Самоубийцы где. Как думаете, что происходит с самоубийцами после смерти? Скандинавия без алармизма

Но совсем по-другому во время клинической смерти чувствуют себя люди, пытавшиеся покончить жизнь самоубийством. Таким способом они хотят достичь успокоения и избавиться от душевной боли, но смерть не приносит им желанного покоя, и в мир иной они попадают с тем же грузом проблем. Человеку дано ровно столько, сколько он может вынести. Если он не сможет справляться с неприятностями в этом мире, то в другом ему придется нести ношу втрое тяжелее. Свидетельства самоубийц, переживших клиническую смерть, подтверждают это.

Рассказывают, что потустороннее пребывание для самоубийцы становится сущим адом. Бывают необдуманные смерти, когда кончают с собой из-за любви или чтобы воссоединиться с недавно умершим человеком. Но, когда люди идут за новопреставленным по собственному желанию, получается, что они не попадают в мир, где пребывает искомая душа.

Возвратившиеся самоубийцы рассказывают, что находились в темном помещении, боялись, что останутся там навечно, и признавали свою ошибку. Они понимали, что нарушили заповедь «не убий» и ужас смерти - расплата за грех. Каждому человеку на земле приходится нести свой крест, а самовольный отказ от возложенного бремени приводит к двойной нагрузке после смерти. В такие моменты человек задумывается о собственной жизни и понимает, что самый страшный грех - отнять жизнь, данную Богом.Очень показателен рассказ пожилого мужчины, пытавшегося покончить с собой после смерти горячо любимой жены. Ему хотелось воссоединиться с ней навсегда. Но все произошло совсем не так, как он предполагал. Когда врачам удалось заставить работать его сердце, он рассказал, что попал в какое-то ужасное место. Мужчина осознал, что совершил страшную ошибку и так поступать нельзя. Он был благодарен врачам за то, что те вернули ему жизнь.

Интересен случай одной американки, которая при попытке самоубийства в подростковом возрасте пережила клиническую смерть. Именно это событие помогло ей осознать смысл и цель своей жизни. Она росла в неблагополучной семье, ее родители не уделяли ей внимания и жестоко избивали ее. Однажды после очередной жестокой ссоры с родителями девочка бросилась головой вниз с многоэтажки. По счастливой случайности, она не разбилась, но получила тяжелейшую черепно-мозговую травму и какое-то время находилась в коме. По ее словам, в это время она видела свое тело, лежавшее на асфальте, столпившихся вокруг нее людей.

А потом она услышала тихий, но уверенный голос, который говорил ей, что она не должна была так поступать и ей необходимо вернуться. Девушка отвечала, что ей и здесь хорошо и спокойно, она хотела бы остаться здесь навсегда, ведь в собственной семье ее никто не любит. Голос отвечал ей, что она должна научиться любить сама себя, и тогда в ее жизни наступит мир и покой. Внезапно она оказалась по колено в снегу перед засохшим маленьким деревцем, на котором не было ни одного плода или листочка. Но тут повеял теплый ветерок, в мгновение ока снег растаял, и дерево покрылось ярко-зелеными листьями и сочными яблоками. Девушка поняла, что от нее самой, а не от окружающих, зависят ее жизнь и благополучие. Потом она очнулась, выздоровела, а впоследствии, во взрослом возрасте, обрела любящего мужа и замечательных детей.
Доктор Брус Грэйсон утверждает, что ни один человек, решивший самовольно окончить свою жизнь и перенесший клиническую смерть, ни за что не захочет совершить новую попытку самоубийства. Несмотря на то что новый мир наполнен любовью, торопиться попасть в него не нужно. Только Бог отмеряет длину жизни, и самовольно выбирать дату ее окончания человеку не положено. Даже человек, страдающий в детстве от издевательств родителей и не имеющий друзей, не должен прерывать ход своей жизни.

Множество различных причин толкают людей совершить самоубийство: несчастная любовь, денежные проблемы, неустроенность в жизни... Неважно какая именно причина подтолкнула к самоубийству, но самовольное расставание с собственным телом ложится тяжким бременем на бессмертную душу. Отчасти душа сама виновата в том что оказалась слабой и позволила отделить себя от тела раньше предусмотренного срока.

Самоубийство - это отчаянный шаг и сделать его толкает ещё большее отчаяние. Это слабость и нежелание преодолевать жизненные трудности. Господь не даёт человеку больше испытаний, чем человек способен выдержать и лишь когда земные испытания пройдены, господь забирает душу к себе. Душа самоубийцы не отработала своего жизненного цикла и после смерти не находит себе места и в потустороннем мире.

Что же происходит с душой самоубийцы

Что же происходит с душой самоубийцы? При естественной смерти душа знает куда ей следовать, а при насильственном прерывании жизни она находится в растерянности, не понимая причины по которой ей пришлось покинуть тело преждевременно, не пройдя всего, указанного свыше жизненного пути. Зачастую душа так и остаётся на месте самоубийства или бродит между родственными душами, которые ещё не расстались со своими телами.

Если души усопших пройдя упокоение в рае или аду могут поселиться в новое тело, то души самоубийц так и остаются в изоляции. Можно сказать, что эти души попадают в корзину с браком или отстойник. И в таком неопределённом состоянии душа самоубийцы будет находиться ровно столько времени, сколько предполагалось человеку прожить на земле. Лишь после этого, возможно, душа самоубийцы найдёт покой, пройдя чистилище и все круги ада. И только после всех мытарств душа самоубийцы может быть помещена в новое тело, но в те же условия, при которых было совершено самоубийство, с целью научиться преодолевать проблемы, закаляясь в испытаниях, укрепляясь и совершенствуясь.

