позволили бы человеку более функциональное существование.

В системном подходе мы говорим всегда о ПРОБЛЕМЕ, мы не говорим о болезни, мы не говорим о расстройстве. Мы работаем с проблемной ситуацией. Проблема возникает тогда, когда либо сам человек, либо окружающие его люди испытывают страдание.

В системном подходе есть важное понятии Предпринятые Попытки Решения (ППР). Каждый человек может оказаться в затруднительном положении, находясь в таком положении, он стремится найти решение для этого затруднения. Большая часть людей выходит из затруднительного положения применяя, то или иное решение. В определенных ситуация человек чтобы выйти из затруднительного положения начинает предпринимать Предпринятые Попытки Решения, которые оказываются не эффективными, не рациональными. Трудность не разрешается, а воспроизводится. Почему он продолжает предпринимать одни и те же ППР? Потому, что, например, с помощью переноса он сделал в какой-то ситуации что-то что разрешило ситуацию, а раз там это было эффективно, значит, я буду повторять и в этом случае. Или потому, что он думает, что, сделав так, я разрешу ситуацию.

Когда возникает именно проблема? Когда, не смотря на то, что предпринимаемые им попытки решения оказываются не эффективными, а он все продолжает их применять. И тогда возникает именно проблема т.е. проблема возникает и поддерживается применением одних и тех же ППР. Для стратегического подхода очень важен тот момент, что мы не занимаемся изучением причины возникновения проблемы, не совершаем длительные путешествия в прошлое для того, чтобы изучить проблему. Задача стратегического терапевта изучить, как проблема действует «здесь и сейчас», в настоящий момент и что поддерживает устойчивость ее существования. Это могут быть ППР самого пациента, ППР его окружения. Поскольку система продолжает существовать, то ППР являются не эффективными. В тоже время они продолжают воспроизводиться и воспроизводиться.

Сурков Олег Владимирович

  • 5. Требования, предъявляемые к специалисту, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
  • 6.Особенности использования психологической информации для организации психологической коррекции
  • 7. Виды коррекционных программ
  • 8.Принципы составления психокоррекционных программ
  • 9.Требования к составлению психокоррекционной программы, основные виды программ
  • 10. Факторы, определяющие эффективность психокоррекции.
  • 11. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий
  • 12.Определение психопрофилактики, основные задачи
  • 13. Содержание психопрофилактической работы
  • 14. Поведенческое направление в психокоррекционной работе. Техники поведенческого направления
  • 15. Особенности когнитивной психокоррекции
  • 16. Рационально – эмотивная терапия э. Эллиса. Этапы работы и психотехники в рэт.
  • 17. Когнитивный подход а. Бека. Этапы когнитивной коррекционной работы. Основные техники
  • 18. Трансактный анализ э. Берна. Основные техники трансактного анализа.
  • 19. Гештальттерапия ф. Перлза. Основные техники в гештальттерапии.
  • 20.Позитивная психотерапия н.Пезешкиана. Основные техники.
  • 21. Психосинтез р.Ассаджиоли. Основные техники.
  • 22.Символдрама. Терапевтические факторы и процедура коррекции.
  • 23. Эриксоновская психотерапия и эриксоновский гипноз.
  • 24. Краткосрочная стратегическая психотерапия (ксп). Основные техники.
  • 25.Краткосрочная позитивная психотерапия (кпп). Основные техники.
  • 26. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. Основные техники.
  • 27.Общая характеристика игротерапии. Основные виды и формы игротерапии.
  • 28.Основные психологические механизмы игры. Направления в игровой терапии.
  • 29. Индивидуальная и групповая игротерапия. Игротерапия с различным материалом.
  • 30.Общая характеристика метода арттерапии, история возникновения. Цели арттерапии.
  • 31.Арттерапия в иерархии направлений на основе искусства и творческой деятельности. Основные виды и направления арттерапии.
  • 32.Позитивные феномены арттерапии. Основные этапы.
  • 33.Типы заданий, используемых в арттерапии. Требования к арттерапевтическому кабинету.
  • 34.Куклотерапия как частный метод арттерапии.
  • 35.История возникновения музыкотерапии. Американская и шведская школы.
  • 36.Танцевальная терапия. Решаемые задачи в ходе коррекции.
  • 37.Телесно-ориентированное направление. Основные группы методов психокоррекции.
  • 38.Понимание сущности и целей психокоррекции в семейной психокоррекции.
  • 39.Методика библиотерапии и библиотерапевтическая рецептура.
  • 40.Общая характеристика сказкотерапии. Этапы развития сказкотерапии.
  • 41.Типология сказок. Структура сказкотерапевтического занятия.
  • 42.Основные приемы работы со сказкой. Схема размышления над сказками и их обсуждение.
  • 43.Анализ содержания волшебных сказок.
  • 44.Общая характеристика психогимнастического метода. Три части психогимнастического занятия.
  • 45. Общая характеристика психодрамы. Формы и виды психодрамы.
  • 46. Психодрама, центрированная на протагонисте. Психодрама, направленная на группу.
  • 47. Психодрама, центрированная на теме. Психодрама, центрированная на группе.
  • 48. Основные фазы психодрамы. Техники психодрамы.
  • 49. Показания к индивидуальнойпсихокоррекции. Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия.
  • 50. Специфика групповой формы психокорекции. Особенности комплектования группы.
  • 51.Элементы групповой динамики.
  • 52. Структура группы и проблема лидерства, групповые роли.
  • 53. Фазы развития группы.
  • 54. Руководство психокоррекционной группой. Этические требования к руководителю коррекционной группы.
  • 55.Тренинговые группы и социально – психологический тренинг. Работа тренинговых групп.
  • 56. Группы развития коммуникативных навыков и умений. Возможные виды коммуникативных тренингов.
  • 57. Группы встреч. Основные этапы работы групп встреч.
  • 58. Психологическая помощь детям дошкольного возраста
  • 59. Психокоррекционная работа с подростками
  • 60. Групповая психокоррекционная работа со взрослыми
  • 24. Краткосрочная стратегическая психотерапия (ксп). Основные техники.

