Собор инвалидов в париже интерьер. Дом инвалидов в Париже – цитадель истории. Музей рельефных планов

Удивительно, как ловко время радикально меняет статусы и приоритеты. Когда в 1670 г. Людовик XIV (король-солнце) отдал приказ на строительство приюта для ветеранов войны, а по сути – богадельни, он лишь хотел убрать с улиц больных и обездоленных ветеранов войны, которые вынуждены были выживать, прося милостыню. Однако Дом Инвалидов в Париже (L’hôtel national des Invalides) однажды превратился в усыпальницу Наполеона Бонапарта I, а ныне это еще и величественный архитектурный памятник с музейными залами.

Автобусы которые довезут до Дома Инвалидов:

Остановка Invalides, маршруты №: 69 или 63, 92 или 93, 80, 87 или 83, 82, а также 28.

Дом Инвалидов на карте

Контактная информация

Адрес: Эспланада Инвалидов, 75007 Париж, Франция
Телефон: +33 1 44 42 37 72
Официальный сайт Дома инвалидов: http://www.museearmee.fr/accueil.html

Дом Инвалидов (Видео)

Дом Инвалидов (Фото)

Фотогалерея Дома Инвалидов

1 of 13

Дом Инвалидов с высоты

Если Эйфелеву башню вы уже видели, в Лувр и Нотр-Дам заглянули, по Елисейским полям погуляли, а что еще посмотреть в Париже не знаете, подсказываем отличную идею для интересной прогулки - поезжайте в бывший Дом инвалидов, где сегодня находится интереснейший Музей Армии.

Если вы путешествуете по Парижу на метро, то путь в Музей армии может начинаться у станций метро Invalides, Varen или La Tour-Maubourg. Последние две станции расположены совсем рядом с Домом Инвалидов и позволяют из недр метро сразу же нырнуть в музейное пространство. Если же у вас есть желание и время для неторопливой прогулки - можно выйти на станции метро Инвалиды. Тогда вам предстоит более долгий, но и более живописный путь. Он будет начинаться у моста Александра III, а далее - через Экспланаду Инвалидов - грандиозную площадь 500 на 250 метров, с огромными газонами и рядами деревьев.

Вид с моста Александра III на Дом Инвалидов. Фото Анатолия Селянинова

Даже если по пути в Дом Инвалидов вы не успеете посмотреть мост, мы настоятельно рекомендуем включить этот колоритный объект в список must see. Берега Сены соединяет 37 мостов, каждый из них оригинален и красив по-своему, но в своем великолепии и роскоши, мост, названный в честь русского царя, не знает равных.

Самый нарядный мост Парижа - Pont Alexandre III. Фото _Pixelmaniac_

Перед архитекторами и инженерами стояла непростая задача: мост не должен был мешать судоходству, и при этом - должен органично вписаться в архитектурный ландшафт города. Мост сконструировали однопролётный - это металлическая арка длиной более 100 метров и шириной 40 метров. Украшение моста впечатляет: это и нимфы, и пегасы, и гирлянды цветов, и ангелы, и фонари, окружённые амурами... Но вернемся к цели нашего путешествия.

L"hôtel National des Invalides. Фото Tom Jankowski

Небольшая историческая справка: до 17 века во Франции не существовало специальной организации, которая бы заботилась о солдатах-инвалидах. В 1670 году король Франции Людовик XIV приказывает построить Дом инвалидов. Его предназначение - приют и адаптация ветеранов войны. Руководить строительством было поручено архитектору Либералю Брюану, который в итоге создаст настоящий шедевр в стиле классицизма.

Величественный и строгий, впечатляющий и элегантный Дом инвалидов. Фото Tom Jankowski

Первые обитатели появляются в Доме инвалидов в 1674 году. Являясь одновременно приютом, казармой, монастырем, госпиталем и мануфактурой, Дом инвалидов становится настоящим городом в миниатюре, жизнь в котором регламентируется военными и религиозными законами. В конце 18 века здесь живет уже почти четыре тысячи ветеранов. Их делят на отряды, возглавляемые офицерами: самые выносливые несут охранную службу, в частности, в Бастилии, остальные трудятся в сапожной и гобеленной мастерских, а также в мастерских по раскрашиванию гравюр. Наполеон Бонапарт, сначала в качестве первого консула, а затем как император, реорганизует это учреждение и приступает к превращению церкви Святого Людовика в национальный военный пантеон. Это заслуга Наполеона была признана обществом, и в 1840 году в Соборе началось строительство гробница императора.