При естественной смерти душа легко подымается на нужный, отведённый для неё уровень, как «созревшая» для следующего этапа бестелесного существования. А души самоубийц лишены такой возможности. Ангелы-хранители встречают душу самоубийцы, чтоб выяснить причины содеянного, определить степень вины и назначить срок искупления.

По опросам людей переживших случайную клиническую смерть, на «том свете» они встречались со своими близкими, ушедшими в мир иной, видели яркий свет и благодать. А опрошенные самоубийцы, которых удалось спасти, рассказывают о неприятных ощущениях, холоде, страхе, темноте и одиночестве. И те, кто совершал самоубийство с целью воссоединиться с ранее умершими родственниками и близкими людьми, были весьма разочарованы, когда оказывались совсем в другой плоскости измерения.

В астрале все души существуют в строго определённых им границах. Например, путешествия в потусторонний мир душ живых людей ограничиваются ночными сновидениями. Души умерших своей смертью находятся в своей астральной плоскости, не пересекаясь с душами живых. А души самоубийц в тонком мире не имеют своей ниши и стучатся они во все двери, и к живым, и к умершим, а их никуда не пускают... В отличие от душ погибших или убиенных, души самоубийц остаются в изоляции и не могут воссоединиться с душами своих усопших родственников. Ещё одно доказательство неприкаянности души самоубийцы - это свидетельства медиумов и экстрасенсов, которые не находят её ни среди мёртвых, ни среди живых. По сути дела, такая душа «вне закона» не только для церкви, но и на астральном уровне.

Выжившие после попыток суицида люди, утверждают что в последние мгновения перед смертью им очень хотелось жить. И именно в этот момент их накрывало осознание того, что нет ничего ценнее жизни, какие бы трудности она ни подкидывала.

Что можно сделать для души самоубийцы? По церковным канонам самоубийство относится к страшнейшим грехам и души самоубийц не отпеваются, родственникам запрещается совершать молитвы в церкви, заказывать панихиду и ставить свечи за упокой души самоубийцы. Исключения составляют самоубийцы, которые имели психические расстройства и не ведали что творят. В этом случае отпевание души допускается. Родственники и близкие человека, покончившего с собой, не могут заказывать молебны по самоубийце, однако могут получить благословение у батюшки на молитвы и дома взывать к Господу, с просьбами простить и упокоить грешную душу.

Жизнь - это подарок от Всевышнего и принимать его нужно с благодарностью, каждый день молясь Создателю за то, что его выбор пал на вас и именно вы имеете счастье жить на Земле, имея и душу, и тело. И только Всевышний решает кому сколько суждено прожить в этом мире и когда приходит время отправляться в мир иной. Самоубийцы превозносят себя выше Создателя, уничтожая самый ценный его подарок - жизнь. И за этот грех душа расплачивается вечными муками.

Люди, выжившие после попытки самоубийства, чувствуют глубокую вину перед своими близкими. Они пребывают в смятении и замешательстве и вряд ли самостоятельно разберутся с собственными чувствами. Иногда они не помнят, как это случилось. Считается, что самоубийство может быть способом привлечения внимания и присуще только эгоистам. Если в вашей семье случилось такое несчастье, вы должны переосмыслить некоторые устойчивые стереотипы относительно попыток суицида. Обладая этими знаниями, вы сможете предотвратить надвигающуюся беду и подарить близким людям так необходимое им сострадание.

Миф 1: Люди, которые пытаются свести счеты с жизнью, - эгоисты

Родственники тех, кто прибегает к попыткам совершить самоубийство, ощущают гнев и предательство со стороны любимого человека. Как он смог решиться бросить их? Неужели он такой бесчувственный? Однако на самом деле человек, решившийся на столь отчаянный шаг, меньше всего связывает предположительный уход с кем-то из родственников. Он потерял связь с действительностью и вынужден пребывать внутри болезненного пространства, откуда нет возможности защищать себя и свою семью. Самоубийство не может быть эгоистичным. Мысли о суициде обнажают реальные проблемы, окружившие человека со всех сторон. В этом случае осуждение поступка будет еще большим эгоизмом. Неужели вы не имеете сочувствия и сострадания? Неужели вы разучились ставить себя на место другого человека или забыли о том, что психическое здоровье - это тонкий инструмент. Если он находится в разобранном состоянии, его сложно настроить даже специалисту.

Миф 2: Люди, склонные к самоубийству, трусливы

Кому пришло в голову утверждать, что суицидальные наклонности - это удел слабых и бесхребетных личностей? До тех пор, пока вам не откроются истинные мотивы человека, пытавшегося свести счеты с жизнью, вы не имеете права его осуждать или упрекать в слабости. Попытка клеить к другим людям ярлыки демонстрирует неуважительное отношение к ним. Склонность к суициду не может быть вызвана отсутствием храбрости. На нашей планете проживают миллионы людей, привыкших пасовать при малейшей сложности, но ни у одного из них не возникнет шальной мысли. Люди слишком боятся смерти и боли. На самом деле суицидальные склонности обусловлены целым рядом факторов, большинство из которых связаны с предрассудками, угнетением личности, а также отсутствием доступа к квалифицированному медицинскому обслуживанию.

