Ощущение себя: ощущение дыхания и тела целиком. Трудно сделать полный вдох — о чем это может говорить

Вторая строфа - это взгляд вокруг. Взгляд этот брошен невысоко от земли и поэтому сразу упирается в "ивы и березы" - и от них отбрасывается все ближе, во все более крупные планы: "эти капли" на листьях (они еще отдалены: их можно принять за слезы), "этот… лист" (он уже совсем перед глазами: видно, какой он пуховый). Приходится бросить взгляд вторично, уже выше над землей; он уходит дальше, пока не упирается в "горы" и "долы"; и от них опять скользит обратно, все ближе, встречая на пути, в воздухе, сперва дальних мелких мошек, а потом близких крупных пчел. И от них, как от птиц в первой строфе, в дополнение к зрительным ощущениям включаются слуховые: "зык и свист". Так окончательно очерчивается внешний кругозор: сперва высокий круг небосвода, потом узкий круг ближних деревьев и, наконец, связующий их средний круг горизонта; и в каждом круге взгляд движется от дальнего обода к ближним предметам.

Третья строфа - это взгляд внутрь. Он сразу меняет восприятие и внешнего мира: до сих пор все образы воспринимались как впервые увиденные (и даже с трудом называемые), здесь они воспринимаются как уже знакомые внутреннему опыту - на фоне ожидания. Ожидание говорит, что вечер сменяется ночью, ночью замирает жизнь и воцаряется сон; и только в контрасте с этим стихотворение описывает "зори без затменья", "вздох… селенья" и "ночь без сна". Ожидание включает чувство времени: "зори без затменья" - это длящиеся зори, и "ночь без сна" - длящаяся ночь; да и сам переход от картины утра к картине вечера и ночи невозможен без включения времени. Ретроспективно это позволяет почувствовать временное соотношение и первых двух, статических строф: первая - ранняя весна, таянье снега; вторая - цветущая весна, зелень на деревьях; третья - начало лета, "зори без затменья". И на этом фоне опять проходит сужение поля зрения: небо ("зори"), земля ("селенье"), "ночь без сна" (всего селенья и моя?), "мгла и жар постели" (конечно, только моей). И, достигнув этого предела, образность опять переключается в звук: "дробь и трели". (Они подсказывают образ соловья, традиционного спутника любви, и этого достаточно, чтобы "дробь и трели" ощущались более интериоризованно, чем "зык и свист" предыдущей строфы.)

Таков образный ряд, определяющий структуру стихотворения. Ему соответствует и постепенная смена эмоциональных окрасок: в начале стихотворения - это слова "радость", "мощь", а в конце - "вздох", "мгла", "жар" (в середине эмоциональная окраска отсутствует - разве что на нее намекает метафора "слезы": слово, которое одинаково перекликается и с чувством "радости", и с чувством "вздоха"). Так подчеркнуты крайние точки стихотворения: весна с лица и весна с изнанки, весна извне и весна в предельной интериоризации. Все стихотворение между этими двумя точками - путь от света к мгле и от радости и мощи к вздоху и жару: тот же путь от зримого к переживаемому, что и в первом нашем стихотворении.

Как изобразить схематически композицию этого стихотворения - соотношение начала, середины и конца? Всего возможно не так уж много вариантов: по наличию какого-либо признака может быть выделено начало ("1–2–2"), конец ("1–1–2"), середина ("1–2–1") стихотворения, признак может усиливаться или ослабевать от начала к концу постепенно ("1–2–3") и, наконец, может быть выдержан ровно ("1–1–1"), то есть быть композиционно нейтральным. В нашем стихотворении образный ряд выделяет концовку-интериоризацию - стало быть, схема 1–1–2; а эмоциональный ряд выделяет сгущение эмоций в начале и конце вокруг ослабленной середины - стало быть, схема 1–2–1.

Но это только один уровень строения текста, а всего в строении всякого текста выделяются три уровня, каждый с двумя подуровнями. Первый, верхний, - идейно-образный, семантический: во-первых, идеи и эмоции (эмоции в нашем стихотворении мы проследили, а идей в нем попросту нет, если не считать идеей, например, утверждение "весна - это прекрасно!"; стихи без идей имеют такое же право на существование, как, скажем, стихи без рифм, и только в отдельные эпохи "безыдейность" становится бранным словом, - за безыдейность, как мы знаем, современная критика очень бранила Фета), во-вторых, образы и мотивы (потенциально каждое существительное, обозначающее лицо или предмет, - это образ, каждый глагол - мотив). Второй уровень, средний, - стилистический: во-первых, лексика, во-вторых, синтаксис. Третий уровень, нижний, - фонический, звуковой: во-первых, метрика и ритмика, во-вторых, собственно фоника, звукопись. Различаются эти уровни по тому, какими сторонами нашего сознания мы воспринимаем относящиеся к ним явления. Нижний, звуковой, уровень мы воспринимаем слухом: чтобы уловить в стихах хореический ритм или аллитерацию на Р, нет даже надобности знать язык, на котором оно написано, это и так слышно. Средний, стилистический, уровень мы воспринимаем чувством языка: чтобы сказать, что такое-то слово употреблено не в прямом, а в переносном смысле, а такой-то порядок слов возможен, но необычен, нужно не только знать язык, но и иметь привычку к его употреблению. Наконец, верхний, идейно-образный, уровень мы воспринимаем умом и воображением: умом понимаем идеи и эмоции, зрительным воображением представляем себе синий свод, а слуховым - говор вод. Разумеется, такая систематизация (предложенная в 1920-х годах Б. И. Ярхо) не является единственно возможной, но она представляется нам самой практически удобной для анализа стихов.