Собор Дома инвалидов в Париже. Фото Tom Jankowski

Сегодня в залах Дома инвалидов хранятся экспонаты Музея Армии. Его экспозиция предлагает посетителям широкий выбор тематических залов. Здесь хранится уникальная коллекция объектов, связанных с военной историей Франции, начиная со Средневековья и заканчивая двадцатым веком: древние доспехи, мундиры, предметы воинского снаряжения, сабли, шпаги, боевое снаряжение, артиллерийские снаряды, эмблемы, украшения, музыкальные инструменты, личные вещи исторических персонажей….

Экспозиции Музея Армии в Париже. Фото с официального сайта

Встречает посетителей Дома Инвалидов парадный двор, где представлена настоящая жемчужина коллекции - уникальная серия из 60 классических французских орудий, отлитых из бронзы. Это подлинные произведения оружейного искусства: они обильно украшены геральдическими и мифологическими орнаментами. Выставка открывается первыми моделями классических французских пушек, созданных еще в 1666 году. Именно эти крупнокалиберные орудия использовались при осаде гарнизонов Людовика XIV и обеспечили успех армии маршала Вобана, в честь которого названа площадь у Южного входа в Дом инвалидов. Классическая французская пушка пользовалась неизменным успехом, однако со временем ее конструкция претерпела ряд изменений.

Трофейные пушки из коллекции музея. Фото с официального сайта

Особую атмосферу Музею армии придает его расположение - в помещениях Государственного дома инвалидов. Посещение Музея армии фактически неотделимо от посещения этого памятника военной истории. Гуляя по музею, вы будете проходить по дворикам и галереям Дома инвалидов. Вы также увидите Собор Дома инвалидов, в котором, наряду с другими могилами, находится потрясающая усыпальница Наполеона.

Отдельный интерес для посетителей представляет мемориал Шарля де Голля, пространство которого не содержит ни одного материального объекта: предпочтение отдается звуку, изображениям и мультимедийным материалам. Неподвижные или анимированные изображения из архивов (новости, афиши, фотографии) дополняются документальными фильмами с интервью, интерактивными картами, полиэкранами и видеохрониками.

June 14th, 2015

Да, название поста правильное. Никакой ошибки. Это на самом деле дом инвалидов. Не верите?

Сейчас я вам расскажу подробности …

Фото 2.

Во времена правления Людовика XIV много французов погибало на полях сражений, а немалое количество вернувшихся живыми оставались инвалидами до конца своих дней. Чтобы облегчить им послевоенное существование, король в 1670 году распорядился построить в Париже Дом инвалидов, в котором бы могли жить заслуженные ветераны и инвалиды войны. В те времена это было одним из первых на континенте учреждений подобного рода. Функционирует заведение и сегодня, в его стенах проживает около сотни пенсионеров Вооруженных Сил Франции.

Дом Инвалидов в Париже (L’hôtel national des Invalides) - комплекс из музеев и памятников в 7-м районе города. Весь комплекс связан с военной историей Франции и включает пенсионный дом для ветеранов, военную больницу, музей французской армии, гробницы военных героев Франции и несколько других музеев.

Фото 3.

История этого грандиозного сооружения началась в 1670 году, когда король Франции Людовик XIV издал указ о начале строительства Дома Инвалидов или полное название, Государственный Дом Инвалидов (L’hotel national des Invalides). Цель такого решения и крупного проекта, на первый взгляд, была проста и недальновидна. В то время после многочисленных войн в стране было много состарившихся, увечных да и просто слабых здоровьем бывших военнослужащих, которые ещё к тому же, в большинстве своём, были бедны. Вся эта масса людей занималась кто попрошайничеством кто воровством на улицах Парижа. Поэтому и было принято решение, собрать и разместить их в одном месте. Но кроме этого, создание Дома Инвалидов в Париже для простых солдат, повышал престиж армии в их глазах. Ведь это было какой никакой, а гарантией безбедной старости. А для мужчин не служивших в армии было дополнительным стимулом пойти туда.

Фото 4.

Изначально сооружение было рассчитано на приём 1500 постояльцев, но к 1714 году там проживало уже более 4000 бывших солдат и офицеров. Среди них были также врачи, повара, священники и прочий персонал который был необходим для функционирования этого мини города в городе. Понятно, что даже столько мест было недостаточно чтобы разместить всех желающих, поэтому право на проживание в парижском Доме Инвалидов получали ветераны отслужившие в армии 10 лет, а с 1710 года стаж должен был быть не менее 20 лет. Исключения делались для серьёзно раненых и больных.


Первая часть комплекса из пяти дворов была построена за 6 лет, что довольно быстро для того времени. А начиная с 1674 года он принимает первых пенсионеров. Место для строительства, на окраине Парижа того времени , было выбрано неслучайно. Пригород Грёнель (Grenelle) как нельзя лучше подходил для этого. Это была обширная пустошь с выходом к реке Сена , что было удобно для доставки товаров к комплексу по воде. Полностью строительство Дома Инвалидов было завершено только в 1706 году, то есть через 33 года после начала. Размеры сооружения и прилегающих площадей поражают. Одних коридоров в зданиях более 16 км. А полностью архитектурный ансамбль имеет размеры 400 на 450 метров. Со стороны Сены через широкую эспланаду (площадь), сделанную немного позднее, открывается величественный вид на фасад дома, шириной 196 метров и главный позолоченный купол высотой 107 метров.