Во многих случаях людская молва намеренно приписывает самоубийцам трусость, чтобы остановить от рокового шага других людей. Иногда это действительно работает, ведь отчаявшиеся люди не хотят, чтобы окружающие запомнили их слабыми. В остальных случаях подобные разговоры еще более травмируют неустойчивую психику человека, попавшего в беду. Ему не нужна моральная встряска. Все, что он ищет, - это капелька любви и тепла.

Миф 3: Самоубийцы ищут внимания

Еще одно опасное заблуждение приравнивает людей, склонных к суициду, к манипуляторам и расчетливым тактикам. Вы действительно думаете, что кому-то в голову взбредет совершить подобный акт напоказ? Выдвигая подобное предположение, вы полностью отрицаете очевидный факт: этот человек хочет добровольно уйти из жизни. Если ваш знакомый отчаянно нуждается во внимании близких, он изобретет другой способ, никак не связанный со смертью. С такими вещами не шутят, ведь «игры» могут зайти слишком далеко. С другой стороны, не следует рассматривать попытку поиска внимания как зло. Неужели человек не имеет права на тепло, заботу и ласку? Иначе страдалец отыщет тысячу других способов: акции протеста, эпатажное поведение или кардинальную смену имиджа. Да мало ли что привлекает наше внимание? Самоубийство в этом списке явно лишнее.

Отчего-то современное общество демонизирует понятия любви, привязанности и внимания. Мы принижаем важность этих аспектов, хотя без них невозможно пострить счастливую и здоровую жизнь.

Миф 4: Погибшие от суицида не смогли обратиться за помощью

Если же самоубийце удалось совершить задуманное, в его адрес тут же полетят обвинения в том, что он не успел или не хотел обращаться за помощью. Это жутко признавать, но некоторые люди не могут объяснить словами свое состояние. Им сложно точно сформулировать и объяснить свои проблемы. Именно поэтому помощь может оказаться бессильной. Существует много примеров, когда лица, совершившие самоубийство, получали квалифицированную психологическую помощь, но все равно совершали подобное деяние. Многие из них действительно хотели излечиться, но так и не смогли. Это не их вина, а их беда

Сдерживающие факторы

Если же рассматривать тех, кто так и не смог признать своих проблем, то тут сдерживающим фактором являются другие стереотипы, блуждающие в нашем обществе. Мы уже выяснили, что людей, склонных к суициду, рассматривают как трусливых эгоистов, играющих с огнем и выпрашивающих у своих родных внимания. Так неужели человек, который испытывает серьезные психологические проблемы, пойдет на то, чтобы во всеуслышание их озвучить? Вам не приходило в голову, что он может побояться осуждения людской молвы? Никто не захочет, чтобы прохожие на улице показывали на него пальцем, а соседи ехидно перешептывались за спиной. Может быть, для начала обществу стоит признать свое несовершенство, а потом уже пытаться обвинить людей, попавших в большую беду?

Если же рассматривать простое участие, то и тут найдется, что возразить скептикам. Некоторые люди пытаются поговорить с друзьями о своей беде, но в ответ лишь слышат: «Извини, брат, крепись». Эти слова нельзя прировнять к способам участия и поддержки. Но если произойдет непоправимое, то незадачливый друг первый будет бить себя кулаком в грудь и кричать о том, что он пытался помочь. К сожалению, люди, живущие в современном обществе, просто перестали быть чувствительными к психологическим проблемам. В век СПИДа и рака затяжная депрессия даже и не воспринимается как заболевание.

Миф 5: Эти люди имеют доступ к справочной информации

К суициду склонны не только те, у кого диагностированы психические расстройства. На самом деле система здравоохранения не уравнивает всех пациентов в правах. Людям с толстым кошельком везет больше. Бедняки зачастую вынуждены полагаться на собственные силы. Некоторые люди даже не знают, как работают справочные службы и не имеют доступа к перечню контактов. Финансовый барьер для многих из них означает отказ от услуг психологов или групп поддержки. Ну а сегодняшние цены на лекарства делают терапию настоящей роскошью. Не все жертвы живут в крупных мегаполисах. Существуют сельские больницы, в которых практику ведет ограниченный круг узких специалистов. И психиатры чаще всего в этом списке отсутствуют. Как вы понимаете, мало кто решится отправиться за 80 километров в районный центр, чтобы потом толкаться в длинных очередях. Существует много форм угнетения личности, мешающих обращаться за квалифицированной помощью.

Миф 6: Если человек угрожает самоубийством, он манипулирует другими

Угрозы к самоубийству очень часто приравниваются к безжалостной манипуляции с целью получить от своих близких желаемое. Мало кто воспринимает таких людей всерьез и не расценивает их слова как крик о помощи. А из уст практикующих докторов особенно жутко слышать следующее: «Если кто-то задумал совершить самоубийство, он сделает это молча, без предупреждения». А что если по умолчанию отказаться от лишних обвинений? Манипуляторы, несомненно, существуют, но они в абсолютном меньшинстве. Люди, попавшие в беду, отчаянно нуждаются в предоставлении помощи, поддержки и даже финансовых ресурсов.

Заключение

Они не эгоистичны и не трусливы, они не ищут внимания. Если мы не сможем забыть об этих стереотипах, это в буквальном смысле заставит отчаявшихся людей потерять свою жизнь.

