Сон как функциональное состояние организма. Требования к организации сна детей. Гигиенические требования ко сну

Бодрствование ребенка связано с активной деятельностью - возбуждением нервных клеток головного мозга, возникающим в основном под влиянием внешних раздражителей, поступающих в кору головного мозга через соответствующие рецепторы (глаз, ух кожа и т.д.). Центральная нервная система детей раннего и дошкольном возраста еще слаба и во время бодрствования легко утомляется. Для восстановления нормального состояния нервных клеток большое значение имеет правильно организованный и достаточно продолжительный сон. Во время сна в организме ребенка происходи жизненно важные процессы: накопление питательных веществ глиальных клетках, восстановление работоспособности проводящих систем, переход информации в долговременную память, «ремонт» белковых структур и пр. У человека все жизненно важные центры (дыхание, кровообращение) во время сна работают менее интенсивно, а центры, ведающие движениями тела, при нормальном сне заторможены и, следовательно, достаточно хорошо восстанавливают свою работоспособность.

В настоящее время зарегистрирована высокая нейрогуморальная активность головного мозга в отдельные периоды сна на фоне усиленного кровообращения и обмена веществ. На основе записи электрической активности головного мозга (электроэнцефалограмма) в структуре сна принято различать 2 фазы. Одна из них включает в себя периоды медленных колебаний - медленный сон, а другая - периоды быстрых колебаний - быстрый сон. У детей в структуре сна на первом году жизни преобладает быстрый сон, а со второго года жизни - медленный. В течение ночного сна эти фазы несколько раз циклически меняются.

Компоненты пищи и их назначение (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода).

БЕЛКИ

Белки (протеины) – это строительный материал для организма. Они представляют основу структурных элементов клетки и тканей. С белками связаны основные проявления жизни: обмен веществ, сокращения мышц, раздражимость нервов, способность к росту и размножению и даже высшая форма движения материи – мышление.

Бесчисленное множество различных видов белков, с которыми мы встречаемся в животных и растительных организмах, построено всего лишь из 20 распространенных в природе аминокислот, сочетание которых в молекулах белка может обусловить их огромное разнообразие.

Организм обладает лишь незначительными белковыми резервами, несмотря на то, что белки составляют ¼ часть человеческого тела. Единственным источником образования белков в организме являются аминокислоты белков пищи. Поэтому, белки совершенно незаменимы в питании человека.

Равноценны ли для человеческого организма белки, содержащиеся в различных продуктах питания?

Пищевая ценность белков различных видов зависит от их аминокислотного состава. Некоторые аминокислоты могут синтезироваться из углеродных и азотсодержащих предшественников в организме. Их присутствие в диете необязательно. Они называются заменимыми. Те же аминокислоты, которые обязательно должны поступать извне с пищей, называются незаменимыми. Несколько аминокислот, относят у условно незаменимым. С этой точки зрения огромное разнообразие белков, содержащихся в продуктах питания, неравноценны. Изучение аминокислотного состава различных продуктов показало, что белки животного происхождения больше соответствуют структуре человеческого тела. Аминокислотный состав белков яиц принят за идеальный, так как их усвоение организмом человека, приближается к 100%. Очень высока степень усвоения и других продуктов животного происхождения: молока (75-80%), мяса (70-75%), рыбы (70-80%) и т.д. Большинство растительных продуктов (особенно злаковые) содержат белки пониженной биологической ценности за счет недостатка незаменимых аминокислот. Благоприятным, поэтому, является сочетание растительных и молочных продуктов. Например, сочетание ломтя пшеничного хлеба со стаканом молока, делает их суммарную аминокислотную формулу значительно более благоприятной, чем при раздельном потреблении тех же продуктов.

Важнейшие источники белка: мясо, рыба, яйца, сыр, молоко, хлеб, картофель, фасоль, соя, горох.

ЖИРЫ

Пищевые жиры являются подлинными концентратами энергии. При окислении в организме человека 1 г жира освобождается 9,3 ккал, т.е. в 2, 4 раза больше, чем при окислении углеводов и белков. Однако жиры используются организмом не только в энергетических, но и пластических целях. Содержащиеся в них жирные кислоты утилизируются при формировании клеточных и субклеточных мембран, регулирующих все стороны жизнедеятельности организма. Часть жирных кислот являются незаменимыми, т.е. они не могут быть синтезированы в организме и, следовательно, без регулярного их поступления с пищей невозможно поддержание нормального состояния организма. К незаменимым жирным кислотам относят линолевую и альфа-линоленовуюкислоты. Недостаток незаменимых жирных кислот в рационах питания приводит к задержке развития растущего организма, нарушениям структуры и функций клеточных мембран, сухости и воспалению кожных покровов, нарушению правильного протекания беременности и ряду других признаков расстройств здоровья. В природных продуктах наиболее распространена линолевая кислота. Много ее в подсолнечном, кукурузном, соевом, хлопковом маслах. Гораздо меньше, в оливковом масле.

Если растительные масла долго хранятся, соприкасаясь с воздухом, в них могут накапливаться продукты окисления и полимеризации ненасыщенных жирных кислот, которые оказывают на организм выраженное отрицательное влияние. Весьма неблагоприятное действие на свойства растительных масел оказывает их длительное нагревание, например, прожаривание в одном и том же масле многих порций пирожков, пончиков, картофеля и других кулинарных изделий. Образующиеся при этом густые дегтеобразные продукты способны повреждать печень и даже вызывать развитие злокачественных опухолей.

У многих большой интерес вызывает вопрос о якобы стимулирующем действии холестерина пищи на развитие атеросклеротического процесса. Холестерин содержится во многих пищевых продуктах животного происхождения и практически отсутствует в растительных. Однако, он не относится к незаменимым веществам пищи, так как легко синтезируется в организме из продуктов окисления углеводов и жиров. Содержание холестерина в крови и тканях зависит, главным образом, не от количества в пище, а от интенсивности процессов его синтезирования и распада в самом организме.