Фото 5.

Дом Инвалидов играл видную роль в нескольких исторических событиях во Франции, главным образом из-за своего местоположения и важности. 14 июля 1789 его захватили мятежники во время Французской революции.

Распорядок дня и дисциплина в Доме Инвалидов была военно-монастырской. Приём пищи по расписанию за столами на 50 человек, днём, кто был способен, работали в различных мастерских или занимались строевыми упражнениями. Женщинам запрещалось посещать Дом Инвалидов, а в больших спальнях постояльцам не разрешалось курить и есть. За нарушения существовала система наказаний от перевода на хлеб и воду, до отчисления из дома.

Фото 6.

Зачастую, историю этого сооружения тесно связывают с именем великого полководца, Наполеона I. А это не совсем верно. После прихода Наполеона к власти в 1804 году фасады дома постепенно обросли всевозможными орлами, львами, пучками стрел и прочими элементами, добавляющими пышности зданию. Немного позже неподалёку было установлено немалое количество трофейных и французских пушек.

Конечно, сегодня название Дома Инвалидов в Париже чётко ассоциируется с именем полководца. В 1840 году с острова Св. Елены был доставлен гроб с телом Наполеона, который установили в специально для этого построенной гробнице. На стенах помещения висит шпага полководца, которая была с ним при битве у Аустерлиц и многочисленные награды, большинство из которых, как принято у самодержцев, он дарствовал сам себе.

Кроме великого императора в здании захоронено ещё несколько знаменитых военачальников, а также его сын Наполеон II.

Фото 7.

Со временем Дом Инвалидов в Париже приобретает всё большее значение как музей. Сначала в 1777 году из Лувра перевозят часть экспонатов военной тематики и организуется Музей Планов и Рельефов. А в 1872 здесь открывается Музей Артиллерии, который в 1905 году был объединён с Музеем Истории Армии и стал называться Музей Армии, сегодня он занимает большую часть здания. Эти два, а ещё Музей Ордена Освобождения и Музей Современной Истории существуют и сегодня.

Удивительно, но и в наше время в Доме Инвалидов всё ещё проживает некоторое количество ветеранов второй мировой войны и Сопротивления.

Фото 8.

Передний фасад Дома Инвалидов выходит на реку Сену и достигает в длину 196 метров. Крупный купол, послуживший вдохновением для купола Капитолия Соединенных Штатов, доминирует над фасадом и достигает высоты в 107 метров. Главный внутренний двор пересекается большой улицей и формирует одно из самых больших открытых мест во всем Париже. Здесь расположено французское Министерство иностранных дел и несколько посольств. Красивый мост Александра III соединяет комплекс с Малым и Большим Дворцами. Реку пересекает также мост Инвалидов.

Фото 9.

В Доме Инвалидов функционирует три отдельных музея. Музей Карт демонстрирует в мельчайших подробностях масштабные модели укрепленных городов и крепостей во Франции. Музей de l’Ordre de la Liberation сосредотачивается на освобождении Франции во время Второй мировой войны и ее лидере, Шарле де Голле.

Музей планов и рельефов. Датой его основания считается 1668 год, когда военный министр Франсуа-Мишель Ле Телье стал собирать трехмерные макеты укрепленных городов, что было необходимо в военных целях. Главный акцент делался на топографических особенностях местности и городских укреплениях. Через два года Людовик XIV пожелал, чтобы коллекция находилась в Лувре.

Значительное количество макетов увидело свет в горячие 1741-1748 годы, когда Франция воевала за австрийское наследство, и после окончания боевых действий: на них изображали захваченные города. В 1754 году коллекцию обновили, а в 1777 году она переехала в Дом инвалидов, где и находится сейчас. Правда, собрание объявили историческим памятников только в 1927 году. Музей же был основан в 1943 году.

Музей армии . Возник в 1905 году вследствие слияния двух предшествующих музеев – артиллерии и истории армии. Знаменит тем, что именно ему принадлежит третья в мире по численности коллекция самого различного оружия и доспехов, уступая только аналогичным музеям в Австрии (Вена) и Испании (Мадрид). Уникальность и бесценность представленных здесь собраний в том, что ими охватывается огромнейший период времени, начиная от эпохи палеолита и заканчивая серединой XVII века. Взору посетителей предстанут порядка двух с половиной тысяч доспехов и различного оружия. Значительная их часть – отечественная (французская). Но можно увидеть и образцы, изготовленные в других странах. Например, в Оттоманской империи, в ближневосточных и дальневосточных государствах (Индии, Персии, Китае, Японии).