Если так, то приостановимся и посмотрим, как перекликаются с композицией прослеженного нами идейно-образного уровня остальные уровни фетовского стихотворения.

Лексико-стилистический аккомпанемент - это три отчетливо выделяющиеся стилистические фигуры, по одной в строфе. В первой - гендиадис ("Эти стаи, эти птицы" вместо "эти птичьи стаи"; "гендиадис" буквально значит "одно выражение - через два"). Во второй - две метафоры ("капли - слезы", "пух - лист") с хиастическим, крест-накрест, расположением членов параллелизма (точное слово - метафорическое - метафорическое - точное). В третьей - две антитезы ("зори без затменья", "ночь без сна"); к ним можно прибавить метонимию "вздох… селенья" и, может быть, гиперболу ("зори без затменья" в июне реальны на широте белых ночей Петербурга, но не реальны на широте орловских поместий Фета). Первая фигура укладывается в одной строчке, вторая в двух, третья в трех. Гендиадис - фигура тождества, метафора - фигура сходства, антитеза - фигура контраста: перед нами - последовательное нарастание стилистической напряженности. Схема - 1–2–3.

Синтаксический аккомпанемент - это однообразие непрерывных конструкций "это…" и разнообразие придаваемых им вариаций. Из шести коротких строчек ни одна не повторяет другой по синтаксическому строению. Из длинных строчек единообразны предпоследние в каждой строфе: "Эти стаи, эти птицы", "Эти мошки, эти пчелы", "Эта дробь и эти трели"; в средней строфе это единообразие захватывает и середину строфы ("Эти капли - эти слезы", "Эти горы, эти долы"), в крайних оно слабее. Эта перекличка крайних строф через голову (самой простой) средней подкрепляется очень тонкой аналогией синтаксиса строчек "Эта мощь - и дня и света" и "Эта мгла и жар - постели". Таким образом, в синтаксисе усложненность сосредоточена по краям стихотворения, единообразие - в середине; схема - 1–2–1.

Метрический аккомпанемент - это расположение, во-первых, пропусков ударения и, во-вторых, словоразделов. Пропусков ударения во всем стихотворении только три: в строчках "Этот крик и вереницы", "Эти ивы и березы", "Эти зори без затменья" - по одному разу в каждой строфе. Это - ровное расположение, композиционно нейтральное: 1–1–1. Словоразделы при столь частом расположении ударений возможны только женские ("этот…") и мужские ("крик…"), причем частое повторение слов "это, эти…" дает перевес женским. Но по стихотворению он распределен неравномерно: соотношение женских и мужских словоразделов в первой строфе - 12:3, во второй - 13:2, в третьей - 8:7. Таким образом, в первой и второй строфах ритм словоразделов очень единообразен, почти предсказуем, а в третьей строфе (где происходит поворот от внешнего мира к внутреннему) становится расплывчат и непредугадываем. Этим выделяется концовка: схема - 1–1–2.

Фонический аккомпанемент - это расположение звуков: гласных и согласных. Из гласных остановимся только на более заметных - ударных. Из пяти ударных звуков А, О, Е, И, У решительно преобладает (опять-таки благодаря "это, эти…") Е, занимающее первое ударение всех строк. Если отбросить эти 18 "Е", то среди оставшихся 45 ударных гласных будет такая пропорция А: О: Е: И: У: первая строфа - 3:4:3:4:1, вторая строфа - 1:6:3:4:1, третья строфа - 4:6:5:0:0. Иными словами, от строфы к строфе концентрация, монотонность усиливается: во второй строфе две строки ("Эти горы…") построены на совершенно тождественном Е-О-Е-О, третья строфа вообще обходится только тремя ударными гласными. Это, стало быть, - постепенное нарастание, схема - 1–2–3. Из согласных звуков остановимся только на тех, которые повторяются (аллитерируют) внутри одной строки. Самые частые повторы (опять-таки из-за "это…") - Это Т и Ть. Если их отбросить, то среди оставшихся в первой строфе будет 5 повторений - Р, Сь/С, К, Рь, В; во второй строфе - 2: Ль, С; в третьей строфе - 7:3, Н, Н, И, Л/Ль, Р/Рь, Сь/С (заметим, как легко вычитывается здесь анаграмма "зной"). Первая и третья строфы решительно богаче повторами, чем вторая: композиционная схема - 1–2–1. (Это кольцевое расположение подчеркнуто прямой перекличкой аллитераций первого и последнего полустрофий: "уТРо, Радость" - "ДРобь, ТРели" и "Синий Свод" - "вСе веСна".)