УГЛЕВОДЫ

Углеводы, синтезируемые из диоксида углерода и воды, представляют собой наиболее широко распространенные органические молекулы на земле. К углеводам относятся сахар и крахмал, являющиеся главными источниками энергии для человеческого тела. В молочных продуктах содержатся большие количества менее сладкого, молочного сахара – лактозы.

Углеводы незаменимы из-за высокой потребности в энергии центральной нервной системы (т.е. головного мозга) млекопитающих. Мозг имеет ограниченную способность использовать неуглеводные источники энергии. У человека расчетная потребность мозга составляет 100 г глюкозы в день.

Несмотря на то, что человек потребляет значительно больше углеводов, чем жиров и белков, их резервы в организме невелики. Это, означает, что снабжение ими организма должно быть регулярным. Потребности в углеводах в очень большой степени зависят от энергетических трат организма. У работников физического труда и спортсменов она значительно выше. В отличие от белков, и в известной степени, жиров, количество углеводов в рационах питания без вреда для здоровья может быть снижено.

Важнейшие источники углеводов: хлеб, крупа гречневая, крупа манная, рис, сахар, картофель, арбуз, морковь, свекла, виноград, яблоки.

Конфеты, пирожные, торты, варенье, мороженое и другие сладости являются наиболее привлекательными источниками углеводов и представляют несомненную опасность для полнеющих людей. Отличительной особенностью этих продуктов, число которых в последние десятилетия стремительно растет, является их высокая калорийность и низкое содержание незаменимых факторов питания.

ВИТАМИНЫ

Витамины не дают энергии, но совершенно необходимы в минимальных количествах для поддержания жизни. Витамины являются незаменимыми, т.к. не синтезируются или почти не синтезируются клетками организма. Их важнейшая биологическая роль, как правило, связана с тем, что они входят в состав биологических катализаторов – ферментов или гормонов, являющихся мощными регуляторами обменных процессов в организме. В настоящее время известно несколько десятков витаминов, но не все из них остро необходимы для жизнедеятельности человека.

На основании физико-химических свойств витамины принято делить на: водорастворимые (витамин С, витамины группы В) и жирорастворимые витамины (Ф, Д, Е и К).

Длительное отсутствие витаминов в питании приводит к характерным заболеваниям, получившим название авитаминозов, тяжелые формы которых в настоящее время почти не встречаются. Чаще имеют место гиповитаминозы, для которых характерно: повышенная утомляемость, слабость, апатия, снижение работоспособности, повышение восприимчивости в инфекциям. Летом и осенью пища богаче витаминами, чем зимой и весной.

При усиленной физической и умственной работах, под влиянием неблагоприятных воздействий на организм, а также при таких физиологических состояниях, как беременность, кормление ребенка грудью, потребность в витаминах значительно возрастает.

Хронический дефицит различных витаминов связан с сердечно-сосудистой патологией, раком, катарактой, артритами, заболеваниями нервной системы и фоточувствительностью. Очень молодые, очень старые, стрессированные и больные люди имеют наибольший риск витаминного дефицита. Полагают, что каждый витамин играет особую роль в развитии различных болезней. Заболевания печени ассоциируются с дефицитом жирорастворимых витаминов (витамины А, Д, К). До 90% витамина А храниться в печени. Витамин Д активируется в печени и селезенке.

Важнейшие источники витамина А : рыбий жир, красная морковь, красный перец, яичный желток, говяжья печень, масло коровье, щавель, зеленый лук, красные помидоры.

Важнейшие источники витамина В1, и В2 : хлеб, дрожжи, яйца, фасоль, мясо.

Важнейшие источники витамина С : красный перец, лук зеленый, капуста, лимоны, смородина, шиповник (максимальное содержание витамина С, по сравнению с другими продуктами), шпинат.


Похожая информация.


Особое значение в жизнедеятельности человека имеет сон.

Сон – достаточно хорошо организованная (как и все в природе) форма жизнедеятельности. Организм не бездействует во сне, его работа несколько иная, чем во время бодрствования – по форме, функциям, решаемым задачам и результатам.

Сон – своеобразная форма торможения, которая защищает наиболее жизненно важные клетки от переутомления.

Польза сна неоценима. Во время сна происходят изменения всей жизнедеятельности организма, уменьшается расход энергии, восстанавливаются и начинают функционировать системы, которые понесли сверхнагрузку (переутомление или болезненные изменения). Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток. Происходит накопление богатых энергией фосфорных соединений, при этом повышаются защитные силы организма. Хроническое недосыпание способствует появлению неврозов, ухудшению функциональных и снижению защитных сил организма. Доказано, что при систематическом недосыпании у студентов умственная работоспособность снижается на 7–15%. Физиологи в опытах на животных установили, что бессонница опаснее, чем голодание. Собака, не получавшая пищи в течение 25 суток, осталась жива; собака же, которой не давали спать, погибла через 5 суток.

Кроме накопления сил во сне идет сложная психическая регуляция. Сон помогает упорядочить полученную за день информацию, перевести ее в память. Мозг классифицирует информацию: часть ее отбрасывается за ненадобностью, другая – перерабатывается, «записывается» и переводится в память. Тогда же срабатывает и система психологической защиты, в результате чего вечерний страх, тревога, опасение утрачивают к утру свою остроту.

Сон – это важная часть жизни. Для нормального функционирования человеку необходимо спать не менее 8 часов в сутки. Ложиться спать желательно в одно и то же время. Лучшим временем для сна считается промежуток от 23-24 часов ночи до 6-8 часов утра. Перед сном не рекомендуется утомляться. На качество сна отрицательно влияет умственное переутомление. Напряженную умственную работу необходимо прекращать за 1,5 часа до отхода ко сну, так как она создает в коре головного мозга замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью.

Непосредственно перед сном нельзя принимать пищу и пить много жидкости, а тем более возбуждающие напитки – крепкий чай, кофе, алкоголь. Перед тем как лечь спать, рекомендуется прогулка и теплый душ без растирания полотенцем.