Музей ордена Освобождения. Основан в 1967 году. Здесь собраны экспонаты, ставшие олицетворением французского движения Сопротивления в годы второй мировой войны, а также посвященные ордену Освобождения, учрежденному лидером освободительного движения генералом Шарлем де Голлем. Коллекция занимает три галереи и шесть залов общей площадью 1000 кв. метров. В этом музее собран список членов организации, находится их обмундирование, а также оружие, средства связи, подпольная литература и сам Крест Освобождения. Имеется зал Чести, где находятся предметы, имеющие непосредственное отношение к де Голлю: в частности, его личные дневники, вещи и экипировка, записи и другие принадлежности.

Музей современной истории. Он единственный во французской столице музей, который охватывает всю историю двадцатого столетия. Его собственная история берет начало с 1914 года, когда с легкой руки промышленников Леблан открывается военная библиотека-музей, которую в 1917 году владельцы передают министерству образования. В 1925 году президент Гастон Думерг торжественно открыл в Венсенском замке вновь созданный Военный музей, получивший неофициальное название Музея современной истории. Оно официально закрепляется за ним только в 1987 году. А в Дом инвалидов музей переместился раньше, в 1973 году. Коллекция составляет 500 тысяч экземпляров. Сюда входят афиши, картины, эстампы, фотоматериалы, почтовые открытки.

Фото 10.

Высокий купол собора Дома инвалидов уже давно стал одной из главных вертикалей, формирующих силуэт Парижа, и сегодня трудно представить себе французскую столицу без этого монументального храма.

Рассказывают, что в результате частых войн середины XVII столетия Франция наполнилась увечными солдатами-инвалидами, вынужденными скитаться и нищенствовать, и тогда в конце 1660-х годов король Людовик XIV издал эдикт о постройке специального дома призрения для уволенных со службы старых солдат-инвалидов. Сооружение Дома инвалидов должно было продемонстрировать заботу короля о своих воинах.

В 1671 году строительство приюта было поручено архитектору Либералю Брюану. Так в центре французской столицы постепенно возник ансамбль Дома инвалидов - обширный комплекс зданий, включающий в себя приют для инвалидов, собор, церковь Святого Людовика. Он протянулся между площадью маршала Вобана и Эспланадой Инвалидов. Огромная Эспланада, обустроенная в 1704-1720-х годах, длиной 487 м и шириной 250 м, тоже стала элементом ансамбля. А на орудийной площадке перед Домом инвалидов сегодня стоят 18 старинных, еще XVI-XVII веков, орудий так называемой Триумфальной батареи, салют из которых производится только в честь особо торжественных событий.

Фото 11.

Ансамбль Дома инвалидов стал пантеоном военной славы Франции. В одном из его зданий сегодня расположен Музей французской армии, а в церкви Святого Людовика (Сан-Луи-де-Инвалид) находятся гробницы маршалов Франции. Здесь же похоронен капитан Руже де Лилль - автор легендарной «Марсельезы».

Но центром всего ансамбля Дома инвалидов стал собор, построенный в 1679-1706 годах по проекту архитектора Жюля Ардуэна-Мансара, крупнейшего французского зодчего конца XVII столетия. Ардуэн-Мансар создал, в частности, ансамбль Вандомской площади в Париже и осуществил несколько крупных построек в Версале. Он был родственником и учеником другого известного архитектора - Франсуа Мансара (1598-1666), от которого унаследовал не только фамилию, но и талант. Собор Дома инвалидов стал последней крупной постройкой Жюля Ардуэна-Мансара - в 1708 году архитектор скончался.

Собор Дома инвалидов - квадратное в плане сооружение, образец строгого изящества и симметрии. Фасад собора украшен двойной колоннадой, увенчанной монументальным фронтоном. Массивный барабан, окруженный парными колоннами, служит основанием для устремившегося в небо огромного продолговатого купола, украшенного золотыми гирляндами и цветами. Купол завершается позолоченным фонариком и шпилем. Общая высота собора - 107 м.

Фото 12.

Силуэт собора Дома инвалидов является одним из наиболее выразительных в облике Парижа благодаря чрезвычайно удачно найденным пропорциям. Интерьер собора, имеющий в плане греческий крест, повторяет строгую простоту наружного облика храма. Здание включает в себя центральный зал, над которым возвышается купол. Центральный зал соединен проходами с четырьмя круглыми угловыми капеллами. Своды центрального зала украшают изображения четырех евангелистов, а в центре свода находится большое живописное изображение «Святой Людовик, вручающий свой меч Христу».