Нехватка воздуха — чувство неполноценного дыхания, с которым сталкивался каждый из нас. Мы поднимаемся по лестнице, торопимся на работу и начинаем задыхаться. Это нормальная физиологическая одышка в связи с возросшей нагрузкой на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Но сегодня мы поговорим о патологической нехватке воздуха, которая может возникнуть на фоне казалось бы абсолютного здоровья в молодом возрасте.

Нехватка воздуха обозначается термином «гипервентиляционный синдром» . Это один из многочисленных синдромов вегето-сосудистой дистонии. Вне криза такой синдром проявляется глубокими вздохами, частой зевотой, кашлем. Пациент чаще всего этого не замечает, а обращают внимание на проявления окружающие люди.

Нехватка воздуха бывает трёх видов:

  1. «Пустое» или неполное дыхание — чувство недостатки воздуха, при котором человек дышит свободно, но периодически делает глубокие, «дышащие» вдохи. На фоне абсолютно одинаковых вдохов он начинает выделять «удачные» и «неудачные» вдохи, пытается раздышаться. Чтобы компенсировать эту неудовлетворённость дыханием, человек начинает открывать окна, даже в холодную погоду. У пациентов обостряется обоняние, их раздражают многочисленные запахи, появляется чувство постоянной духоты. Эти ощущения усиливаются в закрытом помещении, в лифте, при подъёме на высоту, во время стрессовых ситуаций.
  2. Чувство остановки дыхания. Пациент, как ему кажется, самостоятельно контролирует своё дыхание. Он определяет сам, когда ему нужно вдохнуть и выдохнуть. Такой больной считает, что дыхательный центр автоматически не работает и при ослаблении собственного контроля дыхание остановится.
  3. Чувство затрудненного дыхания. Пациент пытается сделать вдох с усилием, как бы стараясь преодолеть препятствие в дыхательных путях. Он ощущает чувство сжатия грудной клетки изнутри или давление снаружи, «ком в горле», затруднение прохождения воздуха в области гортани и трахеи. Пациент целенаправленно напрягает дыхательную мускулатуру, дыхание становится грудным. В такой ситуации врач дифференцирует гипервентиляционный синдром с бронхиальной астмой, но патологии дыхательной системы не находит.

Как проявляется приступ нехватки воздуха?

Как правило, чувство нехватки воздуха сочетается со следующими симптомами:

  1. затруднение вдоха, «пустой» или «неполный» вдох
  2. учащённое поверхностное дыхание
  3. чувство стеснения, тяжести в груди
  4. «ком в горле»
  5. частая зевота
  6. головокружение, головная боль
  7. сердцебиения, боли в сердце
  8. чувство тревоги, страх смерти
  9. общая слабость, потливость
  10. онемение и похолодание конечностей, дрожь в теле, озноб

Таким образом, приступ нехватки воздуха в сочетании с вышеперечисленными симптомами представляет собой вегето-сосудистый криз, который вызывает у пациента панику и желание обследоваться. Однако полное диагностическое обследование, как правило, не находит серьёзной патологии. Почему? Потому что в основе гипервентиляционного синдрома лежит, как правило, психогенное нарушение.

Три основные причины гипервентиляционного синдрома:

  1. Психогенные заболевания
  2. Органические заболевания нервной системы
  3. Заболевания других систем организма (эндокринные нарушения, отравления и т.д.)

Механизм развития нехватки воздуха.

Пусковым механизмом в развитии гипервентиляционного синдрома является, как правило, сильный нервный стресс, переживание. Очень часто психическая травма ассоциируется с процессом дыхания. Например, пережитый случай застревания кости в горле, ситуация тонущего человека, обострения бронхиальной астмы у близких родственников. Играет роль занятия в прошлом спортом, особенно плаванием и бегом, когда очень важны дыхательные параметры.

Нарушения ритма дыхания приводит к изменению газового состава крови (снижению парциального давления СО2 и повышению парциального давления О2), нарушению кислотно-щелочного равновесия, что ещё больше усугубляет изменения в деятельности дыхательного центра. вегетативной нервной системы. В результате замыкается порочный круг, выбраться из которого бывает очень сложно.