Помещение следует хорошо проветрить, а во время сна – соблюдать покой и тишину.

Гигиенические основы питания

Культура питания играет значительную роль в формировании здорового образа жизни. Питание имеет большое значение не только для здоровья человека, оно оказывает значительное влияние и на его внешний вид – фигуру, кожу, волосы, на его самочувствие, энергию, желание работать. Рациональное питание задерживает старение организма. От правильного питания в детстве и подростковом возрасте в значительней мере зависит «здоровая старость».

Рациональное питание заключается в правильном подборе пищевых продуктов с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов и в соблюдении гигиенических правил. Подбор пищевых продуктов основывается на том, что в человеческий организм с пищей должно поступать достаточное количество животных и растительных белков, жиров растительного и животного происхождения, сложных и простых углеводов, растительной клетчатки, минеральных веществ, воды, витаминов.

Считается, что суточная норма белков в среднем составляет 100 граммов, жиров – 80-90 граммов, углеводов – 350-400 граммов.

Организм нуждается в белках, для того чтобы строить новые мышечные клетки, заменяя старые, «изношенные». Белки поддерживают и при необходимости «чинят» клетки мышц, нервов, крови, кожи, сердца, мозга. Они также входят в состав гормонов, которые контролируют биохимию роста, развития и обмена веществ. Белки используются в качестве источника энергии только в том случае, если организм истощен и у него не осталось ни жиров, ни углеводов, которые можно было бы употребить как «топливо». Организм не способен сохранять излишки белков. Если поглощать большее количество белков, чем необходимо организму для замены его тканей, то они будут выводиться из организма вместе с мочой. Некоторые ученые считают также, что излишек поглощаемых белков может быть переработан в жир, который скапливается в жировых депо.

Наиболее богаты белком продукты животного происхождения: яйца, мясо, рыба, молоко и молочные продукты.

Необходимо также знать, что такие продукты, как бобы, горох, фасоль, рис, хлеб тоже содержат белки.

- 173.50 Кб

Министерство Здравоохранения и Социального развития.

Иркутский государственный медицинский университет.

Кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков.

Преподаватель: Погорелова Ирина Геннадьевна

Реферат на тему:

«Сон, его физиологическая сущность.

Гигиенические требования к продолжительности и условиям организации сна».

Выполнила: Ванчикова Валентина

студ. 510 гр. Педиатрического ф-та.

Иркутск – 2011г.

Введение

1. Научные исследования сна и сновидений

2. Физиологические механизмы сна и сновидений

2.1 Структура сна

2.2 Функции сна

3. Сновидения

4. Гигиенические требования организации сна детей и подростков

Заключение

Список литературы

Введение.

СОН - состояние относительного покоя, возникающее у животных и человека через определенные промежутки времени, сопровождающееся понижением уровня работы отдельных органов и ряда функции организма. Сон является потребностью всех без исключения животных. Длительное, многодневное лишение сна приводит к ряду тяжелых нарушений в организме и оканчивается смертью. Установлена следующая потребность во сне людей различных возрастов: ребенку до 1 года требуется 16 часов; 3-летнему- 13; в 5 лет- 12, в 7 лет-11,5 в 10-12-летнем возрасте достаточен 10-часовой сон; в 16-летнем - 8 часов, в 17 лет и старше - 8 часов и сутки. Таким образом, взрослый человек проводит в состоянии сна около трети своей жизни. Сопровождающее сон состояние общего покоя имеет важное значение для организма, способствуя восстановлению функции, в первую очередь нервной системы. Нервная система, так же как и другие органы и ткани, во время сна как бы вновь заряжается энергией. Вот почему после глубокого и здорового сна человек испытывает ощущение свежести и бодрости. Исходя из этого, я решила написать курсовую работу, в которой бы рассматривались важные вопросы, находящиеся на стыке нескольких наук, а именно: психологии, физиологии, медицины. Сон - явление очень интересное, важное и сложное. Именно поэтому для его раскрытия нужны знания и конкретные методики вышеперечисленных наук.

Во сне мы проводим около трети жизни. Но сожалеть об этом времени, считать его потраченным впустую, по меньшей мере, несправедливо. Ведь мы спим не только потому, что наше тело нуждается в отдыхе. Пробуждение после крепкого здорового сна можно сравнить с маленьким рождением – обновлением организма. Ведь только благодаря сну мы способны каждый день полноценно работать и активно отдыхать, ясно мыслить и чем-то увлекаться в жизни.

Что же такое сон? Отчего он возникает и насколько велика потребность в нём? И стоит ли придавать такое большое значение сновидениям? Попробуем немного приоткрыть тайну сна и ответить на эти вопросы.

"Кто познает тайну сна, познает тайну мозга". М. Жуве.

1. Научные исследования сна и сновидений

Вопреки извечному человеческому очарованию снами, они не рассматривались в качестве предмета широких научных исследований вплоть до второй половины XX века. Одной из причин этого было то, что научному интересу к процессам сна пришлось ждать возникновения экспериментальной психологии в девятнадцатом веке и развития её в двадцатом. Другой причиной оказался технический фактор: вплоть до недавнего времени инструментарий для исследования снов просто не был разработан. Сложные и чувствительные электронные приборы, используемые в современных исследованиях сна и снов, занимаются измерением, проверкой и записью тончайших нюансов электропотенциала и всех видов биологической активности. До их изобретения у ученых не было возможности отслеживать изменения биоэлектрического потенциала, происходящие в мозгу спящего, сопровождающие (и, может быть, порождающие) события, переживаемые человеком во сне.