Четыре капеллы собора Дома инвалидов служат усыпальницами многих членов семьи Бонапарт и выдающихся военных деятелей Франции. В первой капелле справа находится гробница Жозефа Бонапарта, брата Наполеона, в следующей капелле похоронены маршалы Фош и Вобан. В первой капелле слева расположена усыпальница другого брата Наполеона - Жерома, за ней находятся усыпальницы маршалов Тюренна и Льётея.

Фото 13.

В крипте собора, сооруженной архитектором Висконти, точно под куполом, находится гробница императора Наполеона. Как известно, Наполеон умер на острове Святой Елены 5 мая 1821 года, но только в 1840 году его прах был доставлен на родину. Торжественная церемония захоронения останков императора состоялась 15 декабря 1840 года. Прах Наполеона был замурован в шесть гробов: первый - из жести, второй - из красного дерева, третий и четвертый - из свинца, пятый - из эбенового дерева, а шестой - из дуба. Гробы были помещены в большой саркофаг из красного порфира, который установили в крипте собора Дома инвалидов, украшенной, по выражению А.З. Манфреда, с «языческим великолепием». Вечный сон императора сторожат «Двенадцать побед» - двенадцать скульптур богини победы Ники работы скульптора Прадье, каждая из которых символизирует одно из двенадцати крупнейших сражений, выигранных Наполеоном: Маренго, Ваграм, Аустерлиц, Иена, Фридланд, Москва (имеется в виду Бородинская битва)… Названия мест сражений, выложенные золотом на мраморном мозаичном полу вокруг саркофага Наполеона, окружает мозаичный лавровый венок. Рядом с императором покоится прах его сына - «Орленка», умершего в Вене в 1832 году.

Фото 14.

Гробница Наполеона долгое время была местом паломничества для многих французов, приходивших поклониться праху великого императора. Но прошли годы, и сегодня у гроба Наполеона можно встретить разве что иностранных туристов, осматривающих достопримечательности Парижа. «Иная эпоха, иные проблемы, другие герои привлекают ныне внимание, - писал А.З. Манфред. - Жизнь идет вперед и ставит новые задачи… Неистовый корсиканец, волновавший когда-то умы и сердца, отодвинут в далекое прошлое. Все проходит…»

Фото 15.

Музей открыт на протяжение всего года, за исключением 1 января, 1 мая и 25 декабря. С апреля до октября он открыт с 10:00 по 18:00, а с ноября до марта с 10:00 до 17:00. Дом Инвалидов открыт каждый день с 7:30 до 19:00. Цена за билет составляет 10€ для взрослых, включая допуск в большинство музеев, к Памятнику Шарля де Голля и Могиле Наполеона I.

К Дому Инвалидов легко добраться на метро. Самые близкие станции метро - La Tour-Maubourg и Varenne на линиях M8 и M13. Рядом расположены другие известные достопримечательности Парижа - Музей д’Орсе, Центр Жоржа Помпиду, Лувр и Великий Дворец.

Фото 16.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Собор Дома инвалидов в Париже

Высокий купол собора Дома инвалидов уже давно стал одной из главных вертикалей, формирующих силуэт Парижа, и даже трудно сегодня представить себе французскую столицу без этого легко взлетающего ввысь монументального храма, сверкающего на солнце своими многочисленными золотыми украшениями.

Рассказывают, что в результате частых войн середины XVII столетия Франция наполнилась увечными солдатами-инвалидами, вынужденными скитаться и нищенствовать, и тогда, в конце 1660-х годов, король Людовик XIV издал эдикт о постройке специального дома призрения для исключенных со службы старых солдат-инвалидов Сооружение Дома инвалидов должно было продемонстрировать заботу короля о своих воинах.

Собор Дома инвалидов

Строительство приюта в 1671 году было поручено архитектору Либералю Брюану. Так на берегу Сены появился ансамбль Дома инвалидов – обширный комплекс зданий, протянувшийся между площадью маршала Вобана и Эспланадой Инвалидов. К 1676 году, когда строительство завершилось, протяженность фасада Дома инвалидов, обращенного к реке, оставляла 196 м. Комплекс включал в себя пятнадцать внутренних дворов, один из которых, так называемый «Почетный двор» (cour d’honneur), предназначался для проведения военных парадов и других торжественных церемоний. Требовалось, однако, построить еще и часовню для призреваемых ветеранов. Проект небольшой церкви Св. Людовика (Сан-Луи-де-Инвалид) также разработал Либераль Брюан, однако в полной мере реализовать его архитектор не сумел: он скончался еще до завершения всех работ. Заканчивал строительство часовни его помощник, Жюль Ардуэн-Мансар, со временем ставший крупнейшим французским зодчим конца XVII столетия. Ардуэн-Мансар создал, в частности, ансамбль Вандомской площади в Париже и осуществил несколько крупных построек в Версале. Он был родственником и учеником другого известного архитектора – Франсуа Мансара (1598–1666), от которого унаследовал не только фамилию, но и талант.