Критерии для постановки диагноза «Гипервентиляционный синдром»:

  1. Жалобы на дыхательные, вегетативные расстройства.
  2. Психическая травма в анамнезе
  3. Положительная гипервентиляционная проба: глубокое и частое дыхание в течение 3-5 минут приводит к появлению симптомов гипервентиляции.
  4. Исчезновение спонтанного или вызванного при гипервентиляционной пробе приступа при ингаляции смеси газов, содержащей 5% СО2, либо при дыхании в целллофановый мешок. Дыхание в мешок приводит к накоплению СО2, который возмещает недостаток СО2 в альвеолярном воздухе и улучшает состояние больного.
  5. Симптомы черезмерной нервно — мышечной возбудимости: симптомы Хвостека, положительная проба Труссо - Бонсдорфа, положительная ЭМГ-проба на скрытые мышечные спазмы.

В следующей статье мы поговорим о лечении чувства нехватки воздуха (

К терапевту достаточно часто обращаются пациенты с жалобами на ощущение жара, который накрывает все тело.

Иногда чувство тепла может фокусироваться только в одном или нескольких участках.

При этом общая температура тела остается в пределах нормы, даже при многократных измерениях в разное время суток.

Тепло, которое разливается по телу, знакомо многим людям. Такие ощущения могут свидетельствовать о серьезных нарушениях здоровья, особенно, если этот симптом сочетается с другими клиническими проявлениями. Жар в теле, когда нет температуры, обычно возникает эпизодически и характеризуется внезапным началом.

Иногда очень сложно связать жар с какой-либо объективной причиной, ведь симптом возникает как в прохладном помещении, так и в жарком. Больные описывают свое состояние по-разному: одни чувствуют жар изнутри всего тела, другие страдают от жара в голове или конечностях, но температуры при этом нет.

Потливость и жар могут свидетельствовать о начале таких заболеваний, как , фарингит, тонзиллит, гайморит, бронхит. Многие пациенты связывают жар без температуры только с простудными заболеваниями, однако симптом может объясняться и другими причинами:

  1. вегето-сосудистая дистония;
  2. предменструальный синдром;
  3. употребление спиртного;
  4. особенности питания.

На сегодняшний момент точные причины приливов врачам не известны.

Принято считать, что внутренний жар бывает только у женщин, но это далеко не так. Проблема одинаково распространена среди мужчин и женщин. У мужчин ощущение жара связано с резким снижением уровня тестостерона после удаления яичек. Приливы могут быть следствием лечения препаратами, которые противодействуют тестостерону.

Причиной периодических приливов жара без повышения температуры может быть употребление острых блюд, приправ. Вместе с ярким вкусом человек ощутит субъективное чувство тепла, которое объясняется:

  • раздражением рецепторов;
  • усилением кровообращения.

Максимально выраженным такой эффект будет от острой пищи в горячем виде, если употребить ее в жаркое время года.

Спровоцировать жар внутри без температуры способны напитки, содержащие спирт. Алкоголь на некоторое время расширит сосуды, а человек ощутит прилив тепла.

Однако необходимо знать, что такое ощущение обманчивое. Алкоголь может быть причиной внутреннего озноба, который обязательно появится после кратковременной волны тепла.

Нередко внутренний жар в теле, когда нет температуры, бывает при вегето-сосудистой дистонии. Этот диагноз достаточно распространенный и при этом самый непростой, ведь ВСД не является самостоятельной болезнью. Дистония – это синдром, который может включать множество разных симптомов.

Установить у пациента наличие ВСД можно только методом исключения, после продолжительной диагностики и подтверждения отсутствия иных патологий, объясняющих симптомы.

Причины жара без температуры у больных, страдающих таким синдромом, таятся:

  1. в нарушении регуляторной функции сосудов;
  2. в вазомоторных расстройствах.

Ощущение повышенной внутренней температуры и потливость бывает только во время прилива, но при этом приступы – это вторичная патология. Основополагающие факторы развития проблемы могут быть связаны с:

  • генетической предрасположенностью;
  • гормональной перестройкой организма;
  • частым пребыванием в стрессовых ситуациях;
  • невротическими расстройствами;
  • злоупотреблением спиртным, курением.

Другие симптомы вегето-сосудистой дистонии: боли или дискомфортные ощущения около сердца, нарушение ритма его работы, яркие колебания уровня артериального давления. Также это могут быть расстройства работы органов пищеварительного тракта, желчевыводящей системы, перепады настроения, ощущение комка в горле, спазмы, судороги конечностей. Иногда больные страдают от ощущения похолодания рук, ног, вестибулярных расстройств и головокружений.

Волна жара, которая возникает при вегето-сосудистой дистонии, является следствием возникшей патологии. Для лечения врач предложит купировать проявления, способствующие нарушению повседневной активности, снижению качества жизни. Профилактика жара просто невозможна без соблюдения правил здорового образа жизни, рациональной диеты, регулярных занятий физкультурой.