Если человек исповедовал православие, следует приготовиться к тому, что ничего хорошего его душа не получит в случае суицида. Христианство дает точный ответ на вопрос: что происходит с душами самоубийц?

Жизнь – величайший дар, полученный от Бога. Поэтому обрывая свою жизнь самостоятельно, человек бросает вызов Богу и отвергает его бесценный дар. Следовательно, такая душа недостойна высшего покровительства и вечно должна пребывать в гиене огненной, расплачиваясь за малодушный прижизненный поступок.

Именно по этой причине священнослужители отказываются отпевать самоубийц. Отпевание – акт моления за умершего человека, своеобразное напутствие к вечной жизни, перед встречей с Богом, перед которым душа должна отчитаться за свои деяния при жизни.

Заканчивая жизнь суицидом, человек игнорирует чувства окружающих его людей. Этот акт можно назвать признаком абсолютного эгоизма, противопоставления своих желаний желаниям окружающих его людей. Даже убийца может быть прощен в случае раскаяния. Однако самоубийцы уже не способны покаяться в своих грехах, так как они сами добровольно отказались от Бога, им не нужно ни отпевание, ни прощение.

При этом вечные посмертные терзания не являются наказанием высших сил в буквальном смысле этого слова. На самом деле подобная участь ожидает любую душу, пренебрегающую общением с Божественной сущностью. Господь мог бы дать шанс душе для дальнейшего перерождения. Однако она не нуждается в нем, так как отринула помощь Бога.

Впрочем, подобные отношения к самоубийцам присутствуют далеко не во всех религиозных течениях. Так, например, в буддизме самоубийство является не грехом, а ошибкой. Поэтому душа имеет право на дальнейшее перерождение, но самоубийство отбрасывает ее достаточно далеко от достижения желаемой нирваны.

В отличие от современных религий, в Древнем Риме суицид не считался чем-то негативным. Напротив, если умирал один из друзей, второй часто решал покончить жизнь самоубийством, чтобы воссоединиться с ним в ином мире. Этот поступок вызывал у древних римлян бесконечное уважение. Кстати, часто человек, решивший уйти из жизни добровольно, превращал акт своей смерти в настоящее пиршество, на котором его провожали в последний путь близкие люди, произносившие в честь смельчака достойные речи.

Тем не менее, в большинстве религий к суициду относятся негативно. Считается, что человек уходит из жизни в надежде покончить с проблемами в этом мире. Однако современные представления о загробном существовании начисто лишают его этой надежды. В последнее время все больше людей отрицают существование огненной гиены. Наказание души за прижизненные грехи представляется совершенно иным.

Считается, что душа попадает в замкнутое ограниченное пространство, в котором будет находиться в полном одиночестве до тех пор, пока в полной мере не прочувствует свои грехи и не раскается в них. Срок нахождения в подобном вакууме у всех различен. Однако душа самоубийцы способна навсегда остаться в данной изоляции, так как заранее выбрала одиночество. Значит, ей предстоит вечность переживать одни и те же причины, которые привели ее к добровольному уходу из жизни. Получается, в загробной жизни человек многократно столкнется с нерешенными при жизни проблемами. Стоит ли рисковать посмертным существованием для такого сомнительного времяпровождения?

На самом деле, сложно сказать, что будет с душами самоубийц. Еще ни одна душа не оставляла доказательств даже существования загробного мира. как можно судить о том, что остается неизвестным простым людям и служителям Церкви?

По церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли, убитые во время разбоя преступники, люди, настоявшие на своей эвтаназии) и даже подозреваемых в самоубийстве (не принято отпевать утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на кладбищах около церквей. Есть мнения, что к самоубийцам можно отнести погибших «любителей» экстремальных видов «спорта», ведь они реально осознавая смертельную опасность таких занятий, ради пустой утехи все равно рисковали жизнью. Фактически самоубийцами являются наркоманы, токсикоманы и алкоголики.

Впрочем, в известном дореволюционном руководстве для священнослужителей С.В. Булгакова со ссылкой на постановление Священного Синода от 10 июля 1881 года указывается, что умершие от запоя (если не доказано, что те пили с целью отравить себя алкоголем), не причисляются к самоубийцам, на основании, что«…ибо смерти от запоя предшествует помрачение рассудка, чего не бывает при употреблении других средств к сознательному самоубийству… «. Хотя, явно практически все пьяницы осознают, что чрезмерное употребление алкоголя смертельно для здоровья. Не все просто и в случаях смерти наркоманов от передозировки, поскольку непосредственно пред принятием наркотика наркоман находится в сознании в отличие от запойного алкоголика, принимающего последние уже смертельные порции спирта явно в невменяемом состоянии.

Исключение делается только для самоубийц, страдающих явной психической патологией, и состоящих на официальном психиатрическом учете. В таких случаях необходимо предоставить правящему архиерею вашей епархии справку из психиатрического учреждения, когда-то курирующего этого несчастного, и написать соответствующее прошение с просьбой благословить церковное поминовение такого человека. Практически всегда такое благословение дается…

Кого обманываем себя или Бога?

Однако, как показывает практика, народ наш, особенно из маловеров, церковных «захожан» придает чрезмерное и ложное значение церковному отпеванию, как к некоему магическому действию, после которого усопший автоматически попадает в рай.