Часовня Сан-Луи-де-Инвалид была закончена в 1679 году. Вскоре после этого Людовик XIV пожелал, чтобы Ардуэн-Мансар включил в ансамбль Дома инвалидов особую королевскую часовню – очевидно, король считал выше своего достоинства молиться в одной церкви с солдатами-ветеранами. Королевский заказ Ардуэн-Мансар реализовал с небывалым размахом: он построил не часовню, а огромный собор, видный сегодня едва ли не со всех точек французской столицы. Он стал центральным сооружением всего ансамбля Дома инвалидов.

Собор Дома инвалидов строился в 1679–1706 годах и оказался последней крупной постройкой Ж. Ардуэна-Мансара – в 1708 году архитектор скончался. Собор Дома инвалидов, или Купольная церковь, как иногда называют это сооружение, стал, таким образом, своеобразным памятником этому выдающемуся зодчему. Разрабатывая проект храма, Ардуэн-Мансар, несомненно, вдохновлялся образом базилики Святого Петра в Риме, купол которой послужил прообразом для многих крупных барочных построек рубежа XVII–XVIII веков. Внутреннюю поверхность купола собора Дома инвалидов расписывал Шарль де ля Фосс (1636–1716).

Собор – квадратное в плане сооружение, образец строгого изящества и симметрии. Его фасад украшен двойной колоннадой, увенчанной монументальным фронтоном. Массивный барабан, окруженный парными колоннами, служит основанием для устремившегося в небо огромного продолговатого купола, украшенного золотыми гирляндами и цветами. Купол завершается позолоченным фонариком и шпилем. Общая высота собора составляет 107 м.

Силуэт собора Дома инвалидов является одним из наиболее выразительных в облике Парижа благодаря чрезвычайно удачно найденным пропорциям. Интерьер собора, имеющий в плане греческий крест, повторяет строгую простоту наружного облика храма. Здание включает в себя центральный зал, над которым возвышается купол. Центральный зал соединен проходами с четырьмя круглыми угловыми капеллами. Своды центрального зала украшают изображения четырех евангелистов, а в центре свода находится большое живописное изображение «Святой Людовик, вручающий свой меч Христу».

Ансамбль Дома инвалидов стал пантеоном военной славы Франции. В одном из его зданий расположен сегодня Музей французской армии, а в самом соборе находятся гробницы маршалов Франции и других выдающихся военных деятелей. Среди них – Тома Бюжо (1784–1849), покоритель Алжира; Франсуа Канробер (1809–1895), командующий французской армией в Крымскую войну; герои Второй мировой войны Филипп Леклерк (1902–1947) и Жан Делаттр-Тассиньи (1889–1952). Здесь же похоронен капитан Руже де Лилль (1760–1836) – автор легендарной «Марсельезы».

Четыре капеллы собора Дома инвалидов служат усыпальницами многих членов семьи Бонапарт и выдающихся военных деятелей Франции. В первой капелле справа находится гробница Жозефа Бонапарта (1768–1844), брата Наполеона, в следующей капелле похоронены маршалы Фош и Вобан. В первой капелле слева расположена усыпальница другого брата Наполеона – Жерома (1784–1860), за ней находятся усыпальницы маршалов Тюренна и Льётея.

В крипте собора, сооруженной архитектором Висконти, точно под куполом, находится гробница императора Наполеона. Как известно, Наполеон умер на острове Святой Елены 5 мая 1821 года, но только в 1840 году его прах был доставлен на родину. Торжественная церемония захоронения останков императора состоялась 15 декабря 1840 года – первоначально в парижской часовне Сан-Жером, а в 1861 году прах Наполеона был перенесен в собор Дома инвалидов. Останки уложили в шесть гробов: первый – из жести, второй – из красного дерева, третий и четвертый – из свинца, пятый – из эбенового дерева, а шестой – из дуба. Эти гробы были помещены в большой саркофаг из красного порфира, который установили в крипте собора Дома инвалидов, украшенной, по выражению А.З. Манфреда, с «языческим великолепием». Вечный сон императора сторожат «Двенадцать побед» – двенадцать скульптур богини победы Ники работы скульптора Прадье, каждая из которых символизирует одно из двенадцати крупнейших сражений, выигранных Наполеоном: Маренго, Ваграм, Аустерлиц, Иена, Фридланд, Москва (имеется в виду Бородинская битва)… Названия мест сражений, выложенные золотом на мраморном мозаичном полу вокруг саркофага Наполеона, окружает мозаичный лавровый венок. Рядом с императором покоится прах его сына – «Орленка», умершего в Вене в 1832 году.