При появлении жара без повышения общей температуры необходимо обязательно проконсультироваться с терапевтом, он:

  • поможет определить природу нарушения;
  • направит на последующую диагностику;
  • подберет адекватное лечение.

Если есть необходимость, следует обратиться к доктору узкого профиля, например, кардиологу, гинекологу, психотерапевту.

Следует сразу отметить, что причины внутреннего жара без повышения температуры тела, которые возникают в предменструальный период, до конца не изучены.

Но прослеживается четкая связь этого состояния с эмоциональной лабильностью. Зачастую медики рассматривают жар и потливость в качестве вегето-сосудистого нарушения.

Лечения, которое могло бы полностью устранить проявление ПМС, нет. Вместо этого врачи могут предложить комплексные схемы, применяемые в зависимости от наличия симптомов, степени их выраженности. Обычно применяют:

  • занятия лечебной физкультурой;
  • корректировку режима отдыха и труда;
  • психотерапию.

Что касается лекарственных препаратов, показано применение комбинированных оральных контрацептивов, антигистаминов, диуретиков, витаминов А, В, С, ноотропов, антидепрессантов, транквилизаторов.

Для частичного купирования симптомов, а болевого синдрома в частности, следует принимать нестероидные противовоспалительные препараты. Их назначают курсами, в зависимости от возраста пациента, особенностей организма.

Приступы жара в этот период объясняются преобразованием репродуктивной системы, которое сопряжено с возрастными изменениями.

Приливы возникают время от времени, обычно только ночью. Ощущение тепла распространяется сразу по всему телу и сопровождается:

  • учащенным биением сердца;
  • покраснением шеи, лица.

Красные пятна иногда можно увидеть на груди, руках и ногах. Женщина при этом ощутит озноб, она сильно потеет. В среднем такие приливы длятся от 30 секунд до 20 минут. Типичной жалобой пациента станет ощущение жара в голове без повышения температуры тела.

Вместе с жаром женщина предъявит жалобы, среди которых будут приступы головной боли, нарушение сна, перепады настроения, ощущение разбитости, упадок сил.

  1. сбалансированное питание;
  2. отказ от вредных привычек;
  3. нормированные физические нагрузки;
  4. заместительная гормональная терапия;
  5. антидепрессанты.

Следует знать, что приступы жара и потливость отрицательно сказываются не только на женском здоровье, но и на всем организме в целом.

Самой безобидной причиной проблемы принято считать реакцию на стресс. Помочь себе в данном случае можно, если глубоко вдохнуть, выпить стакан воды и несколько таблеток успокоительного средства.

Ощущение жара внутри тела может быть характерным симптомом гипертонии. Особенно часто такие приливы без температуры происходят в ночное время. На проблему жалуются гипертоники, кто перенес инфаркт или инсульт. У них в большей мере горит кожа лица, шеи, что связано с резким повышением артериального давления, учащением биения сердца из-за чувства страха и волнения. При инсульте также краснеет лицо, становится горячее, увеличивается потоотделение.

Как видно, чувство жара внутри тела – это тревожный звонок, который просто невозможно игнорировать. Если не обратиться за врачебной помощью, пациент рискует получить более серьезные нарушения здоровья, от которых достаточно сложно избавиться без серьезного и длительного лечения.

Существует и противоположная проблема – это озноб. Под ним следует понимать субъективное ощущение зябкости, холода, которое возникает из-за резких спазмов кожи и снижения температуры тела. При ознобе пациент отметит дрожь в мышцах, появление «гусиной кожи». Наиболее вероятной причиной озноба станет острое инфекционное заболевание, например, простуда, грипп, бронхит.

Необходимо знать, что озноб – это не болезнь, а естественная реакция организма на перепады температуры, изменения в обменных процессах.

Если человека знобит, но температура не повышается, причины следует искать в переохлаждении и замерзании тела. Другими симптомами станут:

  1. посинение губ;
  2. слабость, заторможенность.

Чтобы облегчить состояние потребуется выпить горячий чай, принять теплый душ, ванну, лечь под одеяло. Если ничего не помогает согреться, необходимо обратиться к врачу, есть вероятность, что переохлаждение оказалось глубже, чем кажется на первый взгляд.

Озноб может начаться при повышенном артериальном давлении, тогда он сопровожден головными болями, слабостью, тремором рук. Зачастую симптом возникает после перенесенного стресса. Пациенту следует принять успокоительное, снизить давление.

Не исключено, что озноб становится симптомом:

  • гормональных расстройств;
  • нарушений работы щитовидной железы;
  • сахарного диабета.

Больной должен проконсультироваться с терапевтом, эндокринологом и сдать кровь на уровень гормонов.

Бывает, что человека знобит из-за расстройств пищеварительной системы: на фоне приступов тошноты или болей в животе, в результате сбоя обменных процессов, иннервации кишечника, желудка.