Между тем, по учению Церкви, душа человека на третий день после смерти проходит страшные мытарства. В это время душа усопшего имеет большую нужду в молитвенной помощи родственников и Церкви. Чтобы облегчить переход душе в другую жизнь, над гробом родственниками читается канон и псалтырь, а в храме совершается чин отпевания. Первейшее значение этой службы – утешение души усопшего , и уже потом испрашивание милости у Господа для души, прошение грехов, которые, увы, автоматически абсолютно во всех случаях не прощаются.

Тяжко видеть с каким просто маниакальным упорством родители чуть ли не выбивают у священноначалия благословение на отпевание своих детей-самоубийц, которые никогда не страдали психическими расстройствами. Кого обманываем? Священник, обращаясь к Господу, поет: «…со святыми упокой…». Кого со святыми упокой?! Самоубийцу?! Который к тому же годами презирал Церковь Христову, равно как и его родители, начавшие креститься, только когда грянул страшный гром?

Святитель Иннокентий Иркутский, согласно, между прочим, апостольским правилам, спрашивал родственников, привозивших в церковь на отпевание покойников: «А когда он в последний раз был на службе?» — «Где-то полгода назад».– «Берите гроб. Мы таких отпевать не имеем права».

Церковь молится только о своих членах, но практически всегда до самоубийства доходят люди, давно самовольно отсекшие себя от тела Церкви. Господь говорил: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин.15:5-6) – в них и великое утешение для верных христиан, и страшное предупреждение для маловеров и отступников.

Вот два письма архимандрита Иоанна Крестьянкина, духовника Псковско-Печерского монастыря:

«Дорогая о Господе А.! Поминать и молиться в церкви о маме нельзя Вам, ибо есть каноны, которые преслушать нельзя. Преслушание повлечет за собой страшные для непокорного последствия. Он сам отдаст себя во власть врагу. А вот что возможно — об этом пишет владыка Вениамин. И мы посылаем Вам Канон о самовольно живот свой скончавшем. Почитайте дома 40 дней ежедневно этот канон, а молитву Льва Оптинского читайте о маме всю жизнь. Еще подавайте о маме милостыню нуждающимся. Больше ничего сделать нельзя. Если даже кто-то и даст Вам разрешение на молитву в церкви, то это будет во вред и маме и Вам самой , ибо каноны Церкви никто отменять не может. А послушание им преклонит Господа на милость к Вам и к маме. Храни Вас Господь!».

«Раба Божия В.! Нельзя безнаказанно нарушать каноны церковные. О своем брате молиться в церкви Вы не можете. Зря хлопотали Вы о его отпевании, теперь хоть прекратите собирать себе на голову гнев Божий . О самоубийцах молиться можно только дома, и ни как нельзя подавать о них в церкви ни на Литургию, ни на панихиду. Господь им судья, а Вы страдаете на непослушание».

Маниакальное упорство сродников самоубийц нередко вызнано подсознательным желанием переложить всю ответственность за дальнейшую судьбу своего убившегося чада на Церковь. Между тем наибольшая вина лежит, прежде всего на родителях, живущих в безверии, и не давших должную веру с малого возраста своему ребенку, на которую он мог бы легко опереться в трудную минуту.

Поэтому правильнее самим взять на себя ответственность, и самим келейно (в домашних условиях) взять на себя молитвенный подвиг (но не самочинно, а благословения и при определенных условиях) , с верою, что Господь даст определенное облегчение душе самоубийце.

Однако здесь не все так просто…

Молитесь, но осторожно

В течение последних лет имеют хождение несколько брошюрок, в которых содержится поминовение на домашней молитве о самоубийцах с каноном «О самовольна живот свой скончавших» и молитвой преподобного Льва, старца Оптинского. Это издание некоего московского прихода (кстати, напечатанное без благословения Святейшего Патриарха); издание Свято-Успенского Псковско-Печерского монастыря (тоже без архипастырского благословения); этот канон и молитва вошли в книгу, изданную Сретенским монастырем — «Молитвы об усопших» (издание лично не видел, и благословлено ли оно Святейшим Патриархом не знаю). Небольшая книжица «Как молиться о самоубийцах», которая является копией первых двух с рядом дополнений, издана в 2004 году по благословению архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона.

Не смотря на то, что создатель канона митрополит Вениамин (Федченков) был замечательным подвижником Православия XX века, в докладе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе в 1997 году говориться «Необходим больший контроль за изданием и введением в употребление новых литургических текстов во избежание таких недоразумений, как издание одним московским приходом сомнительного с богословской и канонической точки зрения «Канона о самовольне живот свой скончавших». Действительно, обращает внимание на себя то, что все молитвенные последования о самоубийцах, которые ныне рекомендуются при определенных оговорках для келейного (домашнего) чтения относятся только к последнему столетию. В обстоятельном дореволюционном руководстве для священнослужителей того же С.В. Булгакова, к сожалению, нет разъяснений каким образом должно совершатся домашнее поминовение самоубийц, кроме разве:

«…Самарской духовной консисторией в 1894 году отказ одного из причтов в погребение по православному обряду женщины, удавившейся в пьяном виде, был признан правильным; причем местным Преосвященным на этом постановлении консистории была положена такая резолюция относительно означенной женщины «разрешаю лишь совершать поминовение, с милостынями в память ее , а отпевание ее по чину православному не решаюсь разрешить»».