В 1875 году Кейтон попытался измерить предполагаемую реакцию мозга на сенсорную стимуляцию. Подвергнув собаку анестезии, он вскрыл ей черепную коробку и обнаружил поверхность полушарии её мозга. Когда Кейтон подсоединил электроды к коре головною мозга собаки, у неё случился шок, и это не был электрошок. Собака была под анестезией, следовательно, возможности получать какую-либо сенсорную информацию у неё не было, и Кейтон не ожидал никаких физиологических изменений в её мозговой активности. По, вопреки ожидаемой стабильности потенциала, в мозгу собаки происходили непрерывные изменения, быстрые колебания напряжения. Произошедшее послужило явным доказательством того, что мозг не является только лишь аппаратом реакций па стимулы: нейтральным его состоянием оказался не полный покой, а активность.(2)

Сведения по проблеме сна были впервые обобщены лишь в 1896 г. М. М. Манасеиной. Первые клинико-морфологические исследования роли поражения отдельных областей мозга в происхождении патологической сонливости принадлежат французскому исследователю Гайе (С. J. A. Gayet, 1875) и австрийскому врачу Маутнеру (L. Mauthner, 1890). Большой вклад в физиологию и патологию состояний бодрствования и сна внес К. Эконома, показавший в 1926 г. на примере летаргического сна при эпидемическом энцефалите значение мезенцефально-гипоталамических структур в поддержании состояний бодрствования и сна. Позднее, в 30-40-х гг. 20 в., в экспериментах на животных было подтверждено важное значение структур мезенцефально- гипоталамического стыка в обеспечении бодрствования и преоптической зоны гипоталамуса - в генезе сна.

Принципиально новым этапом исследований в области проблемы сна явились работы И. П. Павлова и его сотрудников. В соответствии со своим учением о высшей нервной деятельности И. П. Павлов рассматривал сон как разлитое корковое торможение, считая, что внутреннее торможение и сна по физико-химической основе представляют собой один и тот же процесс.

В 1944 г. швейцарский физиолог В. Хесс обнаружил, что электрическое раздражение зрительных бугров вызывало у экспериментальных животных «поведенческий сон», не отличающийся по внешним проявлениям от естественного сна.

Следующий этап развития представлений о механизме сна связан с анализом роли ретикулярной формации ствола в механизмах деятельности мозга. В исследованиях Дж. Моруцци и X. Мегуна (1949) было обнаружено важнейшее значение восходящих активирующих влияний ретикулярной формации ствола мозга и гипоталамуса на вышележащие отделы в поддержании бодрствования. Сон при этом рассматривался как следствие временной блокады активирующих восходящих влияний с одновременным «включенном» таламокортикальных синхронизирующих процессов. Несколько позднее была показана роль каудальных отделов мозгового ствола в возникновении сна. Эти исследования положили начало развитию представлении об активной природе сна, что затем было подтверждено в опытах на животных, а также на человеке.(3)

Ханс Бергер, немецкий нейропсихиатр, при помощи новых приборов записал электрическую активность человеческого мозга. Результаты оказались не менее сенсационными, чем открытие, сделанное Кейтоном за 50 лет до него. В опытах с человеком Бергер ожидал получить такие же беспорядочные колебания напряжения, как и при проведении опытов с животными: кроликами, кошками, собаками, обезьянами. Но колебания напряжения у представителей человеческой расы оказались неожиданно ритмичными. Бергер назвал записи мозговых волн электроэнцефалограммой (ЭЭГ) и отметил, что, как только субъект был в состоянии лечь, закрыть глаза и расслабиться, колебания его мозговых волн становились регулярными, с периодичностью повторения примерно 10 раз в секунду. Это и был знаменитый "альфа-ритм" (названный так его первооткрывателем), свидетельствующий о состоянии расслабления (равно как и о погружении в медитацию). Бергер обнаружил, что частота (количество пиков в секунду) колеблется между 8-ю и 12-ю, и альфа-ритм исчезает, как только из внешнего мира поступает неожиданный стимул (например, звук щелчка пальцами). Наконец-то у науки появилось окно, открытие которого обещало пролить свет на природу сознания.

Но лишь после повторения этого опыта исследователями из Кембриджского университета, основополагающее открытие Бергера было принято, и тем самым положено начало энцефалографии как науки. Среди исследований связи между состоянием сознания и состоянием мозга (в которых Бергер также был пионером) была и первая электроэнцефалограмма спящего человека.

Исследования изменений ЭЭГ в процессе сна, впервые выявленных Бергером, были продолжены в 30-е годы в Гарвардском университете. На основе записей ЭЭГ бодрствования и сна пяти уровней там пришли к заключению, что сновидения имеют место во время более поверхностного сна. В подобной же серии исследовании в Чикагском университете изучалась разница между изменениями умственной активности у бодрствующего и у спящего субъекта. Был сделан вывод, что в фазе глубокого сна сны снятся очень редко. Эти исследования позволили предположить, что изучение сновидения могло бы стать более объективным и научным, если бы существовали какие-то способы удостовериться, видит данный человек сны, или нет - и если видит, то когда. Но прежде чем ученые реализовали эту возможность, прошло несколько десятилетий.

В конце 40-х было обнаружено, что стимуляция нервной структуры ствола мозга (основания мозга), называемой ретикулярной формацией, ведет к активизации коры больших полушарий. Стимуляция ретикулярной формации у спящей кошки, к примеру, приводила к пробуждению, а разрушение приводило, наоборот, к состоянию перманентной комы. А коль скоро главным источником активизации ретикулярной формации являются сенсорные сигналы, была предложена теория, согласно которой сон может порождать процессы торможения в ретикулярной системе. Так что погружение в сон может зависеть от снижения ретикулярной активности вследствие уменьшения количества поступающих сенсорных сигналов.

Засыпание не могло быть объяснено только этой теорией. Поэтому обнаружение через некоторое время в основании мозга, лобных долях и других его частях активных гипногенных центров, электро - или нейрохимическая стимуляция которых вела к засыпанию, не было неожиданностью.

К концу 40-х годов это было существенным достижением в научном изучении биологии сна. Сон рассматривался как конец континуума бодрствования. В другом конце этого континуума было состояние полного бодрствования, поделенное на промежуточные стадии: от расслабления, через состояние внимания и до состояния полной умственной подвижности, достигающей крайней степени в маниях или в панике. В каком месте этой шкалы вы находитесь, зависит от состояния вашей ретикулярной формации. При таком подходе сон становится банальностью, и степень погружения в него определялась по шкале бодрствования. Сновидения, отмечавшиеся чаще всего во время неглубокого сна, выглядели как занятные отклонения в сторону состояния частичного бодрствования при частичном функционировании аппарата мышления.