    Родившись в США более 30-ти лет назад, краткосрочная терапия именно в Европе получила новую жизнь.

    Усовершенствованная модель краткосрочной стратегической терапии (AdvancedBriefStrategicTherapy), была разработана профессором ДжорджиоНардонэ и зарекомендовала себя как наиболее быстрый и в то же время эффективный подход к решению разного рода психологических проблем.

    Основной аргумент сторонников подхода краткосрочной терапии прост. В большинстве случаев, когда люди обращаются к психотерапевту, они рассчитывают получить помощь быстро.

    При этом обратившийся за помощью человек, как правило, уже пытался разрешить свою проблему самостоятельно, но старания не увенчались успехом. Как ни странно, в этом процессе именно те усилия, которые человек прикладывает в целях изменения ситуации, нередко и сохраняют ее неизменной. Задача терапевта – разрушить замкнутый круг, образовавшийся между безуспешными попытками справиться с проблемой и ее резистентностью. Условие выполнения этой терапевтической задачи – понимание «как действует» проблема, а не «почему она существует» или за счет чего возникла.

    Организационные рамки работы определяются изначально – 10 сессий, с интервалом в 2 недели и при условии активности клиента, которая задается и определяется предписаниями терапевта. В конечном итоге человек становится союзником терапевта, «ко-терапевтом», и получает в свои руки инструмент, которым при необходимости может пользоваться с целью контроля над своим состоянием (проблемой) в случае рецидива.

    Многолетняя исследовательская деятельность доктора Дж.Нардонэ позволила разработать методологию эффективного психотерапевтического вмешательства, формализованного в протоколы (по нозологиям), благодаря чему появилась возможность измерять и делать предметом научного анализа результаты терапии. По этой, постоянно совершенствующейся методике работают многочисленные ученики Дж.Нардонэ, как в Италии, так и за ее пределами.

    Метафора, один из наиболее эффективных «непрямых» инструментов воздействия на восприятие пациентом своей проблемы, – излюбленный «конек» Дж.Нардонэ. Вот его метафора для метода краткосрочной стратегической терапии. «Некий богач завещал разделить свое наследство, состоящее из 39 верблюдов, между его четырьмя сыновьями следующим образом: старшему причиталась половина верблюдов, второму сыну – 1/4, третьему – 1/8, а младшему – 1/10 часть наследства. Задача казалась неразрешимой, пока на помощь наследникам не пришел мудрец. Он добавил своего верблюда и разделил все наследство, как завещал отец – каждый из сыновей получил свою долю (20, 10, 5 и 4 верблюда соответственно) – затем мудрец забрал своего верблюда и ушел...».

    25.Краткосрочная позитивная психотерапия (кпп). Основные техники.

    Позитивный подход - опора на ресурсы пациента. Психотерапевт принципиально фиксирует свое внимание не на проблеме, а на сильных, успешных, сохранных сторонах человека. Для пациента его проблема и его ресурсы не связаны друг с другом. Важно выявить и мобилизовать эти имеющиеся ресурсы для преодоления проблемы. Сам пациент следует своему опыту общения с профессионалами (в первую очередь с врачами) и центрирует разговор на болезненных переживаниях и страданиях, ожидая от психотерапевта (психолога, консультанта) углубления в проблему, вопросов о ее обстоятельствах. Он может ожидать разделения своей позиции и стремиться обратить профессионала в свою веру "все плохо и безнадежно", используя в основном только черные краски.

    Использование только положительного подкрепления. Реплики, жесты, мимика, все многообразные реакции психотерапевта направлены на подкрепление движения пациента в сторону здоровья, преодоления проблемы. В большинстве эти реакции спонтанны, являются выражением интереса и уважения к возможностям пациента. Подкрепляются таким образом не только его действия и идеи, но и намерения. Использование только положительного подкрепления способствует диалектическому "черно-белому" взгляду на проблему.