При хронических или вялотекущих недугах также может начаться озноб без повышения температуры тела. Самой частой причиной в таком случае станет туберкулез легких. Чем опасна вегето-сосудистая дистония и жар, расскажет видео в этой статье.

Стихотворение «Это утро, радость эта..» написано А. Фетом в 1881 году, оно является типичным примером поздней пейзажной лирики поэта. Природа поэзии Фета неотделима от переживаний человека. Именно природа помогает открывать тайны человеческого бытия.

Фету удается представить в стихах подсознательное, передать то туманное, утаенное, что можно выразить лишь поэтическим языком, где роль играет не только семантика слов, но и звуковой, интонационный ряд, музыкальность стиха.

В стихотворении "Это утро, радость эта…" поэт не просто описывает весеннюю природу, а передает чувство, которое она рождает; раскрывается жизнь человеческой души.

Поэтом описан весенний день от рассвета до вечерней зари. Первая строфа – это утро, наполненное солнцем. Когда читаешь её, кажется, что стоишь на просторном лугу, запрокинув голову, и наслаждаешься льющимся с небес светом. Утро, пробуждение приносит чувство радости, мир природы находит отражение в мире эмоций. Множество ощущений создают определенную картину окружающего мира. Сначала появляются зрительные образы: «синий свод», «мощь дня и света», затем они наполняются звуковым содержанием: «этот крик». Поначалу мы лишь интуитивно догадываемся, чей это крик. Постепенно образ проясняется: «вереницы», «стаи» и, наконец, возникает слово «птицы». Окружающий мир наполняется движением. Возникает новый звуковой образ: «говор вод», который заставляет оглянуться вокруг. Этими словами заканчивается первая строфа, будто взгляд постепенно перемещается с неба на землю. Это создаёт ощущение непрерывности и целостности пейзажа.

Во второй строфе множество конкретных зарисовок, зрительных образов. Разгорающийся день дарит целый поток ощущений. Интересно, что взору открываются то картины дальнего плана («ивы и березы», «эти горы, эти долы»), то мельчайшие детали (капли, едва распустившийся лист, который пока еще "похож на пух"). Капли похожи на слезы, кажется, что это слезы умиления, все вокруг так восхитительно! Эта метафора еще раз доказывает неотделимость природы от внутреннего мира человека. И вновь пейзаж заселяется живыми существами: мошки и пчелы, едва проснувшиеся после долгой зимы, вызывают чувство легкости, полета, а главное, возникает мысль, что жизнь продолжается! Звуковые образы второй строфы также способствуют оптимистическому, жизнеутверждающему настрою: «зык и свист». Очень звучное слово «зык» наполняет пространство отрывистыми, но бодрыми, громкими и свежими звуками.

Третья строфа – описание вечера. Это самое таинственное время суток, именно поэтому мы почти не находим упоминание конкретных предметов. Вокруг лишь нагроможденье эмоций, размытых и не всегда осознаваемых. «Вздох ночной селенья»- это вздох лирического героя, сердце которого неспокойно, ждет чего-то незнакомого, но, несомненно, прекрасного. Возможно, «ночь без сна» проводит влюбленный человек… Эту догадку подтверждает незримо возникший образ соловья. Он невидим в ночи, слышны лишь «эта дробь и эти трели». Дважды возникает отрицание: «без затменья», «без сна». Это помогает создать ощущение непрерывности картины, постоянного течения времени. «Мощь» и «свет» к ночи превращаются в «мглу и жар», однако, завтра будет новый день, полный красок и светлых чувств.

В стихотворении нет ни одного глагола, однако, это вовсе не лишает его движения, наоборот, назывные предложения, словно нанизанные друг на друга, создают ощущение бега вешних вод, дуновение ветра и, без сомненья, порыва чувств. Яркие картины весны живо сменяют друг друга, они мимолетны, но от этого только более прекрасны. Указательные местоимения «этот», «эта», «эти» повторяются 26 раз! Кажется, лирический герой поражен количеством впечатлений, подаренных одним весенним днём, каждое из них заслуживает хотя бы мимолетного внимания. Звуки, запахи, изображения – все сливается в единую картину, которая, как в зеркале, отражается в душе лирического героя.

Синтаксически стихотворение представляет собой одно сложносочиненное предложение. Запятые в конце каждой строфы придают музыке стиха легкость, воздушность, стремительность, некую незаконченность и ощущение постоянного движения. Композиционная точка – слово «весна». Оно ассоциируется с мажорным аккордом после длинного музыкального пассажа, исполненного с нарастающим темпом и напряженностью. Поэтическое творение превращается в музыкальное - некий виртуозный этюд с ярким крещендо. Насколько же мелодична поэзия А.Фета, если к ней применимы музыкальные термины!