С течением времени эти взгляды были вытеснены новыми, возникшими в результате важных событий 50-х годов.

В 1953 году студент Чикагского университета Юджин Азеринский (Е. Aserinsky), работая под руководством Натаниэля Клейтмана (N. Kleitman), изучал картину сна у младенцев и сделал важное наблюдение. Он заметил, что периоды движения глаз и других проявлений активности регулярно перемежаются периодами относительно спокойного сна. Эти повторяющиеся периоды быстрых движений глаз (БДГ) легко наблюдать при помощи электродов, прикрепленных у глаз наблюдаемого. Получившуюся запись назвали электроокулограммой (ЭОГ). Одновременное снятие записей ЭЭГ и ЭОГ показало, что периоды БДГ соответствуют поверхностному сну. Больше того, когда субъекты (в данном случае - взрослые) бывали разбужены после БДГ-периодов, они обычно сообщали об очень ярких снах; после же пробуждения от других фаз сна они рассказывали, что видели сны только в одном случае из пяти (другие фазы называются не-БДГ-сон, или НБДГ).

Наконец-то у науки появился ключ к снам или, по крайней мере, к разрешению таких загадок, как частота и длительность сновидений, а также вопроса о том, бывают ли люди, невидящие снов, или они их просто не помнят.

Среди тех, кто работал в лабораториях Клейтмана, был медик-второкурсник Уильям К. Демент, защитивший по окончании медицинского колледжа докторскую диссертацию по физиологии под руководством Клейтмана. Демент для своей диссертации провел обширную серию экспериментов, направленных на дальнейшее прояснение того, какое отношение имеет БДГ-сон к сновидениям (БДГ-сон - термин, предложенный Дементом). Новые исследования Демента обнаружили множество основных характеристик БДГ-снов. Среди прочего было открытие связи между продолжительностью БДГ-сна перед пробуждением и длиной последующего отчета о сновидении: чем больше времени проведено в БДГ-сне, тем длиннее сновидение. Это дало первое (хотя и косвенное) доказательство существования соответствия между физическим временем и временем сновидения. Демент также предположил, что существует соответствие между движениями глаз и изменением направления взгляда во сне. Предположение, что БДГ являются следствием движений глаз спящего в его сновидении, вызвало в дальнейшем значительные дискуссии.(5)

Я хочу отметить, что следствием основополагающих работ Азеринского, Демента и Клейтмана в последующие 30 лет стали тысячи исследований сна и сновидений.

2. Физиологические механизмы сна и сновидений

Описание работы

СОН - состояние относительного покоя, возникающее у животных и человека через определенные промежутки времени, сопровождающееся понижением уровня работы отдельных органов и ряда функции организма. Сон является потребностью всех без исключения животных. Длительное, многодневное лишение сна приводит к ряду тяжелых нарушений в организме и оканчивается смертью. Установлена следующая потребность во сне людей различных возрастов: ребенку до 1 года требуется 16 часов; 3-летнему- 13; в 5 лет- 12, в 7 лет-11,5 в 10-12-летнем возрасте достаточен 10-часовой сон; в 16-летнем - 8 часов, в 17 лет и старше - 8 часов и сутки. Таким образом, взрослый человек проводит в состоянии сна около трети своей жизни. Сопровождающее сон состояние общего покоя имеет важное значение для организма, способствуя восстановлению функции, в первую очередь нервной системы. Нервная система, так же как и другие органы и ткани, во время сна как бы вновь заряжается энергией.

И подростков и обеспечения её деятельности имеет правильная в гигиеническом отношении организация сна. Нормально проводимый сон обеспечивает полный отдых организма, в особенности центральной нервной системы, органов чувств и мышечной системы. В свете учения великого русского физиолога И. П. Павлова сон представляет собой распространение торможения по коре больших полушарий и затем на нижележащие центры головного мозга, регулирующие деятельность скелетной мускулатуры. Этот процесс вызывает расслабление скелетных мышц (понижение их тонуса, т. е. напряжения).

Однако во время сна, конечно, далеко не вся центральная нервная система находится в состоянии торможения. Центры, регулирующие дыхание и сердечно-сосудистую деятельность и другие внутренние органы, функционируют и во сне. Кроме этого во время сна в центральной нервной системе (в коре больших полушарий) иногда сохраняются очаги возбуждения у одних индивидуумов в большей мере, у других - в меньшей - в зависимости от целого ряда условий (общее состояние нервной системы, условия проведения сна, характер времяпровождения, предшествующего наступлению сна, и др.). Эти очаги возбуждения в центральной нервной системе обусловливают наблюдающиеся иногда во время сна двигательное беспокойство, вскакивание, вскрикивание, разговор, снохождение. Иногда такого рода явления связаны с начинающимся инфекционным заболеванием, иногда с наличием глист, иногда с переутомлением. Особенно часто они наблюдаются у нервных детей. Сновидения также являются последствием возникающих в коре больших полушарий очагов возбуждения и нередко свидетельствуют о том, что вместо глубокого, крепкого сна мозговая кора находится в состоянии промежуточном между бодрствованием и полноценным сном.

Основным гигиеническим требованием при проведении сна детей и подростков является нормирование его продолжительности в соответствии с их возрастом. Продолжительность сна ребёнка и подростка того или иного возраста зависит от особенностей его организма, в первую очередь от степени развития его нервной системы. Чем моложе ребёнок, тем продолжительность сна его должна быть большей.

Ложиться спать дети и подростки должны всегда в одно и то же время. Чёткий режим чередования сна и бодрствования приводит к тому, что в установленное время они гораздо легче засыпают. Недостаточная продолжительность сна вызывает у детей и подростков вялость, быструю утомляемость, понижение психических функций, истощение нервной системы и резкое снижение сопротивляемости организма.