    Опора на интуицию психотерапевта. Западная наука, включающая психиатрию, психологию и различные школы психотерапии, базируется на идее, что объективное исследование обеспечивает ответы на вопросы "почему?", касающиеся проблемного поведения людей. Концептуальный подход предполагает существование одной вещи. а именно- истины, следовательно объяснения причин либо близки, либо далеки от нее. И поэтому в задачу клинициста до сих пор входит прежде всего поиск объяснений истинных причин посредством внимательного наблюдения и логического рассуждения. Такой подход, характерный для современной науки, имеет свои несомненные преимущества, но также и ограничения. (В истории наук такие ограничения становились особенно заметными при смене существовавших парадигм). Представляется, что такое соотношение преимуществ и ограничений сегодня далеко неоднозначно в различных научных дисциплинах и сферах человеческой деятельности, в частности в психологии и психотерапии.

    Принцип утилизации заключается в том, что наполняет психотерапию сам пациент. Для решения проблемы могут рассматриваться и использоваться его личностные качества, физические особенности, социальное окружение, его временные, материальные, географические, культурные обстоятельства, его знания, умения, убеждения и т. д. Можно сказать, что процесс психотерапии напоминает "приготовление супа из топора".

    Принцип экономичности воплощается в правиле И. Ким Берг: "Не чините то, что не сломано". Данная позиция противоположна позиции психодинамической психотерапии, где предъявляемая проблема (симптом) рассматривается как "верхушка айсберга". Пока не будет "наведен порядок" с причиной симптома, он будет резистентным, а симптоматическое улучшение - неустойчивым.

    Пациент как эксперт, убежденность в мудрости пациента. По этому поводу часто любят цитировать М. Эриксона, сказавшего: "Каждый клиент знает решение своей проблемы; единственное, что ему неизвестно, это то, что он это знает".

    Ориентация на будущее, которое является областью реализации решений. Сами пациенты часто обращены в прошлое как источник проблем. В этом случае психотерапевт может идти вслед за пациентом и говорить о прошлом, однако для него прошлое - еще один источник ресурсов. Принцип сотрудничества. Обычно говорят, что пациент должен сотрудничать с врачом, что подразумевает наличие у него необходимой мотивации. В краткосрочной позитивной психотерапии - задача психотерапевта сотрудничать с пациентом. Эта задача полностью распространяется даже на те случаи, когда человек не желает как-либо меняться или что-то менять в своей жизни. Такие пациенты-"визитеры" оказываются у психотерапевта по настоянию родственников, врачей другого профиля, социальных служб и т. д. для того; чтобы "отметиться".

    Традиционно психотерапевтическое лечение ассоциируется у нас с длящимся долгие годы методичным посещением кабинета специалиста. Со времён Фрейда и Юнга существует постулат о том, что минимальная продолжительность психоаналитического сеанса должна длиться минимум час. Но всегда ли подобные временные рамки являются оправданными?

    История

    Началом возникновения метода краткосрочной терапии можно считать эпизод, когда состоялась встреча двух титанов титана от психоанализаЗигмунда Фрейдаи титана от музыкиБруно Вальтера. Последний жаловался на невыносимую боль в руке, мешающую ему дирижировать. Впоследствии Фрейд всего за пять сеансов устранил болезненные симптомы в руке выдающегося музыканта. Данный опыт показал, что краткосрочная терапия - отнюдь не миф, а новая методика, ожидающая своего исследователя.

    Свой расцвет краткосрочная терапия пережила более тридцати лет назад в США. Ещё гениальному психотерапевту Милтону Эриксону удавалось с помощьюгипноза идругих методов за каких-то полчаса решить проблему клиента. А позднее, уже в нашем веке, итальянский профессионал Джордио Нардонэ с успехом продолжил линию краткосрочной терапии. Впоследствии она получила второе название - стратегической. В основу своих разработок Нардонэ положил идеи американского Института Психологии в Пало Альто и своего учителя Пола Вацлавика.

    Принцип действия

    Основной аргумент сторонников подхода краткосрочной терапии прост. В большинстве случаев, когда люди обращаются к психотерапевту, они рассчитывают получить помощь быстро. При этом обратившийся за помощью человек, как правило, уже пытался разрешить свою проблему самостоятельно, но старания не увенчались успехом. Как ни странно, в этом процессе именно те усилия, которые человек прикладывает в целях изменения ситуации, нередко и сохраняют ее неизменной. Задача терапевта - разрушить замкнутый круг, образовавшийся между безуспешными попытками справиться с проблемой и ее резистентностью. Условие выполнения этой терапевтической задачи – понимание «как действует» проблема, а не «почему она существует» или за счет чего возникла.

    Ход работы

    Организационные рамки работы определяются изначально – 10 сессий, с интервалом в 2 недели и при условии активности клиента, которая задается и определяется предписаниями терапевта. В конечном итоге человек становится союзником терапевта, «ко-терапевтом», и получает в свои руки инструмент, которым при необходимости может пользоваться с целью контроля над своим состоянием (проблемой) в случае рецидива. Многолетняя исследовательская деятельность доктора Дж.Нардонэ позволила разработать методологию эффективного психотерапевтического вмешательства, формализованного в протоколы (по нозологиям), благодаря чему появилась возможность измерять и делать предметом научного анализа результаты терапии.