Единого соборного церковного мнения о ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ молитвенного келейного (домашнего) поминовения душ самоубийц,
для облегчения их состояния в аду, а то и спасения их из ада НЕТ

В одной из брошюр, в которых рассматривалось возможность поминовения самоубийц, приводился один дореволюционный рассказ.

«В городе Бузулуки, что около Оренбурга, одно время жил богатый человек. Был у него любимый сын. По тем временам нашли ему невесту, и она была ему не по душе. Хотели женить, и он от обиды повесился. Для родителей это был страшный удар. Они люди верующие, во многие храмы подавали и в монастыри – просили молиться. И все отказывались. Поехали во святой град Иерусалим, и там отказались. Святая гора Афон отказалась… Нашли одного затворника, который посоветовал им на свои средства на колокольном заводе отлить самый большой колокол и пожертвовать в церковь. Так и сделали. Когда епископ стал колокол освящать, ударил в него 12 раз, как положено, звук пошел тяжелый, заунывный, и епископ сказал: «нельзя звонить им ни в праздники, ни в пост, а только когда выносят покойника». Стенки колокольни часто запотевали, от этой влаги постоянно гнил пол на колокольне и его часто меняли. А потом пришло письмо со Святой Горы, в котором было написано: мы пытались молиться за самоубийцу, но Господь не принимает наших молитв, не принимает Он и колокольного звона… Колокол сняли и погребли в земле».

Юноша, покончивший с собой, был молод, крещен, думается, как и все тогда, куда чаще современных христиан-маловеров посещал богослужения, принимал Святое Причастие, постился, исповедовал свои грехи перед священником, да и, судя по тогдашним нравам, вряд ли он тяжко грешил. И что же помилован был этот юноша? Это, увы, сейчас молодежь проходит к двадцати годам жизни все круги ада: безверие, ненависть к родителям, прелюбодеяние, аборты, зависть, ложь, наркотики, сквернословие, увлечение оккультизмом… А ведь с человеческой точки зрения даже такое невероятное усердие родителей — попробуйте в XIXвеке объехать все Европу – уже, казалось бы, заслуживает внимание и снисхождение Бога. Однако Господь в чем застанет, о том и судит….

С другой стороны архимандрит Иоанн (Крестьянкин) , духовник Псковско-Печерской обители в одном из писем матери, чьей сын покончил собой писал: «А вот о сыне молиться в церкви действительно нельзя — таково определение Священных Соборов святых Отцов, такова каноника. Молится же дома, всей душою скорбящей и израненной предстоит Богу, надо непременно. А ответ — дело Божие, мы его предугадать не можем и решить за Бога не можем. Сохранив послушание Церкви, оставьте в душе надежду на милость Божию к своей материнской молитве. Читайте Канон за самовольно жизнь свою прервавшего (написанный митрополитом Вениамином — прим. МС), по возможности и с желанием. Первый раз постарайтесь читать 40 дней ежедневно. А молитовка, которая есть в каноне, пусть утешает Вас ежедневно, и она поможет сыну. Хорошо подавать за сына милостыню нуждающимся. надежда с верой — светильники в жизни нашей. А Господь — милость и любовь. На это и надеемся».

Все эти поминовения, собранные в указанной брошюрке являются лишь частным мнением отдельных членов Церкви. Их праведность и святость, увы, не является гарантией правильности их советов, согласованности с Божьей волей. К сожалению, у нас ныне полно людей, слепо отождествляющих мнение благочестивого старца или подвижника с мнением самого Бога, вроде «слова старца – это слова Бога».

Иероним Босх. Фрагмент триптиха «Страшный суд» — правая створка «Ад», 1504 год

Не всякая черная душа может отбелиться Божьей милостью и благодатью

Святой апостол Иоанн, апостол «любви», как его иногда называют в Церкви, заповедовал: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти…», однако предупреждал тут же «…есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (1Ин.5:16), то есть люди, находящиеся в таком падшем состоянии, что всякая молитва об их спасении тщетна .

Или вот – «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа» (1Кор.16:22). Страшные слова!

Евангельские Писания и апостольские послания не дают основания считать, что Христос может спасать людей насильно, и души человека, который не позаботился очистить ее сам при жизни через покаяние и веру во Христа, вряд ли Господь может очистить, даже если об этом горячо молятся родственники.

Архимандрит Амвросий (Юрасов) приводит такой рассказ:

«Господь не желает смерти грешника, и кто обратится к Нему — спасается. Он всех призывает к покаянию, Он всех любит и желает, чтобы ни одна душа не погибла. Недаром Сам Господь принял плоть человека, сошел на землю и пострадал за нас. Это означает, что Он пострадал за всех, сколько людей было, есть и будет в мире.

Но человеку дана свободная воля — покаяться, принять в себя живого Христа, или отвергнуть Его.

Когда я служил в Преображенском соборе, часто приходилось выезжать на требы по городу. Однажды поехал на один вызов; вхожу в квартиру, меня встречают, говорят: «Батюшка, вот здесь мужчина — ему 51 год, звать Анатолий — его надо бы и пособоровать, и причастить». Я зашел, смотрю: после операции лежит больной, ему кишку вывели в живот. Рядом бутылка с водой, на ней соска. Постоянно у него губы сохнут, он эту соску во рту держит. Спрашиваю:

-Анатолий, ты, когда исповедовался?