Сон - это широко распространившееся по коре больших полушарий торможение. Следовательно, всё то, что мешает торможению распространяться по коре больших полушарий, будет препятствовать наступлению сна. Основным препятствием иррадиации торможения является возникновение в коре больших полушарий сильных очагов возбуждения. Именно поэтому перед сном надо избегать всего того, что может усилить возбуждение нервной системы.

Для правильной в гигиеническом отношении организации сна детей и подростков необходимо, чтобы время после ужина протекало в спокойной обстановке, исключающей возможность возбуждения и тем более перевозбуждения нервной системы. Несоблюдение этого влечёт за собой неспокойный сон. Необходимо иметь в виду, что в течение первого часа сна ещё имеет место некоторое остаточное возбуждение центральной нервной системы ребёнка (подростка) и всего его психомоторного аппарата. Добавочные раздражители перед укладыванием ко сну усиливают возбуждение центральной нервной системы.

Непосредственно перед укладыванием ко сну следует избегать усиленной умственной работы, чтения книг, вызывающих тяжёлые переживания или чрезмерно развивающих фантазию (обычно после такого чтения бывают «страшные» сны), шумных игр, связанных с сильными движениями, и т. п. Время перед сном целесообразно использовать для прогулки на свежем воздухе в течение 15-20 минут. Можно это время использовать также для чтения художественной литературы, для спокойной музыки, бесед с родителями и пр.

В равной мере не следует допускать, чтобы дети ужинали непосредственно перед отходом ко сну. При переполнении желудка диафрагма приподнимается кверху и тем самым оказывает давление на сердце и лёгкие, нарушая их нормальную деятельность, последствием чего бывает неспокойный сон, сопровождающийся тревожными сновидениями. Нельзя также непосредственно перед сном давать детям возбуждающих нервную систему веществ - шоколада, натурального кофе и крепкого чая. Ужин детей должен быть лёгким и проводиться не позже как за 1 час до укладывания ко сну.

Не менее важно создать обстановку для спокойного сна детей. Комната, в которой спят дети и подростки, перед укладыванием ко сну должна быть хорошо проветрена.

Во время сна дыхание у детей ровное и более поверхностное, чем во время бодрствования, а потому наличие свежего доброкачественного воздуха обязательно. Следует приучать детей и подростков в тёплую пору года спать при открытой форточке или фрамуге. Спать в жарком помещении вредно, тем более, что сама постель обычно согревает тело, а при высокой температуре комнатного воздуха затрудняется теплорегуляция организма. Температура воздуха в спальной комнате не должна превышать 15-16° С и должна быть по возможности ровной в течение всего времени сна.

4. Гигиенические требования к организации сна школьников и подростков

Для сна, так же как и для других режимных моментов, в распорядке дня детей предусматривается определенное время.

Под гигиенически полноценным сном понимается сон, имеющий достаточную для возраста продолжительность и глубину с точно установленным временем отхода ко сну и пробуждения.

Бодрствование и сон - сопряженные состояния, т. е. активное бодрствование способствует глубокому сну и, наоборот, достаточный по длительности и глубине сон обеспечивает активное бодрствование. У новорожденного ребенка периоды сна и бодрствования аритмичны, они возникают хаотично. При этом самым сильным раздражителем, способным нарушить сон, является голодное возбуждение. Ребенок почти все время спит, но его сон беспокойный, неглубокий. Общая продолжительность сна у новорожденного составляет 16-20 часов в сутки. В конце 1-го месяца жизни у ребенка под влиянием естественных раздражителен в окружающей среде и на основе суточной потребности во сне формируется суточный ритм сна и бодрствования.

Количество раздражителей, поступающих в кору головного мозга, ночью резко сокращено по сравнению с дневным временем, вследствие чего происходит концентрация сна в ночном периоде, а бодрствования - в дневном. Для образования у ребенка ритмичности чередования состояний сна и бодрствования в дневную часть суток необходимо создание специальных условий для быстрого засыпания и крепкого сна в часы, предназначенные для сна, и активного состояния в часы, предназначенные для бодрствования. В результате специальных исследований, проведенных П. М. Щеловановым, Н. Л. Фигуриным и др., установлена суточная потребность ребенка во сне и продолжительность каждого отрезка дневного сна, изменяющегося с возрастом. Ребенок по мере взросления способен бодрствовать без признаков утомления все более длительное время, при этом уменьшается количество отрезков дневного сна. Так, ребенок в возрасте 5-9 месяцев спит днем 3 раза, после 9 месяцев - 2 раза, а с полутора лет на протяжении раннего и дошкольного возраста - 1 раз. Длительность ночного сна остается почти без изменений (10-11 час.). С возрастом сон изменяется не только количественно, но и качественно; он становится более глубоким, спокойным. Известно, что во время сна частично восстанавливается энергетический потенциал клеток центральной нервной системы, который расходуется во время бодрствования. В этом охранительное значение сна. Полноценный сон достигается при соблюдении ряда условий. В частности, ребенок должен спать в затемненном помещении, где нет шума, очень важно обеспечить ему достаточное время дневного сна (в соответствии с возрастом). Т. к., с точки зрения охраны здоровья, для ребенка вреден преждевременный перевод с двухразового дневного сна на одноразовый или вообще лишение дневного сна.

Более быстрому наступлению сна и его поддержанию способствует длительное воздействие какого-либо слабого ритмически действующего раздражителя. Полезен, особенно в первые 2 года жизни, сон на открытом воздухе. Движение свежего воздуха является слабым тактильным раздражителем для кожи, слизистых оболочек носа и верхних дыхательных путей, способствующим быстрому засыпанию. Свежий воздух является не только усыпляющим, но и оздоровительным фактором.