Гробница Наполеона долгое время служила объектом паломничества многих французов, приходивших поклониться праху великого императора. Но прошли годы, и сегодня у гроба Наполеона можно встретить разве что иностранных туристов, осматривающих достопримечательности Парижа.

«Иная эпоха, иные проблемы, другие герои привлекают ныне внимание, – писал А.З. Манфред. – «Жизнь идет вперед и ставит новые задачи… Неистовый корсиканец, волновавший когда-то умы и сердца, отодвинут в далекое прошлое. Все проходит…»

автора

Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) Среди петербуржцев живет твёрдое убеждение, что ангел на шпиле Петропавловки, самого высокого собора России, – это ангел-хранитель города.Всем привычное название Петропавловка официально

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) Золотой купол Исаакия сверкает над городом, как шлем могучего витязя. Да и сам собор-исполин с его нерушимой гранитной мощью ассоциируется с образами русских чудо-богатырей из былинного эпоса.У русских церквей

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Никольский морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления) Николо-Богоявленский кафедральный собор считается символом благословения Санкт-Петербурга как города морской славы. Но это не просто символ – Никола Морской, как его называют

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери) У этого величественного храма, стоящего в центре города, до сих пор не установлено авторство. Но таков уж Петербург, что здесь могут случаться разные, в том числе и самые невероятные, события. Собор принадлежит к

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Кронштадтский Морской Никольский собор (Морской собор святителя Николая Чудотворца) Силуэт этого грандиозного собора виден за несколько десятков километров до подхода к городу. Морской Никольский собор, видимый в хорошую погоду из Петербурга, – это не только одна из

Из книги Катары автора Каратини Роже

7 СОБОР В МОНПЕЛЬЕ И ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР (январь 1215 г. - январь 1216 г.) На самом деле для «благородного графа» де Монфора победа, одержанная им над окситанскими войсками, оказалась пирровой, сделавшей его задачу еще более трудной. Ее единственным результатом было то, что она

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

2. Иннокентий созывает собор в Лионе, 1245 г. - Низложение императора. - Последствия этого приговора. - Воззвание Фридриха к государям Европы. - Контрманифест папы. - Настроение в Европе. - Чего хотел император. - Иннокентий IV решается на войну на жизнь или смерть против

Из книги Метроном. История Франции под стук колес парижского метро автора Дойч Лоран

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Собор Санта Мариа дель Фьоре (Флорентийский собор) «Белла Фиоренце» – прекрасная Флоренция – так называют свой город флорентийцы.Действительно, Флоренция, расположенная в цветущей долине Арно, среди холмов, окутанных голубой воздушной дымкой и окружающих ее подобно

Из книги 38-я гренадерская дивизия СС «Нибелунги» автора Пономаренко Роман Олегович

Глава 3 Юнкерские классы для раненых и инвалидов Уже в 1941–1942 гг. высокие потери на фронте привели высших чинов СС к идее, что тяжело раненным кандидатам в офицеры можно было бы дать возможность доучиться для получения офицерского звания, несмотря на их ранения или даже

Из книги Исторический маразм Кремля и «Болота» [Россией правят двоечники!] автора Нерсесов Юрий Аркадьевич

После Великой Отечественной войны Сталин утопил инвалидов Вот, смотрите, у нас сегодня есть много локальных войн. У нас есть инвалиды после этой войны? Есть. А после Великой Отечественной войны должны были быть инвалиды? Их было вообще, должно быть, много, представляете,

Из книги Владивосток автора Хисамутдинов Амир Александрович

Из книги Полная история Христианской Церкви автора Бахметева Александра Николаевна

Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Продолжим виртуальные прогулки по Парижу. Сегодня я предлагаю взглянуть на один из самых впечатляющих архитектурных ансамблей Парижа - Дом инвалидов.

В 1670-м году Людовик XIV принял решение построить дом призрения для состарившихся и увечных солдат.


Строительство в 1671-м году начал архитектор Либераль Брюан.


Позднее, в 1676-м году его сменил ученик Брюана, Жюль Ардуэн-Мансар, поскольку разработанный Брюаном проект церкви показался королю недостаточно величественным.


Ардуэн-Мансар руководил работами вплоть до 1706-го года, когда Людовику были торжественно вручены ключи от храма.


Результатом тридцатилетнего строительства стал, пожалуй, самый пышный дом призрения в мире, и если не знать заранее о его предназначении, о функции здания было бы сложно догадаться по внешнему виду.


Первые инвалиды поселились здесь еще в 1674-м году, а в 1714-м году их насчитывалось здесь 4000 человек.