Стихотворение написано четырехстопным хореем, который в третьей и последней строке каждой строфы сменяется трехстопным, причем отсутствует последний безударный слог. Кажется, что это - небольшая пауза, взятие дыхания перед следующей музыкальной фразой. Именно эти строки зарифмованы между собой мужской рифмой, что подкрепляет возникшее ощущение. В третьей строфе все рифмы женские, этим еще раз подчеркивается её кульминационная значимость

Стихотворение А. Фета "Это утро, радость эта…" позволяет остановить и увековечить прекрасный миг жизни. Идеальный мир поэзии отражает мир реальных ощущений. После прочтения стихотворения возникает чувство гармонии, единения с природой, это наполняет сердце оптимизмом и любовью к жизни.

Поэзия А. Фета – неисчерпаемый источник, полный как мимолетных, стихийных, безотчетных чувств, так и наполненных мыслей. Все его стихотворения о природе – маленькие шедевры, волшебные зеркальца, заглянув в которые, можно увидеть свой внутренний мир и насладится ранее неведомыми ощущениями.


Когда трудно сделать полный вдох в первую очередь возникает подозрение на патологию легких. Но такой симптом может указывать на осложненное течение остеохондроза. Поэтому при появлении проблем с дыханием необходимо обратиться к врачу.

Причины затрудненного дыхания при остеохондрозе

Одышка, невозможность сделать полноценный вдох – характерные признаки шейного и грудного остеохондроза. Патология в позвоночнике возникает по разным причинам. Но наиболее часто развитие дегенеративных процессов провоцируют: малоподвижный образ жизни, выполнение работы, связанной с повышенной нагрузкой на спину, нарушение осанки. Воздействие этих факторов на протяжении многих лет негативно сказывается на состоянии межпозвоночных дисков: они стают менее эластичными и прочными (позвонки сдвигаются в сторону околопозвоночных структур).

Если остеохондроз прогрессирует, в разрушительные процессы вовлекаются костные ткани (появляются остеофиты на позвонках), мышцы и связки. Со временем образовывается протрузия или грыжа диска. При локализации патологии в шейном отделе позвоночника сдавливаются нервные корешки, позвоночная артерия (через нее поступает кровь и кислород к головному мозгу): появляется боль в шее, чувство нехватки воздуха, тахикардия.

При разрушении межпозвоночных дисков и смещении позвонков в грудном отделе позвоночника меняется строение грудной клетки, раздражается диафрагмальный нерв, ущемляются корешки, которые отвечают за иннервацию органов дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Внешним проявлением таких процессов становится боль, усиливающаяся при попытке сделать глубокий вдох, нарушение работы легких и сердца.

Защемление кровеносных сосудов, расположенных в шейном и грудном отделах позвоночника – одна из причин развития истинных патологий сердца и легких, возникновения проблем с памятью, отмирания клеток головного мозга. Поэтому при появлении трудностей с дыханием не стоит медлить с визитом к врачу.

Особенности проявления остеохондроза

Клиническое проявление шейного и грудного остеохондроза разное. На первых стадиях развития он может протекать бессимптомно. Нехватка воздуха и боль в груди при глубоком дыхании, возникают по мере прогрессирования заболевания. Одышка может беспокоить как днем, так и ночью. Во время сна она сопровождается храпом. Сон больного становится прерывистым, вследствие чего он просыпается уставшим и разбитым.

Помимо дыхательных расстройств, при остеохондрозе появляются:

  • боль между лопатками;
  • учащенное сердцебиение;
  • скованность движений рук;
  • (наиболее часто – в затылочной области);
  • онемение, затекание шеи;
  • головокружения, обмороки;
  • тремор верхних конечностей;
  • посинение кончиков пальцев.

Нередко такие признаки остеохондроза воспринимают за патологию легких или сердца. Однако отличить истинные нарушения в работе этих систем от заболевания позвоночника можно по наличию других симптомов.

Причина затрудненного дыхания Признаки, не характерные для шейного и грудного остеохондроза
Заболевания легких Бронхит, пневмония Отделение мокроты с примесями крови или гноя, чрезмерная потливость, высока температура (не всегда), хрипы, посвистывание в легких
Туберкулез Кровохарканье, легочное кровотечение, снижение веса, субфебрильная температура, повышенная утомляемость во второй половине дня
Патологии сердечно-сосудистой системы Стенокардия Бледность лица, холодный пот. Дыхание восстанавливается после отдыха, приема сердечных препаратов
Тромбоэмболия легочной артерии Падение артериального давления, синюшность кожи частей тела, расположенных выше пояса, повышенная температура тела
Злокачественные образования в органах грудной клетки Опухоль легкого или бронхов, плевры, микседема сердечной мышцы Внезапная потеря веса, высока температура, увеличение подмышечных лимфоузлов

Самостоятельно понять почему не получается сделать глубокий вдох сложно. Но в домашних условиях можно сделать следующее:

  • принять положение сидя, задержать дыхание на 40 секунд;
  • попытаться задуть свечу на расстоянии 80 см.