По мере развития ребенка происходят существенные качественные сдвиги в организации нервных процессов в течение сна. Они могут быть объективно оценены путем регистрации вегетативных и двигательных реакций, а также ЭЭГ. Значительное укорочение с возрастом периодов «беспокойного», или «активного» сна при сравнительно небольшом изменении продолжительности «спокойного» сна, установленное посредством количественной оценки частоты и ритмичности дыхания, сердечных сокращений и общей двигательной активности, корректирует с эволюцией биопотенциалов мозга ребенка. «Созревание» систем, обеспечивающих синхронизированный сон, сопровождается формированием механизмов реципрокного взаимодействия между медленными и быстрыми фазами сна. А. Н. Шеповальников (1971) считает, что быстрый сон новорожденного не аналогичен ФБС взрослого человека и в процессе возрастного развития лишь постепенно достигает его характеристик. Во время сна мозг может функционировать на уровне, соответствующем как бы его более низкой стадии онтогенетического развития. Например, у детей, во время сна могут появляться двигательные рефлексы, характерные для более раннего возрастного периода (поиск груди, в норме наблюдающийся у детей до 7-месячного возраста).

В процессе онтогенетического развития человека происходит количественное и качественное изменение электроэнцефалографического цикла сна и его отдельных компонентов. Эти изменения наиболее значительны в возрасте до 6 лет. Абсолютная продолжительность сна уменьшается к 20 годам, хотя индивидуальные различия в продолжительности сна сохраняются на протяжении всей жизни.

Новорожденные дети спят 20 – 22 ч в сутки. С возрастом продолжительность сна у человека снижается.

Сокращение продолжительности сна у детей на 2 – 4 часа и больше резко отрицательно сказывается на функциональном состоянии клеток коры головного мозга – понижается их реактивность и падает величина условных рефлексов. Более длительное недосыпание вызывает очень высокие изменения реактивности коры головного мозга. Кортикальные клетки развивают то максимальный эффект, то, наоборот, не отвечают на раздражения (Н.И. Красногорский). Существенные изменения корковой динамики и вегетативной реактивности происходят при недосыпании и у практически здоровых детей 7 – 8 лет.

При сокращении ежедневной продолжительности сна до 8 – 9 часов у школьников 7 – 8 лет нарушается подвижность, уравновешенность, сила условных реакций, взаимодействие между первой и второй сигнальной системами. С увеличением продолжительности сна до 11,5 часов в сутки функциональное состояние центральной нервной системы у учащихся улучшается: условные рефлексы, как положительные, так и отрицательные, быстро вырабатываются и оказываются стойкими, что свидетельствует об уравновешенности раздражимого и тормозного процессов, улучшается и взаимодействие между первой и второй сигнальными системами (Л.С. Богаченко).

Недосыпание неблагоприятно влияет и на учащихся старшего возраста. Отмечено, что при продолжительности ночного сна 7,5 – 8 часов показатели, характеризующие уровень работоспособности практически здоровых учащихся 12 – 13 лет (6-й класс), оказываются на 30% ниже обычных, свойственных детям с 9 – 10-часовым ночным сном (М.В. Антропова).

Аналогичная особенность присуща и подросткам 14 – 15 лет (9-й класс), недосыпание в 1,5 – 2 часа существенно изменяет обычную работоспособность их организма (М.В. Антропова). Показатели работоспособности оказываются более низкими и обнаруживают более резкое падение под влиянием учебных занятий, чем в дни, когда нарушения в режиме сна не было. Недосыпание в 2,5 и более часов приводит к тому, что спустя 2 часа от начала учебных занятий в первую смену учащиеся становятся практически неработоспособными. Все это свидетельствует о важности соблюдения продолжительности ночного сна, рекомендуемой для детей и подростков разного возраста.

Строго заведенный порядок в смене бодрствования и сна может увеличивать потребность во сне и без достаточного утомления клеток коры. Это для детского организма имеет существенное значение.

Потребность детей во сне тем больше, чем моложе ребенок. Вместе с тем потребность во сне зависит и от состояния здоровья и физического развития ребенка. Поэтому, устанавливая определенную продолжительность сна, следует учитывать и индивидуальную потребность детей.

Все дети с ослабленным здоровьем, выздоравливающие после острых инфекционных заболеваний, дети с туберкулезной интоксикацией, повышенной возбудимостью нервной системы, быстро утомляющиеся должны спать более продолжительное время, чем здоровые дети. Для школьников с указанными отклонениями в состоянии здоровья по заключению врача предусматривается дневной сон не менее часа и желательно на открытом воздухе. Учащимся 6 лет необходим дневной двухчасовой сон.

Дневной сон показан и практически здоровым детям, о чем свидетельствуют экспериментальные исследования. Изучение динамики работоспособности учащихся 9 – 10-летнего возраста при различной организации их отдыха между учебными занятиями в школе и дома показало, что наилучшее влияние оказывает 3-х часовой отдых с введением одного часа сна. После такого отдыха дети затрачивали наименьшее время на приготовление уроков, и работоспособность их после выполнения всех учебных занятий была выше, чем в дни, когда 3-часовой отдых не включался дневной сон.

Для полноценного отдыха центральной нервной системы и всего организма крайне важно обеспечить не только необходимую продолжительность ночного сна, но и достаточную глубину. Неглубокий ночной сон, например со сновидениями, даже при достаточной продолжительности не обеспечивает хорошего отдыха организму.

Здоровым детям и подросткам глубокий сон можно обеспечить выполнением определенных правил. У ребенка легко образуются условные рефлексы на обстановку сна. Условными раздражителями становится время отхода ко сну. Вид часов со стрелками, показывающими это время, уже способствует засыпанию. Условным раздражителем становится весь комплекс процедур, входящих в вечерний туалет (умывание, чистка зубов, мытье ног, раздевание). Нужно приучить детей ложиться спать и вставать в одно и то же время; в последние часы перед сном следует проводить спокойные игры, 20 – 30-минутную прогулку, успокаивающую нервную систему. В комнате должен быть чистый, свежий воздух, что способствует более быстрому засыпанию и глубокому сну. Лучшей температурой в спальной комнате является 15 – 16˚C. Необходимо исключить громкие разговоры, игру на музыкальных инструментах и яркое освещение в комнате, мешающие сну. Очень важно соблюдать правила личной гигиены и приема пищи перед сном. Постель должна быть чистой и не очень мягкой.