— Никогда.

— А желаешь поисповедоваться, причаститься?

— А мне не в чем каяться!

— Ну, как же? Ты же в церковь никогда в жизни не ходил, Богу не молился, матом ругался, пьянствовал, курил, дрался, жил невенчанный с женой. Вся жизнь — сплошной грех.

— Я в этом каяться не хочу!

А женщины, рядом стоявшие, говорят:

— Анатолий, как же?! Ведь ты же согласился, чтобы священника вызвать. Тебе надо покаяться — тебе сразу станет на душе хорошо.

— Не хочу каяться.

Я с ним беседовал, потратил 20 минут, говорю:

— Сейчас — представь себе — к тебе пришел Сам Христос в Святых Тайнах, ждет от тебя покаяния. Если ты не покаешься и не причастишься, умрешь — душу твою заберут злые духи. И рад бы потом покаяться, рад бы исправиться — а такой возможности у тебя уже не будет. Надо каяться, пока живой.

— Что заслужил — то и получу! — говорит.

Я беседовать закончил, стал одеваться. А женщины (соседки) стали убеждать его, говорят: «Анатолий, одумайся — что ты говоришь! Ведь так важно каждому человеку (особенно больному) покаяться перед смертью!» А он им говорит:

— Вы меня не уговаривайте.

Я оделся:

— Ну, до свидания. Если он пожелает исповедаться — дадите знать, мы приедем.

А одна из них подходит:

— Батюшка, в последний раз поговорите с ним: вдруг да согласится. Я подошел, сел около него:

— Ну, Анатолий, желаешь каяться или нет?

Он молчит. Смотрю, а у него глаза стекленеют. Я говорю:

— Да он умирает.

Женщины:

— Как? Он же чувствовал себя хорошо!

— Он умирает, — смотрю: он вздохнул три раза — и душа вышла. Конечно, эту нераскаянную душу забрали бесы. Вот где страх, ужас! Ведь человек ушел из этого мира в Вечность. Биллионы лет пройдет страданий в огне — это только начало, конца никогда не будет. А такая была прекрасная возможность покаяться! Не все люди сподобляются, чтобы к ним пришел священник, принес Святые Тайны — Тело и Кровь Христовы… Вот, такие страшные бывают смерти».

Может ли Бог спасти такого не желающего спастись человека? И кто поручится, что самоубийца на момент смерти не имел такое же отношение к Богу и Его Церкви?

Некоторые могут резонно заметить — что тут разводить демагогию — полезно или неполезно молиться домашней молитвой за самоубийц, по христианскому милосердию и состраданию нужно обязательно молиться за таковых, а Господь рассудит. По первому впечатлению такие суждения кажутся оправданными. Однако…

Молясь, готовься к серьезным искушениям

Настоящая молитва — это не экстатическая медитация, это труд, а молитва за самоубийц, некрещеных людей и великих грешников — это тяжкий труд ! Во время которого вы столкнетесь с сильными духовными искушениями и ухудшением здоровья не только самого молитвенника, но возможно всех членов его семьи.

Есть основания считать, что, воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается с его грехами, неочищенными покаянием.

Если усопший был православным христианином и когда-то в земной жизни обращался к Богу с молитвенной просьбой о милосердии и прощении, то молящийся о нем теми же молитвами преклоняет к нему Божие милосердие и прощение. А если душа перешла в иной мир в настроении, враждебном к Церкви? Как можно, молясь за некрещеного или крещенного, но отошедшего от веры, допустить себя до некоторого прикосновения к тому богоборческому настроению, которым душа их была заражена? Как воспринять в свою душу все те насмешки, хулы, безумные речи и помыслы, коими были полны их души? Не значит ли это — подвергать свою душу опасности заражения такими настроениями? Обо всем этом должны подумать те, кто упрекает Церковь в немилосердии.

Показателен случай из жития святого преподобного Серафима Саровского, он рассказывал, что ему удалось вымолить какого-то великого грешника, так вот после этого, он великий праведник, монах, тяжко проболел несколько месяцев.

Что же ожидает не столь праведных христиан, как св. Серафим Саровский, взявшихся своими молитвами «спасать» дорого им родственника, убившего самого себя?! Большие искушения и проблемы со здоровьем.

Опыт свидетельствует, что с началом келейного молитвенного поминания даже не о самоубийце, а об некрещеных родителе, умершем, увы, в безверии, практически чуть не сразу накатывалась болезнь на молящегося, потом на жену (мужа), а далее — на детей. Господи, помилуй! Мне известна женщина, которая усердно молилась за своего некрещеного отца во время беременности – дело закончилось выкидышем.

Один из уфимских священников мне рассказал случай, когда в уже далекие советские годы молодой человек, начавший усердно воцерковляться, по своему чрезмерному усердию, решил спасать души покойников, чьи тела лежат на Демском кладбище около г. Уфы. Там он составил большой список с именами усопших, и молился об упокоении всех подряд. В семье начались дикие скандалы между ним и женой, дело доходило до развода, его уже взрослые дети пустили во все тяжкие грехи; конечно, появились болезни, не в лучшую сторону изменилась духовная жизнь этого человека. Святой преподобный Моисей Уфимский, к которому этот христианин тогда обратился за советом, первым делом спросил его, за кого он молится. Когда тот рассказал о своем молитвенном «подвиге», первые слова преподобного были совсем не библейские: «Ты что дурак?!», и после строго запретил ему это делать, указав на то, что там много тяжких грешников: самоубийц, безбожников, пьяниц и т.п.