Если тесты не удалось пройти, это указывает на нарушения в работе дыхательной системы. Для постановления точного диагноза необходимо обратиться к врачу.

Затрудненное дыхание во время сна может стать причиной удушья. Поэтому при появлении одышки, чувства неполноценного вдоха важно как можно скорее выявить причину такого явления и приступить к лечению.

Проблемы с дыханием: диагностика, лечение

Выяснить, почему трудно сделать полноценный вдох может только врач, после того как больной пройдет комплексное обследование. В него входит:

Исследование органов грудной клетки . Назначают:

  • УЗИ сердца;
  • электромиографию;
  • флюорографию легких.

Диагностика позвоночника . Она включает:

  • рентгенографию;
  • контрастную дискографию;
  • миелографию;
  • компьютерную или магнитно-резонансную томографию.

Если в ходе обследования не было выявлено серьезных патологий внутренних органов, но были обнаружены признаки остеохондроза, нужно лечить позвоночник. Терапия должна быть комплексной и включать медикаментозное и немедикаментозное лечение.

При терапии медикаментозными препаратами назначают:

Обезболивающие и сосудорасширяющие средства. Принцип их действия:

  • ускоряют приток крови и кислорода к головному мозгу, тканям пораженного отдела позвоночника;
  • уменьшают спазмы сосудов, болевой синдром;
  • улучшают обмен веществ.

Хондропротекторы – принимают для того, чтобы:

  • восстановить эластичность межпозвоночных дисков;
  • предотвратить дальнейшее разрушение хрящевой ткани.

Нестероидные противовоспалительные препараты . Эффект от применения:

  • уменьшаются боли;
  • исчезает воспаление, отечность тканей в месте пережатия кровеносных сосудов и корешков спинного мозга;

Миорелаксанты – помогают:

Дополнительно назначают прием витаминов. В тяжелых ситуациях рекомендуют ношение воротника Шанца: он поддерживает шею, уменьшая тем самым давление на корешки и сосуды (ощущение нехватки воздуха возникает не так часто).

Неотъемлемой частью комплексного лечения позвоночника является применение вспомогательных лечебных процедур. Основные цели такой терапии:

  • снизить выраженность болевого синдрома;
  • укрепить мышечный корсет;
  • устранить проблемы с дыханием;
  • стимулировать обменные процессы в пораженных тканях;
  • предупредить обострение боли.

Немедикаментозное лечение остеохондроза включает:

  • иглоукалывание – улучшает ток крови, блокирует патологические импульсы периферической нервной системы;
  • электрофорез – расслабляет мышцы, расширяет сосуды, оказывает успокаивающее действие;
  • магнитотерапию. Она способствует улучшению мозгового кровообращения, насыщению миокарда кислородом (нормализуется деятельность органов грудной клетки, исчезает одышка);
  • ЛФК и дыхательную гимнастику. Эффект от занятий: укрепляется сердечно-сосудистая и дыхательная система;
  • массаж – ускоряет приток крови и кислорода к головному мозгу и органам грудной клетки, расслабляет мышцы, нормализует обмен веществ.

Постоянная нехватка воздуха при остеохондрозе может привести к развитию бронхиальной астмы, возникновению воспаления сердечной мышцы. В тяжелых случаях патология шейного или грудного отдела позвоночника становится причиной полной утраты дыхательных функций, инвалидности и даже – летального исхода. Поэтому после подтверждения диагноза нужно сразу же приступать к принятию лечебных мер.

При соблюдении рекомендаций по лечению прогноз на выздоровление благоприятный. Исключения становят случаи запоздалого обращения к врачу: когда длительная нехватка воздуха привела к необратимым изменениям в тканях головного мозга.

Для профилактики возникновения одышки при остеохондрозе, обострения заболевания рекомендуется:

  1. Регулярно выполнять зарядку.
  2. Как можно чаще бывать на свежем воздухе: это снизит вероятность гипоксии.
  3. Правильно питаться.
  4. Отказаться от курения, свести к минимуму употребление алкоголя.
  5. Следить за осанкой.
  6. Заниматься бегом, плаванием, катанием на роликах и лыжах.
  7. Делать ингаляции с эфирными маслами, цитрусовыми (если нет аллергии на фрукты).
  8. Полноценно отдыхать.
  9. Сменить мягкую постель на ортопедическую.
  10. Избегать чрезмерной нагрузки на позвоночник.
  11. Укреплять иммунитет народными средствами или медикаментозными препаратами (по рекомендации врача).

Нехватка воздуха, одышка, боли при глубоком вдохе – могут быть признаками заболеваний сердца и органов дыхания или же проявлением осложненного остеохондроза. Чтобы предотвратить возникновение опасных для здоровья и жизни последствий необходимо обратиться к доктору: он выявит причину нарушения работы дыхательной системы и подберет правильное лечение.