Наш мозг способен адаптироваться к периодам без сна, длящимся 2-3 дня. Но со временем недостаток сна приводит к раздражительности, иррациональности, галлюцинациям и помешательству. Мозг во время сна не отдыхает. Деятельность мозга продолжается.

Традиционно считается, что потребность во сне уменьшается с возрастом и что люди старше 65 лет спят в среднем не более 5 с половиной часов. Однако исследования показывают, что потребность во сне остается постоянной со времени наступления половой зрелости.

Продолжительность сна не связана ни с полом, ни с физической активностью, ни с диетой, ни с интеллектом. Это глубоко личная характеристика, связанная, возможно, с детскими привычками или психологией. Продолжительность сна обычно составляет 6-8 часов в сутки, но возможны изменения в довольно широких границах (4-10 часов). При нарушениях сна его длительность может составлять от нескольких минут до нескольких суток.

Продолжительность сна у новорожденных, взрослых и пожилых людей составляет 12-16, 6-8 и 4-6 ч в сутки соответственно. Длительность сна менее 5 ч (гипосомния) или нарушение физиологической структуры считаются факторами риска бессонницы.

Лишение сна является очень тяжёлым испытанием. В течение нескольких дней сознание человека теряет ясность, он испытывает непреодолимое желание уснуть, периодически «проваливается» в пограничное состояние со спутанным сознанием. Человек без сна может обходиться гораздо меньше времени, чем без пищи и воды. Человек, бодрствующий долгое время, проходит периоды сильной усталости, но может преодолевать их и продолжать функционировать без сна. Однако люди, в течение долгого времени лишенные сна, становятся все более дезориентированными и утомленными психически и физически. После примерно 10 дней полного отсутствия сна наступает смерть. Этот способ психологического давления недаром использовался при допросах, в настоящее время он рассматривается, как изощрённая пытка.

Чтобы сон мог наилучшим образом выполнить свою жизненно важную функцию, необходимы благоприятные условия. Но это тема для отдельного разговора…(4)


Заключение

СОН (somnus) - физиологическое состояние, при котором создаются наилучшие условия для восстановления работоспособности организма, в частности центральной нервной системы. Является жизненной необходимостью: треть жизни человека проходит в состоянии периодически наступающего ежесуточного сна.

Во время сна отмечаются изменения мышечного тонуса (большинство мышц спящего человека расслаблено), резкое ослабление всех видов чувствительности - зрения, слуха, вкуса, обоняния, кожной чувствительности. Безусловные и условные рефлексы заторможены. Уменьшается поступление к тканям крови, что сопровождается снижением интенсивности обмена веществ на 8-10% и понижением температуры тела.

Согласно современным представлениям, сон - это не только отдых, но и деятельность, направленная на переработку различной информации, накопленной за день. О том, что работа мозга во время сна не прекращается, можно судить по сохраняющейся в эти часы его биоэлектрической активности. Биопотенциалы отражают биохимические процессы, происходящие в его клетках, и свидетельствуют об активной деятельности мозга.

Если провести опрос на тему: «Какие сны Вы видите?», то найдутся, возможно, такие, которые ответят, что они никогда не видят снов. Однако это не так. Исследователи следили за уснувшим человеком, и как только у него наступал быстрый сон, тут же будили и спрашивали, что он видел во сне. Разбуженный неизменно вспоминал сон и рассказывал о нем. И действительно, когда смотришь на человека в фазе быстрого сна, можно сделать вывод, что спящий что-то переживает: у него учащается дыхание, изменяется сердцебиение, шевелятся руки и ноги, наблюдаются быстрые движения глаз, мышц лица. Исследователи предположили, что именно в такие моменты уснувший человек видит сон. Так и оказалось. А стоило того же человека разбудить во время медленного сна, и он уверял, что никаких снов не видел. Причина была простой - он их уже забыл, пока длился медленный сон. За 6-8 часов сна медленный сон продолжительностью 60-90 минут несколько раз сменяется быстрым – на 10 минут.

В процессе индивидуального развития организма характер сна закономерно меняется. Так, у новорожденного ребенка суточная продолжительность сна составляет 16-20 ч, периоды сна и бодрствования чередуются аритмично. С возрастом потребность во сне постепенно снижается, структура сна, характерная для взрослого человека, формируется в основном в пубертатном периоде. В пожилом и старческом возрасте наблюдаются дальнейшее укорочение длительности ночного сна, уменьшение доли быстрого сна.

К основным расстройствам сна можно отнести повышенную сонливость (гиперсомнию) и бессонницу (инсомнию). Гиперсомния чаще всего возникает у людей, перенесших тяжелые инфекционные заболевания (сыпной тиф, менингит, грипп), при анемии, поражениях нервной системы (например, при энцефалите). К гиперсомниям относится также нарколепсия. Бессонница встречается чаще. Она может сопутствовать различным заболеваниям, к числу которых относятся неврозы, психозы, органические заболевания головного мозга (особенно атеросклероз мозговых сосудов), болезни внутренних органов и эндокринных желез. Бессонница может быть трех видов: затрудненное засыпание, поверхностный, беспокойный сон с частыми пробуждениями и раннее окончательное пробуждение. Люди, страдающие бессонницей, обычно жалуются на резкое недосыпание, но объективные исследования показали, что длительность сна у них равна 5-55 ч (нормальный сон длится не менее 65 ч). Все дело в нарушении качества сна. Полная, или тотальная, бессонница, при которой преобладает бодрствование, лишь изредка прерывающееся дремотой, встречается чрезвычайно редко.

... ; Rathunde K., 1963; Roe A., Siegelman M., 1963). Из приведенного обзора литературы можно сделать вывод, что до настоящего времени подход к проблеме пограничных психических расстройств у детей, находящихся в условиях семейной депривации не носит характер систематической терапевтической помощи и поддержки, не разработаны принципы оценки состояния и уровня развития детей, находящихся в условиях...