Молиться о некрещеных в Православии родственниках тоже не просто

Разговор о некрещеных людях был начат не случайно. На практике оказывается, что человек не только самоубийца, но и нехристианин.

Хорошо известен канон к св. мученику Уару за некрещеных людей. Однако мало кто внимательно прочитал сопровождающий этот канон рассказ о том, как по молитвам этого праведника был помилован один некрещеный юноша, и осмыслил рассказанное в житие.

Юноша-то этот, во-первых, был юношей, простите на каламбур, а значит, в силу своего возраста не успел нагрешить во множестве и тяжко; во-вторых, судя по всему, был благочестив; в-третьих, имел очень благочестивую мать-христианку (согласитесь, это немаловажно); в-четвертых, знал о Христе, и, видимо, готовился принять Святое Крещение, но не успел (раньше христиане ходили в оглашенных не неделю — другую, а месяцы, а то и годы); в-пятых, оглашенные в те времена обязательно искренне каялись в своих грехах, пусть даже и без исповеди священника, поэтому кто мне возразит, что такое искренне покаяние в грехах не душеполезно и бесполезно? К чему, я собственно, веду? Такового благочестивого юношу, сына благочестивой матери-христианки, уже благорасположенного ко Христу, святому Уару не стоило труда вымолить перед Богом.

Теперь представим, например, умершую в преклонном возрасте женщину, жившую в безверии, богохульничавшую, блудившую, делавшую аборты, приворовывающую (кто в советские времена не воровал?) и т.п., короче, с великим множеством всевозможных нераскаянных грехов. На что можно надеяться, пытаясь молиться об ее спасении к святому ходатаю Уару?!

Однако душа родственников все же в отчаянии мятется, неужели совершенно нельзя спасти или улучшить положение, самоубийц, равно как и некрещеных сродников?

Если беременна супруга, если в семье есть грудные и малые дети – КАТЕГОРИЧЕСКИ ВОЗДЕРЖИТЕСЬ от домашней молитвы за самоубийц и некрещеных, тем более за некрещеных самоубийц во избежание проблем со здоровьем у малых членов семьи, беременных и кормящих женщин.

Если все выше указанные условия к Вам не относятся, конечно, Вы можете попробовать дерзнуть на этот домашний молитвенный подвиг. ОднакоОБЯЗАТЕЛЬНО возьмите благословение у священника, и если тот откажет, не бесчинствуйте – это добром не закончится, и помните «послушание больше поста и молитвы».

Лучше начать свой молитвенный подвиг, наложив на себя пост (обязательно по благословению!) или же во время многодневных постов, если течение непосредственно сорока дней после смерти келейно о таких покойниках никто не молился. Преподобный Нектарий Оптинский советовал молиться вместе одновременно как минимум сразу трем христианам. Перед и во время того, когда вы молитесь, исповедуйтесь и часто принимайте Святое Причастие, лучше даже еженедельно (опять же по благословению). Ежедневно вкушайте частицу просфоры и святую воду. Закажите сорокоуст о здравии себя и близких членов семьи. Помните, молитва о самоубийцах и великих грешниках — большой духовный подвиг, не творите его походя, от случая к случаю. Повторю, вполне возможно, воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается с его грехами, неочищенными покаянием. Естественно, ничего хорошего от этого нельзя ожидать. Даже такому великому подвижнику, как Серафиму Саровскому, тяжело обошелся молитвенный труд о каком-то тяжком грешнике.

Есть еще один, думается, очень благочестивый и правильный способ сникания милости у Бога за какого-либо человека. Читайте наравне с молитвами Евангелие о спасение его души по одной – две главе в день – «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10:17). Откуда возьмется спасительная вера во Христа у умершего некрещеного и маловера самоубийцы, если тот не знает «слова Божия» ? Увы, это наша общая беда — многие православные христиане, даже бабушки, участвующие в богослужениях чуть ли не каждый день, не читают, или мало читают Священное Писание.

Если вы начали молиться, и у вас, у ваших близких, детей, начались серьезные проблемы со здоровьем, немедленно оставьте ваши старания и просто смиритесь, уповая на Божью милость об участи этого души человека.

«Правосудие Божие ошибки не совершит, и этим успокойте себя, елико это возможно» — мудро писал уже упоминаемый архимандрит Иоанн (Крестьянкин) .

Смирившись с фактом самоубийства близкого вам человека, живите достойно праведной христианской жизнью с верою во Христа-Спасителя, так чтобы ваша душа воссоединилась с Господом после смерти в раю, а там уж напрямую у Него Самого узнайте Божественную волю по этому случаю. Если будет определенная польза от ваших молитв самоубийце, молитесь уже будучи в Царствие Божием усердно. Христиане просят праведных молитв у угодников Божьих, ныне предстоящих Ему в раю, о себе и умерших сродников. Так что же мешает христианину, оказавшемуся в раю, молиться самому о своей родне, находящейся в аду?

Спаситесь вы сами, и вокруг спасутся тысячи – не забывайте эти слова преподобного Серафима Саровского.

Господи, помилуй и спаси нас!

Максим Степаненко, руководитель

Миссионерского отдела Уфимской епархии

Русской Православной Церкви

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