Жизнь обитателей протекала по своеобразному гибриду армейских и монастырских правил. Они носили форму, были разделены на роты под командованием офицеров, ходили есть в столовую группами по 50 человек (в спальнях есть, курить и пить вино строго воспрещалось), работали в мастерских. При этом они обязаны были регулярно посещать церковные службы, а женщины на территорию не допускались (женатые ветераны могли ходить на свидания с женой два раза в неделю). За нарушения дисциплины были предусмотрены различные наказания: от перевода на хлеб и воду, до изгнания из учреждения. Так, изгнать могли за богохульство (подозреваю, что для старых солдат это было одно из самых сложных ограничений).


Тем не менее, гарантированные крыша над головой и кусок хлеба ценились достаточно высоко и желающих попасть сюда было много. Первоначально для попадания сюда требовались рекомендация командира и воинский стаж 10 лет, но уже с 1710-го года стаж вырос до 20 лет. Инвалиды и ветераны французской армии проживают здесь и в наши дни, правда теперь их осталось всего лишь около ста человек.


Итак, совершим прогулку по территории комплекса. В регулярном парке перед здании гуляют кролики:




А вдоль рва выстроены трофейные пушки:


Эта пушка, судя по декору из одноглавых орлов, когда-то принадлежала Пруссии:







На стене прямо так и написано - "cour d"honneur". Именно от этого словосочетания появится русский термин курдонер.


По углам двора встали на дыбы лошади:








Маланхоличный турок, видимо, достиг озарения, поэтому томно игнорирует диких лошадей, стоящих над ним:



Солнечные часы:


Внутренний двор также украшают мансардные окошки со скульптурными наличниками:












Особенно меня заинтересовало вот это существо. После долгого размышления о том, кто это, я решил, что это вомбат. Видимо не только Сталин , но и Людовик XIV имел вомбата:


Дворовый фасад собора Святого Людовика Инвалидов:




Над входом стоит Бони:


Церковь сейчас разделена на две части. Обращенная к парадному двору часть осталась храмом, а противоположная, южная часть храма используется как место захоронения выдающихся военных деятелей (самый известный из которых - Наполеон). Заходим внутрь северной части:




Внутри висят трофейные знамена:




Судя по всему, подавляющую часть трофеев составляют трофеи колониальных войн:








Теперь посмотрим противоположный фасад храма:




Есть легенда, что Жюлю Ардуэн-Мансару был дан на разработку проекта очень сжатый срок, и он вышел из положения, достав из своего архива проект своего дяди, Франсуа Мансара - выдающегося архитектора и перфекциониста (он вполне мог снести уже практически построенное здание, если ему в голову приходила идея получше).




Так это или нет, но храм вышел очень эффектный и играет роль одной из важнейших доминант как самого ансамбля, так и всего Парижа.












Заходим внутрь храма:








В крипте храма (впрочем, криптой ее назвать сложно, поскольку пол здесь отсутствует), захоронены останки Наполеона, перевезенные в 1840-м году с острова Святой Елены:


Захоронения сделаны и в боковых капеллах.
Жозеф Бонапарт - старший брат Наполеона:


Наполеон пристроил братца в короли, сперва Неаполя, а потом Испании.


Великий фортификатор - маршал Вобан:


Трижды маршал (Франции, Великобритании и Польши) Фош - Верховный главнокомандующий союзными войсками во Франции в Первую Мировую войну:




Наполеоновские генералы Бертран (был адьютантом Наполеона и сопровождал его на Святую Елену):


и Дюрок (обергофмаршал наполеоновского двора, погиб в 1813-м году):


Маршал Лиотэ - ветеран колониальных войн в Африке и Индокитае:


Маршал Тюренн - один из самых выдающихся французских полководцев. По мнению Наполеона он входил в семерку самых выдающихся полководцев донаполеоновских времен (компанию ему в этом списке составляли Александр Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь, Густав II Адольф, принц Евгений Савойский и Фридрих Великий)






И младший брат Наполеона - Жером Бонапарт (заботливый братец пристроил его Вестфальским королем):


Теперь спустимся в крипту храма, к останкам Наполеона:








Саркофаг Наполеона сделан из Шокшинского кварцита (кстати, этим же камнем отделан мавзолей Ленина).












Сцена похорон Наполеона на Святой Елене:


Статуя Наполеона, перед которой похоронен его сын:




По кругу идут барельефы, изображающие различные достижения Наполеона:


Здесь он просто бог:


Вообще, могила Наполеона производит очень специфическое впечатление. Это не столько могила великого человека, сколько храм языческого божества. Уже упомянутый мной Мавзолей Ленина рядом с могилой Наполеона нервно курит в сторонке. При этом, если большевики были атеистами, то французы в 19-м столетии, думаю, считали себя христианами. Лично мне (хоть я и сам атеист) сложно понять, как христианство в их сознании умудрялось сочетаться с таким откровенным язычеством.
В соседнем коридоре компанию Наполеону составляют несколько его солдат:


Обходя собор сбоку возвращаемся обратно в парадный двор: